Жан-Поль Герлен: история. Тайная романтика буржуазной роскоши

Guerlain – старейший дом парфюмерии. На протяжении почти двух столетий алхимия ароматов, создаваемая династией Герлен , является олицетворением роскоши, изысканного вкуса и подлинного французского шарма.

История бренда GUERLAIN

В 1828 году молодой химик, Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен, открыл на улице Риволи небольшую лавку, в которой продавал соли для ванн и мыло собственного производства. В своей крошечной лаборатории Герлен с упоением создавал новые ароматические композиции сначала для своей мыловаренной продукции, а затем увлекся искусством составления духов.

О талантливом парфюмере вскоре узнал весь Париж. Одним из первых его «звездных клиентов» стал Оноре де Бальзак. За знаменитым писателем последовали высокопоставленные вельможи и представители королевских фамилий.

В 1840 году Герлен открывает парфюмерный бутик в самом фешенебельном районе Парижа. Он получает заказы от Наполеона III и его супруги Евгении, принца Гальского и королевы Виктории. Специально для двора Александра II он создает ароматы «Русский Империал» и «Московский двор».

Сыновья Пьера, унаследовавшие в 1864 году уже именитую марку, сумели сохранить и преумножить все его начинания. Габриэль и Эме совершили революцию в парфюмерии: им удалось получить более стойкие и насыщенные ароматы, благодаря внедрению синтетических компонентов. Главное творение этой эпохи – духи Jicky, увидевшие свет в 1889, выпускают и сейчас. Это самый «долговечный» аромат в истории парфюмерии .

Не менее блистательная эра в истории дома связана с именем Жака Герлена – сыном Габриэля. Ему принадлежат около 400 рецептур, среди которых сохранили популярность и в наши дни Mitsouko, Vol de Nuit, L’Heure Bleue. Но самым выдающимся его созданием, бесспорно, является SHALIMAR (1925) – первый в истории парфюмерии восточный аромат.

Настоящая экспансия бренда в Америку и Азию произошла под руководством еще одного талантливого парфюмера из клана Герлен – Жан-Поля. За 50 лет своей деятельности он составил более 20 композиций, многим из которых суждено было стать бестселлерами. Среди легендарных духов «величайшего парфюмера XX века» - роскошные Samsara, таинственные Parure, волшебные Nahéma, респектабельный Vetiver.

В 1994 году бренд Guerlain перестал быть собственностью семьи и перешел во владение корпорации роскоши Louis Vuitton Moet Hennessy. Должность главного парфюмера теперь не передается по наследству. Сегодня главным «носом» компании является швейцарец Тьерри Вассер.

Парфюмерия Герлен

Компетентность Guerlain в искусстве парфюмерии не подлежит сомнению. Из поколения в поколение парфюмеры этого Дома стремились создавать лучшие в мире духи – уникальные творения, подобные шедеврам в живописи и музыке. Десятки ароматов этой марки удостоились почетного эпитета «легендарный»

Все композиции Герлен отличает элегантная простота и лаконичность – в них используется небольшое количество компонентов, не заглушающих друг друга. Ароматы Guerlain легко узнаваемы, поскольку в них всегда присутствует цветочно-ванильный аккорд (так называемый «герлинад»), уникальная формула которого держится в секрете. В составе духов преобладают натуральные ингредиенты. Синтетическим составляющим отводится не более 20%.

Много внимания уделяется оформлению флаконов. Элитные духи Герлен всегда «одеты» подчеркнуто шикарно. В традиционном дизайне часто используют медовые соты, вензеля, гравировку, золотое тиснение.

Духи «Маленькое черное платье»

В 2009 старейший парфюмерный дом представил лимитированную композицию La Petite Robe Noire, которая стала настолько успешной, что позднее стали выпускать ее вариации.

Первое «издание» - это элегантная классика с нежным восточным оттенком. Душа стильного флакончика раскрывается нотками сицилийского лимона, горьковатым привкусом миндаля, трепетной нежностью розы и теплым искушением ванили.

Вторая версия, появившаяся через два года, получилась такой же сказочно-восточной. Фруктовые нотки здесь несколько присыпаны пудрой. Композиция искрится красными ягодами и ирисами.

Третий фланкер открывается ярким аккордом черешни и красных ягод, в сочетании с нотками миндаля и бергамота. В сердце аромата расцветает болгарская роза, звучит нежный лакричник и терпкий чай. Пачули, анис, ваниль и ирис составляют базу аромата.

Аква Аллегория

Идея Жан-Поля Герлена выстраивать традиционную композицию вокруг одной ноты была воплощена в 1999 году, когда свет увидела первая линия из пяти ароматов Aqua Allegoria. Парфюмерные новинки, в которых талантливый парфюмер выразил свою любовь к «ароматам природы», положили начало коллекции, до сих пор пополняемой новыми вариантами.

Все духи Aqua Allegoria куда более легкие и молодежные, чем традиционный парфюм Герлен, они буквально благоухают свежестью садов и лугов.

Коллекция содержит более двадцати ароматов, одетых в узнаваемые золотистые флаконы, украшенные фирменными «пчелиными» мотивами.

Инсоленс

Дебютировавший в 2006 году аромат Guerlain Insolence мгновенно обрел феноменальную популярность, как один из лучших представителей пудровых духов.

Автору Инсоленс, Морису Руселу, удалось создать интересную игру контрастов: очень сладкие верхние ягодные ноты быстро уступают место элегантным оттенками фиалки и ириса, которые в итоге переходят в чувственную кремовую основу мускуса и сандала.

Присутствие нот фиалки, свойственное «взрослому» парфюму, не помешало Guerlain Insolence стать действительно качественным ароматом для молодых и юных – в нем ощущается подлинная изысканность, и нет приторной сладости, присущей многим молодежным ароматам.

Елисейские поля

Последний шедевр Жан-Поля Герлена, созданный в 1996 году, стал любимым ароматом миллионов женщин. В Champs Elysees мастеру удалось волшебным образом смешать запах цветущих полей с солнечным светом.

Композицию открывают искры фруктов и цветов. В аккорде отчетливо звучат ноты персика, смородины, дыни и фиалки, в элегантном обрамлении оттенков миндаля и аниса. Далее необычайно женственно раскрывается «сердце» аромата. В нем переплетаются нежное дыхание мимозы с тонами розы, пиона, ландыша и сирени, создавая роскошную нежную дымку.

Конец симфонии Champs Elysees венчают благородные и чувственные ноты кедра, бензоина, сандала и ванили.

Под стать удивительному аромату и его упаковка. Флакон одновременно напоминает силуэт женщины и крупный кристалл, с заключенным в него пирамидой Лувра. Хрустальная прозрачность флакона в сочетании с жидким золотом духов, намекает на то, что здесь находится драгоценный аромат.

Духи Шалимар

Этот легендарный аромат 1921 года всегда в моде. Загадочный Shalimar – король восточных ароматов. В нем Жак Герлен увековечил историю любви индийского правителя и его супруги, символом которой стала знаменитая усыпальница Тадж-Махал.

В переводе с санскрита Shalimar означает «Сад любви». Женщина, «одетая» в этот аромат, погружается в жаркие и чувственные запахи восточного сада. Свежий порыв бергамота, кедра и лимона увлекает в сердце композиции, которая раскрывается нотами жасмина, майской розы, пачули и ириса. В финале путешествия по экзотическому саду возникает облако из запахов ванили, опопанакса, бобов тонка, ладана и перуанского бальзама.

Духи Идеал

Свою парфюмерную интерпретацию образа идеального мужчины Дом Герлен выразил в композиции Guerlain L’homme Ideal, увидевшей свет в 2014 году.

«Идеальный мужчина» открывается свежим каскадом цитрусов, розмарина, флердоранжа и миндаля. Сердце композиции представлено древесно-пудровым звучанием бобов тонка. Благородный шлейф наполнен белым кедром, дорогой кожей, лесным ветивером.

«Концентрат идеальности» заключен в стильный прямоугольный флакон, такой же выразительный, благородный и харизматичный, как и его содержимое.

Косметика Guerlain

Мировая слава Guerlain, как непревзойденного производителя элитного парфюма, не мешает компании создавать параллельно и косметическую продукцию самого высокого качества. Со времен основания фирмы мастера Герлен постигали искусство получения разных цветов помады и особо нежной пудры. Именно в этом Доме придумали расфасовывать помаду в цилиндрические футляры. Красная помада, придуманная Жаком Герленом в 1870 году, превратилась в культовую вещь. В 1978 году дизайнеры этого Дома наладили выпуск предшественницы современной подводки для глаз. Немного позже появилась пудра с эффектом загара. Другой революционной разработкой является пудра в прессованных шариках, которая появившись в 1986 году, до сих пор считается гордостью и визитной карточкой марки.

Современный ассортимент косметики Guerlain включает в себя тени для век, туши для ресниц, компактные и рассыпчатые пудры, помады и бальзамы для губ. Для каждого летнего сезона обновляется линия бронзеров и тонирующих кремов.

Фирма огромное внимание уделяет внешнему виду чехлов, тюбиков, пудрениц, флаконов для своей косметической продукции, поскольку ее исключительное качество требует достойной упаковки.

Пудра «Метеориты»

Дебют Météorites Guerlain состоялся в бутике фирмы на Елисейских полях в 1987 году. Разноцветные шарики были разложены в широкие вазы, и публика поначалу приняла их за конфеты.

Каждый прессованный шарик играет в пудре отведенную ему роль. Нежно-розовые придают лицу свежесть, голубоватые скрадывают следы усталости, зеленоватые убирают покраснения, фиолетовые маскируют точечные дефекты, а молочные покрывают лицо сияющей вуалью. Добавляя или убирая тот или иной шарик, можно получить желаемый эффект.

Каждый год линия Météorites Guerlain пополняется усовершенствованными составами и новыми оттенками. Традиционно к каждому Рождеству выходит лимитированная партия «Метеоритов», которая непременно вызывает ажиотаж среди многочисленных поклонниц легендарного «созвездия жемчужин».

Тональный крем Lingerie

Название говорит само за себя – lingerie означает «белье». Между лицом и тональным кремом возникает «интимная» гармония. Подобно комфортному белью, обволакивающему все изгибы тела, крем тончайшим слоем ложится на лицо, подтягивая и разглаживая его. В формулу крема входят эластичные волокна льна и шелка, создающие микроскопическую сеточку (био-фусьон).

В палитре Линжери более дюжины оттенков, поэтому свое средство для выравнивания цвета здесь найдет и светлокожая блондинка, и смуглая брюнетка. Все тональные крема модного дома Герлен защищают кожу от ультрафиолета, Фактор защиты от солнца у Lingerie равняется 20 единицам.

Помада Kiss-Kiss

Появившись в 1994 году, эта помада стала настоящим бестселлером. Огромная палитра цветов, удивительная стойкость, роскошный футляр и фирменные герленовские отдушки покорили сердца миллионов модниц.

Обогащенная природными маслами формула продукта гарантирует бережный уход, увлажнение и бархатистость кожи губ. Kiss Kiss отличает обволакивающая легкая текстура, многомерный деликатный блеск с атласным финишем.

В 2014 году, в честь двадцатилетнего юбилея, помада Kiss-Kiss сменила свой «наряд» – культовую вещицу теперь упаковывают не в золотистый, а в элегантный угольно-черный футляр, созданный знаменитым дизайнером Эрве ванн дер Стратеном.

Направления производства Guerlain

Компания-легенда и в XXI веке продолжает жить и развиваться. Со времен своего основания дом Герлен специализируется исключительно на производстве парфюмерии, декоративной косметики и средств по уходу за кожей класса люкс. 100 % продукции Guerlain изготавливается во Франции. Компании принадлежит сеть фирменных магазинов по всему миру. Сегодня изделия с брендом Герлен поставляются в 80 стран.

В производстве Guerlain ручной труд сочетается с ультрасовременными технологиями. Центральное положение в деятельности компании занимают лаборатории, где вся продукция проходит многоступенчатую проверку на наличие вредных веществ и гиппоаллергенность.

Бутики Guerlain в Москве

В ЦУМе открыт один из семи существующих в мире бутиков Maison Guerlain, где представлены эксклюзивные творения легендарного Дома и есть уникальная возможность составить индивидуальный аромат. Бутики GUERLAIN действуют в ARTICOLI ГУМ, в сети магазинов Л""ЭТУАЛЬ, ИЛЬ ДЕ БОТЭ, РИВ ГОШ.

культура: Вы возглавляли Дом Герлен более четырех десятилетий. Как пришли в семейный бизнес?
Герлен: В шестнадцать начал работать вместе с дедом. Он научил меня всему, что знаю. Поначалу я не собирался посвящать себя парфюмерии, но затем это стало делом жизни.

культура: Несколько лет назад Вы приняли решение уйти на покой. Что побудило вернуться в мир парфюма?
Герлен: Опять захотелось создать что-то новое. Получаю огромное наслаждение от того, что остаюсь в строю, встретив 80-ю весну (так французы элегантно называют число прожитых лет. - «Культура» ).

культура: Чему посвящена Ваша коллекция?
Герлен: Я люблю называть духи высшим проявлением воспоминаний, что состоят из увлечений, минувших страстей, встреч. Сегодня мои ароматы выражают больше, чем когда бы то ни было: любовь к жизни, женщинам и к искусству во всех ипостасях.

культура: Вы создали десятки парфюмов: Vetiver, Chant d’ Aromes, Guerlinade, Nahema и другие. Какой же любимый?
Герлен: Vetiver, которым пользуюсь сам. Между тем каждый аромат по-своему хорош. Все они связаны с тем или иным эпизодом моей жизни, рассказывают какую-то историю. Многие из них - плоды любовных увлечений.

культура: Ваши творения называют «вечными». Льстит такая оценка?
Герлен: С точки зрения истории человечества вечность - понятие весьма относительное. И очень правильно, что это так.

культура: Что является источником вдохновения?
Герлен: Любовь и женщины. Я всегда обожал прекрасный пол. Кроме того, я большой поклонник поэзии и музыки.

культура: А как же природа?
Герлен: Она успокаивает и восхищает. Меня часто удивляют неожиданный колор, особый свет или цветы. Из самых простых растений можно составить изысканнейшие композиции.

культура: Парфюмер - в какой-то степени алхимик?
Герлен: Скорее, назвал бы его химиком. Но прежде всего он художник. В творческом процессе важны импровизация и всевозможные сюрпризы. Аромат должен отражать душу творца и одновременно личность того, кто им пользуется.

культура: Духи по-прежнему остаются искусством или превратились всего лишь в часть бизнеса?
Герлен: Клиенты моментально понимают разницу между парфюмерным изделием и подлинным шедевром.

культура: Раньше лучшими друзьями женщин называли бриллианты, сейчас ими, похоже, стали духи. Почему это произошло?
Герлен: В первую очередь потому, что они гораздо дешевле. А главное - каждый создает свою атмосферу. Этим аромат особенно ценен и порой непредсказуем. Прекрасный пол и духи связывает животная страсть. Если мужчина влюбляется в женщину, значит, она правильно выбрала парфюм.

культура: Кто из селебрити пользуется Вашими духами?
Герлен: Многие коронованные особы, видные политические деятели, а также знаменитые актрисы. Но имена я храню в тайне. Назвать их - все равно что приоткрыть завесу над интимной стороной жизни.

культура: Говорят, что лучше всех Ваши духи носит неувядающая Катрин Денёв. Согласны?
Герлен: Она по-прежнему великолепна. Элегантная, остроумная и очень современная.

культура: Для мужчины парфюм не менее важен?
Герлен: Он помогает покорять прекрасный пол и несет в себе некое послание.

культура: Как обнаружить в бескрайнем море ароматов свой?
Герлен: Надеюсь, шестое чувство подскажет. Только такой парфюм станет частью вашего «я».

культура: Стоит ли сохранять верность одним духам или лучше менять ароматы каждые несколько лет?
Герлен: Менять можно. Но вы всегда будете возвращаться к одному или двум парфюмам, поскольку между человеком и любимым запахом возникают счастливые ностальгические узы.


культура: Духи встречают по одежке? Отсюда исключительное значение, придаваемое упаковке, не так ли?
Герлен: Флакон для духов подобен платью для женщины. Он должен быть простым, но выражать суть. В нем воплощено тонкое равновесие между формой и содержанием.

культура: Почему одним из лиц Дома Герлен оказалась суперстар Анджелина Джоли?
Герлен: Выбор объясняется ее изысканной элегантностью. Она и красивая женщина, и незаурядный человек.

культура: Отчего французские духи до сих пор имеют репутацию лучших в мире? В чем секрет успеха?
Герлен: Это часть нашего культурного наследия. Существует настоящее французское мастерство. Со своей стороны делаю все возможное, чтобы защитить его, и счастлив, что оно сохраняет свои позиции.

культура: С незапамятных времен Дом Герлен поддерживает особые отношения с Россией. Вспомним хотя бы названия Ваших духов: Le Bolshoi Black Swan («Большой. Черный лебедь»), Les Voyages Olfactifs Paris - Moscou («Путешествие из Парижа в Москву»), Place Rouge («Красная площадь»). Как обстоят дела сегодня?
Герлен: Нам необходимо поддерживать связь с Россией. Это потрясающая страна, невероятно богатая в культурном плане, которая служит источником вдохновения.

культура: Какие духи, на Ваш взгляд, лучше всего подходят русским женщинам?
Герлен: Думаю, насыщенные и цветочные.

культура: Вы известны не только как парфюмер, но и как наездник, участник чемпионатов мира по выездке. Есть ли между первым и вторым что-то общее?
Герлен: Да. Выучка и точность. И в том, и в другом ремесле нужно уметь делать самые простые вещи, а это как раз труднее всего.

культура: Ваши планы на будущее?
Герлен: Работать. Постоянно создавать что-то новое. Ну и, конечно, радоваться жизни во всех ее проявлениях.


Справка «Культуры»


Жан-Поль ГЕРЛЕН родился 9 января 1937 года в Париже. В юности мечтал стать профессором филологии, но из-за проблем со зрением решил переключиться на парфюмерию. В течение некоторого времени стажировался в качестве «носа» у своего деда Жака, а в 1955-м окончательно присоединился к семейному бизнесу. Оценив талант внука, в 1956-м Жак Герлен передал руководство в руки Жан-Поля, превратившего компанию во всемирно известный бренд. За 45 лет ему удалось создать более сорока ароматов, популярных во всем мире: Vetiver (1959), Chant d’ Aromes (1963), Habit Rouge (1965), Chamade (1969), Guerlinade и Parure (1973), Eau de Guerlain (1974), Nahеma (1979), Jardin de Bagatelle (1983).

В 1994 году Жан-Поль Герлен продал компанию мегакорпорации роскоши LVMH, которая владеет брендом Guerlain и по сей день. Мастер продолжал сотрудничать с модным домом, придумывая ароматы параллельно с группой молодых парфюмеров. Однако с продажей многое изменилось, и в первую очередь - ритм. Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999-м на рынок было выброшено девять ароматов, большая часть из которых - limited edition, то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос. Герлен уволился из своей компании в 2002 году.

В табели о рангах самых богатых французов за 2011 год Жан-Поль Герлен и его семья заняли 27-е место с состоянием в 1,915 млрд евро.


Фото на анонсе: Manuelle Toussaint

Дом Герлен

Дом Герлен – каждый аромат его – это уникальное творение, единственное и неповторимое. Это лучшие духи мира, это истинные художественные произведения.

Духи Герлена – нежные, страстные, волнующие, таинственные и даже дерзкие – Apres l’Ondee, Shalimar, Samsara, Mitsouko,…. Духи Герлена вне моды, они вечность.

Династия Guerlain: вначале было мыло.

В поисках счастья мещанин Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен (Pierre-Francois-Pascal Guerlain) покинул свой городишко Абвиль и перебрался в Лондон, где устроился на мыловарню. Всерьёз заинтересовавшись химией, он быстро продвинулся по службе и вернулся на родину уже в качестве представителя английской фирмы. Вскоре ему удалось создать в Париже собственную мыльную фабрику, для реализации продукции которой он в 1828 году открыл на улице Риволи маленький магазинчик. Дела пошли хорошо: в те времена французы ещё не были так патриотичны и предпочитали товар, имевший хоть какое-то отношение к соседней высокоразвитой Англии.
В том же году Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен создал и свои первые одеколоны: Senteur des Champs и Esprit de Fleurs. В его лавочке можно было купить и другие ароматические товары: лосьоны для бритья, лавандовую воду, душистую пудру. Предприятие имело такой успех, что спустя десять лет магазин Герлена смог переехать в район получше, на рю де ля Пэ (rue de la Paix).
Особенной популярностью пользовались парфюмерные композиции, которые хозяин заведения составлял собственноручно, находя в этом не только коммерческую выгоду, но и удовольствие.
Его клиентура становилась всё более знатной: персональные ароматы у него заказывали Оноре де Бальзак и княгиня Меттерних. Наконец о нём узнали и высшие слои общества: 29 января 1853 года состоялась свадьба императора Наполеона III и испанской принцессы Евгении (Eugenia Maria de Montijo de Guzman), и к этому дню Герлен создал одеколон «Eau Imperiale» и преподнёс его новобрачным.

Флакон из тёмного стекла, созданный по этому случаю, был украшен эмблемой Бонапартов - золотыми пчёлами, впоследствии превратившимся в фирменные герленовские соты. Новоиспеченная императрица пришла в восторг от этого аромата, и слава о замечательном парфюмере разнеслась по всем европейским династиям: в последующее десятилетие Герлен создал несколько королевских композиций, и для Габсбургов, и для Романовых, и для Вюртембергов.
Скончавшись в 1964 году, Пьер-Франсуа-Паскаль Герлен оставил сыновьям своё парфюмерное предприятие в превосходном состоянии.
Ссор из-за наследства не было: младший, Габриель (Gabriel) занялся коммерцией, а старший, Эме (Aime, «любимый») сосредоточился на создании новых ароматов.

Пик его творчества приходится на 1889 год, когда он придумал революционный аромат «Guerlain Jicky»: незадолго до этого было синтезировано вещество «кумарин», обладающее интенсивным запахом свежескошенного сена, и Эме Герлен рассчитывал создать на его основе одеколон для мужчин.
Однако благодаря тёплым оттенкам майорана и сандалового дерева «Jicky» стал невероятно популярен у жаждущих эмансипации дам, став, по сути, прообразом современных unisex-ароматов.
Интересно, что «двуполость» запаха проявилась и в названии: «Jicky» - это имя одной англичанки, приятельницы Эме, и домашнее прозвище его племянника Жака (Jacques).

Именно Жак стал самым ярким парфюмером династии Герлен,oн активно развивал восточную тему: в 1919 году появились духи «Mitsouko», воплотившие в себе таинственные японские мотивы, а в 1925-м - роскошный аромат «Shalimar», воссоздающий атмосферу пышных садов эпохи Великих Моголов, когда был создан Shalimar (1927г.) произошёл феноменальный успех – слава Дома Герлена достигла берега Америки.
Следует признать, что духи Шалимар - это классика, не имеющая возраста, он вечен. Эти духи и по сей день в числе самых продаваемых.


Он продолжает и семейную традицию посвящать ароматы известным людям, - так, вышедший в 1933 году одеколон «Vol de Nuit» («ночной полёт») посвящен лётчику и писателю Антуану Сент-Экзюпери.

В 1955 году состарившийся Жак Герлен создал аромат «Ode» совместно со своим 19-летним внуком Жан-Полем, и понял, что его империя переходит в надёжные и талантливые руки.

Jean-Paul Guerlain

О ныне здравствующем наследнике знаменитой парфюмерной династии известно едва ли не меньше, чем о его почивших в бозе предках. Скупо просачивающиеся в прессу сведения рисуют положительный, но несколько скучноватый образ: Жан-Поль Герлен любит литературу, музыку, хорошую французскую кухню. Заядлый мотоциклист и наездник, много путешествует по экзотическим странам (в издательстве «Cherche Midi» вышла книга, в которой он рассказывает о своих поездках).
Очень богат: в 1996 году его состояние оценивалось в 3,5 миллиарда франков. Владеет плантациями иланг-иланга на острове Майотта и заводом по производству эфирных масел в Тунисе.
Единственная по-настоящему пикантная деталь его биографии заключается в том, что до недавнего время он много курил, нисколько не заботясь о сохранности своего обонятельного аппарата. И действительно: несмотря на это обстоятельство, парфюмер из него получился отменный.

Уже его первый самостоятельный аромат «Vetiver» (1959 год) стал настоящей удачей: за свою нарядную свежесть он и по сей день любим активными деловыми мужчинами. В дальнейшем Жан-Поль Герлен «выстреливал» новинками каждые три - четыре года, и все они попадали в цель: провалов у него не было. Залогом успеха он считал неукоснительное следование традициям, заложенным его предками.
Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, «навороченными»: их составляющие не «играют в прятки» и не загораживают друг друга, поскольку их немного.

К примеру, в духах «Нахэма» («Nahema»), которые в 1979 году парфюмер посвятил своей любимой актрисе Катрин Денев, всего двенадцать компонентов.
Во-вторых, явное предпочтение отдаётся натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20 процентов. Герлены всегда строго следили за качеством сырья, и ныне Жан-Поль ежегодно инспектирует плантации пахучих растений и заводы по производству эфирных масел.
В-третьих, очень большое значение придаётся дизайну флаконов: «флакон для аромата - что платье для женщины».
И, наконец, самое главное: герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый «Герлинад» («Guerlinade»). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка, роза и ваниль.
В 1998 году Жан-Поль прославил этот аккорд, назвав его именем своё новое творение. Этот год был ознаменован для дома Герлен двойным юбилеем: исполнилось двести лет со дня рождения Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена, и сто семьдесят лет со дня открытия первого магазина.

Аромат денег

На исходе XX века дом Герлен оказался в непростом положении. Вышеизложенные принципы создания ароматов, которые на протяжении многих лет являлись гарантией стабильного успеха, стали мешать дальнейшему развитию: они никак не вписывались в новые реалии парфюмерной моды. Как ни странно, но некоторую долю ответственности за это можно возложить на науку химию.
В 1969 году было синтезировано вещество «этилмальтол», обладающее насыщенно-сладким запахом. Благодаря этому появились так называемые «гурманские» ароматы с ощутимыми, даже назойливыми карамельно-шоколадными нотами (например, «Angel» Тьери Мюглера).
В 1974 году было создано вещество «калон», которое пахло морем. Естественно, в скором времени возникла доселе не существовавшая группа ароматов - спортивных, чистых, свежих (типичный представитель - «L"eau d"Issey» Иссея Мияке). Неожиданно в моду стали входить и такие курьёзы, как запах асфальта или пыли, попавшей на электрическую лампочку.
Новые веяния радикально изменили роль парфюмерии в жизни общества: из символа элегантности, утонченности, соблазна духи превратились в элемент игры, повседневного маскарада. Оказалось, что аромат, наряду с одеждой и косметикой, - это вовсе не украшение, а могущественный инструмент для создания того или иного образа. Люди почувствовали себя актёрами, и им это понравилось. А Жан-Поль Герлен, скованный вековыми консервативными традициями, оказался к этому психологически не готов.
Если раньше Герлен никуда не спешил и каждую новинку готовил несколько лет, то теперь в одном лишь 1999 году на рынок было выброшено девять ароматов, многие из которых - «Limited Edition», то есть изначально рассчитаны не на вечность, а на сиюминутный спрос.
Ещё одно новшество: поскольку духи Герлена пользуются особенной любовью японцев, то специально для этой целевой группы была создана туалетная вода «Cherry Blossom», нигде, кроме Японии, не продававшаяся. И даже Франция осталась лишённой аромата великого мастера!..

Герлен достиг пенсионного возраста и покидает дом своего имени.
Уходит он на пике славы, сделав восхитительную серию «Аква Аллегория», в которой ему удалось наконец разрешить конфликт традиций и новаций: это очень чистые и естественные ароматы, посвящённые любимым герленовским нотам («Rosa magnifica», «Ylang&Vanille», «Lilia bella», «Gentiana» и другим).

Он доказал, что и бескомпромиссно придерживаясь фамильных принципов, можно идти в ногу со временем: два аромата из этой серии (грейпфрутовый «Pamplelune» и травянистый «Herba Fresca») пользуются огромной популярностью у молодёжи.

Создавать новые ароматы под маркой «»Guerlain» будет команда сильных, но безымянных профессионалов. А эпоха великих творцов, воплощавших в себе стиль, талант и традиции, вместе с Герленом ушла навсегда.

Аромат способен затмить красоту и блеск бриллиантов. Он может обладать магической силой, пробуждая чувства и фантазию. И это своими творениями доказали потомки Пьера Франсуа Герлена.

Самые знаменитые духи дома Герлен

● 1853 - Eau de cologne Imperiale ● 1889 - Jicky ● 1904 - Champs Elysees (1996 год - римейк) ● 1904 - Mouchoir de Monsieur ● 1906 - Apres l"Ondee ● 1912 - L"Heure Bleue ● 1919 - Mitsouko ● 1925 - Shalimar ● 1929 - Liu ● 1933 - Vol de Nuit ● 1959 - Vetiver ● 1962 - Chant d"Aromes ● 1965 - Habit Rouge ● 1969 - Chamade ● 1974 - Eau de Guerlain ● 1979 - Nahema ● 1985 - Derby ● 1989 - Samsara ● 1992 - Heritage ● 1998 - Guerlinade ● 1998 - Coriolan ● 1999 - 2001 серия Aqua Allegoria ● 2009 - La Petite Robe Noire

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Guerlain (Герлен, Герлэн) - один из старейших в мире домов парфюмерии , основанный в 1828 году Пьером Франсуа Паскалем Герленом.

С 1994 года исключительное право на использование бренда Guerlain принадлежит корпорации Louis Vuitton Moet Hennessy .

История

  • Guerlain был основан в 1828 году Пьером Франсуа Паскалем Герленом, французом, получившим химическое образование в Англии . Сначала этот парфюмерный дом существовал как аптечный магазин, в подвалах которого Герлен смешивал свои ароматы. Клиентами были немногие, но достаточно известные люди, в том числе, например, Бальзак и Наполеон III , для свадьбы которого был специально создан одеколон Eau de Cologne Impériale . Позже он создавал запахи для королев Виктории и Изабеллы II Испанской. Пьер Франсуа Герлен умер в 1864 году.
  • Фирму наследовали его сыновья Эме и Габриэль Герлен. Эме Герлен поднимает семейный бизнес на новый уровень, один за другим выпуская успешные ароматы, в то время как Габриэль занимался менеджментом. Эме Герлен сделал следующие парфюмерные достижения:
  1. Разложение аромата на три составляющие - начальную ноту, ноту сердца и базовую ноту.
  2. Совмещение в парфюмерии натуральных и синтетических составляющих.
  3. Создание первого унисекс аромата - Guerlain Jicky (1889 год)

Герлен уволился из своей компании в 2002 году.

Характеристика

Ольга Вайнштейн так описывает основные принципы : «на парфюмерных принципах дома Guerlain стоит остановиться подробнее.

  1. Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, „навороченными“: их составляющие не „играют в прятки“ и не заслоняют друг друга, поскольку их немного. К примеру, в духах „Наэма“ („Nahema“), которые в 1979 г. парфюмер посвятил своей любимой актрисе Катрин Денев , всего двенадцать компонентов.
  2. Во-вторых, явное предпочтение отдается натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20%. Герлены всегда строго следили за качеством сырья, и ныне Жан-Поль ежегодно инспектирует плантации пахучих растений и заводы по производству эфирных масел.
  3. В-третьих, очень большое значение придается дизайну флаконов: „флакон для аромата - что платье для женщины“.
  4. И наконец, самое главное: герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый „герлинад“ („guerlinade“). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка, роза и ваниль».

Ароматы

Первым мужским ароматом стал одеколон «Империал», созданный специально для Наполеона III Бонапарта. Первый аромат Guerlain для женщин называется «Душа Цветов» - он был создан Паскалем Герленом в 1829 году для его жены. Jicky стал первым в мире ароматом унисекс и одним из первых с использованием синтетики.

Всего с 1828 года дом создал более 300 ароматов.

1828 - 1956 Жак Герлен Жан-Поль Герлен
Пьер Герлен
Эме Герлен

Жан-Поль Герлен для LVMH; другие парфюмеры

  • Aqua Allegoria Herba Fresca, 1999
  • Aqua Allegoria Lavande Velours, 1999
  • Aqua Allegoria Pamplelune, 1999
  • Aqua Allegoria Rosa Magnifica, 1999
  • Aqua Allegoria Ylang & Vanille, 1999
  • Attrape Coeur / Guet-Apens, 1999
  • Belle Époque, 1999
  • Chamade pour Homme, 1999
  • Cherry Blossom, 1999
  • Guet Apens, 1999
  • Terracotta voile d"été, 1999
2000
  • Aqua Allegoria Flora Nerolia, 2000
  • Champs-Élysées Too Much, 2000
  • Les Météorites, 2000
  • Mahora, 2000
  • Meteorites, 2000
  • Metalys / Metallica, 2000
  • Philtre d’Amour, 2000
  • Too Much? 2000
2001
  • Aqua Allegoria Gentiana, 2001
  • Aqua Allegoria Winter Delice, 2001
  • Purple Fantasy, 2001
  • Samsara Shine, 2001
  • Secret Intention, 2001
2002
  • Aqua Allegoria Lilia Bella, 2002
  • Aroma Allegoria Aromaparfum Apaisant, 2002
  • Aroma Allegoria Aromaparfum Vitalising, 2002
  • Aroma Allegoria Exalting Aromaparfum, 2002
LVMH LVMH
2003
  • Aqua Allegoria Foliflora, 2003
  • Aqua Allegoria Lemon Fresca, 2003
  • Crazy Cherry Blossom, 2003
  • L’Instant de Guerlain, 2003
  • Shalimar Eau Legere, 2003
  • With Love, 2003
2004
  • Aqua Allegoria Anisia Bella, 2004
  • Aqua Allegoria Mentafollia, 2004
  • Glittering Cherry Blossom, 2004
  • L’Instant Pour Homme, 2004
  • Precious Heart, 2004
  • Vetiver Eau Glacée, 2004
  • Vetiver Frozen Fragrance, 2004
2005
  • Angélique Noire, 2005 (серия L’Art et la Matiere)
  • Aqua Allegoria Orange Magnifica, 2005
  • Aqua Allegoria Pivoine Magnifica, 2005
  • Aqua Allegoria Tutti Kiwi, 2005
  • Aqua Allegoria Winter Delice, 2005
  • Cuir Beluga, 2005 (серия L’Art et la Matiere)
  • Love is All, 2005
  • L’Instant de Guerlain Eau de Noel Iris Millesime, 2005
  • L’Instant de Guerlain Eau de Toilette, 2005
  • L’Instant de Guerlain pour Homme Eau Extreme, 2005
  • Plus Que Jamais, 2005
  • Rose Barbare, 2005 (серия L’Art et la Matiere)
  • Shalimar Light, 2005
  • Shiny Cherry Blossom, 2005
  • Les Parisiennes (2005) - серия переизданных ароматов:

Kadine, Sous Le Vent, Djedi, Mouchoir de Monsieur,
Voilette de Madame, Vega, Mayotte (в оригинале Mahora),
Liu, Purple Fantasy, Attrape-Coeur (в оригинале Guet Apens),
Derby, Ode, Vetiver Pour Elle, Philtre d’Amour,
Chamade Pour Homme, Candide Effluve,
L’Ame d’un Heros (в оригинале Coriolan).

  • Aqua Allegoria Grosellina, 2006
  • Aqua Allegoria Tutti Kiwi, 2006
  • Bois d’Arménie, 2006 (серия L’Art et la Matiere)
  • Colours of Love, 2006
  • Cologne du 68, 2006
  • Eau de Lit, 2006
  • Insolence, 2006
  • Habit Rouge Armoiries, 2006
  • L’Instant d’Un Ete, 2006
  • L’Instant d’un Ete pour Homme, 2006
  • Lights of Champs Elysees, 2006
  • Lovely Cherry Blossom Gold Sparkles, 2006
  • Mayotte, 2006
  • Nuit d’Amour, 2006
2007
  • Aqua Allegoria Angélique Lilas, 2007
  • Aqua Allegoria Mandarine Basilic, 2007
  • Cherry Blossom Fruity, 2007
  • Iris Ganache, 2007 (серия L’Art et la Matiere)
  • Huiles de Parfum Garden Sensuel & Oud Sensuel, 2007
  • L’Instant de Guerlain Fleur de Mandarine, 2007
  • L’Instant de Guerlain Pour Homme Critaux d’Agrumes, 2007
  • L’Instant Magic, 2007
  • My Insolence, 2007
  • Quand Vient La Pluie, 2007
  • Shalimar Black Mystery, 2007
  • Spiritueuse Double Vanille, 2007
  • Vetiver Extreme, 2007
  • Vol de Nuit Evasion, 2007
2008
  • Aqua Allegoria Laurier-Reglisse, 2006
  • Aqua Allegoria Figue-Iris, 2008
  • Cherry Blossom Delight, 2008
  • Cruel Gardenia, 2008 (серия L’Art et la Matiere)
  • Eau de Shalimar, 2008
  • Elixir Charnel Oriental Brulant, 2008
  • Elixir Charnel Gourmand Coquin, 2008
  • Elixir Charnel Chypre Fatal, 2008
  • Habit Rouge Habit de Metal, 2008
  • Habit Rouge L’Extrait, 2008
  • Insolence Eau de Parfum, 2008
  • Insolence Shimmering Edition, 2008
  • Les Elixirs Charnels, 2008
  • Les Quatre Saisons - Brume d`Autoumne, 2008
  • Les Quatre Saisons - Muguet de Printemps, 2008
  • Les Quatre Saisons - Quant Vient L`Ete, 2008
  • Les Quatre Saisons - Winter Delice, 2008
  • Guerlain Homme, 2008
  • Quatre saisons, 2008
2009
2010
  • Aqua Allegoria Flora Nymphea, 2010
  • Aqua Allegoria Bouquet Numero 1, 2010
  • Arsene Lupin Dandy, 2010
  • Arsene Lupin Voyou, 2010
  • Insolence Blooming, 2010
  • Homme L’Eau, 2010
  • Idylle Eau de toilette, 2010
  • La Cologne Du Parfumeur, 2010
  • L’Abeille de Guerlain, 2010
  • Shalimar Ode de la Vanille, 2010
  • Shalimar Edition Charms Eau de Parfum, 2010
  • Tonka Imperiale, 2010 (серия L’Art et la Matiere)
2011
  • Aqua Allegoria Bouquet Numero 2, 2011
  • Aqua Allegoria Jasminora, 2011
  • Aqua Allegoria Rosa Blanca, 2011
  • Elixir Charnel Floral Romantique, 2011
  • Habit Rouge L`Eau, 2011
  • Habit Rouge Habit de Cuir, 2011
  • Homme Intense Pininfarina Collector, 2011
  • Idylle Duet, 2011
  • Idylle Eau Sublime, 2011
  • Le Bolshoi 2011 Edition Limitee, 2011
  • Le Petite Robe Noire 2, 2011
  • Les Voyages Olfactifs 04 Paris-London, 2011
  • Muguet 2011, 2011
  • Shalimar Fourreau du Soir, 2011
  • Shalimar Parfum Initial, 2011
2012
  • Aqua Allegoria Bouquet de Mai, 2012
  • Aqua Allegoria Lys Soleia, 2012
  • Derby, 2012 (серия Les Parisiennes)
  • Habit Rouge Edition Voyage, 2012
  • Idylle Duet Jasmin-Lilas, 2012
  • La Petite Robe Noire, 2012
  • La Petite Robe Noir Eau de Toilette, 2012
  • La Petite Robe Noire L’Extrait, 2012
  • Le Bolshoi Saison 2012 La Traviata, 2012
  • (Les Déserts d’Orient) Encens Mythique D’Orient, 2012
  • (Les Déserts d’Orient) Rose Nacree du Desert, 2012
  • (Les Déserts d’Orient) Songe d’un Bois d’Ete, 2012
  • Les Voyages Olfactifs 04 Paris-Shanghai, 2012
  • L’Heure Bleue 100 Anniversaire, 2012
  • L’Heure de Nuit, 2012
  • L’Homme L’Eau Boisée, 2012
  • Myrrhe & Delires, 2012 (серия L’Art et la Matiere)
  • Mon Precieux Nectar, 2012 (серия Les Parisiennes)
  • Reve de Lune, 2012
  • Shalimar Initial L’Eau, 2012
  • Shalimar Ode a la Vanille, 2012
  • Shalimar Parfum Initial A Fleur de Peau, 2012
  • Shalimar Talisman Byzantin, 2012
2013
  • Aqua Allegoria Flora Rosa, 2013
  • Aqua Allegoria Nerolia Bianca, 2013
  • Cour des Senteurs Versailles, 2013
  • Eau de Lingerie, 2013 (серия Les Elixirs Charnels), 2013
  • Guerlain Le Parfum du 68, 2013
  • La Petite Robe Noir Eau de Parfum Collector Edition, 2013
  • La Petite Robe Noir Eau de Toilette Collector Edition, 2013
  • Place Rouge, 2013
  • Shalimar Indes & Merveilles, 2013
  • Shalimar Ode a la Vanille Sur la Route du Mexique, 2013
  • Shalimar Parfum Initial L’Eau Si Sensuelle, 2013
2014
  • Aqua Allegoria Limon Verde, 2014
  • Coque d"Or, переиздание 2014
  • Eau de Cashmere, 2014
  • French Kiss, 2014
  • Idylle Duet Rose - Patchouli, 2014
  • Idylle Love Blossom, 2014
  • Insolence Crazy Touch, 2014
  • L"Homme Ideal, 2014
  • La Petite Robe Noir Couture, 2014
  • Le Bolshoi Black Swan, 2014
  • Mademoiselle Guerlain, 2014
  • Mon Habit Rouge Taille sur Mesure, 2014
  • Petit Guerlain, 2014
  • Royal Extrait, 2014
  • Santal Royal, 2014
  • Shalimar Indian Nights by Maison Gripoix, 2014
  • Shalimar Souffle de Parfum, 2014
  • Terracotta Le Parfum, 2014
2015
  • L"Homme Ideal Cologne, 2015
  • La Petite Robe Noir Eau Fraiche, 2015
  • Le Bouquet de la Mariee, 2015
  • Le Plus Beau Jour de Ma Vie, 2015
  • Mon Exclusif, 2015
  • Shalimar Cologne, 2015
  • Teazzurra,2015

В культуре

Для русской культуры эти французские духи издавна считались синонимом роскоши.

  • Н. Э. Гейнце (1898 год):
«Тут был и петербургский „свет“ и „полусвет“, последний старавшийся затмить первый искусственным сиянием - сиянием драгоценностей и вполне этого достигавший. Скромные „светские розы“, нежные цветы с тонким ароматом чистоты и невинности, робко жались в сторонке перед пышными „камелиями“, получавшими свой одуряющий аромат от современного парижского алхимика Герлена, нашедшего средство возвращать молодость и красоту и путём этого средства делать себе золото».
  • Анатолий Мариенгоф . «Циники» (1928):
«Я коснулся её пальцев.
- …после нашего «социалистического» переворота я пришел к выводу, что русский народ не окончательно лишен юмора.
Ольга подошла к округлому зеркалу в кружевах позолоченной рамы.
- А как вы думаете, Владимир…
Она взглянула в зеркало.
- …может случиться, что в Москве нельзя будет достать французской краски для губ?
Она взяла со столика золотой герленовский карандашик:
- Как же тогда жить?».
  • Марка и аромат Mitsouko перечисляются Геллой на сеансе Варьете Воланда («Мастер и Маргарита », 1929-1940):
Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:

- Герлэн, шанель номер пять , мицуко, нарсис нуар , вечерние платья, платья коктейль…

  • Георгий Иванов . «Третий Рим» (1929):
«Прогретый калориферами воздух Астории пахнул как-то томительно. Это была тонкая смесь, где было всего понемногу: Н. Герлен, и дух контрразведок, и египетский табак, и кровь…»
  • Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец » (1975-1977) описывает эпоху НЭПа:
«высший тип женщины - небожительница: красавица, по преимуществу блондинка с бриллиантами в ушах, нежных как розовый лепесток, в длинном вечернем платье с оголенной спиной, стройная, длинноногая, в серебряных туфельках, накрашенная, напудренная, поражающая длиной загнутых ресниц, за решеткой которых наркотически блестят глаза, благоухающая духами Коти, даже Герлена, - на узкой руке с малиновыми ноготками золотые часики, осыпанные алмазами, в сумочке пудреница с зеркальцем и пуховка. Продукт нэпа . Она неприкосновенна и недоступна для нашего брата. Её можно видеть в „Метрополе“ вечером».
...180 см, тонкокостная, длинноногая, узколицая, с каштановой гривой и карими миндалевидными глазами, с приличным русским на фантастических очертаний устах и с ослепительной улыбкой там же, в потрясающей, плотности папиросной бумаги, замше и чулках в тон, гипнотически благоухая незнакомыми духами, – картина была, бесспорно, самым элегантным существом женского пола, сумасводящая нога которого когда-либо ступала в наш круг. Она была сделана из того, что увлажняет сны женатого человека. Кроме того, венецианкой.

Напишите отзыв о статье "Guerlain"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Guerlain

Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка.
Фехтовальщик, требовавший борьбы по правилам искусства, были французы; его противник, бросивший шпагу и поднявший дубину, были русские; люди, старающиеся объяснить все по правилам фехтования, – историки, которые писали об этом событии.
Со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние предания войн. Сожжение городов и деревень, отступление после сражений, удар Бородина и опять отступление, оставление и пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспортов, партизанская война – все это были отступления от правил.
Наполеон чувствовал это, и с самого того времени, когда он в правильной позе фехтовальщика остановился в Москве и вместо шпаги противника увидал поднятую над собой дубину, он не переставал жаловаться Кутузову и императору Александру на то, что война велась противно всем правилам (как будто существовали какие то правила для того, чтобы убивать людей). Несмотря на жалобы французов о неисполнении правил, несмотря на то, что русским, высшим по положению людям казалось почему то стыдным драться дубиной, а хотелось по всем правилам стать в позицию en quarte или en tierce [четвертую, третью], сделать искусное выпадение в prime [первую] и т. д., – дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью.

Одним из самых осязательных и выгодных отступлений от так называемых правил войны есть действие разрозненных людей против людей, жмущихся в кучу. Такого рода действия всегда проявляются в войне, принимающей народный характер. Действия эти состоят в том, что, вместо того чтобы становиться толпой против толпы, люди расходятся врозь, нападают поодиночке и тотчас же бегут, когда на них нападают большими силами, а потом опять нападают, когда представляется случай. Это делали гверильясы в Испании; это делали горцы на Кавказе; это делали русские в 1812 м году.
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника.
Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу.
Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.]
Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы.
Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость.
В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х.
Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами.
А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х.
Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки.
Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки.
Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного.
Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы.
Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах.
Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям.

Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск.
Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны.
24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов.
Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
Последние числа октября было время самого разгара партизанской войны. Тот первый период этой войны, во время которого партизаны, сами удивляясь своей дерзости, боялись всякую минуту быть пойманными и окруженными французами и, не расседлывая и почти не слезая с лошадей, прятались по лесам, ожидая всякую минуту погони, – уже прошел. Теперь уже война эта определилась, всем стало ясно, что можно было предпринять с французами и чего нельзя было предпринимать. Теперь уже только те начальники отрядов, которые с штабами, по правилам ходили вдали от французов, считали еще многое невозможным. Мелкие же партизаны, давно уже начавшие свое дело и близко высматривавшие французов, считали возможным то, о чем не смели и думать начальники больших отрядов. Казаки же и мужики, лазившие между французами, считали, что теперь уже все было возможно.
22 го октября Денисов, бывший одним из партизанов, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти. С утра он с своей партией был на ходу. Он целый день по лесам, примыкавшим к большой дороге, следил за большим французским транспортом кавалерийских вещей и русских пленных, отделившимся от других войск и под сильным прикрытием, как это было известно от лазутчиков и пленных, направлявшимся к Смоленску. Про этот транспорт было известно не только Денисову и Долохову (тоже партизану с небольшой партией), ходившему близко от Денисова, но и начальникам больших отрядов с штабами: все знали про этот транспорт и, как говорил Денисов, точили на него зубы. Двое из этих больших отрядных начальников – один поляк, другой немец – почти в одно и то же время прислали Денисову приглашение присоединиться каждый к своему отряду, с тем чтобы напасть на транспорт.
– Нет, бг"ат, я сам с усам, – сказал Денисов, прочтя эти бумаги, и написал немцу, что, несмотря на душевное желание, которое он имел служить под начальством столь доблестного и знаменитого генерала, он должен лишить себя этого счастья, потому что уже поступил под начальство генерала поляка. Генералу же поляку он написал то же самое, уведомляя его, что он уже поступил под начальство немца.
Распорядившись таким образом, Денисов намеревался, без донесения о том высшим начальникам, вместе с Долоховым атаковать и взять этот транспорт своими небольшими силами. Транспорт шел 22 октября от деревни Микулиной к деревне Шамшевой. С левой стороны дороги от Микулина к Шамшеву шли большие леса, местами подходившие к самой дороге, местами отдалявшиеся от дороги на версту и больше. По этим то лесам целый день, то углубляясь в середину их, то выезжая на опушку, ехал с партией Денисов, не выпуская из виду двигавшихся французов. С утра, недалеко от Микулина, там, где лес близко подходил к дороге, казаки из партии Денисова захватили две ставшие в грязи французские фуры с кавалерийскими седлами и увезли их в лес. С тех пор и до самого вечера партия, не нападая, следила за движением французов. Надо было, не испугав их, дать спокойно дойти до Шамшева и тогда, соединившись с Долоховым, который должен был к вечеру приехать на совещание к караулке в лесу (в версте от Шамшева), на рассвете пасть с двух сторон как снег на голову и побить и забрать всех разом.
Позади, в двух верстах от Микулина, там, где лес подходил к самой дороге, было оставлено шесть казаков, которые должны были донести сейчас же, как только покажутся новые колонны французов.
Впереди Шамшева точно так же Долохов должен был исследовать дорогу, чтобы знать, на каком расстоянии есть еще другие французские войска. При транспорте предполагалось тысяча пятьсот человек. У Денисова было двести человек, у Долохова могло быть столько же. Но превосходство числа не останавливало Денисова. Одно только, что еще нужно было знать ему, это то, какие именно были эти войска; и для этой цели Денисову нужно было взять языка (то есть человека из неприятельской колонны). В утреннее нападение на фуры дело сделалось с такою поспешностью, что бывших при фурах французов всех перебили и захватили живым только мальчишку барабанщика, который был отсталый и ничего не мог сказать положительно о том, какие были войска в колонне.

История

  • Guerlain был основан в 1828 году Пьером Франсуа Паскалем Герленом, французом, получившим химическое образование в Англии . Сначала этот парфюмерный дом существовал как аптечный магазин, в подвалах которого Герлен смешивал свои ароматы. Клиентами были немногие, но достаточно известные люди, в том числе, например, Бальзак и Наполеон , для свадьбы которого был специально создан одеколон Eau de Cologne Impériale . Позже он создавал запахи для королев Виктории и Изабеллы II Испанской. Пьер Франсуа Герлен умер в 1864 году.
  • Ему наследовали его сыновья Эме и Габриэль Герлен. Эме Герлен поднимает семейный бизнес на новый уровень, один за другим выпуская успешные ароматы, в то время как Габриэль занимался менеджментом. Эме Герлен сделал следующие парфюмерные достижения:
  1. Разложение аромата на три составляющие - начальную ноту, ноту сердца и базовую ноту.
  2. Совмещение в парфюмерии натуральных и синтетических составляющих.
  3. Создание первого унисекс аромата - Guerlain Jicky (1889 год)
  • В 1910 году Эме Герлен умер, компанию в наследство получили сыновья Габриэля Жак и Пьер. Пьеру достается коммерческая составляющая, а Жак берет на себя составление ароматов. За время существования дома под управлением Жака и Пьера семейный бизнес процветает, интернализируется и популяризируется. Guerlain начинает создавать парфюм для звезд кино и эстрады, а также начинает продажи своей продукции по всему миру.
  • Жак Герлен умер в 1956 году, а на пост главы компании встал его внук, Жан-Поль Герлен. Под его руководством компания превращается во всемирно известный бренд.

Герлен уволился из своей компании в 2002 году.

Характеристика

Vol de Nuit (1933)

Ольга Вайнштейн так описывает основные принципы : «на парфюмерных принципах дома Guerlain стоит остановиться подробнее.

  1. Во-первых, герленовские композиции никогда не бывают вычурными, „навороченными“: их составляющие не „играют в прятки“ и не заслоняют друг друга, поскольку их немного. К примеру, в духах „Наэма“ („Nahema“), которые в 1979 г. парфюмер посвятил своей любимой актрисе Катрин Денев , всего двенадцать компонентов.
  2. Во-вторых, явное предпочтение отдается натуральным ингредиентам. Конечно, без искусственных материалов не обойтись, но их доля не должна превышать 20%. Герлены всегда строго следили за качеством сырья, и ныне Жан-Поль ежегодно инспектирует плантации пахучих растений и заводы по производству эфирных масел.
  3. В-третьих, очень большое значение придается дизайну флаконов: „флакон для аромата - что платье для женщины“.
  4. И наконец, самое главное: герленовские композиции хорошо узнаваемы, поскольку в них почти всегда используется фирменный аккорд, называемый „герлинад“ („guerlinade“). Точный состав его, конечно, держится в секрете, но известно, что туда входят бобы тонка, роза и ваниль».

Ароматы

Первым мужским ароматом стал одеколон «Империал», созданный специально для Наполеона III Бонапарта. Первый аромат Guerlain для женщин называется «Душа Цветов» - он был создан Паскалем Герленом в 1829 году для его жены. Jicky стал первым в мире ароматом унисекс и одним из первых с использованием синтетики.

Всего с 1828 года дом создал более 300 ароматов.

1828 - 1956

Пьер Герлен Эме Герлен
Жак Герлен
  • Kadine, 1911
  • L’Heure bleue, 1912
  • Jasmiralda, 1912
  • Pois De Senteur, 1917
  • Mitsouko, 1919
  • Eau de Fleurs de Cédrat, 1920
  • Guerlinade, 1921
  • Rue De La Paix, 1922
  • Candide Effluve, 1922
  • Bouquet de Faunes, 1923
  • Ne M’Oubliez Pas, 1923
  • Élixir, 1923
  • Shalimar, 1925
  • Djedi, 1926
  • Liù, 1927
  • Jasmin, 1928
  • Guerlarose, 1930
  • Guerlilas, 1930
  • Vol de Nuit, 1933
  • Sous Le Vent, 1934
  • Amphore, 1935
  • Lanterne Bleue, 1935
  • Véga, 1936
  • Montre, 1936 (флакон)
  • Coque d’Or, 1937
  • Cachet Jaune, 1937
  • Borne, 1939 (флакон)
  • Fleur de Feu, 1948
  • Opaline, 1951
  • Ode, 1955

Жан-Поль Герлен

Серии Guerlain:

  • Aqua Allegoria : Herba Fresca, Pamplelune, Rosa Magnifica, Lavande Velours и Ylang & Vanille (все - 1999); Anisia Bella (2004), Mentafollia (2004), Orange Magnifica и Pivoine Magnifica (2005), Tutti Kiwi (2006), Grosellina (2006), Angelique Lilas & Mandarine Basilic (2007), Figue Iris & Laurier Reglisse (2008), Tiare-Mimosa and Cherry Blossom (2009), Flora Nymphea (2010), Bouquet Numero 1 (2010).
  • Les Parisiennes (2005) - серия переизданных ароматов: Kadine, Sous Le Vent, Djedi, Mouchoir de Monsieur, Voilette de Madame, Vega, Mayotte (в оригинале Mahora), Liu, Purple Fantasy, Attrape-Coeur (в оригинале Guet Apens), Derby, Ode, Vetiver Pour Elle, Philtre d’Amour, Chamade Pour Homme, Candide Effluve, L’Ame d’un Heros (в оригинале Coriolan).
  • L’Art et la Matiеre: Cuir Beluga, Rose Barbare and Angelique Noire, Bois d’Armenie (2006), Iris Ganache (2007), Cruel Gardenia (2008), Tonka Imperiale (2010).

В культуре

Дизайн флакона 1909 года

Для русской культуры эти французские духи издавна считались синонимом роскоши.

  • Н. Э. Гейнце (1898 год):

«Тут был и петербургский „свет“ и „полусвет“, последний старавшийся затмить первый искусственным сиянием - сиянием драгоценностей и вполне этого достигавший. Скромные „светские розы“, нежные цветы с тонким ароматом чистоты и невинности, робко жались в сторонке перед пышными „камелиями“, получавшими свой одуряющий аромат от современного парижского алхимика Герлена, нашедшего средство возвращать молодость и красоту и путем этого средства делать себе золото».

  • Марка и аромат Mitsouko перечисляются Геллой на сеансе Варьете Воланда («Мастер и Маргарита »):

Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:
- Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар , вечерние платья, платья коктейль…

  • Георгий Иванов . «Третий Рим» (1929):

«Прогретый калориферами воздух Астории пахнул как-то томительно. Это была тонкая смесь, где было всего понемногу: Н. Герлен, и дух контрразведок, и египетский табак, и кровь…»

  • Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» описывает:

«высший тип женщины - небожительница: красавица, по преимуществу блондинка с бриллиантами в ушах, нежных как розовый лепесток, в длинном вечернем платье с оголенной спиной, стройная, длинноногая, в серебряных туфельках, накрашенная, напудренная, поражающая длиной загнутых ресниц, за решеткой которых наркотически блестят глаза, благоухающая духами Коти, даже Герлена, - на узкой руке с малиновыми ноготками золотые часики, осыпанные алмазами, в сумочке пудреница с зеркальцем и пуховка. Продукт