Почему я не люблю ходить на родительские собрания. Стоит ли ходить на родительские собрания

Школа и семья ответственны за обучение и воспитание детей, поэтому они должны находиться во взаимодействии. Встречи для педагогов и родителей - время, когда решаются организационные вопросы, проведение внеклассных мероприятий, вопросы усвоения учебного материала и т.п. Однако у родителей часто возникает вопрос: насколько необходимы родительские собрания в школе?

Картинка с сайта: gripptips.ru

Родительские собрания сегодня - основной способ взаимодействия семьи и школы. Как правило, они проводятся классным руководителем в соответствии с его должностными обязанностями раз в четверть.

Зачастую классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Тех, кто не явился, просят написать объяснительную записку или вызывают на беседу с директором школы. Насколько это законно?

В законодательстве не предусмотрено обязательное хождение родителей на родительские собрания. Однако отметим, что в Конституции РФ четко прописано, что родители несут ответственность за образование и воспитание своих детей. Также и ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрел целый раздел о роли родителей.

В ч. 2 ст. 38 Конституции РФ сказано: «Забота о детях, их воспитание - равно право и обязанность родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами».

ФЗ «Об образовании в РФ» закрепил перечень прав и обязанностей родителей и законных представителей.

Родители имеют право

1. Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка (п.4 ч.3 ст.44).

Это право родителей как раз реализуется через информацию, полученную на родительском собрании. Особенно это актуально при переходе ребенка с одного уровня образования на другой.

2. Получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования (п.5 ч.3 ст.44).

3. Принимать участие в управлении организацией (п.6 ч.3 ст.44).

В конце каждого собрания подводятся итоги и принимаются решения всем коллективом присутствующих родителей. В основном такие решения касаются вопросов управления образовательной организацией.

Родители обязаны соблюдать

  1. Правила внутреннего распорядка организации.
  2. Требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями)…(п.2 ч.4 ст.44).

Таким образом, родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей, но посещение родительских собраний в качестве обязанности родителей законодательно не закреплено.

Родительские собрания - это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.

Школа не может штрафовать участников образовательного процесса за те или иные действия. Также школа не имеет права обязать родителей писать и объяснительные записки.

Если родитель по каким-либо причинам не может посетить родительское собрание, необходимо сообщить об этом учителю и договоритесь о встрече в другое время. Как правило, у педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни обучающегося.

Если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются обучением своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя. Педагог в данном случае сообщает о такой ситуации в компетентные органы.

Могут ли посещать родительские собрания иные родственники ребенка (бабушки, дедушки, тети и др.)?

Если родители заранее предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет тетя или бабушка, то это вполне возможно. Юридических оснований отказать в присутствии данных лиц на собрании нет.

Однако следует понимать, что официальными представителями ребенка являются родители, и только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения.

Если возникли проблемы на родительском собрании или с родительским комитетом, и вам необходимо принять решение или составить жалобу? Рекомендуется ознакомиться с Уставом ОО, а также Положением «О родительском собрании», в котором должны быть освещены цели, задачи, правила и функции родительского комитета.

Есть решение

Большинство родителей сегодня имеет доступ в интернет, каждая образовательная организация имеет свой сайт, на котором размещается вся необходимая для родителей информация, у обучающихся есть электронные дневники.

У родителей есть возможность получать консультации учителей, посредством смс-сообщений и т.п.

Таким образом, сегодня родительское собрание может быть и нетрадиционным. На собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание родителей, способствуют взаимопониманию между родителями и учителями.

Остались вопросы? Напишите нам, мы обязательно постараемся вам помочь.

Родительские собрания неотъемлемая часть школьной жизни родителей и учителей. В школе регулярно организуются встречи для педагогов и родителей, во время которых решаются многие серьёзные вопросы. Организация экскурсий, внеклассные мероприятия, общие рекомендации по усвоению учебного материала, организация питания учащихся — эти и многие другие вопросы обсуждаются на родительском собрании совместно с родителями. Необходимость таких встреч очевидна. Однако у родителей достаточно часто возникает вопрос о том, стоит ли им посещать родительские собрания в школе? Многие мамы и папы считают, что знают всё о своем ребенке, поэтому нет необходимости тратить время на посещение собраний. Родители должны помнить, что слова ребенка об успеваемости, взаимоотношениях с учителями и сверстниками могут быть не всегда объективны. Чтобы быть достоверно проинформированным о жизни своего ребенка в образовательном учреждении, необходимо систематически посещать родительские собрания и быть в контакте с классным руководителем.

Бывает, что классные руководители требуют обязательного присутствия родителей на собрании. Насколько это юридически обосновано рассмотрим с точки зрения Закона «Об Образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее — Закон).

Ст. 44 Закона закрепляет за родителями обучающихся права и обязанности.

В частности, родители имеют право:

1. Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости ребенка (п.4 ч.3 ст.44 Закона).

Это право родителей полностью реализуется через ознакомление с информацией на родительском собрании. Особенно это актуально при переходе с одного уровня образования на другой. Родителям первоклассников, например, важно знакомство с учителями, всегда интересна информация о программе обучения, требованиях педагога и т. д.

2. Получать информацию о всех видах планируемых обследований обучающегося и давать согласие на проведение такого обследования (п.5 ч.3 ст.44 Закона).

На сегодняшний день проводится множество мониторингов, которые выявляют уровень готовности детей к школе, отношение детей к образовательному процессу, уровень сформированности тех или иных компетенций и т. д.

3. Принимать участие в управлении организацией (п.6 ч.3ст.44 Закона).

По итогам каждого собрания подводятся итоги и выносятся те решения, которые принимаются всем коллективом присутствующих родителей. Такие решения нередко касаются вопросов управления образовательной организацией.

С одной стороны, родители должны участвовать в процессе воспитания и обучения детей. С другой стороны, Закон не предусматривает посещение родительских собраний, как обязанность родителей. Родительские собрания, дни открытых дверей, открытые уроки для родителей — это форма реализации прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, получение информации об образовательном процессе.

Если вы по каким-то причинам не можете посетить родительское собрание, сообщите об этом учителю и договоритесь о встрече в другое время. Если родители не имеют возможности ходить на собрания, то они могут получить необходимую информацию, посещая индивидуальные консультации. У каждого педагога в рабочем времени запланированы часы для индивидуальных бесед с родителями. Во время таких индивидуальных встреч обсуждаются вопросы, которые касаются непосредственно школьной жизни ребенка, его обучения и поведения.

Приходя в школу, родители должны помнить, что они обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения, уважать честь и достоинство работников образовательной организации (ч.4 ст.44 Закона).

Если родители систематически не посещают родительские собрания, не интересуются школьной жизнью своего ребенка, то эта ситуация должна насторожить учителя. Педагог в данном случае сообщает о такой ситуации в компетентные органы.

Могут ли бабушки или дедушки посещать родительские собрания?

Нередко случается так, что родители в силу занятости на работе не могут присутствовать на собрании лично. Бабушки и дедушки часто являются активными участниками воспитания и присмотра за детьми. Юридических оснований отказать бабушке/дедушке в присутствии на родительском собрании — нет. Однако, подписи на документах, справках, анкетах, которые заполняются во время собрания, должны быть заверены родителями. Именно родители являются официальными представителями ребенка, только они имеют право решать те или иные вопросы, возникающие в процессе обсуждения с родителями и учителем. Если родители предупреждают классного руководителя о том, что вместо них на собрание придет бабушка или дедушка, то это вполне возможно.

Многие вопросы, конфликтные ситуации можно разрешить благодаря разъяснениям учителя на собрании. Если собрание было организовано профессионально и грамотно, то у родителей не будут возникать вопросы относительно необходимости такой формы взаимодействия учителя и родителя в школе. Стоит помнить о соблюдении этики общения. Результатом совместной работы на собрании может стать уверенность родителей в том, что они могут в решении любых вопросов обратиться к своему учителю.

Вот и осень опять с нею новый учебный год. А с ним - ежедневные родительские волнения и переживания за успехи своих детей. Девять месяцев предстоит нашим детям учиться и упорно трудиться, а для нас это значит 9 месяцев учебы с ними и заботы о них.

Летом все всегда проще - летом нет школы. С сентября же мы передаем детей на поруки школы, и та их тянет целых 9 месяцев. А о том, КАК тянет и ЧЕГО при этом желает от нас - мы узнаем с родительских собраний, на которых, как правило, принято ругать, стыдить и озадачивать какими-то проблемами, которых мы сами до прихода на собрание то, вроде бы, и не замечали. И приходим мы после того собрания домой озабоченные и встревоженные. И даже если наш ребенок до собрания как-то внушал нам веру в то, что у него все нормально и нет поводов для переживаний и волнений, то после собрания начинаешь накручивать себе такое, что выводит из равновесия и делает тебя взвинченной и усталой. И ты в панике начинаешь тут же садиться со своим ребенком за уроки, невзирая на позднее время и на то, что ребенок твой уже, собственно говоря, к твоему приходу все уроки сделал. НО... после полученной негативной информации на собрании тебе вдруг начинает казаться, что и твой ребенок так же, как и те, о которых учитель говорила, встревожено, мало знает, отстает в знаниях, а порой и вовсе все эти знания за лето растерял. И начинается нервозность, и начинается поток негодований, поток бурных эмоций, которые ты сама выплескиваешь на своего собственного ребенка. А ребенок твой как учился, так и учится прилежно, как вел себя хорошо, так и не замечен ни в чем плохом. Только страх, поселившийся в тебе после родительского собрания, не дает тебе самой покоя, и ты уже не веришь своему собственному ребенку, не веришь, его успехам и только паникуешь, мешая и ребенку собраться с мыслями и продолжить учиться спокойно и радостно.

Вот поэтому я и не люблю ходить на школьные собрания, потому что я ЗНАЮ своему ребенку, я ВЕРЮ своему ребенку, а еще я постоянно ВИЖУ , как он учит уроки и с ЧЕМ справляется, а с чем НЕ справляется, выполняя домашние задания.
Обычно любому учителю перед тем, как провести родительское собрание в самом начале учебного года, спускаются указания свыше, т.е. от директора школы и завуча, ЧТО говорить и О ЧЕМ говорить с родителями на собрании и установки идут строгого плана, что впереди у детей ЕГЭ, выпускные (если ваш ребенок в 4-м, 9-м или же 11-м), т.ч. родители, имейте, мол, в виду, что надо подтягиваться и браться за ум! И родители все, паникуя, прибегают домой, и начинают "наезжать" на своих детей, мигом запрещая им все блага, что они имели до этого (и интернет, и кино, и дискотеки, и прогулки и пр. пр.) А виною тому не наши дети, которых мы пытаемся так изолировать от мира, что им интересен и нужен, а неправильная постановка родительского собрания, неверный подход к нему изначально, неверная, если хотите, мелодия его звучания. А может, помочь ребенку и не теребить его весь год лекциями о том, что " Куда ты пошел? Тебе надо физику с математикой зубрить! У тебя экзамены впереди!" Да никто ее не станет зубрить, если мы станем надоедать и изводить своего ребенка своими нотациями.

У ребенка должно быть понятие ответственности, что ЭТО ему надо. И не с девятого, или вовсе в одиннадцатом классе, а на много раньше, когда он начинает себя искать в подростковом возрасте и задумываться о том, кем станет и какую дорогу по жизни выберет. И уж коли такие понятия в его голове появятся, то поверьте, что он и сам осознает всю меру той ответственности, что лежит на нем в том самом 9-м, или же 11-м классах. И только тогда, когда вы сами будете на все 100 уверены в своем ребенке, вас не испугает, вас не изведет ни одна учительница, что проводит грозное и строгое родительское собрание в самом начале учебного года.

Я не хожу на собрания. Почти не хожу. И ничего по сути дела не теряю, п.ч. я знаю своего ребенка, знаю, ЧТО он учит и КАК он учит. А еще знаю мир его внешкольных увлечений и этого мне вполне достаточно, чтобы не ходить на собрания и не изводить свою нервную систему.

А вы ходите на родительские собрания? А может, родительские собрания давно устарели и проще вводить какие-то индивидуальные консультации для родителей, чем общее, обязательное родительское собрание?!!

Вот и первые родительские собрания этой школьной осени. И родители (обычно мамы мальчиков), которым ой как не хочется на эти собрания идти, потому что «будут ругать». Как почувствовать себя в школе не провинившимся ребенком, а взрослым и построить конструктивный разговор с учителем?

«Мой сын заявил, что их классная руководительница — дура. Я, разумеется, сказала, что он не имеет права так отзываться о старших. Но, честно говоря, я и сама не люблю разговаривать с этой учительницей. Я вообще боюсь учителей, как первоклассница, боюсь ходить на собрания, потому что у сына проблемы с поведением на уроках. Что с этим можно сделать?»

Некоторые мамы боятся школы, потому что из-за особенностей своих детей выслушивают от педагогов множество претензий. Вообще часто диалог между родителями и учителями сводится к поиску виновных. Родители воспринимают замечания учителя как обвинение в личной несостоятельности и защищаются: доказывают, что виноват учитель или ребенок. Некоторые, напротив, проникаются чувством «я плохая мать, я во всем виновата», но от этой позиции пользы тоже мало.

Цель вашего общения с учителем — не искать крайнего, а выяснить, что мешает вашему ребенку хорошо учиться и нормально себя вести, и вместе решить, как ему помочь.

Важно разделять себя и ребенка. Если вы еще «мыкаете» («нам поставили двойку»), если всякая детская обида причиняет вам острую боль и желание отомстить — то в этом конфликте вы не взрослый, а ребенок. Вы не можете помочь своему чаду как старший человек: эмоции мешают вам думать и действовать конструктивно. Но сделать это нужно, ведь родитель — адвокат и помощник ребенка.

Помните, что в конфликте страдают все стороны: плохо не только вам и ребенку, но и учителю. Разговор с ним вообще имеет смысл начать с того, что вы понимаете, как ему трудно.

Первое, что надо сделать, — точно сформулировать проблему : описать ее, а не дать оценку. Не «бездельничает» — а «не пишет классную работу», не «плохо соображает» — а «не умеет составлять уравнения». Уточняйте факты, выясняйте причины поступков: «шумит и скачет на географии по вторникам, поскольку не успевает успокоиться после долгой перемены».

Не бросайтесь в контратаку, не дослушав. Не реагируйте гневно, если учитель некорректен, держите в уме цель общения: ваша задача — помочь ребенку, а не доказать, что вы круче.

Следующий шаг — определить, что для решения проблемы могут сделать родители, школа и сам ребенок (например, регулярно созваниваться; отправлять в начале урока географии мыть тряпку и стирать с доски). Если учитель отказывается идти навстречу — просите его предложить свои варианты; в некоторых случаях придется обратиться к завучу или директору. К ним лучше идти не с жалобой (если учитель не нарушает своих должностных обязанностей), а с просьбой дать совет, помочь договориться с учителем.

Если договориться не удалось из-за негибкой позиции учителя — следующим шагом может стать жалоба директору или в управление образования.

Иногда, наоборот, стоит поговорить с ребенком и убедиться, что на проблему легче махнуть рукой (дотерпеть до конца года придирки учителя рисования).

А иногда бывает нужно менять — особенно если попытки наладить диалог упираются в равнодушие педагогов, а проблема требует срочного решения (например, в ситуации травли ребенка в классе).

Не стоит пытаться разжалобить учителя и ссылаться, например, на диагнозы ребенка. Даже если диагнозы и есть, учителю важно знать другое: как работать с таким учеником в условиях массовой школы. Опишите трудности ребенка (нетерпелив, легко смущается, нуждается в дополнительном времени для ответа и т.п.), расскажите, что помогает вам дома, попросите о помощи в конкретных ситуациях (позволить отвечать устно, отправить умываться, если начинается истерика, и т.п.), спросите, что посоветует педагог. Непременно узнайте, какие сильные стороны есть у вашего ребенка, в чем он успешен.

Иногда поведение действительно выходит за рамки обычного: ребенок поднимает руку на учителя, бросается на одноклассника с циркулем, на уроках ползает под партами и хохочет — это все примеры из жизни. Он и сам не учится, и всему классу не дает, и создает угрозу для безопасности других детей; здесь уходить от диалога со школой — безответственно.

Родителям обязательно надо искать причину такого поведения, а школе — предложить семье обсудить другие возможные формы обучения (семейное, надомное, по индивидуальному учебному плану).

В общем, не бояться учителя — не так уж трудно. Надо научиться видеть в нем человека и своего союзника — и наладить конструктивный диалог. А это не врожденный дар, а наживное умение.

Купить эту книгу

Обсуждение

Так статья не о собрании,а о личном разговоре с учителем.
Причем тут собрание?

16.09.2014 08:18:59, муркаф

Комментировать статью "Мама боится школы. Разговор с учителем: как не теряться?"

Я такую форму родительских собраний встречаю часто, но вот чтобы кто-то догадался сделать предварительную запись - ни разу не слышала. Мама боится школы. Разговор с учителем: как не теряться? Как ходить на родительские собрания, если ребенок плохо себя ведет.

Обсуждение

Я вообще хожу в школу пообщаться. С классной и с родителями. Мне нравятся собрания. И когда предметники приходят в класс, интересуются, у кого к ним вопросы. У кого есть, те спрашивают.

у ребенка в школе четыре собрания и четыре ДОДа в год (чередуются - месяц собрание, месяц - ДОД). очень удобно. информация про всякие мероприятия и школьно-классную жизнь - на собрании. про успеваемость и проблемы с конкретными предметами можно поговорить в индивидуальном порядке на ДОДе.

Так родительские собрания - это не проблема, а обязанность учителя. Он обязан их проводить, а не от скуки сидит до ночи в школе Я ж ходила практически на все собрания в двух школах, помогала как могла и учителям и РК. Как примерный и ответственный родитель)...

Обсуждение

вообще не хожу - ни к старшей ни к младшей. К младшей сделала попытку 1 раз в первом классе пойти - 3 часа потерянного времени((

если что то срочное учитель и так прозвонит; деньги сдать - девушки из род.комитета сообщат; о ребенке -только твоем, без маш глаш, и петь - можно поговорить когда забираешь из школы (мы в началке учимся).

что там еще делать на родительском собрании?? хотя некоторые так ходят, так носят, и так в глаза заглядывают, что на медаль все таки нализывают.

Старшая сейчас на 1ом курсе ВУЗа,младшая в 3ем классе. никто не страдал, что нас не было на родительском собрании.Учатся обе прекрасно!!!

Конечно, хожу. А разве можно иначе?

НО - у нас собрания строго макс. 1,5 часа.

Дочка боится учителя. ...затрудняюсь выбрать раздел. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового У моей было похоже по многим предметам, правда, она не боялась учителей, а боялась поднимать руку и спрашивать: "А за что снижена оценка?"

Обсуждение

возможно это подход учителя или гимназии к оценкам. У нас в гимназии тоже двойку получить проще простого: забыл терадь - 2, забыл учебник - 2, опаздал -2, не услышал вопрос -2. А уж не ответил или не сдал, тут даже не обсуждается.

у нас так по русскому и по математике,
а вот по географии и физике не так, там могут предупредить, поставить 2 карандашм, короче дать шанс.

у нас даже у тех кто хорошо учится (ну на 4 и 5) двойки текущие есть почти у всех по руссому и математике. в мою школьную бытность двойка - это было событие, катастрофа, а сейчас...
мой плохо учится, у него за триместр двоек штук 20-25 наверное (по всем пердметам вместе) но я привыкнуть не могу....

тоже 7 класс

У моей было похоже по многим предметам, правда, она не боялась учителей, а боялась поднимать руку и спрашивать: "А за что снижена оценка?"
В общем, когда у нее "критическая масса" накопилась (она из многого складывалась), то она научилась выяснять требования учителя, подходить к нему и поднимать руку на уроке. Ну, подсказывали ей, конечно, как это сделать, много раз говорили.
У учителя просто спросите: какие требования к оформлению работ, к их выполнению, как она оценивает знания Вашего ребенка и почему, соотвестсвенно, поговорите с репетитором, чтобы он ориентировался на эти критерии.
Может нахватать троек и даже двоек по разным предметам, но успешно их закрыть хорошими отметками (ответить на уроке, переписать самостоятельную и пр.)(с)
Вот это - нехорошая тенденция в сегодняшней школе, ИМХО. Дети знают, что можно переписать, - и не относятся к написанию самостоятельной как к последней возможности написать ее. Жаль, что у Вашей учительницы не хватает х-ра сказать твердо: "Даю переписывать только двойки", например.
Ну, Вы же видите, что учителю не нравится переписывание, но ей сложно противостоять давлению классных рук-лей. Ну, так избавьте ее от этого, настройте дочь на то, что по этому предмету возможности переписать нет, отсюда и пляшите.
Ну, и объясните ей, что бояться поднять руку, когда знаешь ответ - слишком большая роскошь для того, кто хочет получать хорошие оценки. Боишься? Значит, будешь платить за это тем, что тебя будут вызывать, когда ты не знаешь. Много ли отметок хороших так можно получить? Я со своей так разговаривала.

04.12.2012 12:31:29, В. с работы

Сегодня родительское собрание. Приходит сейчас старший и рассказывает какие "все учителя сегодня злые. А рябята уже заранее бояться, что дома нагоняй получат". Забавно получается: Дети не хотят собраний, потому что боятся наказаний; родители не хотят собраний, т.к. знают...

Обсуждение

я не знаю, кому это нужно. Мне не нужно - я и не хожу.

я в начальной школе ненавидела собрания - 3-4 часа переливания из пустого в порожнее...
Сейчас хожу с удовольствием, все четко, строго по делу. Мозг выносят конечно, но не мне))

И ни одного родительского собрания. Почти по всем предметам свои учителя. Английский каждый день. Да нет, трудностей не хотим. Я боюсь упустить сейчас время и что-то пропустить. Меня интересует внимание, письмо, моторика, активность в ходе урока, общение с...

Обсуждение

У нас было собрание, на котором мы знакомились друг с другом. Дети читали стихи, пели частушки. В конце учительница рассказала об успехах наших детей. А так у нас учитель всегда готова на общение и всё объяснит и расскажет.

У нас каждые 2 недели проводились собрания. Плюс ежедневные мини-консультации для родителей в момент выхода детей из школы. (обычная школа в МО)

Учителя русского языка есть? Девочки, у меня вот какой вопрос - исходя из чего ставятся оценки? Нам на родительском собрании года два назад учительница зачитала нормативный документ, где чётко было прописано о снижении оценок.

Обсуждение

5 - когда все без ошибок
4 - 2 ошибки
3 - до 5 ошибок
2 - все остальное

27.10.2008 17:31:36, учитель русского

моя дочь в прошлом году поступила в 5-ый класс физико-маттематич. школы и на 2-м родительском собрании нас классная руководительница предупредила, что очень даже не стоит ходить к учителям по математике, русскому и еще некоторым, чтобы узнать что-то про детей своих или повыяснять справедливость оценок, тк еще хуже может быть для ребенка, к нему будет после этого очень предвзятое отношение.
Я для себя решила в школу лишний раз не ходить, на собраниях помалкивать. Дочка вроде школьной жизнью своей довольна, оценки у нее хорошие, домашнее задание она сама делает. Я ее тетрадки и не смотрю. Только за недельный табель оценок в дневнике расписываюсь.

Или недоволент тем, сколько денег собирает родительский комитет и как их расходует. Вот откуда это - на собраниях и при дличных встречах с работниками школы все улыбаются, а К учителю не пойду по той причине, что боюсь сама распустить руки, если повод для разборок...

На родительских собраниях (90% родителей детей из школы забирают, поэтому какую-то информацию получают от учителя, а не воспринимает, как боится учителя (в тоже время от учительницы по английскому - в восторге и одна из лучших учениц по этому предмету), как не...

Обсуждение

Продолжение истории. Экскурсия закончилась. Дочка позвонила и опять плачет. Идут в школу, будут доп.занятия и кружки, у нее нет с собой учебников и пенала: опять будут ругать.Говорю, подойди к учительнице, попросись сбегать домой (соседний дом со школой - от школы - 3-5 минут). Боится подойти-спросить. Попросила передать трубку учительнице. Объясняю ситуацию, повторяю ее же слова, что экскурсия на целый день. Спрашиваю удобное время когда можно прийти поговорить по поводу того, какие претензии есть к ребенку. Ответ: претензий к ребенку нет, есть претензии ко мне. Договорились на понедельник.

Для начала, нужно бы разобраться с Вашей собственной реакцией, немного она неадекватна ситуации, имхо. В школе учителя орут - для Вас это новость?! Вы сами в школе не учились? Некоторые орут громче, кто-то тише, но такой у них способ защиты и разрядки, почти у всех. Ничего с этим не поделаешь. Просто это надо принять как данность, а учителей можно пожалеть разве что. Вот пришли Вы с ребенком, учитель на вас орет. Не нужно орать в ответ, драться или плакать. Спокойно спрашиваете - что случилось собсно? А если и так понятно, что случилось (опоздали, например), объясняете - не знали, нам сказали, что надо прийти к 9.30, извините пожалуйста, ай-яй-яй, постараемся быть пособраннее. Все. Еще раз повоторю, на форму высказывания учителя вообще не надо обращать никакого внимания. Ребенок, глядя на Вашу спокойную реакцию, тоже не будет так нервничать. Можно с дочкой поговорить о том, что по форме учитель может быть и не права, но что поделаешь, работа у нее нервная и она не совсем здорова. А идти к учителю и говорить - "не орите на моего ребенка" - глупо. Реакция будет только обратная, имхо.

У нас в школе сегодня родительское собрание, на прошлом я не была,потому что на работе были какие-то жуткие запарки и отпроситься я не Разговор с учителем: как не теряться? Я вообще боюсь этих родительских собраний. Мне после них очень хочется напиться.

Обсуждение

Обязательно хожу, вот уже 7-й год подряд. Мне все важно, что связано с сыном, на собраниях много информации для себя получаю, с родителями общаюсь.
И для сына важно, чтобы мы ходили на собрания. Вот не знаю, почему, для меня это загадка. Помню, что мне в школе тоже важно было, чтобы родители на собрания ходили.

Каждый учитель и родитель сталкивался с проблемой – нежеланием родителей приходить на школьное собрание. Оно воспринимается родителями подчас страшнее, чем ребенком, например, контрольная работа по математике. Причин этому несколько – и нежелание выслушивать про двойки своего чада, и пустая трата времени, и непонимание практической значимости похода.

Родитель должен избавиться от установки, что если передали ребенка в школу, то теперь только школа должна им заниматься. Счастье ребенка и плодотворное его развитие не находится в прямой зависимости от того, сколько денег потратит семья на ремонт школьных классов, охрану школы.

Между тем, участие в общем собрании крайне необходимо и самим родителям, и учителю, и ребенку. Ребенок чувствует заботу о себе, включенность в общую жизнь коллектива. Родители могут узнать о текущей успеваемости, проблемах ребенка в коллективе, его успехах и неудачах. Учитель надеется получить поддержку со стороны родителей, помочь скорректировать поведение ребенка.

Успех родительского собрания зависит от того, насколько конструктивно учитель сможет выстроить его ход, наладить диалог с родителями, избавиться от менторского тона.

Творческий подход учителя к проведению собрания обеспечит заинтересованность родителей и даст результат. Не стоит заниматься скучными нравоучениями! Деликатный тон со стороны учителя, подсказка - как выбраться из проблемной ситуации – настроят родителей на оптимистичный деловой лад.

Организуйте небольшие концертные номера – и кто из родителей не будет стремиться прийти посмотреть на выступление своего чада. Совершите совместные походы на природу, экскурсии – и начало взаимопонимания будет положено. Родитель, учитель и ребенок – не враги друг другу, а сотрудники!

Какие бывают родительские собрания

Практически все родители стремятся быть рядом со своим ребенком, понимать его проблемы, учить преодолевать трудности, при необходимости вовремя протянуть руку помощи. Но почему-то к моменту, когда ребенок становится школьником, их активность зачастую снижается. Есть родители, которые стремятся узнать, как помочь ребенку с домашними заданиями, в работе над ошибками, думают, как дополнить школьную жизнь экскурсиями и походами. Есть и такие, кто мало интересуется учебной деятельностью сына или дочери. И для тех, и для других родителей будут очень полезны родительские собрания.

Текущие – собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, подготовка к проведению праздников и другие текущие мероприятия.

Тематические – собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано большинство родителей учеников класса. Темы могут быть предложены учителем или самими родителями, например: “Роль книги в развитии интеллекта ребенка”, “Как преодолеть застенчивость”, “Поощрение и наказание” и др. Тематические родительские собрания чаще всего носят просветительский характер и направлены на пополнение знаний родителей в области воспитания детей.

На итоговых собраниях анализируются результаты достижений детей за определенное время. В ходе собрания родители имеют возможность узнать об успехах собственного ребенка и других учеников класса в учебе, о победах в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п. Формой проведения итогового родительского собрания могут быть праздники, походы, торжественные собрания.

Первое родительское собрание

Накануне первого учебного года у родителей возникает много вопросов. Каковы особенности учебно-воспитательного процесса в первом классе? Каким должен быть режим дня малыша? Сколько времени он теперь может проводить у телевизора? Какие учебные пособия и принадлежности ему нужны? И т.д. Поэтому первое родительское собрание, как правило организационное, проводится в начале сентября (иногда даже в конце августа). Учитель компетентно ответит на все вопросы родителей, подробно расскажет о работе группы продленного дня, кружков и секций. Чтобы ничего не упустить, заранее составьте список интересующих вас вопросов.

И еще один важный момент. Первое родительское собрание задает тон всему учебному году. Учитель, внося свои предложения по организации классных праздников, экскурсий, других мероприятий, надеется на активное сотрудничество с родителями. Не зря ведь в народе говорят: “Ум – хорошо, а два — лучше”. А если перефразировать эту пословицу на школьный лад, можно сказать и так: “Ум – хорошо, а 22 — лучше” (по количеству учеников класса). Принимайте активное участие в жизни класса. Ведь это единственная, неповторимая, насыщенная событиями, интересная, разнообразная жизнь вашего ребенка-школьника. У вас, как у любых современных родителей, наверняка есть большой запас знаний, богатый жизненный опыт. Возможно, именно вам придет в голову замечательная идея проведения урока-праздника для класса, в котором учится ваш ребенок.

Стоит попробовать

Собрание, на котором учитель ограничивается только замечаниями и пожеланиями родителям по поводу успеваемости и поведения детей и решением так называемых организационных вопросов, — не лучшая форма подобных мероприятий. Поэтому в некоторых школах практикуются деловые игры для родителей, тренинги, семинары, лектории. Конечно, многое решает стиль работы учительского коллектива и заинтересованность в ней конкретной школы. Но и родители могут сделать эти встречи более познавательными и интересными. Не стесняйтесь предлагать наболевшие вопросы для совместного обсуждения. Возможно, опыт других родителей поможет вам в решении каких-то проблем воспитания и общения с детьми. Пригласите для разговора по интересующей вас теме психолога или другого специалиста. Спрос рождает предложение – от инициативы родителей не меньше, чем от инициативы классного руководителя и воспитателя, зависит продуктивность совместной работы. Иначе говоря, родительское собрание – замечательная возможность получить необходимую вам консультацию по целому ряду вопросов.

Инициатива приветствуется

Школьные годы быстротечны. Первый класс, так же как и второй, и третий, и девятый, будет у сына или дочери только один раз. Поэтому каждый новый учебный год запомнится им новыми яркими событиями. Принимая активное участие в жизни класса, вы повысите свой авторитет в глазах ребенка. Он будет уважать вас и гордиться тем, что школьная деятельность – ваше общее дело. Вы станете еще большими друзьями. Вам в полной мере удастся реализовать себя в качестве родителей, вы получите удовлетворение от того, что ваше мнение важно, что ваша идея будет реализована.

Видя заинтересованность со стороны родителей и их готовность оказать помощь, учитель постарается относиться к учебно-воспитательному процессу более творчески, и взаимоотношения с классом будут искренними и доверительными.

Как же могут участвовать родители в повседневной жизни класса?

  • Совместно с учителем продумать проведение дней именинника (составить программу праздников, наметить подарки).
  • Предложить маршруты экскурсий и свое сопровождение детской туристической группы.
  • Предложить экскурсию на свое предприятие, в организацию, фирму, если сфера ее деятельности будет интересной детям этого возраста и безопасной для них.
  • Совместно с учителем провести нестандартный урок по предмету школьной программы.

Каждый год – что-то новое

Результаты учебы, творческие успехи, поведение ученика – это минимум того, о чем готов рассказать учитель на родительском собрании. Родители дошкольников, посетив родительское собрание, могут узнать о том, как помочь копуше или молчуну, как приобщить ребенка к миру общечеловеческих ценностей, в каких ситуациях стоит наказывать малыша, а в каких – нет, как не перехвалить ребенка, как научить ребенка ответственности, как правильно подготовить его к школе, чем руководствоваться при выборе школы и т.д.

Не менее интересным будет разговор о свободном времени малыша. Учитель подскажет, чем можно занять ребенка, какие игры помогут с пользой провести время. Родителям первоклашек учитель подскажет, что необходимо сделать, чтобы ребенок легче преодолел период адаптации, как правильно организовать уголок школьника в доме, как помочь ему справиться с первыми трудностями, расскажет о правильном режиме дня. Ведь от первого года обучения зависит очень многое, и надо сделать все возможное, чтобы этот год стал удачным стартом всей школьной жизни.

Начало второго года обучения для детей во многом определяется тем, насколько успешным был для них первый год. Младший школьный возраст – узловой в становлении самооценки. Поэтому внимание родителей второклассников учитель обратит на то, что позитивная самооценка школьника зависит не только от его собственных успехов в учебе, но и от положительного отношения к нему со стороны близких взрослых. Он посоветует, как правильно построить отношения с ребенком в случае его неуспеваемости.

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учебе, проявлять активный интерес к знаниям. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Родителям третьеклассников учитель напомнит, что важно не упустить это время, чтобы реализовать потенциальные возможности ребенка.

Четвероклассники – выпускники начальной школы, и именно этот факт во многом определяет акценты, которые расставит учитель на собрании для родителей. Он подскажет, что нужно делать, чтобы без стресса перейти в среднюю школу, даст рекомендации для налаживания успешной учебы ребенка, посоветует, какие способности вашего ребенка нужно развивать.

Когда ребенок повзрослел

Переходя из класса в класс вместе с детьми, родители тоже взрослеют. Школьная жизнь входит в привычную колею, все проблемы практически улажены. И порой можно услышать высказывания некоторых родителей о том, что ходить на родительские собрания необязательно, ведь они и так уже все знают. Но как опытный учитель я считаю, что посещать родительские собрания необходимо. Хотя бы для того, чтобы быть в курсе классных дел, ориентироваться в изучаемой программе. Ведь на каждом собрании классный руководитель рассказывает об успехах класса, дает рекомендации по организации домашней самостоятельной работы. На собрании также часто выступают и учителя-предметники.

Кроме того, собрание – это возможность пообщаться не только с учителями, но и с другими родителями. Подобное неформальное общение бывает весьма полезным, а со временем может перерасти в настоящую дружбу. А если еще и дети дружат между собой, такое общение может получить дополнительный оттенок.

Обычно сообщение о том, что состоится родительское собрание, дети записывают в дневник заблаговременно. Поэтому приучите ребенка ставить вас в известность о дне родительского собрания и времени его проведения тоже заранее и не забывайте регулярно просматривать и подписывать дневник. Постарайтесь так организовать свой день, чтобы найти время посетить собрание. Ваше присутствие – для учителя лучший показатель того, что вы заинтересованы в успешном обучении ребенка, вникаете во все школьные дела сына или дочери, что вы – ответственные родители.

Это необходимо знать родителям

Некоторые родители с неохотой идут на собрание потому, что считают основной его целью сбор денег на нужды класса или школы. Средств, выделяемых школе из государственного бюджета, конечно, не хватает. Ни новых жалюзи на окнах, ни красиво и современно оформленных кабинетов, ни качественного ремонта не будет без родительских или спонсорских денег. Однако надо знать и другое: родителям никто не может приказать материально помогать школе. Поэтому чаще всего в школах создаются Попечительские советы, которые занимаются вопросом сбора и расходования денежных средств. При этом каждый родитель имеет право знать, на что тратятся деньги. Как правило, из собранных денег формируется Благотворительный фонд, средства которого расходуются только с согласия Попечительского совета. Директор школы должен регулярно отчитываться о потраченных суммах перед Советом школы, в который входят представители родительского комитета от каждого класса.

Если вы считаете денежные поборы безосновательными и чрезмерными, говорите об этом учителям. Вы имеете право задавать вопросы и членам родительского комитета, и администрации школы, а далее уже решать, стоит ли вам сдавать деньги.

Советы родителям

  • Чтобы получать объективную оценку учебы и поведения своего ребенка, постарайтесь сами ходить на родительское собрание, а не посылать бабушку, дедушку или няню.
  • Оставьте за порогом школы ваши проблемы и плохое настроение. Сосредоточьте внимание на том, ради чего вы пришли на собрание.
  • С личными вопросами к учителям и классному руководителю лучше всего подойти до собрания или договориться о встрече в другой день, если хотите, чтобы вам уделили больше времени.
  • Как бы ни были ужасны “прегрешения” ребенка, никогда не распекайте его в присутствии учительницы. Поговорите с ним наедине и объясните, что у вас был неприятный разговор с учителем, воспитателем и вы хотели бы вместе разобраться в ситуации.
  • Родители, которые общаются между собой и знакомы с одноклассниками ребенка, всегда достигнут больших успехов в воспитании своих детей, будут лучше ориентироваться в школьных проблемах.
  • Если назрел конфликт, не пытайтесь решить все вопросы на собрании. Поговорите с учителем, когда останетесь с ним наедине. Так ему будет легче углубиться в суть вопроса и изменить свою точку зрения.