Ребенок не хочет заниматься. Что делать, если ребенок не любит рисовать

"Ребенок совсем не хочет рисовать. Что же делать? Как уговорить его взять в руки карандаш?" Приходилось ли вам слышать такое? Мне - да. Я и сама так говорила. Но даже смирившись с тем, что, возможно, из ребенка никогда не вырастет великого художника, я не оставляла попыток научить его держать в руках кисть или карандаш.

В любом рисунке основа основ - линия. Значит это первое, чему необходимо научить ребенка. Как? Ведь он начинает отчаянно качать головой, завидев чистый лист бумаги. Что ж, раз так, то и не будем обучать, а станем... играть!

Нарисуйте сами в нижней части листа чахленький, поникший цветок, а в верхней части листа - тучку. Игра начинается: бедный цветочек взывает к помощи, ему нужна вода, иначе он завянет. А юная тучка понятия не имеет, как делать дождь. И только ребенок (с помощью родителей) может им помочь. Проведите первую вертикальную линию от тучи к цветку сами, или же дайте карандаш ребенку, а сами обхватите руку малыша и ведите ее сверху вниз. Пусть ребенок проведет сам еще несколько линий. Игру можно варьировать. На месте цветка может быть кто угодно: грязная машина, дерево, зайчик, который хочет пить, воробей, который хочет умыться и т.д. И, конечно же, всякий раз нарисованные герои с радостью благодарят своего спасителя!

Далее играем с ребенком в "рисовалки", которые помогут ему научиться проводить линии от центра в разные стороны. Героями нижней части листа могут быть лесные зверята, а в верхней части нарисуйте солнце без лучей. Несчастные зверушки внизу мерзнут без теплых лучей солнышка. Ну разве можно их бросить? Конечно, нет. И вот уже два смелых героя - вы и ваш ребенок - отправляются на ракете в космос. Сначала покажите ребенку, как правильно проводить линии, нарисовав пару лучей сами. Когда же дело будет сделано, на Земле смельчаков будут ждать счастливые спасенные.

Теперь переходим к пересекающимся линиям. Нарисуйте в нижней части листа, например, собаку, а в верхней - котенка. В принципе, вариантов может быть много, главное, чтобы один из нарисованных "нападал". Задача - спасти слабого. Как? Самое простое - нарисовать между ними забор. Много коротких вертикальных линий и одна-две длинных горизонтальных, которые пересекают "заборчик" на протяжении всего листа. Вы начинаете строить забор, а ребенок продолжает. Можете усложнить задачу - котенок просит у ребенка еще и дерево. Оно может быть выполнено схематично - вертикальная линия, а над ней каракули. И снова те, кого спас и защитил ребенок, не забывают сказать спасибо. И, может быть даже, котенок преподнесет малышу нарисованную рыбку в знак благодарности.

Возможен другой вариант рисования пересекаемых линий: нарисуйте заранее красивый паровоз или поезд. Можете его вырезать. Дайте ребенку чистый лист бумаги и карандаш (фломастер). У паровозика важное поручение - необходимо сродно доставить в Африку 100 кг мороженого, иначе оно растает! Но вот беда - паровозик не может ехать по обычной дороге, ему нужны рельсы. Догадайтесь, кто же придет ему на помощь?! Отважный герой с фломастером в руке! Итак, ребенок рисует рельсы, а паровозик в это время может не просто скучать в сторонке, а принимать активное действие в этом процессе: подсказывает, какими бывают рельсы, как точнее нарисовать шпалы... После того, как ребенок выполнил рисунок, паровозик обязательно должен не только сгонять до Африки, но и вернуться обратно и всё-всё подробно рассказать о своем путешествии.

В этой игре тоже может быть масса вариантов: пешеход и пешеходная дорожка, путешественник и мост через пропасть, пожарный и лестница и т.д.

За прямыми линиями следуют волнистые. Тут уж совсем просто: море, река, озеро, холмы, горы, сугробы, - все это можно изобразить волнистой линией.

Теперь переходим к рисованию овалов и кругов: бусы для куклы, сосиски для собаки, снеговик к Новому году, капуста для зайца, мяч для футболистов, - в общем, каждый выбирает в зависимости от своей фантазии и пристрастий ребенка.

Порой в рисовании ребенка пугает сложность изображения: "Я так не смогу, я не умею, у меня не получится!". Попробуйте упростить рисунки элементарного, схематичного вида. Например, изображение машины - пузатый овал, два круга-колеса, в центре овала две перекрещенные линии. Машина готова.

Самолет еще проще - три овала-"колбаски" и пропеллер - несколько маленьких пересекающихся отрезков.

Важно показать ребенку, что рисовать совсем не страшно, не сложно, а главное - у ребенка всё может получиться!

Когда малыш будет увереннее держать в руках карандаш, предложите ему игры посложнее.

"Заворачивания" . Вы и ребенок берете по листу бумаги. Каждый из вас на своем листе рисует голову задуманного персонажа. Загибаете рисунок так, чтобы видна была только шея. Меняетесь листами, пририсовываете к шее туловище и руки задуманного вами персонажа, заворачиваете, меняетесь, пририсовываете ноги. Затем разворачиваете свои листы и... Смешные существа на рисунках порой получаются! В эту игру можно играть втроем.

"Принцесса и ключ".

Стала она бегать, играть, прыгать на лужайке да ключ от замка уронила в озеро. Вот такая грустная история. Как же помочь принцессе? Как достать ключ, чтобы прекрасная принцесса смогла попасть домой?". Ответ кроется в самом рисунке. Рисунок целиком и есть ключ! Если ребенку сложно будет найти ответ самому, подскажите ему, задайте наводящие вопросы. Многие дети так входят во вкус, что еще долго терзают этой загадкой своих близких.

Рисунки-загадки

Сколько этих загадок мы сами загадывали друг другу в детстве! Но немного подзабыли. Давайте попробуем припомнить?

"Медведь на дереве"
"Мексиканец на велосипеде"
"Очень толстый мексиканец"
"Удав, проглотивший слона" (все помнят Сент-Экзюпери)
"Радист и собака за кочкой"
или "Пограничник и собака в окопе"
"Жираф, проглотивший телефон"

Возможно, вы вспомните еще что-то из своего детства и поделитесь этим со своим ребенком.

Как еще вы можете стимулировать ребенка, чтобы он не забывал брать в руки бумагу и ручку, карандаш, фломастер? Почаще обращайтесь к нему за помощью. Дайте понять ребенку, как вам важно, что именно он запишет, например, телефонный номер поликлиники, или слово, которое вы боитесь позабыть, или время показа мультиков, или счет в ходе игры...

Каждую загадку, каждую игру лучше повторять не один-два раза. Варьируйте условия, придумывайте героев, обновляйте игру, делая ее каждой раз интересной ребенку. И, возможно, стремление озадачить родных и знакомых подтолкнет ребенка чаще брать в руки карандаш.

Обсуждение

Я в детстве таких загадок не загадывал!

19.08.2018 13:47:51, Доктор Влипердиус

Очень правильный и интересный метод.

26.11.2002 23:10:11, Maria

Я под впечатлением. Опробуем, сообщим результат. Спасибо!

26.11.2002 15:30:44, Лощадка

Сегодня же вечером опробуем "завернутые" рисунки! Уже предвкушаю удовольствие от этой игры. Моему сыну 5 лет.

26.11.2002 15:04:27, нку

Наверное, неплохой способ приучить ребенка рисовать, если это очень нужно. Спрашивается только, когда это бывает так уж нужно?

Если честно, я очень не люблю критиковать чужие статьи:) Наверное, потому, что сама "обожглась", когда рука перестала писАть, после нехорошей:) критики.
Конечно, я понимаю, что мы пишем статьи не для двух-трех "обиженных" критиков, а для широкой родительской аудитории...
Давайте сделаем так: откроем дискуссию.
Я выскажу свое мнение, возможно, ошибочное: с моей точки зрения, речь идет не о закономерностях развития детского рисунка, а о мамином комплексе: "мой ребенок не рисует", и мама торопится...

Комментировать статью "Ребенок не рисует"

Видишь, человечков рисует -это хорошо! Тут же не только в моторике дело. С точки зрения психологии плохо, когда ребенок не рисует.

Все началось с того, что по английскому задали творческую работу. Младший с воплями - это же не урок рисования, а английский, наотрез отказывался выполнять. Суть задания - урок 23 - была составить рассказ про свою комнату, описать ее и нарисовать с мебелью, и всем прочим. Пришлось изобретать. Так что если у вас Верещагина, 4 класс, и урок 23 еще не позади, делюсь. Нашла чудесную очень простую и понятную программку про расстановку мебели. Sweet Home 3D. Программа на русском языке, очень...

Добрый день! Напомню. Мы приготовили ластик, тушь, кисточку, мамин портрет, карандаш и несколько листков бумаги А4. Хорошо бы еще подложить под баночку с тушью газету, на всякий случай, чтобы не испортить стол. Наша задача сегодня - нарисовать бровь, глаз, ухо, подчеркнуть губы и нос и нарисовать на портрете волосы. На этом мы завершим портрет мамы. Нарисовать глаз и ухо - не простое дело. Но мы сделаем их проще для понимания и рисования. Отложите пока мамин портрет в сторону. Берём карандаш...

В наш центр нередко приходят дети, у которых нет желания рисовать.

Многие родители задаются вопросом: уж так ли нужно ребенку это рисование или можно обойтись без него?

Мы уверенно говорим: все дети любят рисовать! И все дети могут рисовать!

Это подтверждают дети всех возрастов, занимающиеся в нашем центре.

Важно понять, что есть рисование для ребёнка : повторение линий за взрослым, т.е. срисовывание, или выражение на бумаге собственных образов («что я видел»).

Если вы покажете ребёнку, как рисуется дом, дерево, заяц и т.д., то в момент рисования ребенок вспоминает Вас! – как вы ему показывали рисовать тот или иной предмет.

Согласитесь, что более естественно в момент рисования вспоминать тот предмет, который рисуешь. Поэтому дети, рисуя зайца, говорят, где они видели его, что у зайца есть (голова, туловище, лапки, глаза, хвостик, нос, усы) и рисуют, как представляют.

Теперь понятно, почему ребенок «не любит» рисовать? Все рисуют воробья, а ребенок с мамой воробья ещё «не проходил». Все вспоминают, какого воробья видели на улице, а ребёнок вспоминает маму, с которой воробья не рисовали. Поэтому он говорит: «Я домик могу, солнышко могу, а воробья не умею рисовать».

Если воробья не умеешь, человека не умеешь, ёлку не умеешь, разве хочется этим заниматься? Поэтому «не люблю рисовать».

Мы возвращаем детей к рисованию, лишь обратив их к своим собственным образам! Спрашиваем, где был, вспоминаем, что видел, рассказываем, как это выглядит, а потом… рисуем. И нет у нас правильных или неправильных рисунков. Ведь это мысли ребёнка, выложенные на бумаге.

Начинаем с 3 лет.

Сначала рисунки детей похожи на каракули. А родители или педагог терпеливо спрашивают, уточняют:

Это у тебя что? Машина? А где дверь? А где фары? А шины какого цвета? А диски ты видел? И т.д. И ребенок, если видел машину, всё дорисовывает тут же.

Это ты дерево рисуешь? А ствол у дерева, где толще: у земли или вверху? Давай посмотрим на дерево за окном! Чем дерево заканчивается вверху? Чем дерево покрыто? Ветки у дерева тянутся к солнцу – посмотри!

И ребенок дорисовывает фары – машине, ветки – дереву, уши – человеку и т.д.

Так рождается смысловой рисунок! Из собственных образов детей! А так как образы у каждого свои, то и рисунки все разные. Даже по одной теме нет ни одного одинакового рисунка. Так каждый ребенок проявляет в рисунке свою индивидуальность.

Как только ребенок ощутил это состояние «что видел, то рисую», рисовать для него станет так же естественно, как есть, играть, лепить и т.д.

Абсолютно естественно, если ребенок рисует постоянно, после прогулки, после обеда, после похода в цирк или зоопарк.

В 3 года дети начинают рисовать по смыслу очень легко, но и в 8 лет не поздно.

Рисование развивает творческие способности ребенка, позволяет ему ярче увидеть мир, учит обращаться к своим собственным мыслям, создает хорошее эмоциональное состояние, организует досуг ребенка.

Дети любят рисовать! Приходите и убедитесь в этом сами!!

Чтобы малыш полноценно развивался, ему нужно рисование. Все дети любят рисовать! Но встречаются такие малыши, которые в жесткой форме отказываются от рисования, крича: «Не хочу!» Что же с этим делать? Для начала не поднимайте панику и успокойтесь, не нужно сразу думать о том, что у вас неполноценный ребенок. Разберитесь с причинами такого поведения крохи и попытайтесь заинтересовать малыша рисованием.

104 206133

Фотогалерея: Что делать если ребенок не хочет рисовать?

Из-за чего же кроха наотрез отказывается от рисования? К примеру,сегодня у малыша нет настроения или он нехорошо себя чувствует, может ему сейчас больше хочется занятьсядругими делами, чем этим.

Однако это может быть один или два раза, но что делать, еслималыш вообще не хочет рисовать или отказывается от этого периодически? Здесь,конечно, кроются другие причины, в которых нам нужно разобраться.

Есть и такая причина, что малыш не хочет рисовать на тутему, которую ему задают, особенно если взрослый человек даже не пытается каким-либо способом заинтересовать ребенка.

Родители постоянно отправляют ребенка заняться чем-нибудь,а не сидеть, к примеру, возле телевизора. Взрослые говорят крохе: «Иди займисьчем-нибудь полезным, порисуй хотя бы!» Однако ребенок не понимает зачем емуотвлекаться от того, что он делает сейчас, для того чтобы пойти к карандашам ифломастерам?

Когда детки рисуют в детском саду, то воспитатели должныпридумывать какие-то игровые, развлекательные и сюрпризные моменты, однако онитоже не всегда способны привлечь внимание малыша.

К примеру, если воспитательница говорит деткам: «К нампришел маленький зайчик, давайте нарисуем для него морковку!», то это вряд лизаинтересует малышей. Если дажепрофессионал-педагог не всегда может заинтересовать какой-то определенной темоймалыша, то родителям это не удастся тем более.

Очень часто детки не хотят рисовать из-за того, что у них неполучается что-то красиво нарисовать или из-за того, что они не уверены всвоих силах. Такие малыши постоянноотказываются от любых предложений рисования, более того, они практически всегданачинают плакать. И все время произносят такие слова: «У меня ничего неполучится! Я не умею!».

Чтобы хоть как-то решить эту проблему или хотя бы сгладитьее, нужно сесть рядом с крохой и показать ему как вы рисуете или же показать емукакие-нибудь новые приемчики. Может быть вы даже попробуете объяснить малышу,что вы сами не очень хорошо рисуете, но вам это нравится. Так ребенок сможет быстро успокоиться ивытереть слезы, он аккуратно и спокойно возьмет карандаш или кисточку и начнетрисовать, причем рисунки будут не хуже, чем у других деток.

Такие малыши, безусловно, могут рисовать, они просто боятся,что у них ничего не получится. Он думает, что над его работами будут смеятьсядругие дети или даже взрослые, а возможно даже будут его ругать за неудачныекаракули.

Зачастую детки слишком уверены в своих силах и готовы налюбые поступки и подвиги. Если, кпримеру, спросить у малыша: «Ты можешь летать на самолете?» или «Ты можешь построить дом?», то кроха, конечноже, ответит: «Да!». Все маленькие детки убеждены в том, что они могут все, дажекогда на самом деле этого не пробовали делать.

Однако если результаты малыша постоянно не будут привлекатьвнимания, будут неинтересны или чего хуже будут получать не совсемхорошие отзывы, то он непременно откажется от своей деятельности ибольше не захочет рисовать. Возможно, они не будут проявлятьникакого желания и начнут выполнять задание тяп-ляп, совсем не стараясь,взрослый ведь все равно не будет доволен его работой.

Есть и еще одна причина отказа от рисования, котораявстречается очень редко по сравнению с предыдущими. Но стоит помнить, что вседети разные и у каждого есть свои мысли и убеждения. Есть и такие малыши,которым просто не нравится рисовать – они не любят это делать. Даже если очень хорошо стараться и упрашиватьмалыша, он не согласится, потому что ему, например, больше нравится читать ирассматривать книги или же собирать большие пазлы.

Что делать если малышне горит желанием рисовать?

– Ничего!!!

Это очень сложно, но лучше всего будет, если вы не будетенавязывать малышу то, что хочется или нравится вам. Оставьте ребенка в покое идайте возможность заниматься и увлекаться тем, что нравится ему самому. Толькоиногда можете предлагать ему листочек бумаги и краски иликарандаши, но не настаивая и не налегая на ребенка. Может быть, через некоторое время малыш проявит интерес к рисованию, а возможно этогоникогда не случится. Ведь взрослые тожене любят некоторые дела, к примеру, многие женщины вовсе не любят готовить.Даже если вам постоянно будут дарить кулинарные книги и объяснять все плюсы кулинарии, то вы несможете полюбить готовку.

Однако в каждом ребенке можно пробудить интерес и любовь крисованию, нужно просто желание и, конечно же, время.

Как попытатьсяпробудить в малыше любовь к рисованию?

В этом деле главное правильно действовать и ни в коем случаене нервничать и не показывать свое недовольство. Знайте, что наши малыши связаны с намипсихологически, поэтому постоянно чувствуют наше настроение, и если вы начнетепереживать или нервничать, то и кроха тоже будет в напряженном настроении.

Чтобы привить ребенку любовь к рисованию, то можноиспробовать нетрадиционную технику. К примеру, начать рисовать через трафареты,рисовать пальцами или брызгать красками.Предлагайте ребеночку то, что ему нравится больше всего, то, от чего унего поднимается настроение.

Если малыш не хочет рисовать, то не заставляйте. Просто предлагайте, но ненавязчиво. Есликроха отказывается один раз, то второй повторять не стоит, предложите занятьсячем-нибудь другим.

Если малыш внезапно начал рисовать, то не мешайте ему.Многие взрослые начинают поправлять ребенка, лезть со своими советами, как игде что-то исправить. Будьте сдержаннее. Пусть малыш рисует так, как емунравится. Если вдруг вас сильно будетбеспокоить красная трава или восьминогая собака, тогда проведите на эту темубеседу с ребенком, но только после того как он закончит рисовать.

Ни в коем случае не делайте замечаний! Все что нам кажетсянеправильным и не таким, малышу кажется обычным и таким как оно должнобыть. Начните с вопросов. Когда малышпокажет вам свой рисунок, спросите у него, почему он изобразил все именно так.Возможно, он нарисовал траву, которая растет у инопланетян, а собака – этововсе не собака, а сказочное существо, которого в обычной жизни встретитьнельзя.

Не забывайте всегда хвалить своего ребеночка, для него этоочень важно. Однако помните, что деткиотлично разбираются в фальши, поэтому хвалите те моменты, которые вам нравятся, то, что действительно хорошо нарисовано.

Если следовать таким простым правилам, можно привить интересребенка к искусству.

В любом случае, если малыш не предрасположен к рисованию,задайте вопрос себе, сами-то вы сильно любите рисовать???

Вот уже два дня подряд я сижу рисую
Красок много у меня выбирай любую
Я раскрашу целый свет
В самый свой любимый цвет
(текст из песни «Оранжевая песня», А.Арканов)

К написанию статьи меня подтолкнула беседа со знакомым педагогом по рисованию, она работает в детской студии и имеет большой опыт работы с детьми. Возраст ее учеников от 1,5 лет до 99 лет, точнее для взрослых нет возрастного максимума.

Сколько раз приходилось читать о том, что рисование «готовит руку к письму» - помогает овладеть малышу первыми навыками аккуратного и быстрого письма. Старшая дочка Лиза любит рисовать с 2х лет, рисует много карандашами, красками, мелками. Сейчас она учится во 2 классе, но писать до сих пор получается не очень аккуратно. Сыну Мише 4,5 года, начинает писать буквы. Рисовать и закрашивать рисунки он никогда не любил, краски более чем на 10 мин за одного занятие его не привлекали. К моему удивлению буквы писать, обводить изображения по точкам и пунктирам получается почти идеально.
Наблюдая за детьми знакомых уже не раз убеждалась, что увлечение рисованием и любовь к раскрашиванию никак не влияет на дальнейшие способности к письму.

Конечно - ответила моя знакомая - ведь для рисования важны мышцы плеча и предплечья, а для письма развитие мышц кисти.

Для нее ответ на этот вопрос был естественен. Но откуда же взялась легенда? Много рисуем с младенчества = хорошо пишем в школе.
Читаю в интернете: по мнению некоторых специалистов, рисование помогает быстрее овладеть навыками письма. Уважаемые родители, обратите внимание: по мнению некоторых специалистов - это не аксиома.

Итак,
1. Не переживайте, если ваш ребенок не любит рисовать. Возможно, в школе он будет писать быстро и красиво. Навыки письма и рисования связаны лишь частично.

2. Если ребенку больше 3х лет, но он рисует 10-15 минут, а потом теряет интерес, значит, ему больше не хочется, не настаивайте. Есть дети, которые начинают рисовать в 2 года, другие в 4 года, а к некоторым усидчивость, интерес и умение приходят только после 6-7 лет.

3. Для чего же стоит посещать ИЗО-студию в 3, 4, 5 лет? Первое и самое важное - рисование активно развивает детскую фантазию и позволяет ребенку выразить то, что он не может сказать словами.
По мнению некоторых специалистов, рисование способствует согласованной работе правого полушария головного мозга (во время рисования развивается конкретно-образное мышление) и левого полушария головного мозга (развивается абстрактно-логическое мышление).

4. Ну и, конечно же, в какой-то степени готовит к письму, организации учебного процесса:
- ребенок учится правильно держать кисть и карандаш;
- экспериментирует с силой нажима на орудия рисования;
- учится ориентироваться на листе (вверху, снизу, левее того-то…).

Бывают ли нерисующие дети? Ответ однозначен: нет, не бывает!
Есть дети, которые начинают рисовать сами, другие нуждаются в обязательных занятиях со взрослыми. Так, что если ваш ребенок в 4-6 лет не любит рисовать - вы просто с ним мало занимались, как говорится, не заинтересовали

Хотя, конечно, ребенок, который любит и рвется рисовать сам, к этому творчеству всегда будет подходить по-иному. Можно научить технике, но нельзя научить восприятию цвета, которое дается от природы.

Желаю всем больших творческих успехов!
Всегда хвалите своего ребенка за успехи. Замечания можно и нужно делать, если ребенок может, но не делает что-то из-за того, что лень и «и так сойдет».

  • Секс и детские рисунки
  • Детский рисунок и цвет
  • Рекомендации родителям
  • Порой случается, что родители, получив в детском саду заключение психолога, впадают в недоумение: тревожность, агрессия, отторжение… и это все из милых детских каракулей? «Все психологи - шарлатаны!» - решают родители, и не обращают внимания на их выводы.

    Давайте узнаем, что именно видят психологи в детских рисунках?

    У детей какого возраста можно анализировать рисунки

    До трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки. Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же именно он изобразил.

    Начиная с 3,5-4 лет дети сперва планируют рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги» эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками.

    В пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали (руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо - голова персонажа в профиль, но с двумя глазами.

    Наконец, к семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!

    Рисунки детей с 4 до 7 лет наилучшим образом подходят для анализа их психологического состояния.

    Анализируем рисунок семьи

    Наиболее популярная тема - рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

    Расположение фигур на рисунке

    Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

    И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

    Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

    Плохой признак - если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

    Изображение себя

    Себя ребенок, как правило, изображает либо в центре рисунка (это обычная ситуация для семьи с единственным ребенком), либо рядом с центральной фигурой. Изображая себя с краю композиции, отдельно от родителей, ребенок показывает, что чувствует свою изоляцию от родных. Иногда он дает этому сюжетное объяснение, которое подтверждает опасения наблюдателя: «Все празднуют, а я наказан (должен спать, читать, играть один)».

    Поза счастливого и уверенного в себе ребенка максимально открыта: ручки и ножки «в растопырку». Если ребенок дает себе труд нарисовать себя с прижатыми к телу руками, это символизирует его неуверенность в себе. Слишком короткие руки или их отсутствие - опасения собственной неумелости. Может быть, вы слишком часто критикуете малыша?

    Обычно ребенок изображает размеры фигур пропорционально реальным персонажам: родителей побольше, себя - поменьше, младшего брата и сестренку - совсем маленькими. Приуменьшение нарисованного себя говорит о неуверенности, потребности в заботе и, быть может, страхе.

    Еще одна ситуация, говорящая о неуверенности - «отрыв» ребенка от земли, когда все персонажи прорисованы в верных пропорциях, но ребенок как бы повисает между родителями: его голова находится на одном уровне со взрослым, а ноги не достают до пола. Часто родители такого маленького художника даже не догадываются, что он испытывает дискомфорт: ведь они общаются с ним на равных!

    Страх и агрессия на детских рисунках

    Психологи знают о признаках страха и агрессии на детских рисунках, которые зачастую остаются незаметны для родителей.

    Большие, просто огромные руки-грабли появляются у того члена семьи, кто отличается агрессивным поведением. Если ребенок изображает таким самого себя, то, вероятно, ему постоянно приходится подавлять в себе злость.

    Четко прорисованные яркие зрачки - признак тревоги ребенка, также как и жесткая штриховка с нажимом.

    Наконец, гипертрофированные кулаки, зубы, острые ногти - самое яркое свидетельство агрессии. Если ребенок рисует таким себя, то, скорее всего, он чувствует постоянную потребность в защите, которую семья не может ему обеспечить.

    Секс и детские рисунки

    Вопреки бытующим опасениям, изображение половых органов на рисунках 3-4-летних детей вовсе не свидетельствует о том, что кто-то развращает малыша, скорее о его интересе к собственному телу и о различии между полами, о котором он только что узнал.

    А вот если ребенок 6-7 лет изображает себя с физиологической атрибутикой взрослого: девочка с четко выделенным бюстом, мальчик - с бородой и усами - это может насторожить. Впрочем, чаще всего такие рисунки свидетельствуют о потребности ребенка во внимании, стремлении приукрасить себя любыми способами. Именно поэтому дети, изображая семью, уделяют особое внимание своей фигуре: тщательно прорисовывают одежду, аксессуары, украшения (малышки часто дорисовывают себе короны). Эта картинка кричит: «Эй, все посмотрите, наконец, на меня! Я же принц (принцесса)!»

    Однако вам все же следует еще раз обратить внимание на окружение ребенка. Точно ли никто не проявляет к нему подозрительного внимания, не оказалась ли ребенку доступна неподходящая для его возраста информация (например, порнофильм, порножурнал), которая может его напугать?

    Детский рисунок и цвет

    Рисунок ребенка обычно многоцветен и пестр - обычно дети используют 5-6 цветов, это считается нормой. Чем более уверенно чувствует себя ребенок, тем ярче используемые им цвета. Конечно, не все так однозначно: ребенок может заштриховать папу черным, потому что у папы действительно есть любимый свитер такого цвета, но если какой-то карандаш оказывается в числе любимчиков и один-два цвета явно преобладают на рисунке, то стоит обратить внимание и на этот фактор.

    Большинство специалистов опираются на интерпретацию цветов Макса Люшер, психолога и исследователь в области цвета. Он пришел к выводу, что выбор цвета отражает психологические состояние человека и даже свидетельствует о его телесном здоровье.

    Вот как можно определить значение цвета в детском рисунке.

      темно-синий - сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое;

      зеленый - уравновешенность, независимость, настойчивость, стремление к безопасности;

      красный - сила воли, агрессия, повышенная активность, возбудимость;

      желтый - положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм;

      фиолетовый - фантазия, интуиция, эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто отдают предпочтение этому цвету);

      коричневый - чувственная опора ощущений, медлительность, физический дискомфорт, часто - отрицательные эмоции;

      черный - подавленность, протест, разрушение, настоятельная потребность в изменениях;

      если ребенок предпочитает простой карандаш и не раскрашивает рисунок - безразличие, отстраненность, желание закрыться.

    Экспериментируя с самостоятельным анализом детского рисунка, постарайтесь, чтобы ребенок выполнил его с желанием, в спокойной обстановке, не отвлекаясь.

    Обратите внимание на следующие факторы.

      Композиция рисунка. Разместились ли персонажи в центре картины или в уголке, всем ли хватило места на картинке, в каком порядке нарисованы члены семьи.

      Какие цвета использует ребенок.

      Каким деталям он уделяет повышенное внимание. Как прорисованы руки, ноги, лица персонажей, всегда ли одинаков нажим карандаша.

      Какие необычные элементы есть на рисунке. Есть ли что-то лишнее (например, солнце в комнате, несуществующие домашнее животное или члены семьи), или, напротив, чего-то недостает (кого-то из членов семьи).

      Как ребенок изображает себя , каким деталям уделяет повышенное внимание, где видит себя в семейной иерархии.

    Надеемся, этот маленький эксперимент поможет вам достигнуть взаимопонимания с ребенком!

    Детские рисунки для иллюстрации взяты из свободных источников