Стоунхендж – загадка природы или творение человечества? Кромлех стоунхендж в великобритании - таинственное наследие древних.

Примерно в 130 километрах от Лондона есть очень странное место - куча огромных камней, аккуратно расставленных по кругу посреди чистого поля. Их возраст не поддается точной оценке даже средствами современной науки - то ли три тысячи лет, то ли все пять. Зачем наши предки, буквально только что слезшие с деревьев, вдруг стали вырубать из скал огромные глыбы и тащить их за сотни километров? Древняя обсерватория, культовое сооружение друидов, посадочная площадка для инопланетян и даже портал в другое измерение - все это Стоунхендж.

Великобритания, графство Уилтшир, 13 километров от городка Солсбери. Здесь, посреди обычной английской равнины, и находится Стоунхендж - одна из самых известных построек в мире. В нем насчитывается 82 пятитонных мегалита, 30 каменных блоков по 25 тонн каждый, и 5 гигантских трилитов, вес которых достигает 50 тонн.

Что такое «Стоунхендж»

Само слово «Стоунхендж» очень древнее. Относительно его происхождения есть несколько версий. Оно могло образоваться от староанглийских «stan» (stone, то есть камень) и «hencg» (стержень - поскольку верхние камни фиксировались на стержнях) или «hencen» (виселица, пыточный инструмент). Последнее можно объяснить тем, что средневековые виселицы строились в форме буквы «П» и напоминали трилитоны Стоунхенджа.

Мегалит (от греческого «megas» - большой, и «litos» - камень) - крупный обтесанный кусок скальной породы, используемый при строительстве древних культовых сооружений. Как правило, такие конструкции воздвигались без применения строительного раствора - каменные блоки держались под собственным весом или на вытесанных каменных «замках».
Трилит (или «трилитон», от греческого «tri» - три и «litos» - камень) - строительная структура из двух вертикальных блоков, поддерживающих третий, горизонтальный.


Как строили Стоунхендж

Строительство Стоунхенджа происходило в несколько этапов, занявших в общей сложности свыше 2000 лет. Однако археологи обнаружили свидетельства наличия на этом месте гораздо более древних построек. Например, рядом с автостоянкой для туристов неподалеку от Стоунхенджа недавно найдены три неглубокие «шахты», в которые были вкопаны деревянные опоры (они, естественно, не сохранились). По расположению опор видно, что они поддерживали очень крупный деревянный монумент, возраст которого оценивается приблизительно в 8000 лет.
Примерно в 2600 году до нашей эры деревянные постройки были снесены, а взамен появились величественные каменные сооружения. Сначала строители выкопали два ряда крупных лунок в форме полумесяца (одна подкова внутри другой), развернутого на северо-восток. За 385 километров отсюда, из скал Карн Менин в холмах Пресели (Уэльс), было доставлено 80 так называемых «синих камней». Каждый камень имел около 2 метров в высоту, примерно 1,5 метра в ширину и 0,8 метра в толщину. Весили они по 4-5 тонн.
В самом сердце Стоунхенджа поставили шеститонный монолит из зеленого слюдяного песчаника - так называемый «Алтарь». Кроме того, северо-восточный вход был перенесен чуть в сторону и расширен - так, чтобы он смотрел точно на восход солнца в день летнего солнцестояния.
Судя по всему, строительство Стоунхенджа на этой фазе осталось незавершенным. «Синие камни» вскоре были убраны, а лунки под ними засыпаны.
Тогда же здесь появились три отдельно стоящих крупных «синих камня». Уцелели два - так называемый «Пяточный» (в значении «последний») камень на северо-восточном входе снаружи валов и «Камень-плаха» около того же входа внутри валов (впоследствии он рухнул набок). Несмотря на название, с кровавыми жертвоприношениями «Камень-плаха» не связан. Из-за выветривания на его боку стали появляться красные пятна - окислы железа, что и породило столь мрачные ассоциации. Кроме того, на внутренней стороне северного и южного валов с неизвестными целями были насыпаны небольшие курганы (без захоронений), увенчанные «синими камнями».
В конце 3 тысячелетия до нашей эры Стоунхендж подвергся новой - самой масштабной перестройке, благодаря которой он стал так популярен в наши дни. С холмов южной Англии (удаленных от Стоунхенджа на 40 километров) сюда привезли 30 огромных каменных блоков - «сарсенов», каждый из которых весил по 25 тонн.


Стоунхендж. Как это было.

Самое раннее из сохранившихся культовых сооружений на территории Стоунхенджа выглядит очень примитивно и ничем не напоминает более поздние каменные постройки. Стоунхендж №1 построен не ранее 3100 года до нашей эры и представлял собой два круглых земляных вала, между которыми располагался ров. Диаметр всего объекта - около 115 метров. С северо-восточной стороны был устроен большой вход, а с южной - малый.
Предположительно, ров между валами выкопали при помощи инструментов из оленьих рогов. Работа велась не в один прием, а по секциям. Исследования показали, что дно рва было покрыто костями животных (олени, быки). Судя по их состоянию, за этими костями тщательно следили - вероятно, они имели немалое культовое значение для людей, посещавших храм.
Прямо за внутренним валом внутри комплекса было выкопано 56 углублений, расположенных по кругу. Их назвали «лунки Обри» - по имени антиквара, обнаружившего их в 1666 году. Предназначение лунок неясно. Если верить химическому анализу почвы, деревянные опоры в них не ставились. Самая распространенная версия - по лункам рассчитывали лунные затмения, правда, точность оставляет желать лучшего.


Стоунхендж - доисторический крематорий

Более поздние постройки датируются 2900-2500 годами до нашей эры и о них можно судить теоретически - время оставило нам только группу углублений в земле, куда помещались деревянные опоры для неких конструкций. Последние вполне могли быть крытыми навесами, ведь эти лунки (сейчас уже заполненные землей и малоотличимые от остального ландшафта) идут двумя параллельными рядами от северного и южного входов к центру всего сооружения. Диаметр углублений значительно меньше лунок Обри, всего 0,4 метра, и они более удалены друг от друга.
Во вторую фазу строительства Стоунхенджа земляные валы были частично срыты - их высота уменьшилась, а ров между ними был почти наполовину засыпан. В тот же период функции лунок Обри изменились - они стали использоваться для захоронения кремированных останков. Похожие захоронения начали проводиться и во рву - причем только в его восточной части.
Для чего бы ни построили Стоунхендж, через несколько сотен лет после этого он стал использоваться в качестве огороженного кладбища для кремированных останков - первого из известных в Европе.


Занимательные факты о Стоунхендже

Самые распространенные находки археологов в земле под Стоунхенджем - римские монеты и останки саксов. Они датируются 7 веком до нашей эры.
Существуют и более экзотические теории насчет лунок Обри. Например, древние могли использовать их для планирования беременности (исходя из 28-дневного менструального цикла у женщин).
Синие камни - долерит, ближайший родственник крупнозернистого базальта. Свое «цветное» прозвище долерит получил потому, что синеет, будучи намоченным водой. Свежий скол камня также имеет синий оттенок.Пяточный камень - назван так из-за легенды, по которой Сатана кинул его в монаха и попал тому в пятку.Происхождение слова «сарсен» неясно. Возможно, оно пошло от более позднего термина «сарацин» (сарацинские, то есть языческие камни). Сарсены использовались для строительства не только Стоунхенджа, но и других мегалитических монументов Англии.Внутренняя сторона сарсенов была обработана гораздо лучше внешней. Это говорит о том, что, возможно, помещение было закрытым, а внутри него справлялись некие важные обряды, участники которых не покидали каменного «круга».Расчеты показывают, что для строительства Стоунхенджа (доступными в то время инструментами) требовалось порядка 2 миллионов человеко-часов работы, а обработка камней заняла бы в 10 раз больше. Причина, по которой люди трудились над этим монументом почти 20 веков, наверняка была очень веской. Теория о посадочной площадке для НЛО возникла отчасти из-за того, что неподалеку от Стоунхенджа располагается военный аэродром (около города Ворминстер).


Для чего был нужен Стоунхендж?

Как только люди не ломали головы - зачем древним был нужен Стоунхендж? Самые первые из дошедших до нас упоминаний связывают его с легендой о короле Артуре - якобы этот монумент построил сам волшебник Мерлин (по другой версии, он перенес его своими чарами с горы Киллараус в Ирландии).
Другие истории «обвиняли» в строительстве Стоунхенджа самого дьявола. В 1615 году архитектор Иниго Джонс заявил, что каменные монолиты построили римляне - якобы это был храм языческого божества по имени Кнелус. В 18 веке исследователи обнаружили «астрономическую» функцию Стоунхенджа (его ориентация на солнцестояние) - так появилась версия, согласно которой эта постройка принадлежала друидам. В наше время некоторые специалисты утверждают, что по Стоунхенджу можно предсказывать солнечные затмения либо даже проводить сложные математические вычисления. Теории «планетария» и «калькулятора» очень спорные - доказательства, как правило, опровергаются либо простейшими астрономическими фактами, либо самой историей (Стоунхендж неоднократно перестраивался, менял структуру и наверняка служил разным целям).
Внешнее кольцо сарсенов
Весьма интересным выглядит предположение о том, что второй, «кладбищенский» этап постройки Стоунхенджа был связан с успешными завоевательными походами местных племен. Анализ останков, найденных в соседних со Стоунхенджем могильниках, показал, что некоторые из захороненных там людей были родом из Уэльса. Это также может объяснить последующую доставку «синих камней», символизирующую собой объединение двух земель. Специалисты также допускают, что большую часть своей истории Стоунхендж служил местом для кремации останков. Эта версия не лишена права на существование, ведь неолитические культуры Европы связывали дерево с жизнью, а камень - со смертью.


Конец XIX века

Так или иначе, не следует называть Стоунхендж обсерваторией или ассоциировать его с друидами. В первом случае мы просто применяем понятия 21 века к событиям, происходившим почти 5000 лет назад. Во втором - приносим факты в жертву красивой легенде. Друиды - явление чисто кельтское. Кельты пришли в Британию не ранее 500 года до нашей эры - Стоунхендж был уже построен.


Писатели-фантасты о Стоунхендже

Стоунхендж - сооружение настолько древнее и непонятное, что даже фантасты не слишком уверены, что с ним делать. Идеи, которые они предлагают в своих произведениях, зачастую мало чем отличаются от версий некоторых ученых.
К примеру, Гарри Гаррисон вместе с Леоном Стовером написал роман «Стоунхендж» (1972). Согласно этой книге, древние монолиты были воздвигнуты выжившими жителями Атлантиды. Чуть раньше Кит Лаумер создал книгу «След памяти» (1968), где развил «инопланетную» идею: рядом со Стоунхенджем находится подземный центр связи, откуда можно вызвать спускаемый модуль огромного инопланетного корабля, дрейфующего рядом с Землей - причем этот модуль приземлялся прямо на Стоунхендж.


Новый Стоунхендж

: современные астрономы оживили знания предков
12 февраля 2005 года в новозеландском местечке Wairarapa открылся "Новый Стоунхендж", очень похожий на своего знаменитого британского "родственника". Но зачем современным астрономам нужно было возводить копию древнего сооружения?
Современная каменная обсерватория называется "Стоунхендж Аотеароа" (Stonehenge Aotearoa), и построен он новозеландским астрономическим обществом "Феникс" (Phoenix Astronomical Society).
Аотеароа - это название Маори для Новой Зеландии. И взято оно неспроста.
Но сначала нужно сказать, что новый Стоунхендж - вовсе не точная копия каменного монстра с равнины Солсбери (Stonehenge), хотя базовые их размеры - практически одни и те же.
И это не простой туристический аттракцион. Стоунхендж Аотеароа является полномасштабной адаптацией своего предка к правильной работе на другом краю планеты. Что это за работа? Разумеется - указание астрономических событий.


O

Этимология

Точный перевод старинного староанглийского названия Стоунхенджа - Stanhengues (Станхенг) остаётся достаточно неопределённым. Хотя переводы делались ещё в Средневековье, что давало «подвешенные камни» или «висячие камни». Менее убедительные варианты - «каменная петля» и «каменная курица» ассоциировались с виселицей, так как виселицы представляли собой перекладину на двух стойках.

Современное название Stonehenge имеет значение «каменный хендж», то есть «каменный круг», так как вторая часть слова послужила для создания археологического термина хендж - ритуального круга из грунтового вала со рвом по внутренней стороне.

Видео по теме

Описание

На плане выделяются

Камни, сосредоточенные в центре Стоунхенджа, обозначены на плане цветом: серым - для валунов песчаника (сарсена) и синим - для ввозимых издалека камней, главным образом голубых камней (bluestone). Эти каменные глыбы были, вероятно, доставлены на место строительства Стоунхенджа с расстояния в 380 км, примерно с восточной части Уэльса, поскольку это ближайший каменный карьер.

Расположение камней реконструировал Уильям Стьюкли в середине XVIII века , дальнейшие исследования внесли в него незначительные коррективы. (См. также круговые панорамы , ).

Датировка сооружения

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами . Раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам. Современная датировка элементов Стоунхенджа основана на радиоуглеродном методе . В настоящее время выделяют следующие фазы:

Назначение

Стоунхендж в летнее солнцестояние, 1700 г.

Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина . В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне . Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы . В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже, как о святилище друидов . Некоторые считали, что это гробница Боадицеи - языческой королевы.

В 1995 году британский астроном Данкан Стил выдвинул теорию, согласно которой Стоунхендж изначально служил для предсказания космических катастроф (связанных с последствиями прохождения Земли через хвост кометы, известный, как Taurida Complex). Научного подтверждения она не имеет.

Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Например, во рву найден скелет молодого мужчины, датированный с помощью радиоуглеродного метода 780-410 годами до н. э.

Фильмография

  • д/ф «Загадки истории. Правда о Стоунхендже» (AETN International и КП Продакшн, 2010)
  • д/ф «Гениальная геометрия. Следы таинственных предков» (англ. Genius and Geometry. Traces of Our Enigmatic Ancestors ) (реж. Рональд Вауган, 2010)

Окрестности Стоунхенджа

Исторические и археологические памятники в окрестностях Стоунхенджа

Кроме Стоунхенджского кромлеха, в близлежащей местности выявлен ряд других памятников эпохи неолита и более позднего времени. Среди них курганы, рвы, другие культовые сооружения. Упоминания заслуживает

Стоунхендж - гигантская каменная загадка в самом центре Европы. Сегодня мы знаем очень немного о его возникновении, истории и назначении, но даже этой информации хватает, чтобы понять: обычные люди никак не могли рассчитать и построить такую громадину… Предлагаем Вам узнать об исследованиях этого феноменального сооружения и о гипотезах, выдвигаемых разными учёными, согласно возраста Стоунхенджа и его предназначения.

Стоунхендж… Несколько камней, курганов, рвов, ям и валов, но о нем не перестают говорить и историки, и эзотерики, делясь своими догадками и ощущениями. Причем эти чувства и мысли нельзя сравнить с обыденными и примитивными. Поистине, о Стоунхендже было немало сказано, однако еще многое следует выяснить, чтобы разгадать загадку этого поистине странного сооружения.


Стоунхендж - это каменное мегалитическое сооружение в 130 км к юго-западу от Лондона. По кругу вдоль наружного вала расположены 56 маленьких погребальных “лунок Обри”, названных так в честь Джона Обри, который первым описал их в XVII столетии. К северо-востоку от входа в кольцо стоял громадный, семиметровый Пяточный камень. При строительстве Стоунхенджа II была проложена земляная аллея между Пяточным камнем и входом. Были возведены два кольца из 80 огромных каменных глыб голубого цвета, которые, вероятно, доставлялись за 320 км из Южного Уэльса. На заключительном этапе строительства была произведена перестановка мегалитов. Голубые камни заменили кольцевой колоннадой из 30 трилитов, каждый из которых состоял из двух вертикальных камней и опиравшуюся на них горизонтальную плиту. Внутри кольца когда-то находилось ещё 5 отдельно стоящих трилитов, образующих подкову.


Согласно преданиям к возведению мегалита приложил руку сам Мерлин, который принес камни из юго-западного Уэльса, славящегося скоплением священных источников.


Происхождение громадного Пяточного камня связано уже с другой легендой. Говорят, однажды дьявол увидел среди камней прячущегося монаха. Прежде чем несчастный успел скрыться, дьявол запустил в него огромным валуном, который придавил ему пятку.

Однако ученые придерживаются иного мнения. Так, в эпоху Возрождения архитектор И. Джонс предположил, что Стоунхендж построили древние римляне.


Средневековые научные умы полагали, что сооружение - дело рук швейцарцев или германцев.


В XIX веке решили, что здесь находилось место силы друидов, благодаря которому они могли совершать серьезные ритуалы, объединив свои общинные силы с силами природы - считалось, что мегалит расположен на пересечении энергетических линий.


Английский писатель и историк Том Брукс в результате своих многолетних исследований сделал вывод, что Стоунхендж входил в состав гигантской навигационной системы, состоящей из равнобедренных треугольников, вершина каждого из которых указывала на следующий пункт.


В наше время некоторые историки выдвигают теорию, гласящую, что Стоунхендж - гробница Боадицеи, некой языческой королевы. В любом случае все сходятся на наличии некоего глубинного смысла, которым древние зодчие наделяли свой труд. Ведь все-таки, очевидно, не зря в XVIII веке от мегалита аборигены откалывали кусочки и носили с собой в качестве амулета.


В целом представляет собой сооружение из 82 пятитонных мегалитов, 30 каменных блоков, весом по 25 тонн и 5 огромных так называемых трилитов, камней, вес которых достигает 50 тонн. Сложенные каменные блоки образуют арки, которые служили когда-то безупречным указателем сторон света.


До недавнего времени ученые предполагали, что этот монумент сооружен во втором тысячелетии до нашей эры жившими на Британских островах племенами для наблюдения за Солнцем и Луной. Но последние данные современной науки заставляют пересмотреть многие выводы исследователей. Сейчас археологи сошлись во мнении, что этот архитектурный памятник возведен в три этапа между 2300 и 1900 гг. до н.э. А недавние исследования этой территории показали, что люди жили здесь ещё в 7200 году до н.э., задолго до создания Стоунхенджа (до этого считалось, что раньше 3600 года здесь никого не было).


Еще в 20-х годах минувшего века известный геолог X. Томас установил. что камни для возведения комплекса доставлялись из каменоломен. которые находились более чем за 300 километров от места строительства! Не нужно говорить, что транспортировка гигантских каменных блоков требовала невероятных усилий.


В конце 1994 года профессор Уэльского университета Дэвид Боуэн с помощью новейшего метода определил возраст Стоунхенджа. Оказалось, что он составляет 140 000 лет. Зачем же древним людям понадобилось прилагать огромные усилия на вырубку, сложнейшую транспортировку, обработку прочнейших глыб и их невероятную по точности установку в строгом порядке? Ответа на этот вопрос пока нет…


Известный астроном Фред Хойл. изучив все геометрические особенности Стоунхенджа, определил, что создатели этого сооружения знали точный орбитальный период Луны и продолжительность солнечного года. По выводам других исследователей, лунки, находящиеся внутри круга, образуемого каменными блоками, в точности обозначают траекторию Полюса мира 12-30 тысяч лет назад!


В 1998 году ученые-астрономы воссоздали с помощью компьютера первоначальный вид Стоунхенджа и провели различные исследование Их выводы явились для многих шокирующими. Оказывается, этот древний монолит является не только солнечным и лунным календарем, как предполагалось ранее, но и представляет собой точную модель солнечной системы в поперечном разрезе. Согласно этой модели, солнечная система состоит не из девяти, а из двенадцати планет, две из которых находятся за орбитой Плутона, а еще одна - между орбитой Марса и Юпитера, где сейчас располагается пояс астероидов. В принципе, эта модель подтверждает предположения современной астрономической науки и полностью согласуется с представлениями многих древних народов, которые также полагали, что число планет в нашей солнечной системе равно двенадцати.


Особенностью всех древних мегалитов, является их необычайно высокая сейсмостойкость. Исследования показали, что при их строительстве использовались специальные платформы, смягчающие или полностью гасящие подземные толчки. На таких платформах воздвигнуто большинство всех древних сооружений. Помимо этого, такие фундаменты практически не дают “усадки почвы”, которая неизбежно происходит при современном строительстве.


Ученым пока не известно, кто и для чего воздвиг во времена каменного века эту грандиозную астрономическую обсерваторию. По этому поводу до сих пор кипят дискуссии и споры, которые вряд ли стихнут в ближайшее время - слишком уж колоритное сооружение является предметом этих дебатов.


Несомненно одно, кем бы ни были древние строители, они обладали просто колоссальными познаниями в астрономии, математике, геологии и архитектуре! И если учесть, что грандиозные монументы и сооружения в доисторические времена воздвигались практически по всему миру, то можно сделать вывод, что мы, современные люди, практически ничего не знаем о собственной истории…


Большинство исследователей, рассматривая Стоунхендж, приводят его как доказательство блестящих астрономических познаний древних британцев. Не исключено, что для древних обитателей Британии и севера Франции мегалитические постройки типа Стоунхенджа были как астрономическими, так и ритуальными сооружениями. В них одновременно с изучением планет, звезд, восходов и заходов Солнца, производили захоронение умерших, о чем говорят многочисленные могильники и другие обрядовые места.

Стоунхенджем в наши дни называют древнее сооружение, представляющее из себя комплекс каменных блоков, ограниченных земляным рвом. По краям рва располагаются два земляных вала - внутренний и внешний. Последний, собственно, и является границей всего этого комплекса. Находится данное рукотворное творение в 130 километрах юго-западнее Лондона. Территория принадлежит административному образованию (унитарной единице) Уилтширу.

Стоунхендж, по одной из версий, неразрывно связан с друидами

От Стоунхенджа отходит так называемая авеню - это тянущаяся в сторону реки Эйвон параллельная пара рвов. Рвы, с обеих сторон, ограничены валами и имеют длину порядка 3-х километров. Всё это едва различимо на местности, но видимо когда-то выглядело масштабно и величественно.

Каменные сооружения комплекса (мегалиты или трилиты), а также отдельные грубо-обработанные камни (менгиры) представляют из себя известковый песчаник сероватого цвета. В то же время часть камней меньшего размера отличается по цвету. У них голубоватый оттенок, и они являются ничем иным как кремнистым песчаником. Последний твёрже известкового песчаника и имеет более приятный эстетический вид.

Всё это каменное великолепие образует кромлех - несколько концентрических окружностей (окружностей, имеющих общий центр) из грубо-обработанных камней. Вернее это когда-то были окружности, сейчас от них остались только жалкие остатки.

Наружная окружность, в своё время, состояла из 30 вертикально-стоящих сероватых камней. Высота каждого из них 4,1 метра, ширина 2,1 метра, вес одного камня примерно 25 тонн. На эти многотонные глыбы были уложены каменные горизонтальные перекрытия. Каждое из них покоилось на двух вертикальных камнях, в плоских вершинах которых были сделаны специальные выступы высотой 20 сантиметров.

В перекрытиях соответственно находились углубления. Посредством этого незамысловатого технического решения и собиралась очень крепкая конструкция из вертикальных и горизонтально-лежащих на них камней. Горизонтальные камни или перемычки имели следующие размеры: длина 3,2 метра, ширина 1метр, толщина 0,8 метра. Образованный таким образом круг составлял в диаметре 33 метра. В наши дни осталось 13 вертикальных камней и 6 перекрытий.

Стоунхендж (вид сверху)

Внутри этого рукотворного круга имелся другой круг из 30 голубых камней. Они значительно уступали в размере серым камням наружного круга и не имели перекрытий. В наши дни их осталось не больше десяти.

Голубые камни окружали пять огромных трилитов, расположенных в виде подковы. Каждый из них представлял из себя две серые вертикальные глыбы с лежащим на них перекрытием. Вес одной такой глыбы 40 тонн. В то же время размеры у трилитов разные. Высота центрального трилита 7,3 метра, высота крайних трилитов 6 метров. Своим основанием эта своеобразная подкова была направлена к авеню.

На сегодняшний день картина имеет следующее содержание: в нормальном состоянии сейчас находится три боковых трилита. Центральный, самый высокий трилит остался в виде одного вертикального камня. В таком же состоянии находится крайний левый от него трилит. Между ними лежат остатки от 15-ти голубых камней. В своё время они также в виде подковы ограждали центральную часть кромлеха. Среди них возвышался 6-ти тонный алтарный камень как раз напротив самого большого центрального трилита. На данный момент времени он уже не высится, а пребывает в горизонтальном положении. Тем не менее эта глыба не потеряла своего величия даже в таком непрезентабельном виде.

Всё это каменное образование окольцовано двумя окружностями ям. В наши дни это естественно не глубокие ямы, которыми они когда-то являлись, а едва различимые впадины на почве. Ближняя к кромлеху окружность состоит из 30 ям - их называют Z-лунками. В следующей окружности также насчитывается 30 углублений. Они носят названия Y-лунки. В те далёкие времена, когда весь комплекс сооружений выполнял свои функции, над этими ямами возвышались длинные деревянные столбы.

То же самое можно сказать и о третьей окружности ям. Она расположена совсем недалеко от внутреннего вала и состоит из 56 ям. Это так называемые лунки Обри. Открыты они британским писателем и антикваром Джоном Обри (1626-1697) в 1666 году. В честь данного уважаемого господина и получили своё название.

Как раз на пересечении лунок Обри, напротив друг друга, находятся два кургана. В них нет никаких захоронений. К слову сказать, на всей территории Стоунхенджа не смогли найти человеческих останков, кроме одного тела. Это так называемое «тело лучника». Обнаружено оно во рву и датируется 780-700 годом до н. э.

Интерес также представляют из себя два опорных камня. Они, как и курганы, лежат на пути лунок Обри. Ещё в XIX веке камней этих было четыре, сейчас осталось два. Данные глыбы чётко соответствуют сторонам света.

Заключительным штрихом к данной экспозиции являются два серых камня. Один находится опять же на пути лунок Обри, как раз напротив аллеи, уходящей к реке Эйвон. Он представляет из себя лежащую монолитную глыбу длиной 4,9 метров и носит название камень-эшафот. Второй камень расположен на самой аллее и на одной линии с камнем-эшафотом. Он стоит вертикально и обозначается как пяточный камень. Высота его достигает 6 метров.

Вот собственно и весь Стоунхендж. Какие-то каменные глыбы, ямы, рвы - что к чему. Однако интерес к этому удивительному сооружению древности огромен. Он уходит в глубь веков, а первое упоминание о нём датируется XII веком. Люди, описавшие это своеобразное сооружение, являлись священнослужителями и историками Британии - это Гиральд Камбрийский (1146-1223) и Гальфрид Монмутский (1100-1155). Об этом извещает нас современная официальная история Соединённого Королевства.

Именно Гальфрид Монмутский связал Стоунхендж с легендарным британским героем древности Мерлином. Последний, судя по легендам, был могущественным волшебником и наставником короля Артура . Он перенёс Стоунхендж с земли возле Днепровских порогов на луга Англии. На новом месте гранитное сооружение и застыло в своём величии.

В дни летнего и зимнего солнцестояния лучи достигшего зенита Солнца пробивались точно между вертикальными камнями самого большого 7-ми метрового трилита, развёрнутого широкой стороной в сторону алеи. В эти мгновения, на стоящих рядом людей находило озарение: им открывались сокровенные тайны бытия, они получали руководство к будущим действиям и великим свершениям, направленным на благо государства.

Стоунхендж ассоциировался с рыцарями круглого стола, которые были равны между собой, но признавали первенство короля Артура. Видимо под ним и подразумевался самый большой трилит. Образы остального воинства, связанного узами чести и дружбы, запечатлелись в каменных глыбах, неразрывно соединённых мощными перекрытиями.

Все глыбы имеют нестандартные формы и отличаются друг от друга. В древние времена это конструктивное решение лишний раз подчёркивало индивидуальность каждого человека, его уникальность, а мощные связующие перекрытия - преданность общей идее и цели. Ну а уж алтарный камень в центре кромлеха был ничем иным как чашей Грааля , добыть которую мечтали многие рыцари круглого стола.

Столь красивая легенда скорее всего не отвечала истинному положению вещей, так как наравне с ней существовали и другие не менее красочные повествования, пытающиеся также объяснить как создание, так и саму суть Стоунхенджа.

В частности комплекс из камня считали могилой Боудикки. Эта женщина являлась женой вождя племени иценов Прасутага. Ицены представляли из себя одно из племён бриттов (кельтов), населявших юго-восточную область Британии во времена римского владычества. Прасутаг возглавил войну против Рима, но был убит. Его дело продолжила жена.

Наместник Римской империи в Британии Гай Светоний Паулин (являлся претором с 58 по 62 годы) двинул против Боудикки свои легионы. В жестокой битве ицены были разбиты. Воинственная и мужественная женщина не захотела сдаваться в плен римлянам. Она приняла яд. Случился данный трагический факт в 61 году.

Похороны Боудикки представляли из себя роскошное зрелище. В последний путь её провожали и римляне, и ицены, и другие племена бриттов. Где захоронено её тело - неизвестно. Отсюда и легенда, повествующая о том, что специально для бесстрашной женщины, в знак уважения к ней, римляне построили обширное каменное захоронение - Стоунхендж.

Есть и ещё одна легенда. Создателями Стоунхенджа она называет друидов. Последние являлись носителями древних знаний у кельтских племён. Информацию прошлого друиды передавали устно, из поколения в поколение, в виде поэм или сказаний. Создать лирическое произведение дано не каждому. Здесь нужен особый дар, даже талант.

Отсюда и обособленность друидов. Они представляли из себя отдельную касту, объединяющую людей одарённых, не лишённых творческой жилки. По нынешним временам их можно назвать интеллигенцией кельтских народов.

Именно они и поострили Стоунхендж. Он служил местом сбора этой интеллектуальной творческой элиты. Местом, где друиды обменивались бесценной информацией, соревновались в талантах, выбирали из своей среды лучших. Странная конструкция данного сооружения осталась великой тайной: друиды не раскрыли её никому. Не смогли разгадать тайну и многие поколения, живущие позже тех древних интеллектуалов, и она навсегда канула в лету.

Все эти легенды, скорее всего, не имеют ничего общего с реальностью. К тому же, посредством радиоуглеродного метода доказано, что Стоунхендж построили примерно 3500 лет до н. э, когда не было ни друидов, ни Мерлина. Он функционировал почти 2,5 тысячи лет и был заброшен только где-то в 1100 году до н. э.

Какие функции выполняло данное сооружение, какой несло смысл - тайна за семью печатями. Также неясно - кто воздвиг все эти каменные глыбы, и откуда их доставили к месту строительства.

На Солсберийской равнине, где и находится Стоунхендж, нет осадочных горных пород песчаника. Вся эта местность покоится на известняковом основании. Песчаник, а тем более голубой, присутствует на пологих склонах Кембрийских гор Южного Уэльса. Это 200 километров напрямую до Солсберийской равнины.

Путь далёкий и трудный, но ближе соответствующей породы нигде нет. Значит в те далёкие времена люди доставляли голубой камень именно из Южного Уэльса. Каким способом осуществлялась транспортировка неясно. Скорее всего по морю, вокруг полуострова Корнуолл, или часть пути проходила через Бристольский залив, а оставшиеся 80 километров до долины - волоком на специальных салазках по суше.

Что же касается серого песчаника, то его залежи присутствуют в 30 километрах от Стоунхенджа. Именно из этих мест огромные многотонные глыбы и доставляли на Солсберийскую равнину. Задача нелёгкая, но древние люди с ней справились блестяще и установили величественные монументы, которые и в наши дни поражают воображение и вызывают множество вопросов.

Вопрос первый - не являлся ли Стоунхендж местом массовых захоронений людей. Нет не являлся. Ещё во времена короля Якова I Английского (1566-1625) на территории данного каменного сооружения производили раскопки. Человеческие останки найдены не были. Нашли только коровьи рога, кости животных, осколки глиняной посуды.

Буквально через 45 лет после этих исследований в Стоунхендже появился Джон Обри. Он обнаружил 56 ям, но больше ничего интересного не нашёл. Уже после него во рву, на большой глубине, раскопали останки мужчины. При нём нашли колчан со стрелами, на которых не было наконечников. Зато на отдельных костях скелета отчётливо проглядывались глубокие борозды. Такие следы могли оставить именно наконечники от стрел.

Их почему-то не нашли возле трупа. Скорее всего смертоносные стрелы извлекли из тела после убийства. Мёртвого мужчину бросили в ров, может даже присыпали землёй. В таком положении он и пролежал две с половиной тысячи лет.

Вопрос второй - не являлся ли Стоунхендж астрономической обсерваторией древних людей. Нет не являлся. Об этом говорит хотя бы тот факт, что место, где расположен кромлех, никак не соответствует местоположению наблюдательного пункта за движением космических тел.

Любой из нас согласится, что подобные объекты сооружаются на возвышенностях, чтобы обзору ничто не мешало. Стоунхендж расположен на склоне очень пологого холма. Его даже не попытались построить на вершине. То есть люди однозначно не ставили перед собой задачу связывать эту постройку с бескрайними просторами Космоса.

Ну и наконец третий вопрос - может быть Стоунхендж представлял из себя мощный генератор энергии. На это косвенно указывает по крайней мере аллея, ведущая прямо к реке. Ведь вода является основой всего, и именно благодаря ей в наши дни вырабатывается электричество.

Здесь однозначного ответа нет. Современный человек слишком мало знает о древних цивилизациях и о тех способах, которые они использовали для получения необходимой для нормальной жизнедеятельности энергии.

Одним словом, домыслов и предположений может быть великое множество. К слову сказать, на данный момент времени существует порядка 200 различных теорий, пытающихся объяснить суть Стоунхенджа, его предназначение, и что вообще он значил для наших далёких предков.

Как бы там ни было, а люди уже с середины XVIII века вплотную занимались изучением Стоунхенджа. Большую работу проделал Уильям Стьюкли (1687-1765) - британский археолог. Именно он являлся ярым сторонником версии, что данный каменный комплекс воздвигли друиды. Им даже была написана книга: «Стоунхендж - храм британских друидов».

Археолог рассматривал данное образование как центр духовности, как усилитель тех процессов, которые нескончаемо идут в подсознании человека. Именно благодаря каменным изваяниям осуществлялась тонкая связь между прозаическим бытием и внутренним миром людей. Результатом этого являлись величайшие художественные произведения, рождённые просветлённым разумом в глубинах человеческого мозга.

Уже с начала XIX века на Стоунхендж смотрели более прозаически. Кромлех стал приобретать статус туристического центра. Всё больше и больше путешественников считали своим долгом заглянуть сюда на огонёк. Естественно люди не ограничивались прозаическим осмотром каменных глыб. Каждый из них считал своим долгом отколоть кусочек песчаника себе на память.

Так как голубые камни обладали большей твёрдостью, то страдали в основном их серые коллеги. Они катастрофически стали уменьшаться в размерах, а затем и падать на земную твердь. Но в конце концов печальная участь коснулась и голубых собратьев. Те вдруг, по непонятным причинам, проявили поразительную способность к исчезновению. Скорее всего дельцы от строительства нашли способ использовать эти глыбы в каких-то коммерческих целях.

Конец всему этому безобразию положил 1901 год. Именно тогда начались работы по реконструкции Стоунхенджа. Эта деятельность сразу охладила туристический пыл, так как было категорически запрещено брать что-либо с территории кромлеха. Глыбы же стали поднимать по мере возможности и штукатурить.

Вся эта деятельность шла ни шатко ни валко, с большими перерывами, до 1964 года. Именно этой датой и ограничиваются восстановительные работы. И вот уже более 50 лет Стоунхендж радует туристов своим видом.

Радовать-то радует, но тайн не раскрывает. Возраст его вроде как определён - по крайней мере так заявляют официальные источники, что же касается истинной сущности этого строения, то на суд читателей выносится довольно жизнеспособная и оптимальная теория. Она, к тому же, проверена на практике, так что имеет полное право на существование.

Всё упирается в те религиозные и мистические обряды, которые испокон веков совершали жрецы и шаманы различных языческих народов. Общим у всех у них являлись заунывные молитвы, осуществляемые под методичный и размеренный барабанный бой.

В результате подобных манипуляций, присутствующей паствой постепенно овладевал религиозный экстаз. Люди теряли своё Я, погружались в состояние прострации. В их мозгах начинали возникать различные видения, не имеющие ничего общего с существующей реальностью. Иными словами человек впадал в состояние изменённого сознания.

Именно в эти моменты в его мозгу открывались глубины подсознания, через которые начинала течь информация, но не посредством мыслей, а в виде образов и красочных видений. Всякое логическое мышление уходило на задний план, затухало, а разум становился открытым для величайших откровений, текущих с невидимых высот в жаждущий истинных знаний человеческий мозг.

Если рассматривать данное явление с общепринятой научной точки зрения, то можно со всей ответственностью сказать, что в подобных ситуациях наблюдаются все признаки резкого возрастания активности альфа-ритма человеческого мозга. Серое вещество начинает излучать альфа волны, частота которых лежит в диапазоне от 7 до 14 герц.

Именно альфа-ритм и доминирует в мозгу человека в то время, когда тот находится в состоянии изменённого сознания. Источником энергии таких волн является геомагнитное поле Земли, имеющее неразрывную связь с Космосом. В последнем как раз и содержится зашифрованная Вселенская информация.

Альфа-ритм её расшифровывает, и сознание человека озаряется теми знаниями, которые никогда бы не были получены посредством напряжённой работы мысли и логическими умозаключениями.

Всё вышеизложенное - отнюдь не тайна за семью печатями. Возникает только вполне закономерный вопрос: при чём тут барабаны, жрецы и шаманы. А при том, что именно они и активизируют альфа волны.

Монотонная барабанная дробь, опять же заунывные монотонные молитвы воздействуют на человеческий мозг и вынуждают его генерировать соответствующие частоты, лежащие в диапазоне от 7 до 14 герц. Для того, чтобы эффект был максимально эффективным, лучше всего находиться в замкнутом пространстве, которое могло бы отражать и усиливать соответствующую звуковую какофонию. Тогда результат от состояния изменённого сознания был бы гораздо более высоким и продуктивным.

Именно таким замкнутым пространством и являлся в глубокой древности Стоунхендж. Люди находились на площадке, ограждённой каменными глыбами. За ними высились три частокола из деревянных брёвен. Вся эта конструкция способствовала усилению монотонных ритмов. Присутствующие, под бой барабанов и заунывные молитвы жрецов, впадали в прострацию. Посредством этого они и получали высшие откровения и бесценные знания, касающиеся тайн бытия.

Любое утверждение требует доказательств, в противном случае оно будет выглядеть самонадеянно и даже смешно. Ну что же, такое доказательство есть. Предоставил его фермер Алрой Уилсон из штата Колорадо (США). На своей ферме он построил Стоунхендж-копию. Именно здесь американские исследователи и провели соответствующие испытания. Правда они использовали не настоящие барабаны и молитвы, а звукозапись, но это никак не повлияло на чистоту эксперимента.

Присутствующие, находящиеся в центре Стоунхенджа-копии, очень быстро потеряли ощущение реальности и впали в состояние транса. Те ощущения, которые они испытали, невозможно описать словами. Это были яркие образы и видения величайших тайн, надёжно укрытых от трезвого и рационального человеческого разума в глубинах мироздания. Единственное - эта информация не поддавалась расшифровке, так как для этого нужны специальные знания и опыт.

Древние жрецы обладали такими знаниями и опытом. Обладали ими и все те, кто регулярно присутствовал на подобных сборищах в Стоунхендже. Главным же, в этом слиянии с Вселенским разумом, было общение с душами умерших людей. Именно от них живущие получали бесценные советы и руководство к действиям, дающим возможность жить в счастье и согласии друг с другом.

Прошли века, представители той далёкой цивилизации исчезли с лица земли по неизвестным причинам. Может быть они достигли такого духовного совершенства, что перешли в другое измерение, где совсем иной мир и иные человеческие ценности. Может наоборот - деградировали, нарушив какие-то незыблемые законы и правила.

Им на смену пришли совсем другие люди. Они не знали истинную сущность Стоунхенджа, не представляли для чего нужны эти каменные глыбы. Их образ мышления не позволял раскрыть тайну серых и голубых камней. Догадки и предположения основывались на собственном историческом и жизненном опыте, но он не имел ничего общего с исторической судьбой той древней неизвестной цивилизации.

Игра в снежки
Пока учёные ломают головы над тайнами Стоунхенджа, школьники нашли ему отличное применение

Нынешний век стал переломным в раскрытии тайны Стоунхенджа. Но опять же всё упирается в рационализм и стереотипность мышления современного человека. Над умами довлеют научные знания, отрицающие любые доводы и аргументы, лежащие за рамками их компетентности. Люди же, в силу своей доверчивости, безоговорочно верят науке и ищут привычные решения, доступные их пониманию и мировоззрению.

Пройдёт видимо ещё много лет, прежде чем человечество осознает истинную сущность вещей, а заодно и безоговорочно примет те доводы и аргументы, которые исследователи предоставляют на суд общественности, пытаясь доказать подлинное предназначение Стоунхенджа. Пока же идут бурные дебаты и споры, что тоже неплоха - ведь именно в споре рождается истина.

Статью написал ridar-shakin

По материалам зарубежных изданий

Этот памятник доисторической архитектуры сложен в виде круговой ограды из двух типов обтесанных каменных глыб, которые доставляли с Презелийских гор к месту строительства в течение нескольких столетий. А Презелийские горы находятся более чем в 200 км от Стоунхенджа.

И тут возникает законный вопрос: как наши доисторические предки сумели перетащить неподъёмные глыбины на такое огромное расстояние, да и, собственно, зачем? Предположений существует превеликое множество.



Согласно старинной кельтской легенде, Стоунхендж сотворил волшебник Мерлин. Это он, великий кудесник, собственноручно перенёс громоздкие каменные глыбы из Ирландии и крайнего юга Англии в местечко Стоунхендж, что расположено к северу от городка Солсбери, в графстве Уилтшир, и возвёл там пережившее века святилище - самый знаменитый на Британских островах, да и во всём мире, мегалит.

Стоунхендж - история

Стоунхендж , напомним, представляет собой двойную круговую ограду из установленных вертикально крупных камней. Ограду эту археологи называют кромлехом. И построена она была, по их мнению, между III и II тысячелетиями до Рождества Христова - в пять больших по времени этапов.

Ещё в 1136 г. английский хронист Джеффри Монмутский свидетельствовал, что «каменья сии были завезены издалека».

Как происходило строительство мегалита

Мы же с вами, полагаясь на данные современной геологии, в одном можем согласиться с ним вполне:

  • Часть глыб для строительства мегалита действительно была каким-то образом доставлена с запада, но никак не из ближайших к Стоунхенджу каменоломен.
  • Помимо того, 80 т менгиров, или обработанных каменных блоков, которые следом за тем устанавливали в вертикальном положении, завезли из южных областей Уэльса, расположенного в западной Англии (в частности, из Пембрукшира). И было это уже на втором этапе строительства, т.е. во второй половине III тысячелетия до н.э. Из Презелийских каменоломен, на юго-западе Уэльса, так называемые синие камни перевозили в Стоунхендж по воде - во всяком случае, так предполагает известный английский археолог, профессор Ричард Аткинсон. А более точно - по морю и рекам в глубь страны.
  • И наконец - завершающий отрезок пути, «парадный», который спустя несколько столетий, в 1265 г., получил название, сохранившееся до наших дней, правда, в несколько ином значении: «авеню».

И тут уже действительно впору восхититься силой и долготерпением древних.

Не меньшее восхищение вызывает и мастерство каменотёсов. Ведь большая часть кровельных плит знаменитого дольмена, как ещё называют мегалитические сооружения типа Стоунхенджа, весят несколько тонн, а вес многих опор составляет нескольких центнеров.



Но нужно было ещё найти подходящие глыбы, перевезти их к месту будущей постройки и установить в строго определённом порядке. Словом, строительство Стоунхенджа, выражаясь современным языком, было равносильно трудовому подвигу.

Камни Стоунхенджа

В самом деле, при строительстве Стоунхенджа использовались камни двух разновидностей: крепкие валуны - так называемые эоловые столбы - из эйвберийского песчаника, из которых складывали трилиты - те же дольмены, или вертикальные каменные блоки с поперечными каменными же плитами сверху, образовывавшие внешний круг всего сооружения; и более мягкие долериты, входящие в состав рудных и угольных пластов.

Это похожая на базальт магматическая порода синевато-серого оттенка. Отсюда и его другое название - синий камень.

Двухметровой высоты долериты образуют внутренний круг мегалитического сооружения.

Хотя синие камни Стоунхенджа не очень высоки, именно в них, полагают археологи, заключён тайный смысл всего сооружения.

Споры ученых

Первое, на чём единодушно сошлись археологи, так это на геологическом происхождении долеритов: их родина - Презелийские горы. А вот по поводу того, зачем древним предкам кельтов понадобилось ворочать долеритовые валуны, мнения учёных разошлись. Споры, главным образом, вызывал вот какой вопрос: действительно ли люди из нового каменного века собственноручно перетаскивали глыбы к месту постройки мегалита или же камни смещались сами по себе - по мере смещения ледников в четвертичный период, т.е. задолго до появления человека?



Конец спорам был положен лишь совсем недавно. На международной конференции гляциологи огласили результаты своих многолетних исследований, сводившихся к тому, что в районе Стоунхенджа крупных ледниковых подвижек никогда не было.

Так что археологи уже могли вести раскопки в полной уверенности, что перемещение мегалитических глыб - дело рук человека. Но ответов на многие другие вопросы пока не найдено.

Этапы строительства Стоунхенджа

От Презелийских гор до Стоунхенджа по прямой - 220 км. Но, как известно, прямой путь не всегда самый короткий. Так и в этом случае: с учётом непомерной тяжести «груза» приходилось выбирать не самый короткий, а наиболее удобный путь.

К тому же надо было построить соответствующие транспортные средства.

Известно, что в новом каменном веке люди умели выдалбливать из стволов деревьев челны, - они-то и были главным транспортным средством. Действительно, недавно археологи обнаружили остатки древнего тримарана, состоявшего из трёх семиметровой длины долблёных челнов, скреплённых поперечинами.

Таким тримараном вполне могли управлять с помощью шестов шестеро человек. А что до четырёхтонных каменных глыб, тем же шестерым гребцам было под силу погрузить их на тримаран при помощи рычагов. Морской путь вдоль пологих берегов Уэльса был самый удобный, да и укромных бухт, на случай непогоды, там было предостаточно.

Однако часть пути приходилось преодолевать по суше. И тут уж требовались сотни пар рук. Первым делом «груз» надо было перевалить на салазки и тянуть их по очищенным от сучьев стволам деревьев, уложенным поперёк пути, наподобие катков. Каждую глыбу тащили не меньше двух десятков человек .

И ещё одна немаловажная деталь: во избежание осенних и весенних штормов камни перевозили с начала мая до конца августа. При этом требовалось не только огромное число рабочих рук, но и смётка, поскольку единственными орудиями в те далёкие времена были деревянные шесты, каменные топоры и рычаги, не считая деревянных же катков и челнов. Незаменимым подспорьем, кроме того, служили ремни - кожаные, льняные или конопляные.

Колесо тогда ещё не было известно. Лошадей люди также пока не научились приручать. А значит, не было и повозок - они появились много позже, в бронзовом веке. Между тем в качестве тягловой силы люди нового каменного века уже широко использовали быков. Да и сами люди были объединены в хорошо организованное сообщество.



Люди, отправлявшиеся добывать камень, безусловно, руководствовались неким великим побуждением: камнедобытчики знали - если вернутся не с пустыми руками, то их ждут почёт и слава, поскольку и они вносят свою посильную лепту в строительство святилища. А это, в свою очередь, означало, что они выполняют священную миссию. Для юношей, к примеру, такой поход был своего рода испытанием, предшествующим посвящению в мужчины.

Нетрудно догадаться, что путь камнедобытчиков был долог и труден. Некоторые из них погибали по дороге. Особенно опасным был водный путь - главным образом из-за штормов, встречных ветров и течений. Тем более что челны продвигались вперёд очень медленно: ведь управлялись они, как мы помним, с помощью шестов или примитивных гребков. Впрочем, наземный путь также требовал колоссальных усилий. Оно и понятно: передвигать многотонные каменные глыбы по суше куда труднее, чем по воде.

Осенью синие камни наконец доставляли по реке к месту, расположенному в трёх километрах от Стоунхенджа, - и камнедобытчики возвращались домой. А «груз» оставался на берегу до следующего лета: камни устанавливали неизменно в день летнего солнцестояния. Тогда-то, собственно, и заканчивался долгий «священный путь».

В день церемонии, до восхода солнца, завершался последний этап: к Стоунхенджу по специальной дороге - «авеню» - направлялась торжественная процессия. Дорогу эту, шириной четырнадцать метров, с обеих сторон окаймляли рвы и насыпи. Она тянулась вверх дугой, облегчая подъём на священный холм, и вела строго на восток - туда, где всходит солнце.

Некоторые камни в Стоунхендже образуют прямые ряды, направленные в стороны восхода и заката солнца и луны . Вероятно, для древних это имело жизненно важное значение: они должны были точно знать дни, когда следовало поклоняться духам усопших предков.

Как мы уже знаем, перевезённые в Стоунхендж долериты использовались при строительстве первой ограды - её возвели около 2500 г. до Рождества Христова. К тому времени Стоунхендж уже считался древним памятником. Пятью веками раньше святилище обнесли рвом, оградив его с внешней стороны земляным валом шириной около 100 м.

Во время третьего этапа строительства - около 2000 г. до Рождества Христова - в Стоунхендже были установлены огромные трилиты. Тогда же на место строительства доставили 30-тонные эоловые столбы - их пришлось перетаскивать за 30 км от Стоунхенджа.



Самый же грандиозный этап строительства начался с доставкой синих менгиров. К тому времени долеритовый пояс, так и не законченный, был разрушен - вероятно, для того чтобы уступить место другому сооружению, для возведения которого требовалось куда больше усилий.

Так, за какие-нибудь четыре сотни лет синие камни исчезли вовсе. Однако около 2000 г. до Рождества Христова они оказались на прежнем месте. И сегодня как раз по ним-то мы и можем судить о том, каким был Стоунхендж в первозданном виде.

Впрочем, далеко не все археологи полагают, что долериты, как строительный материал, исчезли на целых четыреста лет. Их следы были обнаружены в других монументальных сооружениях того времени: например, на горе Силбери, самом высоком искусственном холме времён нового каменного века, находящимся в 40 км к северу от Стоунхенджа. На его-то вершине и был обнаружен обломок долерита, который, судя по всему, когда-то был частью кромлеха.

Тайна Стоунхенджа

Когда начали детально изучать Стоунхендж и окружающие его земли, выяснилось, что под следами современной цивилизации в районе «Священного Ландшафта» скрываются еще более древние сооружения.

К северу от Стоунхенджа, в районе Огборн возле населенного пункта Авебури, обнаружен еще более грандиозный объект. Это гигантский круг, ограниченный каменным частоколом из вертикально стоящих монолитных плит В середине большого круга находятся еще два, тоже очерченных камнями. Основной круг пересекает аллея, тоже отмеченная каменными глыбами.

С обеих сторон она рассекает все сооружение, как бы выходя на противоположный край большого кольца. Контуры колец из каменных глыб хорошо просматриваются несмотря на то, что на древнее сооружение наложился жилой массив. Некоторые камни в Авебури по своим размерам превосходят глыбы Стоунхенджа, площадь, занимаемая кольцами, также несравнимо больше.

Стоунхендж - Силбери Хилл - Авебури образуют равносторонний треугольник, сторона которого равняется 20 километрам. Видимо, все три объекта составляли единое целое, углы которого связаны между собой Ученые установили, что холм и сооружения Авебури воздвигнуты за 2000 лет до Стоунхенджа.



И опять появляются догадки, гипотезы , предположения. С какими, например, древними символами связаны круги и аллеи Стоунхенджа? Нашелся и аналог. Более всего сооружение напоминает древний символ, существующий в Египте и поныне, змея (символ мудрости) пересекает солнечный диск. Огражденная камнями аллея пересекает большой круг (символизирующий солнечный диск), отороченный частоколом камней.

Подлинную сенсацию в последние годы произвела необычайная активность НЛО именно в этом районе и появление большого количества пиктограмм на хлебных полях.

Соблазнительно предположить, что жители далеких миров напоминают нам о себе и об историческом значении Стоунхенджа.