Как выплачивается компенсация за детский сад. Нормативно-правовые документы по родительской оплате за детский сад

Компенсация за детский сад – важное пособие по ряду обстоятельств. Как и где ее получить, а также о ее размере в 2019 году и будет написана данная статья. Большинство российских молодых мам часто сталкиваются с трудностями при устройстве детей в какой-либо детский сад по причине нехватки мест в них. В этих случаях матерям необходимо сидеть вместе со своими детьми дома, не выходя на работу, даже при условии наличия возможности использовать услуги няни. Опять же, это повлечет потерю части семейного бюджета. Для изменения хоть в какой-то мере сложившейся ситуации и материальной помощи молодым родителям, Госдума в 2012 году приняла закон о денежной компенсации родителям, чьих детей не удалось устроить в детские садики в связи с причиной длинной очереди.

Как и где получить денежную компенсацию по детском саду в 2019 году?

Для получения денежной компенсации семья, которая имеет ребенка, который не получил места в детском саду из-за нехватки там мест, должна обратиться в РУСЗН вместе с комплектом нужных документов.

Список документов, которые нужны для получения денежной компенсации (вам понадобятся как оригиналы, так и копии):

  1. заявление для предоставления компенсации;
  2. паспорт заявляющего лица;
  3. ксерокопия банковского счета заявителя;
  4. свидетельство о рождении ребенка;
  5. справка с места жительства о составе семьи;
  6. справка из ДДОУ, подтверждающая нахождение ребенка в очереди, подтверждающая его непосещение по причине отсутствия мест в саду;
  7. трудовая книжка или приказ о декретном отпуске с места работы мамы;
  8. медицинский полис ребенка и мамы.

Данное пособие будет выплачиваться всем мамам, которые не работают, а также тем, кто находится в декретном отпуске, еще студенткам, обучающимся на заочной форме. Согласно данным 2019 года, денежная компенсация выплачивается в размере 5300 рублей.

Напомним, что после наступления полуторогодовалого возраста ребенка, его родителям больше не выплачивается за ним. Также появляется у мамы необходимость в возвращении к работе. Однако, отдать в детский сад ребенка далеко не всегда получается, в связи с острой нехваткой мест в данных заведениях. Такая тенденция наблюдается по всей стране.

В связи с этим Госдума рассматривала закон еще в предыдущем году, точнее, поправки к закону, из которых прошла лишь одна. Одна денежная выплата, которая перешла из предыдущего закона, является компенсацией, выплачиваемой в виде денежной поддержки, для воспитания и образования детей, которые посещают дошкольные учебные заведения. Определение конкретного размера подобной компенсации регламентируется администрацией каждого субъекта России. Законодательством были очерчены минимальные границы данной поддержки:

  • не меньше одной пятой от среднего значения заработной платы родителей за присмотр и уход за их детьми в муниципальных и государственных образовательных учреждениях, которые находятся на территории субъекта РФ. Это касается первого ребенка.
  • Многодетным семьям: не меньше половины заработной платы за второго и не меньше 70 % зарплаты – за третьего ребенка.

Так, с 1 января 2013 года родители уже получают согласно закону минимальную государственную поддержку в размере одной пятой затрат на содержание ребенка, 50% — за второго, 70% — за третьего.

Рассмотрим ситуацию на примере многодетной семьи, когда плата за детсад составляет 5000 рублей за месяц. Если в семье в детский сад ходят трое детей, то компенсация этой семьи будет следующая: за первого ребенка, согласно расчетам, они получат назад 1000 рублей; за второго – уже 2500, а за третьего – все 3500. В результате данных выплат семья получит в общей сложности 7000 от детского сада за месяц.

Дополнительной мерой в части субъектах РФ есть компенсации непредставленный малышу детский сад. Размер их варьируется, завися от величины бюджета региона. Так или иначе, за данной компенсацией семье нужно обратиться в местные органы соцзащиты. Однако возникает следующая проблема: в некоторых областях данные органы и не слышали о данной программе. В этом случае семья должна уже обращаться к Департаменту образования, в котором уже должны знать о решениях властей по данному вопросу.

Средний размер выплат (компенсации) по непредставлению малышу места в детсаду после достижения им возраста в полтора года выступает 5000 рублей, который выплачивается ежемесячно до тех пор, пока место в детском саду не появится. После того, как ребенку исполнится три года, такие выплаты прекращаются. Здесь уже не будет важно, определили ребенка в детский сад или еще нет. На данные выплаты могут претендовать и работающие женщины, и неработающие, которые не имеют возможности выйти на работу по причине отсутствия мест для ребенка в детском саду. В число лиц, кому можно получать пособия, входят и студенты.

Молодые мамы также вправе возвращать подоходный налог в 13%, рассчитанного от суммы, которая была потрачена на обучение в муниципальном или частном саду.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

Согласно предоставленным данным, уже приняли решение о выплате таких компенсаций за детский сад было принято в некоторых городах РФ: Киров, Красноярский край, Пермь, Архангельск, Самара, Липецк, Ямало-Ненецкий Автономный округ, Томск, Ярославль, Смоленская область, Пермский край, Ханты-Мансийск.

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена , а проблема остается катастрофически актуальной - прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья , которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение .

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области - 40%.

В связи с этим 11 февраля 2015 года в Госдуму даже был внесен законопроект № 719641-6 , предлагающий ограничить размер ежегодного повышения родительской платы за посещение детьми ДОУ до уровня текущей инфляции в соответствии с официальными данными Росстата.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации ».

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты - на первого ребенка в семье;
  • 50% - на второго;
  • 70% - на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется , . А в компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере - 30%, на второго и последующих - 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Компенсации перечисляются на банковский счет (сберкнижку или карту) родителя , который внес оплату за детский сад, ежемесячно до определенной даты, установленной региональным законом. Невозможно внесение оплаты за детсад родителями с одновременным вычетом компенсации, то есть сначала надо заплатить (причем вовремя) полную сумму, а потом получить положенное возмещение.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее - при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявление подается в образовательную организацию, в которую был принят ребенок, на имя его руководителя. После приема оно регистрируется в журнале лиц, обратившихся за компенсацией оплаты.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Выплаты компенсации за детский сад производятся исходя из средств, предусмотренных для этих целей региональными и местными бюджетами .

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) - на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) - на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб. , что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников , проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед . Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с , имеют такую возможность.

Вопрос о том, что делать с ребенком, если его не с кем оставлять дома, а места в детском саду нет и матери необходимо выходить на работу, на федеральном законодательном уровне до сих пор в должной мере не урегулирован и является очень болезненным для родителей.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5 , который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5 , который предусматривал изменения в закон «Об образовании» , действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 .

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной - в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

Социально полезный проект закона был отклонен по причине имеющихся в регионах огромных очередей в детские сады и потенциальной невозможности федерального бюджета справиться с возможным наплывом желающих на получение компенсации.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания . Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания» , где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована , устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности - возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре - от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет - 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго - 1500 руб., третьего - 2000 руб.

С разными вариациями аналогичные пособия и компенсация устанавливаются также в Липецке, Ярославле, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском АО, Смоленской области и других регионах.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует . Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе - никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

По отзывам родителей, подобного рода компенсации и пособия очень значимы для семей с детьми. Отсутствие федерального закона-регулятора, который сделал бы подобные выплаты обязательными для любого субъекта РФ, ставит родителей из разных регионов в очень неравное положение.

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств .

Какая именно доля платы компенсируется из бюджета, зависит от того, какой это ребёнок по порядку рождения :

  • 20%, если он один;
  • 50% на второго;
  • 70% на третьего, четвёртого и т.д.

При подсчёте учитываются дети младше:

  • 18 лет;
  • 23 лет, если они учатся на дневном отделении.

Компенсации в 50% даются в ведомственных детсадах Министерства Обороны:

  • родителям-инвалидам;
  • солдатам-срочникам;
  • работникам детских садов;
  • и ликвидаторам Чернобыльской АС.

Если право на компенсацию есть сразу по нескольким причинам, выплачивается только одна из них. Выбирается та, размер которой больше .

Компенсация начисляется только в том случае, если образовательное учреждение получило государственную лицензию.

Регламентирующие законы

  1. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, ч.5 ст.65 .
  2. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 .
  3. Федеральном законе №76-ФЗ , также Приказе Минобороны №555 . Министерство Обороны снизило оплату Приказом №862 , который был издан 24 ноября 2014 года.
  4. №388–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» от 29.12.2015 .

Размер полной оплаты определяется региональными властями . Они же устанавливают дополнительные критерии для семей, определяющие права на получение компенсации.

Какие нужны документы для оформления выплаты

Компенсацию получает родитель, который подписал договор с дошкольным учреждением. Ему нужно написать заявление на имя заведующего ДОУ. А он уже направляет эту информацию в органы образования и соцзащиты. Оформить выплату можно также на портале Госуслуг.

Строгой формы для подачи заявления нет, они отличаются в разных детских садах.

Обязательно указывается такая информация :

  • полное название учреждения;
  • ФИО родителя;
  • и ребёнка;
  • их адрес;
  • просьба о компенсации части родительской платы;
  • количество детей в семье;
  • номер счёта и реквизиты банка для перевода.

К заявлению прилагается перечень документов :

  • паспорт;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • свидетельство о браке (если фамилии разные);
  • справку о составе семьи;
  • другие документы, дающие право на компенсацию;
  • справку из банка с реквизитами.

Деньги не выдаются наличными. Поэтому, если нет счёта в банке, его нужно открыть.

В некоторых регионах компенсацию дают только нуждающимся семьям. Таким образом уменьшается количество претендентов на получение выплаты.

Уровень дохода, который требуется подтвердить, различается в разных регионах РФ .

Но если это требование присутствует, необходимо представить справку о доходах семьи за последние три месяца для получения компенсации за детский сад.

Если право на компенсацию возникает не из-за количества детей, дополнительно понадобятся и другой список документов, например:

  • удостоверение военнослужащего;
  • инвалида;
  • ликвидатора и т.д.

Справка о составе семьи выдаётся на бланке формы 9 . Это выписка из домовой книги, которая показывает:

  • кому выдана;
  • кто ещё прописан в квартире;
  • и какие между ними родственные связи.

Форму 9 выдают в нескольких местах :

  • в паспортном столе ЖЭКа, ТСЖ и т.п.;
  • в отделении миграционной службы;
  • в БТИ;
  • или в местной администрации.

Если график работы этих организаций неудобен, можно обратиться в любой офис МФЦ. Также можно заказать форму через портал госуслуг.

Справка выдаётся бесплатно. С собой нужно иметь паспорт и свидетельство (или выписку из ЕГРН) о собственности на жильё.

Особенности: при обращении в паспортный стол ТСЖ, ЖЭКа и т. д. Подтверждать собственность не нужно, так как эта информация у них есть .

Документ не имеет определённого срока действия, но со временем состав семьи может измениться. Как правило, для компенсации подходит форма 9, которую выписали не больше месяца назад. С этой справки копия не снимается, отдаётся оригинал.

Со всех документов снимаются копии. Заведующий сверяет их с оригиналами и ставит печать детского сада. Оригиналы возвращаются, а копии прикрепляются к заявлению.

Государство компенсирует родителям часть затрат на детский сад, чтобы снизить финансовую нагрузку. Размер компенсации определяется количеством детей и критериями по размеру дохода семьи, различными в субъектах РФ.