Искажение характера у ребенка из неблагополучной семьи. Проблема работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

ребенок неблагополучный семья социальный

Влияние неблагополучных семей на развитие, социализацию и воспитание ребёнка

Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие учёные. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Н.П.Дубинина. Каждый из них в соответствии со своей концепцией давал различные определения процесса социализации. В психологическом словаре даётся следующее определение: «социализация»- это эволюционный процесс, с ориентацией на итог овладения и воссоздания субъектом социального опыта, который сам субъект осуществляет в факторах коммуникации, в индивидуальной деятельности.(41.,стр. 666.).

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. В процессе социализации принимает участие все окружающие индивида: семья, соседи, сверстники, школа средства массовой информации.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок, и с первых лет своей жизни он усваивает номы общежития, человеческих отношений, своей семьи. Став взрослым, ребёнок следует правилам, которые были в семье его родителей.

Семья рассматривается как самая малая первичная ячейка общества, как социальная ячейка. От состояния семьи, на которую влияют все изменения, происходящие в обществе, зависит состояние государства. Видный отечественный социолог А.Г,Харчев даёт следующее определение семьи: «Семья - это малая социальная группа, связанная брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью перед обществом за воспроизводство населения». Данное определение в отечественной науке является практически общепризнанным.

Основная функция семьи - репродуктивное, биологическое воспроизводство населения (А.Г.Харчев). Также выделяют следующие функции семьи:

  • 1. Воспитательная - социализация молодого поколения,
  • 2. Хозяйственно- бытовая - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
  • 3. Экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних;
  • 4. Социального контроля - ответственность членов семьи за поведение его членов в обществе, в различных сферах деятельности, старшего поколения за младшее;
  • 5. Духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;
  • 6. Социально статусная - предоставление членам семьи определённого социального положения в обществе;
  • 7. Досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
  • 8. Эмоциональная - осуществление психологической зашиты каждого члена семьи.
  • 9. Социальная функция семьи состоит в том что она как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности, вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью, укрепляет здоровье детей, развивает их задатки и способности; заботится об образовании, развитии ума, воспитании гражданина; решает их судьбу и будущее; приучает ребёнка трудится, помогает выбрать профессию, готовит к самостоятельной семейной жизни, приучает продолжать традиции своей семьи.

Семья - это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первичная социализация личности.

Для семьи очень важен социальный статус который представляет собой сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с её структурными и функциональными параметрами, характеризует процесс адаптации семьи в обществе.

У семьи может быть по крайней мере четыре статуса:

  • · Социально - экономический;
  • · Социально - психологический;
  • · Социокультурный;
  • · Ситуационно - ролевой.

Социальная адаптация семьи включает в себя следующие компоненты;

Первый - материальное положение. Для оценки материального благосостояния семьи, складывающиеся из денежной и имущественной обеспеченности, используются несколько количественных и качественных критериев: уровень доходов семьи, её жилищные условия, предметное окружение, а также социально - демографические характеристики её членов, что составляет социально - экономический статус семьи;

Второй - психологический климат семьи - представляет собой боле или менее устойчивый эмоциональной настрой, который складывается как результат настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе. В качестве показателей состояния психологического климата выделяются: степень эмоционального комфорта, уровень тревожности, степень взаимного понимания, уважения, поддержки, помощи, сопереживания.

Третий - социокультурная адаптация. Определяя общий уровень культуры семьи, необходимо учитывать уровень образованности её старших членов, поскольку он признан одним из определяющих факторов в воспитании детей, а также непосредственную бытовую и поведенческую культуру членов семьи.

Четвёртый - ситуационно ролевая, которая связана с отношением в семье к ребёнку. В случае конструктивного отношения к ребёнку, высокой культуры и активности семьи в решении его проблем ситуационно ролевой статус семьи высокий, если в отношениях к ребёнку присутствует акцентуация его проблемах, то средний. В случае игнорирования проблем ребёнка и тем более негативного отношения к нему, что, как правило, сочетается с низкой культурой и активностью семьи, ситуационно ролевой статус низкий.

Комплексная типология предусматривает выделение четырёх категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации (от высоко к среднему, низкому и крайне низкому):

Благополучные семьи - успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счёт адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируется к нуждам своего ребёнка и успешно решают задачи его воспитания и развития;

Семьи «группы риска» - характеризуется наличием некоторого отклонения от норм (например неполная или малообеспеченная семья), и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за их состоянием;

Неблагополучные семьи - имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности. Они не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребёнка протекает с большими трудностями, медленно малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога;

Асоциальные семьи - нуждаются в коренных изменениях. В этих семьях родители ведут аморальный, противоречивый образ жизни, жилищно - бытовые условия не отвечают элементарным санитарно - гигиеническим нормам, а воспитанием детей как правило никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также с органами опеки и попечительства.

С учётом всех факторов оказывающих негативное влияние на развитие личности ребёнка, неблагополучные семьи можно разделить на несколько групп, каждая из которых включает несколько разновидностей. Семьи можно условно разделить на функционально состоятельные и функционально несостоятельные («группы риска»). Среди функционально несостоятельных семей, т.е. семей, не справляющихся с воспитанием детей, от 50 до 60 % составляют семьи, характеризующие неблагоприятными-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолога- педагогической культурой, неправильным стилем детско-родительском отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жёстко-авторитарный, педантично-подозоительный, увещевательный, непоследовательный, отстранённо-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.д. Как правило, родители с социально-психологическими и психолого педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребёнка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного или другого конфликта.

Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. Очевидно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, в помощи сотрудников ПДН, участковых милиционеров, представителей правоохранительных органов.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находятся под угрозой. Это так называемые социальные сироты, воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение.

Учитывая острое социальное неблагополучие и криминогенность, которыми характеризуются эти семьи, социальную работу с ними надо осуществлять совместно с сотрудниками ПДН, сконцентрировавшись на таких формах, как социальный патронаж и социально-правовая защита детей.

В конфликтной семье по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимоотношения, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными. скандальными, где повышенные тона, раздражённость становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребёнка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

В работе с конфликтными семьями нужна индивидуальная работа по оздоровлению взаимоотношений супругов, требующая большого такта, мудрости, хорошего знания жизни, профессионализма.

Также наиболее распространёнными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьёзные педагогические просчёты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей.

Педагогически несостоятельные семь прежде всего нуждаются в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми как основных факторов, обусловливающих косвенное десоциализирующее влияние. Эту помощь могут оказать психологи, а также социальные педагоги и опытные учителя, которые хорошо знают индивидуальные особенности детей и подростков, условия их семейного воспитания и имеют достаточную психолого-педагогическую подготовленность.

Неблагополучная семья очень сильно влияет на развитие и воспитание ребёнка. Самым главным в развитии и воспитании является семейное воспитание. Семейное воспитание - это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своём ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Неправильный выбор форм, методов в воспитании ребёнка, как правило приводит к возникновению у ребёнка нездоровых представлений, привычек и потребностей, которые ставят их в ненормальное отношение с обществом. Довольно часто родители ставят перед собой задачу добиться послушания ребёнка. Поэтому нередко даже не пытаются понять ребёнка, а стремятся как можно больше поучать, ругать, читать длиные нотации, забывая о том что нотация-это не живая беседа по душам, а навязывание истин, которые взрослым кажутся бе сспорными, а ребёнком зачастую не воспринимаются и не принимаются, потому что просто не понимаются. Подобны способ воспитания даёт формальное удовлетворение родителями и соверше нно бесполезен для воспитания таким образом детей.

Специфической особенностью семейного воспитания наиболее ярко проявляется в ряде трудностей, с которыми сталкиваются родители, и ошибках, которые они допускают, что не может не сказаться негативным образом на формирование личности их детей. В первую очередь это касается стиля семейного воспитания, выбор которого чаще всего определяется личными взглядами родителей на проблемы развития и личностного становления своих детей.

Стиль воспитания зависит не только от социокультурных правил и норм, представленых в виде национальных традиций в воспитании, но и от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких личностных черт и качеств у детей должны направляться его воспитательные воздействия.

В общем стиль сеиейного воспитания никаким образом не мотивируют ребёнка исправиться, а только подрывают главную цель-помочь ему научиться решать проблемы. Родитель добьётся только того, что ребёнок будет чувствовать себя отверженным. А когда ребёнок испытывает негативные чувства по отношению к себе, он становится замкнутым, не желает общаться с другими, анализировать свои чувства и поведение.

При этом среди неблагоприятных фокторов семейного воспитания отмечают, прежде всего, такие, как неполноя семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье.

Типичные ошибки воспитаниребёнка гораздо труднее исправить чем обнаружить, поскольку педагогические просчёты семейного воспитания в неблагополучных семьях имеет затяжной характер. Особенно трудно поправимы и тяжелы по своим последствиям холодные, отчуждённые, а порою и враждебные отношения родителей и детей, утратившие свою теплоту и взаимопонимание. Взаимное отчуждение, враждебность, беспомощность родителей в таких случаях порою доходит до того, что они сами обращаются за помощью в милицию, комиссию по делам несовершеннолетних, просят, чтобы их сына, дочь отправили в спецпту, в спецшколу. В ряде случаев эта мера, действительно, оказывается оправданной, поскольку дома исчерпаны все средства, и перестройка отношений, не произошедшая своевременно, практически уже становится невозвожной вследстви обострённости конфликтов и взаимной неприязни.

Ошибки семейной педагогики особенно ярко проявляются в системе наказаний и поошрений, практикуемой в семье. В этих вопросах нужна особенная осторожность, осмотрительность, чувство меры, подсказываемые родительской интуицией и любовью. Как чрезмерное попустительство, так и чрезмерная жестокость родителей одинаково опасны в воспитании и развитии ребёнка.

Вообще неблагополучие в семье должно предупреждаться задолго до того как ребёнок попал в поле зрения отрганов профилактики.

Таким образом семья с явной формой неблагополучия является то что они проявляются нескольких сферах жизнедеятельности семьи, или же исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагоприятному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребёнок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей. Вследстви этих неблагоприятных внутрисемейных отношений у ребёнка появляется чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за своё настоящее и будущее.

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С РЕБЕНКОМ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.. 5

1.1. Проблемы работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи в психолого-педагогических исследованиях. 5

1.2 Психологический портрет ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи. 10

1.3 Условия развития личности ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи. 22

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. 30

2.1 Диагностика уровня развития ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи. 30

2.3 Педагогическая технология работы воспитателя с ребенком. 60

2.4 Результаты эмпирического исследования. 74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 82

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 84

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 88

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 90

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 96

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: обусловлена противоречиями между необходимостью благоприятного морально-психологического климата в семье для развития ребенка и его отсутствием в неблагополучных семьях.

Проблема исследования: каковы особенности работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

В последнее время семья и, особенно неблагополучная, становится предметом исследования зарубежных и отечественных ученых. Современная семья находится в кризисном состоянии, которое сопровождается такими процессами, как: падение жизненного уровня, резкое увеличение количества разводов и семейных конфликтов, падение рождаемости, снижение ее педагогического потенциала и возможности формирования полноценной личности будущего члена общества.

Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.

Объект исследования: работа воспитателя с ребенком из неблагополучной семьи

Предмет исследования: особенности работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

Цель исследования: выявить психолого-педагогические условия эффективности работы воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

1. Провести анализ литературы по проблеме исследования

2. Составить психологический портрет личности ребенка старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

3. Подобрать и апробировать содержание занятий с детьми старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи

Гипотеза: Работа воспитателя с ребенком старшего дошкольного возраста из неблагополучной семьи будет эффективной при выполнение следующих условий

Детей из неблагополучных семей относят к категории детей «группы риска». Отечественные и зарубежные ученые отмечают широкий аспект проблем детей «группы риска» разного возраста и разного социального статуса. Неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка

Родители-алкоголики не в состоянии создать для ребенка необходимые условия для полноценного развития. Нарушения в эмоциональной, личностной сфере, нарушения поведения накладывают свой отпечаток на дальнейшее развитие полноценных взаимоотношений ребенка в обществе.

В семье, где есть больной алкоголизмом, все ее члены находятся в постоянном стрессе. Ребенок в такой семье, как правило, никому не нужен, предоставлен сам себе. Дети учатся скрывать свои эмоции, держать все в себе, ничего не рассказывать родителям. Все это тяжелейшим грузом ложится на детские плечи и сопровождает всю его дальнейшую жизнь. Дошкольники из алкогольных семей из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, испытывая различные негативные переживания, входят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не могут адаптироваться в группе сверстников и испытывают большие трудности в общении.

В психологической литературе довольно широко представлены результаты исследований, посвященные эмоциональной сфере дошкольников. Однако недостаточно изучена проблема нарушения и коррекции эмоций у детей дошкольного возраста из неблагополучных семей. Эти дети нуждаются в специально-организованной психологической помощи, обеспечивающей учет возрастных, индивидуальных особенностей, правильно-организованном подходе к ним, который создает условия для полноценного психического развития.

Цель работы заключается в разработке и апробации коррекционно- развивающей программы эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

В основе коррекционной работы с детьми должен лежать принцип единства диагностики и коррекции. Поэтому констатирующий этап исследования был направлен на выявление особенностей эмоциональной сферы детей из неблагополучных семей.

Исследование проводилось на базе реабилитационного отделения детской больницы и на базе массового детского сада. Исследовались дети старшего дошкольного возраста, находящиеся в стационаре по социальным показаниям. Чаще всего детей привозила полиция и социальные работники. Детей изымали из семьи алкоголиков, которые на момент изъятия находились в состоянии алкогольного опьянения и не могли добросовестно и качественно выполнять обязанности родителей. Дети поступали в стационар голодными, немытыми, иногда одетыми не по погоде. В процессе лечения родители могли навещать детей только в присутствии медицинского персонала.

Для изучения особенностей эмоциональной сферы дошкольников мы провели сравнительное исследование между детьми из благополучных и неблагополучных семей. В качестве основных методов использовались проективные рисуночные тесты (рисунок семьи и «Кактус»), тест руки Вагнера, методика «Метаморфозы», тест тревожности Р. Тэмпла, М. Дорки, В. Амена. Также была проведена диагностика семейных отношений с помощью опросника для родителей АСВ Э.Г.Эйдемиллера, рисунка семьи и составлен социальный паспорт на каждого ребенка.

Результаты исследования показали, что у детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, действительно в наибольшей степени страдает эмоциональная сфера. Таким детям более свойственна агрессивность, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, неуверенность в себе, тревожность, конфликтность, враждебность. Такие дети, как правило, не удовлетворены семейной ситуацией, у них отсутствуют межличностные связи между членами семьи. Процесс рисования дети, как правило, не комментировали. В процессе рисования своей семьи, дети склонны изолировать себя от остальных членов семьи, при этом семью не объединяет общая деятельность. По результатам теста на определение тревожности, большинство детей из неблагополучных семей имеют высокий уровень тревожности, более 50%. По результатам проективной методики «Кактус» количество показателей агрессивности у детей из неблагополучных семей значительно выше, чем у детей из благополучных семей.

При анализе рисунков детей из благополучной семьи явно отражена благоприятная ситуация. В рисунках выявился низкий уровень тревожности. Такие показатели как – конфликтность, чувство неполноценности и враждебность в семейной ситуации, агрессивность гораздо ниже показателей рисунков детей из неблагополучных семей. Дети чаще используют яркие цвета, рисунки отличаются сюжетностью, прорисованностью деталей.

По результатам теста на выявление тревожности дети из благополучных семей имеют средний уровень тревожности 20-50%.

Анализ результатов теста «Рука» показал, что у детей из благополучных семей доминируют установки на социальное сотрудничество, направленное на межличностные контакты, в то время как у детей из неблагополучных семей преобладают агрессивные и доминантные тенденции. Агрессивное поведение, как правило, носит вербальный характер, направлено на окружающих.

Анализ внутрисемейных отношений выявил, что благополучные семьи имеют в основном гармоничный тип воспитания, в неблагополучных семьях присутствуют такие типы дисгармоничного воспитания, как доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция и гипопротекция.

По результатам диагностического исследования была составлена и апробирована коррекционно-развивающая программа «Давайте жить дружно». Целью программы было развитие эмоциональной сферы детей.

Программа построена с учетом основных принципов коррекционно- педагогической деятельности. На первом этапе работы дети из неблагополучных семей были неуверенны, тревожны, отказывались вступать во взаимодействия с другими детьми. Однако в ходе последующих занятий дети становились, смелее, стали проявлять интерес и любопытство. На заключительных занятиях все дети из неблагополучных семей были активны, самостоятельно общались, проявляли инициативу.

В содержание занятий входили игры и упражнения на ознакомление детей с основными положительными и негативными эмоциями, развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, развитие выразительности жестов, снятие психомышечного напряжения, понимание эмоциональное состояние друг друга, умения работать дружно, помогая друг другу. Занятия сопровождались яркой наглядностью, элементами арттерапии.

Программа представлена в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг – это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой. Количество занятий в каждом шаге определяет взрослый (психолог, педагог), ориентируясь на возраст детей, скорость и глубину освоения ими нового материала.

Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей. Не оценивать детей, не добиваться единственно правильного, на наш взгляд, ответа. Малыши легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься. Занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, необходимо его прервать. Каждое занятие должно завершаться чем-то радостным, веселым, положительным (особенно, если речь на занятии шла, например, о страхе или жадности). Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закреплять пройденный материал.

По окончанию коррекционной работы был проведен контрольный этап исследования. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного исследований показало, в результате проведенной коррекционно-развивающей работы эмоции детей экспериментальной группы несколько изменились, сдвинулись в позитивную сторону. У детей из неблагополучных семей снизились показатели тревожности, враждебности и конфликтности, улучшились показатели благоприятной семейной ситуации. Рисунки детей стали приобретать более радостную и светлую окраску, в лучшую сторону стал меняться сюжет и содержание работ. Ребята более активно комментировали процесс рисования и чаще были довольны своими результатами. Однако согласно методикам «метаморфозы», «кактус», «тест руки Вагнера» уровень агрессивности не изменился, но стали преобладать установки на социальное сотрудничество и зависимость от межличностных отношений.

В ходе исследования дети стали более активны, чаще улыбались, стали более уверенны и самостоятельны. При общении гораздо быстрее вступали в контакт, были более открыты и разговорчивы. Однако контрольные показатели еще недостаточно высокие, что свидетельствует о необходимости продолжения коррекционно-развивающей работы, проявляя терпение и настойчивость в поисках направленных воздействий, в поисках тех игровых методов, которые наилучшим образом способствуют целям коррекции.

Вышесказанное говорит о необходимости комплексного исследования неблагополучных семей, анализа атмосферы внутри семьи и детско-родительских отношений. Необходимо привлечение узких специалистов, сотрудничество с социальными педагогами, привлечение к коррекционным занятиям родителей, что будет способствовать формированию лучшего взаимопонимания между детьми и родителями.

Список литературы

1. Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития – СПб, 2002.

2. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Мастюкова Е.М., А.Г. Московкина. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4. Панфилова М. Графическая методика «Кактус»//. Обруч. 2000. №5.

5. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. – СПб.: Речь, 2011.

6. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.

7. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.А. Шаграева; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. - М.: Академия, 2003. - 176 с.

Ребенок в неблагополучной семье

В связи с этим дети из таких семей чаще других попадают в группу риска. «Дети группы риска – та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.»1

Существует множество причин, из-за которых ребенок может попасть в группу риска. Олиференко Л.Я. в своей работе «Социально-педагогическая потдержка детей группы риска» выделяют следующие:

Асоциальное поведение родителей, пьянство;

Устройство на квартире родителями притонов;

Сексуальное развращение собственных детей;

Убийство одного из родителя собутыльниками или другим родителем на глазах у ребенка;

Пребывание одного из родителей в тюремном заключении;

Лечение одного из родителя от алкоголизма, психического заболевания;

Жестокое обращение с детьми;

Оставление одних малолетних детей без пищи и воды;

Отсутствие постоянного места жительства;

Побеги из дома, конфликты со сверстниками и многие другие причины.

Чаще всего невозможность проживания ребенка в семье происходит не вследствие одной какой-то причины, а из-за их совокупности. Длительное воздействие таких совокупностей приводит к психическим и физическим нарушениям у ребенка. Происходит нарушение социализации личности ребенка.

Самые сильные и трудно заживающие душевные раны, которые человек получает в детстве – это раны, нанесенные собственными родителями. «Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потери ценности себя, неумении строить свою жизнь.»1

Чаще всего, неблагополучная семья является результатом того, что родители будучи детьми воспитывались в подобных условиях жизнедеятельности. Родительское поведение откладывается в детской психике, на бессознательном уровне, еще в дошкольном возрасте. В дальнейшем человек воспроизводит поведение родителей в своей семье.

Из-за невыполнения родителями обязанностей, появляются дети беспризорные, безнадзорные и дети-беглецы.

«Безнадзорные дети – дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, заменяющих их. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к какому-либо члену семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения.

Беспризорные дети – дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных знаний, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания.

Дети-беглецы – дети, убежавшие из дома или воспитательного учреждения вследствие разрыва с родителями, возникшего тяжелого конфликта с учителями, воспитателями, сверстниками, деформирования ценностных ориентаций и других причин, приведших к кризису отношений.»1

Поведение детей из неблагополучных семей нередко противоречит общественным правилам и нормам. Для этих детей не среди взрослых, не среди сверстников нет авторитетов. Во взрослом возрасте они более других склонны к правонарушениям.

2.2 Виды неблагополучных семей

Критерии, по которым семей относят в группу риска весьма разнообразны. Разные исследователи семьи рассматривают неблагополучие по-разному. Одни относят семью к неблагополучным если только какой-нибудь неблагоприятный фактор влияет полностью на всю семью, другие когда фактор влияет на отдельных ее членов. Здесь критерием выделения неблагополучных семей является положение ребенка и отношение родителей к нему.

Наиболее сильным фактором, который вызывает дисфункцию семейных отношений и мешает семье выполнять свои функции, а также наносит психики ребенка непоправимый урон, является алкоголизм родителей.

У родителей-алкоголиков в большинстве рождаются больные и умственно отсталые дети. Алкоголизм родителей влияет на ребенка в процессе зачатия, во время беременности и на протяжение всей жизни. Этот неблагоприятный фактор является примером для ребенка. В то время, когда идет социализация ребенка и формирование его личности, когда он впитывает всю окружающую его информацию, как губка, его основным ориентиром служат родители-алкоголики. Из-за этого ребенок усваивает эти ужасные примеры, в большинстве случаев, возникает отсутствие какого-либо воспитания вообще, в конечном итоге, ребенок может остаться без родителей, стать сиротой при живых родителях и попасть в детский дом. Ребенок в такой семье уподобляется своим родителям, потому что из-за своей незрелости не может противостоять таким пагубным примерам. Пьянство родителей порождает такие явления как социальная деградация, хулиганство, плохой самоконтроль, а они в свою очередь являются причиной психических расстройств у детей.

У подростка формируется система значимых отношений ко всему, что его окружает, это и определяет его дальнейшее поведение. Начинают возникать волнения из-за отношений с окружающими его людьми. Но самое главное на этой ступени развития ребенка – это его отношение с родителями. Сильное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из семей алкоголиков.

Если ребенок понимает, что он растет в семье, которая сильно отличается от семей, в которых воспитываются его сверстники, в семье, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, в которой тяжелое материальное положение, где мало внимания уделяют детям, это является причиной формирования негативного отношения к семье, которая для этого ребенка никогда уже не станет высшей ценностью. Помимо всего дети, чьи родители пьяницы, взрослеют намного раньше, чем их сверстники из семей благополучных, на них ложится ответственность за младших братьев и сестер.

Еще один вид неблагополучной семьи – это педагогически несостоятельная семья. Такой статус получают семьи, в которых на первый взгляд все благополучно, но при воспитание детей возникают серьезные педагогические ошибки.

В своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» М. Буянов называет неблагополучной, прежде всего, такую семью, в которой имеются явные дефекты воспитания, и описывает наиболее часто встречающиеся:

Ребенка воспитывают «по типу Золушки», то есть, когда ребенок явно или скрыто эмоционально отвергается. В такой семье ребенка не любят, и он это знает, потому что ему постоянно напоминают про эту нелюбовь. Реакция детей на такое отношения бывает разной: нередко ребенок замыкается в себе, другие пытаются привлечь внимание родителей к себе, вызвать их жалость или ребенок ожесточается по отношению к таким родителям.

Гиперопека

В этом случае ребенка стараются защитить от всех возможных и невозможных трудностей и опасностей современной жизни. Ребенок из такой семьи, как правило, лишен возможности хоть как-то проявить свою самостоятельность, он вырастает чаще всего безответственным, несамостоятельным и инфантильным. И жить ему потом на свете очень трудно. Алкоголики, наркоманы, хронические неудачники – часто результат такого воспитания.

Гипоопека, то есть недостаток опеки со стороны родителей. Ребенком никто не занимается, его в семье интересы всегда ставятся на последнее место, хотя нельзя сказать, что его не любят, просто родителям не до него – у них хватает своих проблем. Так бывает в семьях, где родители обеспокоены обустройством своего личного счастья, достижениями успехов в карьере и др. Никто никогда не расспросит ребенка о его делах и проблемах, никто не выслушает его, не поможет советом. Никто никогда не пожертвует ради него своим временем. Конечно, с одной стороны, ребенок растет независимым и самостоятельным, но часто такое отношение к ребенку приводит к тому, что он чувствует себя никому не нужным, всеми покинутым. И нередко заканчивается эта безнадзорность пристрастием детей к алкоголю, наркотикам, совершением ими противоправных поступков.

Семья, в которой к ребенку относятся излишне строго. Детей боятся избаловать, поэтому и относятся к ним сдержанно и сухо. Как правило, детям в таких семьях прививают высокие нравственные нормы и воспитывают в них повышенную моральную ответственность. Дети хорошо знают, «что такое хорошо и что такое плохо», и часто стараются поступать правильно. Но хорошо ли такому ребенку живется без родительской ласки? Счастлив ли он?

Семьи, в которых нет согласия в воспитании ребенка. Эта семьи в которых родители используют одну тактику в воспитании детей, а бабушки или дедушки совершенно другую. Из-за этого у ребенка могут начаться невроз или другое психическое нарушение.

Следующий вид неблагополучных семей – криминально-аморальные семьи, здесь главным фактором, нарушающим выполнение семьей своих обязанностей, являются криминальные факторы риска, и аморально-ассоциальные семьи, в которых преобладают антиобщественные ориентации.

«Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жёсткого обращения, пьяных дебошей, распущенности родителей, отсутствия элементарной заботы о содержании детей, зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминального влияния преступных образований.»1

Асоциально-аморальные семьи, хотя и кажутся внешне вполне респектабельными, но оказывают неблагоприятное воздействие на детей благодаря своим моральным представлениям, прививают им антиобщественные взгляды. Внешняя обстановка в семье вполне благоприятная, уровень жизни высокий, но духовные ценности подменены.

Также можно выделить конфликтные семьи. «Конфликтная семья, в которой по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумные, скандальными, где повышение тона, раздражительность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризует полное отчуждение, стремление избегать всякого взаимодействия. »2

В таких случаях семья тоже отрицательно влияет на становление личности ребенка, является причиной антисоциальных проявлений со стороны ребенка.

Беличева С.А. в своей работе «Основы превентивной психологии» высказывает и обосновывает мысль, что педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. В следствие этого семья как социальный институт, который в первую очередь должен обеспечивать социализацию личности ребенка, уходит на второй план,

а на первый выдвигаются другие институты социализации, оказывающие неблагоприятное воздействие на ребенка.

Таким образом, получается, что семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный разлад и рассогласование семейных ролей, пьянство и наркомания, неправильное воспитание и замкнутость родителей на своих проблемах – все это физически и психически калечит детей.

Благополучные семьи

Когда мы говорим о неблагополучной семье, сразу возникает вопрос, а какая семья считается благополучной? Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры, есть внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей. По мнению большинства респондентов, благополучная семья – это: во-первых, семья, где царит взаимопонимание между родителями и любовь к детям (58% респондентов),

во-вторых, это семья, где есть взаимопонимание и материальный достаток (34% респондентов),

в-третьих, это семьи где присутствует материальный достаток (9% респондентов).

Благополучная семья.

Благополучная семья в наше время не правильно трактуется.

Среди многих на вопрос о том, как выглядит благополучная семья, многие отвечают семья с достатком и связями.

Но это далеко не так. Когда человек вступает в брак он даже не предполагает, что его ждет в новоиспеченной семье, своей семье.

И лишь опираясь на знания захваченные из детства о семье и опираясь на советы родителей человек пытается создать свою семью.

Но стоит снять розовые очки и окунуться в быт, как у многих молодых пар начинаются проблемы в семейной жизни.

И соответственно в горячих чувствах обиды или недоговоренности начинаются свои разногласия.

Соответственно для других эта семья благополучная так, как не выносят сор из избы, дабы не оказаться в глупом положение.

Если говорить на чистоту, такие семьи редко сохраняют брак. Но в чем же смысл выражения - благополучная семья.

Все дело в отношениях родителей. Подчеркну – именно родителей, так как ребенок уже отражает, как в зеркале семейные отношения.

Итак благополучная семья включает в себя не малый ряд жизненных чувств.

Уважение – уважение ко всем членам семьи, стар он или млад.

Прощение – уметь прощать и уступать друг другу.

Взаимопонимание – понимать и принимать поведение одного из членов семьи в данной ситуации, если он чего то не договаривает значит так нужно в данный момент.

Доверие – доверять и в нужный момент не задавать не нужных вопросов, а уж тем более не устраивать скандал, когда просто просят поверь мне.

Мудрость – уметь в трудную ситуацию не делать хуже, а наоборот безропотно помочь; соответственно уметь поддерживать друг друга в любой ситуации.

Забота – включает в себя много пунктов: чистота; домашний уют; лечение, когда из домочадцев кто то заболел; еда приготовленная без злобы, которая пойдет во благо здоровья, а не во вред.

Доброта – будьте добрыми не только к самому себе, но и к своим детям и второй половинке.

Взаимовыручка – распределение так сказать домашних обязанностей, один конечно сможет это все делать, но на долго его может не хватить.

Любовь – почему последним пунктом спросите Вы, да потому что если у Вас есть все перечисленное выше, значит Вы любите друг друга и об этом уже говорить нет смысла.

Дети выросшие в благополучной семье добиваются в жизни гораздо большее нежели из неблагополучных семей.

В старшем дошкольном возрасте (5,5 - 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До семи лет малыш поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: "захотел -- сделал". Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и "внутри", его поведение понятно и легко "читается" окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: "захотел -- осознал -- сделал". Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более "взрослое" положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе -- большие, а в детском садике -- только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.

Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Под словом "самосознание" в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную -- знания и представления о себе (Кто я?) -- и оценочную, или самооценку (Какой я?).

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" -- "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" -- "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии -- способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки:

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи "сразу". Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, "на себя" и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них -- быть в центре внимания взрослого.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других -- формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы "выключается": он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге 6-7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности -- в игре, на спортивных занятиях и т.д. -- они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной. В незнакомой ситуации, в частности, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена. Считается, что завышенная самооценка дошкольника (при наличии попыток анализа себя и своей деятельности) несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представления о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний