Консультация для педагогов детского сада «Воспитание любознательности у дошкольников. Воспитание любознательности и познавательных процессов

Дошкольный возраст - возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Воспитание любознательности и познавательных интересов осуществляется в общей системе умственного воспитания на занятиях, в игре, в труде, в общении и не требует каких-либо специальных занятий. Основное условие развития любознательности - широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним.

Возникновение интереса обеспечивается подготовкой соответствующей почвы, в содержание понятия которой мы включаем:

  • а) наличие внешних условий, создающих возможность получать достаточные впечатления в той или иной области, осуществлять ту или иную деятельность;
  • б) накопление соответствующего опыта, делающего данную деятельность частично знакомой;
  • в) создание положительного отношения к данной деятельности (или к данному предмету), чтобы «обернуть» к ней ребенка, вызвать желание заниматься и обеспечить, таким образом, психологические предпосылки интереса.

Положительное отношение создается двумя путями.

Первый путь создания положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при непосредственном образном рассказе о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т. п.

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

  • 1. Подготовка почвы для интереса:
    • а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности;
    • б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, на личной общей познавательной направленности.
  • 2. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком.
  • 3. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появлением познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности («Хочется знать и уметь». «Не могут не заниматься этим»).
  • 4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время (в зависимости от почвы).

Все мероприятия, предпринимаемые с целью формирования положительного отношения к предмету и деятельности, являющегося необходимой предпосылкой интереса, идут по намеченным нами ранее двум основным путям:

  • 1) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности;
  • 2) обеспечение понимания общественной и личностной значимости деятельности

Для формирования интереса и любознательности нужны все компоненты «поисковой деятельности».

Она предполагает:

  • а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;
  • б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения;
  • в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;
  • г) решение задачи (учебной, трудовой и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

Активная систематическая самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.

Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением -- важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.

Интерес -- как прообраз внешней исследовательской деятельности, образно говоря, вычленяется как переживание своего отношения к ней и затем как бы «прорастает» в личности.

Таким образом, необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию.

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.Любознательность –склонность к приобретению новых знаний, пытливость.Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Источником для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни.Очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Любознательность ребёнка окрашена эмоциональным восприятием мира и составляет как бы первую ступень познавательного отношения.

Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Воспитание любознательности не требует каких-то особенных занятий и осуществляется в процессе жизни ребёнка. Основное условие развития любознательности- широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, природой и воспитание активного, заинтересованного отношения к ним. У отдельных детей имеется достаточный запас представлений, они любознательны, быстро реагируют на то, что им интересно, но если не воспитывать у них способность сосредотачиваться и заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство, которое не требует особых усилий. Ребёнок очень любознателен по своей натуре. Его интересует всё новое. С познанием окружающего мира возрастает его любознательность, интерес к незнакомому. Каждый ребёнок по своей природе исследователь. Чего только мы не найдём в его карманах, какие только не услышим от него вопросы. И вот пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию мира. Для повышения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности. Желание задавать вопросы необходимо развивать, но при этом необходимо показать ребёнку способы самостоятельного поиска ответа. Главное, не отказывать ребёнку в общении, не отмахиваться от его вопросов. Лучше всего ответы на вопросы детей сопровождать краткой беседой, которая поможет ребёнку увидеть не только внешние признаки, но и связи, стараясь при этом не перегружать ребёнка лишними знаниями. Важно не только отвечать на детские вопросы, но и самим задавать вопросы своему ребёнку. Ваши вопросы активизируют мысль ребёнка, учат делать выводы и умозаключения. Наша задача- поддерживать в детях любознательность и пробуждать её, чтобы число вопросов росло, помня о том, что ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ребёнка и понятны ему. Не только беседы важны для развития любознательности. Это и способность к наблюдению. Самостоятельные наблюдения повышают интерес к окружающему миру, стимулируют развитие наблюдательности и познавательной активности детей. Большое значение имеет также экспериментирование детей с разным, в том числе и с природным материалом. Проведение опытов- увлекательное занятие для малыша, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, у них развивается самостоятельность мышления и поддерживается познавательный интерес к миру.Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Очень эффективно любознательность развивается с помощью отгадывания и придумывания загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно воспринимать мир. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои. Важны для развития мыслительных и речевых способностей и природоведческие беседы с ребёнком, чтение детских художественных произведений, комментирование и разбор путаниц, посещение музеев, важно поощрять создание детских «коллекций», помогать их пополнять.Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером. Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.

Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений. Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку.Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить.Такие игрушки надо уважать.Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».Впечатления раннего детства остаются с ребенком на всю жизнь, уходя в долговременную память. Поэтому важно, чтобы детское воспоминание мира было освещено радостью ожидания новых открытий, ярких впечатлений жизни – необыкновенного в обыкновенном.

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И.П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.

Помимо любознательности у детей развивается и познавательный интерес, который просто необходим во время обучения в школе. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, то это может привести к серьёзным проблемам в школе, скорее всего отсутствие познавательного интереса приведёт к школьной неуспеваемости. Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы отношения к окружающему миру.

Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубинштейн). Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.

Детскую любознательность очень хорошо характеризует стихотворение Р.Киплинга:


Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг, —

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Я по морям и по лесам

Гоняю верных слуг.

Потом работаю я сам,

И им даю досуг.

Даю им отдых от забот, —

Пускай не устают.

Они прожорливый народ, —

Пускай едят и пьют.

Но у меня есть юный друг,

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг,

И всем покоя нет!

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где, семь тысяч Как,

Сто тысяч Почему.


(Перевод С.Я. Маршака)

Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А.Куликова). То есть, в основе познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определённой деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребёнка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах.

Развитие любознательности и познавательных интересов не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность и познавательные интересы, как правило, воспитывают. Значит, воспитание любознательности и познавательных интересов – это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир.

Первоначально дети познают окружающий мир через эмоциональное общение с близкими взрослыми. Но по-настоящему познавательная активность начинает проявляться и развиваться начиная с раннего детства, т.е. с года. Примерно с года ребёнок начинает осваивать навыки прямохождения, именно поэтому окружающие предметы становятся более доступными. Малыша привлекают закрытые шкафчики с различными вещами, электрические розетки, провода, всевозможные пузырьки и флакончики, того и гляди, что-нибудь откроет, рассыплет, прольёт или попробует. Любознательность у ребёнка раннего возраста развивается через предметную деятельность, т.е. через действия с предметами. Всё поведение малыша в этом возрасте можно назвать «исследовательским». Как проявляется это исследовательское поведение? Представьте, что Вас пригласили в незнакомое для Вас место, оставили в каком-нибудь рабочем кабинете одного и попросили подождать. Что Вы там будете делать? Я, например, сомневаюсь, что Вы будете просто тупо стоять и смотреть в одну точку. Скорее всего, Вы будете рассматривать окружающие Вас предметы. Если Вы увидите, например, часы на стене, то, скорее всего, Вы посмотрите, сколько времени, если Вы увидите на столе какие-нибудь бумаги, не скрытые от Вашего взора, то, скорее всего, попытаетесь прочитать содержание этих бумаг, окно вызовет интерес заглянуть и посмотреть, что происходит на улице и т.д. Таким образом, можно сказать, что все предметы в незнакомом помещении наталкивают нас на действия с ними. Взрослые люди, как правило, ведут так себя в незнакомом помещении, а вот маленькие дети ведут так себя практически постоянно. Именно такое поведение называется исследовательским. В своей предметной деятельности дети постоянно экспериментируют. Смотрят, что получится, если я сделаю так… В это время очень важно общаться с ребёнком и показывать ему всё новые и новые действия с предметами. Не следует наказывать ребёнка, если он залез в шкаф, взял без спроса какие-то вещи, вытащил все кастрюли из посудного шкафа, рассыпал муку или крупу и т.д. Так ребёнок проявляет свой познавательный интерес и удовлетворяет свою познавательную потребность. Конечно, нельзя позволять ребёнку делать абсолютно всё, есть вещи, которые угрожают его жизни или здоровью. Поэтому лучше не оставлять ребёнка одного, тем более если в помещении много опасных предметов. Необходимо объяснять ребёнку, почему нельзя брать те или иные предметы, или почему нельзя совершать определённые действия. Примерно после 1,5 лет ребёнок вас поймёт и будет ещё Вам говорить «Ай – ай – ай!».

Развитие любознательности и познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, когда ребёнок осваивает речь, тогда меняется и его познавательная активность, точнее, познавательная деятельность ребёнка переходит на качественно новую ступень развития. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность анализировать. Теперь ребёнок общается со взрослым, чтобы установить личностные отношения и чтобы удовлетворить свою познавательную потребность. В это время ребёнок начинает задавать кучу вопросов, которые нельзя оставлять без внимания. Издавна вопросы ребёнка считались основной формой проявления любознательности и познавательных интересов. Однако исследования С.Л.Рубинштейна и А.И.Сорокиной выявили, что в основе детских вопросов могут лежать разные мотивы. Все детские вопросы можно разделить на две большие группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребёнок задаёт, чтобы привлечь к себе внимание и установить контакт со взрослым. Например, моя дочь сейчас задаёт мне очень много вопросов именно такого плана: «Как дядю зовут?», «Как девочку зовут?», «Как собачку зовут?», или по дороге в поликлинику она спрашивает: «Мам, а меня там слушать будут?». Такие вопросы возникают у детей в периоды тревоги, радости или страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых – важно понять, что волнует ребёнка, чего он боится, опасается и во время успокоить его.

Познавательные вопросы дети задают в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся приобрести новые знания или уточнить уже имеющуюся информацию. Источником таких вопросов служит разнообразный опыт ребёнка. Пример таких вопросов: «Почему ветер дует?», «Почему ночью на небе то луна, то месяц?», «Куда звёзды пропадают с неба днём?» и т.д.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности. Поэтому Вы должны обеспечить ребёнка такими видами деятельности. Например, мою дочь стало интересовать рисование. Поэтому мы стараемся рисовать на разных видах бумаги и на разных материалах. Мы рисовали на цветной бумаге, на салфетках, на газете, кроме этого я приобрела настольный театр из дерева, который необходимо раскрасить, и мы раскрашивали персонажей сказок и декорации, которые сделаны из дерева. Причём раскрашивали мы их и цветными карандашами, и красками, и восковыми мелками. Получилось здорово и интересно. Недавно раскрашивали поделки из солёного теста. Зимой мы рисовали веточкой на снегу, а сейчас рисуем школьными мелками на асфальте, на доске. Я даже разрешила рисовать дочке своей губной помадой – ей это очень понравилось, вызвало восторг и удивление. А ещё, время от времени я поддерживаю этот познавательный интерес разговорами о рисовании. Многие мальчики интересуются машинками. Можно расширять познавательный интерес малыша, приобретая ему разные транспортные средства. Здесь подойдут игры с этими транспортными средствами, наблюдения на улице за транспортом, рисование транспорта, можно предложить сделать аппликацию или слепить машину из пластилина, предложить готовую раскраску и т.д. Кроме этого, конечно же, помогут рассказы и истории про транспорт, просмотр мультфильмов и т.д. Любознательность и познавательные интересы ребёнка складываются практически во всей его повседневной жизни. Поэтому нельзя упускать из вида даже малейшие мелочи. Не следует усаживать ребёнка за телевизор или компьютер, лучше подольше погуляйте с ним и понаблюдайте за происходящем на улице. Если Вы заняты делами, то привлеките ребёнка помочь Вам, поверьте мне, ему будет безумно интересно проявлять свои качества не за экраном компьютера, а внося посильный вклад в какое-нибудь полезное дело. Выходные проведите на природе. Летом это могут быть прогулки в лесу или пикник на берегу реки. Организуйте рыбалку, сходите за грибами, ягодами – эти занятия полезны не только для умственного развития ребёнка, но и просто незаменимы для физического развития. Зимой можно покататься с горки на санках, на лыжах, сходить на каток, слепить снеговика и т.д. А весной и осенью очень интересно бегать по лужам, пускать кораблики и т.д. И не стоит забывать о создании для ребёнка ситуации успеха, ведь успешная деятельность ребёнка является стимулом развития познавательного интереса.

Elena Schuvalova
Консультация для воспитателей «как развить любознательность у детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

«Как развить любознательность у детей дошкольного возраста »

Что же такое любознательность ? В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н. Шведовой дается такое определение. Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, пытливость. С. Л. Рубинштейн, выдающийся психолог и филолог, любознательность ассоциирует с познавательным интересом, показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Л. И. Аржанова предполагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям» , возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать все новые и новые знания. В исследовании Н. А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента : знания, эмоции, активный поисковый характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности .

Любознательность является ценным качеством личности и выражает отношение к окружающей жизни, природе. Познавая природу, ребенок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются основы экологической культуры. Приобщая ребенка к природе, мы всесторонне развиваем его как личность , воспитываем интерес , бережное отношение к ней.

Маленькие дети по своей природе исследователи. Мир будит в ребенке интерес «первооткрывателя» . Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе : то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка, посыпанная песком, перестала скользить. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому мы, взрослые, должны интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития . Согласитесь, недопустимо загубить деревце ради познавательного интереса, налить в калоши воды чтоб проверить их герметичность и т. п.

Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть направленным на пользу его развития .

Прежде чем приступить к развитию любознательности у детей необходимо учесть некоторые особенности.

В развитии любознательности у детей дошкольного возраста решающее значение имеет игровая и практическая деятельность. Любознательность выражается в многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем мире. Причинами постановки вопросов являются обычно возникновение неопределенности в чем-либо, нарушение первичного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребенка.

Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлений. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычностью предметов и явлений.

Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривают, что старший дошкольник «проявляет любознательность , задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать».

Мы должны всячески поощрять любознательность детей . Нельзя оставлять вопросы ребенка без ответа. Нужно, по возможности, кратко, ясно и доступно ответить ему на вопрос. При этом необходимо учитывать уровень умственного развития дошкольника , опираясь на его жизненный опыт.

Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, можно предложить детям понаблюдать за одуванчиками на прогулке. Будет сделано много открытий. Дети могут отметить, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что на душистый запах цветка слетается много насекомых, что семена растения легкие, как парашютики.

Знания ребенка являются ненужным грузом, если он не знает, как их использовать.

Поэтому нужно учить ребенка, как можно использовать свои знания, развивая направленность его воображения.

Ребенок, играя с кубиком, может представить его чем угодно и кем угодно в своих фантазиях, а взрослый должен помочь ребенку свои фантазии облечь в какой-либо игровой сюжет, создать законченный сюжет.

Очень хорошо обучать этому, сочиняя с детьми сказки. Каждый произносит несколько своих предложений по очереди, задача взрослого при этом направить развитие сюжета к завершению . Можно сказки использовать для развития фантазии ребенка , изменять ее конец или начало, переврать сюжет или сочинить продолжение.

Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок , которые учат многогранно и образно воспринимать мир . Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу, отгадать ее – значит найти решение задачи, совершить мыслительную операцию. «Замок похож на маленькую собачку, потому что не пускает в дом. Луковица напоминает деда, одетого во сто шуб.

Использование загадок в развитии любознательности обогащает ребенка новыми знаниями, побуждает к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

Хочется вспомнить мудрый совет В. А. Сухомлинского «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».

Любознательность не развивается на пустом месте . Чтобы развить любознательность у ребенка , необходимы условия :

Основным условиям развития любознательности является широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, с природой, воспитание активного заинтересованного отношения к ним;

Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать возникновение новых вопросов у детей , соответственно решение новых задач;

Необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у детей является разнообразная деятельность, несущая познавательную функцию (двигательная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная).

Методы развития любознательности у детей можно разделить на 3 группы :

Наглядные – это наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучающих явлениях;

Словесные – это беседы, чтение художественной литератур, использование фольклорных материалов;

И практические – это игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные игры.

Одним из главных практических методов, способствующих формированию любознательности , является экспериментирование. В нашем современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески. Именно этим требованиям жизни отвечает экспериментирование.

Главное достоинство применение метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы (т. к. возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения);

- развивается речь (возникает необходимость давать отчет об увиденном, формулировать закономерности и делать выводы);

Происходит накопление фонда умственных умений;

Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы или явления для достижения определенного результата;

- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;

Формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное или наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод способствует этим возрастным особенностям .

Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем работ собственной мысли, всегда осознанны и более прочны.

Китайская пословица гласит : «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Для организации работы по экспериментированию в группах должны быть созданы центры по экспериментальной деятельности.

В процессе занятий по экспериментированию надо чаще хвалить детей за находчивость и сообразительность. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться к знаниям уже не зависимо от похвал, улучшается их познавательная активность.

Я пятый год веду кружок «Юные исследователи» , именно по экспериментированию. И на практике я убедилась, что экспериментальная деятельность, как и игровая, является ведущей и самой интересной и привлекательной для ребенка. В своей работе я проводила разные виды экспериментирования : с реальными и абстрактными объектами. С реальным объектом – это экспериментирование с живой и неживой природой. А как вы думаете, что обозначает абстрактные объекты?

Абстрактные объекты – это объекты слова, представления и отношения. Дети могут предположить, что можно делать с объектом, где можно использовать этот объект, придумывают новые слова, занимаются словотворчеством.

А как этот метод экспериментирования применяется на практике, вы поймете в ходе нашей дальнейшей работы.

Практическая часть.

Сейчас я предлагаю провести эксперимент с объектом неживой природы. С каким, узнаете, отгадав отгадаете загадку :

Какая нота и продукт называются одинаково?

Правильно, соль. Сегодня мы с вами будем преобразовывать соль. Предлагаю сделать вот такую оригинальную поделку «Радуга в баночке» из цветных мелков и соли. Соль можно красить гуашью, пищевыми красителями, акриловыми красками. А еще цветными мелками.

Перед вами все необходимое для работы. У кого-то мелки потертые на терке в порошок, а кому-то надо будет мелок раскатать по соли.

План работ.

1. Нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него немного соли.

2. Взять мел любого цвета и раскатать его по соли, немного нажимая на него для лучшей отдачи цвета. Цвет должен получиться насыщенным.

3. У кого цветной порошок из мела, просто добавьте его в соль и тщательно перемешайте. Цветов я приготовила семь, как у радуги.

4. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в готовый кулечек, а из него в стеклянную баночку, чередуя как цвета радуги. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпать соль можно в емкость под углом, поворачивая банку. Делать аккуратно, чтобы слои не перемешались.

Пока вы работаете, я расскажу немного о соли.

В глубокой древности люди добывали соль, сжигая на костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде чем люди научились получать соль из морской воды путем выпаривания.

В наше время соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах : неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская.

Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарилась, а соль кристаллизовалась и спрессовалась в мощные пласты.

Соль убивает микробы – это одно из важнейших свойств соли. Соль – антисептик.

В средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и она имела очень высокую цену.

Соль очень интересный объект для исследования. Ее можно использовать для различных опытов и узнавать совершенно другие свойства соли.

Соль растворима;

Соль не имеет запаха;

Соль имеет вкус;

Соль может удерживать на воде разные предметы;

Из соли можно выращивать различные кристаллы и т. д.

Все это интересно и очень нравится детям.

Можно реализовывать различные долгосрочные проекты, где можно наблюдать за солью, узнавать полезные свойства соли с медицинской точки зрения, зачем нужна соль, насколько она может быть вредна и т. д.

Ну что, закончили работу? Давайте посмотрим, как красиво получилось.

А теперь придумайте название своей работе, но такое, чтобы в нем звучало слово СОЛЬ.

(«Соленая радуга» , «До, ми, солька» , «Соленая фантазия» и др). – Хорошо.

А теперь представьте, что эту поделку вам нужно подарить. Кому вы ее подарите? Скажите, какие ощущения, на ваш взгляд, он будет испытывать? (радость, восхищение, восторг) . Хорошо, молодцы.

Вот сейчас мы с вами попробовали экспериментировать со словом – абстрактным объектом, придумывая название вашей работе, предполагали, что будет, если? Представляли, кому хотим подарить?

В данном случае, наш реальный объект – разноцветная баночка, а абстрактный объект – слово, предположение.

Спасибо всем за активное участие.

Любознательность и познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Истоки любознательности и познавательных интересов заложены в окружающей действительности, но решающим в их формировании является процесс воспитания и обучения.
Любознательность и познавательные интересы влияют на развитие ребенка. Они побуждают его к самостоятельному расширению и углублению знаний в интересующей области. Под влиянием любознательности и познавательных интересов развиваются и обогащаются нравственные и эстетические чувства ребенка, а его умственные возможности находят выход в содержательных видах деятельности. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он становится важным стимулом воспитания таких ценных качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности.
Устойчивый познавательный интерес - признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в период их подготовки к школе. Это особенно важно учитывать в настоящее время, когда начат переход к обучению в школе детей с 6 лет.
В дошкольных учреждениях создаются условия для формирования у детей любознательности и познавательных интересов. Однако добиться эффективных результатов в воспитании у дошкольников этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьей. Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребенка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребенка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным сторонам действительности. Известна подражательность дошкольников, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Так, рассказы членов семьи о своей профессии часто служат причиной для возникновения у детей интереса к ней, желания продолжить дело старших. В беседах с детьми воспитатели детских садов слышат такие высказывания: «Хочу быть врачом, как моя мама», «Буду, как бабушка, учительницей», «Пойду на завод, как мой старший брат».
Познавательный интерес и любознательность ребенка особенно отчетливо проявляются в общении: он делится со взрослыми своими сомнениями, просит их рассказать, прочитать, объяснить, ответить на возникший вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться.
В современных семьях имеются все возможности для организации различных видов деятельности, в которых реализуются знания, впечатления детей об интересующем предмете или явлении. Например, у ребенка возник интерес к птицам. Родители привлекают его к подкормке птиц, обращают внимание на особенности их внешнего вида, повадок, предлагают рассказать о результатах наблюдений, нарисовать об этом.
Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.
Учитывая роль семьи в этом вопросе, детский сад осуществляет психолого-педагогическое просвещение родителей. Оно включает в себя следующие вопросы: характеристику познавательных интересов детей; особенности их развития в дошкольном возрасте; условия и методы формирования любознательности и познавательных интересов в семье и детском саду. Осуществляется эта работа в детском саду в форме родительского собрания, консультаций, бесед. Целесообразно провести просмотр родителями в детском саду какого-либо занятия или игры детей с тем, чтобы на конкретном примере продемонстрировать методические приемы воспитания познавательных интересов. Занятие, намеченное для просмотра, может быть разным по содержанию: конструирование по заданным условиям, ознакомление с природой с использованием проблемных вопросов и т. д. Можно организовать в группе выставку детских работ и пригласить на нее родителей.