Массажные стишки. Массаж "У оленя дом большой"

Главная задача «Веселого массажа» подарить ласковые прикосновения мамы к телу ребенка, весело и с пользой провести время с малышом, естественно стимулировать точки защиты организма от болезней, снять напряжение и усталость, особенно после письменных занятий или «сидячей» работы.

«Веселый массаж» — это массаж в игровой форме — включает в себя массаж спины, рук, ног и пальцев, как на руках, так и на ногах. Другими словами, массаж крупных и мелких мышц тела.

Массаж ступней ног и кистей рук немного отличается, скажем, от массажа спины. Разница в том, что при массаже мелких мышц тела, стимулируются не только сами мышцы, на которые приходится воздействие, но благотворное влияние оказывается на весь организм. А причиной тому является огромное множество высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела (в каждой ступне, например, сосредоточено по семь тысяч окончаний), которые отвечают за состояние организма в целом. Их стимуляция оказывает лечебное и профилактическое действие. Интересен факт, что врачеватели Древнего Египта считали стопы и кисти одним из ключевых «врат в тайны организма». Гробница Анхмахора, придворного врача из Саккары (1300г. до н.э.), украшена изображениями целительных искусств, среди которых рефлексотерапия стоп ног и кистей рук (массаж стоп ног и кистей рук относится к рефлексотерапии).

Массаж рук и стоп особенно показан детям дошкольного и младшего школьного возраста для снятия эмоционального напряжения, нормализации функций вегетативной нервной системы, предупреждения переутомления.

Чаще массируйте ручку ребенка от мизинца — к большому пальцу и, наоборот: от большого пальца – к мизинцу . Помните: именно крайние фаланги пальцев влияют на развитие высших корковых функций . Фаланги пальцев – это короткие трубчатые кости, составляющие скелет пальцев конечностей у позвоночных животных и человека (у человека – кисти руки и стопы ноги). Как можно чаще, раздражайте фаланги различными способами: потирайте, пожимайте, надавливайте на них.

Очень хорошо, если ребенок периодически несколько раз в день потирает ладошки или «шагает» пальчиками рук по какой-либо шероховатой поверхности, — тогда получается микро массаж пальцев рук.

Расположите ногу ребенка поудобнее для него и растирайте стопу с боков быстрыми движениями вверх и вниз с обеих сторон. Это расслабляет суставы и мышцы, устраняет застой крови и лимфы. Пятки и подушечки подошвы можно массировать сильно, а вот центр стопы требует нежных прикосновений.

Если ваш ребенок жалуется на боли в спине, то, помассировав ему спину и шею, не пренебрегайте массажем стопы, ведь именно здесь находится огромная концентрация точек, которые в современной рефлексотерапии соотносятся с позвоночником.

Не стоит забывать и о старинном методе лечения простуды: вспомните, как бабушки растирали водкой стопы, а в особенности каждый пальчик, после чего уже наутро простуда отступала – начинал дышать нос свободнее, переставали слезиться глаза. А все это потому, что стимуляция пальцев ног оказывает благотворное воздействие на глаза, уши, зубы, десна и носовые пазухи.

Не нужно во время «Веселого массажа» стремиться использовать лечебные крема и эфирные масла, так как «Веселый массаж» не является лечебным, а вот пользоваться разнообразными массажерами ребенку понравится. Важно, чтобы он нашел степень нажима на свою кожу, при которой не возникает чувства боли, но хорошо чувствуется.

Ц ель в еселого массажа – привести организм в состояние равновесия, внутреннего комфорта, побудить системы организма работать слаженно и эффективно , опираясь на эмоционально-положительную сторону данного метода, а именно, игру , ведь игровая деятельность – это основная деятельность маленького ребенка.

Вообще, массаж – это приятное действо, которое приводит к восстановлению сил организма в целом. «Веселый массаж» должен превратиться в несравнимое ни с чем удовольствие!

Сделайте «Веселый массаж» малышу, используя игровые тексты сборника, и не отказывайтесь, если ваш ребенок захочет повторить этот массаж для вас, на вашем теле. Существует массаж пассивный , когда ребенку делает массаж другой человек (взрослый или ребенок) и активный , когда ребенок делает массаж сам себе или кому-то другому.

Во время активного массажа, (гораздо больше, нежели пассивного), малыш будет развивать свои руки, укрепляя мышцы, увеличивая подвижность суставов. Стремление запомнить и произносить текст во время массажных действий будет способствовать развитию речи и памяти ребенка, одновременно малыш научится дарить такие же ласковые прикосновения другому человеку, какие получает сам, правильно и осознанно регулируя мышечное напряжение рук.

Всегда помните о массаже – похлопывании . Упражнения, связанные с похлопыванием всего тела, достаточно просты для выполнения. Их одинаково легко выполнять взрослому на теле ребенка, ребенку самому на своем теле или на теле кого-то другого. Ладонями и кулаками прохлопайте все тело ребенка, и у него появится чувство глубокой расслабленности и наполненности энергией.

После регулярного массажа движения становятся проворными и быстрыми, а голова свежей. Такого рода массаж очень большую пользу окажет именно в активном виде. Он поможет укрепить кости и сухожилия, развить мускулатуру и мелкую, и крупную одновременно, повысить подвижность суставов, улучшить мышечное чувство, циркуляцию крови, усилить работу внутренних органов и обмен веществ.

Его легко делать в самых различных ситуациях, скажем, даже во время поездки в поезде. То есть, он более приспосабливаемый к обстоятельствам и более мобилен, нежели массаж другого вида, экономичен и эффективен.

Обычным инструментом для таких процедур служат руки, но можно использовать для утяжеления похлопываний мешочки с песком или мелкой крупой разного размера, а значит, разной тяжести и площади похлопывания.

Такой массаж можно делать через одежду, а не на голое тело. Опять же, толщина одежды окажет влияние на силу похлопываний, их чувствительность.

*****************************************************************************************************

Так же Вы можете бесплатно скачать книгу о детском массаже:

Название: Детский массаж. Массаж и гимнастика для детей от рождения до трех лет.

Издательство: СПб. «КОРОНА» принт

Год: 2000

Страниц: 320 с., иллюстрации

Серия: Детский массаж

Если мама делает массаж своему ребенку(неважно какого возраста) это способствует лучшей эмоциональной связи между ними, повышает уровень доверия, способствует выработке гормонов счастья(эндорфинов) . И для физического развития массаж очень полезен. Особенно в возрасте до года. Я конечно говорю о профилактическом массаже, который не требует особых знаний и умений или даже о массаже в форме игры.

Здесь собраны стихи и сказки, с помощью которых можно сделать процесс массажа радостным и увлекательным.

1.Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы

Рельсы, рельсы
Шпалы, шпалы
Ехал поезд запоздалый
Из последнего вагона
Вдруг просыпалось зерно.
Пришли куры – поклевали, поклевали.
Пришли гуси – пощипали, пощипали.
Пришел слон – потоптал, потоптал.
Пришла слониха – потоптала, потоптала.
Пришел слонёнок – потоптал, потоптал.
(Кулачком по спине постукиваем с убыванием силы)
Пришел дворник, все подмёл,
Поставил стол,
Поставил стул
И начал писать письмо:
«Дорогие жена и дочка – вжик, точка, вжик, точка (справа, слева).
высылаю вам чулочки – вжик, точка, вжик, точка.
а чулочки не простые – вжик, точка, вжик, точка.
В них застёжки золотые – вжик, точка, вжик, точка.
Запечатал и отправил его по почте.

2. Жили были дед и баба. Жили не тужили, но как-то ночью закрутил у бабы живот
И крутит, и крутит (крутим руками по окружности).
Вставай дед, – говорит бабка, – Вези меня к врачу.
Запряг лошадей дед и поскакали они Скок-скок- скок (скачем пальчиками).
И вдруг рев из леса УУУУУУУУУУУУУУУУ, испугались лошади рванули вперед, а дед с бабкой вывалились.
Что делать?
Видят стоит черепаха, комар, слон – На чем поедишь? (тот кому массаж делают – отвечает)
– (например) Комар (вы делаете укольчики пальчиком)
Дальше, все комар не летит, стоят тигр, слон и пчела.
… И так до бесконечности. Главное разнообразить щипательное движение и преподносить с юмором.
Закончить можно так.
Бабка закричала – Ой – дед все прошло, не болит у меня больше живот. Обрадовались они и как в сказке оказались дома на своей теплой печи. И заснули мирным сном.

3. Массаж спинки(поглаживание )

На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачка
Мы погладили бочка.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

4. Массаж животика (или при коликах).

Нужно гладить живот по часовой стрелке, приговаривая:

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

5. На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке )

Стоит миска творогу (кладем ладонь на животик ),
Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх )
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику )
Улетели (поглаживаем малышку )

У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим )
Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки )
Зайка по лесу бежит (топаем ножками )
В дверь ко мне стучится (ручками стучим )
Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим )
Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем )
Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки )
Лапу подавай!

6. Массаж медвежий. Сельскохозяйственный.

Шееел медведь. Большооооой медведь (топчемся ладонями по спине )…
Шла медведица… (топчемся меньшей площадью, кулаком, например ).
Шел мааааленький медвежонок (пальцами идем по спине ).
Нашли они большоооое поле (растираем ладонью спину ).
Медведь сказал: «Моееее поле» (говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине ).
Медведица сказала: «Моеее поле» (повыше голосом и шаги помельче ).
Медвежонок закричал: «Мое» (тоненьким голоском, мелкимипрыжками ).
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле (производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз ), разровняли (растираем ладонями ) и посадили зернышки (стучим меленько концами пальцев по всей спинке ).
Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине ), солнышко согрело, и пшеница взошла…
Выросли большие и красивые колоски
Пришло время и стали они жать пшеницу (левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем ).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось (низом кулака ставим плотненько отметины по спинке ).
«Ура! Ура! Ура! (разными голосами ) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!..» обрадовались медведи…
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу (скачем по спинке четырьмя копытами ).
Осталось поле чистое-чистое (гладим ладонью круговыми движениями по спинке ).
А медведи смололи зерна пшеницы — получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек!

7. Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)

Поперек толстунюшки,

А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик)

8. Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём

9. Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)


10. Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки.

11. Ручки-рученьки, да у деточки.
Потягушеньки – словно веточки,
Тянем к мамочке – потянушечки,
И ладошечки, и подушечки.

Ах вы, плечики, мои пышечки,
Потягушеньки, да малышечки.
Потянушечки – локотулечки,
Потягушечки у лапулечки.

Ножки-ноженьки, потягушечки,
По дороженьке побегушечки,
Ножки сладеньки, да ножулечки,
Ножки маленьки, крохотулечки.

На колешечках – сладка ямочка,
Вот как солнышко любит мамочка!

12. Массаж стоп – растирание.

Пяточки-топтаточки,

Шекотки-щекотаточки,

Розовы, да гладеньки,

Как конфетки сладеньки.

Маленькие стопочки,

Стопочки-топ-топочки,

До чего прекрасны.

Шелковы-атласны.

Маленькие пальчики,

Девочки и мальчики.

Розовы подушечки,

Крохотны ногтюшечки,

Пальчики-горошинки,

До чего ж пригоженьки.

Вот какие ножки

Ходят по дорожке!

13. Рыбки плавали, плескались
В чистой тепленькой воде
(разводите руки ребенка как будто плывете)
То сожмуться
(прикладываете ручки ребенка, как будто он обнимает себя сам)
Разожмуться
(распахиваете ручки)
То зароются в песке
(«зарываетесь в песок»)

14.для самостоятельных
Ветер дует к нам в лицо
(Ребенок машет ручками на себя)
Закачалось деревцо
(качается из стороны в сторону)
ветерок все тише тише
(присаживается)
а деревце все выше выше
(потягивается на мысочки)

This entry was posted on Пятница, Февраль 17th, 2012 at 09:00 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. You can , or from your own site.

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах, животик ты, живот!
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек,
спит котенок,
Улыбается ребенок.

Потешка для массажа стоп - растирание

Пяточки-топтаточки,
Щекотки-щекотаточки,
Розовы да гладеньки,
Как конфетки, сладеньки,
Маленькие стопочки,
Стопочки-топтопочки,
До чего прекрасны!
Шелковы, атласны!
Маленькие пальчики,
Девочки и мальчики.
Розовы подушечки,
Крохотны ногтюшечки,
Пальчики хорошеньки,
До чего ж пригоженьки!
Вот какие ножки
Ходят по дорожке!

Потешка для массажа рук и ног - поглаживание

Ручки-рученьки,
Да у деточки,
Потягушеньки,
Словно веточки,
Тянем к матушке,
Потягушечки,
И ладошечки,
И подушечки.
Раскрасивые
Мои плечики,
Шаловливые,
Как кузнечики.
Потягушечки,
Локотулечки.
Потягушечки
У лапулечки.
Ножки-ноженьки,
Потягушечки,
По дороженьке
Побегушечки,
Ножки сладеньки
Да ножулечки,
Ножки маленьки,
Крохотулечки.
Да колешечки -
Сладки ямочки,
Да малешечки
Любит мамочка!

Потешка для массажа спины

На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет.

Потешка для массажа-оглаживания

Как по небу облачка,
Мы погладили бочка.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

***

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки - слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки - глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику - сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток - говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку - разумок! (мягко нажать на лобик)

***

Поглаживаем спинку.
Идёт бай по стене,
Несёт лапти на спине,
Детёнкам по избёнкам,
Дарит по лаптёнкам…

***

Рельсы, рельсы. (проводим одну, потом другую линии вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы. (проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый. («едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона
Вдруг посыпалось пшено. (стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали. (стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали. (щипаем спинку)
Пришла лисичка, (гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон, («идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха, («идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок. («идём» тремя пальцами, сложенными в щепоть)
Пришёл директор магазина, («идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил. (поглаживаем спину ладонями верх-вниз)
Поставил стол, (изображаем - стол кулаком)
Стул, (стул - щепотью)
Печатную машинку. (печатную машинку - пальцем)
Стал печатать: («печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка. (на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал, (водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил, (щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил. («кладем письмо» за шиворот)

***

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём

***

Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

***

Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили – пощипали,
Походили – поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать –
Дадим им крошек поклевать.
Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки.

Девочки,может кому-то пригодится. С детства помню только рельсы-рельсы, а вот наткнулась на кучу прикольных стишков

№1
Жили были дед и баба. Жили не тужили, но как-то ночью закрутил у бабы живот.
И крутит, и крутит (крутим руками по окружности).
Вставай дед, - говорит бабка, - Вези меня к врачу.
Запряг лошадей дед и поскакали они Скок-скок- скок (скачем пальчиками).
И вдруг рев из леса УУУУУУУУУУУУУУУУ, испугались лошади рванули вперед, а дед с бабкой вывалились.
Что делать?
Видят стоит черепаха, комар, слон - На чем поедишь? (тот кому массаж делают - отвечает)
- (например) Комар (вы делаете укольчики пальчиком)
Дальше, все комар не летит, стоят тигр, слон и пчела.
… И так до бесконечности. Главное разнообразить щипательное движение и преподносить с юмором.
Закончить можно так.
Бабка закричала - Ой - дед все прошло, не болит у меня больше живот. Обрадовались они и как в сказке оказались дома на своей теплой печи. И заснули мирным сном.

№2


Рельсы, рельсы
Шпалы, шпалы
Ехал поезд запоздалый
Из последнего вагона
Вдруг просыпалось зерно.
Пришли куры - поклевали, поклевали.
Пришли гуси - пощипали, пощипали.
Пришел слон - потоптал, потоптал.
Пришла слониха - потоптала, потоптала.
Пришел слонёнок - потоптал, потоптал.
(Кулачком по спине постукиваем с убыванием силы)
Пришел дворник, все подмёл,
Поставил стол,
Поставил стул
И начал писать письмо:
«Дорогие жена и дочка - вжик, точка, вжик, точка (справа, слева).
высылаю вам чулочки - вжик, точка, вжик, точка.
а чулочки не простые - вжик, точка, вжик, точка.
В них застёжки золотые - вжик, точка, вжик, точка.
Запечатал и отправил его по почте.

№3
Массаж спинки ( поглаживание )

На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачк?
Мы погладили бочк?..
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик ).

Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:

Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

На лугу, на лугу (гладим животик по часовой стрелке )
Стоит миска творогу (кладем ладонь на животик ),
Прилетели две тетери (пощипываем бочка снизу вверх )
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику )
Улетели (поглаживаем малышку )

У оленя дом большой (поднимаем ручки вверх и разводим )
Он глядит в свое окно (подтягиваем за ручки )
Зайка по лесу бежит (топаем ножками )
В дверь ко мне стучится (ручками стучим )
Тук-тук, дверь открой (ручки сводим к груди и разводим )
Там в лесу охотник злой (ручками вверх и вниз машем )
Зайка, зайка забегай (сгибаем и разгибаем ручки )
Лапу подавай!

Массаж мадвежий. Сельскохозяйственный.

Шееел медведь. Большооооой медведь ( топчемся ладонями по спине )…
Шла медведица… ( топчемся меньшей площадью, кулаком, например ).
Шел мааааленький медвежонок ( пальцами идем по спине ).
Нашли они большоооое поле ( растираем ладонью спину ).
Медведь сказал: „Моееее поле“ ( говорим басом, бегаем кругами ладошками по спине ).
Медведица сказала: „Моеее поле“ ( повыше голосом и шаги помельче ).
Медвежонок закричал: „Мое“ ( тоненьким голоском, мелкимипрыжками ).
Подумали они и решили, что поле будет общее. Всем хватит.
И решили они посадить пшеницу.
Вспахали поле ( производим какие-нибудь копательные движения снизу вверх по спине, потом вниз ), разровняли ( растираем ладонями ) и посадили зернышки ( стучим меленько концами пальцев по всей спинке ).
Дождик зернышки полил (тыльной стороной пальцев водим волнообразно по спине ), солнышко согрело, и пшеница взошла…
Выросли большие и красивые колоски…
Пришло время и стали они жать пшеницу ( левой рукой берем складку кожи как бы щипая, правой реброй ладони подрезаем ).
Собрали все пшеницу в снопы, много снопов получилось ( низом кулака ставим плотненько отметины по спинке ).
»Ура! Ура! Ура! ( разными голосами ) Ой, как много у нас пшеницы выросло, вот это урожай!.." обрадовались медведи…
Собрали все снопы на телегу и повезли на мельницу… Лошадка повезла пшеницу на мельницу ( скачем по спинке четырьмя копытами ).
Осталось поле чистое-чистое ( гладим ладонью круговыми движениями по спинке ).
А медведи смололи зерна пшеницы - получилась мука. Муку привезли домой и испекли вкусный-вкусный хлебушек!

№6
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки - ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки - хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём

Били лён, били (стучим кулачками по спине)
Топили, топили (растираем ладонями).
Колотили, колотили (похлопываем).
Мяли, мяли (разминаем пальцами)
Трепали, трепали (трясём за плечи)
Белы скатерти ткали (чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали (поглаживаем ладонями)

№8
Как на этой на неделе
Прилетали две тетери:
Походили - пощипали,
Походили - поклевали.
Посидели-посидели
И обратно улетели.
Прилетят в конце недели
Наши милые тетери.
Мы тетерок будем ждать -
Дадим им крошек поклевать.
Сопровождаем слова поглаживаниями, пощипываниями и покалачиванием спинки.

№9
Массаж спинки (поглаживание)
На малышку глядя,
Спинку мама гладит:
Рыбка по морю плывет,
Белка хвостиком метет,
Как по небу облачкá
Мы погладили бочкá.
Как летят снежинки,
Так мы гладим спинку!

№10
Ручки-рученьки, да у деточки.
Потягушеньки - словно веточки,
Тянем к мамочке - потянушечки,
И ладошечки, и подушечки.

Ах вы, плечики, мои пышечки,
Потягушеньки, да малышечки.
Потянушечки - локотулечки,
Потягушечки у лапулечки.

Ножки-ноженьки, потягушечки,
По дороженьке побегушечки,
Ножки сладеньки, да ножулечки,
Ножки маленьки, крохотулечки.

На колешечках - сладка ямочка,
Вот как солнышко любит мамочка!

Массаж стоп - растирание.

Пяточки-топтаточки,

Шекотки-щекотаточки,

Розовы, да гладеньки,

Как конфетки сладеньки.

Маленькие стопочки,

Стопочки-топ-топочки,

До чего прекрасны.

Шелковы-атласны.

Маленькие пальчики,

Девочки и мальчики.

Розовы подушечки,

Крохотны ногтюшечки,

Пальчики-горошинки,

До чего ж пригоженьки.

Вот какие ножки

Ходят по дорожке!

Массаж живота (это же стихотворение можно читать при вечернем массаже животика в случае колик). Гладим животик по часовой стрелке, медленно проговаривая следующий текст:
Розовый животик
Мурлычет, словно котик,
Заурчал щеночком,
Забулькал ручеечком.
Ах животик ты, живот,
Кто же там внутри живет?
Кто мешает баиньки
Маленькому заиньке?
Мы погладим пузики,
Толстые арбузики.
Спит щеночек, спит котенок.
Улыбается ребенок.

№13
Работа с кистью ребенка и упражнения по мелкой моторике

Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать работу с кистями рук. Самое легкое упражнение - лег-кий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. Здесь находится очень важная точка - центр развития речи. Ее стимуляция необходима для речевого аппарата малыша. Чем раньше мы начнем уделять внимание этому аспекту, тем раньше услышим первое слово своего ребенка. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

Мышки бегают по кругу:
Друг за другом, друг за другом!

Утащили мышки сыр,
Затевают мышки пир!

Водят мышки хоровод,
Делит сыр усатый кот:

Вот тебе, держи, кусочек,
Заворачивай в платочек!

Вот тебе кусочек сыра,
Запивай его кефиром!

Вот тебе, не прозевай,
Поскорее уплетай.

И тебе кусок достался,
Ты голодным не остался.

И последний, наконец!
Вот так котик, молодец!

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила.
(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)
Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)
этому дала, (загибает безымянный пальчик)
этому дала, (загибает средний пальчик)
этому дала, (загибает указательный пальчик)
а этому не дала: (шевелит большой пальчик)
ты дров не носил, печку не топил,
тебе каши не дадим! (слегка щекочет ребенка)