Расписные бусы из ультра лёгкой глины. Бусы своими руками из керамики

Керамика не сдает свои позиции среди любителей ручных украшений. Иногда этот материал для лепки пытаются заменить пластикой, но истинной хэнд-мейд без настоящей глины немыслим. Такие украшения достаточно тяжелые, но они очень привлекательно выглядят. Да и лепить керамические изделия достаточно просто. Если керамика вас привлекает не только как испанская плитка для ванной , читайте о секретах лепки из глины.

Порядок действий

Готовая глина уже продается в брикетах, как и пластика или полимерная глина. От упаковки нужно отрезать брусочек подходящего размера и хорошенько его размять. Заранее приготовьте мисочку с водой и губкой, ведь в процессе лепки постоянно нужно смачивать пальцы и глину. Чтобы вылепить украшение нужно формы, глина должна быть максимально мягкой и пластичной.

Украшение, которому уже придали форму, нужно украсить и расписать. Обычно для глиняных подвесок, колец или бусин используются этнические орнаменты. А само украшение обладает каким-нибудь рельефом.

    Орнаменты, которые легко переносить на глину:
  • круги и овалы;
  • волны;
  • треугольники;
  • солнце и лучи;
  • сюжетные фигурки, например, рыба или лодка (фрагментарно).

Традиции изготовления глиняных украшений уходят корнями в древнейшие культуры, поэтому каждый знак несет особое сакральное значение.

После нанесения орнамента украшение нужно обжечь. Сначала высушить в течение нескольких дней, а после «запечь» в обычной духовке в течение пары часов. Обожженная глина немного изменит свой цвет. Главное проследить, чтобы отверстия для веревочек или ниток не заплыли в духовке. А после начинается самая красочная часть работы — раскрашивание.

В коробке с карандашами

Лучше в этом случае использовать специальные краски — ими можно проводить тончайшие линии. Но можно взять и маркеры по керамике. После раскрашивания обязательно покройте украшение лаком, матовым или глянцевым. Даже чередование лаков придаст изделию особенный шарм. В общем, если керамика для вас — это не только итальянская плитка для ванной , попробуйте вылепить собственное украшение.

Сегодня я поделюсь опытом по утилизации полимерной глины и изготовлению бусин, похожих на керамические. Идея очень простая, но для меня это было буквально открытие Америки. В последнем мастер-классе я экспериментировала с низкотемпературной эмалью. Но почему-то самое очевидное мне в голову не пришло. А потом было два совпадения. Просмотр поста об украшениях из керамики и просмотр у одной мастерицы бус, в описании к которым значилось «покрыты низкотемпературной эмалью». Немного размышлений и все сложилось. Вам знакомо это лихорадочное нетерпение от желания увидеть результат работы, проверить догадку?

Тогда появился этот браслетик, он мне очень нравится простотой и яркостью.

А теперь делюсь идеей с вами. Может, кому-нибудь пригодится моя «Америка». Сравнивать с керамическими бусинами, конечно, то же самое, что сравнивать натуральный мех с искусственным. Но у этих бусин своя прелесть. Они глянцевые и яркие, приятные на ощупь, не нуждаются в лакировке, покрытие очень прочное.

Нам понадобится:

Остатки полимерной глины любого цвета;

Низкотемпературная эмаль;

Зубочистки;

Посудная губка;

Основы для бусин (я делала из фольги для экономии);

Любые материалы, создающие фактуру на бусине (ткань, палочки-бульки, смятая фольга, креповая бумага и пр.);

Иглы толстая и бисерная.

Могут понадобиться кисть, небольшие емкости типа крышечки.


Глину смешиваем до однородности (я для эксперимента сделала одну бусину с переходами цвета), оборачиваем основы, придаем любую форму, фактурим, делаем узоры или оставляем гладкими по желанию. Обязательно делаем прокол иглой, туда вставим зубочистку и по бусине несколько проколов бисерной иглой, чтобы предотвратить пузыри.


На этом процесс лепки закончен! Начинаем чудесное превращение. Обмакиваем бусины в эмаль. Удобнее всего прямо в баночке, но если бусина большая, можно насыпать эмаль в отдельную емкость и помогать насыпать-мазать кистью или сделать раствор эмали и опять же обмакивать, домазывать кистью.



Поле для эксперимента неисчерпаемо. Эмаль обладает хорошей кроющей способностью. Я специально даже обмакнула черную бусину в белую эмаль. Можно смешивать цвета (каждый будет сам по себе), «пачкать» готовую бусину в другой цвет. И еще один интересный «зверь» - прозрачная эмаль. Я обмакнула в нее бусину с поталью. Будет эффект покрытия эпоксидкой.

Два набора перед запеканием.



Они же после запекания.



Можно остановиться, но я продолжу.

Бусины, которые меня полностью устраивают, откладываю. Остальные покрываю слоем эмали повторно, растительные отпечатки натираю-тонирую контрастным цветом. Обмакиваю бусину в раствор и посыпаю сухой эмалью другого цвета, делаю пятна раствором и пр. В общем, шалю в свое удовольствие. Запекаю повторно.

Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от , натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.

Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов :

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.

Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.

Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.

Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.

Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.

Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.

В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.

Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.

Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

Нет ничего более захватывающего для творческой натуры, чем создание красивых и оригинальных вещей. Конечно, сегодня можно купить различные украшения, среди которых есть и авторские, но их цена не редко достигает просто астрономических высот! Но зачем покупать, если самой можно создать красивые эксклюзивные украшения, которые подчеркнут Ваш внутренний мир и индивидуальность. Для создания бус нам понадобятся готовые бусины одного цвета или бусины, вылепленные из пластики.
Бусины можно лепить из одноцветной пластики, лично я предпочитаю темные цвета, в которые помешиваю немного светлых, для создания интересного фона для будущего рисунка. В данном случае были смешаны остатки пластики всех цветов, и поэтому у меня получился коричнево-бурый цвет, в который я подмешала немного бежевого вот таким образом.


Скатав две колбаски, я свивала их между собой и прокатывала, снова скручивала, пока рисунок меня не удовлетворил. Потом я раскатала пластику в колбаску и нарезала на несколько равных по размеру бусин и одну большую – для центра.


После запекания и остывания можно приступать к росписи акриловыми красками. Для удобства нанесите по капле выбранных цветов на палитру, у меня эту функцию выполняет тарелочка. Много сразу не выдавливайте, так как акриловые краски очень быстро сохнут, превращаясь в водостойкую пленку.
Для основы я взяла черный цвет, и нанесла его так, чтобы он практически расплывался по бусине от избытка воды. На него сразу же стала наносить центральное изображение цветка с причудливыми изгибами лепестков, размывая водой там, где вода основы уже подсохла. Это один из вариантов росписи – по влажной основе.



Во втором случае я делала простейший растительный орнамент – нанося тонкой кисточкой (белка №1) лепестки желтого и декоративные элементы красного и белого цвета. Каждый последующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего цвета.


После высыхания бусины нужно покрыть лаком – матовым или глянцевым, на Ваш выбор. Если задуманы бусы с крупными бусинами, то лучше всего нанизывать их на леску, не разбавляя бусинами другого вида, и делать бусы «под шею», круглой формы. Средние по размеру бусины можно комбинировать с другими бусинками одного из базовых цветов или с бисером.


Третий вариант росписи тоже не сложен – нужно нарисовать три маленьких красных кружка, соединенных между собой, а после их высыхания прорисовать на них розочку, добавив бело-розовые листочки и веточки по краям. На Ваше усмотрение остается и то, сколько розочек или орнаментов будет на каждой бусине – можно расписать ее по окружности или оставить один рисунок в центре.
Конечно, роспись бусин – очень кропотливая работа, и для удобства лучше всего нанизывать их на зубочистку. Собирать бусы нужно после полного высыхания всех бусин.

Чтобы сделать бусы своими руками можно использовать различные материалы. Я расскажу вам, как сделать бусы из керамики. Бижутерия из глины привлекает своей оригинальностью. Такие украшения легко можно сделать своими руками. Единственным ограничением здесь может быть обжиг керамики. Хотя в последнее время появилось много материалов, для которых предполагается наличие бытовой газовой плиты. Правда и цена таких материалов намного дороже, чем глина. Поэтому, если у вас и ваших знакомых в школьной мастерской или институтской лаборатории есть муфельная печь, смело можете делать такую бижутерию как бусы из керамики.

Для изготовления бус нам понадобится.

Глина.
Зубочистки.
Краски по керамике.
Кисточка.

Начинаем формировать бусины для самодельных бус.
Делим глину на одинаковые кусочки, чтобы бусинки были одинаковыми.

Формируем бусину. Я выбрала овальную форму бусин.


Надеваем ее на зубочистку. Это будет будущее отверстие для нанизывания.


Пока глина не подсохла, делаем фактуру. Я просто процарапала на каждой бусине бороздки зубочисткой. Причем, особо не беспокоясь о точном соответствии всех полосок на бусинах, ведь мы делаем бусы ручной работы. Для придания фактуры бусам из керамики вы можете использовать любые мелкие предметы. Будь то ребро ложки, или скрепка, или обычная трубочка - все могут послужить нам штампами для фактуры. В этом одно из преимуществ бус своими руками из керамики. Им можно придать любую форму и фактуру.

Так выглядит самая простая заготовка бусины. После того как бусины подсохнут острые края на бороздках можно выровнять руками.
В обжиг бусина отправляется в таком виде. Зубочистка обгорит в печи, оставив отверстие для шнура.


Так бусины выглядят после обжига.
Приступаем к покраске бусин.
Для раскраски я выбрала низкотемпературную краску для керамики. Обжиг происходит при температуре 170 градусов, и его можно производить в духовке.


Для раскраски очень удобно надеть бусину на острый конец кисточки и покрасить ее со всех сторон.


После готовую раскрашенную бусину на кисти поставить в стакан и оставить сохнуть в таком виде. Вы можете также нанести на каждую бусину какой-нибудь рисунок или орнамент, только дайте просохнуть краске после каждого цвета.

Позаботитесь о том, чтобы у вас было достаточно подставок под бусины, чтобы сделать украшения хотя бы для одного комплекта или изделия сразу.


Бусины.
Когда все бусины подготовлены из них можно собрать различные украшения.
Бусы, браслеты, сережки, кулоны. Бижутерия из глины симпатична и оригинальна.
Как видите изготовить бусы своими руками из керамики просто и увлекательно. Форма и окраска бус будет зависеть только от вашей фантазии.

В следующей статье я поделюсь с вами, как изготовить, а вернее собрать подготовленные бусины в бусы ручной работы при помощи специального приспособления.