Конспект занятия в старшей группе на тему "Во саду ли, в огороде – мы нашли дары природы". Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты

Цель : уточнить и расширить представления детей об овощах; воспитывать познавательный интерес к миру растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи :

Упорядочить знания детей об овощах, их свойствах;

Рассмотреть овощи в натуральном виде и на иллюстрациях;

Расширить и активизировать словарь по данной теме;

Учить понимать образный смысл загадок;

Познакомить с садовым инструментом;

Учить сочетать движения и речь;

— привить трудовые навыки: проведение коллективной посадки семян огурца, с целью последующего наблюдение за процессом развития растений, фотографирования всех этапов и оформления результата в виде альбома.

Материалы и оборудование : свежие овощи (картофель, огурец, помидор, морковь), иллюстрации с изображением овощей, муляжи овощей; семена огурцов, лейка с водой, земля, лопаточка, разноцветные флажки по числу детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас очень интересное занятие. О чем же мы с вами будем говорить? Вот послушайте загадки :

Отгадывание загадок :

В процессе отгадывания загадок воспитатель показывает картинки с изображением отгаданных овощей.

Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)

Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)

Красный, детки, но не мак.
В огороде — не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали?
(Помидор)

В огороде — жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)

Как на грядке под листок
Закатился чурбачок —
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы, наверное уже догадались, что речь сегодня будет идти об овощах. Ой, посмотрите, к нам в гости кто-то спешит!

Входит Незнайка. В руках он держит большую сумку .

Незнайка : Здравствуйте ребята! Я так давно не был у вас в гостях. Мне очень за хотелось вас чем-нибудь угостить. Зашел я в магазин. Чего там только нет! Особенно мне понравился отдел с названием «Овощи». Такие там красивые и аппетитные овощи лежали! Вот я и не удержался, купил вам много разных овощей. Но, к сожалению, читаю я плохо, всех названий я не знаю. Вы мне поможете?

Воспитатель : Здравствуй, Незнайка! Молодец, овощи полны витаминами, мы их очень любим, но не все из них едят сырыми. Давайте, ребята, посмотрим, что же купил нам Незнайка и расскажем ему как они называются и что из них готовят.

Незнайка высыпает овощи из сумки, ребята рассматривают их:

Ребята: Это помидор. Его можно кушать сырым, из него готовят салат, добавляют в борщ; это огурец – его также едят сырым, добавляют в салат; это картофель – его чистят от кожуры, варят, жарят, из него готовят суп, пюре;..и тд.

Воспитатель: И самое главное, ребятки, овощи перед употреблением нужно помыть.

Ребята вместе с Незнайкой собирают овощи в сумку. А теперь давайте поиграем :.

Игровое упражнение «Интересные загадки»

Цель: Закреплять умение детей составлять описательный рассказ загадку на тему «Овощи».

Ход: Ребенок сидя за ширмой, дает описание овощу, при этом его не называя. Остальные дети отгадывают о каком овоще идет речь.

План:

1. Как выглядит (форма, цвет, размер)

2. Где растет, как за ним ухаживают.

3. Что из него можно сделать.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель. В процессе игры дети учатся узнавать овощи на ощупь.

Ход игры. Воспитатель складывает в мешочек, предварительно показав детям, муляжи овощей, затем вызывает детей по одному и предлагает на ощупь определить и назвать овощи. Дети берут по одному предмету, узнают овощи на ощупь и, вытаскивая из мешочка, показывают остальным. Педагог задает вопросы, касающиеся характерных признаков овощей.

Игра: “Один – много”

Воспитатель. Чтобы приготовить разные блюда нужно много овощей. Педагог называет название овоща в единственном числе, бросает мяч ребёнку и просит изменить слово в множественное число. Называя, ребёнок возвращает мяч педагогу.

Слова: помидор, огурец, картофель, кабачок, свекла, редька.

Воспитатель : Молодцы! А знаете ли вы, что овощи обладают целебными свойствами? Дети, употребляющие капусту, растут крепкими, сильными, организм их устойчив к различным заболеваниям. Капуста поможет снять головную боль , боль при ожогах , ушибах. А огурцы укрепляют сердце и сосуды, улучшают рост волос . Полезные вещества лука и чеснока убивают вредные бактерии. Можно привести еще очень много примеров. Поэтому овощи и фрукты обязательно должны кушать и взрослые и дети .

Физкультминутка «Овощи»

В огород пойдем, Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты. Имитировать, как срезают, таскают, копают.

Круглый, сочный, очень вкусный. Показать руками.

Щавеля нарвем немножко. «Рвут».

И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.

Незнайка: Как интересно! А где же растут овощи? Наверное, как фрукты, на дереве?

Ребята: Нет, Незнайка. Овощи растут в огороде на грядках или в поле, как например, картофель, капуста. Некоторые овощи, например свекла, морковь, лук, чеснок, растут в земле, другие растут на кустиках над землей, например, перец, огурцы, горох.

Незнайка : Ой-Ой, как вы много знаете. Что-то мне тоже захотелось посадить и покушать огурчики, выращенные своими руками. Сейчас возьму огурец, закопаю его в землю и вырастут у меня вкусные огурчики!

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, вырастут у незнайки огурцы, если он будет так делать?

Ребята : Нет. Для того, чтобы вырастить растение, нужны семена.

Воспитатель: Правильно. Для того, чтобы посадить растение нужны семена, земля, вода. Кроме того, после посадки растения необходимо регулярно поливать, рыхлить, полоть, при необходимости удобрять. А чтобы тебе Незнайка, стало понятнее, мы с ребятами можем тебя научить и показать, как нужно это делать. Как раз сегодня мы будем сажать рассаду огурцов. В дальнейшем, когда растения взойдут и окрепнут, мы пересадим их в грунт на участке.

Незнайка : Ура, давайте, как интересно!

Практическая часть занятия.

Дети готовят рабочее место для работы с землей. Им выдаются семена огурца, земля в коробке, лопаточка, лейка с водой, разноцветные флажки. При помощи воспитателя каждый ребенок делает в земле бороздку, сажает семена, поливает. Напротив своей бороздки каждый из детей втыкает в землю флажок со своим именем.

Итог:

Воспитатель: Молодцы, ребятки! А ты, Незнайка, приходи к нам почаще, мы будем вместе наблюдать, как растут наши огурчики.

Незнайка: Спасибо, обязательно приду. До свидания, ребята!

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР на тему «В огороде».

Программное содержание:
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с овощами, расширять представления о них, уточнять и активизировать словарь по данной теме, учить видеть характеристики предмета и обозначать их словами, развивать связную речь (формировать умение отвечать развернуто на вопросы, распространять предложения, строить описательный рассказ, соблюдая его структуру), развивать лексико-грамматическую сторону речи.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать эмоциональную сферу и психические процессы, такие как целостное зрительное восприятие, наглядно-образное и словесно-логическое мышление, внимание; развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику, формировать умение планировать и организовывать свою деятельность; закреплять понятие "направо", "справа".
Воспитательные задачи: формировать навыки сотрудничества, эмпатии, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: нарисованные или сшитые "грядки" с кармашками; ящички-судочки; разрезные и целые картинки с изображением овощей: картофель, капуста, лук, редис, помидор, огурец, морковь, репа, свекла, баклажан и др.; картинка кастрюли с прозрачным кармашком; чудо-ларчик; схемы Ткаченко Т.А.; картинки для д/и «4 лишний»; MP3-проигрыватель и аудиодиск - Железновы «Веселая логоритмика»; су-джок; пособие «Веселые шнурочки» (овощи); мячик.
Методы и приемы: словесные (беседа, слово педагога, речевой образец выполнения задания, параллельное описание), наглядные (демонстрация), практические (упражнения).

Ход занятия:

1. Организационный момент.
«Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Ребята, каждое занятие начинается с приветствия! Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его ласково по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа...
Молодцы! Сегодня мы с вами попали в огород… У кого есть огород? У кого есть дача? Что растёт на грядках? Интересно, что же мы сейчас с вами увидим…»
2. Д/и «Сложи картинку». «Чтобы увидеть, какие овощи растут на грядке, нужно выполнить задание! Помогите мне из кусочков собрать целый овощ… А теперь скажите, что здесь... а здесь? Как это можно назвать одним словом?»
Дети подходят к "грядкам" (индивидуально выдаются разрезные картинки с изображением овощей: картофель, капуста, лук, горох, редис, помидор, огурец, морковь, репа, свекла, баклажан).
3. Д/и «Варим суп». «Ребята, что можно приготовить из овощей? (Суп, рагу, пюре и т.д.) Мы сейчас сварим суп! Суп из гороха какой? Из картофеля? Из свёклы? Из лука? Из капусты?» В кармашек кастрюли вкладывается картинка нужного овоща.
4. Д/и «Расскажи, что это» . Составление описательного рассказа по собранной разрезной картинке с опорой на схемы Ткаченко Т.А. «Ребята, а сейчас мы поиграем в "отгадай-ку".
Из чудо-ларчика каждый ребёнок по очереди достаёт картинку овоща и, не показывая никому, описывает его по схеме (она представлена на доске/мольберте). Ребята должны отгадать, но только дослушав рассказ до конца. Поэтому, оговаривается правило! Очень строгое - не выкрикивать, поднимать руку после окончания "загадки". Примерный ответ ребенка: «Этот овощ оранжевого цвета. Он вытянутой треугольной формы, небольшой величины. Он сладкий на вкус. Растет в огороде на грядке, в земле. Его можно есть сырым, можно варить, жарить, выжать сок и т.д. Это...? Правильно это морковь!»
5. Д/и «4ый лишний». Сначала один пример разбирается коллективно, затем индивидуально детям выдаются картинки в ящичках-судочках, в которых лежат 3 овоща, а четвертый – фрукт, гриб, растение, продукт питания (в зависимости от уровня развития ребенка). «Ребята, посмотрите, я собрала урожай. У меня в ящичке всё верно собрано? Или я ошиблась? Есть лишний предмет? Какой? Почему?» Примерный ответ: «Здесь лишний – банан, потому что огурец, редис и свекла – это овощи. А банан – фрукт».
6. Логоритмические упражнения (массаж с су-джоком и музыкальная физкультминутка-танец).
В огороде много дел.
Урожай у нас поспел.
Помидор и кабачок,
Перец, лук и чесночок.
Свекла, репа, редька, лук.
Много овощей вокруг!
(автор неизв.)
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наша Зина – молодец!
(автор неизв.)

Далее дети встают и танцуют под песенку (повторяют движения за педагогом). У нас с детьми разработаны свои мини-танцы, которые они любят танцевать. Использую песни Железновых.
7. Упражнение на развитие мелкой моторики и мышления «Весёлые шнурочки» . Детям индивидуально выдаются пособия: шнурок, бусы-овощи, схемы. «Ребята, помогите собрать урожай, нужно все овощи нанизать на ниточку как показано на схеме, именно в этой последовательности».
8. Д/и «Какой-какая-какое-какие». «Я буду каждому кидать мячик и называть овощ. А вы должны будете охарактеризовать его тремя словами. И назвать ласково! Например: огурец - огурчик – зеленый, гладкий, овальный и т.д.» (заданный каждому ребенку овощ не должен совпадать с тем, который был у него на разрезной картинке).
9. Итог. «Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Что видели? Молодцы, теперь мы с вами знаем очень много разных овощей, все они растут на грядках… Вы очень старались, все большие молодцы! Увидимся на следующем занятии!».

Таня Богданова
Конспект занятия «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи "

Образовательные задачи :

Закрепление представлений об овощах ;

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи »

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением);

Учить употреблять глаголы.

Развивающие задачи :

Развитие связной речи (составление описательного рассказа) ;

Зрительного внимания и восприятия;

Артикуляционной и тонкой и общей моторики;

Творческого воображения;

Развивать внимание, память.

Воспитательные задачи :

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение выслушивать ответы сверстников;

Учить отвечать полным ответом.

Оборудование :

Атрибуты овощей (капуста, морковка, лук, огурец, свекла, морковь, помидор) ;

Листочки (из бумаги для дыхательной гимнастики) ;

Костюм огородника;

Свежие овощи для угощения .

Предварительная работа :

Рассматривание овощей ;

Беседа о пользе овощей ;

Знакомство со схемой "Овощи ";

Составление рассказов по схеме;

Разучивание пальчиковой гимнастики;

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, какое сейчас время года? (Осень)

Сядет, тот, кто назовет приметы осени (птицы на юг улетают, люди собирают урожай и т. д.)

II. Дыхательная гимнастика

Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки

Дует легкий ветерок – ф-ф-ф

И качает так листок – ф-ф-ф

(Спокойный выдох)

Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф

И качает так листок – Ф-Ф-Ф

(Активный выдох)

Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки :

Осенние листочки на веточках висят

Осенние листочки детям говорят :

Осиновый – а-а-а

Рябиновый – и-и-и

Березовый – о-о-о

Дубовый – у-у-у

Дети хором поют «а-а-а» , «и-и-и» , «о-о-о» , «у-у-у»

III. Упражнение «Наша грядка»

Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей . Сейчас мы вспомним, что растет на нашей грядке.

«Наша грядка»

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий,

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат –

Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.

Если слушал ты внимательно,

Назовешь их обязательно.

Назовите одним словом, что выросло на грядке? (Овощи )

IV. Введение в тему

Правильно овощи , они растут в огороде на грядке. А как растут овощи ? (растут в земле, над землей, на кустах….)

А одинаковые ли они? (нет)

Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу)

Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)

Что можно приготовить из овощей ? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную )

Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный)

Скажите, как готовят овощи ? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)

Вы так много знаете об овощах , а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)

Я приглашаю вас отправиться в страну Огородную. Вы уже догадались, кто там живет? (Овощи ) А вы помните, кто ухаживает за овощами ? (огородник)

Я сейчас, превращусь в огородника, не простого, а в волшебного. Закройте глаза и сосчитайте до пяти.

Здравствуйте ребята. Вы готовы к путешествию, тогда нужно сказать волшебные слова : «Вокруг себя повернись, в семена превратись»

Дети поворачиваются вокруг себя и надевают маски овощей .

V. Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена овощей . Присядьте. Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, растения тянуться к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекало солнышко, завяли растения. Расслабтесь, уроните голову, опустите плечи и туловище. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку. (Повторить расслабление)

Упражнение «Толстушки – худышки»

Тыква (надувают щеки) – огурец (втягивают щеки) и т. д.

VI. Игра «Собираем урожай»

Поздним летом в огороде

Собирается народ

Зрел все лето урожай!

Что собрали? Отгадай?

1. Здесь весною было пусто.

Летом выросла …. (капуста - капустка)

2. Собираем мы в лукошко

Очень крупную…. (картошку-картошечка)

3. От дождя земля намокла –

Вылезай толстушка…. (свекла - свеколка)

4. Из земли – за чуб плутовку!

Тянем сочную…. (морковку-морковочка)

5. Помогает деду внук –

Собирает с грядки …. (лук - лучок)

6. Вкусно выглядит синьор,

Ярко-красный (помидор - помидорчик)

7. Под листом укрылся молодец

Зеленый, длинный ….(огурец - огурчик)

Вот и все! Хоть и устали,

Урожай мы весь собрали!

VII. Физминутка

Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад .

«Марш овощей »

Плавно идет капуста

(Шаг с носочка)

Важно шагает помидор

(На всей стопе)

Осторожно идет лук

(На носочках)

Не спеша вышагивает картошка

(На пятках)

Вприпрыжку спешит морковка

(Подскоки)

Маршируют молодцы – огурцы

(Шаг марша)

VIII. Составление описательного рассказа по схеме

Овощи , а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначают эти символы. (цвет, форма, вкус, где растет, как растет, что готовят)

Дети составляют рассказ про свой овощ по схеме .

Какие же вы молодцы.

А закончим мы наше путешествие приготовлением «овощного супа » .

IX. Пальчиковая гимнастика

«Хозяйка однажды с базара пришла» Ю. Тувим

Хозяйка однажды с базара пришла

(Шагают на месте)

Хозяйка с базара домой принесла

(Загибают пальцы на руках)

Петрушку и свеклу

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкуснее всего на столе

(Попеременно ударяют кулачками)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(Стучат ребром ладони по другой раскрытой ладони)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(Складывают руки накрест)

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу

(Загибают пальцы на руках)

И суп овощной получился , не плох!

(Показывают, как едят суп)

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, четыре, пять – вижу снова я ребят.

Где мы с вами были? Чем занимались?

Посмотрите, огородник нам оставил подарок, свежие овощи . Угощайтесь.

Ирина Красильникова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты»

Цель : создание условий для формирование у детей представлений об овощах и фруктах .

Задачи :

Образовательные :

Упражнять различать слова, обозначающие признак и действие предмета;

Учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета.

Развивающие :

Способствовать развитию связной речи , зрительного внимания, речевого

слуха, мышления, артикуляционной, координации речи с движением .

Воспитательные :

Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование : альбомный лист; цветные карандаши, гуашь, акварель, фломастеры, восковые мелки на выбор; мультимедийное оборудование; картинки фруктов , овощей ; дерево; карты схемы; муляжи овощей и фруктов ; 2 корзины; мяч.

Методические приёмы : рассматривание иллюстраций; выразительное чтение; составление рассказов по картинке; чтение стихотворения С. Михалкова «Овощи » , Бокова «Урожай» ; рисование.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель.

Ребята, слышите, к нам кто-то пришел? (стук в дверь)

Посмотрите, наша кукла Настя пришла к нам в гости. (у куклы корзина с овощами и фруктами ) Она говорит, что всё это подарила ей бабушка, но что это и что с этим делать она не знает.

Ребята, поможем Насте? Расскажем ей всё, что мы знаем?

Предлагаю вам отгадать загадки.

(После каждой загадки ребёнок достаёт из корзины отгадку) .

Висит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоко) .

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его. (Лимон) .

Знают этот фрукт детишки ,

Любят, есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет. (Банан) .

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша) .

Воспитатель. Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

Дети. Фрукты .

Дидактическая игра «Магазин» .

Воспитатель : Мы пришли в магазин, где продаются овощи и фрукты , вы их сможете купить, если опишите фрукт или овощ .

Чтобы вам легче было их описывать, будем использовать карты-схемы.

(схема описания и сравнения овощей и фруктов ) .

(цвет, форма, величина)

Дети выбирают продавца, используя считалку :

Ай, дуду, ай, дуду

В огород сейчас пойду

Соберу я овощей

Для зеленых свежих щей

Где вы, овощи ау ?

Прячьтесь лучше, я иду!

Первым покупает воспитатель (дает образец описательного рассказа, потом

дети, 45 человек.

Воспитатель : дети, кто купил овощи подойдите к правой корзине, а кто

купил фрукты к левой .

Проверить с детьми, правильно ли они положили.

Воспитатель : у Насти в корзине остались овощи и фрукты , давайте их тоже

разложим по корзинам.

(дети называют овощи и фрукты , которые кладут в корзину).

Воспитатель : Молодцы. Дети, что мы складывали в правую корзину, а что

Ребята, а где растут овощи ?

Правильно в огороде. Сейчас мыс вами отправимся в огород, поработаем там.

Физ. минутка : «В огород»

В огород мы пойдем,

Урожай соберем.

Мы морковку натаскаем,

И картошку накопаем.

Срежем мы кочан капусты,

Круглый, сочный,

Очень вкусный.

Щавеля нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

(Дети идут по кругу друг за другом) .

(Имитация действий) .

Воспитатель : а сейчас, ребята, в кругу и поиграем в игру «Назови ласково» . Я буду вам бросать мяч и называть овощи или фрукты , а вы мне возвращаете мяч и говорите ласково :

огурец – огурчик;

помидор – помидорчик;

капуста – капустка;

лук – лучок;

Молодцы!

Воспитатель : А теперь меняю правила игры. Раздаю карточки с изображением овощей и фруктов . (Воспитатель показывает изображение одного овоща или фрукта . У ребенка карточка с теми же овощами или фруктами во множественном числе).

Воспитатель :

Один мандарин;

Одно яблоко;

Один гранат;

Один ананас;

Одна груша;

Дети :

Много мандарин;

Много яблок;

Много гранат;

Много ананасов;

Много груш.

Воспитатель : следующая игра «Найди лишний»

Яблоко, малина, груша, слива.

Гранат, апельсин, масленок, банан.

Мандарин, персик, айва, репа.

Слива, перец, помидор, огурец. (Картинки на экране)

Дети, я хочу предложить вам поиграть в новую игру «Да-нет»

(воспитатель объясняет правила игры)

Игра ТРИЗ «Да-нет» (карточки «Овощи- фрукты » )

Воспитатель :

Ребята, назовите фрукты , названия которых начинаются на звук [а].

Названия, каких овощей начинаются на звук [р. ].

Воспитатель : Где растут овощи и фрукты ?

Дети : Фрукты растут в саду . Овощи растут в огороде .

Воспитатель : Чем занимаются люди в садах и огородах осенью?

Дети : Собирают урожай

Воспитатель : послушайте стихотворение :

Солнце, солнце веселей,

Посвети еще, погрей!

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях,

Не мешай пшеницу жать,

Не мешай ты нам копать

Свеклу, редьку и картошку,

И, конечно же, морковку!

Чтоб, когда придет зима,

Были полны закрома.

(Завальнюк)

Воспитатель : Как вы думаете, зачем выращивают, собирают и хранят овощи и фрукты ?

Дети : люди употребляют в пищу овощи и фрукты .

Воспитатель : а как вы думаете, овощи и фрукты полезны для здоровья? Чем они полезны и как их можно употреблять?

Дети : да, в овощах и фруктах содержатся витамины .

Игра «Дорисуй фрукт »

Воспитатель : дорисуйте фрукт и определите , что за фрукт вы изобразили . (На листе бумаги пол яблока, пол груши, детям рекомендуется дорисовать, раскрасить, определить). (дети сами выбирают материал для рисования) .

Воспитатель : молодцы, вы сегодня многое узнали, многому научились.

Помогли нашей Насте.

Итог занятия .

Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно

и нетрудно. Желтое яблоко возьмет тот, кому было интересно, но немного

трудно выполнить задание. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Теперь ваши яблоки приклеим на дерево в саду и увидим, какая яблоня будет расти в нашем саду. Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.

И вас ждет сюрприз.

Выносятся корзины с яблоками. Дети моют руки и берут любимый фрукт .

Список литературы.

1. С. А. Васильева Рабочая тетрадь по развитию речи для дошкольников . – 2002.

2. Развитие речи . Старшая группа . Занимательные материалы. Сост.

О. И. Бочкарева и т. д. – Волгоград : «Корифей» , с. 26.

3. Игры и занятия по развитию речи дошкольников . Старшая группа .

Т. И. Петрова; Е. С. Петрова. – с. 17.

4. О. В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» .

5. Г. Я. Затулина «Занятия по развитию речи дошкольников » .

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Чудо-овощи и фрукты» в средней группе № 12 Учитель-логопед: Бирюкова О. С. ЦЕЛЬ: Обобщить и систематизировать.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Овощи и фрукты» Конспект интегрированного занятия во 2 младшей группе «Овощи и фрукты». Задачи: - Формировать у детей представления об овощах и фруктах;.

Цель: Учить различать овощи и фрукты, с помощью воспитателя составлять описательный рассказ о них. Развивать мышление, речь, пополнять.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Овощи-фрукты» Цели:систематизация словаря по теме (расширить словарь по теме); закрепить отличительные признаки овощей-фруктов; закрепить глагольную лексику;.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Овощи и фрукты для зайчонка» Конспект занятия по развитию речи в младшей группе Тема: «Овощи и фрукты для зайчонка» Подготовила воспитатель МДБОУ Д с №7 «Улыбка»: Карпова.

Конспект занятия по развитию речи «Овощи и фрукты» Речевое развитие: Закреплять с детьми описание предмета. Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе;.

Программное содержание: Формировать умение детей внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы; Закрепить знания об овощах; Закрепить.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Овощи и фрукты» Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе. Тема: «Овощи и фрукты». Цель: создание благоприятных условий для формирования.

Конспект занятия во второй младшей группе «Овощи и фрукты - полезные продукты» Программное содержание: -Учить описывать овощи и фрукты по их характерным признакам: цвет,форма. -Закрепить знания о том,где растут овощи.

Занятие по развитию связной речи «Овощи и фрукты» (первая младшая группа) Цель: способствовать развитию связной речи. Задачи: 1. Уточнить и закрепить слова по теме. 2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения.

Библиотека изображений:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: Овощи

Цели:

1)Закрепить знания детей об овощах.

2)Учить находить сходства и отличия (по запаху, вкусу, внешнему виду, на ощупь).

3)Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать уменьшительно – ласкательную и множественную форму существительных.

4)Воспитывать культуру поведения за столом во время приема пищи.

Оборудование: две корзины, натуральные овощи, картинка с изображением козы, предметные картинки с изображением овощей и фруктов, мячик.

Ход занятия

1)Организационный момент.

Воспитатель: Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу – ох!

Воспитатель: Что принесла хозяйка с базара? (Дети называют овощи, воспитатель достает их из корзинки)

Воспитатель: Как одним словом это можно назвать? Где растут овощи?

2. Рассказ воспитателя.

Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, чеснок. Лук выдергивают; капусту срубают. Картошку выкапывают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи очень полезны, в них много витаминов.

3.Рассматривание овощей (цвет, вкус, форма, величина), сравнение моркови и свеклы, огурца и помидора, тыквы и кабачка.

4. Игра «В огороде у козы Лизы».

Коза пришла в огород собрать овощи, а там кроме овощей еще насыпали фрукты. Давайте ей поможем: в одну корзину соберем овощи, а в другую – фрукты.

(Дети выбирают картинки с изображением овощей и фруктов, подбирают к ним слова, отвечающие на вопросы: какой? какая?

Хрустящая капуста, свежие огурцы, сладкая морковь.

А куда мы положим арбуз? (Арбуз – это большая ягода. Его мы положим отдельно от фруктов и овощей.)

5.Игра «Большой - маленький».

Воспитатель кидает мяч, ребенок должен подобрать слово.

Огурец – огурчик, помидор – помидорчик, чеснок – чесночок.

6.Игра «Назови, какой это сок».

Томат – томатный, морковь – морковный.

7.Физкульминутка.

Мы капусту режем-режем,

Мы капусту мнем-мнем,

Мы капусту давим-давим,

Мы капусту солим-солим.

8. Игра «Составь предложение».

Помидор круглый, а морковка -…..

Огурец овальный, а тыква….

Лук горький, а морковь ….

Огурец зеленый, а помидор…

9.Игра «Мы считаем».

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять-

Принесли из магазина

Мы огромную корзину.

Один огурец. (Ребенок передает овощ стоящему рядом ребенку.)

Два огурца. (Счет идет в игре до пяти.)

10. Итог занятия.

О чем мы говорили сегодня?

Где растут овощи?

А сейчас я приглашаю вас за стол – отведать дары осени.