Дети и представление зож 1 младшая группа. Перспективный план по формированию здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Картотека Дидактических игр по формированию основ здорового образа жизни у детей младшей группы в детском саду

Описание материала: Данный материал будет полезен воспитателям и родителям детей младшей группы. Он предназначен для формирует первоначальные знания о здоровом образе жизни.

Дидактические игры и упражнения

Игра «Овощи и фрукты».
Цели:
Систематизировать представления детей об отличительных признаках овощей;
Воспитывать бережливое отношение к растениям;
Развивать мелкую моторику рук, память, речь.
Материал:
Муляжи овощей (капуста, морковь, огурец, чеснок, картофель, перец, кукуруза, помидор), корзинки, муляжи фруктов (яблоко, груша, апельсин, мандарин, банан).
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим с вами, что находится в корзинке.
Воспитатель достает корзинку с муляжами овощей и фруктов и предлагает рассмотреть их.
Воспитатель: Смотрите это овощи и фрукты. Давайте разложим овощи и фрукты по разным корзинкам.
В огороде, в огороде весело гуляли
В огороде, в огороде грядки мы вскопали.
В грядку семена сажали, в ямку их опускали
А потом водою теплой грядку поливали.
Ты расти скорей морковка, перец и чеснок!
Грядку мы прополем.
Водичкою польём!
Воспитатель читает стихи про овощи и фрукты.
Мы за столик сели,
Фартучки надели,
Будем есть мы фрукты –
Вкусные продукты.
Ай да груша! Что за диво!
И румяна, и красива.
Очень просит груша:
"Съешь меня, Ванюша
Яблочко родное,
Наше, наливное.
Вырастет у нас в саду,
Осенью за ним пойду.
Спелый, сочный апельсин -
В фруктах первый витамин.
До чего же он хорош
И на солнышко похож.
Посмотрите-ка, арбуз,
Вот забавный карапуз!
Сверху важный, гладкий,
А внутри-то сладкий.
Воспитатель: Молодцы ребятки.
Усложнение игры: Предложить детям рассмотреть овощи и фрукты, и разложить по цветам.

Игра «Что растет на огороде»
Цель: Учить различать овощи по вкусу и по внешнему виду.
Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их
внешний вид и наощупь.
Ход игры:
Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в кастрюлю, а потом ему позвонили по телефону, и он отвлекся. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить, какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».
Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь капусту, репу. Овощи можно сложить в глубокую чашку, чтобы дети брали овощ, не видя его, наощупь и определяли на вкус.

Игра «Овощной магазин»
Цель: Расширять представления о форме и величине, развивать навыки сравнения предметов.
Игровая задача: Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило: Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).

Игра «Угостим куклу чаем»
Цели: добиться повторения названий чайной посуды, порядка сервировки стола для чаепития, дать представление о правилах безопасного поведения за столом.
Оборудование: кукольная мебель, чайная посуда, кукла.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям угостить куклу чаем, уточняет, какая посуда необходима, просит поставить блюдце, напоминает, что чашку нужно поставить, развернув ручкой вправо, ложечку также положить на блюдце справа от чашки. Задает вопросы о том, с чем можно пить чай, предлагает поставить на стол угощение, затем пригласить куклу за стол, угостить чаем, напомнить ей, что чай горячий и нужно быть осторожной, чтобы не обжечься. Обращает внимание на то, что за столом нужно всегда вести себя спокойно.

Игра «Уложим куклу спать»
Цели: закрепить названия постельного белья и их принадлежностей;
уточнить последовательность раздевания и развешивания одежды;
закрепить представление о том, что сон полезен для здоровья.
Оборудование: кукольная кровать с постельными принадлежностями, стул, кукла, пижама или ночная рубашка для нее.
Ход игры:
Воспитатель говорит о том, что куклу пора укладывать спать, просит постелить ей постель, уточняет порядок раздевания и развешивания одежды на стульчики, предлагает сделать это детям. После укладывания напоминает, что детям обязательно нужно спать днем, вовремя ложиться спать вечером, так как это все полезно для их здоровья, и если дети хорошо спят, они быстрее вырастают. Чтобы кукла быстрее уснула, предлагает спеть для нее колыбельную.

Игра «Что, где лежит?»
Цели: закрепить знание о необходимости поддерживать порядок в группе, уточнить знания о расположении предметов в группе, закрепить представление о том, что содержание вещей в порядке помогает сохранить здоровье.
Оборудование: предметные картинки с изображением игрушек, посуды, одежды, обуви, книг, фотографии групповой мебели, игровых центров по разным видам детской деятельности.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с детьми фотографии групповой мебели и центров по разным видам деятельности, уточняет их назначение. Раскладывает фотографии по столам, раздает детям предметные картинки и предлагает навести порядок - разложить предметы по местам.
Упражнение «Расскажем Стёпка-растрёпка, как вести себя в детском саду»
Цели: уточнить представление о правилах безопасного поведения в группе
Оборудование: игрушка Стёпка-растрёпка, фотографии групповых помещений или соответствующие картинки.
Ход игры:
Воспитатель вносит игрушку, рассматривает ее детьми, предлагает вспомнить содержание мультфильма, последовательно показывает фотографии или картинки, затем предлагает рассказать Стёпке-растрёпке, как нужно вести себя в том или ином помещении, делая при этом акцент на правилах безопасности.

Упражнение «Оденем куклу на прогулку»
Цели: закрепить названия зимней одежды, уточнить порядок одевания.
Оборудование: несколько кукол, зимняя одежда и обувь для них.
Ход игры:
Воспитатель предлагает одеть кукол на прогулку, уточняет, какие предметы одежды необходимы, предлагает детям поочередно надеть на кукол предмет одежды в той или иной последовательности, в которой дети одеваются сами, побуждает комментировать свои действия.
Упражнение «Покажем Мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться»
Цели: закрепить названия зимней одежды и порядок одевания, формировать представление о необходимости заботиться о своем здоровье.
Оборудование: игрушка Мишка, одежда для него.
Ход игры:
Педагог показывает Мишку, неправильно одетого для прогулки(пальто не застегнуто, нет шарфа и варежек и т. д.), уточняет, правильно ли Мишка оделся на прогулку, почему нет, и предлагает рассказать и показать Мишке, как надо одеваться. По предложению воспитателя дети надевают одежду, показывают и рассказывают, зачем нужны шарф, варежки и т. д.

Игра «Узнай и назови овощи»
Цели: закрепить знание названий овощей, учить узнавать их по описанию воспитателя, продолжать формировать представление о пользе овощей для здоровья.
Оборудование: картинки или муляжи овощей.
Ход игры.

Игра «Куда положить урожай Зайчика»
Цели: закрепить обобщающие понятия "овощи" и "фрукты", упражнять в умении их различать и называть.
Оборудование: игрушка зайчик, картинки или муляжи овощей и фруктов, ваза, корзина.
Ход игры.
Воспитатель говорит, что Зайчику нужно разложить урожай, но он забыл, куда, что нужно положить, и предлагает помочь ему. Рассматривает с детьми урожай, который вырастил Зайчик, уточняет названия, предлагает положить фрукты в вазу, а овощи - в корзину.

Игра «Угадай на вкус»
Цели: закреплять знания об овощах и фруктах, умение определять их по вкусу, закрепить представление о пользе фруктов для здоровья.
Оборудование: овощи, фрукты, которые можно употреблять в сыром виде, кусочки этих овощей и фруктов.
Ход игры.
После рассматривания овощей и фруктов воспитатель уточняет, какие из них употреблять в сыром виде, предлагает вспомнить вкус овощей и фруктов и другие особенности(капуста, морковь хрустят на зубах, апельсин и лук специфически пахнут, яблоко сочное ит. д.), напоминает об их пользе для здоровья. Затем предлагает закрыть глаза, открыть рот и поочередно кладет каждому кусочек фрукта или овоща, чтобы дети определили их по вкусу.

Игра «Назови правильно»
Цель: уточнить знания об овощах, их качествах (цвет, форма. вкус, запах), закрепить умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.
Оборудование: картинки овощей и фруктов.
Ход игры.
Воспитатель рассматривает картинки и уточняет названия овощей. Затем, убрав, наглядный материал, поочередно дает описание овощей по схеме: размер, цвет, форма, запах, вкус. При повторном проведении игры вместо описания могут быть использованы стихотворные загадки.

Игра «У нас порядок»
Цель: формировать знание о том, что для удобства и безопасности все предметы нужно убирать на место, закреплять представление о правилах безопасного поведения в быту, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок в доме.
Оборудование: картинки с изображением предметов одежды, обуви, посуды, швейных принадлежностей, рабочих инструментов, картинки с изображением кухонного шкафа, платяного шкафа, рабочего ящика.
Ход игры:
Воспитатель напоминает детям, как важно убирать вещи на место, чтобы их легко было найти, а особенно важно правильно хранить опасные предметы - разложить предметы по местам - и предлагает разложить предметные картинки к изображениям мест их назначения.

Игра «Найди картинку»
Цель: закрепить знание названий одежды, совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.
Оборудование: картинки с изображением одежды.
Ход игры:
Воспитатель напоминает, что в разные сезоны дети надевают разную одежду, предлагает выбрать зимнюю одежду, которую любят надевать девочки, мальчики, одежду, которую любят и девочки и мальчики. Аналогично дает задания о летней, весенней, осенней одежде.
Игра «Таня проснулась»
Цель: закреплять знание о том, что при кашле и чихании необходимо прикрывать рот, упражнять в пользовании носовым платком.
Оборудование: кукла, носовой платок, индивидуальные носовые платки.
Ход игры:
Воспитатель приносит куклу Таню, говорит, что она гуляла в ветреную погоду, неплотно укутала шею шарфом и простудилась. Имитирует, что кукла кашляет и чихает, не прикрывая рот, делает ей замечание, что так нельзя, предлагает детям напомнить и показать Тане, как нужно поступать при кашле и чихании. Затем воспитатель говорит, что кукле нужно вытереть нос, и предлагает детям поучить этому Таню: достать свои носовые платки и показать, как правильно это делать: поднести платок к носу, зажать одну ноздрю, освободить другую, затем наоборот и свернуть платок, и убрать в карман.

Игра «Купание куклы»
Цель: закрепить знание туалетных принадлежностей и порядка мытья, уточнить знания о необходимости поддерживать чистоту тела, способствовать формированию привычки опрятности.
Оборудование: куклу, ванночка, предметы для мытья, полотенце, пижама, кровать.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклу пора укладывать спать, но перед сном нужно помыть ее, и предлагает некоторым детям принести необходимые предметы, вспоминает с детьми их названия и назначение. Затем уточняет, какую воду нужно налить в ванночку, предлагает посадить куклу в ванночку с водой, уточняет с чего нужно начинать мытье, предлагает это сделать одному из детей. Так же предлагает помыть остальные части тела, вытереть куклу, надеть на нее пижаму, уложить в кровать, спеть колыбельную.

Упражнение «Как мы узнаем предмет»
Цель: закреплять знание о роли органов чувств.
Оборудование: предметы разные по форме, на ощупь, по запаху, кусочки фруктов и овощей.
Ход игры.
Воспитатель напоминает детям, что у каждого из них есть помощники, которые помогают узнавать предметы, и делают они это по-разному. Затем предлагает:
-найти определенные предметы с закрытыми глазами, потрогать предметы и определить их на ощупь(меховые, холодные, мокрые),
-с закрытыми глазами попробовать и определить овощи и фрукты,
-понюхать и назвать предмет.
Каждый раз воспитатель уточняет, что помогло определить его вкус и запах.

Игра «Кто что умеет»
Цель: закрепить знание о частях тела и их роли для человека, формировать внимание, умение быстро и правильно отвечать на вопросы.
Оборудование: мяч.
Ход игры.
Дети стоят по кругу, воспитатель поочередно бросает мяч каждому, задавая вопросы. Ребенок отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю:
Что твои умеют ручки?
Что умеют делать тучки?
Что твои умеют ножки?
Что умеют делать рожки?
Что твои умеют глазки?
Кто умеет слушать сказки?
Что умеют делать пальчики?
Что умеют делать зайчики?
Что умеет ротик твой?
Кто пойдет гулять со мной?

Упражнение «Запомни движение»
Цель: совершенствовать представление о роли частей тела и необходимости упражнять их.
Оборудование: картинки с изображением детей, выполняющих разные упражнения.
Ход игры.
Воспитатель напоминает, что при выполнении разных движений упражняются разные части тела, показывает картинки с изображением упражнений для рук, ног, туловища. Уточняет, что именно упражняется при выполнении этих движений, затем поочередно показывает картинки, предлагает запомнить движение и выполнить его.

  1. «Отгадай загадку по картинке » №1_________________________________________________________________ 2
  2. « Правила гигиены»№2_______________________________________________________________________ 2
  3. « Найди опасные предметы »№3____________________________________________________________________ 2
  4. « Мой день»№4_____________________________________________________________________________ 3
  5. « Опасно – не опасно»№5_________________________________________________________________________ 3
  6. « Если сделаю так »№6________________________________________________________________________ 4
  7. « Наши помощники - растения»№7______________________________________________________________ 4
  8. « Скорая помощь »№8_________________________________________________________________________ 4
  9. « Путешествие в страну здоровья»№9________________________________________________________________ 5
  10. « К нам пришел Незнайка»№10________________________________________________________________ 5
  11. « Подбери пару»№11________________________________________________________________________ 6
  12. « Полезная и вредная еда»№12 _____________________________________________________________________ 6
  13. « Пищевое лото»№13____________________________________________________________________________ 6
  14. « Веселый человек»№14______________________________________________________________________ 7
  15. « Путешествие хлебного комочка»№15_______________________________________________________________ 7
  16. « Что такое хорошо, что такое плохо»№16____________________________________________________________ 7
  17. « Что ты знаешь»№17__________________________________________________________________________ 7
  18. « Цветик - семицветик»№18________________________________________________________________________ 8
  19. « Подбери предметы»№19_________________________________________________________________________ 8
  20. «Сложи картинку»№20________________________________________________________________________ 8
  21. « Как вырасти здоровым»№21__________________________________________________________________ 9
  22. «Что изменилось»№22________________________________________________________________________ 9
  23. «Узнай предмет по контуру»№23_______________________________________________________________9
  24. «Почини спортивную форму»№24_______________________________________________________________10
  25. «Что сначала, что потом»№25__________________________________________________________________10
  26. «Лабиринты»№26___________________________________________________________________________10
  27. «Умею – не умею»№27_______________________________________________________________________10
  28. «Этикет – школа изящных манер»______________________________________________________________11

«ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ ПО КАРТИНКЕ» №1

Цель:

Оборудование:

Ход: Взрослый загадывает загадку, а дети отгадывают и находят соответствующую картинку. Взрослый просит подумать и сказать, чем опасны эти предметы? Дети рассказывают, какую опасность таит каждый предмет.

«ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ» №2

Цель: Помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

Оборудование: Картинки с изображением опасных предметов.

Ход: С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причесывание, купание.

«НАЙДИ ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ» №3

Цель: Помочь детям запомнить предмет, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не осторожного обращения с ними.

Оборудование: Нож, ножницы, иголка, утюг.

Ход: В квартире остаются Андрюша и Наташа. Их родители ушли на работу. Давайте расскажем малышам, какими предметами нельзя им пользоваться, чтобы не случилось беды. Дети повторяют правила безопасности:

  • Все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на место;
  • Нельзя включать электроприборы, они могут ударить током или стать причиной пожара;
  • Ни в коем случае нельзя пробовать лекарства – это яд. Нельзя пробовать стиральные порошки, средства для мытья посуды, соду, хлорку;
  • Опасно одному выходить на балкон.

«МОЙ ДЕНЬ» №4

Цель: Рассказать детям о режиме дня; учить объяснять и доказывать свою точку зрения; учить находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Оборудование: 3-4 комплекта карточек с изображениями разных режимных моментов.

Ход: Располагать карточки необходимо последовательно, в соответствии с режимом (от утреннего подъема до укладывания спать вечером), объяснить детям, почему так, а не иначе следует выкладывать карточки.

Вариант №1. Соревнование «Кто быстрее выложит ряд?».

Вариант №2. «Продолжи ряд».

Воспитатель начинает выкладывать последовательность, а ребенок продолжает.

Вариант №3. «Исправь ошибку».

Воспитатель выкладывает всю последовательность карточек, нарушив ее в одном или нескольких местах, дети находят и исправляют ошибки.

«ОПАСНО – НЕ ОПАСНО» №5

Цель: Учить детей отличать опасные жизненные ситуации от не опасных, уметь предвидеть результат возможного развития ситуации; закреплять знание правил безопасного поведения; воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: Набор дидактических картинок с изображением опасных и не опасных для жизни и здоровья ситуаций; карточки разных цветов (красного, белого и желтого) в зависимости от вариантов игры. Содержание картинок: ребенок ползает по лестнице, читает книгу, прыгает с высоты, одет не по погоде, кашляет на других и т.д.

Ход: Детей просят определить степень угрозы предлагаемой (наглядной или словестной) ситуации для жизни и здоровья, правильно разложить дидактические картинки.

Внимательно выслушав рассказ воспитателя, дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, и белую – если опасности нет.

Дети не должны мешать друг другу, при необходимости дополнять ответы товарищей, не подсказывать и не пользоваться подсказками.

«ЕСЛИ СДЕЛАЮ ТАК» №6

Цель: Обратить внимание детей на то, что в каждой ситуации может быть два выхода: один – опасный для здоровья, другой – ничем не угрожающий; воспитывать бережное отношение к себе и другим людям, защищать окружающих, не причинять боли; развивать мышление, сообразительность.

Оборудование: Набор поощрительных предметов: фишек, звездочек.

Ход: Детям дают задание найти два выхода из предложенной ситуации (угрожающей и не угрожающей жизни и здровью) предложить два варианта развития данной ситуации. Выслушав рассказ воспитателя, дети продолжают его после слов: « Опасность возникает, если я сделаю…», или «Опасности не будет, если я сделаю … » дети поднимают красную карточку, если есть опасность, желтую – если опасность может возникнуть при определенном поведении, белую – если опасности нет. Дети должны выслушать ответы товарища, не перебивать друг друга, желание ответить выражать поднятием руки. Полные ответы и существенные дополнения поощряют фишкой, звездочкой.

«НАШИ ПОМОЩНИКИ - РАСТЕНИЯ» №7

Цель: Закрепить представление о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровыми.

Оборудование: Предметные картинки с изображением лекарственных растений.

Ход: Игра проводится по принципу лото, у детей карты с изображением лекарственных растений. Воспитатель показывает картинки с аналогичными рисунками. Ребенок, у которого есть это растение, рассказывает о его использовании для лечения. Если правильно, получает картинку. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.

«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» №8

Цель: Закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: Картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

Ход: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, затемпературил, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действий.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ» №9

Цель: Закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться здоровыми.

Оборудование: Игровое поле с наклеенными иллюстрациями; кубик, цветные фишки или пуговицы.

Ход: Играющие по очереди бросают кубик на гранях которого изображены от 1 до 3 кружков, и передвигают свою фишку вперед настолько ходов, сколько кружков выпало на кубике. Если фишка оказалась на красном кружке то ребенок, прежде чем сделать следующий ход, должен ответить, как вести себя при насморке, кашле, высокой температуре, зубной боли. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном делает следующий. Когда фишка оказывается на зеленом кружке, играющий рассказывает, чем полезны для человека движения, режим дня, витамины, водные процедуры. При неверном ответе ребенок пропускает ход, при правильном переставляет фишку на три хода вперед. Побеждает тот, кто первым доберется в страну здоровья.

«К НАМ ПРИШЕЛ НЕЗНАЙКА» №10

Цель: Научить детей следить за чистотой своего тела, опрятностью одежды; учить видеть неправдоподобность предложенной ситуации, ее абсурдность.

Оборудование: Кукла Незнайка, фишки, портфель с поощряющими призами.

Ход: Дети внимательно слушают рассказ Незнайки, по ходу рассказа замечают небылицы и отмечают их фишками. По окончании рассказа воспитатель просит детей сосчитать, сколько небылиц заметил каждый из них, затем дети объясняют ошибки, замеченные ими в рассказе Незнайки. Дети должны работать самостоятельно, не мешать товарищам, невыдержанность ребенка наказывается штрафным очком. Ребенок, заметивший все небылицы, активный в игре и не получивший ни одного штрафного очка, награждается поощрительным призом.

«ПОДБЕРИ ПАРУ» №11

Цель: Соотносить предметы на картинках, с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование: Предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек; сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ход: Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

«ПОЛЕЗНАЯ И ВРЕДНАЯ ЕДА» №12

Цель: Закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зеленого и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копченная колбаса, пирожные, конфеты, черный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Ход: Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зеленую карточку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной. Дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком.

«ПИЩЕВОЕ ЛОТО» №13

Цель: Формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: Три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт.); большие карты по типу лото.

Ход: Дети раскладывают маленькие карточки в кармашке больших карт. Витамины: морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко. Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба. Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты. Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

«ВЕСЕЛЫЙ ЧЕЛОВЕК» №14

Цель: Развивать воображение, складывать фигуру (или лицо) человека из отдельных частей.

Оборудование: Детали частей тела человека разного размера в разной одежде, детали и части головы.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку несколько комплектов деталей изображения человека, по своему усмотрению ребенок подбирает детали одного комплекта и складывает изображение или из деталей разного комплекта собирает шуточного, карикатурного человека.

«ПУТЕШЕСТВИЕ ХЛЕБНОГО КОМОЧКА» №15

Цель: Рассказать о пути, который проходит пища в организме человека, объяснить необходимость тщательного пережевывания.

Оборудование: Таблица со схематическим изображением пищеварительной системы человека, хлебный шарик.

Ход: Дети прокатывают шарик по таблице и повторяют за воспитателем название органов пищеварительной системы.

«ЧТО ТАКОЕ ХОРШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО» №16

Цель: Учить детей составлять фразы по иллюстрациям, оценивать поступки человека, воспитывать бережное отношение к окружающему (своему дому, двору, детскому саду) и своему здоровью.

Ход: Пособие изготавливается постепенно, дети совместно с воспитателем отыскивают иллюстрации, называют вред и пользу изображенного на них: полезно – оформляют в рамку зеленую, вредную – в раму красную, листы собирают в папку. Дети в свободное время рассматривают их, дорисовывают изображения, играют с ними.

«ЧТО ТЫ ЗНАЕШЬ» №17

Цель: Рассказать о строении, работе, особенностях человеческого организма, правилах ухода за ним, о первой помощи в различной ситуации, развивать внимание, память.

Оборудование: Мяч, поощрительные призы.

Ход: Дети сидят на стульчиках перед воспитателем, воспитатель – водящий бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что ты знаешь… (например, о сердце)?» ребенок поймавший мяч, отвечает. Остальные дети внимательно слушают, желающие дополняют ответ, уронивший мяч, теряет право на ответ. Дети не должны перебивать друг друга, дополнять только после того, как закончен ответ. В конце игры самый активный получает поощрительный приз.

«ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК» №18

Цель: Определение нравственного развития группы.

Оборудование: Цветик – семицветик с отрывающимися лепестками, фишки красные и синие.

Ход: Каждый ребенок, сорвав лепесток, может загадать только одно желание, рассказать о нем модно только тогда, когда лепесток облетит весь свет и вернется к тому ребенку, который загадывает желание. Передавая очередной лепесток по кругу, облетая весь цвет, дети кружаться.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по – моему вели! Вели…

В. Катаев.

Если загаданное ребенком желание отражает удовлетворение личных потребностей – он получает синюю фишку, если желание имеет общественную значимость – красную.

«ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТЫ» №19

Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о разных предметах полезных для здоровья; формировать заботливое отношение к здоровью.

Ход: Ребенку предлагают рассмотреть лежащие на столе предметы, полезные для здоровья, и объединить их в группы. Например, предметы ухода за собой, спортивные принадлежности, полезные продуты.

«СЛОЖИ КАРТИНКУ» №20

Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.

Ход: Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы, способствующие здоровому образу жизни. Например: кроссовки, мяч, гантели; полотенце, зубная щетка и паста. (Можно использовать цветные фотографии).

«КАК ВЫРАСТИ ЗДОРОВЫМ» №21

Цель: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов; воспитывать сообразительность, быстроту реакции.

Ход: Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены дети, выполняющие различные действия, направленные на укрепление и поддержание здоровья: а) уход за своим телом; б) выполнение физических упражнений; в) прием здоровой пищи; г) игры на улице; д) сон; е) игры дома, в том числе и совместные со взрослыми; ж) помощь взрослым (уборка в квартире, сбор урожая, труд в природе).

Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, на которых изображены дети, выполняющие аналогичные действия. Например: мальчик причесывается, девочка моет руки, мальчик чистит зубы, девочка принимает ванну.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ» №22

Цель: Воспитывать наблюдательность, развивать память.

Ход: Детям предлагают 5-6 предметов (картинок) с изображением спортивного инвентаря (овощей, фруктов, лекарственных растений, предметов личной гигиены и т.д.) и предлагают назвать их. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.

«УЗНАЙ ПРЕДМЕТ ПО КОНТУРУ» №23

Цель: Учить детей по контуру подбирать реалистические изображения.

Ход: Ребенку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением предметов, способствующих здоровому образу жизни, и контурные изображения этих предметов. Предлагают рассмотреть картинки и назвать предмет, которому принадлежит контур.

«ПОЧИНИ СПОРТИВНУЮ ФОРМУ» №24

Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания, сравнивать по цвету, используя промежуточное средство.

Ход: Детям предлагают «починить» спортивную форму с несложным узором (футболки, шорты, носки). Для этого необходимо выбрать нужную «заплатку» среди предложенных.

«ЧТО СНАЧАЛА, ЧТО ПОТОМ» №25

Цель: Учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Учить составлять небольшие рассказы.

Ход: Детям предлагают несколько картинок, связанных с одним сюжетом, расположить в порядке произошедших событий и составить по ним рассказ. Например: мальчик лежит в постели, делает зарядку, умывается, вытирается полотенцем; девочка моет руки, обедает, играет с куклой.

«ЛАБИРИНТЫ» №26

Цель: Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Ход: Ребенку предъявляют изображения лабиринтов, «пройдя» по которым можно выполнять действия, способствующие здоровому образу жизни. «Малыш сидит совсем близко от телевизора и смотрит передачу. Как ты думаешь, это полезно для его здоровья? Чем ты посоветуешь заняться малышу? Помоги добраться до игрушки! », «Соня хочет почистить зубы. Помоги ей пройти к полочке с зубной щетке и пастой».

«УМЕЮ – НЕ УМЕЮ» №27

Цель: Акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

Оборудование: Мяч.

Ход: Ведущий бросает мяч и произносит: «Я умею» или «Я не умею». Ребенок, поймав мяч, продолжает фразу, объяснив, почему он умеет или не умеет. Например: «Я умею бегать, так, как у меня есть ноги. Я не умею летать, потому что у меня нет крыльев».

«ЭТИКЕТ – ШКОЛА ИЗЯЩНЫХ МАНЕР» №28

Цель: Научить ребенка правилам поведения за столом; рассказывать, какие блюда и продукты едят при помощи столовых приборов; учить обращаться со столовыми приборами.

Оборудование: Предметные картинки.

Ход: Умение вести себя за столом, правильно обращаться со столовыми приборами характеризует уровень воспитанности и культуры поведения человека. Вот правила, которые нужно запомнить.

Ложкой едят все супы и бульоны, каши, а так же десерты (варенье, мороженое, торты, компоты). Вилку используют, когда едят салаты, овощные гарниры, яичницу, макароны, пельмени, изделия из мяса. Вилка и нож нужны, когда вы едите продукты и блюда, которые трудно отделить при помощи вилки: сложные бутерброды, сыры, колбасы, длины, блюда из рыбы и мяса. Руками можно брать маленькие бутерброды, пирожки, булочки, виноград, вишню, печенье, конфеты.


Картотека бесед по здоровому образу жизни в первой младшей группе.

Беседа №1
Тема: «Секреты здоровья»
Цель: Формировать представление о здоровье, выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения.
Материал: фрукты, овощи карточки, тарелка.
Ход беседы:
Воспитатель собирает детей и сообщает им, что в детский сад приехал Айболит, он ходит по группам и беседует с ребятами, сейчас придет к ним.
Айболит:Здравствуйте, дети, я приехал посмотреть на вас – какие вы, здоровы ли? Хочу рассказать вам о секретах здоровья. Здоровье надо беречь. Вот я спрашиваю вас: как вы бережете свое здоровье? Что вы делаете, чтобы не болеть? Почему же вы молчите? Не знаете?
Воспитатель: Знают, здоровье - это зарядка, розовые щечки, это когда мы сильные, ловкие, смелые и веселые, это когда мы дружим с витаминами.
Айболит: Правильно. (Детям) Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках.

Много витаминов содержится во фруктах и овощах.
Воспитатель:Мы с ребятами знаем, что фрукты растут на ветках, а овощи на грядке.
Игра «Фрукты-овощи»
Дети раскладывают фрукты и овощи по разным тарелкам.
Айболит: Открою вам секрет, чтобы быть здоровым, нужно не только кушать витамины и быть сильными!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем-
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
А вдруг есть у вас такой ребенок, который и умываться-то толком не умеет?
Воспитатель:Я уверена, что таких детей, уважаемый Айболит, у нас нет.
Айболит: А как это проверить? Я придумал, вы ребята, должны ответить на мои вопросы. Вы решили умыться. А что для этого нужно? (Вода, мыло, полотенце.) -Как надо правильно открыть водопроводный кран? Так, чтобы брызги летели во все стороны?
-Что надо сделать сначала, прежде чем подойти к крану с водой? (Закатать рукава, чтобы не намочить рубашку или платье.)
Воспитатель Покажите, как надо закатывать рукава. Вот так.
Как нужно мыть руки?
Воспитатель: Осталось закрыть кран, а полотенце повесить на место.
Айболит Да, действительно, все дети умеют правильно умываться. Что же, за это их можно только похвалить. Самый главный секрет здоровья, нужно заниматься спортом и каждое утро делать зарядку.
Айболит
Для всех вас, ребята я приготовил сюрприз. Сегодня вы получите стакан витаминного сока от меня, для того чтобы расти крепкими и здоровыми. И перед тем как уйти я хочу вам пожелать здоровья и запомнить все секреты здоровья.
Итог:
Ребята, Айболиту пора уходить в другую группу, скажем ему спасибо за рассказ о секретах здоровья. А мы с вами сейчас постараемся вспомнить, что нужно делать, чтобы быть здоровыми?
Делать зарядку;
Кушать витамины;
Мыть руки перед едой;
Культурно вести себя за столом.
Беседа №2
Беседа на тему: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»
Цель: Закрепить у детей названия некоторых овощей, фруктов; расширять представления детей о том, на сколько полезны многие продукты, и как важно правильно питаться.
Материал: муляжи фруктов и овощей.
Ход беседы:
Воспитатель спрашивает малышей:
- Ребята, вы любите витамины? А какие вы любите витамины? (ответы детей) Кто вам дает витамины? (скорее всего, дети назовут кого-то из членов семьи, воспитателя или медсестру) А где же мама (или др.) их покупают? Выслушать, проанализировать и обобщить ответы детей. Далее воспитатель сообщает детям, что витамины не только продаются в аптеке в красивой упаковке, но и содержатся в продуктах, которые мы едим. Воспитатель обращает внимание детей на муляжи фруктов и овощей:
- Посмотрите, малыши, что это у меня? (ответы детей) А вы знаете, сколько витаминов в них содержится!
Вот, пожалуйста, поднимите руки те малыши, которые любят морковку. Молодцы! Пожалуйста, хлопните в ладоши те малыши, которые любят лимон. Молодцы! Пожалуйста, топните ножкой те, кто любят апельсины. Вот молодцы!
От простуды и ангины
Помогают апельсины!
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Ешь побольше апельсинов,
Пей морковный вкусный сок,
И тогда ты точно будешь
Очень строен и высок.
Нет полезнее продуктов -
Вкусных овощей и фруктов.
- Но знаете ребята, витамины содержатся не только в овощах и фруктах, но и в других продуктах. Очень полезно кушать кашу с маслом, мед, много витаминов
содержится в рыбе, обязательно надо есть мясо. Богаты витаминами и ягоды. А какие вы знаете ягоды? (ответы детей)
- Вот видите, малыши, сколько пользы от витаминов! Поэтому ешьте витамины, которые покупают вам в аптеке.
Но, а самое главное, хорошо кушайте, чтобы не болеть, расти здоровыми и умными!
Пальчиковая игра «Пирожки».
Раз, два, три, четыре
Ловко тесто замесили.
Раскатали мы кружки.
И слепили пирожки,
Пирожки с начинкой,
Сладкою малинкой,
Морковкой и капустой,
Очень-очень вкусной.
Из печи достали,
Угощать всех стали.
Пахнет в доме пирогами..Итог:
-Что нужно кушать чтобы быть здоровым?
-Где содержатся витамины?
Беседа №3
Тема: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Цели: Формировать навыки здорового образа жизни, развивать двигательную активность.
Материал: мыло, картинки животных и птиц.
Ход беседы.
Дети с воспитателем садятся в кружок на ковер, к ним в гости приходит Айболит (перчаточная кукла).
Айболит: Ребята, пока я к вам шел, я встретил Мойдодыра. Он мне рассказал историю про одного мальчика, который не купался, не умывался, был грязнулей.
Воспитатель: Доктор, мы знаем про кого вы говорите, мы с ребятами читали про этого мальчика.
Воспитатель с детьми вспоминают и читают отрывки из произведения «Мойдодыр» К. Чуковского.
Айболит: А в вашей группе есть грязнули? Все ли вы любите воду? А что вы делаете, когда просыпаетесь?
Дети отвечают на вопросы.
Айболит: Молодцы! Вы меня порадовали! У меня есть для вас подарок!
Доктор Айболит дарит детям мыло. Уходит.
Воспитатель продолжает беседу с детьми о животных, как они умываются.
-1070610-729615
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И утята и котята,
И жучки и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнулиИ чулки и башмаки
Воспитатель: -Купаться, умывать любят все животные и насекомые. Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Как умывается кошка?
Дети:- Лапками и язычком.
Воспитатель:- Правильно, а как умывается собака?
Дети: -Тоже лапками и язычком.
Воспитатель:- Кто знает, как купается слон?
Дети:-Хоботом.
Воспитатель:- Молодцы! Слон может делать своим хоботом себе душ. Хомячок умывается лапками. Попугайчик чистит свои пёрышки клювом.
Детям предлагается игра – имитация «Как животные, птицы, насекомые умываются» -картинки животных и птиц.
Воспитатель:- Молодцы! Ребята, а человек умывается?
Дети:- Да.
-Воспитатель: А зачем человек умывается?
Дети: Чтобы быть чистым, красивым, аккуратным, хорошо пахнуть.
Если дети затрудняются, воспитатель помогает.
Воспитатель: Правильно! А ещё, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому, надо мыться, ухаживать за собой, даже если ты и не очень грязный. Человек моет всё тело, когда купается в ванне, под душем, а может отдельно вымыть руки, лицо, ноги. Все любят купаться: и люди, и животные, и насекомые, и даже игрушки мы с вами моем. Мы с вами молодцы и будем обязательно здоровыми!
Итог:
-О чем мы сегодня разговаривали?
-Что нужно делать, чтобы не заболеть?
Беседа №4
Тема: Поможем Хрюше стать опрятным"
Цель: формировать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков; побуждать детей к постоянному их выполнению.
Материал: мыло, полотенце,
Ход беседы:
1. Сюрпризный момент
Воспитатель: ой, ребятки, вы слышите? Кто – то к нам в гости еще спешит! Давайте мы с вами уберём все игрушки на место, и посмотрим, кто к нам пожаловал.
На ширме появляется Хрюшка – весь грязный, лохматый, сильно плачет.
Воспитатель: Так вот это кто в гости к нам пришел! Здравствуй, Хрюша. Что с тобой случилось? Ты заболел? Почему ты плачешь?
Хрюша: Здравствуйте, ребята! Мне очень грустно. Я сегодня вышел во двор и хотел поиграть с друзьями. Но со мной никто не захотел играть, все отошли от меня в сторону…. (плачет)
Воспитатель: интересно! Ребята, а как вы думаете, почему с Хрюшей не стали играть его друзья?
Дети: он грязный, неопрятный, не красивый, не аккуратный….
Воспитатель: конечно же, потому что он неопрятный! нужно ему срочно помочь.
Хрюша: а еще они мне дали вот этот мешочек, и сказали, что вещи, которые там лежат, мне очень пригодятся. Вот посмотрите? Ребята помогите мне, пожалуйста!
Хрюша отдает мешочек воспитателю и детям, просит помочь ему.
Воспитатель: поможем ребятки Хрюше?
Дети: да.
Воспитатель: тогда давайте присядем на стульчики, а ты Хрюша слушай нас внимательно и все запоминай!
2. Игра “Чудесный мешочек”
Проводится игра “Чудесный мешочек”. Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, что в мешке. Смотрите, что это? (Мыло.) Как вкусно пахнет. Какое мыло? (Душистое, белое, круглое.) Кто расскажет Хрюше, зачем нужно мыло?
Ребенок (по желанию) рассказывает, воспитатель помогает (Мыло нужно для того, чтобы умываться: мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы они были чистыми).Хрюша: Ой, ребята, а как моют руки? Покажите мне, пожалуйста!
Воспитатель: что ребята нужно сначала сделать?
Дети: закатать рукава.
Воспитатель: правильно, смотри, Хрюша, и запоминай:
Воспитатель вместе с детьми имитируют мытье рук:
Руки надо с мылом мыть,
Рукава нельзя мочить.
Кто рукавчик не засучит,
тот водички не получит.
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем: Ш-Ш-Ш,
Руки моем: Ш-Ш-Ш,
Щечки, шейку мы потрем.
И водичкой обольем.
Хрюша: Как здорово!
-1070610-729615
Воспитатель: Ой, руки у нас мокрые! Что нам нужно, чтобы руки стали сухие? (Полотенце.) дети берут в руки воображаемое полотенце и “вытирают” руки.
Ну-ка, Хрюша давай посмотрим, а в твоем мешочке есть полотенце? Конечно же, есть. Вот оно! Полотенце какое, ребята? (Красивое, мягкое, пушистое, разноцветное)
Педагог предлагает детям достать из мешочка последний предмет, и тоже рассказать о нем (расческа): Это расческа. Она деревянная (пластмассовая, длинная, у нее есть ручка и зубья. Расческа нужна нам, чтобы расчесывать волосы вот так (ребенок показывает Хрюше, имитируя движения расчесывания, как нужно расчесываться).
Воспитатель: ну, вот хрюша, теперь ты понял для чего нужны эти предметы? (передает мешочек Хрюше)
Хрюша: я понял, я понял, что нужно делать с этими предметами! Теперь я знаю, как они могут мне помочь! Ребятки, пожалуйста, только никуда не уходите, я сейчас все исправлю….
За ширмой появляется Хрюша, весь чистый, причёсанный, аккуратный и опрятный.
Хрюша: Ребята, ребята! Теперь я точно знаю, почему со мной никто не хотел играть! Вспомните, какой я был? (Дети перечисляют: грязный, неопрятный, чумазый, неряшливо одетый, непричесанный). А теперь я какой? (чистый, красивый, опрятный и т.д.) Мне очень понравилось умываться, вытираться полотенцем, чистить зубы, расчесываться. Спасибо вам огромное за вашу помощь, у меня теперь столько много появилось друзей, которые хотят со мной играть. Я хочу вам подарить их портреты, что бы вы их раскрасили и оставили себе на память.
5. Продуктивная деятельность
Хрюша раздает всем ребятам портреты своих друзей для раскрашивания.
Ну, а мне пора бежать меня друзья ждут. Спасибо ребята. До свидания!
Воспитатель и дети: до свидания!
Воспитатель: как здорово ребята, что мы с вами помогли Хрюше. Давайте сейчас возьмем карандаши и раскрасим всех его друзей
Беседа№5
Тема:«Этика питания в детском саду»
Задачи: продолжать учить детей личной гигиены, . приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
Материалы: игрушка – «Буратино», детская посуда, карточки для занятий: «Хлеб».
Ход беседы:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости давайте с вами поздороваемся, и поиграем в игру.
Дети имитируют движения, повторяют за воспитателем.
С добрым, утром глазки вы проснулись? (смотрят в бинокль)
С добрым утром ушки вы проснулись? (слегка трут ушки)
С добрым утром ручки вы проснулись? (хлопают)
С добрым утром ножки вы проснулись? (топают)
С добры утром солнце Мы проснулись и друг другу улыбнулись.
Ребята мы сейчас с вами будем завтракать.
Скажите, а кто нам готовит еду? Дети:Повар.

Скажите, а кто нам готовит еду? Дети: Повар.
А кто нам приносит еду? Дети: Белла Киримовна.(мл. воспитатель)
Дети а для чего нам нужна еда? Дети: Чтобы быть сильными, крепкими, некогда не болеть, получать витамины для организма.
Виолетта и Роман у нас дежурные поставьте - хлебницы, салфетки. А затем возвращайтесь к нам.
Дети рассматривают картинки, отвечают на наводящие вопросы.
Ещё ребята повара приготовили нам кашу, каша очень полезная, она бывает: манная, рисовая, гречневая, варится на молоке.
Ну-ка, ну-ка, ну-ка нули!
Не ворчите вы кастрюли,
Не ворчите, не шипите, кашу сладкую варите,
Кашу сладкую сварите, наших деток накормите.
И наконец чай его любят и взрослые и дети.
Ребята, а скажите как мы должны вести себя за столом? Дети: Спокойно, не толкаться, не разговаривать и т. д.
Послушайте у меня есть такое стихотворение.
На себя не проливай, суп горячий или чай.
Осторожней будь, когда горяча твоя еда.
Ешь спокойно не вертись, над тарелкой не крутись.
Да, ребята за столом мы должны сидеть спокойно, следить за своей осанкой, правильно держать ложку.
Появляется игрушка Буратино. Не правильно ведёт себя за столом. Все делают замечания. А теперь, давайте покажем Буратино как мы должны вести себя за столом. Но перед этим мы должны помыть руки. А зачем мыть руки мы послушаем стихи. Дети рассказывают стихи.
Мышка плохо лапки плохо мыла, лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась - и на лапках грязь осталась.
Полотенце в чёрных пятнах, как же это неприятно!
Попадут микробы в рот, может заболеть живот.
Так, что дети постарайтесь, чаще с мылом умывайтесь!
Надо тёплою водой руки мыть перед едой.
Идём спокойным шагом мыть руки, а затем завтракать.
Дети моют руки присаживаются завтракать, воспитатель желает приятного аппетита, обращает внимание как дети сидят за столом, что сегодня на завтрак.
Итог:
-Как нужно вести себя за столом?
-Что нужно делать перед едой?
-Как нужно сидеть за столом?

Муниципальное Казенное Дошкольное образовательное учреждение

«Брусничка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми младшей группы

«Путешествие в страну Здоровья»

Воспитатель:

Щемелева Е. М.

Добчур 2013 г.

"Путешествие в страну здоровья"

Программное содержание:

Формировать у детей навыки здорового образа жизни, учить заботиться о своем здоровье; приобщать детей к регулярным занятиям физкультурой; закреплять знания о необходимости быть чистыми, а также пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека.

Развивать познавательно - эмоциональный интерес, двигательную активность детей.

Воспитывать желание быть здоровым, интерес к пальчиковой, дыхательной гимнастике, уважительное отношение друг к другу.

Оборудование: зубная щетка, расческа, мыло, полотенце, плакаты, картинка с продуктами, муз диск с записью гимнастики.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как сегодня у нас много гостей. Поздоровайтесь. У нас с вами сегодня будет очень интересное занятие

Я предлагаю отправиться в путешествие в город здоровья. Хотите?

Воспитатель: Как вы думаете, что значит быть здоровым?

Дети: Быть здоровым это значит быть сильным, не болеть, быть крепким, выносливым, не кашлять, не чихать, закаляться, есть больше овощей и фруктов.

Воспитатель: Итак, на чем поедем? Давайте на автобусе. Вставайте за мной, я буду вашим водителем, повезу вас в город здоровья.

Едем под музыку. У воспитателя в руках руль, дети друг за другом двигаются по группе. Подъезжаем к плакату «Спорт»

Вот и первая остановка. Она называется «Спортивная»

«Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно! Только надо знать, как здоровым стать. Приучай себя к порядку, делай каждый день… »

Дети: Зарядку!

Ребята, а для чего делают зарядку?

Дети: Чтобы проснуться, быть здоровым, зарядиться бодростью.

Утро в этом городе начинается с зарядки! А вы, ребята, умеете делать зарядку? Давайте сделаем несколько наших любимых упражнений.

Включается музыка. Дети делают упражнения.

Молодцы, хорошо размялись, хорошо позанимались.

Вдруг слышим стук.

Что за шум? Кто, это там? (Появляется Мойдодыр)

Мойдодыр: Я великий умывальник, знаменитый мойдодыр, умывальников начальник и мочалок командир. Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы пожаловали в наш город Здоровья. На нашей остановке Чистоты – полная чистота и порядок. Вот скажите - вы, сегодня все умывались, чистили зубы?

Воспитатель: Уважаемый, Мойдодыр! Наши детки все аккуратные, чистые, все знают о гигиене, о чистоте.

Мойдодыр: А вот мы сейчас и проверим. Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики и скажите для чего надо мыть руки, лицо, вообще мыться?

Как нужно мыть руки - покажите

А зубы нужно чистить?

Сколько раз? (утром и вечером)

А что будет, если мы не будем чистить зубы?

Ну, молодцы, все знаете! А вот я сейчас вам загадаю загадки про предметы, которые помогают нам быть чистыми и опрятными.

Загадки загадывает и показывает отгадки

Гладко, душисто, моет чисто. (Мыло)

Костяная спинка, Жестяная щетинка, С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)

Оказались на макушке

Два вихра и завитушки.

Чтобы сделать нам причёску,

Надо что иметь? (Расческа) .

Вафельное и полосатое,

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою -

Что это такое? (полотенце)

Воспитатель: Мойдодыр, а наши ребята знают интересную пальчиковую гимнастику, хочешь посмотреть.

Показ «Две лягушки-хохотушки…»

Воспитатель: Ну, Мойдодыр, до свидания, мы поедем дальше. (Мойдодыр уходит)

Ой, ребята, что –то наши колеса в автобусе сдулись.

Дыхательная гимнастика «Насосы»

Воспитатель: Ну вот, автобус в порядке, пора дальше в путь. (едем)

Следующая остановка «Витаминная»

Здесь мы видим различные витамины – А, В, С.

Все эти витамины живут в домиках. А домиками для них являются разные продукты, которые мы с вами видим и едим. Дети, посмотрите на эту картинку.

Как вы думаете, что из этих продуктов полезное, а что вредное. (Дети называют продукты полезные и вредные).

Итак, дети, вот и проехали мы по городу здоровья, пора нам возвращаться в детский сад. (дети едут на автобусе назад)

Что же вы запомнили сегодня. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Делать зарядку, быть всегда чистыми, кушать только полезные продукты, богатые витаминами.

Давайте дадим маленькие советы нашим гостям.

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься,

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго-долго будут жить.

И запомним, что здоровье

В магазине не купить!

Воспитатель: Будьте здоровы!

Перспективный план по формированию здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Цель: Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Задачи: Дать детям первоначальное представление о здоровом образе жизни.

Познакомить с особенностями строения тела человека (голова, шея, руки, ноги, туловище). Каждая часть тела выполняет определенные функции: глаза видят, руки держат, берут, выполняют упражнения, уши слышат, нос дышит и т.д.).

Приучать детей следить за своим внешнем видом, чистотой своего тела; правильно пользоваться предметами личной гигиены. Познакомить с полезными продуктами, их значением для здоровья человека.

Воспитывать понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми.

Сентябрь.

Тема: «Ребенок и здоровье».

Октябрь.

Тема: «Полезные продукты».

Ноябрь.

Тема: «Личная гигиена».

Декабрь.

Тема: «Тело человека».

Январь.

Тема: «Витамины и здоровый организм».

Февраль.

Тема: «Опасности вокруг нас».

Март.

Тема: «Будем спортом заниматься».

Апрель.

Тема: «Врачи - наши помощники».

Тема: «Ребенок на улицах города».

Литература.

1. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3/2008 г.

2. Журнал «Воспитатель ДОУ» №6/2008г.

3. Козлова С.А. Тематический словарь в картинках ««Я и мое тело «Органы чувств человека»»: «Школьная Пресса», Москва, 2005г.

4. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» «Просвещение», 1996г.

5. Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» «Просвещение», 1997г.

6. В.В.Поляков «ОБЖ» «Дрофа»,1996г.

7. Т.А.Тарасова, Л.С.Власова «Я и мое здоровье» Москва «Школьная Пресса», 2008г.

8. М.Ю.Картушина «Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет» Москва «Творческий Центр Сфера», 2004г.

9. Н.С.Голицына, И.М.Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Москва ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2007г.

10. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада».

11. Г.К. Зайцев «Уроки Мойдодыра», СПб. 1997г.

12. Л.М. Щипицына «Азбука общения», СПб 1998г.