Традиционные осенние праздники русского народа. Театрализованный фольклорный праздник "осенние посиделки"

Каргаполова Ирина Анатольевна

Воспитатель

МАОУ «Покровская СОШ имени В.П.Соколова

структурное подразделение детский сад

«Аленький цветочек»

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Предварительная работа: Разучивание песен, хороводов, танцев, разучивание стихов, загадок, поговорок.

Оборудование: оформление в виде русской избы (печь, сундук, стол, самовар, прялка, коромысло, самотканая дорожка), деревянные ложки, дудочка, балалайка, коромысло с ведерками.

Ход праздника

Под музыку группы «Иван Купала» дети в русских народных костюмах заходят в зал и становятся в хоровод.

Ведущая: Здравствуйте люди добрые. Гости, дорогие!

Вам ли сегодня по домам сидеть,

Да в окно глядеть,

Грустить да печалиться!

Рады вас видеть у себя в гостях.

В нашей горнице дома русского!

Здесь для вас гостей дорогих

Будет праздник большой,

Праздник радостный.

По православному «Покров» называется.

Будем веселиться, да радоваться.

1 ребенок: Батюшка Покров, покрой избу тесом, а хозяев добром!
2 ребенок: Батюшка Покров, накрой землю снежком, а меня молодку платком!
3 ребенок: Весело Покров проведешь, дружка верного найдешь.

Ведущая: Веселье – от всех бед спасенье. Не скучай народ – заводи хоровод.

Дети заводят хоровод и поют р.н.п. “Вдоль по улице молодчик идет”.

Ведущая: (садится на лавочку ) а теперь сядем рядком, да поговорим ладком. А поговорим про русский праздник Осеннего покрова.

Пришел к нам октябрь-батюшка

Принес с собой наш любимый праздник – Покров!

А знаете, ли вы, детушки, что это за праздник такой?

Дети: Расскажи, Хозяюшка!

Ведущая: (Под звук музыкального сопровождения идет рассказ)

Давным-давно это было.

Молились как-то люди в церкви. И вдруг, озарилась она светом. Подняли люди головы к небу и увидели Божью Матерь. Сняла она со своей головы белый платок и махнула им, благословляя молящихся людей. Она как бы закрыла своим покровом от бед и несчастий.

И в это время пошел сильный снег, покрывший всю землю. И сделался тут переход от осени к зиме. С тех пор этот день стал почитаем на Руси, а в церкви так и называется – Покров.

Осенью молодежь на вечеринки да на посиделки собиралась. Играми тешились и шутками отличались, танцами и частушками забавлялись.

А у нас есть ложки хохломские, хохломские да росписные. И похлебку хлебать, да и песню сыграть! А ну-ка ложкари выходите, да гостей повеселите!

Танец с ложками



Ведущий : Сядем по лавкам, взглянем по девкам. Все девки беленькие, все то румяненькие. Одна кукомоя(неряха) . Маша-неумоя! Учучкалася, уварахталася. Машенька, умойся, умойся, утрися. А водица- то у нас есть? Надо по-воду сходить!
Песня «Пошла млада за водой»



Ведущий : А вот и водица, так пора умыться!

Потешка «Водичка-водичка, умой мое личико»

Ведущая: А теперь отгадайте мою загадку: Стоит Матрена, здорова, ядрена. Пасть открывает, что дают – глотает!

Дети: Печка.

Ведущая: Правильно, подброшу дрова в печку, чтобы стало тепло. В Покров-праздничек добрые хозяюшки начинают топить печи да приговаривать особые слова:

Батюшка-Покров, Натопи нашу хату без дров!

Есть на Руси – матушки такая примета: «Если на Покров затопить печь березовыми дровами, то в доме всю зиму тепло будет». Но вот, сразу все и согрелись. С Покрова – вечера становились длинными и холодными, люди начинали заниматься рукодельем да ремеслами. Как говорят в народе: «От скуки – бери дело в руки!»

3 ребенок: А еще говорили: «Без труда – нет добра»

4 ребенок: Маленькое дело лучше любого безделья

5 ребенок: Дело мастера боится.

6 ребенок: Без труда – не выловишь и рыбку из пруда.

7 ребенок : Гуляй, да время не теряй!
8 ребенок: Есть терпенье- будет и уменье!
9 ребенок: Умелые руки не знают скуки!
А я вам сейчас и другую пословицу напомню « Спишь, спишь, а отдохнуть некогда». Про кого это сказано? Про Дрему, конечно!

«Дрема»- инсценированная игра



Ведущая
: Вот спасибо, чуть сами с Дремой не уснули! Что же делать, какую бы нам игру придумать, чтобы проснуться и расшевелиться.
Дети: Дождик!

Русская народная игра «Дождик»

Дождик, дождик, пуще

Дам тебе гущи, Хлеба краюшку

Щей черепушку, Дам тебе ложку

Кушай понемножку.

Кто под дождик попадет,

Тот у нас плясать пойдет!

Поднимают руки и встряхивают кистями рук. Ставят руки на пояс, отводят правую руку в сторону и ставят ее на пояс. Отводят левую руку в сторону и ставят ее на пояс. Соединяют руки «чашечкой». Поднимают одну руку вверх, сжав пальцы в кулак. Слегка наклоняются вперед, протягивая руки, развернув ладони вверх. Поднимают руки вверх и плавно опускают их вниз быстро шевеля пальцами. Ставят руки на пояс и поочередно выставляют ноги на пятку. Дети убегают от «дождика».Пойманные ребята произвольно танцуют, остальные дети хлопают.

Ведущая: Всем известно, в старину любили петь частушки. А не спеть ли нам братцы частушки по Покров Батюшку.
Частушки.

Настал батюшка-Покров,
Настала нам гуляночка.
Скоро – скоро нам сыграет
Звонкая тальяночка.

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть,
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

Девочки, вы девочки,
Где берете денежки?
Летом ягодки сдаем,
А зимою все прядем.

Гармонисту – за игру,
Ну, а мне – за пляску,
Гармонисту – калачей,
Мне – баранок связку!

Говорят, что я румянюсь,
Говорят, что я белюсь,
Я при всех в реке умоюсь –
А лицом не изменюсь

Вы судите, не судите,
А осуды не боюсь,
Что хотите говорите,
На сударушке женюсь

Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала
Надломила спинушку.


Ведущая : В старину то было стародавнюю, небылицы, небывльщины. А сейчас я вам загадаю еще загадку, а, вы, послушав, отгадывайте.

Меня бьют, колотят, режут, ворочают. А я все терплю и всем добром плачу.

(земля)
Конечно, же земля, спасибо тебе милая, спасибо тебе кормилица, низкий тебе поклон.

Русский народный хоровод «Земелюшка- чернозем»
Ведущая
: А теперь все помолчим, да как в стародавние времена сказки да стихи послушаем, об осени, об красной!
Стихи об осени

Осень, осень, осень,
Тебя в гости просим
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождём
С перелётным журавлём.

Осень, осень,
Погости недель восемь:
С громами сильными,
С дождями, с ливнями,
С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

Осень не браните,
Осень не журите,
Осень славную,
Листопадную.

Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!
За наше терпенье -
Всем угощенье!
Мы пирог поели,
Еще захотели!

Ведущая: Как Марфуша для Петра наварила, напекла девяносто два блина, два корыта киселя, пятьдесят пирогов, да нашла едоков.
А сейчас гости дорогие, девицы пригожие, приглашаю вас на чай душистый! А прежде чем отправиться на чаепитие, порадуйте хозяйку русским переплясом.

Русский народный танец под музыку песни Н.Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо» «Подари березка».


Ведущая : Гость доволен - хозяин рад! Милости просим за стол отведать пирогов.

Дети и все гости приглашаются за столы на чай с пирогами.

Репертуар:

  1. Русская народная песня “ Вдоль по улице молодчик идет”.
  2. Танец с ложками.
  3. Русская народная песня «Пошла млада за водой»
  4. Русская народная игра «Дрема»
  5. Частушки
  6. Русский народный хоровод «Земелюшка – чернозем»
  7. 7. Русский народный танец.
  8. 8. Игра «Дождик»

Литература:

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
  3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник "Посиделки на Покров" старшая группа

Серия А № 0000775 № кв. 62502655103377 дата отправки 10.11.2012

http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. Наиболее значимые народные праздники осеннего цикла

Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.

Народное название дня памяти преподобного Симеона Столпника, основателя подвижничества, именуемого столпничеством (IV-V века). На Руси его называли "летопроводцем" и на протяжении 400 лет в этот день праздновали начало нового лета (года), так как в России до 1700 года новый год начинался с 1 сентября. У крестьян в Семенов день совершали обряд осенин - первой встречи осени и наступления бабьего лета.

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, установленного в честь обретения святой равноапостольной Еленой Честного Креста Христова. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.

Параскева (20 марта/ 2 апреля (Римская Великомученица Параскева, пострадавшая при Нейроне), 26 июля / 8 августа (Преподобномученица Параскева, родившаяся близ Рима в 138 году), 14/27 октября (Преподобная Параскева Сербская, прославившаяся в середине XI века), 28 октября/10 ноября (Великомученица Параскева Пятница).

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. Девушки и женщины считали ее своей заступницей: она помогала при родах, покровительствовала браку, дому, женским занятиям, прежде всего прядению. Параскева исцеляла от душевных и телесных недугов, покровительствовала земле, скоту и воде, была заступницей торговли.

Девичий праздник, отмечаемый в день памяти Космы и Дамиана (Кузьмы и Демьяна). В этот день девушки - невесты становились полными хозяйками дома. Устраивались девичьи "кузьминские вечеринки", готовились специальные ритуальные блюда, проводились смотрины невест.

2. Краткая характеристика событийности праздников (языческий и православный смысл праздников)

Рождество Богородицы (Богородичин день, Вторая Пречистая, Малая Пречистая, Госпожа Вторая, Госпожка богатая, Спожа, Спожка, Большая Спожка, Аспосов /Аспасов/ день, Спосов день, Пасиков день, Осенины, Вторые Осенины, Луков день, Поднесеньев день) - народное название великого двунадесятого богородичного праздника православной церкви - Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, который отмечается 8 (21) сентября. Установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии, Матери Господа Бога Иисуса Христа.

Сведения о празднике Рождества Богородицы восходят к IV - V вв. Первое указание на этот праздник, согласно палестинским преданиям, заключается в факте сооружения св. Еленой храма в честь Рождества Богородицы. Об этом празднике упоминает св. Иоанн Златоуст, св. Прокл и блаж. Августин. В VI - IX вв. событие Рождества Богородицы было описано св. Стефаном Святоградцем, в VII в. свв. Андреем Критским и Сергием, патриархом Константинопольским, в VIII в. свв. Иоанном Дамаскином и Германом Константинопольским.

День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: "Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое". Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название "Богородичны", они входят в состав всех ежедневных служб. В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны.

В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, "вознесенная в мир божественный", с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них.

Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов "Богородица" и "роды". Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но Матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.

В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей.

В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах.

В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые исполнялись бродячими певцами на ярмарках, базарных площадях или у ворот монастырских церквей.

По севернорусским легендам, Богородица на Пасху "ходит по земле". С Богородицей связываются и легенды о птицах и животных. Народная легенда русского населения Сургутского края сообщает о Божьей Матери, которую испугал в лесу рябчик, рассердившись, она превратила его в "малую птицу с большим шорохом", чтобы любой охотник мог скорее найти его, а нежное белое мясо ("рябчиково наследство") поделила между всеми птицами и животными.

К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов встречать Матушку Осенину. Для этой встречи специально выпекался овсяный хлеб, который держала старшая из женщин, а молодые пели песни, стоя вокруг нее. Затем хлеб разламывался на куски по числу собравшихся и им кормили домашний скот.

Осенины справлялись в течение целой недели (в церковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества - 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название великого двунадесятого праздника православной церкви Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечается 14/27 сентября. Установлен в первой половине IV в. в честь обретения святою равноапостольною царицею Еленою Честного Креста Христова.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября / 4 октября.

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на "еврейскую землю" и о взятии в плен "царя Евреина", который отказался сказать, где находятся "кресты честны" и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя "живыми огнями". Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены "кресты честны", о которых говорили апостолы.

Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: "Хоть на воскресный день придись Воздвиженье, а все на него - пятница-середа, постная еда"; "Кто не постит Воздвиженью - Кресту Христову, - на того семь грехов воздвигнутся"; "У кого на столе о Воздвиженье убоина - тот все свои молитвы убивает".

В летописях этот день именовался "Ставровым днем" (греч. крест). С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".

К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".

Медведева Оксана Викторовна, учитель начальных классов
Курская область

Цель: воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями; -развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги); -развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми; -формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки»

воспитание творческой личности, культурного человека, знающего и уважающего традиции своего народа. Задачи: -формировать чувство причастности к истории родного края через знакомство с праздниками и традициями;

Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий народных промыслов(куклы-обереги);

Развивать двигательную активность детей, умение сотрудничать друг с другом через знакомство со старинными играми;

Формировать чувство гордости, знакомя детей с народными песнями, музыкой и хореографией.

Оформление: зал украшен элементами русской избы:

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Веселья вам да радости!

Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.

Отведайте,гости дорогие наш Хлеб –соль.

От хлеба и соли царь не отказывался.

Без соли и хлеба – худая беседа.

Хлеб – соль кушай, да правду слушай.

Проходят гости, отламывают хлеб.

Песня «Хлеб-соль»

Ведущий 1: Пригласили мы вас сегодня, чтобы рассказать об одном старинном обычае в Курской губернии – о посиделках. Много на Руси было праздников, но самые щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей и огородов урожай, сделав заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки.

Ребёнок: На завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посидели

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом,явно без конфет

Как и нынче мы общались.

Без общенья жизни нет.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хорошие

Словом эти посиделки

Были праздником души.

Ведущий 2:.В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах да забавах.

Ведущий 1:Вот такие были правила и традиции у русского народа. Это вам не нынешние дискотеки. Давайте же и мы начнем наши посиделки.

Ребёнок:Наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить.

Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь, тотчас.

Отдых- это не безделки,

Время игр, новостей.

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей.

Ведущий 2:В старину люди не расставались с песней – и в горе, и в радости;в работе, и в веселье исполняли они различные песни, отчего на душе светлей становилось. Самыми добрыми и ласковыми были песни, которые родители пели для своих детей. Например: колыбельные.

Изучая фольклор курского края, мы побывали в разных сёлах нашего района, познакомились с колыбельными.

Фонограмма плач ребенка(бабушка отходит от прялки и поёт)

КОЛЫБЕЛЬНАЯ –

Ведущий 1:Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.

А вот вам наши небылица!

НЕБЫЛИЦЫ Щигровского уезда.

1. Чепуха, чепуха, 2. Между небом и землей Это просто враки! Поросенок рылся Куры съели петуха, - И нечаянно хвостом Говорят собаки. К небу прицепился.

3. Сидит ежик на березе - 4. На горе стоит телега, Новая рубашечка, Слезы капают с дуги. На головке сапожок, Под горой стоит корова,На ноге фуражечка. Надевает сапоги.

Ведущий2:Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках.

Ребёнок: Да это что! Я ещё и скороговорки знаю! А ну кто смелый, выходи на состязания скороговорящих.

Ведущий1:Еще на посиделках устраивали настоящее состязание скороговорящих. Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя – чистоговорки. Выходят дети.

Проходят состязания(участникам призы)

Ведущий2:В старину на Руси песни звучали во все времена года. Для каждого праздника и любого дела были свои песни. С песней любая работа ладилась

Песня «Во кузнице»

Ведущий1:А ещё на посиделках взрослые вместе с ребятнёй делали куклы обереги для дома.

Ведущий1:Мы предлагаем вам сделать такую куклу своими руками, как это делали наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Мастер класс.

Выходит вокальная группа.

Мед.:Не только обереги изготавливали взрослые и дети вместе, также они совместно просили помощи у Бога исполняя песенные прибаутки и приговоры для того чтобы вырастить богатый урожай, собрать его и сохранить.

Прибаутки –приговорки.

Ведущий1: Но не только пели и плясали наши прадеды, они еще и играли в разные игры. Сейчас мы поиграем в игру Курской губернии, Щигровского уезда «Чёрный- вороной».

Ведущий2:Проходит время, меняются люди, но любовь к русской песни до сих пор хранится в наших сердцах и как и много лет тому назад звучит в наших домах гармонь и поёт под неё и стар и мал.

« У нас нынче субботея»

Ведущий2:Членов этой семьи сдружила любовь к русской песни. УВладимира Николаевича нет музыкального образования, в 8 лет он сам научился играть на гармошке, а сейчас в его доме часто звучат песни собственного сочинения.

Ведущий2:Но какие посиделки без задорной, веселой частушки?

Частушки.

Песня «Тимон».

Ведущий1:Много прекрасных традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать! Чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, надо знать ее прошлое.

Желаю вам, уважаемые гости, чтобы вы были, как и наши предки, трудолюбивыми, веселыми, гостеприимными! Пусть в каждом доме будет всегда тепло и радостно, пусть звучат народные песни.

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Дети: Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями. Говорим:

ВСЕ хором: До новых встреч!

Приложение.

Хлеб - соль

Хлеб да соль, хлеб да соль за тебя молюсь

Хлеб да соль, хлеб да соль мать святая Русь

Хлеб да соль, хлеб да соль мы подносим вам

Хлеб да соль и наш поклон Дорогим гостям

Частушки

1.Мы – щигровские ребята вам частушки пропоет.

То, что было у нас раньше, чем сегодня мы живем.

2.Без обрядов и былин жить не мог крестьянин,

Мы их бережно храним дорогой курянин.

3.Печка русская, родная, и согреет, хлеб спечет,

Без нее беды не зная выжил курский наш народ.

4.В дни печали и тревог песней тешился народ

Наших песен нет милей с нами курский соловей.

5.С верой крепкой и любовью все одолеваем

По законам Божьим славным жизнь и проживаем.

6. С хлебом солью всех встречаем, добрым словом провожаем,

Чтобы каждый из гостей становился веселей.

7. Не забудем никогда русскую гармошку

Полюбили навсегда курского Тимошку.

Он дружочек хоть куда, ножки так и пляшут

Становитесь- ка, друзья пусть про нас расскажут.

Прибаутка, приговор

Уж дождь, дождем поливай ковшом Дождик, дождик припусти,

Поливай весь день на наш ячмень, Я поеду меж кусты

На Ивану рожь, поливай как хошьБогу молиться, Христу поклониться

На девичью гречу, я ее посечу. Я убогий сирота, отворяю ворота

Дождик, дождик припустись! Ключиком, замочком, золотым платочком

Мы поедем за попом-

Богу молиться, Христу поклониться.

СКОРОГОВОРКИ.

1.Пётр Петру пёк пироги.2.Шесть мышат в камыше шуршат.3.Борона боронила неборонованное поле.4.Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша.5.На возу лоза, у воза коза. 6.Влас у нас, Афанас у вас.7.Оса боса и без пояса.8.Один Клим клин колотил, колотил и выколотил.9.У Кондрата куртка коротковата.10.На рынке Кирилл крынку и кружку купил.11.Поля пошла полоть петрушку в поле.12.Баран буян залез в бурьян.13.У ежа и ёлки иголки колки.14.У четырёх черепашек по четыре черепашонка. 15.У гусыни усов ищи не ищи - не сыщешь.16.Проворонила ворона воронёнка.17Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозаранку.18.Огурцы-молодцы зеленобелогубы.19.Веселей, Савелий, сено пошевеливай.20.Сух сук нёс барсук.

21.Наш Полкан попал в капкан.22.Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор.

23.У перепела и перепёлки пять перепелят.

24.тридцати трёх полосатых поросят Тридцать три хвостика висят.25.Зимой поле белое - Промёрзло заледенелое.

26.У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.27.Купили Валерику и Вареньке - варежки и валенки.28. Бежит лиса по шесточку: - Лизни, лиса, песочку!

29. Летели лебеди с лебедятами.30.Купила бабуся бусы Марусе.

ВО КУЗНИЦЕ

Во ку, во кузнице,

Во ку, во кузнице,

Во кузнице молодые кузнецы,

Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,

Они, они куют,

Они куют, приговаривают,

Молотками приколачивают.

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, пойдём, Дуня,

Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,

Сорвём, Дуня, лопушок, лопушок.

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём, сошьём Дуне,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан,

Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,

Носи, носи, Дуня,

Носи, Дуня, не марай, не марай,

По праздничкам надевай, надевай.

Есть у нас в деревне Тимоня,Недотрога парень-тихоня Он выступает так чинно, Улыбнётся - солнца не видно!

Только заиграет на гармони - Сердце моё тянется к Тимоне! Коник у него всегда подкован - Где ещё найдёте такого?

В нашем селе пересуды - У Тимони горы посуды! Надо ж такому случиться - Видно он задумал жениться!Колесит Тимоня по дороге, Словно самовар колченогий, Топором танцует по полену, И не попадёт по колену!Удалью Тимонигоржуся, Ваших наговоров не боюся, Так шутить над парнем негоже - Мой Тимоня самый хороший!Эх, поработали на славу, И теперь гуляем по праву! С музыкой, пляской и песней Жить на земле интересней!

Встреча осени всегда сопровождалась особыми обрядами, которые должны были обеспечить благополучие и хороший урожай на следующий год. Соблюдение исконных ритуалов и в нынешнее время может способствовать процветанию вашего дома.

Осенины, называемые также «Оспожники», — традиционный народный праздник урожая и встречи осени, который наши предки отмечали 21 сентября (8 сентября — по старому стилю), в день осеннего равноденствия. Ночь и день в это время приравнивались друг к другу, природа разворачивалась к зиме — наступало время благодарить землю и божественные силы за природные дары. По дате Осенины совпадают с великим православным праздником Рождества Пресвятой Богородицы, которая очень почиталась на Руси. Богородица считается заступницей людей перед престолом Господа, покровительницей всех матерей и младенцев. Поэтому множество традиций празднования Осенин связано с чествованием Матери Божьей.

Праздничные традиции и приметы

Двадцать первое сентября завершает период бабьего лета, которое длится от Семенова дня . Осень окончательно вступает в свои права, потому про этот день говорят: «Всякому лету аминь».

Встреча осени традиционно начинается с ритуала обновления огня. В ночь на Осенины во всех домах тушили источники света. Огонь необходимо было погасить даже в лампадах — он мог гореть только в церковных божницах. После этого зажигали новый огонь, причем искры, из которых он должен родиться, высекали из кремня или добывали при помощи трения двух кусков дерева.

Считалось, что пламя, зажженное в ночь на Осенины, способствует обновлению всего окружающего, дает людям и животным новые силы. Поэтому с зажженным огнем обходили дом, от него зажигали поленья в печи. Дымом от нового огня окуривали скот для предупреждения заболеваний и других угроз.

Если живое пламя обычно добывали мужчины, то в ритуале встречи Осенин у воды принимали участие исключительно женщины. На рассвете они выходили к берегам рек и озер с овсяным хлебом и киселем. Держать в руках хлеб полагалось самой старшей из женщин. Она стояла в центре хоровода, остальные девушки окружали ее и пели песни. Старшая должна была обратиться с небольшой молитвой к Пресвятой Богородице , попросить ее уберечь семью от несчастья, вселить в их дом благополучие и гармонию. Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот — это должно было привлечь в дом материальный достаток.

На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока. За столом обязательно благодарили родную землю за то, что она преподнесла им свои дары.

Распространена была традиция ходить в этот день в гости к новобрачным. Молодая невеста должна была устроить богатый обед для родных и близких, а затем показать им, как молодая семья обустроила свой быт в доме. Хозяин показывал двор, открывал двери в амбар и сараи. Гости по обычаю должны были внимательно осмотреть все, что им показали молодые, похвалить их, но и не забыть дать им полезный совет — «поучить уму-разуму».

Молодые матери и бездетные женщины в день Осенин обращали свои молитвы к Богородице. Матери просили Небесную Царицу защитить их ребенка , оградить его от людского зла, жизненных невзгод и болезней. Бездетные женщины молили Богородицу о том, чтобы она послала им дитя. Существует обычай, согласно которому женщина, желающая родить ребенка, накрывала в этот день стол и созывала на обед всех нищих с просьбами помолиться за ее детей.

Осенины — время подведения итогов одного периода и начало другого. В этот день люди благодарили вышние силы за их благосклонность и просили о такой же благосклонности в будущем, гадали на грядущие события . Помните о традициях наших предков, берите из прошлого лучшее и не забывайте нажимать на кнопки и

21.09.2015 00:30

Сочельником называют канун Крещения, одного из самых главных праздников в православии. 18 января соблюдают обычаи, ...

Галина Мухина
Фольклорный праздник в старшей группе «Осенние посиделки»

УТРЕННИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ «ЧЕМ БОГАТЫ, ТЕМ И РАДЫ»

Декорации : русская изба с печью, лавками и т. д.

Ведущий : (на фоне р. н. п. «Ходила младешенька» )

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души .

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир .

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить :

Скучно жить без посиделок ,

Их бы надо возродить.

(В зал входит Хозяйка)

Хозяйка : Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть! Рады видеть вас у себя в гостях. В нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой , праздник радостный . По обычаю по старинному посиделками называется . Пожалуйте, гости дорогие! Милости просим!

(В зал входит первая группа детей . Раскланиваются с Хозяйкой)

Хозяйка : Здравствуйте, проходите, будьте как дома.

Гость : Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

(Усаживаются на лавку. Входит вторая группа гостей . Раскланиваются с Хозяйкой)

Хозяйка : Проходите, гости дорогие! Гостю – почет, хозяину – честь!

Гость : Туда голуби летают, где их привечают.

(Усаживаются на лавках)

Хозяйка : Собралось у нас гостей со всех волостей. Ну, что ж, доброе начало, как говориться, половина дела. Припасла я вам забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

(Исполняется р. н. п. по выбору муз. Руководителя)

Хозяйка : Мужики здесь мастера,

Ловко правят все дела.

Да и девицы под стать

Им не станут уступать!

Вот сейчас мы и убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь промучишься.

Станет музыка играть,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончит играть,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

(Проводится игра для девочек «Смотай клубочек» )

Хозяйка :(мальчикам) А вы, ребятушки, что призадумались? Вижу и вам поиграть захотелось. И для вас есть у меня игра-забава. Надо быстро в лапти обуться и ко мне вернуться.

(Проводится игра «Обуй лапти» )

Хозяйка : Издавна славился русский народ своим трудолюбием. И мы не сидели сложа руки. Богатый урожай вырастили в своем огороде.

(Хоровод «Во саду ли, в огороде» )

Разрешите мне начать.

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Слушайте, запоминайте,

Складно, быстро повторяйте.

(Для детей : Три сороки тараторки тараторили на горке)

Хозяйка : И для этих гостей у меня скороговорки припасены.

Туесок мой раскрывайте,

Скороговорку доставайте.

(Проводится игра с родителями. Скороговорки для родителей : - Летели три пичужки через три пустых избушки; - Несет Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня; - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши)

Хозяйка : Бай качи-качи-качи

Вкусны наши калачи.

Калачики доставайте

Да играть начинайте!

(Проводится игра «Калачи» )

Хозяйка : А сейчас для всех ребяток

У меня полно загадок

(Загадывает загадки)

Хозяйка : Там, где песня льется,

Веселей живется.

Ну-ка, дети запевайте,

А мамы, папы подпевайте.

(Исполняют песню по выбору муз. Руководителя)

Хозяйка : Приглашаем вас сейчас

На веселый перепляс.

(Русская пляска)

Хозяйка : Играми да песнями сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощеньем знатным. Чем же мне потчевать вас, гости дорогие?

Гости : (по очереди)

Не красна изба углами, а красна пирогами;

Все, что есть в печи, на стол мечи;

Где есть пить, там и квас лить.

Ешь пока рот свеж, а завянет, никто не заглянет.

Хозяйка : Я приглашаю вас на чай.

«С чая лиха не бывает» -

Так в народе говорят.

Чай – здоровье, всякий знает,

Пей хоть пять часов подряд!

(Чаепитие совместно с родителями)

Публикации по теме:

«Посиделки». Фольклорный праздник для детей старшей и подготовительной групп «ПОСИДЕЛКИ» ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Составила Чеснокова Наталья Владимировна – музыкальный руководитель МБДОУ «Детский.

«Деревенские посиделки». Фольклорный праздник для детей и родителей старшей и подготовительной группы ДЕКОРАЦИИ: деревенская околица, плетень, собачья конура. На плетне – лапти, крынки. Около плетня – лавочки, берёзовые пеньки. Макеты деревенских.

Фольклорный праздник «Посиделки» Ход занятия: Звучит музыка стук в дверь заходят девочки Гости: Дома ли хозяюшка? Хозяюшка. Дома, дома! Проходите, гости дорогие! Девочки.

Фольклорный праздник «Посиделки у печки» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Дом детского творчества города Рудни Смоленской области.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области. Фольклорный.