Что такое нравственное воспитание детей. Теоретические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Однажды во время такого плавания я учил восьмилетнего Метью, как правильно ставить паруса. Я использовал этот шанс, чтобы научить его, как правильно вести себя в определенных жизненных ситуациях: «Метью, твоя жизнь похожа на плавание. В обоих случаях есть свои правила. Мы не можем повлиять на ветер или волны, но мы знаем пункт назначения, нужно правильно установить паруса и двигаться к заданной цели. Если мы попадаем в шторм, мы бросаем якорь и пережидаемого. Если не соблюдать эти простые правила, твоя лодка будет дрейфовать по воле волн, и ветра; такое плавание обычно заканчивается на скалах. Когда мы ставим паруса правильно, наша лодка движется в гармонии с ветром и морем. У тебя есть внутренние силы, которые охраняют, задают правильное направление и являются якорем в трудные времена. Следуя установленным правилам, у тебя будет больше шансов стать счастливым. Когда твои жизненные установки верны, ты будешь чувствовать себя в гармонии с самим собой. Ты легче пройдешь по жизни, сделав правильный выбор.

Воспитать нравственного ребенка - значит научить его жить в соответствии с золотым правилом: «Относиться к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие относились к тебе»; научить его сочувствовать, продумывать свои действия перед их выполнением и определять, как последствия поступков повлияют на его судьбу и окружающих. Так закладываются основы нравственности человека.

Воспитать заботливого ребенка. Наши собственные наблюдения, как и результаты многочисленных исследований, показывают, что малыши, воспитываемые по методу «прикрепления», с большей вероятностью станут достойными членами общества.
Самое важное качество, которое отличает этих детей от малышей, воспитанных с помощью других методов, - это повышенная восприимчивость, соучастие. Мы называем это чувствительностью и рассматриваем это качество как основное достоинство. Оно становится базой, на которой формируются положительные черты характера: самообладание, сострадание и честность.
Находясь рядом с внимательным, чутким воспитателем в ранние годы жизни, маленький человек получает ощущение комфорта, благосостояния. Короче говоря, он чувствует, что ему хорошо. Такой стиль воспитания развивает доверие в малыше и в конечном счете чувствительность. Эти качества становятся частью его характера. Он понимает, что помогать другим при необходимости - хорошо. Он способен понять чувства других людей.
Эти черты характера становятся его внутренним кодом поведения. Если ребенок сделает ошибку, его состояние будет нарушено, и он, естественно, постарается восстановить душевное равновесие, исправляя неверный поступок. Его благосостояние нарушено, поэтому он будет стремиться сохранять и восстанавливать свой смысл морального равновесия, когда он ошибся. Ребенок, находящийся в контакте, может делать правильные вещи по отношению к другим, потому что другие сделали правильные вещи для него.
У ребенка, который не находит взаимопонимания, все обстоит по-другому. Вырастая в недружественной атмосфере, он сам становится нечувствительным. У него нет внутренней системы, поэтому его действия часто нелогичны и противоестественны. Он становится морально нестойким.
Есть одно, но очень важное различие между этими группами детей. Оно состоит в том, что первые способны чувствовать раскаяние, сочувствие и соучастие. Вторые - безучастны, они не могут и не хотят отвечать за свое поведение.
Группа пятилетних детей играет, и один из детей падает, очищает колено и начинает плакать. Ребенок, воспитанный в атмосфере взаимопонимания, посочувствует: «Мне жаль, что ты ушибся» и постарается его успокоить. Ребенок, не находящийся в контакте, может сказать: «Плакса».

Нравственная связь. Родителям, находящимся в тесном душевном контакте с ребенком, проще воспитывать нравственные качества, обучать основам поведения в обществе, формировать ответственность за свои поступки. Внимательно следящий за развитием ребенка родитель объяснит, что требуется от малыша и как правильно поступить в определенной ситуации. Ребенок доверяет родителям, поэтому все, что они говорят, для него истина. Если отец говорит, что драться нехорошо, значит, это именно так.

В первые шесть лет жизни ребенок бесспорно принимает все модели поведения, предложенные родителями. Каждый день ребенок получает уроки нравственности и морали. Например, сын берет мяч своего друга. Ваша реакция: «Крис грустит, потому что ты взял его любимый мяч» или «Как бы ты чувствовал себя, если бы Крис взял твой мяч?»
Первоначально ребенок оценивает свои поступки по тому, как вы оцениваете их или какова ваша реакция. К пяти годам ребенок начинает усваивать определенные ценности: что является правильным для вас, становится эталоном для него. Ваши ценности, добродетельные, положительные качества становятся частью ребенка. В возрасте от семи до десяти лет ребенок начинает рассуждать. Теперь ребенок начинает действовать правильно, потому что именно так он думает. К семи годам большинство детей вырабатывает свою концепцию «что такое хорошо, что такое плохо».
Если чувствительность, забота, вежливость и сочувствие являются обычным явлением в доме, где живет ребенок, эти качества становятся частью его характера, и он действует согласно им. Что принимают всерьез его родители, ребенок тоже принимает всерьез. Он верит, что его родители не могут ошибаться, он воспринимает их ценности как часть своих. В дальнейшем ребенок соприкасается с детьми, воспитанными по другим «нормам», выросшими в других, возможно, хотя и крепких, семьях, с отдаленными отношениями между родителями и детьми. Вот тогда и проявляется глубина характера ребенка, находящегося в тесном духовном контакте с родителями. Он ведет себя хорошо, потому что у него несколько лет положительного родительского руководства. Ребенок, не имеющий такого опыта, может действовать по принципу: «Я буду делать так, независимо от того, хорошо это или плохо, пока меня не остановят».
Личные моральные ценности кажутся ребенку единственно верными, альтернативные - чужды; они нарушают его чувство душевного покоя.
Морально неустойчивый ребенок развивается не так:"Он - продукт семьи, в которой достоинства не обсуждаются и их не воспитывают; он проводит свое детство подобно судну без руля или якоря. Он дрейфует в море моральной неопределенности, подверженный любым влияниям. Поскольку у него нет системы, которую можно взять за образец, он принимает ценности окружающих или смещает собственную систему ценностей в любом выгодном для него направлении. Он выбирает путь наименьшего сопротивления или тот, который наиболее популярен. Этот ребенок - в опасности, потому что он испытывает недостаток контакта с родителями.

Моделировать поведение. В раннем возрасте дети полностью зависят от своих воспитателей, которые открывают для них мир. Ваша модель поведения автоматически становится стандартом для них, они впитывают все, что происходит вокруг. Они не делают независимых суждений относительно справедливости тех или иных действий, даже если вы совершаете что-то негативное, показывая им дурной пример, допустим, ударив кого-то. Они предполагают, что вы правы в своих действиях и человек, которого вы ударили, заслужил это. Если дети видят и слышат от родителей, что это правильно, они сохраняют такое поведение в своих впечатлительных умах как что-то, достойное подражания.
После шести или семи лет ребенок начинает думать, какие модели поведения достойны подражания, а какие должны быть отвергнуты как недостойные. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы дать как можно больше положительных примеров в дошкольные годы, должны насытить своих детей здоровыми моделями в дошкольные годы, когда дети наиболее впечатлительны.
Здоровое моделирование поведения не подразумевает совершенное воспитание; каждый сердится время от времени. Ваше поведение становится частью поведения ребенка. Вы стараетесь быть образцом для малыша. Но иногда происходят случайные срывы. Ваш ребенок потрясен. Не надо топать ногами в гневе. Лучше сядьте, глубоко вздохните и скажите, что были не правы. Урок, который при этом получает ребенок, состоит в том, что все люди делают ошибки, но они также берут на себя ответственность за их исправление.
Все, что ребенок видит в поведении своих родителей, должно убеждать его, как серьезно мама и папа относятся к своим словам и поступкам. Дети очень чувствительны к лицемерию. Если вы ведете себя иначе, чем учите ребенка, он перестанет воспринимать всерьез родительские нравоучения. Даже тривиальные инциденты оставляют впечатление в детских умах. Ребенок видит знак ограничения скорости до пятидесяти пяти км в час, а у вас на спидометре семьдесят пять. Это запутывает ребенка, пытающегося понять, что правильно или неправильно. Ребенок выберет такую модель поведения в жизни, какую видит ежедневно в своем доме. Вы вдохновляете ребенка следовать родительскому примеру, будь это положительная или отрицательная модель.
Экран, оставленный без вашего контроля, может формировать неправильные модели в сознании ребенка. В некоторых семьях он становится заменителем воспитателей, соседей, преподавателей, старших детей. Когда были большие семьи, близкие люди имели большое значение в жизни ребенка. Конечно, в сегодняшнем подвижном обществе ребенок имеет более широкое разнообразие моделей поведения. Используйте их в своих интересах и насыщайте среду ребенка значительными людьми, которые создают положительные примеры так, чтобы не было места отрицательным поступкам.

Учите вашего ребенка думать нравственно. Используйте доступные формы, обычные события в жизни семьи или окружающих, которые дают возможность говорить о нравственности тех или иных действий. Однажды я увидел, что два восьмилетних ребенка взгромоздились на склоне холма, готовясь бросать шарики с водой в автомобили, проходящие внизу. Я забрал их прежде, чем они начали вредить, и поговорил с одним из мальчиков:

«Джейсон, как ты думаешь, что произойдет с автомобилем, когда твой шар ударится в него?» - спросил я.
«Будут брызги по всей машине», - ответил Джейсон.
«Представь себя на месте водителя. Как ты думаешь, что он почувствует?» -спросил я.
«Я не знаю», - пробормотал Джейсон.
«Ты не думаешь, что это могло бы испугать его?» - упорствовал я.
«Да, может быть», - признал Джейсон.
«Он мог бы так испугаться, что автомобиль вышел бы из-под контроля; он мог бы вылететь на тротуар и сбить маленького ребенка. Разве такое невозможно?» -предположил я.
«Может быть», - признался он.
«Ты чувствовал бы себя довольно плохо, если это случилось, не так ли?» - продолжал я.
«Да, я уверен, что так и было бы», - согласился Джейсон.

Вы можете таким же образом обсуждать персонажей, которых видите по телевизору. Вы обращаете внимание, что ваш десятилетний ребенок смотрит по телевизору сомнительную программу. Сядьте рядом с ним и спокойным, неосуждающим тоном спросите: «Ты думаешь, что эти люди поступают правильно?» Поощрите, обсуждение текущих событий: обсудите общественных деятелей, газетные заголовки, социальные проблемы. Научите детей выражать свое мнение. Поощряйте живые семейные дебаты. Уважайте их точку зрения, даже если вы с ними не согласны. Исследования показывают, что дети, которые вырастают в семьях, где поощряется открытое обсуждение, наиболее вероятно будут думать, как «нравственно зрелые» самостоятельные люди. Калифорнийское изучение тысячи студентов колледжа показало зависимость между способностью и уровнем рассуждения на темы морали и предыдущего воспитания. Студенты с высокими моральными качествами росли в семьях, в которых поощряли открытое обсуждение спорных тем. Примеры других студентов показали, что родители им многое разрешали и не требовали послушания, незаслуженно хвалили их и в результате вырастили детей, которые думали только о собственном удовлетворении. Другая крайность - родители, державшие детей под строгим контролем, вырастили приспособленцев, которые не могли думать о себе. Отсюда следует, что семьи, в которых детям предоставлялся голос при принятии решения, вырастили подростков, которые были способны рассуждать нравственно. Научить детей иметь собственное мнение - важная воспитательная задача родителей.
Позвольте вашему ребенку слышать, что вы думаете по поводу справедливости тех или иных действий. Вы с ребенком - в магазине, и кассир дает вам лишнюю сдачу. Вы обращаете внимание на ошибку и вместе с ребенком говорите: «О, нам дали лишнюю сдачу». «
А затем полезно прокомментировать свои действия вслух: «Эти дополнительные деньги не принадлежат нам. Было бы неправильно взять их. В конце дня кассира могут оштрафовать за ошибку, и я бы плохо себя чувствовал, если бы взял эти деньги...» Ребенок может возразить: «Но папа, все так делают». Вы отвечаете: «Разве тот, кто так поступает, прав? Как бы ты чувствовал себя, если бы взял деньги, которые тебе не принадлежат?» Затем добавляете: «Я чувствую себя хорошо, когда поступаю правильно, поэтому я вернул деньги».
Знайте, что ребенок думает нравственно на каждой стадии развития. Когда случаются ситуации, которые требуют морального нравственного решения, вовлекайте ребенка в них. Однажды наша десятилетняя дочь Эрин увидела бездомного человека. Она сказала: «Папа, мы можем остановиться и дать ему немного денег?» Я предложил: «Может быть, стоит помочь найти ему работу». Однако Эрин настаивала. Мы остановились у ближайшего магазина и купили еды для этого человека.
Уроки нравственности важны для ребенка, чтобы в будущем он мог делать правильный выбор. Если ребенок неуравновешен, испытывает недостаток внимания, он будет часто думать, в первую очередь, о двоем собственном благополучии и выбирать самый простой маршрут. Если ребенку свойственно сочувствие, он сделает выбор, результат которого позволит ему стать еще лучше и более заботливым.

Знайте друзей ваших детей. Родители, настоятельно рекомендуем знать друзей вашего ребенка, потому что некоторые из них могут оказывать отрицательное влияние на него.
Однажды мы были свидетелями такой сцены. Девятилетний Метью играл с восьмилетним Билли. Билли пытался шантажировать Метью, заставляя его сделать что-то. Он пригрозил, что не пригласит Метью на день рождения, если он не сделает этого. Метью, очень чувствительный и принципиальный ребенок, был явно обеспокоен. Мы использовали возможность для разговора с обоими детьми. Мы объяснили Билли, что Детям не следует так обращаться друг с другом. Мы также спросили Метью, что он чувствовал, когда друг его шантажировал. При желании и терпении вы можете всегда получить положительный результат даже из отрицательных ситуаций. Такие уроки необходимы, они учат детей житейской мудрости больше, чем обычные нравоучения.

Отправьте ребенка в школу нравственно подготовленным. Прививайте ребенку моральные ценности постоянно, подкрепляйте конкретными примерами, пока у вас есть влияние на него. Вы хотите, чтобы ребенок делал то, что правильно, а не только то, что является целесообразным в данной ситуации. Чтобы так было, он должен действовать, исходя из внутреннего убеждения, сформированного на протяжении многих лет.
Дети в возрасте от шести до десяти лет находятся под огромным влиянием своих сверстников. Если у ребенка не сформировалась собственная внутренняя система управления, подскажите ему, какой выбор сделать, иначе он легко станет жертвой неразумного сверстника. Дети, выросшие в доме, где преобладает сильная система руководства, часто становятся лидерами среди сверстников, вырабатывают собственный жизненный курс, не плывут по течению, а живут в согласии со своими принципами.
Чтобы обучить ребенка отличать правильное от неправильного, нужно проявлять много терпения и такта, общаясь с ним. Сила или страх здесь неуместны: «Если я поймаю тебя на воровстве, я буду бить ремнем еще сильнее», - кричал отец, намеревавшийся объяснить ребенку различие между правильным и неправильным поведением с помощью силы и страха. Этот ребенок, вероятнее всего, потратит много сил для выбора своей позиции.
Семья - мини-общество, где ребенок изучает, как жить с другими и уважать власть. Дети, которые действуют, руководствуясь внутренними ценностями, а не из опасения наказания, чувствуют себя в жизни уверенно. У них ясное представление о власти: они уважают власть, но не принимают моральные ценности других безоговорочно. Если законы не отвечают интересам людей, они. становятся лидерами по свержению законодателей и выбору новых. Воспитание нравственных, морально устойчивых детей - первый шаг к созданию гуманного общества.

Стадии нравственного роста ребенка

Дети проходят стадии духовного развития, которое, в отличие от физического роста, невозможно без постоянной помощи родителей. Чтобы ребенок мог развиться в нравственно устойчивого человека, ему необходимо дать твердую основу на каждой стадии.
Стадия 1 - младенчество. После девяти месяцев внутриутробного развития, ребенок входит в мир, ожидая, что забота о нем продолжится. Никогда не испытывавший голода, ребенок протестует против него криком. На каждое требование он получает внимательный чувствительный отклик. Пребывание на руках, у груди он считает наилучшим положением. Младенец чувствует себя центром Вселенной, в нем развиваются чувства, которые становятся его «нормой».
Стадия 2 - ползунковый возраст. К восемнадцати месяцам малыши узнают, что вместе с ними этот мир населяют другие люди. У них также есть свои потребности и права. Дом, в котором ребенок живет, имеет свои «правила», и он должен изучить их, чтобы жить в нем. Это расстраивает его в некоторой степени.
Ребенок еще не может определить, что «правильно» или «неправильно»; он поступает так, как говорят ему родители. Часто это приводит к конфликтам, если не отвечает его внутренним понятиям. Ребенок еще не может понять, что он травмирует кого-то, когда дерется. Поэтому родители ему говорят: «Бить других нельзя», и за это его наказывают. Если родители правильно прививают стандарты поведения, которые требуются обществом, малыш узнает, что повиновение взрослым - норма.
Стадия 3 - дошкольники (от трех до семи лет). Главный поворотный момент в нравственном развитии происходит именно в этот"период, так как ребенок начинает усваивать семейные ценности. То, что является важным для родителей, становится важным для него. Шестилетний ребенок может говорить другу: «В нашей семье мы делаем...» Семейные нормы становятся ценными правилами для ребенка. Эти нормы закрепляются в сознании ребенка постоянным напоминанием родителями. В заключительной части этой стадии дети начинают понимать концепцию «золотого правила». Они внимательно следят, какое влияние оказывают их действия на других людей, которые тоже имеют права и точки зрения. Учатся быть внимательными к окружающим. Дети от трех до семи лет считают, что более мудрые люди принимают всю ответственность за них.
Стадия 4 - от семи к десяти годам. Дети задаются вопросом: безошибочны ли поступки и действия их родителей или преподавателей. Возможно, что люди, несущие ответственность за них, знают не все. Дети испытывают больше уважения к тем взрослым, которые справедливы к ним и несут ответственность. Власть не угрожает ребенку, но она необходима для социального бытия. Дети верят, что ани должны слушаться родителей. И дети школьного возраста полагают, что если они нарушают правила, их поведение будет исправлено. Это сильное руководство «должен делать» и «не должен делать» дисциплинирует детей.
Дети в возрасте от семи до десяти лет владеют сильным чувством справедливости, понимают необходимость правил и сами хотят участвовать в создании правил. Они начинают понимать, что у них возможно собственное мнение, пытаются разобраться, какие качества наиболее полезны для них. Родители могут использовать это чувство справедливости в качестве руководства детьми, без ущемления их прав: «Да, я отпущу тебя в парк с друзьями, если ты согласишься помочь мне с работой по дому». Эти переговоры имеют смысл для ребенка.
Стадия 5 - десятилетние дети и подростки. В этом возрасте дети стремятся быть популярными. Они легко поддаются влиянию сверстников и перенимают их ценности. Поскольку они продолжают выбирать, какие ценности станут их частью, а какие будут отброшены, они могут колебаться и проверять различные системы ценностей, чтобы определить наиболее подходящую для себя. Подростки склонны к абстрактным рассуждениям о нравственных ценностях и начинают проявлять интерес к обществу. Теперь родители становятся для детей скорее советчиками, чем авторитетными руководителями.
От младенчества до подросткового возраста развитие морали проходит этапы от «Я» («Это правильно, потому что мне кажется это правильным») через «Мы» («Это правильно, потому что мы делаем так в нашей семье») к абстрактным рассуждениям о морали («Это правильно, потому что должно быть правильно»).

Плохие впечатления
Мы считаем, что моделирование поведения оказывает сильное влияние на детей. Родители должны понять, что отрицательные поступки, показанные по телевизору, ребенку легче копировать, чем положительные. Положительным поступкам трудно подражать, потому что они требуют зрелости и самообладания. Эти примеры должны часто повторяться, чтобы оставить след в сознании ребенка. Родители не должны обманывать себя и успокаиваться тем, что их ребенок видел только «немного» сцен убийства по телевидению или пошел смотреть фильм, в котором есть «только несколько» кадров насилия. Однако вы не можете управлять каждым шагом ребенка. Чтобы противодействовать отрицательным влияниям, которые закрадываются в его сознание, старайтесь обогащать его жизнь примерами положительного поведения. Развитое сознание ребенка похоже на гигантскую видеотеку. Оно сохраняет для последующего поиска все, что происходит вокруг. Если ребенок неоднократно является свидетелем какого-либо события, он получает больше места на «полке в библиотеке» его сознания. Так, спустя годы, оказавшись в подобных обстоятельствах, например при споре за подругу с товарищем, подросток немедленно воспроизводит подобную сцену, запечатленную его сознанием: он стреляет в человека, который претендует на его подругу. Интересно, что преступники, совершившие.противоправные действия, утверждают, что они были подсознательно уже запрограммированы на такой поступок.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Тема: НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Введение

    Средства нравственного воспитания

    Методы нравственного воспитания и их характеристики

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации: СМИ, школа, детский сад, кино, Интернет - все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания собственного малыша.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства - постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий.

Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание - активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление - процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений, и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно-практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности.

Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному, обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления Собственным поведением.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в коллективе. Ему необходимо путем педагогической организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности. Нравственное воспитание - активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно - процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самопреодоления и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно-ценных свойствах и качествах личности; проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества.

Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужны недюжинная воля и самообладание.

    Сущность нравственного воспитания и его механизм

Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

В младшем возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче. Нравственное воспитание дошкольников определяется тем, что в этот период малыш усваивает язык эмоций и чувств, он овладевает принятыми в обществе формами выражения своих переживаний при помощи всевозможных вербальных и невербальных средств. В то же время ребенок научается сдерживать себя в проявлении своих чувств слишком бурно или резко. В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, научается облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.

Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения.

Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок формирует самые первые моральные оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом.

Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей - развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей - ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор.

    Задачи нравственного воспитания

В современной дошкольной педагогике нравственность определяется как «личные интеллектуально-эмоциональные убеждения, вырабатываемые самостоятельно, определяющие направленность личности, духовный обмен, образ жизни, поведение человека». Нравственное воспитание в известной степени объединяется с социализацией личности дошкольника, а механизм формирования нравственных качеств включает в себя знания, представления о морали, мотивацию поведения, отношения с взрослыми и сверстниками, эмоциональные переживания, поступки, поведение. Причем отличительной чертой работы данного механизма будет незаменяемость его компонентов, отсутствие компенсаторности, обязательность каждого компонента, последовательность формирования нравственных качеств ребенка в зависимости от его возраста.

Статья.Особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Нравственное воспитание - это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение, нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

Важно подчеркнуть, что нравственное воспитание закладывается у ребенка в семье. В семье формируются все нравственные качества: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость и другие. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей.

Поэтому успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут.

Р.С. Буре подчеркивала, что умение детей в случаях затруднения или конфликта, самостоятельно найти правильную форму поведения, соответствующую нормам культурных, доброжелательных взаимоотношений, является безусловным показателем их воспитанности. Но такой результат не приходит сам собой; далеко не все дети способны в критические моменты проявлять сочувствие сверстнику, желание помочь, уступить, отказавшись от своих намерений, особенно если они увлечены собственными занятиями. Невнимание взрослого к этой стороне взаимоотношений детей способствует формированию у дошкольников негативного стиля поведения: безразличия к «страдающему» ровеснику, эгоистических проявлений.

А.В. Запорожец подчеркивал, что нередко дети поступают вразрез с существующими правилами морали не потому, что они их не знают, а потому, что у них оказываются недостаточно сформированными такие гуманные чувства и отношения, как сочувствие, сопереживание, сострадание, отзывчивость. А ведь они нужны не только взрослому, но и ребенку при вступлении в детский коллектив, найти друзей, получить их поддержку.

Формирование гуманных чувств и отношений - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции. Недооценка важности воспитания нравственных качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

Еще Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игр, в которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя, в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством нравственного воспитания.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения, в свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать творческие способности каждого ребенка, его активность.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Руководство сюжетно-ролевыми играми - один из самых сложных разделов методики дошкольного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети, и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в творческой игре менее активна, чем на занятиях. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления.

Важнейшее условие успешного руководства сюжетно-ролевыми играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли, и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее.

В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры - это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, больница, поликлиника и т.д.

Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии: врач, медсестра, спасатель, или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок.

Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает.

Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр детей разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные - условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители - самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать.

Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм (“зачем тебе кукла, ты ведь не девочка”), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное белье.

Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка - один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан - это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства -осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога - воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений.

В последние годы ввиду того, что отмечается недостаточно высокий уровень сформированности игровой деятельности у детей дошкольного возраста, ученые Н.Я. Михайленко, Д.В.Менджерицкая предлагают рассматривать руководство сюжетно-ролевой игрой как процесс постепенной передачи дошкольниками усложняющихся способов построения игры.

Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова подчеркивали, что оказывается эффективным средством формирования нравственных качеств в сюжетно-ролевой игре, является совместная игра взрослого с детьми, но по форме совершенно новых сюжетов, а с частичного изменения- «расшатывания» уже известных; постепенно взрослый переводит детей к все более сложным преобразованиям знакомого сюжета, а затем к совместному придумыванию нового. По мере овладения умениями совместно комбинировать разнообразные события, Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова утверждали, что воспитатель может стимулировать детей к соединению творческого построения сюжета с разным ролевым взаимодействием. Полученный в игре со взрослым опыт придумывания многотемных сюжетов, событий, объединяющих разные роли, помогает детям успешнее развертывать самостоятельную совместную игру.

Мы пришли к выводу, что педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, одобряет дружеские отношения в игре, умение находить в товарищах новые положительные качества, формирует навыки самоорганизации в игре.

Обеспечить усвоение норм, регулирующих нравственные отношения и одновременно сохранить творческий, самодеятельный характер игры возможно лишь при правильном педагогическом руководстве, так как происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления, а также положительно изменяется нравственное поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели.

Сюжетно-ролевые отношения, являясь своеобразным материальным этапом, на который моделируется сфера человеческих взаимоотношений, преимущественно определяют развитие у дошкольников умения выделять и лучше познавать те стороны своих взаимоотношений с другими детьми, которые регулируются нравственными нормами. Уровни взаимоотношений в сюжетно-ролевых играх определили А.П.Усова в своих исследованиях:

1. Уровень неорганизованного поведения.

2. Уровень одиночных игр.

3. Уровень игры рядом.

4. Уровень кратковременного общения.

5. Уровень длительного общения.

6. Уровень постоянного взаимодействия.

Таким образом, неоценимо значение сюжетно-ролевой игры для нравственного формирования личности дошкольников. Основой нравственности являются гуманные отношения, а именно: доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость. Гуманные качества представляют собой единство трех компонентов: представлений о нормах гуманности, гуманных чувств (сопереживание, сочувствие, содействие), соответствующих поступков. Суть гуманных качеств и отношений - помощь, поддержка другого. Нравственное воспитание через сюжетно-ролевую игру происходит при выполнении педагогических условий:

1. целенаправленное педагогическое руководство сюжетно-ролевыми играми;

2. взаимодействие педагога с семьей воспитанника по проблеме нравственного воспитания;

3. обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием;

Названные гуманные качества, их представленность в отношениях детей мы исследуем в экспериментальной части работы.

Основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста закладываются в тот период, когда малыши учатся общаться со своими сверстниками, виды их деятельности значительно расширяются, а знания об окружающем мире постоянно пополняются. Если двухлетний ребенок еще не испытывает чувства вины за проступок, то трехлетки уже способны осознавать, что сделали что-то не так. Так как же родителям определить ту грань, когда дошкольники уже готовы к усвоению нравственных норм и их соблюдению? Существует простой тест: попросите ребенка не оборачиваться, пока вы будете за его спиной распаковывать интересную новую игрушку, о чем его следует уведомить. Выдержал? Не обернулся? Если малыш научился управлять своими желаниями и порывами, то вполне готов к тому, чтобы выполнять требования простейших нравственных норм.

Ребенок и родители

Первые представления о хорошем и плохом дети узнают в раннем возрасте из сказок, рассказанных родителями. Понятия добра и зла формируются в игровой ненавязчивой форме. Огромная роль в процессе социализации принадлежит нравственному воспитанию в семье, которое основано на взаимоотношениях ее членов. Ребенок постоянно слышит, что надо уважать старших, делится игрушками с братом или сестрой, не обижать животных, не обманывать. Но самый главный пример – поведение взрослых. Малыш, наблюдающий неучтивость, эгоизм, неуважение родителей друг к другу, просто не может вести себя по-другому. Именно поэтому нравственное воспитание дошкольников невозможно вне семьи.

Воспитание нравственных мотивов

Одной из главных задач нравственного воспитания дошкольников является мотивация к тому, чтобы дети не просто знали о существовании определенных норм, но и хотели их соблюдать. Конечно, заставить – проще всего. Но можно действовать по-другому. Разнообразные методы нравственного воспитания дошкольников сводятся к наградам и поощрениям. Был честным – жди награды, обманул – будь готов к наказанию. Для дошкольников одобрение взрослого человека, а особенно родителя, имеет большое значение. Ребенок старается упрочить и сохранить хорошие отношения с родителями. Именно так и возникает главный мотив, ориентированный на так называемый социальный внешний контроль.

Хорошие результаты демонстрируют игры по нравственному воспитанию дошкольников, которые в веселой форме доносят до них важность соблюдения нравственных норм.

Роль наказания

Особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников не позволяют обходиться без наказаний, которые должны следовать за несоблюдение моральных норм. Грубые слова, физическая боль – методы, которые способны нанести психике ребенка непоправимую травму. Форма и дозировка наказаний всегда индивидуальны, а умение ними пользоваться - это мастерство особое. Главное, чтобы наказание не касалось духовных нитей доверия, которые связывают малыша с родителями. Человеческое достоинство, даже если человечку всего 3-4 года, никогда не должно быть унижено!

Наказание – это только внешний контроль. Когда ребенок вырастет, контроль родителей ослабнет, а со временем вообще исчезнет, поэтому надеяться на «внешнего стража» нельзя. Малыш должен осознавать, что это необходимо, в первую очередь, ему самому. Существующие средства нравственного воспитания дошкольников позволяют выбрать оптимальный для конкретного ребенка вариант мотивации, награды и наказания.

Ситуация, когда воспитание нравственных качеств у дошкольников основана на бескорыстности и создании у ребенка положительного образа самого себя, - отличный повод дать малышу почувствовать собственную значимость. А ведь такой образ неотделим от нравственных поступков.

Личности (в том числе дошкольников) претерпели значительные изменения: от восприятия ребенка как объекта получения и усвоения знаний о нормах морали до обязательности их соблюдения, что имеет осознанную потребность быть нравственным.

В традиционной психологии (отечественной и российской) нравственное воспитание молодого поколения изучался в различных аспектах.

Было проведено исследование нравственной сферы личности; полученные результаты классифицированы и систематизированы, определены категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений.

Весомый вклад в разработку проблемы оказали Л. Божович, Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин, А. Запорожец, А.Леонтьев, С. Рубинштейн и многие другие.

Сейчас проблемы нравственного воспитания дошкольников отражено во многих действующих программах для детсадов.

Определенные в них задачи должны решаться на основе непрерывного психолого-педагогического сопровождения процесса морального становления воспитанника на протяжении всего дошкольного детства интегрированно (поскольку невозможно отделить это образовательное направление от других), систематически (эпизодическая работа не даст желаемых результатов) и базироваться на сотрудничестве и межличностном взаимодействии всех взрослых и детей.

Как организовать работу по воспитанию нравственности ребенка?

Образовательная работа должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы нравственное воспитание доминировало ненавязчиво, без лишнего «морализирования», чтобы оно было доходчивым и убедительным, с соблюдением меры, и пронизывало все моменты детской жизни, поскольку только так можно сформировать действительно нравственную личность.

Период дошкольного детства является особенно важным для освоения норм и правил морального поведения как сензитивний для развития многих сфер личности и формирования ее основ.

Элементарные нравственные представления и чувства, навыки поведения, что их ребенок приобретает отчасти стихийный моральный опыт, должны стать, по определению Л. Выготского, «натуральными» «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать основой развития новых форм, правил и норм поведения.

Специфика нравственного воспитания предопределяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, нормами общественной морали и тому подобное.

В период дошкольного детства чрезвычайно важно развивать эмоции и нравственные чувства малышей, что способствует формированию нравственных качеств личности, побуждает к усвоению определенных норм и правил, развивает соответствующие мотивы поведения и привычки.

Взрослым следует учитывать, что малыши осваивают нравственные явления постепенно. Сначала воспринимают их на эмоциональном уровне («хорошо»-«плохо»), потом медленно осознают причины тех или иных поступков.

Одни дети быстрее постигают глубину моральных ситуаций, обсуждаются, другие — медленнее. Это естественно. То есть моральное развитие предопределяется спецификой психического развития дошкольников.

Должны постоянно заботиться о развитии у воспитанников системы нравственных понятий и представлений о нормах, которые впоследствии они отображают в собственном поведении и отношении к другим.

Важно не злоупотреблять запретами.Установлено: если ребенка воспитывать с помощью многочисленных «нельзя», он растет неспособным к собственной моральной саморегуляции, не способным делать ответственный нравственный выбор, не осознает моральных ценностей и оставаясь без внешнего контроля, не придерживается норм.

Главными принципами, обеспечивающими успех воспитания, является систематичность и последовательность.Эпизодические воздействия результата не дают. В нравственном воспитании также необходим положительный пример, которому дети могут подражать.

Если же поведение взрослых противоречит правилам, в сознании детей утверждаются двойные стандарты: зная, как надо вести себя в определенной ситуации, они нарушают правила, потому что так поступают значимые для них люди. В результате формируется искаженное видение нравственности как таковой.

Только у тех детей, которые находятся в пространстве единых требований, а не двойных стандартов, можно сформировать осознанное отношение к моральным нормам и правилам. Именно нравственность является сложным новообразованием, характеризующим личность как социальное существо, способное жить в обществе и действовать по его нормам. Дошкольникам (особенно младшим) свойственно не признавать собственных нарушений норм морали, а замечать только огрехи других.

Среди позитивных качеств личности они почти не называют морального. Говорят, что добрый человек — красивый, умный, послушный, при этом не упоминают такие черты, как честность, справедливость, ответственность, чуткость, общительность и тому подобное. Моральный портрет остается без внимания, потому что взрослые концентрируются не на том .

Педагоги часто чувствуют себя беспомощными, когда их вроде бы не соответствует их ожиданиям, демонстрируя грубость, наглость, неуважение — выполняя требования взрослых, он не присвоил моральные нормы, не почувствовал потребность соблюдать их.

Как видим, у наших дошкольников по разным причинам возникают пробелы в освоении нравственного опыта.

Родители и педагоги задумываются: как воспитать нравственную личность; как научить детей придерживаться нравственных норм; как объяснять им значение этих норм; когда именно стоит начинать воспитание?

Всех волнует вопрос: в чем заключается искусство воспитания современного ребенка без крика, подзатыльников и наказаний?

Фактически речь идет о проблеме культивирования у малышей нравственных суждений, развития саморегуляции поведения согласно установленным нормам и правилам, которые должны стать их внутренними ориентирами, формирование эмпатийного отношение к окружающим, становление морального сознания и самосознания, нравственных чувств и тому подобное.

Главные цели нравственного воспитания современных дошкольников

  1. Развитие эмоций и нравственных чувств ребенка (от переживаний до высоких чувств) как основы нравственного воспитания.
  2. Формирование положительного отношения к соблюдению моральных норм и негативного — к их нарушениям на основе анализа ситуаций, которые дети наблюдают в жизни, с которыми ежедневно сталкиваются в межличностном общении.
  3. Культивирование у дошкольника стремления к становлению позитивного образа собственного «Я» с присущими ему моральными качествами.
  4. Содействие формированию у ребенка убеждения, что в случае негативного поступка он потеряет статус «доброго»; поддержания правильного морального выбора детей.
  5. Выработка у воспитанников привычки к нравственному поведению, уважению к нормам, которые регулируют их повседневные отношения, — воспитание культуры общения, совместной деятельности.

Специфика нравственного воспитания заключается в том, что его невозможно отделить от других процессов, поскольку это должна быть постоянная и непрерывная работа, вплетенная в общую канву воспитательного взаимодействия взрослых и детей.

В нравственном воспитании важно учитывать возрастные, индивидуальные и специфические особенности развития нынешних дошкольников, связанные с повышенной эмоциональностью, обидчивостью, наблюдательностью, отличающие их от предыдущих поколений. Современные требования личностно ориентированного подхода в воспитании предусматривают формирование «Я-концепции» ребенка.

Актуальным в этом процессе является развитие у дошкольника сознания, эмпатии, саморегуляции поведения, что непосредственно влияет на становление его нравственной сферы.

В нравственном воспитании как целенаправленном двустороннем процессе взаимодействия взрослых и ребенка важным является не знание о нормах и правилах морали и послушное их соблюдения, а сформирована личностная потребность действовать в соответствии с ними, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

Методы и приемы реализации задач нравственного воспитания

  • Наглядные: наблюдения; рассматривание тематических иллюстраций, просмотр репродукций картин (дидактических и живописных), слайд-фильмов, мультипликационных фильмов с последующим обсуждением их содержания; демонстрация позитивных образцов поведения; театрализации.
  • Словесные: этические беседы, рассказы, моральные диалоги, чтение произведений детской художественной литературы взрослыми, разучивание стихов; обсуждение жизненных нравственных ситуаций; ознакомление с народными нравственными обычаями и традициями; прослушивание аудиозаписей; отгадывание загадок; составление детьми рассказов моральной тематики по схемам, иллюстрациям; убеждение в форме разъяснения; внушение; поощрение; наказание.
  • Практически-игровые: дидактические игры нравственной направленности; сюжетно-ролевые и режиссерские игры, игры-соревнования; моделирование сказок; постановка пьес на нравственные темы, решение нравственных задач, проигрывание ситуаций нравственного содержания; приучение, упражнения.

Воспитывать по-новому

Итак, речь идет о новом подходе к использованию методов, давно существующих в практике дошкольного образования, что должно обеспечить принятие детьми моральных норм на эмоционально-личностном и внутренне осознанном уровнях.

Результативность нравственного воспитания определяются соблюдением детьми норм морали вопреки собственной выгоде и интересам без внешнего контроля или принуждения со стороны взрослых, особенно в условиях свободного морального выбора, когда возникает соблазн нарушить их.