Домашние занятия с ребенком 2 лет. Конспект развивающего занятия с детьми раннего возраста (2–3 лет) «Мышка

Двухлетний малыш уже не тот, что был еще полгода назад. Он по-другому воспринимает окружающий мир, активно развивается, познает себя самого. В два года начинается новый этап его жизни, связанный с осознанием себя в этом сложном и интересном мире.

В этот период, впрочем, как и всегда, очень важно уделять ему как можно больше внимания, играть с ним, читать книжки, заниматься его развитием. Однако, по сравнению с более ранним возрастом, сконцентрировать его внимание на определенной задаче становится труднее. Но, придется постараться.

О том, какие развивающие детей 2 лет занятия можно проводить дома, мы и поговорим сегодня с вами на сайте «Популярно о здоровье»:

Малыш подрастает и меняется

Он заметно изменился - более развит физически, стал крепче, активнее, подвижней. С удовольствием познает большой мир вокруг и пытается осознать себя в этом мире.

В этом возрасте начинает проявляться характер. Частые протесты и требования, типа: «хочу-не хочу!», «буду-не буду!», «дай!» и т.д - неотъемлемые части его развития и самопознания.

Зато заниматься с ним стало интереснее. Малыш более усидчив, чем раньше (хотя, конечно, тоже большой непоседа), уже умеет держать карандаш, с удовольствием пытается рисовать, увлеченно слушает, когда вы ему читаете.

Занятия, задания для малышей способствуют дальнейшему совершенствованию интеллекта, психического и физического развития, а также формированию важных социальных качеств.

Как и раньше, рекомендуется заниматься с ним в веселой, игровой форме, с использованием ярких картинок, книжек, занимательных игрушек. Однако сами занятия немного усложняются. К тому же, при их подготовке необходимо учитывать, как общие особенности возраста, так и индивидуальное развитие малыша.

Рассмотрим несколько примеров таких упражнений:

Развитие речи

Самым лучшим вариантом занятий для малыша этого возраста являются сказки, короткие рассказы. Прочитанное обсудите вместе с малышом, задавайте ему простые вопросы по содержанию.

Поиграйте в «вопрос-ответ»: покажите ему яркие картинки, где изображены сказочные персонажи, животные, иллюстрации из книжки, и т.д. Спросите, что он видит на картинке?

Потренироваться в правильном произношении звуков можно с помощью такой игры: предложите ему тщательно выговорить вслед за вами словосочетания и показать, что делают животные, например: «коровка во дворе травку жует», «собачка в будке сидит», «лошадка тележку везет».

Простая математика

Как говорят специалисты, двухлетний ребенок уже должен иметь представление о понятиях «один» и «много». Большинство умеет считать от 1 до 3, знает основные геометрические фигуры.

Продолжайте с ним заниматься счетом: показывайте рисунки, где один, несколько или много предметов. Используйте кубики, пирамидки, игрушки в виде цифр, геометрических фигур и т.п.

Занятия дома развивающие мышление

С этой целью используйте самые простые пазлы, из четырех частей, подходящие для этого возраста. Также попросите ребенка сложить вместе кубики, составив одну картинку. Обычно такие кубики состоят из шести маленьких частей картинки, которые нужно правильно сложить. Так что это трудная задачка.

Упражнения на внимание

Очень полезно поиграть с ребенком в прятки, особенно приобщив к этому других членов семьи и детей.

Хорошо развивают внимание задание - «отыщи пару», «найди такой же цвет, одинаковые предметы, узоры», «отыщи подобные предметы по признакам». Подобные занятия, помимо внимания, тренируют усидчивость и концентрацию.

На развитие памяти

Покажите картинку, где изображены разные предметы или животные. Попросите малыша внимательно ее рассмотреть. После чего спрячьте и предложите ему рассказать по памяти, что там изображено.

Разложите на столе несколько разных предметов, дайте рассмотреть их и запомнить. После чего уберите один или два. Предложите малышу рассказать, чего не хватает.

Познание окружающего мира

Используя картинки, рисунки и иллюстрации из книжек, показывайте малышу отдельные части изображений - лица, части тела, одежду. Рассказывайте, как называются животные, птицы, растения, предметы и т.д. Предложите повторить названия. Пусть покажет какой домик подходит для животных или птиц, вместе подберите одежду для нарисованных мальчиков и девочек.

Находясь на прогулке, показывайте увиденные на картинках растения, рассказывайте, где живут птицы, звери, рыбки. Покажите транспорт на улице, расскажите, как он называется. Попросите его описать увиденное, сравнить предметы. Все это развивает его познания об окружающем мире, а кроме того, помогает развивать речь и учит высказывать свое мнение.

Творчество и мелкая моторика

Купите набор пластилина и альбом с красками. Лепка и рисование развивают творческие способности, а работа с пластмассовым ножом для лепки и кисточкой - мелкую моторику.

Учите его правильно держать карандаш, рисовать прямые, волнистые линии, пунктиры, геометрические фигуры.

Купите раскраски. Пусть он рисует красками самостоятельно, а кроме того раскрашивает уже готовые картинки подходящими цветами, стараясь не выходить за линии рисунка.

Тренируют моторику застегивание липучек на одежде, составление узоров из пуговиц, макарон, других небольших предметов, собирание воды с помощью губки и т.п.

В заключение нашего разговора, отметим, что в развитии малыша большую роль играет дисциплина и режим дня. Поэтому занятия с детьми дома следует проводить в одно и то же время, чтобы он привык к этому и не капризничал из-за того, что хочет есть, спать или играть с любимой машинкой.

Чтобы занятия были ему интересны и доставляли удовольствие, они должны быть короткими, не более 10 мин, с перерывами. Чередуйте их с прогулками, чтением и физическими упражнениями. Успехов вам, дорогие родители!

Известно, что уже в раннем младенчестве, видя яркий предмет, слыша мелодию, пение, громкую речь, ребенок начинает проявлять «интерес» к окружающему миру. Так проявляется начальная ориентировочная активность , которая является физиологической основой познавательного развития ребенка . В ранние годы она проявляется в любопытстве ко всему, что малыш видит перед собой. Если в раннем младенчестве, кроха отличается безудержным любопытством и "откликается" в основном на внешние эффекты, такие как яркость цвета, необычность формы, новизна деталей, «оригинальность и сила звука, то на 3-ем году ребенка увлекают «скрытые» свойства предметов. При этом важно отметить, что «скрытые» свойства он обнаруживает уже целенаправленными исследовательскими действиями: поглаживанием, постукиванием, прикладыванием к уху и т.д. Малыш как бы «изучает» предмет, обнаруживая его свойства, «таящиеся» в его конструкции, и, чем больше «сюрпризов» преподносит ему исследовательская деятельность, тем интереснее для него сама ситуация. На этом принципе в настоящее время осуществляется разработка развивающих игрушек для малышей. Стремление к исследованиям также формирует такое замечательное качество как любознательность . Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет?), удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Так начинается экспериментирование . Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. В быту многие родители поисковые, исследовательские действия ребенка , как правило, принимают за шалость, удивляясь все новым и новым, проказам. Действительно, зачем ребенок порвал обои, вылил после рисования краску в таз с бельем, вытащил из ботинок шнурки и т.п. Следует отметить, что некоторые дети отличаются особой активностью в действиях экспериментирования. Можно сказать, что они неудержимые, «проказники» - Томы Сойеры... И, все же это не хулиганство, а бесконтрольное детское экспериментирование . Ученые, изучающие познавательную активность маленького ребенка , отмечают, что уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования. Выделяется два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:

  • первый -экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
  • второе - экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.

Последнее формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. И, это уже не всеядное любопытство на основе безусловного ориентировочного рефлекса! Но, важно и другое. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. Согласитесь, совершенно недопустимо ради познавательного интереса загубить деревце, попытаться оторвать коту хвост, налить воду в дедушкины ботинки! Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребенка эстетические и нравственные чувства. Сегодня речь пойдет об играх-занятиях с элементами экспериментирования для детей 2,5-3,5 лет , при помощи которых вы сможете:

  • Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
  • Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
  • Воспитывать эстетические чувства, желание оберегать и создавать красивое.
  • Практически ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы, формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей, отношений объективного мира (объем, масса, движение, скорость, время, пространство полое, сквозное, замкнутое и т.п.).
  • Учить малыша выражать словами свои впечатления.
  • Обогащать впечатления ребенка произведениями поэтического творчества и фольклора.

Занятие «Водичка-водичка»

Цель . «Закрепить первоначальные представления о явлениях неживой природы, в частности о воде (прозрачная, течет, льется, журчит, нужна всем - и животным, и людям, и растениям, потому что воду пьют, водой умываются, в воде купаются). Использовать игры с водой для оздоровления ребенка , подчеркнуть целительные свойства воды. В процессе занятия целесообразно использовать малые фольклорные жанры (потешки, пештушки), раскрывающие отношение человека к воде, ее значимость для всего живого. Материал . Репродукция к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображен умывающийся ребенок ). Прозрачный кувшинчик с кипяченой водой, прозрачные стаканчики (по числу участвующих). Кукла (резиновая), тазик (игрушечный). Ход занятия . Взрослый показывает ребенку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка. Ребенок рассматривает ее 2-3 минуты. Отвечает на вопросы: «Кто изображен на картинке? Что делает?» Затем взрослый читает потешку: Водичка-водичка,
Умой Тане (наше) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтобы смеялся роток,
Чтобы кусался зубок. Затем взрослый обращается к малышу с вопросом, какую он видел водичку, когда умывался, мыл руки, купался. Если ребенок затрудняется с ответом, сам называет свойства воды: прозрачная, течет, льется, журчит, булькает и т.п. Далее разыгрывается ситуация с куклой: её умывают над игрушечным тазиком. Взрослый медленно льет воду, давая малышу возможность прочувствовать слова «вода прозрачная, течет». В конце занятия мама разливает воду из кувшина – по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Предлагает ребенку попить, пьет вместе с ним.

Занятие «Какого цвета водичка?»

Цель . Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью). Материал . Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/. Ход занятия . Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая. Мама на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным. Ребенок запоминает названия каждой краски. Мамин листочек откладывается. Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого. Мама дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек. Мама обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит мама и предлагает попробовать и другие цвета. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, мама собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой. Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д. Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар. «Какой же шарик?» - «Разноцветный!», - говорит мама, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.

Занятие «Волшебные краски»

Цель. Показать, как при смешивании трех основных цветов получаются другие. Так, например, соединение желтого и синего дает зеленый, красного и желтого - оранжевый; красного и синего - Фиолетовый (сиреневый); красного и черного - коричневый и т.п. Материал . Гуашь, кисти, 4-5 пустых прозрачных стакана. Ход занятия . Ребенок выбирает тот цвет краски, которым хочет рисовать; моет кисточку в стакане, таким образом, возникает цветная водичка. «Затем малыш рисует другой краской и промывает кисточку в другом стаканчике, и во втором стакане появляется водичка другого цвета. Ребенок рисует всеми красками поочередно, промывая каждый раз кисть в новом стаканчике. Если малыш повторно обращается к какой-либо краске, то моет кисть в соответствующем по цвету стаканчике. Взрослый собирает все стаканчики на один поднос и предлагает малышу показать «фокус». Мама наливает в чистый стакан, предположим, красную водичку и туда добавляет желтую воду. «Что у нас получилось? Какой цвет водички? - Оранжевый. Такого цвета бывает солнышко, апельсин, мандарин, цветочки». Аналогично взрослый получает фиолетовый, зеленый, коричневый цвета и т.д. Примечание . Основными считаются три цвета: красный, желтый, синий. Именно при их соединении получаются все другие цвета спектра. Оттенки (голубой, розовый, салатовый и другие цвета) получают при соединении основных цветов с белилами. В конце занятия малыш и мама разговаривают, рассматривают рисунок, ребенок рассказывает, что нарисовал. Мама может что-то дорисовать, чтобы появилось большее сходство с образом. Конечно, предварительно спросив разрешения у маленького художника.

Занятия «Цветные льдинки»

Цель . В процессе экспериментирования показать ребенку , как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду). Материал . Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из-под шоколадных конфет; кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках. Примечание . Данное занятие может стать логическим завершением игровой ситуации, описанной в предыдущих двух занятиях. Ход занятия . Мама беседует с малышом о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с тобой льдинки». Расставляет формочки на столе. На глазах у ребенка наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную. «Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится». Примечание . С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Ребенок может видеть их через стекло. Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус». В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.). Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки. На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой. Когда придет время гулять, взрослы в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.

Занятие «Снежные Фигурки»

Цель ребенка на свойства снега (тает, превращается в воду в тепле; снег и снежинки - это капельки воды, которые зимой в воздухе превращаются в снежинки); рассмотреть снежинку на ладошке (на варежке) во время прогулки, подчеркнуть, что снег – «это много-много снежинок». Провести в присутствии малыша эксперимент со снегом, показать, что снег может быть сыпучим или липким: из липкого можно лепить фигурки и делать «пирожки». В помещении, в тепле, снег обязательно растает и превратится в воду. Материал . Полиэтиленовые формочки (для песка) и совочки. Подносы для формовки, невысокие и широкие емкости для снега. Ход занятия . Взрослый вносит в комнату емкости со снегом, подзывает к себе ребенка . Показывает на снег, говорит, что он белый, холодный, в помещении начинает таять - становится липким. Далее совочком раскладывает снег в формочки для песка, делает из снега на подносе снежные куличики («рыбка», «цветочек», «бабочка», «птичка» и т.п.). Во второй части занятия взрослый предлагает малышу сформовать из снега фигурки; поясняет, что снег руками брать нельзя, надо использовать совочек. Примечание . Перед занятием полиэтиленовые или пластиковые формочки желательно нагреть в воде или на радиаторе отопления. Взрослый следит за тем, чтобы малыш использовал совочек, самостоятельно переворачивал наполненные снегом формочки на поднос. Малыш делает на подносе 3-5 снежных Фигурки, мама также принимает участие в игре. Поднос устанавливается в поле зрения ребенка : он наблюдает, как снежные фигурки постепенно превращаются в воду. Мама может в занятии использовать произведения художественной литературы, относящиеся к зимнему времени года Л. Никитин Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно. А. Барто Снег
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок. С. Высотская «Снежный кролик»
Мы лепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас,
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и головой!
За усы
Не тяни -
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие! Л.Павлова «Снеговик»
Два блестящих уголька –
Глазки у Снеговика,
Яркий нос, в руках - метла,
Веселится детвора!

Занятие «Найди колокольчик»

Цель . Научить послуху находить заданный предмет. Материал . Коробочки (3-4 шт.), в которые закладываются звучащие предметы, например, колокольчик, камешки, погремушка. Одна коробочка остается пустой. Ход занятия . Мама показывает малышу закрытые коробочки, говорит, что в трех коробочках лежат разные предметы, а в одной - ничего нет. Просит найти коробочку, в которой отсутствуют какие-либо предметы. Подсказывает, как это можно сделать: «Покрути коробочку, послушай: лежит там что-то?» Малыш находит коробочку, которая не издает звук. «Значит, она пустая», - поясняет взрослый. Во второй части занятия ребенок по слуху определяет, что лежит, в какой коробочке: колокольчик звенит, погремушка гремит, а камешки стучат. Если малыш затрудняется, мама помогает. На последующих занятиях у ребенка будет формироваться более тонкая дифференцировка на звуки. Малыш узнает, что содержимое коробочки можно определить по слуху. После экспериментирования игра с найденными предметами разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу ребенка .

Занятие «Какой «самолетик» улетит дальше?»

Цель . Показать планирование предметов по воздуху. Материал . Одинаковые листы цветной бумаги, из которых выполняется методом оригами 5-6 цветных «самолетиков» с целью их испытания на дальность полета. Примечание : взрослый складывает «самолотики», малыш наблюдает и помогает. Ход занятия . Экспериментировать желательно на дачном участке, в парке, на полянке в лесу, т.е. на открытом и свободном пространстве. Папа показывает как следует «запускать» самолетик, отрабатывает траекторию движения руки (метод пассивных движений). Если у малыша не получается, взрослый помогает. Когда все поделки будут испробованы, папа вместе с ребенком отмечают: какой предмет пролетел на самое дальнее расстояние. Далее игра разворачивается ситуативно, т.е. по замыслу играющих участников.

Занятие «Какая машинка уедет дальше?»

Цель . Используя ситуацию экспериментирования, организовать игру с машинками одного размера и одинаковой конструкции, но разного цвета («Чья машина самая быстрая»). Материал . Цветные машинки 2-3 шт. Доска (скат) шириной 80-100 см, укрепленная с одного края на высоту 40-50 см (зимой в доме, летом - на воздухе). Ход занятия . Взрослый и ребенок рассматривают машинки. «А чья машинка уедет дальше, твоя или моя?» - спрашивает мама, побуждая тем самым малыша к экспериментированию. Во второй части занятия взрослый и ребенок поочередно, встав у приподнятого края ската, пускают машины «под горку», сообщив им начальную скорость. Отмечается, какая машинка уехала дальше. Затем эксперимент повторяется, участники меняются машинками. Если результат повторяется, машинка считается «победительницей». В следующей части занятия экспериментируется вторая пара машинок, устанавливается наиболее мобильная. И, наконец, - из двух лидирующих машинок путем очередного экспериментирования устанавливается самая призовая машинка. На последнюю можно прикрепить флажок. Так ребенок опытным путем знакомится с предметами, которые перемещаются с помощью колес, а также с тем, что скорость передвижения зависит от силы толчка. Если в игре возникает неоднократный повтор, то взрослый учит малыша делать первые умозаключения: эта машинка самая быстрая. Можно игрушки выстроить по степени лидерства, присвоив самой быстрой номер первый, наклеив цифру на ее капот. Точно так же отметить цифрами и другие машинки. Малыш получает опыт символической функции в цифровом обозначении. Варианты . На повторных занятиях в кузов машинок можно укладывать различные грузы и определять связь скорости и веса перевозимых предметов и их количества. Аналогичную игру можно провести с шариками, мячами, обручами и т.п.

Занятие «Какие предметы держатся на воде?»

Цель . Используя игровую ситуацию, обратить внимание ребенка на то, что одни предметы – на воде держатся, другие - тонут. Материал . Набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой. Ход занятия . Взрослый предлагает малышу встать около емкости с водой. Он показывает набор подобранных предметов. Малыш рассматривает их. Затем, по предложению мама, ребенок начинает опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее. В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут. Мама предлагает малышу подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону. В конце занятия мама предлагает, «испытать» бумажные лодочки: она складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыш опускает их на воду. Далее игра разворачивается ситуативно. т.е. по замыслу играющих.

Занятие «Солнечный зайчик»

Цель. Показать, как с помощью зеркала можно отражать солнечный луч, вызывая блики на стенах или на травке, дороге, воде. Материал . Зеркало небольшого размера (7-10 см в диаметре) Ход занятия . Занятие проводится в солнечный день в помещении или на улице. «Солнечным зайчиком» мама называет луч от зеркальной поверхности, предлагает малышу посмотреть как зайчик «бегает» по травке (на улице), как играет в прятки (в доме). Игра разворачивается ситуативно по желанию ребенка : он может просто наблюдать, как скачет солнечный зайчик, и попросить самому поиграть с зеркальцем; малыш хочет поймать солнечного зайчика и пытается его взять в руки; взрослый и ребенок делают «солнечных зайчиков» одновременно каждый своим зеркальцем: один зайчик «догоняет» другого; солнечным лучиком играют с котенком и т.п.

Занятие «Где ночует солнышко?»

Цель . Обратить внимание малыша на то, что солнышко в течение дня меняет свое положение на небе. Восход солнышка можно наблюдать в одно окошко, а вечером заход солнышка виден уже с другой стороны, в другое окно. Ход занятия . Утром, в солнечный денек, поднимая малыша после сна, мама предлагает ребенку «поздороваться» с солнышком. Она подводит его к окну с восточной стороны и предлагает протянуть солнышку ладошки: «Здравствуй-здравствуй,солнышко!
Солнышко - колоконышко!»
«Лей щедрее, солнышко!
Золото в ладонышки!» А теперь с солнышком поздороваются твои игрушки: и Заика, и Мишка, и кукла Настя, и все-все твои любимые друзья, все говорят: «Здравствуй, Солнышко!». В течение дня, если у малыша сохраняется интерес к наблюдению, мама обращает его внимание на то, что солнышко уже не там, где было; солнышко «гуляет». Вечером взрослый показывает закат солнца и говорит: солнышко уходит, «садится», прячется за горизонт, уходит «спать», отдыхать. «Видишь, совсем в другой стороне, можно наблюдать его в противоположное окошко (с западной стороны). «Скажем Солнышку до завтра. Мы утром опять встанем встречать Солнышко!» - поясняет взрослый. «Солнце спряталось за ветки,
Спать легли лесные детки,
Кто в берлоге, кто на ветке,
Кто в дупле, а кто в канавке
У воды в зеленой травке,
Мой малыш в своей кроватке».

Занятие «Ловись, рыбка, большая и маленькая»

Цель . Используя ситуацию экспериментирования, познакомить ребенка со свойствами магнита (притягивает металлические предметы). Организовать игру на основе сюжета «Ловись, рыбка, большая и маленькая». Материал . Магнитные «удочки» (по числу играющих): палочки длиной 50-40 см, в сечении 5-6см, на них засечки для закрепления суровой нитки длиной 30-35 см; на конце нитки крепится магнит. Примечание. Магниты можно взять из пособия «Магнитная азбука (алфавит)». Вместо палочек - два одноцветных высохших фломастера, которые склеивают широкими концами. Разноцветные рыбки из картона (с укрепленными на них металлическими скобками или канцелярскими скрепками, которые хорошо притягиваются к магниту). Большое блюдо или круглая красивая коробка с приподнятыми краями – «озеро». Ход занятия . Взрослый ставит на стол коробку или блюдо с рыбками: это озеро, в нем живут разноцветные рыбки, мы попробуем их поймать с помощью удочек. Мама демонстрирует свойства магнита, используя несколько металлических предметов: «Это магнит, видишь, как притягивает к себе гвоздики, шурупы, скрепочки - все металлическое. Попробуем, притянет магнит бумажку или тряпочку, щепочку? Нет, не притягивает!» Далее экспериментирование переходит в игру с удочками. Мама обращает внимание малыша, - что на конце каждой удочки имеется магнит (рыбки будут «клевать» на него и «приклеиваться»; показывает игровое действие. Малыш самостоятельно ловит рыбок. Взрослый отмечает, какую рыбку удалось выловить, для большего интереса, целесообразно кроме рыбок заготовить изображение каких-либо предметов, например, - сапожок, шляпу, кастрюлю, колесо, калошу и пр. Когда малыш вылавливает вместо рыбки какой-то неожиданный предмет, это вызывает много смеха и веселья. В игре могут принимать участие все члены семьи: интересно узнать, у кого же будет самый большой улов? В заключение необходимо заметить, что родители могут сами создавать интересные ситуации экспериментирования с игрушками и различными предметами. Ребенку можно показать увеличительное стекло, рассмотреть божью коровку, посчитать, сколько пятнышек на ее крылышках; муравья-труженика; мотылька с разноцветными крылышками; и, конечно, чашечки цветов. Можно наблюдать за подсолнухом, поворачивающим головку вслед за солнцем и многое другое. Так родители учат ребенка с раннего детства любознательности, которая станет чертой его характера.

Если описать детскую психику одним словом, то это будет слово «хочу!». Хочу жить, хочу развиваться, хочу познавать мир. А вот способы познания у малышей отличаются. Они зависят от тех психологических качеств и талантов, которые даны ребенку с рождения...

Каждой маме хочется, чтобы ее малыш рос самым умным, получил разностороннее развитие. Вовремя успел проявить свои таланты, а в будущем - состоялся в обществе. Ради этой цели мы, родители, готовы скупить все развивающие игры и пособия. Освоить любые методики. Но как выбрать нужные из огромного множества?

Как развивать ребенка в 2-3 года дома, чтобы ему было интересно играть и учиться, чтобы он познавал мир с радостью?

Тренинг «Системно-векторная психология» обладает знанием, с помощью которого родители с пеленок могут видеть врожденные таланты и склонности малыша и развивать именно то, что задано ему природой .

В этой статье мы рассмотрим, как с учетом психологических особенностей малыша обеспечить ему гармоничное развитие в разных областях:

    Знакомство с окружающим миром, изучение свойств предметов

    Развитие речи

    Общая моторика

    Тонкая моторика

    Внимание и память

    Социальные и бытовые навыки

Как и чем увлечь ребенка в 2-3 года

Что интересно ребенку в 2-3 года? На самом деле - абсолютно все! Если описать детскую психику одним словом, то это будет слово «хочу!». Хочу жить, хочу развиваться, хочу познавать мир. А вот способы познания у малышей отличаются. Они зависят от тех психологических качеств и талантов, которые даны ребенку с рождения.

Один малыш исследует мир на ощупь: ему надо обязательно взять вещь в руки, пощупать, погладить, помять. У другого ребенка сверхчувствительный зрительный анализатор, и максимум наслаждения он получает от света и цвета. А из различных пособий особенно выделяет яркие, разноцветные. Третьему важно слышать: как звучит колокольчик, капает кран, поет птица - он наслаждается познанием мира через тихие звуки.

Развивающая игра для детей 2-3 лет вызывает у ребенка естественный интерес, если она опирается на природные таланты малыша.

Когда природные способности ребенка учтены - малыш взахлеб будет исследовать мир, требовать от вас новой информации, еще и еще. Рассмотрим на простых примерах, как это сделать.

Знакомство с окружающим миром

К двум-трем годам запас знаний ребенка о мире существенно расширяется. Чтобы этот процесс был в радость и ребенок всегда испытывал к нему интерес, важно учесть:


    • Настоящий талант к спорту имеют дети с кожным вектором .

    И тело у них под стать: гибкое, ловкое. Такой ребенок сам стремится к высокой двигательной активности. Важно предоставить ему такую возможность. Дома отсидеться не выйдет - летом берите мяч, кегли, скакалки и проводите больше времени на улице. Зимой - важно оборудовать дома спортивный уголок или шведскую стенку, а на улице дать ребенку попробовать свои силы на коньках, лыжах.

    Кожные дети стремятся конкурировать, соревноваться, достигать первых мест. При достижении подходящего возраста разумно отдавать таких малышей в спортивные секции.

      Дети с кожно-зрительным сочетанием векторов не только гибкие и ловкие, но и стремятся к красоте, эстетике .

    Для них больше подойдут танцы и хореография, художественная гимнастика, фигурное катание.

      Малыши с анальным вектором - природные домоседы .

    И тело у них соответствующее: они часто коренастые, сбитенькие, иногда склонные к полноте. Часто это беспокоит родителей, и они стремятся пораньше отдать своего ребенка в спортивный кружок, чтобы развить подвижность и гибкость. Развить то, чего просто не дано природой - невозможно, и такой малыш может страдать в этих кружках оттого, что он хуже всех. Общую моторику такого ребенка развивают иначе.

    Малыш с анальным вектором очень привязывается к привычкам и ритуалам. Если ввести за правило ежедневную утреннюю гимнастику - ее будет вполне достаточно, чтобы такой ребенок в будущем поддерживал физическую форму. Начать можно с подходящих игр с ребенком в 2 года дома - когда под музыку или стишок нужно выполнять определенные действия.

    Тонкая моторика

    Тонкая моторика тоже имеет отношение к свойствам тела. У малышей от природы разные ручки:

      У маленьких кожников - ручки ловкие, чувствительные, пальчики подвижные .

    В придачу к этому природа дала им талант конструирования. Поэтому в собирании различных конструкторов и пазлов этот малыш чемпион. Поскольку он познает мир именно через чувствительную кожу, для развития кожному ребенку в 2-3 года важно предоставить как можно больше тактильных ощущений. Это массажи и водные процедуры, лепка из пластилина или соленого теста.

    Можно использовать дома развивающие игры для детей 2-3 лет, в которых нужно выполнить поделки из крупы, цветного песка. Подойдут игры, когда с закрытыми глазами ребенок определяет предмет наощупь.

      У носителей анального вектора другие ручки - сильные и умелые (если научить) .

    В потенциале это мастер золотые руки, способный внимательно и точно выполнять мелкие действия. Но это задача не на скорость, и она не связана с тактильными ощущениями. Просто малыш с анальным вектором усидчив, внимателен, стремится делать все качественно и на совесть.


    С таким ребенком пораньше берите на вооружение разные поделки: аппликация, оригами, «мягкая игрушка своими руками», поделки из дерева. Если ребенок наделен анально-зрительной связкой векторов - он имеет талант художника, скульптора. Тогда лучше выбрать лепку из глины, роспись фигурок акриловыми красками.

    Внимание и память

      Феноменальная память и внимание к деталям - главные козыри носителей анального вектора .

    При благоприятном развитии в будущем из таких детей вырастают педагоги и аналитики, эксперты, наличие дополнительно зрительного или звукового векторов дает возможность стать учеными, врачами. Поэтому в занятия для таких детей 2-3 лет важно включить , .

    Поможет развивать таланты малыша нахождение отличий между картинками, запоминание изображений и слов. Поскольку эти малыши усидчивые - они с удовольствием будут подолгу заниматься различными настольными пособиями на эту тему.

      В других векторах своя специфическая память .

    Например, тактильная память - у кожников . Они подвижные и неусидчивые, добиться их внимания трудно. Но можно развить у такого ребенка память на тактильные ощущения (с детьми в 2-3 года - это распознавание тканей или предметов различной фактуры наощупь). Опираясь на природное логическое мышление такого малыша, можно давать ему задачки на запоминание логических пар: «кровать - подушка», «дом-окно» и т. д.

    У зрительников - своя, зрительная или эйдетическая память . Поэтому для таких деток важны наглядные пособия. Когда они научатся читать, то будут способны зрительно запоминать правильное написание слов, усваивать огромный объем информации через этот сенсор.

    Звуковая память - особый дар звуковика. Он легче усваивает информацию на слух и тоньше, чем другие дети, воспринимает звуки. С такими малышами можно с детства играть в «Угадай мелодию» - только выбирайте отрывки классических произведений. Можно играть в игру «Что звучало» - определять на слух разные звуки.

    Социальные и бытовые навыки

    Большинство детей 2-3 лет любят игры, в которых можно одевать и раздевать любимую игрушку, знакомить игрушки между собой, проигрывать диалоги. Можно использовать это, чтобы развивать и закреплять социально-бытовые навыки ребенка. Но важно знать, что некоторые малыши имеют в этой сфере свои особенности.

      Бытовые навыки и социальное взаимодействие дольше, чем у других, складываются у маленьких звуковиков .

    Это связано с их природой: такой малыш имеет самую слабую связь с собственным телом - он погружен в свои мысли и состояния. Позже остальных он может отслеживать желания тела и сообщать о том, что проголодался, замерз или хочет в туалет.


    Социальное взаимодействие тоже развивается постепенно и только при благоприятной атмосфере в семье. Звуковик - природный интроверт, любит быть один. Он будет слушать других и вступать в диалог только в атмосфере звуковой экологии. Для такого ребенка может быть сложнее, чем другим, где много шума. И тем не менее - детский сад необходим для его будущей социализации в обществе.

    Важно не откладывать поход в детский сад - оптимальное время для этого 3 года, вне зависимости от векторов любого малыша.

      Малышам с анальным вектором нужно давать побольше времени для усвоения бытовых навыков .

    Поскольку это ребенок, устремленный к качеству, он долго и тщательно возится с каждой пуговицей и шнурком. Если не обрывать и не подгонять его - стремление к совершенству станет крепкой основой для развития ребенка.

    Особую важность для такого малыша имеет очищение организма. Дайте ему возможность проводить столько времени на горшке, сколько ему надо. Именно в его случае - это основа для будущего психологического благополучия. Если его обрывают и подгоняют в таком интимном процессе - он растет упрямым, обидчивым, агрессивным.

      Эмоционального, впечатлительного зрительника нужно как можно раньше учить сопереживанию и состраданию другим .

    Нельзя пугать зрительного ребенка, запрещать выражение эмоций, высмеивать его слезы. Ребенок, не получая удовлетворения своих природных желаний, испытывает страдание, даже стресс - это тормозит его развитие, и возникают трудности в социальной адаптации.

    Мы немного разобрали на примерах, как можно развивать у ребенка заданные таланты. Узнать больше о том, что будет полезно для вашего малыша, а что может ему навредить, как его воспитывать, чтобы он рос здоровым, счастливым и «беспроблемным» вы сможете на .

    Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Для чего необходимы развивающие занятия для детей 2 лет, ведь кроха еще так мал? Мы не сомневаемся, что вы хотите дать ребенку все самое лучшее, и это включает не только игрушки и прогулки. Жажда к познаниям и искреннее любопытство при виде всего нового – вот то, что свойственно всем детям без исключения. Занятия для ребят 2-3 лет по методу Монтессори полностью соответствуют особенностям этого возрастного периода и позволяют стать малышу настоящим исследователем, сохраняя в нем это драгоценное желание и развивая его самостоятельность.

Не нужно настойчиво заставлять крох сделать то, что нужно взрослым. Такой подход не приносит ничего, кроме неврозов. Развивающие занятия для детей от 2 лет позволяют не только донести до крох нужную информацию, но и дисциплинируют их, адаптируя к нахождению в коллективе и умению общаться со сверстниками и взрослыми. Но главное – они выявляют склонности и таланты ребенка, и дают возможность раскрыть его индивидуальность.

Для чего нужны развивающие занятия для детей 2-3 лет

Этот возрастной период характеризуется бурным развитием речи. Малыш так старается говорить, но не всегда это получается. Все занятия для детей от 2 лет обязательно задействуют мелкую моторику. Для этого в нашем клубе создана особая Монтессори-среда со множеством интересных природных материалов, которые кроха может достать самостоятельно и внимательно исследовать.

Чем еще занимаются малыши, посещая свой любимый детский клуб? Мы подготовили сбалансированную, насыщенную и увлекательную программу развивающих занятий для детей двух лет:

  • Изучение свойств, цвета и формы предметов;
  • Музыкальные занятия;
  • Развитие и речи и логопедический массаж;
  • Фитнес для малышей;
  • Театральные представления и игры;
  • Английский язык по методу В. Мещеряковой.

Все нагрузки для крох соответствуют их возможностям. В это несложно поверив, увидев результаты детских занятий с 2 лет: малыши просто не хотят покидать класс!

Помещения наших клубов оборудованы бактерицидными устройствами, а также регулярно подвергаются влажной уборке, обрабатываются пароочистителем, дезинфицируются и проветриваются, а дети с признаками заболевания на занятия не допускаются, поэтому Вы можете не бояться, что Ваш ребёнок заразится от других детей простудными заболеваниями.

Как проходят детские занятия с 2 лет в «Созвездии»

Для тех, кто еще никогда не посещал детский сад и пока стесняется, мы предлагаем группы, куда можно приходить вместе с мамой. А когда ребенок привыкнет, он сможет посещать центр в обычном режиме. Несколько часов свободного времени станут хорошим подарком для родителей. Развивающие занятия для детей от 2 лет могут проходить в группе адаптации к детскому саду, или же заменить его благодаря наличию группы неполного дня (3-4 часа). В случае необходимости в «Созвездии» также можно заниматься с крохой индивидуально.

Возможно, ваш малыш станет музыкантом, художником или математиком. Его таланты можно раскрыть уже сейчас, обеспечив при этом гармоничное развитие в целом. Не ограничивайте ребенка в желании учиться! Именно на это направлена вся Монтессори-среда.

Хотите узнать подробнее о развивающих занятиях для детей от 2 лет? Запишитесь на бесплатный пробный урок!

Двухлетний ребенок со многими заданиями уже умеет справляться самостоятельно. Он живо интересуется игрушками, легко вовлекается в развивающие игры и быстро впитывает информацию. Как можно развивать ребенка этого возраста и какие занятия для этого использовать?


С ребенком в 2 года можно поиграть во множество игр!

Особенности возраста

  • У ребенка заметно улучшается координация движений, поэтому малыш становится способен играть с конструктором, сортером, мозаикой, пазлами и подобными игрушками.
  • Логическое мышление крохи развивается очень быстро. Ребенок способен находить решение разнообразных задач, выяснять, как работает предмет или как он устроен.
  • Одновременно развивается и чувство пространства. Ребенок пробует направлять мяч ударом ноги, забрасывать его в кольцо. Общая координация во время передвижения становится лучше – у ребенка получается контролировать направление, в котором он двигается, остановки, а также скорость движения.
  • Независимость и самостоятельность ребенка 2 лет также увеличивается. Теперь малыш будет пробовать изучать новое без вашей помощи.


Большинство детей в 2 года проходят через кризис "нет"

Что должен уметь ребенок?

Большинство деток в возрасте двух лет уже умеют:

  • Бегать и подниматься по лестнице.
  • Закрывать и открывать дверь.
  • Перешагивать через препятствия.
  • Строить башни и домики из кубиков и конструктора.
  • Собирать пирамидку из колечек разной величины.
  • Ловить мячик обеими руками.
  • Воспроизводить несколько действий в сюжетной игре.
  • Есть ложкой, а также пить из чашки.
  • Помогать маме по дому.
  • Понимать короткие рассказы о знакомых событиях.
  • Отвечать на простые вопросы.
  • Показывать части тела и лица.
  • Произносить около 100-300 слов.
  • Связывать 3-4 слова в предложение.
  • Называть предметы на картинке.
  • Прощаться и здороваться.
  • Договаривать слова в знакомых стишках и песнях.
  • Имитировать звуки животных.
  • Рисовать каракули на бумаге.
  • Различать 3-4 цвета.


Усердно позанимайтесь с ребенком на "слабые" области

Рост и вес

По сравнению с показателями в 1,5 года к двухлетию детки набирают около 1300 грамм и вырастают примерно на 5-6 см. Для девочек все показатели обычно будут немного меньше, чем для мальчиков. Чтобы ориентироваться, нормально ли физически развивается малыш, предлагаем вам таблицу со средними значениями основных показателей, а также границами нормы для деток разного пола:

Стоит ли переживать по поводу отклонений от приведенных физических норм, смотрите в передаче доктора Комаровского.

К двухлетию у многих деток завершается прорезывание зубов. В среднем малыши этого возраста имеют 16-20 молочных зубов.


Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Виды развития ребенка

Физическое

Этот вид развития помогает ребенку становиться более выносливым и ловким. Двухлетний малыш нуждается в ежедневной физической активности.

Занятия для физического развития 2-летних детей бывают такими:

  • Чередуем быстрый бег с медленным.
  • Бегаем на носочках.
  • Учим ребенка прыгать на двух ногах на месте.
  • Игры с мячом – бросаем об стену, ловим, бросаем маме.
  • Для удержания равновесия ходим по скамейке, доске на полу.
  • Копируем движения животных после показа мамой – прыгаем, как заяц, ходим, как медведь, ползаем, как гусеница, громко топаем, как слон, машем руками, как птица.
  • Перекатываемся по полу.
  • Прыгаем, как лягушка, из полуприсевшего положения.
  • Тянемся вверх к подвешенным предметам.
  • Бегаем по комнате, огибая препятствия (к примеру, разложенные на полу подушки).
  • Переносим нетяжелые вещи большого размера.
  • Ходим по неровной поверхности.
  • Ходьба по нарисованной линии – прямой и извилистой.
  • Подлезаем под натянутую веревку.
  • Вместе с другими детками бегаем паровозиком, играем в догонялки, устраиваем хоровод.
  • Висим на кольцах или турнике.
  • Осваиваем лазание по спортивной стенке.
  • Прыгаем по «кочкам» – разложенным на полу подушкам.
  • Пролезаем сквозь туннель.
  • Прыгаем на фитболе.
  • Играем в улитку – ползаем с подушкой на спине.
  • Ходим на руках.


Дети двух лет очень любят играть в активные игры

Познавательное

Этот вид развития малыша включает изучение окружающего мира, свойств предметов, развитие логического мышления, внимания, памяти, изучение элементов математики. Занятия для познавательного развития двухлетнего ребенка могут быть такими:

  • Изучение геометрических фигур.
  • Изучение цветов предметов.
  • Отыскать названный объект в помещении, на улице или на картинке.
  • Найти пару, выбирая из похожих предметов.
  • Найти одинаковые узоры на шапках, варежках, блюдцах и тому подобных изображениях.
  • Изучение понятий «мало» и «много».
  • Определение различия числа предметов – ребенок учится различать 1 и 2.
  • Сортировка предметов по цвету и величине.
  • Ориентация в пространстве с изучением понятия «справа», «внизу», «слева», «вверху».
  • Складывание пазлов и разрезных картинок, в которых есть 2-4 детали.
  • Сопоставление картинок, а также предметов в играх «где чья мама», «где чей дом», «кто что ест» и подобных.
  • Отгадывание простых загадок – кто ест травку и говорит «му», кто белый и любит морковку.
  • Складывание матрешек и стаканов друг в друга.
  • Строить башню из разноразмерных стаканов или кубиков (сортировка по величине).
  • Сопоставление геометрических фигурок с проекциями на рисунке.
  • Классификация карточек с предметами по общему признаку, например, продуктов, животных, игрушек.
  • Отыскать целое по части, например, подобрать дому крышу или хвост животному.
  • Найти фигуру, учитывая 2 признака – среди всех кругов найти маленький красный, среди всех квадратов отыскать большой зеленый.
  • Изучение понятий «низкий» и «высокий», «узкий» и «широкий», «короткий» и «длинный».
  • Подобрать предмету тень.
  • Найти недостающую часть картинки.
  • Игра «что пропало» (спрятать одну из игрушек или картинок) или «что появилось» (добавить картинку или игрушку).
  • Игры в прятки.
  • Вспоминаем вместе, что делали утром, вчера, на прогулке.
  • Запоминать сюжет картинки.
  • Игра в «наперсток» с маленькими игрушками.
  • Изучаем диких, а также домашних животных. Показываем ребенку их детенышей, рассказываем простые факты об их жизни, называем части тела (копыта, рога, хобот).
  • Изучаем птиц, а также насекомых.
  • Знакомство с понятием дня и ночи, а также разделение дня на утро, обед и вечер.
  • Изучение явлений природы, например, смотрим на радугу, снег или дождь.
  • Знакомство с 3-4 цветками, которые растут в вашей местности.
  • Изучение часто встречающихся овощей и ягод, а также фруктов и грибов.
  • Знакомство со временами года.
  • Разговоры на тему транспорта, профессий, поликлиники, частей тела человека, магазина, семьи, аквариума, моря, поездов, материалов, города, электроприборов и другие.
  • Если ребенку вскоре предстоит начать ходить в детский сад, важно уделить внимание обсуждению темы садика.
  • На прогулке можно изучать правила дорожного движения, растительность, транспорт, небо и солнце, природные материалы (камни, листья, ветки), дома.
  • Также во время прогулок можно играть со снегом, с лужами, с солнечными зайчиками, с тенями и с песком.


В первую очередь, игры должны доставлять удовольствие и малышу, и родителям

Сенсорное

Музыкальное

Такой вид развития направлен на слух ребенка, музыкальное восприятие, узнавание музыкальных инструментов. Также к нему относят танцы и пение.

Чтобы музыкально развивать ребенка, подойдут такие игры и занятия:

  • Прослушивание детских песен.
  • Прослушивание классической музыки.
  • Отличаем разную музыку – медленную от быстрой, грустную от веселой, тихую от громкой.
  • Прислушиваемся к разнообразным звукам на прогулке – шуму автомобилей, пению птиц, шуршанию листвы и другим.
  • Определяем источник звуков, например, отыскиваем на дереве птицу.
  • Играем на разных детских музыкальных инструментах.
  • Слушаем звуки разных инструментов.
  • Слушаем пение мамы.
  • Танцуем с мамой медленно и быстро, прихлопываем и притопываем, делаем «фонарики» ручками, ставим ножку на пятку, а потом на носок, водим хоровод.

Проведите занятие, показанное М. Л. Лазаревым (экспертом по музыкальному развитию) с ребенком 2 лет.

Речевое

Развитие речи ребенка нацелено на увеличение словарного запаса малыша и стимуляцию повторения слов за взрослым. Немаловажно также выполнять упражнения для артикуляции.

Занятия для речевого развития с малышом 2 лет могут быть такими:

  • Пополнение пассивного словарного запаса крохи, постоянно общаясь с малышом и рассказывая обо всем, что происходит в его жизни.
  • Чтение книг (сказок, стихов), а также обсуждение прочитанного.
  • Задавать малышу вопросы об изображении на картинке или происходящем вокруг ребенка.
  • Разыгрывать с крохой простые сказки.
  • Слушать и петь песни.
  • Описывать предметы, которые видит малыш, используя прилагательные.
  • Использование в речи предлогов (за, перед, около, в), местоимений (тут, там), наречий (близко, низко, далеко, справа, высоко, слева и других).
  • Учимся дуть на свечу, листья, вату, а также играем с мыльными пузырями. Дуть можно как плавно, так и резко.
  • Строим рожи зеркалу, показывая язык, стуча зубами, открывая широко рот.
  • Учимся говорить шепотом и громко.


Задувание свечей, выдувание мыльных пузырей является веселым упражнением для речевого развития крохи

Проводите с крохой занятия на артикулляцию, которые помогут крохе говорить звуки более чисто. Один из примеров – упражнение «Чашка и блюдце», которое показывает Татьяна Лазарева в следующем видео.

Мелкая моторика

Ее развитие важно для развития речи, поскольку в мозгу человека зона, отвечающая за движение рук, находится в непосредственной близости к речевой зоне. Благодаря такому близкому расположению занятия, во время которых задействованы пальчики ребенка, положительно сказываются на речевом развитии крохи. Вот подходящие для двухлетнего ребенка занятия для мелкой моторики:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Занимаемся рисованием, созданием аппликаций и лепкой.
  • Игры с рамками-вкладышами, конструкторами, мозаикой, шнуровками, сортерами, пирамидками.
  • Пересыпаем крупу из одной емкости в другую, используя ложку, воронку, руки, детскую посудку.
  • Переливаем воду из одной емкости в другую, используя детскую посуду, лейку, кувшин, воронку.
  • Игры с наклейками.
  • Застегивание и расстегивание липучек на игрушках, одежде и обуви.
  • Расстегивание молнии, кнопок, пуговиц.
  • Вылавливаем в воде (в тазике, миске, стакане) маленькие плавающие предметы ситом или ложкой.
  • Набираем воду пипеткой либо клизмой, переливаем в другую емкость.
  • Собираем воду с помощью губки.
  • Комкаем и рвем бумагу.
  • Создаем узоры, используя небольшие камешки, крупную фасоль, макароны, палочки.
  • Игры с прищепками.
  • Подбираем крышку к банкам и бутылочкам. Закручиваем и откручиваем их.


Из подручных средств можно придумать множество занятий для развития крохи

Развитию моторики способствуют игры с крупой. Обязательно организуйте такие занятия. Мусор после игр легко убрать пылесосом.

Творческое

Этот вид развития стимулирует творчество малыша и может включать рисование, конструирование, лепку, создание аппликаций и подобные действия.

Творческие занятия с карапузом 2-летнего возраста могут быть такими:

  • Рисуем круги, линии (они могут быть длинными, короткими, горизонтальными, вертикальными), дорожки.
  • Дорисовываем ниточки к шарикам, стебли цветам, иголки ежику, траву, дождь и другие простые элементы.
  • Рисуем узоры на полотенце либо коврике.
  • Выбираем цвет для рисунка.
  • Рисуем палочкой по снегу, манной крупе или песку.
  • Оставляем на бумаге отпечатки краски, используя губку и штампы.
  • Учимся рисованию красками, используя кисточку.
  • Рисуем пальчиками.
  • Пробуем раскатывать пластилин или тесто, делая колбаски и шарики.
  • Отламываем часть пластилина или теста, чтобы сплющить эти комочки в пальцах или ладонями.
  • Раскатанную колбаску соединяем концами.
  • Лепим комочки пластилина на картон, например, чтобы получились украшения на елке, зернышки для курочки.
  • Учимся размазывать пластилин по бумаге.
  • Оставляем отпечатки на пластилине или тесте, используя разные предметы.
  • Режем тесто ножиком из пластмассы и вырезаем формочками для печенья.
  • Делаем аппликации из рваной или скомканной бумаги, а также из ваты.
  • Выполняем аппликацию объекта, состоящего из двух или трех частей, например, гриба, дома.
  • Делаем сюжетные аппликации из двух или трех объектов, например, дом, туча и солнце.
  • Используем в играх блоки Дьенеша, конструктор лего, а также палочки Кюизенера. Строим из них дом, мост, забор, гору.


Творческое развитие крохи - это весело!

Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо», которое показано в видео с О. Н. Тепляковой – экспертом по интеллектуальному развитию.

Социальное

Двухлетнему малышу важно общение со сверстниками. Кроха тянется к другим детям и копирует их действия. В социальном развитии малыша также большое значение уделяют приобретению бытовых навыков. Занятия для социального развития 2-летнего ребенка будут такими:

  • Обращаем внимание карапуза на других деток, стараясь пробудить к ним симпатию.
  • Знакомство с другими детьми во время прогулок, предложение поиграть вместе. Так как в данном возрасте детки не умеют еще взаимодействовать в игре, очень важно участие в совместной игре взрослого. Особенно важно учить кроху играть с другими малышами, если вскоре ребенок начнет посещать детский сад.
  • Учим ребенка меняться игрушками.
  • Объясняем, когда нужно жалеть других людей, например, если мальчик упал.
  • Обучаем ребенка мыть руки с использованием мыла, полотенца.
  • Убираем вместе с малышом со стола после еды.
  • Собираем разлитую жидкость губкой.
  • Учим кроху самостоятельно снять одежду, а также надеть ее.
  • Поливаем с ребенком цветы.
  • Вместе убираем игрушки, складывая их на место.


Учите ребенка делиться игрушками, сочувствовать детям

В возрасте двух лет частой проблемой является нежелание ребенка делиться игрушками. Как понять кроху и что делать в этом случае, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Если вы видите агрессию ребенка по отношению к другим детям, посмотрите видео мамы Лары (Ларисы Свиридовой), где она доступно рассказывает о том, как следует действовать в этом случае.

У многих родителей возникает волнение по поводу того, что у ребенка часто забирают игрушки, а он их не отстаивает. Стоит ли волноваться по этому поводу, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

С другой стороны, есть дети, которые ни в коем случае не хотят делиться своими игрушками. В следующем видео Ларисы Свиридовой вы увидете, как правильно поговорить с ребенком и научить его делиться.

Крайне актуальная тема для многих семей – истерика ребенка при неполучении желаемого. Как вести в этой ситуации родителям, смотрите во фрагменте передачи Комаровского.

Примерная программа упражнений на неделю

Составление недельного плана развивающих занятий для крохи помогает решить сразу несколько задач:

  1. Не перегружать ребенка занятиями в целом.
  2. Не повторять одинаковые занятия.
  3. Не упустить какой-либо вид развития.
  4. Не переживать, что ребенок мало развивается и вы что-то упускаете.

Мы предлагаем пример недельного распорядка занятий для развития двухлетнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Бег с препятствиями

Ходьба по нарисованной волнистой линии

Занятие с фитболом

Прыжки по «кочкам»

Игра в «улитку»

Ходьба на руках

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Подбираем предмету тень

Изучаем домашних животных

Сортируем предметы по цвету

Изучаем времена года

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное развитие

Щупаем холодные и теплые предметы

Изучаем материалы на ощупь

Изучаем вкус

Трогаем гладкие и шершавые предметы

Мелкая моторика

Играем с крупой

Пальчиковая гимнастика

Игра со шнуровкой

На прогулке создаем узоры из маленьких камешков

Игра с прищепками

Игры с песком

Игра с наклейками

Музыкальное развитие

Поем с мамой

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Слушаем классическую музыку

Слушаем детские песенки

Речевое развитие

Читаем сказку

Читаем стихи

Кривляемся перед зеркалом

Обсуждаем картинки в книге

Разыгрываем сказку

Задуваем свечи

Совместное чтение с обсуждением прочитанного

Творческое развитие

Рисование красками

Лепка с соленым тестом

Аппликация из рваной бумаги

Социальное развитие

Общение с другими детками

Идем в гости

Прогулка в песочнице

Это лишь примерный план развития малыша в возрасте 2-2,5 лет. Для составления собственного плана важно учесть и умения карапуза, и его темперамент, и интересы ребенка, и ваши цели.

В плане следует отметить обязательные занятия, например, визит к массажисту, посещение кружков, плавание в бассейне. Определите самые важные сферы развития вашего ребенка и запланируйте занятия по ним 5-7 раз в неделю. Обязательно оставьте в плане место для импровизации или самостоятельных игр малыша. Через 1-2 недели вы сможете проанализировать выполнение плана, после чего некоторые занятия убрать или заменить.

  • Помните, что концентрация ребенка на игре в 2-летнем возрасте длится лишь несколько минут, поэтому занятие не должно быть длительным.
  • Обязательно похвалите ребенка, если у него что-то получилось. Это будет стимулом для дальнейших успехов крохи.
  • Нельзя ругать ребенка, если он отказывается заниматься, а также в случаях, когда что-то не получилось.
  • Постарайтесь сделать развивающие игры интересными для малютки. Они должны приносить малышу радость, а не вызывать скуку.
  • Давайте ребенку возможность выполнять задание самостоятельно, даже если это будет очень долго. Кроха не сможет ничему научиться, пока вы будете более активны в игре, чем сам ребенок.


    Получайте удовольствие от игр с малышом

    Уход и режим

    Для развития ребенка двухлетнего возраста немалое значение имеет здоровье крохи, которое поддерживается правильным режимом дня и уходом:

    1. Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно отдыха. Малыши этого возраста спят около 12-13 часов в сутки. У двухлеток есть один дневной сон, который длится 2-2,5 часа.
    2. Утро крохи должно начинаться с умывания и чистки зубов, а также причесывания. Также важно приучить малыша к гигиене, напоминая, что после прогулки и перед едой обязательно следует вымыть руки.
    3. После дневного сна часто проводят процедуры для закаливания, например, обтирание либо обливание ног.
    4. Многие дети к 2-летию уже освоили горшок и используют его по назначению. Чтобы попроситься на горшочек, ребенок произносит слова или делает знак. Некоторые детки подходят к горшку и снимают штаны.
    5. Гулять с ребенком двух лет советуют ежедневно 1-2 раза, так как крохе очень нужен свежий воздух. Одевать малыша следует по погоде, чтобы не допустить перегрева, но и не позволить ребенку замерзнуть.