Детский исследовательский проект "куклы наших бабушек". Проект в подготовительной группе детского сада

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Народная тряпичная кукла»


Кравченко Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад №7, г.Бутурлиновка Воронежская область
Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
Сергей Михалков


Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: декабрь-апрель
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители
Цель проекта: Пробудить интерес детей к истокам русской народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения традиционной тряпичной куклы.
Задачи:
-Обогащать знания дошкольников об истории возникновения традиционных народных тряпичных кукол
-Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской народной тряпичной куклы
-Учить детей изготовлять кукол своими руками
-Развивать мелкую моторику рук и умение работать с разными видами ткани
-Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям.

Проблема: Современные дети в основном играют плассмасовыми игрушками фабричного производства и мало представляют себе в какие куклы играли наши предки, какую славную историю имеет русская народная тряпичная кукла. У них недостаточно сформированы представления о тряпичной кукле, нет навыков изготовления тряпичной куклы, нет материалов для ознакомления, изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.
Родители имеют недостаточно знаний о русской народной тряпичной кукле, истории её возникновения, технологии её изготовления, что ведет к потери культурно-исторических ценностей русского народа.

Актуальность:
Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство детей с историей народной куклы и технологией её изготовления представляет возможности для творческого самовыражения детей, формирование навыков работы с различными материалами – природными и бытовыми. Народная кукла наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры. Изготовление с детьми народной игрушки имеет большие воспитательные возможности. У детей развивается чувство цвета, ритма, пропорций, глазомер, эстетический вкус. Одним из важных моментов в изготовлении куклы является то, что её можно изготовлять без иглы и ножниц. Дети приобретают необходимые трудовые навыки.

Ожидаемый результат:

1. Создание картотеки детской и методической литературы
2. Разработка перспективного плана по теме» народная тряпичная кукла»
3. Проведение мастер-класса для родителей и воспитателей ДОУ
4. Обновление эстетического пространства группы
5. Пополнение и обновление предметно-развивающей среды группы
6. Создание мини-музея « Куклы из бабушкиного сундука»
7. Разработка системы занятий по теме «Тряпичная кукла»

План реализации проекта.I этап:
1.Беседа с детьми о народных тряпичных куклах, постановка проблемы. 2. Подбор книг о тряпичных куклах и художественной литературы
3. Сбор необходимой информации из интернета (презентации, фото, видео)
4. Изучение образовательных технологий и методической литературы по данной проблеме
5.Изучение технологий изготовления народной куклы
6. Анкетирование родителей « Как и во что вы играете со своим ребенком»
7. Разработка диагностического материала
8. Подбор необходимого материала для практической деятельности

План реализации.II этап:
1. Беседа с детьми « Знакомство с тряпичной куклой (игровые, обережные, обрядовые) Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей её создания и предназначением.
2. Презентация « Куклы, в которые играли наши бабушки»
3.НОД «Знакомство с русским национальным костюмом и тканями»
4.Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами
5.Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле
6.Чтение русской народной сказки « Василиса Прекрасная»
7. Составление описательных рассказов «Моя любимая кукла»


8. Рисование « Нарисуй тряпичную куклу»


9. Мастер-класс для детей «Народная тряпичная кукла «Колокольчик"


10. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Отдарок на подарок»


11. Мастер-класс «Народная тряпичная кукла «Птичка»


12. Мастер-класс для педагогов « Девичьи посиделки» (кукла Вербница)


13. Изготовление альбома « Традиционный календарь изготовления народной тряпичной куклы»
14. Изготовление картотеки « Стихи о народной кукле»
15. Изготовление альбома « Технологическая карта изготовления традиционной русской народной куклы»
16. Альбом «Правила создания традиционной народной куклы»
17. Картотека дидактических игр, хороводных игр, пальчиковых игр
18. Выставка семейных работ « Игрушка своими руками» (работа с родителями)
19. Консультация для родителей « Народная тряпичная кукла – как традиционный элемент воспитания детей»
20. Экскурсия в краеведческий музей


План реализации проекта.III этап:
1. Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла»
2.Презентация проекта « Народная тряпичная кукла»

Заключение:
Мероприятия, которые мы проводили, позволили познакомить детей с миром народной тряпичной куклы, с русскими народными обрядами и тем самым приобщить детей к народной традиционной культуре России.

Проект "Куклы моей бабушки"

Вид проекта: Творческий

Цель проекта: Формирование у детей 6-7 лет интереса к истории и культуре русского народа, через образ традиционной народной куклы.

Длительность: Средней продолжительности

Образовательные области:

Социализация;

Познание;

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст

Актуальность

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей? Вопрос в том, как, какими методами воспитывать нравственность. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народным творчеством России. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Задачи:

1. Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол.

2. Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы.

3. Учить детей изготавливать кукол своими руками

4. Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа

5. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа.

6. Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы

Результаты проекта

Создание мини-музея кукол в дошкольном учреждении

Составление альбома «История куклы»

Музыкальный альбом (рисунки под музыку)

Книга совместных рассказов родителей с детьми «Моя любимая игрушка»

Альбом «Кукла моей мечты» (рисунки детей)

Выставка кукол сделанных руками детей и родителей

Презентация проекта для педагогов и родителей

Основополагающим в данном проекте является формирование у детей о разнообразии и назначении традиционной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.

Описание проекта «Куклы наших бабушек».

Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка не бывает полноценной. Современные дети играют яркими разнообразными игрушками, порой не задумываясь об их происхождении, истории развития. Темой нашего проекта послужила принесенная Катей С. кукла-колокольчик, которую ей привезли из Ярославля. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Как с ней играть?»; «Почему так называется кукла?»; «Из чего сделана кукла?»; « Как можно самим сделать такую куклу?».

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Программные

Развивающая среда

Деятельность

Работа с родителями

самостоятельная

совместно с родителями

Экскурсия

Познакомить детей с различными видами кукол, рассказать, какие бывают куклы, из чего они сделаны, историю их появления, воспитывать художественный вкус и развивать творческую активность детей.

Подбор русских народных сказок

Энциклопедия для детей «Чудо всюду»,

Подбор природного и бросового материала

Подбор дидактических игр

Альбомы «Народная игрушка», иллюстрации о декоративно-прикладном искусстве.

Статьи на тему «Где появились куклы», «Все о народной кукле», «История тряпичной куклы», «История куклы в России»

Изготовление кукол из ткани, ниток, глины

Игрушка своими руками.

Ответы на вопросы детей. Консультации» Русская игрушка в эстетическом воспитании детей, «Народные узоры».

Привлечь родителей к сбору природного и бросового материала.

Посещение музея «Куклы».

Расширять представление детей о разнообразии русского народного декоративно-прикладного искусства. Сообщить исторические сведения о возникновении народных промыслов, воспитывать интерес к народному творчеству.

Иллюстрации Создание уголка «Сделай сам»

Открытки

Сувениры

Видеофильм «Все о куклах»

Рассматривание иллюстраций.

Ответы на вопросы.

Посещениемузея «Народные промыслы »

Составление творческих рассказов

Учить детей рассматривать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они сделаны.

Воспитывать бережное отношениек окружающим предметам.

Вызывать желание самостоятельно сочинять истории об игрушке.

Иллюстрации в книгах.

Рассматривание тематических альбомов

Составление рассказов.

Помощь в составлении рассказов по плану.

Ответы на вопросы детей.

Запись составленных детьми творческих рассказов на тему «Моя любимая игрушка».

Рисование. Лепка.

Учить отображать увиденное в рисунке, развивать наблюдательность и воображение детей.

Бумага белая, цветная, цветной картон, гуашь, акварель, восковые мелки, кисти акварельные

Рисование «Кукла моей мечты», «Игрушки моей бабушки».

Оформление выставки детских работ.

Совместное придумывание сюжета рисунка. Помощь в работе.

Занятие «Тряпичная кукла-оберег»

Формирование представлений о разнообразии народного декоративного прикладного искусства: «Обереговая кукла». Учить устанавливать связь между назначение предметов и их строении, а так же материалами, из которых они изготовлены. Развивать интерес к старинным и современным игрушкам. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Выставка народных игрушек. Иллюстрация «Ярмарка». Чтение сказки «Василиса Прекрасная». Рассматривание книги Н.Курбатовой«Игрушки».

Уголок «Сделай сам».

Ответы на вопросы детей в изготовлении обереговой куклы.

Помощь в изготовлении куклы. Подбор материала для изготовления. Обогащение словаря ребенка«Кукла-оберег», «умелец», «мастер»,

«ремесло»,

«промысел».

Выставка детских работ.

Практикум «Делаем куклы своими

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Литература, наглядный материал

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

Методическая литература

Методическая литература

Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

А. Греков «Музей игрушки и его основатель»

И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»

Детская литература

А. Толстой «Буратино»

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

Рассматривание книги Курбатовой Н. «Игрушки»

Энциклопедия для детей «Чудо всюду. Мир вещей и машин»

Стихи о матрешке, куклах В.Приходько,

Г. Ладонщиков

Наглядный материал

Иллюстрации к русским народным сказкам

Показ слайдов и фильмов о куклах

Набор открыток, сувениров

Экскурсии в музей «Куклы»

Экскурсии в музей «Куклы»

Д/и «Наряди матрешку», «Угадай, из чего игрушка сделана», «Одень Машеньку»

Беседа о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети

Рассматривание иллюстраций о жизни детей

Чтение сказок, заучивание потешек, небылиц

Беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства

Оформить уголок самостоятельной деятельности «сделай сам»

Экскурсия по мини-музею «Игрушка, подаренная природой»

Изготовление кукол, создание моделей изготовления

Анкетирование по теме

Привлечь родителей к сбору природного и бросового материала

Консультация с практическим показом. Вовлечение в совместную творческую деятельность

Совместные праздники «Праздники народного календаря»

Наглядная агитация, фотогазеты, папки-передвижки, альбомы

Экскурсии

Посетить выездную выставку «Куклы в национальных костюмах»

Посещение городского музея «Куклы»

Виды кукол

Куклы наших бабушек

Моя любимая кукла

Просмотр видеокассеты о декоративно-прикладном искусстве

Рассказ о празднике «Свистунья»

Как появились куклы

Как родилась тряпичная кукла

Составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»

Чтение сказки «Василиса Прекрасная»

Изготовление кукол «Обереги», «Пеленашки», «Закрутки», «Стригушки»

Досуг «День рождения куклы»

Связь с другими видами деятельности:

Изодеятельность : украшение для куклы.

Констуирование:

«Дом для куклы»

Игровая ситуация:

«Модница»

Музыка:

«Композиторы о куклах».

Социологический опрос «Культурные традиции в вашей семье»

Создание мини-музея «Куклы в детском саду»

Экскурсия по мини-музею (экскурсоводы – дети)

Выставка семейных работ «Игрушка своими руками»

Материалы и средства : иллюстрации и фотографии старинных кукол; куклы в русских-народных костюмах, книги по технологиям изготовления тряпичных кукол

Методическая литература по народному костюму, тряпичные куклы, ткани, фурнитура, музыкальные произведения –«Детский альбом» П.И.Чайковского («Болезнь куклы», «Новая кукла»)

Галина Сапунова
Проект «Куклы наших бабушек»

Тип проекта : творческий, практико-ориентированный.

Вид проекта : краткосрочный (2 недели) .

Участники проекта : девочки старше-подготовительной группы (8 человек, родители детей, воспитатель.

Цель : воспитание патриотических чувств детей через ознакомление с историей страны на примере народной игрушки; воспитание интереса к тряпичной кукле .

Задачи :

образовательная : закрепить представление о старинной игрушке – тряпичной кукле (обрядовая, обереговая и игровая) ; совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

развивающая : развивать воображение и фантазию; уметь создавать игрушку из доступного материала; развивать познавательную и продуктивную деятельность.

воспитательная : воспитывать бережное отношение к игрушке, изготовленной своими руками; желание сделать приятное младшим товарищам – подарить своих кукол девочкам младшей группы.

Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами.

И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами , дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки , они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук.

А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему : народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек » .

Я считаю, что данный проект актуален , потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Этапы реализации проекта :

1. Подготовительный

На этом этапе проведены следующие мероприятия :

Уточнение знаний родителей детей по теме проекта ;

Подбор литературного материала (детский фольклор, легенды, традиции, обряды) ;

Расширение образовательного пространства в группе : пополнение библиотеки детской литературой об истории народной игрушки; создание условий для изготовления тряпичной куклы ;

Изучение истории народной тряпичной игрушки.

2. Практический

Были проведены занятия :

Изготовление куклы-закрутки ;

Изготовление куклы-оберега ;

Изготовление куклы-пеленашки ;

- Беседы : «Куклы наших бабушек » , истории создания обрядовых кукол.

3. Заключительный

Наш проект оказался содержательным. Это подтверждают те конечные продукты, которые созданы в процессе реализации проекта , и желание детей продолжить знакомство и изготовление других видов обрядовых кукол. Было начато создание мини-музея самодельных кукол «Куклы наших бабушек » ; оформлена мини-книжка «Рассказы наших бабушек » и папка-передвижка для родителей «Играйте с ребенком в народные игры и игрушки» . Старшие девочки с радостью вручили воспитанникам младшей группы кукол, сделанных своими руками. Мальчики решили к нам присоединиться и сделали кукол-стригунков из шерстяных ниток. Мамы и бабушки тоже не остались в стороне, активно включились в реализацию проекта .

На этом мы не остановимся, работу продолжим дальше. Теперь детки знают, что в старину наши предки были гораздо ближе к природе. Они в ней жили. Природа их кормила, поила, одевала, помогала изготовлять жилища. Взрослый человек мог в природе найти всё, что нужно для жизни. Так и дети с малых лет учились присматриваться к природе и подбирать всё, что может пригодиться в игре и из чего можно изготовить игрушки. Конечно, те игрушки не такие яркие, как современные, но в старину дети любили их ничуть не меньше, чем наши дети любят сейчас свои.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7«Солнышко»
Проект
«Куклы наших бабушек»

Подготовили воспитатели средней группы:
Сивкова А.В.
Игнатьевская В.Н.
г.Тотьма 2017 г.

Введение.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами.
Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта – познавательно-творческий
По предметно-содержательной области – общество – культурные ценности
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
По продолжительности – краткосрочный (с 06.03.2017-31.03.2017г.) 1 месяц - краткосрочный.
По количеству участников – групповой
Форма представления – презентация
Проблемы проекта:
Проблема педагогическая: Как способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса дошкольников к изучению народной тряпичной куклы, как к историческому и культурному наследию России.
Проблема детская: Как можно сделать куклу своими руками?
Цель проекта: формирование у детей 4-5 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы. Знакомить с традиционной народной игрушкой- куклой, формировать у дошкольников уважения к культуре и обычаям своего народа.
Задачи:
1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол.

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
1. Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;
2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;
4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.
5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения данного проекта дети познакомятся с русскими народными игрушками; узнают историю и технологию изготовления различных традиционных игрушек, а также узнают о традициях и обрядах древней Руси.
Методы оценивания эффективности проекта:
Оценивание результативности проектной деятельности проводится при помощи бесед с детьми, направленных на выявление представлений детей о русской народной игрушке, традициях и материале её изготовления. Данные беседы проводятся на подготовительном, промежуточном и заключительном этапах работы над проектом, что позволяет наиболее точно определить его результативность.
Реализация проекта
Подготовительный этап
Планирование совместной работы с детьми и родителями.
Беседа с детьми и анкетирование родителей.
Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.
Основной этап:
Деятельность с детьми по познавательному развитию
знакомство с русской народной куклой. « Путешествие в прошлое куклы».
Цель: Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.
Рассматривание иллюстраций «Кукла из глубины веков».
рассматривание иллюстраций с изображением русских народных кукол.
Рассматривание иллюстраций с русскими народными куклами: «Столбушка», «Закрутка», «Пеленашка», «Крупеничка». Цель: Формировать представление о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства
Беседы:
Какие бывают куклы. Цель: Выяснить знания детей о куклах (современных, старинных)
куклы наших бабушек.
моя любимая кукла.
тряпичные куклы.
Занятия по продуктивной деятельности
Изготовление кукол: Цель: Развивать творческие способности детей.
«Пеленашка»
куклы из нитей.
роспись сарафана для куклы по мотивам дымковской росписи.
Чтение художественной литературы
Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»
Сказка А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
И.Рюмина «Куклы наших бабушек»
Чтение и стихотворений о куклах.
Отгадывание загадок о куклах
Проведение сюжетно – ролевых игр:
«Дом», «Семья», «Детский сад».
Работа с родителями:
анкетирование,
подготовка материалов и изготовление кукол,
информация в родительском уголке.
Совместное с ребенком рисование куклы
Помощь в оформлении альбома «Куклы наших бабушек»
Помощь в оформлении книжек «Загадки о куклах» и «Стихи о куклах»
Экскурсия в музей на вставку «Старинные куклы»
Мастер – класс по изготовлению куклы «Травница»
Семинар - практикум для родителей «Об игрушке серьезно»
Консультация: «Народная игрушка в жизни дошкольника»
Папка - передвижка «Кукла в жизни ребенка»
Памятка «Как приучить малыша к новой игрушке»
Памятка «Как привлечь ребёнка к уборке игрушек».
Заключительный этап:
выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями
мастер-класс по изготовлению народной куклы совместно с родителями и детьми совместно с музеем.

Занятие в средней группе.
Тема: «Путешествие в прошлое куклы».
Программное содержание.
1.Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.
2. Закрепить последовательность изготовления глиняных игрушек.
3. Продолжать учить изготовлять куклы из разных материалов.
4. Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память.
5.Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.
6.Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.
Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, организация выставки «Куклы прошлого века». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – самокруток из ткани, кукол из глины.
Оборудование и материалы: сундук, куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани и ложки для изготовления кукол, коробочки – колыбельки, модели кукол из разного материала, лист бумаги с изображением ступеней, схемы изготовления глиняных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого.
Ход занятия.
1 часть. История создания.
(Звучит магнитофонная запись).
У бабушки Насти
Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)
Там заперт на ключ…(показываю ключ)
Волшебный дворец…
Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)
И попали во дворец…
Открывается палата (поднимаю крышку)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища? (Нет)
Есть ли там сокровища? (Да)
- Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке?
- Как вы думаете? (предположения детей).
- Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.
- Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?
- Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.
- Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю) куклой
- Как вы думаете, из чего она сделана?
- Интересно с ней играть? Почему?
- Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.
- Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать кукол, вспомнить, как их делали наши далёкие предки.
- Как можно сделать такую куклу? (Варианты ответов детей).
- А ты, Ира как думаешь?
- А я вам предлагаю сделать вот такую. (Показываю, как пеленать куклу - младенца). (Делаем кукол с помощью ложек, тряпочек и ниток).
- Ребята, как вы думаете, нужно рисовать лицо таким куклам? Почему?
- Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка, Богородская игрушка).
- Чем интересны эти куклы?
- Вот человек и придумал другую куклу.
- Как вы считаете, из чего сделана эта кукла?
- Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.
- Чем отличается глиняная кукла от деревянной?
- Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).
- Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.
- Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).
- Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней.
- Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)
- Ребята, а сейчас с помощью схем давайте вспомним, как делали Дымковскую игрушку.
Игра «Выложи и расскажи».
- А теперь расскажите.(Сначала брали кусок глины, потом делали из неё куклу, обжигали в печи, белили с помощью молока и мела, расписывали и «ставили» золото.)
- В наше время мы играем такими игрушками?
- Какую же игрушку придумали потом?
- Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).
- А с соломенной куклой интересно играть? Почему?
- Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.
Прошло много лет. Человек придумал другую (показываю тряпичную куклу).
- Из чего сделана эта кукла? (Из материи).
- Ребята, это тряпичная кукла.
- Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).
- Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).
- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?
- Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?
- Чем она отличается от предыдущих кукол?
- А вам интересно узнать, как её шили?
- Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?
- Ребята, а какие ещё делали куклы из ткани? Как они назывались? (Самокрутки, закрутки).
- А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.
- И так появились вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).
- Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).
- Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами.
- Чем удобны такие куклы, как вы считаете?
- А ты, Диана, как считаешь?
- А ты как думаешь, Саша?
- А как можно играть с современными куклами?
- У кого из вас есть такие куклы?
Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.
- Ребята, а это что за кукла?
- Как с ней можно играть?
- У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.
- Вот мы и подружились с куклами, сами того не замечая.
2 часть. Дидактическая игра «Расставь по порядку».
– А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.
- Для этого у меня есть вот такие схемы. (Вывешиваю на доску). Давайте с вами договоримся, какая схема будет обозначать дерево, солому, глину, ткань, пластмассу.
(После того, как договариваемся, дети выкладывают модели кукол из разного материала).
- А сейчас расскажи мне, Яна, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?
- А теперь, Аня?
(Деревянная - глиняная - соломенная - тряпичная – пластмассовая).
- Из каких? (Из соломы, из глины, из дерева, из ткани, из пластмассы).
- Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Я вижу, что вы были внимательными.
- Сейчас поиграем в игру «Да - нет».
- Вы уже эту игру играли с другими предметами.
- Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2 – 3 раза).
3 часть. Заключительная
- Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).
- Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).
- А где делают современных кукол? (На фабрике взрослые люди).
- Правильно. Их делают на фабрике в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть.
- Как с ними нужно обращаться? (Бережно, беречь труд взрослых).
- Сейчас можете взять кукол, которых вы сделали сами, и пойдём с вами поиграем.

Загадки о куклах
Платья носит, Есть не просит, Всегда послушна, Но с ней не скучно.
Я своей подружке Кате
Одеваю утром платье
Одеваю ей сапожки
На резиновые ножки
И веду по переулку
Утром Катю на прогулку.
Волосы льняные
Глазки голубые
И обуты ножки
В синие сапожки
На красавице-пальто
Догадались? Это кто?
У меня есть дочь Алёнка-
Вот послушная девчонка!
Она маму слушает-
Всё, что надо, кушает.
Маленькая дочка,
Слушается молча.
Она похожа на актрису
В красивом платье серебристом,
Расскажу ей сказку -
Она закроет глазки,
Поиграем - будем спать,
Уложу ее в кровать.
Что за милая игрушка:
Утром - дочка, днем - подружка

Стихи о куклах
Елена Благинина
«Голышок-малышок».

Голышку-малышкуСшила понемножкуМалышку-голышкуНовую одёжку.Синюю рубашку,Алые штаныВидишь по кармашкуС каждой стороны?Сшила жёлтый кожушок
М. А. Пожарова


Не отыщешь краше: руки-словно лапки,





Галина Заславская
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,Я лицо ей разошью нитками цветнымиИ волшебное сама выдумаю имя.


Стихотворение А. Барто
«Резиновая Зина»

Купили в магазине резиновую ЗинуРезиновую Зину в корзинке принеслиОна была разиней, резиновая ЗинаУпала из корзины, измазалась в грязи.Мы вымоем в бензине резиновую Зину,Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:«Резиновая Зина, не будь такой разиней,А то отправим Зину обратно в магазин.

М. А. Пожарова

Свернута из тряпки кукла у Параши
Не отыщешь краше: руки- словно лапки,
Глазки- пара точек, а лицо- комочек.
Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.
Кто-то вместо носа пуговку пришил.
Но Параша любит, нежит и голубит,
И целует в щечку маленькую дочку.
Елена РанневаИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу ДашуИ в обиду не даю.Целый день её проказыИ капризы я терплю.Пусть она чуть-чуть упряма,Но ведь я для куклы – мама.
Елена ГригорьеваСТАРАЯ КУКЛА

Нет у куклы носа,Растрепались косы,Сидит она косматая,В платьице с заплатами...Потеплей укутаюМилую мою,"Баю-баю, баюшки", -Песенку спою."Спи, моя красавица,Спи моя хорошая,
Т. ДнепровскаяКУКЛА-СИНЕГЛАЗКА

Бабушка ТанюшеКуклу подарила:Глазки голубыеИ румянец милый.Светлая головка,Маленькие ножки,Платье кружевное,Красные сапожки…Жил с малюткой в дружбеКотик полосатый,Он качал ей люлькуЛапочкой мохнатой…
Валентин Берестов
БОЛЬНАЯ КУКЛА

Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Кукла бедная больна,
Просит музыки она.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

« КУКЛЫ НАШИХ БАБУШЕК» Проект по музейной педагогике воспитателей группы № 10 « Солнечные зайчики» Ленченко Екатерины Вячеславовны

Я надену кукле бусы, Платье новое сошью. Не вести же мне к бабусе В старом куколку мою... Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений и т.д. Из национальной доктрины образования в РФ

Родной свой край люби и знай! Метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. Технология проектирования формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие как естественное состояние. Метод проекта помогает осуществить гуманистический подход к воспитанию – уважению к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению в школе.

Гипотеза: Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к народным промыслам, игрушкам и костюмам, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории промыслов, игрушек, костюмов, жизни своих предков, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни (творческие выставки и отчеты) и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены. Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.

Предполагаемый результат Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми. Освоение доступных дошкольнику способов изготовления народных игрушек.

Задачи проекта: Для педагога: Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности. Расширить знания детей о народных промыслах. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Познакомить с культурой и традициями Воронежского края. Формировать этническую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в изготовлении наглядного материала. Для детей: Принять сведения, данные воспитателем, освоить основные способы изготовления народных игрушек. Вид проекта: творческий, групповой. Участники: педагоги, воспитанники, родители (законные представители) Сроки реализации: долгосрочный

Основной раздел программы: познавательное развитие Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, изобразительная деятельность, художественный труд, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: подбор исторической литературы, подбор произведений русского народного творчества, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), подготовка разного вида бросового материала подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности, дидактические игры, выставки книг, рисунков, поделок, создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).

Этапы проведения и реализации проекта: I. Информационно-накопительный: Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ этнографической литературы для взрослых и детей. Обращение к специалистам. Изготовление наглядного материала, для последующего ознакомления с техникой выполнения народных игрушек воспитанников и коллег. Создание познавательных презентаций для детей II. Организационно-практический Участие в выставке « Оденем куклу вместе с мамой» Проведение цикла познавательных занятий, на темы: “Город Воронеж – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Воронежский край!», « Игрушки наших бабушек» Оформление альбомов “Воронеж- Прошлое и Настоящее ”, фотоальбомы « Наша семья» и « Наша жизнь в детском саду» Оформление дидактических игр по краеведению: “Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»

Лепка «Народные промыслы» (дымковская, филимоновская игрушка) Изобразительная деятельность « Народные промыслы» (гжель, хохлома, жестово) Экскурсии с родителями и фотоэкскурсии по городу Создание мини-музея « Куклы наших бабушек» с помощью воспитанников и их родителей III. Презентационно - завершающий Цикл открытых занятий под общим названием “Куклы наших бабушек ” Заседание клуба « Очумелые ручки» по изготовлению народных кукол. Выставка продуктов детской деятельности. Оценка этапов реализации проекта детьми. IV. Контрольно-рефлексивный Подведение итогов. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

Необходимые условия реализации проекта: интерес детей и родителей; методические разработки, интеграция со специалистами детского сада. средства технического обеспечения (видеопроектор, компьютер, интерактивная доска) Предложения по возможному распространению проекта: Проект можно использовать в любой возрастной группе начиная со средней группы детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания детей, в продленных группах начальной школы. В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.

В древности тряпичные куклы бытовали и как обрядовые предметы, и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали нравственные, символические и мифологические знания. По обычаю такие куклы изготавливали женщины. Поэтому они относятся к женской очистительной и защитной бытовой магии. Объяснялось это тем, что с древнейших времён, с эпохи матриархата женщина была основной хранительницей традиций. Она хранила и передавала знания и навыки из поколения в поколение. Изготавливались обрядовые куклы по особому случаю. Были куклы, помогающие женщине в хозяйстве, или куклы, обучающие ребенка благодарности, и такие, которые болезнь отогнать могли. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, истово веря в силу "сделанного". Ведь от качества её работы зависела судьба семьи, рода. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

« Десятиручка » Кукла « Десятиручка » была призвана способствовать в домашних делах хозяйке дома. Такую куклу, сделанную из подола материнского платья, подружки дарили невесте на свадьбу, чтобы та всё успевала и всё у неё ладилось. У такой куклы много-много рук, чтобы все дела спорились, а дома всегда был порядок и достаток.

«Спиридон-Солнцеворот» Люди говорили: "Спиридон-Солнцеворот колесо в руках несет". Праздник Спиридона - это праздник зимнего и летнего солнцестояния, праздник нарождающегося или уходящего солнца. Он проходил с участием в обрядах этой куклы. На празднике отправляли обряды, посвященные солнцу. Скатывали с горы колесо и сжигали его вместе с другими символами солнца, приговаривая: «Колесо, гори, катись, с весною красною вернись!». В конце праздника куколку сжигали без одежды, одежду прибирали для следующей куколки. Сжигали со старьем, чтобы куколка забрала с собой все старое и негодное, высвободив силы для новой жизни. Куколка это мужская и дарится мужчине, чтобы помогал Спиридон-Солнцеворот хозяину дома "рулить" в своих делах

« Крупеничка » Куколка " Крупеничка " (другие названия " Зернушка ", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда…

«Кубышка – Травница» Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Мешочек-юбку набивали душистыми успокаивающими травами – душицей, зверобоем, мятой, тысячелистником или хвоей. Кубышку-травницу обычно подвешивали над кроваткой ребенка, чтобы тот лучше спал, приговаривая: " Сонница - бессонница, не играй с моим дитяткой, а играй с моей куколкой!" Или наполняли лекарственными травами и ставили у кровати больного, чтобы травяной запах отгонял от него духов болезни.

«Коляда» С Колядой проходили все рождественские колядки. Эта кукла - символ солнца и добрых отношений в семье. Она представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Пели радостные, прославляющие хозяев песни. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды. С ее приходом в доме поселится счастье, мир и согласие между членами семьи. Кукла Коляда изготавливается из спила дерева. В мешочках, подвешенных к поясу, находÿтся хлеб и соль. За пояс заткнут веник, которым Коляда отгоняет нечистую силу.

«Колокольчик» Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

« Капустка » Не зря говорят, что в капусте детей находят. Делала эту куколку девушка, когда набирала охоту и силу выходить замуж, продолжать род, рожать детей. Ставила ее на окошко, и парни знали - можно сватов засылать. Такую куклу делали в разных местах России. У вепсов, живущих на Волге, она называется Кормилка, Капустка, а у нас, в Сибири, - Рожаница. Она несет в себе образ матери-кормилицы. Ее большая грудь символизирует способность прокормить всех.

«Девка – Баба» В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется. Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом. Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

«Веснянка» C наступлением весны девушки делали и дарили друг другу ярких куколок с волосами необычных цветов. Эти куклы "Веснушки" имели силу оберега молодости и красоты.

« Симеон-Столпник » C середины 14 века и до 1700 г. 14 сентября на Руси отмечали Новый Год или Новолетие. В это время начиналось бабье лето, чествовали краснеющую рябину, праздновали Рябинкины именины. На этом празднике поздравляли детей и матерей, мужики пили пиво. Проводился обряд похорон мух и тараканов. Этот обряд сам по себе довольно странный и смешной. Его происхождение объясняется тем, что с наступлением осени эти насекомые сами по себе гибли от холода. Для обряда девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробки или гробики и хоронили мух, а в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим поводом молодым людям высматривать невест и засылать сватов. По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белобога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и насекомыми, и относился вообще к божествам добрым. На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет. Так же с этим днем связан не менее важный обряд - так называемые "Постриги" и " Сажение на коня" при переходе из младенчества в четвертом году жизни. О нем весьма часто упоминают наши летописи. Ко дню Симеона-Летопроводца заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб. Кукла Симеон делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы. Симеон добавляет мужчинам силы.

« Толстушка-Костромушка » Толстушка-Костромушка (Женская суть) - это оберег от одиночества. Его задачей было вернуть плодородие женщине, приманить душу ребенка. Если в течение года после замужества женщина не беременела, делали куколку и выставляли ее на видное со стороны дверей место. Шила ее родственница по женской линии: сестра, крестная, мать или бабушка. Когда в доме появлялся ребенок, куколку уносили на женскую половину и прятали. Толстушка-Костромушка несла в себе образ девочки, в которой сочеталось одновременно несколько возрастов: 8-9 лет - девочка-нянька, 10-12 лет - девочка-подросток. От няньки у куколки пухлые щечки, фигура, а от подростка - формирующаяся грудь. С одной стороны, она и водиться умеет, с другой, может быть советчицей своим младшим сестрам и братьям. Она как-будто говорит: "Все у меня хорошо, вот только братика или сестренки мне не хватает!".

Вепская кукла Такую куклу изготавливали из старых вещей матери без использования ножниц и иглы. Это правило соблюдали с той целью, чтобы жизнь ребёнка была «не резаная и не колотая». До рождения малыша куколку клали в колыбельку, чтобы «согреть» её. После же рождения ребёнка Вепсская кукла висела над колыбелькой, охраняя малыша от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.

« Желанница » Такая подружка-куколка была у каждой девушки в деревне. Показывать ее никому не следовало, а если хотели, чтобы желание исполнилось, пришивали в подарок на платьице кукле бусинку или привязывали ленточку, приговаривая: "Гляди, какая ты красавица! А за подарочек мое желание исполни"

« Трясовицы » так в древнерусской мифологии называли духи болезней в образе женщин -« сестёр-трясовиц ». В памятниках XVIII в. встречаются их имена: Трясея, Отпея, Глазея, Аввареуша, Храпуша, Пухлея, Желтея, Авея, Немея, Глухея, Каркуша, Старея. Образы сестёр-трясовиц связаны с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода – простоволосых женщин демонического обличья. « Трясовицы » – маленькие куколки на связке. Изготавливали их числом тринадцать. Тринадцатая, старшая сестра – лихорадка Кумоха. Кумоха – дородная женщина, живущая в лесу со своими двенадцатью сестрами, похожими друг на друга как близнецы. В народе считали, что по приказанию Кумохи сестры нападают на ослабленного человека. Проникают они в избы через печные трубы, и уберечься от них можно только заговорами. Именно поэтому изготовление куклы сопровождалось заговором, который обычно творила либо самая старшая женщина в семье либо специально приглашенная ворожея. Чудотворная сила заговора считалась действенной, если в течение всего процесса изготовления кукол ворожея ни разу не сбивалась с ритма, не прерывала речитатива заговора и на последнем слове завязывала на кукле последний узел. Считалось, что, увидев куклу, сестрица-трясовица узнает себя и вселится в неё вместо человека. Поэтому заговорённых кукол ставили рядком на печке у трубы и хранились до церковного праздника Пресвятой Богородицы. Перед праздником их сжигали.

«Мировое дерево» Мировое дерево олицетворяет в себе единство всего мира. Это своеобразная модель вселенной и человека, где для каждого существа, предмета или явления есть своё место. В горизонтальной плоскости мировое древо и пространство вокруг него разделяются на четыре части, выражая представление о времени (утро, день, вечер, ночь; весна, лето, осень, зима) и пространстве (восток, юг, запад, север). По вертикали дерево делится на три части: нижнюю - корень (подземный мир), среднюю - ствол (земной мир) и верхнюю - крону (небесный мир). К каждой из этих частей относятся определённые существа. Внизу, возле корня, живут змеи, лягушки, рыбы, водоплавающие птицы и животные, потому что низ дерева символизирует не только подземный мир, но и воду. В средней части, на земле, располагаются большие животные: туры, олени, кони, медведи, волки. Это также и мир людей. На верхушке мирового дерева селятся птицы и пчёлы, здесь же находятся небесные светила. Мировое дерево - это еще и родовое дерево. Вот почему свадебную куклу "Мировое дерево" делали на веточке с двумя развилками: на одной развилке жених, на другой - невеста.

«Неразлучники» На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам. Сама же куколка была символом крепкого семейного союза. Удивительна эта кукла еще и тем, что делается она без использования иголки.

Наш групповой Мини-музей

Литература 1. Головачёва Ф.М. Обрядовые куклы, куклы-обереги. 2. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. 3. Ожегов. Словарь русского языка 4. Шептуля А.Э. Обереги своими руками укрась и защити свой дом. – М.: Эксмо, 2007 5. www.julinakukla.narod.ru 6. www.moskids.ru ; 7. www.rukukla.ru ; 8. www.10ruk.ru