Модели семейных взаимоотношений. Модель: свободные отношения

Существует множество моделей семейной жизни, из которых желательно выбрать одну и руководствоваться ею на протяжении всей жизни. Ведь Вам придется решать иногда сложные семейные проблемы, уметь правильно разделять семейный бюджет, планировать покупки и средства на отдых, поэтому подберите для себя роль согласно одной из моделей семьи.

Предлагаем самые распространенные модели семейных отношений:

Главный в семье - мужчина
В такой семье все главные решения принимает мужчина, женщина занимает второстепенную роль. По наезженному стереотипу в такой семье мужчина должен, естественно, зарабатывать больше, чтобы обеспечивать семью, принимать смело решения и добиваться их нормального исполнения. Для жены в данном случае отводится роль домохозяйки. Однако будьте внимательны - Вы можете слишком вжиться в эту роль, что забудете напрочь о себе, своих интересах, чувствах. Для мужчины такая женщина может стать попросту неинтересной, поскольку она становится вполне предсказуемой и примитивной.

Мужчина привыкнет к тому, чтобы воспринимать все ее действия как должное, при этом не испытывая никакой благодарности за создание уюта, поддержание чистоты в доме. Общими темами для разговоров в такой семье может стать обсуждение повышение цен на рынке на продукты или соседских сплетен.

Конечно семейная жизнь с домохозяйкой размеренная и спокойная, но вот только проблема в том, что и интимная жизнь такой женщиной воспринимается как должное. Большим минусом сексуальной жизни такой пары может быть то, что мужчине очень быстро надоест отсутствие какого-то разнообразия, эмоций, страсти. И спустя некоторое время ему захочется уже обратить свой взор на милых кокеток в откровенных платьях и мини-юбках, которые не ставят основной целью своей жизни уборку и ежеминутное смахивание пыли с домашних шкафов.

Сплошной матриархат
Есть женщины, которые не слишком любят возиться с тряпкой в руках целый день или мыть кастрюли, и поэтому они, в большинстве случаев, впадают в другую крайность - мечтают о полном матриархате в семье. По их твердому убеждению, мужчина не сможет ничего сделать без их помощи, опеки, поэтому они контролируют каждый его шаг. Это такая себе «заботливая мамочка», которая думает, что партнеру обязательно нужна ее поддержка и помощь, иначе он обязательно сделает что-то не так.

Женщина преследует лишь только одну цель - завоевать любовь своего мужчины, чтобы он убедился в том, что не сможет обойтись без нее, что она просто незаменима в его жизни. И поэтому, по ее мнению, он ее никогда не бросит.

Но чем больше Вы сюсюкаетесь с мужчиной, тем больше это его раздражает и выводит из себя. Все трепетные чувства убивает эта чрезмерная опека, и прежнее сексуальное желание уже не такое сильное. Поэтому партнер видит только два выхода из сложившейся ситуации - либо привыкнуть к данному поведению своей супруги либо же просто сменить партнершу.

Демократия
Как еще один вариант семейных отношений - демократия в семье. Это значит, что супруги более независимы и в то же время равноправны, у них примерно одинаковый материальный доход. Они принимают решения вместе, при этом учитывая мнения и пожелания второй половинки. Такая модель отношений помогает женщине нести свое высокое призвание «быть Женщиной», при этом не учитывая материальное положение семьи.

Такая женщина очень непредсказуемая, нельзя наперед угадать ее дальнейшие действия, поэтому она не перестает быть интересной для своего мужчины. Она не склонна к абсолютному помешательству на чистоте и «владению» мужем, это женщина с чувством собственного Я, которое должны учитывать и окружающие.

Помните, что при выборе одной модели семьи не нужно руководствоваться принципом «как у всех, так и у меня». Каждая семья - это уникальный и неповторимый союз, со своими правилами и жизненными принципами, поэтому не бойтесь принять патриархальную или матриархальную модель. Ведь главное то, чтобы рядом был надежный и верный мужчина, ради которого Вы с радостью захотите прилагать любые усилия.

Семья является не просто социальной группой, но и общественным институтом.

По определению социологов «институтом» называется совокупность социальных ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности.

Здесь следует уточнить понятия «роль» и «статус».

Под статусом понимается позиция человека в обществе с определенными правами и обязанностями, а роль - это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Если человек имеет социальный статус дворянина, то окружающие ожидают от него только исполнения своей роли: верности государю, соблюдения кодекса чести, личной автономности и ответственности и т. д. Роли человек присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения, которому он подражает, которое его поощряет за одни поступки и наказывает за другие.

Результат социализации ребенка определяется присвоением социальных норм и ценностей в ходе взаимодействия с другими людьми. И решающую роль в социализации ребенка играет семья.

Семья как социальный институт помимо воспитательной выполняет еще ряд функций, а именно: 1) экономическую функцию - в доиндустриальную эпоху и семья была первичной производственной группой, в настоящее время - в семье распределяются доходы, заработанные вовне, и происходит потребление, 2) функцию передачи социального статуса -семьи разных слоев общества имеют разный социальный статус и передают его новым членам семьи - детям, 3) функцию поддержания благосостояния членов семьи.

Многие исследователи, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила эти функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи осталась социализация детей.

Я же полагаю, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов, была единственной специфической функцией семьи, а прочие функции были дополнительными и менялись на протяжении веков.

Социологи различают следующие основные формы семьи:

1) Нуклеарная семья - состоит из взрослых и детей, которые от них зависят;

2) Расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, внуков, сестер, братьев и др.).

Семья как и любой другой социальный институт скрепляется системой власти. Различают три типа властных структур: патриархальная семья, где власть принадлежит мужу, матриархальная семья - власть принадлежит жене, эгалитарная семья - власть равномерно распределяется между мужем и женой.

Я считаю, что последний вариант семьи, характерный для индустриальной эпохи и являющийся результатом кризиса семьи как социального института, маскирует распад структуры семьи и латентный конфликт: в индустриальных странах растет число разводов, а в постиндустриальных странах достигает максимума. Это позволяет американским социологам говорить о крахе семьи и рождении нового варианта человеческих отношений, не имеющих ничего общего не только с «традиционной семьёй», но и семьей как таковой. В США за 30 лет (с 1960 по 1990) уровень разводов возрос почти в 15 раз, он самый высокий в мире.

Хотя появление «альтернативных» семей, распространение гомосексуальных браков, жизни в коммунах и прочих вариантов отношений, заменяющих семью, наводит на мысль о прогрессивности отказа от семьи как социального института, последствия этого отказа катастрофичны для процесса социализации детей.

Доминирование работающей матери в семье приводит к тому, что дети хуже усваивают ценности, нормы и мораль общества. Правда, исследования американских психологов подпали, что несовершеннолетние преступники реже выходя i из семей родителей-одиночек, чаще из семей с конфликтующими двумя родителями. Но дети матерей-одиночек испытывают большие проблемы в социальной адаптации, выборе брачного партнера и воспитании собственных детей. Нить социального наследования рвется.

В России семья, несмотря на наличие аналогичных происходящим в США процессов, также сохраняет свои важнейшие социальные функции.

Введен ряд дополнительных важных понятий:

1. Реальная семья - конкретная семья как социальная группа, объект исследования.

2. Типичная семья - наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи.

3. Идеальная семья - нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь - религиозной.

4. Элементарная семья - семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок.

Предметом нашего рассмотрения будут модели идеальной семьи с точки зрения их психологической структуры. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных.

Итак, семья является социальным институтом, а конкретная семья - институализированной социальной группой, функция которой заключается в первичной социализации детей.

Как любая другая институализированная группа, она скрепляется отношениями «власти-подчинения» и взаимоответственности. Члены семьи могут любить друг друга, могут ненавидеть, удовлетворять свои сексуальные и прочие потребности в семье или «на стороне», иметь собственных детей или приемных, но пока есть система этих отношений и пока семья выполняет задачу воспитания детей - она существует. Поскольку речь идет не о браке, а о семье, будем оперировать не терминами «муж» и «жена», а «отец» и «мать» - это роли, определяемые функцией в социализации и обеспечении жизнедеятельности ребенка. Их могут выполнять не

только биологические мать и отец, но в неполных и даже полных семьях - бабушка и дедушка, другие родственники, старшие братья и сестры, хотя при такой замене исполнителей возникают дефекты социализации.

К примеру, в гомосексуальных семьях с ребенком один партнер может брать на себя функции матери, а другой - функции отца.

Но люди остаются людьми и во взаимоотношениях проявляют весь спектр своих переживаний: в интегрированном виде отношения можно описать еще одним параметром - эмоционально-психологической близостью, которая связана с мотивацией аффилиации (присоединения). Между тремя видами отношений, характеризующими психологическую модель семьи, существуют определенные связи. Доминирование предполагает ответственность за тех, кто подчиняется, а ответственность - власть над людьми, для реализации ответственных задач.

Психологическая близость обычно отрицательно коррелирует с отношением «доминирования-подчинения»: чем больше власть одного человека над другим, тем меньше между ними психологическая близость, поскольку власть -это принуждение.

Любовь к носителям власти также возникает в определенных культурах и воспитывается.

Дадим характеристику основным видам отношений, реализующихся в семье.

1. Доминирование-подчинение

Семья - это в первую очередь структура, в которой реализуется отношение власти: доминирование-подчинение.

Наиболее, на мой взгляд, емкое определение доминирования (власти, господства) сделал политолог Р. Э. Дал: «Мое интуитивное представление о власти выглядит примерно так: А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В сделать то, что, предоставленный самому себе, В делать не стал бы».

Социальный ранг характеризует даже особей в группе животных одного вида, живущих стаей, стадом и пр. на определенной территории. Борьба за доминирование ведется особью постоянно и с переменным успехом.

Отношения «доминирования-подчинения» в группе людей, несомненно, имеют социокультурную специфику и, конечно, не сводятся к «порядку клевания» (pecking order). Выделяют 5 видов социальной власти, характеризующих отношения между ребенком и взрослыми в семье (Френч и Равен).

1) Власть вознаграждения - ребенка могут вознаграждать за определенное поведение. Награда следует за социально-одобряемым (ожидаемым) поступком, наказание - за социально-порицаемым.

2) Власть принуждения - в ее основе лежит жесткий контроль за поведением ребенка, каждый незначительный проступок подлежит наказанию (либо словесному - угроза, либо физическому).

3) Власть эксперта - основана на большей компетентности родителей в том или ином деле (социальная или профессиональная компетентность).

5) Власть закона - единственная форма внеличностной власти, однако носителем и истолкователем «закона» - правил поведения - для ребенка являются взрослые и, в частности, родители.

Как правило, социальные психологи связывают доминирование с принятием социальной ответственности за действия группы: доминирующий член группы отвечает за успешность выполнения общей задачи и, кроме того, несет ответственность за сохранение нормальных отношений между членами группы.

Кроме того, с доминированием связывают импровизационную активность и инициацию действия. Считается, что наиболее успешными лидерами являются лица, склонные к торгу, равнодушию к межличностным отношениям, умеющие сопротивляться социальному давлению, стремящиеся к достижениям, риску и получающие удовольствие от манипуляций другими людьми.

Задача доминирующей личности - обеспечение безопасности группы, координация действия ее членов для достижения групповых целей, определение перспектив жизни и развития группы и внушение веры в будущее.

Доминирование одного из супругов является необходимым условием устойчивости семьи. Не меньшее значение имеет удовлетворенность браком, при условии паритетных отношений и совместности проведения досуга.

2. Ответственность

Ответственность относится к числу наиболее сложных по содержанию понятий в психологии личности и социальной психологии.

В рамках теории морального сознания существует несколько гипотез о природе ответственности и стадиях развития ответственного поведения.

По К. Хелкману, есть три фазы формирования ответственности: 1) автономная субъективная ответственность, 2) ответственность как социальная обязанность, 3) ответственность, основанная на принципах морали.

Типология Ф. Хайдера основана на концепции приписывания (атрибуции) ответственности за действия себе или окружению. Ф. Хайдер выделяет пять уровней атрибуции ответственности: 1) «ассоциация» - человек отвечает за каждый результат, который как-то связан с ним, 2) «причинность» - человек ответственен даже тогда, когда не мог предвидеть результат, 3) «предвидимость» - ответственность за любое предвидимое последствие действий, 4) «намеренность» -ответственность только за то, что человек намеревался сделать, 5) «оправдываемость» - ответственность за действия человека разделяется с окружающими.

Личностную ответственность связывают с ее проявлением в поведении: «Степень личной ответственности - это чувство определенной возможности контролировать совершение действия и его исход».

К. Муздыбаев определяет социальную ответственность следующим образом: «Это прежде всего качество, характеризующее социальную типичность личности. Поэтому мы будем говорить о социальной ответственности, имея в виду склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых в данном обществе социальных норм, исполнять ролевые обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия. Отчужденность от социальных норм и неумение найти смысл жизни ослабляют социальную ответственность.

К. Муздыбаев выделяет следующие вектора развития ответственности: 1) от коллективной к индивидуальной (вектор индивидуализации по Ж. Пиаже). С развитием социума за поступок отдельного человека отвечает не группа, к которой принадлежит человек, совершивший поступок, а он сам; 2) от внешней к внутренней, осознанной личностной ответственности (вектор спиритуализации ответственности по Ж. Пиаже), переход от внешнего к внутреннему контролю поведения; 3) от ретроспективного плана к перспективному - ответственность не только за прошлое, но и за будущее; личность не только предвидит результаты своих действий, но и стремится активно их достигать;

4) ответственность и «срок давности» - возможность влияния прежних отношений между людьми на их настоящие взаимоотношения, когда они уже другие.

Е. Д. Дорофеев предлагает дополнить вектора развития ответственности еще одним. Этот вектор можно определить как развитие индивидуальной ответственности за все большее количество людей - «от ответственности за себя к ответственности за всех».

Принять ответственность можно за отношения в группе, а также за ее деятельность (цель, результат и процесс). Ответственность за групповые отношения подразделяется на ответственность 1) за групповые нормы (как результат прошлых взаимодействий), 2) за стремление к изменению норм, традиций, отношений (будущее), 3) за реальное состояние группы (настоящее).

Личность может нести ответственность за себя, за отдельных членов группы, за референтную группу (часть группы, к которой принадлежит) и за группу в целом.

Тем самым Е. Д. Дорофеев выдвигает трехмерную модель групповой ответственности; 1) время (прошлое, настоящее, будущее), 2) характеристики (деятельностные, отношенческие), 3) субъект (за себя, за отдельных других, за группу).

Эту модель, очевидно, требуется дополнить еще одним параметром: перед кем несет ответственность личность (перед собой, перед отдельными другими, перед группой в целом, перед обществом в целом).

В нашем случае член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи (например, жену или мужа, или детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом: ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед общиной (ближайшим социальным окружением) и той частью мира людей (общества), которому принадлежит семья. Это всегда ответственность за других, и не просто отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.

3. Эмоциональная близость

Психологически она основана на мотивации аффилиации. Мюррей в 1938 г. описывал мотив потребности в аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам». Под аффилиацией (контактом, общением) мы подразумевали определенный класссоциальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание их заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми) и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.

Аффилиация должна завершиться установлением взаимоприятных, дружеских отношений, симпатий партнеров по общению. Люди мотивированы не только положительно (надеждой на установление хороших отношений), но и отрицательно (страхом отвержения). Эти мотивационные ожидания формируются на основе обобщения опыта общения человека с другими людьми.

Аффилиация противоположна власти - любовь толкает человека на поступки, которые он хочет совершить, а страх власти (мотивация подчинения) принуждает к таким действиям, которые человек не совершал бы по своей воле.

Поэтому аффилиативная мотивация почти всегда выступает компенсатором мотивации «власти-подчинения»: нигде так много не говорится о любви к ближним как в православном богословии, а между тем именно в православной догма-гике отношение «власть-подчинение» имеет особое значение.

Мусульманская догматика для тех же целей использует «уважение»: младших к старшим, жены к мужу (первое - i иокнее). «Уважение» - это признание значимости другого по сравнению с собой, но без любви. В «уважении» мотивация подчинения слита с мотивацией самооценки в единую структуру.

Психологические модели элементарной семьи можно разделить по следующим основаниям:

1. Кто несет ответственность за семью: отец или мать (или достигший дееспособного возраста ребенок)?

«Аномальной» семьей назовем такую семью, где муж не несет ответственности за нее.

Если ответственность не несет никто - это «псевдосемья».

2. Кто доминирует в семье?

В патриархальной семье доминирует отец.

В матриархальной семье доминирует мать.

В так называемой «детоцентрической» семье реально (психологически) доминирует ребенок, его потребности или капризы.

В эгалитарной семье властные функции распределены, но их распределение - постоянная почва для конфликта (отсюда возникновение «теорий конфликта» для описания современной семьи), можно назвать ее конфликтной семьей.

Иерархия доминирования включает трех членов семьи, посему важно не только определить, кто доминирует над всеми, но и саму иерархию «власти-подчинения».

На первый взгляд теоретически в полной элементарной нуклеарной семье существует всего лишь 6 типов иерархии (в порядке доминирования): 1) «отец-мать-ребенок», 2) «отец-ребенок-мать», 3) «мать-отец-ребенок», 4) «мать-ребенок-отец», 5) «ребенок-отец-мать», 6) «ребенок-мать-отец».

Однако отношения доминирования не являются транзитивными, т. е. если отец главенствует над ребенком, а тот - над матерью, мать вполне может главенствовать над отцом, поэтому число вариантов с учетом нетранзитивности на 2 больше.

В неполной нуклеарной семье, естественно, возможны всего четыре варианта.

В расширенной нуклеарной семье существует иерархия отношений среди детей, а также включение отдельных детей в иерархические отношения с матерью и отцом и т. д. Многообразие жизни простой теоретической схемой не опишешь, но некоторые проблемы схема все же помогает прояснить.

Эмоциональная близость-отдаленность также характеризует отношения в тройке «отец-мать-ребенок»: ребенок может быть «ближе» к матери, чем к отцу и наоборот, родители могут быть ближе друг к другу, чем к ребенку, все могут быть равно близки друг другу и т. д.

В конкретной культуре может придаваться различная значимость отношениям «власти-подчинения», эмоциональной близости, ответственности. Это проявляется в различном «весе» тех или иных отношений в структуре семьи.

Математически можно описать возможные модели полной элементарной нуклеарной семьи системой трех параметров с определенными на них весовыми коэффициентами; место каждого члена семьи в пространстве признаков будет определено. Два параметра (ответственность и доминирование) характеризуют одного члена семьи, третье измерение (эмоциональная близость) характеризует каждую из трех пар («отец-мать», «отец-ребенок», «ребенок-мать»). Отношение доминирования - векторное, остальные - скалярны.

Следует отметить, что в реальности личностные переживания психологической близости - отношения векторные, поскольку аффилиативная мотивация определяет направленность поведения: ребенок может стремиться к матери, а мать быть отчужденной от него.

Психологическая эмоциональная близость является «результирующей» направленности двух членов семьи, но за этой результирующей могут скрываться куда более сложные эмоциональные отношения.

Чаще субъект доминирования и ответственности совпадают в одном лице.

Вариант семьи, в которой доминирует один член семьи, а ответственность несет другой, назовем «эксплуатирующей» семьей (типичный случай «Святое семейство» в составе Девы Марии, Иисуса Христа и отвечающего за них, но низшего в иерархии Иосифа Обручника).

Можно предположить, что максимально стабильной является семья, в которой субъект ответственности и власти одно и то же лицо, а члены семьи психологически ближе к нему, чем друг к другу. Как будет видно из дальнейшего анализа, к этому типу наиболее близка «идеальная» католическая семья, что, разумеется, не делает ее идеальной в эмоционально-оценочном смысле этого слова.

Еще раз стоит упомянуть, что пока речь идет лишь о теоретической конструкции и ни о чем более.

Таблица Модели семьи с учетом отношений доминирования-подчинения

«Нормальная» семья

Семья и брак возникли на довольно позднем этапе развития общества. Наиболее ранней формой брачно-семейных отношений был групповой брак. Формой общежития являлась родовая коммуна. Она состояла из мужской и женской групп и обеспечивала не только биологическое воспроизводство, но также вскармливание и воспитание детей. Помимо мужской и женской групп в коммуне выделялась детская группа, которая была более тесно связана с женской.

Между детством и зрелостью лежал обряд инициации: подросток проходил испытание (душевное и физическое) и переходил в мужскую или женскую группу. Иногда молодому мужчине присваивалось новое имя. В той или иной форме обряд инициации сохранился по сей день: речь идет не только о «прописке» молодого уголовника в тюремной камере или о переводе солдат срочной службы из «молодого» в «котлы». Классической процедурой инициации является, например, защита диссертации: соискатель долго готовится к процедуре, у него есть наставник (опекун) - научный руководитель или консультант, его подвергают серии душевных (к счастью - не физических) испытаний более «взрослые», и, наконец, он зачисляется в старшую группу и получает новое «имя» кандидата или доктора наук со всеми сопутствующими правами и обязанностями.

В примитивном обществе переход юношей в мужскую группу психологически был, наверное, более сложен и проходил болезненней, чем переход девушек в группу взрослых женщин, если учитывать структуру психологической близости мужской, женской и детской групп. Это проявлялось в том, что человек всю жизнь принадлежал к коллективу, в котором он родился, к которому принадлежала его мать. Это отнюдь не значит, что принадлежность человека к роду определялась по матери. Человек принадлежал к данному роду вовсе не потому, что к нему принадлежала его мать, а потому что он от рождения входил в состав данного коллектива и ни в какой другой входить не мог. Отношения не были еще персонифицированы: существовали отношения не «личность-личность», а «группа-группа».

Судьба человека была производной от динамики межгрупповых отношений. И лишь когда род перестал совпадать с трудовым коллективом, стало определяться родство: по отцу или по матери. Особенности определения родства были связаны с типом культуры.

Существует ли нечто общее в отношениях внутри нормальной семьи, что не зависит от времени, культуры, этнического строя?

И здесь уместно предоставить слово психологу и антропологу Маргарет Мид: «Мы можем столкнуться в некоторых сообществах с очень ленивыми мужчинами или, наоборот, с женщинами, ненормально свободными от каких-либо обязанностей, как в бездетном городском доме в Америке. Но принцип сохраняется повсюду. Мужчина - наследник традиций, должен обеспечивать женщин и детей. У нас нет никаких оснований считать, что мужчина, оставшийся животным и не прошедший школу социального обучения, смог бы сделать что-нибудь подобное». От социального устройства общества зависит, каких женщин и каких детей будет обеспечивать мужчина, хотя главное правило здесь, по-видимому, предполагает, чтобы он обеспечивал женщину, с которой он находится в половой связи. С ее точки зрения не столь важно, чьи дети, является ли мужчина биологическим отцом или нет: дети могут быть усыновлены, выбраны, могут быть сиротами и т. д. Однако во всем мире существует представление о долге и семье, за которую ответственен мужчина. Муж приносит пищу в дом, жена ее готовит, муж обеспечивает семью, но жена воспитывает детей. М. Мид считает, что требуются особые социальные усилия, чтобы мужчина выполнял обязанность кормить семью и детей, поскольку у этой социальной обязанности нет биологического механизма, между тем как материнская привязанность к ребенку - природная. Российский поэт Михаил Львов (правда, по другому поводу) написал: «Чтоб стать мужчиной - мало им родиться. Чтоб стать железом - мало быть рудой...».

Поэтому каждое поколение молодых мужчин должно учиться родительскому поведению в семье: их биологическая роль дополняется социальной, выученной, родительской ролью. В христианской религии образ отца-кормильца воплощен в Иосифе Обручнике - земном муже Девы Марии. Не случайно и то, что социализации мужчин христианская религия придает огромное значение.

Семья рушится тогда, когда мужчина либо не приобретает, либо теряет ответственность за семью как целое, либо не может в силу обстоятельств выполнять свои обязанности. При рабстве, при крепостном праве, при пролетаризации, во время революций, эпидемий, войн разрывается «связь времен» - тонкая нить, связывающая поколения. Связывающий - всегда мужчина. «В такие времена, когда первичной ячейкой в заботе о детях вновь становится биологическая данность - мать и дитя, мужчина теряет ясность ориентации, а те, особые условия, благодаря которым человек поддерживал преемственность своих социальных традиций, нарушаются и искажаются».

Мужчина может доминировать в семье, может занимать подчиненное положение, он может быть психологически близок к жене или ребенку, может быть эмоционально отдален от них, может любить или не любить жену и, соответственно, быть любимым или не любимым. Но он всегда должен нести ответственность за семью. Если мужчина несет ответственность за себя и за семью, ее настоящее и будущее, семью можно считать «нормальной». Если мужчина добровольно, либо по внешним обстоятельствам теряет груз ответственности, возникают различные варианты аномальной семьи.

М. Мид - оптимист. И ее светлый взгляд на прошлое и будущее человечества позволяет ей сказать: «До сих пор все известные человеческие общества всегда восстанавливали временно утраченные ими формы. Негр-раб в Соединенных Штатах содержался как племенной жеребец, а его дети продавались на сторону, потому недостаток отцовской ответственности еще чувствуется среди черных американцев, принадлежащих к рабочему классу. В этой среде первичной ячейкой заботы о детях оказывается мать и бабушка, мать матери, к этой ячейке присоединяется и мужчина, даже не внося в нее никакого экономического вклада.

Но с приобретением образования и экономической обеспеченности этот дезорганизованный образ жизни отбрасывается и американский негр-отец среднего класса, пожалуй почти чрезмерно чадолюбив и ответственен».

История, однако, кишит отрицательными примерами последствий крушения семьи. Э. Эриксон считал, что главной причиной прихода Гитлера к власти в Германии являлась потеря авторитета отцов в глазах сыновей. Гитлер выступал в качестве «идеального» заменителя отца.

На мой взгляд, доминирование отца в немецкой семье заменило ответственность - заботу.

Эриксон описывает немецкую семью конца XIX - начала XX века как предельно конфликтную группу. Отрицание отцовского авторитета в 10-е годы вылилось в юношеские экстремистские движения, банды, приверженность мистико-романтическим культам Гения, Расы, Природы, Культуры и пр. Юноши считали, что мать открыто или тайно стоит на их детской стороне, а отца рассматривали как врага. Еще более худший вариант - тип «властной матери», которая заимствовала идеал «я» от отца или деда и стремится к абсолютной власти над детьми. Следствием этого является потеря авторитета у детей. Их дети уходят из семьи, бродяжничают и т. д.

Но наиболее ярким проявлением краха нормальной семьи является «семья» в бывшем СССР. Советскую семью можно назвать постправославной атеистической (к ее характеристике мы еще вернемся). Лишение мужчин социальных и экономических возможностей обеспечивать семью и нести за нее ответственность, а также воспитывать детей, привело к краху семьи как социального института. Тоталитарное государство взяло на себя весь груз ответственности и заменило отца собой.

Вот какова роль отца в воспитании советских детей по данным социологических исследований: отцы в 1,5 раза реже, чем матери, контролируют учебу детей в школе, в 1,5-4 раза реже, чем матери, обсуждают с детьми учебные дела, книги, взаимоотношения с товарищами, моду, телепередачи, планы на будущее, выбор профессии, особенности характера детей и пр. Соответственно на вопрос: «кто для тебя является наибольшим авторитетом?» - лишь 5-9% школьников 8-10 классов Вильнюса, Москвы и Баку ответили, что - отец, и 17-19% - назвали мать. С матерью более откровенны, чем с отцом, как мальчики, так и девочки. Она чаще становится образцом для подражания. На нее хотят быть похожими 28% вильнюсских, 26,5% московских и 19,4% бакинских школьников, а на отца, соответственно, 10,6%, 8,8%, и 8,9%.

Следствия такого положения дел весьма плачевны.

Точка зрения М. Мид находит подтверждение в клинических исследованиях. Причем отец имеет важнейшее значение для развития с самого момента рождения ребенка: он является первым внешним объектом для ребенка и играет роль модели при ранней идентификации. Отцы поощряют процесс отделения ребенка от матери, ускоряя тем самым процесс социализации, отсутствие отца в семье или невыполнение им своих обязанностей приводит к развитию у ребенка психопатологии.

Отец в процессе отцовства также подвержен психологическим кризисам, и в том случае, если у самого отца не решены проблемы детской привязанности к своему отцу и матери, у него возрастает риск психопатологических нарушений.

Если отец недееспособен (не может нести ответственность за семью и выполнять роль лидера), то он оказывается в весьма тяжелом положении. Ведь для того, чтобы обеспечить материальное благополучие семьи, авторитет и независимость на работе, получить общественное признание и статус, он должен прилагать свои усилия вне семьи. И, если он потерпел неудачу во внешнем мире, он начинает бороться за власть в семье.

Если общество препятствует мужчине, мешает его активности в обеспечении семьи, это неизбежно приводит к развалу ее как социального института.

Проблема отцовства - наиболее острая для постсоветского общества. Наше государство декларировало равноправие обоих родителей по отношению к ребенку (Кодекс Законов о браке и семье РФ). В реальности нынешнее законодательство и практика отчуждают отца от семьи.

Мало того, что общественное воспитание считалось основным, а ответственность за судьбу детей передавалась «государству» и педагогам. Но система льгот в связи с рождением ребенка, уходом за детьми, их воспитанием предоставляется только матерям, а отцам - лишь в связи со смертью матери, ее длительным отъездом или болезнью. В случае развода ребенок остается с матерью.

Следовательно, мужчина знает, что от его забот и личных качеств судьба его как отца никак не зависит, а ребенок - это прежде всего проблема женская.

Вообще, отношения в семье при тоталитарном обществе становятся психобиологическими, а не социально-психологическими: роль отца как главного агента социализации сводится на нет, повышается значение природной психобиологической связи между ребенком и матерью. Потому крушение этой последней опоры семьи по вине матери является катастрофой. Это явление вновь вынуждает власти и общество обратиться к проблемам матерей и материнства и порождает порочный круг мнимых причин и реальных следствий.

Если в чем-то и нашли реализацию идеи ранних и поздних коммунистов-утопистов, так это в судьбе семьи. Для всех утопий и антиутопий (утопий-предупреждений) характерно, что государство берет на себя все функции нормальной семьи от социальных до биологических (искусственное разведение детей). В конце концов, человек как социальное, психологическое, биологическое существо совершенно не нужен для «прогресса». Во всех утопиях и антиутопиях ребенок вообще не рассматривается как самостоятельный член семьи. Внимание авторов проектов «светлого коммунистического будущего» сосредоточивается на отношениях сексуальных: «муж-жена», «муж-другие женщины», «жена-другие мужчины». Взгляды утопистов на семью отрицают семью как субъект воспитания детей. Для них ребенок является объектом государственного воспитания или же искусственного выведения породы (как у Т. Кампанеллы).

У М. Замятина в романе «Мы» нет даже понятия семья». Государство берет на себя все заботы о продлении человеческого рода. У О. Хаксли в романе «Прекрасный новый мир» слова «отец» и «мать» в тоталитарном обществе становятся бранными. Государство берет на себя и процесс продолжения рода: оплодотворяет яйцеклетку и влияет на процесс созревания плода. Тем самым тоталитарное государство становится отцом, матерью и педагогом-воспитателем в одном лице. Аналогично у А. Платонова: дети отчуждены от семьи. Но власти до детей дела нет, они растут без всякой заботы и умирают в раннем возрасте.

Предельным решением семейных, брачных и сексуальных проблем является «Москва 2042» В. Войновича: разделение различных предприятий на мужские и женские еще существует только в кольцах враждебных, а здесь полное равенство, и разница между мужчиной и женщиной практически стерта.

Нельзя сказать, что «советская» семья не является семьей как таковой, скорее это аномальная семья, в которой ответственность несет мать, она же зачастую доминирует.

Возврат к цивилизации для нее начнется с возрождения «нормальной семьи» (в научном значении этого термина) и никак не раньше.

Ни демократия, ни частная собственность, ни общая христианизация населения России сами по себе ничего не решат: они являются лишь внешними предпосылками духовной работы.

Типы семей по количеству брачных партнеров:

1) моногамная семья – один муж и одна жена;

2) полигамная семья:

а) полиандрия – многомужество;

б) полигиния – многоженство.

По количеству поколений:

1) простая (нуклеарная) семья – состоит из представителей только двух поколений (родители и дети);

2) сложная (расширенную) семья – состоит из представителей не мене трех поколений (прародители, родители, дети).

По целям и характеру партнерских отношений:

1) традиционная семья – характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, творчества, свободы, привязанности к быту, наличием собственнических инстинктов. Основной целью такой семьи является продолжение рода, сохранение стабильности, желание не выделяться;

2) зависимая семья – также характеризуется отсутствием осознанности отношений, отсутствием развития, привязанностью к быту, любовной иллюзией, наличием всевозможных комплексов, зависимостей, патологических привязанностей и т. д. Основной целью такой семьи является удовлетворение психологических потребностей, избегание страха одиночества, ответственности;

3) партнерская семья – характеризуется осознанностью, развитием, ответственностью, участием в делах семьи обоих всех членов, стремление к открытости, к договору по спорным вопросам, гибкости отношений, взаимопомощи и т. д. Основной целью такой семьи является саморазвитие, самореализация через семью, помощь в развитии партнеру.

По критерию гармоничности:

1) гармоничная семья – характеризуется открытостью, творческим ростом и личностным развитием всех ее членов, теплыми эмоциональными отношениями между родителями и детьми;

2) дисгармонические психологические типы семей:

а) «внешне спокойная семья» – характеризуется внешней уравновешенностью, за которой скрывается накопленная годами неудовлетворенность, преобладанием чувства ответственности над искренностью чувств;

б) «вулканическая семья» – характеризуются неуравновешенностью отношений: скандалы и разводы чередуются с признаниями вечной любви и объединением. Отношения открыты, спонтанность и эмоциональная неуравновешенность доминируют над чувством ответственности. Ребенок в такой семье живет как на пороховой бочке, даже когда все хорошо, он чувствует опасность, что приводит к невротизации;

в) «семья-санаторий» – характеризуется в повышенной тревожности за жизнь или здоровье одного из членов семьи, которая проявляется в ограничении обязанностей «драгоценного» члена семьи и увеличении обязанностей у остальных. Подобная забота приобретает форму культа. Приводит к физической и нервной перегрузке, неврозам;



г) «семья-крепость» – характеризуется внешней стабильностью, сплоченностью, против некой опасности, исходящей извне. Создается иллюзия полного взаимопонимания, выраженное «мы-чувство», за которой скрывается душевная пустота или нарушение сексуальных отношений. Жизнь семьи жестко регламентируется и подчиняется определенным целям;

д) «демонстративная семья, семья-театр» – характеризуется разыгрыванием друг перед другом спектакля, который призван сохранять видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию;

е) «семья – третий лишний» – характеризуется концентрацией внимания друг на друге, при игнорировании или скрытом неприятии ребенка;

ж) «семья с кумиром» – характеризуется гиперопекой ребенка, которая скрепляет супружеские отношения. Забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом;

з) «семья-маскарад» – характеризуется несогласованностью жизненных целей и планов супругов непоследовательным воспитанием, нездоровой конкуренцией.

С учетом воспитательного воздействия выделяют следующие модели негативных семейных взаимоотношений.

Безнадзорность встречается, когда родители излишне заняты и не уделяют должного внимания своим детям.

Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время указания, предупреждения, запреты.

Воспитание по типу «Золушки» - это обстановка эмоциональной отверженности ребенка, безразличного, «холодного» отношения к нему.

«Жесткое воспитание» - за малейшую провинность (а иногда и без нее) ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности: с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею модель воспитания. Выделены модели воспитания в семье и, соответственно, отвечающие им типы семейных взаимоотношений.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали и конкретных ситуаций. Однако те родители, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирования его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются неприспособленными к жизни в коллективе.

Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика "невмешательства" . При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как модель взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка.

Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. Можно выделить три стиля семейного воспитания : демократический, авторитарный, попустительский (либеральный).

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка – стиль "согласия".

При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

От взаимоотношений в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

С учетом воспитательного воздействия выделяют следующие модели негативных семейных взаимоотношений:

Безнадзорность. Родители излишне заняты и не уделяют должного внимания своим детям; Родители в целом любят своих детей, но у них не хватает времени эту любовь проявить. Дети предоставлены сами себе и проводят свое время в поиске увеселений, часто попадают под «уличное влияние».

Гиперопека. Жизнь ребенка находится под бдительным и постоянным надзором, он слышит все время указания, предупреждения, запреты. В результате ребенок становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах. У подростков все это может вылиться в бунт против родительского «насилия»: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома.

Воспитание «по типу Золушки» - это обстановка эмоциональной отверженности ребенка, безразличного, отношения к нему. Ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то из детей любят больше. Такая ситуация способствует появлению озлобленности и невротическому поведению.

«Жесткое» воспитание проявляется, когда за малейшую провинность (а иногда и без нее) ребенка сурово наказывают, и он растет в постоянном страхе.

При воспитании в условиях повышенной моральной ответственности с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные надежды родителей. Последствия такого воспитания - навязчивые страхи, постоянная тревога.

Нет универсального ответа на вопрос, как достигнуть семейного счастья. Одни супруги постоянно ссорятся из-за мелочей, а потом быстро мирятся. Другие же разводятся, столкнувшись с первыми трудностями в семейной жизни. Как появляется любовь и как она уходит навсегда? Какая модель отношений идеальна для вашей пары? Чего не хватает вашим отношениям? Что изменить, чтобы семейное счастье не скрылось за горизонтом? Послушаем советы профессионального психолога.

Каждый союз между мужчиной и женщиной индивидуален. Здесь сложно что-либо обобщить и выделить какие-либо закономерности. Однако психологи выделяют несколько основных стилей семейных отношений. Может быть, и вы узнаете свою семью в одной из предложенных моделей брачных союзов. В любом случае знакомство с данной классификацией не будет лишним. Вы поймете, как не следует себя вести, и поймете, кто играет главную скрипку в вашей паре.

Первая модель – классическая.

Во многих семьях наших родителей, бабушек и дедушек принято, что мужчина добивается успеха в карьере, а женщина является хранительницей домашнего очага. Как правило, такие союзы очень крепкие, так как партнеры – это не просто муж и жена, но и игроки, которые играют в одной команде.

Такие союзы возникают между людьми с похожими жизненными целями и интересами. Такие люди стараются все делать вместе. Супруги создают традиции и ритуалы, а главной их мечтой является – жить долго и счастливо. Муж и жена обычно исповедают одинаковые жизненные принципы и стараются все свободное время проводить вместе.

Сильные стороны.

В первую очередь, такие союзы отличаются постоянством и стабильностью. Обязанности распределены, семейная жизнь безмятежна и конфликты являются достаточно редким явлением. Супруги умеют находить компромиссы и стараются избегать противоречий.

Минусы.

С течением времени стабильность может приедаться и начинать казаться рутиной. Необходимо уметь освежать отношения и привносить в семейную жизнь толику непредсказуемости.

Совет психолога.

Не бойтесь делать глупые поступки. Помните барона Мюнхгаузена, который говорил, что все самые страшные ошибки совершаются с умным выражением лица. Оставьте мужу записку с признанием любви, пригласите его на свидание, пришлите красивую открытку по e-mail, пополните список семейных традиций новыми ритуалами. Пусть ваша совместная жизнь играет всеми цветами радуги!

Вторая модель – каждый сам за себя.

Бывают союзы, где оба супруга – самодостаточные и уверенные в себе личности. Оба супруга многого добились в жизни. Такие люди склонны воспринимать мужа или жену как равноправных партнеров.

Если вы и ваш муж стремитесь быть самодостаточными личностями и не зависеть друг от друга, возможно, это тип вашего брачного союза. Такая модель брака подходит для людей, которые даже в браке предпочитают сохранять определенную долю самостоятельности и хотят многого достичь в жизни.

Муж и жена в таких союзах не признают распределения обязанностей по половому признаку. Супруги никогда не откажутся от интересной работы ради семьи, оба с удовольствием готовят семейные ужины и не переживают по этому поводу. Супруги часто расстаются на время и нередко отправляются в путешествия поодиночке. И муж, и жена в таком браке уважают личное пространство друг друга.

Сильные стороны.

Вкушая все прелести семейной жизни, супруги не ущемляют и собственные интересы.

Минусы.

Такие люди весьма эгоистичны и превыше всего ценят независимость. Для того чтобы создать гармоничные семейные отношения, необходимо иногда уметь наступать на горло собственной песне и принимать решения, которые будут удовлетворять обе стороны. Нежелание поступиться собственными интересами часто приводит к краху семейных отношений.

Совет психолога.

Для того чтобы семейная жизнь была счастливой и безмятежной нужно учиться жить интересами друг друга. Если жена любит живопись, муж может составить ей компанию. Жена же может сходить со своим супругом на футбольный матч или поиграть с ним в бильярд.

Можно попробовать составить список дел, которые доставляют удовольствие обоим. Раз люди любят друг друга, значит, у них есть много общего. Нужно создавать семейные ритуалы, которые будут радовать и сближать членов семьи.

Третья модель – нет жизни без тебя.

Такой брачный союз соединяет людей, которые не представляют своей жизни друг без друга. Муж и жена живут интересами друг друга и верят, что будут жить счастливо до конца своих дней. Они создают семейный уют, особо не зацикливаясь на деталях, считая, что с любимым и в шалаше – настоящий рай. Смысл жизни для них заключен в заботе о близких, и, в первую очередь, друг о друге. Супруги оберегают свой мирок от внешних вторжений.

Эта модель семейных отношений подходит тем, кто считает самым главным в жизни - достичь спокойствия, укрывшись от жизненных неурядиц в уютной тиши собственного дома.

Партнеры все делают сообща и никогда не спорят о распределении обязанностей. Все бытовые вопросы решаются легко и без ссор. Главными ценностями в таких семьях являются взаимопонимание и любовь. Благосостояние и карьерный рост в данном случае не являются фетишем для мужчины и женщины, вступивших в брак. Гораздо больше удовольствия доставляет совместное времяпрепровождение, чем достижение каких бы то ни было высот вне семьи.

Сильные стороны.

На супруга можно положиться в любом начинании. От близкого человека всегда можно ожидать поддержки, ободрения, понимания. И муж, и жена в подобных союзах готовы пойти на любые жертвы ради счастья партнера.

Минусы.

Не всегда стоит зацикливаться друг на друге. Вокруг масса интересных вещей, знакомство с которыми может доставить удовольствие как всей паре, так и каждому супругу в отдельности. Чтобы не надоесть друг другу, очень важно иметь собственные интересы и увлечения. Растворяясь в партнере, мы нередко теряем себя как личность. С течением времени, когда пылкие чувства отходят на второй план, накопившиеся проблемы в состоянии разрушить даже самые крепкие отношения.

Совет психолога.

Тем, кто относит свои семейные отношения к данному типу, необходимо помнить о необходимости сохранения собственных интересов и устремлений. Проникаясь интересами друг друга, не забывайте о том, что вы – самодостаточная личность. В такой модели отношений как ни в одной другой важна творческая и карьерная реализация супругов. Если карьера не прельщает вас, можно попробовать посещать тренинги личностного роста или найти себе увлечение по душе. Стоит попробовать добиться чего-либо без помощи супруга, и вы увидите, как это приятно - гордиться своими достижениями. Не стоит ревновать друг друга к увлечениям и интересам. Лучшее средство от скуки и однообразия в семейных отношениях – умение находить себе интересные занятия, наслаждаться которыми можно и в одиночестве. Для ощущения счастья в браке просто необходимо одновременно ощущать и собственную личную свободу.

Четвертая модель – равноправные партнеры.

В таком союзе у партнеров есть собственные интересы, которые они ценят превыше всего. Их интересы практически не пересекаются. Со стороны кажется, что они и живут вместе по необходимости. Каждый сам решает свои проблемы, а обсуждаются лишь те вопросы, от решения которых зависит совместная жизнь.

Супруги четко расписывают обязанности по хозяйству, редко устраивают вечеринки, практически никогда не ездят вместе в отпуск.

Сильные стороны.

Сильными сторонами такого брака являются порядок и отсутствие сильных потрясений. Такие союзы отличаются стабильностью и редко распадаются, не смотря на отсутствие сильных чувств. В таком браке сантименты и чувства с успехом заменяются здоровым прагматизмом. Однако стоит отметить, что бывает и так, что партнеры расстаются как только меняется привычный уклад их жизни.

Совет психолога.

Если и мужа и жену устраивают предсказуемость и стабильность в семейных отношениях, возможно и не стоит что-либо менять. “От добра добра не ищут”. Вот если такие отношения приелись и наскучили, наверняка стоит поискать способы для их улучшения.

Такие семьи очень часто живут душа в душу. Нужно лишь уметь взглянуть на своего супруга по-новому, и вызвать у него неподдельный интерес к своей персоне. Попробуйте устроить второй медовый месяц. Продумайте все до мелочей и обольстите собственного мужа. Постарайтесь начать жизнь с чистого листа, забыв прожитые по негласной договоренности годы. Впустите в вашу жизнь романтику и спонтанность.

Пятая модель – муж и жена – одна сатана.

Данная модель является самым гармоничным типом брачных союзов. Партнеры нацелены на долгосрочные отношения, все проблемы решают вместе. Они создают уютное семейное гнездышко, в котором им обоим удобно существовать и развиваться как личностям.

Супруги имеют общие цели в жизни, одинаковые приоритеты и взгляды на жизнь. Сильные стороны такого брака - свобода от стереотипов и отсутствие предсказуемости.

Партнеры в таких браках распределяют обязанности, но часто заменяют друг друга при их исполнении. Правила и традиции существуют, но часто изменяются и усовершенствуются. На первом плане всегда интересы семьи, а уж потом личные цели. Ради общего дела оба супруга готовы поступиться собственными интересами. Супруги, выбирающие подобную модель отношений, как правило, активные и яркие личности. Они часто устраивают вечеринки и торжества по разным поводам.

Сильные стороны.

Эти отношения можно назвать близкими к идеальным. Крепкие семьи строятся именно на стремлении заботиться друг о друге, открытости внешнему миру, способности поддержать партнера в трудную минуту. В таких семьях царят хорошее настроение и положительные эмоции.

Если вы можете отнести свой брак к данной модели супружеского союза, вам можно только позавидовать. Такие семьи очень редко распадаются и не нуждаются практически ни в каких рекомендациях.

Совет психолога.

Посоветовать здесь можно разве что более внимательно присматриваться к друг другу для того, чтобы отношения не стали поверхностными. Не позволяйте активной общественной жизни и светским вечеринкам вытеснить из вашей жизни самое главное – человека, который рядом с вами.

В заключении хочется сказать. Что идеальной модели отношений не существует, как, впрочем, и идеальных людей. Однако это не значит, что не стоит стремиться к идеалу. Пусть он далек и недостижим, но он помогает нам делать отношения с окружающими нас людьми более гармоничными и счастливыми.

Самое главное – стараться найти такую модель отношений, которая устраивала бы обоих супругов. То, что подходит одним, может быть противопоказано другим. Нет универсальных рецептов семейного счастья. Всегда надо искать компромиссные варианты. Избегайте недоговоренностей, обсуждайте все проблемы, достигайте решений конфликтов, которые устраивают обе стороны. Если люди любят друг друга и хотят быть вместе, им нипочем никакие перипетии семейной жизни.