Как воспитать уважение к. Как воспитать в своих детях уважение к старшим

Основные раскрываемые понятия:
интернационализм,
дружба,
взаимопонимание, содружество, национальное самосознание
ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Дружба народов является важнейшей чертой российского патриотизма.
Братская дружба, взаимная помощь и поддержка помогали нашему народу
выстоять в самых тяжелых испытаниях. Примером тому служит сплочение
нашего народа и всех народов Советского Союза в годы Второй мировой войны.
Представители всех народов нашей Родины стали Героями Советского Союза,
были награждены орденами и медалями.
Российский патриотизм не имеет ничего общего с национализмом и
шовинизмом, он тесно связан с интернационализмом. Гражданин­патриот
России с уважением относится к народам других стран, их культуре, обычаям и
традициям, как и ко взглядам и убеждениям других людей, независимо от их
национальности, расы, атеистических или религиозных воззрений.
Вместе с тем гражданин­патриот России, признавая общечеловеческие
ценности, не должен забывать об интересах своей Родины.
Воспитательные цели:
– воспитание чувства принадлежности к своему народу, пробуждение
интереса к его истории, культуре, традициям и обычаям, к духовным идеалам и
ценностям многонационального народа России;
– формирование чувства национальной гордости, уважения к своеобразию
представителей другой национальности (толерантность), стремления знать
историю, культуру, традиции и обычаи, иерархию духовных ценностей других
народов, умения жить с представителями других этносов в мире и согласии;
– воспитание толерантности по отношению к людям другой национальности
(задачи: учить быть интернационалистами, проявлять нетерпимость к
национальной и расовой неприязни, унижению национального достоинства
человека; учить разбираться в национальных особенностях того или иного
народа, живущего в одной стране, в одном доме);
– вовлечение в процесс возрождения традиций дружбы между народами;
– помощь в овладении наукой взаимодействия в социально значимой
деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ
О б щ е н и е (просвещение)
Возможные темы для общения:
– «Мы не лучше и не хуже других, мы иные»;
– «Золото, золото сердце народное»;
– «Душа неизъяснимая»;
– «Дух наш высокий»;
– «Глубинные черты нашего национального самосознания»;
– «Народы России: нравы, традиции, обычаи, характер»;
– «Духовная сокровищница народа»;
– «Истинные идеалы и ценности нашего народа»;
– «Уроки народной мудрости о дружбе народов»;
– «Кодекс чести нашего народа» (отражение в пословицах и поговорках);
– «Правила, которые не устарели»;
– «Народный этикет»;
– «Наше понимание того, что есть человечность»;
– «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие, сострадание, забота в
представлении народов России»;
– «Сколько разных нас живет в стране по имени Россия?»;
– «Прошлый и современный портреты народов России («Мы не лучше и не
хуже других, мы иные»);
– «Портрет старшего и юного поколения россиян: общее и особенное».
Наши размышления о главном: «Дружба, любовь, милосердие, миролюбие,
сострадание, забота в нашем понимании»; «Умеем ли мы понимать других,
отличных от нас, людей?»; «Дружба: какой она бывает?»; «Умеем ли мы
дружить?»; «Какие мы друзья?»; «Наши друзья: какие они?»; «Как слово наше
отзовется?»; «Наше отношение к грубости, пошлости, цинизму, грязным словам
и безнравственным поступкам по отношению к другим людям».
Практикум «Учимся жить в одной связке с другими людьми».
Вечера актуальных проблем: «Межнациональные конфликты: как их
избежать?»; «Что такое понимающий мир и что нужно для того, чтобы его
построить?».

Составление подборок материалов:
«Азбука народной мудрости о
взаимоотношениях»; «О прекрасном и безобразном в
человеческих
человеческих отношениях».
Д е я т е л ь н о с т ь
Экспедиции: «К истокам нашего самосознания», «К истокам нашей
цивилизации»; «К истокам нашей ментальности», «К истокам народной
мудрости» (народная мудрость о достоинствах и пороках нашего народа, о
взаимоотношениях между людьми; нравственный кодекс чести нашего народа).
Тематические периоды: «В гостях у народов России», «Вместе – дружная
семья».
Школа человечности:
– уроки доброты, красоты, справедливости, миролюбия, милосердия,
толерантности, нравственности и культуры взаимоотношений;
– уроки взаимопонимания (учимся видеть, слышать и понимать друг друга);
– уроки этикета (этикет народов России);
– уроки искусства общения (учимся общаться на высоком уровне красоты
человеческих взаимоотношений);
– уроки прикосновения души к душе (уроки волшебных слов);
– уроки прощения и благодарении;
– уроки конфликтологии;
– уроки дружбы и сотрудничества «Учимся дружить, взаимодействовать друг
с другом».
Движение милосердия «И станем все добрей и человечней».
Разработка и реализация игровых и социально значимых проектов:
«Это волшебное слово – МЫ»; «Строим дружбы мост»; «Свой город Мира мы
построим сами»; «Карусель друзей».
Вечер представителей разных народов России «Мы граждане твои,
Россия».
Акция «Юное поколение выбирает мир, дружбу, сотрудничество между
народами России и всего мира».
Почтамт дружбы.
Эстафета дружбы между народами России «Наша дружба, наше
братство – наше главное богатство».
Викторина «Что мы знаем об истории и культуре народов России?».
Спартакиада народных игр.

Творческие мастерские «На крыльях вдохновения».
Праздник дружбы «Я, ты, он, она – вместе дружная семья».

Проблемные семинары, дискуссии, конференции, гражданские
форумы, конгрессы на темы мира и дружбы между народами, взаимодействия и
сотрудничества в различных сферах жизни, в решении значимых для всех
народов проблем («Сделаем нашу страну страной мира, добра и разума»,
«Народы России: круг наш неделим»).
Школа для взрослых:
– «Воспитание детей в духе уважения к другим народам, людям иной веры,
иной национальности»;
– «Строим понимающий мир, начиная с себя».
З а д а н и я:
1. Разработайте в своих семьях, в общешкольном и классных коллективах
систему морально­этических ценностей, основу которых составляют духовные
ценности нашего народа: истинные идеалы человеческой жизни (идеалы
природные, которыми в своей жизни руководствовались наши предки, наш
народ: добро, правда, истина, красота, свобода, справедливость).
2. Введите в систему своей жизнедеятельности традиции морально­
этического плана: традиции памяти, верности, дружбы, содружества и
сотрудничества, гостеприимства. Разработайте их содержание, наметьте пути
их реализации в конкретных значимых делах.
О т н о ш е н и я
В результате деятельности и общения (просвещения) предполагается
сформировать в детях и подростках отношения, основанные на чувствах
любви и дружбы, чувстве долга: уважение, доверие, милосердие и
сострадание; толерантность,
сопереживание,
содействие, сотрудничество, взаимопомощь.
взаимное понимание,
ПРИЛОЖЕНИЕ
ИЗ ЭНЦИКЛОПЕДИИ НАРОДНОЙ МУДРОСТИ
Пословицы и поговорки раскрывают особенности русского национального
характера – сметливость, ум, терпение, указывают на огромную силу, скрытую в
народе:
Русский не шутит ни с калачом, ни с мечом.

На Руси не все караси, есть и ерши.
Русский терпелив до зачина.
Характерной для русского человека чертой, ярко запечатлевшейся во всех
жанрах народного творчества, является оптимизм, вера в лучшее будущее:
Не все ненастье, будет и ведро.
Взойдет солнце и к нам на двор.
Будет и на нашей улице праздник.
Народная мудрость определяет дружбу и братство между народами как
главное богатство:
Дружба и братство – главное богатство.

Введите e-mail адрес:

Одна из наибольших трудностей, с которыми сталкиваются современные родители – воспитание уважения у детей. Вы не сможете решить эту проблему, просто сказав своему ребенку: «Уважай других людей, это важно». Чтобы развить уважение у ребенка, одних слов недостаточно. Когда мы уважаем кого-то, это значит, что мы ценим его и добры к нему. Когда мы ценим своих друзей, мы любезны с ними. Когда мы ценим своих соседей, мы не разбрасываем мусор во дворе. Хотя иногда бывает трудно четко определить, что такое уважение, следует научить детей уважать себя и окружающих.

Когда вы ждали рождения ребенка, вероятно, вы были очень взволнованы. Вы читали книги и просматривали сайты об уходе за детьми и часами обсуждали, какое имя ему выбрать и какие обои поклеить в детской комнате. Когда ребенок родился, вы, скорее всего, так были заняты уходом за ним, что вам долгое время не приходило в голову прививать ему такие ценности, как уважение к окружающим.

Некоторые родители не придают этому значения до подросткового возраста, когда ребенок переживает бунтарский период. К сожалению, обычно в этом возрасте уже поздно учить ребенка уважению. Прежде чем наступит сложный период в его жизни, позаботьтесь о том, чтобы он понял ценность и важность уважения к окружающим.

Демонстрируйте уважение

Дети лучше всего учатся, подражая другим. С раннего возраста ваш ребенок перенимает ваше поведение. Если вы сами относитесь с уважением к окружающим, ваш ребенок научится поступать так же. И наоборот, если вы разговариваете с другими людьми свысока или игнорируете их мнение, ребенок унаследует такое ваше поведение.

Хотя никто из родителей не идеален, подумайте о том, что ваше поведение говорит о вас. Вы любите спорить? Вы бываете грубы? Вы злы и любите стоять на своем? Или, может быть, вы готовы прийти на помощь окружающим? Вы убираете после себя? Вы не разбрасываете мусор? Есть много способов проявить уважение к окружающим в повседневной жизни, поэтому не избегайте размышлений о том, как вы выглядите в глазах ребенка, какими бы трудными для вас эти размышления ни были.

Говорите с ребенком об уважении

Объясните ребенку, что значит уважать окружающих. Даже в дошкольном возрасте ребенок может это понять. Вы можете начать с самых простых вещей, например, с того, что уважение означает не брать без спросу чужих игрушек и делиться своими. Впоследствии можно объяснить ребенку, почему нужно быть вежливым и добрым по отношению к окружающим.

Когда вы разговариваете с ребенком об уважении, а не просто говорите ему, чтобы он уважительно относился к людям, он чувствует себя более комфортно, ведь так он имеет возможность задавать вам вопросы и узнавать, что же на самом деле означает уважение к окружающим.

Показывайте ребенку примеры уважения из жизни

Убедитесь, что вы показываете ребенку достаточно примеров уважительного отношения к людям. Многие люди думают, что они знают, как уважительно относиться к людям, но на самом деле это не так. Подумайте, знают ли ваши дети, как проявлять уважение. Если нет, обсуждайте с ним примеры из жизни. Вам не нужно ничего придумывать – просто расскажите ему о случаях уважения и неуважения, с которыми вы столкнулись в течение дня. Так дети быстрее научатся уважительному поведению.

Хотя воспитывать ребенка иногда бывает трудно, важно не избегать проблем, а постепенно решать их. Уважение к окружающим – один из таких сложных вопросов. Все родители желают ребенку самого лучшего, поэтому убедитесь, что вы воспитываете в ребенке уважение к окружающим с ранних лет. Это принесет ему большую пользу в будущем.

Как воспитать уважение к матери?Для начала, следует условиться, что уважение вовсе не значит подхалимаж, трусость перед родителем и потакание.Уважение, прежде всего - почитание, забота, благодарность.Итак, какие принципы и факторы помогут взрастить в юных сердцах такое необходимое качество, как уважение к маме? ✔ культурная обстановка в семье («нет» крикам и ругани. Чаще говорите «спасибо» и «пожалуйста». Если делаете замечания, то в тактичной форме).✔ввести грубость и хамство по отношению ко взрослым в разряд тяжких проступков, за которые необходимо наказывать (лишение на просмотр мультфильмов, запрет на прогулку с друзьями).✔ если в семье принято подтрунивать друг над другом, то от такого стиля общения следует отказаться, пока ребенок не дозреет до понимания нюансов.✔избегать в речи жаргона (такой стиль общения ставит вас на одну доску с детьми, что не способствует укреплению авторитета).✔ учить детей называть чужих взрослых на «вы», не встревать во взрослые разговоры (как возможный вариант: если ребенку нужно что-то сказать, а Вы заняты беседой, научите его подходить и класть свою руку на Вашу - так он даст понять, что у него есть информация для Вас. В ответ на его действие, слегка сожмите детскую ладонь - так Вы дадите ему понять, что он будет услышан в скором времени. После чего закончите свою мысль в беседе со взрослым и вступите в диалог с ребенком).✔ изучить опыт воспитания до революции (не смотря на то, что прошло много времени с тех времен, многие приемы педагогики остаются актуальными и ценными). ✔ следить, чтобы небенок был вежлив с няней (если она есть) и педагогами. Не забывать про бабушку и дедушку (потому что именно они, зачастую, берут на себя эти функции).✔ важна слаженность и солидарность в семье (как в «Мушкетерах»: один за всех и все за одного. Держитесь единой линии в воспитании. Соблюдайте единство требований).✔ учить проявлять благодарность (и на собственном примере, в том числе. Все чаще встречаются случаи, когда на вопрос: «Чем тебя недавно радовали родители?», ребенок угрюмо бурчит: «Ничем», играясь, при этом, в новые игрушки и гаджеты. Мамы и папы не ожидают такой реакции и удивляются эгоизму детки. А реакция ребенка понятна: он любое благо воспринимает, как само собой разумеющееся).✔ мальчиков важно сызмальства учить уступать маме место, помогать ей нести пакеты (не тяжелые, если ребенок еще маленький), открывать и держать дверь в подъезд, подавать маме руку.✔ папе следует чаще говорить при детях своей жене что-то хорошее, вместе с ними делать для мамы приятные сюрпризы (можно ввести в правило игру в «Комплименты» внтури семьи: родитель говорит ребенку приятное, а тот, должен сказать что-то приятное в ответ).✔ маме надо больше рассказывать о себе детям: о детстве, школе, друзьях (не редко, дети не знают и не интересуются увлечениями и вкусами мамы. Исправляйте эту ситуацию с помощью игр, например в вопросно-ответной форме: за ужином можно спрашивать о любимых блюдах и продуктах, на прогулке - любимых временах года и местах в городе, и т.д.).✔ воспитывать заботу (попробуйте разыграть сценки: зайчик заболел, а малыш должен за ним ухаживать. Следите за реакцией и действиями ребенка).✔ читать и учить больше хороших стихов и сказок про материнскую любовь.Главное, помните: мир ребенка сокрыт в его маме. Поэтому, его действия - прямая взаимосвязь с действиями его матери. Начните воспитание уважения с собственных примеров.Более полная информация в одноименной статье Татьяны Шишовой.

В гостях у программы “Материнский капитал” Шишова Татьяна Львовна, детский педагог, писатель, общественный деятель.

С.Бакалеева:

Здравствуйте, это программа «Материнский капитал». Программа о самом драгоценном – о семье и детях. У нас в гостях Татьяна Львовна Шишова – писатель, педагог, автор множества книг, последние из которых «Троянский конь в ювенальной юстиции», «Бомба в сахарной глазури», ну, наверняка, вы сами знаете многие ее книги. Здравствуйте, Татьяна Львовна

Т.Л.Шишова:

Здравствуйте!

С.Бакалеева:

Татьяна Львовна, пригласила Вас, чтобы задать такой вопрос: а что правда, что уважение к матери можно каким-то образом воспитать в человеке, или это такая вещь, с которой он рождается?

Т.Л.Шишова:

Нет, конечно, не рождается, хотя любовь такая детско-материнская заложена, конечно, в человеке. Но воспитание, уважение – это задача, которая всегда стояла у самых разных народов и от того, как относятся к материнству, к матери в том или ином обществе зависит и уважение, во многом, конкретных детей к конкретной матери.

С.Бакалеева:

Оно действительно нужно уважение к матери? Ну то есть, мы настолько к этому привыкли, к этой фразе, что уважать маму – это хорошо, правильно, а это действительно нужно самому человеку, для его развития каким-то образом?

Т.Л.Шишова:

Ну, естественно, это нужно и я бы немножко не согласилась, что мы уже привыкли к тому, что, так сказать, мать уважают. Потому что сейчас все чаще и чаще…

С.Бакалеева:

Мы привыкли слышать об этом, что это должно быть.

Т.Л.Шишова:

Мы слышим жалобы родителей, матерей, что дети их не ставят ни в грош. С другой стороны, всячески пропагандируются такие, так называются партнерские отношения с ребенком.

С.Бакалеева:

Родителей с детьми?

Т.Л.Шишова:

Да, ну чтобы мама поддерживала партнерские отношения с ребенком, даже с маленьким. Это даже такая теория, концепция существует.

С.Бакалеева:

А такие партнерские отношения не подразумевают уже уважительных? Как по Вашему опыту, на Вашей практике?

Т.Л.Шишова:

Ну, у взрослых людей, конечно, партнерские отношения могут быть уважительными, но речь же идет о родителях и детях и здесь отношения иерархические. Родитель, он главный, ребенок подчиненный. Родитель несет ответственность за ребенка, а ребенок не отвечает за родителей. Поэтому, если эта иерархия начинает нарушаться, а ребенок очень рано чувствует нарушение иерархии, потому что это в природе человека, в природе самой семьи, структуры семьи, даже у животных есть иерархия в какой-нибудь стае, в семье животные тоже никакого партнерства между взрослыми и детьми, пока они не выросли, нет, конечно. И поэтому, когда, особенно с маленькими детьми, или с подростками нарушается иерархия, то есть родители позволяют детям вести себя так, как будто они… ну равны, скажем, то ребенок очень быстро пытается взять верх, потому что он интуитивно, бессознательно, ощущает это, как родительскую слабость и пытается этим воспользоваться.

С.Бакалеева:

А как это может выглядеть, в Вашей практике, как психолога, такие ситуации, каким образом…

Т.Л.Шишова:

Ну, они выглядят, прежде всего, как непослушание, как такое частое очень противоречие, часто приходят мамы и говорят: «У нас дома, – ну даже с пятилетним ребенком, уж про подростков я молчу, – у нас постоянная война. Что бы я ни сказала, все пятилетний мальчик или девочка воспринимает в штыки», – и приходится тратить очень много энергии, сил на то, чтобы, ну элементарные, так сказать, вещи осуществить, начиная от чистки зубов, одевания, раздевания, приготовления уроков, естественно, если идет ребенок в школу.

С.Бакалеева:

Что Вы говорите такой маме?

Т.Л.Шишова:

Кроме того выражается это, конечно, в грубости, а то и в хамстве, агрессия может быть и словесная и не только словесная. Есть дети, которые бьют своих мам, даже маленькие дети. Поэтому, там очень много возникает сложностей.

С.Бакалеева:

То есть, такое поведение нельзя списать на детскую шалость, если ребенок поднимает руку на маму, на бабушку, на папу?

Т.Л.Шишова:

Конечно, нет, и очень ошибаются те взрослые, которые думают, что ребенку можно это позволять, он вырастет, поймет, что так вести себя нельзя. Они закладывают очень рано ребенку вот такую модель неуважения к близким, к старшим. И тогда нельзя говорить об авторитете, потому что авторитет предполагает уважение. А в таких семьях бывает обычно, когда все хорошо, ребенок доволен, он может быть ласков, он может быть покладист, но как только что-то ему не понравится, вот здесь возникают вспышки агрессии, грубости, непослушания и так далее и тому подобное. И в таком случае о настоящем авторитете, конечно, говорить нельзя. А авторитет родителей, уважение к родителям – это залог, в общем-то, ну, скажем так, во-многом и здоровья ребенка, потому что родитель своей родительской властью ограждает ребенка от очень многих опасностей. Это во-многом залог обучения ребенка, потому что, если ты не уважаешь кого-то, ты от него не принимаешь какие-то знания, только если ты хочешь, если тебе что-то интересно, для чего-то нужно. А если это немножко трудно, или тебе в данный момент хочется чего-то другого, ты без уважения к этому человеку, который тебе пытается что-то дать, или к чему-то тебя призвать, ты не будешь его слушать.

С.Бакалеева:

Получается, что воспитать уважение к родителям – это не наша приходить родительская, не эгоцентризм, а наоборот, это наша обязанность родительская?

Т.Л.Шишова:

Конечно, это очень важная обязанность, потому что, ведь есть же заповедь, которую Бог дал: «Почитай отца и матерь свою и долголетен будешь ты на земле» – это единственная заповедь, которая как бы показывает некую причинно-следственную связь и… .ну так грубо говоря, выгоду, зачем нужно эту заповедь соблюдать. Другие просто императивные, без объяснений, а здесь связь эта очень наглядная, потому что, действительно, когда дети не уважают, не почитают родителей, они их не слушаются и у них гораздо выше риск, ну даже для физической жизни попасть в какую-то переделку, опасность, ну а духовная жизнь, просто это нарушение заповеди, это смертный грех, это очень страшная вещь. И родители для того, чтобы уберечь детей от этой опасности, особенно, пока дети еще в их попечении, они обязаны воспитывать уважение, конечно.

С.Бакалеева:

Но, ведь возникает соблазн тогда, и спросить ребенка: «Ну что же ты не почитаешь отца и мать, ведь написано, а ты не соблюдаешь заповедь?», – так это, или мы должны приложить какие-то усилия, вот скажем, той маме, которая, условно говоря, пришла к Вам и жалуется на войну непрекращающуюся у нее дома, что бы Вы посоветовали? С чего начать?

Т.Л.Шишова:

Ну, понимаете, конечно, родители должны вести себя таким образом, чтобы их можно было уважать, с одной стороны. С другой стороны, эта заповедь не предполагает никаких условий, вот я хочу на этом остановиться, это очень важно. Потому что очень часто, ну те, кто не хотят соблюдать в частности эту заповедь, они выдвигают какие-то аргументы, ну не дети маленькие, дети маленькие понятно, что…

С.Бакалеева:

То есть взрослые родители уже о своих родителях, да?

Т.Л.Шишова:

С.Бакалеева:

Т.Л.Шишова:

Конечно, и очень такой есть соблазнительный мотив, что пусть он будет достоин уважения, тогда я его буду уважать. Но Господь дал нам это без всяких условий, потому что… мы не знаем почему, Он не обосновал это, но, например, мне кажется, что какой бы ни была мать, каким бы ни был отец, но они дали ребенку то, что не может дать никто больше, они дали ему жизнь. Жизнь и возможность спасения, при условии, что уже ребенок будет жить достойно, так, как положено. Но никто другой, самый лучший, самый прекрасный человек в жизни, дать этому человеку не мог. И поэтому то, что как-то люди об этом часто не думают, забывают, или даже если, как-то им сказать об этом, они могут даже отмахнуться и сказать: «Ну да, да, я понимаю, но вот, мне то-то не сделали, меня тогда-то обидели и так далее», – это говорит о том, что очень сильно сменились у нас уже критерии, ценности и в принципе сама жизнь, она уже в значительной степени обесценена. Ну, это такая достаточно большая философская тема, тут мы выйдем и на проблему абортов, потому что очень трудно ценить жизнь в том обществе, где сами матери и отцы лишают жизни своих детей, а государство это позволяет, потому что такие законы принимает. Поэтому, так сказать, тут все не так просто. Но, уважение к родителям, конечно, должно быть безальтернативным. Хотя, естественно, очень важно, чтобы мама, например, вела себя так, чтобы она была достойна уважения. Это важно, ну просто, чтобы ребенку легче было.

С.Бакалеева:

То есть, с одной стороны нужно уважать своих родителей, без всяких условий. И с другой стороны, думая о своих детях, стараться все-таки соблюдать некие условия, чтобы…

Т.Л.Шишова:

Конечно, потому что очень часто ведь люди себе позволяют какие-то слабости.

С.Бакалеева:

То есть, не забывать, что ежеминутно мы некий такой образ матери перед ребенком являем?

Т.Л.Шишова:

Конечно…

С.Бакалеева:

Какими бы уставшими мы ни были, замотанными, раздраженными, мы всегда образ матери.

Т.Л.Шишова:

Конечно, это надо помнить, надо, ну понимать, что на матери, ну сейчас поскольку мы говорим о матери, лежит очень большая ответственность. Люди, особенно в молодом возрасте, поскольку много еще эгоизма, еще не так много каких-то скорбей, опыта, они… молодые мамы часто думают больше о себе, о своих переживаниях, чем о том, как это воспринимается ребенком. А дети, они, опять-таки, бессознательно, это не значит, что ребенок все время ходит и решает эти вопросы, но они очень часто решают вопрос, кто прав, кто виноват, хорошо – плохо, и поэтому, особенно маленький ребенок, для него должно быть очень четко все, четко и понятно.

С.Бакалеева:

Что в нашем поведении обыденном домашнем, нашем, я имею в виду нас матерей, нас отцов, нас родителей, ну больше всего, скажем так, влияет на формирования этого образа родителя? На что больше всего обратить внимание?

Т.Л.Шишова:

Ну, прежде всего, поведение должно быть нравственным – это очень важно. Дети чувствуют и фальшь, чувствуют и ложь. Ну, вот, к примеру, мама… какие-то у нее там мотивы, но она обманывает, и ребенок это видит. Вот, например, да. Или, предположим, мама начинает ссориться со своими родителями, или что-то о них плохое говорит, ребенок это слышит. Мама срывается, кричит на мужа своего, для нее он в этот момент может быть раздражающий фактор, может быть, у нее накопилось это раздражение уже, может быть, она даже уже не думает, что она его любит, или вообще разлюбила, а для ребенка – это же отец. И поэтому, очень много вот таких обстоятельств, которые важно воспринимать не только со своей точки зрения, потому что человек склонен себя оправдывать, ему часто кажется, что раз я так думаю, я так считаю, значит, это и есть правильно. А стараться немножко дистанцироваться и посмотреть на происходящее глазами ребенка, как он это воспринимает и как он будет это воспринимать впоследствии, что он будет думать. Потому что, конечно, с годами тоже он многие вещи может переоценить, переосмыслить.

С.Бакалеева:

Спасибо, Татьяна Львовна. У нас в гостях была Татьяна Львовна Шишова, известный писатель, педагог. Мы говорили о том, как воспитать уважение к матери. Оказывается, прежде всего надо научиться самим уважать своих родителей. Ну и во вторую очередь дать пример, чтобы и нас могли уважать наши дети. Всего хорошего, до свидания!

«При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

К сожалению, неуважение подростков ко взрослым - достаточно частая картина. И это не обязательно открытое хамство: просто игнорируют обращенные к ним слова, демонстрируют свое превосходство в умении пользоваться гаджетами и так далее.

Так как же заложить в детях уважение ко взрослым?

Возможно ли донести это до сознания подростка, если время в детстве уже упущено?

И надо ли требовать уважать ВСЕХ взрослых, ведь мы прекрасно знаем примеры, когда взрослый человек ведет себя недостойно?

Уважать ребёнка трудно: он неуклюж, растяпист, доставляет массу неприятных моментов. И чем старше он становится, тем труднее с ним. "Маленькие дети - маленькие проблемы. Большие дети - большие проблемы".

Родители могут показать модель поведения детей в обществе старших и взрослых людей. В семье, где почитают семейные, родословные традиции и обычаи, где чтут память доблестных национальных героев, дети впитывают в себя культуру и наследие своего народа! В таких семьях дети вырастают внимательными, воспитанными, у них никогда не возникает желание противоречить, а тем более дерзить взрослым! Примерами таких народов, у которых уважение к старшим передается с молоком матери, является Грузия, Армения, Казахстан и страны Средней Азии, и многие другие.

Необходимо взрослым быть чуткими и отзывчивыми к проблемам подрастающего поколения. Разговаривать с детьми следует ровным спокойным голосом, без окриков и тем более ора! Дети во всем подражают тем, кто их окружает. Таким образом они научаются вести себя в обществе.

У многих народов есть поверие: если хотите узнать, как вы выглядите со стороны, посмотрите на поведение своих детей и послушайте, о чем и как говорят дети! После подумайте и примите правильные меры по исправлению своего поведения. А ребенок, глядя на вас, сам переменится!

Дети - это наше все! Наше настоящее и будущее! От нас, взрослых, зависит - какими они будут, когда вырастут!

Не существует никакого переходного бунтарского подросткового возраста, если в семье царит понимание и уважение ко всем членам семьи и к нему в том числе. Это миф! Подросток противится только несправедливости и пренебрежению к нему самому и к его возрасту! В подростковой периодизации говорится только о его пубертатном созревания и определении себя как личности!

Я призываю видеть в наших детях любого возраста наших будущих профессионалов своих дел, наших летчиков и космонавтов, воспитателей и учителей, врачей и психологов . А главное просто хороших людей! И дети нам ответят тем же, когда мы уже не сможем быть полезными обществу. Они нас никогда не бросят, если сейчас мы проявим к ним уважение и самый лучший интерес! Ведь самые лучшие - это наши дети!

Ну, что сразу подросток , опять подросток? Да, он дерзок, демонстративен и хамоват. Проверяет мир на прочность, границы дозволенного и свое место в мире. При этом он требует взрослых прав и свобод при сохранении детской позиции по части ответственности и защищенности.

И взрослые часто вынуждены соглашаться с этим. Потому что на детей законы взрослого мира не распространяются. Чтобы отвечать за свои поступки, подростку нужно совершить серьезное правонарушение.

Много ли прав у школы, у учителя? Нет.
У взрослых вокруг? Тем более нет.
Право воздействовать есть у родителей, которые и несут отвественность за своего ребенка. Но они боятся. Да, боятся.

Говорить по-взрослому со своим сыном или дочерью - это быть готовым услышать о своих ошибках и упущениях.

Это быть готовым что-то менять в привычной жизни, тратить силы и время.

Это признавать свое незнание и непонимание чего-то нового в мире, о чем ваш ребенок имеет представление, а вы - нет.

Это передоговариваться и пододвигаться по поводу власти.

Это показывать ему свои сомнения, иногда бессилие перед сложностью жизненных проблем.

И еще неуверенность в своих действиях, подкрепляемая бесконечным потоком ужасных историй, транслируемых СМИ. Сплошное "как бы чего не вышло". Вдруг он в ответ на ограничения или наказание уйдет из дома, свяжется с плохой компанией или вообще покончит с собой?

Родители молчат: как-нибудь хамоватость и наглость израстут сами собой со временем. Бездействием они подтверждают, что за все годы до его 13-14-15-16-летия не смогли привить ему никаких морально-нравственных качеств, нужных для благополучия и успешности в социуме.

Они настолько сомневаются в своем ребенке и в себе как воспитателях, что не дают отпор ничему. А вседозволенность - не лучший друг ребенку.

Да, конечно, в каждой семье свои устои и свои методы воспитания. Но жестко показать ребенку короткий и четкий список неприемлемого в вашей семье - одна из главных задач родителей.

Например, что хлопнувший дверью и без разрешения не ночевавший дома найдет эту дверь закрытой, когда захочет вернуться. Что тот, кто оскорбляет бабушку, больше не садится с нами за один стол и не включается в общие беседы.

Возможно, позиция и жесткая. Но как иначе подростку взрослеть и реально чувствовать себя взрослым, а значит - правым, неправым, с поступками, которые заметили и оценили. Иногда - вот так. Но чаще все же - с хорошими взрослыми поступками, с решениями, с которыми родители согласились.

Как воспитать в своих детях уважение к взрослым?

Во-первых, самим уважать взрослых (если мы говорим об этой категории) людей, ну, или принимать их такими, какие они есть. Скажете, что, мол, ах, как это банально... На самом деле это просто, но так оно и есть.

Если вы сами не научены уважать взрослых, то, соответственно, научить своего ребенка делать то, что сами делать не умеете... невозможно! Если вас раздражают пожилые люди, вам в тягость общение с ними, вас страшит то, что через какое-то время вы станете тоже пожилым человеком (взрослым вы уже являетесь!), то ваше отношение вашими детьми...копируется.

Во-вторых (а может, кстати, и в-первых!), уважать своих детей! Тогда ребенок растет личностью, человеком, с мнением которого считаются, которого любят и уважают. Независимо от того, проливает ли он на себя борщ, получает "пары" по математике, теряет вещи, получает нагоняи от учителей, влюбляется "не в тех", выбирает учебное учреждение вопреки мечтам мамы и прочее...

Когда члены рода уважают, принимают без критики и упреков друг друга, то и младшее поколение учится строить отношения подобным образом!

"Надо ли требовать уважать ВСЕХ взрослых"? Ну, слово НАДО да ещё в сочетании со словом ТРЕБОВАТЬ... важно употреблять пореже! Насилие вызывает естественное противодействие. Ребенок (и не только) будет всеми ему известными способами отстаивать свои взгляды на ситуацию. У него есть свои причины не уважать, например, весьма уважаемого Вами человека.

Уважение к людям — важный личный принцип социальной работы, который предполагает, что все люди заслуживают уважения. Согласно этому принципу нельзя лишать человека уважения из-за его роли в обществе или черт характера
(из Википедии).

Важно "примерять" на себя те ощущения и чувства, которые может испытывать человек, к которому относятся неуважительно... Представьте, что вам, подростку , кто-то говорит: "Ну, ты отстойный, ты пользоваться гаджетами не умеешь, как я, ты как птеродактиль неотёсанный!". Неприятно, вероятно:) Вот и другим неприятно!

Научить уже сформировавшуюся личность уважать взрослых.. Не знаю... Задача - очень сложная, практически невыполнимая. Кроме тех случаев, когда сам человек осознает или начинает чувствовать необходимость для себя -поменять своё отношения к окружающим... Ведь как мы к миру - так и мир к нам. Баланс!

Что такое уважение?

Для того, чтобы найти определение, которое мне больше всего по душе, я изрядно покопался в соответствующей литературе. Больше мне понравилось определение из книги Кэрола Ойстера «Эффективная работа с людьми (социальная психология групп)». Он дает такое определение:

Уважение - это один из типов лидерства, выявленный в ходе исследования в Университете Штата Огайо. Этот стиль характеризуется тем, что лидер рассматривает каждого из участников группы как личность со своими чувствами .

Я бы переформулировал так: «Уважение - это черта характера, которая проявляется тем, что человек рассматривает других людей как личность со своими чувствами».

А что же скажут на это философы?

По Канту, «уважение устанавливает норму человеческих отношений, даже в большей мере, чем симпатия. Только на основе уважения может появиться взаимопонимание» .

С этой стороны, я бы выделил взаимопонимание.

Надо уважать всякого человека, какой бы он ни был жалкий и смешной
(А. Шопенгауэр)

Это выражение, к примеру, мне подходит целиком.

Трудно любить человека, которого совсем не уважаем
(Ларошфуко)

Это выражение поможет мне сформулировать свое определение.

Так же мне близки, для термина, размышления Ницше о человеке и сверхчеловеке.

Человеком он считает того, кто в своих мыслях, чувствах, поступках, желаниях, действиях сообразуется с существующими правилами, ценностями, наставлениями, моралью, требованиями авторитетов, которые зачастую выступают против природы человека, против его сути, а сверхчеловеком он считает такого человека, который живет в соответствии с требованиями своей природы .

Для себя в термин уважение вкладываю и человеческие качества, и сверхчеловеческие в данном понимании этого слова.

Также добавлю, как только я прочитал название круглого стола, у меня стали крутиться мысли: «уважение, что же это такое?». И в размышлениях неизбежно сталкивался с понятием внутренних границ личности, тесной взаимосвязи двух этих понятий - уважение и граница - и их взаимовлияния.

Для меня уважение - это черта характера, обусловленная соблюдением границ другого человека (и своих в том числе), как личности со своими чувствами, собственным мнением и своими намерениями. Какой бы человек ни был смешной или жалкий, настойчивый или грубый. Под границами я понимаю то, как учитываются существующие правила, ценности, наставления, мораль и требования, принятые у этого человека в данном обществе, данной стране и этом городе. При этом не упуская из виду собственные потребности.

Если кратко, уважение - это умение соблюдать чужие границы не в ущерб своим .

Пример с ребенком.
Если в Японии принято до 5 лет обращаться с ребенком «как с королем», в 5-15 лет «как с рабом», с 15 лет «как с равным», то я буду придерживаться их правил и нравов, когда буду у них в гостях. До 5 лет они могут хоть драть волосы, и японец ничего не сделает с малышом. Это их религия , это их нравы.

И как вы думаете, что будет, если я буду лезть со своим воспитанием в их семью? В лучшем случае - меня не поймут, в худшем - меня посадят или того хуже…

То же самое касается и наших детей - мы прививаем свою модель семьи (или пишем им сценарий - подробнее см. мою статью ), ту, которая привита нам с детства. И если в нашей семье не было принято уважать себя и других, в том понимании, которое я вкладываю выше, то тут один вариант - начать с себя.

Изучить наши нравы, религию, обычаи. Наши - то есть характерные для территории проживания и обитания - района, города, страны. Учитывать разницу «привычного» в моей семье и семье соседа, в детском саду, в конкретной школе и т.д. Нравы и обычаи времени - какими пользуются сейчас гаджетами и как сейчас занимаются поиском информации, например, учиться быстро печатать, совершенствовать пользовательские навыки в работе с компьютером, планшетом, бытовой техникой. Этим самым расти самому и быть примером будущему поколению, быть ближе к молодежи, иметь возможность общаться на одном языке и учиться друг у друга.

Как заложить уважение ко взрослым?

Я так понимаю, что здесь имеется ввиду, как воспитать в наших детях уважение к другим. А воспитание заканчивается к 5 годам, далее, на мой взгляд, уже необходимо переходить на управление.

Мне близка стратегия М.Е. Литвака, и её придерживаюсь как базовым правилам в воспитании своих детей. Эта формула звучит просто: «не воспитывать, а выращивать: из огурца - огурец, из помидора - помидор, а не наоборот» .

И если у родителей нет уважения к самому себе и к окружающему миру, откуда ему взяться у ребенка? Соответственно, если уважение есть, ребенок будет расти и впитывать его, и напрягаться тут не надо. Но если вдруг заметили, что уважения нет, то начинайте с себя, а не дергайте ребенка. Будет обратный эффект.

Например, родители курят, но говорят своему чаду: «курить плохо». Что, вы думаете, творится у него в голове? Совершенно верно, он думает, «раз сейчас нельзя, вырасту, как мама и папа, тогда будет можно». И как ни уговаривай, подсознательно это будет в голове. Так что вывод - если не заложено в нас, то закладывать и подавать пример. Если у родителей есть уважение к себе и другим, напрягаться не стоит - ребенок сам его впитает, «как губка».

Возможно ли донести до сознания подростка, если время уже упущено?

Да, тут уже сложнее. Двойная работа должна происходить. С одной стороны, нужно воспитывать уважение в себе, с другой - каким-то образом сделать так, чтобы ребенок «впитал это уважение». Силой, особенно подростку, на мой взгляд, бесполезно доносить, чтобы он уважал вас и других людей. Тут должна быть стратегическая задача. Я поделюсь своим опытом. Небольшие правила как это сделать:

  1. Говорить «от себя» (подробнее смотрите в конце моей статьи - Я-высказывания). Например: «Когда ты меня игнорируешь, мне неприятно. Я понимаю, что тебе может быть некомфортно, но от этого будет только нарастать напряжение между нами. Если будешь готов, подойди, мы с тобой это обсудим».
  2. Делать предложение один раз и говорить о своей готовности в любой момент выслушать . Ожидание может продлиться несколько часов, а то и дней. Но если придерживаться этого правила, то механизм закрепится и будет проходить более быстро в следующий раз.
  3. Если вы сами находитесь в напряжении, сначала разбираться со своими «заморочками» , затем уже высказывать свое недовольство подростку . В иной ситуации может получиться так, что сын «заработал» на 5 рублей, а отец поругал на 10 рублей, потому что был конфликт с начальником и он не выразил свои эмоции.
  4. Находиться больше в местах, где прививается уважение , культура: например, музеи, парки, театры. Каждому подходит свое. И делать это не так, что «я купил билеты в цирк, завтра идем». А сходить самому и рассказать с увлечением - «какой был спектакль, там так и так, а как играли актеры» - и добавить: «кстати, если хочешь, мы можем в следующий раз вместе сходить». И более ничего. На этом забыть и ждать.

Нужно ли уважать всех взрослых вообще?

Смотря что понимать под уважением? Если под уважением понимать: уступить место в трамвае пожилому, помочь молодой маме вынести коляску из автобуса, спокойно вести себя на занятии, когда преподаватель ведет урок, вести себя дома по обычаям семьи - это то, о чем я писал выше.

И я не зря дал свое понимание уважения в начале статьи. Я понимаю уважение как некий баланс между уважением границ другого человека и без ущерба своим границам.

Например, в том же автобусе некоторые люди начинают хамить, преждевременно обобщая, мол, «уважать надо любого старшего, без оговорок, чтобы он ни делал». К примеру, пожилой мужчина говорит: «Вот хам, сидит и не уступает место, а ну-ка быстро встал!», а подросток на самом деле еще даже не успел увидеть его. В этом случае, на мой взгляд, на первое место выходят границы подростка. Да, возможно, он уступит место, но и праведным будет возмущение в адрес «старшего по возрасту», так как он нарушил его рамки приличия и нахамил.

Выводы.
Я постарался затронуть все 3 вопроса повестки дня круглого стола. И показал, как я понимаю процесс прививания ребенку уважения к себе и миру. Вместе с тем, это мое личное мнение, и я могу ошибаться.

Когда неуважение к старшим, в частности, к родителям, проявляют дети из неблагополучных семей, то со стороны причины очевидны: «яблочко от яблони недалеко падает».

Гораздо больше непонимания вызывают ситуации, когда у матерей и отцов, буквально боготворившей своих родителей, вырастают дети, которые ведут себя с ними просто отвратительно. Вот именно про них я и хочу сегодня написать.

Мне как психологу часто приходиться работать с клиентами, являвшимися «золушками» в своей семье . И не потому, что они росли с отчимом или мачехой (хотя и такое нередко), а потому что чувствовали себя номером два в своей семье по сравнению с братом или сестрой. При этом чувство своей второсортности для родителей во многом существовало лишь в восприятии ребёнка. Родители же чаще всего любят всех своих детей, не деля их на 1, 2, 3 и так далее, просто выражается их любовь по-разному и старшие дети зачастую используются как помощники по уходу за младшими.

В общем, мысль, которую я хочу донести, заключается в том, что родительское балование, избавление от труда является не благом, а страшной карой для ребенка и его родителей. С чем связано то, что избалованные дети редко доходят до психолога ? А с тем, что у них все другие плохие, а они всегда ни за что не ответственны. Вот, к примеру, сын выгнал родителей с собственным ребенком из 3-х комнатной квартиры в однушку - ну, так ему же нужнее больше пространства для жизни с новой пассией. О каком уважении к страшим тут вообще может идти речь.

Что же делать тем, кто оказался в ситуации родителей ребенка, который, образно говоря, вытирает об них ноги? Примерно то же, что рекомендуют созависимым людям - перестать спасать.

Ваша дочь не хочет учиться в университете? Позвольте ей делать то, что она хочет, но при этом прекратите ей помогать. Ведь тем, что Вы пытаетесь сподвигнуть свою уже взрослую дочь на что-то, Вы проявляете пример неуважения к себе самой. Перестаньте унижаться, и почувствуете себя отдельной личностью, занятой своими делами, живущей жизнью, полной собственных интересов. Лучшее, что Вы можете сделать в подобной ситуации - это дать возможность Вашему повзрослевшему ребенку учиться на своих ошибках.

Для избалованного человека существуют только его права, а все остальные бесправны и должны ему по определению. Именно отсюда и исходит неуважение к окружающим. Продолжая нести чрезмерную ответственность за детей, мы, родители, сами создаем себе почву для неуважения нас нашими детьми. Про то, что, беря на себя чужую ответственность, человек теряет возможность отвечать за самого себя, я подробнее здесь писать не буду, поскольку это тема заслуживает отдельного разговора.

Как же быть родителям, чтобы их дети испытывали к ним уважение?

Перестаньте делать для детей всё то, что ущемляет Ваши интересы, всё то, что Вы делаете для их якобы блага во вред себе. Не забывайте о самих себе!

Это так просто и так сложно одновременно, и это так нужно и Вам, и Вашему ребёнку, какого бы возраста он ни был. Помните, что если Вам сложно нащупать свой счастливый жизненный путь, то у Вас всегда есть возможность обратиться к проводникам, разбирающимся в разных маршрутах на карте жизни - к психологам.

Первое ,
что стоит понять и принять: ребёнок всегда демонстрирует то, что вложили в него родители. А это значит, что, когда мы требуем уважения (хотя его не требуют - его дарят, как любое другое отношение), родителям стоит понаблюдать за собой, как они проявляют уважение, и не только к старшим, а к тому же подростку. Стучатся ли они в дверь, когда хотят зайти к нему в комнату, спрашивают ли его готовность к диалогу, когда хотят поговорить.

Очень часто родители желают проявления определенных качеств у подростка , но не всегда сами это качество активно демонстрируют. А всё начинается именно с родителя.

Второе ,
это прояснить в диалоге на равных, что есть уважение для взрослого и для подростка? В чём значимость этого отношения? То есть когда родитель не с позиции сверху обучает, а именно исследует вместе с подростком.

Третье ,
делиться своими чувствами и желаниями , быть искренним, используя волшебное "Я -сообщение". Например, "я очень радуюсь и горжусь тобой, когда вижу, как уважительно ты повел себя по отношению к...".

Чтобы что-то взять, это сначала надо дать!
Давайте уважение подростку , он начнёт делиться им с окружающими!