Какую сказку рассказать 3 4 летнему ребенку. Что читать ребенку в три года? Сказки

С ростом и взрослением малыша у него формируются новые навыки и умения, он уже свободно складывает предложения в речи, различает и называет цвета, немного разбирается в буквах и цифрах. Но вот как научить ребенка читать в домашних условиях? Какой подход к этому вопросу будет наиболее оптимальным?

Если начать обучение в 3 года, то к 4 ребенок сможет уже свободно читать

Подходящий возраст для обучения чтению

Сейчас родителям доступны многочисленные обучающие методики: уникальный способ Домана, бархатные буквы Марии Монтессори, оригинальные кубики Зайцева. Перечислять подобные способы можно достаточно долго. Вся методология рассчитана на обучение ребенка в домашних условиях, также имеются специальные кружки, где малыша могут научить читать с группой детей.

Но как определить полную готовность малыша к обучению?

Раньше родителей не беспокоил этот момент, дети учились читать в 6-7-летнем возрасте. Сейчас ситуация в корне другая, многие родители учат своих малышей читать в 3 года.


К началу обучения ребенок должен свободно разговаривать

Чтобы точно определить готовность ребенка к обучению, нужно обратить внимание на следующие важные факторы:

  • хорошее владение речью, умение малыша составлять целые предложения, его понимание значения отдельных простых слов;
  • у ребенка не должны присутствовать какие-либо отклонения со слухом и произношением, иначе может потребоваться опытный логопед, а о чтении можно забыть;
  • малыш должен знать основные направления: налево/направо, вверх/вниз.

Многие ребята начинают проявлять интерес к книжному миру еще в 3 года, важно их правильно наставить в этом возрасте, объяснить, как это нужно делать.

Карточный метод Домана

Первый этап: познаем отдельные слова

Для проведения первого развивающего занятия по методу Домана нужно изготовить несколько картонных карточек. Нужно учить ребенка чтению с простых, знакомых ему слов и выражений.

Для успешного обучения чтению важна спокойная обстановка, никакие посторонние предметы не должны отвлекать внимание ребенка. Кроха должен быть здоровым, в хорошем расположении духа, быть готовым к восприятию нового.


Методика Домана подходит для детей с 3-х лет

Первое слово, которое нужно научить кроху читать в 3 года, — это «МАМА». Необходимо показать ему карточку и произнести: «Это значит мама». На этой карточке останавливаемся в течение 1 секунды, не надо ничего дополнительно проговаривать ребенку. После этого сразу же приступаем к следующей карточке. Когда все 5 карточек показаны, можно обнять и поцеловать своего ребенка, какой он молодец, что внимательно все изучал вместе с мамой.

В первый день нужно продемонстрировать карточки крохе еще 3 раза, делая передышку между обучением по 30 минут.

На второй день обучение чтению продолжается. В этот день мама также показывает ребенку 5 вчерашних карточек 3 последовательных раза, после чего к старым добавляется 5 новых ярких карточек, их тоже нужно будет показать 3 раза, в итоге получиться 6 коротких занятий, чтобы научить малыша читать в 3 года.

Карточки с буквами и картинками

На третий день к 10 карточкам добавляют еще 5 новых, выходит 15 штук и 9 небольших занятий.

Четвертый день: это 20 карточек и 12 коротких занятий.

Пятый день: 25 самодельных карточек и 15 занятий.


Первые слова на карточках

Начиная с 6-го дня, нужно действовать немного по-другому, убирая из каждого небольшого набора карточек по одному слову, вместо него добавляется новое. Подобным образом нужно поступать каждый день, во избежание путаницы нужно фиксировать дату первого показа слова на обратной стороне карты. Главное в методике Домана – это действия по системе, только так они смогут принести ощутимый результат.

По методике Домана все наборы карточек подчинены определенным тематикам: основные предметы быта, личные вещи, важные части тела, домашние питомцы, нужные продукты питания.

Сначала идет работа только с существительными, а когда число изученных предметов достигнет 50, то к ним добавляются самые важные глаголы.

Второй этап – изучаем словосочетания

У ребенка уже сформировался конкретный словарный запас, в этот момент он готов соединять слова. Второй шаг методики Доман предполагает введение новых карточек, где фигурируют названия цветов. После того как кроха усвоит названия цветов, можно научить его читать словосочетания. Для этого нужно самостоятельно подготовить карточки с использованием цветов.


Каточки Домана с названиями групп предметов

После системных упражнений будет видно, когда кроха будет готов к следующему этапу.

Использование этой методики подходит для обучения чтению в 3 года. Далее нужно сделать небольшие карточки с антонимами, например, «БОЛЬШОЙ СТОЛ», «МАЛЕНЬКИЙ СТОЛ».

Третий шаг – составляем небольшие предложения

После освоения словосочетаний можно переходить к простым предложениям. Для этого этапа нужно самостоятельно изготовить карточки с простыми предложениями, например, «СЛОН ЕСТ».

Размер букв нужно сократить на этом этапе до 5 сантиметров. Этот этап важен тем, что тут родителям нужно сделать специальную книгу. В этой книге должно содержаться 5 небольших предложений и небольшая иллюстрация к каждому. Стандартный размер самодельного пособия – 20*45 см, желательно использовать красный цвет шрифта.

Самодельная книжка по методике Домана

Если в доме есть цифровой фотоаппарат, то можно проиллюстрировать эту книгу его собственными снимками. Многие дети просто в восторге от таких дневников.

Четвертый этап – распространенные предложения

На этом этапе крохе демонстрируются карточки, где написаны усложненные предложения, состоящие из 3-х и более слов. В данном случае высота букв будет 4 см. Постепенно число слов в предложении нужно увеличивать, а величин шрифта сокращать до 2,5 см, а потом и до 1 см. Цвет шрифта нужно постепенно заменить на черный.

Пятый этап – увлекательное чтение книг

Теперь можно с уверенность сказать, что ребенок созрел для чтения настоящих книг. Добиться этого уровня можно в 3 года, если научить его читать немного раньше. Нужную для первого чтения книгу можно раздобыть в магазине либо сделать самостоятельно. Кинга должна соответствовать следующим параметрам:

  • общий словарь у нее должен быть – от 50 до 100 слов, полностью знакомых малышу;
  • должно быть напечатано не более 1-го предложения на ярко оформленной странице;
  • допустимая высота букв не должна быть меньше 1 см.;
  • интересный текст должен быть напечатан перед картинками либо размещаться отдельно от них.

Первые книжки для самостоятельного чтения

Книгу крохе читать нужно неспешно, с выражением 2-3 раза ежедневно в течение нескольких дней. После окончания занятий книгу нужно ставить на полку, а малышу давать читать по требованию. Одной иллюстрированной книги будет мало для крохи в 3 года, ведь это такой любознательный возраст. Из ситуации есть неплохой выход – можно самостоятельно переписывать известные книги большим шрифтом, придумывая собственные иллюстрации. Потихоньку у малыша соберется целая личная библиотека.

Плюсы данной методики

В качестве положительных моментов стоит выделить следующее:

  • методику желательно использовать прямо с рождения малыша;
  • все занятия родители способны организовать без привлечения дополнительных специалистов;
  • весь дидактический материал легко можно сделать самостоятельно;
  • ребенок получает необходимое всестороннее развитие, ведь карточки подчинены различным тематикам.

Педагоги выделяют следующие недостатки этой современной методики:

  • ребенок в процессе обучения находится в пассивной позиции;
  • малыш не учится самостоятельному чтению, а просто анализирует и запоминает поданный материал;
  • детки, возраст которых старше 3-х лет, плохо воспринимают эту методику.

Золотые правила обучения чтению

Предлагаем родителям следующие простые правила, которые помогут научить малыша чтению в 3 года:

  • никакого принуждения. Не стоит заставлять малыша читать, чтобы не заложить у него негативное отношение к книгам. Желательно его заинтересовать, раскладывая по дому различные яркие книги, читая крохе интересные истории. Все малыши стремятся походить на своих родителей во всем, им будет интересно, как читает его мама;
  • изучайте слоги и слова, а не буквы. В 3 года кроха легче усваивает слоги и простые слова, чем просто буквы;
  • не забывайте про повторение. Всегда закрепляйте пройденный материал, чтобы информация лучше закрепилась в памяти у малютки. Помните, что проверять и тестировать его знания в 3 года не нужно, дети этого не любят. Любое повторение должно проходить в игровой форме;
  • Действуем от простого к сложному. Желательно научить кроху правильному произношению звуков в 3 года, потом учите читать простые слова, состоящие из 2 слогов;
  • обучайте по простым правилам. Изучайте элементарные слова с повторяющимися буквами, затем учите простейшие словосочетания и предложения;
  • учитесь везде. Даже на прогулке можно предложить малышу прочитать крупные вывески магазинов;

Чтение вывесок на прогулке — способ обучения
  • всегда играйте. Можно придумать игры, где нужно читать слова, например, составляя из кубиков слова. Таким образом развивается детская память и внимательность;
  • постоянно заинтересовывайте. Необходимо объяснить малышу, что без чтение жить в обществе невозможно, демонстрируйте личные записи, яркие открытки от родственников и т. д.;
  • чтение вслух – это прекрасный способ научить крошку читать. Можно провести небольшое занятие по чтению вслух на время. Высчитываем, сколько слов прочитал малыш за минуту. Можно сделать домашний дневник читателя, где родители будут записывать все успехи своего ребенка, а за каждое достижение можно наградить его маленьким презентом;
  • увлекательное чтение с закладкой. Развить у малыша навык быстрого чтения можно при помощи простого упражнения – чтения с красочной закладкой. Только закрывать ею нужно не нижнюю строчку, а прочитанное слово, так ребенок точно не запутается и сконцентрируется на новом слове;
  • систематичность занятий. Помните, что любой результат – это ежедневная кропотливая работа. Уделяйте 5 минут драгоценного времени для занятий с малышом, даже если он точно всему научился, ведь плохо отработанный навык легко забывается.

Обучение ребенка чтению в раннем возрасте – это, конечно, прекрасно, но для чего же это? В школе разве не обучают этому? Такие вопросы волнуют многих родителей на сегодня.


Маленькие дети очень восприимчивы к обучению

Цели обучения чтению в раннем возрасте

Многие специалисты советуют начинать обучение чтению пораньше, исходя из следующих причин:

  • интенсивное развитие памяти, логики и мышления ребенка;
  • существенное расширение кругозора малыша;
  • отсутствие проблем с зачислением в школу.

Родителям нужно понять, что в первом классе он будет читать не только простейшие слова, но и условия задачки по математике, прочитать и осознать ее условия неподготовленному ребенку будет непросто. Поэтому подготовка является половиной успеха в данном случае. Облегчите ребенку участь, научив его хорошо складывать слоги в дошкольном возрасте, не перекладывая эти обязанности на школу и учителей. Не превращайте чтение в рутинный процесс, сделайте из него приятную, увлекательную игру.


Игрушечные буквы помогут весело обучаться

В среднем, максимальные сроки, за которые кроха научиться чтению, — это 6 месяцев. За это время есть возможность хорошо научиться чтению по слогам, в раннем возрасте это абсолютно реально.

Методика Зайцева – правильное чтение в раннем возрасте

Помимо описанного выше метода, можно воспользоваться методикой Зайцева, успешно функционирующей в течение 20 лет. Здесь используются статичные кубики. В этом дидактическом наборе присутствуют 20 групп. Кубики могут быть выполнены из дерева, железа, окрашены в золотой цвет. В легкой игровой форме дети обучаются различать гласные и согласные звуки. В наборе для раннего обучения находятся не только статичные кубики Зайцева, но и особые яркие таблицы, которые нужно размещать немного выше самого роста малыша.

В этой методике широко применяются «попевки», то есть родители не проговаривают слова, а поют.


Кубики Зайцева — эффективный способ обучения малышей

Более активному запоминанию способствуют специальные таблицы. Скорость усвоения материала зависит от текущего возраста ребенка, его способностей и мотивации. Нужно проводить занятия по этой методике систематично, дважды в неделю. продолжительность одного занятия – 15-30 минут.

Педагоги понимают, что эта методика далека от совершенства. Как и любое новшество, методика Зайцева, обладает своими выгодными достоинствами и недостатками. В качестве положительных сторон такого обучения они выделяют следующие качества:

  • малыш в игровой форме осваивает распространенные буквенные сочетания, у него нет необходимости думать, как прочитать тот или иной склад;
  • кубики Зайцева содержат правильные буквенные сочетания, что позволяет малышу в будущем освоить грамотное правописание;
  • в системе обучения Зайцева отсутствуют какие-либо возрастные цензы;
  • яркие кубики оказывают на развитие органов чувств и нужной мелкой моторики ребенка.

Методика Зайцева подходит для детей от 2-х лет

В качестве негативных моментов стоит выделить следующие качества:

  • малыш, научившийся читать на основе данной методики, может часто проглатывать окончания, состав слова понять ему очень сложно, поскольку он все время изучал только склады;
  • в первом классе у таких детей могут возникнуть трудности с фонематическим разбором слова, ведь в методике Зайцева звуки отмечены различными цветами;
  • непоследовательность методики;
  • дорогостоящие пособия и долгая подготовка к началу занятий.

Классический способ обучения чтению – любимый всеми букварь

Это пособие содержит яркие картинки и изображения любимых героев. Суть этой методик заключается в том, что ребенок обучается соединять в целые слоги отдельные звуки, а полученные звуки – в слова. При этом вниманию ребенка предлагаются освоить специальные предложения на сочетания гласного с согласными и наоборот. При этом очень важно, чтобы в приобретенном букваре содержались не все буквы алфавита, а дальше была представлена подробная информация об их соединении между собой.


Букварь для самых маленьких

Стоит отметить, что многие молодые родители, опробовав современные методики, закончившиеся неудачей, вновь возвращаются к традиционным методам обучения.

Так обучали своих детей наши бабушки и дедушки. Нужно признать, что эта методика не является такой простой, как другие предложенные методы. Обучение букварем предоставляет возможность малышу самостоятельно анализировать полученную информацию, читать первые в жизни слова, а затем словосочетания и предложения.

Какую из предложенных методик вы бы ни выбрали, главное, не перегружать информацией малыша. Объясняйте материал четко и лаконично, чтобы ему было понятно. При обучении родители должны обращать внимание на индивидуальные качества своего малыша, ни в коем случае не спешить обучать его чтению, если он пока не готов к этому. От того, как родители правильно научат ребенка читать, напрямую зависит, вырастет ли из него грамотный читатель.

Любовь к чтению и книгам начинается с родителей, поэтому они должны показывать личный пример.


Читайте с детьми с первого года жизни

Ни в коем случае не стоит сравнивать успехи своего крохи с результатами других детей. Здесь все индивидуально, зависит от личных качеств и систематических действий родителей. Не стоит изобретать волшебные способы обучения чтению, торопить события, всему свое время, если малыш пока не готов к обучению, лучше повременить с этим.

Нужно помнить, что обучение чтению является длительным по времени процессом, когда у малыша формируется личный темп освоения науки чтения.

Здесь главное, что нужно, — это запастись терпением и пониманием того, что ваш малыш – индивидуальность, которую нельзя ни с кем сравнивать. Научить ребенка чтению в раннем возрасте – это реально, тут все зависит от желания родителей и готовности малыша к обучению.

Добрый день, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки. Как научить ребенка читать в 3 года и зачем это нужно? Не рано ли? Родители и специалисты в области детской психологии и развития уже несколько десятков лет разделены на 2 лагеря.

Первые утверждают, что раннее развитие малышей и обучение чтению в возрасте до 5 лет – это добро и польза для маленьких мальчиков и девочек. Вторые говорят, что детство создано для безудержного веселья и тяжелым нагрузкам тут не место. И те, и другие правы, но давайте посмотрим на ситуацию с обеих сторон.

Разве плохо, что карапуз будет уметь читать, считать и выполнять еще какие-то вполне естественные действия раньше, чем пойдет в подготовительный класс или школу? Конечно же, нет! И второе, разве обязательно «лишать ребенка детства», чтобы научить ребенка читать в 3 года? Ведь можно организовать все в игровой форме, доступно и весело!

Мы уже писали про , опыт есть, такие детки есть!

Итак, давайте рассмотрим, зачем учить маленького ребенка чтению и как это сделать, чтобы всем было весело и легко. Почитайте , которые очень облегчат вашу задачу.

Все знают, что с раннего возраста у детей очень активно развивается мозг. Особенно важный период – возраст до трех лет. Это не означает, что после трехлетнего возраста кроха обучается хуже, но это значит, что можно использовать самый благоприятный период, когда малыш схватывает все буквально на лету.

Давайте рассмотрим ряд преимуществ, которые дает ребенку раннее чтение.

  1. Обучение чтению в раннем возрасте – хорошее основание для всего последующего развития. Это вклад в интеллектуальный потенциал, которые послужит маленькому человечку во всей его последующей жизни. Детки, активно напрягавшие свой мозг в период его роста и развития, отличаются гибким и живым умом в зрелом возрасте и никто у них этого не отнимет.
  2. Раннее обучение чтению – это возможность провести хорошо время с родителями, весело и полезно.
  3. Для ребенка обучение азбуке и чтению в раннем возрасте – настоящее открытие. Дети очень любопытны и с удовольствием открывают для себя новые грани этого мира. Поэтому, сам процесс обучения принесет малышу много интересных моментов и утолит потребность в познании.
  4. Детки, которые рано научились читать и считать растут более самостоятельными и уверенными в себе, так как сами могут себя занять. Уверенность достигается за счет того, что карапуз реализует свой потенциал и имеет успех в процессе обучения, особо не прилагая к этому усилий.
  5. В раннем возрасте малыши лучше запоминают – как уже говорилось выше, схватывают на лету всю информацию, поэтому научаться читать быстрее и легче.
  6. Кроме этого, раннее чтение развивает воображение, формируя правильную основу для творческого потенциала, который будет и в дальнейшем развиваться активными темпами.

Как научить ребенка читать в 3 года?

Есть множество методик для обучения раннему чтению, но не все они универсальны, ведь к каждому крохе необходимо найти индивидуальный подход. Мы не будем рассматривать какую-либо пошаговую инструкцию, а всего лишь приведем универсальные советы, выделенные из рекомендаций психологов и педагогов, знающих особенности детского развития в возрасте до трех лет.

Итак, рассмотрим 10 советов, которые помогут легко и без слез научить ребенка читать в 3 года.

  1. Используйте первую половину дня – ученые доказали что в этот период времени детский ум более открыт для получения новой информации. Запланируйте на утренние часы несколько простых занятий, заранее подготовьте все для этого и подберите правильные материалы.
  2. Не стоит принуждать ни к чему дочку или сыночка – если малыш не будет заинтересован занятием, нет никакого смысла его проводить. Ребенок просто не будет концентрироваться на том, что ему не интересно. К счастью, сегодня у родителей есть все, чтобы заинтересовать малыша – в продаже огромный ассортимент привлекательных обучающих материалов. В интернете великое множество мастер-классов, как сделать своими руками то, что нужно для обучения чтению. Используйте все, что вам доступно, и вы сможете заинтересовать малыша.
  3. Так как детишки до трехлетнего возраста большую часть информации получают через руки, необходимо подготовить соответствующие материалы. Вариантов много – это могут быть пошитые своими руками мягкие буквы из фетра, купленная азбука на магнитах, веер-алфавит, кубики с картинками. Можно , почитайте об этом подробную статью.
  4. Задействуйте творческий потенциал в процессе обучения. Пусть малыш не только изучает буквы, но и создает их своими руками. Например, рисует карандашами и фломастерами, или же с использованием пальчиковых красок. Можно взять пластилин или приготовить мягкое, цветное тесто для лепки и создавать из этих материалов выученные цифры.
  5. Не перегружайте малыша – если видите, что он устал, отвлекается или капризничает, остановите урок и перенесите обучение на следующий день. Все, что делается, должно делаться в удовольствие – только так будет гарантирован успех.
  6. Подогревайте интерес малыша к знаниям. Самый простой способ сделать это – держать обучающие материалы, книги и все, что используется для занятий, в недоступном для несмышленыша месте и доставать только на время занятий. Это будет активировать любопытство и интерес. Если же материалы будут всегда под рукой у ребенка, будет сложно заинтересовать его на время занятий.
  7. Как научить ребенка читать в 3 года? Вовсе не обязательно учить буквы в такой последовательности, в которой они представлены в алфавите. Вместо этого, учите те буквы, из которых можно составить простые и понятные малышу слова, которые он использует в своей повседневной жизни. Например, выучив буквы «М» и «А» вы сможете составить и написать слово «мама», а затем закрепить в повседневной жизни это знание. Оставьте на потом те буквы, которые кроха пока еще не в силах произнести – «р», «л», или другие.
  8. Поощряйте дочку или сыночка за каждый самый маленький успех – это будет дополнительной мотивацией для дочки или сына и сможет подогреть его интерес и жажду знаний. Похвала для малыша – движущая сила и заряд энергии. Но, хвалите за реальные достижения, а не просто ради . Несмышленыш должен понимать, в каких ситуациях он успешен, а в каких ему нужно еще приложить усилия. Безосновательная похвала формирует у детей нездоровую самооценку и зависимость.
  9. Учите короткие песенки и стишки о каждой букве, чтобы закрепить полученные знания. Дети очень любят запоминать и повторять рифмованные произведения, и это дополнительно развивает их память.
  10. Используйте доступные видео материалы, чтобы в свободное от обучения время чадо мог закреплять свои знания, при этом особо не напрягая мозг. Несмотря на то, что многие специалисты консервативного течения выступают против использования видео в процессе обучения, все-таки его эффективность нельзя отрицать. Учитывая тот факт, что нынешнее поколение вундеркиндов живет в абсолютно иную эпоху , даже в школах раннего развития сегодня используется такой способ подачи информации.

Сделаем вывод

Как видите, далеко не всегда раннее обучение «лишает ребенка детства». Учиться чтению, занимаясь вместе с родителями гораздо веселее, чем может показаться на первый взгляд. Кроме этого, раннее обучение является хорошим вкладом в последующее и поможет ему максимально реализовать свой умственный и творческий потенциал!

Счастья всем и удачи!

Книгу малышам можно читать десятки раз подряд, и они с удовольствием будут слушать ее. Но даже самые любимые из них порой просто надоедают. И тогда родители задаются вопросом: «Какие книги читать детям 3-4 лет?» Разумеется, все малыши разные. Одним из них больше нравятся книги про животных, другие уже в таком возрасте с удовольствием знакомятся с детскими энциклопедиями. Есть же детки, предпочитающие просто рассматривать картинки. Однако существует список книг для детей 3-4 лет, в котором находятся произведения, любимые всеми без всякого исключения.

Как малыши воспринимают чтение?

Каким будет список книг для детей 3-4 лет, зависит от следующего:

Как часто малыш проводит время с мамой и папой;
- насколько полезны для ребенка совместные занятия с родителями;
- насколько мамы и папы сумели привить своему чаду любовь к чтению и книгам.

Ситуации при этом бывают самыми разными. Различной может быть и степень готовности малыша к совместному чтению. Для родителей важно не проводить аналогии между свои чадом и другими детками. Ведь, например, соседский мальчик такого же возраста уже может с удовольствием слушать «Буратино», а их ребенок - даже не интересоваться «Репкой». Всегда стоит помнить о том, что темпы развития у детей разные, и в этом нет ничего страшного.

Однако это вовсе не означает того, что мамы и папы должны просто ждать, когда же их чадо само пожелает слушать книги. Необходимо заниматься с малышом, начав с веселых сказок и коротких стишков. Основная цель при этом должна состоять не в навязывании определенного объема произведений. Ребенку необходимо привить интерес к чтению.

Нужны ли книги малышу?

Сегодня, в век бурного развития техники, многие родители задаются вопросом: «Зачем читать ребенку?» Разумеется, практически в каждой современной семье имеется телевизор и компьютер, которые «выдают» развивающие программы. Однако все это просто невозможно сравнить с книгой, прочитанной родителями.

И на это есть несколько причин:

1. Воспитательная . При чтении книги родители акцентируют внимание малыша на тех моментах, которые важны для воспитания именно их чада.

2. Общение с близкими людьми. Во время чтения происходит формирование отношения маленького человека к окружающему миру. Кроме того, при этом он обучается общению с другими людьми.

3. Становление эмоциональной сферы. В процессе чтения у малыша возникает определенная реакция на интонации, появляющиеся в голосе родителя. Это помогает формировать у ребенка чувство сопереживания и благородство. Он начинает воспринимать мир на более высоком чувственном уровне.

4. Развитие грамотной речи, фантазии, а также расширение кругозора.

Какой может быть составлен список книг для детей 3-4 лет? Специалисты утверждают, что каждый ребенок индивидуален. Именно поэтому и книги все дети воспринимают по-разному. Однако психологи дают родителям несколько полезных советов, позволяющих сделать совместное чтение более продуктивным и приятным:

1. При чтении книг важно уделить особое внимание жестам, мимике и интонациям. Ведь в этом возрасте детям не столько нужны написанные авторами сюжеты, сколько переживания и действия персонажей. При этом малыши учатся правильно реагировать на возникающие жизненные ситуации.

2. Четко выделять в сказке положительных и отрицательных героев, а также совершаемые ими хорошие и плохие поступки. Детки такого возраста делят весь мир на белое и черное. Чтение сказок родителями позволит малышу научиться правильно себя вести и разбираться в жизни.

3. Важным элементом развивающего процесса являются стихи. Они способствуют становлению речи и расширению словарного запаса детей.

Каким может быть составлен список книг для детей 3-4 лет? Родителям стоит иметь в виду, что далеко не вся литература, стоящая на полках магазина, подойдет малышу. При выборе книги стоит обращать внимание на то, несет ли она моральную нагрузку и есть ли в ней поучающий подтекст. Но лучше всего остановить свой выбор на уже опробованных годами и замечательно зарекомендовавших себя произведениях. Рассмотрим рейтинг книг для детей 3-4 лет, в него войдет следующее:

    «Жили-были…».

    «7 лучших сказок малышам» К. Чуковского.

    «Котенок по имени Гав и другие сказки», М. Пляцковский, Г. Остер.

    «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка и некоторые другие произведения.

«Жили-были…» - сборник, в который вошли русские народные сказки

Список, в котором находятся для детей 3-4 лет, начинается именно с него. Это красочная чудесная книга, которая обязательно понравится детям. В сборник, помимо пятнадцати самых любимых детьми народных сказок, включены потешки и народные загадки, скороговорки и песенки.

Благодаря чтению этой книги ребенок быстрее познает окружающий мир. Помогают ему в этом отношения между сказочными героями русского фольклора. При этом мир малыша становится красочнее и понятнее, справедливее и добрее.

«Сказки малышам» В. Бианки

Очень часто лучшие книги для детей 3-4 лет - это те, в которых рассказывается о животных. Именно поэтому многим малышам по нраву приходятся сказки и рассказы В. Бианки. Они не только интересны, но и весьма познавательны. При чтении этой книги ребенок получает много интересной информации о животных и о природе. Он начинает называть по именам озерных, полевых и лесных обитателей. Кроме того, сказки, написанные Бианки, учат малышей добру, а также дружить и приходить на помощь в трудной ситуации. После их прослушивания малыши начинают более внимательно и бережно относиться к животным и растениям.

Книга сказок автора В. Сутеева

Вряд ли можно найти такого человека, который не был бы знаком с этой уникальной подборкой. Весь объем книги разбит на 3 раздела:

1. В. Сутеев как художник и автор. Сюда включены его сказки и сказки-картинки, написанные, а также проиллюстрированные им.
2. По написанным В. Сутеевым сценариям.
3. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам М. Пляцковского, К. Чуковского и И. Кипниса.

Тем, кто ставит своей целью приобрести книги для развития детей 3-4 лет, непременно стоит включить в список литературы произведения Владимира Сутеева. Его рассказы вряд ли смогут оставить кого-либо равнодушным. Они веселые, яркие и при этом весьма поучительные. Сказочные повести этого настоящего детского волшебника написаны доступным и простым языком. Даже малыши понимают заложенную в произведениях мораль.

«7 лучших сказок малышам» К. Чуковского

Уже одно только имя автора говорит о многом. Ведь очень хорошо подходят многие его книги для чтения детям 3-4 лет. В этом издании находятся самые известные сказки, написанные автором, произведения которого читали не одному подрастающему поколению. Книга имеет большой формат. Она красочно и хорошо оформлена. В ней находятся занимательные и яркие иллюстрации. Маленьким читателям книга Корнея Чуковского обязательно придется по вкусу.

«Котенок по имени Гав и другие сказки», М. Пляцковский, Г. Остер

Какие книги для детей 3-4 лет будут им особенно интересны? Те, главными персонажами которых являются герои любимых ими мультфильмов. Например, котенок, которого зовут Гав. Многие малыши любят этот мультфильм и будут с удовольствием слушать про него.

В книге объединены сказки сразу двух авторов. Первая из них - про маленького котенка, которого зовут Гав, написанная Г. Остером. Вторая сказка - М. Пляцковского с иллюстрациями к ней В. Сутеева. Рисунки в книге не похожи на те образы, которые созданы в мультфильме. Однако подборку этих сказок детки очень любят.

«Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка

Эта книжка для самых маленьких будет не только интересна, но и поучительна для малышей. В сказочных историях Д. Мамина-Сибиряка оживают и начинают весело общаться между собой игрушки, животные и растения. Деткам нравятся такие забавные персонажи, как Ерш Ершович, Мохнатый Миша, Комар Комарович, Воробей Воробеич и многие другие.

Эти фантастические герои увлекают малышей в свой чудесный мир, уча их при этом таким хорошим человеческим качествам, как справедливость и трудолюбие, дружеские отношения и добродетель. Кроме этого, персонажи «Аленушкиных сказок» помогают деткам получить сведения о природе, а также наблюдать за событиями, происходящими в жизни.

«Паровозик из Ромашково», Г. Цыферов

Эту сказку относят к классике детской литературы. В ней ребята знакомятся с маленьким Паровозиком, который возил своих пассажиров на станцию Ромашково. Он был необычным, так как всегда и всюду опаздывал, давая каждый раз начальнику слово, что это было в последний раз. По дороге между станциями Паровозик мог остановиться, чтобы полюбоваться жеребеночком, послушать пение соловья, насладиться запахом рощи или посмотреть на закат. Пассажиры, сначала возмущавшиеся задержкой в пути, также начинали любоваться природой. В результате Паровозик привез их в Ромашково на 3 дня позже. Но при этом никто не ругал его. Взрослые дяди и тети благодарили за поездку. При этом они говорили о том, что если бы не Паровозик, то можно было бы опоздать на всю весну, лето, и даже на всю жизнь.

Автор показывает своей сказкой, что многие люди постоянно спешат. Они бегут на работу и после нее домой, не обращая никакого внимания на ту красоту, которая их окружает. Малыши начинают понимать, что надо радоваться жизни, в которой можно найти много хорошего даже при плохой погоде.

Помимо этой сказки в книге можно найти и другие произведения писателя. Это короткие, но очень добрые истории, которые содержат в себе много поучительных моментов. Их прослушивание может навести малышей на некоторые размышления, а также окажет помощь в освоении такого пока незнакомого, но интересного для них мира.

Сказки, входящие в эту хорошо оформленную и красочную книгу, научат детей быть добрыми, а также верить в то, что они сами могут сотворить чудо. Малыши начинают понимать, что нужно думать перед тем, как сделать что-нибудь, дружить и отдыхать с пользой.

Буквы в этой книжке большие, а рассказы короткие. Именно поэтому «Паровозик из Ромашково» пригодится ребенку для самостоятельного чтения.

«Школа семи гномов»

Родители стремятся приобрести и развивающие книги для детей 3-4 лет. Их необходимость для малышей подтверждена и многими педагогами. Они считают, что с детьми необходимо заниматься с самого раннего возраста, что будет способствовать их развитию. Именно поэтому большую популярность на сегодняшний день имеют различные развивающие игрушки и, разумеется, книги. На полках магазинов родители могут найти множество литературы данного направления. Однако не так-то и просто подобрать хорошие развивающие книги для детей 3-4 лет.

Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется серия пособий «Семь гномов». Она состоит из 7 комплектов, каждый из которых предназначен для одного года жизни дошкольника. При разработке серии были учтены современные стандарты образования, что позволяет деткам получить соответствующие их возрасту всесторонние знания. В пособии много цветных иллюстраций, вкладышей с наклейками и карточками, заданий для малышей, а также рекомендаций для взрослых.

Книги «Школа семи гномов» для деток трех и четырех лет посвящены различным темам. Но при этом каждая из них направлена на развитие определенного навыка и умения, а также личностного качества ребенка. Изучение изложенного в пособии материала позволяет дошкольникам увеличить запас слов, раскрыть творческий потенциал личности и ближе познакомиться с окружающим их миром.

«Чудесные наклейки»

Эта целая серия книг, выпущенная издательством «Мозаика Синтез», помогает малышу трех и четырех лет выполнять задания в игровой форме. Ведь маленьким детям бывает весьма сложно отвечать на поставленные вопросы так, как это принято в школе.

«Чудесные наклейки» - это прекрасные обучающие книги для детей 3-4 лет. В них находятся забавные иллюстрации, к которым прилагаются многоразовые наклейки. Украшать предложенные рисунки становится для малыша занятием не только интересным, но и полезным. Ребенок знакомится с буквами и учится читать. Кроме этого, у него развивается воображение, мелкая моторика пальцев рук, а также координация движений. Эти книги помогают малышу быстрее познать окружающий мир, положительно влияют на интеллектуальное и речевое развитие, учат находить решения и принимать их.

«Букварь» Н. С. Жуковой

Это еще одна развивающая книга, которая заслуживает внимания родителей и педагогов. Ведь взрослые понимают, что уже не за горами то время, когда малыш подрастет и пойдет в школу. Уже в три-четыре года его нужно постепенно начинать готовить к столь важному этапу его жизни. И в этом поможет «Букварь», написанный кандидатом педагогических наук, логопедом более чем с тридцатилетним стажем Надеждой Сергеевной Жуковой.

Это широко известный и популярный учебник, знакомый уже нескольким поколениям детей. При его написании автор прекрасно совместила свою методику с мерами, позволяющими предупредить возникновение у детей ошибок при письме.
Книга не содержит моментов игры. В ней ничто не отвлекает внимание детей от занятий. Пособие рассчитано не только на изучение букв, но и на быстрое обучение детей-дошкольников чтению. Внизу страниц для родителей и педагогов даются методические рекомендации, позволяющие сделать занятие более эффективным.

В раннем возрасте родители прилагают огромные усилия для развития и обучения своего чада. Стоит ли бежать впереди паровоза и заставлять кроху читать и считать? Заставлять – однозначно не стоит. Отобьете охоту учиться на всю жизнь. Но, если подойти к этому вопросу грамотно, со знанием психологии и педагогики, можно попробовать научить ребенка читать даже в 3-4 года. Вперед?!

www.pediatriccenterofroundrock.com

Как научить читать ребенка в три года: с чего начать

  • Домашние занятия должны проходить в ненавязчивой развлекательной форме, помните, что игра в этом возрасте всему голова!
  • Обратите внимание на уровень развития устной речи.

Вы уверены, что кроха готов к освоению грамоты? Если активный словарный запас малыша слабоват, обучение может превратиться в психологическую пытку для всех участников процесса.

  • Немаловажное значение имеет умение ориентироваться в пространстве.

Ребенок должен уметь показать основные направления (вверху, внизу, слева, справа).

  • Как можно чаще привлекайте внимание малыша к книгам.

Ваша первоначальная задача – заинтересовать ребенка. Чтение должно стать желанным занятием. Постепенно, вовлекая кроху в мир литературы, вы сформируете желание познавать.

  • Изучите возможные способы обучения с учетом индивидуальных особенностей вашего ребенка.

Проанализируйте опыт других мамочек, проштудируйте литературу.

Метод глобального чтения по Доману: достоинства и недостатки

imgp.golos.io

Методика Глена Домана – один из эффективных способов, который поможет научить читать ребенка трех лет целыми словами. Начинать занятия можно с полугода. Звучит привлекательно? Не спешите. Оцените плюсы и минусы, а также свою готовность систематически уделять время домашнему обучению.

Достоинства:

· занятия проходят без привлечения специалистов;
· заниматься можно начинать с самого раннего возраста;
· пособие можно изготовить своими руками;
· развитие логического мышления, памяти;
· накопление словарного запаса по основным лексическим темам.

Недостатки:

· ребенок не овладевает традиционным приемом чтения;
· методика не работает на детях старше трех лет.

В чем суть метода чтения целыми словами

images.by.prom.st

Суть методики Г. Домана в том, что ребенок механически запоминает слово целиком.

  • Для начала вам понадобятся карточки размером 10 на 30 см со словами, напечатанными красным цветом (таким образом мы привлекаем внимание крохи).
  • Когда чтение целыми словами станет для малыша привычным, можно перейти на карточки меньшего размера с буквами черного цвета.

Учимся читать слова: как проходит обучение?

static.idiberi.ru

  • Взрослый демонстрирует карточку на протяжении нескольких секунд и озвучивает надпись.

Начинайте обучение с простых слов, которые малыш привык слышать каждый день. Предложите первые пять карточек.

  • Когда все слова озвучены и показаны, делаем перерыв на полчаса.
  • Повторяем процедуру.

Всего в первый день проведите три таких занятия.

rasprodajaweb.ru

  • На следующий день покажите ранее изученные карточки, предъявите их так же три раза.
  • Добавляем пять новых слов.
  • На третий день еще плюс пять.

На шестой день принцип действия меняется. Ваша задача убирать по одной карточке с ранее изученным словом.

Если вы решили всерьез заняться обучением чтению ребенка трех лет, рекомендуем вам приобрести пособие, в котором карточки распределены по основным лексическим темам.

Можно приклеить таблички со словами на соответствующие предметы. Например, карточку со словом «дверь» прикрепить к двери. Таким несложным способом вы можете научить читать ребенка трех лет.

Работа над словосочетанием: учим цвета, изучаем глаголы

  • Когда ваш малыш уверенно продемонстрирует чтение 50 слов, можно добавлять глаголы.
  • Следующий этап – работа над словосочетаниями.

Автор методики предлагает вводить названия цветов. Для это изготовьте карточки, выбирая соответствующий цвет шрифта. После того, когда ребенок усвоит предложенное задание, можно смело переходить к чтению словосочетаний.

Чтение предложений: от простого к сложному

  • Следующий этап – чтение предложений.

Не спешите. Важно, чтобы малыш хорошо усвоил ранее изученные слова. Фразы должны быть связаны с повседневной жизнью ребенка, с его режимом дня, любимыми игрушками и близкими людьми. Начинайте с нескольких слов, постепенно распространяя предложение.

Важно! Идите от простого к сложному. Не перегружайте малыша информацией. Хвалите кроху за малейшие достижения и ни в коем случае не ругайте. Только так вы сможете научить читать ребенка трех лет.

Учимся читать в 3 года: подводные камни

Психологи и педагоги часто критикуют вышеописанную методику. Почему?

Впоследствии многие малыши испытывают трудности при обучении традиционному синтетическому чтению.

Не спешите проводить опыты на собственном ребенке, посоветуйтесь со специалистами, которые занимаются ранним развитием.

Методика Домана чаще используется при работе с детьми с нарушением слуха и с неговорящими ребятами. Впрочем, выбор за вами. Уверены, ваши друзья и знакомые очень удивятся, когда вы продемонстрируете им маленького читающего гения.

Старый добрый букварь, или Как научить читать ребенка в 3-4 года

Зачем изобретать велосипед? Если вы считаете, что ваш ребенок готов к обучению чтению, обратитесь к старому доброму букварю. В книжных магазинах представлено множество вариантов учебных пособий.

Обратите внимание на «Букварь» Жуковой. Книга отлично себя зарекомендовала и пользуется большой популярностью среди родителей и педагогов.

cdn.rbth.com

  • В дополнение к букварю приобретите пособие «Живая азбука».

Плакат с «говорящими» буквами разместите на стене на уровне глаз малыша.

  • Играйте с буквами любыми доступными способами.

Сегодня выучили букву А? Предложите крохе выложить ее из фасоли или из макарон. Поищите вместе с ребенком букву в его комнате. Для закрепления изученной буквы используйте все, что попадается под руку. Колготки? Буква Л. А если положить носок посередине? Буква А. Познавательно и весело.

  • Чем больше ассоциаций и примеров — тем быстрее ребенок запомнит буквы.

«П» очень похожа на дверной проем. Что напоминает настенное зеркало? Да это же буква О!

  • Играйте в слова.

Предложите малышу назвать все предметы в квартире, которые начинаются на определенный звук. Это и есть начальный этап обучения звуковому анализу.

  • Кубики с буквами, магнитная азбука, трафареты, следы на снегу – все это поможет вам научить читать ребенка в три года.

Учите играя.
Ваша задача сформировать стойкий стереотип: читать это легко и очень интересно.

Существует множество методик раннего развития. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Ваша задача не только научить ребенка читать. Важно заинтересовать малыша, продемонстрировать увлекательность этого процесса, привить любовь к чтению. Уверены, среди вас есть опытные родители. Расскажите в комментариях, как научить читать ребенка в 3-4 года.

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    5 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что решил утопиться в Черном Омуте. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц …

    7 - Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

    Стюарт П. и Риддел К.

    История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

    8 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …