Расписные бусы из ультра лёгкой глины. Изготовление керамики своими руками – хобби для утонченных натур

Керамические вазы, горшки, чайные наборы, подсвечники, тарелки, свистки и даже музыкальные инструменты – все это можно создавать самостоятельно.

Чтобы научиться делать керамику своими руками, главное – желание. Перед тем как стать керамистом, попробуйте слепить из глины простейшую безделушку, и вы поймете, стоит ли тратить деньги на покупку оборудования для работы. Если что-то не получилось – не беда, размочите брак и сделайте из него новую фигуру, до запекания изделие можно видоизменять бесконечно.

Из чего делают керамику и где взять материалы для работы

Керамика – это обожженная глина, которая и является главным материалом в работе керамиста. В отличие от , натуральная имеет природное происхождение, ее добывают из недр земли, не подвергая химической и другим видам обработки.

Опытные мастера в целях экономии добывают и готовят сырье самостоятельно. Этот процесс включает несколько этапов и вряд ли заслуживает внимания, если вы только начинаете свой путь и живете в городе.

Глина для изготовления керамики должна быть жирной и без вкраплений камешков и прочего мусора, иначе поделка растрескается в процессе запекания. Готовую массу хранят при определенных условия влажности.

Натуральная глина бывает разных видов :

  • Белая – наиболее распространенная, изначально имеет сероватый оттенок, а после термической обработки обретает приятный оттенок слоновой кости.
  • Красная – содержит оксид железа, придающий сырью зеленоватый тон. Основной цвет сырца – коричневый, после обжига изделия становятся красными. Хорошо поддается лепке, не крошится, идеальна для скульптур и крупных изделий.
  • Фарфоровая – серая в сыром виде и белая после запекания.
  • Голубая – чаще используется в косметологии и народной медицине.
  • Черная или темно-коричневая керамическая масса – самая твердая глина, приобретающая оттенок слоновой кости после обработки в печи.

Также глины для керамики классифицируют по температуре обработки на легкоплавкие, среднеплавкие, тугоплавкие.

Удобнее всего покупать готовую гончарную глину, ориентируясь на размер фракции, цвет после обжига при разных температурах и другие характеристики и качественные показатели. Стоимость зависит от производителя, фасовки, фактуры. Есть уже готовые массы с добавками для облечения разных задач – лепки, формовки, гончарного круга.

Помимо глины, нужны глазури и эмали для покрытия изделий, пигменты для придания сделанной своими руками керамике нужного оттенка, специальные добавки для улучшения свойств и температурной обработки.

Для склеивания деталей используют шликерную массу – своеобразный клей из разведенной глины. Если просто соединить элементы, они могут отвалиться при нагреве. Все это продается в специализированных магазинах для керамистов.

Способы изготовления керамических изделий

Существует несколько способов превращения глиняной массы в красивое керамическое изделие.

Лепка – самый доступный способ изготовления изделий из керамики своими руками в домашних условиях. Сувениры, скульптуры, посуду, игрушки или другие поделки лепят руками, словно из пластилина, помогая себе специальными стеками или подручными приспособлениями.

Гончарное дело требует наличия вращающегося круга. С помощью этого древнего ремесла и сегодня создают вазы, кувшины, горшки, тарелки, чашки.

Отминка – наиболее простой вариант изготовления керамики для начинающих. В работе используют гипсовую форму, в которую выкладывают мягкую глину, а после застывания извлекают фигурное изделие. Гипсовые формы привлекательны тем, что впитывают излишнюю влагу, помогая глиняному изделию отвердеть и просохнуть.

Литье – здесь тоже используют формы, но другого плана. Разведенную глину разливают по формам, высушивают заготовки, извлекают и раскрашивают.

Глиняная поделка обретает прочность только после обжига – обработки в гончарных печах при температуре от 900 до 1300 градусов. Готовые сувениры покрывают акриловыми красками или специальной стекловидной глазурью для керамики. В случае с глазурью требуется еще один обжиг после окрашивания.

Если хочется получить естественный оттенок, используют молочение – покрывают неокрашенную запеченную керамическую фигурку молоком в несколько слоев и еще раз запекают при более низких температурах.

Гончарная печь – виды и предпочтения

Раньше печи для обжига керамики представляли собой вырытые в земле горны и разогревались исключительно дровами. Современные гончарные печи бывают газовыми, электрическими и дровяными. Последние, как правило, изготавливаются собственноручно, они подходят для эксплуатации в частных домовладениях. В условия квартиры удобнее всего работать с электропечами, для больших объемов можно подобрать газовую.

В металлическом корпусе таких печей скрывается огнеупорный кирпич или другой материал, удерживающий тепло и не боящийся нагрева. Для отвода влаги предусмотрены вентиляционные отверстия, управление процессом обжига керамики осуществляется программным регулятором. Электрические гончарные печи – недешевое удовольствие. Цена зависит от производителя, объема, мощности.

В продаже есть модели с вертикальной и горизонтальной загрузкой и колпаковые. По типу расположения нагревательного элемента гончарные печи подразделяют на муфельные и камерные. В муфельных он находится вокруг емкости из огнеупорного материала (муфеля). В камерных нагреватель расположен внутри, что сокращает потери тепла и делает оборудование более экономичным.

Если немного постараться, можно сделать печь для обжига керамики в домашних условиях своими руками, взяв за основу огнеупорный кирпич и что-то для корпуса, например, старую стиральную машину.

Запекание – самый важный процесс, который не прощает ошибок. Иногда даже опытные мастера видят вместо ожидаемого шедевра негодный брак. Изделия никогда не достают сразу, они должны остыть в печи.

Как выбрать гончарный круг

Гончарные круги нужны для лепки круглых предметов, поэтому этот инструмент необязательно покупать сразу же. Если вы только осваиваете керамику, начинайте с лепки или отминки. Круги бывают с ручным, ножным и электрическим управлением.

Нет ничего более захватывающего для творческой натуры, чем создание красивых и оригинальных вещей. Конечно, сегодня можно купить различные украшения, среди которых есть и авторские, но их цена не редко достигает просто астрономических высот! Но зачем покупать, если самой можно создать красивые эксклюзивные украшения, которые подчеркнут Ваш внутренний мир и индивидуальность. Для создания бус нам понадобятся готовые бусины одного цвета или бусины, вылепленные из пластики.
Бусины можно лепить из одноцветной пластики, лично я предпочитаю темные цвета, в которые помешиваю немного светлых, для создания интересного фона для будущего рисунка. В данном случае были смешаны остатки пластики всех цветов, и поэтому у меня получился коричнево-бурый цвет, в который я подмешала немного бежевого вот таким образом.


Скатав две колбаски, я свивала их между собой и прокатывала, снова скручивала, пока рисунок меня не удовлетворил. Потом я раскатала пластику в колбаску и нарезала на несколько равных по размеру бусин и одну большую – для центра.


После запекания и остывания можно приступать к росписи акриловыми красками. Для удобства нанесите по капле выбранных цветов на палитру, у меня эту функцию выполняет тарелочка. Много сразу не выдавливайте, так как акриловые краски очень быстро сохнут, превращаясь в водостойкую пленку.
Для основы я взяла черный цвет, и нанесла его так, чтобы он практически расплывался по бусине от избытка воды. На него сразу же стала наносить центральное изображение цветка с причудливыми изгибами лепестков, размывая водой там, где вода основы уже подсохла. Это один из вариантов росписи – по влажной основе.



Во втором случае я делала простейший растительный орнамент – нанося тонкой кисточкой (белка №1) лепестки желтого и декоративные элементы красного и белого цвета. Каждый последующий цвет наносится после полного высыхания предыдущего цвета.


После высыхания бусины нужно покрыть лаком – матовым или глянцевым, на Ваш выбор. Если задуманы бусы с крупными бусинами, то лучше всего нанизывать их на леску, не разбавляя бусинами другого вида, и делать бусы «под шею», круглой формы. Средние по размеру бусины можно комбинировать с другими бусинками одного из базовых цветов или с бисером.


Третий вариант росписи тоже не сложен – нужно нарисовать три маленьких красных кружка, соединенных между собой, а после их высыхания прорисовать на них розочку, добавив бело-розовые листочки и веточки по краям. На Ваше усмотрение остается и то, сколько розочек или орнаментов будет на каждой бусине – можно расписать ее по окружности или оставить один рисунок в центре.
Конечно, роспись бусин – очень кропотливая работа, и для удобства лучше всего нанизывать их на зубочистку. Собирать бусы нужно после полного высыхания всех бусин.

Бусины мы будем изготавливать вручную из специального материала – ультра лёгкой полимерной глины, которой обычно пользуются для изготовления цветов и бижутерии. Приобрести вы сможете её в магазинах для хобби и творчества. Такую полимерную глину, ещё иногда называют «паперклей» и используют для изготовления различных фигурок.

Материалы и инструменты для изготовления бус:
- ультра лёгкая самозастывающая масса или «паперклей»;
- акриловые краски;
- булавки;
- кусок пенопласта;
- нейлоновые кисти № 8, №0
- стаканчик с водой;
- салфетки;
- нитка с иголкой;
- маленькие промежуточные бусинки;
- застёжка для бус (коннектор).


Чтобы глина не пересыхала, после распечатывания упаковки, её можно хранить в стеклянной банке с плотно закрытой крышкой.

Шаг 1
Изготовление бусин из глины
Для изготовления бусин, отделяем кусочки глины приблизительно одинакового размера.

Затем ладонями скатываем каждый кусочек глины в шарик.

Берём шарик двумя пальцами и аккуратно нанизываем на булавку.

После того как одели шарик на булавку, булавку втыкаем в приготовленный кусок пенопласта, аккуратно следим чтобы шарик не деформировался.

Тоже самое проделываем с остальными бусинами. В таком виде наши бусины должны высохнуть. Время полного высыхания зависит от размера бусин. Чем меньше бусины, тем быстрее они высохнут, в среднем от 6 до 12 часов.

Так же можно сразу подкрасить бусины, путём домешивания небольшого количества краски в глину.

Высохшие бусины будут по весу очень лёгкие, как пенопласт и уже с готовым отверстием для нанизывания в бусы.

Шаг 2
Покраска бусин
После того как бусины высохнут, их необходимо покрасить, чтобы защитить глину от повреждений. Я использую в основном глянцевые акриловые краски и нейлоновую кисть №8 для покраски бусин. Можно пользоваться любыми кистями, которыми вам удобно. А для покраски бусин использовать именно акриловые краски, потому что после высыхания они не трескаются, не стираются и не смываются. А ещё их преимущества в том, что они разводятся водой и не воняют.


Покрасив бусинку, прикрепляем её на пенопласт, для сушки. И так проделываем с каждой бусиной.

Чтобы бусины покрасить без разводов, наносите краску густым слоем или в два слоя. Теперь будем ждать пока краска на наших бусинах высохнет (30-40 минут).

Тщательно мойте кисть и руки после работы! Акриловая краска после высыхания уже не отмоется от кисти, поэтому мойте и вытирайте кисть об салфетку.

Шаг 3
Роспись бусин
Теперь мы добрались к самому интересному этапу – росписи! Если вы не умеете рисовать или плохо рисуете мелкие элементы, для начала лучше потренироваться на листке бумаги рисовать тонкой кистью листочки, цветочки и завитушки)

В росписи мазок кистью начинаем с точки и плавно уменьшаем нажим кисти на бумагу, чтобы получить тонкий кончик мазка. Самые тонкие элементы рисуем кончиком кисточки. Потренируйтесь и у Вас обязательно получиться! После того как вы почувствуете уверенность в своих силах приступаем к бусинам)

Чтобы нарисовать ромашку, используем белую акриловую краску для лепестков. Каждый лепесток рисуем с точки к центру цветка.

В центре ромашки делаем жёлтую точечку – серединку.

Теперь приступаем к рисованию листиков.

Голубым цветом можно нарисовать васильки. Заметьте лепесточки василька рисуем от центра цветочка, чтобы кончики лепестков получались более тонкими.

Когда роспись бусин будет окончена, им необходимо 2-3 часа чтобы высохнуть.

Шаг 4
Покрытие бусин лаком
После высыхания покрываем каждую бусину прозрачным лаком, для закрепления слоя краски и придания блеска. Я покрываю бусины не дорогим лаком для изделий из полимерной глины, хотя на вид он белый - после высыхания становиться прозрачным. Преимущества этого лака в том. Что он быстро сохнет не трескается, придаёт изделию глянцевый блеск и не воняет. Вы можете использовать любой другой прозрачный лак предназначенный для пластика, дерева и керамики.

И снова ждём пока бусины высохнут, закрепив их на кусочке пенопласта.
Вот и всё бусины готовы! Теперь можем собирать бусы или , длина которых будет зависеть от количества и размера сделанных вами бусин.

Шаг 5
Сборка бус
Для сборки бус нам понадобиться игла тонкая, как для вышивки бисером, крепкая шелковая нить, бусинки меньшего диаметра, какие на ваш взгляд будут более подходящими по цвету и форме. Я взяла чёрные жемчужные бусины.

1. Вдеваем нить в иглу по длине немного больше чем будут наши бусы.
2. Закрепляем застёжку коннектор на один край, если бусы будут разъемные.
3. Начинаем нанизывать бусины, поначалу мелкие, потом чередуем маленькую и большую расписную.
4. В конце закрепляем цепочку для застёжки, делаем узелки, отрезаем нить.

Меряем и наслаждаемся нашим шедевром)

И ещё не бойтесь экспериментировать, подбирая разные цвета и узоры для росписи. Из расписных бусин можно собрать бусы, браслеты и в разных цветовых сочетаниях.

Сегодня я поделюсь опытом по утилизации полимерной глины и изготовлению бусин, похожих на керамические. Идея очень простая, но для меня это было буквально открытие Америки. В последнем мастер-классе я экспериментировала с низкотемпературной эмалью. Но почему-то самое очевидное мне в голову не пришло. А потом было два совпадения. Просмотр поста об украшениях из керамики и просмотр у одной мастерицы бус, в описании к которым значилось «покрыты низкотемпературной эмалью». Немного размышлений и все сложилось. Вам знакомо это лихорадочное нетерпение от желания увидеть результат работы, проверить догадку?

Тогда появился этот браслетик, он мне очень нравится простотой и яркостью.

А теперь делюсь идеей с вами. Может, кому-нибудь пригодится моя «Америка». Сравнивать с керамическими бусинами, конечно, то же самое, что сравнивать натуральный мех с искусственным. Но у этих бусин своя прелесть. Они глянцевые и яркие, приятные на ощупь, не нуждаются в лакировке, покрытие очень прочное.

Нам понадобится:

Остатки полимерной глины любого цвета;

Низкотемпературная эмаль;

Зубочистки;

Посудная губка;

Основы для бусин (я делала из фольги для экономии);

Любые материалы, создающие фактуру на бусине (ткань, палочки-бульки, смятая фольга, креповая бумага и пр.);

Иглы толстая и бисерная.

Могут понадобиться кисть, небольшие емкости типа крышечки.


Глину смешиваем до однородности (я для эксперимента сделала одну бусину с переходами цвета), оборачиваем основы, придаем любую форму, фактурим, делаем узоры или оставляем гладкими по желанию. Обязательно делаем прокол иглой, туда вставим зубочистку и по бусине несколько проколов бисерной иглой, чтобы предотвратить пузыри.


На этом процесс лепки закончен! Начинаем чудесное превращение. Обмакиваем бусины в эмаль. Удобнее всего прямо в баночке, но если бусина большая, можно насыпать эмаль в отдельную емкость и помогать насыпать-мазать кистью или сделать раствор эмали и опять же обмакивать, домазывать кистью.



Поле для эксперимента неисчерпаемо. Эмаль обладает хорошей кроющей способностью. Я специально даже обмакнула черную бусину в белую эмаль. Можно смешивать цвета (каждый будет сам по себе), «пачкать» готовую бусину в другой цвет. И еще один интересный «зверь» - прозрачная эмаль. Я обмакнула в нее бусину с поталью. Будет эффект покрытия эпоксидкой.

Два набора перед запеканием.



Они же после запекания.



Можно остановиться, но я продолжу.

Бусины, которые меня полностью устраивают, откладываю. Остальные покрываю слоем эмали повторно, растительные отпечатки натираю-тонирую контрастным цветом. Обмакиваю бусину в раствор и посыпаю сухой эмалью другого цвета, делаю пятна раствором и пр. В общем, шалю в свое удовольствие. Запекаю повторно.