Можно ли работать на егорий. Приметы на день Георгия Победоносца (6 мая)

Аннинский район

664. На Ягория нельзя работать, а то волк приреже скотину. На яблоню кусочек хлеба несешь: «Ягорий, Ягорий, на тебе хлебца, а ты сбережь мою скотину». Можна на любую дереву: «Ягорий, Ягорий, сбереги мою скотинку, чтобы она была жива».

с. Бабинка (Токарева К.М. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

665. Егорьев день - в этот день не работали, а если работать, то в дом придет несчастье. Скота выгоняли освященной вербой.

с. Островки (Фролова М.Е. 1942 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Бобровский район

666. Выгоняли скотину вербами, которые оставили с вербного воскресенья. «На Егорья надо огород посадить до обеда». В этот день сажали капусту.

с. Коршево (Чичасова Е.М. 1926 г.р.; Волкова Т.П. 1923 г.р., Пономарёва А.В. 1937 г.р.) № 554/14, №

667. Чтобы пасти скот нанимали пастухов, составляли договор на сходке. Нанимали до первого позимья. Выгоняли скотину вербой.

с. Пчелиновка (Бородинов Д.И. 1926 г.р.) ВГАИ КНМ № 218/9.

Бутурлиновский район

668. На Егория веточкой вербы выгоняли скот, со словами: «Верба хлёст, бей до слёз. Да красное яичко, да белое молочко».

с. Козловка (Рогатнёва Т.Ф. 1913 г.р.) ВГАИ КНМ № 159/28.

Верхнехавский район

669. Служили молебен, батюшка благословлял пастухов.

с. Архангельское (Ерёмина З.Я. 1933 г.р.) ВГАИ КНМ № 454/28.

670. Выгоняли скот.

с. Верхняя Луговатка (Быханов Г.В. 1921 г.р.) ВГАИ КНМ № 456/17.

671. В этот день не работали. Выносили на улицу всю одежду и просушивали её.

Пастух играл важную роль. Он полностью отвечал за скотину. Должен был напоить, накормить. Если скотина заболела, то пастух был обязан сообщить об этом хозяину. Когда пастух трубил в рог, это значило, что нужно выгонять скот из дворов на пастбище. Когда солнце садилось, пастух гнал скотину домой.

В деревне этот праздник называют - Ягорьев день или Ягорий.

х. Донской (Глотова Т.И. 1931г.р.) ВГУ АКТЛФ 2001.

Грибановский район

672. Вербой выгоняли скотину, чтоб она была здорова. Носили в лес яйца, сало, чтобы волк не съел скотину.

с. Листопадовка (Линчевская В.И. 1930 г.р.) ВГАИ КНМ № 235/11.

Калачеевский район

673. На Егорья смотрели - если к этому времени вырастало жито, и в нём мог спрятаться грач, то будет большой урожай жита. И к этому дню на огороды высаживали огурцы, бахчевые культуры, тыкву.

с. Новомеловатка (Шмегерилова А.И. 1913 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Каширский район

674. На этот день всегда сажали огурцы, последнее просо сеяли. В этот день грех стирать, но огурцы сажали. Скот выгоняли ещё до этого дня, когда лёд был. Праздник этот в честь Егория Победоносца.

с. Каширское (Завалуева А.Ф. 1924 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

675. В этот день не работали, в церковь ходили.

с. Каширское (Маслова М.А. 1935г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Нижнедевицкий район

676. На Егория сажают огурцы.

с. Курбатово (Новичихина Т.И. 1941 г.р., Киреева Е.А. 1925 г.р.) ВГАИ КНМ № 887/33.

677. Первый день выгона скота - 6 мая. Скот выгоняли вербой, при этом говорили: «Верба крест, бей до слёз. Верба ксти, Бог прости».

с. Кучугуры (Зуева А.М. 1919 г.р., Пахомова М.А. 1928 г.р.) ВГАИ КНМ № 890/51.

678. Егорий - праздник сердитый, работать на него тоже нельзя было.

с. Синие Липяги (Нестерова М.К. 1928 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2004.

Петропавловский район

679. В этот праздник не работали. Это скотский день. Считали, что если работали на Егория, то

потом волки грызли скотину. Скот выгоняли не первый раз в году на пастбище, он пасся и раньше.

с. Краснофлотское (Мухоркина М.С. 1936 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2003.

Рамонский район

680. Шли в лес и несли кусочек хлеба и мяса, всё это клали на дубок. с. Глушицы (Абакумова А.П. 1920 г.р.) ВГАИ КНМ № 817/17.

681. В этот день не работали. Сажали тыкву.

с. Карачун (Лямзина М.И. 1916 г.р.) ВГАИ КНМ № 813/26.

682. Носили в лес кусочек хлеба и сала, оставляли на пеньке, чтобы волк не пришёл в деревню. с. Пекшево (Климова П.И. 1910 г.р.) ВГАИ КНМ № 815/14.

683. Несут в лес кусок хлеба и сала, чтобы волк скотину не тронул. с. Пятая Сотня (Глазьева Е.П. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 820/22.

684. Ходили в лес несли сало и хлеб, чтобы волки не трогали скотину. с. Сенное (Елютина Е.И. 1907 г.р.) ВГАИ КНМ № 819/10.

685. Ходили в лес и клали на пенёк кусок хлеба и сала. Это был лошадиный праздник. с. Ситная (Остапова В.С. 1918 г.р.) ВГАИ КНМ № 817/8.

Репьёвский район

686. Несли пастуху яйца.

с. Истобное (Семёнова Е.К. 1939 г.р.) ВГАИ КНМ № 853/42.

687. Выгоняли скотину вербами, оставшимися после вербного воскресенья. На шею скотине ве-

шали «ладанок».

с. Новосолдатка (Андраханова А.П. 1938 г.р.) ВГАИ КНМ № 590/12.

Семилукский район

688. Первый раз выгоняли скотину вербой, какую освещали в церкви на Вербное воскресенье.

с. Долгомоховатка (Вахтина Н.Г. 1912 г.р.) ВГАИ КНМ № 707/16.

689. Вся деревня устанавливает стол, застелют скатертью, ставят на стол яйца, хлеб, стакан соли.

Тот, кто будет стеречь коров, всё это забирает.

690. Первый выгон скота был в мае. Пастуху отдавали хлеб, соль, два яйца.

с. Каверье (Савина Т.Н. 1940 г.р., Савин Н.С. 1937 г.р.) ВГАИ КНМ № 439/9.

691. Отмечался 6 мая. В этот день нельзя было работать, он злой для скотины. с. Нижняя Ведуга (Турищева А.С. 1919 г.р.) ВГАИ КНМ № 863/20.

Таловский район

692. Ягорий день отмечають, строгий праздник. Угощали пастуха, выгоняли скот. с. Вязовка (Панарина А.Г. 1919 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

693. Хлеб на деревья клали на Егорьев день.

с. Вязовка (Токарева Т.А. 1931 г.р., Кичкова А.И. 1929 г.р.) ВГУ АКТЛФ 2002.

Хохольский район

694. Выгоняют телят, делают яичницу.

с. Кочетовка (Комарова О.Д. 1919 г.р., Князева Е.М. 1918 г.р.) ВГАИ КНМ № 547/29.

695. На Егорьев день (и на Крещенье) освящали скотину. Пастухи окропляли скот святой водой. На Егорьев день пастухи гнали стадо с пастбища и приговаривали: «На бычицу, на телицу, на кудрявую хвостицу. На поле идет - помыкивает, с поля идет - побрыкивает». Святую воду добавляли в корм.

с. Оськино (Колесникова А.Ф. 1906 г.р.) ВГУ АКТЛФ 1990.

Георгий Победоносец всегда почитался в христианской вере. В российской армии даже был учрежден георгиевский орден, как раз в честь этого воина великомученика. Он был великим воином, но когда его попросили отказаться от христианства, он не отказался. Георгия пытали семь дней, и каждый раз он чудесным образом исцелялся. А на восьмой день он был казнен. Но за это время многие люди обратились в христианскую веру, видя те чудеса, которые вершил Георгий. И сегодня люди помнят об этом празднике и соблюдают приметы на праздник Георгия Победоносца.

Приметы на Григория Победоносца

Пришел Егорий – и весне не уйти . Егорий – это один из вариантов имени Георгий, точно так же, как и Юрий. Этот день действительно считается днем окончательного вступления весны в свои права. Зима теперь долго не побеспокоит, пока не придет ее время. Все цветет, зеленеет, природа окончательно проснулась и начала жить.

Егорий с водой – Никола с травой. В народе говорили, что если в этот день, 6-го мая, выпадет роса, значит , на Николая Чудотворца, травы будет столько, что вся скотина будет сыта. В этот день скармливали коровам, козам и лошадям последние запасы зимних кормов. Теперь уже можно будет выводить скотину на пастбища. С этого момента сама природа начнет кормить всю живность.

Коли на Юрия березовый лист в полушку – к Успению клади хлеб в кадушку. В данной примете имеется в виду, что если 6-го мая березовые листья стали размером с полушку, то будет собран хороший урожай пшеницы. Полушка – это мелкая монета, размером 6 на 8 мм. Поэтому люди внимательно следили за деревьями в этот день. Хотелось знать, каким же будет предстоящий урожай. Если лист березы в этот день был меньшего размера, то и урожай будет меньше. Ну, а если лист был больше, то можно было радоваться – урожай превзойдет все ожидания.

На Егория утро ясное и тихое – первые посевы будут урожайные. Данная примета касается не злаковых растений, а всех овощей, которые высаживаются семенами. Редис, огурцы, помидоры, перец – если вы высаживаете все это не рассадой, а семенами, значит, скоро будете собирать первый урожай.

Другие приметы на праздник Георгия Победоносца

В канун Юрия возьмешь шерсть в руки – весь скот порежут волки. Георгий Победоносец считается покровителем всей домашней живности и скотины. А появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола. С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных. А если кто-то в этот момент возьмет в руки шерсть, то тем самым лишит свою скотину защиты.

На Егория ведьмы коров портят. В народе говорят, что ведьма не успокоится, пока не отыщет в этот день незащищенную корову. Ведьмы ходят по дворам, и ищут, где можно подпортить скотину, чтоб набраться сил. Для этого они на воротах снимают стружку, после чего со специальными заклинаниями варят ее в подойнике. А после этого хозяева коровы удивляются, куда же у их кормилицы делось . Избавиться от этой проблемы может только тот хозяин, который внимательно следит за состоянием своих ворот. Для того чтобы корова снова стала здорова, хозяину нужно только замазать грязью то место, где обнаружено соструганное место.

На Егория пастуха почитай – корова будет в порядке. Действительно, в этот день всегда было принято угощать пастуха самыми вкусными блюдами, дарить ему деньги и отрезы тканей. Получается, такой своеобразный День пастуха. В народе считалось, что чем лучше отблагодарить пастуха в этот день, тем спокойнее можно быть за свою корову. Пастух – это помощник Георгия Победоносца. Поэтому он мог сохранить скотину так же, как и его хозяин.

На Егория не тронь гребень – жизнь свою прогребешь. Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Мало того, в народе говорят, что не только пользоваться нельзя этими предметами в данный день, но необходимо их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались. У данной приметы есть два негативных последствия.

  • Во-первых, если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, то ваши волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • А во-вторых, считается, что такими действиями вы можете потерять свою кормилицу.

Конечно, она не умрет, но телят приносить уже не сможет, а значит, не сможет и давать молоко.

Приметы Георгия Победоносца и домашние животные

Защита домашних животных – основной ритуал этого дня. Действительно, раз этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, поэтому и ритуалы, связанные с защитой , обладают неимоверной силой. В народе было принято в день Георгия Победоносца запечь в пирог целое яйцо, положить этот пирог в сито. С собой брали топор, который несли за поясом, и нож. Кроме этого брали ветку вербы и зажигали свечу. Со свечей и пирогом хозяин дома обходил все стадо. А потом пирог разламывал на столько частей, сколько голов в стаде. Каждой корове он давал по куску пирога. Ветку вербы нужно было бросить в реку. После этого хозяин должен был положить топор и нож на пороге своих ворот. Нужно было выгнать стадо со двора, а потом загнать обратно, главное, чтобы они перешли через топор и нож. Считалось, что если вы так поступите, то никто не сможет испортить скотину, да и волков можно не опасаться.

Приметы на праздник Георгия Победоносца связаны в основном с защитой скотины. Но для крестьян домашняя живность всегда была очень важна. От здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи. И чем лучше домашние любимцы были защищены, тем лучше жила семья.

Православной церковью установлено два праздника, посвященных памяти святого Георгия Победоносца. В народной традиции его обычно называют Егорием или Юрием. В старину говорили: «На Руси два Егорья: один холодный, другой голодный».

Когда Егорьев день в 2019 году?

6 мая (23 апреля по старому стилю) отмечается Егорий Вешний (у него есть и другие названия – Конский праздник, День отмыкания земли, а также Егорий Голодный, поскольку в начале мая все продуктовые припасы у крестьян обычно заканчивались).

9 декабря (26 ноября по старому стилю) отмечается Егорий Осенний (другие названия – Егорий Зимний, Волчий Заступник, Егорий с мостом, Юрий холодный, Юрий Зимний, Юрьев день). Оба праздника почитались в народе.

Со времен Дмитрия Донского святого Георгия считают покровителем Москвы. Также его считали своим покровителем многие русские князья. Изображение Георгия на коне с копьем в руке украшало герб Московского государства, вырезалось на княжеских печатях и чеканилось на монете, которая с того времени получила название «копейка».

К этому святому, в честь которого в нашей стране возведено множество храмов и которому посвящено множество икон, верующие обращаются с просьбами о защите от врагов, несправедливых притеснений. Неудивительно, что за несколько веков на Егорьев день сложилось немало примет и обычаев.

Как принято отмечать Егорьев день?

В Егорьев день в православных храмах пройдут посвященные святому Георгию богослужения. Его жизнь окружена множеством легенд и преданий. Он родился в III веке в Лидде (Палестина) в семье богатых и благочестивых людей, воспитавших его в христианской вере.

Поступив на военную службу, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Однако когда Георгий объявил себя христианином, его арестовали и стали пытать.

В ночь перед смертью ему во сне явился Иисус Христос с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает рай. Святой Георгий прославился и своими земными делами, и посмертными чудесами. Его образ считается символом высочайшей воинской доблести.

Императорским военным орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия, являвшимся высшей военной наградой Российской империи, награждали наиболее отличившихся воинов, которые проявили смелость и мужество в бою.

Кавалерами четырех степеней ордена были всего 4 человека, в том числе полководцы М. Кутузов и М. Барклай де Толли. В 1807 году был учрежден «солдатский Георгий», которым награждали представителей нижних чинов армии. В советские годы эта традиция была забыта, однако в 2000 году орден был восстановлен в соответствии с указом президента РФ.

Однако вопрос о том, когда отмечается Егорьев день, интересует не только военных, но и земледельцев. Ведь в народе этого святого также считают покровителем землепашцев, скота.

В прежние времена Егорий Вешний на Руси был основным земледельческим праздником года, открывающим весенние полевые работы, днем первого выгона скота на пастбище. Священники читали на полях молебны, окропляя нивы святой водой. В землю втыкали ветки, освященные в церквях в Вербное воскресенье.

Традиции, обычаи и приметы на Егорьев день

Расскажем о традициях празднования Егорьева дня. Крестьяне верили, что в это время святой выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от диких зверей, над которыми тоже властвует.

Люди обращались с просьбами к Георгию и святому Макарию в песнях:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком,
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого».

Согласно сложившемуся обычаю, хлебопашцы просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Считалось, что если поваляться утром по «юрьевской росе», то будешь здоровым и счастливым.

А если выгнать на рассвете на луг скотину веткой вербы, прикосновение которой должно было способствовать плодородию, то это пойдет на пользу животным. При этом приговаривали: «Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

Пастухам дарили подарки и кормили в поле яичницей. Первым куском каравая, который пекли к этому празднику, угощали пастухов, а оставшиеся скармливали вернувшемуся с пастбища скоту. Хозяйки готовили к праздничному столу обрядовое печенье в виде коров, лошадей, коз и других животных.

С Егорьевым днем связано немало погодных примет. Говорили: «Егорий землю отмыкает», «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Юрий на порог весну приволок». По этому дню судили о будущем урожае. Бытовали поговорки: «На Егория мороз – будет просо и овес», «Сей рассаду до Егория – будет щей вдоволь», «В Юрьев день только ленивая соха в поле не выезжает».

Как и когда отмечается зимний Егорьев день?

В 1030 году Ярославом Мудрым после воинской победы был основан Юрьевский храм неподалеку от Новгорода, а в 1036 году монастырь святого Георгия был заложен в Киеве. К дате его освящения был приурочен осенний праздник.

Тогда княжеским указом предписывалось ежегодно отмечать по всей Руси праздник Георгия Победоносца, с которым по сей день связано множество примет и обычаев.

Во времена крепостного права были сложены поговорки: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» и «Наряжалась баба в Юрьев день погулять с барского двора, да дороги не нашла».

Они отражали разочарование, которое испытали крестьяне после выхода в период правления Бориса Годунова царского указа, запрещавшего им переходить от одного помещика к другому. В те времена появилось в нашем словаре и слово «объегорить», то есть «обмануть, надуть, не выполнить своего обещания».

С осенним (зимним) Егорьевым днем было связано множество обрядов, имевших магический характер. Считалось, что в этот день «Егорий отпускает на волю волков», которые могут нападать на скот. Говорили: «Что у волка в зубах, то Егорий дал».

На Руси существовал обычай, согласно которому сельская молодежь собирала с каждого двора обрядовую выпечку в виде коней. Эти изделия относились в поле, где люди обращались к святому: «Егорий милостивый! Не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!» Принесенные «кони» закапывались здесь же в поле, в снегу.

Чтобы защитить от волков и медведей домашних животных, их поили водой из проруби, в которую бросали несколько горящих угольков из печи.

Согласно обычаю, в этот день перед дальней дорогой необходимо было отслужить молебен о благополучном завершении пути. Также до Егория нужно было раздать все долги, иначе можно было прожить всю жизнь в должниках.

В народе говорили: «Сколько на осеннего Юрия снега, столько на весеннего – травы». Также было принято в этот день «слушать» воду в колодце. Если она была спокойна, то ожидалась теплая зима, если же из колодца доносились какие-либо звуки, а по воде шла рябь, следовало ждать сильных морозов и лютых вьюг и буранов.

Пришел Кузьма, заглянул в погреба. В первый день мая христиане поминают епископа Халкидонского Косму, известного своим противостоянием иконоборцам. Эта секта боролась против почитания икон, считая их идолами, а поклонение им - идолопоклонничеством. Еретики принуждали Косму отречься от святых икон, но ничего не добились ни уговорами, ни избиением епископа.

А среди русского крестьянства святого Косму (в славянской традиции Кузьму) почитали как покровителя огородничества. К началу мая в каждом доме семена овощей готовили к севу. Для этого существовали специальные обряды. Воду для замачивания семян брали в колодцах поутру, а взамен бросали в воду медные денежки на удачу и обильный урожай овощей. В некоторых районах воду для семян брали из родников три дня подряд на утренней заре. Все это следовала проделывать тайно, без чужих глаз, чтобы обряды не потеряли силу. На Кузьмин день мужчины копали грядки, а хозяйки высевали мор- ковь, свеклу, лук, редис, укроп и петрушку.

1 мая называлось также кукушкиным днем, потому что тогда эта птица впервые подавала голос. С незаметной птицей наши предки связывали разнообразные приметы и поверья. Самое известное из них дошло до наших дней: если спросить кукушку о сроке жизни, она прокукует столько раз, сколько лет осталось жить вопрошающему. Крестьяне считали, что с кукушкина дня наступает пора сеять лен, а если лесная птица мечется по деревне - следует опасаться пожара.

Если 1 мая шел дождь, полагалось на- мочить дождевой водой волосы, чтобы они росли так же споро, как весенняя трава. А по приметам Кузьмина дня судили о погоде на будущее. Солнечный теплый день обещал, что весь май будет таким же, а в начале июня похолодает. Если же день выдавался холодным и дождливым - он обещал теплое лето и хороший рост хлебов в крестьянских полях.

Праздник 6 мая - Егорьев день или Егорий Вешний

6 мая наступает день памяти великомученика Георгия Победоносца . Он был крупным военачальником, приближенным императора, но предпочел принять мученическую смерть за христианскую веру. В России он - особо почитаемый святой, охранитель воинов и всей Русской земли, почитавшийся под именем Егория.

В русской народной традиции Егорий Вешний считался покровителем всего домашнего скота, какой водился в деревенском хозяйстве. Поэтому именно в Егорьев день скотину в первый раз выгоняли на выпас лакомиться сочной весенней травкой. Чтобы до осени животные спокойно паслись на лугу, набирая вес, полагалось соблюсти ряд старинных ритуалов. Сначала каждая хозяйка должна была убедиться, что ее буренка не захворала. Для проверки здоровья скотины полагалось дать ей «соченное молоко» - разведенную водой толченую смесь конопли и льна. Та животина, что покорно ела предложенное толокно, считалась больной и в общее стадо не выпускалась. Здоровых коровок сгоняли вместе и гнали на пастбище ветками вербы , припасенными с Вербного воскресенья . Стадо обычно выводили на пастбище с рассветом, по утренней росе.

Роса на Егорьев день, как считалось, обладала удивительными целебными свойствами, и прошедшие по ней животные никогда не болели. Как людям, ответственным за сытость, здоровье и безопасность животных, особый почет в этот день вся крестьянская община традиционно оказывала пастухам. В Егорьев день еще до выгона скотины в поле пастухов окатывали ледяной водой из колодца, чтобы они «во все лето не задремывали» и бдительно следили за своими подопечными. Днем каждый хозяин нес к месту выпаса стада специально выпеченный из лучшей пшеничной муки каравай, называемый моленником. Первым кусок хлеба получал пастух, а остальное вечером скармливали вернувшимся с поля животным. Моленник должен был обеспечить Господню защиту для пастуха и его стада.

Вечером Егорьева дня для каждого «коровьего поводыря» в деревнях устраивались настоящие праздники с застольями, хороводами и пением обрядовых песен о сохранении общинного стада. Егорьевская роса имела целительную силу не только для животных, но и для людей. На Егория Вешнего наши предки обходили поля с обрядом церковного водосвятия. После обряда желающие могли «искупаться» в утренней росе, обильно покрывавшей поля, - эта процедура была незаменимой «и от сглазу, и от 77 недуг». Большая часть примет этого дня говорила о будущем урожае. Прохладный день обещал, что хорошо уродятся просо, овес и греча. Если ночью на Егория случались заморозки - они могли повторяться еще до 40 раз.

Праздник 13 мая - день Якова Теплого

13 мая христиане почитают сына рыбака, святого Иакова, одного из 12 апостолов, обезглавленного за проповеди о Христовой вере. Во времена наших предков на Якова Теплого наступал печальный день для девиц, которым не терпелось поскорее найти своего суженого. В этот майский день во всех крестьянских общинах традиционно прекращалось всякое сватовство, и в силу вступала народная пословица «В мае жениться - всю жизнь маяться ». Больше того, и простой разговор о перспективах замужества выглядел начиная с этого дня совершенно неприличным. У странной на современный взгляд традиции есть очень простое объяснение. Свадебные пиры и гулянья на Руси всегда отличались необыкновенным размахом из-за старинного поверья: чем пышнее и богаче праздник, тем более счастливой станет в будущем молодая семья. Выполнить старое правило в мае оказывалось невозможно по двум причинам. Во-первых, один майский день в самом деле мог накормить целый год, а потому отвлекаться от работы на гулянье было решительно некогда. Во-вторых, припасы к этому времени в основном были подъедены, а значит, ни о каком обильном застолье речи тоже идти не могло. Вот и получалось, что праздновать свадьбу в мае - означало пренебречь поверьем и напророчить молодым скудную, тяжелую жизнь.

Чем теплее становились дни, тем легче распространялись по деревням разнообразные лихорадки. Крестьяне верили, что именно с Якова они начинают безнаказанно бродить по земле, приставая к слабым телесно людям. И чтобы болезнь миновала человека, полагалось в этот день обливаться припасенной заранее мартовской талой водой. Особенно строго исполнялся ритуал обливания теми, кто собирался вскоре отправиться в путь, - вода защищала их не только от недугов, но и от всякой неудачи, какая могла пристать к людям по дороге. Другое прозвание святого Якова - Звездоночник - говорит о примете, согласно которой звездная тихая ночь на Якова обещала теплое лето и богатый урожай.

Праздник 21 мая - Иван Богослов

21 мая наступает время почтить память еще одного из апостолов - брата Иакова Иоанна Богослова. Перу Иоанна принадлежит одно из Евангелий, которое он написал по просьбе христиан, желающих больше узнать о ранних деяниях Христа. На Руси Богослова прозвали Пшеничником, поскольку в день его памяти обычно сеяли пшеницу. Чтобы она уродалась в достатке, обычай требовал испечь обрядовый пирог из лучшей пшеничной муки и идти с ним на перекресток дорог, угощать проходящих мимо странников. Хозяйка с поклоном предлагала прохожим подношение, а те благодарили и желали доброго урожая. Если же никаких путешественников на дороге не встречалось, обетный пирог полагалось отнести на поле и там раскрошить для птиц, есть его самим было строжайше запрещено.

В Иванов день полагалось умилости- вить духов вспаханной нивы, и в этом случае строго соблюдалось разделение на мужские и женские обязанности. На- пример, с посевом пшеницы связан один забавный обычай. Сеять ее должны были только мужчины, причем раздетые догола. А зерно для посева они несли на поле в мешках, скроенных из старых порток. Наши предки верили, что таким образом они заключают брачный союз с землицей- матушкой и в свое время она разродится обильными хлебами. Женщины не имели права присутствовать при проведении ритуала - они могли «испугать» Землю, и та не смогла бы подарить людям хлеб. Примерно к XIX столетию этот обряд исчез из обихода, но долго еще старики по деревням жаловались, что покуда он соблюдался, земля родила куда богаче.

По погоде этого дня, как и во многие другие дни мая, определяли, каким будет урожай. Если на поля слеталось много птиц, вся выращенная пшеница должна была уйти на подати. А если одинокий жа- воронок пел высоко в небе, ожидалось, что жито уродится необычайно щедро. Святого Иоанна россияне звали также Долгим, потому что первые обряды в этот день начинались еще до рассвета, а работать следовало до той поры, пока последний лучик солнца не скроется за линией горизонта.

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. Георгий Победоносец. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточек.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.
На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточек. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

Другие народые приметы мая.

Коли в мае дождь, будет и рожь.
Сколько в мае дождей, столько лет быть урожаю.
Даст небо дождь, а земля - рожь.
Когда цветёт черёмуха, всегда живёт холод.
Особенно бывает холодно, когда дуб развернётся.