Сценарий праздника «Рождественские Святки. Сценарий развлечения "рождественские святки"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 49 города Ставрополя «ФЕЯ»

Музыкальный руководитель МБДОУ № 49 Гудкова М. Ю. г. Ставрополь

Пояснительная записка:

Все что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. Важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому важным моментом в воспитательной работе с детьми становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным творчеством.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички, колядки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребенку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа.

Приобщать дошкольников к духовной культуре русского народа.

Прививать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

1. Познакомить детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством.

2. Познакомить с традиционными народными праздниками: Святки, Рождество.

3. Формировать исполнительские навыки в пении, музицировании, движениях.

4. Учить понимать роль семьи, своё место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку).

5. Формировать социально-нравственное здоровье детей.

6. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа. Формировать чувство национального достоинства.

7. Развивать самостоятельность, инициативу, импровизационные способности у детей.

8. Развивать активное восприятие музыки посредством русского музыкального фольклора.

9. Развивать музыкальные способности: чувство ритма, лада, музыкально-слуховые представления.

10. Использовать малые формы фольклора для развития речи детей.

11. Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.

Предполагаемый результат:

Дети получат представление о традициях и обычаях Святочных и Рождественских колядок и их значении в русской национальной культуре. Разучат музыкально фольклорный материал, будут использовать его в повседневной жизни.

План мероприятия:

1. Разыгрывание сценок колядования.

2. Пение колядок и святочных частушек.

3. Аттракцион «Перетягивание каната».

4. Шумовой оркестр.

5. Сценка «медведь и Коза».

6. Игра «Хвост Бабы Яги».

7. Игра «В цапки».

Материалы и оборудование:

1. Предметы русского быта и прикладного искусства.

2. Русские народные костюмы для детей-колядовщиков.

3. Костюм для Ведущей.

4. Детские костюмы Медведя и Козы.

5. Музыкальные инструменты: бубны, погремушки, трещотки, колотушки.

6. Корзины для угощения.

Действующие лица:

1. Ведущая (взрослый).

2. Колядовщики (дети старшей и подготовительной группы, участники фольклорного кружка ДОУ «Ладушки»).

3.Медведь и Коза (дети подготовительной группы).

Предварительная работа:

1. Беседы о праздновании Нового года, Рождества, Святок.

2. Разучивание колядок, народных игр, загадок, примет, пожеланий к новому году.

3. Работа над умением выразительно передавать образы персонажей развлечения средствами речи, мимики, жестов, движений.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

Литература:

1. Гаврилова И.Г. сб. «Истоки русской народной культуры в детском саду», изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург 2008 г.

2. Картушина М.Ю. сб. «Сценарии оздоровительных досугов для детей 5-6 лет», изд. «Сфера» Москва 2004 г.

3. Мельникова Л.И., Зимина А.Н. сб. «Детский музыкальный фольклор», изд. «ГНОМ и Д» Москва 2000 г.

4. Лялина Л.А. сб. «Народные игры в детском саду», изд. Творческий центр, Москва 2008 г.

5. Чаморова Н.В. сб. «Сорока-белобока», для детей 4-8 лет, Донецк 2006 г.

6. Лыков О. сб. «Народные песни детям», Пермь 2012 г.

7. Камаева Т.Ю. сб. «Детские музыкальные праздники», изд. «Лайда» Москва 1994 г.

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: стол, скамьи, вышитые полотенца, прялка, самовар, русские народные игрушки.

Звучит народная музыка, дети заходят в зал и садятся на стулья.

Детей встречает Ведущая (воспитатель), которая одета в русский костюм.

Здравствуйте, гости дорогие! Зима не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками. Один из них - Новогодние святки. Святки или святые вечера – так в России называли праздничные дни от Рождества и до Крещения. Сегодня мы вместе с вами попробуем представить, как праздновали этот замечательный праздник на Руси.

Итак, праздник начинается!
Собрались мы с вами для беседушки, собрались мы с вами для забавушки.
Как когда-то наши прадедушки, ну а с ними прабабушки.
Приходили на веселые святки, на песни всем миром да загадки.
А что такое святки?
Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье,
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.
Давайте с вами заглянем в русскую избу и посмотрим, как же проходил этот праздник.

Возле стены на скамейке сидят двое детей подготовительной группы – Хозяин и Хозяйка. Дети одеты в русские народные костюмы.

Хозяйка.
Какие зимние вечера долгие. Скорей бы день прибавлялся!
Хозяин.
А времечко бежит быстро. Только недавно с урожаем справились, и вот уж святки.
Хозяйка.
А помнишь, как мы в прошлом году колядовать бегали? Вот веселье-то было!
Хозяин.

Да разве сейчас колядовать могут? Помню, как мы ходили, песни пели и хозяев поздравляли.
Хозяйка.
Интересно, придут к нам нынче ряженые или нет?
Хозяин.
А приготовила ли ты чем ряженых угощать?

Хозяйка.
Приготовила! А вот и ряженые пожаловали! Раздаётся стук в дверь.

Дома ли хозяева?

Хозяин и Хозяйка:

Под народную музыку в зал входят ряженые – дети фольклорного кружка ДОУ «Ладушки».

Все хором говорят:
Пришла Коляда! Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!

Поют песню «С Новым годом» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!

Чтоб здоровы были, много лет жили!

Желаем всем счастья, здоровья!

Поют песню «Сеем, сеем» /сб. «Детские музыкальные праздники» авт. Т.Ю. Камаева/:

Сеем, веем, посеваем! С Новым годом поздравляем!

Колядовщик:

В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться.

Давайте коляду рассказывать. Рассказывать и показывать.

Уж, как наша коляда ни мала, ни велика!

Она в двери не идёт, и в окно не шлёт, через тын подаёт!

Коляда – молода, зашла в новы ворота.

А за ней и Мороз через тын перерос.

Мороз, мороз, через тын перерос, бабу снежную принёс.

Баба, баба, нос крючком, получай-ка снега ком!

Хоть и холодно, но мы погреемся немножко: мы похлопаем в ладошки.

Ноги тоже мы погреем: мы потопаем скорее.

Что с ногами, не пойму! Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте, в пляску так и просятся!
Дети свободно танцуют под русскую народную мелодию.

1 Колядовщик:

Были мы в Париже, были ещё ближе.
Нынче к вам пришли - счастье, радость принесли!
Все:
Гости на порог - радость в дом!
2 Колядовщик:

Гостей угощайте, пироги нам давайте.
Или кружку молока, да чашку творога!
3 Колядовщик:

Мешок ватрушек, коробку игрушек,
Корзину овощей и для супа, и для щей!

Поют песню «Коляда-моляда» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Коляда-моляда, золотая борода.

Позолоченный усок, по рублю за волосок,

Подай, тётушка, подай, матушка,

На тарелочке, да на блюдечке.

4 Колядовщик:

Эй, хозяин, наш дружок, дай нам сладостей мешок!
Все:
Слезайте с печи, зажигайте свечи,
Открывайте сундучки, доставайте пяточки:
Мальчишкам на потешки, девчонкам на орешки!
Мы мешочки открываем, да угощенья ваши принимаем!
Хозяйка:

Вот вам, гости дорогие, пряники да леденцы,
Да тепленький пирог, да маслице, творог.

Да денежка копьем, да рубль серебром!
(хозяева кладут в мешочки денежки и угощения)
Все Колядовщики:
Спасибо вам, хозяева добрые!
Тем, кто детишек угощает, тому Бог целый год помогает!
5 Колядовщик:

Пусть в этом доме уродится и рожь и пшеница!
В поле снопами, а на столе - пирогами!
Все: (раскидывают высоко зёрна из коробочек и приговаривают)
Сеем, сеем - посеваем! Счастья вам весь год желаем!
Жить вам дружно вместе лет, хотя б до двести!
6 Колядовщик:

Дай Бог тому, кто живёт в этом дому!
(дети низко кланяются хозяевам)

С Новым годом всех поздравили, а ещё давайте поздравим друг друга с Рождеством Христовым! Рождество – особое время. Кончается старый год, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу. В Рождество зажигают свечи, и прилетает Ангел!

Рождество - это праздник детей и взрослых,
В этот день рожден был Христос.
Рождество-это значит радость, Рождество - это значит мир!
Рождество - это значит надо всех простить, как Иисус простил!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Христово Рождество» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Как Христово Рождество подкатилось под окно.

А как наша коляда ни мала, ни велика.

Под окошком шьёт, пироги подаёт.

Открывайте окно, запускайте Рождество!

А сейчас я предлагаем вам игру - мерить силу, как бывало в старину.
Самых сильных приглашаю ребят. Ну-ка, станьте, силачи, в потешный ряд.
Аттракцион «Перетягивание каната».

Максим, что ты хочешь нам сказать?

Колядовщик:
По лужочку я шел, себе дудочку нашел.

Вы, ребята, поспешайте, инструменты разбирайте!

Ну-ка, примемся за дело, поиграем с ними смело!

Дети берут приготовленные заранее инструменты. «Шумовой оркестр».

Посмотрите, а у нас есть медведь. /надевает мальчику шапочку медведя/

Медведь:
Я, медведь, хочу реветь. Буду деток искать, буду с ними играть.
Как по лесу я гулял, да все деточек искал.
Искал, искал, да не нашел, спать в берлогу я пошел.
Идет к стене, присаживается, делая вид, будто спит.
Ведущая:

Детки мишку увидали, тихо к мишке подбежали.

(Дети подкрадываются к мишке).
Громко, громко закричали: "Миша, мишенька, вставай,
И попробуй нас поймай!"

Играют с мишкой несколько раз.

Мы сегодня пришли и козу с собой привели.

Нашей козе много не надо – только кусок сала, чтобы коза встала.

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Го-го-го, коза» /сб. «Народные песни детям» авт. О. Лыков, Пермь 2012 г./:

Го-го-го, коза. Го-го, серая. Го-го, белая.

Где ты, козочка, где ты бродила, где ты ходила?

Ходила коза по тёмным лесам, по широким борам.

Медведь.
Ты когда поешь, Коза, не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь, не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь, сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо - ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка, серенькая розочка.
Хватит нам браниться, давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой, не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили, народ веселили.

Давайте ещё повеселимся, поиграем в игру «Хвост Бабы Яги».

Игра «Хвост Бабы Яги».

/Дети встают в круг и передают друг другу веник, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тот едет на нём. как на лошадке./

А какой же праздник без весёлых частушек.

Дети поют "Частушки".
1. Мы на Святки к вам пришли в хорошем настроении.

И частушки пропоём всем на удивление.

2. По деревне я шла и Ванюшу видела,
Под кустом сидел и плакал - курица обидела!
3. Поленился утром Вова причесаться гребешком,
Подошла к нему корова, причесала языком!
4. Лепят все снеговика, мама ищет Игорька.
Где сынок мой? Где же он? Закатали в снежный ком.
5. Мы певцы и музыканты, выступать нам нравится!

Мы народные таланты, нами край наш славится.

Ох, и весело у нас! Да и где же это видано, да и где же это слыхано!

Дети фольклорной группы ДОУ «Ладушки» исполняют песню «Да и где же это видано, да и где же это слыхано!» /сб. «Сорока-белобока» авт. Н.В. Чаморова/:

Да и где же это видано, да и где же это слышано.

Чтобы курочка бычка принесла, поросёночек яичко снёс!

Поросёночек яичко снёс, на высокую полочку понёс!

Ну, а полочка свалилася! Ах! А яичко-то разбилося! Ох!

Да и где же это видано, да и где же это слышано!

А ещё, ребятки, поиграть хотите? Поиграем в игру «В цапки».

Дети встают в группы, по три-пять человек. Водящий вытягивает вперёд руку ладонью вниз. Каждый играющий подставляет под ладонь свой указательный палец. Все говорят:

Под моею крышей, собирались мыши, заяц, белка, жаба. Цап!

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.

Весело сегодня было в зале. Все веселились и играли. Но наш праздник подошел к концу.

Всех не спеть нам славных песен, добрых слов всех не сказать.

Вечер наш прошел на славу. В Святки любо поиграть.

Всем спасибо вам сегодня за улыбки и за смех,

И за игры, и за пляски, благодарствуем мы всех.

Будьте здоровы, счастливы будьте, Живите без бед много-много лет! До свидания!

Сценарий праздника «Гуляют ребятки в рождественские святки»

Под музыку дети средней, старшей и подгот.гр. входят в зал.

Ведущий: Все на Святки, все на Святки, проходите-ка, ребятки!

И овсень, и коляда будут вместе с нами. Да?

Дети: Да!

Ребёнок: Это что такое – Святки?

Вед: Вы не слышали, ребятки? Что ж, придётся рассказать и, конечно показать.

Леденьё пришло, зиму в дом принесло.

Коней в сани запрягло, в путь- дорожку вывело.

Хорошо, что каждый год к нам зима приходит.

Песни звонкие поёт, хоровод заводит. У Коляды был брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.

В «Книге Коляды» записано:

Как два сокола летели - Овсень и Коляда!

Там лето - здесь зима!

Как они летели - все люди глядели.

Как они садились - все люди дивились.

Как они вспорхнули - все люди вздохнули...

Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон - зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» - это трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, - Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого - будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный.

Но сильно огорчаться не стоило - это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное - Коляда - выше земного - Овсеня, выбирать нужно его.

Овсень - это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое печенье - в виде жаворонков, которым следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии - огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.

Хороводы: «Слышишь кто-то идёт..» (ст. и подг. гр)

«Это что же за народ» (средняя)

В зал под музыку заходят Баба-Яга с чертом.

Баба-Яга: Так, мой милый! (Потирает ладошку о ладошку.) Пришла коляда! Отворяй ворота! (Радуется.) Теперь, составим план нашей пакостной работы на Рождественскую ночь. Чем же нам порадовать колядовщиков? (Думает.)

Чёрт: О! Испортить дорогу! Замести дорогу!

Баба-Яга: Молодец, чернявенький! Но этого мало.

Чёрт: Проникнуть к колядовщикам на гулянье!

Баб-Яга: Ах, ты, моя умница! Хвалю, хвалю!

Чёрт: О, бабуля! Я предлагаю выкрасть месяц. Больно он сегодня ярок и красив. Так и светит на дорогу, парням, девкам на подмогу.

Баба-Яга: И где же это ты таким премудростям научился? И в кого же ты этакий смышлёненький?

Чёрт: Весь в тебя, Баба-Яга.

Баба-Яга: Хорош ученик! Вот берите пример с него! Ну и с меня тоже. А теперь за работу. Только сначало нужно в доме убраться. Чай, Рождество на дворе. Паутинку смести, чтоб избушка сверкала, чтоб родная заплясала! Ух, родимая!

Звучит весёлая музыка, Баба Яга берёт веник и подметает пританцовывая.

Баба-Яга: А теперь, за дело! Чтоб темно в деревне стало!

Улетают.

Вед: Ух, нечистая сила! Опять полетела пакости творить. Но мы сегодня с ребятами своим весельем не дадим разгуляться Бабе-Яге с чертом. Позовём гостей, будем радоваться, веселиться, в игры играть и в танцах кружиться.

Пусть на небе звёзды засияют, а на земле снежинки засверкают.

Танец с «султанчиками».

Входят ряженые.

1. Пришла коляда, отворяй ворота!

Ворота отворяй и гостей принимай!

2. Здравствуйте, ребята! Щедрый день, добрый день!

Сеем, веем, посеваем, с Рождеством всех поздравляем!

(рассыпают зерно)

3. Уж как наша коляда ни мала, ни велика.

Она в дверь к вам идёт, всем поклон она шлёт!

Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

Мы сюда позвали вас поиграть, повеселиться,

В русский пляс с душой пуститься.

Хоровод «Вперёд четыре шага» общая

Дети садятся на стульчики. Заходит Баба-Яга.

Баба- Яга: Ишь как веселятся! Угощенья хватит и соседям и гостям! А у Бабы – Яги крошки во рту не было с прошлого Рождества.

Вед: Ах, врёшь ты, Баба-Яга. А кто вчера сметану ел?

Баба-Яга: Не я! Это кот… он не доел, а я ему помогла.

Вед: Ладно, хватит Баба-Яга оправдываться. Так уж и быть, поможем мы тебе и угостим конфеткой. Правда, ребята?

Дети: Да!

Вдруг из-за двери в зал летит веник.

Вед: Это ещё что за шутки?

Чёрт: (Из-за двери.) Печка-то топится, пирожка-то хочется.

Вед: Я вот тебе дам пирожка! Ух! Нечистая сила! (грозит ему.)

Из-за двери вылетает башмак.

Вед: Ах, ты! Ну, терпенье моё лопнуло, уж не Чёртушко-ли там схоронился? На наше угощенье подивился? (Идет к двери и вытаскивает из-за нее Черта за ухо.) Вот вам добрый молодец с хвостом да с рожками.

Чёрт: Я бежал да запыхался, дыму с печки надышался,

К вам насилушку добрался.

Уж как рад я, уж как рад, что увидел вас, ребят!

Веселиться я люблю, все вставайте на игру,

Кто мне в лапы попадёт - тот со мной плясать пойдёт!

Игра «Веселый мешок»

Дети сидят на стульях. Звучит весёлая музыка. Чёрт с Бабой-Ягой берут мешок без дна и пытаются посадить туда нескольких детей. Ребёнок залазит в мешок с одной стороны, выскакивает с другой и убегает на место.

Черт: Ой, какие вкусненькие, да аппетитненькие, отнесу-ка я вас к себе, может на обед, а может на ужин.

Баба Яга: Черт побери, почему мешок пустой? Сбежали! Обманули!

Вед: Кыш, кыш, нечистая сила, не хотите с нами в дружбе жить, убирайтесь к себе в лес!

Чёрт и Баба-Яга убегают. Чёрт уходит совсем, Б-Я остаётся в сторонке.

Ряженые.

1. Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла.

Будем мы шутить, кривляться, бегать, прыгать, забавляться.

2. Из снежинок чистых, новых я Снегурочку слеплю.

И весной её не брошу – в морозильник поселю!

3 . Вот пришла к нам Коляда накануне Рождества

Шире двери открывай. Поздравляй всех, поздравляй!

Ведущий: А не хотите ли вы погадать, да судьбу свою узнать?

Ну давайте погадаем, под горшочек мы заглянем.

Игра со взрослыми «Гадание на горшочках»

(Посередине зала ставится лавочка, на ней 6 горшочков. Выходит первый гость. Несколько детей встают в хоровод и поют, после песни гость выбирает горшочек.)

Горшочек с вершочек, скажи нам, дружочек:

Что сбудется, станется? Плохое пусть останется.

Значение содержимого горшков:

1. Полотенце: Далеко расстилается. Ждёт тебя дорога, путешествие.

2. Булка: Мышь в горнице бежит, каравай в дом тащит. В доме будет достаток и благополучие.

3. Колечко: Сейте муки, пеките пироги! К вам гости идут, ко мне женихи.

4. Лента: Через поле идучи, руссу косу плетучи. Лента – к богатству, прибыли.

5. Пуговица: Ой, ходил жучок по завалинке, выбросил добро по мочалинке. Жить вам в большой семье счастливой жизнью.

К шестому горшку бежит Баба-Яга.

Баба-Яга: И мне погадайте! Я тоже счастья хочу!

Достает веточку от елки из шестого горшка.

Что это? Растолкуй?

Вед: Видно – к новой метле!

Баба-Яга: (огорченно заглядывает в горшок.) А колечка нет?

Вед: Так кто ж тебя замуж возьмет? Тебе сколько лет?

Баба-Яга: Ой, не так уж и много. Я ещё очень даже молодая. Сейчас докажу.

Тай, тай, налетай, в игру со мною поиграй!

Я - Бабка Ежка, Костяная ножка!

Буду вас развлекать, буду с вами играть!

(Дразнит детей) Девочки с усами! Мальчики с косами!

Ну-ка в круг скорее встать! Будет бабушка играть!

Игра «Бабка Ёжка – костяная ножка»

Баба Яга стоит в центре круга, в руках у нее помело(веник) Под песню дети идут вокруг Бабы Яги, дразнят ее, затем разбегаются. Баба Яга помелом старается дотронуться до детей - "заколдовать", как коснется ребенка - он застывает в любой позе.

Баба Ёжка - костяная ножка, с печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит: « У меня нога болит.»

Пошла на базар, раздавила самовар. Пошла на лужайку, испугала зайку!

Вед: Ну, что ж, ребята, наш праздник подошёл к концу.

Загадаем все желание, чтобы легче стало прощанье!

Чтобы счастье и веселье круглый год, чтоб гостей невпроворот!

Баба Яга: Ой, я тоже желание загадала. Хочу к следующему Рождеству стать умницей – красавицей. И фотомоделью. Страсть как фотографироваться люблю. Ребятки, давайте с вами на прощание сфотографируемся.

Дети фотографируются с персонажами и расходятся по группам.

(Сценарий рождественских колядок)

Народный календарь отмечает четыре самых больших праздника, приходящихся на состояние солнечного движения. Первым отмечалось зимнее солнцестояние – дни пробуждения солнца – поворот солнца к лету. Это время в народе известно как зимние святки (25 декабря — 6 января). Считалось: коли дни на зим¬ние святки веселые и счастливые, то и год будет таков, а обряд колядования обеспечит хозяйственное благополучие не весь год.
Все на святки, все на святки
Приходите-ка ребятки!
И овсень и коляда
Будут вместе с нами. Да?

А что это такое — святки
Вы не слышали,ребятки?!
Что ж придётся рассказать
И, конечно, показать.

(РЯЖЕНЫЕ стучатся в калитку и окликают хозяев:)

Пришла коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили, мы искали
Святую коляду.
Мы нашли коляду
Во первом дому
Не стой у ворот,
Завтра Новый год!
ОЙ, мороз, мороз
Отморозил нос,
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать
. Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
:Кто не даст лепешку
¬Разобьем окошко! .
:Кто не даст хлеба
¬Стащим с печки деда!
Ставня приоткрывается, появляется. Бабка

Бабка: Добро пожаловать, люди добрые!
Спасибо, что не обошли наш двор. Пироги в печи подрумянились, каша в горшке обжигается, ждет вас всех, дожидается.
!
Ряженые: Здравствуйте хозяюшка!
- Позвольте во горницу войти!
-Во горницу войти, да на лавочку сесть!

Дед. Коляда пришла,
Всем веселья принесла
Не садитесь не скучайте
Петь частушку начинайте!
Коляда,коляда,
Во печи стоит еда:
Каше гречневая
Голова свиная.
Коляда,коляда,
Подавай еду сюда;
Конфет коробок,
Или вилы в бок.
Коляда,коляда,
В небе уж взошла звезда,
К нам катит на святки,
Подпалила пятки.

Коляда, коляда,
Нам подай пирог сюда!
Сладко закусили –
Хозяев не честили!

Коляда,коляда
Есть у деда борода.
А весёлый петушок
Носит красный гребешок.

Баба: Да попели вы на славу,
На потеху на забаву.
Дед: _ Мехоноша, где мешок?
Получай-ка пирожок!

Баба: И бараночки, и конфетки,
И гривеннички на прянички.

КОЛЯДА: Спасибо, хозяин, спасибо хозяюшка. Хороши у вас пироги, и сердца у вас добрые, приветливые. И мы в долгу не останемся. (Достает из мешка фигурку доброго духа). Примите под нас в подарок эту фигурку домового. Пусть приживется он в вашем доме, сохраняет семью вашу от глаза дурного, завистливого, чтобы все, что вы задумали, сбывалось, чтобы хлебосольный двор ваш на всю округу славился.

Ряженые: Спасибо, хозяева щедрые!
- Пойдём по дворам,
Песни величальные петь,
Рождество славить!
Уродилась коляда

Коза не хотела я плясать,
Лежала и стеснялася.
А как дали сала шмат,
Я не удержалася.

Плясать пойду,
Головой тряхну,
А рогами и хвостом
Завлекать начну.

Ах, коза я, козочка
Серенькая розочка,
Ровненькие рожки
Стройнейнькие ножки.

Хозяйка хороши ваши колядки
Вот вам пироги к чаю сладки.

РЯЖЕНЫЕ (запевают):
На полице есть пирог,
Ты не режь, не ломай!
Ты не режь, не ломай!
Лучше весь подавай!
Кто подаст пирога,
Тому — двор бы скота!
Девяносто бы быков,
Полтораста коров.
Они маслом бы цедили
И сметаной бы доили!
А как на пролуб пойдут,
Пусть помыкивают,
А как с пролуби пойдут,
Пусть поигрывают.
ХОЗЯЙКА (с поклоном): Проходите к столу, отведайте угощенья моего.

(Ряженые и Коляда пробуют все, что стоит на столе, мехоноша не забывает пополнить свой мешок.)
КОЛЯДА: А за ваше угощенье, дарим вам домового (достает фигурку). Он махонький, ласковый, есть не просит, а счастье приносит.

Как ходила коляда
Накануне Рождества.
А кто даст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому двор чертей,
Огород червей!
Добрый вечер тому,
Кто в этом дому,
Старому, молодому
И Богу святому.
Чтобы здоровы были,
Чтоб нас не забывали
Старый, молодой
И Бог святой!.

Зал дома культуры оформлен в русском стиле – вышитые полотенца, прялка, на видном месте – самовары. Столы сервированы для чая.
Хозяин вечера – Коляда
КОЛЯДА: Добрый вечер добрым людям,
Пусть веселым праздник будет!
С Рождеством всех поздравляем
Счастья от души желаем!

Вот и матушка зима пришла
Растворяй ворота!

Коляда-маляда
Зашла в новы ворота!

А за ней и мороз
через тын перерос!

Не велит мороз стоять
Нам пора калядовать!

Здравствуйте честной народ!

Разрешите покалядовать!

(Коляда обходит присутствующих и обсыпает их зерном. Фольклорный коллектив исполняет песни обряда посевания:)
Сею, рассеваю
Овсом, рожью,
Милостью Божью!
На крутой творожок
Пастушку пирожок!

Сею, вею, посеваю,
С Рождеством всех поздравляю!
На новый год, на ново счастье
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле – копнами,
На столе – пирогами!

Хозяйка ДК (обращается к коляде с поклоном):
Ох, спасибо вам, ребятки,

Чиста январская –белая страница,
Вьюги да метели, птицы-голубицы.
Прилетели стайками, небо заслонили,
Перышки снежинки повсюду распушили.

На Руси светятся в храмах свечи,
образа сияют тихим светом.
Наступает долгожданный вечер:
Маленький Христос нам послан небом.

Стихотворение легенда о рождении Христа

На Руси –украшенные ёлки,
А над нами звёздочки резные.
На ветвях снежинки, легче шёлка,
И шары, как солнышки, златые.

Это в честь малютки Иисуса
Так икрится на деревьях иней
Пусть молитвы детские несутся
В необъятный купол синий!

Я смотрю на небес высоту
И на Божью вокруг красоту.
Вижу, как просыпается мир,
И как будто в природе пир.

К нам пришло Рождество,
Знать всем будет весело
Всем добро и счастье
Никакой напасти!

Нас мороз не напугает
Не напугают холода
Нас колядка согревает
Пляски будут до утра!

Песня танец « Заинька»

КОЛЯДА: и попели, поплясали, а теперь пора прощаться. Спасибо вам, добрая хозяйка, за приют и ласку. Возьмите от нас на добрую память подарок наш скромный, но не простой (достает фигурку домового). Этот добрый домовой покой вам будет охранять, от злых сил оберегать.

Сеем, сеем посеваем,
С Рождеством всех поздравляем!
На новый год, на ново счастье,
Уходи ненастье, прекратись несчастье!

Желаем счастливого нового года
Во всех начинаньях хорошей погоды!
Пусть сбудется всё,
Что у вас на примете.
Пускай почитают родителей дети!
С рождеством Христовым!

Ай заинька, ай серенький,
Ай, заинька, хвостик беленький
А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил

Коляда, караселка
Коляда красная девка,
Коляда не садись близко
Коляда, близко к дорожке
Коляда возьмут тебя
Коляда, повезут тебя
Коляда продадут
Коляда,коляда.
Ай, заинька там река глубока,
А как на печке, на крутанке, едет миленький на палке.
Штаны рваные. Худые, ножки тонкие кривые
Ножки тонкие кривые, штаны рваные худые

Коляда, караселка
Коляда красная девка,
Коляда не садись близко
Коляда, близко к дорожке
Коляда возьмут тебя
Коляда, повезут тебя
Коляда продадут тебя
Коляда,коляда.

Коляда, будут ехать
Коляда, купцы и боярцы,
Коляда посадят тебя
Коляда,В зелену карету,
Коляда, продадут тебя,
Коляда за сто рублей,
Коляда, коляда, завтра мясо едят
(кода колядка спета дети замирают, фоном звучит музыка,выходит чтец со свечой, все дети от этой свечи зажигают свои свечки)
Чтец:

То было в давние года:
Над спящим миро ночь царила,
И светозарная звезда
Над Вифлеемом восходила.
И дети бедных пастухов,
Узнав, что родился спаситель,
Со всех сторон, со всех краёв
С дарами шли в Его обитель!
Несли Ему ягнят живых,
И соты мёда золотого,
И молоко от стад своих,
И хлеб от очага родного.
Лишь только девочка одна
В святой вертеп войти не смела,
А дети шли, смеясь над нею.
« О, Боже,- плакала она
Зачем меня ты создал нищей?!
Я одинока, я бедна,
С чем я войду в твое жилище?»
Вдруг свет, как тысяча огней,
Сверкнул с небес во тьме унылой,
И видит девочка- пред ней
Посланник небе светокрылый.
-не плачь, малютка, не грусти!-
Промолвил гость небесный,-
Ты можешь Богу принести,
Своих слезинок дар чудесный!
Взгляни малютка,- на земле,
Куда упали твои слёзы,
Там вырастают и цветут
Любви прекраснейшие розы.
Ты розы чудные сорви,
Иди к заветному порогу
И дар страданья, дар любви,
Отдай, дитя, Младенцу-Богу.
И вот, с кошницею цветов.
Цветов, усеянных шипами,
Она вошла под божий кров,
Сияя чистыми очами.
И ей в ответ в очах святых,
Как искры звёзд. Сверкнули слёзы;
И изо все даров земных
Христос-Младенец выбрал розы.

Финальная мизансцена.
занавес

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Помогать детям усваивать многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, сохраняя игровую форму обучения и воспитания школьников.

Задачи:

Ø Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество. Его значением.

Ø Познакомить с обрядом колядования.

Ø Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.

Ø Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе.

Ø Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки».

Ø Обогатить детский словарный запас народными терминами.

Ø Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.

Ø Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

сценарий праздника

Рождественские Святки

Возраст воспитанников 10-13 лет

Цель:

Приобщать детей к истокам русской народной культуры. Помогать детям усваивать многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, сохраняя игровую форму обучения и воспитания школьников.

Задачи:

  • Познакомить с понятием Сочельник и содержанием праздника Рождество. Его значением.
  • Познакомить с обрядом колядования.
  • Рассказать, как весело проводили раньше время между Рождеством и Крещением, называемое Святками.
  • Дать детям знания о том, что многое в жизни имеет свое начало; год тоже имеет свое начало. Это своеобразный день рождения, который люди отмечают все вместе.
  • Продолжать вызывать у детей интерес к традициям русского народа, календарно-обрядовому празднику «Святки – Колядки».
  • Обогатить детский словарный запас народными терминами.
  • Приобщать детей к народным играм, песням, колядкам, частушкам, пляскам.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание. Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа.

Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Зима – и не только самое долгое время года, но и самое богатое праздниками.

Святочный период включает в себя:

  • Рождество,
  • Старый Новый год – Васильев день,
  • Страшные вечера,
  • Крещение.

Что такое святки?

Праздник это самый длинный,

Он весёлый и старинный.

Наши предки пили, ели,

Веселились две недели-

С Рождества и до Крещенья,

Приготовив угощенья!

По дворам ходили в святки,

Пели разные колядки.

Праздник ждали и любили,

Наряжались и шутили.

Так давайте же сейчас

Встретим мы его у нас!

Святки – волшебное, колдовское время. По преданию, в святочные дни открывались двери в счастливую семейную жизнь. Святые вечера посвящались колядованию и девичьим гаданиям.

Рождество. Люди веселились и ликовали, в честь рождения божественного младенца Иисуса Христа, который вырастет и принесет людям счастье и радость.

Коляда – так назывался старинный рождественский обряд в честь Рождества Христова. В Рождество любой гость считался священным. Хозяева одаривали колядовщиков угощением.

Скажите, а кто из вас знает колядки.? (ответы детей)

А я вам помогу вспомнить: (выносится шкатулочка в которой лежат записки с колядками. Дети достают по очереди и читают)

1. На пороге мы стоим.

«Здравствуйте» не говорим.

Скажем по-другому:

«Мир вашему дому!»

Вифлеемская звезда

Нас направила сюда.

Мы пришли колядовать,

Христа Бога прославлять,

Вас, хозяев, величать!

2. А кто из вас знает колядки.

Пришла Коляда накануне Рождества.

Дайте коровку, масляну головку!

На окне стоит, на меня глядит,

Подайте блина, будет печь гладка!

Коляда, коляда, подавай пирога!

Блин да лепешку в заднее окошко!

3. Коляда, коляда

Пришла коляда

Накануне Рождества

С маслицем, с молочком

У хозяина полон двор живота

А сусеки полны жита

На полице-то пирог лежит

Хозяюшка, подавай:

Подавай, знай, не ломай.

4. А дай Бог тому,

Кто в этом дому

Чтобы рожь густа

Чтобы из колоса – осьминина

Из полузерна – пирог большой

5. Дай вам, господи

Скота, живота

Корову с теленочком

Овцу с поросеночком

Лошадь с жеребеночком

Свинью с ягненочком

Хозяину с хозяйкой

Солнце и месяц

Детушкам их милым

Частым звездочкам

Многие лета

Многие лета

6. Коляда, коляда

Выходи со двора

Солнце встречать

Счастья желать

Чтобы был в доме хлеб

Чтоб пустым не был хлев

7. Хозяину, хозяюшке

Детушкам их милым

Многие лета

Многие лета

Ответ хозяев:

С новым годом, со всем родом!

Старый новый год – Васильев день, который приходится на 14 января, и поэтому в старину Деда Мороза нередко величали Васильевичем.
В этот день все хозяйки нажаривали, наваривали, напекали как можно больше всякой еды, поджидали ряженных гостей, гуляли, веселились.

Главное угощение сладости – прянички с изображением животных (козочек)

ГАДАНИЕ.
На Святки самым интересным было гадание. Это очень увлекательный процесс, но таинственный и опасный. Гадать можно было в любое время, но самым верным было завораживание с 7 по 19 января. Девушки и юноши гадали, желая узнать свою судьбу: будет ли жених надежный и статный, будет ли невеста красива да пригожа.

1. На Руси девушки выпускали курочку. Кто из девушек первая поймает – в этом году выйдет замуж.

2. Другое гадание: брали стакан с водой, опускали туда золотое кольцо, и смотрели. Что представили – то и случится.

И я вам предлагаю погадать: Гости по очереди достают из горшочка предметы гадания:

  • Хлеб - житье в достатке.
  • Колечко - колечко, сей мать муку, пеки пироги.
  • Вата - кому станется, мягкая жизнь достанется.
  • Монетка - к достатку, жить будешь богато.
  • Конфета – к сладкой жизни, лучше нету радости для ребят, чем сладости.
  • Кусочек спички – щепка деревянная к крепкому здоровью.
  • Ниточка – ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.
  • Зеркальце – к красоте, собою любоваться. Делом не заниматься.
  • Лента – длинная дорога
  • Щепка – к крепкому здоровью
  • Пуговица – счастье в семье
  • Бублик – к богатству
  • Перо – продвижение по службе.
  • Собака – к другу

Ой, да посмотрите: - «Всего один горшочек остался»

Крещение. 19 января. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение - такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Именно эта вода должна была смыть грех (а гадания всегда считались связанными с нечистью). После крещения в проруби нельзя было еще неделю стирать, полоскать белье.

Из века в век будут передаваться нашим детям, внукам старинные зимние обрядовые праздники России–матушки: Новый год, Васильев день, Крещение и Рождество. Это самые волшебные дни года.

Говорят, что в эти дни, что ни пожелается,

Все тот час произойдет, все тот час сбывается.

У меня в руках волшебная свеча желаний. Ребята, загадайте каждый свое желание. И ваше желание обязательно исполнится. Только желание должно быть добрым и светлым. И надеюсь, что эта свеча зажгла искорку счастья, доброты и любви к друг другу.

Коляда, коляда, пора отведать пирога!

Всех гостей праздника

Рождества привечая

Всех встречая и хлебом и солью

Приглашаю участников к чаю!

Приглашаю детей к застолью!

Вот вам гости дорогие печенье да пряники. (чаепитие)

Наш вечер окончен, спасибо за внимание!


Дети 2-ух подготовительных групп входят в зал под музыку, встают в два круга.

Вед.1- Все на святки, все на святки, проходите-ка, ребятки,

Будем кругом ходить, коляду заводить.

Вед.2 — Так что же такое святки?

Вед.1 — Праздник этот самый длинный. Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели, веселились две недели.
Пели разные колядки, по дворам ходили в святки.
Наряжались и шутили, праздник ждали и любили.
Вед. 2 — Так давайте же сейчас встретим мы его у нас.

Дети идут по кругу, поют:

— Пришла коляда, отворяй ворота.

Снежки сеем посеваем, с Рождеством всех поздравляем.

Коляда, коляда, молодица моя.

Дети садятся.

Вед.1 – Мы ходили, мы искали коляду по всем дворам,

А нашли коляду во Ивановом дому.

Выбегают дети – колядовщики (5-6 человек), встают перед домиком, стучат.

Все дети-колядовщики поют колядку

Коляда идет к вам в дом,
И мешки несет с добром,
Кто подаст нам больше всех,
Ждет того большой успех!
Коляда-маляда, уроди пирога.
Уроди пшеничку на всякую птичку.
Отворяйте сундучки, вынимайте пятачки.
По копеечке давайте,
Малым детям раздавайте

Хозяйка выглядывает из домика.

Хозяйка – Расходитесь по домам, ничего я вам не дам.

1реб. – У Ивана – то жена очень жадная была.

2реб. – У ней шуба не зашита и рубаха не помыта.

3 реб. – Да и муж не дюж – лентяй, неуклюж.

Из дома выходит хозяин Иван с ведерком, в нем угощения.

Иван – Что вы, что вы, оставайтесь! Чем хотите, угощайтесь.

Выходит Хозяйка с ведерком, в нем лапти.

Иван – Что придумала жена, ишь, какая егоза!…

Иван – Молодцы, какую хорошую коляду спели.

Вот вам угощенье, сыр, да печенье.

Хозяйка – Вот вам на потешки сладости, орешки.

Вед. – Ай да угощенье у вас знатное, для нас приятное.

Вед. забирает ведра, замечает в одном ведре лапти.

Вед. – Ой, а это что?

Хозяйка – Дом вести – не лапти плести!

А ну, честной народ, приглашаю в хоровод.

Хоровод-игра «Лапти»

Иван — А теперь игра — не развлеченье,
А с большим, большим значеньем.
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лес высок
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!
Прыжки на месте на двух ногах под р.н мелодию

Хозяйка — (достает палочки для игры) :
На концах бечевок палки
Называются „моталки”.
Посреди бечевок рыбка
Ты мотай бечевку шибко.
Тот, кто первый намотает,
Тот и рыбку получает,
Предлагяю вам поиграть в игру «Моталки»

Игра «Моталки»

Иван — А теперь игра богатырей, для тех, кто дуть умеет всех сильней!

Игра с шариками «Богатыри»
двое игроков, сидя на коленках, должны задуть шарики в ворота
Хозяйка — Ещё хотите поиграть свою удаль показать?
Есть забава неплоха! Кто в мешке без остановки
Проскакать сумеет ловко?

Игра «Прыжки в мешках»

Хозяйка — А теперь предлагаю погадать, да судьбу свою узнать?

Дети встают в большой круг.Хозяйка берет горшочек, идет по кругу, поет.

Горшочек с вершочек скажи нам дружочек:
Что сбудется, станется? Плохое пусть останется!

Тот, возле кого останавливается Хозяйка, тот достает предмет из горшочка
1. Кусочек хлеба — житье в достатке.
2. Монетка-к достатку, жить будешь богато.
3. Конфета– лучше нету радости для ребят, чем сладости.
4. Коробок спичек — спички–щепка деревянная к крепкому здоровью.
5. Катушка ниток — Ниточка–ниточка далеко потянется, ждет тебя путешествие.

Под музыку выбегает Баба –Яга на метле.

В это время Хозяйка незаметно кладет в горшочек маленький прутик
Баба-Яга — Хозяйка, Хозяйкак, и мне погадай. Я тоже счастья хочу!
Б. Я. достает из горшочка веточку

Б.Я. — Что это? Растолкуйте!
Хозяйка – Видно прутик — к новой метелке.!
Баба-Яга огорченно заглядывает под горшочек

Б.Я. — А колечка там нет?
Хозяйка –Баба Яга да, кто же тебя замуж то возьмет? Тебе сколько лет?
Баба-Яга — Ах так! Ах вот ты так….

Бегает вокруг Хозяйки, разгоняя ее помелом .

Б.Я. — Сейчас я буду хозяйкой. А вы попляшите вы у меня! Устрою я вам экзамен!

Поиграйте с моей волшебной метелкой.

Игра «Ведьмина метёлка»
Дети встают в круг и передают друг другуметелку, пока играет музыка. У кого после окончания музыки метелка осталась в руках, тот пляшет.

Б. Я. – Молодцы, справились с моим заданием.
А теперь буду я вас развлекать, буду с вами играть.

Игра «Здравствуй, бабушка Яга!»
Дети стоят в кругу, баба Яга в центре.
Дети — Здравствуй, бабушка Яга! Разводят руки в стороны
Б.Я. — Здравствуйте, ребятки!
Дети — Костяная ты нога! топают ногой
Б.Я. — Ух, вы, дошколятки! Заморожу я вас!
Дети — А мы не боимся! машут руками перед лицом
Б.Я. — Заколдую я вас!
Дети — А мы разбежимся!
Дети бегают по залу, Баба Яга крутится (колдует), с окончанием музыки дети замирают в разных позах. Баба Яга ходит между детьми -ищет, кто пошевельнется. Забирает — `это на «завтрак», потом `на обед` и т.д.

Б.Я. – Ну все, ребятки, наигралась, набаловалась, пора мне в лес возвращаться.

До свидания!

Баба Яга уходит.

Хозяйка – Ну, а теперь ты, Иванушка, порадуй нас, поспеши, да весело попляши.

Пляска Ивана и Хозяйки.

Иван – А теперь, честной народ, с нами вместе в пляс пойдет!

Общая пляска. (садятся.)

Вед. – Коляда, коляда накануне Рождества.

Хозяюшка добренька, пирожка дай сдобненька.

Не режь, не ломай, поскорее подавай.

Хозяйка выносит из домика ватрушки.

Хозяйка – Всех гостей со Святками поздравляем,

Вкусными ватрушками угощаем.

Отдают угощение.

Иван – Ах спасибо вам, ребятки, что пришли в наш дом на святки.

Мы с Хозяйкою вдвоем здесь поклон вам отдаем.

Иван и Хозяйка кланяются.

Иван и Хозяйка – Пошла коляда да с хозяйского двора.

Коляда, коляда молодица моя…

Взявшись под руку, Иван и Хозяйка уходят.

Дети возвращаются в группу, угощаются ватрушками.

Название: Сценарий праздника для подготовительных групп в детском саду «Рождественские святки»

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ «Детский САД № 28»
Месторасположение: Нижегородская обл. г.Дзержинск