Прогресс в развитии ребенка от одного года до двух лет. Чем интересен возраст ребенка от года до двух лет

Малышу теперь свойственны новые желания: постоянно играть и общаться, узнавать новое, совершать маленькие открытия. Родители с удивлением наблюдают за превращением крохи в настоящую маленькую личность со своими особенностями характера и поведения, со своими требованиями и ожиданиями. Что нужно знать об этом периоде развития ребенка?

Человек прямоходящий

Главное двигательное достижение крохи к этому возрасту – ходьба. Ребенок начал самостоятельно ходить. Освободившиеся руки позволяют экспериментировать с окружающими предметами, формируется навык преимущественного использования правой или левой руки, совершенствуется координация движений. Именно двигательная активность способствует развитию познавательных способностей малыша.

Сейчас ребенок – активный исследователь. Он готов делиться со взрослыми членами семьи своими успехами и достижениями. Но ему очень необходимы любовь и забота родителей, их умение предугадать «проблемные» места в квартире, которые могут создать серьезные препятствия на пути малыша. Окружающая обстановка должна быть не только уютной и комфортной, но, прежде всего, безопасной. Сейчас крохе очень полезны различные физические упражнения с использованием мячей, мягких ковриков, неровных дорожек и «колючих» массажных игрушек. Можно попробовать водить ребенка по низкой скамеечке и учить забираться на лестницу и спускаться с нее.

Дети до 2 лет очень интересуются предметами быта, кухонными принадлежностями, различными видами материалов. Они любят играть бутылочками и баночками, пересыпать крупы и играть с мукой, разбирать нитки и пуговицы крупных и мелких размеров, использовать прищепки и катушки. Если эти игры сделать безопасными, малыш сможет не только расширять свой кругозор и речевую активность, но и замечательно разовьет мелкую моторику.

Богатое языковое окружение ребенка стимулирует его речевое развитие, расширяет словарный запас и формирует культуру общения. Обедненная речевая среда затормаживает речевое развитие. В возрасте 1–2 лет ребенок понимает речь взрослых, понимает рассказ о прошлом (куда ходили, что видели). Он может выполнить поручение, состоящее из 2–3 последовательных действий («возьми», «принеси», «положи»), знает названия частей тела, лица. У малыша очень активно растет словарный запас, и к 2 годам он строит предложения из 2–3 слов, может менять интонацию, силу голоса, темп речи, запоминает четверостишия, потешки, с интересом слушает сказки, просит прочитать любимую книжку, вступает в диалог по поводу картинок.

Все действия, которые сейчас производит малыш, развивают его интеллект и творческие задатки. Даже когда он сосредоточенно рвет бумагу на мелкие кусочки, рисует, собирает колечки на шнурок, разбрасывает игрушки или без устали играет в ванночке любимыми игрушками, все это помогает в развитии разных сфер. Также следует помнить, что, опасаясь за чистоту стола и квартиры и не давая ребенку вдоволь нарисоваться пальчиковыми или обычными красками, родителям будет сложно вырастить творческую личность. Задача родителей – позволять малышу справляться с теми заданиями, которые он уже может выполнить самостоятельно, и создать подходящую среду для деятельности ребенка: закрыть стол клеенкой, купить безопасные краски, дать малышу для работы бумагу, о края которой он не сможет порезаться и т.п.

Роль страха

Приостановить развитие малыша может любое потрясение или страх. Любое чувство, похожее на чувство страха, блокирует многие психические процессы (мышление и память, внимание). В этом возрасте главный детский страх – потеря мамы и маминой любви.

Взрослым кажется, что материнская любовь неоспорима и ничто не сможет разрушить ее. Однако детское мышление, а чаще всего – фантазии, требуют постоянного подтверждения того, что мама здесь и все так же любит ребенка. Отлучение от груди или выход мамы на работу могут быть восприняты малышом как резкое проявление нелюбви к нему. Ребенок не может смириться с тем, что мамы уже нет рядом так часто, как ему хотелось бы. У него нарастает внутреннее напряжение и повышается тревожность. В период отделения от матери родителям нужно быть еще более внимательными и спокойными в общении с ребенком, постараться не раздражаться на слезы и истерики. Нужно дать понять, что, даже если мама куда-то уходит, она не пропадет насовсем, уверить малыша в том, что когда мама вернется, они обязательно будут играть, вместе рисовать или лепить, пойдут гулять. Эта уверенность поможет в формировании чувства базовой защищенности и безопасности.

С другой стороны, постепенно ребенок начинает осознавать, что желания родителей не всегда совпадают с его собственными желаниями, поэтому он часто вступает в конфликт, отстаивая свои права и требования.

Для того чтобы учить ребенка называть и принимать собственные эмоции, можно сделать малышу игрушку, которая бы меняла выражение своего лица в зависимости от поступка ребенка. Это может быть двусторонняя плоскостная кукла. С одной стороны у куклы радостное выражение лица, с другой – грустное. Пусть кукла висит на видном месте, радуясь тому, что делает малыш. Но если он капризничает, делает что-то плохое – поверните куклу грустным лицом. Скажите: «Кате это не нравится». Ребенок будет замечать изменение выражения лица куклы и обращать внимание на выражение лица у людей. Кроме того, такая игра избавит вас от необходимости все время делать замечания ребенку от своего имени.

Разногласия с собой

Любовь и страх потери, раздражение и требовательность – эти два противоположных полюса воздействуют на поведение ребенка. В это время наблюдаются периоды необъяснимых капризов и недовольства, а также вновь возникающий страх перед незнакомцами и разделением с матерью, нарушение сна.

Часто мам ставят в тупик, с одной стороны, желание ребенка стать более независимым, а с другой – настойчивые требования разделить с ним каждый аспект его жизни. В это время очень важно, чтобы мама не отстранилась и не реагировала резко на двойственность поведения своего малыша, чтобы она оставалась эмоционально доступной для него с предсказуемым поведением, но, в то же время, мягко направляла его в сторону самостоятельности.

Общение

Учить ребенка взаимодействовать с другими людьми можно уже сейчас. Малыш может не захотеть общаться с малознакомым человеком. Однако это не означает, что ему надо вообще избегать контактов с посторонними. Старайтесь организовать распорядок ребенка таким образом, чтобы он в естественной обстановке встречался и общался, например, с соседкой, гуляющей с собакой, или вашими друзьями. Ваши гости и знакомые должны быть всегда доброжелательны к ребенку: чаще улыбаться, смеяться, говорить ему больше ласковых слов, ни в коем случае не раздражаться и не кричать.

Важно также учить ребенка играть со сверстниками рядом, не мешая друг другу, просить игрушки и делиться ими, здороваться и прощаться.

Не нужно забывать о том, что ваше слово для ребенка должно быть определяющим и решающим, а понятия «нельзя» и «можно» должны пониматься и исполняться.

Помните о следующих принципах воспитания малыша:

  • Не стоит стараться оградить ребенка от всех неприятностей, запрещая ему ездить с горки или убирая с его пути любую вещь, о которую он может споткнуться.
  • Предупреждайте ребенка об опасности, будьте готовы помочь, но откажитесь от чрезмерной опеки.
  • Постоянные упреки в том, что малыш сделал что-то не так, и опасения за то, что у него не получится, способствуют появлению у него чувства неуверенности в себе. Если вы собираетесь что-то запретить ребенку, обязательно объясните причину этого запрета, чтобы ему был понятен реальный риск.

Задания на подбор, соотнесение и группировку предметов, которые ребенок должен выполнять к этому возрасту:

  • соединение частей (2 детали, 3 детали – с помощью взрослого);
  • сравнение по форме, цвету, величине (малыш понимает слова «больше», «меньше»), собирает пирамидку из 2, 3 частей сам, из 4, 5 – с помощью взрослого;
  • обобщение по признакам: ребенок самостоятельно выбирает из 4 предметов, 4 цветов - по заданию.

Малыш должен уметь:

  • самостоятельно вылавливать из воды (тазика, ванны) сачком понравившуюся игрушку;
  • играть с песком, молоточком и втулками;
  • строить и знать названия необходимых для этого предметов («дом», «крыша», «забор», «стул»);
  • играть в сюжетные игры (кормление куклы и баюканье).

Первые представления о предметах и явлениях:

О самом себе. Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: «Коля хочет гулять» или «Дай Коле шарик» и т.п.

О своем внешнем виде. Может отвечать на вопросы: «Где у Коли ручки? А где у Коли ножки?» (глазки, носик и т.п.).

О своих действиях.

Наступает новый этап в его, да и в вашей жизни. В литературе по психологии и педагогике обычно подробно рассказывается о первом годе жизни, поскольку именно тогда происходят самые значительные изменения в развитии ребенка, а потом – о трехлетках, ведь именно в три года происходит знаменитый психологический кризис. Но период от года до двух лет не менее важен в развитии личности.

Малыш уже многое может понять, но пока ему очень сложно выразить словами свои мысли и желания. А как много хочется сказать! Помогите ему. Для этого нужно целенаправленно заниматься развитием речи своего карапуза. Чем лучше вы будете понимать друг друга, тем меньше у малыша останется поводов для капризов и истерик.

Давайте разберемся, как развивается речь в этом возрасте.

Стадия первая: первые слова

От года до полутора малыш начинает очень активно передвигаться в пространстве и накапливать новый опыт. Этот опыт обязательно отражается и в речевом развитии.

Обычно первые слова появляются в возрасте 9,5 месяца – 1 год 6 месяцев. Чаще всего они обозначают самых близких людей: мама, папа, баба, дядя, тетя. Легко малыш воспроизводит и звукоподражательные слова: ав-ав (собака), тик-так (часы), му-му (корова) и т.д. Нередко вместо целого слова ребенок произносит начальный или ударный слог (ко вместо кошка или бура вместо Чебурашка ). Но поскольку эти «слова» обозначают конкретные вещи и произносятся в определенной ситуации (при виде кошки или Чебурашки), мы можем назвать их словами, а не случайными слогами.

Замечено, что одни дети больше «любят» существительные, обозначающие предметы и людей, а другие – предпочитают глаголы, связанные с социальным взаимодействием – «уходи», «хочу», «дай» и т.д.

Первые слова имеют широкое обобщенное значение. Однако это совсем не то обобщение, к которому мы привыкли, называя куклу, мишку и мячик игрушками. Ребенок пока выделяет какой-нибудь один признак, и объединяет по нему самые разные вещи. Так, словом «ням-ням» годовалый ребенок называет всякую еду, а также посуду, из которой его кормят. Проголодавшись, он тоже кричит «Ням-ням!» (=хочу есть!), а, увидев на улице подростка, жующего жвачку, комментирует: «ням-ням» (=ест).

Маленькая Лиза словом «уна» (луна) называла все предметы округлой формы – оладьи, круглые пятнышки на оконном стекле, круги в книгах, почтовые штемпели на конвертах, круглые тисненые рамки на книжных переплетах, букву «О». А Федя решил обобщить звучащие предметы. Словом «ко-ко», которое сперва в его словаре обозначало кукарекающего петуха, Федя стал называть звуки скрипки, пианино, аккордеона, любую музыку и музыкальные игрушки. Обобщающим принципом может стать и текстура: словом «гав-гав» Катюша называла не только собаку, но и всех пушистых животных, мягкие домашние тапочки и даже фотографию старика в меховой шубе.

«Ы?»

В этот же период дети очень любят показывать пальчиком на интересующий их предмет с вопросительным словом «Ы?». Нередко родителей это раздражает, они считают, что так вести себя неприлично. Но такой жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, помогите крохе освоить такой жест, если в этом есть необходимость.

Известный российский психолог Л. С. Выготский считал, что указательный жест изначально был просто неудавшимся или незаконченным хватательным движением. «Ребенок пытается схватить слишком далекий предмет; его руки, протянутые к предмету, остаются висеть в воздухе… Здесь есть движение, объективно указывающее на предмет, и только. Но когда мать приходит на помощь ребенку и осмысливает его движение как указание, ситуация существенно изменяется. Указательный жест становится жестом для других».

Таким образом малыш делает удивительное открытие: все вокруг имеет свое название – каждый, каждый предмет! «Ы?» с указательным жестом – это жадный вопрос: «Что это?» Это – кошка, а это – дом, а это – большой самосвал… Пассивный словарь (т.е. слова, которые ребенок понимает, но не может воспроизвести сам) с каждым разом становится все богаче, и когда-нибудь непременно из пассивного превратится в активный (активный словарь – это те слова, которые ребенок произносит).

Тактика ваших действий

Как и прежде, главное – общайтесь со своим малышом! Поймав его заинтересованный взгляд или указательный жест, называйте предметы, которые вас окружают, комментируйте свои действия. Не стесняйтесь говорить вслух и на улице – вашему крохе очень важно услышать от вас, что происходит в песочнице, куда торопятся прохожие и какого цвета платье у той красивой тети.

Постарайтесь, чтобы ваши комментарии не оставались только звуком, а имели какое-то подкрепление в телесных ощущениях, движении. Малыш гораздо лучше запомнит слово «дерево», если потрогает ладошкой шершавую кору, слово «платочек» – когда сам попытается завязать платок на кукле, слово «колокольчик» – если позвенит настоящим колокольчиком.

Старайтесь «представить» ребенку новое слово в разнообразных сочетаниях с другими словами и предметами. Например, показывая молоко, покажите, как оно выглядит в стакане или в кастрюле, в которой вы собираетесь варить кашу. Комментируйте свои действия: «Мама наливает молоко в стакан», «белое молоко, вкусное», «выпей молоко» и пр.

Полезно рассматривать и обсуждать не только различные предметы, но и картинки с их изображением. Ведь к этому возрасту малыши уже достаточно неплохо идентифицируют предмет и его образ. Сравнивайте реальные вещи с картинками. Что общего, чем они отличаются? Например, увидев в журнале фотографию девочки в красной шапке, найдите шапочку своего крохи и сравните: «У девочки шапка, и у Алеши шапка. У девочки шапка красная, а у Алеши – желтая» и т.д.

Первые обобщения

Постепенно малыш устанавливает связь не только между конкретным предметом и словом, но и между другими такими же предметами и этим словом. Как это происходит?

Вот, например, эксперимент, который был проведен психологами с маленькими детьми.

В эксперименте участвовали две группы детей в возрасте от 1 года до года и 3-х месяцев. В первой группе каждому ребенку в течение двух месяцев почти каждый день 10 раз на пять секунд показывали незнакомый ему предмет – книгу и говорили: «Книга! Книга!» Дети каждый раз обращали взгляд и поворачивали голову в сторону предмета. За время наблюдения эта реакция была повторена 500 раз.

С детьми второй группы также применяли одну книгу, но ребенок под руководством взрослого производил с ней разнообразные действия. «Вот книга!», «Открой книгу!», «Закрой книгу!» и т.д. Малышам давалось всего 20 различных команд; в каждую из них входило слово «книга», и каждая требовала определенной двигательной реакции. Эти двигательные реакции повторялись лишь 50 раз за все время наблюдений.

Затем в обеих группах были проведены контрольные испытания. Во время этих испытаний перед ребенком раскладывалось много различных предметов: кубики, куклы, игрушечные звери, несколько книг, отличающихся по величине, толщине, цвету обложки и пр. Взрослый обращался к ребенку со словами: «Дай книгу!» Важно было выяснить, какую книгу выберет ребенок. Лишь ту, которую он видел раньше, или любую другую, объединив предметы понятием «книга»? Дети из первой группы брали только одну книгу – ту, которую они видели в течение двух предыдущих месяцев, и отдавали ее экспериментатору. Когда их просили взять еще книгу, то они или брали первый попавшийся предмет (это могла быть кукла, заяц и т.д.) или же не делали ничего. Значит, для детей этой группы слово «книга» осталось названием одного конкретного предмета и обобщающего значения не приобрело. Так что большое число повторений, даже с одновременным показыванием соответствующего предмета, еще не способствует развитию обобщения.

И поэтому – учите кроху действовать с различными предметами, обязательно называя вслух эти действия. Ту же книжку можно принести, показать кукле, открыть, закрыть, пролистать, положить на стул, найти в ней интересную картинку и пр. Почаще обращайтесь к малышу с различными простыми просьбами. Он будет очень рад помочь вам, а заодно обогатит свой словарный запас и получит первый опыт обобщения.

Потешки и прибаутки

Разнообразные потешки и прибаутки в каком-то смысле – идеальные первые художественные тексты, которые ребенок воспринимает буквально с молоком матери. Ведь в них описывается реальный жизненный опыт, окружающий мир, комментируются различные природные явления и пр. При этом четкий ритм и напевность потешек помогают малышу легко усвоить новые понятия и порой сделать то, что не очень хочется, но необходимо. Например, умываться можно под такую потешку:

  • Водичка, водичка, умой Ване (Маше) личико,
  • Чтобы щечки краснели, чтобы глазоньки блестели,
  • Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Заодно проведем и первый урок по строению тела и покажем, где у нас личико, щечки, глазки, роток и зубок. Потом, после умывания, можно еще раз повторить потешку, на этот раз изображая, как нужно умываться, не забывая ни про глазки, ни про щечки.

Ваш малыш – малоежка, и накормить его – целая проблема? Возможно, придет на помощь другая потешка:

  • Пышка, лепешка в печке сидела, на нас глядела, – в рот захотела.

Или такая:

  • Уж я Танечке пирог испеку,
  • Уж я внученьке румяненький.
  • На нем корочка пшеничная,
  • А начиночка яичная,
  • А помазочка медовая,
  • Моя внученька бедовая.
  • Эти потешки можно читать во время еды.
  • Надевая на кроху рубашечку, приговаривайте:
  • Тетка Агашка, сшей мне рубашку:
  • Надо нарядиться, еду прокатиться!

Рассказывают потешки и о природных явлениях. Например, о дождике:

  • Дождик, дождик, пуще!
  • Дадим тебе гущи,
  • Дадим тебе ложку:
  • Хлебай понемножку!

А затянувшийся дождь попробуйте «прогнать» такой потешкой:

  • Дождик-дождик,
  • Полно лить,
  • Малых детушек мочить!

В потешках подчеркиваются и новые умения малыша: например, овладение ходьбой:

  • Катя, Катя, маленька,
  • Катенька удаленька,
  • Пройди по дороженьке,
  • Топни, Катя, ноженькой.
  • Заинька, походи,
  • Серенький, походи,
  • Вот так, вот сяк походи
  • Вот так, вот сяк походи!

Первые шаги, конечно, невозможно представить без многочисленных падений и ушибов. Погладьте ушибленное место, приговаривая:

  • У кошки боли,
  • У собаки боли,
  • А у Андрюши не боли,
  • У Андрюши боль на березку улети.

В такого рода потешках есть, кроме всего прочего, и глубокий психотерапевтический смысл. Они позволяют отвлечься от боли, а значит – снять напряжение, которое связано с болью. Такое психологическое лечение вполне действенно для малыша.

Кстати, знаете ли вы, что самая, пожалуй, известная пальчиковая игра «Сорока-сорока», не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

  • Ты дров не рубил,
  • Воды не носил,
  • Не будет тебе каши.

Игра имеет продолжение. Взрослый говорит:

  • Пошел сам искать:
  • Здесь водичка холодненькая (поглаживая запястье малыша),
  • Здесь тепленькая (поглаживая локоток),
  • Здесь горяченькая(поглаживая плечо),
  • А здесь – кипяток, кипяток, щекоток! (взрослый щекотит ребенка под мышкой)

Ведь смысл этой потешки не только в развитии мелкой моторики. Она дает ребенку радость телесного контакта, возможность почувствовать свои пальчики, локоть, плечо, в конечном итоге – сформировать представление о своем теле.

Есть особые потешки и для того, чтобы уложить ребенка спать. Они могут стать частью вашего ритуала, который готовит малыша ко сну. Например, в кроватку можно положить пушистого игрушечного котенка, который будет «баюкать» своего маленького хозяина:

  • Приди, котенька-коток,
  • Приди, серенький хвосток,
  • Приди, котик, ночевать,
  • Приди с Дашенькой играть.
  • Уж как я тебе, коту,
  • За работу заплачу:
  • Шубку новую сошью
  • И сапожки закажу.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык.

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Сюжетная игра и речь

Бывает, что малыш в возрасте от года до двух не разговаривает и при этом никак не играет. В этом случае, прежде всего, постарайтесь научить его играть.

Вы можете сочинять и показывать малышу простые и короткие сценки с игрушками. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его. Попросите ребенка помочь своим маленьким друзьям.

Те же потешки и прибаутки, о которых мы говорили выше, можно разыгрывать и с игрушками. Например, так:

  • Большие ноги шли по дороге:
  • То-о-оп, то-о-оп, то-о-оп, то-о-оп (произносится медленно, низким голосом).
  • Маленькие ножки бежали по дорожке:
  • Топ-топ-топ, то-о-оп (произносим высоким голосом и быстро).

Сравните ножку малыша и ногу взрослого, покажите, как кто ходит. А теперь найдите две похожие игрушки разного размера (двух мишек, зайчиков или кукол), постройте для них из кубиков разные дорожки (широкую и узкую) и пусть ваши игрушечные герои ходят то медленно, то быстро. Смотрите, сколько понятий усвоит ребенок из такой немудреной забавы: большой, маленький, медленно, быстро, широкий, узкий!

Ловкие пальчики

Тренировка тонких движений пальцев оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Этот феномен давно известен психологам и логопедам. И они не устают повторять, как важно развивать мелкую моторику рук. В этом помогут и разнообразные пальчиковые игры, и манипуляции с бумагой (ее можно рвать на мелкие кусочки, мять, комкать), и откручивание-закручивание крышек на банках и бутылках.

Как всегда, неисчерпаемый ресурс в этом отношении – обычная кухня. Моему ребенку, например, очень понравилось прятать маленькие игрушки из киндер-сюрпризов в миску с сухим горохом или чечевицей, а потом отыскивать их на ощупь (будьте внимательны, в киндер-сюрпризах нередко попадаются мелкие детали, которые, разумеется, малышу давать нельзя). Горошинки мягко массажируют маленькие пальчики, и кроха получает множество приятных тактильных ощущений. Попробуйте сами!

Можно рисовать пальчиками на подносе, на котором тонким слоем насыпана мука или манка. Можно поиграть с ватными палочками, по одной вытаскивая их из баночки, а потом засовывая обратно. Можно цеплять разноцветные прищепки на пластмассовую банку или коробку, а потом отцеплять их и бросать в ту же банку.

Оглянитесь вокруг, и, возможно, вы найдете новую интересную и полезную забаву для своего крохи.

Малыш не говорит. Что делать?

В разговоре о развитии речи от 0 до 12 месяцев мы уже говорили о том, что нужно быть осторожным с модным ныне ранним обучением. Это касается и возраста от года до двух лет. Подчас родители буквально с пеленок начинают знакомить своего малыша с геометрическими фигурами, буквами, цифрами, забывая при этом о реальных, жизненных предметах и ситуациях, окружающих ребенка. Ведь буквы и цифры – это абстракция, которая возможна только в результате большого опыта, а его у ребенка нет, как и нет физиологической возможности для абстракций такого уровня.

Его мозг пока не созрел для подобных действий. В результате такого раннего обучения речевое развитие малыша сбивается с заложенного природой курса. В этом случае стоит на время отвлечься от многочисленных кубиков и сложных интеллектуальных программ. Гуляйте, играйте, пусть ваше общение будет живым и эмоциональным. Для малыша сейчас это гораздо важнее, чем все новомодные методики раннего интеллектуального развития.

Если к двум годам ваш ребенок не начал говорить, прежде всего, постарайтесь выяснить, пытается ли он общаться какими-то другими способами – с помощью жестов, интонаций, «тарабарского» языка. В этом случае первые «настоящие» слова, скорее всего, вот-вот появятся. Если же малыш никак не пытается установить контакт с окружающим миром, нередко родители замечают и другие особенности ребенка: он играет в одни и те же шаблонные игры, повторяет стереотипные движения, не всегда откликается на свое имя, не смотрит в глаза, не отвечает на множество обращенных к нему вопросов, не чувствует вашего состояния. Зачастую у таких детей речь развивается трудно и поздно. Особое внимание нужно обратить, если раньше ребенок пытался общаться с вами и другими детьми, а потом внезапно перестал это делать.

В этом случае, не откладывая, обратитесь за помощью к хорошему психологу.

Удачи вам и терпения, и совсем скоро вы будете вести со своим малышом вполне полноценные диалоги.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

После первого Дня рождения в жизни малыша начинается новый, более осознанный этап. Рассказываем, каким направлениям в развитии крохи следует уделить основное внимание в это время.

Физическое развитие

Двигательная функция

Малыш в возрасте года уже уверенно стоит на ногах, а многие детки ходят. С этого момента начинается активное развитие двигательной функции. Чтобы ребёнок быстрее адаптировался к новым условиям и совершенствовал свои умения, взрослым нужно помогать малышу, но в меру. Не стоит делать за кроху то, что ему по силам выполнить самому. Иначе излишняя активность родителей будет тормозить этот процесс. Когда шаги при ходьбе ещё неуверенные - вкладывайте в детскую ладошку указательные пальчики, а не держите за запястья всей рукой. Внимательно изучите возможные «домашние» маршруты ребёнка и уберите с его пути все лишние предметы, которые могут помешать свободному проходу или поранить малыша.

Психомоторное развитие

Когда ребёнок уже активно ходит, садится и встаёт без посторонней помощи, стоит научить его более сложным движениям: прыжкам, приседаниям, лазанию. Развитию этих навыков будут способствовать регулярные и неутомительные игры-задания. Например, утро можно начинать с лёгкой зарядки-разминки, в течение дня - потанцевать под любимые детские мелодии, потопать ножками и похлопать в ладоши вслед за мамой. Ведь малыши в этот период активно подражают взрослым и копируют за ними все действия. Так же отличным вариантом игр, развивающих крупную моторику, станут прятки, салки или игры с мячом. Большой популярностью у родителей пользуются мобильные спортивные уголки для самых маленьких: с перекладинами, шведскими стенками, лесенками и матами. Но помните, любая новая активность должна быть понятной и простой, не вызывать у ребёнка сильных затруднений. Взрослые всегда должны сначала объяснить и показать малышу основные игровые моменты, а потом уже вовлекать его в эту активность.

Упражнения:

  • Поиграйте с ребёнком в футбол. Учите его отбивать мяч то правой, то левой ногой;
  • Проведите совместную разминку. Сделайте наклоны вправо-влево, потяните ручки вверх и в стороны, присядьте и обнимите себя за коленки и так далее.

Особое внимание следует уделить мелкой моторике. Для её развития включайте в ежедневные игры различные сортеры, крупные пазлы, развивающие доски: бизиборды, геодески. Усложняйте задания по мере взросления ребёнка. Мастерите и придумывайте с крохой свои обучающие развлечения: сортируйте крупы, собирайте бусы и браслеты, играйте в пальчиковые игры. Но будьте внимательны. В этом возрасте малыши продолжают пробовать всё на вкус, следите за тем, чтобы ребёнок не проглотил мелкую деталь.

Упражнения:

  • Ребёнок двумя пальчиками должен переложить каждую фасолинку из тарелки в кружку;
  • Вместе с мамой малыш скатывает шарики из пластилина, лепит их на бумагу в произвольном порядке, а дальше украшает каждую пластилиновую лепешку цветной пуговкой;
  • Кроха рисует цветочки пальчиковыми красками: горизонтальными движениями прорисовывает стебельки и листики, а подушечками пальцев - лепесточки и центр цветка.

Координация

Ближе к полутора годам ребёнок уже может справиться с несложными заданиями на координацию движений. Для таких игр можно использовать любые подручные средства: игрушки, посуду, одежду, книги или спортивный инвентарь: мячи, кегли, скакалку, обруч, постепенно усложняя и добавляя новые элементы.

Упражнения:

  • Попросите своё чадо собрать мячики (или другие предметы) и положить их в центр обруча (или кастрюлю);
  • Предложите карапузу переложить книги из стопки одну за одной на другое место.
  • Постепенно усложняйте задания: попросите ребёнка перешагнуть, не касаясь палочки (скакалки), запрыгнуть в обруч, закинуть мяч в корзину и другие игры.


А поговорить?

В возрасте одного года в лексиконе малыша помимо простых и наиболее значимых «мама, папа, баба» имеются и другие слова, которые могут состоять из произвольного набора звуков, букв или отдельных слогов. Но, чтобы речевой и познавательный навык у ребёнка развивался в хорошем темпе, родители должны помогать ему обогащать свой активный и пассивный словарный запас.
Каждый день читайте вместе с малышом стихи и сказки, рассматривайте картинки и объясняйте их значения, показывайте карапузу новые предметы, рассказывайте об их свойствах и качествах. Часто дети привыкают к тому, что их понимают с полуслова или даже с одной буквы и не стараются выговаривать слова полностью. Поэтому чтобы мотивировать кроху развивать речевые навыки, мамы и папы должны вовремя перестать разговаривать на их «детском языке». Помните, что до полутора лет у детей развивается функция понимания речи, а после - пополнения словарного запаса. Причём, если в возрасте года малыш орудует всего десятком слов, к двум годам в его арсенале их уже несколько сотен.

Упражнения:

  • Больше разговаривайте с ребёнком , описывая происходящие события и окружающие предметы;
  • Называйте малышу предметы , чтобы он показывал их на картинках;
  • Попросите кроху выбрать из кучи игрушек именно ту, которую вы назвали;
  • Добавляйте больше занятий по развитию мелкой моторики : сортировка мелких предметов, пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и кинетического песка, рисование пальцами;
  • Помните про игры с развивающими досками , сенсорные картинки с различными поверхностями.

Развитие логического мышления и памяти

На втором году жизни малыш начинает различать предметы, выделять их свойства и качества. Ребёнок уже может самостоятельно рассортировать игрушки по определённым признакам: животные, растения, формы, цвета, кроха приобретает навык сопоставления. Закрепить и улучшить новые умения помогут несложные игры-задания.
Для этого можно использовать красочные пособия с готовыми упражнениями в виде карточек, доски с прорезями в форме геометрических фигур, рамки-вкладыши, пирамидки, цветные кубики, конструктор с крупными деталями. Для начала ребёнку нужно объяснить смысл задания и дать возможность сделать всё самому. Помните, что темпы освоения нового материала малышом могут отличаться от ваших представлений, и на закрепление того или иного навыка может уйти не одна неделя. Запаситесь терпением, но будьте в меру настойчивы и дисциплинированны - занимайтесь регулярно.

Упражнения:

  • Соберите башню из 4-6 кубиков самостоятельно и попросите своё чадо повторить за вами;
  • Сделайте пирамидку из цветных колечек разного диаметра;
  • Игра «Найти маму для малыша»

Здесь понадобятся карточки с животными: на одной - взрослая особь, на другой - детёныши;

  • «Тёплое-холодное»

Сварите два яйца: одно быстро остудите, второе выложите на тарелку. Как только горячее яйцо станет в меру тёплым, достаньте из воды остывшее и дайте потрогать малышу, объясняя, где тёплое, а где холодное (только сначала всегда сами проверьте горячие предметы, чтобы ребёнок не обжёгся).


Развитие бытовых навыков

В возрасте 1-2 лет кроха начинает активно копировать взрослых. Он старается подражать маме и папе во всём, поэтому родителям стоит внимательно следить за своей речью и действиями. Ведь даже если ребёнок ещё не говорит, он всё слышит и ещё лучше запоминает. В это же время малыш пытается показать свой характер и проявить самостоятельность. Не пресекайте его инициативу, пусть учится сам есть ложкой, расчесывать волосы или месить тесто, если ему так хочется. Помощь карапуза должна быть вами оценена по достоинству, даже если после неё вас ждёт в два раза больше уборки - зато ребёнок будет ещё долго с улыбкой на лице помнить вашу благодарность и ощущать свою нужность.

Упражнения:

  • «Метёлка». Дайте малышу веник и пусть упражняется;
  • «Маленький повар». Нарежьте крупно картофелину и морковку, налейте воды в кастрюлю. Пусть кроха сварит суп для кукол (лучше «играть в повара» в ванной комнате);
  • «Мини-уборка». Попросите своё чадо протереть пыль - дайте ему влажную тряпочку (только ни в коем случае не смачивайте её средством для уборки - ребёнок может захотеть попробовать тряпочку на вкус).

Ролевые игры

Важным аспектом развития малыша в возрасте от года до двух лет является навык ролевых отношений. Легче всего его сформировать с помощью сюжетных и драматических игр. Они не только развивают творческое мышление и артистизм, но и приучают ребёнка к условиям взрослой самостоятельной жизни. Среди сюжетно-ролевых игр, самыми популярными оказываются «дочки-матери», «больница», «шофёр».
Даже в возрасте полутора-двух лет малыш уже может покормить куклу, полечить медвежонка или довезти кубики на грузовичке. Что касается драматических игр, здесь кроха действует в рамках заданного сюжета, без возможности его изменения. Это разнообразные домашние постановки или утренники в школах раннего развития, где даже малыши разучивают свои несложные, но главные «роли». Такая театральная практика тренирует память и развивает навык публичных выступлений.

Особое внимание в воспитании детей, родителям стоит уделить именно в возрасте от 1 до 2 лет. К трем годам, ребенок становится достаточно самостоятельным, он хочет по возможности все делать сам. Родителям в этом вопросе нужно не мешать, а наоборот помогать ребенку и поощрять его желание к самостоятельности.
Воспитание детей от года и до двух лет можно разделить на 2 этапа:
Воспитание малыша от года до полутора лет;
Воспитание от полутора до двух лет.

На протяжении второго года жизни поведение малыша еще совсем нестойкое и требует усиленного контроля взрослого, для нормализации его поведения. В этом возрасте взрослый должен уделять достаточное количество времени ребенку, чтоб у него сохранялось хорошее настроение. На втором году жизни, игры с взрослыми приобретают, в первую очередь, познавательный характер. Игра должна быть построена таким образом, чтоб ребенку было весело, и, чтоб малыш в каждой игре узнавал что-то новое и закреплял знание, которые были получены ранее.

Разделить воспитание ребенка второго года жизни можно на следующие разделы:
Воспитание культурно-гигиенических навыков:
Умывание;
Одевание;
Внешний вид;
Еда;
Сон.
Воспитание культуры деятельности:
Режим;
Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности;
Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам;
Учим ребенка понимать требования взрослого.
Воспитание культуры общения:
Общение с взрослыми;
Общение со сверстниками.
Умываемся

На протяжении второго года жизни ребенок должен научиться умываться самостоятельно. Малышу нужно напоминать, что после улицы и перед едой, нужно помыть ручки. Кроха должен знать, что после сна нужно умыть личико и помыть ручки. Мама должна показывать ребенку, как открыть кран, нужно показать и объяснить, какая именно должна быть струя, чтоб ребенок не открыл очень сильно кран и в итоге не оказался весь мокрый. Показывайте ребенку, как регулировать воду, чтоб она не оказалась сильно горячая или сильно холодная. Поначалу у малыша не будет получаться, но со временем он всему научится. Скажите малышу о необходимости закатывать рукава для умывания и покажите, как это делается. Нужно показать, как намылить ручки, чтоб получилось много пены. Объясните крохе, что мыло нужно тщательно смыть. После того, как умывание закончено, малыш закрывает воду сам (примерно с полутора лет), мама проверяет, тщательно ли закрыта вода или закрывает ее сама, если ребенок еще не умеет.
Одеваемся

Начиная с года, ребенок проявляет интерес к своей одежде и процессу одевания. Ребенок старается сам натянуть колготки, носочки, шапочку. Не мешайте этим попыткам ребенка. Наоборот, хвалите его за то, что он стремится одеваться сам. Учите малыша одеваться в правильном порядке. Одеваемся снизу вверх, раздеваемся наоборот, сверху вниз. После того, как малыш разделся, покажите, куда нужно сложить вещи. На своем примере демонстрируйте бережное отношение к вещам. Если Вы будете разбрасывать свои вещи, то не стоит ждать от ребенка порядка в вещах, и даже не думайте ругать малыша за беспорядок, если и Ваши вещи в не лучшем состоянии.

Главное в воспитании помнить:

ДЕТИ БЕРУТ ПРИМЕР СО СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ!

Если в семье, в разговоре употребляется нецензурная лексика, если ребенок не слышит «волшебных слов» в общении родителей и в общении с собой, если вещи разбросаны по квартире. В таком случае не требуйте от ребенка порядка, и не удивляйтесь, когда в один прекрасный день ребенок скажет место: «Мамочка, купи мне, пожалуйста, вот эту игрушку», Вы услышите: «Я хочу эту игрушку, быстро купи мне ее» – и после этих слов впадет в истерику.

Внешний вид


Деткам, нужно постоянно напоминать о том, чтоб они следили за своим внешним видом. Обращайте внимание ребенка, когда одевайте на него красивую чистую, отутюженную одежду. Также, нужно обращать внимание на то, когда одежда загрязнилась, объясняйте, что грязную одежду нужно сразу же переодеть. Так формируется у ребенка любовь к чистоте и опрятности.
Кушаем

На втором году жизни, ребенок постепенно будет проявлять желание кушать из ложки самостоятельно, самостоятельно пить из чашки. Поощряйте это желание и хвалите малыша за такое стремление. Начиная с полутора лет, учите ребенка пользоваться салфеткой и следить за чистотой лица во время еды.

Сон


Если Вы уже отлучили ребенка от груди, то малышу нужно будет учиться засыпать самостоятельно. Помогайте ребенку. В этом возрасте детки уже начинают с интересом слушать сказки. Прочитайте сказку на ночь. Не оставляйте малыша одного в комнате, если ему страшно и он не может заснуть, посидите с ним рядом до тех пор, пока он уснет. Всегда перед сном говорите малышу «спокойной ночи». Со временем у него выработается порядок, после прочтения сказки и пожелания спокойной ночи, нужно отдыхать. Если малыш еще кушает грудь, то ему нужно будет позже научиться засыпать самому. Главное, не давайте ребенку пустышку, для того, чтоб он заснул – это вредная привычка.
Режим дня

Режим формируется у ребенка постепенно, не требуйте от малыша, чтоб он сразу же следовал отведенному режиму. Для того, чтоб у крохи сформировалось чувство времени, поднимайте его утром в одно и то же время, дневной сон, тоже должен быть примерно в одинаковое время. Прогулки, игры, занятия с мамой или папой, завтрак, ужин и обед – все это должно иметь свое место и время в дневном режиме малыша. Постоянно следуя режиму, уже через некоторое время, малыш будет сам к Вам подходить, и говорить: «Мама, пошли гулять».
Навыки игры с игрушками и приобретение начальных навыков трудовой деятельности

В то время, которое отведено у Вас для игр и занятий, родители должны показывать малышу какие действия можно делать с той или иной игрушкой. Уже самое время учить малыша заботе об игрушках, покажите, как можно качать зайчика, куклу или мишку. Через некоторое время, зайдя в комнату, Вы увидите, как Ваш кроха бережно качает свою любимую игрушку. Учите малыша кормить игрушек. Рассказывайте, что сначала мы будем кушать суп, потом кашу, а потом пить чай. Так, во время игры, малыш и сам будет знать, что во время еды, он сначала должен скушать, первое, потом второе, а потом уже придет время десерта.

Кроме того, во время игры, малыш может стараться подражать маме и папе. После того, как игрушки «поели», ребенок может проявить желание помыть посуду, конечно, все это делается понарошку. Таким образом, ребенок приобретает начальные навыки трудовой деятельности.
Соблюдение порядка, бережное отношение к вещам и игрушкам

Эти навыки, малыш начинает приобретать с полутора лет. Ребеночек уже может самостоятельно садиться на стул, уже в состоянии собирать свои игрушки и складывать их на место. Объясняйте, и покажите на своем примере, как и куда нужно складывать игрушки после игр. Для игрушек должно быть отведено определенное место. Это может быть коробка или ящик.

Учим ребенка понимать требования взрослого

Еще до года, нужно начинать говорить ребенку слово «нельзя». Малыш, еще не достигший года, с помощью интонации и изменения голоса мамы или папы, может понять, что он сделал что-то неправильно. Начиная с года, ребенка нужно продолжать учить действовать, соответственно Вашим указаниям, ребенка учат, что такое «можно», что такое «нельзя», что такое «нужно».
Воспитание культуры общения с взрослыми

Второй год жизни – это становление речи ребенка. Примером подражания, конечно же, являются взрослые. Поэтому, взрослые должны подавать ребенку правильный пример. Не нужно сюсюкать с ребенком, шепелявить и искривлять слова. Такой пример не только не даст ребенку правильного понятия о речи, но и может привести к необходимости обращаться к логопеду. Разговаривайте с ребенком, как с взрослым. Это не значит, что Ваше общение будет лишено положительных эмоций и будет сухое. Ведь общаться с ребенком можно с улыбкой и хорошим настроением, и при этом не сюсюкая.

Кроме того, самое время учить ребенка культурно вести себя в общественном месте. Ребенку тяжело запретить бегать и прыгать. Но нужно объяснять малышу, что в некоторых местах, если кроха будет кричать и бегать, он может помешать кому-то. Не вводите слишком много запретов. Например, ребенок должен знать, что заходя в поликлинику и магазин, нужно вести себя тихо. А вот после того, как Вы покинете помещение, можно опять бегать, прыгать, веселиться и пищать.

Нужно закреплять умение малыша здороваться, прощаться, благодарить за что-либо.

Воспитание культуры общения со сверстниками


Обязательно учите своего малыша делиться с игрушками. Если ребенок все время норовит забрать у кого-то игрушку, расскажите ему сказку, придуманную Вами, про то, как мальчик (девочка), все время забирали игрушки и друзей, не хотели ими делиться и играть вместе, и, в итоге, он (она) потеряли всех своих друзей и товарищей, и остался совсем один. Лучше финал сказки сделать хорошим, как мальчик (девочка), осознал свою ошибку, понял, что нужно делиться и играть вместе, и к нему вернулись все его друзья. Включайте фантазию, и чаще рассказывайте ребенку сказки, где он является главным героем. Такие сказки ребенок больше любит слушать, и делает правильные выводы. Если кто-то из малышей ударился, учите своего ребенка пожалеть друга. Так Вы воспитаете очень чуткого человека, который способен на сострадание и помощь ближнему.

После первого дня рождения, можно учить малыша играться совместно с друзьями, пусть малыши хоть какие-то действия делают вместе. С полутора лет, детки уже дольше смогут быть увлечены совместными играми. Хотя до трех лет, самые любимые игры деток только с родителями, так как мама и папа, могут придумать интересные и новые игры, а игрушки в игре всегда оживают и начинают «говорить».

Современная педагогика предлагает целый список методик по развитию малышей. Многие мамы пытаются следовать одной или нескольким методикам. Сложно постоянно придумывать новые занятия и игры с малышом, а методики уже включают в себя сборник готовых вариантов, которыми необходимо наполнить будни ребенка.

От 1 до 1,5 лет ребенок любит :

  • Ходить по всей квартире, держа что-то в руках;
  • Вставать и садиться;
  • Играть, сидя на корточках;
  • Ходить по лестнице;
  • Залезать на диван, кресло;
  • Подражать вашим действиям;
  • Возражать, говоря “нет»;
  • Использовать 1-2 слова в сочетании с жестами;
  • Добиваться желаемого, быть в центре внимания, иметь слушателей;
  • Отвечать на простые вопросы;
  • Прятаться, прятать и искать спрятанные игрушки;
  • Бросать предметы с большой точностью, бросать и пинать мяч;
  • Складывать два или три кубика, создавать простые постройки и тут же ломать их;
  • Наполнять и опоражнивать сумки, коробки, ящики;
  • Играть с песком, с водой;
  • Кушать самостоятельно.

Предоставьте ребенку от 1 до 1,5 лет:

  • Ваше внимание;
  • Время для совместной игры;
  • Место для игры на полу — хорошо, если часть места будет приходиться на пространство под столом;
  • Удобное место для ходьбы — устойчивую мебель, нескользкий пол или ворсистый ковер, надежно прижатый мебелью;
  • Детский устойчивый стульчик и столик;
  • Кубики — строить несложные постройки, загружать в машину и возить;
  • Сортер с 2-3 разными несложными отверстиями (шарик, кубик, треугольная призма);
  • Пирамидку из трех — четырех колец, которые можно нанизывать в любом порядке;
  • Стаканчики круглой и квадратной формы — строить башни, вкладывать один в другой;
  • Различные коробочки, шкатулки, старые сумки;
  • Большие игрушки для улицы — ведро, лопатку, формочки, машины с кузовом;
  • Игрушки, которые можно тянуть и толкать — разного вида каталки с вращающимися деталями, машины;
  • Большие мягкие игрушки — кормить их, причесывать, укладывать спать;
  • Предметы для игры с водой — пластмассовые чашки, лейку, водяную мельничку, плавающие игрушки;
  • Игрушки, которыми можно стучать — пластмассовый или деревянный молоток и предметы для забивания — колышки, шарики и т.д.;
  • Игрушечный телефон, пластмассовую посуду, другие бытовые предметы — расческу, губку, чтобы малыш мог играть, подражая вашим повседневным действиям;
  • Книжку из картона с простыми понятными картинками;
  • Музыкальные игрушки и простые инструменты с различным способом извлечения звука — бубен, металлофон, дудочку;
  • Его собственные тарелку, чашку, ложку — удобные и небьющиеся.

От 1,5 до 2 лет ребенок любит:

  • Использовать в речи слова;
  • Использовать предложения из 2 -3-х, а затем и более слов;
  • Бегать, помогать по дому;
  • Утверждать “мое”;
  • Наблюдать за старшими;
  • Приходить, когда его зовут;
  • Залезать на все предметы;
  • Слушать мелодии, танцевать, двигаться под музыку;
  • Переносить и приносить предметы;
  • Рассматривать, узнавать и показывать части лица и тела;
  • Сортировать предметы;
  • Копать и размешивать;
  • Класть предметы на место;
  • Черкать на бумаге;
  • Перелистывать страницы, показывать картинки в книге;
  • Завинчивать и отвинчивать.

Предоставьте ребенку 1,5 до 2 лет:

  • Сортер — с 3 — 4 разными отверстиями;
  • Детский магнитофон, включаемый нажатием;
  • Сумку для ношения предметов;
  • Пастель, мелки больших размеров и бумагу;
  • Книжку с картинками, где изображены простые действия: котик умывается, собачка грызет косточку;
  • Книжки с простыми знакомыми сказками;
  • Простой конструктор, простые пазлы;
  • Полки для игрушек и помощь в складывании вещей на место;
  • Пластиковые банки с завинчивающимися крышками;
  • Постоянную любимую игрушку — куклу или плюшевого мишку и набор сюжетных игрушек, руль.

Думаю, ознакомившись со списками, Вы убедились, что это именно та база, которой необходимо придерживаться для гармоничного развития. Я, прежде чем купить дочке новую игрушку, штудирую эти списки на предмет пропущенных позиций.

Раз уж речь идет о развитии годовалого ребенка, то следует знать к чему мы стремимся при развитии годовалого малыша — пороги развития малышей в 1,5-2 года (по данным опять же Полины Львовны с форума Дискуссионного клуба Русского медицинского сервера) :

  • речь — к 1,5 годам словарный запас около 10 слов (фраза состоит из 1-2 слов и жеста)-> к 2-ум года словарный запас 50-200 слов (фраза становится развернутой и появляется возможность описать словами происходящее).
  • мыслительные процессы — появляется понимание связи между предметами и их функциями: веником подметают, расческой причесываются. Как следствие ребенок может предвидеть результат действий. Т.е. у ребенка появляется способность прогнозировать и он её начинает в первую очередь мысленно тестировать на всех предметах которые его окружают — он фантазирует что будет с тем или иным предметом если с ним поступить определенным образом. Если же малышу предоставить игрушки — аналоги реальных предметов то ребенок будет пытаться имитировать воображаемые ситуации на игрушках.
  • социализация — увеличение количества контактов со сверстниками по поводу игрушек и других предметов -> подражание в игре -> совместная игра.

Ориентиры для развития

Формирование своего подхода к развитию лучше всего начать с изучения программ развития рекомендованных Министерством образования РФ и развивающих методик. При применении методик необходимо избегать их минусов. Подробно о существующих программах и методиках читайте .

Основной принцип развития детей любого возраста заключается в ориентации на удовлетворение возрастных потребностей. Для максимального эффекта следует отслеживать появление этих потребностей и их удовлетворять — предлагать занятия, игры и игрушки в соответствии с вскоре ожидаемыми потребностями;

Как развивать ребенка в 1 год | Практические занятия

Для максимального эффекта следует обеспечить развитие малыша по всем основным направлениям . В таблице приведены варианты занятий по различным направлениям.

Физическое

  1. Занятия со специализированными снарядами. Как правило, потребность в развитии по этому направлению малыши сами восполняют, но если Вы не хотите довольствоваться малым и позволяет размер жилой площади можно приобрести спортивный комплекс. Мой выбор спортивного комплекса описан Также в посте приведены фото спортивных комплексов, которые встречаются в продаже и комментарии к ним, опыт эксплуатации с видео (Яне на видео 1,3) .
  2. Также крупномоторное физическое развитие стимулируют активные игры и игрушки (мячики, прыгуны)
  3. Мелкомоторное развитие — стимулируется при играх с , пальчиковые игры. Развитие мелкой моторки способствует развитию речи, так как стимулирует её центры, находящиеся на пальчиках.
  4. В рамках развития слуха малыша второго года можно
  5. Тактильное. Предоставляйте ребенку изучение как можно большего числа различных текстур. Например, можно Еще есть ряд полезных игр для знакомства с температурой — разложите на полу полотенца смоченные теплой и ледяной водой, предложите ребенку походить по ним. Разучите понятия теплый/холодный.

Познавательное. Расширение кругозора и эрудиции. Этому способствует изучение окружающего мира в том числе визуальное, тактильное, комплексное посредством игр.

  1. В этом возрасте очень актуальны , в том числе описание и из методики Шичида;
  2. Для годовалых малышей существует большое разнообразие интересных книг и поэтому если правильно подобрать книги, велика вероятность уже в этом возрасте открыть радость чтения. Обзор книг для малышей размещен тут Продолжается становление отношений с близкими. Для построения гармоничных отношений важно понимать ребенка поэтому родителям рекомендуется изучить соответствующую литературу. Потребность в общении со сверстниками в этом возрасте отсутствует.

Еще больше вариантов занятий вы можете найти в методиках развития.

Надеюсь, прочтение этого поста позволит Вам более системно походить к развитию своего малыша.

Если Вам понравился материал, советую оформить подписку по электронной почте о новых статьях сайта .