Проект «Что нам осень подарила. Урок на тему «что нам осень подарила

Тема: «Что нам осень подарила»

Цели: углубить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений; уточнить представления о том, что осень – время сбора урожая овощей, фруктов; воспитывать трудолюбие; развивать правильное звукопроизношение; обогатить речь детей новыми словами;

Ход занятия:

1.Вводная беседа.

Дети входят в группу. Группа украшена осенними листьями, сделан макет огорода.

- Ребята, посмотрите какая у нас сегодня группа?

(ответы детей).

А что так украсило природу?

(Дети отвечают, что это осень).

А какая осень?

(золотая, желтая, разноцветная).

Кто из вас сможет объяснить пословицу: «В сентябре прохладно, да сытно».

(дети дают объяснения).

Ребята, а как вы думаете, чем нас может порадовать осень?

(Ответы детей: овощи, фрукты, грибы, ягоды).

- Сейчас мы отправимся в гости к Пугалу - Огородному. (Подходим к макету «огород». На огороде стоит чучело Пугала).

А кто из вас знает, кто это такой и почему его так называют?

(Ответы детей)

Воспитатель читает стихотворение «Здравствуй осень» Е. Благининой.

Здравствуй осень, здравствуй осень

Хорошо, что ты пришла

У тебя мы осень спросим

Что в подарок принесла.

(Заучивания стихотворения наизусть)

Ребята, что растет на огороде?

Как называются морковь, свекла, картошка, капуста одним словом?

(Дети должны озвучить, что это овощи).

Как называются яблоки, груши, сливы одним словом?

(дети дают ответ, что это фрукты).

Какие орудия труда огородника вы знаете?

(Ответы детей)

Для чего люди выдумали лопату, грабли, тяпку, лейку?

(Ответы детей)

2.Отгадывание загадок.

Ребята, Пугало спрашивает, а любим ли мы отгадывать загадки?

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице (морковь)

Посреди двора – золотая голова (подсолнух)

Сам никого не обижает

А кто раздевает, тот слезы проливает (лук)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом …(картошка)

Жёлтая, а не солнце, круглая, а не луна.

Её и парят, и сырую едят,

И сказки о ней говорят.(репа )

Само с кулачёк,

Красный бочок.

Потрогаешь – гладко,

А откусишь – сладко.(яблоко )

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи. (арбузы)

На ней сто одёжек

И все без застёжек. (капуста)

3.Дидактические игры: «Картошка», «Кто быстрее».

Ребята, смотрите кто-то копал картошку и рассыпал. Давайте поможем Пугалу собрать картофель и посчитаем.

Игра « Картошка».

(Дети собирают картошку и считают, сколько собрали ).

Пугалу очень понравилось, как мы с вами быстро собрали и правильно посчитали. Он хочет ещё с нами поиграть.

Игра»Кто быстрее».

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игоровое правило: собирать овощи и фрукты, только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберёт все предметы в корзину и при этом не ошибётся.

Молодцы, вы справились с этим заданием и Пугало хочет нас угостить. Но вначале отгадайте загадку.

Круглое, румяное с дерева достану я

На тарелку положу

« Кушай, мамочка»- скажу (яблоко)

Дети пробуют на вкус яблоко и дают ответы на вопросы:

Какое яблоко на вкус (сладкое,кислое)?

Какое яблоко на ощупь (твердое, мягкое)?

Какое яблоко по цвету (красное, зеленое)?

Давайте поблагодарим за угощение Пугало.
4. Подвижная игра «Осень просим».

Дети начинают медленно ходить по кругу и петь:

Здравствуй, осень! Здравствуй осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, просим,

Что в подарок принесла?

Принесла я вам муки!- отвечает Осень.

Значит, будут пирожки!- кричат хором дети в ответ.

Принесла вам гречки! – говорит Осень.

Каша будет в печке! – радуются дети.

Принесла вам овощей!- говорит Осень

И для каши и для щей!- кричат хором дети в ответ.

Рады ли вы грушам? – спрашивает Осень.

Мы их впрок насушим! – отвечают дети.

А уж яблоки, что мёд! – говорит Осень.

На варенье, на компот! – радуются дети.

Принесла и мёду!- говорит Осень.

Полную колоду! – удивляются дети.

После этого опять кружимся и поём:

Ты яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

Дождику вы рады? – хитро улыбается Осень.

Не хотим, не надо! – дети хором кричат и разбегаются врассыпную.

Но дождик тут как тут: он бегает за детьми, звонко приговаривая:

Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Дети бегают до тех пор, пока Дождик кого- нибудь не поймает. Тот, кого он поймает, становится Дождиком, а Осень выбираем новую.

5. Подведение итогов.


Конспект интегрированного занятия « Что нам осень подарила» для средней группы

Тема: « Осень»

Цель:

    систематизировать знания детей о признаках осени;

    закреплять знания об овощах, фруктах;

    учить описывать и сравнивать их, согласовывать определения и существительные,

    учить определять овощи по форме на ощупь,

    совершенствовать прием вдавливания середины шара и сглаживания пальцами поверхности вылепленного предмета;

    упражнять в пересчете овощей в пределах 5, в отгадывании загадок;

    развивать логическое мышление, тактильные ощущения; мелкую моторику;

    совершенствовать двигательные движения детей;

    воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес к ИЗО деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (познавательно-исследовательская, ФЭМП), «Коммуникация», «Художественное творчество» (лепка), «Социализация», «Чтение художественной литературы», «ФЭМП»

Материалы и оборудование: венок из осенних листьев, бусы из рябины и шиповника, зонтик, муляжи овощей и фруктов, плетёная корзинка, картинка с изображением огорода, пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки, игрушечная посуда.

Содержание непосредственно-образовательной деятельности детей

1. Организационный момент

Воспитатель читает стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад,

Жёлтые, красные листья

По ветру вьются, летят

Дети, о каком времени года идёт речь в стихотворении?

Какие определения мы можем дать осени, какая она бывает? (ранняя, золотая, богатая, тёплая, дождливая…)

А почему осень называют урожайной? (потому что осенью собирают урожай)

А какой же урожай мы собираем осенью?

2. Игра «Что нам осень принесла?»

В середину круга выходит «Осень» (костюм «Осени» дополнен венком из осенних листьев, бусами из ягод рябины или шиповника), герой «Дождик» вначале не участвует (сидит на стуле).

Дети медленно ходят по кругу, держась за руки, и говорят:

Дети (хором). Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень. Принесла я вам муки!

Дети (хором). Значит, будут пирожки!

Осень. Принесла вам гречки!

Дети (хором). Каша будет в печке!

Осень. Принесла вам овощей!

Дети (хором). И для каши, и для щей!

Осень. Рады ли вы грушам?

Дети (хором). Мы их впрок насушим!

Осень. А уж яблоки что мед!

Дети (хором). На варенье, на компот!

Осень. Принесла и меду!

Дети (хором). Полную колоду?

После этого дети идут по кругу в другую сторону и говорят:

Дети (хором). Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба припасла.

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

Осень. Дождику вы рады?

Дети (хором). Не хотим, не надо! (Бегут врассыпную.)

«Дождик» догоняет детей:

Дождик. Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт

Дождик нам сейчас не нужен, урожай лучше собирать в сухую погоду.

3. Игра «Найди овощи»

На этой картинке все овощи перепутались, давайте мы их отыщем.

Дети смотрят на картинку и называют овощи.

Затем демонстрируется картинка с изображением ого­рода. Дети рассматривают ее и отвечают, где растут овощи (в огороде, на грядке, под землей, над землей).

4. Игра «Чудесный мешочек»

Ав этом мешочке лежат разные овощи, но какие вы должны узнать сами, опустив руку в мешок и по форме отгадать один из них.

В мешочке лежат разные овощи. Дети должны на ощупь определить, что они нашли в мешочке, предварительно описав форму и размер попавшегося в руку плода.

Давайте теперь посчитаем, сколько овощей лежали в мешочке.

5. Отгадывание загадок.

А что ещё осень принесла нам в подарок, узнаем, когда отгадаем загадки (отгаданный фрукт дети берут из корзинки).

Наливное, сладкое,

С яблони упало –

Бок себе помяло. (Яблоко)

Синий мундир, белая подкладка,

В середине сладко. (Слива)

Сижу на дереве, кругла, как шар,

Красна, как кровь, сладка, как мёд. (Вишня)

6. Физкультминутка «Яблоко»

Вот так яблоко! Оно – Встали. Руки в стороны

Соку сладкого полно Руки на пояс

Руку протяните, Протянули руки вперёд

Яблоко сорвите. Руки вверх

Ветер ветку стал качать, Качают вверху руками

Трудно яблоко достать Подтянулись

Подпрыгну, руку протяну Подпрыгнули

И быстро яблоко сорву! Хлопок в ладоши над головой

Вот так яблоко! Оно – Встали. Руки в стороны

Соку сладкого полно. Руки на пояс.

7. Продуктивная деятельность («лепка яблок»).

Дети, а что можно приготовить из фруктов?

Давайте мы сегодня сварим компот из яблок, но сначала мы их слепим.

Каждый ребёнок вылепливает яблоко по инструкции воспитателя.

8. Рефлексия

Дети рассматривают и оценивают вылепленные яблоки, а потом варят из них компот для кукол.

Рудакова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Ёлочка"
Населённый пункт: Самарская область, Кинель-Черкасский район,п.Садгород
Наименование материала: проект
Тема: "Что нам осень подарила?"
Дата публикации: 16.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Познавательно-экологический проект «Что нам осень принесла?»

Участники проекта:
дети средней группы, родители, воспитатели группы.
Тип проекта:
познавательно-экологический, краткосрочный (сентябрь-ноябрь 2016г.)
Актуальность
Приобщение человека к природе, к её познанию имеет глубокие научно-исторические корни. Человек издревле пытался постичь природу, вникнуть в суть происходящих в природе изменений, познать её влияние на свои эмоции и чувства. Учёные-педагоги прошлого видели в природе источник знаний, средство для познания себя, мира вокруг и отношений между людьми. Взаимодействие человека и природы продолжает волновать и современный мир. Дошкольный возраст является самым чувствительным периодом в восприятии и познании основ природы. Любознательность детей впервые проявляется ещё в раннем возрасте при непосредственном общении ребёнка с объектами живой природы. В возрасте 4-5 лет у детей уже сформирован определённый запас знаний о природных объектах ближайшего окружения. В этом возрасте детям доступны не только получение новых, более сложных, знаний в это области, но и установление взаимосвязи между природными объектами: «живая и неживая природа», «растения и животные», «живая природа и человек». Общаясь с живой природой, ребёнок чувствует себя первооткрывателем, исследователем, осознаёт простейшие закономерности, осознаёт их непреложный характер.
Проблема:
если в дошкольном детстве не заложены основы экологической культуры, экологического сознания, детьми не получены элементарные знания о природных объектах и взаимоотношениях между ними, то впоследствии эти знания приобретаются с трудом и теряют свою устойчивость и актуальность для всестороннего развития личности.
Цель проекта:
формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к изменениям в живой природе, происходящим в осенний период, вовлечь детей и родителей в исследовательскую работу.
Задачи:
1. Для детей: - закрепление и углубление знаний об изменениях, происходящих в живой природе в осенний период; -формирование представлений о различных экосистемах: лес, город, сад; - формирование понятийного аппарата: «листопад», «дары леса» и др.; - систематизировать знания о деятельности человека в осенний период; - учить правильному поведению в природной среде; - формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с живой природой в различных видах продуктивной деятельности; Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия. 2. Для родителей: - повысить уровень экологической культуры личности родителей; - приобщение родителей к совместной деятельности с детьми в семье; - стимулировать творческую активность родителей;
- способствовать установлению партнёрских отношений между родителями и педагогами по вопросам современного образования и воспитания дошкольников. 3. Для педагогов: - разнообразить формы работы по экологическому воспитанию дошкольников; -обеспечить реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач через различные образовательные области; - пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по экологическому воспитанию.
Формы реализации проекта:
1. Непосредственно образовательная деятельность. 2. Беседы, рассматривание картин, компьютерные презентации. 3. Различные виды игр: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие. 4. Экскурсии, целевые прогулки, наблюдения. 5. Исследовательская деятельность. Предполагаемые результаты: расширение и уточнение представлений детей о природе. Закрепление умения вести наблюдение. Закрепление представлений о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травах. Формирование представлений о чередовании времён года. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Закрепить представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений и человека.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительно-мотивационный этап 2. Основной этап (практически-деятельностный). 3. Заключительный этап (творческий).
Подготовительно-мотивационный этап
Задачи Мероприятия Сроки проведения Ответственные лица Повышение собственной профессиональной компетенции Педагогическое просвещение родителей 1.Изучение современной методической литературы, соответствующей требованиям ФГОС. 2.Анализ программных задач раздела «Ознакомление с природой». 3.Мониторинг знаний детей. 4.Составление плана работы с детьми и родителями. 5.Создание условий для реализации проекта. 1.Оформление экологической рубрики «Интересное рядом». 2.Подбор материалов для консультаций и бесед. 1-ая неделя сентября Сентябрь Воспитатели
Основной этап (практически-деятельностный)

1. НОД


ЧХЛ «Война грибов с ягодами» обр. В.Даля; ФЦКМ «Осень»
Коммуникация «Ранняя осень» ФЦКМ «У медведя во бору грибы, ягоды беру...» ЧХЛ «Под грибом» В.Г.Сутеева Рисование «Яблоко - спелое, красное, сладкое» Лепка «Подарки из леса от ёжика Феди» ФЦКМ «Зимующие птицы» Рисование
«
Золотые листики с дерева летят, кружит ветер листики – это листопад» Лепка «Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?»
2. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки

наблюдения:
«Краски осеннего неба», «Шиповник осенью», «Фруктовые деревья осенью», «Осенний дождь», «прогулка в парк», «В лес за грибами», «Тонкая берёзка в золото одета. Вот и появилась осени примета», «Одежда детей осенью», «Здравствуй, Царица осень!», «Стучит, бренчит по улице»
3. Развивающие игры

дидактические:
«Детки на ветке», «Назови правильно», «Загадки и отгадки», «Съедобное - несъедобное», «плоды и семена», «С чьей ветки детки?», «Какое небо осенью?», «Осенние изменения», «Выложи узор», «Мир цветов», «Дорожка для осени», «Так бывает или нет?» 
сюжетно-ролевые:
«Магазин овощей», «Магазин цветов», «прогулка в лес», «Как белочка грибы к зиме сушила» 
творческие:
«Красивый коврик», «Салфетка для осени», «Узоры из листьев», «Красиво, вкусно и полезно», «Грибочки в лукошко», «Составь осенний букет», «Грибок под листом», «Иллюстрации к осенним сказкам», «Осенняя гирлянда», «Осенний туман» 
ТРИЗ:
«Осень - это хорошо или плохо», «Что было бы, если из леса исчезли все...», «Сказка о дереве», «Сад-огород» 
словесные:

4. Художественная литература


И.Бунин «Листопад», Стихотворение Е.Кай «Осень на носу», «Осень в лесу» А.Гонтарь, «Осени приметы» Л.Преображенская, «Мы с мамой грибы собираем вдвоём», В. Бианки «Как звери готовятся к зиме»
5. Музыка


«Огородная-хороводная» муз. Б.Можжевелова, сл. Н.Пассовой; «Осенняя песенка» муз. Е.Васильева- Буглая, «Осенняя песня» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского
6. Беседы, рассматривание картин, компьютерные презентации

беседы:
народный праздник «Тит - грибник», «Гриб грибочку рознь», «Праздник Куприян - картофельный хозяин», «По лесным тропинкам», «Лес полон чудес», «Как мы в лес ходили?», «Сказки осеннего леса», «Ходит осень, бродит осень», «Овощи и фрукты - полезные продукты» 
рассматривание картин:
М.Кончаловский «Поднос и овощи», «Что нам осень принесла?» (натюрморты), «Праздник Арина - шиповница», «За что я люблю осень?» 
комп. презентации:
«Овощи», «Осень в лесу», «Времена года»
7. Исследовательская деятельность


«Температура воздуха», «Тайны осеннего леса»
8. Труд


«Соберём яблоки для компота», «Сбор овощей на огороде», «Сбор семян», «Разложи правильно», «Уборка цветника», «Осенние цветочки в корзинку соберу, для поделок разложу», «Сажаем чеснок»
9. Досуговая деятельность


развлечение «В гостях у тётушки Осень», развлечение «Поможем зайке принести овощи с огорода», видеозал «Осень разноцветная», мультзал «Мешок яблок» В.Г.Сутеев
10. Акции


«Добрые дела осенью» «Поможем птицам зимой не пропасть» «Укроем корни растений»

11. П/И
«Листопад», «Съедобное-не съедобное», «Грибники», «Мы - осенние листочки», «Солнышко и дождик», «У медведя во бору...»
12. Работа с родителями
Поместить в папку – передвижку статью «Народные праздники и приметы в октябре» Поместить в уголок для родителей информацию «Грибы - друзья и враги» Cоздание коллекции «Дары леса» Пополнить уголок для родителей загадками об осени Оформление фотоколлажа «Мы - грибники» Выставка детских работ «Природа в работах детей».
Заключительный этап (творческий)
1. Выставка детских работ «Осень глазами детей» 2. Выставка коллекций «Дары природы осенью» 3. Фотоотчёт «Добрые дела осенью» 4. Утренник «Осенняя сказка»
Результат проекта
1. Педагоги и дети удовлетворены проведенной работой и результатами проекта. 2. Собран и систематизирован весь материал по теме проекта. 3.Дети знают и называют: - большое количество овощей и фруктов; - осенние приметы и явления; - дети стали более раскрепощены и самостоятельны; - в свободной деятельности широко применяют песни, стихи, потешки, пальчиковые и подвижных игры на осеннюю тематику; - используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх. 4. У родителей появилась заинтересованность к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Урок на тему
« ЧТО НАМ ОСЕНЬ ПОДАРИЛА »

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с понятием культурные растения , уточнения понятий плод, овощи, фрукты, ягоды , их значение для человека; способствовать развитию речи, воображения, творческих способностей; воспитывать уважение к труду на земле.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся определять понятия культурные растения, плоды, овощи, фрукты, ягоды , их значение для человека, классифицировать овощи и фрукты.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: целеполагание – принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий; контроль и самоконтроль – контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя).

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; предметные – повторить и расширить сведения об овощах и фруктах, о витаминах и их пользе для организма; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты – кладовая витаминов; составлять описательный рассказ, знаково-символические – работать с таблицей.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; планирование учебного сотрудничества – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: нравственно-этическая ориентация – ориентируются в поведении на принятые моральные нормы; понимают красоту и природу родного края.

Оборудование: таблички с изображением овощей, фруктов и т. д.; два блюда и муляжи овощей, фруктов, ягод; кружки разного цвета и нарисованные корзиночки для командной игры , рисунки детей, костюм осени, картинки с изображением леса, сада, огорода.

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

Выставка рисунков «Сентябрь уж наступил…».

Рассмотрите внимательно рисунки, которые вы подготовили к уроку. Какие рисунки, по-вашему, наиболее удачны? Почему?

Учащиеся обмениваются впечатлениями, отмечают отличительные особенности наиболее интересных работ.

Какие признаки осени вы отразили в своих работах?

II . Встреча «Золотой осени»

Звучит музыка.

В класс входит девочка, одетая в костюм осени (желтое, украшенное осенними листьями платье. На голове веночек из листьев с гроздями рябины, в руках красивая, украшенная листьями и плодами корзина). В корзине муляжи овощей и фруктов. Дети сидят по кругу. Медленно проходя по классу, девочка-осень раздает муляжи детям, как бы угощая их и здороваясь.

Ученик читает стихотворение:

Осень – время сбора урожая.

Видишь, осень, как мы потрудились,

Как все лето в поле не ленились.

Здравствуй, здравствуй, осень золотая,

Соком сладких яблок налитая.

В огороде тоже все в порядке:

Много разных овощей на грядке.

Много спелой вишни и малины,

Много меда в домиках пчелиных

Всех ребят мы в гости приглашаем,

Чем богаты, тем и угощаем.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с пословицами и поговорками. Уточнение понятия «плод».

Прочитайте пословицы и поговорки. (Запись на доске.)

    Осенью всякий плод краснеет.

    Осень что мамка: кисель да блины.

    Красна весна цветами, а осень – плодами.

Как вы их понимаете? Что такое плод? (Плод – это часть растения, в которой находятся семена.) Какие плоды вы знаете? Перечислите их.

2. Рассказ учителя.

В стародавние времена первые люди на Земле питались семенами диких растений. Эти семена иногда попадали в почву и вырастали рядом с жилищем первобытного человека. Заметив это, люди стали специально высаживать растения и ухаживать за ними. Так появились культурные растения .

Подумайте, о каких растениях идёт речь?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Одни из них сажают в поле, их называют полевыми культурами. (Пшеница, рожь, ячмень, овёс, гречиха.)

Другие растут в саду – это садовые деревья и кустарники. (Яблоня, груша, слива, черешня, вишня.)

Третьи на огороде – это овощи. (Капуста, морковь, свёкла, картофель.)

3. Постановка учебной задачи.

Перед вами два блюда. Разложите в них данные объекты (муляжи фруктов, овощей, ягод). (У ребят не должно возникнуть проблем, кроме некоторой заминки, куда поместить ягоды.) Какие группы у вас получились? (Овощи, фрукты, ягоды.)

4. Работа с понятиями.

Перечислите, что вы отнесли к каждой группе.

Овощи – морковь, редис, свёкла, баклажан.

Фрукты – яблоко, груша.

Ягоды – клубника, смородина.

В какое блюдо вы положили ягоды? Почему сомневались? (Ягоды отличаются от остальных плодов.) Вы правы, ягоды действительно отличаются от овощей и фруктов. Что такое ягода? (Ягода – плод с сочной мякотью, у которого много семян.) Знаете ли вы, что арбуз – это тоже ягода? Самой же крупной ягодой является тыква.

Физкультминутка

А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать.

(Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

В класс пора мне возвращаться,

Чтобы снова заниматься. (Дети садятся за парты.)

III. Закрепление пройденного.

1. Игра «Собираем урожай» (работа с учебником, с. 18).

Давайте поиграем в командах: одна собирает растения огорода, а другая – растения сада. (За каждый правильный ответ команда получает кружок соответствующего цвета, который прикрепляется к импровизированной корзиночке.)

2. Работа с текстом учебника (Э. Шим «Кто как одет»,
с. 18–19).

Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём он? (Предположения учащихся.)

Послушайте рассказ. (Читает учитель.)

3. Работа по календарю сбора ягод (учебник, с. 20).

Рассмотрите календарь сбора ягод. Какие ягоды здесь представлены? Назовите знакомые вам. Где вы их встречали? Когда же собирают каждую ягоду?

Работа по календарю проходит или на уроке (если осталось время), или можно предложить рассмотреть его дома вместе с родителями.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 11, по выбору).

IV. Подведение итогов урока . Рефлексия

А)

На грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый… (кабачок)

Б)

Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора)

В)

От частой поливки
Едва не промокла
Мохнатая, темно – лиловая …(свекла)

Г)

В бочке я моченое,
В печке я печеное.
Я не золотое,
Я не восковое,
Я на дереве вишу,
Круглое, большое.
У меня румяный бок,
Откуси – и брызнет сок
Кислый или сладкий.
Кто узнал, ребятки? (яблоко)

Д)

Голова на ножке,
Одежка на одежке.
Резаная, мятая –
Накормлю салатом я.
А заквасите под гнет –
Угощайтесь целый год.
Пироги пеките.
Кто я, назовите? (капуста)

Е)

Над землей торчит перо,
А в земле головка,
Защищаюсь я хитро,
Защищаюсь ловко.
Вы рубашки золотой
Лучше не снимайте:
Брызну горькою слезой –
Плакать помогайте.
Бью микробов наповал,
Помните и знайте.
Что за овощ я такой?
Дети, отгадайте. (лук)

Ж)

Родился на лиане я,
Нас в грозди – целая семья!
От сорта все: и вкус, и цвет,
Люблю тепло, а холод – нет.
В изюм сушеный превращусь,
На соки вкусные гожусь.
Скажи “киш-миш” и улыбнись,
Названье дать мне потрудись. (виноград)

З)

Кожура оранжевого цвета
На меня совсем не зря надета.
Видно, чтобы кисло-сладкий сок
Из меня пролиться бы не смог.
И на дольки тоже я делюсь не зря,
Чтоб удобней было съесть меня, друзья!
В жарких странах зрею, а потом,
Окажусь я в уголке любом,
К вам на стол, ребятки, закачусь.
Угадать сумейте: как зовусь? (апельсин)

И)

Не спрячусь под густой листвой,
Сверкаю желтой кожурой.
Я витаминами богат,
Лечить вас от болезней рад.
На вкус я кислый очень,
Добавьте в чай кусочек –
И будет чай вкусней вдвойне…
Как я зовусь? – Скажите мне. (лимон)

О чём мы говорили на уроке? Что самое важное из материалов урока, по-вашему, нужно запомнить? Что вас заинтересовало больше всего? О чём хотели бы рассказать дома?