Национальная одежда всех стран мира. Национальные костюмы разных стран

У каждой страны есть свои традиции, своя уникальность. И в каждой из них свои национальные костюмы. Сегодня мы поговорим о самых интересных и красочных нарядах.

Национальные костюмы Японии

Начать стоит именно с Японии. С XIX века считается кимоно. Также этот наряд является гейши.

Кимоно подчеркивает только талию и плечи, скрывая любые недостатки женской фигуры. Это напрямую связано с представлением жителей страны об тела. Около такой изящной японки каждый мужчина сможет себя почувствовать истинным самураем.

Национальные костюмы Китая

В национальной следует познакомиться ближе с ханьфу. Жители Китая носили долгое время наряды народа хань, откуда и появилось их название. Помимо этого, под национальной одеждой государства часто подразумевается ципао (длинное платье). После того как китайская монархия прекратила свое существование, ципао стало прообразом женской традиционной одежды.

Армянские национальные костюмы

Национальная одежда Армении является элементом образа жизни и культуры жителей этой страны. платье - эти слова являются синонимами слова тараз, также оно обозначает манеры и моду. Тараз включает в себя все части одежды, а также украшения к ним.

Национальные костюмы Индии

В Индии одежда женщин зависит напрямую от региона. Классическая индийская женская одежда - сари - это костюм с многовековой историей. Сегодня этот костюм также не потерял эстетической актуальности. И сегодня мужчины всего мира не могут смотреть спокойно на соблазнительные формы девушек, одетых в невероятно тонкие шелка сочных расцветок.

Национальные костюмы Бразилии

Редко в какой стране традиционный костюм сохранился полностью. Женщины надевают нижние накрахмаленные юбки, поверх них — яркие длинные наряды. Вата — это белоснежная, будто бы спадающая кофта, накинутая на плечи. Обувь - таманко - напоминает мужскую, также они носят чинелас — легкие сандалии. Замысловатые прически увенчивают легкими тюрбанами, а шею и руки украшают всевозможными браслетами и бусами из камней, ярких птичьих перьев.

Яркие, красочные костюмы танцоров карнавала Бразилии - это завораживающее зрелище для туристов всего мира.

Национальные костюмы России

Женский костюм на Руси включал в себя рубаху, набедренную одежду, сарафан, панёву, головной убор, обувь, пояс, украшения. У замужних женщин и девушек головные уборы были разными. В XIII веке появился кокошник, позаимствованный у фино-угоров.

«Лаптевой» Русь не была. Ее жители ходили в сапогах из кожи. Лапти также пришли от фино-угорских народов. Женщины в городах носили башмаки и сапоги, в конце XVII века у знати появились низкие туфли.

Национальные костюмы Испании

Традиционная испанская одежда в городах страны существовала до конца XIX в. Страна отличается большим разнообразием вариантов одежды, следовательно, выделить элементы национального испанского костюма можно лишь в общих чертах.

Костюм женщины состоял из рубашки на тонких лямках, светлой блузки, сборчатой широкой юбки с передничком, шерстяной короткой куртки или же корсажа. Голова была покрыта сомбреро или тонким платочком. На груди - скрещенная пестрая шаль. На ногах - плетеные сыромятные абаркас, остроносые кожаные запатас, плетеная легкая обувь из эспарто.

Наиболее типичной народной одеждой Аргентины считается костюм GAUCHO ( ГАУЧО ). Гаучо - это житель сельской местности(крестьянин), проживающий на равнинах Аргентины (а также таких стран, как Уругвай, Бразилия (южная зона), Чили), занимающийся скотоводством, - наиболее типичный образ аргентинского фольклора.

Происхождение слова "GAUCHO" точно неизвестно. Предполагают, что оно произошло от слова "quechua "("huachu","huajcho" ), что означает "сирота", "бездомный". Испанские поселенцы превратили термин "дети-сироты" в "гаучо"(бродягa, бездомный), т.е. слово носило негативный оттенок. В южной части Бразилии их часто называют "Gaudério" или "Gaucho".



Существует также предположение, что креолы и метисы стали произносить слово "GAUCHO", модифицировав введенное испанцами слово "chaouch", которое в переводе с арабского означает "пастух животных". Первые гаучо появились в пампах Аргентины примерно в 1600 году. Имеют испанские корни.

Они очень почитаемы в современной Аргентине, так как неоднократно защищали страну в различных военных конфликтах, в частности в войне за независимость. Есть даже официальный праздник День ГАУЧО, который отмечается ежегодно 6 декабря.

Современный гаучо-это как бы латино-американская "версия" ковбоя. Да, по типу работы-разводить и пасти скот, при этом быть отличным всадником, -они имеют сходство, но именно в одежде южно-американские и северо-американские ковбои имеют значительные различия. Образ гаучо неотделим от его одежды.

КОСТЮМ МУЖЧИНЫ- ГАУЧО

На рисунках вверху: составляющие одежды ГАУЧО

В центральных провинциях костюм гаучо характеризуется тем, что состоит из белой рубашки, длинных брюк, заправленных в черные сапоги со шпорами, короткого жакета(сorralera) или жилета с боковыми карманами, чтобы было куда положить табак и листы коки;

кожаного ременя с металлическими украшениями и застежкой,одевается также длинный тканый пояс (faja), он может доходить в длину 2м 80см, в ширину-18 см. Он несколько раз обворачивается вокруг талии и может доходить до линии груди. К нему прикреплается кинжал и другой инструмент гаучо.

Кроме традициооных сапог носятся так называемые "botas de potro"- обувь, сделанная из кожи, снятой с нижней части задней ноги лошади.

Шелковый платок(рañuelo )завязывается на шее так называемым республиканским узлом (обычно платок он красного, черного или небесного-голубого цвета). Этот платок может служить и защитой от мошкары, когда его одевают под шляпу и прикрывают им шею.

Костюм дополняет шляпа с неширокими полями, отделанная кожей (эта шляпа - небольшое, но очень надежное укрытие во время дождя или палящего солнца кордильер). Шляпа закрепляется на подбородке тесемкой (barbacho ) , чтобы не спадала во время работы. Очень распространен у гаучо берет- "boina". В холодную погоду важнейшим атрибутом одежды является шерстяная накидка-пончо, прикрывающая наездника в более холодное время года. Есть и менее плотная накидка-плащ - pala , которая шьется из хлопка, тонкой шерсти, шелка. Носят эту накидку летом. Есть и пончо-пала-демисезонная верхняя одежда.

В других аргентинских провинциях сапоги из кожи традиционно черного или темно-коричневого цветов и широкий пояс также типичны, однако брюки более широкие(bombachos ) и напоминают шаровары.

Поверх шаровар может одеваться чирипас (chiripas )- кусок плотной ткани, как правило шерстяной, тканой, который определенным образом пропускается между ног и закрепляются на поясе. Для работы чирипас шьется из более из плотных тканей, для праздников- из легких тканей. Для работы может изготавливаться и из тонкой кожи.

В качестве нижнего белья -calzoncillos -белые хлопчатобумажные(льняные, шерстяные) панталоны, по низу украшенные кистями, воланами, вышивкой. Они выглядывают из-под брюк и придают одежде особый шик.

Специалисты по истории костюма отмечают несколько этапов эволюции одежды ГАУЧО. Вот, как выглядела она в XIX веке.

Raimundo Quinsac Monvoisin,
«Soldado sentado», óleo sobre cuero, (1842).

ОДЕЖДА ЖЕНЩИНЫ-ГАУЧА

Паисана(гауча) и гаучо. Фото XIX века

КОСТЮМ ЖЕНЩИНЫ ГАУЧА ( также зовется "paisana", "china" "guaina" (en el norte litoraleño), "gaucha", "prenda".) очень прост и состоит из длинной двухслойной юбки (palleta), которая доходит почти до пяток, белой блузы с широким пышным рукавом, зачастую без рукавов, жакета, нашейного платка, шляпа как у мужчин; обувь-черные лакированные ботинки.

Для верховой езды омогут одеваться как мужчины. Такой костюм был типичным до конца пятидесятых, сейчас его можно увидеть в основном во время народных празденств.

Национальные костюмы народов России
Будучи многонациональной страной, Россия может похвастаться богатством и разнообразием культур. На просторах, раскинувшихся от гор Северного Кавказа до северной вечной мерзлоты, проживают десятки народов со своим особенным бытом, своей культурой, своими традициями. Эти различия между ними обусловлены географическими и историческими особенностями, религией, климатом региона и многими другими факторами. Они проявляются во всем, в том числе в национальных костюмах народов России. Предлагаем вам узнать чуть больше об особенностях некоторых из них.

Русский костюм

Начнем с национального костюма самого многочисленного народа России. Исторически основой гардероба русского мужчины или женщины являлась рубаха, на которую сверху надевались, в зависимости от пола, кафтан или сарафан.

Отделка и материал одежды отличался, так, праздничный наряд характеризовало обилие вышивки. Ее основным мотивом являлись народные узоры, однако каких‑либо ограничений не было: благодаря этому вышивка становилась своеобразной «визитной карточкой» владельца, рассказывающей его историю.

Также по одежде можно было понять, к какому сословию принадлежит человек (например, среди богатого населения пользовалась популярностью вышивка золотой и серебряной нитью) или каково его семейное положение (так, такой головной убор, как кичка, носили исключительно замужние женщины). Другая особенность национального костюма - многослойность. Это обусловлено переменчивой погодой в большинстве регионов и холодами, поэтому неотъемлемой частью гардероба являлись кафтан и телогрейка.

Русская национальная одежда сочетала в себе красоту и функциональность. Она должна быть свободной. Более богатые варианты, которые носили бояре, были подбиты мехами.




Особенности национальной одежды в России:
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.

2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.

3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент - пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.

4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.

5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.

6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.

7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.

Татарский костюм

Татарский национальный костюм представляет собой интересное сочетание двух веяний: на него оказали влияние общие традиции восточных народов и ислам. Основой одежды являлась рубаха‑платье, которая называется «кулмэк», и шаровары.



Другими составляющими гардероба были бешмет чекмень и казакин - это разновидности верхней одежды. Также сверху часто надевался халат, изначально считавшийся предметом рабочего гардероба. Среди женского населения в качестве аксессуара также пользовались популярностью жилетки и фартуки, платки (как обязательная составляющая мусульманского гардероба) и массивные украшения. А национальный мужской головной убор - тюбетейка - и по сей день надевается некоторыми представителями народа для религиозных обрядов.

Башкирский костюм

Башкирский костюм, как и национальные костюмы многих других народов России, шился по одному лекалу для мужчин и женщин. Характерно, что башкиры в качестве основного материала брали не только традиционные для того времени растительные волокна, но и кожу и мех. В качестве верхней одежды у этого народа были в первую очередь распространены елян и казакин - глухие костюмы на подкладе с длинными рукавами.

Важной составляющей праздничной одежды стали халат или шуба (в зависимости от времени года). Халаты расшивались ювелирными украшениями, яркой вышивкой, камнями. У женщин также в праздничный комплект входили платье и фартук с вышитыми узорами.

Якутский костюм

Якуты исторически проживают на севере российской территории, поэтому их национальный костюм был призван не только украшать, но и защищать от воздействия крайне низких температур. Уникальность якутского национального костюма в том, что он жив и продолжает исторические традиции и сегодня, среди современного населения региона. Культура якутской одежды сочетает множество разнородных элементов.


Верхняя одежда такого костюма очень плотная, выполненная из меха, кожи, сукна и других материалов. Традиционно гардероб украшается бисерной вышивкой, орнаментами, металлом, подвесками. Такой декор яркий: даже повседневные комплекты выглядят очень нарядно. Отличие же праздничной одежды в гораздо более сложном фасоне.

Дагестанский костюм

Последний национальный костюм народов России, который мы рассмотрим, это дагестанский костюм как один из самых ярких и характерных элементов северокавказской культуры. Он формировался под влиянием двух факторов: мусульманской традиции и горного климата. Элементы дагестанского костюма довольно часто претерпевали изменения, однако основа оставалась неизменной.


Для мужчин традиционный комплект - это белая рубаха, черные брюки и черкеска (кафтан), как правило, красного цвета. Завершали костюм тонкий пояс, на который крепилось оружие, сапоги и головной убор- меховая папаха. Дагестанские женщины одевались согласно мусульманской традиции - в платье, полностью покрывающее тело, и платок, такая одежда чаще всего изготавливалась из шелка и отличается разнообразием окраса.

Костюмы других народов России:

Адыгейцы


Буряты

Калмыки

Марийцы

Мордовцы

Цыгане

Чеченцы

Чуваши


Чукчи

Люди всех наций чтут свои обычаи и традиции. Их создавали веками, меняли под давлением обстоятельств, забывали и снова возрождали. Одна из главных традиций любого народа - это ношение национальной одежды. У некоторых народов она настолько оригинальная и красивая, что ее вид вызывает желание узнать подробнее о культуре этих людей. Особенно поражают своим великолепием женские костюмы, ведь женщины были модницами во все времена и во всех странах. В этой подборке фотографий можно увидеть самые интересные варианты женской одежды из разных уголков мира.

Индия
Традиционная одежда индийских женщин называется сари. Это невероятно женственная, очень красивая одежда, которая изящно повторяет все изгибы женского тела. В зависимости от региона страны, она может различаться по виду, материалам и узору вышивки.

Китай

Национальная одежда китаянок носит название ципао. Это длинное платье чаще всего красного и золотисто-желтого цвета. Именно эти цвета считаются в Китае символами благополучия и богатства.

Монголия


Монгольская национальная одежда сформировалась под влиянием кочевого образа жизни. В ней соединены элементы нескольких культур, а именно: русской, китайской и тибетского буддизма.

Казахстан


В национальной одежде Казахстана тоже можно найти элементы культуры соседних народов. Вышивка на их костюмах соединяет в себе черты русской, татарской, киргизской и туркменской культур. В настоящее время культура Казахстана возрождается после длительного уничтожения ее национальных традиций в ХХ веке.

Япония


Национальным костюмом Страны восходящего солнца называют кимоно. Оно выделяет плечи и талию, скрывая недостатки фигуры. В представлении японцев идеальная конституция тела - та, в которой меньше всего выпуклостей и неровностей.

Саудовская Аравия


Традиционная одежда женщин Аравийского полуострова называется абая. Это верхняя одежда из мягкой ткани. Абая представляет собой нечто среднее между плащом и свободным платьем. Цвет абаи почти всегда черный.

Азербайджан

В основе традиционной азербайджанской одежды лежит простота кроя и богатство отделки.

Корея

Традиционная одежда кореянок называется ханбок. Ее шьют из ярких одноцветных тканей. Состоит ханбок обычно из чогори (блузки или рубашки), жакета и длинной юбки.

Россия


Национальный костюм россиянок традиционно состоит из рубахи, паневы (набедренной одежды), сарафана, пояса, обуви, головного убора и украшений. Знаменитый русский головной убор - кокошник - был заимствован у финно-угорских народов в ХІІІ веке.

Украина

Украинский женский костюм - это вышитая сорочка и один из вариантов поясной одежды - дерга, запаска или плахта. В холодное время наряд дополняли безрукавками, которые назывались корсетками или киптарями. На голову женщины надевали разные чепцы, покрывая их длинным платком.

Болгария

Женский национальный костюм в Болгарии - это темный шерстяной сарафан, который называется сукман, белая рубаха в виде туники, цветной пояс, скрепленный тяжелой пряжкой, и яркий цветной фартук. Обувь сделана из сыромятной кожи, носят ее обычно с шерстяными чулками, украшенными разными узорами.

Вьетнам

Вьетнамский женский национальный костюм называется аозай. Он представляет собой платье с двумя разрезами, которое обычно надевается поверх штанов.

Одежда. Украшения

Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия - жилетки, рубашки, мундиры, шляпы, платки, шали. Тем не менее всё это уступало по прочности и теплу бизоньим шкурам, и большинство индейцев одевалось зимой именно в них, чтобы уберечься от мороза. Летом шкуры лежали, обработанные жиром и землей от насекомых-вредителей, и индеец гордо ходил в ситцевой рубашке, шерстяном одеяле и суконных леггинах. Но любой обуви индейцы предпочитали всё же традиционные мокасины. Традиционная кожаная одежда использовалась также в религиозных церемониях, на охоте и на войне. Она была своеобразно устроена и украшена бисером, иглами дикобраза, перьями и ценилась более высоко, чем любые европейские товары. Однако, мужская набедренная повязка из красного или темно-синего сукна, а также шерстяные одеяла стали неотъемлемой частью индейского костюма.

Принцип изготовления одежды

1. Раскрой и общий вид военной рубахи:

а) вышитая бисером или иглами дикобраза полоска оленьей кожи.

б) скальповая прядь.

2. Раскрой кожаных леггин

3. Общий вид кожаных и шерстяных леггин

4. Выкройка и общий вид мокасин с твердой отдельно пришивающейся подошвой:

а) суконная обшивка; б) формы язычков.

5. Орнаменты на мокасинах:

а - Сиу; б - Ассинибойны; в - Кроу; г - Команчи; д - Черноногие; е - Чейенны.

Мужская одежда включала в себя рубаху, леггины - две отдельные штанины, которые крепились к поясу наподобие чулков. К этому же поясу крепилась и набедренная повязка - длинный узкий кусок ткани, который проходил между ног и, пропущенный под пояс, свободно свисал спереди и сзади.

Мокасины были двух типов: древний вариант, сшитый из одного куска кожи, и более совершенный - с отдельно пришивавшейся подошвой из прочной и толстой кожи.

В холодное время экипировка дополнялась накидкой из шкуры бизона или шерстяным одеялом; могла быть использована и сшитая из одеяла своеобразная длинная шинель с капюшоном - так называемый капот. В сильный холод надевали рукавицы и примитивного покроя меховые шапки.

Насколько богато украшалась одежда воина, зависело от его боевых заслуг. Основной отделкой служила вышивка из игл дикобраза или позднее из бисера. Она пришивалась на рубаху - на рукава, плечи - и на леггины. В старину часто украшали рубаху на груди и на спине большим круговым орнаментом. Узоры обычно заключали в себе магический смысл - рубаха обретала защитные свойства, оберегая своего хозяина. Да и без всякой мистики широкие бисерные полосы играли роль панциря. Бисер, который индейцы покупали или выменивали у белых торговцев, представлял из себя стеклянные бусинки, порой довольно крупные (так называемый «конский бисер»). Они вполне могли защитить от скользящего удара ножа или стрелы.

Все традиционные рубахи отделывались бахромой - или из длинных полосок кожи, или из шкурок горностая, или из скальпов. Бахрому из скальпов носили только выдающиеся воины. Человеческие волосы часто чередовались с конскими. Последние символизировали захваченных лошадей, а если были выкрашены в красный цвет, обозначали убитых в бою лошадей, принадлежавших хозяину рубахи.

Нередко рубаха покрывалась рисунками и знаками, отражавшими славные боевые деяния. Например, поперечные полоски на рукавах показывали количество ку, подковы - число захваченных лошадей, трубки - сколько раз индеец был предводителем военного отряда и т. д. Иногда рубаху раскрашивали в два цвета - верх в сине-зеленый, символизирующий небо и мир, низ - в красно-коричневый, соответствующий земле и войне.

Леггины во многом повторяли отделку рубахи, тоже обладали магической силой и отражали послужной список хозяина.

Надо сказать, индейская одежда, в том числе и военная, зависела от моды. Менялись крой и формы, вышивки и разрисовки. Пожалуй, каждое племя имело своеобразную и характерную технологию изготовления одежды и собственный стиль вышивки. Человек с наметанным глазом безошибочно определял по одежде, из какого племени индеец. Например, у мокасин даже подошва имела определенную форму, и по её отпечатку опытный разведчик опять же мог узнать, индеец какого племени оставил следы. И уж тем более орнамент и отделка мокасин, несмотря на множество вариаций, говорили всё об их владельце.

Вождь канадских Ассинибойнов (Стони) в парадной одежде 1870–1900 гг.

Вышивка бисером

I. Техники и стили вышивки:

а) Ленивый стежок;

б) Стежок «Кроу»;

в) Стежок на месте.

г) Общий вид вышивки ленивым стежком

Такую технику применяли Сиу, Чейенны, Арапахо, Ассинибойны, Гро-Вантры, Кайова, Команчи, Пауни, Понка, Омаха, Кайова-Апачи, Арикара, Хидатса, Манданы, Шошоны.

д) Общий вид вышивки стежком «Кроу»

(Кроу, Черноногие, Сарси, Кри, Банги, Ассинибойны, Гро-Вантры, Юта, Шошоны, Хикарилья, племена плато).

е) Общий вид вышивки стежком на месте

Эта техника использовалась при вышивке так называемых «растительных орнаментов». Растительный орнамент характерен в основном для племён «фермеров» центральных и южных равнин (Понка, Омаха, Канза, Кэддо, Оседжи и др.) и для кочевников северных равнин (Сарси, Кри, Черноногие, Банги, Стони), хотя такие орнаменты использовали все племена, пожалуй, за исключением Чейеннов и Арапахо.

II. Значение Бисерной Символики:

1, 2. Человек.

3. Голова.

4. Глаз. 5. Сердце.

6. Пуповина. 7. Сердце и легкие. 8–9. Орел. 10–15. Перо. 16. Перья. 17. Бизон. 18. Кишечник бизона. 19. След антилопы. 20. След лося. 21. Бабочка. 22–23. Черепаха. 24. Лягушка. 25–26. Стрекоза. 27–28. Звезда. 29. Утренняя Звезда. 30. Млечный Путь. 31. Солнце. 32–34. Горы. 35–36. Типи. 37. Сумка. 38. Дороги. 39. Сушилка для мяса.

40. Река.

Бизонья накидка или попросту выделанная шкура бизона нередко служила не только одеждой, но и как бы зачетной книжкой воина. На ней изображались боевые заслуги хозяина - геометрические фигуры или пиктографические картинки, эдакие пляшущие человечки, главный из которых - обладатель накидки - жестоко расправляется со своими врагами.

Особого внимания заслуживают украшения-панцири из так называемых хэа-пайп - «волосяных трубок». Их так назвали потому, что первоначально использовали как украшения для причесок. Они появились у индейцев равнин к 1800-м годам. Украшения изготавливались в Нью-Джерси и попадали к индейцам от белых торговцев. Сначала это были трубки из раковин «конча», позднее из меди или серебра. Но металл не пользовался популярностью. Со второй половины XIX века распространились костяные трубки - с этого времени можно вести отсчет эпохи хэа-пайп, которая длится до сих пор. Шейное украшение из нескольких рядов костяных трубок стало как бы символом принадлежности к индейской нации. Кроме ожерелья, хэа-пайп использовались как подвески к серьгам, бусы и даже большие нагрудные украшения, которые одновременно служили и панцирем, для этого трубки соединялись в несколько рядов и закрывали грудь и живот воина. А иногда такой панцирь доходил до колен. Наибольшей популярностью хэа-пайп пользовались у индейцев южных и центральных равнин- Кайова, Команчей, Кайова-Апачей, Арапахо, Чейеннов, Оглала-Сиу.

Среди этих же племен были распространены довольно массивные нагрудные украшения из мельхиора - большие кресты или различные пекторали. Они украшались гравировкой и подвесками из металла. Подобные пластины опять же могли защитить от ножа, стрелы и даже пули.

Крест и пекшораль из мельхиора

Все индейцы любили медали. Они носили их на груди на шелковых лентах, иногда по нескольку штук. Медали попадали к индейцам: с востока - американские, с северо-востока - английские, с юго-запада - испанские, с северо-запада - русские. Все белые колонизаторы при заключении договоров обязательно вручали индейцам медали «в знак мира и дружбы». Медаль являлась гордостью вождя или воина, и при любом мало-мальски удобном случае он надевал её как знак признания его заслуг и значимости, да и просто как красивую вещь.

Большую популярность среди степных индейцев имели экзотические раковины денталия и каури, которые шли на расшивку одежды, на изготовление ожерелий и серег. Из традиционных материалов использовались большие речные раковины, молочные зубы лося, когти медведя.

Женская одежда состояла из длинного платья из кожи или ткани, мокасин и леггин, которые были короче, чем мужские, и крепились над коленом. Нередко мокасины и леггины составляли одно целое, и напоминали скорее высокие сапоги. Платье украшалось вышивкой из игл дикобраза или бисера. Для его отделки применялись также монеты, напёрстки, бубенцы, раковины каури и денталия, лосиные зубы. У дочери богатого индейца иногда платье было целиком расшито бисером.

Одежда женщины-воина в общем не отличалась от обычной женской одежды, разве что в торжественных случаях надевались мужской головной убор из перьев или медаль. Впрочем, известен случай, когда девушка-воин во время военного похода носила мужскую одежду.