Когда ребенок начинает проявлять характер. Характер младенца

Дни Великого Поста - время покаяния не только для взрослых, но и для самых юных прихожан. Вопросы правильной подготовки детей к Исповеди и Причастию волнуют многих мам и пап. Как объяснить маленькому ребенку, что такое Покаяние? Нужно ли помогать детям готовиться к первой Исповеди? Как уберечь регулярно исповедующегося малыша от привыкания к Таинству? В преддверии первой полной Литургии, за которой традиционно ко Кресту и Евангелию устремляется большинство православных христиан, на эти и другие вопросы отвечает настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

Начиная с какого возраста ребёнок должен исповедоваться?

Прежде всего, не надо спешить. Нельзя требовать, чтобы с семи лет все дети подходили к исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи и с более ранних веков. Как, если я не ошибаюсь, писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться). Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка - нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него - видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.

Что необходимо делать родителям перед первой исповедью ребенка?

Думается, что прежде нужно поговорить со священником, которому ребенок будет исповедоваться, предупредить его о том, что это будет первая исповедь, спросить у него советов, которые могут быть разными, в зависимости от практики тех или иных приходов. Но в любом случае важно, чтобы священник знал, что исповедь первая, и сказал, когда лучше прийти, чтобы не было слишком много народу и у него было бы достаточно времени, которое он мог бы уделить ребёнку. Кроме того, сейчас появились разные книги о детской исповеди. Из книги протоиерея Артемия Владимирова можно почерпнуть немало толковых советов о самой первой исповеди. Есть книги по подростковой психологии, например, священника Анатолия Гармаева о переходном возрасте.

Как часто нужно исповедовать ребёнка?

Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, - это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресение или, по крайней мере, часто, что тоже вопрос, правильно ли для ребенка, а потом - с семи лет - их водят тоже чуть ли не каждое воскресение под разрешительную молитву. Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику - то, что батюшка ожидает. Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл. Перечень этот легко восстанавливается. И они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь, забываю молитвы читать - вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят ещё много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз. Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то-то и то-то плохо сделал, «что-то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет; «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно, а положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически без всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому, благословлять их на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться детям нужно как можно более редко. Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и таинство Покаяния надолго, но к детям-то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время - давать им благословение на причастие. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз - в восемь, третий раз - в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой.

Насколько часто надо причащать маленьких детей?

Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь с Господом в Таинстве Причащения. А вот когда дети начнут подрастать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, то очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, довел вас, когда проповедь священника чуть затянулась, подрался с кем-то из сверстников, стоящих тут же на службе, не допускайте его к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. Он только благоговейнее будет к нему относиться. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать. Однако Господь ведь от нас ждет того, что мы можем и должны сделать сами, в том числе и по отношению к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там благодать Божия восполняет. Как говорится в другом церковном таинстве - «немощная врачует, оскудевающая восполняет». Но что ты можешь, делай сам.

Родители должны помогать детям писать записки к исповеди?

Как научить ребенка правильно исповедоваться?

Побуждать своих детей нужно скорее не к тому, как исповедаться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребёнком, если перед ним виноваты. Через наше отношение к Исповеди, так как, когда мы идем причащаться и осознаем свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. И все это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству.

А главным учителем того, как ребёнку каяться, должен быть совершитель этого Таинства - священник. Ведь покаяние - это не только некое внутреннее состояние, но ещё и Таинство церковное. Не случайно исповедь называется Таинством Покаяния. В зависимости от меры духовного взросления ребёнка его надо подводить к первой исповеди. Задача родителей - объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. Они должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то и только то, что мы сами осознаем как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу. А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе и маленьким, о его грехах. И ему естественней говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей. Рассказывать своему ребенку, как ты сам первый раз покаялся, - в этом есть какая-то фальшь и ложное назидательство. Мы ведь не для того каялись, чтобы кому бы то ни было об этом рассказывать. Не менее ложно было бы рассказывать ему о том, как наши близкие через покаяние отошли от тех или иных грехов, ведь это означало бы хотя бы косвенно судить и оценивать те грехи, в которых они пребывали. Поэтому разумнее всего вручить ребёнка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.

Может ли ребёнок сам выбирать, у какого священника исповедоваться?

Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом. И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом. Обретение духовного отцовства - процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду.

А если в результате своего внутреннего духовного поиска ребенок скажет, что его сердце прилепилось к другому приходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нравится - и как поют, и как священник разговаривает, и как люди друг к другу относятся, то мудрые родители-христиане, конечно же, порадуются за этот шаг своего отрока и не будут со страхом или недоверием думать: а поехал ли он на службу, и, собственно, почему он не там, где мы? Нужно препоручать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.

Мне вообще кажется, что иной раз самим родителям важно и полезно своих детей, начиная с какого-то их возраста, посылать в другой приход, чтобы они были не с нами, не на наших глазах, чтобы не возникало этого типичного родительского искушения - боковым зрением проверить, а как там наше чадо, молится ли, не болтает ли, почему его не допустили до Причастия, за какие такие грехи? Может, мы так, косвенно, по разговору с батюшкой поймем? Вот от таких ощущений почти невозможно избавиться, если ребенок ваш рядом с вами в храме. Когда дети маленькие, то родительский досмотр в разумной мере понятен и нужен, когда же они становятся отроками, то, быть может, лучше мужественно пресечь такого рода близость с ними, подальше отойдя от их жизни, умалить себя ради того, чтобы было больше Христа, а меньше тебя.

Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и к богослужениям?

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького. И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное - уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева, которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание. Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой. И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о то, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таинств и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, - чтобы посещение службы и причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на литургию и приобщиться. И, быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы бы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на литургию опаздываем!», а он бы, проснувшись без нас, увидел, что дом-то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители своего ребёнка уже в его сознательном возрасте никогда не должны побуждать к исповеди или причастию. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

На вопросы, которые волнуют всех православных мам и пап, отвечает протоиерей Максим Козлов в книге «Детская исповедь: не навреди!» . Мы выбрали для вас самое актуальное:

- Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и богослужениям?

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького.

И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное - уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева , которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание.

Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой.

И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о том, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками.

Нужно было прийти на Литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таин и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, - чтобы посещение службы и Причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на Литургию и приобщиться.

И быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на Литургию опаздываем!», а он, проснувшись без нас, увидел бы, что дом-то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божия.

Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому Причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами.

Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на Литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители никогда не должны побуждать своего ребенка к Исповеди или Причастию в его уже сознательном возрасте. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.

- Как часто нужно исповедовать ребенка?

Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, - это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресенье или, по крайней мере, часто (правильно ли это для ребенка - тоже вопрос), а потом - с семи лет - их водят тоже чуть ли не каждое воскресенье под разрешительную молитву.

Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику - то, что батюшка ожидает. «Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл…» Перечень этот легко восстанавливается, и они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: «я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь,забываю молитвы читать» - вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят еще много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз.

Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то-то и то-то плохо сделал, «что-то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет: «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно. А если положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически, безо всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому благословлять детей на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться им нужно как можно реже.

Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и Таинство Покаяния надолго, но к детям-то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная, серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время - давать им благословение на Причастие, ввести это не в самодеятельность священника, а в каноническую норму.

Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз - в восемь, третий раз - в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой.


- Один знакомый игумен рассказал мне о том, как однажды к нему на исповедь пришел человек средних лет, который не мог вымолвить ни слова. Он лишь горько плакал и молил Господа о прощении. Батюшка вспоминал: «Я подождал минут пять, а потом покрыл его епитрахилью и прочитал разрешительную молитву. Это была поистине лучшая исповедь, которую мне довелось принять за всю свою жизнь!» В связи с этим вопрос: если основа исповеди - сокрушенное покаяние человека и его искреннее желание коренным образом изменить свою жизнь и себя самого, то какой осознанной исповеди мы можем ожидать и тем более требовать от ребенка?

Для начала - несколько слов по поводу пересказанного Вами случая. Я нисколько не удивлен тому, что слова игумена глубоко врезались в Вашу память, но полагаю и даже абсолютно убежден в том, что если тот же самый человек еженедельно приходил бы в храм, рыдал там и помалкивал, то тот же самый батюшка через какое-то время порекомендовал бы ему для начала сходить к доктору и лишь после этого готовиться к Таинству Исповеди.

Один известный московский проповедник еще в советские времена как-то на Усекновение главы Пророка и Крестителя Господня Иоанна вышел на амвон, долго молчал, насупившись, а потом неожиданно воскликнул: «Родные мои, Предтече головушку отрубили!» - и, прослезившись, скрылся в алтаре. Что ж, раз в жизни и такое возможно, однако если этот священник всякий раз подменял бы проповедь эмоциональными выплесками, то вряд ли достиг бы желаемого результата.

Вот и исповедь как очищение себя горькими слезами возможна либо в том случае, когда грех всерьез обожжет душу, либо когда человек начнет жить настолько глубокой духовной жизнью, что откажется мириться с тем, что окружающие воспринимают как хотя и греховные, но терпимые проявления нашей искаженной природы .

Да что там дети - и мы, взрослые, далеко не всегда переживаем исповедь как метанойю (переосмысление), которая благодатным озарением нисходит на нас, грешных, в лучшем случае несколько раз в жизни. Однако осознание этого прискорбного факта отнюдь не отменяет ни необходимости молитвенного труда, ни благотворности исповеди, понуждающей нас к крайне неприятному, но жизненно необходимому откровению перед давно знакомым человеком, пусть даже и священником. Этот душевный труд также очень важен! Без него, скорее всего, не состоится и то омытие слезами, которое каждый из нас мечтает когда-нибудь пережить. Здесь, как в спорте: лишь упорная, каждодневная тренировка духовных мышц позволит нам надеяться на настоящий качественный прорыв.

К сожалению, рассуждая о религиозном воспитании детей, многие из нас начинают руководствоваться ложной, лукавой логикой: дескать, не стоит на них давить, вырастут и сами определятся в жизни, а сейчас - лишь бы не отпугнуть. Если в минувшие годы родители, лишенные в детстве радости церковного общения, излишне пичкали своих отпрысков «твердой» пищей духовной, которая порой вызывала стойкую изжогу и неприятие, то теперь маятник резко качнулся в противоположную сторону, обозначив очередной перекос.

Но воспитывать-то своих детей нужно, этой обязанности с нас никто не снимал! Если ты не приучишь их ходить в храм хотя бы по воскресеньям и праздникам, если не будут они с малых лет поститься, пусть и не строго, пусть по-детски, то когда же им начинать? С шестнадцати лет, что ли? С восемнадцати? С двадцати одного года? Точно так же и с покаянием: если не будет привит вовремя навык, не придет твой ребенок на исповедь никогда.

- Нужно причащать маленьких детей как можно чаще?

Я пришел (кстати, далеко не сразу!) к твердому убеждению: нет никакой необходимости в том, чтобы причащать малышей на каждой Литургии. Во-первых, возникает резонный вопрос: а зачем? Ведь если мы действительно веруем в то, что в Таинстве Крещения младенец освобождается от главных последствий первородного греха, над всеми нами довлеющего, а личных грехов пока не имеет, то что мы в таком случае хотим дать ему посредством частых причащений? Некий магический оберег, стоящий на страже его здоровья, причем не столько душевного, сколько физического?

Если дело обстоит именно таким образом, то наше понимание сути величайшего Таинства не имеет к православию ни малейшего отношения. Аргументы, сводящиеся к тому, что так поступают многие, тоже несостоятельны. Ну а мы-то сами о чем думаем, чем занимаемся? Всего лишь обезьянничаем?


Я полагаю, что духовный ущерб, который может быть нанесен семье такой практикой, значительно превышает гипотетические приобретения ребенка. Молодые родители, в особенности воспитывающие нескольких близких по возрасту детей, очень быстро отвыкают молиться сначала во время богослужений, а затем и дома. Прежде всего, это относится к женщинам. Отцам еще как-то удается изыскивать возможности для самостоятельного бытия, в том числе и бытия церковного, ну а куда мать от ребенка денется?

Вот и ограничивается церковная жизнь молодой мамы, до того тяготевшей к духовной жизни, тем, что она на пятнадцать-двадцать минут забегает в храм с ребенком на руках, а дальше, нисколько не участвуя в богослужении, начинает заботиться лишь о том, чтобы ее малыш громко не заревел в самый неподходящий момент. Затем она, наконец, прорывается к Чаше и переводит дух, лишь вновь оказавшись на улице. Общалась ли она в это время с Господом, молилась ли? Да ни о чем она не молилась, не до того ей было…

На мой взгляд, гораздо плодотворнее чередование родителями своих обязанностей. Скажем, в это воскресенье папа погуляет с коляской возле дома или вокруг храма и принесет младенца непосредственно к Причастию, предоставив любимой жене возможность спокойно постоять и помолиться в храме Божием. На следующей неделе, наоборот, мама займется ребенком, в то время как ее муж посвятит себя молитве. При таком подходе и ребенок без Святых Даров не останется, и родители не утратят навыки церковной жизни.

- Если ежедневное молитвенное правило приедается, можно ли практиковать семейную молитву «своими словами»?

Многие наши проблемы обусловлены тем, что молитвенное правило, сложившееся три столетия назад, с тех пор практически не изменилось и, конечно же, нуждается в разумной модернизации. Впрочем, само богослужение подсказывает, что молитва наша не должна быть однообразной, она вполне может в известной степени соответствовать суточному, недельному и годовому церковному кругу.

Например, почему бы Великим постом вместе с детьми не читать дома покаянную молитву святого Ефрема Сирина и молитву мытаря, хотя бы затем, чтобы в наших душах возникало ощущение поста? Сейчас издаются выдержки из Триоди. Какие же удивительные тексты встречаем мы в них! Наоборот, в дни Причастия ребенок постарше может заменить некоторые покаянные вечерние молитвы благодарственными в знак признательности за то, что Господь сподобил его приобщиться Святых Таин.

Чрезмерно увлекаться молитвой «своими словами» не следует хотя бы потому, что слова эти, особенно при регулярном их употреблении, вскоре обесцениваются и выливаются в примитивные, убогие формы, разительно уступающие высочайшим образцам, предлагаемым нашими молитвословами.

Вот из этого бескрайнего моря, которое плещется перед нами, и нужно творчески отбирать то, что поможет нам избежать сухости в молитве, избавит нас от ощущения каждодневной рутины.

Кстати говоря, такой подход вполне может заинтересовать и детей, став, по сути, очередным этапом на пути их церковного взросления. То же можно сказать и о подготовке к Таинству Евхаристии. Когда ребенок начинает более или менее осознанно молиться (в данном случае я специально не говорю о конкретном возрасте), ему нужно прививать осознание того, что Причастию, помимо обычной молитвы, должно сопутствовать что-то еще, и вечер, предшествующий этому событию, - поистине особый.

Пусть поначалу ребенок будет читать немногое - одну-две наиболее понятные молитвы из Последования ко Святому Причащению, может быть, даже адаптированные родителями для лучшего восприятия, например, «Верую, Господи, и исповедую…». Полагаю, что это необходимо. Задача родителей - это всегда задача творческая: суметь направить своих детей на путь веры и заботливо поддерживать хотя бы их первые шаги.

О том, что еще важно знать при подготовке ребенка к исповеди, читайте в книге протоиерея Максима Козлова

Вы помните последние часы перед родами: мысли о том, ну когда же наконец все закончится, сладость ожидания, притупленная тяжестью бремени и крайним нетерпением? Но вот все произошло, и акушерка протягивает вам младенца. Что вы чувствуете? Счастье, облегчение, а еще любопытство: что же это за комочек такой? На кого похож, с каким характером? Он такой малюсенький, попискивает, как котенок, тычется носиком в мамино тело и кажется очень хрупким.

Человек по сравнению с детенышами других млекопитающих рождается очень беспомощным и очень зависимым от родителей. Однако природа снабдила кроху всем необходимым, чтобы выжить, выстоять и даже окрепнуть не только в тепличных условиях квартиры, но и в экстремальных природных условиях.

Не стоит пугаться, если его большая голова откидывается назад. Шея вашего "головастика" соткана из эластичных и самых прочных связок, задача которых — сохранить в целостности позвоночные диски. Открытый участок черепа защищен плотной, как брезент, пленкой, которая защитит в случае чего и от холода, и от случайного падения. Каждый кусочек тела находится в стадии "боевой готовности".

Ребенок на грудном вскармливании имеет самый стойкий иммунитет и прекрасную сопротивляемость инфекциям. Все в вашей семье переболеют , а кроха, скорее всего, останется неуязвим. Ну а если он все же подцепит недомогание, то "отработает" его быстрее и легче остальных членов семьи.

О характере и говорить не приходится. С первых своих дней этот маленький тиран заставляет вас относиться к нему с уважением: мокрые подгузники криком будет требовать заменить на сухие, голод и пять минут терпеть не станет. С ярким светом и громким звуком будет мириться только в первый свой месяц от рождения, а затем придется незамедлительно подчиняться его требованию.

Свобода под присмотром

Пробуждение чувств у вашего малыша началось еще в утробе. Уютно устроившись в мамином животе, плод с удовольствием прислушивается к мягкому тембру любимого голоса и морщит лобик, если мама ругается или нервничает. Он живет вашими ощущениями: наслаждением от музыки, переживаниями ожидания, радостью от любви, тревогой за близких. Хотя он пока еще и называется не "ребенок", а "плод", но вполне уже испытывает эмоции. Стоит ли тогда говорить о чувствах и ощущениях только что родившегося младенца?

Долгое время считалось, что новорожденный в первые месяцы настолько неразвит, что способен довольствоваться лишь пищей и сном. Еще не так давно в России было принято туго грудничка , превращая его в аккуратное "поленце". А еще его кормили строго по часам и не считали нужным с ним разговаривать. В итоге ограничивали его в движениях, в информации, в развитии.

Однако даже в самом нежном возрасте ребенок отнюдь не пассивен. С первых дней он проявляет характер и активно схватывает любую информацию из внешнего мира.

Правда, сначала новорожденному надо к этому миру привыкнуть. Первые две-три недели малыш сосредоточен на потребностях своего организма и "сортирует" полученную информацию только по двум категориям: "мне это нравится" или "мне это не нравится". Теплые мамины руки, сухое и нежное белье, папина улыбка, запах молока — это хорошо. Малышу приятно, его ничего не тревожит — и он, малыш, засыпает. А потертость от подгузника, холод, очень яркий свет, чужой запах, боли в желудке вызывают отторжение, причем ребенок отзывается на эти неприятности всем своим существом.

В дальнейшем, адаптировавшись к режиму и привыкнув к чувственному восприятию мира, ребенок формирует собственный маленький мир и начинает развивать умственные способности.

Любопытная Варвара

Современные генетики подтверждают выводы мудрого доктора Спока о том, что интеллектуальное развитие малыша, в отличие от двигательного и эмоционального, гораздо сильнее зависит от окружения, чем от наследственности. Если вы хотите, чтобы малыш в дальнейшем оправдал все ожидания, ваша задача — создать вокруг него такую культурную среду, в которой он смог бы самостоятельно развиваться.

Проходит несколько недель от рождения, и с крохой уже интересно поговорить. Он осторожно прислушивается к словам близких людей, замирает, устремляет на них взгляд, бьет ножками от удовольствия и дарит вам первую улыбку.

Что делать в это время родителям? Стараться понять маленькую умницу, давая малышу возможность ответить на обращенные к нему слова. Это может происходить примерно так: мама подражает лепету своего ребенка и добавляет к нему свои комментарии. "Ах, какая красивая игрушка, тебе нравится?" или "Ворчишь, зайка, наверное, устал…" Произнося вслух чувства ребенка, мама помогает ему понять свои эмоции и даже развивает в нем будущие ораторские способности.

Со второго месяца жизни малыш приступает к увлекательным упражнениям по развитию тембра голоса, постоянно меняя его высоту и мощь, проверяя свои голосовые связки. Это настоящие уроки вокального мастерства: кроха начинает тянуть звуки "а", "у", самостоятельно "гулить". Будет замечательно, если в этот период вы предложите ему приятную музыку: классические произведения, звуки природы, пение птиц, шум леса или морского прибоя.

С каждым днем врожденная склонность малыша к развитию будет требовать все большего разнообразия окружающего пространства. И ваша задача — ему это разнообразие предоставить. Пушистая обезьянка, теплая кашка, упругая соска, веселые мамины глаза, хрупкое сладкое печенье, шершавые папины руки… Все, что находится в пределах досягаемости, надо незамедлительно обследовать, потрогать и запомнить. Маленькому исследователю всегда не хватает информации, и родители могут восполнить этот пробел. Обезьянка не только пушистая, она еще и красная. А кашка не только теплая, но и вкусная, желтая, сладкая… Папины руки еще и сильные, а хрупкое печенье может оказаться совсем маленьким кусочком.

А сколько интересного ждет ребенка на улице! Там голуби, рыжая кошка, желтая машина, белые пушистые снежинки, солнечный луч — малыша увлекает все, что имеет яркую окраску, что может двигаться.

Детская комната должна помогать развитию. Не жалейте сил и средств, чтобы украсить комнату подвижными и красочными элементами декора. А еще можно и нужно придумать "заповедные места", где живет тайна. Мама открывает музыкальную шкатулку — и вдруг звучит красивая музыка. Включенный ночник создает загадочные блики на потолке. А в плетеной корзинке под сиреневым платком поселился розовый плюшевый слоник. У ребенка есть все условия для развития воображения.

К полугоду ваша умница все яснее и яснее начинает различать цвета. Сначала красный, синий, желтый, потом зеленый, коричневый, оранжевый. Старайтесь подбирать ему одежду насыщенных оттенков, покупайте игрушки всех цветов радуги. Покажите ему зеленый кубик и желтый мяч, красную букву "а" и синюю — "м". Малыш будет пристально наблюдать за вами, лепеча что-то в ответ. Так он научится концентрировать свое внимание.

Все дети обожают подражание и постоянно имитируют движения взрослых. Уже в возрасте двух месяцев кроха пытается поднять свою ручку, если его мама поднимает свою. На улыбку отвечает улыбкой. Начинает гримасничать, открывает губки и шевелит язычком, если мама пытается его рассмешить. Покажите маленькому артисту, как летит бабочка, дождитесь его реакции. А как прыгает лягушонок? Как убегает в лес неуклюжий мишка? Не торопитесь с новой информацией, пусть малыш усвоит то, что вы показали, погулит, улыбнется.

Профи в подгузниках

Нет ничего плохого в том, если вы говорите о ребенке: "Он прислушивается к музыке, как композитор" или "Хмурит лобик, как профессор", "Улыбчивый, как артист". Такие сравнения отражают родительские ожидания, предчувствия и амбиции. В семье, где превыше всего ценят умственные способности, в отпрыске постараются увидеть признаки гениальности. И при этом всячески будут создавать почву для развития этих качеств. Но хуже, если вы, пусть даже шутя, будете называть своего ребенка "несносный", "капризуля", "вредина". Он начнет воспринимать эту характеристику как норму поведения, ведь у него нет жизненного опыта и он не понимает, что хорошо, а что плохо. Дети — это ангелы. Как к ангелам, к ним и стоит относиться.

"Наша Машка непременно станет доктором", — говорила подруге мама восьмимесячной малышки, которая пыталась накрутить на ножку куклы маленькую тряпочку. Маша росла и постоянно слышала от родителей слова одобрения, когда ей удавалось в более старшем возрасте умело перевязать порезанный мамин палец или проявлять заботу о младшем братишке. Выросла Мария и поступила в медицинский институт. А в настоящий момент уже закончила аспирантуру.

Музыка — это самая доступная форма общения с малышом. Все дети любят, когда им мама поет. Простую колыбельную песенку человек воспринимает особенно ярко в маленьком возрасте, она врезается в самое его сердце и остается там на всю жизнь. И если под мамино пение так сладко засыпать, то под веселые и ритмичные мелодии с удовольствием проходит купание или поглощение не очень любимой, но полезной кашки. Есть теории, что под музыку Чайковского, например, будут восприниматься более интеллектуальные и сложные упражнения — например, запоминание цветов или угадывание геометрических форм.

Маленький художник обожает яркие цвета. С 10 месяцев с ним уже можно рисовать. Разложите на полу большие листы белой бумаги и откройте свежую гуашь. Кисти в таком возрасте помеха, позвольте ему залезть пальцами в густую массу краски и мазнуть по бумаге, оставляя смешные отпечатки своих ладошек. Малыш будет наблюдать за вами. Правильно ли он делает? Увидев вашу спокойную реакцию, он раскрепостится. Не молчите — рассказывайте про цвет, форму, придумывайте содержание неожиданно получившегося шедевра.

Дети растут быстрее, чем вам кажется сейчас. Сегодня у вас под крылом маленький человечек, впитывающий мир, как губка, и полностью зависимый от взрослого. А уже завтра вы увидите личность, способную творить чудеса и приносить вам радость, удивление, очарование. Его печаль станет вашей печалью, его успехи будут вас вдохновлять и делать счастливой. Вы влияете на ребенка, а он — на вас. Вы воспитываете его, а он — вас. Такова жизнь и… настоящее счастье материнства.

Обсуждение

Помогите пожалуйста детям:
http://www.helps.my1.ru

15.12.2007 00:16:06, Andy

Суперская статья... Спасибо...так нежно и трепетно все написано..

Комментировать статью "Кулачок с характером"

помолитесь за него, подержите кулачки. спасибо! 4 часа дороги не каждый здоровый новорожденный перенесет, не надо пороть горячку.

есть права требовать остаться? пусть не рядом, но все под присмотром ее? ей сказали, что для грудничков закон о И вашим девочкам кулачков! Пусть внучка прскорее окажется...

Кулачки, поддержка. СП: посиделки. Совместная покупка: обсуждение предложений, отзывы о товарах, анонсы. Здоровье новорожденному и его маме!

Застыл, как муха в янтаре, Октябрь в жёлтой кожуре. Кругом, куда ни глянь одно- Японец в красном кимоно. Ногами гейша семенит, Рыдает в кулачок навзрыд. Восточный, грозный самурай Устроил листопадный рай. И самый толстый сумоист Убрал с ковра пожухлый лист. Всё, пораженье, харакири- Природу саваном укрыли. - Сергей Прилуцкий, Алатырь, 2012

На сегодняшний день БЖД куклы маленьких размеров (tiny) набирают огромную популярность. Маленькие куклы требуют меньше места для хранения дома. А, кроме того, куклы-малышки таят в себе море обаяния, они милые и смешные и из них получаются трогательные модели для фотоисторий. Производители кукол также выпускают огромное количество дополнительных аксессуаров: от одежды и мебели до игрушек ювелирных размеров. Южнокорейская компания SOOM Emporium созданная в 2002 году сейчас является...

Белый цвет Это синтез всех цветов, поэтому он является идеальным цветом, «цветом мечты». В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает. Черный цвет Этот цвет может вызывать тревожное состояние, ассоциироваться с негативными явлениями. Он символизирует безрадостное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное (исключая траурную...

Издательский дом «Генеральный директор» подготовил к выпуску эксклюзивную серию книг для детей от 6 до 10 лет «Детская школа бизнеса», благодаря которой ребенку будет проще понять, что такое современный мир, где властвует бизнес. Книги серии развивают навыки лидерства и работы в команде, логическое мышление, учат принимать решения и отвечать за свои поступки. СОКРОВИЩНИЦА ДЕТСКОЙ КЛАССИКИ… О БИЗНЕСЕ Любимые всеми поколениями сказки и рассказы объединены в серию и красочно оформлены. С их...

Что такое помощь, сострадание, умение понимать людей? Наверное, главные качества человека, которыми в современном обществе обладает не каждый. А в повести Екатерины Мурашовой «Полоса отчуждения» я увидела добрую, настоящую девочку. Читая произведение,понимаю,что повестование ведётся от четырнадцатилетней Оли. Она проста в общении,но у неё нет близких друзей...Почему? Может быть, это всё от того, что новый дом, новая школа, новые люди. Всё бы хорошо,но в один день Олина жизнь меняется. Кто же...

Проблема лечения опухолей и опухолевидных образований яичников остается актуальной во всем мире. Среди заболеваний репродуктивной системы у девочек опухоли и опухолевидные образования яичников встречаются от 1,7% до 4,6% по данным различных источников. Появление и рост опухоли яичника у девочек чаще всего не вызывает каких-либо жалоб. Опухоль может достигнуть значительных размеров и быть случайно обнаружена при профилактическом осмотре девочки. Боль обычно появляется при нарушении...

Все затаили дыхание и ждут, когда же откроется этот комплекс)) Так вот, спешу сообщить, что прошел слушок, что уже есть вполне реальна дата открытия этого шоппинго-развлекательного рая - 6 июня! Дата, довольно символическая, так как 7 июня 2010 года был закрыт кинотеатр "Балтика". Вот так ТЦ выглядит сейчас: Надеюсь, что оставшегося времени хватит на запланированное обустройство территории:) Так что зажали кулачки и ждем открытия:)

В школьном возрасте жалобы на повторяющиеся боли в животе предъявляют более половины детей. В некоторых случаях боли проходят бесследно и не требуют проведения серьезного лечения, но в 50–70% они продолжают беспокоить пациентов, переходя в хронические гастроэнтерологические заболевания. Существует большое количество заболеваний, которые сопровождаются болями в животе. По характеру различают острые, хронические и рецидивирующие боли в животе. Острая боль в животе может быть следствием острой...

«Детский бал во дворце»(1 – 5 классы)+чаепитие Продолжительность 1 час Увлекательный рассказ о проведении детских балов в XIX веке, бальном этикете, знакомство с терминологией классического танца и традиционными танцами того времени. В программе: Тематическая экскурсия по дворцу (отдельно для детей и взрослых). «Урок танцев» (для детей) Художественная программа «Детский бал» «В гостях у Н.А. Дурасова в Люблине» (1 – 11 классы)+чаепитие Продолжительность – 2 часа...

Вечером попали в патологию новорожденных. Вам сил, терпенья, не верьте во все плохое что вам сейчас медики наговорят. кулачков вам много.

Поддержите пожалуйста за моего зайку кулачки, там жалко мальчишку!!! Просила один раз для новорожденного своей подруги, помогло, дырочка в сердце уже затянулась.

Рефлекс бабинского есть, если ребенок автоматически сжимает кулачок, если ему палец на ладошку положить. норма у новорожденных и у детей первых м >.

Мне не понравилось то, что он держит ручки в одной позе, когда лежит на спине (по крайней мере за то время, пока я его видела) - согнутые в локотках, кулачки сжаты и подняты в вверх.

Удачи! Держим тоже кулачки! Меня просто бесит, когда усыновителей парят про "очередь на детей", когда в стране десятки тысяч грудничков стоят (точнее, лежат) в еще более длинной...

Я пугалась каждый раз, как заходила брать его после детского часа из детской -- лежат нормальные детки с большими новорожденными головами и мой, голова с кулачок.

Возможно, многие удивятся тому, что характер у детишек начинает уже с грудного возраста. Ребенок-грудничок с первых дней жизни способен капризничать, выказывать свое недовольство плачем и криками. Конечно, грудной малыш почти все свои потребности выражает плачем – когда он голоден, когда хочет спать и когда пора менять пеленки. Но бывают моменты, когда ребенок просто хочет, чтобы его взяли на руки, ведь телесный контакт для младенцев очень важен. А если его требования не удовлетворяются сиюминутно, малыш начинает проявлять характер.

Характер новорожденных

Психологи выделяют следующие типы характера младенцев:

Грустный ребенок

Такие детишки очень ранимы и готовы плакать по любому поводу и без повода. Родителям грустного крохи необходимо сделать так, чтобы все изменения, касающиеся малыша, протекали очень плавно и почти незаметно для него самого, ведь любые перемены для такого ребенка – своеобразный стресс. А по мере взросления, нужно приучать ребенка к тому, что перемены неизбежны, и бояться их не стоит.

Капризный ребенок

Капризного малыша распознать очень легко: ему быстро все надоедает, он может весь день не слазить с родительских рук и плакать без видимой причины. По мере взросления родителям следует аккуратно корректировать характер малыша, выявляя положительные черты его характера и развивать их путем похвалы.

Чувствительный ребенок

Есть очень чуткие дети, реагирующие на каждый звук, даже во время ночного сна. Задача родителей – на первых порах свести к минимуму наличие всех внешних раздражителей.

Активный ребенок

Активных детишек видно с первых дней жизни: они не хотят соблюдать необходимый для них распорядок дня, чем изрядно настораживают родителей. В данном случае просто нужно запастись терпением и постепенно приучать малыша к режиму, свойственному его возрасту.

На практике существуют несколько типов взаимоотношений между родителями и маленькими детьми, когда:

Ребенок находится под постоянной защитой

В данном случае, родители новорожденного крохи всегда начеку: все потребности малыша удовлетворяются своевременно, ребенок чувствует постоянное присутствие родителей, а значит – чувствует себя комфортно и безопасно. При таком подходе родителей к воспитанию, бесспорно ребенок вырастет с самыми положительными чертами характера – уверенным в себе, добрым и отзывчивым.

Ребенок предоставлен сам себе

В данном случае, к сожалению, новорожденного ребенка очень часто игнорируют: стараются меньше обращать внимание на капризы и плач, редко берут на руки, практически не пытаются успокоить малыша, мотивируя это тем, что ребенок успокоится сам. Такой подход приведет к тому, что ребенок, не зная любви и внимания, вырастет жестоким и равнодушным.

Ребенка часто наказывают

В данном случае родители не могут между собой договориться, и допускают самые ужасные ошибки – хвалят и ругают малыша за одно и то же действие. К примеру, мама жалеет малыша, когда он упал и ему больно, а папа в это время ругает его, за то, что он невнимателен и не смотрит под ноги. Такой подход приведет к тому, что ребенок вырастет очень неуверенным, сомневающимся во всех принимаемых решениях и выполняемых действиях.

Конечно, бывают такие черты характера, которые ребенок легко может унаследовать от близких родственников – родителей, бабушек и дедушек. Но главная роль в формировании характера маленького человека принадлежит родителям. Только от них зависит, каким вырастет их дитя, насколько он будет добрым, справедливым и открытым. Чем раньше мама новорожденного крохи разберется в чертах его характера, тем легче ей будет установить контакт со своим малышом, и направлять воспитание ребенка в нужное русло.

Когда закладывается характер ребёнка? (видео)

Вопрос о проявлении характера в младенческом возрасте вызывает множество споров среди специалистов. Одни утверждают, что у новорожденных детей его еще не существует, другие уверены, что характер ребенка формируется с момента появления на свет.

Однако каждая мама твердо убеждена, что ее малыш – яркая индивидуальность, чьи особенности проявляются с первых дней жизни. Так какие же типы и черты характера можно выделить у новорожденных деток?

Пожалуй, все родители младенцев стремятся определить, какими те вырастут. Станут ли они активными, эмоциональными и бунтующими или, напротив, будут спокойными, сдержанными и осторожными?

Безусловно, вряд ли можно со стопроцентной уверенностью прогнозировать, какими чертами характера будет обладать ребенок, но определенные особенности личности стоит выделить уже в младенчестве.

3 вида характера новорожденного ребенка

Американские педиатры выделяют три главных типа характера (или, точнее, темперамента) новорожденных: тяжелый, средний и легкий.

Конечно, не все малыши четко попадают в эти группы, поэтому можно говорить и о промежуточных случаях.

1. Легкий характер

Дети с подобными задатками легко приспосабливаются к внешним условиям: они спокойны, хорошо привыкают к дневному распорядку, родители не беспокоятся о том, как уложить их спать.

Такие малыши не страдают боязнью чужаков, замечательно ощущают себя на маминых ручках. Подросшие крохи также не доставляют проблем: они доброжелательны и легко вливаются в детский коллектив.

2. Средний характер

Младенцам со «средним» типом характера немного сложнее привыкать к переменам, они отрицательно относятся к незнакомцам.

Родителям придется прикладывать больше усилий, чтобы приучить кроху к определенному режиму, уложить спать. Однако в целом такие дети не доставляют маме с папой особых хлопот.

3. Тяжелый характер

«Тяжелохарактерные» дети категорически не соблюдают распорядок дня, они с огромным трудом приспосабливаются к новым условиям жизни, постоянно требуют родительского внимания.

Таких малышей часто называют «ручными», на незнакомых людей они чаще всего реагируют крайне негативно. Да и уложить в кроватку ребенка невероятно сложно, поэтому порой засыпание превращается в многочасовой марафон, после которого мама чувствует себя практически истощенной.

Особенности характера новорожденных детей: 5 основных типов

Мы, в свою очередь, выделили пять типов характера ребенка, основываясь на главных чертах личности, присущих новорожденным малышам.

Наша классификация поможет вам понять, какие особенности и качества особенно ярко проявляются у вашего чада. Подобная информация, безусловно, пригодится в непростом процессе воспитания детского характера.

1. Солнечный ребенок

Вы принесли домой крохотный лучик счастья и радости из больницы? Некоторые детки добродушны и покладисты во всех отношениях. Скорее всего, ваш солнечный малыш крепок и здоров, обладает отменным аппетитом и не капризничает при укладывании.

Такие крохи положительно относятся к прикосновениям чужих людей, приходят в настоящий восторг от поездок, новых ситуаций. Однако помните, что даже самый неприхотливый и жизнерадостный младенец нуждается в ощущении надежности и безопасности. В общем, можно сказать, что вам повезло – в вашей семье поселилось настоящее солнышко.

2. Сварливый малыш

Ваше чадо больше походит на ворчливого старика, чем на сладкого ангелочка? Кажется, он вечно недоволен всем, что бы вы ни делали? Некоторым младенцам очень сложно угодить, пусть даже мама тратит на это очень много усилий.

Если ваш малыш абсолютно здоров, но постоянно находится в плохом настроении, вам придется прилагать все усилия, чтобы быть терпеливой и любящей мамой.

Прежде всего, вам нужно удовлетворить физические потребности ребенка, удостовериться, что он сытый и отдохнувший. Уже затем необходимо работать, что создать для крохи спокойную, предсказуемую среду, придерживаясь удобного для него графика.

Такой сварливый малыш негативно относится к новым ситуациям, поэтому относитесь к этой особенности характера с пониманием.

3. Чувствительный ребенок

Если ваше чадо остро реагирует на каждый громкий звук или появление незнакомого человека, можно сказать, что у вас родился сверхчувствительный малыш. Его слезы нельзя объяснить банальными коликами, просто он выдает гораздо более яркую реакцию на любой раздражитель или стимул.

Старайтесь предугадывать, как ребенок поведет себя в новых или не очень приятных ситуациях. Придерживайтесь установленного графика, когда это возможно, и мягко подводите кроху к неизбежным «неприятностям».

Например, ласково и нежно говорите с младенцем, гладьте его, прежде чем войти в комнату, полную незнакомых людей.

Поначалу играйте и занимайтесь с чувствительной крохой один на один, а затем постепенно вводите в его круг общения других взрослых и детей.

Тем самым вы сможете облегчить его привыкание к детскому коллективу в более старшем возрасте.

И, конечно, советуйтесь с педиатром, чтобы убедиться, что капризы и слезы ребенка не связаны с реальными заболеваниями.

4. Энергичный малыш

Некоторые детки «дают жару» еще в материнской утробе. Если ваш новорожденный каждую минуту стремится двигаться, пинаться, брыкаться, сучить ножками и ручками, можно с уверенностью сказать – у вас подрастает энергичный малыш. Он довольно требователен и громок и, скорее всего, станет опережать нормы физического развития.

Энергичный младенец раньше своих сверстников начнет поворачиваться на животик, ползать и садиться. Поэтому постарайтесь создать дома такую среду, чтобы малыш мог спокойно и без опаски исследовать мир.

В этом деле вас могут выручить прыгунки, которые, с одной стороны, реализуют высокую физическую активность, а, с другой, дадут вам время на отдых.

Чтобы не возникли проблемы с засыпанием и едой, найдите мероприятия, которые успокоят вашего энергичного ребенка. Возможно, ему нравится слышать, как вы поете или читаете сказки, он любит принимать ванну? Перед сном такое чадо лучше всего пеленать, чтобы он смог быстрее заснуть.

5. Предсказуемый ребенок

Конечно, не существует «типичного» малыша, но некоторые младенцы довольно предсказуемы в своих действиях и желаниях. Такой ребенок достигает возрастные нормы строго по графику – не слишком рано и не слишком поздно. Его капризы вполне обоснованы: например, кроха станет кукситься, если устал или голоден, но не будет плакать без причины.

Предсказуемый ребенок довольно легко приспосабливается к окружающей среде, а советы по его воспитанию вы всегда сможете найти в любой психологической книге.

Безусловно, непросто найти точное описание характера новорожденного малыша, поскольку каждый младенец уже является яркой индивидуальностью.

Не забывайте, что основой характера является детский темперамент, и если он является относительно стабильной характеристикой, то дети полны сюрпризов.

Вот почему ранее застенчивый и тихий малыш впоследствии может стать энергичным и общительным дошкольником. Наблюдение за особенностями характера вашего чада поможет вам найти его сильные стороны и преодолеть слабости. А вообще, постарайтесь любить кроху таким, какой он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

Другая информация по теме


  • Ребёнок идёт в детский сад: подготовка

  • Капризы и истерики! Что делать?

  • А теперь у нас кризис трех лет