Ребенок 7 лет не хочет учиться. Что делать если ребенок не хочет учиться, советы психолога

Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.

Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах

«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.

Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.

Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:

  1. Половое созревание.
  2. Стремительный физический рост.
  3. Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
  4. Смена эмоционального фона.

Как же половое созревание влияет на обучение детей?

В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.

Стремительный физический рост подростка

Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.

Причина усталости кроется иногда в сердце

Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.

Эмоциональная неустойчивость подростков

На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с .

В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога . Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.

Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?

Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.

У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы.

Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать? Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.

Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.

Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?

Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?

Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:

  • А зачем нужно учиться?

Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.

Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.

  • Взаимоотношения с учителями и сверстниками

Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет .

  • Семейное благополучие

Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.

Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.

«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и . Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).

  • Гиперактивность у подростка

Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.

  • Зависимость от гаджетов

Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.

Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.

Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога

Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.

Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:

  • Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха , чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
  • Сон- главный помощник . Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
  • Распределите школьную нагрузку . Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
  • Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым , часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
  • Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал . Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
  • Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
  • В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.

Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.

Дети очень остро чувствуют отношение взрослых . Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.

Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.

Ребенок не хочет учиться, что делать, советы психолога в подобной ситуации звучат с одной стороны по-разному, но с другой весьма похоже. Под конкретный запрос можно найти точные рекомендации. И каждую ситуацию надо разбирать отдельно. Но есть общие для всех моменты.

  • 5 основных причин, по которым ребенок не хочет учиться
  • Заключение

5 основных причины по которым ребенок не хочет учиться

Причин по которым ребенок не хочет учиться может быть множество. В этой статье коснемся самых основных и распространенных.

Причина 1. Нет мотивации

Представьте, что на работе Вам начальник дает указание. Делать которое, по вашему мнению, бессмысленно. И ваш результат просто улетит в корзину. С каким настроением и мотивацией вы будете это делать? Также чувствует себя ребенок, когда ему предлагают выучить буквы.

«Мне это не нужно, мне это не интересно, мне это нигде не пригодится» — так он про себя думает. Он прекрасно живет без этих «бесполезных», по его мнению, знаний. Так зачем напрягаться?

Причина 2. Слишком большое задание

Вариант «трудно» – когда заданий очень много. Объем задания большой, наступает быстрое утомление. В деталях ребенок сделать может, но весь объем выполнить тяжело. Такое здание требует много сил и выносливости.

Также легко себе представить. Вам надо переносить картошку в подвал. Если картошки 5-10 мешков, это тяжело, но приемлемо. Если картошки 10 тонн, то тоже можно перетаскать, с перерывами, мешки поменьше сделать. Но в целом к вечеру руки будут волочиться по земле. Также и ребенок – он видит ВЕСЬ объем работы, которая предстоит. И у него сразу руки опускаются к земле…

Причина 3. Непонятное задания

Второй вариант, ребенок не хочет учиться потому что «трудно» – когда ребенок не понимает, как выполнить задание. Есть сложности с мышлением, с логикой рассуждений, либо с анализом задания, либо ему тяжело запоминать.

Когда задание не понимается ни по смыслу (что нужно сделать). Ни по содержанию (о чем вообще тут написано). Поэтому его выполнить просто «в лоб» у ребенка нет шансов. Как можно выполнить задание, если его даже не понимаешь.

Мне, например, сейчас напишут задание по программированию, со сленгом или профессиональной терминологией, какой-нибудь инженер-программист. Я слова смогу прочитать, даже, наверное, смысл каждого слова в отдельности пойму. Но всю задачу не пойму, и как ее выполнить для меня останется загадкой.

Причина 4. Трудности с удержанием внимания

Еще одна причина, по которой ребенок не хочет учиться, а родители не понимают, что делать, и часто требуется совет психолога. Это ситуации, когда у ребенка есть сложности с концентрацией внимания на одном действии или предмете.

Внимание постоянно переключается с одного на другое, постоянно скачет. Ребенок отвлекается, ему сложно сосредоточиться. Он бы и сам рад, но ему СЛОЖНО это сделать. Он сам устает от постоянного своего переключения внимания, от смены объектов внимания.

И он понимает это, он знает свою натуру. Знает, что будет отвлекаться, ошибаться и на него будут давить. Будут ждать от него, требовать, РАЗОЧАРОВЫВАТЬСЯ в нём. И потому сразу отказывается это делать.

Он думает, что результат ему заранее известен, и этот результат ему не нравится. Чтобы поставить себя на место ребенка, чтобы понять каково ему. Попробуйте вести ВАЖНЫЕ рабочие переговоры по телефону, находясь в средней группе детского сада. В игровой комнате, в игровое время, вместе с 15-20 сорванцами.

Под таким же давлением отвлекающих факторов находится и ребенок. Для нас обстановка кажется подходящей, спокойной, а для него — очень много отвлекающих моментов.

Причина 5. Конфликты с педагогом или родителями

Бывает так, что ребенок не хочет учиться потому, что не сложились отношения с учителем или есть проблемы в общении с родителями. В этом случае проблемы протестного характера. Когда нет контакта, а есть только взаимные претензии.

Общение не ладится, ребенок протестует, поскольку не знает, как другим образом разрешить эту ситуацию. На самом деле он просит помочь ему разрешить эту проблему. Ему самому не комфортно.

Ну кому нравится постоянно ругаться либо находится под давлением совести, родителей, учителя… Но он с трудом делает задания либо просто не делает их.

Внешняя или внутренняя мотивация — что движет в процессе обучения

Рассматривая мотивацию к обучению можно условно выделить два вида мотивации внешнюю, заданную из вне и внутреннюю, когда сам человек хочет внести изменения в свою жизнь.

Мне всегда приятнее работать с внутренней мотивацией. Это очень интересно поставить задачу так, чтобы ребенку самому хотелось ее решить. К сожалению, это не всегда легко сделать и приходиться создавать внешние стимулы, которые помогут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Стратегий как это решить может быть несколько. Если ребенок не хочет учиться, потому что ему не интересно — необходимо повышение мотивации или интереса.

Внешняя мотивация – внести что-то приятное в занятия, как поощрение за результат или усилия. Напишешь контрольную на 5, пойдем в кино, например.

Либо нахождение внутренней мотивации – найти интересное внутри неинтересного. Найти интересное внутри самих занятий. Внутренняя мотивация конечно предпочтительней. Поскольку внешняя мотивация имеет тенденцию к обесцениванию.

Найти внутреннюю мотивацию можно по-разному. Например, для детей старшего возраста можно найти связи между учебой и его интересной жизнью.

Ваш ребенок катается на скейте. А ему необходимо понять политическое устройство государства. Можно рассмотреть это на примере голосования горожан за открытие новой площадки для скейтбордистов:

  • рождение инициативы;
  • ее продвижение:
  • голосование:
  • планирование бюджета:
  • анализ трудностей и планирование реализации.

В том случае если ребенку трудно учиться, то для него подойдет стратегия «Безошибочное обучение». Задача организовать занятие так, чтобы задание выполнялось легко. Вот несколько идей для ее реализации:

  • разбить большой кусок на мелкие этапы, каждый из которых ребенок точно сможет выполнить;
  • подобрать время и условия, чтобы задание выполнялось легче. Кому-то лучше заниматься с утра, а кому-то наоборот вечером и т.д.;
  • оказывать много помощи, чтобы ребенок постоянно чувствовал свою успешность.

23 способа помочь ребенку поверить в себя

Следующая стратегия, на которой хочется остановиться — это помочь ребенку поверить в себя. Предлагаю несколько рекомендаций на эту тему:

  1. Задача родителей поощрять и поддерживать ребенка, когда он пытается решить сложные или новые для него задачи. Уверенный в себе ребенок будет спокойно браться за новые и сложные дела. Потому что не боится неудачи или разочарования других людей в нем. Уверенность подрывают разочарование и страх.
  2. Цените усилия ребенка по преодолению препятствий. Никто и никогда в этом мире не брал все вершины сходу. Всегда этому предшествует долгая работа и подготовка, где есть победы и поражения. Так же с ребенком – не всегда у него будет получаться с первого раза. Важно поддерживать его и хвалить за те усилия, что он прилагает. И в следующий раз он наберется достаточно опыта, чтобы решить задачу сходу.
  3. Поощряйте практику ребенка в тех сферах, что ему интересны. Хочет играть на гитаре – пусть играет. Хочет изучать программирование – помогите ему в этом. Практика – основа любого развития. Но не надо излишнего давления. Помните песню про птицу счастья – а в руки ее поймаешь, сразу же улетает….
  4. Дайте ребенку право на ошибку. Пусть он сам набьет свои шишки, сам получит этот опыт. Если вы делаете всю трудную работу за ребенка – вы отнимаете у него его победы. Тем разрушая его уверенность в своих силах. А когда нет уверенности, то и делать ничего не хочется. «Зачем, ведь я могу ошибиться» — думает ребенок. «По крайней мере, не буду выглядеть глупо, лучше вообще не стану этого делать…». Каково это ошибаться – он не знает, поскольку нет такого опыта…Он не знает, что ошибаться не страшно, что ошибаться это нормально, это путь к успеху. А ребенок его избегает. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным человеком.
  5. Позвольте ребенку делать согласно его способностям и его возрасту. Не надо ожидать от него того же результата, как у взрослого. Рисунок ребенка и родителя будет серьезно отличаться. Но это не умоляет достижений ребенка. Он нарисовал этот рисунок, смог это сделать. Если ребенку ставить сразу планку высоко, это отобьет всякое желание. Пример со сбором портфеля в школу. Вначале ребенок учиться его собирать, есть много ошибок, часто забывает учебники и т.п. Со временем он научился это делать, пусть не так хорошо и не так быстро, как это сделает взрослый. Но позвольте ребенку быть неидеальным, пусть собирает так как может. Со временем он станет делать это быстрее и совсем без ошибок
  6. Поощряйте любопытство, хотя поток вопросов может быть утомительным. Это возможность детям обрести навык учиться – запрашивать и перенимать информацию у другого человека, у учителя. Задавать вопросы, формулировать цепочки взаимосвязей. Дети, таким образом, понимают и тот факт, что на свете есть много разных веще, о которых они не знают. И есть много чего, что им предстоит узнать. В дальнейшем эти навыки пригодятся им в школе. Помогайте развивать любопытство и любознательность. Отвечайте на вопросы детей.
  7. Регулярно расширяйте круг возможностей детей новыми задачами. Преодолевая, малые преграды они достигаю успеха, и так накопят свою историю побед. Например – научиться кататься на велосипеде без дополнительных колес по бокам, научиться мыть посуду, самому отремонтировать игрушку и т.п.
  8. Давайте вашим детям полезную обратную связь. Предложения, как можно улучшить, как сделать проще, быстрее. Но никогда не критикуйте их, не говорите, что они плохо работают.
  9. Если ваш ребенок боится потерпеть неудачу, потому что знает, что вы будете сердиться или разочаровываться. Он никогда не возьмется попробовать что-то новое и сложное на его взгляд. В будущем у такого ребенка будут сложности с проявлением инициативы и отстаиванием своих интересов. Не ругайте детей за их неудачи, хвалите за те усилия, что они проявляли в процессе.
  10. Критики родителей всегда снижает самооценку ребенка. Поддерживайте своего ребенка. Ведь вы его тыл, вы его броня. Вы для него источник силы и вдохновения. Без вашей поддержки ему просто негде взять энергии для новых открытий и движения вперед.
  11. Изучайте ошибки совместно. Это источник его уверенности в себе. Но работает только тогда, когда вы, как родитель, относитесь к ошибкам как к возможности учиться и расти.
  12. Не перегружайте своего ребенка. Позвольте им время от времени испортить что-то или ошибиться. Помогите им понять, как они могут лучше подойти к задаче в следующий раз.
  13. Моменты, когда у ребенка не получается, родители должны видеть, как возможность учить своих детей не бояться неудачи. Относитесь к ошибкам, как к строительным блокам его обучения. Каждая неудачная попытка, приближает к победе. А самый темный час – перед рассветом. Учите детей идти до победного конца, не останавливаться из-за временных трудностей.
  14. Откройте дверь для новых впечатлений. Вы, как родитель, несёте ответственность за увеличение жизненных рисков и опыта. Чтобы ребенок мог развивать свою уверенность в том, чтобы он может справляться с большим миром.
  15. Предлагайте детям осваивать новое в игровой форме. Так можно научить их, что новое и неизвестное, это всегда увлекательно и интересно. И они обязательно научаться с этим новым справляться.
  16. Вы герой своего ребенка — по крайней мере, пока он не подросток. Используйте эту силу, чтобы научить их. Как думать, действовать и говорить. Покажите хороший пример и станьте образцом для подражания. Наблюдение за вашим успехом поможет вашему ребенку. Он может быть более уверенным в том, что может сделать то же самое.
  17. Не говорите им, когда вы беспокоитесь о них. Родительское беспокойство часто может быть истолковано ребенком вотумом недоверия. Уверенность родителей порождает доверие ребенка.
  18. Хвалите их, когда они справляются с невзгодами. Жизнь несправедлива. Это трудно, и каждый ребенок должен будет узнать, это в какой-то момент. Когда они сталкиваются с трудностями, родители должны указать, как эти проблемы повысят их устойчивость. Важно напомнить вашему ребенку, что на каждом пути к успеху встречаются неудачи.
  19. Предложите свою помощь и поддержку, но не слишком много. Слишком много помощи или слишком рано может уменьшить способность ребенка к самостоятельности.
  20. Аплодируйте их мужеству, чтобы попробовать что-то новое. Если он попытается сыграть в баскетбольную команду или отправиться на свои первые соревнования /олимпиаду по математике, родители должны восхвалять своих детей за то, что они пробовали новые вещи. Можно сказать, даже что-то очень простое: «Ты смело поступил!». Мужество требуется, чтобы осмелиться сделать что-то новое, неизвестное.
  21. Радоваться самому процессу обучения. Когда вы росли, путешествие более важно, чем место назначения. Дети никогда не должны чувствовать смущение за попытку, независимо успешной она была или нет. В течение длительного времени, последовательно проводя попытки, ребенок достигает успеха и наращивает свою уверенность в собственных силах.
  22. Не позволяйте им избегать реальности, тратя все свое время в Интернете. Не позволяйте своему ребенку прятаться за экраном компьютера. Вместо этого поощряйте их взаимодействовать с реальными людьми в реальном мире. Уверенность в виртуальном мире (хотя и важная) — это не то же самое, что реальная уверенность. Уверенность в том, что ребенок может быть самостоятельным в реальном мире.
  23. Будьте авторитетными, но не слишком сильными или строгими. Когда родители слишком строги или требовательны, уверенность ребенка в собственных силах снижается.

Несколько идей, как оказывать помощь своему ребенку и что делать, если он часто ошибается

Когда ребенок просит помощи, помогайте ему только в том, что он просит, а не решайте задачу целиком

Если ваша дочь попросит вас связать определенный сложный узел для своего вязания, просто свяжите его. Не начинайте помогать с остальной частью или вносить предложения о том, как это сделать.

Она хочет сделать это сама, по-своему. В настоящий момент она хочет использовать вас как инструмент. Как узловязальную машину, и это все, что вам нужно. Она хочет сделать всё по-своему, и ей не нужны какие-либо советы о том, как это сделать. Это испортит вам обоим все веселье.

Если она почувствует, что ей приходится делать это так, как вам кажется правильным. Тогда то, что раньше было игрой, становится работой. И в следующий раз, когда ей нужно будет немного помочь, она не попросит вас.

На самом деле, она будет стараться оставаться, как можно дальше от вас. Когда она делает все, что хочет сделать сама.

Если ваш ребенок спрашивает вас о совете, о чем угодно. Будь то ее проект или как лучше поладить с другом или как решить какую-либо проблему с домашним заданием.

Будьте как можно более прямым в своем ответе. А также следите за ее выражением лица. И другими невербальными сигналами выражения интереса или скуки. Чтобы вы знали, когда остановиться, если ваше совместное обсуждение ее вопроса затянется.

Позвольте ей взять на себя инициативу или, по крайней мере, позвольте ей принять равную роль. Как только она приняла скучающий или недовольный вид, пусть дискуссия остановится. Прежде чем она превратится в скучную лекцию.

Другое дело, если ваш ребенок попросит присоединиться к вам в каком-то вашем деле. Например, если ваш сын хочет помочь вам поменять шины на автомобиле.

То вы имеете полное право сказать ему, что делать. Это принципиально ваш проект, а не его. И присоединяясь к вам, он говорит, по сути: «Научи меня, как это сделать».

Что делать, если ребенок часто ошибается

Прежде чем пытаться защитить своего ребенка от ошибок, подумайте о потенциальных преимуществах, а также о потенциальных издержках «ошибочного» поведения.

Многие популярные книги и статьи были написаны о том вреде, который мы причиняем детям, путем чрезмерной опеки. И они правы. Дети, в своей игре, естественно и адаптивно подвергают себя умеренным опасностям и совершают ошибки.

Ребенок, поднимающийся высоко на дереве, или скатывающийся с горки вниз, или ныряющий в реку, испытывает острые ощущения. Природа заставляет детей делать это. Потому что она знает, что они должны научиться противостоять опасностям и бороться с ними.

Если они хотят стать успешными взрослыми. Она наделила детей, как стремлением заниматься «опасной» игрой, так и здравым смыслом, чтобы знать свои пределы.

Дети совершают ошибки, и именно так они учатся справляться с проблемами. Которые будут возникать у них на протяжении всей жизни. Правильным будет дать возможность ребенку самому научиться преодолевать трудности или получить свой неудачный опыт.

Прежде чем запретить какую-то деятельность, потому что это опасно, или потому что вам кажется ребенок не справится, подумайте о том, так ли это на самом деле.

Подумайте какую пользу может получить ребенок от этой деятельности. В виде спортивной нагрузки, упражнений, развития навыков владения телом. Или уверенности в себе от того, что справился САМ, от тренировки собственного эмоционального контроля.

Не говоря уже о простом удовольствии от игры, которое ваш ребенок получает. И подумайте об ущербе, от постоянного навязывания вашему ребенку чувства беспомощности. Что он или она не в состоянии самостоятельно принимать решения или делать что-либо в одиночку, без опеки родителей.

Будьте на стороне вашего ребенка, а не противника.

Когда вы видите, что ваш ребенок с увлечением занят чем-то абсолютно неприемлемым, например, вырезает ножницами платье куклам из штор. Постарайтесь посмотреть на эту ситуацию с неожиданной стороны, глазами своего ребенка.

Послушайте своего ребенка. Попытайтесь понять, чего хочет ваш ребенок и почему он поступает таким образом. Не торопитесь делать выводы и обвинять его в неподобающем поведении. Будьте ему союзником, а не противником. Выслушайте и примите точку зрения вашего ребенка.

Вы можете помочь своему ребенку придумать, как ему получить то, что он или она хочет, приемлемым для всех способом. Или, может быть, ваш ребенок убедит вас, что это не так уж и опасно и страшно, в конце концов. И нет повода для ссоры и разбирательств.

Помните, что ваш ребенок не вы, и он не является вашим отражением.

Когда рождается ребенок, мы действительно не воспроизводим себя. Мы даже не производим что-то наподобие полутора с половиной нашего «Я» и нашего партнера.

Из-за генетических явлений скрещивания и случайного ассортимента генов. С каждым ребенком, на свет приходит совершенно новое и другое человеческое существо. Наша задача в качестве родителей - познать этого человека и помочь ему стать самим собой.

Мы делаем серьезную ошибку, если попытаемся сформировать наших детей в реплики самих себя. Или если мы будем рассматривать их, как возможность реализации своих планов и мечтаний.

Поскольку наши дети отличаются от нас, их потребности и приоритеты отличаются от наших. Любая помощь и советы, которые мы им даем, должны учитывать это. Если это реальная помощь и полезные советы.

Мы должны помочь им быть ими. А не пытаться превратить их в нас или в нечто, что, по нашему мнению, сделает нас хорошими родителями.

Хвалите детей и гордитесь ими, не только за результат, но и за приложенные усилия.

Мозг человека устроен очень хитро. Он постоянно сравнивает количество затраченных сил и ресурсов с полученным результатом. В тех случаях, когда результат превосходит потраченные усилия, такие модели поведения закрепляются. В тех случаях, когда ресурсы потрачены в пустую, такие модели исключаются.

На примере охоты лисы это выглядит так. Лиса погналась за кроликом в горку, устала, кролик убежал. Лиса получила отрицательный опыт – ресурсы потратила, результата нет. В следующий раз, встретив кролика в похожих условиях, она не будет даже пытаться его догнать, будет экономить ресурсы.

Также происходит с обучением детей. Ребенок осваивает новую деятельность. Это сложно, это тяжело, это сначала получается ПЛОХО. Внешне все выглядит, как у лисы в первый раз.

Но есть еще другой результат – радость родителей, поддержка близких, их эмоции и гордость за своего ребенка. Который делает, пусть и неуверенные, но первые шаги в этой области.

Если эти переживания, эмоции и поддержка перевесят его затраченные усилия. То ребенок будет учиться дальше.

Если же нет поддержки, нет никакой «прибыли» для ребенка от обучения, то какой ему смысл этим заниматься дальше? Только из страха наказания? Но мы с вами знаем, что негативная мотивация работает в несколько раз хуже, чем позитивная.

Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за прилежание в освоении новой деятельности. Гордитесь его настойчивостью и вложенными усилиями, результат придет со временем.

Самое значительное и ценное влияние, которое вы можете оказать на своего ребенка, - это макроуправление окружающей средой, а не микроуправление поведением вашего ребенка.

Наша главная ответственность перед нашими детьми заключается не в том, чтобы подсказывать им, как действовать с каждым днем или изо дня в день. Скорее, наша главная обязанность - предоставить им безопасную и полезную среду для развития.

Среду, которая позволяет их инстинктам саморазвития действовать, поскольку они предназначены для работы. Вы определяете, где вы живете, в каких учебных заведениях учатся ваши дети, в каких кружках и секциях они занимаются.

И вы играете большую роль в установлении общей обстановки в семье. Это те задачи, о которых стоит подумать, если вы хотите помочь своим детям развиваться самым лучшим образом.

Один из лучших способов помочь вашим детям - работать с вашим окружением, чтобы у детей была возможность для безопасных игр и прогулок в вашем районе.

Чтобы они могли уйти от вас и научиться ладить с другими детьми без взрослых. Где они могут сами выбирать себе занятия с достаточным количеством риска.

Большинство родителей могут с уверенностью сказать, почему их дети не хотят ходить в школу. Многие из них наблюдают картину, как их ребенок просто ленится и весь день сидит за планшетом , а школу посещает только чтобы пообщаться с одноклассниками и поиграть в игры. Родители приходят в ужас, не зная, что дальше делать. На самом деле решение проблемы довольно простое: им следует выяснить, почему их ребенок не хочет учиться.


Причины плохой успеваемости

Ответственность за учебу берут родители

Иногда мама излишне опекает малыша, контролирует его шаги, действия и слова на всех этапах его развития. Когда ребенок взрослеет, поступает в первый класс и начинает учиться, опять мама вмешивается в процесс обучения, собирает портфель, делает иногда за него уроки. Тем самым она просто тормозит его самостоятельность и мешает становиться школьником. В таких ситуациях ребенок лишается права голоса, ведь все за него решат родители. В этой ситуации полностью пропадает желание думать и действовать.

Родители должны понимать, что помощь и внимание очень нужны в процессе обучения, но ни стоит перегибать палку. Хуже, когда детей начинают жестко контролировать, то есть отдавать приказы, которые он будет выполнять. В итоге при обеих ситуациях у ребенка, конечно, пропадет желание учиться, а некоторые дети к тому же будут еще и грубить, конфликтовать.

Неблагоприятная обстановка в семейном окружении способствуют лишь замкнутости и тревожности, что снижает мотивацию в обучении и замедляет его умственную деятельность.


Не стоит выполнять домашние задания за ребенка, предоставьте ему возможность научиться самооранизации и самоконтролю

Неуверенность в себе, заниженная самооценка

Откуда берется такое непринятие себя у ребенка - спрашивают многие родители. Все дело в том, что родители часто проецируют на детях все свои желания и ожидания. Это самая распространённая их ошибка. Ставя перед ребенком высокие цели и запросы, они не замечают тем самым, что ему это не интересно. А не получив положительный результат, всеми способами показывают свою разочарованность в малыше, что не смог, не оправдал надежды. И это может происходить не только в период школы, но еще раньше - в детском саду.

Такой ребенок чувствует тревожность, неуверенность в своих силах, чувство вины, он часто говорит «У меня не получится, «Я плохой». Также если у ребенка присутствуют дефекты внешности или речи, конечно, он будет стесняться отвечать на уроках.


Станьте для своего ребенка авторитетом, поддерживайте его в трудных ситуациях

Гиперактивность

Из-за особенностей нервной системы такие дети переполнены энергией, которая мешает успешному усвоению информации. В классе они мешают другим ребятам, встают во время урока, кривляются, что, естественно, влияет не только на учебу и на отношение учителя.


Организуйте гиперактивному ребенку режим дня и помогите освоиться с новыми правилами

Зависимость

На успеваемость в начальных классах влияет зависимость ребенка от игр и прогулок с друзьями, в более старшем возрасте дети зависят от компьютера и планшета, а подростки имеют пристрастие к вредным привычкам. Всё это мешает учебе, а задача родителей - вовремя обратить на это внимание.


Ограничьте пользование любыми техническими средствами у гаджет-зависимых детей, проведите это время вместе с ребенком

Одаренный, но ленивый

Про таких детей часто говорят «дети - индиго». Это когда с самого рождения ребенок обладает уникальными способностями, а родители мечтают о его успехах. Такие дети очень умные не по годам, обычно читают много книг, получают информацию из разных источников. Рано начинают говорить, читать и писать. Поэтому поступая в школу, они могут смело заявить, что им это неинтересно, так как они все знают. Отсюда возникает нежелание учиться, лень одолевает.


Чтобы одаренные дети не теряли интерес к учебе, поменяйте режим, создайте новые условия

Отсутствие интереса к учебе и школьной мотивации

Образовательные школы придерживаются в процессе обучения той или иной программы. Она бывает полезной и интересной для детей, или наоборот скучной и простоватой. Каждый предмет в школе ведет свой преподаватель.

Учащиеся не умеют еще разделять понятия «предмет» и «учитель»: если не интересен преподаватель, то им не будет нравиться и предмет.

Крайне сложно найти такую школу, чтобы весь педагогический состав был творческий и креативный. Чтобы помочь ребенку учиться, нужно учитывать его интересы. Если у ребенка есть представление, кем он хочет стать или чем будет заниматься, то появится и мотивация, цель и желание учиться.


Учитывая интересы своего ребенка, вы поможете привить у него желание учиться

Болезненный ребенок

Дети, которые имеют различные заболевания, во-первых, часто пропускают школу из-за своих недомоганий, во-вторых, иногда любят симулировать такие приступы, жалуясь на плохое самочувствие или головную боль. Все их жалеют и помогают, а учитель делает поблажки. Здесь у ребенка возникает вопрос, а зачем учиться, ведь и так поставят хорошую оценку.


Заинтересуйте ребенка игровыми уроками

Особенности темперамента

Процесс успешной учебной мотивации еще зависит от типа нервной системы у ребенка.

Все мы помним, что с рождения у ребенка преобладает один из 4х типов темперамента:

  1. Меланхолик.
  2. Сангвиник.
  3. Флегматик.
  4. Холерик.

Ребенку со слабой нервной системой очень сложно будет учиться, такие дети тяжело переживают неудачи, они плаксивы и не уверены в своих действиях и словах. Поэтому для них важны перерывы в работе для восстановления работоспособности.

А вот дети с сильной нервной системой могут плодотворно работать, учиться и выдерживать любую умственную нагрузку до шести уроков в день. Приходя домой, тут же садятся за уроки. Им легче всего дается совмещение учебы и посещение дополнительных секций в отличие от других детей.


Что делать родителям в таких ситуациях

Начальная школа

Специалисты считают, что первоклашки чаще всего имеют следующие страхи и переживания:

  1. У меня будет сердитый учитель.
  2. Я не смогу завести друзей.
  3. Как же сложно делать уроки.

Первоклассники не идут в школу, так как понимают, что придется рано просыпаться и идти на занятия, что за некоторые оценки их будут ругать родители.

  • Расставаясь с ребенком, обнимите малыша и скажите, что обязательно за ним придете.
  • Положите фотографию, где вы вместе, в портфель, это придаст ему уверенности в себе и напомнит о вас.
  • Пусть он возьмет с собой в школу любую игрушку, иногда детям можно играть с ними на переменах.
  • Заранее познакомьте ребенка со школой. Подойдите к учителю вместе, пусть он с улыбкой встретит его и возьмет за руку.
  • Почитайте книгу «Лесная школа» М. Панфилова. В ней вы найдете много рассказов и сказок про школьные правила и атрибутику. Сопереживая сказочным персонажам, проживая вместе с ними трудности обучения и страхи, дети быстрее адаптируются к школе. В каждой сказке есть свои игры и упражнения для различных жизненных ситуаций, которые можно выполнить в домашних условиях.


  • Поиграйте в игру «Первоклассник». Пусть он попробует собрать в свой портфель все нужные школьные предметы и объяснит, зачем они в школе нужны.
  • Предложите различные упражнения на развитие мелкой моторики и координации «Узоры»; «Графические диктанты» ; «Дорисуй животное».
  • Если вы считаете, что ваш ребенок недостаточно готов к школе, посетите психолога, он проведет диагностику психических процессов, после чего проведет развивающие занятия и психологически подготовит к школе.
  • Прорепетируйте, как он будет вставать в школу, собирать портфель, где будет висеть одежда. Это приучат малыша к самостоятельности.
  • Используйте в своих играх и достижениях мотивационное пособие Календарь успехов "Детская неделя" И. Подоляк.


  • Поиграйте в учителя, пусть он выполнит задание, а потом сам его проверит красной ручкой, это может снизить тревожность перед оценками. Не забудьте обсудить все ошибки.
  • Дайте обещание, что за некоторые оценки вы не будете наказывать, а сначала разберёте ошибки и научите его, как добиваться хорошего результата.
  • После первого дня учебы сходите всей семьей в парк, кино. Покажите, что для вас важно то, что он уже подрос и пошел в школу! Устройте веселый праздник, пригласите друзей!


Среднее звено

Психологи считают, что школьники в 9-12 лет не желают учиться из-за конфликтов с учителями.

Именно в этот период у них закладываются первые зачатки характера. Поэтому им трудно сделать выбор между собственными желаниями и мнением окружающих, это и провоцирует конфликты.

Что делать родителям

  • Поговорите и выясните, что беспокоит ребенка, и связана ли эта тревожность со школой.
  • Посетите учителя, пусть он прояснит вам причины неуспеваемости и поможет вам определиться в дальнейших действиях.
  • Иногда негативное поведение ребенка напрямую может быть связано с атмосферой дома. Ведь известно, что дети – зеркало семьи. Постарайтесь не выяснять конфликты в присутствии ребенка.
  • Дети должны быть всегда уверены, что получат от вас поддержку в любой ситуации.
  • Напомните им интересные случаи из вашей школьной жизни, посмотрите фотоальбомы.
  • Хвалите ребенка за старание и вознаграждайте.
  • Выполните следующие упражнения «Мой портрет в лучах солнца». Пусть ребенок нарисует солнышко, в середине него себя, а по краям напишет все положительные черты и достоинства. Это придаст ему уверенность, покажите, что лучей может быть больше.


  • Поиграйте в игру «Король (королева) школы». Ребенок должен представить, что школа - его королевство, и только он может устанавливать здесь свои законы и порядки.
  • Относитесь с осторожностью ко всем детским переживаниям, научитесь слушать и понимать его, занимайте позитивную позицию.
  • Позволяйте самому принимать решение, выбирать, какую одежду надевать, и что делать, пусть научиться отвечать за свои поступки.
  • Если он жалуется на преподавателя, посетите школу и решите этот вопрос, а своему ребенку скажите, что не будете обращать внимание на оценку по этому предмету.

Греческого священника и детского психотерапевта Василия Фермóса, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для журнала Матроны.РУ. Перед началом учебного года в очередной раз поднимаем школьную тему.

Последние дни августа — время ожидания и самой активной подготовки детей и родителей к школе. Большинство школьных принадлежностей уже куплено, но надо приобрести букет цветов, подготовить одежду, наладить режим дня и … настроиться на долгие месяцы почти беспрерывного сидения за книгами. Конечно, школьная жизнь — это не только уроки, учебники и экзамены. Это ещё и встречи с одноклассниками и друзьями, совместные игры и соревнования, походы в кино и в гости друг к другу, занятия в разных спортивных секциях, художественных и музыкальных кружкáх и студиях и многое-многое другое. И к сентябрю всего этого начинает не хватать даже тем ребятам, интересы которых явно не лежат в области получения академических знаний.

Сегодня мы поговорим о некоторых проблемах, возникающих у детей во время обучения в школе, а также о том, каким образом родители могут помочь своим детям-школьникам преодолеть все эти «ловушки» образовательного процесса.

Наши дети проводят в школе половину дня, а в старших классах — ещё больше времени, не говоря уже о тех часах, которые они тратят на приготовление домашнего задания. Можно без преувеличения сказать, что именно школа (после семьи) играет определяющую роль в развитии ребёнка и формировании его личности.

Ребятишки-дошкольники мечтают стать первоклассниками, а потом наступает разочарование, дети не хотят ходить в школу, не желают самостоятельно заниматься и читать книги — всё это знакомо родителям не понаслышке. Почему же столь часто школьная жизнь, которая начиналась с мечты, впоследствии становится кошмаром? По какой причине способные дети не желают учиться в полную силу? Что отвращает наших детей от чтения художественной литературы? Имеет ли какую-либо связь любовь к чтению книг и хорошая успеваемость в школе? Каким образом мы, родители, можем сотрудничать с учителями? Попробуем ответить на эти и некоторые другие вопросы.

Довольно часто можно услышать жалобы от родителей и учителей по поводу многих «способных, но ленивых» ребят, которые не хотят трудиться на уроках и самостоятельно, не занимаются столько, сколько могли бы. Основных причин такого отношения к учёбе несколько.

Во-первых , способный и умный ребёнок при всех своих достоинствах может не любить читать книги . По разным причинам ему не нравится или он не привык читать всё то, что мы подразумеваем под термином «мировая художественная литература» или, говоря школьным языком, называем «внеклассным чтением». А ведь, когда ребёнок полюбит книги, и ему понравится читать, он сможет гораздо эффективнее готовиться к урокам, читать учебники и дополнительную литературу.

Начнём с того, что дети гораздо легче воспринимают образ, чем текст, и им, к тому же, гораздо тяжелее, чем взрослым, сконцентрировать своё внимание на каком-то одном занятии или объекте. Поэтому телевизор для любого ребёнка — настоящая ловушка. Держа в руках пульт управления телевизором, он становится на время «хозяином положения» и может в любой момент переключиться на другой канал, едва только ему станет не так интересно наблюдать за «движущимися картинками» со звуком в этой передаче. Представьте себе, насколько такому ребёнку трудно будет сосредоточиться, чтобы прочитать ТЕКСТ на двух-пяти-десяти страницах ОДНОЙ книги!

Как можно помочь своему ребёнку полюбить чтение? Родители должны стать настоящими исследователями и психологами, узнать, что по-настоящему интересно сыну или дочери, что увлекает их детей, и попытаться найти книги на эти темы. Например, наш ребёнок любит животных и уже давно мечтает о кошке или собаке. Наконец, ему подарили котёнка, и наше чадо старается узнать всё о том, как ухаживать за своим питомцем, что он любит и чего избегает. Мы, родители, можем найти детские журналы о животных, детские энциклопедии и просто книги для его возраста, в которых рассказывается о взаимоотношении человека и животных. Постепенно, именно потому, что ему интересен предмет, наш ребёнок втянется в сам процесс чтения и даже не заметит, как начнёт с увлечением читать книги и на другие темы.

Что обычно делает мама, чтобы её ребёнок хорошо кушал? Она старается приготовить ему более вкусную еду, как-нибудь интересно и красиво оформить её — рисует смешную мордочку на каше, кладёт в йогурт разноцветные фрукты или складывает смешные фигурки из нарезанных овощей. Мы так заботимся о пище телесной для наших детей! Но так же необходимо поступать и с пищей для души: если у нашего чада «нет аппетита» читать книги, сделаем это занятие более привлекательным для него!

Можно брать с собой ребёнка в книжные магазины, обращать его внимание на красиво оформленные, привлекательные книги, листать их вместе с ним и, при возможности, покупать. Не надо давать ребёнку деньги «на книги», потому что слишком велика вероятность, что он потратит их на журналы, которые не принесут ему никакой пользы, или на посторонние вещи.

Необходимо вместе с ребёнком читать книги, а потом вместе обсуждать прочитанное. К тому же, для того чтобы дети захотели подружиться с книгой, они, по крайней мере, должны видеть, что их родители часто читают книги, а не смотрят постоянно телевизор и не посвящают всё свободное время компьютеру! Ведь это несправедливо — самому сидеть у телевизора или за компьютером и говорить при этом ребёнку: «Иди-ка почитай!»

Во-вторых , у ребёнка может не оказаться стимулов для учёбы ! Ребёнок — не механизм для автоматического запоминания и записывания всего, что говорится в школе. Обучение — это сложный психологический процесс, который не продвигается вперёд сам собой, для него нужна мотивация. Как побудить детей к учёбе?

Основным стимулом в жизни ребёнка является похвала. Если ребёнок не получил похвалу, если не были отмечены его способности и достижения уже на первых порах обучения, то впоследствии он вряд ли захочет по собственной воле садиться за уроки, читать книги, ходить в школу.

Но ведь и у нас, взрослых, происходит, в сущности, то же самое: мотивация сотрудников — это одна из основ менеджмента. Если на работе останутся незамеченными наши усилия, усердие, достижения, то вряд ли мы станем трудиться с такой же самоотдачей, как в случае, когда наши достижения получают признание коллег и начальства.

Многих детей, вместо того, чтобы похвалить и подбодрить, наоборот, психологически травмируют и обижают, и, в итоге, они разочаровываются в школе. Это может произойти как по вине учителей, — неопытных, равнодушных или уставших, — так и из-за чересчур требовательных родителей, которые слишком сурово обращаются со своими детьми.

Любая проблема ребёнка — это повод для родителей задуматься о своей жизни и поведении. Взрослым необходимо подумать, не слишком ли многого они требуют от сына или дочери? Ведь бывает, что в детях родители видят самих себя, а вернее, свои несбывшиеся мечты и надежды, и заставляют детей соответствовать родительским устремлениям.

Такие родители обычно делают сразу две ошибки: они забывают или не считают нужным похвалить ребёнка за удачный ответ или правильно решённую задачу и, в то же время, постоянно преувеличивают его неудачи, с детства навешивая на него ярлык «неспособного», «тупого». Ребёнок начинает ощущать себя именно таким, у него не появляется стимул продвигаться вперёд в учёбе, узнавать что-то новое, повышать свою успеваемость. Таких детей достаточно поддержать и показать им, что они очень способные. Это не поздно сделать даже в старших классах школы.

Иногда причиной того, что дети не любят ходить в школу, является отрицательный школьный опыт родителей , которые, соответственно, не в состоянии передать своим детям хорошие чувства к школе. А зачастую именно из-за своего прежнего отрицательного опыта родители настолько сильно желают дать хорошее образование своим отпрыскам, что, опять же, начинают на них в этом отношении давить, заставлять слишком много заниматься.

Но что делать, если, например, ученик начальной школы совсем не хочет учиться и делать уроки самостоятельно? Наверное, неправильно будет просто отсылать его в детскую с призывом «пойти заняться, наконец, делом». Ребёнку необходимо почувствовать наше участие, мы должны помочь ему хотя бы в начале выполнения домашнего задания, а также объяснить материал в случае возникновения трудностей. Родителям желательно помогать детям в выполнении домашней работы, но не проверять и не исправлять их ошибки , потому что иначе у учителя будет искажённое представление о знаниях детей!

Необходимо сотрудничество семьи и школы для того, чтобы грамотно решать все проблемы детей, связанные с учёбой. Было бы неплохо, если бы родители часто приходили к учителям, чтобы рассказать о проблемах, которые возникают дома во время приготовления уроков, посоветоваться и узнать, как ребёнок ведёт себя в школе.

Некоторые родители (чаще всего это делают мама или бабушка) вынужденно часами сидят рядом с ребёнком и вместе с ним делают уроки. Иногда, действительно, необходимо посвящать много времени урокам ребёнка — например, когда из-за длительной болезни или по семейным обстоятельствам он долго не посещал школу, и у него много пробелов в знаниях. Тогда без помощи взрослого ему не справиться. Но в этом случае связь между родителем и ребёнком изменяется, преображается в отношения учителя и ученика.

Родитель на время становится учителем, что привносит в его отношения с собственным ребёнком элемент принуждения. Одним словом, когда один из родителей становится репетитором своего чада, то у ребёнка становится одним учителем больше и одним родителем меньше… Если есть хоть малейшая возможность, лучше записать ребёнка на соответствующие курсы или нанять ему учителя для дополнительных занятий.

Кроме того, в семьях с несколькими детьми матери довольно трудно несколько часов в день уделять внимание урокам одного ребёнка: помимо разных бытовых проблем (мама просто не будет успевать сделать по дому всё, что необходимо), это может вызвать и ревность со стороны остальных детей.

Если в знаниях ребёнка не существует больших пробелов, то родителям совершенно не обязательно поминутно контролировать выполнение домашнего задания и, тем более, делать почти всё за ребёнка. Ведь этим мы, сами того не желая и даже не подозревая, ухудшаем ситуацию, поскольку наше поведение как будто говорит ребёнку: «Мы считаем тебя маленьким, думаем, что у тебя не получится сделать всё это самому, и кто-то должен за тебя потрудиться; мы считаем, что ты не можешь быть ни в чём самостоятельным и независимым, хотя ты уже достаточно взрослый». Другими словами, родители сами невольно «помогают» своему чаду стать инфантильным и не способным отвечать за свои поступки.

Но что делать, если ребёнок не хочет делать уроки самостоятельно и требует обязательного присутствия одного из родителей?

Во-первых, самому родителю необходимо осознать , что отрицательных последствий его постоянного присутствия рядом с делающим домашнее задание ребёнком гораздо больше, чем положительных. Только потом родители могут сказать ребёнку о своём решении. Дети — прекрасные психологи, и они отлично понимают, какие именно мотивы заставляют взрослых поступать с ними так или иначе: сиюминутная усталость? раздражение? нехватка времени? Или родители действительно желают и в данной ситуации добра своему чаду и поэтому поступают так? Если ребёнок почувствует колебание родителей, то он начнёт «давить» на них, и взрослые капитулируют.

Во-вторых, надо спокойно поговорить с ребёнком и объяснить, что теперь он уже достаточно взрослый, чтобы дать ему больше возможностей проявить инициативу и самостоятельность. Необходимо, чтобы наш ребёнок понял, что мы вовсе не бросаем его и всегда будем в его распоряжении, если у него возникнут сложности, но основную часть своей работы ему надо будет взять на себя.

Пройдёт несколько дней, а возможно, и недель, прежде чем и родители, и их чадо привыкнут к новому положению вещей. И не надо бояться, что несколько дней ребёнок будет ходить в школу плохо подготовленным. Ведь чтобы научиться учиться , нашему ребёнку, как и любому другому человеку, необходимо время! Родителям не стóит излишне переживать, будто сын или дочь не справятся с новыми обстоятельствами, ведь обычно дети не выдерживают только то, что не выдерживают их родители!

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

8 Comment threads

1 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок учился на отлично, но что делать, если он не то что на отлично, а вообще учиться не хочет?

Эдакий маленький лентяй, которому взять в руки книжку — все равно что огород вскопать. Вот тут-то родители начинают задумываться - что делать?

Насильно ребенка попробуй заставь, в детском возрасте все склонны к протесту, так что таким способом вряд ли удастся спасти ситуацию. Будем разбираться вместе.

Ребёнок не хочет учиться: причины и все, что с ними связано

Есть вариант, что ваше чадо с самого детства не сильно любит распаковывать рюкзак и заглядывать в злосчастный дневник, но совсем иная ситуация, если рвение к учебе, пусть даже не очень сильное, прекратилось внезапно. Вот так, ни с того ни с сего ваш ребенок начинает заявлять, что в школу он не хочет, желания что-то учить нет, а хорошие оценки отсутствуют и подавно.

Способности ребенка не соответствуют уровню школьной программы

Не спешите возмущаться и говорить, что ваш малыш лучше всех. Этого никто не отрицает, но видели ли вы сами его школьные учебники? Пробовали решить пару-тройку заданий? Попробуйте! Порой написанная там информация способна завести в тупик кандидата наук, не то что ребенка. О том, что делать в такой ситуации, поговорим чуть позже, а пока посмотрим, из-за чего еще ребенок может потерять желание учиться.

Ему нужна мотивация

Как часто вы хвалите ребенка за его успехи? Поощряете ли вы его? Причем речь идет не только о пятерках. Сказать «Вася, ты молодец!» это не только недостаточно, это вообще никакого действия не дает. Слыша стандартные фразы похвалы от родителей, ребенок особой гордости за свои достижения не испытывает, особенно когда мама вполуха слушает его рассказ о победе в школьной олимпиаде или соревнованиях и между «Принеси лук для борща» и «Надо завтра сходить к зубному» произносит невнятное «Хорошо, молодец сынок».

Нет интереса к определенным предметам

Даже самый способный ребенок не может знать все. У некоторых довольно умело получается лавировать между школьными предметами и учить всего понемногу, но что если ваш ребенок не из их числа? В этом нет совершенно ничего плохого, если он уделяет больше внимания изучению одних уроков даже в ущерб другим, сколько бы об этом не твердили учителя. Конечно, для каждого преподавателя его предмет - самый-самый, но вам-то зачем изводить ребенка ссорами по поводу очередной тройки по биологии? Вспомните себя в школьные годы, во всем ли вы преуспевали? Знаете шутку: «Когда ребенок что-то начудил, вспомни себя в его возрасте, погладь малыша по голове и иди пей свою валерьянку».

Не складываются отношения с одноклассниками

Как много родители знают о личностных отношениях ребенка с одноклассниками? Если сказать по правде, то практически ничего. Эта новость однозначно наверняка огорчила тех, кто считает, что имеет полный контроль над жизнью ребенка во всех сферах, но это отнюдь не так. Все, что нам известно об этом, это информация, полученная со слов самого малыша, который может все приукрасить, чтобы родители не беспокоились, или школьных учителей, которые зачастую об отношениях в классе знают только то, что стенгазету должны рисовать Маша и Оля, потому что с Аней Оля не дружит.

Неблагоприятная атмосфера внутри семьи

Когда мы ищем причину нежелания ребенка делать уроки, почему-то в последнюю очередь вспоминаем о том, что быть может ему некомфортно находиться дома?! Частые ссоры в семье или родители, которые постоянно не в настроении из-за проблем на работе - далеко не лучшая мотивация для малыша. Каждому ребенку хочется возвращаться в дом, где царит уют, радость и покой, пусть даже он этого не осознает.

Повышенная активность

На сегодняшний день все чаще можно встретить в школе гиперактивного ребенка. Многие воспринимают их обычными непоседами и врединами, но на самом деле к гиперактивному ребенку нужен особенный подход и внимание. Проблемы в учебе такого малыша - не новость!

Отвлекается на гаджеты

Это одна из самых популярных причин нежелания учиться сегодня. Гораздо интереснее ирать в танчики, смотреть фотки в социальных сетях и перебрасываться сообщениями с друзьями. Планшеты, телефоны, копьютеры и иже с ними — ни в коем случае не должны быть в постоянном доступе лентяя. Пока есть возможность выбирать: учёба или игрушки — лентяй выберет игрушки!

Ребёнок не хочет учиться. Куда бежать? Что делать?

Вспомним старые добрые слова «Предупреждение лучше лечения». Когда ребенок еще совсем маленький, родители могут наделать больших ошибок, из-за которых в будущем будут панически хвататься за голову.

Начнем с детства

Первая и самая главная ошибка - приучать и заставлять ребенка читать, писать, учить вместо того, чтобы прививать ему любовь к самому процессу обучения. Довольно часто родителям требуются именно результаты, конкретные показатели. Ребенок в ускоренном режиме учится всем выше перечисленным навыкам, посещает кучу репетиторов, кропит над уроками по несколько часов еще с начальной школы. А что получаем в итоге? Получаем человечка, которому учеба уже в горле сидит и который в какой-то момент может просто сорваться, глядя на то, как одноклассники после занятий отправляются гонять в мяч, а у него дополнительный урок по английскому.

Поэтому с самого детства старайтесь сделать для ребенка процесс обучения приятным. Занимайтесь вместе с ним. Это не значит, что вы должны дать ему кучу заданий пусть даже с подробными указаниями к выполнению, а сами пойти суп варить. Сидите с ним, объясняйте все непонятное, хвалите. Обязательно поощряйте! Написал диктант? Идем на мороженое! Решил пару задачек по математике? Айда в аквапарк! В таком случае учеба будет приносить ребенку настоящее удовольствие.

Отталкиваемся от причины

Если школьная программа ребенку не подходит

Такая ситуация вовсе не безнадежна.

Во-первых, почему вы решили, что ваш ребенок должен быть гением? Конечно, все вокруг усиленно внушают, что если твой ребенок не вундеркинд, то родитель из тебя так себе. Но взгляните, пожалуйста, на своего ребенка и поймите - он не виновен в высоких вопросах общества. Ему хочется радоваться жизни, а сидеть над учебниками с утра до ночи.

Если уж мы вас не переубедили, можно нанять репетитора. Заметьте, одного! Порой к родителями в один момент приходит осознание, что ребенок плохо учится. Вот в один распрекрасный вечер вы смотрите на дневник своего чада и осознаете - все, он пожизненный двоечник, что делать-то, что делать?! Так вот при этом не надо сразу нанимать репетиторов чуть ли не по всем предметам и загружать ребенка во горло.

Нет мотивации

Тут все проще. Для начала можно придумать какие-то поощрения ребенка за хорошие оценки и высокие достижения. Поход в кино на выходных за пятерку по русскому или покупка щенка за определенное количество пятерок в семестр. Как минимум хотя бы хвалите ребенка. Метод «кнута и пряника» здесь очень пригодится, потому что часто о том самом прянике родители забывают. Ругать малыша за двойку и ограничивать ему доступ к компьютеру куда проще, чем выделить пару часов в своем загруженном графике, чтобы всей семьей прогуляться по парку и покушать сладкой ваты.

Хорошие отметки лишь по определенным предметам

На самом деле этот минус скорее плюс. Если ребенок сосредотачивает свое внимание лишь на конкретных предметах, это очень даже неплохо, потому что свидетельствует о том, что он нашел себя. Разве не здорово? Разве не этого вы хотели бы? Сейчас огромнейшее количество детей заканчивают школу с незнанием куда идти дальше, кем стать, в какой области себя можно проявить. Поэтому если ваше чадо в два счета может решить сложнейшую задачку по математике, но вот сочинения по русскому ему даются с трудом, это не повод наседать на ребенка с возмущениями, а повод:

а) дать ему дополнительную мотивацию;

б) нанять репетитора.

Ссоры с одноклассниками

Когда у ребенка не складываются отношения в классе, желание идти в школу исчезает ну очень быстро. В таком случае вполне возможны прогулы, резкий спад успеваемости, часто огорченный ребенок.

Если вы поняли, что дело именно в этом, попробуйте поговорить с ним. Это может быть невероятно сложно, особенно если вы практически никогда не откровенничаете, но сейчас это особенно необходимо. Один маленький нюанс: не надейтесь на то, что сможете заслужить доверие ребенка за один час, поделившись с ним какой-то своей историей с детства или произнеся слова «Ты должен мне доверять, ведь я твоя мама, я тебе только лучшего желаю». Вы правда считаете, что после этого ребенок каким-то чудным образом должен увидеть в вас великого гуру отношений и прильнуть к плечу с просьбой о совете? Так не бывает, а если и бывает, то только когда ребенок и сам задумывался о том, не стоит ли рассказать обо всем родителям.

Проблемы в семье

Представьте ситуацию. Ребенок вне себя от счастья возвращается домой - выиграл сложнейшую олимпиаду по мировой литературе! Его счастью нет предела, а улыбка растянута до ушей, он уже представляет как вы задушите его в объятьях и будете сыпать словами похвалы. Но не тут-то было! Оказывается у папы на работе аврал, он нервный вернулся домой, вследствие чего поссорился с мамой и наорал на других детей. Теперь в доме никто ни с кем не разговаривает и все друг на друга обижены. Как вы думаете, какой вывод сделает этот ребенок, который еще минуту назад сиял от радости? Конечно, он решит, что его успехи всем по барабану, что его достижения никого не интересуют и стараться так не стоило.

Запомните, ребенок не виноват, что сегодня у вас сегодня плохое настроение, на улице дождь, а зарплату оттягивают на две недели. Он целый день просидел за школьной партой, мечтая вернуться домой, где ему рады и где его ждут. Обеспечьте эту радость во что бы то ни стало!

Гиперактивность

Нужно уметь видеть разницу между просто непоседой и гиперактивным ребенком. Определить это может помочь психолог. Если вы знаете, что у вас гиперактивный ребенок, то для повышения его успеваемости отдайте малыша в секцию на борьбу/танцы/аэробику, да куда угодно, лишь бы он тратил там избыток своей энергии.

5 простых советов по воспитанию ребенка, который не хочет учиться

Воспитывать ребенка - целое искусство. В этом довольно длительном процессе вас ждет много неожиданностей и трудностей, но все их можно преодолеть. Вот несколько универсальных правил, которые помогут вам растить чадо без лишних беспокойств.

1. Всегда оставайтесь для ребенка другом. Рассказывайте ему о том, что интересного произошло у вас за день, делитесь новостями, шутками. В таком случае он всегда будет вам доверять и о любых проблемах первым будет узнавать не тайный друг на каком-то форуме в Сети, к которому ваш ребенок обратился за помощью, а именно вы.

2. В любых, даже самых критических ситуациях связанных с учебой, первым делом узнавайте о причине , а уже потом разбирайтесь. Действия в обратном порядке приводят к весьма негативным последствиям.

3. Не сравнивайте ребенка с другими , ни лично, ни публично. Ваш ребенок уникален, не пытайтесь загнать его в общепринятые рамки об успешности.

4. Не срывайтесь на ребенке - никогда! Даже если в самый неподходящий момент он подошел к вам с какой-то просьбой или новостью, ни за что не отвергайте малыша. Не его вина, что у вас нет настроения!

5. Решайте проблемы с ребенком, а не с окружающими. Все должно быть представлено перед ним так, будто он сам решает свои проблемы. Если неурядицы с друзьями, объясните как ему следует себя вести, чтобы отношения со сверстниками наладились, а не их матерей обзванивайте. Ребенок должен видеть в вас мудрого советчика, а не человека, который пытается влезть в его собственное пространство.

Надеемся, что эти советы вам помогут стать для малыша настоящим авторитетом.

Направив безмерную любовь к ребенку в нужное русло, можно получить очень хорошие результаты!