Музыкальна терапия в детском саду. Арт-терапия в детском саду

ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы методики арт-терапии……………………..5

  1. Цели методики арт-терапии………………………………………………5
  2. Задачи занятий с применение методов арт-терапии…………………….9
  3. Условия подбора техник и приемов создания изображений…………..10

Глава 2. Техники арт-терапии в работе с дошкольниками………………...12

Заключение……………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………...22

ВВЕДЕНИЕ.

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Актуальность темы.

Актуальность изучения и исследования арт-терапии определяется тем, что в последнее время в нашей стране настало время бурного развития психотерапии, активного освоения её новых форм и моделей и внедрение её приемов в опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в определении арт-терапии, проанализировать возможности применения приемов арт-терапии и арт-терапевтической техники в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические основы арт-терапии

2. Рассмотреть основные техники арт-терапии, применяемые на занятиях с детьми дошкольного возраста

Объект исследования: приемы арт-терапии как вид психотерапевтической и коррекционной деятельности.

Предмет исследования: основные техники арт-терапии, которые могут быть использованы в ДОУ на занятиях с детьми

Гипотеза исследования: применение арт-терапевтической работы в ДОУ позволяет решить такие проблемы как улучшение психического здоровья дошкольников, удовлетворить потребность ДОУ в инновационных технологиях.

Глава1. Теоретические основы методики арт-терапии

1.1 Цели методики арт-терапии

Арт-терапия (лат. ars - искусство, греч. therapeia - лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Показания для проведения детской арт-терапии:

Упрямство;

Агрессия;

Страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;

Частая смена настроения;

Задержки речевого и психического развития;

Кризисные ситуации;

Трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;

Возбудимости или апатичности;

Изменение места жительства;

Подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;

Потери родительского контроля над ребенком, непослушании.

Застенчивости и неуверенности в себе;

Агрессивность;

Гиперактивность;

Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности?

Создает положительный эмоциональный настрой.

Позволяет обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.

Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинками, скульптурами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.

Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.

Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.

Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

Основные принципы занятий арт-терапией:

1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.

2. Поощрение и благодарность ребенку.

3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.

4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.

5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.

6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.

7. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!

1.2 Задачи занятий с применение методов арт-терапии

1.Развитие творческих и коммуникативных способностей, познавательных процессов.

2.Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я»

3.Расширение представлений о самих себе, развитие интереса к самому себе.

4.Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

5.Сплочение детского коллектива.

6.Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

7. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.

8. Воспитания межличностного доверия и группового сотрудничества.

9. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

10. Обучение новым приёмам рисования и развитие умения экспериментировать.

1.3 Условия подбора техник и приемов создания изображений.

Рисуночные сессии с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислим условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобразительная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка также естественно, как рисовать.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т.д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски - в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Глава 2. Техники арт-терапии в работе с дошкольниками

В работе с детьми дошкольного возраста возможно использовать следующие арт-терапевтические техники:

Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Наиболее насыщенными по воплощению и эмоционально яркими являются гуашевые или акварельные изображения. Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. Их можно облечь в привлекательную для детей форму: они могут замазывать краской вход в пещеру; брызгами, пятнами, разнообразными линиями создавать города, явления природы, сказочных существ; закрашивать цветными мелками собственный силуэт, нарисованный на полу.

Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки мараний исключает и саму оценку. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность.

В этих случаях навязывание оценки устраняется взрослым, в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения.

Нестандартность процесса приводит детей к собственным маленьким открытиям. Как мы уже отмечали, часто в ходе мараний дети отказываются от кисточек, губок и начинают рисовать пальцами и ладонями. Новизна мараний, необычность, и в то же время, естественность, родство детской природе способствуют тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и табу.

Штриховка, каракули

Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги, пола, стены, мольберта и пр. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Чиркать можно, используя технику «фроттаж», когда заштриховывается поверхность листа, под которую подложен плоский предмет или заготовленный силуэт. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина арт-занятия. Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка. У каждого ребенка он свой, диктуемый психофизиологическими ритмами организма. Ритм присутствует во всех жизненных циклах, в том числе в режиме дня, чередовании напряжения и расслабления, труда и отдыха и т.д. Ритм создает настрой на активность, тонизирует ребенка.

Монотипия

На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. Название «монотипия» произошло от греческого слова «monos» – «один», так как отпечаток в этой технике получается только один. Если хочется что-то изменить или улучшить, нужно изготовить новый «оригинал», то есть нарисовать все заново.

На одном и том же листе можно делать несколько оттисков. Если после получения отпечатка ребенок продолжит рисовать на той же основе и повторно приложит лист с оттиском, рисунок изменится, вдохновляя автора на новое творчество. Действия можно повторять до тех пор, пока процедура будет приносить удовольствие, или же до получения наиболее привлекательного результата. При желании возможно «прописать» готовый отпечаток – дорисовать или приклеить сверху нужные элементы для завершения образа.

Известная всем работникам детских садов «кляксография» - это тоже вариант монотипии. Лист сгибается пополам, и снова раскладывается на столе. С одной стороны, от сгиба наносятся пятна краски (хаотично или в виде конкретного изображения). Можно нанести краску непосредственно около линии сгиба, либо в другой части половины листа – от этого будет зависеть, сольются ли оригинал и будущий оттиск в одно целое или между ними будет расстояние, как между двумя разными изображениями. Затем лист снова сгибается и плотно проглаживается ладонью. Краска симметрично отпечатывается на другой половине листа.

Красивые необычные оттиски получаются с помощью ниток. Если нитку (длиной сантиметров 30–40) опустить в краску, затем выложить на листе по собственному усмотрению, оставив вне листа лишь кончик, а затем накрыть сверху другим листом, и придавив его рукой, вытянуть нитку из пространства между листами, то на обоих примыкавших к окрашенной нити поверхности останутся необычные отпечатки!

Можно получать разные оттиски:

Если проглаживать верхний лист с разным нажимом;

Если на оригинал наносить много/мало краски;

Если, наложив лист на оригинал, слегка/сильно сдвинуть его

Полученные в результате разводы дают богатый материал для детских фантазий.

Часто бывает, что, проглаживая верхний лист, ребенок оставляет на его тыльной стороне следы испачканных краской рук. Эти случайно появившиеся разводы могут привлечь ребенка не меньше, а то и значительно больше, чем сам оттиск. И дальнейшая активность развернется именно здесь – пальцы будут целенаправленно окрашиваться, а краска вытираться о лист бумаги. Для ребенка это собственный, придуманный им, способ рисования. Ребенку задается вопрос, какое из изображений ему нравится больше, выбранный вариант получает название и внимание автора, взрослого, других детей.

Рисунок на стекле

Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку в мастерской (техника безопасности). В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Детям нравится рисовать на стеклах больших размеров, например, 25х40см или 40х70см, – на них есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети. За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, временное, лишенное монументальности и постоянства. Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившимся, которое уже не изменить. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться») подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, формировать умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

Рисование пальцами

Почти во всех перечисленных выше способах создания изображений имелись комментарии о спонтанном переходе детей на рисование пальцами и ладонями.

Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных шаблонов. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуальность ребенка. Рисование пальцами – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Ребенок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которые обычно не делает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. У одного и того же ребенка каждый процесс и продукт рисования пальцами не похожи на предыдущие. Всякий раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я. Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Каждую осень в конце сентября я собираю желтые, красные, рыжие листья, высушиваю их на подоконнике, складываю в картонную коробку с отверстиями для вентиляции. Сухие листья приносят много радости детям. Даже если вы не производите с ними никаких действий, а просто держите их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстера и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь. С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге. Даже когда дети пытаются изобразить что-то опредмеченное, например, Чебурашку или машину, изображение получается «лохматым», пушистым, малоразборчивым, но при этом эффектным и привлекательным. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. Маленькие дети высыпают на лист с клеем сыпучие материалы либо прямо из емкости для хранения, либо целыми горстями. Очень часто дети засыпают всю поверхность листа крупой, даже если до этого нанесли совсем немного клея. При стряхивании лишних материалов изображение все равно останется только в месте приклеивания. Рисование сухими листьями или сыпучими продуктами захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в мелкую труху. Дети набирают их снова и снова, сгребая в кучки со всей поверхности, до которой дотянулись, и которую смогли «отбить» у соседей. Перемешанные между собой и раскиданные сыпучие продукты, труха листьев по своей внешнему выражению - сор, который в обыденности аккуратно выметается, выбрасывается, от которого детей приучают избавляться, к которому не разрешают прикасаться.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование предметами окружающего пространства

Можно рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит для психолога знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!

Рисование пластилином

Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми.

Рисование под музыку

Основа музыки – звук. Звук, как акустический сигнал, воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность. На музыку реагирует сердечно-сосудистая система, дыхательная система, музыка оказывает влияние на гормональный обмен и др. Предложите детям прослушать музыку, представляя ее цвет и движения звуков. Затем при повторном звучании предложите изобразить то, что они представляли изобразительными материалами, не создающими сопротивления на бумаге и не требующими мышечного напряжения при работе. Лучше использовать акварель или восковые мелки.

Рисование на мокрой бумаге

Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это доставит ребенку особое наслаждение подарит много положительных эмоций.

Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии. Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ.

Его можно использовать для развития групповой сплоченности, он может помочь ребенку выразить то, для чего у него не находится слов, или то, что он не может озвучить, и это доставляет удовольствие.

Список используемой литературы.

Вальдес Одрихола М.С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»

Журналы «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии» 6 – 2003., 1 – 2004., 3 – 2004.

Журналы «Коррекционная педагогика» 3/5 – 2004., 2/8 – 2005., 3/9 – 2005. Л.А. Неменская «Искусство и ты» М. Панфилова «Игротерапия общения».

Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.

Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.И., Добровольская Г.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» М. – 2001.

Синицина Е.И. «Умные сказки» серия «Через игру – к совершенству» М. – 1999.


Арт-терапия- является одним из способов развития психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста, которым присвоен статус ОВЗ. Психологам известно, что у детей интерес к рисованию проявляется довольно рано, что делает этот метод универсальным инструментом в формировании положительных навыков взаимодействия с миром.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют познанию самого себя и окружающих людей, развивают эмоциональную отзывчивость, также формируют и совершенствуют высшие психические процессы, такие как мышление, внимание и память. Немаловажным является и совершенствование воображения, любознательности, мелкой моторики- это является неотъемлемой частью успешного развития детей с ОВЗ. Ведь сегодня нам приходится существовать в очень непростом мире, жизнь ставит нас в трудные ситуации. Это особо остро могут ощущать дети с особенными возможностями здоровья. Трудности ожидают их в самых простых и элементарных для взрослого, здорового человека ситуациях. Только уверенный в своих силах и в своих возможностях ребенок, сможет успешно социализироваться, активно самовыражаться и добиваться высоких результатов. Зачастую, с уверенностью в себе у детей с ОВЗ бывают проблемы. Они ощущают себя «не такими как все», у них возникают проблемы во взаимодействии со сверстниками, что мешает успешной социализации и адаптации к меняющимся условиям среды. По этой причине многие дети с особенными возможностями здоровья испытывают страхи, тревогу, могут агрессивно реагировать при взаимодействии и не понимают эмоции других людей. Однако, сотрудничество не будет эффективным, если его участники не способны понимать состояние другого и управлять собственными эмоциями. Так как распознавание и передача эмоций- многогранный процесс, который требует от ребенка определенных умений и навыков, его нужно формировать и совершенствовать. В своей работе для этого психологи использую арт- терапию.

На своих занятиях я использую различные методы арт-терапии. Это прекрасная возможность для ребенка выразить свое отношение к миру, найти то, что вызывает тревогу и беспокойство, научится взаимодействовать с окружающими людьми и поверить в свои силы.

Я заметила, что ребенку во время наших занятий легче выразить свои чувства и впечатления с помощью изобразительной деятельности. Привлечь детей к творчеству, мне помогает огромное разнообразие техник, художественных материалов и возможность поэкспериментировать. Также я заметила, что привлекательным для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является то, что во время занятия арт-терапией невозможно совершить ошибку, это благоприятно сказывается на самооценку детей. Если же ребенок оставляет свою работу, как только у него возникают трудности и что-то получается не так, как он это задумал, я предлагаю ему другие способы достижения желаемого результата. Это учит ребенка с ОВЗ преодолевать препятствия, он поймет, что из любой ситуации есть выход.

Наблюдая за ребенком во время того, как он занимается творческой работой, я могу больше узнать о нем и справится с трудностями в его поведении, заметить достоинства ребенка и развить их. Для того, чтобы занятия арт-терапией вызывали положительные эмоции у детей с ограниченными возможностями здоровья, я учитываю интересы детей, стараюсь удивлять их, использовать разнообразные темы, материалы, техники. Занятия арт-терапией имеют огромное значение для формирования психического здоровья, развитие познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают поверить в собственные силы.

На занятиях я особое внимание уделяет созданию коллективных творческих работ, это способствует сплочению коллектива и позитивной социализации каждого члена группы.

Моей главной задачей, как психолога, является пробуждение интереса ребенка и создание эмоционально благоприятной ситуации.

Также арт- терапию я использую в качестве своевременной диагностики в естественных для ребенка условиях, таким образом, можно предупредить серьезные проблемы, с которыми ребенок столкнется в будущем. Пониженный, депрессивный фон настроения, неуверенность в собственных силах и возможностях, боязливость, избегание трудностей из-за страха неудач, ранимость – все это картина эмоционального неблагополучия ребенка с ОВЗ, зачастую формирует психологию неудачника, все это становится трагедией маленькой души, которая несет это груз во взрослую жизнь. У меня, как у психолога, есть возможность остановить этот процесс, переориентировать его, помочь ребенку обрести уверенность в себе, все это удается воплотить посредством арт-терапии. Ребенок, который погружается в мир творчества, раскрепощается и открывается для новых навыков и умений. Его уверенность в себе возрастает, он развивается гармонично и своевременно. Все это помогает ему успешно социализироваться в детском коллективе, он чувствует себя более успешным, за счет этого повышается интерес к другим видам деятельности, повышается его статус в коллективе.

Таким образом, использование арт-терапевтических техник наиболее эффективно для психологического сопровождения детей с особенностями развития в детском саду.

Список используемой литературы

1. Бурно М.Е. Терапия творческим фотографированием// Практическое руководство творческим самовыражением/ Под ред. М.Е. Бурно. Москва.: Академический проект,2002.

2. Зейц, М. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница [Текст] / М. Зельц. – ИНТ: Речь, 2010. – 94 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Практикум песочная терапия [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. – Санкт-Петербург: Речь, 2002. – 224 с.

4. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми. — СПб., 2006.

5. Киселева В.М. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. -160с.

6. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. — Санкт-Петербург: Речь, 2006. – 158 с.

7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей — Ярославль, 1996.

Музыкальная терапия в детском саду

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания.

В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одаренным детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.

В нашем ДОУ помимо воспитывающего фактора музыки в воспитательно-образовательном процессе используется целительное воздействие музыки на дошкольников.

«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья.» (В.М.Бехтерев)

Музыкотерапия – это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, игра на музыкальных инструментах, пение и др.) Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние.

Музыкотерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода музыкотерапии.

Первый механизм состоит в том, что музыкальное искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и за счет этого найти ее разрешение.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие “аффекта от мучительного к приносящему наслаждение”.

Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии. Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания, например, симфоническую музыку 19 столетия. В проспективной фазе возможны два подхода. Первый – разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй – развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизации самочувствия.

Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с отличительно– коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивает педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается очищение. В третьем – снимается нервно– психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию.

Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой – является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия педагога музыкой совместно с ребенком.

Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

Творческая деятельность является самым сильным средством снятия напряжения. Это особенно важно для тех, кто не может “выговориться”; выразить свои фантазии в творчестве значительно легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на бумаге или в звуках, нередко ускоряют и облегчают вербализацию переживаний. Творчество открывает путь к выражению бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для ребенка и необычной для всех остальных форме.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребенком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств при использовании музыкотерапии бесконечно. Независимо оттого, что ребенок и педагог выбирают для своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.

Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

Музыка – искусство, и как любое искусство познается душой. Воспринимать музыку можно, внимая ей или участвуя в создании.

Педагогическая технология по дополнительному образованию арт-терапия "Цветной мир". Младший дошкольный возраст

Данная технология будет полезна воспитателям, педагогам по дополнительному образованию. Технология разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка
«То, что является творческим, зачастую
терапевтично, то, что терапевтично,
часто представляет творческий процесс»
Карл Роджерс

Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравни¬тельно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, кото¬рое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразитель¬ным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечеб¬ные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими - основанными исключительно на вербальной коммуникации - формами психотерапевтической работы.
1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, куль¬турного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо спо¬собностей к изобразительной деятельности или художественных на-выков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к уча¬стию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального об¬щения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хо¬рошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих пере¬живаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного ис¬кусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои пе¬реживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и само¬познания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предпола¬гает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутрен¬нему миру человека.
4. Продукты изобразительного творчества являются объективным сви¬детельством настроений и мыслей человека.
5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у лю¬дей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыни¬циативность, сформировать более активную жизненную позицию.
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала чело¬века, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве¬чает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскры¬тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво¬его индивидуально-неповторимого способа бытия-В-мире.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Существует несколько видов арт-терапии – в зависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапи;
- драматерапи;
- изотерапия и т.д.

Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Здоровьесбережение в нашем детском саду - это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
С целью создания благоприятного климата и стимулирования положительных эмоций у детей младшего дошкольного возраста пришла идея в разработке программы «Цветной мир».
Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок впервые идет в детский сад.
- у детей развивается эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства.
- привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным, кризисное, переходное состояние, ощущение неопределенности и беспокойства, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки.
- особенности межличностной коммуникации в детском коллективе, проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски оказания помощи детям привели к созданию программы художественного развития и коррекции личностных качеств детей средствами арт-терапии.
Структура и содержание технологии
Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно и должно удовлетворять потребностям каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Создание программы «Цветной мир» средствами арт-терапии» - как один из путей решения проблемы психологического здоровья детей. Программа разработана для детей 2-4 лет.
Наиболее распространенным видом арт-терапии является изотерапия. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ воспитательной работы с детьми.
Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим желаниям, мечам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах.
Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия начинается формирование и развитие мыслительных процессов. Неудивительно, что маленький ребенок реагирует на все: приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на ощущения от прикосновения к чему - либо. Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с родителями и педагогами, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным. Изодеятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Эффективность программы отмечена положительной динамикой и позитивными изменениями в эмоционально-личностной сфере, повышение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, снижение агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и беспокойства. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Художественное самовыражение детей помогает восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушение поведения, снять агрессию. Участники программы "Цветной мир", играют с красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение. Но их не учат рисовать. Ведь главное - это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Ребята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Цель:
Достижение психологической комфортности и развитие эмоциональной сферы средствами изотерапии.
Задачи:
1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей;
2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
3. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
4. способствовать повышению адаптационных способностей личности, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в рисовании.
5. активизировать творческий потенциал личности ребенка средствами изобразительной деятельности.
6. корректировать сенсорное восприятие способствовать укреплению моторики руки.

Организационно-методические условия
Необходимым условием для качественного осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространства, включающего в себя «культурные зоны», где ребенок может функционировать в искусстве, а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания.
Арт-терапевтические занятия проводятся в специально оборудованной изостудии, оснащенной необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.
«Рабочая» зона пол и стол – для изобразительной деятельности.
Перед занятиями на детей надевают фартуки и налокотники. Детям предоставляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями.
Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений. Арсенал способов создания изображений широк: красками, карандашами, восковыми мелками, используются также бумага разных форматов и оттенков, пластилин, губки, трафареты, палочки, рисование пальцами и ладонями, ступнями ног, сухими листьями и т.д.
Использование нестандартных изобразительных техник подбираются по принципу простоты и эффектности, с применением разнообразного материала, специально подобранное музыкальное сопровождение способствует снятию психо-эмоционального напряжения, развитию творческих способностей детей.
Приемы работы: изобразительные техники
1. Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
2. Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
3. Монотипия
Базовая графическая техника, описанная в брошюре О.А. Никологорской и Л.И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
4. Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности).
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.
5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).
Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.
6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д
7. Рисование предметами окружающего пространства
Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Форма занятий
Наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям этого детского возраста форма работы с детьми является групповая, т.к. позволяет работать с более широким кругом детей, воздействует на эмоционально-аффектную сферу ребенка.
Как правило, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ - общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой младшей и 1 раз в неделю во второй младшей группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий – от 10 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия. В форме игры и предполагают неформальное творческое общение в совместной художественной деятельности, где каждый ребенок чувствует поддержку и одобрение педагога.

Литература
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - Санкт-Петербург 2003г
2. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» - Москва 2005г.
3. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.
4. Л. Мадлер «Цветной мир» - Москва 2007г
5. Н.О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей – Санкт-Петербург 2008г.
6. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй» - Москва 1995г
7. С.Г. Рыбакова – Арт-терапия для детей ЗПР - Санкт-Петербург 2008г.
8. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» - Москва 2005г
9. Интернет ресурсы

Анастасия Железнякова

Здравствуйте всем, кто будет читать мой отзыв. Хочется рассказать свои впечатления и результаты от пройденного лечения в центре у Елены Викторовны. Прежде всего расскажу о своей проблеме и как я попала к этому врачу. Мне 32 года. Мой диагноз сложно было поставить, в итоге, через время, было поставлено соматоформное вегетативное расстройство, но первоначальный диагноз- аксональная полинейропатия, только с гиперчувствительностью.

Спасибо детскому клубу «Гармония»

Хотелось сказать детскому клубу «Гармония» и педагогу Юлии Владимировне слова благодарности за развитие нашего ребенка, Тяла Артема. Я, как мама, искренне от всего сердца Вам благодарна за старания и труд, что Вы вложили в развитие Артема. Когда мы обратились в этот клуб, мой сын отставал в развитии и не разговаривал. В течение незначительного периода посещения игровых занятий с педагогом, курса Томатис терапии, наш Артем на глазах стал меняться в лучшую сторону – появился интерес к познавательной деятельности, ребенок заговорил, а через некоторое время стал задавать вопросы…