Навыки ребенка в 4 месяца. Эмоционально-социальное развитие ребенка

В этом возрасте у крохи начинают угасать рефлексы новорожденного, он все чаще радует близких улыбкой, уверенно поворачивает головку и все дольше фиксирует взгляд на интересных предметах. Какие особенности физического и умственного развития четырехмесячных детей? Как на него нужно влиять? Что надо знать о питании детей на грудном вскармливании и искусственников? Узнаем подробно.

Как оценить нормальное развитие ребенка в 4 месяца

В этом возрасте у малыша сохраняется большая прибавка в весе. В период от трех до четырех месяцев он может набрать до 750 граммов, вырасти на 3 сантиметра.

На основе безусловного рефлекса Робинсона возникает целенаправленное хватание. Дитя уверенно берет рукой предметы, которые видит перед собой, удерживает их некоторое время, рассматривая. Исчезает рефлекс Моро - вскидывание рук в стороны после резкого хлопка или звука.

Здоровое развитие малыша характеризуется присутствием таких навыков:

  1. Легкое переворачивание с живота на спину и на бочок.
  2. Приподнимание на руках, лежа на животе, уверенное удерживание головки в этой позе.
  3. При потягивании за руки вперед из лежачего положения малыш садится.
  4. Отталкивание от пола при поддерживании за подмышки.
  5. В руках исчезает гипертонус.
  6. Предметы в руке кроха может удерживать 30 секунд.
  7. При кормлении малыш сам поддерживает грудь матери.

Отсутствие этих умений и навыков - знак тревоги. В таких случаях надо обращаться к педиатру и устанавливать причину отставания.

Нормальное психоэмоциональное развитие девочек и мальчиков этого возраста характеризуется ярким проявлением комплекса оживления. Малыш в ответ на обращение мамы активно двигает конечностями, лепечет и улыбается. Он уже способен произносить отдельные согласные звуки. Кроха реагирует на свое имя.

В 4 месяца у малыша начинают формироваться первые причинно-следственные связи. Так, увидев грудь мамы, он замолкает, ожидая кормления. У него появляются любопытство, радость, страх. Маленький человечек может расплакаться при появлении в комнате незнакомого человека или при обращении к себе на улице. А вот близких узнает и радуется их присутствию.

С любопытством дитя разглядывает части своего тела, тянет в рот ножку. Малыш радуется, когда его маме весело. Он становится беспокойным, если ей тревожно.

Психологическое развитие четырехмесячных детей связано с новым этапом зрительного и слухового восприятия. Малыш не просто видит, но и следит взглядом за предметами, которые движутся.

Зрение ребенка уже более восприимчиво к цвету. Чистые и яркие оттенки воспринимаются ним лучше, чем многоцветные сочетания. Поэтому не стоит окружать малыша большим количеством игрушек. Необходимо покупать ему такие, которые содержат 3-4 цвета. Перенасыщение разными тонами, оттенками просто утомляет. маленького

Слух ребенка в 4 месяца - еще один ценный проводник в окружающий мир. Малыш точно поворачивает голову в ту сторону, откуда слышатся шумы, речь, звуки. Он прекрасно отличает голос своей мамы от отцовского. Может узнавать и голоса самых близких родственников. Дитя понимает, когда к нему обращаются незнакомые люди, прислушивается, когда звучит музыка, может покачивать головкой. Ребенку неприятны высокие тона, его успокаивают низкие и ритмичные. Он любит слушать колыбельные. Четырехмесячным деткам рекомендуется включать музыку в исполнении одного инструмента или солиста.

В этом возрасте ребенок спит 15 часов в сутки, ночной сон составляет 10 часов. Днем дитя отдыхает три раза.

Как и чем можно заниматься с детьми в 4 месяца: игры

В период с 4 месяцев мама и близкие должны постоянно разговаривать с ребенком, знакомить его с предметами, объектами, игрушками. Нужно комментировать все действия дома, на прогулке, показывать картинки. Все это является залогом успешного развития малыша, формирования его пассивного словарного запаса, который со временем перейдет в активный. Надо развивать у крохи способность к речевому подражанию.

Конечно же, ведущую роль в развитии малыша этого возраста играет мама. Поэтому именно она является стимулятором взросления крохи. В 4 месяца основой развития является тесный контакт с любящей матерью, которая постоянно говорит с сыном или дочерью, знакомит с окружающим миром. Необходимо носить дитя на руках или в слинге, «кенгурушке», возить в коляске, демонстрируя разнообразие внешнего мира.

С малышом такого возраста нужно вступать в диалоги, то есть отвечать на его лепет. Ведь ребеночек должен чувствовать, что папа или мама его слушают, общаются с ним, понимают и любят. Рассказывайте крохе обо всех своих действиях, называйте цвета тех предметов и объектов, которые показываете малышу. Для того чтобы играть в хватательные игры, рекомендуется использовать не только игрушки, но и различные предметы, которые можно понюхать, потрогать, бросить. Главный критерий - их безопасность.

Кроха усваивает и привыкает к тем игрушкам, которые были куплены при его рождении. Поэтому в 4 месяца пора обновить их. В этом возрасте уже интересны не только погремушки, но и куклы небольшого размера, резиновые пищалки, мягкие предметы, музыкальные игрушки с кнопочками.

Чтобы развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев, подойдут развивающие коврики. Их можно сделать самостоятельно из лоскутков разной текстуры - шелка, шерсти, бархата, вельвета, шифона.

Что касается игр с четырехмесячным малышом, то рекомендуется проводить такие забавы:

  1. Игра «Ку-ку!». Это те же прятки, только в упрощенном варианте. Мама или папа закрывают свои глаза руками на короткое время и затем открывают их со словами «ку-ку». Также можно спрятаться за спинку детской кроватки и выглядывать. Еще один вариант такой игры - накрывание головки ребенка легким платочком с последующим его раскрытием.
  2. «Ладушки». Ребенка можно усадить на колени, взять его ладошки в свои, показать, как надо хлопать, и при этом ласково приговаривать или припевать «Ладушки, ладушки, где были - у бабушки…». Такая игра развивает мелкую моторику пальцев, активизирует головной мозг, поднимает настроение.
  3. «Сорока-ворона». Эта детская игра не просто развивает речь, но также обогащает пассивный словарный запас ребенка. Она активизирует работу его желудочно-кишечного тракта, потому что взрослый стимулирует на ладошке активные точки, отвечающие за работу органов пищеварения. В центре детской ладошки есть зона, стимулирующая работу тонкого кишечника. Именно с ее поглаживания своим указательным пальцем надо начинать игру. Движения совершаются по кругу, но без сильного нажима, со словами: «Сорока-ворона на припечке сидела, деткам кашку варила, деток кашкой кормила». Далее нужно легонько отводить назад и массажировать кончики всех пальцев, начиная с мизинца, приговаривая: «Этому дам, этому дам…». Всем пальчикам соответствуют определенные органы детского тела: мизинцу - сердце, указательному - желудок, безымянному - ЦНС, среднему - печень, большому - головной мозг. Именно поэтому последний надо массажировать дольше других со словами: «А этому не дам: он дров не рубил, в дом не носил, печь не топил, кашку не мешал!».

Помимо игр, малышу в 4 месяца надо продолжать делать массаж , заниматься с ним гимнастикой после пробуждения, в воде.

Питание ребенка в 4 месяца

Мама к этому времени должна выработать режим дня и кормлений. Отклонения в нем могут быть, но незначительные. Дитя, которое живет по режиму, с пеленок приучается к дисциплине, порядку, у него лучше работает система пищеварения.

В 4 месяца крохе вполне достаточно материнского молока. Оно полностью удовлетворяет потребности в витаминах и микроэлементах. Кроха еще не нуждается и в дополнительном допаивании. Молоко мамы вполне удовлетворяет потребность организма в жидкости.

Поэтому деткам на грудном вскармливании не стоит вводить прикорм в 4 месяца. Педиатры рекомендуют делать это в 6 месяцев. Ведь даже соки, которые на первый взгляд кажутся безобидными, могут у малыша вызвать сильную аллергию и колики. Это только повысит кислотность желудочного сока, будет провоцировать частые срыгивания. Хотя на практике многие мамы уже пробуют после исполнения крохе 4 месяцев давать прикорм. Если уже так хочется попробовать, то пюре из фруктов можно вводить лишь после овощных. Помимо риска аллергии и высокой нагрузки на желудочек, существует и риск отказа от груди. Ведь фрукты и соки сладкие, они вкуснее материнского молока.

Если же ребенок находится на искусственном вскармливании, то первый прикорм разрешатся вводить ближе к пяти месяцам. Это должно быть овощное пюре из брокколи или кабачка.

Кормление смесью четырехмесячного малыша осуществляется 6-7 раз в сутки. Объем адаптированной смеси составляет 1/7 от веса крохи, то есть 150-160 мл за кормление.

Специально для - Диана Руденко

Первые 4 месяца жизни ребенка по праву считаются самыми насыщенными и продуктивными. За это время малыш интенсивно развивается. Речь идет не только о наборе массы тела, но и о различных навыках. Малыш становится более активным, охотнее идет на контакт с родителями и посторонними людьми. Он активно взаимодействует с внешним миром, что позволяет ему приобретать новые жизненные навыки. Чтобы не пропустить возможные отклонения в развитии, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Социальные навыки

К 4-му месяцу жизни у крохи формируется «комплекс оживления». Это значит, что при общении со взрослыми ребенок начинает активно двигать конечностями, улыбаться и радостно гукать. К этому времени малыш уже умеет не только улыбаться, но и радостно смеяться. Он прекрасно различает хорошие и плохие эмоции взрослых людей. Радуется при появлении новой игрушки.

В 4 месяца кроха безошибочно узнает среди других взрослых людей своих родителей. И это не удивительно, ведь они проводят с ребенком больше всего времени.

Примечателен тот факт, что дети этой возрастной группы способны отличить своих родственников не только по внешнему виду, но и по голосам. Если они не видят своих родителей , то начинают активно искать их взглядом и прислушиваться к окружающей обстановке.

Уровень психологического развития

До четырехмесячного возраста дети улыбаются рефлекторно. После 4-х месяцев ребенок начинает улыбаться осмысленно. То есть, его настроением начинает руководить центральная нервная система. При этом ребенку доступен весь спектр эмоций и чувств , что и взрослому человеку.

Это очень важный этап в развитии крохи. Именно в этом время родители должны позаботится о том, чтобы между ними и малышом установилась тесная эмоциональная связь. В дальнейшем это позволит ребенку правильно развиваться в психоэмоциональном плане. Ему будет проще приспосабливаться к окружающему миру, ведь он будет знать, что рядом есть любящие его люди.

Физическая активность

К 4-м месяцам малыши приобретают некоторую самостоятельность . Они активно поворачивают голову. Во время кормления предпочитают помогать себе руками. Они хватаются за грудь мамы или бутылочку.

Естественно, это не все навыки, которыми овладевает кроха за 4 месяца жизни. Их намного больше. Основными из них являются:

Зрение и слух

Малыш к 4-месяцам начинает активно обращать внимание на все яркие или движущиеся предметы. Раньше у него не работала фокусировка зрения. Он мог различить предметы, расположенные только на расстоянии 40 см. Теперь же он отчетливо видит на дистанции в 3-3,5 м. Теперь кроха может наслаждаться видом своей комнаты. Да и прогулки на свежем воздухе становятся для него более познавательными.

Что касается слуха, то к 4-м месяцам он у крох становится таким же острым, как и взрослых людей. Теперь малыши умеют реагировать на окружающие звуки должным образом: при резких и незнакомых звуках они пугаются, а, слыша маму, радуются.

В этом возрасте родители не должны допускать скандалов при ребенке, так как кроха прекрасно различает эмоциональный окрас речи.

Желательно, чтобы малыш во время бодрствования не оставался в тишине. Если мама занята домашними делами, она может поставить ему классическую музыку, записи детских сказок или колыбельных песен. Все это пойдет маленькому человеку на пользу.

Речевые навыки

К возрасту 4-х месяцев ребенок должен уметь активно пользоваться своим речевым аппаратом. Он уже должным образом произносит основные слоги: «ба», «па», «ма». Из-за их четкого произношения многие молодые родители ошибочно думают, что чадо вот-вот заговорит. Это ошибочные ожидания. До полноценной речи еще далеко. Слоги, которые слышат родители от крохи в этом возрасте, указывают лишь на хорошее настроение. Эти звуки дети произносят неосознанно, они лишь копируют артикуляцию взрослых людей. И все равно это очень важный шаг. Ведь теперь у ребенка появился еще один инструмент привлечения внимания родителей.

Возможные отклонения

Когда речь заходит о патологиях развития, многие люди забывают о том, что все дети индивидуальны и уникальны. Даже если поместить детей в одинаковые условия , развиваться они будут по-разному. Например, если ребенок начинает переворачиваться на 1 месяц позже своих сверстников, это считается нормой.

В тех случаях, когда отставание достигает 2-х месяцев, тогда родителям нужно срочно показать свою кроху врачам.

Отсутствие половины вышеописанных навыков – серьезный повод для обращения за помощью. Нужно непременно идти к врачам в следующих случаях:

Все эти отклонения красноречиво указывают на отставание ребенка в физическом и психоэмоциональном развитии. Без помощи педиатра и невролога здесь не обойтись .

Если отклонения от нормы незначительные, скорее всего, родители просто не уделяли должного внимания развитию крохи.

Родители должны знать, что нужно делать , чтобы ребенок хорошо развивался.

Распорядок дня

К четырехмесячному возрасту родители должны делать все, чтобы ребенок был более активным днем. Нужно увеличить время непрерывного бодрствования до 3-х часов . Ребенок должен достаточное время гулять, играть с родителями. Ему должно хватать времени на освоение новых навыков.

Ночной сон ребенка должен занимать от 7-10 часов. При этом следует учитывать тот факт, что кроха, вероятнее всего, будет ночью просыпаться, чтобы поесть. Поэтому родителям следует загодя делать питание на ночь.

Физическое развитие

Делать это упражнение нужно не чаще 2-х раз в день.

Ребенок также должен уметь активно переворачиваться в 4 месяца. Если у него это плохо получается, это не повод для паники. Родители могут ускорить усвоение навыка. Для этого им нужно положить кроху на спину, взять ножку малыша, согнуть ее и отвести в сторону. Ребенок инстинктивно потянется ручкой в ту же сторону. Родители должны дать ему палец . Кроха ухватится за него и, воспользовавшись опорой, перевернется на живот.

Делать это упражнение нужно очень нежно и осторожно.

Чтобы у крохи лучше работали пальчики, родители могут сделать для него специальную игрушку: сенсорную коробку. Делать ее несложно: нужно взять картонный кубик и оклеить его различными материалами. В двух боках коробочки нужно сделать отверстия такого размера, чтобы кроха могла засунуть туда руку. Внутри коробочки нужно крепко закрепить шнурки, пуговички, ворсистую и гладкую ткань, фольгу.

Ребенок будет активно пытаться нащупать разные детали игрушки. Тем самым у него будет активно развиваться мелкая моторика.

Развитие слуха

Слух развивать проще всего. Для этого нужно воспользоваться различными музыкальными инструментами вроде колокольчика, свирели, ксилофона. Нужно издавать различные звуки с их помощью рядом с ребенком. При этом кроха должна видеть, что именно издает звук. Ребенок должен уметь вычислять местонахождение звукового источника.

Стимулирование речевого аппарата

Это не столько работа для ребенка , сколько для его родителей. Они должны делать следующие упражнения:

  • взять малыша на руки так, чтобы он видел лицо мамы;
  • она должна высунуть язык и покачать им из стороны в сторону;
  • надуть щеки и пофыркать;
  • вытянуть губы трубочкой.

Спустя некоторое время малыш начнет копировать действия мамы. Тем самым у него будет быстрее развиваться речевой аппарат.

Заключение

Итак, теперь вы знаете, что должен уметь ребенок в 4 месяца . Он способен хватать предметы, манипулировать ими, гукать, эмоционально реагировать на изменение окружающих условий. На этом этапе жизни малыша родители должны помочь ему закрепить новые навыки и создать условия для движения к новым достижениям.

Как выглядит младенец (4 месяца)? Развитие, как говорится, налицо. Ребенок стал более пропорциональным: голова уже не больше грудной клетки, ручки и ножки выпрямились, окрепли. В этом возрасте глазки ребенка становятся темнее, они приобретают свой цвет навсегда. Если цвет глаз не изменится до 6 месяцев, значит такими же светлыми они и останутся. Младенец теряет свои тоненькие первые волосики - они постепенно выкатываются и выпадают, вместо них вырастают новые, может быть, даже другого цвета или оттенка.

Физическое развитие в 4 месяца

В течение 4 месяца жизни малыш в среднем должен прибавить 700 грамм в весе. Относительно своего веса при рождении общее нарастание массы становит 3600-3700 грамм. Также он должен прибавить в росте за этот месяц на 2 сантиметра. Сейчас ребенок уже на 13 сантиметров больше, чем был, когда родился. Оценивая развитие ребенка в 4 месяца, необходимо учитывать объем головы и груди. У правильно развивающегося малыша объем груди должен быть больше или равняться объему головы. Средние показатели для мальчиков составляют: 41,9 сантиметров - окружность головы и 42,8 сантиметров - груди. У девочек - 41 и 41,8 сантиметров в объеме соответственно. Повторим, приведенные нормы (развитие ребенка) в 4 месяца всего лишь ориентировочные. Каждый ребенок - индивидуальный организм. Оценивать темпы увеличения роста или веса, а также другие физические показатели должен только педиатр.

Развитие ребенка в 4 месяца

Младенец уже умеет хорошо держать голову. Когда он лежит на спине, то все время поднимает ее, чтобы рассмотреть себя хорошенько и все вокруг. Во время, когда ребенок играет, чаще выкладывайте его на животик, пускай укрепляются спина и шея. Грудничок уже уверенно держит головку и на животе, но пускай учится так же уверенно и легко поворачивать голову из стороны в сторону. Лежа на животике, малыш успевает рассматривать все вокруг себя, а также старается ручкой схватить игрушку или что-то другое, интересное ему, при этом удерживая себя с приподнятой головкой, опираясь только на одну ручку. Также ребенок пытается повернуться на бочок или даже перевернуться со спинки на животик. Он быстрее научится это делать, если вы будете ему помогать. Как правильно делать перевороты, описано в статье ниже. К тому же стимулировать его перевороты можно и при помощи ярких игрушек. Положите возле малыша игрушку так, чтобы он смог ее взять, перевернувшись на бочок.

Ребенок продолжает исследовать себя - он поднимает вверх ручки и следит за ними. Движения ручек и глаз скоординированные. Также он может удерживать небольшие предметы в руках.

Малыш уже узнает своих родных, когда с ним заговорят, обязательно ответит улыбкой.

Наполняйте дом красками

Глазки у ребенка двигаются синхронно и скоординировано. Малыш может рассматривать предметы на расстоянии от себя в 20-30 см. Активизируйте развитие ребенка 3-4 месяца жизни - повесьте над кроваткой крупные и яркие игрушки. Малыш будет рассматривать их, научится задерживать взгляд на одном предмете, а также будет поворачивать голову из стороны в сторону, чтобы увидеть новую игрушку или проследить за ее движением. Также можно использовать игровой коврик для детей. Лежа на спине, малыш будет рассматривать игрушки над собой. Также у ребенка должно быть несколько разных погремушек, удобных для захватывания маленькими ручонками. Вы должны быть уверенны в качестве игрушек, потому что ребенок будет их хватать, ощупывать и тянуть в рот. Малышу будет интересно понаблюдать за движущимися игрушками, например музыкальной каруселькой над кроваткой.

Развивайте речь

Уже хорошо понимает, откуда доносится звук, и поворачивает к нему голову грудничок 4 месяца. Развитие ребенка, как никогда, зависит от окружающих его людей - он нуждается в общении, голосе и улыбках взрослых. Больше разговаривайте с ним, озвучивайте все вокруг происходящее. Прислушивайтесь, что лепечет ваш малыш, и повторяйте за ним, поощряйте его и хвалите, тогда ребенок долго и выразительно будет «гулить», тренируя свой речевой аппарат. Больше улыбайтесь и смейтесь, ребенок будет копировать ваш смех и «хихикать» по-своему. Скоро он будет повторять за вами звуки, а в будущем из них выстроятся слоги, такие как «га», «гу», «да» и самые долгожданные «ма» и «па». Ребенок не всегда понимает слова, но хорошо улавливает интонацию и различает тихие и громкие звуки. Многие дети любят слушать музыку. Поэтому можно во время бодрствования младенца включать тихую и спокойную музыку.

Как организовать режим дня

Намного активнее стал малыш в 4 месяца. Развитие его теперь требует увеличения времени для игр. Теперь малыш спит днем 3, реже 4 раза, ночной сон более крепкий и продолжительный. Сейчас он составляет 8-10 часов. Утро начинается, как ранее, с ежедневного осмотра и туалета малыша. Ребенка умывают водой комнатной температуры и вытирают мягким полотенцем. При необходимости чистят нос и уши. Вечернее купание также должно присутствовать в режиме каждого дня ребенка. Прогулки в теплое время должны быть дважды в день по два с половиной часа, а в холодное - по часу-полтора. Не стоит выходить на улицу, если температура воздуха опускается ниже 10 градусов по Цельсию. В свободное время дома играйте с малышом большими яркими игрушками. Все предметы для игр должны быть разными по форме, цвету, а также материалу. Как играть с малышом в этом возрасте? Игры, стимулирующие развитие ребенка 4 месяца жизни, описаны чуть ниже. Также вы можете оставлять ненадолго малыша одного. Но не забывайте, он уже очень подвижный и может скатиться с кровати. Кладите его в кроватку или специально оборудованное место для игр. В общем, режим дня в этом возрасте построен по принципу: «сон-кормление-бодрствование-сон». Чем больше ребенок бывает на свежем воздухе, чем активнее он играет дома, тем лучше у него сон и аппетит. Какие изменения в кормлении грудничка 4-5 месяца? Развитие пищеварительной системы позволяет вводить первый прикорм малышу. Что это будет, лучше посоветоваться с педиатром. Можно начинать как с фруктов, так и с овощей. За кормление ребенок съедает уже больше, приблизительная порция равна 190-200 мл молочной смеси или грудного молока.

Играйте с грудничком

Именно сейчас необходимо тренировать координацию ребенка, точность движения рук, его способность ухватывать предметы разной формы. Чем заинтересуется малыш в 4 месяца? Развитие зрения и тактильных ощущений обуславливают его любопытство к различным ярким вещам. Помогите ему познать этот мир в игровой форме.

Развитие ребенка 3, 4 месяца жизни при помощи игр нужно проводить после того, как малыш покушал. Он спокоен и бодр. Для игры используют кубики и шарики небольших размеров, удобные для ручек малыша. Выбранные предметы должны быть одинакового цвета. Ребенка выкладывают на живот и раскладывают перед ним шарики. Пускай малыш поиграет с ними столько, сколько ему будет интересно. Когда он начнет отвлекаться, в середину к шарикам кладут кубик. Ребенок сразу же реагирует на новый предмет, он к нему потянется и захочет взять в руки. Можно менять предметы местами, а для того, чтобы ребенку было удобно переводить взгляд с одной игрушки на другую, ставьте их не дальше 5 см друг от друга. Игра длится около 5 минут. Повторять ее можно каждый день, пока она будет интересна малышу. Затем можно сделать небольшой перерыв и вернуться к ней спустя несколько дней. Во время этого развлечения ребенок оценивает визуально предметы, замечая отличие кубика от всех остальных предметов (шариков). Пытаясь взять в руки кубик, ребенок тактильно ощущает разницу в форме. Эта игра активно тренирует мышцы, координацию движений и способность брать различные предметы.

Игры 4-го и 5-го месяца

Любые игры этого возраста являются продолжением предыдущих игр. С их помощью малыш учится управлять своими ручками и правильно захватывать предметы.

Малыш (4 месяца), развитие захвата предметов разной формы

Для игры используют предметы прямоугольной и треугольной формы. Можно заменить их брусками и пирамидками. Каждого предмета понадобится по три штуки. Ребенка выкладывают на живот, а перед ним кладут одну игрушку в форме прямоугольника. Он сразу же заинтересуется ею и захочет взять в руки. После того как он взял игрушку в руки, перед ним выкладывают еще один точно такой же прямоугольник. Малыш наверняка бросит первую игрушку и станет изучать вторую. После этого достают и третий прямоугольник. Пусть ребенок играет столько, сколько захочет. Продолжают игру на следующий день. На третий день возле знакомых ребенку прямоугольников размещают треугольник. Новый предмет должен его заинтересовать. Также добавляют второй и третий треугольники. Проводится игра 3 или 4 дня, потом нужно сделать перерыв и вернуться к ней через неделю.

Приемы массажа и гимнастические упражнения

Развитие ребенка 4-5 месяцев напрямую зависит от того, как занимаются с ним родители. Массаж и гимнастические упражнения положительно воздействуют на организм грудничка. Они не только стимулируют развитие двигательных реакций, но также оказывают благоприятное влияние на нервную систему.

Упражнения для детей 3-го и 4-го месяцев жизни

Это комплекс упражнений, которые можно проделывать ежедневно, начиная с трех месяцев.

Скрещивание рук

Младенец лежит на спине. Обхватывая ладошки малыша, мама укладывает ему в ручки большие пальцы. После она разводит ручки в стороны и сводит их на груди так, чтобы они скрестились. Упражнение повторяется 8 раз. Но необходимо каждый раз менять ручку, которая будет находиться сверху. Такие движения стимулируют развитие мышц рук и плечевого пояса.

Перевороты со спины на живот

Грудничок лежит на спине. Правой рукой мама обхватывает бедро ребенка. В левую ручку малыша мама укладывает указательный палец другой руки. Поворачивая влево таз ребенка, малыш поворачивает головку и плечики в ту же сторону. Получается переворот со спины на живот, ручки при этом находятся у ребенка под грудью. Выполнять упражнение следует попеременно в разные стороны.

Поглаживание и разминание спины

Ребенка выкладывают на животик. Ручки его находятся под грудью. Поглаживание: мама поглаживает ребенка ладошкой по направлению сверху вниз - от головы к ягодицам, а наоборот, снизу вверх - тыльной стороной ладони. Разминание: поступательными круговыми движениями указательным, средним и безымянным пальцами мама массажирует длинные мышцы, которые находятся по обе стороны позвоночника. Движения выполняют снизу вверх - от поясницы к шее.

Массаж живота

Ребенок лежит на спине. Поглаживание: мама по часовой стрелке ладонью правой руки поглаживает животик ребенка. Надавливать на животик не нужно, особенно быть аккуратным в области печени. Растирание: мама кладет ладошки под поясницу младенца и мягко растирает наружные косые мышцы живота. Движения начинаются с боков и постепенно переходят к центру, пока ладони не соединятся над пупком.

"Плавание"

Ребенка выкладывают на животик. Мама обхватывает большим и указательным пальцами левую ножку ребенка, а остальными - правую. Правую руку кладет под животик малыша, немного при этом приподнимая его над столиком. Когда малыш лежит на ладони мамы, его голова и плечи должны быть немного приподняты. Упражнение выполняется один раз в день и длится всего несколько секунд. Такое упражнение очень хорошо воздействует на мышцы спины, ног, укрепляет позвоночник.

Развитие ребенка 4-5 месяцев жизни позволяет делать, кроме выше перечисленных, следующие упражнения.

Сгибание и разгибание ног (одновременно)

Ребенок лежит на спине. Мама обхватывает ножки ребенка руками, при этом большие пальцы рук находятся сверху на голени, мизинцы упираются в ступни. Необходимо одновременно сгибать обе ножки ребенка, подтягивая их к животику, и разгибать обратно. Упражнение выполняется 8 раз. Оно развивает мышцы ног.

Массаж спины с использованием похлопывания

Ребенка выкладывают на животик. Мама тыльной стороной пальцев похлопывает мышцы спины, которые находятся вдоль позвоночника, начиная с ягодиц и продвигаясь к шее и обратно. Похлопывания сначала проделывают только указательными пальцами, затем постепенно подключают и другие. При этом помните, массаж нужно начинать и заканчивать поглаживанием.

Упражнение «Дельтаплан»

Ребенка выкладывают на животик. Мама просовывает ладони под животик малыша так, чтобы мизинцы соприкасались, а большие пальцы находились на боках. Затем необходимо приподнять ребенка. Тело малыша напряжено, а головка и ножки - приподняты. Это упражнение стимулирует развитие ребенка в 4 месяца, оно укрепляет мышцы спины и ягодиц.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - интересуются молодые родители. Их беспокоит возможное отставание в развитии. Каждый малыш уникален. Он имеет свой собственный путь развития. Но существуют контрольные точки, определяющие норму. Отклонение от них - повод обратиться к врачу для получения корректирующего лечения. От родителей требуется следить за развитием крохи и помогать ему. Именно совместные усилия приведут к желаемому результату: малыш вырастет здоровым и счастливым.

Физиология - первый из оцениваемых показателей развития малютки. При контрольном посещении педиатра сначала проводятся взвешивание и измерение роста.

Вес и рост

В 4 месяца малютка значительно прибавил в весе и росте. По усредненным нормам, вес в 4 месяца должен находиться в пределах 6,5-6,9 кг. При этом за месяц кроха набирает 600-800 г. Рост крохи в этом возрасте составляет 62-63 см. За месяц малютка вытягивается на 2,5-3 см. Кроха становится физически более активным: ему больше не страшны колики, мучавшие в первые месяцы жизни.

Длительность сна

Кроха в 4 месяца спит от 12,5 до 15 часов в сутки. Часть сна малыш проводит на улице (при хорошей погоде). Но его активность повышается. Увеличиваются периоды активного бодрствования. В это время рекомендуется играть с ребенком и делать упражнения.

Активность ребенка

Основное время малыш пока еще лежит. Но уже появились новые движения. Кроха начинает:

  • подолгу держать головку, находясь на руках у взрослого;
  • поднимать головку и удерживать ее в положении лежа на животике;
  • поднимать головку из положения лежа на спинке;
  • пытаться опираться на локти в положении лежа на животике;
  • поворачиваться со спинки на животик и обратно;
  • брать понравившуюся игрушку и класть на место.

Иногда, лежа на спинке, кроха сгибается уголком, будто пытается сесть. Но усаживать его еще нельзя: требуется подождать, пока малютка самостоятельно освоит этот навык.

Правильный уход - залог здоровья

С появлением крохи жизнь семьи кардинально меняется. Новорожденный малютка требует особого ухода. Кормления, прогулки - все четко расписано по часам.

А четырехмесячный малыш требует не только соблюдения всех правил распорядка, но и эмоционального участия домашних.

При этом не следует торопить события: некоторые упражнения с ребенком делать рано. А грамотное выполнение других поможет крохе интенсивно развиваться.

Купание и прогулки

В 4 месяца ребенку обязательно следует бывать на свежем воздухе. Гулять с крохой рекомендуется дважды в день. Продолжительность прогулки - 2 и более часов. При этом важно учитывать характер погоды. Во время сильного ветра, дождя или мороза требуется отложить прогулку и остаться дома.

Пока еще кроха на улице спит. Поэтому перед выходом следует покормить малютку: так он поспит подольше. Для прогулки следует выбирать места вдали от дорог и предприятий. Идеально подходят парки и городские скверы. Купать карапуза рекомендуется за 30-60 минут до ночного сна. В это время следует избегать активных игр и громких разговоров. Малыш должен подготовиться ко сну.

Питание грудничка: можно ли вводить прикорм?

Педиатры считают: следует начинать докармливать малютку не ранее 4-го месяца жизни и не позже 6-го. Малюткам на искусственном или комбинированном вскармливании рекомендуется давать соки. Их пищеварительная система готова к получению дополнительного питания.

Крохам на грудном вскармливании рацион пока не расширяют. Перед началом прикорма рекомендуется получить консультацию участкового педиатра.

Распорядок дня

Для здорового развития требуется соблюдать режим. Его следует придерживаться каждый день. Распорядок жизни четырехмесячного крохи должен включать:

  • пробуждение от ночного сна;
  • утренние процедуры;
  • кормление;
  • активные игры, гимнастику;
  • первый сон;
  • кормление;
  • игры, массаж;
  • прогулка и сон;
  • возвращение с прогулки, кормление;
  • игры;
  • игры с мамой;
  • кормление;
  • купание;
  • ночной сон.

Часы мамочка устанавливает самостоятельно. Это зависит от характера и предпочтений крохи и ее собственных.

Какие навыки осваивает малыш

За первый год жизни малыш проходит огромный путь в своем становлении. Четвертый месяц - важный этап для малютки и его семьи. Важно знать контрольные точки показателей развития.

Психологическое развитие младенца в четыре месяца

Оценить развитие ребенка невозможно без анализа его психологических показателей.

Зрение

Кроху интересуют все движущиеся или яркие предметы. Он останавливает на них взгляд и следит за их перемещением. В 4 месяца малыш узнает лица близких. Он улыбается, если в комнату входит мама.

Слух

Малютка интересуется приятной музыкой, улыбается, если слышит веселую мелодию. Он уже различает членов семьи по голосам. Не оборачиваясь, определяет, кто вошел в комнату.

Речевое

Кроха начинает петь. Он издает протяжные звуки, подолгу прислушиваясь к их звучанию. Губы и язык пока в таком разговоре не участвуют.

Физическое развитие

Вес малыша увеличился почти на 3 кг. Появились новые возможности для движения.

Захват предметов

Кроха может взять интересующую его игрушку, рассмотреть и положить ее на место. Большой пальчик в захвате пока не участвует. Скользкие и тонкие предметы малютка ухватить не может.

Перевороты

Малютка переворачивается со спинки на животик и обратно. В положении лежа он подолгу держит головку.

Подготовка к ползанию

Если мамочка плотно прижмет стопы лежащего на животике крохи, он попытается оттолкнуться и продвинуться вперед. Движение происходит рефлекторно. Но при регулярном упражнении малыш быстрее начнет ползать.

Эмоциональное развитие

В 4 месяца поведение малютки сильно отличается от поведения предыдущих месяцев. Внимательные родители должны знать контрольные точки эмоционального развития.

Эмоции

В 4 месяца кроха испытывает сильные эмоции. Он способен:

  • радоваться;
  • огорчаться;
  • удивляться;
  • проявлять интерес.

Чувства эти сильные, но кратковременные. Основные способы проявления - плач, радостный крик, дрыганье ручками и ножками, улыбка. Некоторые детки начинают смеяться. Посторонним людям бывает иногда сложно понять, что испытывает малыш.

Рефлексы

У крохи начинают угасать некоторые рефлексы. Он перестает:

  • отталкиваться при ощущении опоры под стопами в положении лежа на животике;
  • захватывать вложенный в его ручку палец взрослого;
  • вскидывать ручки и делать попытки обхватить себя при резком звуке, ярком свете.

Но появляется еще один рефлекс. Кроха поднимает туловище из положения лежа на животе и старается удержаться.

Социальные проявления

Кроха начинает общаться с членами своей семьи. Он с интересом слушает ласковую речь, отвечает гулением. Родителям следует подолгу разговаривать с крохой. Малыш часто не хочет общаться с незнакомыми людьми. Он отворачивается, плачет. Взрослым следует подождать, пока карапуз успокоится и привыкнет к ним.

В 4 месяца малыш знает все движения, совершаемые мамой: он может ухватить и подать ей одежду, подгузник . Эти навыки рекомендуется ласково поощрять.

Развитие мелкой моторики

Карапуз начинает развивать мелкую моторику. Он с интересом рвет или сминает шуршащую бумагу, ощупывает игрушки с фактурной поверхностью. Важно давать безопасную бумагу, следить за тем, чтобы малютка не брал ее в рот.

Различия в развитии мальчиков и девочек

В 4 месяца по физическим показателям мальчики чуть-чуть опережают девочек. Но психоэмоциональное развитие в этом возрасте у малюток женского и мужского пола идет одинаково.

Как помогать малышу развиваться

Члены семьи должны помогать четырехмесячным малюткам правильно развиваться. Торопить события не рекомендуется. Но совместные игры, массаж, гимнастика не только поможет деткам, но и укрепит отношения в семье.

Игры с ребенком

Как играть с крохой в 4 месяца - вопрос актуальный. Малыш подолгу проводит время на детском коврике. Он рассматривает картинки, нажимает клавиши и слушает издаваемые звуки. Важно разместить коврик в безопасном месте на полу, подальше от острых углов мебели. Малышу интересны «Ладушки», «Сорока-ворона». Он охотно слушает песенки, стихи, особенно в исполнении мамочки.

Играть с крохой можно в любое время, когда он бодрствует. Но за 30-60 минут до укладывания активные игры рекомендуется прекратить. Малыш должен успокоиться для здорового крепкого сна.

Массаж

Можно попросить врача назначить укрепляющий массаж. Его проводит медсестра. Но гораздо важнее массажировать кроху самой маме. Полезно совмещать массаж с гимнастикой. Делать процедуры рекомендуется после того, как малыш проснется, и перед купанием вечером.

Массировать тельце следует обязательно теплыми руками.

Важно при этом ласково разговаривать с крохой. Малышу нравятся веселые стихи, песенки, потешки. Темп речи должен совпадать с движениями рук мамочки. Вечерний массаж отличается от утреннего. Его не следует совмещать с гимнастическими упражнениями. Движения рук должны быть медленными, голос мамы - тихим, стихи и песенки - спокойными.

Упражнения с крохой

Для 4-месячного ребенка обязателен комплекс развивающих упражнений. Для полноценного развития крохе необходимы различные тактильные ощущения. Малыш с удовольствием изучает поданные мамой фактурные поверхности.

Во время упражнений маме обязательно общаться с крохой. Требуется называть предметы, повторять слова с четкой артикуляцией. Полезно брать малютку на ручки, поглаживать его по спинке, танцевать с ним. Ребенок ценит такое общение. Малыш интересуется красивыми картинками в книжках. Мамочка должна разделить его восторг. Карапуз должен чувствовать любовь и заботу близких.

Какие игрушки подходят в данном возрасте

Не следует безжалостно избавляться от старых погремушек: они еще интересны крохе. Но требуется дополнить их новыми:

  1. Малютка с интересом подолгу изучает прорезыватели: их можно ощупывать пальчиками и кусать деснами.
  2. Шуршащая бумага развивает мелкую моторику и дополняет тактильные ощущения.
  3. Мячики из ткани удобно брать. Их можно катать и кидать. При случайном падении они не нанесут вреда.
  4. Полезно играть мешочками из плотной ткани с наполнителями. В мешки можно зашить крупы или пуговицы.
  5. В 4 месяца крохе можно читать книжки из ткани и пластика. Они имеют яркие иллюстрации. При желании книги можно погрызть, а потом вымыть с мылом.
  6. Для купания подойдут пищащие уточки, рыбки, яркие кораблики. Малютка с интересом ловит их ручками.

Перед тем как дать ребенку новую игрушку, следует ознакомиться с информацией о рекомендуемом возрасте. Нельзя допускать, чтобы малютка играл предметами с мелкими острыми деталями: они могут быть опасны для него. Все игрушки следует содержать в чистоте. Это необходимо для предотвращения заболеваний малютки.

После рубежа в 3 месяца для малыша начинается новый жизненный этап, который включает формирование режима сна и бодрствования, игры, нацеленные на развитие моторики и интеллекта. До годовалого возраста дети растут, развиваются и взрослеют по экспоненте. Взрослым нужно не только не зевать, чтобы не упустить нужный для развития того или иного навыка момент, но владеть теоретической базой, позволяющий своевременно и полноценно обучать кроху. Важно знать, что именно и в какой временной промежуток развивать.

Возраст 4-5 месяцев - период очень активного развития ребенка, когда он нуждается в плотном внимании родителей (см. также: ). Очень хорошо, если мама находится в декрете и может посвятить это время заботам о сыне или дочери

Основные физические навыки малыша

В 4 месяца ребенок еще достаточно много времени уделяет сну - от 12,5 до 15 часов, но тем не менее он активен, подвижен и нуждается во внимании родителей, в том, чтобы они уделяли время его развитию и становлению. Развивать малыша нужно правильно: что-то еще рановато делать, а на некоторые аспекты нужно обратить пристальное внимание. Для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца (см. также: ). Так, в физиологическом плане, ребенок к четырехмесячному сроку должен:

  • держать головку, находясь на руках у взрослого (достаточно уверенно и долго);
  • в положении лежа (на животике или спине) поднимать голову и упираться ручками, приподнимая корпус;
  • переворачиваться самостоятельно (из положения на спине - на бок);
  • активно двигать конечностями в состоянии бодрствования;
  • усиливать активность движений при манипуляциях с ним знакомого взрослого человека (одевании, замене подгузника и т.п.);
  • проявлять реакцию на появление лица близкого человека в поле его зрения, выражая радость усилением активности, и замирать при приближении незнакомца;
  • тянутся ручками к предметам, попавшим в поле зрения и заинтересовавшим его.

Нередко, дети в 4 месяца пытаются сесть из положения лежа, но специально усаживать малыша (неважно мальчик это или девочка) в этом возрасте не нужно. Ребенок сядет тогда, кода его костная система и мышечный корсет будут готов.


Умение переворачиваться со спинки на животик или наоборот является очень важным для ребенка, поскольку обеспечивает ему большую степень мобильности, делает кроху менее зависимым от мамы и папы. Это естественный этап взросления

Ведущие социальные проявления

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Младенец – это не только физическое тело, его мозг развивается еще более активно. Появляются первые осмысленные социальные реакции на позитивные раздражители в виде интереса или радости. Основное, что должны освоить малютки по достижении в 4-х месяцев социальном плане:

  • овладеть умением улыбаться, понимать значение улыбки и реагировать на улыбку взрослого;
  • смеяться или увеличивать активность конечностей, когда им весело и интересно (рекомендуем прочитать: );
  • активно гулить, издавать горловые, иногда мелодичные звуки, прислушиваться к ним;
  • реагировать, когда взрослые произносят его имя;
  • радоваться новым игрушкам и реагировать на появление любимых игрушек в поле зрения;
  • обращать внимание и следить глазами за движущимися предметами или объектами (игрушками, проходящими мимо животными и людьми);
  • реагировать на музыку (к понравившейся мелодии кроха прислушивается, перестает плакать, затем может проявить радость в виде оживления и гуления, как будто подпевает);
  • узнавать голоса близких, которые часто слышал, четко выделять голос мамы.

В 4 месяца ребенок любит, чтобы его брали под ручки и держали вертикально, увеличивая обзор (см. также: ). Это даст ему дополнительную возможность активно познавать мир. Если же в этом возрасте он уже садится, будьте начеку – поддерживайте малыша. Контакт с мамой или папой всегда дает крохе чувство защищенности.

Когда нужно беспокоиться?

Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам. Особое внимание следует уделить:

  • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
  • тому факту, что ребенок не держит голову;
  • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
  • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
  • отсутствию интереса к игрушкам;
  • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
  • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

Интерес к игрушкам и новым предметом - обязательная особенность в этом возрасте, поскольку малыш активно изучает окружающий мир. Мама должна предлагать ему разнообразные предметы и вещички, которые разнообразят знание о фактурах, цветах, формах

Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет - как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

Основы коррекции физического развития

Если конкретный младенец умеет не все, что должен к 4 месяцам в плане движений, возможно причиной является неврологическое расстройство или иная патология, которую по какой-то причине не диагностировали в первые дни жизни малыша. Что в этом случае предпринять родителям? Обязательно показать малыша специалистам.

В некоторых случая патологию выявить проблематично и требуется тщательное обследование. Но достаточно часто бывает довольно массажа и электрофореза. В некоторых случаях родители могут увеличить время занятий с малышом, правильно выполнять каждодневный массаж и зарядку. Это позволит откорректировать физическое состояние малютки.

Основы коррекции психологического развития

Психологическое и эмоциональное состояние малютки, то, что он способен делать в социальном плане, во многом зависит от полноты общения с родителями, а это целый комплекс занятий:

  • прогулки;
  • кормление;
  • купание;
  • массаж, который выполняет мама;
  • разговор с ребенком;
  • чтение стихов, пение колыбельных и т.д.

В возрасте 4-х месяцев ребенок реагирует на резкий голос, грубый тон или окрик. В таком ключе общаться с ним недопустимо. Интонационная палитра отражается в сознании крохи и в дальнейшем может послужить основой подсознательных страхов вашего чада.

Родителям, при общении со своим ребенком, следует проявлять максимум позитивных эмоций , чтобы ознакомить его со всем спектром радостных переживаний. Общаясь с младенцем, нужно обращаться к нему по имени и ласково, учить его диалогу . Например, после его лепета скажите ему что-то в ответ и сделайте паузу, давая понять, что теперь очередь его реплики.


Малыш уже испытывает целый спектр эмоций, особенно когда он находится наедине с мамой и папой. Поэтому родителям важно радовать малыша, играть с ним и использовать приятный тон речи, не переходя на грубости или осуждение

Яркие разноцветные игрушки, каждодневное прослушивание мелодичной музыки, детских песенок, разговоры с крохой – все это способствует правильному его развитию. В норме родители хотят, чтобы их чадо развивалось хорошо и активно. Но если что-то идет не так хорошо, как хотят родители, нужно:

  • во-первых, соотнести свои ожидания с нормами - может быть, вы слишком многого ожидаете от крохи всего лишь нескольких месяцев отроду;
  • во-вторых, возможно, с ним просто нужно больше заниматься.

Что не стоит делать родителям 4-х месячного малыша?

  • Не стоит кормить кроху в 4 месяца сразу, как только он заплачет. Медицинских противопоказаний при грудном вскармливании такое поведение матери не имеет, но оно формирует неправильный пищевой стереотип . Ребенок приучается «заедать» негативные эмоции и неудачи. Не стоит совмещать сон и кормление малютки, так как за сон и голод отвечает одна и та же часть мозга, и могут формироваться неправильные реакции на усталость и голод.
  • Развитие ребенка будет идти правильно, если не кормить его в кроватке , или на руках в процессе засыпания. По крайней мере, в четыре месяца пора отучать его от такой привычки, если она имеется. Не стоит пренебрегать формированием режима. После достижения 3-х месячного рубежа, пора приучать младенца режиму и разнице между дневным и ночным сном.
  • Не стоит позволять младенцу долго и горько плакать , это негативно сказывается на его нервной системе. Если что-то заставило крошку огорчиться, его нужно отвлечь, переключив на интересное для него занятие. Ребенок будет учиться активнее и охотнее, если у него формировать позитивные ассоциации. Если младенец что-то умеет не достаточно хорошо, его нужно не ругать, а наоборот поощрять за любые попытки что-то сделать.

Зная о навыках малыша, которые он приобретает к 4 месяцам, родители вовремя сумеют заметить недостатки или возможные отклонения. Это даст возможность откорректировать занятия, посоветоваться со специалистами и показать малыша врачам, в случае необходимости. Если даже отставания минимальны, их лучше исправить в максимально ранние сроки.

И помните: каких-то точных таблиц с навыками малыша просто не существует, поскольку каждый малыш развивается индивидуально. Наблюдайте за вашим малышом, но не ищите в нем недостатков, а просто развивайте. Хорошие рекомендации по этому поводу дает доктор Комаровский, а также педагоги из школы «Маленький Леонардо» в своей видео-школе: