Упражнения для детей с рда. Развитие речи у аутичных детей

Большинству детей с аутизмом умеренной или серьезной степени тяжести диагноз устанавливается еще до момента достижения ими возраста трех лет. Даже дети, у которых наблюдаются легкие симптомы аутизма, могут начать терапию еще до получения официального диагноза. Специалисты могут использовать следующие виды занятий для работы с аутичными детьми младшего возраста:

Песни и стихи: Детям часто нравится повторять нараспев стихотворения или воспроизводить отрывки из песен. Вы можете сочинить песни, которые научат ребенка тому, как одеваться или питаться самостоятельно, а также использовать любимые им песни в качестве поощрении за то, что ребенок выполнил какое-либо необходимое, но менее предпочитаемое им действие. Вы можете присоединить к песням и физическую активность, например, прыжки, хлопки в ладоши и т.п.

Занятия для аутичных детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте многие дети с аутизмом переживают первые значительные контакты со своими сверстниками. Кроме того, они начинают тяжелее переносить изменения в окружающей среде и в привычном порядке вещей. Это такой период времени, когда многие дети с расстройствами аутистического спектра получают интенсивную, целевую терапию и вмешательство, включающее методику Floortime и продвинутый прикладной поведенческий анализ (ABA).

Дошкольные занятия могут помочь ребенку с аутизмом научиться тому, как выражать свои эмоции, регулировать сенсорные проблемы и взаимодействовать с другими детьми. Занятия с ребенком в этом возрасте могут быть направлены на овладение теми навыками, в которых ребенок будет нуждаться при переходе в начальную школу.

Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы

На этапе начальной школы многие дети с аутизмом начинают больше выделяться на фоне своих сверстников, и они могут стать жертвой буллинга или социальной изоляции. Занятия, обучающие социальным навыкам, могут развить у ребенка те навыки, которые необходимы им для построения отношений. Кроме того, аутичные дети зачастую начинают отставать от своих сверстников в плане развития моторных навыков. Занятия, направленные на формирование навыков большой моторики, могут помочь им «догнать» своих товарищей в этой области.

«Я - шпион» : Этот вид деятельности помогает ребенку сосредоточиться на описании или же следить глазами за объектом. Опишите какой-либо предмет максимально подробно, а затем попросите ребенка указать на него в комнате. В случае если вы работаете с ребенком, демонстрирующим более серьезные трудности с обработкой информации, можно описать один из двух объектов и попросить ребенка выбрать описанный среди них.

Игра «Угадай-ка» : Попросите ребенка закрыть глаза и дайте ему простой предмет или игрушку, например, кубик или чашку. Предложите ему пощупать предмет и описать его вам (если ребенок вербален). Если ребенок невербален, попросите его показать картинку с изображением этого предмета после того, как он откроет глаза. Эта игра помогает детям научиться использовать другие чувства, помимо зрения, а также получить дополнительные знания об окружающем их мире.

«Нарисуй мое лицо» : Попросите ребенка нарисовать большой круг на листке бумаги. Вы можете демонстрировать различные эмоции при помощи мимики лица. Предложите ребенку нарисовать лицо, которое вы изображаете, и помогите ему в обозначении эмоций, например, радость, грусть, злость.

Танцевальная вечеринка : Включите свою любимую музыку и устройте импровизированную вечеринку. Это отличный способ обучить детей ритму, счету и развить у них физическую координацию. Кроме того, это также способствует сенсорной интеграции, поскольку движения могут обеспечивать ребенка необходимыми проприоцептивными ощущениями.
Кукольный театр: Сделайте кукол из носков или же используйте игрушечных кукол, которые есть у ребенка, и выберете веселую тему для представления. Во время игры в кукольный театр вы можете обучить ребенка эмоциями и социальным навыкам посредством ролевой игры. Это прекрасный вид деятельности, при помощи которого можно рассказать ребенку о предстоящих в его жизни событиях, например, о переезде или начале обучения в школе. Разыгрывание реальных ситуаций помогает детям понять, чего им стоит ожидать от тех или иных событий.

Занятия для аутичных детей подросткового возраста

В подростковые годы дети с расстройствами аутистического спектра могут испытывать сложности с коммуникацией, социальными навыками, исполнительными функциями или аспектами планирования в повседневной жизни. Использование языка и речи может помочь аутичным подросткам улучшить свои навыки коммуникации со сверстниками и со взрослыми, а выстраивание всех дел в определенной последовательности будет способствовать тому, что подросток научиться планировать свое ежедневное расписание в школе и дома.
Вы также можете использовать некоторые занимательные социальные виды деятельности при работе с аутичными подростками:

Полоса препятствий с завязанными глазами : Организуйте полосу препятствий, которая будет требовать от ребенка обойти, переступить или пройти под различными предметами. Подростки работают в парах, и одному из двух членов команды завязывают глаза. Другой ребенок дает указания своему сверстнику с завязанными глазами, тем самым помогая ему пройти через весь кросс. Это отличный метод работы над теорией психического (theory of mind).

Киновикторина : Подросткам с расстройствами аутистического спектра зачастую бывает сложно прислушиваться к чувствам и словам других людей, особенно когда присутствует большое количество отвлекающих стимулов. Проиграйте сцену из фильма. Затем задайте детям несколько вопросов, чтобы понять, какую часть увиденного на экране взаимодействия им удалось «схватить». Спросите о том, что чувствовали герои фильма, какое у них было выражение лица, и как они выражали себя.

Импровизационные сценки : Предложите детям поработать в группе и дайте им какой-либо опорный предмет, например, рулевое колесо, доску для магнитов или пару штанов. Работая вместе, дети должны будут создать импровизированную сценку, касающуюся предоставленного им предмета, меняя ее сценарий по мере выступления. Это отличный способ вырваться из рутины и поощрить сотрудничество.

Поиск дополнительных игр и мероприятий

Вы можете найти дополнительные образовательные и увлекательные игры и занятия для детей с аутизмом в книжных магазинах и магазинах игрушек, а также в сети Интернет. Приведем несколько примеров отличных наборов для игр, которые популярны в США:

  • «О лицах», или About Faces : помогает детям в изучении выражений лица и эмоций, связанных с ними, и содержит ряд разноцветных карточек, демонстрирующих базовые эмоции. Цена игры составляет около 12 дол. США.
  • Emotto : игра на сопоставление, которая помогает ребенку научиться различать выражения лица на игровом поле, изображая их и находя им соответствия на фишках. Игра продается в США за 25 дол.
  • «Давай поговорим», или Let"s Talk : отличная игра для обучения социальным навыкам и навыкам ведения беседы. Предлагает множество различных тем, которые увлекут ребенка и позволят ему поговорить о любимых или новых для него предметах. Цена: 27 дол.США.

Кроме того, можно обратиться к огромному разнообразию логических игр и игр на сопоставление с образцом, таких как конструкторы, сортеры, паззлы, пирамидки, мозаики и т.п.


Подсказки для выбора подходящего вида деятельности для аутичного ребенка

Детей с аутизмом следует занимать такими видами деятельности, которые связаны для них с определенными сложностями, но проходят в веселой и занимательной форме, доставляя им удовольствие. Построение такой деятельности представляет собой довольно непростую задачу. Предлагаем вам принять во внимание следующие нюансы:

Внимательный подбор участников группы. Выбирайте таких детей, которые будут особенно полезны для аутичного ребенка или подростка. Не забывайте постоянно наблюдать за всеми участниками группы и будьте начеку с теми из них, кто может попытаться высмеять или исключить из игры ребенка с аутизмом.
.Перед началом любой деятельности, продумайте все возможные трудности, которые могут возникнуть. Если вам удастся избежать появления некоторых проблем, таких как сенсорная перегрузка , изменения в расписании или социальное перенапряжение, это обеспечит аутичному ребенку удовольствие и полное участие в выбранном вами виде деятельности.
.Обратите внимание на игрушки, которые были специально разработаны для детей с расстройствами аутистического спектра, поскольку они могут помочь в достижении некоторых специфических целей. Это могут быть цели, обозначенные в Индивидуальном Плане Обучения (ИПО) у ребенка, цели, сформулированные родителями или учителями, или же области, над которыми сам ребенок хотел бы поработать.
.Если это возможно, используйте какой-либо особый интерес ребенка, чтобы сохранять его сосредоточение на игре. Например, если ребенок интересуется космосом, придайте вашей деятельности космическую тематику.

Независимо от того, каким видом деятельности вы решили заняться, увлечение ребенка с аутизмом зачастую является сложной задачей для родителей и педагогов. С практикой и большим количеством хороших идей этот вид взаимодействия, в конце концов, перестанет вызывать серьезные затруднения. Помните, что каждая игра, в которую вы играете, помогает ребенку узнать, как объединиться и общаться с окружающими его людьми.

Программа по коррекции аутизма

Природа нарушений психического развития при синдроме раннего детского аутизма подразумевает комплексный подход к его коррекции, одним из важнейших аспектов которой является продолжительная коррекционно-развивающая работа.

Данная программа предназначена для работы с аутичным ребенком в возрасте 5-6 лет.

Цели программы:

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Задачи программы:

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Эффективность программы.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Задачи первого этапа:

  1. установление первичного контакта с аутичным ребенком;
  2. создание свободной мягкой эмоционально-разряженной обстановки на занятии;
  3. преодоление страха общения;
  4. общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти).
  5. постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций;
  6. предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.

Цель первого этапа – вовлечение ребенка в совместную деятельность, ч асто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна.

Игры на первом этапе:
I Если ребенок не входит в деятельность психолога, то психологу необходимо включиться в деятельность ребенка, начать ему подыгрывать (например, 2 психолога играют между собой, привлекая внимание ребенка, он, наблюдая за происходящим, постепенно включается в деятельность). Если этого не происходит, то необходимо подражать той деятельности, которую выбирает для себя ребенок - стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, так как для самого ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.
Допустим, ребенок выполняет стереотипные движения, раскачиваясь на стуле, психолог поначалу лишь наблюдает за его стереотипной игрой. Цель такого наблюдения - постараться вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова и словосочетания в бормотании ребенка во время игры. Такие наблюдения и выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в игре ребенка.
Когда ребенок привыкнет к присутствию психолога, можно начинать осторожно пробовать подключаться к его играм, причем делать это следует тактично и ненавязчиво.

II Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребенком.

Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, предлагается проводить с ним сенсорные игры. Сенсорными условно называются игры, основная цель которых - дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самые разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Вариант такой игры: « Цветная вода»: для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой; ребенок же своей реакцией даст понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает "заказывать" следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (это может произойти через разное количество времени у разных детей, причем подразумевается, что ребенок играет в эту игру не только на занятиях, но может затеять ее в любой момент, призвав на помощь близких, либо самостоятельно, если позволяет уровень развития его бытовых навыков), можно приступать к расширению игры.

III Мыльные пузыри. Необходимо предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его дуть, сформировать сильный выдох, умение направлять струю воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать некоторые меры предосторожности: следить, чтобы ребенок дул, но не втягивал в себя жидкость.
Задачи игры: 1. установление эмоционального контакта с психологом, 2. вызывание доверия к взрослому, 3. получение нового сенсорного ощущения

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

Задачи второго этапа:

  1. включение ребенка в различные виду деятельности, сначала индивидуальные, затем групповые,
  2. формирование эмоционального контакта с психологом,
  3. развитие активности ребенка,
  4. развитие контактности.
  5. помочь ребенку снять накопившееся напряжение,
  6. сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми,
  7. научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

    Используются игры на совместное рисование/совместное конструирование.
    I Игра «Рисуем вместе» (берется большой лист бумаги и каждому по очереди необходимо что-нибудь нарисовать). Задачи игры: 1. включение в общий вид деятельности, 2. преодоление страха общения, 3. получение новой информации о мире, 4. уточнить представления , которые уже есть у ребенка, 5. перенос знаний в реальную жизнь , 6. развить средства коммуникации.
    II Игра «Догонялки» (психолог предлагает детям убегать, догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза). Задачи игры: 1. развитие активности, 2. преодоление страха взгляда глаза в глаза, 3. преодоление страха прикосновений.
    III Игра «Погладь кошку» (психолог вместе с детьми подбирает ласковые слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети гладят игрушку, берут на руки, приживают к себе). Задачи игры: 1. развитие контактности, 2. преодоление боязни новых предметов, 3. расширение словаря (накопление новых эпитетов).
    IV Игры с ватой. Вата - очень нежный и приятный на ощупь материал, может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Нужно помнить о том, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, и когда ребенок затеет игру - предложить ему весь объем материала. Варианты игры: - СНЕГ ИДЕТ (Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: "Снег идет". Hаблюдайте за падением "снега", подуйте на него, чтобы он подольше не падал.)

СНЕЖКИ (Из небольших кусков ваты "лепите снежки" (формируете руками комок), и со словами: "Давай играть в снежки" бросаете друг в друга). Задачи игры: 1. освоение новых тактильных ощущений, 2. помочь ребенку снять накопившееся напряжение.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

Задачи III этапа:

  1. преодоление негативизма,
  2. решение общих задач для достижения цели,
  3. развитие восприятия и воображения,
  4. развитие зрительного и осязательного восприятия.

Игры: 1. «Хоровод» (описание игры в приложении 1).
Задачи игры: 1. преодоление страха тактильных прикосновений, 2. преодоление страха взгляда глаза в глаза.

2. Восприятие «зашумленных» объектов (инструкция: «Что спрятано в этих рисунках?»).
Задачи: 1. формирование активности ребенка, с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

3. Упражнения на развитие пространственной координации. Задачи: 1. усвоение понятий право, лево, назад, вперед и т.п., 2. умение работать в группе.

IV этап программы.
Задачи этапа:

  1. работа по преодолению страхов,
  2. развитие внимания,
  3. развитие памяти,
  4. развитие аналитико-синтетической сферы,
  5. развитие речевого общения,
  6. развитие личностно мотивационной сферы.

Игры IV этапа. 1. «Нарисуй свой страх» (инструкция: «Нарисуй то, что может тебя напугать»). Задачи: 1. визуализация страха, 2. преодоление страха с помощью методики (закопасть, сжечь рисунок)
2. Игры на внимание: 1. Корректурная проба «Девочки», 2. «Найди отличия»
3. Игры на развитие памяти: «Запомни слова».
4. Игра «Моя семья». Задачи: 1. взаимодействие в группе, 2. преодоление страха общения, 3. освоение новых для себя ролей.

V этап программы.
Задачи этапа:

  1. развитие сюжетной игры,
  2. развитие подвижно-ролевой игры,
  3. развитие соревновательных игр.
    Игры на этом этапе: 1) «Самый ловкий». Задачи: 1. развитие активности, 2. работа в группе, 3. развитие соревновательного момента.
    2) «Строим домик». Задачи: 1. совместная деятельность, 2. развитие активности.

VI этап – Заключительный. Целью данного этапа является итоговая диагностика, которая включает в себя диагностику эмоционально-поведенческих особенностей, активности, эмоционального поведения, операций мышления, внимания, памяти, эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

Приложение 1
Игры к III этапу.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия .

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Игры к IV этапу:

Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

игра « Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Приложение 2

Игры к V этапу.

игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998


Данная программа предназначена для работы с аутичным ребенком в возрасте 5-6 лет.

Предварительный просмотр:

Программа по коррекции аутизма

Природа нарушений психического развития при синдроме раннего детского аутизма подразумевает комплексный подход к его коррекции, одним из важнейших аспектов которой является продолжительная коррекционно-развивающая работа.

Данная программа предназначена для работы с аутичным ребенком в возрасте 5-6 лет.

Преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком;
-развитие познавательных навыков;
-смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
-повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
-преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.

Ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
-обучение его простым навыкам контакта;
-обучение ребенка более сложным формам поведения;
-развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
-развитие внимания;
-развитие памяти, мышления.

Реализация коррекционной программы для детей с РДА дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Основные этапы психологической коррекции:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Задачи первого этапа:

  • установление первичного контакта с аутичным ребенком;
  • создание свободной мягкой эмоционально-разряженной обстановки на занятии;
  • преодоление страха общения;
  • общая диагностика (эмоционально-поведенческих реакций, активности ребенка, эмоционального тонуса, эмоциональных проявлений, внимания, памяти).
  • постепенное избавление от накопившихся негативных эмоций;
  • предоставление ребенку возможности пережить как можно больше положительных эмоций.
  • Цель первого этапа – вовлечение ребенка в совместную деятельность, ч асто он сам предлагает ту форму возможного взаимодействия, которая в данный момент для него наиболее комфортна.

    Игры на первом этапе:
    I Если ребенок не входит в деятельность психолога, то психологу необходимо включиться в деятельность ребенка, начать ему подыгрывать (например, 2 психолога играют между собой, привлекая внимание ребенка, он, наблюдая за происходящим, постепенно включается в деятельность). Если этого не происходит, то необходимо подражать той деятельности, которую выбирает для себя ребенок — стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, так как для самого ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен.
    Допустим, ребенок выполняет стереотипные движения, раскачиваясь на стуле, психолог поначалу лишь наблюдает за его стереотипной игрой. Цель такого наблюдения — постараться вникнуть в структуру стереотипной игры: выделить цикл повторяющихся действий; выделить конкретные звукосочетания, слова и словосочетания в бормотании ребенка во время игры. Такие наблюдения и выводы помогут в дальнейшем, подскажут, каким образом можно принять участие в игре ребенка.
    Когда ребенок привыкнет к присутствию психолога, можно начинать осторожно пробовать подключаться к его играм, причем делать это следует тактично и ненавязчиво.

    II Сенсорная игра как возможность установления контакта с аутичным ребенком.

    Чтобы наладить с аутичным ребенком контакт, без которого невозможно проведение коррекционных мероприятий, предлагается проводить с ним сенсорные игры. Сенсорными условно называются игры, основная цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самые разные: зрительные, слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

    Вариант такой игры: « Цветная вода»: для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой; ребенок же своей реакцией даст понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает «заказывать» следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (это может произойти через разное количество времени у разных детей, причем подразумевается, что ребенок играет в эту игру не только на занятиях, но может затеять ее в любой момент, призвав на помощь близких, либо самостоятельно, если позволяет уровень развития его бытовых навыков), можно приступать к расширению игры.

    III Мыльные пузыри. Необходимо предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его дуть, сформировать сильный выдох, умение направлять струю воздуха в нужном направлении. Во время игр с мыльными пузырями следует соблюдать некоторые меры предосторожности: следить, чтобы ребенок дул, но не втягивал в себя жидкость.
    Задачи игры: 1. установление эмоционального контакта с психологом, 2. вызывание доверия к взрослому, 3. получение нового сенсорного ощущения

    Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

    Задачи второго этапа:

  • включение ребенка в различные виду деятельности, сначала индивидуальные, затем групповые,
  • формирование эмоционального контакта с психологом,
  • развитие активности ребенка,
  • развитие контактности.
  • помочь ребенку снять накопившееся напряжение,
  • сгладить проявления аффективных вспышек, сделать их более контролируемыми,
  • научить ребенка выражать эмоции более адекватным способом.

    Используются игры на совместное рисование/совместное конструирование.
    I Игра «Рисуем вместе» (берется большой лист бумаги и каждому по очереди необходимо что-нибудь нарисовать). Задачи игры: 1. включение в общий вид деятельности, 2. преодоление страха общения, 3. получение новой информации о мире, 4. уточнить представления, которые уже есть у ребенка, 5. перенос знаний в реальную жизнь, 6. развить средства коммуникации.
    II Игра «Догонялки» (психолог предлагает детям убегать, догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза). Задачи игры: 1. развитие активности, 2. преодоление страха взгляда глаза в глаза, 3. преодоление страха прикосновений.
    III Игра «Погладь кошку» (психолог вместе с детьми подбирает ласковые слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети гладят игрушку, берут на руки, приживают к себе). Задачи игры: 1. развитие контактности, 2. преодоление боязни новых предметов, 3. расширение словаря (накопление новых эпитетов).
    IV Игры с ватой. Вата — очень нежный и приятный на ощупь материал, может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие. Нужно помнить о том, что ребенок может захотеть трогать ее, рвать, бросать, и когда ребенок затеет игру — предложить ему весь объем материала. Варианты игры: — СНЕГ ИДЕТ (Отщипывайте вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывайте вверх со словами: «Снег идет». Hаблюдайте за падением «снега», подуйте на него, чтобы он подольше не падал.)

    — СНЕЖКИ (Из небольших кусков ваты «лепите снежки» (формируете руками комок), и со словами: «Давай играть в снежки» бросаете друг в друга). Задачи игры: 1. освоение новых тактильных ощущений, 2. помочь ребенку снять накопившееся напряжение.

    На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов.

    Задачи III этапа:

    1. преодоление негативизма,
    2. решение общих задач для достижения цели,
    3. развитие восприятия и воображения,
    4. развитие зрительного и осязательного восприятия.
    5. Игры: 1. «Хоровод» (описание игры в приложении 1).
      Задачи игры: 1. преодоление страха тактильных прикосновений, 2. преодоление страха взгляда глаза в глаза.

      2. Восприятие «зашумленных» объектов (инструкция: «Что спрятано в этих рисунках?»).
      Задачи: 1. формирование активности ребенка, с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

      3. Упражнения на развитие пространственной координации. Задачи: 1. усвоение понятий право, лево, назад, вперед и т.п., 2. умение работать в группе.

      IV этап программы.
      Задачи этапа:

    6. работа по преодолению страхов,
    7. развитие внимания,
    8. развитие памяти,
    9. развитие аналитико-синтетической сферы,
    10. развитие речевого общения,
    11. развитие личностно мотивационной сферы.
    12. Игры IV этапа. 1. «Нарисуй свой страх» (инструкция: «Нарисуй то, что может тебя напугать»). Задачи: 1. визуализация страха, 2. преодоление страха с помощью методики (закопасть, сжечь рисунок)
      2. Игры на внимание: 1. Корректурная проба «Девочки», 2. «Найди отличия»
      3. Игры на развитие памяти: «Запомни слова».
      4. Игра «Моя семья». Задачи: 1. взаимодействие в группе, 2. преодоление страха общения, 3. освоение новых для себя ролей.

      V этап программы.
      Задачи этапа:

    13. развитие сюжетной игры,
    14. развитие подвижно-ролевой игры,
    15. развитие соревновательных игр.
      Игры на этом этапе: 1) «Самый ловкий». Задачи: 1. развитие активности, 2. работа в группе, 3. развитие соревновательного момента.
      2) «Строим домик». Задачи: 1. совместная деятельность, 2. развитие активности.
    16. VI этап – Заключительный. Целью данного этапа является итоговая диагностика, которая включает в себя диагностику эмоционально-поведенческих особенностей, активности, эмоционального поведения, операций мышления, внимания, памяти, эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

      Приложение 1
      Игры к III этапу.

      Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

      Станьте, дети,
      Станьте в круг,
      Станьте в круг,
      Я твой друг
      И ты мой друг,
      Старый добрый друг.

      Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

      Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

      Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

      Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

      Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
      А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
      Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
      Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
      Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
      И легонечко привстанем! Раз, два, три!
      Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
      Повертим над головой!! Раз, два, три!
      И потопаем ногой! Раз, два, три!

      Игры к IV этапу:

      Корректурные пробы. «Девочки».

      Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

      Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

      Графический диктант.
      Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

      Игра «Найди отличия».

      Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

      игра « Моя семья».

      Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

      Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

      Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

      Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

      игра «Строим домик для друзей».

      Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда — нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

      Игра: «Самый ловкий».

      Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.

      1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
      2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М.,1989.
      3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль, 1997.
      4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
      5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.,2003.
      6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.,1998

      Занятия с аутистами дома и в детских группах

      Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии. Поэтому лавная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми.

      Коррекционные занятия с аутистами требуют от родителей и психологов комплексного подхода к проблеме. Аутичному ребенку может быть присуща целая палитра нарушений: эмоциональная отрешенность, двигательные и речевые стереотипии, агрессия и упрямство, сниженная обучаемость на слух и многое другое. Как учесть все и оказать максимальную помощь ребенку с аутизмом?

      В системно-векторной психологии Юрия Бурлана существует методика реабилитации детей с аутизмом с учетом индивидуальности ребенка . Этот научный подход сегодня подтвержден уникальными практическими результатами.

      В этой статье мы рассмотрим, как выстроить комплекс развивающих занятий при аутизме, чтобы терапия была качественной и результативной.

      Цель занятия с аутичным ребенком

      Основная цель коррекционных занятий с ребенком с аутизмом – это устранить последствия той психической травмы, которая привела к развитию заболевания. Для этого в первую очередь нужно определить причины развития аутизма.

      Системно-векторная психология раскрывает, что аутизм возникает исключительно у детей со звуковым вектором. От рождения звуковые дети наделены особыми свойствами психики: погруженность в себя, отсроченный ответ, сосредоточение на своем внутреннем мире. Признаки аутизма такой ребенок получает при травмирующем воздействии на психику через ухо, наиболее чувствительную свою зону.

      Крики и скандалы, громкая музыка, оскорбительные слова губительны для чуткого уха звуковых детей. В результате травмы страдает и сознательная, и чувственная сфера ребенка. Нарушается не только способность обучаться через слух. У ребенка существенно снижается способность к эмоциональному реагированию, эмпатии.

      Поэтому главная задача коррекционных и развивающих занятий при аутизме – восстановить способность ребенка обучаться через слух и помочь ему восстановить эмоциональный контакт с людьми. Для этого очень важно исключить травмирующее влияние громких звуков.

      Однако есть и второстепенные задачи. Звуковой вектор является доминантным, поэтому травма в нем приводит к целому каскаду нарушений в развитии всех остальных векторов, заданных ребенку. Например, ребенок с кожным вектором может иметь тики и навязчивые движения, гиперактивность и «полевое поведение». Ребенок с анальным вектором демонстрирует агрессию и негативизм, отказ от всего нового, ритуальность.

      Коррекционные занятия с детьми аутистами должны решать и такие задачи: помочь ребенку преодолеть сенсорную дезинтеграцию и нивелировать многочисленные патологические симптомы.

      Такая комплексная методика занятий с аутистами, основанная на знаниях по системно-векторной психологии, может быть реализована даже дома, усилиями родителей. Также ее могут взять на вооружение и логопеды, дефектологи и педагоги в детском саду или другом ДОУ, в школе.

      Игры и занятия с аутистами на развитие звукового восприятия

      Восстановить способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках помогают интересные музыкальные занятия с аутистами:

    17. «Высокий-низкий». Поочередно звучат высокие и низкие звуки (на живом инструменте или в записи). Если звук высокий, ребенок поднимает ручки вверх (показывает, как капает дождик). Если звук низкий, ребенок опускает ручки вниз и показывает, как топает мишка.
    18. «Быстро-медленно». Ребенок держит в руках мягкую игрушку или куклу. Поочередно звучит быстрая, танцевальная музыка и медленная, колыбельная. Под медленную музыку укачиваем игрушки, под быструю – показываем, как они танцуют.
    19. «Что шумит». Необходимо несколько негромких инструментов: маракас, колокольчик, деревянные ложки и т. д. Сначала ребенок изучает, как звучит каждый из них. Затем взрослый отворачивается и играет. Задача ребенка – угадать, какой инструмент звучал.
    20. Нередко дети с аутизмом имеют хороший и даже абсолютный музыкальный слух. В таком случае можно приобрести набор из восьми колокольчиков, интонированных согласно звукоряду. Обучаем ребенка различать ноты на слух и выставлять по порядку. Можно использовать различные песенки и потешки про нотки.
    21. Способность ребенка с аутизмом сосредотачиваться на звуках необходимо постепенно переносить в плоскость сознательного восприятия речи. Сделать это можно на различных учебных пособиях. В возрасте 3 лет – 4 лет это может быть «геометрик» – набор для изучения фигур и цвета. Сначала просите ребенка дать квадрат или треугольник. Затем усложните инструкцию: «найди красный треугольник, зеленый квадрат и т. д.».

      Помните, что выбор пособий и в дошкольном возрасте, и в школе должен прежде всего зависеть от реального уровня развития малыша, а не от его физического возраста.

      Игры и занятия для детей с аутизмом: развитие эмоциональной сферы

      Восстановление чувственной сферы ребенка с аутизмом – также одна из основных задач. Родители и специалисты часто наблюдают, что аутичный ребенок плохо распознает эмоции окружающих, может неадекватно на них реагировать.

      Для развития эмоциональной сферы можно применять такие игры для аутистов:

      Игры и потешки на эмоциональное заражение и подражание. Если ребенок говорит, то предпочтительно, чтобы они строились в форме диалога.

      Ребенок: Режем, режем

      Взрослый: Мы капусту

      Ребенок: Солим, солим (все действия сопровождаем движениями пальчиков).

      Арсенал подобных игр очень велик – их можно найти в пособиях для дошкольного возраста, детского сада или другого ДОУ.

      Настольные игры на распознание эмоций. Это могут быть сюжетные картинки на эмоции, к которым прилагаются «смайлики» с различным выражением лица. Ребенок подбирает подходящий «смайлик» к картинке.

      Можно использовать парные картинки, одна из которых характеризует эмоцию, а другая – разрешение ситуации. Например, на одной картинке малыш ушиб коленку и плачет, а в пару ей подходит та, где его лечат и успокаивают. На одной картинке ребенок с букетом – а в пару ей подходит карточка, где отмечают день рождения.

      Интересных детских пособий на эту тему сегодня немало.

      Музыкальные задания, направленные на распознание настроения в музыке. Для начала можно просто подобрать готовую картинку к той музыке, которая звучит. Используйте яркие и узнаваемые музыкальные отрывки. Если ребенок с аутизмом любит рисовать – можно самостоятельно нарисовать картинку, которая выражает музыкальное настроение.

      Системно-векторная психология объясняет: развитие чувственной сферы необходимо каждому ребенку. Однако есть дети, для которых это наиболее значимо – это носители зрительного вектора. Им задана максимальная эмоциональная амплитуда от природы. Если чувственная сфера не развивается адекватно, такой ребенок демонстрирует истерики, множественные страхи, панические приступы.

      Поэтому игры на эмоциональное развитие должны занимать в терапии для такого малыша существенное место.

      Еще один важнейший критерий эмоционального благополучия любого ребенка – это психологическое состояние матери.

      Ощущение защищенности и безопасности малыш получает, только если мама находится в спокойном, сбалансированном состоянии. Без этого успех любой терапии для ребенка с аутизмом всегда остается под вопросом.

      Коррекционные занятия для аутичных детей: учитываем индивидуальную симптоматику

      Каждый малыш наделен своим уникальным набором векторов. Наличие звукового вектора задает общие свойства всем аутистам. Однако, в остальных своих свойствах они могут существенно отличаться друг от друга.

      Например, обладатели кожного вектора – подвижные, гибкие, ловкие. При развитии расстройства аутистического спектра такой ребенок может иметь особые проблемы: двигательную расторможенность, навязчивые движения, «полевое поведение» (подробнее в статье «Двигательные стереотипии и чрезмерная тактильная восприимчивость у ребенка с аутизмом: причины и рекомендации родителям»).

      Поэтому занятия для аутичных детей с кожным вектором должны включать:

    22. Достаточное количество игр на кожную сенсорику. Это работа с песком, водой, пластилином или соленым тестом, крупами и т. д.
    23. Достаточно подвижных игр, например, на моторное подражание. Высидеть долго на одном месте такой малыш не способен.
    24. Полезны массажи и водные процедуры, «сухой бассейн», «сухой дождик» и т. д.
    25. Обладатели анального вектора – наоборот, медлительны и усидчивы. Им нетрудно высидеть достаточно долго над книгами и дидактическими пособиями. Однако, при расстройстве аутистического спектра такой ребенок может обладать сильной заторможенностью, демонстрировать агрессию и негативизм.

      На занятии для аутичных детей с анальным вектором обязательно надо учитывать, что:

    26. Такому малышу требуется больше времени на выполнение любой задачи. Ни в коем случае нельзя торопить или подгонять его, это лишь усугубляет заторможенность.
    27. Все новое – стресс для обладателя анального вектора. Поэтому не следует вводить в занятие сразу несколько новых заданий. Добавляйте их постепенно, по одному, и дайте ребенку время адаптировать изменения.
    28. Если занятие будет проходить по определенному ритуалу, ребенку будет легче с ним справиться. Проявления негативизма существенно снизятся, если сделать предстоящую работу более предсказуемой. Можно решить эту задачу с помощью визуализации: например, все задания лежат на столе в стопочке слева. По мере выполнения – перекладываем их на правый край стола.
    29. Можно использовать наглядный план задания. Например, в виде картинок или карточек, на которых изображены соответствующие действия (занятия музыкой, рисование и т. д.). По мере выполнения выкладываем ряд из карточек.
    30. Отдайте предпочтение «сидячим», настольным играм и заданиям. К подвижным играм обладатели анального вектора не склонны.
    31. Групповые занятия с детьми аутистами

      Все описанные выше игры и задания можно использовать и дома, и в групповых занятиях с аутичными детьми. Основное внимание следует уделять развитию чувственной и сознательной сферы малышей с аутизмом. Дополнительную и существенную помощь окажут сенсорные игры.

      В условиях групповых занятий малышу обязательно должен ассистировать взрослый, предпочтительно мать.

      Однако, следует помнить, что нельзя замыкать развитие ребенка только в формате индивидуальной работы или в группе, где присутствуют только дети с аутизмом. Главная задача – постепенная адаптация ребенка с аутизмом в среду нормотипичных ровесников.

      Реабилитация детей с аутизмом: методика, подтвержденная результатом

      Занятия с аутистом дома и в детском коллективе имеют огромное значение. Совместные усилия родителей, психологов, логопедов и дефектологов приносят позитивные изменения. Однако полная реабилитация возможна, только если:

    32. Мать ребенка точно осознает врожденные психологические особенности малыша. Учитывает их при воспитании и обучении.
    33. Мать ребенка избавляется от собственных психотравм и негативных состояний и способна дать малышу максимальное ощущение защищенности и безопасности.
    34. Такой результат достижим. Вот что говорят об этом люди, которые его получили:

      Подарите малышу шанс на полноценную реабилитацию. Начать можно уже на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

      6 правил общения с ребенком-аутистом: методики милосердия

      Количество людей, родившихся с аутизмом, растет с каждым годом, но готовы ли мы ко встрече с ними? О том, что должен знать каждый из нас, чтобы научиться общаться с такими людьми, мы попросили рассказать Юлию Преснякову – опытного психолога, работающего с детьми-аутистами

      Ольга КОРОТКАЯ

      Количество людей, родившихся с аутизмом, растет с каждым годом, но готовы ли мы ко встрече с ними? О том, что должен знать каждый из нас, чтобы научиться общаться с такими людьми, мы попросили рассказать Юлию Преснякову – опытного психолога, работающего с детьми-аутистами.

      Что самое важное в общении с ребёнком с аутизмом?

      Юлия Преснякова, клинический руководитель проекта «Инклюзия»: Наверное, самое важное – это ровный эмоциональный фон. Мы стараемся все свои фразы и предложения формулировать исключительно в положительном ключе плюс разговариваем очень-очень спокойно и нейтрально.
      Что мы должны знать до начала общения с ребёнком с аутизмом?

      Мы должны точно знать, что мы сейчас в этой ситуации хотим от него. Поставить себе какую-то конкретную цель. Например: «Я хочу, чтобы мы пошли покушали». Когда эта цель есть, дальше мы начинаем думать над тем, каким образом эту информацию можно донести
      Как мы выстраиваем свою речь в общении с ребёнком с аутизмом?

      Мы используем чёткие структурированные фразы, где в первую очередь акцент на том, что именно мы хотим донести до человека, до ребёнка. Например: «Хочешь банан?» или «Садись на стул». Если необходимо, мы подкрепляем слова жестом или, например, какой-то визуальной картинкой.

      Пойдём играть в мячик? Пойдём?
      - Хочешь в мячик играть?

      Не стоит загружать речь множеством дополняющих друг друга слов: «Посмотри, вот давай мы посмотрим с тобой, давай сядем, вот откроем книжечку, а что у нас вот в этой книжечке…» В таком случае речь превращается просто в шум. Она перестаёт быть функциональна. А наша задача, чтобы речь была функциональной и максимально понятной.
      Какие дополнительные средства могут нам помочь в общении с ребёнком с аутизмом?

      Мы можем использовать расписание, помогая ребёнку организовать какую-то деятельность. Можно использовать карточки «Пекс» (система коммуникации посредством специальных карточек), которые позволяют ребёнку выбрать тот предмет, объект или действие, которое он действительно хочет. Можно просто набрать схематические изображения из доступных средств, если есть такая необходимость. У нас всегда в каждом доме можно найти какие-то книги, какие-то журналы, изображения, упаковки из-под объектов, предметов и наладить взаимодействие «по-походному», по-быстрому.
      Как современные технологии могут помочь нам в общении с ребёнком с аутизмом?

      Мы можем использовать, например, такую программу, которая называется «Go-talk», при помощи которой ребёнок может научиться писать о своих желаниях, запросах и о том, что ему необходимо.

      «Ты хочешь пить?» И всё, что делает ребёнок – он выбирает слово «да» из своего словаря и нажимает «готово».
      Что делать, если ребёнок находится в состоянии стресса?

      Одно и то же поведение – ребёнок расстроился, кричит, плачет, оно по-разному закрепляется в зависимости от причины происхождения.

      Ты расстроился. Я понимаю, это так неприятно.

      Итак, мы можем успокоить ребёнка, если действительно от нас здесь ничего не зависит, и он имеет права показывать такую реакцию.

      Мы можем найти источник фрустрации или стресса и убрать его, если это зависит от нас.

      И если это неприемлемое поведение, которое несёт в себе функцию попросить о чём-то или же отказаться от чего-то, то тогда мы эмоционально игнорируем его, предлагая другую возможность просьбы или отказа. И в таком случае, игнорируя нежелательное поведение, мы следим только за тем, чтобы ребёнок не причинил себе вреда.
      www.miloserdie.ru

  • Все мамы желают только здоровья деткам. Но в некоторых семьях рождаются «особенные» ребятишки. Таким малышам нужен отдельный подход и дополнительное внимание. У мам и пап, бабушек и дедушек этих крох возникает вопрос: чем занять ребенка аутиста? Многие упражнения и тренировки зависят от возраста.

    Занятия для ребенка в возрасте до трех лет

    Диагноз аутизм ставится ребенку в возрасте до трех лет. Примерно после 12 месяцев, а в некоторых случаях и раньше, родители замечают, что малыш не такой, как другие ребятишки. Такие детки редко идут на контакт, они стараются не смотреть в глаза. Ребятишки спокойны и погружены в себя, их мало что радует или веселит. Чтобы не допускать дальнейшего торможения в развитии, необходимо заниматься с детками. Начинают упражнения уже в возрасте до трех лет. Вот несколько вариантов развивающих игр.

    • Сенсорные навыки. Возьмите одну коробку и наполните предметами разных размеров. Положите мелкие и крупные детали. Предлагайте ребенку поочередно доставать их и изучать.

    • Покрасьте фасолины в яркие цвета. Замените при желании их орехами в скорлупе, цветными пуговицами или крышечками. Сложите предметы в одну емкость и предложите малышу отобрать одинаковые кучки. Или наоборот из общей кучки пусть дети разложат предметы по цвету.

    • Приобретите или сделайте самостоятельно мыльные пузыри. Научите ребенка их надувать. Такая гимнастика способствует тренировке дыхания и улучшает речевые навыки.

    • Займитесь рисованием. Для этого вам понадобятся пальчиковые краски. Малышу будет интересно обмакивать палец в краску, после чего наносить изображение на лист бумаги. Такие занятия будут способствовать , зрительному восприятию и .

    Занятия для аутичных детей дошкольного возраста

    Если до трех лет некоторые родители еще не подозревают о диагнозе ребенка, то ближе к школе уже выявляются наглядные проблемы. И в этом возрасте нужно проводить занятия с малышом. Упражнения будут помогать крохе вступать в контакты, отличать цвета, учиться выражать свои мысли и строить речь.

    • Займитесь лепкой. Пластилин нравится детишкам не только с проблемами в развитии. Этот материал помогает успокоиться. Из пластилина ребенок может вылепить свои эмоции, рассказать, что его беспокоит. Лепка способствует тренировке мелкой моторики, что очень благоприятно сказывается на развитии речи.
    • Посетите с ребенком-аутистом зоопарк. Таким деткам необходимо наглядно показывать окружающий мир. Недопустимо запирать малыша дома. Это лишь усугубит ситуацию и затормозит развитие. Ребятишкам нужно общаться и познавать мир таким, какой он есть.

    В период дошкольного возраста детвора устанавливает контакты со сверстниками. У ребятишек появляются новые друзья. Однако ребенок с аутизмом в этот период приобретает новые проблемы: насмешки и издевательства. Именно поэтому нужно стараться развивать малыша, знакомить его с окружающим миром. Это поможет ребенку не стать изгоем в обществе.

    Занятия для аутичных детей, находящихся в возрастной категории начальной школы

    Проблемы насмешек и социальной изоляции возникают в период начальной школы. В этом возрасте высказывания одноклассников и знакомых ребятишек могут оказаться очень жесткими. Если вы отдаете ребенка в обычную школу – это хорошо. Такая техника обучения будет способствовать развитию малыша. Но необходимо, чтобы учителя с пониманием относились к особенным деткам. Другим же ребятишкам необходимо разъяснить тактику поведения. Все насмешки и буллинг должны пресекаться.

    • Развивайте большую моторику и зрительную память. Опишите ребенку предмет, находящийся в комнате. Подробно расскажите о его деталях и форме. После этого предложите школьнику найти этот предмет. Если развитие ребенка сильно заторможено, то предложите выбрать верный вариант из двух.
    • Учите аутенка угадывать эмоции. Для этого дайте ребенку чистый лист и ручку. Показывайте свое настроение мимикой. Пусть кроха научится узнавать эмоции и изображать их на бумаге.
    • Устройте танцы. Такое занятие помогает крохе чувствовать ритм. Понимать свою физическую ориентацию. Дети-аутисты в большей своей части любят движения. Начните танцевать первым. Скорее всего, малыш не заставит вас ждать, а сразу составит компанию.

    Занятия для аутичных детей подросткового возраста

    В этом периоде большинство ребятишек направляется в специализированные школы. Там особенные дети учатся познавать мир и принимать его, составлять план своих действий и контролировать эмоции. Приветствуется парное занятие. Специализированные учреждения дают такую возможность. В этих местах ребенок-аутист может найти единомышленников, друзей или просто пообщаться с приветливыми людьми. Этот факт является важным для социального развития отстающих детей.

    • Организуйте парную тренировку. Одному члену команды нужно завязать глаза. Напарник должен руководить действиями. На пути «слепого» установите преграды. Второй член команды говорит о способах преодоления. Упражнение развивает ориентацию в пространстве, логическое мышление и речевые способности.
    • Чтобы помочь детям развивать чувства, проведите следующее занятие. Покажите ребятам сцену из простого фильма. После этого предложите каждому аутенку рассказать об увиденном. Пусть ребенок попытается высказать эмоции, которые были у исполнителей.

    Развитие детей с аутизмом требует от родителей и педагогов больших сил. Наберитесь терпения. С детишками иногда сложно работать. Но наградой за ваши труды станет положительный результат. В некоторых областях дети-аутисты бывают достаточно сообразительными.

    Наталия Кунденок
    Конспект индивидуального занятия с аутичным ребенком 5 лет

    Цели:

    Оборудование: кубики Денеша, «сухой бассейн» с рисом и манной крупой,массажный мячик, мелкая мозаика, трафареты, гуашь.

    Ход занятия:

    1. Приветствие.

    Педагог здоровается с девочкой (не говорящая, добиваясь приветствия от ребенка – жестом.

    2. Кубики Денеша.

    На столе плоскостное изображение «Цветок», «Кошка» из разноцветных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник).

    Инструкция: выложи цветок и кошку цветными кубиками.

    Цель: формировать умение соотносить объемные геометрические фигуры с плоскостным изображением.

    3. Пальчиковая гимнастика.

    Педагог показывает мягкую игрушку кошку, предлагает погладить,

    показать глазки, носик, хвостик. Воспитатель с помощью прищепки на каждую строчку прищипывает пальчик ребенку.

    Кусается сильно

    Котёнок глупыш

    Он думает это

    Не палец, а мышь.

    Но я же играю

    С тобою малыш.

    А будешь кусаться

    Скажу тебе кыш!

    4. Рисование осенних листочков.

    Педагог предлагает ребёнку рассмотреть дерево с засушенными разноцветными листьями. Обращает внимание на цвет листьев (жёлтые, красные).

    Инструкция: обведи трафарет листочка простым карандашом и закрась гуашью.

    Цель: учить обводить по трафарету, формировать умение пользоваться кистью и гуашью, подводить ребенка к самостоятельному выбору заданного цвета (красный, желтый). Самостоятельно закрашивать, не выходя за контур.

    5. Физкультминутка. «Мишка косолапый»

    Цель: формировать умение подражать действиям педагога.

    6. «Сухой бассейн» с рисовой крупой .

    Предлагается сосуд наполненный рисом и спрятанными мелкими игрушками.

    Инструкция: найди игрушки.

    Цель: снятие эмоционального напряжения, формировать умение выполнять словесную инструкцию педагога.

    7. Задание с мелкой мозаикой.

    Инструкция: выложи по образцу цветочки.

    Цель: развитие мелкой моторики, умение работать по образцу,

    закрепить основные цвета.

    8. Пальчиковая гимнастика.

    Цель: учить ребенка чередовать кулак-ладонь.

    Тук-тук- стучим кулачками

    Да-да- бьём в ладоши

    Можно к вам- кулачки

    Рад всегда- ладоши

    9. Прощание.

    Публикации по теме:

    Конспект индивидуально-коррекционного занятия с ребенком-ринолаликом в подготовительной к школе группе детей с ОВЗ Тема: Подготовка речевого аппарата к вызыванию звука [Р]. Автоматизация звука [Ш]. Цель: развитие подвижности мягкого неба и разработка.

    Конспект индивидуального коррекционного занятия для детей с ЗПР 4–5 лет Цели: 1. Развитие мышления. 2. Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти. 3. Исследование внимания. Задачи: 1. Познавательные:.

    Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке» Конспект индивидуального логопедического занятия «В цирке»Тема: Звук «Ш» Этап: Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях Цели: автоматизировать.

    Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [Р]» Учитель-логопед высшей квалификационной категории Чермянина Марина Александровна Автоматизация звука Р (конспект индивидуального занятия).

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ц]. Логопедические задачи: 1. Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику.

    Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш] Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [Ш]Цель: Автоматизировать звук [Ш]. Задачи: Развитие фонематического слуха (восприятия,.

    Конспект индивидуального занятия с ребенком, имеющим нарушение слуха Цель: Развитие речевого дыхания; работа над словесным ударением и слитностью произношения; работа над правильным звукопроизношением; дифференциация.