Развенчание в церкви. Процедура развенчания церковного брака в православной церкви: основные правила

Как развенчаться после развода? Тема достаточно щепетильная и интимная. Поэтому многие люди стараются скрыть тот факт, что после заключения брака вовсе решили совершить такой ответственный шаг, как повенчаться в церкви.

Когда влюбленные, окрыленные светлым чувством, вступают в брак, то достаточно легкомысленно начинают относиться к процессу венчания. Ведь они уверены, что проживут вместе счастливую жизнь и всегда будут вместе. Но, как показывает практика, многие пары, которые расстаются по объективным причинам, только тогда понимают, насколько безответственно они подошли к такому священному деянию.

Поэтому у некоторых после процедуры официального расторжения брака возникает вопрос о том, можно ли развенчаться после развода. Ответ на него положительный.

Что это за процесс?

Развенчание церковного брака представляет собой достаточно сложный и долгий процесс, который происходит в той церкви, где он совершался, и тем батюшкой, который проводил обряд. Если же по каким-либо причинам обратиться в эту святыню невозможно, то можно пойти в местную.

Первый этап, который необходимо пройти бывшим супругам, это собеседование с настоятелем. Только после этого разговора необходимо идти и писать прошение в епархию. В этом документе должна раскрываться вся жизнь брака, партнеры приводят свои домыслы и доказательства. Все это нужно, чтобы аннулировать обряд венчания.

Документы

Также для проведения этой процедуры должны быть предоставлены следующие документы:

  1. Копия расторжения брака.
  2. Копия документа, который подтверждает проведение этого обряда.
  3. Готовое заявление от супруга, который уже смирился с неизбежностью и не выступает против расторжения венчания.
  4. Все документы отправляются, в том числе и прошение, в епархию.

Причины

Как правило, одного официального расторжения брака недостаточно, чтобы провести развенчание церковного брака. Должна присутствовать хотя бы одна причина из следующего перечня:

  1. Измена.
  2. Аборт, сделанный женщиной против воли мужа или тайно. Если только здоровью женщины не угрожала прямая опасность.
  3. Заболевания, передающиеся половым путем.
  4. Наркомания, алкоголизм.
  5. Намерение вступить в новый брачный союз.
  6. Избиение супруги.

Решения

Обычно самой серьезной причиной становится именно намерение вступить в другой брак с новым партнером. Если одна из вышеперечисленных причин является основанием для прошения расторгнуть брак, то настоятель или епископ имеют право развенчать супругов в одностороннем порядке.

Если священнослужители посчитают перечисленные причины недостаточно весомыми, то они имеют полное право отказать в прошении.

Что будет после развенчания?

Мы разобрались, как развенчаться после развода. После проведения процедуры оба партнера могут снова решиться на этот ответственный шаг с другими людьми. Отметим, что если все же человек решается на обряд венчания повторно, то новоиспеченным супругам не возлагают венцы.

Благословение можно получить только в том случае, если человек не считается виновником прошлого разрыва. Если же человек, который повторно решился пройти венчание, считается виноватым, то он сможет пройти через него после полного покаяния в своих грехах. Поэтому перед тем, как решиться на развенчание, стоит подумать, нужно ли это партнерам.

В третий раз венчание разрешается только в том случае, если человек овдовел и у него есть маленькие дети.

Прежде чем развенчаться после развода, стоит осознать, что этот шаг является окончательным и бесповоротным разрывом всех связей с нынешним партнером. Поэтому если любовь, уважение и все самые светлые чувства угасли и их невозможно вернуть, то только в этом случае необходимо решаться на это.

Разумеется, такая сложная процедура не может пройти бесследно для обеих, когда-то дружных, половинок. Особенно тяжело это дается женской половине, которая часто впадает в депрессивное состояние и не в силах продолжать дальше полноценную жизнь.

В этом случае нельзя стесняться обращаться в случае надобности к психологу за консультацией. Он проведет необходимую терапию и сможет помочь человеку построить свою жизнь заново. Как правило, в данной ситуации очень хорошо помогает самоанализ. Поэтому тем людям, которым разрыв кажется просто непереносимой утратой, стоит обратиться за помощью как можно быстрей.

Для того чтобы развенчаться с бывшим супругом или супругой, необходимо осознать всю глобальность возникших проблем во взаимоотношениях, и, прежде чем решаться на такие экстремальные меры, лучше попробовать все способы, чтобы суметь спасти брак. Но, с другой стороны, если осознание пришло к обоим партнерам, не стоит затягивать, чтобы не делать друг другу еще больнее.

Вообще, в нынешнее время молодые люди, вступающие в брак, не спешат совершить обряд венчания, так как боятся брать такую ответственность на себя. Они понимают, что этот шаг намного серьезней, чем просто провести свадебную церемонию и жить долго и счастливо. Венчание подразумевает под собой мистическое таинство союза, который должен жить вечно.

Поэтому перед тем, как молодожены решатся на обряд и подадут соответствующие заявления в церковь, настоятель охотно рассказывает все плюсы и минусы данного деяния. Многие бывшие супруги после такого стресса прекращают вовсе общаться и дружить, хотя и знают друг друга. Этот нелегкий период действительно меняет жизнь людей, которые прошли через обряд развенчания. Кто-то замыкается в себе и старается пережить стресс, выпавший на его долю, а кто-то влюбляется снова и уже спешит пройти через обряд венчания.

Заключение

Теперь вы знаете, как развенчаться после развода. Как видите, это непростая процедура. Поэтому думайте тщательно над каждым своим решением в жизни.

Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.

Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала , священника Павла Гумерова , прокомментировать их.

Мария Сараджишвили
ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Л.Н. Толстой

Вместо предисловия

Анжела (Москва): «...Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».

Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет

Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный получить – дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.

А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917–1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:

  1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
  2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
  3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
  4. Заболевание проказой или сифилисом.
  5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года – если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
  6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
  7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
  8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
  9. Вступление одного из супругов в новый брак.
  10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
  11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Сейчас жизнь стала стремительней, а люди – намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.

Передо мной типографский бланк следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.

Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.

По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы – дух времени.

По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый – в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).

Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.

История первая

Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка – соседи по лестничной площадке – стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.

Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»

В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».

Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.

Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.

– Пропал ты, брат.

– Ты посмотри на себя и на нее...

И все в таком же духе.

А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.

Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался...

Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь…

История вторая

После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.

– Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.

Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.

– Вместе хорошо смотрятся.

– Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.

Коба – беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на , коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» («Отче наш» по-грузински – Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.

Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.

И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.

– Все у них будет хорошо.

Через год родился у них мальчик. Потом – второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:

– Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.

Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.

– Наверно, тяжело с ним жить, – продолжала наблюдательница. – Командовать в армии хорошо, а в семье главное – компромисс.

Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.

Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.

Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле – неизвестно. В церкви она больше не появлялась.

История третья

К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.

Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.

Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается

– ... Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. ... Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.

Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.

В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.

После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан – отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график – уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.

Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.

История четвертая

Людмила (Москва):

– Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание – это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение – только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.

Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу...

История пятая

Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.

40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.

Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага – дело наживное, главное – это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.

И таких историй много.

И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.

Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА ,
настоятеля строящегося храма
в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей

Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала , поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии – стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья – это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.

Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью

Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников – просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на установилась именно тогда.

Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.

Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.

Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени

Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.

Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью

Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков – то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.

Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.

Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов . Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?

Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!

Самое главное – не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.

В том и состоит, что из двух отдельных личностей возникает христианская семья, где муж и жена две половинки одного целого.

На каком основании священник, стоящий перед Творцом и благословляющий от имени Создателя, через какое-то время признает это действие незаконным, утратившим силу?

Как тогда относиться к другим Таинствам? Что же делать разлюбившим один другого супругам, как развенчаться после развода, чтобы обзавестись новой семьей?

Читайте о других Таинствах:

В каких случаях церковь признает распад брака

Позволялось ли развенчание сто лет тому назад

До революции 1917 года церковь признавалась людьми на государственном уровне. По законам того времени венчанная пара не имела права на развод. Неудачные отношения, отсутствие понимания и любви в семье считались наказанием Небес, эдаким крестом, который оба супруга вынуждены были нести всю жизнь.

Создание новой семьи было возможно только в одном случае — смерть одного из супругов. Женщины, брошенные мужьями, уходили в монастыри , ибо у них не было никакой возможности обеспечить себя самостоятельно. Вырастить детей, вывести их в люди было законом жизни. При этом никто и думать не мог о разрушении церковного венчания.

Никто не утверждает, что все христианские пары, а других в то время не было, были счастливы. Многие мужчины жили на две семьи, рождались дети вне брака, но все эти действия не поощрялись Богом и людьми.

Официальный церковный брак всегда был под защитой Создателя, которого почитали, признавали и боялись все, богатые и бедные.

Признает ли развенчание современная церковь

Нелогично даже говорить о том, что распад христианской пары, особенно, если в ней уже растут дети, благословлен церковью, это чисто человеческое решение.

Иисус, живший как человек, видел воочию похотливую человеческую душу, оставил только одно условие прекращения взаимоотношений между мужем и женой - измена.

Таинство венчания - это завет любви, подписанный Самим Богом. Разорвать брачные отношения можно только после установления факта прелюбодеяния. При этом четко сказано, что вступать в союз с людьми, совершившими прелюбодеяние, означает покрыть себя грехом блуда. (Мат. 19:9)

Церковный союз основан на взаимоотношении жениха Иисуса и невесты Церкви.

Христос и невеста Церковь

Церковь может поменять жениха, но это уже не будет православие. Когда во главе церкви восстанет антихрист под личиной Бога, настанет конец света.

Важно! Таинство венчания подчеркивает, что новая семья становится малой церковью, частичкой Невесты Христовой. Главная задача современной Церкви - привести людей к спасению, в этом ей должна помогать каждая православная ячейка.

Объединительной чертой Невесты и Иисуса является Божественная любовь людей к Создателю мира и между собой.

В каких случаях церковь признает распад брака

В современном мире царит беззаконие, свобода действий и отсутствие боязни перед Богом. Некоторые православные решили, что могут самостоятельно вершить свои судьбы и переступают через заветы, данные у Божьего алтаря.

В результате неограниченной свободы даже среди православных христиан появились хронические алкоголики , наркоманы, прелюбодеи, которые своими греховными усилиями разрушили семейные отношения, сделав жизнь противоположной половины невыносимой.

Русская Православная Церковь признает брачный союз расторгнутым в особых случаях:

  • доказанное прелюбодеяние ;
  • новый союз без благословения церкви;
  • уход одного из супругов из Православия;
  • противоестественные наклонности;
  • заболевание сифилисом, СПИДом;
  • душевные болезни;
  • длительное тюремное заключение;
  • посягательство на здоровье и жизнь одного из членов семьи;
  • аборт, совершенный женщиной без согласия мужа.

Развенчание в православной церкви

Перечитывая этот список, становится страшно, ведь выше перечислены действия совершаются православными христианами, которые не раз приходили к Исповеди и Причастию. Чем эти поступки лучше предательства Иуды, ведь за каждого верующего, которого Христос назвал Своим дитем, заплачена Его Кровь.

Трагедию в семье способна остановить только усиленная молитва , особенно обоюдная. Человек может оступиться, упасть по слабости своей греховной натуры, его надо поддержать или отпустить.

Совет! Каждая пара должна до последней возможности бороться за свое существование, и если ничего не получается, просить Бога явить Его всеблагую волю на дальнейшую жизнь.

Развенчание или повторный брак?

Нет такого понятия в православии, как развенчание. Совершенное перед лицом Творца по Его благословению не может быть изменено, Бог не человек. Другое дело, получить разрешение на повторный союз.

О семье и браке:

Православный верующий, мужчина или женщина, не виновные в распаде предыдущего брака, могут найти нового супруга и получить на это церковное благословение.

Важно! Развенчаться после развода можно только по причинам, указанным в Уставе церкви, по личному разрешению епископа епархии.

Только глава епархии, архиерей, епископ может дать разрешение повторно венчаться, выслушав все причины развала предыдущей семьи. Безусловно, при очень сильном желании повторно венчаться, виновные в разрушении прежнего брака, могут скрыть истинную вину, обманув при этом не архиерея, а самого Бога, взяв на себя всю вину за это.

Таинство венчания - не просто красивый обряд, это действие, совершаемое на Небесах и имеющее продолжение на земле.

Священник, венчавший такую пару, не несет ответственности перед Богом за скрытую или неправдивую информацию, грех ложится на новосозданную пару. Станет ли новый союз успешным, если начался с обмана и греха, решать только паре, идущей под венец.

Милостивый Господь никогда не закрывает Свои двери для покаяния и исповеди. Супруги, принявшие решение сообщить в церкви о разводе, должны знать, что в случае желания возобновить брачные отношения, венчание между ними невозможно.

По законам Православной Русской Церкви идти под венец можно только два раза в жизни. Второе венчание после предоставления документов о разводе, веских доказательств нехристианского поведения другой половины, возможно с разрешения главы епархии. Епископ может дать разрешение на новый союз, аннулировав при этом первое венчание.

Возможно ли повторное венчание

Развод и повторное венчание, что для этого нужно

Хотя в церковном Уставе нет понятия, как разрыв освященных церковью уз, Священство с пониманием относится к тому, что в жизни встречаются разные ситуации. Священник проводит обряд нового венчания, постоянно напоминая, что метания между выбором супругом не приветствуется церковным Уставом.

Планируя второе венчание, те супруги, которые уже были у алтаря в первом или втором браке, обязаны подать заявление главе епархии и копию свидетельства о разводе.

Число современных православных разводов достигло таких размеров, что в епархии имеются стандартные бланки для подачи заявления о разводе, разрешении на второе венчание. При себе необходимо иметь паспорт для подтверждения личности.

Внимание! Положительный ответ епископа на поданное заявление является разрешением на церковный развод, развенчание, и повторный союз.

При этом нет никакой информации об оставленных детях, физическом и душевном состоянии второй половины. Вся ответственность перед Всевышним лежит только на людях.

Ни один священник не имеет полномочий совершить Таинство второго венчания без разрешения с епархии, а на это может уйти несколько недель. Данную информацию следует учесть, планируя дату венчания.

Людям, вступающим в брак по церковному обряду второй раз, следует быть готовым к тому, что венчание будет проводиться по «второму чину» без возложения венцов.

При условии, что один из брачующихся, жених или невеста, не были венчаны прежде, Таинство венчания проходит со всей торжественностью.

Венчальные атрибуты, оставшиеся от предыдущего брака, не несут в себе никакой мистической силы. Свечи можно сжечь, атрибуты раздать.

Если разрешение на второе венчание просит человек, ставший причиной развода предыдущего союза, то церковь накладывает на грешника епитимию для искреннего раскаяния в совершенных проступках по отношению к прежнему венчанному супругу. Срок епитимии зависит от величины греха, и заранее никто определить его не сможет.

После развала семейного очага христиане находят утешению в молитве, по которой Бог дает новые отношения.

Совет! Тщательно проанализировав свои проступки, неправильные действия в первом союзе, проанализировав их с духовным наставником, можно просить священство о развенчании и разрешении на последующий союз.

Как происходит процедура развенчания церковного брака

В реальной жизни не всегда все складывается так, как хотелось бы. Распадаются семьи и супруги, еще совсем недавно любящие друг друга, становятся чужими. В современном обществе разорвать брачные узы можно, это не так трудно. Но ведь многие проходили процедуру венчания, а это уже совсем другое дело. Это особое таинство и испокон века именно такой брак считался навсегда, до самой смерти. Как поступить в сложной ситуации и можно ли развенчаться в церкви? Вопрос настолько актуален, что требует детального рассмотрения.

Причины, которые повлияют на расторжение церковного брака

Церковь всегда отрицательно относилась к разводу, поэтому развенчаться намного сложнее, чем просто получить свидетельство о расторжении брака. Для этого шага должны очень веские причины. Документально они были установлены еще в начале прошлого века. Для того чтобы провести обряд развенчания, необходимо доказать следующие факты:

  • неверность одного из супругов;
  • принятие другой веры мужем или женой;
  • повторный брак при наличии уже существующего;
  • венерические заболевания, которыми может страдать один из супругов;
  • исчезновение мужа или жены на долгое время (пропажа без вести);
  • попытки на причинение вреда жизни членов семьи;
  • заключение одного из супругов в тюрьму;
  • невозможность к воспроизведению потомства на физиологическом уровне;
  • кровосмесительный брак.

В 2000 году нашего столетия церковь добавила к существующим причинам еще следующие:

  • пристрастие одного из супругов к наркотикам, алкогольным напиткам, заболевание СПИДом (необходимо, чтобы все факты имели медицинское подтверждение);
  • аборт, который жена сделала без согласия мужа.

Можно, конечно, указать и другие претензии, но они не будут достаточно вескими для того, чтобы священник взял на себя право развенчать союз. Несмотря на отрицательное отношение церкви к разводам, священники периодически разрешают повторное венчание своим приверженцам.

Если присутствуют причины, названные выше, развенчаться после развода можно даже без согласия мужа или жены. При всех других обстоятельствах каждый конкретный случай рассматривается индивидуально. Вполне вероятно получить отказ, если священники сочтут недостаточность оснований.

В каком порядке необходимо действовать

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните на бесплатную горячую линию:

8 800 350-13-94 - Федеральный номер

8 499 938-42-45 - Москва и Московская обл.

8 812 425-64-57 - Санкт-Петербург и Ленинградская обл.

После того как венчанные муж с женой развелись официально, необходимо обратиться в церковь и пройти процедуру расторжения уже церковного брака. Русской православной церковью определен установленный порядок развенчания, который можно пройти в течение 2–3 недель.

В первую очередь, чтобы развенчаться, надо посетить тот приход, где происходило венчание, нужно постараться пообщаться именно с тем священником, который проводил таинство. Если это невозможно, обращаются в церковь, которая находится в непосредственной близости. С мужем и женой общается настоятель, который проводит частную беседу, узнает причины принятия такого решения и рассказывает о последствиях.

Далее, инициаторы процедуры пишут прошение на имя Управляющего Епархией. В документе должна быть указана дата венчания и место, где супруги венчались, рассказана полная история семейной жизни. После этого, нужно назвать причины, которые послужили основанием для развенчания. Все необходимо подтвердить официальными документами и справками, заверенными юридически. Кроме того, к прошению настоятель прикладывает свой рапорт, в котором излагает личное отношение к случаю.

В списке необходимых документов, прикладываемых к прошению, выделяют следующие:

  • выданное ЗАГСом свидетельство о расторжении брака;
  • если один из супругов живет в новом браке, нужно свидетельство о его заключении;
  • свидетельство о венчании;
  • согласие второго супруга на развенчание, подписанное им лично и заверенное юридически;
  • документы, подтверждающие причины того, что супруги хотят расторгнуть церковный брак.

Обратите внимание, что нужно подавать только копии документов. Оригиналы всегда должны быть на руках заявителя.

Можно ли провести обряд венчания после развода

Православная церковь предусматривает повторное венчание без каких-либо порицаний только в одном случае – смерти одного из супругов. Во всех остальных ситуациях, священники отрицательно относятся к такому вопросу, как развенчаться в церкви.

Повторное венчание может быть назначено только после того, как брак между мужем и женой будет зарегистрирован в ЗАГСе. Супруги подают прошение в областную Епархию, так как обычный священник не имеет права проводить повторный обряд без разрешения архиерея.

Но и в этом случае, Епархия даст только благословение на повторное таинство венчания. Никакого документа, чтобы он подтверждал право на расторжение церковного брака, священнослужители не выдают.

Повторный обряд венчания отличается от первоначального тогда, когда оба супруга венчаются второй раз. По церковным правилам на молодоженов не надевают венцы и обряд проходит «вторым чином». Венчаться в церкви можно только три раза, не более. Но в третий раз обвенчают только овдовевших мужа или жену, при наличии маленьких детей, не достигших совершеннолетия.

Если смотреть в корень проблемы, процесс развенчания полностью отличается от юридического расторжения брака. И если последний проходит быстро и без вмешательства третьих лиц, то церковный развод намного сложнее. Его главная цель – добиться благословения на повторное венчание по причине признания первого безблагодатным событием. Священники учитывают степень вины мужа или жены, и разрешают повторное венчание только тому супругу, который невиновен в разрыве.

Иногда, разводящиеся пары просто забывают о том, что после официального развода, необходимо провести процедуру развенчания. Но для тех, чья вера истинна – эта проблема первостепенна. Избежать неприятных моментов в своей жизни, таких как развенчание, можно только при осознанном подходе к церемонии. В действительности не все молодые пары, венчающиеся в церкви, к этому готовы морально. Необходимо осознавать суть таинства и подумать, а навсегда ли это?

Принять решение о том, чтобы развенчиваться после развода с мужем или женой, дело индивидуальное и личное. Однако следует помнить, что после этой процедуры, обратной дороги не будет.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Сегодня среди молодых пар очень популярен обряд венчания. Он становится, скорее, данью моде, чем обдуманным и серьезным шагом. Но вот наступает тот момент, когда супруги принимают решение развестись. У них резонно может возникнуть вопрос, существует ли процедура развенчания, какие правила естьи как она происходит.

Венчаться стоит лишь тогда, когда полностью уверен в правильности своих действий и доверяешь своему супругу. При этом необходимо все взвесить и серьезно подойти к данному вопросу. Стоит помнить, что брак, заключенный в церкви, - очень серьезный шаг. Его не так просто расторгнуть в отличие от союза, зарегистрированного в ЗАГСе. Церковь крайне отрицательно относится к разводу, именно поэтому расторжение церковного брака как такового не происходит. Но она может дать благословение на повторный брак, на который должны быть соответствующие причины.

Причины для процедуры развенчания церковного брака

В православной церкви есть причины, по которым может быть проведено развенчание, а точнее - дано согласие на повторное заключение церковного союза. Перечень этих причин был установлен в начале 20 века, а в 2000 году дополнен:

  1. Самой первой и серьезной причиной, по мнению церкви, является измена (прелюбодеяние).
  2. Если один из супругов отрекся от православной веры.
  3. Повторный брак одного или обоих супругов.
  4. Серьезное заболевание мужа или жены (СПИД, сифилис, проказа и другие).
  5. Развенчание проводится в том случае, когда один из супругов считается без вести пропавшим и отсутствует более пяти лет.
  6. Смертельная угроза со стороны мужа или жены, которая направлена в сторону другого супруга или их детей.
  7. Серьезные и неизлечимые психические заболевания, при которых один из супругов не отдает отчет своим действиям и поступкам.
  8. Если супруг занимается сводничеством.
  9. Тюремное заключение мужа или жены также является веской причиной для расторжения церковного брака.
  10. Невозможность иметь детей (бесплодие) как со стороны женщины, так и со стороны мужчины.
  11. Наличие наркотической и алкогольной зависимости. В этом случае необходимо иметь медицинские документы, подтверждающих такую зависимость.
  12. Аборт, который был сделан без ведома мужа, также может послужить причиной для развенчания.
  13. Наличие противоестественного порока у одного из супругов (гомосексуализм, зоофилия и так далее).


Как проходит процедура развенчания церковного брака

Как происходит процесс развенчания? Для того, чтобы получить благословение на повторный церковный брак, необходимо подать прошение о развенчании в Епархию. Как это сделать, можно узнать в любой церкви, где вам помогут и ответят на все интересующие вас вопросы. Однако необходимо помнить, что прошение подается только после развода в органах ЗАГСа.

Но как таковой процедуры развенчания не проводится и не выдается никаких документов, подтверждающих расторжение предыдущего церковного брака. В Епархии лишь дается благословение на повторное венчание.

Церковь разрешает проводить только три венчания, все последующие браки не могут быть одобрены православной церковью.

Что необходимо для получения благословения повторного обряда венчания помимо прошения?

  1. Свидетельство о расторжении предыдущего брака.
  2. Паспорт или документ, удостоверяющий личность.
  3. Документ, подтверждающий заключение нового брака.
  4. Отсутствие причин, по которым церковь может отказать в повторном обряде венчания (брак между духовными и кровными родственниками и другие причины).

Подать прошение может один из супругов. В том случае, если вы получите благословение на второе по счету венчание, то можете пойти в любой храм и обвенчаться.

Если причиной брака стала измена, то в этом случае благословение на повторное венчание дается только тому супругу, который не является виновником развода. Если второй супруг (виновник развода) тоже хочет пройти повторную процедуру венчания, то ему необходимо выполнить епитимию (определенные условия), срок которой предвидеть заранее невозможно.

Прежде чем обвенчаться второй раз, следует быть уверенным в правильности решения. Лучше подождать какое-то время и присмотреться к новому супругу, чтобы избежать еще одной ошибки.

Повторное венчание несколько отличается от первого обряда. Ели супруги в прошлом уже состояли в браке, то венчание проводится без возложения венцов (вторым чином). Но в том случае, если один из супругов венчается впервые, то обряд проводится по всем правилам.

После заключения повторного церковного брака следует как можно серьезнее относиться к семье и семейным ценностям. Необходимо учитывать ошибки прежнего опыта и стараться не допускать их в новых отношениях.

Видео по теме статьи