Методы и формы взаимодействия доу с семьей. Взаимодействие доу и семьи

Зимина Ирина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №13 "Колосок"
Населённый пункт: Нижегородская область,город Кулебаки,с.Мурзицы
Наименование материала: Реферат
Тема: "Взаимодействие семьи и ДОУ"
Дата публикации: 01.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Введение

1 Понятия взаимодействия и сотрудничества

2 Принципы взаимодействия ДОУ и семьи

3. Основные направления работы ДОУ с семьёй

4. Формы взаимодействия воспитателя и семьи ребенка

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей

дошкольных учреждений к работе с семьей. Согласно Концепции

модернизации российского образования семья должна быть активным

субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей

модернизации образования возможно только в процессе постоянного

взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в

т. ч. с семьёй как социальным институтом.

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в

становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие

ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно

дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка

подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и

жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Так же, как и

каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему

ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью

противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для

всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с

этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта

между детским садом и семьёй.

Современная семья является одним из главных действующих

институтов формирования личности ребенка, формирование у него

нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают

первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье

формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные

жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от

складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы

ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и

родителями не сложились.

Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может

быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что

позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким

образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей

детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных

ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов

является установление положительных взаимоотношений между

воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями

для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к

ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье

Цель исследования: выявить предпочитаемые формы взаимодействия

ДОУ и родителей.

Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.

Предмет исследования: формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

– изучить взаимодействие ДОУ и семьи;

– рассмотреть психолого-педагогические основы взаимодействия семьи

и педагога;

– охарактеризовать современные формы взаимодействия воспитателя

ДОУ с семьями;

– выявить предпочитаемые формы взаимодействия воспитателя

детского сада и родителей.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и

педагогов по проблемам взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей

дошкольного возраста.

1 Понятия взаимодействия и сотрудничества

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к

участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях

воспитателей и родителей существует определённая дисгармония.

Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и

профессиональные факторы, которые могут привести к формированию

личных и профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать

активными участниками в воспитании своих детей. Анализ сложившейся

ситуации показывает, что в настоящий момент существует ряд противоречий:

– между низким уровнем педагогической культуры и недостаточными

знаниями основ психологии родителями и отсутствием системы обучения их

в дошкольном учреждении;

– между стремлением родителей к активной деятельности в ДОУ и

строго регламентирующим характером деятельности учреждения;

– между правами и обязанностями родителей и неумением ими

пользоваться;

– между необходимостью построения работы с семьей на основе

взаимодействия и сотрудничества и неумением педагогов вести эту работу.

Признание приоритета семейного воспитания, новизна отношений

семьи и дошкольного учреждения определяется понятиями «сотрудничество»

и «взаимодействие». Взаимодействие представляет собой способ

организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании

социальной перцепции и с помощью общения.

Результатом взаимодействия являются определённые

взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой

взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения

взаимодействующих. Термин «взаимодействие», в контексте взаимодействия

образовательного учреждения и семьи, был раскрыт в работах Т.А. Марковой,

где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью

решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого

понимания. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями предполагает

взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие; знание и учет педагогом

условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в

детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и

педагогов поддерживать контакты друг с другом.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество

педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров,

уважительное отношение друг к другу с учетом индивидуальных

возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только

взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие,

взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и

родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их

взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй

является содружество, которое подразумевает объединение кого-либо,

основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, и предполагает, прежде

всего, открытость навстречу друг другу.

Таким образом, главный момент в контексте «семья – дошкольное

учреждение» – тесное сотрудничество и личностное взаимодействие педагога

ДОУ и родителей в процессе воспитания ребенка. Родительская любовь даёт

человеку «запас прочности», формирует чувство психологической

защищённости. Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети

становятся любознательными, активными, творческими.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации

и демократизации в нем обусловили необходимость активизации

взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Семья – уникальный

первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической

защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного

безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека

вообще, а для дошкольника в особенности. Об этом же говорят и

современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова,

О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они

считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений.

Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и

близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата)

безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а

просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка – это ещё и источник общественного опыта. Здесь

он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное

рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то

должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья,

общественность. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться

и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного

учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут

ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны

поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Новая философия взаимодействия семьи и ДОУ предполагает и новые

отношения. Имея свои особые функции, они не могут заменить друг друга,

поэтому установление между ними контакта является необходимым условием

успешного воспитания ребенка младшего дошкольного возраста.

Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения

– становление личности ребенка. Родители и педагоги – это две мощнейшие

силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека

невозможно преувеличить. Чтобы из маленького ребенка вырастить

полноценного человека: культурную, высоконравственную, творческую и

социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители

действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом,

знаниями. Здесь особое значение приобретает взаимопонимание, взаимо-

дополнение, сотворчество ДОУ и семьи в воспитании и образовании

подрастающего поколения.

В этом контексте семья по отношению к ДОУ выступает уже не только

как потребитель и социальный заказчик, но и, что очень важно, в роли

партнера. Успех сотрудничества будет зависеть от взаимных установок семьи

и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны

осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и

доверяют друг другу.

Детский сад – это первое образовательное учреждение, с которым

вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он

дополняет ее, выполняя свои особые функции. В то же время, современное

семейное воспитание не рассматривается как автономный фактор

формирования личности. Напротив, эффективность домашнего воспитания

возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных

институтов, с которыми у семьи складываются отношения сотрудничества,

взаимодействия.

Практика показывает, что для установления диалога с семьями

воспитанников педагогам важно активно использовать язык поддержки и

соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают и слышат.

Это достигается при помощи разнообразных способов коммуникации

(активное слушание, контакт глаз, уместный комплимент, улыбка и пр.), но не

ради соответствия ожиданиям семьи, чтобы произвести хорошее впечатление

или утвердить свою правоту, а с целью создать эмоционально-

положительную атмосферу заинтересованного разговора, совместного

решения проблем.

Осознание приоритета семьи привело к смене социальной позиции:

детский сад для семьи, а не семья для детского сада; к появлению новых

коммуникативных связей, более осознанному и заинтересованному участию

родителей в педагогическом процессе. При этом происходит переход от

понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие»; идет поиск

совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и

слабых сторон друг друга.

Следовательно, эффективно организованное сотрудничество между

семьёй и ДОУ дает импульс к построению взаимодействия с семьёй на

качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в

воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительных отношение и

стремление к взаимопониманию. Создание союза трех социальных сил:

педагоги – дети – родители – один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.

2 Принципы взаимодействия ДОУ и семьи

Новая философия взаимодействия педагогов и родителей включает

следующие принципы.

Принцип перехода от сотрудничества по обмену информацией и

пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному

общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым

понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно-

равноправное общение, совместное приобретение опыта.

Взаимодействие предполагает также безоценочный стиль отношений.

Недопустимость анализа личности родителя по степени его педагогической

«грамотности-неграмотности», «активности-пассивности», «готовности-

неготовности» к сотрудничеству.

Конфиденциальность предполагает готовность педагога терпимо

относиться к тому, что члены семьи маленьких воспитанников по разным

причинам могут скрыть от него существенную информацию.

Актуальной сегодня является и ориентация в содержании общения на

проблемы, влияющие на развитие детей, учет запросов и пожеланий

родителей в знаниях. В хорошем смысле слова это означает то, что педагог

«идет на поводу» у родителей. Так же это доверительность отношений между

педагогами и родителями, личная заинтересованность, эмансипация

последних, предполагающая освобождение от старых взглядов, появление

рефлексивного отношения к своей деятельности. Реализация этого принципа

подразумевает отказ от критики собеседника, умение заинтересовать его,

нацелить на анализ собственной воспитательной деятельности.

Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья –

дошкольное учреждение» – личностное взаимодействие педагога и родителей

в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время

является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот

принцип предполагает, что родители могут иметь возможность свободно, по

своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью

малыша в детском саду, стилем общения воспитателя с дошкольниками,

включаясь в жизнь группы. В рамках закрытого детского сада перейти же к

новым формам отношений родителей и педагогов невозможно. Вовлечение

родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость

детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами,

его открытость влияниям микросоциума, т.е. «открытость детского сада

наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности

дошкольного учреждения.

К новым принципам взаимодействия относится и вариативность

нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании.

Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями, используя

разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.

Поскольку взаимодействие на современном этапе не ограничивается

педагогическим просвещением, следует уточнить и расширить понятие

«взаимодействие» такой характеристикой, как способность родителей к

рефлексии. Задача формирования у родителей одного из компонентов

педагогической рефлексии – умения самокритично оценить себя как

воспитателя, свою воспитательную деятельность, встать на место

воспитуемого и посмотреть на ситуацию его глазами. Это особенно

актуально для молодых отца и матери, поскольку у них только начинает

складывать родительская позиция. От сформированности этого умения

зависит характер взаимоотношений родителей и малыша, успех их

дальнейшей воспитательной деятельности. Сформированные у родителей

стремление понять ребенка, умение творчески применять полученные

педагогические знания будут способствовать появлению взаимопонимания

между ними, эмоционально-положительного, осознанного, нравственно-

мотивированного отношения ребенка к требованиям взрослого.

К новым принципам взаимодействия дошкольного образовательного

учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности,

которая предполагает интегрирование разных аспектов личного

родительского опыта: когнитивного; эмоционального; сенсорного;

коммуникативного; рефлексивного и др.

Компетентность включает в себя не только когнитивный компонент, но

и эмоциональный, и поведенческий, то есть умение применять полученные

знания на практике, сформированность педагогической рефлексии. Качество

родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого

находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык

контакта с ребенком, включающий многообразие вербального и

невербального поведения субъектов общения, что позволит взрослому

оставаться во взаимосвязи с ребенком. Когда выбор реагирования на

поведение дошкольника осознан родителями, он становится свободным от

привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения.

Таким образом, основная цель взаимодействия – установление

объединение в одну команду, потребность делиться друг с другом своими

проблемами и совместно их решать.

3. Основные направления работы ДОУ с семьёй

К середине 20 века сложились достаточно устойчивые формы работы

детского сада с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать

традиционными. Условно их можно разделить на следующие группы:

индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные (табл. 1).

Таблица 1 – Традиционные формы работы детского сада с семьей

Коллективные

1. Родительсике собрания (общие, групповые) – форма организованного

ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей

определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

2. Конференции.

3. Круглые столы.

4. Экскурсии по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем

и задачами ДОУ.

Индивидуальные

1. Педагогические беседы с родителями.

2. Тематические консультации (проводятся специалистами).

3. Заочные консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей.

4. Посещение семьи ребенка.

5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки.

Наглядно-

информационны

1. Записи бесед с детьми.

2. Видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных

моментов и занятий.

3. Фотографии.

4. Выставки детских работ.

5. Стенды, ширмы, папки-передвижки.

Это формы работы проверенные временем. Их классификация,

структура, содержание, эффективность описаны во многих научных и

методических источниках.

Анализ традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая

роль в организации работы с семьей отводится педагогам. При

добросовестном выполнении они полезны и необходимы до сих пор. В то же

время, следует отметить, что в современных условиях эти формы работы

больших результатов не дает, т.к. невозможно разглядеть проблемы каждой

семьи индивидуально. Беседы, консультации в основном исходят от

воспитателей и ведутся в том направлении, которое кажется необходимым

им, запрос от родителей идет редко. Наглядная пропаганда, чаще всего,

оформляется педагогами в виде стендов, тематических выставок. Родители

знакомятся с ней чисто механически, когда забирают детей домой из группы.

Посещение же семьи воспитателем для выяснения общих условий семейного

воспитания в последнее время вызывает недовольство родителей по причине

ухудшения экономического положения семей.

Все это указывает на то, что семья воспринимается общественностью

как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка.

К сожалению, некоторые педагоги исходят из того, что именно они должны

«разъяснять» родителям, как следует воспитывать своих чад, и избирают

назидательный тон: не советуют и предлагают, а требуют; не подсказывают, а

наставляют. Все это отталкивает родителей. А итог один – детский сад и

родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.

Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как

направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем

родительским коллективом группы. В этих условиях невозможно узнать

индивидуальность семьи и ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и

контактировать, активизировать и работать сообща.

В настоящее время в рамках работы ДОУ и семьи начали активно

использоваться инновационные формы и методы работы с семьей.

Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и

взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни

общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для

своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на

различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива

заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-

образовательного пространства «детский сад-семья». Решая эту задачу,

педагоги ищут новые формы и методы работы с родителями. В настоящее

время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм

взаимодействия с семьями воспитанников. Они направлены на установление

неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому

саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой,

новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, Т.В. Кротова

выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-

аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные

Таблица 2. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и

родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

Информационно-

аналитические

Выявление интересов, потребностей,

запросов родителей, уровня их

педагогической грамотности

Проведение социологических срезов,

опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта

между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие

родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными

и психологическими особенностями

детей дошкольного возраста.

Формирование у родителей

практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический

брифинг, педагогическая гостиная,

проведение собраний, консультаций в

нетрадиционной форме, устные

педагогические журналы, игры с

педагогическим содержанием,

педагогическая библиотека для

родителей

Наглядно-

информационные

: информационно-

ознакомительные;

информационно-

просветительские

Ознакомление родителей с работой

дошкольного учреждения,

особенностями воспитания детей.

Формирование у родителей знаний о

воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для

родителей, организация дней (недель)

занятий и других видов деятельности

детей. Выпуск газет, организация мини-

библиотек, мини-музеев

Для реализации содержания этой работы в дошкольном учреждении

также используются коллективные и индивидуальные формы деятельности.

Эти формы могут стать эффективными только в том случае, если удалось

найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем, важно

расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на

сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные

способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном

учреждении и дома.

Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование

письменных форм общения с родителями. Так, первым шагом к

взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, ещё

стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о

том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в

детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая

к ежедневному расставанию. Так, в знакомых всем родительских уголках

дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это

служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит

детей и родителей быть внимательными друг к другу.

«Спрашивайте – отвечаем» – это почтовый ящик для личных вопросов

родителей. Кроме того, на шкафчике каждого ребенка есть место для визитки –

рамочка, в которую дети вставляют картинку или рисунок и меняют их в

течение дня по своему желанию. Вечером родители и воспитатель могут

обсудить выбор ребенка, прокомментировать его.

Совместно с родителями организуются тематические выставки,

например, «Вещи из бабушкиного сундука», «Как сражались наши деды»,

«Птичий вальс», «Осенний вернисаж», «Веселые овощи», «Золотые руки

наших бабушек». Сегодня большой популярностью пользуется «Музей

одного образа». Такой мини-музей – результат общения, совместной работы

педагога, воспитанников и их семей. Отличительной чертой такого мини-

музея является то, что он занимает очень небольшое пространство, кроме

того, здесь все можно все трогать.

Одной из форм взаимодействия, является подключение родителей к

жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми. Так,

родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и

т.д.) приходят в гости к дошкольникам. Например, папа пожарный, или папа

милиционер, мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей

профессии. Родители принимают участие в разных занятиях с детьми,

снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др. Кроме того,

родители могут привлекаться к субботникам, к участию в озеленении

территории ДОУ, возить дошкольников на представления, экскурсии в

выходные дни, совместно посещать музеи.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается

участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой

приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского

праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. В

настоящее время активно используется метод проектов, когда родители

подключаются к выполнению определенной части общего задания, например,

по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают

информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии

и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод

способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Благодаря применению активных методов родители оказываются в

исследовательской позиции и вместе с тем могут чувствовать себя в

отношениях с другими комфортнее и безопаснее, так как начинают получать

друг от друга обратную связь и эмоциональную поддержку.

Одной из форм работы с родителями в настоящее время является

создание Попечительского совета при ДОУ. Его членами являются

заведующий ДОУ, родители детей, посещающих данное дошкольное

учреждение, сотрудники ДОУ, а также представители организаций,

финансирующих деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Весьма эффективно участие родителей и в работе педагогических

советов, – это помогает выявить общие проблемы, наметить пути их

решения. Присутствуя на педсоветах «Здоровье и безопасность наших

детей», «Учимся, играя», родители высказали свое мнение по обсуждаемой

теме, внесли коррективы и предложения. Взаимно полезным является и

участие родителей в семинарах-практикумах «Портрет современного

педагога», где участники обмениваются мнениями о том, каким должен быть

воспитатель, отвечающий требованиям высокой нравственности и запросам

современного общества.

Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном

образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах.

Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с

новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и

взаимодействию с ребенком;

ребенка в ДОУ и семье;

4. Формы взаимодействия воспитателя и семьи ребенка на примере

д/с Колосок села Мурзицы Нижегородской области

Взаимодействие воспитателей и семьи, является одной из

приоритетных задач МБДОУ, и осуществляется с использованием

структурно-функциональной модели, которая состоит из трех блоков:

информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.

Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ

сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов,

просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или

иному вопросу, организация продуктивного общения всех участников

образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, опытом

семейного воспитания. Задачи, которые предстоит решать в этом блоке

определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов.

Работа данного блока включает:

– опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение,

изучение медкарт, информационные листы, газеты, листы-памятки,

библиотека для родителей, буклеты, фотовыставки и т.д.;

– творческие домашние задания (предлагаются при первом знакомстве

с ребёнком) – заполнить анкету «Это я», которая поможет педагогам поближе

узнать о ребёнке; сконструировать домик «Наш семейный теремок»

(предлагаются заготовки для конструирования домика, в котором ребёнок

вместе с родителями расположит фотографии членов своей семьи);

нарисовать свою ладошку, где на каждом пальчике мама или папа напишут,

как дома называют ребёнка члены семьи. Такие творческие задания

способствуют развитию интереса ребёнка и родителей к их новым условиям,

помогают почувствовать заинтересованное отношение воспитателей к своему

будущему воспитаннику. Эти творческие задания станут впоследствии

страничками «Семейного альбома» ребёнка;

– «Занимательные странички» выпускаются с целью информирования

родителей об учебно-воспитательном процессе в рамках какой-либо

тематической недели. Из таких страничек родители узнают об информации,

или иного материала;

– в уголках Здоровья родителям предлагается различная информация о

детских болезнях и их профилактике в виде информационных листов,

различные консультации, памятки, буклеты.

Практический блок предполагает практические мероприятия, которые

связаны с включением родителей в единый воспитательный процесс ДОУ, и

связанных с развитием детей. Формы и методы работы, используются

педагогами ДОУ, зависят от информации, полученной при анализе ситуации

первого блока, это:

– мероприятия по оздоровлению детей, изготовление нетрадиционных

пособий, организация экскурсий, походов, семейных выставок,

фотовыставок;

– «Мамина (папина) пятиминутка» – мамы или папы «рассказывают»

(оформляют с помощью картинок, рисунков и т.д.) детям или о своей

профессии, или о своих увлечениях спортом, или о своих любимых книгах

детства и т.д. Такая форма работы способствует сближению родителей и их

детей, способствует воспитанию уважения детей к родителям, развивает

интерес детей к миру взрослых;

– «Выходной всей семьёй» – педагоги вместе с детьми готовят

приглашения для родителей на какое-либо семейное мероприятие (поход в

театр, в библиотеку, лыжная прогулка и т.д.). Кроме того, родителям и детям

предлагается «листок путешественника», где предложены вопросы, которые

можно обсудить с детьми во время прогулки или экскурсии, какое-то

творческое задание и т.д.

Показателем ее результативности являются:

– удовлетворенность родителей работой ДОУ;

– удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с

педагогами и руководителями ДОУ.

Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности

мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада (в

количественных и качественных показателях), базовые данные

результативности проделанной работы.

Для определения эффективности совместной с родителями работы,

используются опрос или анкетирование, которые проводятся сразу после

какого-либо мероприятия. Родители оставляют свои небольшие отзывы о

мероприятии, которые оформляются в «Портфолио группы» и

иллюстрируются фотографиями с проведённого мероприятия.

Как показал анализ работы, – такая система сотрудничества с семьёй

эффективно способствует формированию у родителей опыта руководства

детской деятельностью.

Однако имеются и проблемы взаимодействия, основная из которых –

это занятость современных родителей, что не всегда позволяет им находиться

рядом с ребенком в важные моменты его жизни. Между тем ранний возраст –

период маленьких достижений, именно на этом возрастном этапе ребенок

активно развивается и познает окружающий его мир, поэтому участие

родителей очень важно для развития малыша, а организация взаимодействия

с родителями детей раннего возраста имеет большое значение.

Это свидетельствует о необходимости интеграции семейного

воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому

дошкольного учреждения и семьи, активного включения родителей во

взаимодействие с воспитателями ДОУ.

Заключение

Взаимодействие педагогов и родителей в дошкольном образовательном

учреждении осуществляется в разнообразных формах.

Современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии

с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей, имеют неоспоримые и

многочисленные преимущества, это:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на

совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ

всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время никак

не повредит, так как будут учитываться мнения семья и предложения по

взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются

пониманием со стороны родителей в решении педагогических проблем. А в

самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется

это взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка: педагог, постоянно поддерживая

контакт с семьей, знает особенности привычки своего воспитанника и

учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению

эффективности педагогического процесса;

– родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в

дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка,

которое они считают нужным: таким образом, родители берут на себя

ответственность за воспитание ребенка;

– укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного

общения, нахождение общих интересов и занятий;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития

ребенка в ДОУ и семье;

– возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что

было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями.

Педагог, определив тип семьи воспитанника, может найти правильный

подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями.

Основные принципы работы в рамках новых форм сотрудничества:

– открытость детского сада для семьи (каждому родителю

обеспечивается возможность знать, видеть, как живет и развивается ребенок);

– сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

– создание активной развивающей среды, активных форм общения

детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в

семье и в ДОУ;

– диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии

Основные направления работы с родителями: информационно-

аналитическое, познавательное направление, наглядно-информационное

направление, досуговое направление.

Цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей – установление

доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами,

воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и

совместно их решать.

Список используемой литературы

Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н. Григорьева,

Л. Козлова // Дошкольное воспитание, 2006. – №9. – С. 23–31.

Детский сад – семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие /

Авт.-сост. С.В. Глебова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 111 с.

Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое

пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова,

Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина и др. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – С. 25–26.

Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ:

Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Сфера, 2005. – 80 с.

Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей

раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова.

– М.: ТЦ Сфера, 2009. – 249 с.

Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи /

О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. – 2009. – №4. – С. 74–83.

Петрущенко Н.А. Детский сад и семья – взаимодействие и

сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. –

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Задачи и формы организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий образовательных учреждений и семьи.

Основные направления организации работы дошкольного учреждения с семьей :

Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

Организация диагностической работы по изучению семей;

Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей;

Организация психолого-педагогического просвещения родителей;

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников);

Выявление и использование в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания;

Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики;

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении негативных проявлений у детей;

Использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;

Создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса;

Активное включение в работу с семьей психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, воспитателей;

Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений;

Разработка тематического оформления по работе с семьей (зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и др.);

Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.

В системе дошкольного образования взаимодействие педагогов и родителей осуществляется в основном через:

Приобщение родителей к педагогическому процессу;

Неограниченное (по времени) пребывание родителей в дошкольном образовательном учреждении в период адаптации ребенка;

Информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой дошкольного учреждения, знакомят с его воспитывающей и развивающей средой;

Объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

Разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

Систему социально-правовых и медико-педагогических занятий для родителей (университетов, лекториев, практикумов и др.);

Уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Работу с родителями в детском саду можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей : родительские университеты; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские собрания; лекции; тренинги.

Одной из главных и наиболее распространенных форм работы со всеми родителями являются родительские собрания , которые бывают:

Установочные или инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями в учебном процессе;

Знакомящие с аналитическими материалами из жизни учебного заведения (об успеваемости, медосмотре и др.) без упоминания фамилий учащихся и родителей;

Консультативные, здесь обсуждаются те или иные мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей;

Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации;

Совместные с детьми и родителями;

Отчетные;

Связанные с организацией помощи отдельным семьям и детям;

Информационно-просветительские, посвященные рассмотрению проблем, связанных с воспитанием и обучением.

Общение с родителями в ходе занятий педагогического всеобуча лучше строить в форме лекций-бесед, диалога , по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их.

Назначение родительских университетов в учебном учреждении - психолого-педагогическое просвещение родителей. Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.

Конференция - форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся и т.д. Различные службы учебного заведения разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей или по рекомендации педагогов, если родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению.

Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении педагога-психолога. Тренинговые занятия для детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.

Родительский ринг - это возможность обсудить различные ситуации в воспитании детей, изучить опыт преодоления проблем и конфликтных ситуаций, познакомиться с различными точками зрения родителей на ту или иную предложенную для обсуждения проблему воспитания детей. В анализе ситуации изучаются различные точки зрения родителей на проблему, обсуждается выход из создавшегося положения. Играет огромную роль и просвещение родителей группы, так как предлагается практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.

Просвещение родителей, повышение их грамотности в вопросах физического воспитания и укрепления здоровья дошкольников может осуществляться в разнообразных формах.

Дошкольные учреждения разнообразны, работают по различным программам и методикам, поэтому разнообразны формы и методы взаимодействия дошкольных учреждений с семьями - как уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

В этих целях хорошо используются:

  • - информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;
  • - различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания;
  • - семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми;
  • - «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на стадионе, закаливающих и лечебных процедур;
  • - совместные физкультурные досуги, праздники;
  • - анкетирование и тестирование родителей по вопросу воспитания здорового ребенка. Анкетирование является одной из интересных форм работы с родителями. Оно помогает лучше узнать детей, интересы их родителей, собрать мнения и пожелания о своей работе. По результатам анализа анкетных данных в каждой группе воспитателями может быть создана картотека семей воспитанников, куда заносятся сведения о составе семьи, социальном положении, взаимоотношениях родителей с ребенком, интересах и хобби.

Рассмотрим основные формы взаимодействия ДОУ и семьи, воспитывающих детей раннего дошкольного возраста.

В качестве взаимодействия дошкольного учреждения с родителями детей можно использовать посещение семей с целью выяснения состояния условий для игровой деятельности ребенка, наличие игрушек и выявления их места в жизни малыша. Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. Профессиональный социальный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи. При каждом последующем посещении семьи воспитатель или социальный педагог должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Чтобы посещение на дому было эффективней, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, сравнить его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей.

В качестве наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями воспитывающих детей раннего возраста являются родительские собрания. Родительские собрания - действенная форма общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с содержанием и методами игры в условиях семьи и детского сада. Роль воспитателя - организовать встречу, спланировать ее ход, грамотно расставить акценты на наиболее значимых вопросах, помочь в разрешении затруднений, подготовить раздаточный материал, памятки, продумать практическую часть, подвести итоги работы, поблагодарить родителей за активность, желание работать вместе.

Можно проводить тематические родительские собрания по вопросам освоения подвижной игры. Но открытые просмотры родители не очень любят, поэтому их могут заменить современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий, игр с детьми или других видов деятельности на видеопленку. Во-первых, это хорошая «память» для родителей. А во-вторых, видеозапись занятий и игр с детьми можно показать на родительских собраниях, которая поможет убедительно подкрепить рассказ воспитателя.

Эффективны и семейные клубы. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. С целью выявления запроса участников и получения дополнительной информации перед началом каждого заседания клуба проводится анкетирование.

Родители, особенно молодые, нуждаются и в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения игры и показать их.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем воспитатель может помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации проводятся как индивидуально так и для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны: сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие.

Родительские конференции - основная цель которых, обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции. К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений и т.п.

Следует серьезно относиться к такой форме работы, как наглядная пропаганда, правильно осознавать ее роль в педагогическом просвещении родителей, тщательно продумывая содержание, художественное оформление папок, стремясь к единству текстового и иллюстративного материалов. Значительным подспорьем здесь является библиотека специальной литературы по проблемам развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок. Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. К примеру, с большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д. Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье. В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей.

В настоящее время, в связи с перестройкой системы дошкольного воспитания, практические работники ДОУ ищут новые, нетрадиционные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей. К примеру, вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение.

Можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают при индивидуальном подходе в работе с семьей. В годовом плане необходимо заранее предусмотреть темы папок, чтобы педагоги могли подобрать иллюстрации, подготовить текстовой материал. Темы папок могут быть разнообразными, например, в папке на тему «Игра детей как средство воспитания»:

  • 1) высказывания классиков педагогики о назначении игры для развития и воспитания детей дошкольного возраста;
  • 2) какие игрушки необходимы ребенку того или иного возраста, перечень игрушек и фотографий;
  • 3) как организовать игровой уголок дома;
  • 4) краткая характеристика видов игровой деятельности в разном возрасте, ее роль в нравственном воспитании, примеры сюжетно-ролевых игр;
  • 5) рекомендации по руководству детской игрой в семье;
  • 6) список рекомендуемой литературы.

Учитывая занятость родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных необычных проявлениях детей.

Нетрадиционной формой взаимодействия с семьей является и библиотека игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с детьми.

Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу следует начинать активистам-родителям, затем в нее должны включиться психолог, врач, дефектолог, воспитатели, социальный педагог, остальные родители. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы.

Формы взаимодействия ДОУ с родителями

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют

Традиционные

нетрадиционные формы .

Традиционные формы существуют не одно десятилетие и делятся на следующие группы:

индивидуальные :

Индивидуальные консультации,

Беседы,

Анкетирование,

Просьбы и поручения,

Посещение

коллективны е :


Беседы

проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации.

Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении


семинары-практикумы.

Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:

Рассматривать иллюстрации,

Беседовать о прочитанном,

Как готовить руку ребенка к письму,

Как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания

Одной из главных и наиболее распространенных форм со всеми родителями является родительское собрание.

Родительские собрания могут быть;

    организационными;

    текущими или тематическими;

    итоговыми;

    групповыми.

Групповые собрания

проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

Этапы родительского собрания.

1 этап. Организация родительского собрания.

Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы важна. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания:

заблаговременно пригласить родителей,

разослать именные приглашения,

подготовить альбомы и видеоматериалы,

освещающие жизнь детей в детском саду.

Заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и выставках.

Завершает организационную часть этапов подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания.

2 этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Воспитатель лучше знает родителей группы, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов;

- Анализ достижений детей группы. В этой части родительского собрания воспитатель знакомит родителей с общими результатами деятельности детей; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в группе .

Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях. Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию детского сада как первого института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми очень важна.

Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление "детских грехов".

Психолого - педагогическое собрание.

Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач. Не плохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.

Обсуждение организационных вопросов

(экскурсии, приобретение пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом .

Личные беседы с родителями.

На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в воспитании и развитии.

Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и воспитатель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

3 этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов собрания начинается на самом собрании:

необходимо сделать вывод,

сформулировать необходимые решения,

дать информацию о следующем собрании.

Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это в последствии станет предметом размышлений.

Предметом анализа должны будут стать точно так же

персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу,

вопросы родителей в ходе собрания,

явка родителей,

причины отсутствия,

участие родителей в обсуждении и т. д.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

I. Анкетирование родителей по теме собрания.

Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.

Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.

Приглашения раздаются за неделю до собрания.

III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.

Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

IV. Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.

В конкурсах участвуют дети и родители.

Педагог знакомит родителей с образцами работ.

Все работы выставляются до начала собрания.

Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.

V. Запись ответов детей по теме собрания ни магнитофон.

VI. Приглашение сказочного героя на собрание.

VII. Написание плакатов по теме собрания.

VIII. Проведение заседания родительского комитета за месяц до собрания.

Распределение обязанностей по подготовке собрания:

ответственный за музыкальное оформление,

ответственный за организацию конкурса,

ответственный за проведение рейдов проверки,

ответственный за оформление группы и столов.

Хорошо, если до начала собрания звучит музыка.

На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить

карточки с именами, отчествами родителей, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.

На столе педагога: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания.

Чтобы вас услышали.

Главная задача любого информатора - сделать так, чтобы его услышали, то есть в принципе послушали именно то, что он хотел сказать. На решение этой задачи и направленно большинство используемых приемов.

Начало разговора.

Главное требование - начало разговора должно быть кратким, эффективным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо подумайте и запишите на листок бумаги первые 2-3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Правильно представитесь (если это первая встреча). Коротко, но подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей, которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах родителей.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения.

Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось.

Извинения немедленно поставят вас в позицию "снизу" и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно.

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: "С начало мы с вами...", "Затем мы рассмотрим...", "В конце разговора нам с вами предстоит...".

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей с начала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.

Можете сказать, на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будите фиксировать их для себя.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной.

Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни группы, покажите не что смешное или интересное, сделанное детьми и т.п.. если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Общие собрания

организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Родительские конференции.

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист.

Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов.

Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Роль семьи в воспитании ребенка»).

К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п.

Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

наглядные

Папки-передвижки,

Стенды,

Ширмы,

Выставки,

Фото,

Дни открытых дверей.

К лассификация нетрадиционных форм .

К ним относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы

направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Из анкет педагоги узнают особенности дошкольников, что ребенок любит, не любит, его предпочтения, как называть ребенка. Сюда относятся:

Опрос,

Тесты,

Анкетирование,

- «Почтовый ящик»,

Информационные корзины, куда родители могут

помещать волнующие их вопросы.

Досуговые формы

это совместные досуги,

праздники,

выставки.

Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.

К досуговым формам относятся различные праздники, например,

«Встреча Нового года»,

«Масленица»,

«Праздник мам»,

«Праздник урожая»,

«Спортивный праздник с родителями»,

«Дог-шоу»,

организация «Семейных театров» с участием членов семьи и др.

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Также проводятся игры

«Устами младенца»,

«Ярмарка»,

конкурсы «Украсим елку»,

«Сладкий час»,

дефиле для детей из бросового материала и др.

Родители вместе с детьми выполняют творческие задания

«Юный мастер»,

«Хорошая хозяйка».

Положительным является организация совместной деятельности родителей и дошкольников, например,

«Любимые кулинарные рецепты моей семьи»,

«Театральные фестивали»,

«Творческие мастерские»,

выставки «Радость созидания» и др.

Познавательные формы

ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи. Сюда относятся:

- «КВН»,

- «Педагогическое поле чудес»,

- «Театральная пятница»,

- «Педагогический случай»,

- «Что, где когда?»,

- «Круглый стол»,

- «Ток-шоу»,

- «Телефон доверия»,

-«Викторины», и др.

Для формирования у родителей навыков и умений воспитания ребенка также проводятся

Тренинги,

Практикумы,

Дискуссии.

Наглядно-информационные формы

условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

Задача информационно-ознакомительной формы

ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами. Например

Дни открытых дверей

. Примечательно, что сегодня для тех родителей, которые не смогли посетить детский сад, можно предложить

Записи на диске;

Просмотр видеороликов,

Выставки детских работ.

Совместные выставки детских рисунков

Фотографий на тему «Моя семья на отдыхе»,

- «Поделки из природного материала», изготовленные руками взрослых и детей.

Совместно с родителями оформляются

Коллажи при помощи современных технологий.

Практикуется

Переписка с родителями при помощи электронной почты,

Обмен фотографиями.

К изготовлению слайд-шоу активно подключаются родители.

Формы работы с родителями используемые при проведении « Дня открытых дверей» в ДОУ

- открытое занятие с детьми.

- совместное с родителями занятие.

КВН совместно с детьми и родителями.

Концерт для родителей.

Совместный досуг.

Семейный портрет.

Конкурс рисунков родителей на разные темы, в том

числе и « Портрет своего ребёнка»

Консультации специалистов: медиков, юристов и др.

Консультации логопеда, психолога, методиста и др.

Выставка детских работ.

Приглашение в ДОУ парикмахера, маникюрши и др.

Ярмарка-распродажа детских поделок, игрушек,

выполненных руками детей.

Ярмарка по обмену детской одежды.

Выставка блюд и рецептов приготовления блюд для

детей.

Выставка моделей детской одежды.

Анкетирование родителей по различным темам.

Круглый стол для родителей по обмену опытом.

Организация сюжетно-ролевой игры с детьми.

Организация и проведение к.г.н. и трудовых поручений

с детьми.

Задачи информационно-просветительской формы

близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся:

Выпуск газеты для родителей,

Компьютерная презентация текста,

- рисунков, диаграмм,

- библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Стенды, выполненные с применением современных технологий, также можно отнести в данную группу

Специфика этих форм заключается в том, что общение педагога с родителями здесь не прямое, а опосредованное.

Одной из форм, проверенных временем, является

подключение родителей к жизни ДОУ, организация их совместной деятельности с детьми .

Так, родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, художник и т. д.) приходят в гости к дошкольникам. Проводят с ними беседы. Например,

папа пожарный, или папа милиционер,

мама врач знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Они принимают участие в разных занятиях с детьми, снимают мероприятия на камеру, предоставляют транспорт и др.

Также родители привлекаются

К субботникам,

Участвуют в озеленении территории ДОУ

Возят дошкольников на представления,

Экскурсии в выходные дни,

Совместно посещают музеи.

В настоящее время активно используется

метод проектов

когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают зарисовки, фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Сейчас участники педагогического процесса активно используют

мультимедиа, интернет.

Особенности организации работы родительского клуба как формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Введение 3

Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

1.1. История вопроса организации взаимодействия ДОУ и семьи 8

2.1. Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в психолого -педагогической литературе 12

3.1. Родительский клуб как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи 22

Глава II. Экспериментальная работа по организации работы родительского клуба как формы взаимодействия доу и семьи

2.1.Организация исследования на выявления особенностей взаимодействия ДОУ и семьи 29

2.2. Результаты исследования на выявления особенностей взаимодействия ДОУ и семьи 33

Заключение 48

Список литературы 51

Приложение 54

Введение

В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.

Начало 2013 года стало богатым на события – особо значимые для развития нашей страны и ее образовательной системы. Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1.09.2013 г., в котором определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования». Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. От качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.

Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. В рамках дошкольного учреждения можно отметить проведение, как традиционных и надежно закрепившие формы взаимодействия с родителями: это консультации, либо выступления на родительских собраниях, стенды для родителей, и консультационные уголки в группах детского сада, а так же нетрадиционные, одним из которых является - родительский клуб.

Необходимость такого взаимодействия обусловлена главной задачей – физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка. Без участия семьи это сделать невозможно.

Цель исследования: определить особенности работы родительского клуба как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.

Предмет исследования: особенности организации родительский клуба как формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза: Мы предполагаем, что взаимодействие ДОУ и семьи характеризуется низкой готовностью родителей к активному участию в жизни детского сада (группы) а также недостаточной готовностьюпедагогов к взаимодействию с родителями.

Мы предполагаем, что использование методических рекомендаций по организации родительского клуба позволят преодолеть указанные недостатки.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

    Теоретически обосновать проблему взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

    Охарактеризовать родительский клуб как современную форму взаимодействия ДОУ с семьей;

    Изучить особенности образовательных запросов семьи, готовности семьи участвовать в образовательном процессе ДОУ.

    Проанализировать готовность педагогов к использованию активных форм взаимодействия с родителями, уровня их осведомленности о формах работы с родителями, в том числе о работе родительского клуба.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта; наблюдение, анкетирование педагогов и родителей, количественный и качественный анализ результатов.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия между ДОУ с семьями.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по организации родительского клуба, как формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Исследование проводилось на базе МБДОУ ДСОВ 24, г. Череповца с по 2014 года и включало в себя следующие этапы:

Iэтап – информационно-аналитический, включает анализ литературы по проблеме исследования, отбор анкет для выявления уровня взаимодействия ДОУ и семьи, изучение запросов семьи, готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения;

IIэтап – проведение констатирующего эксперимента;

В исследование приняли участие 10 семей и 10 педагогов ДОУ.

Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы (43), приложений на 54-90 странице. Основной текст составляет 53 страницы.