Понятие кармы: доходчиво о сложном. Закон кармы и его действие

Слово "карма" слышал каждый хоть раз в жизни. Всем известно, что это слово связано с восточной философией. Но не все точно могут ответить на вопрос о том, что такое карма. Рассмотрим это понятие подробно.

Что значит карма?

Понятие "карма" присутствует в индуизме, в буддизме, а также в ведической традиции. Это одно из главнейших понятий данных религий. Слово "карма" или "карм" на санскрите обозначает "действие, поступок, деяние". Этим словом называют совокупность всех поступков, деяний, помыслов человека, которые были совершены им в прошлом и совершаются по сей день, а также последствия, вызванные этими действиями. Карма - это вселенский закон причинно-следственной связи.

Слышали такую поговорку: что посеешь, то и пожнешь? Этим простым изречением можно просто объяснить смысл кармического закона. Влияние на вашу жизнь оказывают не только конкретные поступки, но также те мысли и эмоции, которые наполняют вашу душу. Человек, как любое живое существо, тесно связан с окружающим миром. Наши поступки и мысли влияют на этот мир, и ни один поступок не проходит бесследно. Как снежный ком, накапливаются негативные эмоции, злые дела, агрессия - все это отпечатывается в тонком теле человека и тянется за ним в следующее воплощение.

Как действует закон кармы?

Другими словами, каждому человеку придется отвечать за содеянное. За добро он будет вознагражден, за совершенное зло - наказан. Воздаяние необязательно произойдет в этой жизни. Как вы знаете, буддисты верят в реинкарнацию - переселение бессмертного духа в новые тела после смерти. Предположим, вы родились в семье бедняка, ваши родные умирают, вас преследуют несчастья. Почему так происходит? Последователи индуизма объяснили бы такое положение вещей: у вас плохая карма. То есть в прошлой жизни вы делали много зла, грешили, и теперь вы должны отвечать за содеянное. Если совсем коротко ответить на вопрос о том, что такое карма, то можно сказать, что это последствия совершенных когда-либо поступков.

Понятие кармы в индуизме

Индуизм - одна из самых мощных мировых религий, в которой очень важным является понятие кармы. Про индуизм, а также про другие мировые религии вы сможете прочитать в статье .

Что значит карма для последователя индуизма? Индуисты считают, что каждый человек целиком и полностью несет ответственность за свое положение на сегодняшний день. Так человек приучается обдумывать свои действия и поступки и то, какое влияние они могут оказать на ход его дальнейшей жизни. Особенно важно понять, что страдания не закончатся со смертью человека. Ведь будет следующее воплощение - и так будет продолжаться, пока карма не будет отработана, то есть пока человек не поймет, какие ошибки он совершал.

В то же время индуисты не считают, что карма - это наказание. Просто это естественный процесс, закон Вселенной. Карма может быть нейтрализована с помощью конкретных действий и поступков. Таким образом, карма не является чем-то фатальным для человека, он может изменить свою жизнь. Прежде всего, карма способствует духовному росту и развитию индивидуума. О том, как изменить свою судьбу и можно ли сделать это, вы прочитаете в нашей статье .

Понятие кармы в буддизме

Буддисты говорят, что важным для формирования кармы являются намерения человека: хорошие или дурные. Чем руководствуется человек, совершая поступок? Если им движет желание навредить, то уже это оставляет кармический отпечаток в его тонком теле. Пусть этот отпечаток будет слабее, чем реально совершенное действие, тем не менее, разрушительный импульс обязательно вернется вам. Именно поэтому буддисты уделяют большое внимание контролю мыслей, медитации, устранению гнева, ярости и других негативных эмоций.

Так же происходит и с благими побуждениями, поступками и желаниями. Если вы даже мысленно пожелали другому добра, здоровья, процветания - тем самым вы улучшили свою карму, послав в окружающий мир положительный заряд.

Обратите внимание, если в вашей жизни повторяются без причины негативные ситуации: вас грабят, вы болеете, терпите нужду, возможно, это кармические последствия? Как уже говорилось, улучшить свою карму можно с помощью регулярных медитаций, молитв, совершения добрых дел. Но прежде всего важно осознание. Конечно, вы не можете осознать то, что было в прошлых жизнях, если вы не владеете особыми навыками. Но вы можете осмыслить свою жизнь, осознать, что все, что происходит, - это последствия ваших действий, принять на себя ответственность за происходящее.

Буддисты считают, что души, которые нашли дорогу к Свету и полностью очистили свою карму, больше не возвращаются на Землю и не имеют больше телесных воплощений. Они могут вернуться на Землю, чтобы выполнять какую-то высшую миссию, например, просвещать людей. Так появляются великие учителя, махатмы.

Главным законом жизненного устройства во всех обитаемых Мирах Вселенной является Закон Кармы. Он же является основой всех былых и существующих религий, и вписан в их Священные Тексты различными способами: от прямого указания - «по делам вашим», до скрытого смысла - за философией притч и тайным написанием слов.

В представленном нами материале мы не будем разбирать попытки господствующих ныне религий свести упоминания о Карме в их Текстах к иной трактовке. Об этом в разные времена уже написано множество полемических трудов. В данной работе, опираясь на открытый в 1999 году в России «Лингвистический Код Святых Писаний» , мы покажем каким образом, и в каких объёмах Закон Кармы прописан в трёх существующих ныне религиях: в Иудаизме, Христианстве и в Исламе, - имеющих единую сюжетную основу своих Священных Текстов.

Открытый в России «Лингвистический Код Святых Писаний» - это обнаруженная в Священных Текстах система тайнописи, посредством которой, за символическим языком притч, был скрыт оригинальный смысл духовного Знания. К обнаружению и к осмыслению этого Знания должен был стремиться каждый человек, решивший шагнуть за предел повседневности своего бытия.

Мало того, все Священные Тексты оказались всего лишь инструкцией по прохождению человеком жизненного пути Параллельно с указанием правильных шагов по жизни, Тексты представляют собой и интеллектуальный тест. Тексты Святых Писаний подобны испытаниям в лабиринте, где на каждой развилке надо сделать верный выбор, правильно решив изложенное в притче предписание. Нет ничего сложного, но - очень увлекательно. И, судя по множеству символических лабиринтов, оставленных в разные времена и в разных народах, вплоть до церковных храмов, как, например, в центре Шартрского собора Нотр-Дам (Собора Пресвятой Богородицы) во Франции, многие умы доходили до отгадок определённых уровней жизненных лабиринтов.

В данном материале мы покажем главенство Кармического Закона, скрытого в Священных Текстах. Читателю следует учитывать, что предпосылкой данному материалу следует наша твёрдая позиция в существование Создателя и Его вездесущего присутствия и участия. То есть, сущее имеет упорядоченную систему построения и цель своего назначения.

Отправным пунктом к поиску ссылок на Кармический Закон можно считать тот факт, что слово КОСМИЧЕСКИЙ оказалось скрытым написанием слова КАРМИЧЕСКИЙ (см.рис.). Таким образом, на гипотетически заданный вопрос «какой закон правит в Космосе» получаем ответ: основным КОСМИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ является КАРМИЧЕСКИЙ ЗАКОН.

Напомним, что слово КОСМОС (kosmos) древнегреческая философия трактовала как ПОРЯДОК. Только, почему-то, впоследствии к этой трактовке прибавили, что ПОРЯДОК возник из первородного ХАОСА – беспорядка. В чём была логика такого добавления, и какой системный ряд примеров можно привести для такого вывода? Не понятно. Но события дней сегодняшних - дней Последнего Времени показывают ошибочность парадигмы первородного хаоса. Имея началом образования Мира ХАОС, в конце земных дней человечество пришло к хаосу в устройстве цивилизации. Но, если бы основополагающей научной парадигмой мироздания был первородный ПОРЯДОК и Бог – Его создатель, то в Конце времён человечество вновь вернулось бы к пониманию ПОРЯДКА и к главенству Бога над Миром.
Человечество, проходя по символическому лабиринту своего существования, руководствуясь своим пониманием Священных Текстов, уже дошло до пункта «самоуничтожения» (армагеддона), сделав на своём пути множество неправильных выборов на развилках пути. Но у людей ещё есть шанс исправить дело, пока на Земле присутствует Бог. И шанс этот находится в руках России.

Итак, после того, как Бог определил главным Законом Космоса Кармический Закон, то все попытки людей по-своему переиначить ссылки на Карму в Священных Текстах можно считать провалившимися. Либо надо признать, что попытки изъять из земного Знания и духовного Учения Церкви Кармический закон с его составляющими элементами: реинкарнацией, причинно-следственными связями и личной ответственностью за свои дела, являются политической ошибкой Второго Константинопольского собора (553 г. н. э.), когда отцы Церкви решили, в угоду императору Юстиниану, предать анафеме учение Оригена «о предсуществовании души» как «неприемлемое воззрение», не понятное для простых христиан. Либо, поскольку ошибка до сих пор не исправлена и Кармический Закон не восстановлен, как основной Закон Божий, сегодняшние Религии должны согласиться, что религиозное (человеческое) Предание расходится с Истиной Слова Божьего, по причине непонимания Священных Текстов, либо - наоборот – по причине полного понимания преграды, которую ставит Кармический Закон своему выпестованному духовному Учению отдельно взятой религии.
Священные тексты предупреждают, что лучше для человека признать ошибку перед Богом и попытаться её исправить, нежели упорствовать в своём отступничестве, и, в конечном счёте, всё равно за своё преступное упорство получить воздаяние по Закону Кармы.

Что же такое Закон Кармы и каково его действие?
Слово КАММА (KAMMA) с языков санскрита и пали переводится как «причина-следствие, воздаяние», а вот слово KAPMAN – как «дело, действие, труд». Вот за это разнописание и зацепились толкователи, чтобы лишить Закон Кармы действия «воздаяния и личной ответственности за дела». Если слова разные, то, значит, и относятся они к разным понятиям. Толкователи не учли лишь одного, что все Священные Тексты написаны тайнописью и должны быть не просто прочитаны буквально, а исследованы для извлечения из них Истины. Потому слова КАММА и КАРМАН, с позиции тайнописи, являются не различными, а дополняющими значениями.

Человек полагает, а Бог располагает. Бог оказался «хитрее хитрых» человеков. Он использовал в своём Божьем Слове людям не прямое слова КАРМА, а его значения: воздаяние, возмездие, отмщение, очищение. Плюс к тому, - тайное написание самого слова КАРМА, как, например, во фразе, фактически заменяющей Имя Бога – «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр.22:13) (см.рис.).

Дело в том, что, не смотря на общее понимание Закона Кармы как «воздаяние тем же, к чему ты сам причастен», философские толкования Кармы различными религиями отличаются друг от друга.

Мы уже говорили, что обнаруженный в Священных Писаниях «Лингвистический Код», позволил найти скрытое тайнописью указание на то, что Слово Божье является ИНСТРУКЦИЕЙ для человека. А инструкцию надо выполнять в соответствии с рекомендациями, в противном случае, то, для чего она составлена, не достигнет правильного результата. Впрочем, Слово Божье его служителями выполняется строго как инструкция, но только буквально: кровь – значит кровь, вода – значит вода, месть – значит месть. И длятся тысячелетние прения о жестокости Одного Бога и о доброте Другого. На самом деле, к пониманию Текстов надо было приложить РАЗУМ. Именно этому посвящена частая присказка Корана: «может быть, вы уразумеете!?», означающая ещё и тайное к ней дополнение – «если вы имеете разум?».

Рассмотрим на паре примеров для каждой религии, как в Священных Писаниях указывается на Закон Кармы через слова, имеющие к нему прямое отношение: воздаяние, возмездие, отмщение, очищение.

Лев.гл.26:
23. Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня,
24. то и Я пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши,
25. и наведу на вас МСТИТЕЛЬНЫЙ меч в ОТМЩЕНИЕ за завет;
если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага;

Втор.32:35 У Меня ОТМЩЕНИЕ и ВОЗДАЯНИЕ…

2Цар.гл.22:
21. ВОЗДАЛ мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня.
22. Ибо я хранил пути Господа и не был нечестивым пред Богом моим,
23. ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал,
24. и был непорочен пред Ним, и остерегался, чтобы не согрешить мне.
25. И воздал мне Господь по правде моей, по чистоте моей пред очами Его.

Ис.61:8 Ибо Я, Господь, люблю правосудие, ненавижу грабительство с насилием, и ВОЗДАМ награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними;

Иер.32:19 Великий в совете и сильный в делах, Которого очи отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы ВОЗДАВАТЬ каждому по путям его и по плодам дел его.

1Пет.гл.3:
8. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;
9. не ВОЗДАВАЙТЕ злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
10. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
11. уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
12. потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли.

Откр.22:12 Се, гряду скоро, и ВОЗМЕЗДИЕ Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.

Сура 2:45(48). И бойтесь дня, когда душа ничем не ВОЗМЕСТИТ за другую душу, и не будет принято от нее заступничество, и не будет взят от нее РАВНОВЕС, и не будет им оказано помощи!

Сура2:175 (179). Для вас в ВОЗМЕЗДИИ - жизнь, о обладающие разумом! - может быть, вы будете богобоязненны!

Сура 4:122(123). Это - не ваши мечтания и не мечтания обладателей писания. Кто делает зло, будет тому ВОЗДАНО тем же, и он не найдет себе заступника помимо Аллаха или помощника.

Сура 6:120(120). Оставляйте и явный грех и скрытый; поистине, тем, которые приобретают грех, будет ВОЗДАНО за то, что они снискивали!

Сура 11:113(111). Поистине, всякому полностью ВОЗДАСТ твой Господь за их дела: ведь Он сведущ в том, что они творят!
Сура 24:25(25). В тот день полностью ВОЗДАСТ им Аллах по их истинной вере, и они узнают, что Аллах это - ясная истина.

Сура 6:161(160). Кто придет с добрым делом, для того - десять подобных ему, а кто придет с дурным, потом ВОЗДАЁТСЯ только подобным ему, и они не будут обижены!

Использование нами большого количества цитат было необходимо для того, чтобы показать, как и насколько часто в Священных Писаниях упоминается Закон Кармы.

Таким образом, делом церковных цензоров было не то, чтобы правильно соотнести ту или иную цитату из Священного Писания с Законом Кармы и попытаться переиначить её смысл, а в том, чтобы НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО читать Тексты.

В данных примерах приведено прямое написание слов, обозначающих Закон Кармы: воздаяние, возмездие, отмщение. Но есть ещё и тайнописные фразы с указанием на Закон Кармы, о которых мы в этом материале говорить не будем, потому, как они требуют более подробного объяснения и другого формата описания.
Чем же Закон Кармы так страшен отдельным Религиям?

Дело в том, что Карма – это автоматический Закон отдачи: получи взамен то, что сделал, как это в Коране обозначено словом РАВНОВЕС. Такое автоматическое ВОЗМЕЩЕНИЕ (ВОЗМЕЗДИЕ) зависит от поведения только самого человека, и не предусматривает институт посредничества, каким является сонм священнослужителей с их священнодействиями.

Сура 6:69(70). Оставь тех, которые свою религию обращают в игру и забаву: их обольстила ближняя
жизнь! Напоминай при помощи него, что душа погибнет за то, что она приобрела. Нет у нее помощника, помимо Аллаха, или заступника! Если она предложит всякую замену, то она не будет взята от нее. Это - те, которые погублены от того, что они приобрели. Для них - питье из кипятка и мучительное наказание за то, что они неверные!

Не в том задача священнослужителя, чтобы творить тайнодействие перед верующим, а в том, чтобы эту тайну объяснять человеку. А Тайна Божия – это Тайна Его Слова, которая должна открыться в Последнее Время Им Самим, и которая уже приоткрывается перед читателем, если он разумеет написанное.
А если Слово Божие открыло свою Тайну, значит пришел ТОТ ДЕНЬ, в ожидание которого несло свою службу и священство. А если настало время, и Сам Господь Пришел на Землю, то надо сделать выбор уже по разумению, а не по корысти. На Суде уже поздно строить новые версии в своё оправдание, Судья уже знает, ЧТО вы совершили, и достойны ли награды или возмездия.

Сура 82:19(19). в тот день, когда душа ничего не сможет для души, и вся власть в тот день - Аллаху.
Сура 6:164(164). Что каждая душа приобретает, то остается на ней, и не понесет носящая ношу другой. А потом к Господу вашему ваше возвращение, и Он сообщит вам про то, в чем вы разногласили.

Как Закон Кармы работает в наши дни, когда многие маски сорваны, и почти каждый принял ту или иную сторону разворачивающихся перед ним мировых событий?

Всё дело в том, что у человека сегодняшнего дня, приведшего свою планету на грань уничтожения, полностью отсутствует осознание того, что он творит. Нет этого осознания ни у атеиста – что он сам губит себя своим поведением, нет осознания и у верующего, который под знаменем с ликом бога идёт убивать ни в чём не повинного, лично перед ним «врага», а другой верующий, облеченный званием – благословляет его на ратный подвиг защитника. Ведь у медали всегда две стороны. Надо было жить и строить отношения друг с другом так, чтобы не случилось никогда стать врагами. И победу всегда, в конечном счёте, одерживает РАЗУМ, проснувшийся у более благоразумной стороны, а не сила.

Привело человека к его сегодняшнему гибельному противостоянию его личное НЕВЕЖЕСТВО. И в первую очередь, - невежество в духовном Знании, в Знании того, как устроен Мир, в Знании о Боге. Невежество – это когда есть все возможности познать, но человек отказывается это делать. Так произошло с духовным руководством человека по жизни – Священными Писаниями о Боге. Их надо было ИЗУЧАТЬ, а не ВЕРИТЬ в них!!

А теперь случилось то, что случилось, и человек даже не понимает, что стоит на пороге такого самого Армагеддона, который, как почему-то решили, должен произойти где-то далеко - «там-то в то-то время». Все эти «где-то» возникли именно от того невежества, которое сам в себе взрастил человек.

Мы представили Вам доказательства Открытия Тайны Слова Божьего и доказательства великого заблуждения человека в его противостоянии против Бога. Противостояние – это мятеж, как сказано в Писании. Мятеж против Бога предусматривает адекватное наказание – уничтожение взбунтовавшегося человечества.
В свете представленных доказательств особого языка написания Священных Писаний, то есть доказательств того, что человек неправильно воспринимал написанное в Слове Божьем и этим неправильным пониманием руководствовался в своих жизненных действиях, мы заявляем, что в Священных Писаниях именно сегодняшнее время обозначено как «Время присутствия Бога на Земле и Суд человеков», независимо от того, пожелал ли человек увидеть Бога во плоти или нет. Суд идёт.

Чтобы уберечь планету от окончательной гибели, единственным разумным шагом человека сегодня является найти Бога и доверить Ему спасение ситуации, для чего Он и Приходит во плоти именно в такой момент в среду людей.
Местом сегодняшнего присутствия Бога обозначена Россия, Москва. Все доказательства представлены в Священных Писаниях с приметами места и времени.

Никто из людей не знает, что такое ВОЗМЕЗДИЕ Божие, и как работает ВОЗМЕЩЕНИЕ грехов человеческих, поэтому человек не страшится делать зло.
Не понимает человек, что достаточно лишь взять в руки символ смерти, такой как портрет серийного убийцы (например, Гитлера), или нанести на себя его символику, или проголосовать своим равнодушием за смерть других, чтобы Закон Кармы сделал такого последователя ответственным за все жертвы того убийцы. Или - тем же ВОЗМЕЗДИЕМ (возмещением) достанется от Бога тому начальнику, который обрекает на смерть других. Ему придётся искупить каждую загубленную душу. И каков будет механизм этого искупления, такой начальник может только себе представить по растерзанным, с его изволения, телам, но даже и близко не приблизиться пониманием, каково это искупление на самом деле.

Лук.12:48 И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Еккл.8:11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.

Иов.28:28 СТРАХ Господень есть истинная ПРЕМУДРОСТЬ, и удаление от зла - РАЗУМ.
Прит.1:7 Начало мудрости - страх Господень; ГЛУПЦЫ только презирают мудрость и наставление.

Откр.гл.22:
10. .. время близко.
11. Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще.
12. Се, гряду скоро, и ВОЗМЕЗДИЕ Мое со Мною, чтобы ВОЗДАТЬ каждому по делам его.

Карма или Камма (от санскр. karman - «деяние», «действие»; в переводе с языка пали kamma - «действие», «обряд», «воздаяние») - одно из ключевых понятий в индийских религиозных традициях и философских течениях.

Карма - закон причин и следствий, лежащий в основе сансары (круговорота рождений и смертей, в процессе которого человек совершает те или иные деяния и получает воздаяние в виде хорошей или плохой судьбы).

Термин «карма» впервые был упомянут в ранних Упанишадах (древних философско-религиозных трактатах, являющихся частью религиозных писаний Индии; по мнению ученых, они были написаны в VIII веке до н.э.). Встречается он и в более поздних ведических текстах.

В древнем мире широко была распространена вера в карму и перевоплощения. Это не совсем так. Наиболее древние верования (например, тотемизм, заключающийся в поклонении человека или группы людей определенному классу животных, явлений природы и т.д.) гласят, что, во-первых, предком людей определенного племени были те или иные животные. Во-вторых - после смерти человек либо отправляется в страну предков, либо возвращается к соплеменникам в облике зверя (именно поэтому убийство тотемных животных было строго запрещено).

Более поздние верования описывали уже не перевоплощение в тотемное животное, а счастливое загробное существование в мирах счастья (в Древнем Египте - в Полях Иалу («Полях камыша»)). Если же человек вёл неправедную жизнь, то он не получал воздаяние за свои грехи в следующем воплощении, а, согласно верованиям многих древних народов, держал ответ только перед божествами и мог быть либо наказан, либо прощен.

Также в древности считалось, что и после смерти душа человека долгое время (исчисляемое порой веками) связана с покинутым ею телом. Более того: душа существует до тех пор, пока телесная оболочка, покинутая ею, цела. Потому, например, в Древнем Египте прилагали немалые усилия, дабы сохранить (мумифицировать) тела фараонов и знати, а, желая причинить вред душе ненавистного усопшего фараона, его мумию обезглавливали или же подвергали сожжению.

Термин «карма» общий для всех философских систем индуизма. Идея воздаяния за добрые и злые поступки и основополагающего вселенского закона свойственна почти всем философским системам Индии (за исключением локаяты), однако термин «карма» используется не во всех случаях. Например, в ньяя (от санкр. «метод») - одной из рационалистических индийских философских систем, его синонимом является слово «адришта» (санскр. «невидимое», «недоступное восприятию»). Последователи ортодоксальной школы индийской философии миманса (от санскр. «размышление», «исследование») предпочитают употреблять термин «апурва» (от санскр. «возникающее после», «не первое») и т.д.

В карму верят все жители Индии. Нет, еще в Древней Индии существовало учение локаята (именовавшееся также чарвака), считавшееся материалистическим и относившееся к неортодоксальным школам (настике). Последователи локаяты не считали Веды непререкаемым авторитетом, и полагали, что создание Вселенной - результат естественного взаимодействия 5 элементов (воздух, вода, огонь, земля, металл) - первоосновы всего, что существует в мире. По их мнению, ни Бог, ни закон кармы к творению и бытию Вселенной никакого отношения не имеют.

Существует несколько разновидностей кармы. Это действительно так. Более того - карму классифицируют по разным признакам, в результате чего перечень видов кармы может весьма разниться в различных философских системах. Индуисты, например, выделяют такие виды кармы:

1. Санчита (или нирупакрама) карму - собранные и еще не отработанные результаты деятельности за все прошлые жизни индивидуума. В свою очередь она подразделяется на:- прарабдха (или сопахрама) карму, включающую в себя ту часть накоплений из прошлых воплощений, которую человеку придется отрабатывать в текущей жизни;- агами карму - те плоды деятельности, которые предстоит пожинать в последующих воплощениях.

2. Крийяман карму, создаваемую теми деяниями и поступками, которые человек совершает в данном воплощении. Оказывает влияние, как на текущую жизнь, так и на будущие инкарнации.

Согласно утверждениям теоретиков буддизма, карма может быть:

1. Белая - действия благие (например, йогические практики сосредоточения), вершимые в мире форм;

2. Черная - неблагие действия, свершаемые в мире форм (злодеяния, неправедные поступки и т.д.);

3. Черно-белая - благие действия, которые вершатся в мире чувств и влечений;

4. Не черная и не белая - деяния человека, чувства которого не фиксируются на физических или чувственных объектах.

Кроме того, выделяют карму личную и общественную (карму рода, нации и т.д.), карму грубую (и деяние, и воздаяние заключается в физическом воздействии) и тонкую (кармические результаты мыслительной деятельности и чувственных побуждений).

Также представители различных философских течений по-разному классифицируют виды деятельности человека, разрушающие или приумножающие те или иные кармические накопления. Например, в ведах упоминается несколько видов такой деятельности, причем прослеживается тесная связь с гунами. Гуна - санскр. «веревка» или «свойство» - вид майи (иллюзорной энергии), основополагающее начало материального мира; выделяют 3 гуны: гуну благости - саттва-гуну, гуну страсти - раджа-гуну и гуну невежества - тамо-гуну, Именно гуны формируют мышление, образ жизни и деятельность индивидуума, попавшего под их влияние. В итоге классификация выглядит так:

викарма - деятельность, продиктованная корыстными побуждениями, приумножающая грехи индивидуума. Совершая деяния такого рода, человек вначале руководим гуной страсти, а со временем попадает в гуну невежества;

карма - деятельность, проводимая в согласии с постулатами священного писания, способствующая очищению от грехов, связанная с гуной страсти;

акарма - деятельность, имеющая целью познание души и Бога, а также постижение их извечной взаимосвязи, которая освобождает человека от воздействия гун.

Существует и другая классификация. По мнению индусов, для очищения от грехов следует совершать такие действия:

Нитья карму - ежедневные богоугодные обязанности каждого человека.

Надмиттика карму - соблюдение ритуалов и обязанностей, которые позволяют улучшить взаимоотношения между родственниками, как живыми, так и давно почившими (например, церемония поминовения усопших Шраддха);

Камья карму - овладение различными способами улучшения собственного материального положения (включая получение образования и раздачу милостыни и еды голодным, причем последнее, по мнению индусов, способствует избавлению от кармы потери собственности);

Праясчита карму - деятельность, способствующая очищению от пригрешний и просветлению ума (посты, паломничества, посещение храмов, омовения в святых водоемах и т.д.);

Картавья карму - выполнение различных действий, позволяющих улучшить состояние здоровья и продлить жизнь (йога, закаливание, массажи, прогулки, использование лечебных масел и т.д.).Иногда упомянутый перечень действий именуют Панча нитья карма («5 постоянных обязанностей»).

Агами карму отработать невозможно. Это не совсем так. Разделение санчиты кармы на прарабдху и агами весьма условно, поскольку многое зависит от того, в какой гуне живет и действует человек. Например, пребывая в гуне благости, он может весьма ускорить свое продвижение и за одно воплощение отработать многое из запланированного на будущие жизни (хотя в некоторых случаях этому может воспрепятствовать отсутствие в мире живых некоторых индивидуумов, связанных с человеком кармическими узами). А, живя в невежестве, наоборот - может не исполнить даже прарабдхи (той части кармы, которая была запланирована для отработки в данном воплощении).

Чтобы очиститься от грехов, достаточно усердно выполнять Панча нитья карму. Да, это так. Но следует учесть некоторые особенности. Все действия, описанные в Панча нитья карме, способствуют очищению от прегрешений лишь в том случае, когда выполнены в благости (т.е. в соответствии с постулатами, закрепленными в священных писаниях). Если же человек находится в страсти или хуже того - в невежестве, те же самые деяния приведут лишь к приумножению грехов и ухудшению кармы. Например, поминая родственников, люди часто употребляют алкогольные напитки, тем самым оскорбляя память усопших. В результате Наймиттика карма, призванная гармонизировать межличностные отношения в семье, действует с точностью до наоборот. Не принесет очищения и Нитья карма, скажем, при условии, что человек считает Богом самого себя, и замещает традиционные обряды самовозвеличиванием. Картавья карма, вершимая с целью достижения рекордных показателей (например, в каком-либо виде спорта) может способствовать ухудшению здоровья и существенно укоротить жизнь (вместо продления оной), а чрезмерное усердие в Праясчита карме (скажем, длительное голодание) может привести к подрыву психического здоровья индивидуума.

Бог может полностью очистить человека от кармы. Не существует единого мнения по этому вопросу. В ранних Упанишадах можно найти информацию о том, что лишь сами воплощающиеся существа ответственны за создание и отработку кармы, ничто извне на этот процесс влияния не оказывает. Веданта же отводит роль распределения кармических задач Богу. В наши дни представители различных школ индуизма имеют на этот счет собственное мнение. Например, представители вайшешики (от санскр. «выделяющийся») и ньяи - философских систем Индии, по мнению которых главная цель любого воплощенного состоит в освобождении индивидуального «я», - утверждают, что именно Бог, сотворивший мир, контролирует карму, распределяя в соответствии с нею печали и радости, выпавшие на долю людей. Сама по себе карма (адришта) является началом, лишенным сознания, и полностью подчинена воле Высших сил. Потому и Бог, и Гуру (как представитель Бога в проявленном мире) могут в некоторых случаях облегчить или вовсе аннулировать карму индивидуума. Последователи же других течений индуизма, например, мимансы (санскр. «исследование» - ортодоксальная школа, посвятившая себя разъяснению природы дхармы) или санкхьи (от санскр. «перечисление» - философская система, стремящаяся отвлечь дух от материального мира) считают, что закон кармы воле Бога не подчиняется, и действует сам по себе, являясь причиной возникновения Вселенной и основой ее устройства.

Расположение небесных тел оказывает влияние на формирование кармы. Это не совсем так. Связь между расположением небесных объектов (звезд, созвездий и планет) действительно существует, но формообразующее действие на карму (точнее, прарабдха карму) не оказывает. По мнению астрологов, космические тела обладают индивидуальными характеристиками, определенная комбинация которых (именно она впоследствии становится основой для построения гороскопа) активизирует те или иные желания, побуждения (неблагоприятные, благоприятные или смешанные) и настроения, сформированные человеком в прошлых воплощениях. И именно вышеупомянутый настрой влияет на то, под какими звездами будет зачат и рожден индивидуум. Менять же что-либо в карме человека небесные объекты не могут.

Иногда закон кармы не действует, иначе как объяснить, что порой весьма благочестивые и добрые люди переносят болезни и лишения, в то время как другие, свершающие злые поступки и проявляющие несносный характер, наоборот, исключительно удачливы. Данное положение вещей представители тибетского буддизма объясняют иначе. Они считают, что в некоторых случаях люди, совершающие негативные деяния и полные злобы, ненависти и зависти, именно такого рода поведением вызывают к жизни всю благую карму, накопленную в предыдущих воплощениях. В результате их позитивные наработки быстро исчерпываются, а следующие инкарнации будут протекать в совершенно иных условиях (в низших мирах, в телах больных или увечных, в тяготах и лишениях). В то время как люди, посвятившие жизнь самосовершенствованию и беззаветному служению Богу, получают возможность быстро отработать всю негативную карму (которая была рассчитана на много жизней), и именно по этой причине переносят болезни и беды.

Человек, вознамерившийся улучшить свою карму, должен отказаться от интимных отношений с представителями противоположного пола. Не обязательно. Представители некоторых школ тибетского буддизма (например, Карма Кагью) считают, что сексуальные взаимоотношения, как и любые другие, подчинены закону кармы. При этом в случае, когда в процессе соития оба партнера дарят друг другу счастье и радость - образуется хорошая карма. Если же один из них стремится навредить партнеру или окружающим - он формирует негативную карму.

Выйти за пределы колеса сансары можно, лишь приумножая благую карму. Это не так. Буддисты считают, что следует полностью избавиться от оков кармы, а для этого нужно свершать действия, не привязываясь ни к самому деянию, ни к его плодам. Последователи индуизма немало внимания уделяют мотивации деяний, выделяя:

Ведь мотивы поступков могут быть различны. Выделяют:

1) нечистые неблагоприятные - поступки, результаты которых приводят лишь к более глубокому погружению индивидуума в невежество;

2) нечистые благоприятные - плохие поступки, итогом свершения которых является страдание и раскаяние, способное привести человека к началу истинного пути;

3) чистые неблагоприятные, возникающие, когда счастье понимается правильно, а вот процесс постижения его весьма далек от рекомендаций, изложенных в священных текстах;

4) чистые благоприятные (формируются в результате истинного понимания счастья, которое зиждется на правильном постижении смысла священных писаний);

5) духовные (возникшие во время озарения).

Причем лишь поступки, продиктованные последним из упомянутых мотивов, могут помочь в деле освобождения от перевоплощений. Джайнисты утверждают, что из круга перерождений можно выйти, лишь обретя знания и покой, отбросив страсти, тем самым освободившись от привязанностей к мирской жизни и материальному миру в целом.

Представители школы санкхья считают, что освобождение от колеса сансары настанет лишь после того, как линга (ложная я-концепция, носитель кармы) осознает, что истинная, не материальная душа (истинная я-концепция, которая не воплощается, а только бесстрастно наблюдает за действиями линги) на самом деле свободна от материальных оков и связей с лингой. Этот длинный путь самосовершенствования следует начинать с отказа от низменных желаний и достижения спокойствия посредством задействования светлого и незамутненного начала (саттвы).

Чтобы не накапливать груз плохой кармы нужно всегда вершить только добро. Не существует единой точки зрения на этот счет. В некоторых древних текстах (например, Бхагавадгите) указывается, что действия не делятся на добрые или злые. Любая работа кому-то приносит пользу, а кому-то - вред, являясь, по сути, симбиозом добра и зла. Лишь деятельность, к которой человек не ощущает привязанности, может сделать его свободным. Все остальные действия, вне зависимости от того, добро или зло в них преобладало, являются оковами для души.

Во многих школах индуизма и буддизма считают, что карму (как плохую (акусала), так и хорошую (кусала)) человек нарабатывает не только и не столько деятельностью в физическом мире, но и на более тонком плане, соблюдая (или не соблюдая) морально-этические нормы и производя определенного рода волеизъявление.

А точка зрения последователей джайнизма (от санскр. «победитель» - религиозного течения, считающего главной целью совершенствование души и призывающего не наносить вред любым живым существам) несколько отличается. Они полагают, что действие закона кармы человек будет испытывать на себе при любых условиях - совершает он действия или нет, делает самостоятельный выбор в пользу добра или зла или же вообще не осуществляет никакого выбора.

Почти все болезни - кармические. Ошибочное мнение. К кармическим болезням с уверенностью можно причислить врожденные недуги, как физического тела (врожденный порок сердца, неправильное функционирование внутренних органов, слепота, глухота, инвалидность, косметические дефекты (такие как заячья губа или волчья пасть) и т.д.) так и психики (например, синдром Дауна). Остальные же заболевания могут быть вызваны неправильным образом жизни, переутомлениями, переохлаждениями, нервозной обстановкой и другими факторами, прямого отношения к кармическому воздаянию не имеющими.

КАРМА (санскр. karman – действие, деяние, жертвоприношение, жребий) – 1) одно из центральных понятий индийской философии, религии и культуры, своего рода «естественный» закон, который в самом общем виде означает влияние суммы совершенных индивидом действий (телесных, речевых, ментальных) на всю его последующую жизнь и характер будущего рождения (класс существования: богов, людей, животных, насекомых и т.п., социальный статус, пол, внешность, продолжительность жизни, благополучие, здоровье и т.д.). Доктрина кармы предполагает, во-первых, морально окрашенную оценку поступков человека (дхарма , адхарма ), во-вторых, утверждение причинно-следственной связи между деяниями существ в прошлом, настоящем и будущем и, в-третьих, веру в перерождение души, которая приводит к превращению земного мира в место нравственного возмездия и к развитию идеи морального воздаяния в других мирах (см. Лока ). Именно с помощью кармы индийцы объясняют иерархическое устройство космоса и неравенство в нем разных классов живых существ.

Поскольку многие поступки человека, рассматриваемые как причина его теперешнего положения, совершены им в прошлой жизни, о которой он не помнит, ответственность за них носит неизбежно абстрактный и пассивный характер (как, напр., ответственность за преступление, совершенное в состоянии беспамятства). В этом случае карма воспринимается как судьба, рок. Вместе с тем, поскольку в настоящем существовании человек волен сознательно совершать поступки, которые станут отправными моментами его будущей жизни, карма неразрывно связана с свободой воли и этим отличается от фаталистического взгляда на мир. Кульминационным проявлением этой свободы является возможность полного освобождения от перерождений и действия закона кармы (мокша , нирвана ).

Т.о. в центре доктрины кармы – нравственная активность человека, что отличает карму от божественного провидения (в индийских религиях боги, как и люди, подчинены действию закона кармы). В популярных версиях индуизма и буддизма развивается идея о возможности передачи религиозных заслуг (от сына к отцу, от монаха к мирянину, от божества к верующему). Однако в философских традициях этих религий преобладает убеждение, что каждый человек должен «избывать» свою собственную карму.

Идея кармы в том или ином виде принимается большинством религиозно-философских школ Индии. Предполагается, что она сформировалась в неарийских регионах долины Ганга и почти одновременно попала в сферу религиозных исканий джайнизма , буддизма и брахманизма. В вопросе о моральной силе кармы брахманы и шраманы разделились на криявадинов и акриявадинов (соответственно, сторонников и противников идеи моральной причинности). Среди последних выделяются фаталисты (адживика ), окказионалисты (ядриччха-вада ), теисты (см. Ишвара-вада ), а также квази-детерминисты, сторонники свабхава-вады , с точки зрения которых, причиной всего является собственная природа вещей.

Самыми крайними криявадинами были, безусловно, джайны. Они трактуют карму наивно материалистически как род вещества, которое «прилипает» к чистой по своей природе душе (джива ) и, держа ее в «связанном» состоянии, мешает достичь освобождения (мокша). Джайны скрупулезно классифицируют разновидности этого вещества (8 видов) и в качестве «противоядия» предлагают разные формы аскетического «подавления» действия.

Буддисты, тоже причисляя себя к сторонникам криявады, не разделяют тотального детерминизма джайнов, полагая, что далеко не все в человеке определяется кармой. Так в диалоге с Шивакой Будда перечисляет «некармические» факторы – флегму, ветер, гуморы, времена года, а также «внутренние обстоятельства», случайность и созревание прошлой кармы («Самьютта-никая» II.214 и далее). С точки зрения Будды, кармичны только те поступки, которые совершены сознательно, т.е. главное ударение делается не на самом действии, а на его мотивах (четана). Бессознательные действия являются результатом прошлой кармы. Однако и она тоже «срабатывает» не автоматически, а в зависимости от условий своего «созревания».

Поскольку буддисты заменяют душу (см. Анатма-вада ) агрегатом постоянно меняющихся психофизических элементов (дхарм), возникает вопрос о субъекте кармического воздаяния и перерождения. Буддийские авторы ссылаются на аналогию с пламенем, которое, меняясь каждое мгновение, остается тем же самым. В некоторых текстах появляется описание промежуточного психического агрегата, который признается самостоятельным существом (Васубандху наделил это существо психологией пола и объяснил его возвращение в мир сансары похотью и ненавистью к родителям). На основе этих представлений в тантристском буддизме возникает теория посмертных странствий промежуточного существа. В махаяне сила кармы проявляется в создании «образцов привычек» (васана) и «семян» (биджа), которые «актуализируются» (при соответствующих условиях) в настоящем и будущем существовании индивида. Все кармические «семена» махаянская школа йогачара помещает в особый резервуар, называемый алаявиджняна («сокровищница сознания»). В буддизме махаяны возникает идея общей (родовой) кармы в отличие от кармы индивидуальной.

Если антиведийские школы (астика) отрицали действенность ритуалов, то в ведийской литературе (особенно брахманах) карма понимается гл.о. как жертвоприношение, ритуальное действие, приносящее материальные блага или достижение небес. Развитие идеи кармы как передачи религиозных заслуг достигает кульминации в учении упанишад о «пути предков», которым следует душа, поддерживаемая поминальными обрядами. Ростки новой тенденции в толковании кармы связаны с другой альтернативой посмертного существования – «путем богов», служащим вознаграждением за исполнение «внутренних» обрядов (медитации). Именно последнее становится стимулом для идеи индивидуальной кармы, получившей развитие в религиозно-философских школах индуизма. В трактовке кармы в мимансе делается ударение на ритуальном действии, предписанном Ведами. Чтобы объяснить, каким образом исполнение ритуала здесь и сейчас может привести к желаемым результатам (напр., достижению небес) лишь в отдаленном будущем, вводится понятие апурвы – особой силы, аккумулируемой ритуальным действием и порождающей следствие через длительное время. Ньяя-вайшешика толкует механизм кармы с помощью понятия адришты – невидимой силы, состоящей из дхармы и адхармы (качеств души) и отвечающей за перерождение.

Согласно санкхье, карма создается только действием пракрити , пуруша же, подобно атману веданты, в действительности, не перерождается и не освобождается. Психологические аспекты кармы разрабатываются в йоге Патанджали, где она определяется как психический «след» (васана), «записанный» каким-либо действием или мыслью индивида и создающий предрасположенность к такому же действию в будущем. Суммой кармических «следов» объясняется бессознательное в психике человека – сновидения, иллюзии, аффекты.

Хотя для большинства религиозно-философских школ Индии высшей ценностью было освобождение от действия закона кармы и прекращение перерождений (нивритти), широкое распространение получили представления о достаточности простого «улучшения» кармы. В их рамках, как правило, развивались идеи кармической действенности ритуала и поклонения личному Богу (Ишваре);

2) в более специальном смысле карма означает: а) объект действия – один из факторов реализации действия в грамматике (см. Караки ) и б) механическое движение – в вайшешике. Вайшешика сделала конкретные наблюдаемые движения предметом специального теоретического анализа, создав первую в Индии механистическую концепцию движения. Общефилософской рамкой интерпретации движения служит в этой школе система категорий, в которой движение выступает как один из шести факторов реальности (см. Падартха ). Отсюда и вай-шецшковская «анкета» для изучения движения: отношение движения и субстанции, движения и качества, движения и пространства и т.п. В «Вайшешика-сутрах» движение делится на пять классов: бросание вверх, бросание вниз, сжатие, расширение и хождение. В классификации Прашастапады различаются движения с участием сознания (частей тела человека и предметов, связанных с ними, напр., движение пестика в ступе) и бессознательные движения четырех стихий (см. Бхуты ) и манаса. Первым свойственен принцип сознательной мотивации, определяющей меру усилия человека, а также временные и пространственные координаты движения (продолжительность и направление). К специфическим движениям в стихиях относится падение (для земли), течение (для воды), дыхание (для ветра). Движение огня, манаса и ряда других вещей объясняется действием адришт (невидимых причин). Всякий процесс движения состоит, по вайшешике, из дискретных моментов, в каждый из которых предмет разъединяется с одной точкой пространства и соединяется с другой, после чего движение прекращается. Чтобы начался новый момент этого процесса, требуется внешний толчок; при отсутствии его движение продолжается благодаря санскаре – особой способности тел сохранять свои предшествующие состояния (аналог понятия инерции). Одна из форм санскары – вега (скорость), другая – стхитистхапака (эластичность).

Литература:

1. Лысенко В.Г. «Философия природы» в Индии. Атомизм школы вайшешика. М., 1986;

2. Karma and Rebirth in Classical Indian Tradition, ed. W. D. O’Flaherty. Berkely etc., 1980.