Трагедия гретхен. Тема любви в трагедии «фауст Любовь фауста и гретхен

Трагедия «Фауст» создавалась в течение длительного времени, ее автор переживал в эти годы много потрясений, он находил и отрекался, любил и страдал. И неизвестно, существовала ли бы сама трагедия, если бы ее автор не пережил первую любовь к Кетхен Шенкопф и отречению его ради спасения личной свободы, если бы не было в его жизни новой вспышки жизнелюбия, которое проснулось в любви к дочери сельского пастора Фредерику Брион, - и побега от нее; если бы не было в его жизни бракосочетания с юной Христианой Вульпиус, которая стала матерью его сына.

Id="more-1181">

Следовательно, история с Маргаритой в трагедии «Фауст» - это исповедь юности. Всю свою жизнь Гете считал, что «Венцом природы является любовь. Только через любовь приближаются к ней». На этой почве разворачиваются искания Фаустом наивысшего мгновения, на этой почве вызревает его совесть относительно выхода из вечного замкнутого круга:

Я рвусь от жажды к наслаждению

и в наслаждении я жажды жажду.

Маргарита стала для Фауста олицетворением того счастливого мгновения, о котором он мечтал. Она - символ молодости и красоты, простоты и невинности, чувствительности и нежности. Однако она не наделена интуицией самосохранения, и потому обреченная на гибель. И хотя образ Маргариты обобщающий, ему свойственная психологическая утонченность и жертвенность.

Любил ли Фауст Маргариту? По-видимому, нет. И хотя ее гибель для него является духовным опустошением, хотя он готов ее спасать, Маргарита была в его жизни лишь мгновенностью, пониклою бледной тенью. И спасать ее от самого себя Фауст не может.

Гете создал Маргариту выразительной и трагической, чувства ее заострены, ведь она причастна и к отравлению матери, и к убийству брата, и к казни своего ребенка. Поэтому она безумеет. Но образ ее целен в своей самоотверженности и невинности. Даже небо смиловалось над ней.

Маргарита почувствовала, что Мефистофель является врагом:

Сквозь маску эту увидела она

Моего ума скрытое могущество.

Но это же можно сказать про Фауста, в холодном взгляде которого Маргарита увидела обреченность любви.

Это любовь земная.

Но Фауст удосужился на любовь мистическую: погружаясь за пределы пространства и времени, выхватывает среди античных героев образы Париса и прекрасной Гелены. Гелена оказалась для Фауста недосягаемой, как сама красота.

Его страдания за Геленой другие - он хочет недосягаемого. И хотя про Гелену он говорит: «Кто узнал ее - без нее жить не может!» - однако вряд ли эти чувства можно назвать любовью. И даже появление Евфориона - сына Фауста и Гелени - становится фееричным видением, похожим на сон.

А настоящая любовь, которую олицетворяла Маргарита, способна на прощение. И в уже другом мире она несется навстречу Фаусту так, как когда-то - счастливая.

ТЕМА ЛЮБВИ В ТРАГЕДИИ «ФАУСТ»

Создавая трагедию «Фауст», Гете стремился всесторонне раскрыть человеческую душу, ее стремления, мечты, идеалы, чувства. Основой сюжета произведения является спор Господа и Мефистофеля о предназначении и величии чело­века. Высоки или низменны его стремления и чувства, что составляет главную цель человечес­кого существования, готов ли он пожертвовать своими земными радостями и удовольствиями во имя постижения истины? Раскрытию этих вопросов, поиску ответов на них подчинена вся структура, композиция тра­гедии Гете, весь образный ряд. Человеку устраи­ваются испытания, одно из которых - испыта­ние любовью. Мы видим, как в душе главного героя возни­кает сильное чувство к Маргарите. Он желает до­биться ее любви и, кажется, готов пойти на все что угодно ради достижения своей цели. Это, ко­нечно же, на руку Мефистофелю, который как раз и хочет доказать, что ради своего удоволь­ствия человек готов продать душу. Он помогает Фаусту завоевать любимую девушку. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стрем­лений, он опьяняет его зельем, устраивает встре­чи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед исти­ной. Сцены, посвященные Маргарите, Гете напи­сал в ранний период творчества. В народных ле­гендах прототипа образа Маргариты нет, матери­алом для его создания послужила реальная дей­ствительность тогдашней Германии. Писатель хорошо знал печальную историю франкфуртской девушки Сюзанны Маргариты Брандт, убившей своего внебрачного ребенка и казненной за это. Маргарита выросла в бедной семье, получила традиционное религиозное воспитание, высшие авторитеты для нее - мать, брат и приходский священник. Ей бесконечно далек сложный и воз­вышенный внутренний мир Фауста - Маргари­та привыкла принимать жизнь такой, какой она есть. Трудясь и молясь, не задумываясь о контра­стах и несовершенстве окружающей жизни, де­вушка во всем полагается на Божье милосердие и заступничество святых. Маргарите неведомы ни притворство, ни злоба, ни коварство, поэтому, полюбив Фауста, она всецело доверяется ему, но сразу же чувствует интуитивное недоверие к Ме­фистофелю: Я с ним бы дружбы не водила!.. Он так насмешлив и хитер И ни во что людей не ставит!.. Боюсь, как он бы нас не предал… Философия любви, воплощенная в образе Маргариты, противостоит человеконенавистни­ческой философии Мефистофеля, но Гете не мо­жет принять и пассивную форму любви Марга­риты. Раскрывая чувства этой простой, скромной девушки, автор рисует и ее портрет, и условия жизни, во многом сформировавшие ее взгляды. Перед нами предстает вовсе не воплощение Бо­жественного откровения, мудрости и красоты, а милая, но очень наивная девушка. Ее мир прост и ограничен: бедный домик, улица, соседи, цер­ковь, постоянный труд, редкие праздники. Мы без служанки, я стираю, мою; Готовлю, подметаю, шью - все я. Возни и спешки, только б с ног не сбиться. И матушка строга. В том, с какой откровенностью рассказывает девушка историю своей жизни Фаусту, раскры­вается непосредственность героини Гете. Она вов­се не стесняется своего положения, работы, ко­торую ей приходится выполнять. Как и не жалу­ется на свою судьбу. Но как раз эта простота, наи­вность, скромность, покорность очаровывают ге­роя. Для Фауста Маргарита становится воплоще­нием красоты и полноты жизни, самой природы и естественности. Однако ее простой мир, тихая привычная жизнь не могут удовлетворить вечно ищущего героя. Фауст не готов посвятить себя подобной мирной жизни без стремлений и дви­жения вперед. Он еще не готов «остановить мгно­вение ». Покорив Маргариту силой своего ума и добив­шись ее любви, Фауст испытывает к ней ответ­ное искреннее и глубокое чувство, но даже лю­бовь не может стать единственным смыслом его жизни, потому что она лишена интеллектуаль­ного единства. Героя влекут беспредельные про­сторы познания, он больше всего на свете любит человечество. Маргариту же удовлетворяет лю­бовь к одному человеку - Фаусту. Именно эта безоглядная любовь и приводит ее в конечном итоге к трагической гибели. Фауст, хотя и не принял окончательного ре­шения не возвращаться больше, покидает Мар­гариту. Вина его в том, что он пренебрег житей­скими «мелочами»: не позаботился узаконить свои взаимоотношения с Маргаритой, вступить с ней в официальный брак. Цельная, чистая душа героини не может смириться с ложью и притвор­ством. Потому ее тайна открывается, доставляя ей мучительные страдания. Свое недолгое счас­тье с Фаустом она воспринимает как тяжкий грех. Положение бедной девушки усугубляется рождением «незаконного ребенка», страхом пе­ред неминуемой Божьей карой. В отсутствие Фауста происходят трагические события: напуганная проклятиями церкви, изму­ченная сплетнями и пересудами, Маргарита в порыве отчаяния убивает своего ребенка и, охва­ченная мраком надвигающегося на нее безумия, обвиняет себя в несуществующих преступлени­ях - убийстве матери и брата. Узнав об этом, Фауст спешит на помощь к Маргарите, но поте­рявшая рассудок девушка не узнает его и отка­зывается покинуть тюрьму. Фауст пришел слиш­ком поздно: Маргарита окончательно сломлена. Она не может идти с ним, отталкивает его. Не надеясь и не ожидая физического спасения, она молит о спасении духовном: «Спаси меня, Отец мой, в вышине!» Мефистофель говорит: «Навек погибла!», но раздается голос свыше: «Спасена!» Высшим су­дом совести Гете оправдывает свою героиню: Мар­гарита любила и никому не хотела зла, а степень страданий намного выше ее вины. Трагическая гибель Маргариты убеждает Фа­уста в том, что смысл жизни - не в удовлетворе­ниях личных желаний, а в служении людям, в постижении человеком своей ответственности за других. Он осознает всю Тяжесть собственной вины за невинно погубленную жизнь той, кото­рую так пылко любил. Но с гибелью героини не заканчивается тема любви в трагедии «Фауст». Снова она возникает в финале произведения, когда Маргарита своей любовью спасает душу Фауста. Мы слышим го­лос «одной из кающихся», которая прежде назы­валась Гретхен (уменьшительная форма от име­ни Маргарита). Обращаясь к Богоматери, она просит позволе­ния быть проводником героя, потому что тот ос­леплен светом небес. Здесь чувствуется сильное влияние творчества Данте - его Беатриче была проводником поэта в раю…

Любовь — это тема, которая привлекает к себе внимание многих писателей. Есть тема любви и в трагедии Фауст, которую мы изучили на последнем уроке литературы. Фауст — это произведение, написанное Гете. В нем писатель стремился раскрыть человеческую душу, показать мечту, надежду, идеалы.

Сочинение на тему Фауст Гете

Фауст — герой трагедии, которому встречается юное, доверчивое и простое создание в лице Маргариты-Гретхен, девушки, что ответила на чувства главного героя. Да и невозможно было устоять перед соблазнами, которые приготовил ей Фауст. К тому же он готов был на все ради того, чтобы добиться ее расположения. Он готов даже на сделку с дьяволом. Вот ему и помогает Мефистофель, предлагая добиться ответных чувств.

Именно через чувства героев раскрывается любовная тема в трагедии Гете. Здесь мы видим, что Маргарита полностью отдалась чувствам, да и у Фауста героиня вызывает трепетное состояние, некий восторг, и это делает его разум туманным. Однако, наш герой — человек, которому нужны познания и он постоянно к ним стремится. Для него любви мало. Ему еще нужна интеллектуальная гармония, которую он не находит в любви.

Работая над по теме Фауст, мы видим, как Гете, раскрывая тему, показывает нам страдания Маргариты. Ее страдания связаны с таким прекрасным чувством, как любовь. Эта любовь стала для нее губительной и повлекла смерть матери, которую девушка по совету ученного Фауста усыпила и та не проснулась. Эта любовь привела к гибели ее брата, которого убил Фауст, а после бежал, оставив на растерзание обществу Маргариту. Любовь к Фаусту стала причиной гонения ее обществом, что привело к убийству их незаконнорожденного ребенка. Героиня собственноручно топит малыша и теперь готова нести наказание. Да, Фауст приходит на помощь героине, но слишком поздно. Ведь, что это за жизнь, когда на руках столько смертей, и как жить с такими грехами дальше. Девушка не соглашается идти вместе с героем произведения. Для нее спасение только в смерти. Она просит лишь одного. Она просит прощения у Господа, покоряется только суду Божьему и ее душа прощена, поэтому мы и слышим в конце голос с небес: Прощена.

Сочинение на тему: тема любви в трагедии «Фауст»

А какую оценку поставите вы?


Сочинение: тема любви в лирике Фета Сочинение на тему: «Быть или не быть, вот в чем вопрос». Проблема выбора в трагедии «Гамлет» Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» Куприна

О небо, вот так красота!

Я в жизни не видал подобной.

Как неиспорченно-чиста

И как насмешливо-беззлобна!

И. Гёте

«Фауст» — произведение, над которым Гёте работал почти всю жизнь и которое изменялось вместе с автором. В центре трагедии история доктора Фауста, в образе которого воплощена вера автора в безграничные творческие возможности человека, в его разум и душу. Человек предстает здесь как подлинный центр мироздания. Фауст не только осознает себя как личность, но и противопоставляет себя всему остальному миру. «Я, названный подобьем божества, взомнил себя и вправду богорав-ным», — говорит он.

Это противопоставление проявилось и в трагической истории любви Фауста и Мар-гариты. Вернув с помощью Мефистофеля молодость, Фауст влюбляется в первую же увиденную им красивую девушку — скромную и трудолюбивую, но набожную и не-далекую Маргариту. Мефистофель надеется, что в ее объятиях Фауст найдет то сладо-стное мгновение, которое захочет продлить до бесконечности. Он помогает Фаусту со-блазнить Маргариту. Она — обыкновенная женщина, которой приятны и богатые подарки, и восхищение знатного господина. А Фауста привлекают не только ее красо-та и свежесть, но и душевная чистота, доброта Маргариты. Его не смущает то, что она простолюдинка, необразованна. Трагедия возникает позднее: Фауст не мог и не хотел обвенчаться с девушкой, а следовательно, она была обречена на позор. Маргарита, Грет-хен, во имя любви к Фаусту забыла о матери, брате, приличиях. Ведь встреча с Фау-стом, любовь к нему — самое главное, самое яркое событие в ее скучной, размеренной жизни. Их чувство взаимно, но они настолько разные, что трагедия неизбежна.

В Маргарите способность самозабвенно любить сочетается с чувством долга. Она искренне верит в Бога и старается направить на путь истины безбожника Фауста. Де-вушка глубоко переживает свое «падение». При этом она надеется на Божью защиту и спасение души. Ведь после убийства брата Маргариты Фауст был вынужден скрыться, и вся тяжесть позора рождения внебрачного ребенка падает на хрупкие плечи Марга-риты. Она оказывается грешницей и в глазах окружающих, и в своих собственных глазах. Гретхен не может понять, почему любовь, дарившая ей такую радость, проти-воречит морали. Эта страсть — косвенная причина гибели брата Валентина и смерти матери, которую Маргарита случайно отравила. Теперь возлюбленная Фауста, в при-падке безумия убившая своего родившегося ребенка, обречена на казнь.

Узнавший об этом Фауст спешит на помощь и застает Гретхен в темнице. Он хо-чет увести Маргариту с собой. Но поздно! В краткий миг просветления она признает себя виновной и хочет понести кару, чтобы спасти свою душу: «Я покоряюсь Божье-му суду». Стремление жить и любить борется в ее душе с ужасом перед адом. Страни-цы, посвященные свиданию Фауста и Маргариты в тюрьме, — самые пронзительные в трагедии. Последние слова Гретхен обращены к любимому. «Погибла!» — в отчаянии восклицает Фауст. «Спасена!» — раздается голос с небес. Ее простили, теперь душа Маргариты свободна. Материал с сайта

Вина Фауста в гибели Маргариты несомненна. Его любовь, лишенная ответствен-ности, не была такой сильной и самозабвенной. Он бросил любимую женщину в са-мый тяжелый для нее момент, бежал, спасая свою жизнь. Но и увлеченный чарами Вальпургиевой ночи, он не забыл о Маргарите и попытался спасти ее. Гибель Гретхен — трагедия и для Фауста. Это крушение надежд на спасительную силу любви. Больше Фауст никого не сможет так полюбить. Он не остановил мгновения. Он был в любви эгоистом, не умеющим отдавать, а главная радость любящего — бескорыстие, стрем-ление сделать счастливым другого. Этого не дано было понять скептику Фаусту, на-прасно погубившему Маргариту и впустую растратившему вновь обретенную молодость.

Фауст и Трагедия Маргариты

В образе Фауста воплощена вера в безграничные возможности человека. В Фаусте воплощено горячее стремление познать смысл жизни, стремление к абсолюту, желание выйти за пределы, ограничивающие человека.

В процессе искания Фауст , преодолевая созерцательность немецкой общественной мысли, выдвигает деяние как основу бытия. В произведении Гете нашли отражение гениальные произведения – диалектики (монолог Духа земли противоречивые стремления самого Фауста).

История Гретхен становится важным звеном в процессе исканий Фауста. Трагическая ситуация возникает в результате неразрешимого противоречия между идеалом естественного человека, каким представляется Фаусту Маргарита, и реальным обликом ограниченной девушки из мещанской среды. Вместе с тем Маргарита – жертва общественных предрассудков и догматизма церковной морали. В стремлении утвердить гуманистический идеал Фауст обращается к античности. Брак Фауста и Елены выступает символом единения двух эпох. Итогом исканий Фауста становится убеждение, что идеал надо осуществлять на реальной земле.

«Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!» - таков конечный вывод, вытекающий из оптимистической трагедии Гете.

Важное место в первой части трагедии занимает история Гретхен.

Мефистофель стремится отвлечь Фауста от его высоких помыслов и разжигает в нем страсть к девушке, которая случайно повстречалась им на улице. На какой-то момент Мефистофелю удается его замысел. Фауст требует, чтобы он помог ему соблазнить девушку. Но девичья комната Маргариты, в которой он появляется, будит в нем лучшие чувства. Он очарован патриархальной простотой, чистотой и скромностью этого жилища.

Сама Маргарита как бы воплощает в себе мир простых чувств, естественного, здорового существования.

Фауст, с презрением отбросивший мертвое знание, вырвавшийся из полумрака своего средневекового кабинета, тянется к ней, чтобы обрести всю полноту жизненного счастья, земной, человеческой радости, не сразу увидев, что маленький мир Маргариты – часть того узкого, душного мира, из которого он стремился вырваться.

Все тяжелее и мрачнее сгущается вокруг нее атмосфера.

Уже исчезли светлые, радостные интонации в голосе Маргариты. В душевном смятении она молится перед бессловесной статуей. Тут же подстерегают ее новые удары: упреки брата и его гибель, смерть матери, отравленной Мефистофелем. Маргарита ощущает себя трагически одинокой.

Гёте выразительно рисует те силы, которые обрушиваются на несчастную жертву и уничтожают ее.

Гретхен оказывается грешницей как в собственных глазах, так и во мнении окружающей среды с ее мещанскими и ханжескими предрассудками. В условиях общества, где природные влечения осуждаются суровой моралью, Гретхен становится жертвой, обреченной на гибель.


Трагический конец ее жизни обусловлен таким образом, внутренним противоречием и враждебностью мещанской среды. Искренняя религиозность Гретхен делала ее в собственных глазах грешницей. Она не могла понять, почему любовь, давшая ей такую душевную радость, приходила в противоречия с моралью, в истинности которой она всегда верила. Не могли понять как должное последствие ее любви окружающие, считавшие позором рождение внебрачного ребенка. Наконец, в критический момент около Гретхен не оказалось Фауста, который мог бы предотвратить убийство ребенка, совершенное Гретхен.

Напрасно в финале злорадствует Мефистофель. Пусть Маргарита виновна, но она предстает перед нами как человек, и прежде всего потому, что ее чувство к Фаусту было искренним, глубоким, беззаветным.

Путь Фауста сложен. Сначала он бросает гордый вызов космическим силам, вызывая духа земли и надеясь помириться с ними силами. Но он лишается чувств от зрелища той необъятности, которая предстает перед ним и тогда в нем рождается ощущение своей полной ничтожности. Смелый порыв сменяется отчаянием, но затем в Фаусте возрождается жажда достичь цели даже при сознании ограниченности своих сил.

Жизнь Фауста, которую развертывает перед читателем Гете, - это путь неустанных исканий.

В критический момент на пути Фауста встречается Мефистофель.

Появление Мефистофеля перед Фаустом, следовательно, не случайно. Как и в стародавней легенде, черт явился «соблазнить» человека. Но Мефистофель совсем не похож на черта из наивных народных преданий. Образ, созданный Гете, полон глубокого философского смысла. Он – совершенное воплощение духа отрицания. Мефистофель не может быть определен как носитель одних лишь дурных начал. Он сам говорит о себе, что «творит добро, всему желая зла».

Гибель Гретхен – трагедия чистой и прекрасной женщины из-за своей великой любви оказавшейся вовлеченной в круговорот страшных событий приведших к тому, что она стала убийцей собственного ребенка, сошла с ума и была осуждена на казни.

Фауст нашел смысл жизни в исканиях, в борьбе, в труде. Такой и была его жизнь. Она приносила ему краткие периоды счастья и долгие годы преодоления трудности. К своим достижениям и победам, терзаемый сомнениями и постоянной неудовлетворенностью. Он видит теперь, что все это было не напрасно. Пусть незавершен еще его замысел, он верит в конечное осуществление его. Трагично то, что высшую мудрость Фауст обретает лишь на исходе жизни. Он слышит стук лопат и думает, будто ведется работа, намеченная им. На самом деле фантастические существа лемуры, подвластные Мефистофелю, роют