Воспитание толерантного человека. Воспитание веротерпимости и толерантности

  • 2. Классические концепции воспитания
  • 3. Современные концепции воспитания
  • Системно-функциональная модель педагогической деятельности (по н. М. Таланчуку)
  • Глава 3. Организация воспитательного процесса в школе
  • 1. Динамика воспитательного процесса
  • 2. Виды воспитательного процесса
  • 3. Воспитательная работа.
  • Глава 4. Воспитательные системы и их развитие
  • 1. Что такое воспитательная система?
  • 2. Развитие воспитательной системы школы
  • 3. Методика созданий воспитательной си­стемы школы
  • Глава 5 закономерности и принципы воспитания
  • 1. Закономерности процесса воспитания школьников
  • 2. Принципы воспитания
  • Глава 6 педагогическое взаимодействие в воспитании
  • 1. Сущность и структура взаимодействия
  • 2. Типы взаимодействия
  • Типы взаимодействия
  • 3. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся
  • 4. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей
  • Глава 7 самовоспитание как процесс и результат воспитания
  • 1. Сущность процесса самовоспитания
  • Системно-функциональная модель самовоспитания личности
  • 2. Стимулирование самовоспитания как пе­дагогическая задача
  • 3. Диагностика готовности детей к самовос­питанию
  • Глава 8 содержание воспитания
  • 1. Многоаспектность содержания воспита­ния школьников
  • 2. Развитие сущностных сфер человека
  • 3. Формирование готовности школьников к социальным отношениям
  • Системно-ролевая модель формирования личности (по н. М. Таланчуку)
  • 4. Формирование базовой культуры лич­ности
  • Глава 9 воспитание патриотизма и культуры межнационального общения
  • 1. Патриотическое воспитание молодёжи
  • 2. Воспитание культуры межнационально­го общении
  • 3. Воспитание толерантности и веротерпи­мости
  • 4. Методика воспитания толерантности и культуры межнационального общения
  • Глава 10 методы и приемы воспитания
  • 1. Что такое метод воспитания?
  • 2. Классификации методов воспитания
  • Классификация методов воспитания
  • 3. Приемы воспитания
  • 4. Выбор методов и приемов воспитания
  • Глава 11 коллектив как объект и субъект воспитания
  • 1. Понятие коллектива
  • 2. Реализация воспитательных функций коллектива
  • 3. Развитие детского самоуправления
  • 4. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправ­ления
  • Глава 12 формы воспитания
  • 1. Понятие «форма воспитательной работы»
  • 2. Классификация форм воспитательном роботы
  • 3. Проблема выбора форм
  • 4. Диалоговые формы воспитания
  • Сравнительные характеристики обычных разговоров учителя и учеников и дискуссии
  • 5. Формы коллективной творческой дея­тельности
  • 6. Игра в воспитательном процессе
  • 7. Изучение эффективности и анализ фор­мы воспитательной работы
  • Глава 13 функции и направления деятельности классного руководителя
  • 1. Вариативность классного руководства
  • 2. Функции классного руководителя
  • 3. Направлений деятельности классного ру­ководителя
  • 4. Взаимодействие классного руководите» и семьи ученика
  • 5. Классный руководитель и педагогический коллектив
  • 6. Классный воспитательный час
  • 7. Анализ и планирование работы клас­сного руководителя
  • Раздел плана работы классного руководителя
  • I. Коллективный анализ и целеполагание воспитатель­ной работы с привлечением родителей, учащихся, учите­лей класса.
  • III. Составление предварительного варианта плана ра­боты классного руководителя с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач.
  • IV. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей, организованное классным руководителем.
  • V. Составление плана классного руководителя, конкре­тизация его предварительного варианта, внесение коррек­тивов с учетом материалов коллективного планирования.
  • 1. Воспитательный процесс в сельской школе
  • 2. Организация воспитательной работы
  • 3. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнитель­ного образования детей
  • 4. Воспитание в детских объединениях и организациях
  • Глава 15 взаимодействие школы и семьи в воспитании детей
  • 1. Воспитательные функции семьи
  • 2. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
  • 3. Содержание и формы совместной дея­тельности школы и семьи
  • 4. Формы взаимодействия педагогов и родителей
  • 3. Воспитание толерантности и веротерпи­мости

    Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а ак­тивная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъеди­няет, а то, что объединяет.

    Людям свойственны разные воззрения и интересы (соци­альные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становится осно­вой цивилизованных отношений между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценки ценностей, воз­никновения полярных по своим убеждениям партий, рас­слоения общества.

    Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, об­щества в целом. Она полностью соответствует тем гумани­тарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

    Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть - со своими обычаями, традиция­ми, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую оче­редь - перед своей совестью.

    Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто со­здается негативное отношение к тем или иным группам лю­дей, проявляется агрессивность.

    Толерантность означает уважение, принятие и правиль­ное понимание богатого многообразия наших форм само­выражения и способов проявления человеческой индиви­дуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.

    Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

    Толерантность - реализуемая готовность к осознан­ным личностным действиям, направленным на достиже­ние гуманистических отношений между людьми и группа­ми людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

    Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуа­циях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в от­ношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относится к людям другой веры или националь­ности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о меж­личностной, социальной, национальной толерантности и ве­ротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

    Проявление толерантности, которое равнозначно уваже­нию прав человека, не означает терпимого отношения к со­циальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же пра­во за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению,

    речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также оз­начает, что взгляды одного человека не могут быть навяза­ны другим.

    Толерантность является структурным компонентом лич­ности и затрагивает все сущностные сферы человека.

    Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую обще­ственность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расши­рение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти со­циальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных со­циальных проблем.

    Сегодня решение задачи воспитания толерантности дол­жно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воз­действие на формирование личности ребенка. Педагоги ча­сто сталкиваются с неблагоприятным воздействием сте­реотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.

    Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Они могут быть реализованы в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гумани­стические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

    Основой толерантности является признание права на от­личие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии тради­ций, ценностей и культуры представителей другой нацио­нальности и веры.

    В то же время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

    В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональ­ной толерантности, потому что она проявляется в отноше­ниях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональ­ные отношения с учетом соблюдения интересов и прав вза­имодействующих сторон.

    В словаре «национальная толерантность» трактуется как «специфическая черта национального характера, духа на­родов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ори­ентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отно­шениях». Таким образом, межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической груп­пы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия само­выражения.

    Межнациональная толерантность тесно связана с веро­терпимостью, которую также необходимо воспитывать у мо­лодого поколения. Сегодня часто бесцеремонно в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше государство - светское, ни­какая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной. В другой статье (28-й) гово­рится, что «каждому гарантируется свобода совести веро­исповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо­вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

    Таким образом, ст. 14 запрещает обязательность и го­сударственный характер религии, ст. 28 разрешает ее сво­бодно выбирать и распространять независимо от места жи­тельства или должности человека. Следовательно, это может делать и учитель школы. Тем более что в ст. 29 Конституции говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на про­паганду религиозной нетерпимости или религиозного пре­восходства.

    Однако следует заметить, что не все религиозные объеди­нения заслуживают толерантного отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направ­ленности. Некоторые из них, имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих орга­низаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ. Действительно, подобные обстоятельства усложняют де­ятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у де­тей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профес­сионализма в подходе к данному вопросу в учебной и вне-учебной работе.

    Как в этой связи относиться к преподаванию религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разно­видностей. Ознакомившись со всем культурным достояни­ем, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоз­зренческому подходу.

    Можно предложить в плане воспитания у школьников ве­ротерпимости специальный курс по истории религий народов России, предусмотрев прежде всего изучение религии свое­го народа, затем ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составля­ющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

    Воспитание толерантности и веротерпимости является важнейшим элементом и условием формирования культу­ры межнационального общения.

    Воспитание толерантности начинается в семье. Основная роль в воспитании толерантности принадлежит родителям. Толерантные родители понимают, что их взаимоотношения с ребенком и их отношение к окружающему миру станут частью его мировоззрения и мироощущения. Через свой собственный опыт взрослые знакомят детей с правилами общежития.

    Воспитывая ребенка соответственно своему представлению, родители встречаются с трудностями. Каждый человек проходит цепочку возрастных кризисов. Ему приходится меняться, узнавать что-то новое о мире. Это служит его взрослению и социализации. Переходные процессы развития ребенка накладывают большую ответственность и требуют большого терпения от близких людей.

    Что означает слово толерантность?

    Толерантность – это способность человека позитивно реагировать на окружающие его социальные различия.

    Самая простая модель получения дохода через интернет

    Пошаговый чек-лист по созданию своего дела на продающих консультациях. С помощью этого чек-листа Вы закроете все свои вопросы и узнаете, как быстро и без особых усилий выйти на доход от 50000 рублей в месяц. Скачать чек-лист можно по этой ссылке:

    В обществе не наблюдается единства в понимании толерантности. Мнения людей о том, что такое толерантность и каковы ее границы, расходятся. По одной точке зрения, толерантность – свойство личности, по другой – навыки поведения.

    Не так легко находиться в таких социальных образованиях, как «семья», «школа», «класс», «село», «город», «страна». Объектом нетерпимости в детской среде могут быть национальная, этническая, половая, социальная, религиозная принадлежность, особенности внешнего вида, привычки, увлечения…

    Толерантным отношениям и установкам должна способствовать, прежде всего, атмосфера семьи. Ребенок подражает тому, что видит. В детском возрасте он еще не может отличить добра от зла, хорошего от плохого. Ему еще не ясно, кто он и как он должен вести себя в разных ситуациях. Малыш ищет способы самоутверждения: «меня должны бояться, я должен быть сильным».

    Истинное семейное воспитание заключено в отношении к людям. Этот дар может быть получен в семье с низким, средним и высоким достатком. Независимо от материального положения семья может нести бездну жестокости, унижения, абсолютного цинизма, права силы… Малыш впитывает в один миг неверие в мир, ненависть к людям, отвращение к красоте. В будущем ребенок может стать всяким. У всех разные возможности развития. За хорошее воспитание многие принимают хорошие манеры, хорошие знания, словом, все что угодно, кроме мировоззрения.

    Чувства ребенка не должны быть искаженными. Детское мышление должно согласовываться с чувством сострадания к людям, их проблемам.


    Нельзя забывать, что большую часть зла творят равнодушные родители. Враждебное отношение ребенка к миру возникает от пустоты их души. Задача родителей – проживать вместе с ребенком его жизнь, чтобы наполнить детскую душу хорошим содержанием.

    Взрослые должны дать детям возможность понять свою значимость, свою роль в семье, свою индивидуальность. Ребенок, не познавший родительскую любовь, не раскрывший себя, как личность, не сможет адекватно воспринимать окружающих его людей.

    Именно добрые семейные отношения семьи влияют на формирование толерантности у ребёнка.

    Очень часто родители не проявляют толерантности по отношению к старикам и показывают детям дурной пример. С детства помню своих соседей, которых осуждали мои родители и родственники за единственный неправильный поступок. Этих людей и их детей уважали, восхищались их трудолюбием, отношением к людям, друг к другу… Но однажды у них заболел дедушка. Дочь отказалась от отца, который нуждался в уходе. Дедушку отвезли в дом престарелых, где он и умер.

    Есть восточная семейная притча:

    В одном городе жила большая семья. Старый дедушка доставлял своим детям немало хлопот: перепутывал день с ночью, забывал закрывать калитку, опрокидывал на себя еду… Снохе надоело терпеть старого человека в своем доме, и она предложила мужу посадить выжившего из ума старика в корзину и отнести подальше в лес. Муж пошел за корзиной, а сын говорит ему:

    — «Папа, не забудь принести корзину обратно».

    — «А зачем она тебе?» — спросил отец.

    — «Она мне пригодится, ведь когда-нибудь вы с мамой состаритесь».

    Взрослые люди делят родительское имущество при живых родителях, выживают их из собственных квартир, забывая о кровном родстве и морали. Родительское презрение к людям с ограниченными физическими возможностями, к старикам дети принимают как норму поведения.

    С какого возраста воспитывается толерантность?

    С раннего детства ребенок усваивает некие нормы, заставляющие его поступать хорошо или плохо. Чуть ли не с первых месяцев он разделяет людей на своих и чужих.

    Как формируются морально-нравственные установки, определяющие понятия «свой», «чужой»?

    Трехмесячный малыш явно отдает предпочтение лицам своей национальности и пугается людей с ярко выраженными чертами другой расы. Трехлетние дети, не задумываясь, будут поддерживать только своих, вступать в отношения с теми, кого считают близкими или равными себе, не пытаясь разобраться в ситуации. Из страха они отказываются от игр и общения с незнакомыми и малознакомыми сверстниками.

    В пятилетнем возрасте дети хорошо понимают, кто в данной ситуации является агрессором и жертвой, кого следует пожалеть и поддержать, а кого наказать.


    Младший подросток 7-9 лет способен объяснить свой выбор и предложить свою позицию. Для него важна реакция окружающих, их оценка его поступка, его точки зрения. Он приобретает пока еще субъективный нравственный опыт, учится сотрудничать, проходит социализацию. Его отличает готовность принять чужую позицию, изменить свое первое ошибочное представление о своих одноклассниках, друзьях.

    В 10-11 лет подросток начинает осознавать, что бывают случаи, когда чужой человек нуждается в помощи больше, чем свой.

    Не секрет, что не все люди проявляют сочувствие и справедливое отношение к своим и чужим.

    Маленькие дети руководствуются только чувствами и эмоциями. С возрастом они учатся разбираться в ситуации, обосновывать выбор, контролировать эмоции. Пик прагматизма достигается в юности.

    В зрелые годы и ближе к старости людям свойственна сентиментальность, сочувствие, милосердие.

    Психологические наблюдения

    Психологи утверждают, что человек, который активно помогает близким, никогда не оставит без помощи незнакомых ему людей.

    Выявлено, что в состоянии стресса готовность человека защищать чужого уменьшается.

    Готовность человека помогать другим убывает с увеличением материального достатка, которым он обладает.

    Это нужно знать

    У разных авторов толерантность определяется по-разному: как одобряемое поведение и отказ от навязывания точки зрения одного человека другим людям (Н. Эшфорд), как принятие соглашения о «правилах игры» (Дж. Салливан, Дж. Пьересон, Дж. Маркус), как способ, выражающийся в уважении точки зрения другого человека (Л. Г. Почебут), как определенное качество взаимодействия (М. Мацковский), как особые отношения (С. К. Бондырева).

    Литература предлагает подходы к толерантности как к механизму общения, ценностной ориентации, форме социального взаимодействия, культуре ведения диалога, профессионально-значимом качестве специалистов, работающих с людьми – педагогов, врачей, психологов, политиков, представителей торговли.

    Детский психолог К. Арутюнова предложила разным возрастным детским группам решить сложную дилемму: поезд неминуемо собьет 5 человек, которые оказались на его пути. Однако можно перевести стрелку и тогда пострадает один человек, идущий по рельсам. Детям предстояло выбрать только один из вариантов. Они выбирали в основном второй вариант. Ответы менялись в противоположную сторону с предложенным уточнением: тот один – ваш родственник.

    Дилемма была усложнена: на мосту стоит очень толстый человек. Можно подтолкнуть его, он упадет на рельсы, поезд остановится и пятеро спасутся. В выборе ответа наблюдались колебания в связи с тем, что предлагалось толкнуть человека, а не просто перевести рычаг.

    С изменением ситуации менялось решение дилеммы. У детей было достаточно времени на раздумья. Умение принимать разумные решения приходит с опытом и очень важно передать детям этот опыт.

    Что такое интолерантность?

    К крайним проявлениям интолерантности относятся этническая нетерпимость, терроризм, экстремизм, ксенофобия. Различают открытую интолерантность, которая возникает в управленческих, межконфессиональных отношениях и скрытую интолерантность (гендерная, межэтническая, профессиональная). Политическая же интолерантность выражается как в открытой, так и в скрытой форме.

    В нашей жизни мы сталкиваемся с интолерантностью взрослых по отношению к молодежи, их сленгу, субкультурам, увлечениям, привычкам и манерам… Не всегда проявляется понимание, терпимость и снисходительность к подростковым интересам и странностям. Многое зависит от родительской позиции, их умения противостоять трудностям, умения оценить различные стороны жизни, умения общаться с ребенком.

    • С раннего возраста ребенок должен понимать, что рядом с ним есть дети других национальностей, у которых необычные имена и которые разговаривают на другом языке.
    • Младший школьник должен знать, что люди живут в разных странах и говорят на разных языках. Важно объяснить ему, что не всем людям живется хорошо в своих странах, и они вынуждены покидать родину и менять место жительства. Необходимо учить ребенка быть открытым, уважать достоинства лиц другой национальности, уметь вести конструктивный диалог.
    • Воспитывайте в ребенке тактичное отношение к престарелым людям, к соседям, одноклассникам.
    • Учите уважать разные характеры, темпераменты, манеры поведения, школьные порядки. Не позволяйте детям обижать слабых.
    • Объясните ребенку, почему нельзя использовать в общении обидные клички (связанные с национальностью или физическим недостатком), искать «козла отпущения», решать проблемы с помощью кулаков.
    • Учите детей уважать религиозные взгляды других, взаимодействовать с людьми, имеющими разное мировоззрение, уважать чужие традиции и обычаи. Объясните детям то, что неуважение чужой культуры способствует разобщению и возникновению конфликтов между людьми.

    Толерантное отношение к людям должно стать естественной потребностью современного человека. Нельзя растить детей, отягощенных национальными проблемами, предвзятым отношением к другим. Проблемы толерантности можно было бы избежать, если бы взрослые развивали в себе толерантное отношение к другим и прививали это качество своим детям.

    Уважаемый читатель! Как вы считаете, что может повлиять на снижение уровня интолерантности в нашем обществе? Каким образом необходимо формировать и развивать толерантность в наше время?

    Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному уважению лежит в трех проекциях: 1. апеллировать к симпатическому пониманию, (Г.Г. Шпет), 2. Формирование эмпатии – М.М. Бахтин, путь к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет ведет в свою очередь к со-действию.

    Если человек толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен.

    Воспитание толерантности – это процесс воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. В этой связи, в воспитании толерантности выделяется два понятия: Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

    Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

    Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. оспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого. Однажды в Германии мне довелось общаться и жить в доме человека, который проявил огромную доброту, бескорыстие, но когда я неверно воспользовалась водой в душе, очень тактично и тонко поправил ошибку. Эта ситуация запомнилась, но оставила в недоумении. Дождавшись удобного момента, я задала вопрос о том, почему ему приходится экономить воду, будучи столь богатым человеком? Он ответил очень ясно и убежденно, что запасы пресной воды на планете ограничены и если каждый из нас не будет заниматься самоограничением, это скажется на качестве жизни других людей. «Ведь кому-то может не хватить, если я что-то использую чрезмерно». Думаю, что он преподал хороший урок. Во всяком случае, хочу сказать, что размышляя над этим, я все больше начинала понимать, что значит стимулировать процесс осознания, дав образец собственного поведения. Признаться честно, по возвращении из Франкфурта я долго следила за собой, боясь бросить бумажку в неположенном месте, оставить непогашенным свет, вовремя отремонтировать кран, чтобы вода не расходовалась впустую, и т.д. Постепенно кое-что стало получаться автоматически. Сформировалась установка.



    Воспитание толерантности через образцы нравственных поступков

    Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки, пишет Ю.А. Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем… Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением» .

    Сам термин «толерантность» как дозволение, уступка сначала только в вопросе религиозной свободы, как допущение иного появляется в Европе уже во второй половине XVI века, хотя этому предшествовал значительный по времени этап вызревания и осознания феномена толерантности.

    Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность - «...это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира». Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства. Толерантность Р.В. Брислайн рассматривает как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям.

    В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

    Внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

    Внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) - способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия. Основная цель воспитания толерантности: 1.содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей; 2.способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

    Личность формируется под влиянием осознания себя полноценным человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

    Одним из способов достижения толерантных отношений друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

    Подходы к воспитанию толерантности: Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход Деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого человека; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение. Обучение правам человека и воспитание толерантности – процесс взаимосвязанный, т.к. толерантность (терпимость) - это особая ценность прав человека, она утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность вытекает из факта уважения прав других людей. Она вырастает из убеждения, что все свободны иметь собственное мнение, веру, свободны от предрассудков, каждый вправе критиковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике. Она неразрывна с признанием за каждым права на творчество, на культурную самобытность, свободный выбор нравственности, с правом иметь индивидуальный облик, вести собственный образ жизни. Обучение правам человека выполняет важные образовательные и воспитательные функции: философско-культурологическая, которая направлена на преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам; образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, формирование умения творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения и преобразования их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения; психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего «я», системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования; коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами.

    Литература:

    1.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //

    Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

    2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

    3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

    4.Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.

    5. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование, №6, 2001. - с. 152-156.

    Слайд 2

    Единственная настоящая роскошь -

    это роскошь человеческого общения

    Антуан де Сент Экзюпери

    В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно,: страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

    В последние двадцать лет актуальной является надежда на толерантный мир, то есть мир без насилия и жестокости; мир, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Однако возможно ли в современных условиях говорить о толерантности? Особенно, например, по отношению к террористам, убийцам неповинных людей. Ответ один: сегодня, может быть, более, чем когда либо, мир невозможен без толерантности. А что делаем мы для того, чтобы нетерпимости в нашей жизни стало меньше, а уважения больше?

    Сейчас очень много различных программ для педагогов под эгидой «Толерантность» Эти программы направлены на создание среди учащихся атмосферы взаимопонимания,доверия. В школах,воспитание толерантного поведения - один из самых важных моментов. Толерантность нужно воспитывать.

    А что же такое толерантность?

    Слайд 3

    Толерантность – понятие достаточно новое, это:
    - ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
    - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

    В стенах нашей школы слово толерантность звучит не часто, но работа ведётся постоянно. Все педагоги школы постоянно постоянно ведут работу по воспитанию в детях способности быть открытыми,относиться друг к другу с пониманием. Мы учим их решать конфликты, споры мирным путём,находя компромиссы. Работу по воспитанию толерантности внедряем в урочную и внеурочную деятельность. Это и классные часы, и психологические тренинги и различные внеклассные мероприятия. Культуре толерантности невозможно научиться в одиночку, поэтому внеклассная деятельность дает возможность учащимся в неформальной обстановке находить компромисс, на практике регулировать и разрешать конфликты в классе, социально саморазвиваться и самообогащать свой толерантный опыт. Все это ведет к гармонизации отношений между детьми, учителем, родителями, так как подготовка к внеклассному мероприятию требует совместных усилий всех участников. Участие детей в коллективном творческом деле по подготовке внеклассного мероприятия позволяет школьникам получать межличностный опыт толерантного общения.

    Задача школы растить не только образованного и культурного человека, но и человека счастливого. А в полной мере таким может быть только тот, кто живет в МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ . Толерантности можно научить. Как этикету, по принципу убеждения что хорошо, а что плохо. Ее можно развивать и укреплять. А можно ВОСПИТАТЬ .

    Слайд 4

    Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров окружающих их взрослых. Необходимо самим относиться к детям толерантно

    Во-первых , не обижать их;

    Во-вторых , выслушивать их мнение и считаться с ними;

    В-третьих , уметь прощать обиды и просить прощения у

    ребенка;

    В-четвертых , уметь договариваться без ссор и

    разрушительных конфликтов;

    В-пятых , нельзя унижать достоинство ребенка;

    В-шестых , не стоит заставлять ребенка с помощью силы

    делать то, что хочется вам.

    Слайд 5

    «Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, – он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно». Лихачев Д.С.

    Слайд 6

      Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

    • Слайд 7

    Я хочу предложить вашему вниманию систему воспитания толерантности:

    Я - МЫ – КЛАСС – ШКОЛА – СЕЛО – СТРАНА – МИР.

    А школа посередине, как мостик, соединяющий мир детства и МИР большой.

    Что вкладывается в понятие «формирование толерантности»:

    · Я-концепция

    · Воспитание нравственное

    · Воспитание эстетическое

    ·Воспитание патриотическое

    Формы осуществления:

    · Уроки толерантности.

    ·Игротренинги

    · Развивающие занятия- (логопед, психолог)

    ·недели доброты и вежливости

    ·Уроки истории (краеведение)

    ·Работа Детской Общественной Организации

    ·Творческие объединения

    · Участие в творческих конкурсах различного уровня

    · Участие в военно-патриотических месячниках

    · Участие в социальных акциях

    · Профилактика детской зависимости

    · …

    И в конце можно поставить многоточие, потому что формы могут быть самыми разнообразными, главное все-таки содержание. Ведь даже самый обычный урок может быть толерантным и наоборот, если это эвристический урок (А как ты думаешь? А как ты считаешь? Давайте подумаем вместе)…

    И так же как любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, с любви к семье, так и воспитание толерантности должно начинаться с воспитания собственного «Я»

    Совершенствование мира надо начинать с себя. Кто я? Какой Я? Зачем Я? Почему Я?

    ·Я – мальчик или девочка

    ·Я – ученик

    · Я – сын или дочь

    · Я – человек

    · Я – гражданин

    · Я – житель планеты Земля

    Если говорить о младшем возрасте, то это, конечно же, воспитание искусством.

    Я умею петь. Я умею танцевать. Я умею рисовать. Я умею сочинять. Я умею декламировать. А главное, я умею слушать. И ВСЕ ЭТО КРАСКА В ОБЩЕМ ОРКЕСТРЕ! И во всем ощущается собственная ценность, а отсюда – эмоциональное здоровье.

    Интеграция общего и дополнительного образования помогает создать целостное образовательное пространство, где ребенок не дробит мир на составные, где он может соприкоснуться со всеми видами искусств сразу. Музыка, движение, поэзия, изобразительное искусство присутствуют рядом с маленькими учениками на уроках математики, чтения, развития речи. Они логично и естественно вплетаются в ткань любого урока. Не последнюю роль в воспитание толерантности играет изучение этикета. Этот момент в образовательных программах несколько недооценивается, но в нашей школе я считаю ведётся большая работа по привитию элементарных норм поведения.

    Ведь ЭТИКЕТ – это и есть древний символ толерантности.

    Слайд 8

    Золотое правило, сформулированное еще в 5 в. до.н.э. «Поступай с другими так, как бы ты хотел чтобы поступали с тобой….» Этикет придуман для того, что бы избегать конфликты –« люди договорились». Речь идет не о светском, а об общегражданском этикете. Он всегда целесообразен. Живи и дай жить другим.

    Коммуникативная толерантность, правила поведения, правила хорошего тона, конструктивный диалог в конфликтных ситуациях: все эти составляющие толерантного поведении и общения находят свое отражение во внеклассных видах деятельности.

    Необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения. Учитывая возрастные особенности школьника, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей.

    Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

    Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 10 - 15 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. ( в нашей школе это большая проблема - т.к. связь с родителями практически только в телеф. режиме)

    Слайд 9

    Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей – это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.

    Семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение.

    Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В нашем случае получается замкнутый круг: мы разрабатываем систему классных часов, бесед,занятий,коллективно-творческих дел, которые воспитывают терпимость по отношению к людям,доброту, уважение к старшим, позволили бы нашим ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами, но единицы наших детей дома живут в нормальном социальном окружении.

    В классе проводятся регулярные беседы о поведении, о дружбе.

    На уроках чтения читаем тексты о дружбе и взаимовыручке, проводим игры на подавление агрессии, обидчивости.

    Слайд 10

    Хочется закончить своё выступление словами Д.С. Лихачева: « Толерантность - это прежде всего общение.

    Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.»

    Слайд 11

    Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, неблагополучные семьи и т.д. Поэтому активизируется процесс поиска эффективных механизмов в воспитании детей в духе толерантности. "Так давайте учиться толерантности в школах и других сообществах, дома и на работе, а самое главное - постигать ее суть умом и сердцем", - призывает Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор.

    Таким образом, актуальность проблемы налицо - ведь сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

    На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание, гуманизм.

    Проблема воспитания и обучения всегда являлась актуальной темой для обсуждения, она и сейчас находится в центре внимания педагогов-новаторов. Педагогика, как и всякая наука, преследует свой идеал - идеал человеческой личности, отраженный в гуманизме. К проблеме гуманизма обращались многие известные педагоги, например, такие как Ж.Ж. Руссо, Песталоцци, Дистервег, Оуэн, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Очень близко к этому идеалу приблизился педагог-гуманист В.А. Сухомлинский.

    В трудах В.А. Сухомлинского четко прослеживается линия гуманных отношений. Он писал: "глубоко ошибаются те, кто видит гуманность в ровном, сдержанном тоне учителя, подкрашивающего при этом свои поучения сиропом доброты. Доброта - это не тон и не специально подобранные слова. Подлинный воспитатель - всегда человек широкого эмоционального диапазона, он глубоко переживает и радость, и огорчение, и тревогу, и возмущение. Если дети чувствуют в этих человеческих страстях своего наставника правдивость - это и есть настоящая доброта".

    Необходимость проявления гуманности как основы личности воспитателя, учителя прослеживается и в работах современных исследователей-педагогов. Вслед за В.А. Сухомлинским мы полагаем, что для полноценного воспитания ребенка недостаточно простого проявления учтивости и сдержанности, учителю нужно проникнуть в самую глубь детской психологии, прочувствовать, оценить по достоинству каждый его поступок.

    Знакомясь с трудами В.А. Сухомлинского, мы выявляем, что он критично подходил к системе поощрения и наказания. Педагог считал, что при оценивании учащегося стоит опираться на положительные, сильные стороны его личности. Потому как упор на отрицательных сторонах личности учащегося и следующая за ней отрицательная оценка его интеллектуальных способностей может оказать негативное влияние на формирование и развитие личности, его адаптацию в период вхождения в новую социальную ситуацию развития.

    Для В.А. Сухомлинского идея воспитания толерантности заключается в воспитании способности «... быть терпимым к мелким недостаткам людей, если эти недостатки не представляют собой общественной опасности, а затрагивают лишь... собственные интересы». Он также отмечал: « Если бы мера требовательности каждой личности к другим людям определялась этим мудрым правилом, если бы каждый умел не только требовать, но и не замечать, снисходить, извинять, прощать, жить было бы легче -- и каждому из нас, и обществу в целом. Большая беда в том, что мера требовательности к другим у многих людей совершенно не та, что мера требовательности к себе, -- отсюда столкновения, конфликты, семейные трагедии, «несходство характеров»; отсюда обездоленные дети».

    Итогом анализа идей В.А. Сухомлинского, проникнутых идеей гуманного отношения к личности, могут послужить следующие его слова: "если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… - воспитывайте в детях доброту и терпение".

    Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии. Разрабатывая систему воспитательной работы, где главным направлением является толерантность, мы придерживаемся идеи Сухомлинского и современных принципов, которые помогают нам построить процесс взаимодействия с воспитанниками и их родителями лучше и результативнее. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

    • · отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.
    • · умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
    • · толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
    • · принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам -- национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

    Система классных часов и коллективно-творческих дел, которые мы разрабатываем, воспитывает терпимость по отношению к людям, позволяет ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

    Приведу в качестве примера следующие мероприятия:

    • · Классный час «Что такое толерантность» (4-5 класс). Цель: формирование уважительного отношения к другим людям, признание различий и индивидуальности каждого. На данном занятии обсуждались такие понятия, как мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение. Рассматривали различные ситуации (как бы учащиеся поступили в том, или ином случае). Был просмотрен фрагмент мультфильма «Голубой щенок», после чего ребятам были даны вопросы для обсуждения. Итогом стала творческая работа «Дерево толерантности». Учащиеся на листьях этого дерева написали, что нужно сделать для того, чтобы в школе царила дружная, миролюбивая обстановка.
    • · Классный час в 8 классе «Толерантная и интолерантная личность. Цель: дать понятие толерантной и интолерантной личности, дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности. На данном занятии был дан теоретический материал, на доске были выписаны основные черты толерантности. После чего ребятам было дано задание: выписать из этого списка те качества, которые имеются у них. Потом учитель провел упражнение «Волшебная лавка». В роли товара участвуют качества толерантной личности. Ученик приходит в лавку и просит «продать» ему, например, терпение. Продавец (учитель) выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

    Опасные для человечества явления современного мира: войны, жестокие конфликты, терроризм, вызывающие в обществе страх, заставляют людей задуматься о том, как выжить в ХХI веке. Свои надежды на будущее, на выживание и мирное сосуществование разных народов люди на всей Земле связывают с понятием толерантности.

    Россия как многонациональное, многоэтническое и многокультурное государство всегда пыталась найти продуктивные пути мирного взаимодействия разных социальных групп и создать в обществе атмосферу согласия, равенства и справедливости, атмосферу ненасильственного решения конфликтов.

    В России понималась необходимость воспитания толерантного сознания, т.е. такого сознания, при котором люди не причиняют боли и не наносят ран друг другу только потому, что один отличается от другого, при котором они умеют принимать друг друга такими, как есть.

    Понятие толерантности очень емкое и многозначное.

    В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе, принимать различие политических взглядов как проявление разнообразия в государстве.

    В психологическом смысле толерантность определяется как устойчивость к конфликту, устойчивость к поведенческим отклонениям.

    В культурном плане толерантность есть средство регуляции межкультурного сосуществования, правило общения с культурными ценностями вообще. Принцип толерантности примиряет глобализацию и культурное многообразие современной жизни.

    Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками:

    • - признание иных культур, т.е. признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей;
    • - принятие иных культур, т.е. положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в другой культуре нечто полезное и ценное для себя;
    • - понимание других культур, т.е. умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе». 1

    Вот одна из формул толерантности:

    «Признание + Принятие + Понимание = Толерантность»

    Признание - это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от остальных.

    Принятие - это положительное отношение к таким отличиям.

    Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его». 2

    В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, дано понятие толерантности:

    «Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии». 3

    Специалисты отмечают, что формирование толерантного сознания человека нужно начинать как можно раньше. Так, итальянский писатель, философ, эссеист Умберто Эко писал:

    «Интеллигенты не могут бороться против дикарской нетерпимости, потому что перед лицом чистой животности без мыслей мысль оказывается безоружной. И все же именно тут наша работа. Приучать к терпимости людей взрослых, которые стреляют друг в друга по этническим и религиозным причинам, - только терять время. Время упущено. Это значит, что с дикарской нетерпимостью надо бороться у самых ее основ, неуклонными усилиями воспитания, начиная с самого нежного детства». 4

    Как противостоять нетерпимости? Каковы основные условия, которые способствуют развитию толерантного общества?

    1. Законодательная база.

    Законодательная база каждой страны должна применяться целях зашиты прав человека.

    2. Образовательный уровень.

    Корни нетерпимости часто уходят в невежество и страх: страх перед неизвестным, другими культурами, нациями, религиями. Необходимо прилагать большие усилия при обучении детей отношению к иному образу жизни. Попытки привития толерантности будут успешными, если они станут повсеместными: дома, в школе, на работе, при проведении досуга.

    3. Доступ к информации

    Необходимо развитие свободы средств массовой информации, чтобы общественность самостоятельно могла отделять домыслы от фактов.

    4. Личное осознание проблемы

    Каждый из нас должен задаться вопросом: толерантен ли я? Не вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли тех, кто на меня не похож? Не виню ли их в своих бедах?

    Президент страны и многие политические деятели признают национальную и религиозную нетерпимость одной из проблем современной России. Валентина Матвиенко в одном из выступлений, в частности, сказала: «Если человечество хочет выжить, оно обречено на толерантность». Многие партии, в своей политической программе выдвигают борьбу против национальной и религиозной розни как одну из целей своей деятельности. Официальные представители и руководители традиционных для России религиозных конфессий (православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм) признают необходимость борьбы за толерантность.

    толерантность воспитание гуманный сухомлинский

    Совместное проживание многих народов с разными культурными основаниями в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, вероисповеданий, укладов жизни.

    По данным Центра анализа конфликтных ситуаций США, в русскоязычной части Интернета существует более 900 сайтов, пропагандирующих агрессию и насилие. Федерация Интернет - образования в сентябре 2003 года начала проект «Интернет и толерантность». На форумах «сайтов ненависти» участники проекта вступали в полемику с их посетителями, убеждали их отказаться от своих идей. Устроители форумов не были готовы к тому, что их установки вызовут такое активное неприятие. Какое-то время в ответах была пауза, затем эти сайты закрывались.

    Совместное проживание многих народов с разными культурами в едином пространстве современного города возможно лишь при создании единого культурного языка, новых форм общения, основанных на взаимном уважении людей разных национальностей, религиозных конфессий, укладов жизни.

    «Сколь бы ни было цивилизовано общество, проблемы межнационального общения на бытовом уровне будут возникать еще долго. И уровень культуры этого общества пока определяется не отсутствием этих проблем, а способами их решения» 5 .

    Образование - это процесс непрерывный. Все мы учимся жить в мире, где много вопросов и мало ответов, в мире, где мы сами отвечаем за свои слова и поступки.

    «Ведь прошло то время (ах! если бы навсегда!), когда любой, как попугай, мог отбарабанить: общественное - выше личного…

    Фашизм - очень общественное движение. Сегодня как раз то время, когда сохранение человеческого достоинства, ценности каждой личности, ее уникальности, отстаивание ее прав быть собой, не унижая другого, и есть самая большая гражданская добродетель ».

    Роль образования и культуры в противостоянии конфликтам и взаимной неприязни трудно переоценить. По мнению специалистов, культура является механизмом сдерживания, обуздания нетерпимости.

    В заключение необходимо отметить, что при всей своей моральной убедительности и кажущейся простоте толерантность представляется для современной России чем-то утопическим. Но, безусловно, продолжение исследований в этом направлений должны и могут способствовать стабилизации общества, его переходу от практики насилия к практике ненасилия. Однако это возможно при условии, что толерантность как принцип мирного сосуществования различий соблюдался бы всем обществом, всеми его структурами, на всех его уровнях, а не только в школах.