Методическая разработка на тему: Зимние народные праздники. Классный час «Зимние праздники в России: традиции и обычаи Традиции и обычаи зимних праздников

Зима сейчас не всегда радует снежной погодой, но с приближением новогодних торжеств настроение все одно поднимается в предвкушении карнавалов, шумного застолья, фейерверков и подарков. Под конец года календарь нас радеет целой чередой интересных праздников, которые занимают несколько недель. Если прибавить к ним еще и католическое Рождество с китайским Новым годом, а наш народ любит веселиться по любому подходящему поводу, то можно до самой весны отрываться в клубах да на веселых пирушках. Но здесь мы перечислим традиционные русские зимние праздники, ставшие для восточных славян народными. Знание истории поможет вам лучше подготовиться к предстоящему веселью и даст возможность блеснуть в компании эрудицией, если случайно зайдут споры на эту увлекательнейшую тему.

Традиции зимних праздников

Многие цари и императоры, стремясь выглядеть реформаторами, начинали перекраивать календари, запрещали старые торжества и вводили на их место свои собственные. Иногда подобные начинания после смерти диктаторов забывались, но в других случаях интересные идеи приживались, особенно когда они падали на благодатную почву. Славяне всегда славились умением гулять от души, поэтому новому желанию царя Петра не особо противились, и с 1699-го года традиция наряжать зеленые елочки в канун Нового года постепенно стала общенародной. Европейские новшества по дате проведения очень удачно совпали с Большими зимними святками (7 января – 19 января ). Новый главный зимний праздник страны во многом напоминал святочные игрища, когда люди рядились в чертей, зверей и других существ, собирали угощения с местных жителей, и ходили с песнями да колядками по улицам.

Для христиан на первом месте среди новогодних зимних праздников, несомненно, стоит Рождество. Начинают его встречать еще в (6 января ), когда следует поминать усопших за постным столом в кругу самых близких людей. 7 января уже разрешалось проводить красочные шествия со звездой в карнавальных нарядах. Таким образом, старые обряды удачно сливались с христианскими традициями, и народ имел возможность шумно провести зимние праздники, следуя обычаям предков, не нарушая новых законов.

(13 января ) – последствие ленинских реформ, когда большевики жестко перевели страну с юлианского календаря на грегорианский календарь, передвинув все зимние праздники на целых 13 дней. Естественно, что народ подобные новшества принял своеобразно, начав отмечать их, как по старому, так и по нововведенному стилю. В христианском календаре Старый Новый год припадает на поминание преподобной Мелании и Василя, что всегда отражалось в народных обрядах. Например, в украинских селах Меланкой наряжали парня, а Василем – красивую девушку, и они в компании ряженых цыган, козы, медведя, деда, бабы и других персонажей обходили все село с особыми песнями щедривками.

Крещенский Сочельник (18 января ) знаменовал подготовку к большому празднику – Великому водоосвящению. Следовало поститься, кушать овощные блинчики, кашу, кутью, медовые оладьи. На Богоявление Господне Крещение (19 января ) люди стекались к водоемам, где возле крестообразной полыньи (Иорданьи) проводились службы. Кстати, купание в ней, даже в стужу, считалось полезным для здоровья делом, ведь при этом проводится полное очищение тела от грехов.

Думаем, что наш небольшой обзор на этом можно закончить, хотя после Крещения есть еще много интересных дат. Можно долго описывать, какие бывают зимние праздники, упомянув еще, например, веселый Татьянин день (25 января ) или День святого Валентина (14 февраля ), но формат статьи просто не уместит такого большого материала. Желаем вам весело отметить новогодние торжества по новому и старому стилю!

Eлена Cиротинкина
Конспект занятия «Зимние праздники. Рождество»

Зимние праздники . Ср. гр.

Цель : Познакомить с праздником РОЖДЕСТВО .

Формировать представление детей о зиме, зимних явлениях .

Развивать пассивный и активный словарь, память, внимание, мышление, творческое воображение, мелкую моторику рук.

Закрепить зимние месяцы .

Оборудование : Набор картин о зиме; Раскраски с изображением новогодней ёлки; Тренажёр «Времена года» по мелкой моторики (с набором одежды, признаков зимы : сугробы, снежинки, облака) . Бубен.

Вос. Ребята, я сегодня совершенно случайно услышала разговор кукол. Да, это точно я вам говорю, куклы разговаривали. Ведь под НОВЫЙ ГОД происходят чудеса!

И знаете, я очень расстроилась, то что я услышала. А говорили они о том, что никогда не видели зимы, и даже не знают, что это такое, а тем более никогда не встречали НОВОГО ГОДА.

Ребята, без вас мне никак не справиться с этим делом.

Поможете?

Дети : Да!

Воспитатель предлагает детям взять по куколке и подойти к зимней картине .

Рассматривают её и рассказывают, что там изображено.

Перечисляют зимние забавы (катание на санках, лыжах, коньках, игра в снежки, лепить снеговика, строить крепость.)

Вос. Ребята, весело зимой?

Дети : Да!

Вос. Но ведь зима какая?

Дети : Холодная.

Вос. Зима холодное время года. И вам всё равно нравится?

(ответы детей)

Вос. А ещё зима очень красивое время года.

А кто назовёт мне зимние месяцы ?

Дети : Декабрь, Январь, Февраль.

Вос. А какой праздник мы отмечаем в декабре?

Дети : НОВЫЙ ГОД!

Вос. И конечно же НОВЫЙ ГОД не может быть без красавицы… (ёлки)

Главным героем на НОВОГОДНЕМ празднике является ?

Дети : Дед Мороз и Снегурочка.

Вос. И дарит детям подарки. А что-же делаете вы на празднике ?

Дети : Читаем стихи, поём песни, пляшем, водим хоровод вокруг ёлки.

Вос. Я вам предлагаю устроить такое веселье для наших кукол, но только на улице.

Вы говорили, что зима холодное время года. Значит надо одеться теплее, одеть наших кукол.

Пальчиковая гимнастика.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, (дети загибают пальчики)

Мы во двор пошли гулять. (идут по столу указательным, и средним

пальцами)

Бабу снежную лепили (лепят комочек двумя руками)

Птичек крошками кормили, («крошат» хлеб всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем по ладони)

А ещё в снегу валялись (ладошки кладут на стол то одной, то другой

стороной)

Все в снегу домой пришли, (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли («едят суп» )

Затем дети подходят к коробочкам с одеждой и одевают кукол соблюдая алгоритм одевания (штаны, куртка, шапка, сапоги) . Подходят вместе с куклой к коврикам и создают свою зимнюю картину (прикрепляют на липучки : солнце, сугробы, облака, снежинки на дерево, зайчика). Пока дети работают, звучит аудиозапись со звуками ветра, скрипа снега.

Дети отвечают на вопросы воспитателя по закреплению признаков зимы : солнце светит но не греет, часто метут метели, воют вьюги, всюду лежит снег, реки покрылись льдом, деревья стоят без листьев, только сосны и ели остаются зелёными.

Дыхательная гимнастика.

Дети создают искусственную бурю.

Вос. Ребята, что-то холодно стало. А ведь мы обещали куклам показать, как отмечается НОВЫЙ год, а заодно и погреемся.

Хоровод вокруг ёлки. (под аудиозапись)

Вос. Ну что, повеселились, погрелись? Нам пора возвращаться обратно. К нам скоро придут гости, а нам надо подготовиться к их встрече, навести порядок.

Дети переодевают кукол, аккуратно складывают вещи.

Сюрпризный момент.

В гости к нам приходят дети подготовительной группы (ряженные) с колядками, а мы одариваем их конфетами.

Вос. Вот так у нас отмечают РОЖДЕСТВО !

Вам понравилось?

«РОЖДЕСТВО и НОВЫЙ год прочно связаны с традицией наряжать ёлку, переодеваниями, колядками, плясками, всеобщим весельем, а ещё дарят подарки».

И для наших кукол, мы сами, своими руками сделаем подарок.

Дети раскрашивают новогоднюю картинку и дарят куклам.

Публикации по теме:

Как познакомить ребенка с родным поселком. Рекомендации родителям Рекомендации родителям «Как познакомить ребенка с родным поселком» 1. П Р И Р О Д А Наш поселок Шатки расположен на юге Нижегородской.

Что же за праздник готовится тут? Может, почетные гости придут? Может, придут генералы? Нет. Может, придут адмиралы? Нет. А кто же придёт.

Наши зимние традиции. На протяжении ряда лет в нашем детском саду проходит конкурс «Зимних построек». Не меняя свои традиции взяв ведра,.

Уважаемые коллеги и работники образования!Не так давно был праздник Рождества. И хотелось бы не много рассказать о этом прекрасном празднике.

Вид проекта: краткосрочный, познавательно – речевой, творческий. По срокам проведения: 1 неделя – с 11 января по 15 января. Участники проекта:.

Классный час «Зимние праздники в России: традиции и обычаи»

Тема

Зимние праздники в России: традиции и обычаи

Целевая аудитория

Цель

познакомить учащихся с традициями и обычаями праздников в России в зимний период.

Задачи урока

Образовательные :

Сформировать представление у учащихся о традициях и обычаях праздников в России в зимний период.

Развивающие :

сформировать навыки работы с информацией;

сформировать навыки коллективного поведения, чувства дружбы, ответственности за порученное дело.

Воспитательные :

воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих;

формировать позитивную психологическую атмосферу в группе;

создать атмосферу предстоящего праздника;

способствовать развитию преодоления застенчивости, приобрести уверенность в себе, умению неформального общения со сверстниками и взрослыми;

развитие творческих способностей и таланта учащихся.

Планируемые результаты

Научиться использовать полученные знания при подготовке к зимним празникам.

Овладеть профессиональными компетенциями:

Информационной (обладание информационными ресурсом и технологиями)

Коммуникативной (умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности.)

Социально - трудовой (способность вырабатывать навыка создания новогодних украшений).

Уметь самостоятельно приобретать новые знания.

Образовательные

ресурсы

Компьютер, проектор, видеоролики с видеохостинговой компании YouTube.

План классного часа

Организационный момент

Актуализация знаний, целеполагание и мотивация.

Изучение нового материала.

Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Итоги классного часа. Рефлексия.

Методы обучения

Фронтальная работа, групповая работа.

Формы обучения

Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

сформировать знания учащихся по теме классного часа, использовать полученные знания в конкретных ситуациях.

Регулятивные: учиться высказывать свое мнение.

Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах.

Коммуникативные : сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания.

испытывать чувства сострадания и ответственности.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

(Слайд 2)

Зимний лес - как будто в сказке:
Красота снегов манит.
Всюду много белой краски;
Подо льдом - река бежит.

На заснеженной полянке -
Детский гомон, звонкий смех:
Мчатся с горки чьи-то санки,
Ведь зима - сезон потех!

На дворе у нас зима. Холод. Ночь длиннее светового дня. Но есть и много радостных моментов, связанных с этим временем года. Назовите те радостные моменты, которые у Вас связаны с зимой.

Возможные ответы учеников:

катание на лыжах, коньках, санках с горки;

постройка зимнего дворца;

лепить снеговика и снежную бабу;

играть снежками;

встреча нового года и новогодние подарки.

Всё это замечательно. Но самые яркие эмоции и воспоминания у каждого связаны со встречей нового года. И все Вы конечно же знаете главного персонажа на новогоднем празднике. В разных странах его называют по-разному.

(Слайд 3)

В Финляндии - Йоулупукки;

Во Франции - Пэр-Ноэль;

В Италии - Баббо Натале;

В Швеции - Йолотомтен или Юль Темтен;

В Дании - (два деда) Юлеманден и Юлениссен;

В Норвегии - Юлебукк;

В Голландии - Синтерклаас;

В Австрии - святой Сильвестр;

В США и Австралии - Санта Клаус;

В Словакии - Ежишек;

В Чехии, Польше - Микулаш;

На Кипре и в Греции - святой Василий;

В Калмыкии - Зул (ездит верхом на осле);

В Монголии - Увлин Увгун;

В Японии - Одзи-сан;

В Румынии - Мош Джарилэ;

В Китае - Шань Дань Лаожен;

В Карелии — Паккайнен;

В Алтайском крае — Соок-Таадак;

В Узбекистане - Корбобо и Коргыз (снегурочка), “снежный дедушка” въезжает верхом на осле в сопровождении снегурочки бегущей у стремян.

Я думаю, что Вы все узнали кто это!

(Слайд 4)

Наши окна кистью белой
Ночью он разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу
Не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем,
Да как крикнем:
- Здравствуй, ...! (Дедушка Мороз) Это Дед Мороз.

И даже в Камбодже - где нет ни мороза, ни снега, ни зимы, провожает старый год и встречает новый - Дед Жар.

(Слайд 5) Скоро на календаре 1 января. В этот день, как известно, начинается Новый год. Новый год - самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. Еще до прихода Нового года повсюду зажигаются огни на елках, улицы по новогоднему украшены. В каждом доме к его приходу готовятся дети и взрослые. В полночь 31 декабря, с последним ударом часов, наступает Новый год.

С древности у всех народов наступление Нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января.

В России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые дети и взрослые. Одетые в маски и шкуры животных, они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая. А праздновали Новый год в начале осени - 1 сентября.

Только в 1700 году Петр Первый перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято во всех европейских странах. Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

(Слайд 6) Но не только встреча нового года приходится на зимнюю пору. Есть в России и другие зимние праздники, о которых мы сегодня с Вами поговорим.

Просмотр видеофрагментов из фильма «Зимние праздники: Рождество, Святки, Крещение (2007)»

Рождество, Святки, Крещение

Канун Рождества - сочельник - справляли скромно и во дворцах императоров российских, и в избах крестьян. Зато на следующий день начинались веселье и гульба - святки.

К истинным Рождественским традициям можно отнести славление. В праздник Рождества Христова, когда раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского семейства. Традиция славления была очень широко распространена среди народа. Молодежь, дети ходили из дома в дом или останавливались под окнами и славили родившегося Христа, а также желали хозяевам в песнях и прибаутках добра и благоденствия. Участникам таких концертов-поздравлений хозяева дарили угощение, соревнуясь в щедрости и хлебосольстве. Считалось дурным тоном отказать славильщикам в угощении, и артисты даже брали с собой большие мешки-торбы для сбора сладких трофеев.

В XVI веке неотъемлемой частью славления стал вертеп. Так в старину назывался кукольный театр, показывающий историю рождения Иисуса Христа. Законом вертепа запрещалось показывать кукол Богородицу и Богомладенца, их всегда заменяли иконой. А вот волхвов, пастухов и иных персонажей, поклоняющихся новорожденному Иисусу, можно было изображать и с помощью кукол, и с помощью актеров.

Святки — основной зимний праздник на Руси. Святки, святые дни — две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник (6 января) и продолжавшиеся до Крещения (19 января), всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки, никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По поверьям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению . Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее узорами изо льда. Перед Крещением большинство злобствующей нечисти отступало. Дабы окончательно избавиться от неприятностей народ устраивал Проводы святок. Люди с криками били метлами по углам, стучали по заборам, скакали на конях вдоль сила, стреляли в небо во дворах. А в конце кричали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».

Такие традиции и обычаи соблюдали на Руси и стараются придерживаться в нынешнее время. Я думаю, что и в Ваших семьях есть традиции, которые связаны с праздниками в зимний период. Вы можете сейчас нам их перечислить?

Возможные ответы учеников:

установка и украшение ёлки;

создание новогодних украшений и нарядов в кругу семьи;

украшение домов к новому году (внутреннее и уличное);

встречи с друзьями и родственниками;

приготовление праздничного стола;

(Слайд 7) Ребята, давайте и в нашем классе заведём «зимние» традиции. Я предлагаю украсить наш класс так, чтобы ощущалось приближение нового года. И начнём мы с Вами с создания замечательных новогодних украшений.

Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
Узоров таких даже мама не знает
И пряжи нигде не встречали такой -
Посёлок весь белый, слегка голубой.

А, может быть, их вырезают из ситца
И тихо спускают их нам на ресницы?
Слезой на щеках они медленно тают...
Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

(Слайд 8) Давайте и мы сделаем снежинки и раскроем их «секрет» (Просмотр видеороликов). (Возможно дать задание сделать снежинки дома).

Без праздников жизнь скучна и однообразна. Праздники созданы для того, чтобы мы могли ощутить полноту жизни, повеселиться и отвлечься от рутинных забот. Особенно тоскливой без праздников была бы зима – из-за мороза и темноты вечерами сильно не разгуляешься, а телевизор уже опостылел! Поэтому зимой так много веселых праздников: и Новый год и Рождество Христово и Крещение Господне.

Новогодние перестановки или когда же наступает Новый год?

Самым любимым и долгожданным зимним праздником для всех был и будет Новый год. Дети с нетерпением отсчитывают дни до Новогодней ночи в надежде получить подарки, а взрослые спешат избавиться от накопившегося за прошедший год груза проблем. Отмечая наступление Нового года ночью 31 декабря, многие из нас даже и не задумываются, что этот замечательный праздник несколько раз переносили. А ведь в языческие времена наступление Нового года символически связывали с весенним равноденствием и провожали старый год 22 марта. С 998 г. год начинался 1 марта, а связано это было с введением нового летоисчисления (в связи с Крещением Руси) и принятием Юлианского календаря. Со временем Новый год стали встречать 1 сентября. Идея заключалась в том, что к сентябрю урожай был собран, а значит, можно подводить итоги прошедшего года. В 1699 г. Петр I утвердил новую дату – 1 января и основал традицию ожидать прихода Нового года шумно и весело.

Традиции праздничного застолья на Новый год

Для встречи Нового года принято приглашать к себе в гости близких друзей и любимых родственников. Традиционные новогодние гуляния продолжаются до утра. В Новый год под елочку подкладывают подарки всем без исключения – и детям, и взрослым.

Обязательным атрибутом Новогоднего празднования является украшенная елка. Лесную гостью украшают не только стеклянными шарами и гирляндами, но и разными «вкусняшками», завернутыми в фольгу – мандаринами, конфетами, яблоками, орехами. На дверях вешают еловые ветки или венки. Создают атмосферу праздника и зажженные повсюду свечи.

Обязательными гостями Новогоднего вечера должны быть Дед Мороз и Снегурочка. Кстати, под елку желательно поставить символические изображения этих сказочных персонажей.

Согласно традициям, на столе в Новый год должно быть представлено 12 различных блюд. Однако советский период истории внес свои коррективы и теперь невозможно представить новогодний стол без салата «Оливье», «Советского шампанского» и мандарин.

В новогоднюю ночь принято устраивать с переодеванием или надеванием маскарадных масок. Чтобы не скучать, можно придумывать забавные конкурсы и игры за новогодним столом.

Новый год вступает в законные права в полночь 31 декабря под оглушительный бой курантов. В последние мгновенья уходящего года принято принимать поздравления от действующего президента. А под звон бокалов с шампанским нужно постараться загадать желание – если успели, то оно обязательно сбудется.

Наступление Нового года пропустить невозможно – освещающие все вокруг фейерверки и взрывающиеся петарды известят всех о свершившемся событии.

Немного о праздновании Рождества

В то время как Новый год – это пышный и шумный праздник, не предусматривающий абсолютно никаких ограничений в еде или играх, а – тихий и скромный праздник. В Сочельник, т.е. 6 января, завершается пост, и трапезу начинают не ранее восхода первой звезды. Для трапезы в Святой вечер нужно приготовить 12 блюд, обязательно постных, и, конечно же, кутью. Кутью варили всегда из пшеницы, риса, ячменя или гороха и приправляли сладким узваром с медом, сухофруктами, маком и др.

А вот на Рождество (7 января) уже готовили праздничный ужин и всей семьей садились за стол. Согласно традициям, на столе символически укладывают охапку сена как напоминание о том, что Иисус родился в хлеву для скотины. Для трапезы готовят уже мясные и рыбные блюда, но центральным блюдом вечера должна стать кутья. Традиционно празднование начинают с кутьи, ведь по народному поверью тот, кто съел в Рождество хотя бы одну ложку кутьи, будет здоров и успешен в наступившем году.

Современным людям очень трудно соблюдать вековые традиции по организации того иного праздника. Постоянная занятость, стрессы и спешка не позволяют выделить достаточно времени на приготовление нужных 12 блюд или той же кутьи. Однако праздники как раз и созданы для того, чтобы остановить свой бег на минутку, подарить близким свою любовь и ощутить причастность к традициям своего народа.

Празднуем Крещение Господне

Крещение Господне празднуют в ночь с 18 на 19 января. Из-за того, что для истинных христиан церковное крещение было событием очень важным и значимым, крещение спасителя Иисуса Христа в речке Иордан приобрело особую масштабность. Поэтому Крещение – это основной церковный праздник, в который все христиане стараются покаяться в совершенных за год грехах.

Очищение души происходит посредством купания в зимней проруби. Сначала в церкви совершается богослужение, посвященное Крещению Христа, а затем все священники и люди, пришедшие в церковь, совершают крестный ход к близлежащему водоему. Прорубается полынья и священник освящает воду по всем церковным канонам. После освящения вода становится целительной и трехкратное окунание в ледяную воду способствует очищению души и исцелению от хворей. Святую воду рекомендуется набрать и окропить дом, давать как лекарство больным людям или использовать как средство от разных приворотов, сглаза и т.д.

В Крещенский Сочельник принято готовить на ужин постную кашу и овощи. Вечер накануне Крещения издавна славился народными гуляниями, гаданиями и прочими таинствами. К примеру, в Крещение было принято выбирать себе невесту, крестить детей и заключать браки.

Крещением завершается цикл зимних праздников, и зима начинает понемногу сдавать свои позиции. Несмотря на то, что крещенские морозы самые сильные, народ знал, что зима лютует напоследок.

Елена Прохорова
Конспект открытого занятия «Зимние забавы и праздники»

Занятие : «Зимние забавы и праздники » .

Цели : - учить детей отвечать на вопросы

Развивать навык словообразования

Прививать любовь к поэтическому слову

Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях ;

Активизировать словарь по данной теме;

Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе;

Формировать интерес к традициям и обычаям русского народа;

Воспитывать через знакомство с праздниками такие духовно-нравственные качества, как доброта, любовь к ближнему, милосердие, терпимость, трудолюбие;

Развивать речевую и познавательную активность;

Расширять кругозор детей.

Словарь : Снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной, Рождество, Святки, Крещение, Иордан.

Оборудование : Сундучок с деталями домика, елочка, снежинка, мячик, тарелочки с мукой, картинки с изображением народных гуляний.

Предварительная работа : Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц, чтение рассказа Топелиуса «Три ржаных колоска» , наблюдение за погодой на прогулках.

Ход занятия

I Организационный момент

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозы

И зима настала

Пришла к нам долгожданная зима, она прислала нам свой подарок - сундучок

Ребята сколько вопросов и загадок в этом сундучке, мы с вами должны на них ответить.

II Закрепить признаки зимы

–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.

Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.

Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)

Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает ложится. (Воспитатель заглядывает в сундучок)

Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб.

А здесь еще что-то лежит.

Это домик и он рассыпался. Зимушка хочет, чтобы мы его собрали, но для этого нужно выполнить все задания, а сундучок отдаст нам детали домика, а вы его сложите.

III Игра «Закончи фразу»

(Достается конверт с заданием)

Ребята помогите закончить фразу

Скрипит….(снег) морозный…. (день) замерзла…. (река) снежная…. (зима) ударили (морозы) ледяной …. (ветер)

Хрустит….(снег) скользкая…. (дорога) дует …. (ветер) холодное….(утро) метет …. (метель)

А вот и первая деталь домика (дети прикрепляют сруб дома на мольберте.)

IV Игра «Доскажи словечко» (Из сундучка достается свиток)

Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег

С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки

На поселки, на лужок все снижается…снежок

Вот веселье для ребят все сильнее…снегопад

Все бегут в перегонки все хотят играть в ….снежки

Словно в белый пуховик нарядился… снеговик

Рядом снежная фигурка это девочка…. снегурка

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…. снегири

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…. снег

Какие слова вы добавляли? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири)

Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и новая деталь для домика (дети крепят ее на мольберте)

V Физминутка

Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши

Ловим снег - холопок в ладоши.

Руки в стороны по швам.

Хватит снега нам и вам.

VI Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»

Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка - малютка.

Легкая, узорная звездочка - малютка

Ты лети мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла

На моей ладошке.

Что же это за звездочка? (это снежинка)

Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)

Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.

А сундучок приготовил нам еще одну деталь домика (ребенок прикрепляет ее к мольберту)

VII Игра «Скажи правильно» (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

Посмотрите это снежинка, она такая легкая и воздушная, что летает, где захочет. Ребята, посмотрите на снежинку и закончить предложение.

(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…. под елку.

Снежинка лежит…. на ветке.

Снежинка опустилась ….за елкой.

Снежинка лежит…. около елки.

Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Сундучок отдал нам крышу.

(Ребенок крепит ее к домику)

VIII Образование слов с уменьшительным суффиксом.

Снежинка так долго летала, что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

(Дети изображают, как они замерзли)

А теперь, давайте погреемся. (Дети ловят мяч, дают ответ воспитателю)

Снег….снежок ветер…. ветерок

Звезда…. звездочка солнце…. солнышко

Облако….облачко снежинка…снежиночка

Зима….зимушка елка….елочка

Как хорошо мы погрелись и слова новые придумали.

Ребята, а чего- то нет у нашего домика? (Трубы)

(Дети достраивают дом до конца)

IX Образование прилагательных от существительных

Дом вы сложили из снежных деталей.

Какой это дом? (Снежный)

А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом? (Ледяной)

Ребята, а кто в таком домике может жить?

А нам этот дом подойдет (Нет.)

Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)

Кого же нам пригласить жить в этом домике (Деда Мороза и Снегурочку)

Но они не найдут к нему дорогу, надо им помочь.

XI Рисование снежинки пальчиком

Дорогу мы с вами сделаем сами.

Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.

(Дети рисуют пальчиком снежинку по кукурузной крупе)

(Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту, дети рассматривают рисунки.)

Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.

Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии . А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к нам по снежной дорожке с подарками к Новому году.

Ребята, а вы согласны, что зима – это волшебное время года? Зимой много праздников , зимой можно веселиться, играть.

Посмотрите на картинки. Как на Руси в старину гуляли люди? (ответы)

Катались на санях

Катались с горки

Катались на коньках

Играли в снежки

А сейчас как можно провести зимний день ? (ответы)

Давайте вспомним, какие праздники мы отмечаем зимой .

Новый год. Перед новым годом в каждом доме, в каждом городе и в каждой семье наряжают зеленую ель красивыми шарами, игрушками, мишурой и гирляндами. В новый год можно всей семьей сходить на веселый праздник , говорят так - сходить на елку. Там можно послушать музыку, потанцевать, поесть вкусностей, и, если повезет, встретить настоящего Деда Мороза и Снегурочку.

Дед Мороз приезжает из далекого края. Он везет с собой огромные мешки подарков для детей, которые он заготавливает целый год. 31 декабря ровно в 12 часов ночи пробьют куранты - это большие часы, которые показывают по телевизору на каждый Новый год. Звон этих часов говорит о наступлении Нового Года. В это время надо загадать желание - оно обязательно сбудется!

На Руси верили, что как Новый год встретишь, так его и проведешь. Поэтому на Новый год нельзя заниматься тяжелой работой. Зато нужно украшать свой дом, накрывать изобильный стол, одевать все самое новое и красивое и, конечно, дарить подарки!

Рождество. Давным-давно это было. У нас на Русской земле стояла суровая зима, трещали морозы, все было покрыто белым пушистым снегом. А в далекой южной стране Палестине, где никогда не бывает зимних холодов , в городе Вифлиеме родился младенец – Иисус Христос. Родился он не в царских палатах, не в теплом богатом доме, а в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли домашних животных. По-другому эта пещера называется вертепом.

Вот здесь-то у Девы Марии родился сын.

Вся природа радовалась рождению чудесного младенца, даже животные в пещере старались согреть его своим дыханием.

А в небе зажглась необычайно красивая, большая звезда. Именно она возвестила всему миру о рождении Спасителя. С неба спустились Ангелы и сообщили радостную весть пастухам, которые находились неподалеку. И пастухи немедленно отправились поклониться Божественному Младенцу.

Предлагаю вам посмотреть мульфильм об этом.

Рождество мы празднуем до праздника Крещения . Это время называют Святки. От какого слова образовано слово «святки» ? Правильно. По-другому можно сказать, что это святые дни. На святки люди веселятся, ходят друг другу в гости, а еще стараются сделать как можно больше добрых и хороших дней.

Подумайте и скажите, какие добрые дела сделали или можете сделать вы?

Подготовка к святкам шла заранее. Подыскивали избу, убирали ее, украшали, мастерили маски и костюмы ряженых. А самым веселым были колядки. Молодые люди и дети наряжались, обходили дома, славили хозяев, а за это просили пирогов да сладостей всяких. После того, как хозяева выносили угощение, колядовщики благодарили их и уходили к следующему двору (дому) . Когда все дома были пройдены, дети собирались в одном доме и угощались всем тем, что наколядовали. А потом пели песни, частушки.

Предлагаю вам послушать, как пели колядки.

Так Святки продолжались до Крещения. Вечерок Крещенский – вечерок особый! Крещение – последний день зимних Святок .

Ребята, а вы знаете, что это за праздник , Крещение? (ответы)

Давным-давно, на реке Иордан принял крещение Иисус Христос. По преданию, когда Он вышел из воды, с небес к нему прилетела голубка, т. е. ангел в образе птицы спустился, чтобы стать Его хранителем. С тех пор на всей планете, где живут Православные Христиане, верующие празднуют день крещения . В этот день в церквях святят воду, а еще люди собираются в шествия под названием «Крестный ход» .

Посмотрите, как на Руси праздновали этот день .

Итак, ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили на занятии ?

Какие зимние праздники мы вспомнили ?

Что это за время – Святки?

Что такое колядки?

Почему мы особенно любим эти праздники ?

Какие дела люди стараются делать в эти волшебные праздники ?

Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии ?

На этом мы заканчиваем нашу беседу о зимних праздниках . Я дарю вам эти праздничные наклейки в память о новом годе и рождестве.