Как понять что ребенок одаренный. Детская одаренность

Недавно Рязань потрясло дикое происшествие. Десятилетнего мальчика избил 40-летний сосед. Ребенок был виноват лишь в том, что у него не белый цвет кожи – это метис по имени Дэвид Нахену. Он попал в больницу с ушибами и повреждениями мягких тканей головы. К счастью, эта история закончилась благополучно: Дэвид поправился, а на днях обидчик согласился выплатить пострадавшему афророссиянину компенсацию за причиненный ущерб... Это только в старом-престаром фильме «Цирк» черному карапузу гарантировано в нашей стране счастливое детство. На деле же детям-метисам в современной России (а их не так уж и мало) живется совсем не сладко. На улицах и в школах их часто бьют, унижают и оскорбляют. Правозащитники говорят, что общество настолько больно ксенофобией и расизмом, что готово сделать врагом даже ребенка.

По данным Института Африки Российской академии наук, с 60-х годов до нашего времени в России побывало более 70 тыс. студентов с Черного континента. В память о своем пребывании в нашей стране они оставили порядка 40 тыс. отпрысков-метисов. Сегодня число детей от межрасовых браков постоянно растет, и каждый из них ежедневно сталкивается с различными проявлениями ксенофобии. 8 из 10 малышей воспитывают русские мамы-одиночки, которые просто не в состоянии бороться с бедностью и порядками националистически настроенного общества.

Обыкновенная история

В Москве, у здания дипкорпуса в Грузинском переулке небольшое собрание. Президент благотворительного фонда «Метис» Эмилия Тайнс-Менса раздает мамам гуманитарную помощь – подушки и одеяла. За вещами русские девушки приехали одни: лишний раз выводить в свет своего темненького ребенка опасаются все. Как минимум придется мириться с неодобрительными взглядами в метро.

«Истории у большинства девушек похожи, – рассказывает Эмилия. – В институте или клубе они познакомились со студентом-африканцем. В свои двадцать он подтянут, остроумен, невероятно сексуален и, разумеется, так же не равнодушен к местным блондинкам, как и они к нему. Завязываются любовные отношения, которые нередко заканчиваются беременностью. Африканец, глубоко убежденный в том, что дети – это богатство, и чем их больше, тем лучше, на аборте не настаивает и с удовольствием женится на россиянке. А через пять лет заканчивается срок его обучения, и мужчина уезжает на родину. Ждать его не стоит. Юноша со знанием иностранных языков и высшим образованием считается в Африке идеальным женихом. Тем более что консервативные африканские семьи нередко крайне негативно смотрят на «белых» невесток».

Впрочем, возможны и другие развития событий. Например, папа-африканец принимает волевое решение остаться в России. Только и это редко приводит к безмятежному семейному счастью.

«Мой муж-африканец закончил в Москве аспирантуру, – рассказывает Елена Серова (фамилии героев изменены по их просьбе. – «НИ»). – Он был классным специалистом, нашел неплохую работу. Мы уже строили радужные планы, но все рухнуло. Возникли проблемы с пропиской: в моем общежитии мужа не регистрировали, а своей квартиры, как вы сами понимаете, молодой семье с двумя детьми можно ждать годами. Вся зарплата мужа уходила на выплату штрафов из-за отсутствия регистрации. Его «тормозили» на каждом посту. В результате мужу пришлось уехать. Сейчас общаемся только по переписке».

С подобными проблемами сталкиваются практически все папы-африканцы. Инженер Лари Траоре, глава русско-африканского семейства, уже более пяти лет не может устроиться на работу даже грузчиком. Отец двоих детей-метисов Луиш Фернандеш выходит в ночную смену задолго до ее начала: идущий по темным улицам африканец не раз становился объектом нападения скинхедов и просто агрессивно настроенных подростков.

«Невозможно винить африканцев в том, что они вынуждены оставлять своих детей в России, – говорит президент Ассоциации иностранных студентов Габриэль Кочофа. – Это прежде всего проблема несовершенства законодательства. Иностранный студент может работать в России только 2 месяца в год и только при собственном вузе. Единственный шанс для африканца задержаться в Москве – жениться на русской. Отсюда много необдуманных браков и, как следствие, случайных детей. Впрочем, свадьба не гарантирует того, что студент сможет спокойно жить и работать в России: процедура получения соответствующих документов (прописки, вида на жительства и т.д.) зачастую затягивается на многие годы. Приплюсуйте сюда постоянные оскорбления, а порой и побои, которые приходится терпеть, и вы поймете, почему многие отцы вынуждены бежать от своих жен и чад».

Еще один, правда, более редкий сценарий: африканец уезжает и берет с собой русское семейство. Многим девушкам этот вариант кажется вполне приемлемым. Однако на деле оказывается, что жить в Африке просто невозможно. Во-первых, во многих странах, например, в Конго постоянно идут межплеменные войны, а проблема бедности и безработицы стоит очень остро. Во-вторых, большинство мам просто не выдерживают чрезвычайно сухого жаркого климата и различных эпидемий, в частности малярии. В-третьих, и это для женщины, пожалуй, самое тяжелое – приходится мириться с неверностью мужа. По натуре африканцы полигамны, и если в России их пыл еще охлаждают местные порядки, то на родине практически у всех здоровых мужчин если не несколько жен, то уж точно несколько любовниц. Не стоит забывать и про языковой и культурный барьеры.

Шоколадные слезы

«Где-то с трех-четырех лет дети-метисы начинают испытывать комплекс неполноценности, – говорит «НИ» Эмилия Тайнс-Менса. – Ведь похожих на себя детей они не знают, черных кукол в магазине не продают, а в русских книжках с картинками все герои – сплошь блондины. Малыш начинает считать себя уродом, думает, что у него обожжена кожа. Метисы не любят выходить на улицу. Если дома мама и бабушка повторяют, что он самый красивый, то во дворе ребенок постоянно слышит в лучшем случае, что он «черномазый». А в худшем… 12-летнему Майклу сверстники пытались «заглянуть» в живот, чтобы «посмотреть, что происходит в черном брюхе», а третьеклассника Игоря ребята заставляли есть землю, приговаривая, что это «самая лучшая пища для негров». От природы способные, талантливые дети в школе считаются самыми слабыми учениками, так как элементарно боятся лишний раз высказывать свое мнение».

«Больше всего на свете я не любила ходить в школу, – подтвердила «НИ» 12-летняя метиска Алина Сильва. – Дома меня ласково звали «шоколадкой», а в классе приклеилась кличка «заморыш». Однажды на физкультуре я упала и испачкала форму. Расплакалась, естественно. А все ребята только смеялись и говорили, что мне нужно всегда ходить в грязном, чтобы одежда сочеталась с цветом кожи и моим «нечистым» происхождением. Другой раз, когда я запнулась у доски, одноклассник крикнул учительнице: «Да она тупая. Это ж негр с пальмы». Было очень обидно. В конце концов мне удалось убедить маму забрать меня из школы. Сейчас я занимаюсь на дому с нанятыми педагогами. Друзей до сих пор у меня очень мало: соседские дети да одна девочка из нашего двора».

Самое неприятное, что зачастую в «травле» принимают участие сами педагоги. Примеров этому в фонде «Метис» накопилось немало. Анжела, темненькая девочка с чудными вокальными способностями, не смогла получить заслуженный приз на конкурсе юных талантов. Ей так и сказали: «Как негритенок может стать победительницей фестиваля «Наш дом – Россия»?» Необычная внешность метиса Алекса стала объектом постоянной агрессии для и без того неадекватной учительницы начальных классов. Она хлестала ребенка линейкой и била его головой об парту. «Единственное, что мы смогли сделать, – говорит Наталья Фернандеш, мама избитого малыша, – только перевести ребенка в другую школу, где учителя ведут себя нормально». Наконец, в детский садик, куда ходила Аня, со всего городка Алексина в Тульской области свозили малышей на экскурсию, чтобы поглядеть на «чудо-юдо».

Мама, роди меня обратно

Основной груз забот по адаптации юных чернокожих россиян в российское же общество ложится, конечно, на плечи мам. С детьми необходимо постоянно заниматься, проводить психологические беседы, рассказывать об их африканском происхождении, объяснять ситуацию. Нужно знакомить ребенка с такими же, как он. Для этого фонд «Метис» ежемесячно организует специальные этнические праздники, где малыши вместе поют и танцуют. Эмилия Тайнс-Менса открыла для всех желающих бесплатные образовательные центры с языковыми и компьютерными классами, где вместе с метисами учатся и белые дети. Но ни одна благотворительная программа не может заставить мам привыкнуть к постоянным оскорблениям: «Позор, с черным переспала!»

«На прошлой работе менеджер так и сказал мне: я не хочу, чтобы ты у нас работала, – вспоминает Елена Серова. – На мой возмущенный вопрос «почему?» он сказал что-то вроде: «На своих детей посмотри». Мне, естественно, пришлось уволиться».

По-настоящему трагическую историю рассказала Галина Викторовна Федина, которая сейчас одна воспитывает в нука-метиса: «После того как зять-эфиоп уехал, дочка всячески пыталась устроить свою личную жизнь. Закрутила роман с русским мужчиной, и когда дело уже шло к свадьбе, решила познакомить его с сыном – метисом. Жених пришел в ужас. Кричал: «Я презираю шлюх, спящих с неграми. О свадьбе можешь забыть!» Дочь впала в депрессию, а потом ушла к другому мужчине, фактически подкинув мне ребенка. Сейчас мы с ней не общаемся».

Если родственников, готовых приютить метиса, нет, ребенка ожидает настоящий ад. Недавно одна из участниц фонда слышала по радио, как директор одного из детских домов буквально умоляла слушателей усыновить метиса – его просто-напросто забивали сверстники. К сожалению, Эмилии не удалось найти этого малыша, а сигналы SOS больше не повторялись. В фонде надеются, что мальчика все-таки кто-то усыновил, но и не исключают, что его уже просто нет в живых.

Посылка из Африки

Возможно, ситуация не была бы такой критической, если бы мамам метисов выплачивались алименты. Теоретически это возможно, но на практике – нереально.

«Вероятность взыскать алименты с гражданина одного из африканских государств составляет максимум 10%, – объяснил «НИ» руководитель юридической компании «Факт» Роман Дьячков. – Чтобы подать в суд на африканца, находящегося на родине, необходимо сначала его найти. Ни один суд не примет иск, если вы не сможете доказать факт существования неплательщика алиментов: нужно предъявить его письма или счета. В этом, по идее, истице должно помогать консульство РФ в стране, но оно, как правило, такими делами не занимается. Придется искать своими силами. Затем суд начнет вызывать африканца на слушания. Может пройти полгода-год, пока будет решено рассмотреть дело без присутствия ответчика. Но даже если у вас будет на руках постановление суда, не факт, что деньги вы все-таки получите. Во-первых, между Россией и африканской страной может не оказаться соответствующего международного соглашения. Во-вторых, решение суда необходимо направить на место работы ответчика, зачастую неизвестное истице. В-третьих, даже если работодатель получит письмо, он может его просто проигнорировать. Фактически российский суд не имеет никаких рычагов давления на неплательщиков алиментов, проживающих в Африке».

Таким образом, материальная помощь своему российскому семейству остается на совести самих отцов-африканцев. Но случаев добровольной выплаты алиментов, по данным фонда, практически нет. Дома у африканцев тоже есть дети, и зачастую денег не хватает даже на них. Единственный человек, который спустя многие годы признал своего русского сына и начал материально ему помогать, – чрезвычайный и полномочный посол Гвинеи в РФ Амара Бангура I.

Запрет на любовь

Выходом из сложившейся ситуации Эмилия Тайнс-Менса считает широкую пропаганду среди девочек-студенток. Ведь решаясь на отношения с африканцем, большинство из них даже не могут представить, на что идут. Молодые женщины ничего не знают ни об африканской культуре, ни об обычаях, ни о том, к каким неприятностям может привести непродолжительный роман с очаровательным темнокожим парнем. Решение родить ребенка-метиса должно быть обдуманным, взвешенным шагом. Тогда положение необычных детей, безусловно, улучшится.

«И, конечно, хотелось бы надеяться на то, что ксенофобские настроения в нашем обществе все-таки сойдут на нет, – добавляет Тайнс-Менса. – Мой отец – американец африканского происхождения – 51 год прожил в СССР и никогда не сталкивался с проблемами, связанными с его цветом кожи. Наверное, поэтому я без всяких опасений вышла замуж за студента-африканца. Какое-то время мы жили в Гане, потом муж погиб на войне, и мне с детьми пришлось вернуться в Союз. Во время перестройки дочки из всеобщих любимиц вдруг превратились в предмет шуток и оскорблений. В итоге им пришлось переехать на родину деда – в США, где на них хотя бы не показывают пальцем».

По мнению специалистов Социально-психологического центра МГУ, проблема дискриминации детей-метисов, связанная с неприятием чужой культуры, на бытовом уровне решится еще не скоро. Люди, озлобленные нестабильной политико-экономической ситуацией в России, будут срывать злость на «чужих» до тех пор, пока положение дел не изменится. Особенно остро эта проблема стоит в школе.

«В большинстве случаев в классе объектами насмешек и оскорблений становятся дети морально или физически беззащитные, – рассказал «НИ» юридический директор Московского бюро по правам человека Владимир Новицкий. – А метисы, всегда находящиеся в меньшинстве, воспринимаются как слабые противники. Некоторые учителя, зараженные ксенофобией, также обращают свою агрессию на «чужих» детей, подменяя сильный объект ненависти на более слабый. Таким образом, темнокожий ребенок превращается в изгоя. На наш взгляд, единственный способ решить проблему ксенофобии среди подростков – это ввести в детских садах и школах эффективную программу толерантности. Существующие на данный момент проекты пока желаемого результата не дали. Но будем надеяться, что рано или поздно россияне все-таки научатся терпимости по отношению к людям других национальностей и с другим цветом кожи».

«А вот это вряд ли, – заметил «НИ» лидер одной из московских банд скинхедов Алексей. – Неграм нужно запретить приезжать в нашу страну. Они портят наш генофонд, уводят наших девушек. А что касается детей-метисов, то они, по-моему, недостойны называться российскими гражданами. И в том, что их здесь унижают, нет ничего удивительного».

АФРИКАНСКИЕ СТУДЕНТЫ ЕДВА НЕ ЗАХВАТИЛИ СМОЛЬНЫЙ

В минувший четверг в Санкт-Петербурге чернокожие студенты устроили массовое шествие по городу, протестуя против реакции властей на убийство их соплеменника, 29-летнего конголезца Эпассака Ролана Франза. Студент умер накануне в больнице, после того как был избит неизвестными на проспекте Науки. В четверг утром с иностранными студентами встречались руководители ГУВД по Санкт-Петербургу и области. Начальник криминальной милиции города Владислав Пиотровский заявил, что «убийство раскрыто, оно произошло на бытовой почве». Именно слова г-на Пиотровского всколыхнули африканцев, которые убеждены, что их товарища убили скинхеды, а милиция просто не хочет замечать уличную войну, объявленную им расистами. В результате студенты через весь город отправились в Смольный, требуя встречи с представителями властей. Однако пройти к самому зданию администрации города им помешало омоновское оцепление. Из-за спин милиционеров все же вышел заместитель председателя комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов, на которого и обрушился основной град претензий. Но и г-н Максимов попытался заверить собравшихся в том, что «никакой национальной подоплеки в убийстве нет». Впрочем, митингующие, которые уже слышали эти слова, остались ими явно недовольны и теперь намерены потребовать от региональных властей дополнительных гарантий безопасности.

АФРОРОССИЯНИНА ИЗБИЛИ ЛЮДИ В МИЛИЦЕЙСКОЙ ФОРМЕ

В четверг днем на юго-западе столицы был жестоко избит гражданин России Мунбана Мамурда, студент Российского государственного университета нефти и газа. На улице Островитянова «пятерку» чернокожего студента подрезала «девятка», в которой сидели «люди в милицейской форме». Как передает Интерфакс, эти «люди» вытащили парня из «Жигулей», избили его и несколько раз выстрелили из пистолета резиновыми травматическими пулями по его машине, разбив фару и лобовое стекло. В Юго-Западном округе был объявлен план «Перехват», однако на момент подписания номера о его результатах ничего не было известно.

Опрос "Новых Известий"

«Новые Известия» поинтересовались у известных темнокожих граждан России, каково им приходилось в детстве

Антон ЗАЙЦЕВ, телеведущий: «Я научился всегда быть начеку»

– Отца я практически не помню. Он был первым секретарем посольства Судана и погиб во время христианско-мусульманских войн. В школе меня, конечно, дразнили, как, в общем-то, и всех детей, только по понятным причинам использовали для предмета шуток цвет кожи. Впрочем, мне удавалось доказать свою самоценность как в классе, так впоследствии и в армии. Из всех конфликтов я всегда старался извлекать нравственный урок, учился всегда быть начеку – это помогло мне и в карьере, и в дальнейшей жизни. Как человек, много путешествующий, могу сказать, что в принципе в большинстве стран мира метисы действительно чувствуют себя в большей безопасности, чем в России. Что поделать, толерантность вообще свойственна только высокоразвитым обществам. Детям-мулатам остается только учиться терпению, ведь, как говорил Зощенко, «человек не блоха – ко всему привыкает». Можно научиться жить и с африканской внешностью в славянской стране.

Алексей ДЕДОВ, актер, исполнитель главной роли в сериале «Афромосквич»: «У меня есть даже друг-скинхед»

– В детстве со мной произошла полукриминальная история. Папа, уроженец Новой Гвинеи, после окончания обучения в СССР задумал увезти нас с мамой во Францию, а власти нас, естественно, не отпускали. Тогда отец фактически выкрал меня и тайком привез в аэропорт, где нас все-таки «накрыли». Сейчас папа живет в Чикаго, мы часто общаемся с ним по телефону. Не припомню, чтобы я очень страдал от расовой дискриминации. Среди моих приятелей есть даже скинхед. Несмотря на то что мы не разделяем мнения друг друга, прекрасно общаемся. Однако существование проблемы ксенофобии отрицать глупо. Хотелось бы надеяться, что комедией про обаятельного темнокожего москвича мы хотя бы немного помогли изменить ситуацию к лучшему. Что касается детей-метисов, я бы посоветовал им больше обращать внимание на себя, не зарывать свои таланты (чаще всего музыкальный и спортивный) в землю и строить свою карьеру. Человека, который всего добился, оскорблять неинтересно.

Самсон ШОЛАДЕМИ, ведущий журналист «Экспресс-газеты»: «Мне казалось, что я в зоопарке»

– Воспитывали меня мама и бабушка. Отец, как это часто случается, после учебы уехал в Нигерию и не вернулся. Наверное, мне повезло, но ни во дворе, ни в классе у меня не было проблем, связанных с внешностью. Наоборот, я был местной знаменитостью. Помню, как на уроке географии учительница объявила, что мы будем проходить Африку. Подошла ко мне, погладила по голове и ласково сказала: «Слушай внимательно». Единственное, что раздражало, – любопытство прохожих. Все подходили, спрашивали, из какой я страны. Это во многом напоминало зоопарк. Сейчас это, слава богу, прошло. Проявлений ксенофобии на бытовом уровне, может, и стало больше, но я стараюсь не обращать на оскорбления внимания. Знаете, если на лающую собаку не реагировать, то она, скорее всего, и не укусит.

Сэм СЕЛЕЗНЕВ, участник реалити-шоу «Дом-2»: «У моего отца в Нигерии еще шестеро детей»

– Мой отец, нигерийский студент краснодарского мединститута, за несколько месяцев до моего рождения оставил маму: у него закончился срок учебы, и нужно было возвращаться на родину. Он хотел забрать мать с собой, но та отказалась. Сказала, что хочет, чтобы ребенок родился в СССР. В общем, я остался в Краснодаре. Папа постоянно присылал мне посылки и открытки. Потом связь оборвалась: мама пропала без вести, и меня отправили в детдом. Там было всякое: и заговоры, и драки, но я терпел… А после окончания школы я случайно познакомился с ребятами из общины краснодарских темнокожих. Одним из них оказался... мой двоюродный брат! Он, так же как и мой отец, приехал учиться в Россию из Нигерии и женился на русской девушке. Но он остался здесь жить. Брат помог мне связаться с папой. Представляете, у него сейчас шестеро детей, своя семья, но он сразу же признал отцовство, помог мне получить двойное гражданство. Благодаря этому меня не забрали в армию. Я очень уважаю своего отца. Правда, я пока к нему не съездил: то времени не хватало, то денег было жалко – один билет 2000 долларов стоит.

Оригинал статьи находится на сайте

Представления о «нормальности» семьи сугубо индивидуальны. Современное общество подвержено укоренившимся догмам расизма и предрассудков, мешающих усмотреть в человеке человека с его лучшими качествами.

Столкновение с такой несправедливостью стало шоком для семьи Аарона и Рэйчел Хэлберт. Семья Хэлберт очень долго мечтала о детях, но попытки беременности не увенчались успехом. Именно тогда Хэлберты решились на усыновление двоих разнополых детей.

Тогда они впервые столкнулись с негативом от общества из-за того, что усыновленные ими дети имели темный цвет кожи.

Белокожая пара с чернокожими детьми вызывает всюду бурную реакцию. По словам родителей, всюду, даже в супермаркетах находится белая бабушка, или чернокожая женщина, негодующе покачивающая головой при виде семьи Хэлберт.

Но все это не мешает счастью Аарона и Рейчел. Их маленькая семья на том этапе вызывала у них исключительно гордость. Позже счастливые родители решили, что двоих детей им мало и решились на усыновление эмбрионов. Посетив криобанк они остановились на чернокожих близнецах, чтобы все их дети имели одинаковый цвет кожи.

Рейчел прошла успешную имплантацию эмбрионов. На шестой неделе беременности врачи были шокированы — вместо двух подсаженных эмбрионов, внутри Рейчел было уже три малыша — клетки поделились внутри матки женщины. Таким образом, после успешной беременности и родов, семья стала больше на трех человек! Теперб Аарон и Рейчел являются родителями пятерых славных чернокожих ребят.

Главное, это то, что родственники и близкие поддержали молодых родителей, а у тех, в свою очередь, исполнилась давняя мечта полной семьи. Их совершенно не смущает необычность их состава.

Аарону было приятно наблюдать, как его старшие темнокожие дети расцеловывают живот его супруги в ожидании малышей. Каждый вечер старшие дети желали трем будущим малышкам спокойной ночи и сладких снов.

Как можно считать этих красавиц не очаровательными?

Аарон счастливо вспоминает, что когда они только усыновляли девочку и мальчика, его друг сказал ему, что ему всегда мечталось, чтобы его семья выглядела маленькой Организацией Объединенных Наций. Аарон и Рейчел и сейчас не хотят останавливаться на достигнутом.

Истории о черных детях, появляющихся у белых родителей, часто встречаются в анекдотах и мелодрамах или комедиях. Не так давно в Британии произошло нечто принципиально иное – у черной женщины родился абсолютно белокожий сын.


Впервые увидев своего новорожденного сына, британка Кэтрин Ховарт не поверила собственным глазам. Ребенок не был уродом или калекой, однако была в его облике одна деталь, проигнорировать которую возможным не представлялось. Сын чернокожей британки нигерийского происхождения был абсолютно белым. Разумеется, подобное не могло не шокировать женщину.

Сначала Кэтрин решила, что ребенка ей дали чужого; даже с учетом того, что муж её, 34-летний Ричард, был белокожим британцем, увидеть белую кожу у сына Ховарт никак не ожидала. Медперсонал, однако, ошибку признавать отказывался; материнское сердце также подсказывало Ховарт, что ребенок все же её. Позже Кэтрин признавалась, что неожиданного белокожего ребенка она полюбила сразу и всем своим сердцем. Разобраться в деталях случившегося удалось не сразу; в голову женщины приходили теории довольно безумные – так, некоторое время она всерьез верила, что мальчик побледнел из-за того, что шея его была обвита пуповиной. Когда же Ховарт все же свыклась с мыслью о необычном облике своего сына, ей наконец было предоставлено и объяснение. Медики установили, что трехмесячный Йохан является обладателем уникальной комбинации генов; по невероятному совпадению, от родителей Йохан унаследовал как раз такую комбинацию генов, которая была нужна для окраски его кожи в белый цвет. Мальчик вовсе не является мутантом или альбиносом; при тщательном изучении генного кода матери стало ясно, что рецессивный белый ген у неё все же имелся. Вероятность того, что ребенку достанется от матери именно этот случайно затесавшийся в её ДНК "белый" ген была чрезвычайно мала, однако и маловероятные события иногда все же случаются.



По словам самой Кэтрин, все известные ей предки ее были исключительно чернокожими; либо в данном случае имеет место быть совсем уж сложная аномалия, либо когда-то, давным давно среди предков Ховарт все же был минимум один белый человек. В теории рецессивный ген мог передаваться от поколения к поколению, не активизируясь и не меняя облика своего носителя; лишь встреча с другим обладателем такого гена (к примеру, с белокожим человеком) могла привести к встрече двух рецессивных факторов и появлению на свет белого мальчика.

Йохану еще только предстоит пойти в детский сад или в школу, однако будущее у него уже большое; собственно, мальчик уже понемногу начал зарабатывать себе на жизнь. Нетривиальный облик гарантирует Йохану впечатляющую карьеру в модельном бизнесе; сочетание потрясающих голубых глаз и весьма характерного телосложения уже принесли малышу контракт с пятью ведущими модными агентствами мира. Успел мальчик и поучаствовать в своих первых фотосессиях; вне всякого сомнения, в будущем ему придется еще не раз позировать перед камерами. Эксперты – вроде Шарлотты Эванс (Charlotte Evans), руководительницы модного агентства "Elisabeth Smith" – уже отметили, что мальчик обладает прекрасной внешностью, достойной фигурой и (что, пожалуй, важнее всего) потрясающе фотогеничен. Конечно, когда Йохан подрастет, он вполне может избрать иную карьеру; никто не запретит ему зарабатывать себе на жизнь чем-то иным, помимо необычной внешности. Пока что, впрочем, Йохан еще совсем юн и даже толком не представляет, насколько уникальным и нестандартным создала его прихоть природы. Насколько удивительным окажется дальнейшая жизнь чудо-мальчика, покажет лишь время; одно можно сказать точно – от нехватки родительской любви мальчик страдать не будет никогда.

Что такое детская одаренность?

Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека.Но так же очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого - то награждает щедро, не скупясь, а кого - то обходит стороной. Одаренным же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.

Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны Как-то, смеясь, Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные - ибо никто не жалуется на их недостаток.

Многие специалисты называют одаренностью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результат развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.

Эта простая и, казалось бы, очевидная мысль с большим трудом пробивала себе дорогу в отечественной педагогике и педагогической психологии. Многие в нашем отечестве не хотели и до сих пор не хотят "ждать милостей от природы". Отсюда и идеи о том, что нет детей одаренных и нет не одаренных. Есть лишь те, кого правильно или неправильно обучали и воспитывали, "нет плохих учеников, есть плохие учителя...".

Жаль разочаровывать этих людей, но природа не живет по их установкам, у нее свои законы и правила распределения даров, и видимо, свои представления о справедливости и равновесии.

В последнее время многое стало меняться, и термин "одаренность" вновь стал использоваться в профессиональной литературе. Но споры не окончены.

Немного истории

Для выяснения сути понятия "одаренность" кратко остановимся на истории его исследования. Это важно потому, что старые, отжившие свой век и отвергнутые наукой теории и представления продолжают жить в сознании людей, и ориентация на них порождает не просто массу заблуждений, но и крайне негативно влияет на практику воспитания и обучения, а следовательно, на судьбы детей.

Долгое время господствовало представление о божественном происхождении дара, определяющего индивидуальные различия людей. Так, например, еще Платон писал о том, что "...поэт творит не от искусства и знания, а от божественного предопределения".

Но примерно в середине XIX века сформировалось другое понимание. Известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек - "продукт гениального рода". Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.

Однако уже позже, с появлением и развитием генетики, было доказано, что процесс передачи наследственных признаков опосредован множеством факторов и имеет далеко не прямой характер. Говоря иначе, дар, о котором мы говорим, не может быть унаследован напрямую, подобно родовому замку, дворянскому титулу, мельнице или Коту в сапогах, как, например, в знаменитой сказке Ш. Перро.

Остановимся на этом подробнее несколько позже. А пока отметим важную веху в истории изучения проблемы одаренности - Ф. Гальтон, образно говоря, спустил проблему одаренности с небес на землю. После него идея божественной природы одаренности в серьезных научных источниках уже не обсуждается, разработка проблем одаренности идет в другом, естественнонаучном русле.

Параллельно, правда, существовала и прямо противоположная точка зрения, согласно которой никакого дара (ни божественного, ни врожденного) вообще не существует. Эта идея нашла свое выражение в несколько странном термине "tabula rasa" (лат. "чистая доска"). Ребенок подобен "чистой доске", без всяких знаков и идей, и нет никакой, ни божественной, ни наследственной, предрасположенности к умственной или какой-либо другой деятельности. Несмотря на явную сомнительность, ощущавшуюся еще в пору своего зарождения, данная теория находит своих приверженцев и поныне.

Реальная практика свидетельствовала о том, что умственные, творческие способности людей не равны и отличия эти проявляются уже в детстве. Диапазон их очень широк - от умственной отсталости до высокой степени одаренности. Объяснить эти различия только воздействием среды и воспитания невозможно. В особенности, когда речь идет о редко встречающихся, выдающихся проявлениях одаренности.

Одаренность общая и специальная

Но споры велись и среди тех, кто признавал существование одаренности. Спорили о том, существует ли так называемая общая одаренность как "универсальная способность" (способность ко всему) или дар всегда проявляется только в одной или нескольких сферах деятельности.

Большая часть исследователей склонялась к тому, что одаренность - интегративное (суммарное, общее) личностное свойство. Иначе говоря, если человек одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности. Практика показывала, что выдающиеся одаренные люди довольно часто достигали вершин одновременно в самых разных областях: Леонардо да Винчи был и художником, и инженером, и выдающимся естествоиспытателем; М. В. Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и поэтом и художником; А. С. Пушкин писал стихи и прозу, а кроме того, делал прекрасные иллюстрации к своим произведениям, и список этот можно долго продолжать.

Но разрабатывалась и другая точка зрения: согласно ей нет одаренности вообще, одаренность всегда привязана к определенному виду деятельности, она всегда либо математическая, либо музыкальная, либо литературная, либо спортивная и далее практически до бесконечно-сти. Выходит, сколько видов деятельности, столько и видов одаренности.

Эта идея приобрела популярность в основном среди тех, кто прежде активно выступал против самого понятия "одаренность", но вынужден был признать его существование под давлением реально наблюдаемых явлений. Ведь если мы признаем эту точку зрения, то мы вынуждены признать и вытекающий отсюда логический вывод: нет людей (детей) не одаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь человеку (ребенку) реализоваться.

Но как же на самом деле?

Результаты исследований специалистов на протяжении всего XX века убедительно свидетельствуют о том, что об одаренности скорее следует говорить как об интегральном, суммарном личностном свойстве. В психике выдающихся людей есть некие общие способности, которые универсальны и не связаны с какой-то специальной деятельностью.

Специальная одаренность, допускающая ситуацию, что человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к другой, в природе - большая редкость. Известный российский психолог В. Д. Шадриков отметил в одной из своих работ, что природа не могла позволить себе роскошь закладывать в генотип столько специальных способностей. И потом, психика человека формировалась много миллионов лет, а многие виды деятельности, о выдающихся достижениях в которых мы говорим как о специальной одаренности, появились лишь несколько сотен лет тому назад.

Для того чтобы рассмотреть проблему развития общих и специальных способностей, можно применить популярный в биологии и практически не используемый в психологии научный прием - метод модельных систем. Как известно, природа строит свои системы по общим законам, и алгоритмы развития используются одни и те же, то есть одна природная система вполне может служить моделью другой. В качестве такой модельной системы нам послужит... живое дерево!

Корни дерева скрыты под землей - так скрыты от непосредственного наблюдения природные, генетические задатки человеческой психики. Ствол дерева, его мощь, крепость и другие характеристики зависят и от того, каковы скрытые корни, и от влияния многих внешних параметров и условий. Ствол - это в нашем случае аналог тех самых общих способностей или общей одаренности, той универсальной характеристики, от которой берут начало многочисленные "ветви" - частные проявления одаренности.

От ствола отходят сначала крупные ветви, они становятся тоньше, делятся; тонкие ветви, в свою очередь, делятся еще и еще... Представим себе, например, ветвь "художественная одаренность". Способности к музыке, изобразительному искусству, литературе, артистические способности - это разные способности. Но при этом они имеют много общего, и это общее обычно и объединяется словами "художественная одаренность", "художественные способности". И подобно тому, как от большой ветви отходят ветви меньше и тоньше, так из "общих художественных способностей" вырастают способности "изобразительные", "музыкальные", "артистические" и др. Поэтому многие художники могут писать стихи без особых сложностей, музыканты занимаются живописью, а писатели иллюстрируют собственные произведения.

Чем больше у человека развитых частных способностей - "ветвей", чем выше уровень развития каждой, тем пышнее, ветвистее крона нашего воображаемого дерева. Чем равномернее, гармоничнее развиты эти частные способности (ветви), тем более органичным выглядит воображаемое дерево.

В педагогическом плане вопрос об общей и специальной одаренности имеет и важный возрастной аспект. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст), должна рассматриваться и развиваться преимущественно как общая, универсальная способность. А с возрастом эта универсальная, "общая способность" все более приобретает специфические черты и определенную предметную направленность. И главная педагогическая задача в этот период смещается с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности.

Актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя одаренность

Специалисты рассматривают детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Проявленную, очевидную одаренность, то есть замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". И напротив, одаренность, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют "потенциальной".

Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности сразу в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.-А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф. Гальтона, И. И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г. В. Лейбница, В. Гюго. Этот список можно продолжить. Довольно часто одаренные дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда.

И наоборот, не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельствуют биографии многих известных людей, долгое время остается незамеченным окружающими.

Естественно, что в каждом случае причины, по которым одаренность оставалась незамеченной, различны. Потенциал может быть действительно не проявлен до определенного времени. А может быть, родители, педагоги и другие взрослые были невнимательны к тонким движениям детской души, им не хватило знаний, у них не сработала интуиция. Или напротив, в силу непонимания они не заметили в ребенке этих выдающихся потенциальных возможностей и даже рассматривали проявления творческости, интеллектуальной инициативы как негативные свойства. А наиболее ценными считали совсем другие.

Всем нам по собственному опыту известно, что нередко встречаются родители, школьные учителя, вузовские профессора, руководители производства, которые ценят прилежание, послушание, аккуратность выше оригинальности, смелости, независимости действий и суждений.

Своеобразное подтверждение этой мысли нашли американские ученые, изучившие под этим углом зрения биографии 400 выдающихся людей. В исследовании обнаружено, что 60 % из них имели серьезные проблемы в период школьного обучения в плане приспособления к условиям обучения.

Факт существования актуальной и потенциальной одаренности делает особенно важной другую проблему, проблему прогнозирования развития. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером? Ответ на этот сложный вопрос не может быть простым. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.

При этом мировой педагогический опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство родителей и педагогов, способна творить педагогические чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, что у него есть.

Сколько всего одаренных детей

Трудно определить, кто из детей одарен. Еще сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся ученым, художником, общественным деятелем. Но на вопрос о том, сколько всего одаренных, как и на вопрос, сколько в обществе может быть выдающихся людей, как ни странно, ответить несколько проще. Правда, опыт показывает, что не следует спрашивать об этом у психологов и педагогов. Большинство из них при ответе на него буквально начинают захлестывать эмоции, и они называют то 1 %, то 2 %, то 5 %, то 20 % от общего числа детей.

Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются не наблюдениями, в которых уже по определению велик элемент субъективизма, и не результатами экспериментов, которые можно истолковывать по-разному, и уж конечно не руководствуясь эмоциональными порывами, а опираясь на строгие математические законы, описывающие природные явления. Один из них - закон нормального распределения.

Он выражается графически кривой, напоминающей колокол. Центральная часть этой кривой (верхняя, средняя часть колокола) символизирует норму, а симметричные левая и правая ее части - отклонения от этой нормы. Особенно широко этот закон применяется в биологии (биометрии). Согласно ему, в любой популяции общее число нормальных особей находится в пределах 68 %, существенные отклонения в обе стороны составляют по 16 %.

Чтобы проиллюстрировать его действие, часто используют пример с измерением роста новобранцев, пришедших на призывной пункт. Представим, что врачи измерили рост нескольких тысяч новобранцев. Большая их часть неизбежно окажется примерно одного, среднего, роста. Разница в росте между ними будет колебаться в крайне незначительных пределах. Число таких людей составляет примерно 68%. Но при этом обязательно найдутся те, кто выше, и те, кто ниже средних значений. Значительные отклонения начинаются примерно с 16 %. Причем чем выше степень отклонения, тем реже оно встречается. То есть очень высокие и очень низкие люди - большая редкость.

То же самое происходит и с умственными способностями. Но поскольку их реальное измерение произвести значительно сложнее, чем, например, рост, вес, объем грудной клетки, то обычно предлагается рассматривать несколько иные цифры. Норма колеблется в интервале 60-70 %, соответственно количество отклонений (одаренных и отстающих) будет находиться в этом случае в пределах 15-20 % для каждой группы.

Причем отметим еще раз, чем выше степень отклонения (как одаренности, так и отсталости), тем реже это отклонение можно встретить. Еще Ф. Гальтон отмечал, что "выдающийся гений", столь же большая редкость, как и "полный идиот". Ф. Гальтон, оперируя законом нормального распределения, отмечал, что если уровень умственного развития нормального человека принять условно за 100 единиц, то умственные способности гения будут равны 200, а идиота - 0.

Значительно позже, в 1912 году, известный немецкий ученый Вильям Штерн использовал это число - 100 - для формулы расчета коэффициента интеллекта (IQ).

Хронологический возраст определяется очень легко, а вот умственный определяли по специальным тестам (от английского test - "проба", "опыт"). О правомерности этих измерений мы поговорим отдельно. В дан-ном случае нам важен сам принцип расчета.

Известный специалист по конструированию аналогичных тестов, автор широко известной методики диагностики интеллекта, американский психолог Дэвид Векслер обследовал 1,7 тыс. людей и на основании полученных данных предложил следующую классификацию.

Таблица 1. Показатели интеллектуальной одаренности.

IQ (показатель)

Уровень интел- лектуального развития

Весьма высокий интеллект

Высокий интеллект

Хорошая норма

Средний уровень

Сниженная норма

Пограничный уровень

Умственный дефект


В настоящее время наряду с термином "одаренные дети" используется термин "высокоодаренные дети". В это число обычно попадает 2 % от общего числа детей.

Кого считают одаренным

"Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельностисти".

Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идет речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одаренными:

Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);
- дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Каждая из этих категорий отражает определенное отношение к пониманию одаренности как психического явления. Отметим, что все они не точны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории. Рассмотрим последовательно особенности каждой точки зрения.

Интеллектуальная одаренность

Вплоть до середины XX века одаренность определяли исключительно по специальным тестам интеллекта (intellegens qutient, сокращенно IQ). Эта практика вызывала много споров. Об этом много писали и продолжают писать в профессиональной литературе, подчеркивая, что "коэффициент интеллекта" (IQ) - это вовсе не то, что "природный ум". Не будем касаться этих сложных профессиональных вопросов, рассмотрим лишь главную проблему, которая и привела к дискредитации эту теорию и порожденную ей практику.

Вычисленный на основе результатов ответов по специальным тестам коэффициент интеллекта оказался мало полезным в педагогической практике и в особенности как основание для прогнозирования будущих достижений. Как свидетельствовали многолетние долговременные исследования, высокий коэффициент интеллекта, проявленный в детстве, мало что говорит о том, станет ли ребенок выдающимся ученым, художником, руководителем (лидером) и др. А ведь сам показатель - коэффициент интеллекта - претендовал ни больше ни меньше чем на роль универсальной личностной характеристики, свидетельствующей об общем уровне одаренности.

Причину этого явления выявила теоретическая психология. Анализ тестовых заданий, использующихся традиционно в тестах интеллекта, начиная с первых вариантов, созданных в начале XX века, и до комплектов аналогичных методик второй половины XX века, показал, что практически все эти задания активизируют и выявляют лишь один вид мышления, называемый логическим (или, как говорят профессионалы, конвергентным). А для достижения успехов в науке, искусстве, практической сфере нужно не столько умение выявлять закономерности, следовать заданному алгоритму и т. п., сколько умение нестандартно, оригинально мыслить, умение находить новые проблемы и необычные решения этих проблем.

Творческая одаренность

Одним из первых практиков, обнаруживших это несоответствие, был американский учитель и психолог Е. П. Торранс. Наблюдая за своими учениками, он пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, кто имеет очень высокий коэффициент интеллекта (IQ). Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными гарантами будущих и настоящих успехов в жизни. Для творчества, а именно это требуется от талантливого человека в любой сфере, необходимо нечто другое.

Е. П. Торранс одним из первых разработал методики для выявления творческих способностей детей. Испытания продемонстрировавших высокий коэффициент интеллекта после появления его работ стали дополнять специальными испытаниями уровня творческих способностей.

Они получили наименование тестов креативности. В ходе дальнейших исследований выяснилось, что для реализации личности в творчестве необходимо особое сочетание уровней развития логического (или конвергентного мышления, выявляемого обычно по тестам интеллекта) и творческого мышления.

Талантливые дети

Сконцентрировав усилия одаренного ребенка на каком-то одном виде деятельности (музыка, изобразительное искусство, шахматы и др.) часто можно добиться выдающихся результатов, значительно превосходящих обычные представления. История человечества свидетельствует о том, что в редких случаях это оказывалось полезным для развития ребенка в будущем и позволяло ему реализоваться в дальнейшем как выдающемуся специалисту (В.-А. Моцарт, К. Гаусс и др.). Значительно чаще встречались ситуации, когда ранняя специализация приводила к негативным последствиям.

Поэтому педагоги и родители, не стремящиеся утвердиться как "выдающиеся" воспитатели за счет своих одаренных воспитанников, ориентируются не на узкую специализацию одаренного ребенка, а, наоборот, - на максимальное расширение круга его интересов.

Лишившись в результате "выдающегося юного поэта (музыканта, математика, шахматиста, художника и др.)", а вместе с ним и воплощения собственных честолюбивых педагогических надежд, мы обычно приобретаем несравненно больше - всесторонне развитого одаренного ребенка, который, попробовав многое в раннем возрасте, делает осознанный выбор приложения определенного вида своей одаренности к чему-то в более старшем возрасте.

Об академической одаренности

В лексиконе педагогов и психологов есть такое слово - "обучаемость". Они давно заметили такую особенность: ребенок может быть и творческим и умненьким, но обучается тяжело. Потом, один ребенок "все схватывает на лету", а другому требуются долгие часы для освоения учебного материала. Естественно, что особенно внимательны к этой характеристике ребенка учителя, именно они склонны утверждать, что одаренные дети - "это те дети, которые хорошо учатся".

Вряд ли стоит говорить, что это большое заблуждение. Каждый из нас по собственному опыту знает, что учителя "делают отличниками" далеко не всегда тех, кто умнее или более развит творчески, значительно чаще это те, кто послушен, прилежен, исполнителен и т. п. Поэтому их основные оппоненты в данном вопросе - психологи - не устают повторять: одаренный ребенок далеко не всегда отличник. Более того, по результатам многочисленных исследований, проведенных во многих странах мира, одаренные дети крайне редко бывают отлич-никами или даже просто хорошими учениками. Увы, но чаще всего одаренные в традиционной школе - троечники.

Хотя мы не можем не отметить, что успешность в учении свойственна далеко не всем, и действительно одаренный человек обычно более способен к усвоению нового опыта. Но реальные успехи в учебе, обозначенные школьными отметками, далеко не всегда однозначно характеризуют эту способность.

Современные концепции одаренности

Итак, мы выяснили, что одаренность - это не то, что выявляется по тестам интеллекта; также не позволяют сделать это замечательные методики для определения уровня творческих способностей; раннее проявление
способностей к какой-либо деятельности также еще не является гарантией выдающихся достижений в будущем; что успехи ребенка в школьном обучении далеко не всегда свидетельствуют о его одаренности.

Что же такое одаренность в современном понимании?

Концепций одаренности, созданных современными учеными, так много, что одно лишь перечисление их наименований заняло бы не менее страницы. В их описаниях нередко могут заблудиться даже профессионалы психологи. Мы облегчим свою задачу, обратившись сразу к наиболее популярной и принимаемой большинством современных специалистов идее - концепции человеческого потенциала американского психолога Джозефа Рензулли.

Согласно его учению, одаренность представляет собой сочетание трех характеристик:

Интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- творческости;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Примечательно, что в самом названии данной теоретической модели Дж. Рензулли использует вместо термина "одаренность" термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция - своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных, но и всех детей.

Выделенная Дж. Рензулли триада представляется автором обычно в виде трех взаимно пересекающихся окружностей, символизирующих мотивацию, выдающиеся способности (интеллект) и творческость (креативность), что в значительной мере проясняет характер взаимодействия данных трех составляющих (рис. 1).

Рис. 1. Элементы человеческого потенциала Дж.Рензулли (малая модель)

Итак, одаренность - это не только интеллект, не только творческость и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики. Рассмотрим эти характеристики более подробно.

Основные слагаемые успеха

Мотивация

Мотив (от французского motif - "побудительная причина") - психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос "зачем это нужно ребенку".

При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп. Вот, например, как можно классифицировать мотивы учения.

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности, связанные с ее прямым продуктом.

- Мотивация содержанием - мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться, стремиться
узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений).

- Мотивация процессом - мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения.

- Широкие социальные мотивы :

а) общественно ценные - мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);
б) узколичные (престижная мотивация) - мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.

- Мотивы избегания неприятностей - учение на основе принуждения, страха быть наказанным и т. п.

Данная классификация, как любая схема, значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом
отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном
с учением.

Каждому ребенку свойственны чувство долга и ответственности, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересно содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.

Но следует говорить не об отсутствии или присутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.

В ходе специальных исследований доказано, что иерархия мотивов является сравнительно устойчивым психическим образованием. Будучи сформированной в детстве, она мало подвержена изменениям.

Наиболее желательно с точки зрения одаренности доминирование мотивов, связанных с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями; ориентация на усвоение способов приобретения знаний и т. п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик детской одаренности (Дж. Рензулли, Е. П. Торранс и др.).

Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а потому, что хочется самому, то есть на основе внутренней потребности, тесно связана с деятельностью центра положительных эмоций. Этот выявленный экспериментально факт дополнен утверждением о том, что лишь деятельность, мотивированная подобным образом, содействует развитию данных способностей.

Но важно не только то, какие мотивы доминируют. Небезразлично, как выстроятся в данной воображаемой иерархии остальные мотивы. Мотивы, связанные с процессом, уступают по своей ценности предыдущим, но они легче могут быть трансформированы в содержательные, чем, например, мотивы избегания неприятностей.

Традиционно эффективным инструментом, стимулирующим учебную деятельность, выступают широкие социальные мотивы. Но они менее управляемы, так как их действенность в значительной мере определяется
глобальными факторами (отношением к образованию и образованным людям в обществе и т. п.).

Естественно, возникает вопрос: как выявить доминирующую мотивацию? Но при всей его важности надо отметить, что более важен другой: на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность. Именно позиция педагогов и родителей во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы.

Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса.

Не менее важно и пробуждение интереса к процессу учения. Ориентируясь на это, следует помнить, что стремление сделать его (процесс) увлекательным требует изобретательности и педагогического мастерства, а также большой подготовки и часто больших временных и материальных затрат.

Педагоги и родители многих стран мира опираются на широкие социальные мотивы, и это вполне справедливо. С самых первых шагов они говорят своим воспитанникам о том, что хорошая учебная работа ребенка в детстве - залог получения дальнейшего образования и приобретения интересной профессии, высокой квалификации. Высокая квалификация работника и высокий уровень жизни в этих странах неразделимы. Именно поэтому, например, японский школьник даже при минимальных попытках со стороны учителя и родителей "увлечь" (содержательные мотивы) и "развлечь" (мотивация процессом) его в ходе обучения интенсивно занимается не только в школе, но и дома.

К числу негативных следует отнести мотивацию избегания неприятностей, но и учителя и родители, ориентирующиеся в первую очередь на эту группу мотивов еще не ушли в историю педагогики. Стремление карательными мерами заставить учиться не только не изжито, но напротив, иногда рассматривается как явление необходимое и даже естественное.

С точки зрения воспитания особенно важно, что в последнее время многие исследователи склоняются к мысли, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую творческость, как считалось ранее, а мотивацию.

Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

Творческость (креативность)

Многие отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования творческости как некой относительно автономной, универсальной способности. Они считают, что творчество всегда жестко связано с определенным видом деятельности. То есть, по их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще: есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и так далее.

Но большинство ученых в мире склоняются к тому, что природа творчества едина, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись творить в сфере искусства, техники или в других видах деятельности, ребенок без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому творчество рассматривается как относительно автономная, самостоятельная способность.

В материалах исследований психологии творчества, проведенных в последнее время, трудно найти приемлемое определение творческости, но там содержится довольно много описаний основных параметров, ее характеризующих.

"Креативность (творческость), - пишет Е. П. Торранс, - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее".

При оценке креативности психологи (Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс и др.) учитывают обычно четыре критерия.

Продуктивность, или беглость , - способность к продуцированию максимально большого числа идей. Этот показатель не является специфическим для творчества, однако чем больше идей, тем больше возможностей для выбора из них наиболее оригинальных.

Творец, создающий большое количество "продуктов", имеет некоторое преимущество перед тем, кто малопродуктивен. Но история знает и другие примеры. Так, Леонардо да Винчи за всю жизнь создал лишь небольшое количество живописных произведений, но это позволило ему войти в мировую историю искусства. При этом есть масса художников, написавших сотни и даже тысячи работ, но их имена никому не известны.

Гибкость - способность легко переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию друг от друга. Противоположное качество называют инертностью мышления.

Оригинальность - один из основных показателей творческости. Это способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.

Другой показатель творческости обозначается термином "разработанность" . Творцы могут быть условно поделены на две большие группы: одни умеют лучше продуцировать оригинальные идеи, другие - детально, творчески разрабатывать существующие. Эти варианты творческой деятельности специалистами не ранжируются, считается, что это просто разные способы реализации творческой личности.

Способности выше среднего уровня

Для успешного выполнения любой деятельности необходим комплекс особенных, специфических свойств. Не каждый человек в силу этого может стать выдающимся спортсменом, пианистом или математиком. Не-обходимо то, что обычно называют способностями выше среднего уровня.

Как мы уже отмечали, большая часть способностей имеет универсальный характер, но есть и исключительно специальные, обеспечивающие успешность выполнения определенной деятельности. Есть необходимый и довольно специфичный набор качеств и свойств для успешной игры на скрипке, занятий математикой, живописью, плаванием и другими видами деятельности. Для реализации личности в избранной сфере без этих качеств обойтись крайне сложно.

Правда, в психологии известно и "явление компенсации". Недостаток развития одних способностей может быть частично восполнен, компенсирован за счет более интенсивного развития других. Иногда этого хватает, чтобы добиться высоких и даже выдающихся результатов. Например, многие известные живописцы уступали по уровню способности к цветоразличению К. Коровину, В. Врубелю и другим известным колористам, но это не помешало им стать знаменитыми художниками.

Известно также, что у слепых, частично восполняя этот их недостаток, лучше развивается слух, осязание, обоняние. У глухих, напротив, зрение, и так далее.

Но компенсаторные возможности имеют предел. А потому никакой идеальный слух не способен полностью заменить зрение, так же как зрение не в состоянии полностью заменить слух. И никакая ловкость, техничность, упорство, целеустремленность не смогут сделать из тщедушного низкорослого юноши выдающегося баскетболиста, из крупной, склонной к полноте девушки - балерину, из слабослышащего ребенка - выдающегося музыканта.

Способности имеют удивительное свойство - развиваться. Естественно и легко объяснимо то, что особенно пластичны в этом плане маленькие дети. Чем младше ребенок, тем больше шансов что-либо изменить, поправить, усилить, усовершенствовать.

В этой части нашего обсуждения мы должны отметить еще одну особенность схемы Дж. Рензулли. Вместо слов "способности выше среднего уровня" он иногда (в некоторых своих работах) употребляет слово "интеллект". В этом случае интеллект рассматривается в значении, уже отмеченном выше, - как способность к однонаправленному, последовательному, логическому мышлению (сюда обычно включаются такие сложные мыслительные операции, как: анализ, синтез, классификация, категоризация и др.).

То, что в данном контексте называют интеллектом, проявляется в задачах, имеющих единственный правильный ответ, может быть выявлено с помощью специальных тестов интеллекта.

Несколько иной подход предложен группой современных российских психологов, их разработка претендует на особое место среди современных концепций одаренности. Этот проект выполнен научным коллективом под руководством известных российских психологов Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова. Авторы назвали ее "Рабочая концепция одаренности" .

Они выделяют два фактора одаренности, которые, по их мнению, и являются основными: "инструментальный" и "мотивационный". Несложно заметить, что этот подход несколько напоминает модель Дж. Рензулли. Но если Дж. Рензулли выделяет три фактора, то авторы "Рабочей концепции одаренности" интегрируют выдающиеся способности и креативность в один фактор - "инструментальный". Они предлагают рассматривать одаренность в двух основных аспектах: "могу" и "хочу".

Как видим, в данных схемах одаренность представлена как сложное, многомерное явление. Выделенные три ее характеристики позволяют понять, как выявлять одаренность и на что ориентироваться, развивая потенциал личности. При этом, правда, требует конкретизации важный вопрос - кого можно считать одаренным: того, кто демонстрирует высокие уровни по всем трем параметрам, или достаточно продемонстрировать две характеристики? Или даже одну?.. Сам автор этой концепции, отвечая на этот вопрос, говорит, что к одаренным следует относить любого ребенка, который демонстрирует уровень, свойственный одаренным, хотя бы по одному из выделенных параметров.

«Каждый ребенок талантлив по своему»

Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одарённость-от слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:

Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
приобщая детей к искусству мастеров;
организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей.
Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками.
В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. На уроках изобразительного искусства, и технологии пытаемся разнообразить деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.