Расчет пенсии по выслуге лет госслужащему адыгея. Пенсия госслужащих

Нижняя палата российского парламента приняла в третьем чтении законопроект о повышении пенсионного возраста для «государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, а также лиц, которые занимают государственные должности РФ, государственные должности в регионах и муниципальные должности» до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин (сейчас 60 и 55 лет соответственно).

Повышение не будет одномоментным — предусматривается, что со следующего года возраст выхода на пенсию для них будет возрастать на полгода в год, то есть максимальные значения будут достигнуты в 2032 году.

Согласно закону, страховую часть пенсии госслужащие смогут начать получать только по достижении чиновничьего пенсионного возраста, то есть позже большинства остальных граждан РФ. Впрочем, у них есть выбор — можно уволиться с госслужбы и оформить пенсию, что называется, на общих основаниях.

Однако продолжать работать чиновникам гораздо выгоднее, чем уходить на «заслуженный отдых».

В 2015 году средняя назначенная пенсия у федеральных гражданских служащих в целом по стране составляла 15,6 тыс. руб. (здесь и далее — данные Росстата), а среднемесячная зарплата — 33,5 тыс. руб. Это неплохое соотношение, оно даже чуть выше, чем в целом по стране, где средняя пенсия по старости в прошлом году равнялась 11,6 тыс. руб., а средняя зарплата — 33,9 тыс. руб.

Но вот для тех, кто работает в государственных органах субъектов Федерации (их в прошлом году насчитывалось 207 тыс. человек против 505 тыс. «федералов»), пенсия уже значительно менее привлекательная альтернатива, ведь они получали по 52,3 тыс. руб. в месяц. А для сотрудников центрального аппарата министерств и ведомств, а таковых почти 40 тыс. человек, выход на пенсию (с увольнением) означает просто катастрофическую потерю в доходах. У них средняя зарплата в 2015 году составляла 111,3 тыс. руб. в месяц, то есть почти в десять раз превышала средний размер пенсий федеральных госслужащих. Больше всех получали сотрудники аппарата правительства (231,8 тыс. руб.), администрации президента (217,179 тыс. руб.), Счетной палаты (187,6 тыс. руб.), Совета Федерации (173,9 тыс. руб.), Федерального казначейства (165,8 тыс. руб.), МИДа (148,2 тыс. руб.), Госдумы (137 тыс. руб.) и Минфина (130,9 тыс. руб.).

В связи с повышением пенсионного возраста увеличивается с 60 до 65 лет предельный возраст нахождения на государственной гражданской службе. Тем, кто занимает должности из категории «руководители», срок гражданской службы может быть продлен до 70 лет. Впрочем, опция продления срока гражданской службы была и в действующем ФЗ — по истечении всех возможных продлений по согласию сторон служащий мог остаться в госоргане «на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы».

Чтобы претендовать на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии), работать чиновникам придется не 15 лет, как сейчас, а 20, но получить ее они смогут также только по достижении пенсионного возраста.

Государство заинтересовано в повышении пенсионного возраста чиновникам. Во-первых, это позволяет экономить деньги на выплате пенсий госслужащим. Во-вторых, можно сохранить квалифицированные кадры, которых с каждым годом будет поступать на рынок труда все меньше из-за сокращения численности трудоспособного населения примерно на 1 млн ежегодно.

Стоит отметить, что пенсионные новации для госслужащих — это пробный шар новой пенсионной реформы, которую готовит правительство и Центральный банк. Одним из ключевых элементов преобразований, очевидно, станет повышение пенсионного возраста, но уже для всех граждан России. По большому счету сегодня дискуссия ведется вокруг даты начала повышения, его темпов и конечной планки.

Экс-министр финансов Алексей Кудрин, недавно возглавивший Центр стратегических разработок и ставший заместителем главы Экономического совета при президенте России, является ярым сторонником повышения пенсионного возраста.

«Надо объявить о необходимости повышения пенсионного возраста. Начать можно, например, с 2019 года, но именно сейчас нужно объявить о таком сценарии, поскольку надо будет провести много подготовительной работы. Надо уже снять этот вопрос с обсуждения», — считает Алексей Кудрин.

Возраст выхода на пенсию, на его взгляд, может составлять 63 года для мужчин и женщин (сейчас — 60 и 55 лет). Вопрос в темпах повышения: по полгода каждый год, по году или быстрее.

«До выборов надо еще пообсуждать этот вопрос, определить параметры, принять решение и объявить о нем после выборов», — отметил экс-министр финансов.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев говорил, что повышение пенсионного возраста — «дело неизбежное, но оно обязательно будет принято». «Думаю, разумно объявлять об этом в электорально спокойный период, например в конце 2016 года. А расчеты необходимо завершить уже сейчас», — заявил министр.

Он также назвал возраст 63 года для мужчин и женщин как наиболее вероятный ориентир. Еще один вариант — оставить разрыв в пять лет и поднять до уровня 60 и 65 лет соответственно. Но Алексей Улюкаев считает, что это «менее рационально».

Минфин предлагает более радикальный шаг — поднять пенсионный возраст для мужчин и женщин до 65 лет. Это созвучно с реформой пенсионного обеспечения госслужащих.

При этом работающим пенсионерам предполагается не платить фиксированную часть пенсии. Напомним, что с этого года тем пенсионерам, кто продолжает работать, не осуществляется индексация пенсионных выплат. Против повышения пенсионного возраста пока выступает Минтруд и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец.

Пока все идеи находятся в стадии обсуждения, решений ни по одному пункту не принято. Вероятнее всего, пенсионная реформа начнется, как и предполагал Алексей Кудрин, только после президентских выборов 2018 года.

С 2018 года госслужащих ожидает очередной этап увеличения необходимого стажа, что отразится на выплате пенсий. Кроме того, действующее законодательство предполагает дальнейшее повышение пенсионного возраста. Эксперты не исключают старт полноценной пенсионной реформы в следующем году, которая затронет все категории населения. При этом чиновники будут использовать модель, протестированную на госслужащих.

Масштабная реформа пенсионного обеспечения госслужащих вступила в силу в текущем году. Данную категорию населения ожидают значительные изменения, которые затронут ключевые параметры расчета пенсий. В период экономической нестабильности чиновники решили сокращать расходы на собственные пенсии, что может стать началом более масштабной реформы.

Наиболее болезненное изменение для госслужащих – корректировка возраста, который дает право выходить на пенсию. С 1 января 2018 года соответствующий показатель достигнет для мужчин — 61 год, для женщин — 56 лет, что позволит снизить бюджетные расходы на финансирование пенсий госслужащих. В дальнейшем соответствующий показатель будет ежегодно увеличиваться на шесть месяцев, пока не достигнет запланированного значения (65 и 63 года соответственно).

Еще один существенный параметр, который повлияет на выплату будущих пенсий – необходимый стаж госслужбы. Со следующего года данный показатель не может быть меньше 16 лет (до реформы минимальный стаж составлял 15 лет). В последующем стаж госслужбы увеличится до 20 лет (ежегодная корректировка на шесть месяцев).

В 2018 году останется без изменений необходимое условие для оформления пенсии госслужащего – уходить на пенсию необходимо с должности госслужащего. Если после значительного стажа госслужбы был переход на работу в коммерческую структуру – оформить пенсию госслужащего не удастся.

Предельный срок пребывания на гражданской службе был увеличен до 65 лет. Однако высшие руководители смогут занимать свои должности до 70 лет. Таким образом чиновники стараются сохранить наиболее ценные кадры на службе, намереваясь использовать их опыт для решения текущих задач.

Последние новости подтверждают, что принципы расчета пенсии госслужащего в 2018 году останутся без изменений.

Особенности расчета пенсий и возможные доплаты

Уровень пенсии госслужащего определяется как процент от оклада (полученные премии за период службы не учитываются). В зависимости от стажа службы данный показатель может изменяться в диапазоне 45-75% (каждый последующий год после минимального рубежа увеличивает размер пенсии на 3%).

Данный принцип расчета приводит к существенному снижению итоговых пенсий госслужащих. Доля оклада в суммарных доходов чиновников относительно невелика. Большая часть зарплаты составляют премии и надбавки за особые условия труда, которые не влияют на размер пенсии. В некоторых случаях уровень страховой пенсии превышает значение особой пенсии госслужащего. В результате будет выплачиваться только страховая часть. В противном случае чиновник сможет получить надбавку (разница между особой пенсией и страховой частью), средний уровень которой составляет около 1700 руб. в месяц.

Депутатам и сенаторам станет труднее получить надбавку к пенсиям. Прибавка к страховой пенсии на уровне 55% оклада станет возможной, если стаж работы на выборной должности составляет от пяти лет (ранее достаточно было одного года). Порог для максимальной надбавки (75%) был увеличен до десяти лет (ранее данный показатель составлял три года).

Новые требования не будут касаться госслужащих, которые уже вышли на пенсию. В результате нововведений чиновники планируют сэкономить 600 млн руб., что поможет снизить дефицит Пенсионного фонда.

В следующем году госслужащие смогут рассчитывать на возобновление роста пенсий, что будет связано с ожидаемым повышением оплаты труда.

Примеры расчета государственной пенсии федеральному государственному гражданскому служащему

Пример 1 расчета государственной пенсии федеральному государственному гражданскому служащему

Федеральному государственному гражданскому служащему в марте 2008 г. назна­чена трудовая пенсия по старости. Размер трудовой пенсии составляет 4433,74 руб. (базовая часть - 1560 руб. и страховая - 2873,74 руб.) Выслуга составляет 25 лет. Должностной оклад - 3287 руб., среднемесячный заработок - 7294,27 руб. Опре­делим размер государственной пенсии за выслугу лет, полагающийся госслужащему.

Решение

Определим размер среднемесячного заработка, на основе которого определяет­ся размер пенсии за выслугу лет.

Согласно Закону, установлено ограничение при назначении государственной пенсии за выслугу лет - размер среднемесячного заработка, из кото­рого назначается государственная пенсия, не может превышать 2,3 должностного оклада по заме­щавшейся должности федеральной государственной гражданской службы.

Сумма этого заработка составит 7560 руб. (3287 руб. х 2,3).

Размер государственной пенсии государствен­ного гражданского служащего составляет 45% от среднемесячного заработка при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и дополнительно увели­чивается на 3% за каждый год службы, превышающий требуемую продолжитель­ность, но не более 75%.

Определим пенсионный коэффициент выслуги госслужащего:

45% (за 15 лет) + 3% х 10 (за 10 лет) = 75%. Определим размер государственной пенсии за выслугу лет госслужащего:

РП в. л. = 5470,70 руб. (75% от 7294,27 руб.).

Поскольку государственная пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается дополнительно к трудовой пенсии, то Законом предусмотрено ее ограничение.

В частности, при назначении государственной пенсии за выслугу лет общая сумма государственной пенсии за выслугу лет и страхо­вой части трудовой пенсии по старости либо общая сумма государственной пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по инвалидности не может превышать 75% среднемесячного за­работка федерального государственного гражданского служащего.

В данном при­мере 75% от среднемесячного заработка, на основе которого определяется размер данной пенсии, составляет 5670 руб. (75% от 7560).

Рассчитанный размер государственной пенсии за выслугу лет (5470,70 руб.) не превышает 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности федеральной государствен­ной гражданской службы (5670 руб.), на основе которого рассчитан размер дан­ной пенсии.

Госслужащему назначена государственная пенсия за выслугу лет в размере 5470,70 руб.

Из назна­ченной государственной пенсии (5470,70 руб.) вычитается сумма трудовой пенсии (4433,74 руб.), и остаток составит размер пенсии, полагающийся федеральному государственно­му служащему за выслугу.

В данном примере разница составляет 1036,96 руб.

Размер государственной пенсии за выслугу лет, полагающийся непосредственно к выплате пен­сионеру после увольнения с федеральной государственной гражданской службы, определяется как разница между указанной суммой (5470,70 руб.) и соответству­ющими частями трудовой пенсии (4433,74 руб.).

Сумма ежемесячной доплаты к трудовой пенсии составит 1036,96 руб., выплата которой будет осуществляться одновременно с выплатой трудовой пенсии по старости.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2008 г. № 1394 «О повыше­нии окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности феде­ральной государственной гражданской службы» с 1 октября 2008 г. размер государственной пенсии за выслугу лет был пересчитан в связи с увеличением денежного содержания гос­служащих на коэффициент 1,09.

В результате государственная пенсия за выслугу лет вместе с тру­довой пенсией по старости составляет - 5963,06 руб. (5470,70 руб. х 1,09).

Следующее повышение пенсии за выслугу лет произошло с 1 января 2009 г. В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2009 г. ранее назначенная государственная пен­сия за выслугу лет была пересчитана с 1 января 2009 г. в связи с увеличением мак­симального размера среднемесячного заработка, из которого исчисляется государственная пенсия за выслугу лет, с 2,3 до 2,8 оклада.

В этом случае, государственная пенсия за выслугу лет увеличит­ся на коэффициент 1,22 и составит 7274,93 руб.

Трудовая пенсия по старости также периодически индексировалась в связи с инфляцией и составила 6970,90 руб.

Размер доплаты, полагающийся пенсионеру за выслугу лет, составит:

7274,93 руб. - 6970,90 руб. = 304,03 руб.

При увеличении размера трудовой пенсии по старости (инвалидности) соот­ветственно уменьшается размер государственной пенсии за выслугу лет, полагающийся к выплате.

Если размер трудовой пенсии превысит размер государственной пенсии за выслугу лет, то выплачи­вается только трудовая пенсия.

В случае нахождения федерального государствен­ного служащего на государственной службе выплата государственной пенсии за выслугу лет будет приостановлена, но будет сохранено право на получение трудовой пенсии по ста­рости (инвалидности).

Пример 2 расчета государственной пенсии федеральному государственному гражданскому служащему

Секретарь-референт работает в госучреждении. В мае 2010 г. достигла возраста 55 лет. Имеет трудовой стаж: 3 года и 3 года ухаживала за ребенком до достиже­ния им возраста 3 лет.

Ее общий трудовой стаж, исчисленный по старым прави­лам, составил 6 лет 2 месяца 10 дней (3 года работы + 3 года по уходу за ребенком + 70 дней до его рождения).

По Закону 1990 г. она имела бы право на пенсию по старости при неполном об­щем стаже, поскольку ее общий трудовой стаж был свыше 5 лет.

Но этот Закон утратил силу. Установить пенсию в соответствии с действующим Законом «О тру­довых пенсиях» ей нельзя, поскольку у этой женщины отсутствует необходимый 5-летний страховой стаж, который необходимо иметь по новым правилам назна­чения пенсии.

Страховой стаж составляет всего 4 года и 6 месяцев (3 года работы + 1,5 года по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет).

При условии, если женщина доработает страховой стаж до 5 лет, ей может быть назначена пенсия по старости на общих основаниях.

Если же по каким-то причи­нам она не сможет приобрести 5-летний страховой стаж, то по достижении возрас­та 60 лет ей будет назначена социальная пенсия по старости.

Важно. Вас не устраивает будущая или настоящая жизнь на пенсии? Тогда нужно что-то делать!

Я предлагаю следующее:

  • Во-первых, определиться с образом жизни, который бы Вы мечтали вести на пенсии.
  • Во-вторых, рассчитаться со всеми имеющимися у Вас долгами и кредитами. Без этого говорить о ЖИЗНИ на пенсии бессмысленно. Если у Вас психология вечного должника, Вы подсели на кредиты, то никакой ЖИЗНИ на пенсии у Вас не будет.
    Как рассчитаться с долгами и кредитами читайте в моей книге «Как освободиться от долгов? Вся правда о кредитах…».

В противном случае Вас ожидает вынужденная РАБОТА на кого-то в пенсионном возрасте. Пока позволит здоровье, а потом ВЫЖИВАНИЕ, нищета…

PS. Внимание. Пока не поздно (фактор времени играет против вас) независимо от возраста приступите к формированию своих пенсионных накоплений не зависимых от государственных.

PS1. Если материал "…." оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему трудовых пенсий:

Виды трудовых пенсий и их структура
Виды и условия назначения трудовой пенсии
Документы для назначения трудовой пенсии
Лица, имеющие право на трудовую пенсию
Примеры назначения трудовых пенсий
Условия назначения трудовой пенсии
Виды трудового стажа
Непрерывный трудовой стаж
Общий трудовой стаж
Примеры подсчета трудового стажа
Специальный трудовой стаж
Страховой стаж
Размеры трудовой пенсии по старости
Методика расчета трудовой пенсии по старости
Накопительная часть трудовой пенсии по старости
Страховая часть трудовой пенсии по старости
Трудовая пенсия по старости: Право и Условия назначения

Граждане из числа федеральных государственных служащих вправе на одновременное получение двух пенсий: государственной пенсии по выслуге лет и страховой пенсии по старости или инвалидности. В статье разберем, как рассчитать размер госпенсии, в каком порядке осуществляется перерасчет пенсии госслужащим в 2019 году, предусмотрена ли индексация страховых пенсий госслужащим.

Две пенсии госслужащим

Лица, имеющие стаж работы на государственных должностях, по факту достижения пенсионного возраста имеют право на одновременное получение страховой и государственной пенсий.

В 2018 году госслужащие вправе на оформление госпенсии по выслуге при одновременном выполнении следующих условий:

  • стаж госслужбы – не менее 16-ти лет, из 12 месяцев которых – замещение федеральных госдолжностей.

Госслужащие оформляют госпенсию по выслуге путем обращения в федеральный/муниципальный госорган (или его аппарат) с заявлением и необходимыми подтверждающими документами.

Одновременно с оформление госпенсии по выслуге, госслужащий может обратиться в ПФР за назначением страховой пенсии по возрасту . В 2018 году это возможно при выполнении следующих условий:

  • достижение пенсионного возраста (женщины – 56 лет, мужчины – 61 год);
  • страховой стаж – от 9-ти лет (стаж госслужбы засчитывается в трудовой стаж в общем порядке);
  • ИПК не ниже 13,8. Читайте также статью ⇒ « ».

Госслужащие из числа инвалидов вправе на получение страховой пенсии по инвалидности вне зависимости от возраста и стажа (минимальный стаж – от 1-го рабочего дня). Госслужащие, которым назначена страховая пенсия по инвалидности, могут оформить госпенсию по выслуге в качестве дополнительной выплаты.

Оформление страховой пенсии по старости/инвалидности осуществляется путем обращения госслужащего в ПФР по месту прописки с заявлением (бланк можно скачать здесь ⇒ ), паспортом, трудовой книжкой и СНИЛС.

Как рассчитать пенсию по выслуге госслужащему

В соответствие со статьей 14 ФЗ-166, размер госпенсии по выслуге госслужащим рассчитывается по формуле:

ГосПенс госслужащим = СредЗар * 0,45 + 3% * СредЗар * СвВысл – СтрахПенс,

где СредЗар – среднемесячный заработок, рассчитанный в установленном порядке;
СвВысл
выслуга сверх минимальной величины (в 2018 году количество лет после 16 лет выслуги);
СтрахПенс – размер страховой пенсии с учетом надбавок и доплат, назначенных в соответствии с ФЗ-400.

Размер страховой пенсии по старости госслужащему

В отличие от общего порядка, страховая пенсия госслужащим выплачивается без учета фиксированной выплаты. Таким образом, размер трудовой пенсии по возрасту, назначаемой госслужащему, равен ее страховой части:

СтрПенс госслужащие = ПенсБ * СтПенсБ,

где ПенсБ – значение накопленного госслужащим ИПК в период с начала трудовой деятельности до момента обращения за пенсией;
СтПенсБ – стоимость 1-го пенсионного балла, установленная на момент обращения за выплатой (в 2018 году – 81,49 руб.).

Перерасчет пенсии госслужащим в 2019 году

Перерасчет госпенсии по выслуге

Федеральные и муниципальные госслужащие, которые являются получателями госпенсии по выслуге, но продолжают трудовую деятельность на госслужбе, вправе на ежегодный перерасчет размера пенсии исходя из количества лет выслуги.

Рассмотрим пример . В марте 2018 года госслужащему Петренко исполнился 61 год, в связи с чем он обратился за получением госпенсии по выслуге.

Общий период работы Петренко на госдолжностях – 16 лет, 2 года из которых – замещение федеральный госдолжностей.

Средний заработок Петренко, определенный для расчета госпенсии по выслуге, равен 24.078 руб.

На момент обращения за госпенсией, страховая пенсия Петренко оформлена не была, поэтому размер начисленной пенсии по возрасту в расчете госпенсии по выслуге не учитывается.

В апреле 2018 Петренко назначена госпенсия по выслуге в следующем размере:

24.078 руб. * 0,45 = 10.835 руб.

После оформления госпении Петренко продолжил госслужбу, и по состоянию на 01.04.19 период его выслуги составил 17 лет. В связи с этим произведен перерасчет пенсии Петренко с учетом количества лет сверх выслуги (+1 год):

24.078 руб. * 0,45 + 3% * 24.078 руб. * 1 год = 11.557 руб.

Пенсия с учетом перерасчета выплачивается Петренко с 01.04.19.

Перерасчет страховых пенсий госслужащим

В соответствие с действующим законодательством и на основании решения Правительства, ежегодно производится перерасчет страховых пенсий путем повышения размера фиксированной выплаты с учетом роста потребительских цен.

Так как страховая пенсия по возрасту/инвалидности госслужащим выплачивается без учета фиксированной выплаты, общий порядок ежегодной индексации пенсий на данную категорию лиц не распространяется. В то же время госслужащие, которые после оформления пенсии продолжили трудовую деятельность, вправе на получение ежегодной доплаты к пенсии с учетом накопленного ИПК . Данное право распространяется как на лиц, которые после достижения пенсионного возраста продолжили работу в госучреждениях, так и на пенсионеров, которые работают в коммерческих и прочих негосударственных структурах.

Перерасчет пенсии работающим пенсионерам осуществляется ежегодно на 1-е августа, исходя из ИПК, накопленного с момента назначения пенсии по дату перерасчета (1-е августа каждого года).

Рассмотрим пример. В феврале 2017 Шишкин одновременно оформил госпенсию по выслуге и страховую пенсию по старости.

Страховая пенсия Шишкину рассчитана исходя из накопленного ИПК 38,09:

38,09 * 78,58 руб. (стоимость ИПК в 2017 году) = 2.993,11 руб.

После оформления пенсии Шишкин уволился с госслужбы и в апреле 2017 устроился на работу в коммерческую фирму «Прогресс-1». В период с 01.04.17 по 01.08.18 Шишкиным накоплен ИПК в размере 0,98. Рассчитаем размер доплаты к пенсии Шишкину по итогам перерасчета:

Пенсионное обеспечение государственных служащих состоит из выплаты пенсии по выслуге лет, а также доплаты части страховой пенсии или пенсии, связанной с инвалидностью, если ее выплата установлена. Размер пенсии по выслуге определяется в соответствии со среднемесячным размером зарплаты на момент увольнения.

Как происходит пенсионное обеспечение государственных служащих?

Правовым основанием для выплаты пенсии по выслуге лет является достижение гражданами пенсионного возраста, наличие определенного стажа работы на государственных (муниципальных) должностях. Пенсия по выслуге лет положена федеральным госслужащим, к которым приравнены так же и муниципальные служащие. Права госслужащих субъектов федерации на получение пенсии устанавливают региональные законы о гос. службе. Выплата пенсий этой категории производится из бюджета России, региона или муниципального образования.

С января 2015 года право на получение страховой пенсии получают госслужащие, из ПФ России, если в период трудовой деятельности они работали и производили страховые пенсионные отчисления. Общие правила трудового законодательства устанавливают право только на один вид пенсионного обеспечения государственных служащих:

  • страховой вид пенсии;
  • пенсии по выслуге лет.

В случае, если госслужащий выбирает пенсию по выслуге лет, то он не теряет право получения и части страховой пенсии. Возможность выплаты доли страховой пенсии госслужащим предусмотрена некоторыми субъектами федерации, а также муниципальными образованиями, если эта категория граждан оформила страховую пенсию в ПФ России.

Одним из примеров такой правовой возможности может служить Закон г. Москвы от 26.01.2005 № 3, которым определена такая возможность для граждан с выслугой 12,5 и 10 лет (мужчинам и женщинам соответственно) такой вид доплаты составляет дополнительные гарантии госслужащим.

Каким категориям лиц установлено право на получение пенсии по выслуге лет?

Такая правовая возможность для граждан определяется совокупностью нескольких обстоятельств:

  • при достижении лицами 55 и 60-летнего возраста (женщинами и мужчинами соответственно);
  • наличие не менее 15 лет стажа работы на гос. службе;
  • трудовая деятельность на гражданской службе не менее 12 месяцев беспрерывно до момента увольнения;
  • увольнение граждан по:
    1. Соглашению сторон
    2. Собственному желанию
    3. Независящим от воли сторон обстоятельствам
    4. Изменением условий действующего контракта
    5. Достижению максимально возможного возраста для гос. службы
    6. Причине сокращения или ликвидации гос. органа

Существует возможность получения пенсии по выслуге если стаж гос. службы составляет менее 15 лет. При таких обстоятельствах лица, которые уволились с должности на руководящем посту в связи с окончанием 12 месячного контракта и непрерывной работе на государственной должности 1 месяц перед увольнением.

Существуют и еще обстоятельства, которые дают возможность получения пенсии по выслуге лет при, сравнительно небольшом стаже гос. службы. Такая правовая возможность установлена ст. 7 закона «О государственном пенсионном обеспечении».

Основанием для выхода на пенсию госслужащих являются установленные общими правилами требования, которые касаются, достижения пенсионного возраста граждан для получения страховой пенсии по возрасту. Если стаж работы на гос. службе составляет 25 и более лет, и последние 7 лет гражданине работали непрерывно до момента увольнения, то уволиться с гос. службы можно в этом случае, по собственному желанию. При таких обстоятельствах, возраст выхода на пенсию не имеет значения.

Еще одним общим условием возможности получить пенсию по выслуге является недопустимость получения страховой пенсии гражданами при работе на гос. службе.

Порядок установления размера пенсии по выслуге лет

При осуществлении трудовой деятельности на гос. должности на протяжении 15 лет, размер пенсии устанавливается исходя из 45% от размера зарплаты. В таком случае в установленные 45% пенсии входит и доля положенной страховой пенсии. Не подлежат учету выплаты страховой пенсии, заработанные гражданами после окончания гос. службы, а также льготные выплаты, составляющие фиксированную часть страховой пенсии (положенные при достижении 80-летнего возраста или на нетрудоспособных членов семьи). Ежегодно размер пенсии по выслуге увеличивается на 3%. Однако, совокупный размер пенсии положенной гражданину по старости, по инвалидности или по выслуге не может быть больше 75% размера его заработной платы.

Расчет пенсии по выслуге лет госслужащим

При определении размера пенсии по выслуге, за основу берется доход, последних 12 месяцев граждан до момента их увольнения, или до наступления пенсионного возраста, в пределах 2,8 размера оклада соответствующей должности, или если речь идет о денежном вознаграждении, то в пределах 0,8 этого размера. При этом, не берутся в расчет периоды не оплачиваемых отпусков, в том числе и декретных, периоды болезней и т. д. В том случае, когда такие периоды отсутствуют, то средний уровень зарплаты определяется как сложение всех ежемесячных сумм выплат, полученная сумма делится на 12. В случае, когда такие периоды присутствуют, сумма годового дохода, за вычетом указанных периодов, должна делиться на количество рабочих дней и умножается на 12.

Для жителей Крайнего севера и льготных регионов страны, пенсия увеличивается с применением необходимых коэффициентов, для данного региона России.

Как производится расчет доли страховой пенсии

Долей страховой пенсии считается возможная для получения пенсионером ее часть, при оформлении пенсии по выслуге. В январе 2015 года законодательство претерпело некоторые изменения в порядке расчетов пенсий. Такое правовое положение определено в ст. 17.1 ФЗ «О трудовых пенсиях», и в ст. 19 ФЗ «О страховой пенсии».

Определяется страховая доля, согласно закону «О трудовых пенсиях», как отношение размера пенсионного капитала (в период с начала назначения пенсии по выслуге до фактического выхода на пенсию), к периоду предполагаемой выплаты в месяцах. С этого момента расчет пенсии выполняется согласно положениям нового пенсионного законодательства, и с применением нескольких коэффициентов и расчета доли страховой части пенсии. В тех случаях, когда гражданин не прекращает работать, его расчетный капитал становится больше и соответственно доля страховой пенсии перерассчитывается с увеличением ее размера.

Еще одним плюсом пенсионной реформы стало включение в страховой стаж отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет (не более чем 4,5 лет).

Практическое применение расчета пенсии по выслуге лет

При всех положительных сторонах новой системы пенсионных выплат ее эффективность не всегда оказывается на должном уровне. Достаточно длительный период времени уровень пенсии госслужащих по выслуге лет оставался меньше размера страховой части пенсии по труду, которая выплачивалась гражданам. Эта причина служила основанием того, что госслужащие не оформляли пенсию по выслуге.

Система расчета пенсии по выслуге лет, оказалась сложной, настолько, что породила огромное количество спорных моментов, которые необходимо было решать в порядке судебного производства дел этой категории. Гос. органы и пенсионеры не находили общих правовых оснований и их правильного применения для начисления пенсии без возникновения споров.

Стала появляться и судебная практика, в связи с частыми изменениями муниципальных нормативных актов, которые регулируют данную сферу правоотношений. Эти изменения стали основанием в правоприменительной практике для уменьшения уже начисленной пожизненно пенсии. Зачастую суды, в таких случаях берут за основание принимаемых ими решений правовую позицию муниципальных органов. При этом фактически легализуется действие обратной силы закона, которое ухудшает правовое положение граждан. Суды исходят из того, что пенсия в соответствии с местными нормативными актами является всего лишь дополнительной гарантией обеспечения граждан.

Исходя из правовых оснований и практического применения правовых актов, государственные служащие обладают правом на получение пенсии по выслуге лет в тех случаях, когда они имеют необходимый стаж работы на должности при достижении возраста для выхода на пенсию, однако, это возможно, если госслужащий уволился с государственной службы.

При произведении расчетов для пенсии по выслуге, должна учитываться и полученная гражданами страховая пенсия. При существовании сложного правового механизма, который является основанием произведения расчетов данной категории пенсий, нередким бывают судебные споры, возникающие между пенсионерами – бывшими госслужащими и государственными структурами, производящими начисление пенсий. И чаще всего возникают проблемы при определении размеров пенсий, являющихся дополнительными гарантиями, которые предусмотрены законами местных региональных уровней.