Принцип Матфея, который заставит поверить, что все будет хорошо! Как работает эффект Матфея? Эффект Матфея и образование.

Она вспомнила анекдот, который на днях рассказала подруга.
Пришел новый русский в магазин, чтобы сдать новогоднюю гирлянду.
– Не работает? – спрашивает его продавец.
– Почему? Очень даже работает, – отвечает тот.
– А в чем тогда дело?
Покупатель вздохнул и ответил:
– Не радует.

Вот так было и у неё : все вроде бы хорошо, но ничто не радовало. И странное дело, но с каждым месяцем проблемы только накапливались.
Сначала прорвало трубу в ванной, и она затопила соседей снизу. Потом поцарапали крыло ее джипа. Затем щенок подруги, пока они пили чай на кухне, испортил ее новые итальянские туфли. Ну а когда среди ночи вдруг упала картина и чуть ее не пришибла, то ОНА поняла, что где-то явно накосячила.

Когда она утром рассказывала об этом коллегам, маркетолог Света только пожала плечами:
– Принцип Матфея, дорогая.
– В смысле? – не поняла ОНА.
– Ну, в Библии написано: «…кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».
– Кто будет отнимать?
– Ну кто-кто? – как маленькой, ответила Света и подняла она глаза к небу.
– И что делать?
Света вздохнула:
– Плюсовать.
– Что? – не поняла ОНА.
– Все! – ответила та. – И хорошее, и плохое.

ОНА бы забыла об этом странном принципе, но через пару минут охранник сказал, что поцарапали второе крыло. И тогда она решила, что стоит попробовать этот Светкин закон… Поэтому когда в обед директор раскритиковал ее новый проект, она спокойно ответила:
– Это к счастью, – и вышла из кабинета.
Приплюсовала.

Затем решила сделать себе приятное – зашла в любимое кафе. Через 10 минут позвонила секретарь: «Давай обратно. Шеф решил, что кто-то из конкурентов заинтересовался твоим проектом, поэтому он срочно поставил его в разработку».
До конца недели на все мелкие проблемы ОНА отвечала: «Засчитывается», «Плюсую», «К счастью». И скрипя сердцем принимала более крупные: «Ну, хорошо, и это в копилку», «Все к лучшему».
И что странно, но каким-то непонятным образом этот принцип Матфея работал. Потому что где-то отнималось, но при этом открывались какие-то новые возможности. Причем там, где ОНА совершенно не ожидала.

И когда от нее вдруг решил уйти Миша… она даже не удивилась.
– Тебе что вообще наплевать, что я сейчас собираю вещи? – возмущенно спросил он.
– Не наплевать, – ответила ОНА – Но ты за гражданский брак, не готов к детям и даже не хочешь знакомить меня с друзьями. У меня тогда вопрос к себе самой: «А зачем ты мне такой нужен, если я за отношения, хочу детей и обычно душа компании?» Поэтому твой уход, Миша, к счастью».
Тот офигел от таких слов и даже перестал собирать вещи, но ОНА уже стала ему помогать, вытащив второй чемодан…
Света была права: принцип Матфея работал, и теперь никто не отрезал кусочки от того, что она имела. Наоборот, там, где было мало, откуда-то приплюсовывалось. Если же появлялись проблемы, то как урок или напоминание: не делай другим плохо – обязательно вернется. Но все-таки больше было хорошего. В разы больше. Просто кто замечает, что уже имеет, тому дано будет и приумножится -)
Все к лучшему!

Эффект Матфея (Matthew effect) - феномен неравномерного распределения преимуществ, в котором уже ими обладающая сторона продолжает их накапливать и приумножать, в то время как другая, изначально ограниченная, оказывается обделена ещё сильнее и, следовательно, имеет меньшие шансы на дальнейший успех. Действие эффекта можно пронаблюдать в образовании, социологии науки, экономике, маркетинге, шоу-бизнесе, работе глобальной сети.

Сам термин был впервые предложен в 1968 году американским социологом Робертом Мёртоном в его своей статье для журнала «Science», рассматривавшей проблему неравномерности распределения статусов в научных сообществах. Мёртон дал явлению такое название по цитате из Притчи о талантах в Евангелии от Матфея: «…ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет (Мф. 25:29)».

Эффект Матфея и образование

Канадский профессор Кит Станович определил, что дети, рано начинающие делать успехи в обучении чтению, будут быстрее усваивать и другие навыки. В свою очередь те, кто к третьему или четвертому году в начальной школе продолжает отставать, в будущем могут испытывать трудности в учёбе и освоении чего-то нового в принципе. Дело в том, что приблизительно к третьему-четвёртому классу школьники оказываются вовлечёнными в качественно новый процесс. Они больше не «учатся читать», а переходят к формуле «читать, чтобы учиться». На первый план выходит понимание смысла текста, так что усложняются и сами учебные материалы: теперь это не бессвязный набор простых предложений, а насыщенные фактами книги и статьи.

Ученики, не успевшие должным образом освоить чтение, с этого момента начинают отставать, и со временем это отставание будет только увеличиваться. Так, трудности с чтением порождают проблемы с пониманием самого предмета и мотивацией - появляется чувство отвращения к самому процессу. Как следствие, он не пополняет свой словарный запас, не усваивает базовые знания и упускает возможность углублять их в дальнейшем. Всё это сопровождается, как правило, упрёками со стороны родителей и учителей, что может окончательно закрепить у ребёнка неприязнь к книгам и науке как таковой.

В старших классах и на первых курсах университетов успевающих учеников ждёт ещё один «фильтр». Вероятность окончательно сойти с дороги в успешное будущее у потенциально талантливых молодых людей из непривилегированных социальных слоев гораздо выше, чем у их сверстников из среднего и обеспеченного класса. Если молодые люди из бедных семей не проявят себя уже в раннем возрасте, если они не раскроют свои таланты уже в самом начале своего жизненного пути и не получат стипендии или другой материальной поддержки, они бросают школу и чаще всего навсегда лишаются возможности реализовать свой потенциал в науке, искусстве и т.д.

Эффект Матфея и карьера

Согласно Мёртону, тот, кто обладает исходными сравнительными преимуществами в научной сфере (ярко выраженный талант, местонахождение в структуре науки и доступ к ресурсам), получит не только больше возможностей для дальнейшего успешного ведения работы, но и большее моральное и материальное вознаграждение. Так, на труды именитого учёного обратят гораздо больше внимания, чем на аналогичные по качеству и значению исследования его малоизвестного коллеги.

Та же ситуация с одарёнными учениками и подмастерьями, невольно остающимися в тени своих наставников. В качестве иллюстрирующего примера Мёртон часто приводил пример - открытие антибиотика стрептомицина, за которое в 1943 году Селману Уоксману была присвоена Нобелевская премия по медицине. И всё это при том, что в действительности препарат был синтезирован его молодым аспирантом Альбертом Шварцем, о котором при раздаче премий даже не вспомнили...

Некоторые учёные за всю жизнь издали лишь одну работу или вообще не имеют печатных трудов, тогда как другие могли накопить сотни или тысячи статей. Неравномерное распределение вознаграждений ведёт к тому, что труды известных учёных начинают восприниматься в отрыве от их содержания и реального значения. Часто то же самое можно наблюдать с «достижениями» в среде художников, музыкантов, писателей, дизайнеров, актёров, режиссёров и прочей «заметной» публики.

Следует также отметить, что проблема неравенства существует не только среди учёных, но и среди научных и учебных учреждений. Заведения, имеющие на своём счету множество научных достижений (прославившихся в дальнейшем выпускников), чаще становятся объектами финансирования и привлекают несравнимо больше талантливых сотрудников (талантливых либо весьма обеспеченных студентов).

Эффект Матфея и экономика

Дэниэл Ригни, изучавший этот феномен и написавший о нём несколько книг, разбирает один из сценариев действия относительного эффекта Матфея на примере капитализации процентов: у Х и Y есть вклады в банке под 10 % годовых. При этом вклад Х составляет 1000$, а вклад Y - 100$. На момент открытия вклада разрыв между X и Y был равен 900$, но спустя год возрос до 990$. По прошествии 10 лет разница во вкладах составит 2335$. Хоть процентная ставка и сохранялась на одном и том же уровне все 10 лет, и обе стороны увеличивали свой доход, у Х это происходило быстрее и в больших масштабах, а разница между суммой вкладов становилась всё значительнее.

С одной стороны, это наглядно объясняет, почему «бедные беднеют, богатые богатеют». С другой стороны, Роберт Мёртон подчёркивал, что далеко не всегда действие феномена является абсолютным. В некоторых ситуациях беднеют или богатеют одновременно и богатые, и бедные (например, в периоды глубокого экономического кризиса или финансового подъёма страны). Иногда бывают случаи, где отмечается обратная пропорциональность: бедные богатеют, а богатые беднеют. Таким образом, изначальное преимущество не может быть абсолютной гарантией дальнейшего успеха, равно как и изначальная обделённость не подразумевает недостачи в будущем.

Эффект Матфея и Интернет

Данная закономерность тесно связана с вирусным распространением информации. Из двух интернет-материалов одинакового качества и степени важности больше шансов стать «вирусным» и быстро разлететься по сети у получившего большее количество ссылок и просмотров. В результате популярный ресурс становится ещё популярнее, а цитируемый продолжают цитировать ещё больше. Иными словами, веб-страница, отображающаяся при соответствующем запросе в поисковых браузерах одной из первых, привлекает больше посетителей, и её контент прочитают в первую очередь. Определяющее значение в данном случае будет иметь алгоритмы ссылочного ранжирования сайтов.

Говоря о «вирусах», стоит так же упомянуть и пресловутую рекламу всевозможных товаров и услуг. Люди предпочитают делать дорогие и важные покупки у известных фирм, производителей и магазинов, причём из двух незнакомых вариантов будет выбран тот, что чаще мелькает на экранах телевизоров. О своём приобретении они расскажут другим людям, и те, в свою очередь, тоже предпочтут «проверенный» источник. Спустя некоторое время за маркой закрепится статус «легендарной», «народной» и т.д., делая её практически неуязвимой к конкуренции.

Сформулирован в Евангелии от Матфея: "Всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет" (25, 29). П. М. совместно с принципом уравнительности составляет, дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии амбивалентности. П. М. фиксирует определенную тенденцию, присущую всем обществам, хотя в разных масштабах и реализуемых с разной скоростью. Всякое новшество, новые формы деятельности имеют очаговый характер, возникают в точках роста, развития, в центрах, в очагах более высокой, более творческой формы деятельности, что требует определенной концентраций в них ресурсов. Следствием этого является поляризация общества на управляющих и управляемых, на богатых и бедных, что открывает возможность социальных антагонизмов. Развитие этих тенденций ограничено в каждой культуре некоторой мерой, переход через которую рассматривается как недопустимый, как вызывающий дискомфортное состояние, возможно порождающее косу инверсии, сметающей центры власти и центры богатства; приводит к торжеству уравнительности. Однако этот результат постоянно подвергается давлению П. М., что опять может нарушить меру. В условиях либеральной цивилизации при росте самосознания и ответственности личности П. М. в возрастающих масштабах переходит в сферу духа. Знания, умения, духовное и культурное развитие растут тем больше, чем больше продвинуты в этой области люди. Этот процесс становится все более важным духовным ресурсом в системе управления любого сообщества, общества в целом, все более важным элементом капитала, оттесняя на второй план все иные формы ресурсов, что приводит к преодолению капитализма. возникновению информационного общества.


Смотреть значение Принцип Матфея в других словарях

Принцип — м. научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают.
Толковый словарь Даля

Принцип — Азбучный, актуальный, базовый, бесспорный, благородный, важный, ведущий, верный, всеобщий, генеральный, главный, гвоздевой (разг.), железный (разг.), жизненный, кардинальный,........
Словарь эпитетов

Принцип М. — 1. Основное исходное положение какой-л. научной системы, теории, политического устройства и т.п. // Основной закон какой-л. точной науки. 2. Внутренняя убежденность в чем-л.,........
Толковый словарь Ефремовой

Принцип — (лат. principium основное начало) - 1) основное, исходное положение какой-л. теории, учения и т.д., руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убежденный взгляд........
Политический словарь

Принцип Вариантности Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий разработки вариантов прогноза исходя из вариантов прогностического фона.
Политический словарь

Принцип Верифицируемости Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий определения достоверности, точности и обоснованности прогнозов.
Политический словарь

Принцип Непрерывности Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий корректировки прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования.
Политический словарь

Принцип Рентабельности Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий превышения экономического эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку.
Политический словарь

Принцип Системности Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий взаимоувязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов.
Политический словарь

Принцип Согласованности Прогнозирования — Принцип прогнозирования, требующий согласования нормативных и поисковых прогнозов различной природы и различного периода упреждения.
Политический словарь

Бухгалтерский Учет: Принцип Постоянства Методов Учета — CONSISTENCYПринцип, требующий соблюдения постоянства модели и практических методов бухучета фирмы; для оптимальной сопоставимости данных по отчетным периодам
Экономический словарь

Принцип — и (устар.) , принципа, м. (от латин. principium - начало) (книжн.). 1. Основное начало, на к-ром построено что-н. (какая-н. научная система, теория, политика, устройство и т. п.) буржуазного........
Толковый словарь Ушакова

Принцип — -а; м. [от лат. prīncipium - начало]
1. Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. Эстетические принципы. Общий, основной п. Принципы истории языка. Главные........
Толковый словарь Кузнецова

Паритетный Принцип — - принцип международных отношений, означающий договорное обязательство установить для иностранных граждан и юридических лиц такой же правовой режим, каким пользуются........
Экономический словарь

Принцип — - 1. основное исходное
положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения,
организации; 2. внутреннее
убеждение человека, определяющее его
отношение........
Экономический словарь

Принцип (principle) — фундаментальная
идея, на которой основываются другие положения.
Экономический словарь

Принцип Аддитивности Стоимости — Преимущественно используется, когда стоимость целой группы активов в точности равна сумме стоимостей отдельных активов, составляющих данную группу. Иными словами,........
Экономический словарь

Принцип Акселерации — ACCELERATION PRINCIPLEКонцепция Афтальона (Aftalion), к-рая заключается в том, что определенное изменение потребительских расходов при полном использовании капитала (капитального........
Экономический словарь

Принцип Беспрепятственного Осуществления Гражданских Прав — - основной принцип гражданско-правовых отношений, основная цель которого состоит в обеспечении ничем и никем, кроме закона, не ограниченной инициативы участников гражданского........
Экономический словарь

Принцип Благоразумия — - международный принцип бухгалтерского учета, направленный на то, чтобы нереализованные прибыли не распределялись среди акционеров в виде дивидендов. В соответствии........
Экономический словарь

Принцип Брутто — Обязательства по поставке ценных бумаг и денежным расчетам исполняются по каждой сделке. п. 2.11.1
Приказа ЦБ РФ от 18.06.1997 № 02-263
Экономический словарь

Принцип Бухгалтерских Записей По Документам — согласно этому принципу не должно быть ни одной бухгалтерской записи без документа.
Экономический словарь

Принцип Вертикальной Справедливости — принцип, в соответствии с которым
субъекты, находящиеся в неравных
условиях, должны трактоваться налоговыми законами неодинаково.
Экономический словарь

Принцип Взаимности — принцип международного
права, согласно которому государства предоставляют друг другу на своей территории равные права и несут аналогичную
ответственность.
Экономический словарь

Принцип Вины — - один из основополагающих принципов уголовного законодательства в РФ (ст. 5 УК РФ). В соответствии с этим принципом: 1) лицо подлежит уголовной ответственности только........
Экономический словарь

Принцип Вклада (contribution, Principle Of) — принцип оценки, определяющий сумму, на которую увеличивается или уменьшается
стоимость или
чистый
доход от хозяйственного
объекта вследствие наличия........
Экономический словарь

Принцип Возрастающих И Уменьшающихся Доходов (increasing And Decreasing Returns, Principle Of) — принцип оценки, согласно которому по мере добавления ресурсов к фиксированному
набору факторов производств чистые
доходы увеличиваются нарастающими темпами........
Экономический словарь

Принцип Восстановления Нарушенных Прав — - один из основополагающих принципов гражданского права. Вводя этот принцип, государство обеспечивает тем самым условия для решения одной из важнейших задач в области........
Экономический словарь

Принцип Всеобщего Уважения Прав Человека — - один из основополагающих принципов международного права. Становление этого принципа в качестве одного из основных международно-правовых принципов относится к послевоенному........
Экономический словарь

Принцип Выгоды В Налогообложении — BENEFIT PRINCIPLE OF TAXATIONНалоги взимаются органами центрального и местного управления всех уровней на основе двух основных принципов: принципа выгоды и принципа платежеспособности.........
Экономический словарь

Наука и искусство. С древних времён до наших дней между этими сферами было и остаётся очень много общего.

Как для учёного, так и художника характерна одержимость своей работой. Вдохновение, озарение - или же, напротив, гранинское: "Занятие наукой скорее напоминает мне болезнь вроде наркомании или алкоголизма. Пьёшь потому, что не можешь не пить. Отказаться нет сил. Пьёшь - и противно..., но не пить ещё противнее".
Научные объединения похожи на творческие тусовки — с молодёжью, собирающейся вокруг наставников, с конкуренцией, подковёрной вознёй, застарелыми обидами, завистью, интригами, ударами в спину, "подножками" и прочими вульгарными выходками, с одной стороны, — и поразительной человечностью, совершенно бескорыстной помощью - с другой. Последнее, к сожалению, встречается в этих террариумах единомышленников не так часто, как хотелось бы, но всё же существует.

И тут, и там можно наблюдать два основных принципа отбора: положительный и отрицательный.
Положительный — когда набирают в коллектив, публикуют, привечают и т.п. лучших, а отрицательный — когда лучших сознательно или бессознательно отсеивают и ориентируются на "крепких середнячков" (чтобы кто-нибудь, не дай бог, не всколыхнул тихое, уютное и насквозь предсказуемое болото).
Гендерный отбор также подчас играет не последнюю роль.
(Особо отмечу, что всё это ни в коем случае не должно быть оправданием собственных неудач и бальзамом на душу всяческим "непризнанным гениям"! Кроме того, сам молодой учёный/автор/художник - я убеждена - просто не способен адекватно определить, насколько он талантлив и по какой именно причине его «отфутболили». Но, так или иначе, надо иметь в виду, что возможен и такой поворот дел, когда человек сталкивается именно с отрицательным отбором).

И в той, и в другой области важными — но отнюдь не всеопределяющими — являются талант, упорство и счастливый случай оказаться в нужном месте в нужное время.

Как наукой, так и искусством сложно зарабатывать на жизнь. Некоторым счастливцам удаётся. Остальные по мере возможности совмещают.

А ещё мне бы хотелось упомянуть тут принцип Матфея и закон Парето, хотя это уже всеобщие закономерности, выходящие далеко за пределы искусства или науки.

Первый, как следует из его названия, сформулирован в Евангелии от Матфея: "Всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеет" (25, 29). Короче говоря, богатые богатеют, бедные беднеют. Учёные «с именем» становятся всё более известными, безвестные учёные чаще всего хиреют и в конце концов уходят из науки. Имена более-менее успешных писателей, как правило, всегда на слуху (плюс переиздания идут, гонорары хотя бы не падают), а прочие зачастую со сверхзвуковой скоростью исчезают с горизонта или, в лучшем случае, перебиваются случайными публикациями.

Про закон Парето (он же принцип 80/20), думаю, многие слышали.
20% населения владеют 80% материальных ценностей. 20% продукции, клиентов или работников приносят 80% прибыли. Есть 20% людей успешных в выбранной сфере деятельности, и 80% так толком и не реализовавших себя. Есть 20% учёных или писателей... ну, понятно.
Принцип 80/20 очень важен, так как он противоречит тому, что мы привыкли считать логичным. Мы привыкли жить по принципу 50/50: повезёт — не повезёт, получится — не получится.
А на самом деле есть 20% вероятности, что мы где бы то ни было чего-то добьёмся.
Не так уж много.

Но всё-таки стоит попытаться:)

Просто кто замечает, что уже имеет, тому дано будет и приумножится!

Прекрасный пример, как это сделать, описан в истории «Принцип Матфея», автор Вероника Кирилюк.

Она вспомнила анекдот, который на днях рассказала подруга.
Пришел новый русский в магазин, чтобы сдать новогоднюю гирлянду.
- Не работает? - спрашивает его продавец.
- Почему? Очень даже работает, - отвечает тот.
- А в чем тогда дело?
Покупатель вздохнул и ответил:
- Не радует.

Вот так было и у неё : все вроде бы хорошо, но ничто не радовало . И странное дело, но с каждым месяцем проблемы только накапливались.
Сначала прорвало трубу в ванной, и она затопила соседей снизу. Потом поцарапали крыло ее джипа. Затем щенок подруги, пока они пили чай на кухне, испортил ее новые итальянские туфли. Ну а когда среди ночи вдруг упала картина и чуть ее не пришибла, то ОНА поняла, что где-то явно накосячила.

Когда она утром рассказывала об этом коллегам, маркетолог Света только пожала плечами:
- Принцип Матфея, дорогая.
- В смысле? - не поняла ОНА.
- Ну, в Библии написано: «…кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет».
- Кто будет отнимать?
- Ну кто-кто? - как маленькой, ответила Света и подняла она глаза к небу.
- И что делать?
Света вздохнула:
- Плюсовать.
- Что? - не поняла ОНА.
- Все! - ответила та. - И хорошее, и плохое.

ОНА бы забыла об этом странном принципе, но через пару минут охранник сказал, что поцарапали второе крыло. И тогда она решила, что стоит попробовать этот Светкин закон…

Поэтому когда в обед директор раскритиковал ее новый проект, она спокойно ответила:
- Это к счастью , - и вышла из кабинета.
Приплюсовала.
Затем решила сделать себе приятное - зашла в любимое кафе. Через 10 минут позвонила секретарь: «Давай обратно. Шеф решил, что кто-то из конкурентов заинтересовался твоим проектом, поэтому он срочно поставил его в разработку».
До конца недели на все мелкие проблемы ОНА отвечала:

«Засчитывается», «Плюсую», «К счастью». И скрепя сердцем принимала более крупные: «Ну, хорошо, и это в копилку», «Все к лучшему».

И что странно, но каким-то непонятным образом этот принцип Матфея работал. Потому что где-то отнималось, но при этом открывались какие-то новые возможности. Причем там, где ОНА совершенно не ожидала.
И когда от нее вдруг решил уйти Миша… она даже не удивилась.
- Тебе что вообще наплевать, что я сейчас собираю вещи? - возмущенно спросил он.
- Не наплевать, - ответила ОНА - Но ты за гражданский брак, не готов к детям и даже не хочешь знакомить меня с друзьями. У меня тогда вопрос к себе самой: «А зачем ты мне такой нужен, если я за отношения, хочу детей и обычно душа компании?» Поэтому твой уход, Миша, к счастью».
Тот офигел от таких слов и даже перестал собирать вещи, но ОНА уже стала ему помогать, вытащив второй чемодан…

Света была права: принцип Матфея работал, и теперь никто не отрезал кусочки от того, что она имела. Наоборот, там, где было мало, откуда-то приплюсовывалось. Если же появлялись проблемы, то как урок или напоминание: не делай другим плохо - обязательно вернется. Но все-таки больше было хорошего. В разы больше.