Мужские свадебные костюмы. Русский национальный свадебный костюм

Девичий «печальный» костюм Конец XIX - начало XX в. Тамбовская губерния, Темниковскии уезд

Опираясь на фольклорные и этнографические материалы восточнославянских народов, современные исследователи пришли к выводу об общих древних представлениях, лежащих в основе свадебного и похоронного обрядов. Так, в довенчальный период невеста должна была обязательно «печалиться», оплакивая свое девичество, носить траурную одежду. Она отличалась сдержанной цветовой гаммой, в которой доминировал белый цвет холста, знаковый цвет скорби. Костюм из Темниковского уезда, выполненный в конце XIX - начале XX в., относится к категории «печальных», или «горевых», костюмов. По-видимому, его могли носить как молодые девушки, собираясь к венцу, так и пожилые женщины.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Вятская губерния, Вятский уезд

В отдельных местах Вятской губернии девятое воскресенье после Пасхи было известно как «девичий праздник». В этот день нарумяненные девушки на выданье прогуливались по улицам в своих лучших нарядах в надежде привлечь к себе внимание женихов, а женихи и их матери высматривали будущих невест, придирчиво оценивая по одежде достаток их семей, чтобы затем послать к ним сватов.

Девичий праздничный костюм 1910-1920-е гг. Симбирская губерния, Сызранскии уезд, с. Жемковка

Этот наряд могла носить и девушка на выданье и молодая женщина. Костюм состоит из рубахи, сарафана и пояса с карманом.

Девичий венчальный костюм Начало XX в. Новгородская губерния, Устюжский уезд

Костюм новобрачной 1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)

Костюм новобрачной 1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд

Женский свадебный костюм Конец XIX - начало XX в. Вятская губерния, Малмыжский уезд

У староверов так называемого федосеевского согласия Вятской губернии, не признающих священства, а следовательно, и церковного брака, вместо венчания существовал обряд обручения. После чтения молитвы при зажженных свечах, как правило, мать жениха, взяв молодых за руки, обводила их вокруг стола, стоявшего в «красном углу», и благословляла иконой. Затем новобрачные катались по деревне на повозке, убранной ковром, колокольчиками, поясами, полотенцами, всенародно оглашая тем самым свое желание жить одной семьей. Народный свадебный обряд федосеевцев не отличался от традиционного народного северорусского обряда. Свадьба обычно длилась три дня, в течение которых молодые несколько раз меняли свои наряды.

Девичий праздничный костюм Начало XX в. Тамбовская губерния, Спасский уезд, с. Красная Дубрава

В некоторых селениях Тамбовской, Рязанской, Калужской, Пензенской, Тульской, Орловской губерний в XIX в. существовал обряд первого надевания поневы. Обычно девочки, не достигшие совершеннолетия, носили рубахи, подвязанные поясками. С того момента, когда девушка впервые надевала поневу, она считалась невестой, и к ней уже можно было свататься. Первую поневу нередко шила сестра, а надевал брат или мать (родная или крестная). К концу XIX в. этот древний обычай сохранился лишь в отдельных местах, а понева осталась признаком замужества.

Начало XX в. Рязанская губерния, Скопинскии уезд

Отправляясь к венцу, оплакивая свою беззаботную, вольную жизнь, невеста из Бирюченского уезда надевала «печальную» одежду, состоящую из белой рубахи, черного сарафана, передника, пояса и головного платка27. Белая венчальная рубаха называлась «старушечьей». Название рубахи связано с тем, что ее могла носить не только невеста, но и старуха.

Девичьи венчальные костюмы Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Костюм новобрачной Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченскии уезд, с. Афанасьевка

По возвращении из церкви перед брачным пиром девушку переодевали, и она представала перед молодым мужем, родственниками и гостями в преображенном виде. Ее голову венчал закрытый головной убор - «сорока», украшенный золотным шитьем. Девичья одежда - сарафан - менялась на «бабью» - поневу.

Мужской свадебный костюм Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Россия, как известно, во многих вопросах имеет привычку идти своим путем. Не исключением стала и свадебная мода. Ретроспектива будет неполной без взгляда на историю подвенечного платья в России.

Свадебные наряды в Древней Руси были очень красочными. Основным свадебным цветом был красный. Белый цвет на Руси считался цветом святости и в качестве праздничного не использовался. Во многих регионах невеста имела два свадебных наряда: до венчания и после. Первый был простой, скромный и печальный (кое-где даже невеста ходила во всем черном и покрытая черной фатой). Второй же обязательно был красного цвета и символизировал радость.

Основу свадебного костюма составляли рубаха и сарафан. Впрочем, из этих же деталей состояли и повседневные, и праздничные костюмы. Но отличие свадебного было прежде всего в отделке.

Нижняя рубаха украшалась богатой вышивкой – орнаментом с изображением листьев, ягод, петухов и других птиц. Птицы вообще были излюбленным мотивом вышивок в Древней Руси – поскольку птица считалась символом добра.

Во многих русских губерниях рубахи имели рукава длиной до двух метров и с отверстиями для рук. Это связано с существовавшим в те времена поверьем, будто жених и невеста не должны касаться друг друга голыми руками. Поверх рубахи надевался нарядный сарафан. Долгое время существовала традиция: невеста должна была шить себе сарафан сама, украшая его вышивкой и бисером. Позже это перестало быть обязанностью невесты. Но традиция богато украшать основную деталь свадебного наряда осталась. Сшитый из красного шелка, полупарчи или парчи сарафан отделывался золотым и серебряным шитьем, бисером, тесьмой. Поверх сарафана могла одеваться еще и душегрея (нечто вроде жакета), тоже щедро украшенная.

Свадебные головные уборы русских невест происходили от цветочных венков (древнейшего украшения) и в XI-XIV веках представляли собой полоску ткани или обруч из металла, охватывавший лоб и скреплявшийся на затылке. Волосы при этом оставались распущенными либо заплетались в две косы. Позже в свадебных нарядах появились кокошники.

В северных регионах России на голову невесты надевали корону, усеянную круглыми «шишечками» из золотых нитей. Новобрачной желали, чтобы у нее было столько детей, сколько шишечек на короне.

В качестве аксессуара до XVI века использовались шейные гривны –обручи из золота, серебра, бронзы или железа, одевающиеся на шею. Позже невесты стали носить подвески, прикрепленные к головному убору, мониста, ожерелья из жемчуга и бирюзы (бирюзу также часто вставляли в обручальные кольца – этот камень считался символом супружеской верности).

Если невеста происходила из княжеского рода, она должна была одевать плащ-мантию из тяжелой парчи с золотым шитьем.

В XV веке знатные невесты шли к алтарю в парчовых платьях, расшитых жемчугом и отороченных мехом. Весить такой наряд мог до 15 килограмм!

В XVI-XVII веках традиция выходить замуж в сарафанах, платьях и кокошниках сохранялась, причем, цвет уже мог быть не только красным.

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года.

Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо (некоторые из них можно увидеть в экспозициях Оружейной палаты и других музеев).

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года (платье Наташи Ростовой – типичный пример). В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

Богатые семьи даже покупали два наряда для невесты: один для церемонии венчания – более строгий, с закрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского торжества.

Наряды русских невест начала ХХ века

«Движение в ногу» со всей Европой прекратилось после революции 1917 года. Отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В Санкт-Петербургском Музее свадьбы сохранилось платье 1927 года: простое, прямого кроя, с маленьким воротником и короткими рукавами, длина – до колен. От свадебного в нем только белый цвет. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость», а уж подумать о том, чтобы потратить кучу денег и метры текстиля на платье, которое оденешь всего раз в жизни… В 30-е, 40-е и 50-е годы такое понятие, как свадебное платье, в принципе отсутствовало. Некоторые модницы сами шили себе наряды из светлой ткани, а чаще невесты шли в ЗАГС в купленных или сшитых платьях из разноцветных или однотонных материалов. («Да у меня и платья специального не было, когда мы расписывались!» - так рассказывала моя бабушка, которая выходила замуж за деда в 1954 году. – Н.Б.). Что-то похожее на свадебную моду появилось только в 60-е. Из-за «железного занавеса», с Запада просачивалась мода на «мини». А в текстильной промышленности произошел переворот – изобрели синтетику. Самой модной в СССР в 60-е была ткань под названием «Космос» - плотная, негибкая, «похожая на вафлю» - как сказала сотрудница Музея свадьбы. В платье из этой новомодной ткани – коротком, с расклешенной юбкой и бантом под грудью – выходила замуж Валентина Терешкова.

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

А на этом снимке – мои папа и мама в 1975 году! (Н.Б.)

(Одна из невест 70-х рассказывала, как она пыталась сшить в ателье пышное свадебное платье со множеством украшений и ей не дали этого сделать. Закройщица ателье даже сделала девушке выговор: «Ты же не елка, чтобы тебя украшать! Надо быть скромной!»). Еще многие помнят, как в период тотального дефицита после подачи заявления в ЗАГС невестам выдавались талоны, по которым они могли приобрести платье и туфли.

80-е и пост-перестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. Чаще это были, конечно, сирийские или турецкие белые синтетические шедевры а-ля «баба на самоваре» или «кремовый торт», но и это казалось чем-то роскошным после советского «голодного пайка» в области свадебной моды. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были. Появились заграничные модные журналы и каталоги, частные ателье стали шить для клиенток побогаче платья на заказ. Постепенно российские невесты приобрели те же возможности, что и европейские. И сегодня уже любая девушка может выбрать платье своей мечты как зарубежного производства, так и отечественного – кстати, российские модельеры сегодня предлагают модели не хуже западных (а то и лучше!).

Любой стиль: современный или «винтаж», барокко или ампир, любой цвет (невесту сегодня можно увидеть в красном, золотом, зеленом или синем, персиковом или фиолетовом). А одна из жительниц города Вятки (Кирова) недавно стала поводом для телевизионного сюжета, надев на свою свадьбу наряд русской невесты XVIII века – все по правилам: и сарафан, и кокошник… Для сегодняшней невесты нет ничего невозможного!

Заканчивая данный исторический экскурс, хочется сказать, что в будущем в свадебной моде непременно появится что-то новое. Но можно утверждать наверняка: невесты всегда будут мечтать о самом красивом свадебном наряде и испытывать желание быть «королевой дня», выходя замуж. Так уж мы все устроены!

Наталья Буртовая

Спасибо за материал и фото сайтам:

Русские свадебные народные костюмы представляют особую культурную ценность. Они являются частью истории нашей страны, однако и в условиях современности русские свадебные наряды вызывают живой интерес. Русский стиль , его уникальные свадебные традиции остаются источником вдохновения многих дизайнеров, и, конечно же, современных невест и женихов.

Особенности русского свадебного костюма

Русские свадебные костюмы отличались от повседневной одежды, прежде всего, цветовой гаммой, материалами изготовления, декором. Каждая деталь наряда (а их было немало — свадебный костюм на Руси был многопредметным ) имела свое значение. К ключевым различиям также можно отнести и способ ношения. Что касается кроя, то он был примерно таким же, как и у повседневной одежды — свободным, прямым, не акцентирующим внимания на особенностях телосложения.

русское платье с мстерской вышивкой

В качестве материалов изготовления свадебных нарядов выбирались натуральные ткани домашнего производства — лен, шерсть. Изо льна, тонкого и легкого, выполнялись свадебные рубахи , а сарафаны невест изготавливались из более плотных тканей.

Платье в русском стиле

Выбор материала зависел от достатка семьи невесты. Девушки из богатых семей могли позволить себе одежду из дорогих покупных материалов — бархата, парчи, шелка. Одежда невест из крестьянских семей шилась из простых тканей, однако она выглядела не менее роскошно — за счет изысканного декора , который являлся воплощением уникального таланта русских рукодельниц. Как известно, именно крестьянские девушки в совершенстве владели мастерством декора. И наиболее ярко они проявляли свой удивительный талант именно в украшении свадебных нарядов.

Уникальный декор сарафана

свадьба в русском стиле

Основой свадебного наряда невесты на Руси был сарафан . Эта одежда украшалась золотыми и серебряными нитями, бисером, яркой тесьмой. Самыми красивыми, разумеется, были сарафаны невест из богатых, знатных семей. Они шились из роскошных тканей, в том числе, из парчи, декорировались натуральным жемчугом, ценным мехом. Эффектный и дорогой декор делал одежду не только красивой, но и достаточно тяжелой: сарафаны богатых невест могли весить порядка 10 кг и даже больше.

Поверх сарафана невесты часто надевали укороченные душегреи — одежду, по крою напоминавшую современные жакеты. Душегреи тоже украшались — в основном, канителью, фактурной вышивкой.
Еще один элемент свадебного наряда — венчальная рубаха. В разных регионах страны было принято украшать такую одежду по-разному. Различались рубахи и по крою: они могли быть длинными, укороченными, узкими, широкими, некоторые предметы одежды имели прорези по бокам.

Под сарафан невесты было принято поддевать сразу несколько юбок — для того, чтобы придать фигуре визуальный объем. Также юбки использовались в качестве нижнего белья.

Головные уборы русских невест

Неизменными атрибутами свадебного женского наряда на Руси были головные уборы, которые надевались на волосы, распущенные, или заплетенные в аккуратные косы. Для кос были предусмотрены особые украшениякосники , которые представляли собой красивые ленты с вышивкой, натуральным жемчугом, ажурным кружевом, бисером, с массивными подвесками.

накосник

Накосник

Одну косу невеста могла носить до венчания, а уже после она заплетала волосы в две косы, которые оборачивались вокруг головы. После венчания девушка надевала соответствующий своему статусу головной убор — повойник, кокошник, сороку. Как и другие элементы свадебных костюмов, кокошники имели роскошный декор. Особую ценность представляли кокошники с жемчугом, которые выглядели как настоящие произведения искусства. Отношение к ним было соответствующее: жемчужные кокошники почитались за семейные реликвии, и передавались из поколения в поколение.

кокошник, вышивка камнями и стеклом по золотому шитью

Свадебный венец

Девичий венец

Пояс невесты

Следует упомянуть и такую деталь, как пояс . Пояса делали выгодный акцент на красоте женской фигуры, ее формах. Такие аксессуары выполняли и практические функции — фиксировали одежду. Для свадебных нарядов выбирались искусно украшенные пояса из плотного материала. Способ завязывания пояса зависел от длины аксессуара. В некоторых областях у невест было принято надевать сразу несколько поясов — считалось, что так наряд выглядит богаче и эффектнее. Пояса завязывались на узел, их концы могли быть закручены.

Наряд жениха

Что касается русского свадебного наряда жениха , то он был одинаковым во всех регионах страны. Основными элементами костюма были брюки из сукна, рубаха с красивой вышивкой и пояс. Нередко костюмы дополнялись шубами , теплыми, красиво расшитыми кафтанами — причем, вне зависимости от времени года. На венчании жених стоял, подпоясанный вышитым полотенцем.

Рубаха жениха обязательно должна была быть украшенной. К декору предъявлялись особые требования — вышивка красного цвета (если рубаха была белой) по линии подола и на рукавах. Также вышивкой украшался участок груди. Были распространены и яркие красные рубахи, которые смотрелись особенно празднично. Цвет брюк жениха принципиального значения не имел, однако предпочтение тоже отдавалось ярким гаммам.

Интересный факт: рубашку для жениха вышивала его невеста. Процесс вышивания у девушек на Руси было принято сопровождать молитвами: таким образом, девушка делала своему суженому своеобразное послание через узор, желала ему любви, благополучия, здоровья.

Крой свадебной мужской одежды оставался неизменным на протяжении многих столетий. Небольшие изменения касались отдельных элементов одежды, например, воротника. Косоворотка, которую сегодня многие ассоциируют с национальным мужским костюмом, появилась относительно поздно. Исконно русскими можно считать, скорее, мужские рубахи с прямым вырезом на участке горловины.

Свадебный наряд как традиция

Практически каждый элемент свадебного наряда на Руси имел особое значение, был глубоко символичным. Примечательно, что его удалось сохранить. Несмотря на сложные времена, которые переживала страна, традиции, связанные с русской свадьбой, бережно передавались из поколения в поколения. Во многом, благодаря этому их удалось сохранить. Многие современные девушки, знакомящиеся с традициями русского свадебного костюма, часто замечают знакомые черты, элементы.

Русский свадебный наряд сегодня

Свадьбы в русском стиле становятся все более популярными. Невеста в кокошнике, жених в красиво расшитом кафтане — то, что уже давно не считается экзотикой, проявлением китча. Многие молодожены делают выбор в пользу национальных костюмов, отказываясь от привычной торжественной одежды, успевшей надоесть.

Русский свадебный костюм

Современных женихов и невест привлекает самобытность национального свадебного костюма, его яркость, колорит, уникальный декор. Эффектные, красивые наряды в русском стиле создают по-настоящему праздничную атмосферу на свадьбе, формируют особое настроение у жениха, невесты и их гостей. Все, кто присутствовал на свадебных торжествах в русском стиле, отмечают: национальные наряды по-настоящему украшают собой новобрачных. Русская свадебная одежда подчеркивает женственность и красоту невесты, делает акцент на мужественности жениха.

свадьба в русском стиле

Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Вятская губерния, Котельнический уезд

Костюмы женихов и севера и юга России не отличались большим разнообразием и богатством. По-видимому, не существовало различий между костюмами венчального и новобрачного периодов.

Традиционный свадебный наряд жениха состоял из плисовых, суконных, нанковых или льняных штанов, яркой шелковой, сатиновой или белой домотканой рубахи, тканого пояса, суконного кафтана «с борами» (с отрезной талией и вставленными по бокам клиньями), суконной или меховой шапки и, в отдельных местах, шейного платка, шубы. На венчании жениха часто подпоясывали богато вышитым или вытканным полотенцем. Платки, традиционно являющиеся принадлежностью женского костюма, в свадебном обряде использовались также как деталь одежды жениха.

Его передавала невеста жениху через сваху. Платок свидетельствовал о состоявшемся сватовстве. Весь предсвадебный период и во время свадьбы жених носил шелковый или ситцевый платок, повязанный на шее или выглядывающий из кармана, чтобы окружающие могли его видеть.

Костюм жениха из Котельнического уезда состоял из красной ситцевой рубахи «александринки», штанов из домотканого льна, длинного пояса из шерстяных нитей, сапог. Рубаха сохранила архаичный крой.

Она изготовлена из центрального, сложенного пополам полотнища с вырезанным на сгибе округлым отверстием для головы; по бокам пришиты более короткие скошенные полотнища. Рубаха имеет левосторонний грудной разрез, закрытый широкой планкой, и высокий воротник-стойку, застегивающиеся на несколько пуговиц с прорезными петлями. Рукава выполнены из прямых, слегка скошенных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. В верхней части центрального полотнища с изнаночной стороны рубаха продублирована светлым холстом.

Подчеркнутую нарядность рубахе придает вышивка яркими цветными хлопчатобумажными нитями, выполненная крестом. Она украшает воротник, нагрудную планку и концы рукавов. Мотивы узоров из гирлянд роз, бутонов, многолепестковых цветов заимствованы с модных эрокаровских образцов.

Штаны-«порты» из домотканой льняной ткани темносинего цвета в белую узкую полоску сшиты из двух сложенных по долевой нитке юлотнищ ткани со вставленными в них двумя клиньями, один которых заворачивается наперед, а другой назад. На одном из швов, соединяющих полотнища спереди, оставлена небольшая прореха. Штаны закреплены на шнуре-«гашнике». Их носили заправленными в сапоги, поэтому они шились укороченными.

Рубаха подпоясывалась поясом, плетенным на дощечках из разноцветных шерстяных и хлопчатобумажных нитей с узором из поперечных столбиков и продольных полос. Концы пояса украшены большими пышными кистями с помпонами.

Свадебная рубаха жениха из Суджанского уезда выполнена из белой домашнего приготовления хлопчатобумажной ткани в крупную красную клетку в сложной технике многоремизного ткачества.

Рубаха туникообразная, т. е. не имеет плечевых швов; к боковым сторонам центрального полотнища спереди и сзади пришиты по два более коротких, скошенных по одной стороне, полотнища, слегка закругленные по низу. Любопытно, что боковые полотнища пришиваются к переднему не прямой, а скошенной стороной. Рукава сшиты из цельных, зауженных книзу полотнищ. Под рукава вшиты ромбовидные ластовицы. На левой стороне груди — разрез, закрытый планкой. Воротник-стойка застегивается на две, грудной разрез — на одну пуговицу. В верхней части рубаха с изнанки дублирована холстом.

Узкий пояс, который повязывал жених поверх рубахи, сплетен на дощечках из шерстяных разноцветных нитей. Его концы соединены вместе, на них — несколько ярусов цветных кистей с белыми стеклянными бусинами.


Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Рязанская губерния, Сапожковский уезд

Рубаха жениха из Сапожковского уезда имеет туникообразный крой. Тканые заготовки с красными браными узорными полосами для нее, так же как и для некоторых женских рубах, готовились заранее. По-видимому, для этой свадебной рубахи на ткацком стане было выткано три полотнища: одно — центральное длиной 174 см и два длиной по 136 см, которые разрезались пополам и из них кроились боковые полотнища и рукава.

На сгибе центрального полотнища вырезана горловина. Воротник-стойка застегивается на две пуговицы с воздушными петлями. Он сшит из белого холста, надставленного вверху и слева по линии грудного разреза полоской кумача, окаймленной черным шелковым шнуром. По линии горловины нашита узкая полоска кумача и синяя тесьма-вилюшка. К кумачовым полоскам крепятся золотистые металлические блестки. Многорядный браный узор на подоле и рукавах составлен из цепочек стилизованных цветов, косых крестов, гребенчатых и крюковых ромбов. По низу рукавов и к подолу пришито красно-белое, плетенное на коклюшках кружево с фестончатым краем.

Рубаху подпоясывали узким шерстяным пояском с двойными кистями, на концах кистей подвешены металлические блестки.

С подобной рубахой и поясом носили синие в продольную полоску порты, зауженные книзу, заправлявшиеся в сапоги или онучи с лаптями.


Мужской свадебный костюм. Начало XX в. Воронежская губерния, Бирюченский уезд

Мужская свадебная рубаха Бирюченского уезда по покрою близка женской рубахе той же местности. Она отличается длиной (102 см), пришитой к подолу цветной шелковой лентой, а также отсутствием «золотых ремней» и оборочек-«брыжжей» на манжетах. Так же как и к женской рубахе, обязательным дополнением к ней служило ожерелье-«грибатка», что является уникальным явлением в русском мужском костюме.

Русский народный свадебный костюм. С.В. Горожанина Л.М. Зайцева

Перервенко Анастасия

Современным невестам подчас так сложно выбрать подходящий подвенечный наряд из множества различных моделей. Порой мы даже не задумываемся, что такой многообразие стилей и фасонов обусловлено многовековой историей. Ещё с древнейших времен, в эпоху античности, женщины уделяли свадебному наряду особое внимание. Но возможно ли соединить все многовековые традиции в одном платье? Пытался ли кто то сделать это и каков был успех проекта. Чтобы выяснить это я проведу собственное исследование и разработаю свадебный костюм.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

2 слайд

Современным невестам подчас так сложно выбрать подходящий подвенечный наряд из множества различных моделей. Порой мы даже не задумываемся, что такой многообразие стилей и фасонов обусловлено многовековой историей. Ещё с древнейших времён, в эпоху античности, женщины уделяли свадебному наряду особое внимание. Но возможно ли соединить все многовековые традиции в одном платье? Пытался ли кто-то сделать это и каков был успех проекта. Чтобы выяснить это я проведу собственное исследование и разработаю свадебный костюм.

3 слайд

Чтобы разработать собственные эскизы я решила изучить история свадебного костюма, начиная с глубокой древности.

Нельзя было упустить и историю свадебного наряда древней Руси

В Древней Руси функцию свадебного наряда выполнял красочно расшитый сарафан и рубашка. Чаще всего цвет у сарафана был красным - традиционный цвет радости на Руси. Слово «красный» помимо цветового значения имело прежде и значение красивый».

В старину считалось, что девушка, которая выходит замуж, является «умершей» для своей прошлой девической жизни и для своей семьи, и после замужества уходила в семью мужа.

4 слайд

В XV веке свадебные наряды шили из парчи и расшивали жемчугом. Вес такого наряда мог составлять 15 кг! До этого времени все русские невесты наряжались в народные костюмы самых разнообразных цветов. Свадебные платья боярынь и простых крестьянок различались лишь дороговизной тканей и драгоценными камнями, которыми изобиловала вышивка. На протяжении всего свадебного обряда девушка должна была менять свои наряды.

5 слайд

Особое внимание хотелось уделить Свадебному костюму родных краёв. Для того чтобы лучше разобраться в его символике я посетила музей и узнала подробную информацию у экскурсовода.

Оказывается главной отличительной чертой Белгородского костюма является юбка (понёва), её девушка может одеть только в день свадьбы (Когда в других областях понёву одевали в день первого менструального цикла).

Также костюм состоит из рубахи, фартука, пояса, сороки (внутри которой скрываются рожки) и украшения – гребатки (Дарилась свекровью и считалось, что, сколько солнышек будет на гребатке, столько детишек будет в семье).

Белгородский костюм – это особый наряд, защищённый оберегами и сопутствующий удачу в семейной жизни. Каждый символ является значимым и очень важным.

6 слайд

Каждый символ – особый знак, оберег. Например, замысловатый узор на юбке символизирует семейное древо: «Он и она вместе», маленькое дерево и большое. Вертикальные полосы символизируют жизненную дорогу, а клетки – наделы земли. Рожки, скрытые под сорокой являются связью с древним божеством – лосихой. Каждая деталь, вышитая на платье создаётся в особом ритме, в особой гармонии с природой. Как писал Есенин: «Древо – истинная религия мысли русского человека».

7 слайд

И вот в 19 веке в моду входят «пустые» платья, пропадают обереги, значимые символы, узоры становятся просто украшением.

Традиции белого платья не так уж и много лет (около 200). Свадебные платья 19 века – это настоящее произведение искусства. Их шили с применением уникального кружева – блонда. Этот материал отличался изысканным золотистым оттенком. Тончайшая материя была очень легкой и хрупкой, что придавало образу невесты ещё больше возвышенности. На фото представлены образцы нарядов, которые являются частью многовековой истории свадебного платья. Именно 19 век стал «революционным» и новаторским для подвенечных нарядов. В это эпоху часто менялась мода, создавалась новые фасоны, которые послужили основой для разработок современных дизайнеров.

8 слайд

Первой в Европе рискнула пойти под венец в белом платье Маргарита Валуа - королева Марго. И вскоре все невесты континента оделись в белое. Но только в том случае, если шли замуж впервые. При втором браке женщина (ни разведенная, ни вдова) не имела права на белое одеяние. Мода эта держалась более двух столетий. Но к концу второго тысячелетия свадебные горизонты снова заалели. Сперва очень робко кое-где стали появляться невесты в нежно-розовом, и на них смотрели еще с удивлением. Но мода неумолима. Вспомнив оранжевые покрывала невест Древнего Рима и Россию конца XIX столетия, когда народный свадебный костюм переливался всеми оттенками красного, она вернулась к цвету, название которого означает - красивый (вспомним русских красных девиц).

9 слайд

А в начале XVIII века Петр Первый приказал всей России следовать европейской моде. Традиционный русский венчальный наряд просуществовал в деревнях до XIX века, а кое-где даже до революции 1917 года. Собственно, с XVIII века русская свадебная мода практически шла «в ногу» с европейской. Русские императрицы венчались в платьях стиля рококо.

10 слайд

Не обошел стороной Россию и стиль «ампир». В этом стиле шились бальные и свадебные платья до войны 1812 года. В середине XIX века в Петербурге и Москве появились французские свадебные наряды – с огромным количеством кружев, на кринолинах, с расшитыми жемчугом, золотом и серебром корсетами.

11 слайд

С1917 года отменили церковное венчание, появились ЗАГСы, а о свадебной моде забыли на несколько десятилетий. Регистрировать свои отношения в ЗАГСах молодожены приходили в повседневной одежде. Лишь во времена НЭПа (1921-1928) появилось какое-то подобие свадебного наряда. В одежде того времени ценилась практичность и «многоразовость».

Советские невесты, как и европейские, в 60-е надевали шляпки с вуалью или фатой. На свадебных фотографиях 70-х годов можно видеть достаточно просто одетых невест: либо в несвадебных, обычных платьях, либо в свадебных – белых, прямого покроя, с невычурной, однотонной отделкой недорогим кружевом или рюшами, скромных веночках и однослойной фате.

12 слайд

80-е и постперестроечный период – время, когда в СССР впервые появились заграничные свадебные платья. После распада СССР в страну хлынул поток импортных товаров и, конечно, свадебные платья среди них тоже были.

13 слайд

Попытки дизайнеров

14 слайд

Проведя исследование и разобравшись в многовековых тенденциях моды свадебного костюма, я попробовала разработать собственные эскизы. Я старалась совместить несколько эпох, соблюдая традиции и внешнюю эстетичностью.

Каждое платье несёт в себе жизнь, эпоху, наследие, и каждое остаётся по своему уникальным. Любое столетие, порождающее новый костюм делает его особенным, всегда красивым, пусть порой и простым или наоборот – слишком сложным. В платье хранится огромная история страны, области, семьи. Нельзя соединить все эпохи вместе эстетично и изыскано, но можно вдохнуть в то «древнее» новую жизнь.

Спасибо за внимание!