Охарактеризуйте наиболее распространенные модели семейных отношений. Модели семейных отношений

От внутренней работы вашего мозга до внешних проявлений в человеческом поведении. Используйте эти знания, чтобы создать жизнь, которую вы любите.

Возможно, нет ничего грустнее, чем осознать - после многих лет, направленных на то, чтобы вырваться из неблагополучного детства, вам удалось воссоздать его.

Одна женщина, дочь придирчивой и требовательной матери, рассказывала о двух своих многолетних браках: «У меня до сих пор есть проблемы с тем, чтобы почувствовать себя способной и осознать, что я поступаю правильно. К сожалению, в отношениях со своим мужем я никогда не была в состоянии почувствовать себя компетентной в каких-либо вопросах. Я также никогда не чувствовала, что любима им и постоянно пыталась завоевать его любовь. Также было в отношениях с моей матерью».

Аналогичными проблемами делился и один из мужчин: «На первый взгляд, моя жена и моя мать не имеют ничего общего. Моя жена маленькая блондинка, хорошо образованная и сложная натура. Моя мать – крупная брюнетка, не знающая многих вещей, и проще в общении. Но они обе критикуют меня постоянно. Ничего из того, что я когда-либо делал, не было достаточно хорошо для моей матери, но мой старший брат был для нее идеальным. Моя жена также постоянно недовольна мной, у нее постоянно недовольное выражение лица, которое удручает меня».

Можете ли вы в конечном итоге, выбрать партнером человека, похожего на вашу мать или отца и воссоздать воспринятые модели семейных отношений, если вы сознательно избегаете этого? Ответ заключается в теории бессознательных ментальных моделей.

Психологические исследования показывают, что наши ранние отношения, особенно с нашей матерью, не только влияют на то, как мы реагируем на романтические отношения, но и создают рабочие модели формирования отношений.

Вкратце, это можно сформулировать так – дети, выросшие в атмосфере любви, имевшие отношения стабильные, ровные и надежные с матерью, став взрослыми, настроены на тесные отношения и не беспокоятся о том, что останутся одинокими или будут отвергнуты. Дети, матери которых были непоследовательны в своих чувствах к ним, унаследовали тревожные или даже враждебные модели отношений.

Тревожные люди воспринимают себя негативно в отношениях и постоянно смотрят на других, чтобы убедиться в этом и найти этому подтверждение. Они требовательны в отношениях и склонны переходить от одних отношений к другим. Такая избегающая привязанность дает две разных модели поведения. Одни, на самом деле, хотят близких отношений, но также отчаянно боятся боли и испытывают недоверие к другим людям. С этой категорией трудно строить отношения, потому что они посылают смешанные сигналы. Другие же вообще избегают близких эмоциональных отношений, они предпочитают не зависеть от других в эмоциональном плане.

Эти рабочие модели влияют на людей бесчисленными способами, формируя модели семейных отношений. Как человеческие существа, на бессознательном образе мы все стремимся к установлению близких отношений. Но для некоторых из нас, это может быть опасной территорией.

Исследования показывают, что мы, как правило, выбираем романтического партнера, который похож на нашего родителя противоположного пола. Общие характеристики, обнаруженные между партнерами исследуемых и их разнополыми родителями, были не простым совпадением. Само собой разумеется, когда родители были в хороших отношениях, удовлетворенность отношениями была высокой. Когда сходство было связано с негативными характеристиками, удовлетворенность отношениями была низкой.

Наши модели семейных отношений не только определяют, как мы действуем в отношениях, но и как мы помним их, оцениваем спустя какое-то время. Психологи обнаружили, что еще труднее ладить, когда рабочие модели двух романтических партнеров отличаются. Был проведен следующий эксперимент: выбрали один из конфликтов в отношениях, урегулирование которого пара обсуждала, велась видеозапись этого обсуждения. Сразу же после обсуждения каждый из участников ответил, какие эмоции он испытывал при обсуждении.

Спустя неделю им задали тот же вопрос. Исследователи обнаружили, что чем более значительным был конфликт, тем более активировались рабочие модели отношений. Тревожные люди ощущали в воспоминаниях еще меньше эмоциональной поддержки, чем сразу после обсуждения. Люди в воспоминаниях отмечали не то, что они на самом деле сказали или сделали во время взаимодействия с партнером. Психологи предположили, что, скорее всего, люди фильтруют свои воспоминания о взаимодействии через свои модели семейных отношений.

Источник:
ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
Может ли ваше детство и сформированные модели семейных отношений повредить вашей личной жизни?
http://psychology-best.ru/psixologiya-semejnyx-otnoshenij/modeli-semejnyx-otnoshenij.html

Модели семейных взаимоотношений и развитие агрессивности у детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

Выполнил: студентка 456 гр

Проверил: к. п. н., доцент

1. Определение агрессии

2. Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения детьми

3. Влияние родительских наказаний на детскую агрессию

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка — это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

Поэтому родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Существует несколько определений агрессии. Наиболее общепринятым считается определение агрессии, как “любой формы поведения, нацеленного на оскорбление или причинении вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения”. Такое определение предполагает рассмотрение агрессии именно как поведения, а не как эмоции, мотива или установки. Оно так же предполагает необычайно широкое поле исследования, так как проявление агрессии у людей необычайно разнообразно. Басс (Bass, 1976) предлагает ограничить изучение агрессивного поведения теми действиями, которые можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая.

Согласно психологическому словарю, «агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным)». В статье Левиной агрессия или агрессивное поведение это специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

2. Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения детьми.

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.).

М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:

мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Эрон и др., проведя обширное обследование, выявили черты детей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие дети, как правило, имеют склонность к агрессивности по отношению к своим детям.

М.И. Буянов считает, что «дети живущие в деспотичных семьях, где царствует лицемерие, пресмыкательство перед сильными. и ложь, почти всегда обречены на то, чтобы быть в психологическом отношении рабами, т.е. холуйствовать и пресмыкаться, а когда появится возможность получить власть, пусть самую незначительную, превратиться еще в более злобных и жестоких, чем их учителя жизни, деспотов». Таким образом, видно, что дети перенимают отношение взрослых, берут его за эталон, а когда они попадают в общество, то это — их первая возможность проявить агрессию и жестокость.

А.А. Бодалев также считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетного для ребенка взрослого. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.

Передавая социально полезный опыт, родители, порой, передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным “руководством к действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.

Сами же родители, как заметил Э. Берн, всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

— образец отношений и поведения родителей;

— характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

3. Влияние родительских наказаний на детскую агрессию

В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или сверстников (И.А. Фурманов).

Р. Бэрон, Д. Ричардсон также указывают на зависимость между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей, которая основана на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителями поведения детей. Было выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей (Эрон и др.), а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Паттерсон и Стаухамер-Лебер).

Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании также выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:

— снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;

— строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка.

Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция — в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, как будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным. Однако когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан. Строгость родителей, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.

Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения (Бандура).

Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия — средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия родителей.

Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения, т.е. после сурового наказания ребенок рассержен или расстроен. Он из-за боли может забыть, за что его наказали (Перри и Бассей).

И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. Т.е. они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают.

Итак, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований видно, что:

— родители, которые очень редко подавляют агрессивное поведение у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.

— родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.

— родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья—это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.

Важнейшими понятиями модели семейного воспитания Роджерс считал проявление искренних, истинных чувств (и позитивных, и негативных) всеми членами семьи; безусловное принятие своих чувств и чувств близких; преданность своему внутреннему Я.Основные идеи воспитания К.Роджерса.

— родительская любовь имеет разные уровни — это любовь-забота о телесном благополучии ребенка и любовь-забота по отношению к его внутреннему Я, к его способности принимать индивидуальные решения.

— родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей, оставляя за ними свободу выбора конкретных действий.

— стиль общения в семье должен быть основан на открытости, свободе, взаимном уважении.

— нужно научить ребенка самостоятельно справляться с проблемами, постепенно передавая ему ответственность за поиск и принятие решения.

— родители должны научиться принимать помощь от детей.

1. Белкин А. С. Отклонения в поведении школьников. — Свердловск, 1973.

2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.

3. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. — М., 1988.

4. Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон. Агрессия. — Санкт-Петербург, «Ритер», 1998.

5.Семенюк Л. Н. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. — М., 1991.

6. Холичер В. Человек и агрессия. — М., 1975.

Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

курсовая работа , добавлен 09.06.2015

Основные периоды развития семьи и функции ее членов. Влияние родительской любви, психологического контакта и семейных проблем на формирование личности ребенка. Направления взаимодействия школы и семьи в воспитании детей, организация культурного досуга.

курсовая работа , добавлен 04.02.2013

Формирование личности, развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Изучение и исследование стилей семейного воспитания. Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха.

дипломная работа , добавлен 04.02.2011

Значение воспитания родителей на первых возрастных этапах ребенка. Условия успешного воспитания детей в семье. Факторы тенденции ослабления семейных связей. Коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей в совместном воспитательном процессе.

реферат , добавлен 13.03.2015

Умственное развитие детей раннего возраста. Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями. Усвоение ролевого поведения. Использование игр с правилами. Развитие сенсорной культуры ребенка. Соотнесение, сличение объектов между собой.

научная работа , добавлен 09.07.2011

Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Типы семьи, характеристика ее функций. Трудности семейного воспитания. Составление социального паспорта семьи, проведение тестов, анкетирование.

дипломная работа , добавлен 21.02.2014

Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

курсовая работа , добавлен 14.12.2006

Гордость за родителей как моральный фундамент становления личности ребенка. Роль отца в формировании у детей целеустремленности, настойчивости, смелости. Значение духовного общения с отцом для завоевания доверия ребенка. Техника семейной дисциплины.

конспект урока , добавлен 26.02.2016

Роль семьи в жизни ребенка и его социализация. Педагогическое содействие самоопределению ребенка. Роль отца в жизни ребенка. Типичные проблемы детей из неполных семей. Взаимодействие педагога с детьми из неполных семей, причины искаженных взаимоотношений.

курсовая работа , добавлен 05.03.2011

Роль дошкольных учреждений в развитии ребенка. Важность семейного воспитания в процессе развития детей. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей дошкольного возраста. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития детей.

контрольная работа , добавлен 20.06.2012

Источник:
Модели семейных взаимоотношений и развитие агрессивности у детей
Роль родителей в жизни и формировании личности ребенка. Определение агрессии, влияние семейного руководства на усвоение враждебного поведения детьми. Связь между родительским наказанием и агрессией, пути формирования недружелюбных тенденций у детей.
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00019891_0.html

Модели семейных отношений

Подавляющее большинство мужчин полагает, что прекрасная половина человечества пользуется абсолютно не заслуженно гораздо большей защитой и привилегией в обществе. С самого детства на мальчика начинают примерять «ярмо» общественной морали — «ты должен, ты обязан, ты же будущий мужчина, и т. п.», говоря иными словами — ты будешь мужчиной или ни кем, без вариантов! Ну а женщины в большинстве своем, заняли достаточно комфортную позицию, прячась за сильные мужские спины. Однако современные семейные пары бывают разные, особенно в наш стремительный, деловой, многополярный век.

Если мужчина (как это встречается уже не редко) связал свою жизнь с успешной (в плане карьеры) женщиной, то ощущает себя крайне уязвимым, с точки зрения общепринятых понятий. Его внутреннее достоинство под угрозой, ибо очевидное несоответствие с классической моделью семьи постоянно напоминает о себе.

Можно прийти к выводу, что успешные и красивые отношения в потенциале уже становятся тупиковыми, так как более активный и преуспевающий партнёр спустя какое-то время превращается не в спутника жизни, а в наглядное свидетельство собственной малозначимости, бездарности и слабости. Мужчина вместо гармонии и семейного счастья, оказывается в трудной психологической западне, из которой (как показывает практика) далеко не все могут выбраться.

Постараемся слегка проанализировать этот вопрос с помощью нескольких поведенческих семейных моделей, из которых часто и складываются современные «ячейки общества».

1. Оба буксиры. Характерное слияние двух амбициозных, сильных, волевых, целеустремленных, творческих личностей. Как правило, они полностью отдаются работе, с грустной улыбкой рассказывая о том, что им весьма редко удаётся проводить время вместе. В общем, такая модель семейных отношений получает обоюдное удовлетворение от самих себя и от жизни. Это пример не идеальных, но вполне гармоничных отношений.

2. Оба буксируемые. Это две эмотивно-слабые личности, которые так же вполне, смогут ужиться и быть поддержкой друг для друга, минуя бурные и крутые жизненные пороги. У них нет желания оторвать от жизни большой «кусок», они довольствуются тем, что есть, дорожа лишь своим маленьким мирком и домашним уютом.

3. Буксир и буксируемый. Подобные отношения означают: выгодно выскочить замуж или жениться на удачной партии. В данном типе взаимоотношений один из супругов становится твердым залогом совместного благополучия. Такого рода отношения довольно распространены и жизнеспособны, но имеют продолжительность только в том случае, если роли в них чётко распределены, и каждый занимает отведенную ему позицию — она тратит, он зарабатывает или наоборот. Драма происходит тогда, когда буксируемый перестаёт ценить того, кому обязан хорошей и беззаботной жизнью.

4. Толкач и буксир. Тут на лицо более тесное сотрудничество и супругам весьма необходима взаимная поддержка. Успех и результат будет только тогда, если один из супругов вдохновляет и стимулирует другого. Скорее всего, на примере подобных отношений стало известным следующее высказывание: «За каждым великим мужчиной, стоит великая женщина».

Любая из вышеперечисленных поведенческих моделей семейных отношений имеет как преимущества, так и недостатки. Но суть состоит не в исправлении друг друга, а в личном развитии каждого. В конце концов, не следует стремиться лишь к тому, что положительно оценивается обществом, тем более, если вы совершенно иначе устроены. Ведь счастье подлинно только тогда, когда человек там, где он и должен быть и делает то, что получается у него лучше всего!

Психологические тесты по этой теме:

  • Твоя роль в отношениях
  • Правда ли Вы влюблены?
  • Насколько прочны Ваши отношения
  • Изменяет ли тебе парень? Способен ли он на измену?
  • Кто будет для тебя идеальной парой
  • Каков уровень Вашей самооценки
  • Насколько ты стерва
- 25.38 Кб

1.1 Понятие семьи

Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство. Такой акцент на демографической стороне этого многослойного и многофункционального социального организма уводит от понимания внутренних противоречий его развития, истоков и механизмов кризиса.

Семья - это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В структуре семьи можно условно выделить три взаимосвязанных блока отношений: 1 - природно-биологические, т.е. половые и кровнородственные; 2-экономические, т.е. отношения на базе домашнего хозяйства, быта, семейной собственности; 3-духовно-психологические, нравственно-эстетические, связанные с чувствами супружеской и родительской любви, с воспитанием детей, с заботами о престарелых родителях, с моральными нормами поведения. Только совокупность названных связей в их единстве создает семью как особое социальное явление, ибо не может считаться семьей естественная близость мужчины и женщины, не закрепленная в правовом отношении и не связанная общностью быта и воспитания детей, поскольку это не что иное, как сожительство. Экономическое сотрудничество и взаимопомощь близких людей, если они не основаны на узах брака и родства, также не являются элементом семейных отношений, а только деловым партнерством. И, наконец, духовная общность мужчины и женщины ограничивается дружбой, если отношения между ними не принимают свойственную семье форму развития.

Как видим, только совокупность названных отношений в рамках единого целого представляет собой семью. Отношения эти очень разнородны, противоречивы, а порой и не совместимы, поскольку выражают духовное и материальное, возвышенное и будничное. В силу этого семья как сложное социокультурное явление заключает в себе как факторы развития, так и источники противоречий, конфликтов, кризисов. В то же время, чем полнее реализуется в семейном союзе совокупность разнородных отношений, чем теснее их взаимосвязь, тем прочнее семья. Всякое же ослабление, свертывание, выпадение одной из подсистем целостного комплекса связей отрицательно сказывается на устойчивости семьи, делает ее более уязвимой для разрушительных тенденций.

И хотя семья с момента своего возникновения, будучи изначально сложным социальным явлением, органически включала в себя и природно-биологические, и нравственные, психологические, и экономические аспекты жизнедеятельности, влияние их на организацию ее жизни на протяжении развития человеческого общества было далеко не однозначно.

В первобытном обществе семья отпочковалась от рода на основе преимущественно заботы о детях, обеспечения их выживания. Период цивилизации порождает патриархальный тип семьи, который можно определить как семью-домохозяйство, в которой доминирует общее ведение хозяйства при сохранении многообразия прочих связей. К средним векам относится возникновение в Европе современного типа супружеской семьи, в которой при всей важности целостного комплекса разнообразных связей в супружеских отношениях ощутимо нарастает роль и значение духовных, нравственно-психологических начал.

Безусловно, изменение это проявляется лишь как тенденция, ибо и для современных молодых людей в основе семейного союза могут лежать разные социально значимые ценности, как и различное понимание сущности и назначения семьи. Она может создаваться на разных ценностных основах: и по расчету, и на романтических побуждениях, и как духовный союз или союз - товарищество, скрепленный единством взглядов, отношениями дружбы и взаимоуважения и т.п.

И все же большая часть молодых людей, как свидетельствуют исследования социологов, заключают браки по любви, отдавая предпочтение нравственно-психологическим и духовным отношениям в семье. Утрата чувств любви при этом рассматривается как достаточное основание для развода.

Однако стремление создать семью, основанную на любви, еще не гарантирует ее от возникновения конфликтов и кризисов. Более того, оно неотвратимо ставит человека перед духовно-нравственным выбором: удовольствия и беспечность или долг и ответственность, эгоцентризм или способность поступиться своими желаниями, интересами, и в конечном итоге стремление обеспечить личную независимость или готовность корректировать свое поведение, привычки, сложившийся уклад жизни в интересах единства семьи. Нередко этот выбор делается не в ее пользу. Статистика показывает, что разводов меньше в семьях, созданных по расчету, а не по любви. Здесь изначально отношения между супругами развиваются на конкретной, приемлемой для обоих основе, лишены непредсказуемости и завышенных требований.

Так что же, любовь не может быть надежным основанием для семьи? Надо сказать, что это специфическое, уникальное чувство всегда завораживало своей загадочностью, непостижимостью рациональным рассудком. Есть разные подходы к его объяснению. Теория "крылатого эроса" А.Коллонтай определяет любовь как неустойчивое чувство, легко приходящее и столь же легко уходящее, "как ветер мая". Создатель русской физиологической школы И.М.Сеченов в книге "Рефлексы головного мозга" исследует любовь с точки зрения физиологии. Он объясняет ее как аффект, страсть, которые не удерживаются длительное время, по крайней мере не более нескольких месяцев. Такие же или подобные точки зрения можно встретить как в современной литературе, так и в практике отношений нынешней молодежи.

Очевидно, что это понимание любви не может быть положено в основу анализа семейных отношений, поскольку вытекает из объяснения природы этого чувства у отдельного его носителя - автономного человека.

Чувства человека нельзя рассматривать изолированно от влияния социума: его традиций, моды, обычаев, нравов и т.п. Человек - существо социальное. Он живет в обществе, которое само состоит из множества сообществ: ассоциаций, социальных институтов, объединений, группировок, больших и малых коллективов, находящихся между собой в определенных взаимоотношениях. Весь этот живой, динамичный социальный фон отражается не только на сознании, но и на характере чувств человека, его поведении, ценностных ориентациях. Он же в значительной степени влияет на "микроклимат" семьи, характер отношений между супругами: может задавать высокий нравственный настрой или же распространять на семью метастазы болезни общества, усиливая ее неустойчивость.

Здесь, на наш взгляд, содержится принципиальный момент, касающийся методологии анализа проблемы: искать ли истоки кризиса семьи в индивидуальных характерах супругов, их личностных качествах или же рассматривать семью как неотъемлемую часть в первую очередь того социального образования, из которого она вырастает и черты которого наследует и несет в себе.

Таким образом, мы вступаем в сложный мир такого практически забытого социального явления, как род. Именно он порождает семью, задает ей ориентиры развития, выпускает в самостоятельную жизнь и в то же время продолжает удерживать ее множеством незримых нитей в сфере своего влияния. Каждая семья на древе рода - это важная почка, которая, развиваясь, приносит в общую копилку рода свой опыт, энергию и знания, комплекс разнообразных качеств и свойств души и тела, которые входят, как говорится, в плоть и кровь рода, в его генетический фонд. При этом сама семья получает необходимую поддержку рода во всех планах бытия: материальном, нравственном, духовном.

Надо иметь в виду, что семья вырастает из двух родов: по мужской и женской линии. Она несет в себе не только их физические качества (цвет волос, глаз, форму носа, пропорции тела и т.п.), но и питается от их духовного источника. Устремленность к высшим идеалам или, напротив, заземленность устремлений, альтруизм или эгоизм, совестливость или душевная черствость у молодых людей часто имеют родовые корни. Чем полнее семья впитала лучшие качества и свойства родов, их ценностные ориентации, традиции, обычаи, чем глубже приняла в себя их дух и назначение, тем богаче ее внутренняя жизнь, тем она устойчивее и стабильнее.

Сущность и смысл семьи, таким образом, состоит не просто в воспроизводстве населения или детопроизводстве, как считают некоторые социологи, а в продлении рода в самом широком смысле слова. Семья выступает как связующее звено поколений рода во всех планах бытия. Через нее род развивает заложенные в его природе душевно-духовные качества. Через семью род реализует себя, свое назначение, воплощает, выражает и развивает свою физическую, психологическую, духовно-нравственную сущность, материализуется в ее действиях, образе жизни.

При таком подходе каждая конкретная семья перестает восприниматься как социальное явление, имеющее и начало, и неизбежный конец. Она получает еще одну систему координат, отражающую по вертикали глубину и прочность связей с родом (в том числе и на генетическом уровне) как носителем общего социального опыта, мудрости, социальных ориентиров и ценностей, наконец, самого духа рода. В памяти рода, в его вере семья обретает бессмертие. Освещенный светом высших духовных начал, человек в ней поднимается над природно-биологическими инстинктами, преодолевает свой эгоцентризм.

Преимущества этого подхода в том, что он позволяет акцентировать внимание не на частных проявлениях проблемы семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она вырастает.

Семью, ее происхождение, сущность изучают многие науки: социология, политическая социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. В литературе можно найти разные определения семьи.

А.Г.Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединения людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию. Ее основные признаки:

А) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

Б) совместное проживание в одном помещении;

В) общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием.

И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак – это историчес ки обусловленная, санкцион ированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям.

Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля. Своеобразным социальным ориентиром для совести вступающих в брак есть нравственные нормы, обобщенные в практике современной семьи:

Регистрация брака соответствующими государственными органами есть не только юридический акт, но и форма принятия моральных обязательств, вытекающих из брака. Есть сотни тысяч семей, не зарегистрированных в органах ЗАГСа. Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен подчиняться законам брака:

Морально оправданным есть тот брак, который заключается по взаимной любви;

Решение о вступлении в брак должно принадлежать только вступающим в него;

Необходимо быть социально и психологически подготовленным к вступлению в брак.

Нравственно регулируется не только вступление в брак, но и развод.

Если между супругами исчезли взаимные уважение, дружба, любовь и семья не выполняет свои функции, то расторжение брака есть нравственным. Здесь развод лишь официально фиксирует то, что уже произошло – распад семьи.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощ и, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами.

Соперничество - взаимоотношения между людьми, характеризующиеся состоянием явной или скрытой борьбы за власть, любовь, престиж, признание, материальное преуспевание, реализацию внутреннего потенциала человека.

Тот кто соперничает, стремится воплотить на практике принцип "Выиграл - проиграл". При этом тот, кто соперничает легко может оказаться в ситуации "Проиграл - выиграл" или хуже того "Проиграл - проиграл".


Женские роли:

Домашняя хозяйка

Мужские и женские роли, ясно определенные выше, это не просто обычаи или традиции, но Богом установленный порядок. Именно Бог поставил мужчину главой семьи, сказав Еве: «К мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Мужчина также был предназначен стать защитником, поскольку ему даны сильные мускулы, большая физическая выносливость и мужская смелость. Кроме того, Бог повелел ему обеспечить семью, сказав: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». Такое повеление было дано мужчине, а не женщине (Бытие 3:16,19).

У женщины другое предназначение. Она должна быть помощницей, матерью и хозяйкой в доме. В еврейском языке слово помощница означает женщину, стоящую перед ним. Такое значение аннулирует мысль о том, что женщине уготованы лишь второстепенные, незначительные роли. Такое значение словапомощница объясняет, что женщина была создана равной мужчине. В книге «Очарование женственности» мы используем слово помощница для обозначения роли жены в том смысле, что жена понимает, поддерживает, а иногда и помогает своему мужу. Поскольку биологические особенности женщины дают возможность ей вынашивать детей, ее роль матери неоспорима. Роль домашней хозяйки также не вызывает сомнений: она должна воспитывать детей, вести хозяйство, чтобы освободить мужа для выполнения его функций кормильца семьи (Бытие 2:18).

Мужские и женские роли различны по функциям, но равны по значимости. В книге Генри А. Боумена «Брак в современном обществе» автор сравнивает партнерство в браке с такими образами, как ключ и замок, соединенные вместе в функциональном единстве. Он пишет: «Вместе они могут совершить то, что ни один из них отдельно совершить не в состоянии. Задача не будет выполнена, если за дело возьмутся два замка или два ключа. Каждый из партнеров уникален, но никто, отдельно взятый, не совершенен. Их роли нельзя назвать идентичными или взаимозаменяемыми. Никто из них не превосходит другого, поскольку оба необходимы. Каждого нужно судить в соответствии с его функциями, поскольку они дополняют друг друга».


Описание

Поскольку семья выступает как базовое, фундаментальное условие функционирования общества, как важнейший элемент его самоорганизации, необходимо четко определить, какое содержание включается в это понятие, в чем сущность семьи, каково ее глубинное назначение, тем более, что в научной и популярной литературе утвердилось представление, что эта первичная ячейка общества как специфическая форма организации личной жизни, быта и потребления призвана в первую очередь обеспечить воспроизводство населения, а то и детопроизводство.

Федеральное агентство по образованию

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Факультет менеджмента. Кафедра социально-политических дисциплин

Взаимоотношения супругов в молодой семье

Набережные Челны – 2008


Введение

Заключение

брак семья спор конфликтный


Введение

Приходит время, и у молодых людей – юношей и девушек – возникает потребность любить и быть любимыми, иметь семью, растить и воспитывать детей. Без удовлетворения этой потребности люди, как правило, не чувствуют себя счастливыми. Ведь человек – все равно, мужчина или женщина, как говорится в одной старинной притче, - это только половина какого-то более совершенного существа. Вторая половина затеряна в мире, и они всю жизнь тянутся друг к другу и стремятся соединиться. Конечно, высказанная мысль – не научное суждение, а поэтический образ. Но в нем заключено рациональное зерно.

Каждый знает, что человеческой природе свойственно чувственное избирательное влечение к лицу противоположного пола, стремление преодолеть одиночество через любовь к своему избраннику, продолжить себя, обрести свое более совершенное «Я» в детях, а значит, обеспечить достойную смену поколений. Следовательно, потребность в создании семьи является одной из естественных и благородных потребностей человека.

Гармоничный дуэт двух людей, созвучность эмоциональных реакций создаются постепенно. От гармонии и понимания зависит будущее брака, счастливое супружество. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять начальному этапу развития семейных отношений, поскольку именно в этот период налаживается психологическая совместимость. Это фундамент строящегося многоэтажного здания брачных отношений, и от того, насколько он окажется прочным, зависит долговечность всего здания семейной жизни.

Предметом данной работы являются взаимоотношения супругов. Объектом работы является молодая семья в первые годы брачной жизни. Целями данной работы являются изучение специфики отношений между супругами в молодой семье, выявление конфликтов на раннем этапе семейной жизни и методики их предотвращения.


Глава 1. Основы супружеской жизни

Важнейшая социальная функция каждого из нас – это создание семьи и воспроизводство человеческого рода.

Каковы же оправданные мотивы, побуждающие юношу и девушку вступить в брачный союз? Во все времена говорили, что таким мотивом является истинная любовь.

А если взаимность, обоюдная любовь встречающихся невозможны, кого предпочитают избрать в супруги? Этот вопрос был задан 40 респондентам. В итоге получились весьма любопытные ответы (табл. 1).

Таблица 1. Ответы на вопросы об основных мотивах вступления в брак

Как видно, холостые парни не сумели определить своего отношения к основному мотиву вступления в брак, а женатые предпочли бы жениться на любящих их девушках.

Существенная переоценка взглядов произошла у девушек: незамужние мечтают о браке по любви, даже если не пользуются взаимностью, а замужние предпочли бы вступить в брак с человеком, который любит их.

Наше исследование показало, что не только любовь, но и другие мотивы лежат в основе брачного союза (табл. 2).


Таблица 2. Мотивы вступления в брак, %

Таким образом, наиболее частыми мотивами вступления в брак являются любовь и общность интересов. Показательно, что у девушек оба мотива, и особенно первый, выражены более явно.

Дальнейшие исследования показали, что из тех опрошенных, кто мотивировал вступление в брак любовью, вполне удовлетворенных брачной жизнью оказалось всего 38%, а из тех, кто вступил в брак на основе общих взглядов и интересов, - 40,4%. Отсюда можно сделать вывод, что поиск в период ухаживания любимого (любимой), с которым обнаруживается общность интересов и потребностей, более надежная основа супружества, чем страстное любовное влечение.

Любовь, оказывается, является существенным основанием для брачного союза, но еще недостаточная гарантия его стабильности. Последнее зависит от собственно брачных ценностей – нравственной и бытовой адаптации, гармонии в интимности и взаимопонимании. Об этом хорошо говорил русский физиолог И. М. Сеченов: «Проходят месяц, год, два, обыкновенно страсть уже потухла в тех счастливых случаях, когда с обеих сторон действительность соответствовала идеалам. Отчего же? Да и на основании закона, по которому яркость страсти поддерживается лишь изменчивостью страстного образа. В год, в два… яркость страсти исчезла. Любовь, однако, не уничтожилась!!! Эта любовь по привычке – дружба».

Не могут не браться в расчет при вступлении в брак особенности темперамента. И хотя не исключена удача при явно несоответствующих темпераментах, тем не менее, предпочтительнее сочетание более близких по типу нервной деятельности людей. Имеет значение не только каковы характеры и темпераменты, но и как они будут сочетаться. Лучше, если характеры дополняют друг друга. Например, замкнутый, скрытный хорошо уживается с открытым, общительным; порывистый, вспыльчивый – со спокойным и сдержанным; энергичный, тяготеющий к лидерству – с не склонным к инициативе.

Важен и такой физиологический фактор, как соотношение возраста жениха и невесты. Оно должно быть, по мнению ученого К. К. Скробанского, следующим:

Нам представляется, что у вступающих в брак играет ведущую роль в формировании гармонических отношений не только возрастной фактор, сколько психологическая совместимость, умение создать в семье нравственный оптимальный микроклимат.

Первый год супружества – это только первый этап построения большого здания семейной жизни. Вступившие в брак живут в течение этого времени в сфере взаимного эмоционально-полового влечения и удовлетворения. Если фундаментом этого здания является истинная любовь, а не влюбленность или влюбчивость, здание постепенно приобретает устойчивость, над первым этажом надстраиваются новые этажи – духовные, моральные. Внешние толчки в этих случаях оказываются относительно безопасными. Если же этого нет, если здание построено на зыбком фундаменте одного лишь сексуального влечения, которое вскоре рассеивается, как утренняя дымка, малейшие толчки способны превратить созданное гнездо в руины либо в тусклую камеру для тягостного сосуществования двух объединившихся в одно целое людей.

В первые годы жизни в браке присутствует новизна отношений. Молодые супруги лучше узнают друг друга, открывая в супруге новые качества, которые проявились только в семейной жизни. Происходит распределение домашних обязанностей, выявление неожиданных приятных и неприятных привычек. Молодые адаптируются к новой обстановке, отходят от привычек приобретенных ими в разных семьях. Речь идет в первую очередь о налаживании психологической совместимости. Или, используя современную терминологию, о «стыковке» характеров. Одинаковых? Не обязательно, ведь в брак вступают люди с неодинаковыми наследственными задатками, типами нервной системы, воспитанные в разной среде, со свойственным только ей нравственным своеобразным микроклиматом.

«Стыковка» характеров – дело нелегкое и требует времени. По существу, речь идет о взаимном воспитании. Как и любой другой воспитательный процесс, он нуждается в терпеливом к себе отношении, исключении элементов раздражительности, возмущения, заносчивости. Сложный вопрос легче решить, если его обсуждение проводится без безапелляционного заявления, с позиций доброжелательности, если не говорить: «Я на этом настаиваю и будет по-моему», а сказать: «Быть может, я ошибаюсь, давай еще раз все взвесим: что „за“, что „против“.

Опытные воспитатели считают, что, прежде чем сделать замечание мужу, надо мысленно представить себе, что это сосед, добрый, хороший человек. Ему не скажешь: „Леша, бестолковый, зачем дурака валяешь!“. Обращение будет иное: „Алексей, пожалуйста, подумай еще разочек, прежде чем решиться...“. Естественно, что имеет значение не только само содержание обращения или замечания, а интонации голоса – резкая или мягкая, повелительная или просительная.

А как благотворно влияют на взаимоотношения супругов в процессе адаптации вовремя сделанный комплимент, слова благодарности. К сожалению, далеко не все супружеские пары в полной мере оценивают важность проявления взаимных знаков внимания для ускорения процесса адаптации, духовной „стыковки“.

Любовь ускоряет процесс адаптации, а на первых порах способствует уступчивости – своевременному отступлению от позиций, которые занимает один из супругов и яростно их защищает. Уступка – это не слабость, а проявление любви, глубокого уважения и преданности тем идеалам и целям, ради которых был заключен брачный союз. „Любовь, - писал древнеримский поэт О. Назон, - это искусство, которому можно научиться и в котором можно совершенствоваться, познав его законы“. И очевидно, о двух молодых можно сказать, что они стали взрослеть, когда научились беречь и лелеять высокое чувство любви.

Здесь уместно вспомнить совет, который известный психолог Г. Лютце дал своему сыну перед свадьбой: „Будь кроток и ласков к своей невесте и помни, что ни одно злое слово не забывается, но и доброе не остается незамеченным. Питайте доверие друг к другу и не упускайте из виду. Что всякий имеет право быть время от времени не в духе, сам не зная причины, и что в таких случаях необходимо быть терпеливым друг к другу“.

Эти слова, произнесенные почти 100 лет назад, приемлемы и сегодня.

Глава 2. Отношения между супругами в молодой семье

Но вот создается семья, завершается первый и начинается второй год супружеской жизни. Если на первом году супружеской жизни молодых сопровождает угар эмоционально-телесных наслаждений, то на втором начинается некоторое успокоение и дальнейшая психологическая „стыковка“, которая может протекать несколько болезненно. Часто все начинается с самых примитивных размолвок.

Поводы для размолвок чаще всего не носят никакого принципиального характера. К тому же потеря в порыве гнева трезвости мышления не способствует основной цели спора – логически убедить другого супруга в своей правоте. Даже если высказываемые мысли справедливы, форма их передачи в виде выкриков вызывает протест у партнера по спору. Это естественный психофизиологический закон передачи возбуждения от одного человека к другому. Амбициозность усиливает разрыв между позициями каждой из спорящих сторон. В конце концов, резерв доводов, а иногда и оскорблений исчерпывается, накал конфликта начинает постепенно угасать.

Подобная эмоциональная вспышка оставляет как у одного, так и у другого „противника“ тяжелое чувство неудовлетворенности, своей вины в возникновении конфликта. Каждая ссора оставляет пусть небольшой, но неизгладимый след в душе человека. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов, что стрессы оказывают отрицательное влияние на организм любого человека, даже молодого. К тому же частые конфликты способствуют выработке определенного и, безусловно, скверного стереотипа „спускать тормоза“ по любому мало-мальски значимому поводу. Психиатры объясняют это тем, что каждая ссора оставляет в центральной нервной системе довольно прочные связи. Возникающее новое нервное возбуждение пробегает уже по протоптанному пути; развивается, таким образом, автоматизм поведения.

Психологические столкновения создают дисгармонию в различных человеческих отношениях, в том числе и интимных, обусловливают развитие неврастении и других функциональных заболеваний нервной системы, сердца, сосудов. Они, в свою очередь, влекут за собой повышенную возбудимость, раздражительность, бессонницу и многое другое. Это еще в большей степени усиливает накал ссор, наносит громадный ущерб взаимопониманию, гармонии, ранее обусловившей брачный союз.

Естественно, что полностью избежать конфликтов в семье трудно. Чем глубже ученые изучают супружеские взаимоотношения, тем тверже убеждаются в невозможности существования бесконфликтных семей.

В психологии под конфликтом понимается столкновение индексно противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов-оппонентов в процессе общения-коммуникации. Или же – обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликтными супружескими союзами называют такие, в которых между супругами имеются постоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.

Причин семейных конфликтов очень много: разные взгляды на семейную жизнь; нереализованные ожидания и неудовлетворенные потребности, связанные с семейной жизнью; пьянство одного из супругов; супружеская неверность; бытовая неустроенность; неуважительное отношение мужа к родственникам жены и наоборот; различия в духовных интересах и потребностях и т.п.

Респонденты назвали семь основных причин семейных конфликтов:

1. Нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность) – 39%;

2. Биологическая несовместимость – 20%;

3. Неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми – родственниками, знакомыми и т.д. – 13%;

4. Несовместимость интересов и потребностей – 10%;

5. Различие педагогических позиций по отношению к ребенку – 8%;

6. Наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов – 7%;

7. Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми – 3%.

Как известно, очень часто любая конфликтная ситуация сопровождается ссорой между супругами. Возникновение ссор, которые никогда не проходят бесследно, – одно из самых губительных последствий адаптации молодых супругов и их чувств. Люди обычно говорят: милые бранятся, только тешатся. Но это вовсе не так. Всякая ссора необратима, она накладывает какой-то отпечаток на дальнейшие супружеские отношения. Ссору обычно раздувают резкими словами, глупыми упреками, несправедливыми обвинениями. Чаще всего неосознаваемой причиной ссоры является отрицательная психологическая установка. В состоянии эмоциональной усталости человек часто становится придирчивым и несдержанным. Лучше сразу понять причину срыва и тут же это понимание продемонстрировать.

Определение характера конфликта зависит от того, способствует он или нет сохранению и развитию супружеских отношений. По этому основанию все имеющиеся конфликты рассматриваются как конструктивные (они желательны и даже необходимы для развития отношений в семье) и деструктивные (препятствующие адаптационным процессам). Следствием деструктивного конфликта является сохранение на длительное время напряженности между супругами после ссоры. Оба партнера в семьях с преобладанием деструктивных конфликтов считают реальной угрозу развода. Конструктивный конфликт предполагает снятие напряженности в отношениях партнеров. Хотя после ссоры и остается тяжелый осадок, но супруги начинают бережнее относиться друг к другу, стремятся лучше понимать друг друга. Впоследствии такая ссора воспринимается как случайность, недоразумение.

Следует обратить внимание на совместное проживание молодых людей с родителями, которое имеет свои плюсы и минусы. Мы далеки от мысли, что родители сознательно желают зла своим детям. Проблема состоит в том, что они (родители) даже после заключения брака их детьми продолжают видеть в своем сыне или дочери ребенка, пытаются руководить молодоженами, навязывать им свою точку зрения и, к сожалению, нередко вмешиваются во взаимоотношения молодых. Конечно, многие молодые пары прекрасно чувствуют себя под опекой родительской семьи. Да и сами родители часто способны не только на словах, но и на деле перестроить свои взаимоотношения со вступившими в брак сыном или дочерью. Очень часто молодые должны быть готовы не только к тому, что им придется привыкать друг к другу, узнавать и открывать друг в друге порой „неожиданные“ качества, но и к тому, что придется адаптироваться и к чужим родителям. Искусство жить в браке предполагает достижение независимости в сочетании с сохранением эмоциональных связей с родственниками.

Немаловажную роль занимают конфликты в молодых семьях с детьми. По мнению респондентов, обострение отношений на этом этапе может быть обусловлено:

1. Неготовностью супружеской пары к появлению детей – 49%;

2. Послеродовой депрессией матери – 11%;

3. Необходимостью снова перестраивать супружеские взаимоотношения, которые только что стабилизировались на предыдущей стадии - 13%;

4. Конфликтами между родственниками – 16%;

5. Бытовыми трудностями – 15%;

6. Дефицитом самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь семьей – 11%;

7. Поступлением ребенка в школу – 9%;

8. Возможностью матери вернуться на работу – 14%;

9. Школьной фобией у ребенка – 8%;

10. Неприятием черт характера ребенка – 10%;

11. Борьбой через поколение в неполных семьях – 7%.

В наши дни многие ученые считают, что молодым супругам не стоит заводить детей раньше чем через 1-2 года после свадьбы. Первые годы брака – самые сложные, это годы „притирки“, адаптации друг к другу. В исследовании молодых семей только 57% парней и 60% девушек согласились с утверждением: „Я почти всегда считаюсь с мнением супруга“. Только 50 % девушек и 76% парней согласились с утверждением: „Я стараюсь спокойно разговаривать с супругом, даже если он не прав“. Ухудшается, и порой весьма чувствительно, материальное положение семьи. Резко возрастают нагрузки молодых женщин. Особенно остро встает проблема справедливого распределения обязанностей. Отношение женщины к мужу часто определяется тем, насколько он может обеспечить семью материально и какую часть домашних хлопот берет на себя.

В наше время молодые супруги нередко излишне поспешно прибегают к разводу как к способу разрешения любых конфликтов, в том числе и вначале преодолимых. Подобное „легкое“ отношение к распаду семьи складывается благодаря тому, что развод уже стал обыденным явлением. В момент заключения брака существует четкая установка на развод, в случае, если хоть один из супругов не будет удовлетворен совместной жизнью. Ясно, что такая установка стимулирует развод.

Так что же такое развод? Под разводом понимают расторжение законного брака при жизни обоих супругов, предоставляющее им свободу вступления в новый брак. Трудно найти супружескую пару, которая хотя бы паз в жизни не задумывалась о разводе. Бывает, что разводом просто грозит один из супругов, чтобы „припугнуть“ свою „половину“ и изменить ситуацию.

Каковы наиболее распространенные причины и мотивы расторжения молодого брака? Большинство разводов происходит оттого, что супруги не захотели приспосабливаться друг к другу. Главными причинами разводов, по мнению респондентов, являются:

· несовместимость характеров – 82%;

· неумение и нежелание подчинить свои интересы воле другого – 56%;

· невнимательность одного из супругов к другому – 35%.

Одним из часто упоминающихся мотивов развода является несходство характеров. Этот мотив трудно определяемый. Чаще всего он скрывает за собой иные, более глубокие причины семейного разлада. Как правило, к разводу супруги приходят постепенно, накапливая множество взаимных претензий. Неумение строить конструктивное, без ссор общение чаще всего принимается мужем и женой как несходство характеров. В последнее время все чаще говорят и пишут о том, что немало браков распадается из-за отсутствия сексуальной гармонии. Под сексуальной дисгармонией понимают любые недостатки психического, эмоционального и физического соответствия друг другу мужчины и женщины, которые приводят к нарушению гармонии сексуальной жизни партнерской пары. Поэтому сегодня некоторые молодые люди решаются пожить вместе до свадьбы, чтобы „попробовать“ и решить подходят ли они друг другу. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы. Плюс состоит в том, что за время совместной жизни молодые люди лучше узнают друг друга. Одно дело, когда они встречаются на „нейтральной территории“ и проводят время в развлечениях или занимаясь любовью, и другое, когда они вместе не только в постели, но и на кухне и в одной квартире. Они учатся налаживать быт и распределять свои обязанности, строить свой совместный бюджет, видят не только положительные качества, но и недостатки друг друга и учатся мириться с ними. Положительным является и то, что обычно молодые люди не сразу решаются завести детей. Многие официальные браки молодых людей губит именно то, что они, только-только поженившись, сразу же обзаводятся ребенком. Контраст между их свободной и обеспеченной жизнью до свадьбы и резким изменением их жизненного стереотипа с появлением ребенка разительный. Плюсом является и то, что есть возможность лучше узнать сексуальные потребности друг друга. А минус состоит в том, что молодые люди видят друг друга без прикрас.Минус также и в том, что в гражданском браке у людей те же проблемы, что и в официальном, – женщина должна вести домашнее хозяйство и настаивать на том, чтобы муж ей помогал. Они имеют возможность увидеть и недостатки характера друг друга. Если в такой семье возникают ссоры и затяжные конфликты, то им легче расстаться, чем супругам, состоящим в официальном браке, а душевная травма, которую они испытывают из-за своего разрыва, не менее глубока и болезненна. Из-за этого может сформироваться отрицательное отношение к браку.

В большинстве случаев к разводу приходят потому, что молодые люди оказались не в состоянии разрешить сложные проблемы семейной жизни. Все остальные причины являются сопутствующими, хотя их подчас ставят на первый план:

· отсутствие квартиры – 68%;

· материальные затруднения – 86%;

· длительная вынужденная разлука – 30%;

· отрицательное влияние третьих лиц (в первую очередь, родителей молодых супругов) – 22%.

Хотя, на самом деле, сопутствующие обстоятельства начинают действовать, если в полной мере проявляется действие главных причин.

Таким образом, в период первичной брачной адаптации (3-5 лет) формируются общие представления супругов о браке и семье. Как правило, это происходит в результате столкновения взглядов мужа и жены на семейную жизнь. Конфликтов молодой семье происходит из-за наличия у молодых супругов представлений о семейной жизни, в чем-то противоречащих друг другу. А все непримиримые и непреодолимые конфликты в семье кончаются одинаково – разводом.

Глава 3. Методика предотвращения конфликтов в молодой семье

На основании предыдущих глав и результатов исследования можно сконструировать методику предотвращения конфликтов в молодой семье. Если конфликты все же возникают, то необходимо избегать деструктивных ссор и ссориться конструктивно.

1. Ссориться наедине, без свидетелей;

2. Ясно сформулировать проблему и повторить аргументы другого своими словами;

3. Раскрыть свои позитивные и негативные чувства;

4. С готовностью выслушать отзывы о своем поведении;

5. Выяснить, в чем вы сходитесь и в чем не сходитесь, и что из этого наиболее значимо для каждого из вас;

6. Задавать вопросы, которые помогут другому подобрать слова для выражения своих интересов;

7. Ждать, пока спонтанная вспышка стихнет, не отвечая тем же;

8. Выдвигать позитивные предложения по взаимному исправлению;

9. Уважать себя;

10. Забыть про ревность и подозрительность, а также научиться слушать и слышать супруга, становиться на его место;

11. С самых первых дней семейной жизни понимать, осмысливать и осваивать роли жены и мужа. В чем-то нужно ограничивать себя, от чего-то привычного отказываться.

1. Извиняться раньше времени;

2. Не надо уклоняться от спора, третировать молчанием или заниматься саботажем;

3. Использовать свое интимное знание другого человека для удара ниже пояса и издевательств;

4. Притягивать не относящиеся к делу вопросы;

5. Симулировать согласие или обиду;

6. Объяснять другому, что он чувствует;

7. Нападать косвенно, критикуя кого-либо или что-либо, представляющее ценность для другого;

8. Подкапываться под другого, усиливая его неуверенность или угрожая бедой;

9. Не опускайтесь;

10. Оценивать поступки второго супруга без учета мотивов, побудивших его к ним;

11. Преувеличивать собственные способности и достоинства, считать себя всегда и во всем правым.

Внимательно проанализировав все споры, супруги легко обнаружат, что большинства из них можно было избежать или разумно разрешить, не доводя до столкновения. Поэтому нужно принять во внимание использование стратегии ведения семейного спора.

Первым условием ведения культурного спора двух любящих друг друга супругов должно быть – не добиваться победы. Необходимо помнить: ваша победа – это поражение второго супруга, поражение любимого вами человека. И потом, побежденный – член той же семьи, следовательно, любая победа одного есть поражение всей семьи в целом.

На второе место можно поставить уважение супруга, какая бы вина на нем не была. Даже в минуты, когда одного из супругов душит обида, ревность, злость, надо помнить: ведь это он (или она) еще не давно был самым дорогим для него (нее) человеком.

Наконец, третье важнейшее условие мирного завершения семейной ссоры – не помнить о ней. Специалисты, изучающие психологию семейных отношений, утверждают: чем скорее забывается плохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья. По их мнению, категорически запрещается упоминание о тех причинах, побудивших ссору, которые уже разобраны. Надо взять за правило: какова бы ни была обида, нанесенная одним супругом другому, но если конфликт состоялся, отношения выяснены и наступило перемирие, забыть о ней навсегда.


Заключение

Социально-нравственное начало в брачной жизни изменяется на протяжении истории человечества по мере развития общества с присущими ему устоями, моралью. Неизменной, однако, остается всеисцеляющая и всепрощающая основа брака – любовь. Это чувство выступает главным фактором брачно-семейной жизни.

М. Пришвин писал: „Любовь – это неведомая страна, и мы плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем“. Но есть немало подводных рифов, о которые можно разбиться. Так зачем же, отправляя корабль в путь, далекий и долгий (мы ведь всегда надеемся, что супружеский союз будет долгим), полагаться на волю случая? А потому каждого молодого капитана надо снабдить компасом, компасом семейной азбуки, которая поможет преодолеть все рифы и штормы супружеской жизни.

Вступление брака, создание семьи, рождение и воспитание детей – это, на мой взгляд, самый ответственный шаг в жизни каждого человека. Выбор спутника жизни – непростое дело. Без реализации ряда усилий совместная жизнь весьма проблематична. К ним относятся: обоюдная любовь, взаимное уважение и признание равных прав и мужчины, и женщины, осознание ими высокой ответственности друг перед другом, перед будущей семьей, наличие определенной материальной базы и др. Если выбор „второй половины“ продуман и взвешен, то двое любящих вступают в брак.

Вступить в брак – значит перейти на новый этап в своей жизни, этап счастья и понимания, покоя и гармонии, любви и уважения. В этот период все зависит только от двух влюбленных, от супругов. Только в их руках сосредотачивается вся их дальнейшая супружеская жизнь.

Молодая семья является фундаментом строящегося здания брачных отношений. Именно в первые годы семейной жизни молодым супругам необходимо установить оптимальный для себя баланс близости/отдаленности, разделить сферы ответственности, установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Они должны стать относительно независимой от родительского влияния, а родителям необходимо изменить способы общения с детьми после того, как те создали свою собственную семью. Супруги не должны забывать, что внешние обстоятельства – родители и благосостояние – влияют на семейную жизнь и семейное счастье меньше, чем супружеские взаимоотношения.

Жизненный опыт показывает, что более устойчивы браки, где нет слишком большой разницы в возрасте супругов, близки их культурные уровни, образование и, что очень важно, представления о жизненных ценностях, о желаемом семейном укладе. Следует знать и самого себя, научиться трезво оценивать собственные достоинства и недостатки, чтобы соотнести их с качествами того, с кем собираешься пройти вместе по жизни.

Наша этика, наш компас апеллирует к таким сложным механизмам самоконтроля, как долг, совесть, ответственность – социальная и нравственность. Истинная любовь и истинный брак, основанный на чистой и взаимной любви, означает ответственность не только перед собой, но и перед любимым человеком.


Список использованной литературы

1. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1998-22с.

2. Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн.2. – М: Политиздат, 1991-527с.

3. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1999-175с.

4. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. Пособие для пед. ун-тов. М.: Просвещение, 1991-157с.

5. Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. / Пер. с англ. П. Петрова.– Мн.: Попури, Г.К.М., 1996–431с.

7. Шуман С.Г., Шуман В.П. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское, 1989.–80с.

8. Юркевич Н.Г., Красовский А.С., Бурова С.Н и др. Этика и психология семейной жизни: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. Света, 1999.–286с.

9. Интернет-ресурсы.

Человеку очень важно знать: какая модель отношений для него самая приемлемая, а какую он категорически не принимает. Ведь, по утверждению большинства психологов, счастье людей в совместной жизни зависит в первую очередь от того, насколько совпадают их представления о том, как должны вести себя супруги в семейной жизни. Ведь, если мужчина считает, что главным в семье должен быть он, а женщина уверенна в том, что последнее слово в решении семейных проблем всегда должно оставаться за ней, то такая пара, скорее всего, обречена на постоянные выяснения отношений и скорый разрыв, даже несмотря на обоюдную страсть и искреннее желание быть в месте.

Не лучшим образом будут обстоять дела у супругов, если мужчина привык думать, что жена должна решать все семейные проблемы и принимать окончательные решения в любых вопросах, а женщина, в это время, будет ждать от мужчины решительности и инициативности и полагать, что раз он мужчина, значит должен сам решать и ее проблемы, и свои. Так что, правильно считают семейные психологи, утверждая, что нет плохих и хороших мужей и жен, а есть совместимые и несовместимые люди.

Основных моделей взаимоотношений различают три:

1. Патриархальная модель. При такой модели взаимоотношений главная роль в семье отводится супругу, который смело берет на себя ответственность за всю семью и сам, обычно не советуясь с супругой, принимает важные решения, касающиеся всей семьи. Жене же, в такой семье, обычно отводится роль домохозяйки и хранительницы очага или избалованной капризной девочки, чьи желания быстро исполняются любящим и заботливым папиком.

Плюсом таких взаимоотношений является то, что женщина чувствует себя за мужем как каменной стеной и избавлена от самостоятельной борьбы с различными житейскими трудностями и проблемами. Муж, при такой модели взаимоотношений, чаще всего не только обладает сильным и решительным характером, но еще и неплохо зарабатывает. Главным минусом патриархальных взаимоотношений между супругами является полная зависимость жены от мужа, которая иногда принимает самые крайние формы и грозит женщине полной потерей себя как личности. К тому же, если мужчина вдруг решит развестись, то женщина, за много лет брака отвыкшая от борьбы за существование, может почувствовать себя несчастной и беспомощной и не суметь хорошо устроиться в жизни, особенно, если дети останутся с нею, а бывший супруг сведет материальную помощь до минимума.

2. Матриархальная модель. В такой семье роль главы семьи выполняет жена, которая не только контролирует бюджет и единолично принимает все судьбоносные для семьи решения, но и часто пытается влиять на интересы и увлечения своего супруга. Такие взаимоотношения обычно формируются в семье, где женщина, во-первых, зарабатывает значительно больше мужчины, а во-вторых, обладает более сильным характером и не боится брать на себя и в семье, и на работе традиционно мужские обязанности. Мужчина тоже может быть доволен такими взаимоотношениями, если не очень стремится к лидерству и, особенно, если в детстве у него перед глазами был похожий пример родителей. Минусом таких взаимоотношений может стать возможность внезапного увлечения жены более сильным мужчиной, по сравнению с которым, вечно покорный и тихий супруг может показаться ей скучным и неинтересным. Хотя сильная и властная женщина вряд ли сможет мирно сосуществовать с таким же сильным и властным мужчиной, так что, чаще всего, такие женщины, даже заводя отношения на стороне, редко бросают своего удобного и уютного супруга.

3. Партнерская модель. При такой модели взаимоотношений супруги обычно равноправны и делят пополам как права, так и обязанности. В идеале, они имеют как общие интересы, так и считаются с отличными от своих, интересами партнера. В такой семье у супругов чаще всего приблизительно одинаковый статус и доходы, что не дает повода одному из супругов считать себя в чем-то более лучшим и успешным, чем партнер. Важные решения супруги принимают только советуясь друг с другом и домашние хозяйственные обязанности распределяют поровну. Плюсом таких взаимоотношений является возможность каждого из партнеров раскрыть в браке себя как личность и неповторимую индивидуальность. А минусом может стать появившееся у супругов чувство соперничества и желания в чем-то перегнать партнера, что может привести к постепенному охлаждению между супругами и к взаимному отчуждению. Чтобы такого не произошло, между супругами должна присутствовать не только страсть и взаимная симпатия, но и обоюдное уважение.

Психологи уверены, что наш характер, поведение и манера строить взаимоотношенияцеликом и полностью зависят от того, в каких условиях и атмосфере росли мы сами. Подсознательно, мы копируем модель семьи и распределение ролей в семье, где нас воспитывали. Даже если во взрослом возрасте мы отчаянно пытаемся избежать родительских ошибок, на деле оказывается, что мы выбираем партнеров и воспитываем детей с учетом опыта из прошлого. Рассмотрим, как это действует.



Как детство влияет на нашу жизнь во взрослом возрасте

Доказано, что наши отношения с матерью и отцом не только формируют наши личностные качества, но и влияют на то, какую модель мы выбираем для построения собственной семьи. Известны случаи, когда девушка подсознательно выбирает в мужья человека, обладающего характером и поведением, схожими с теми, что и у ее отца. Та же ситуация и с сыновьями, которые, сами того не подозревая, ищут в будущих супругах черты, присущие его матери. Психологи называют этот феномен теорией ментальных моделей.

Если у нас перед глазами был пример крепких и благополучных отношений родителей, то это способствует нашей уверенности в себе и стремлению образовать прочный семейный союз в будущем. Дети, росшие в любви и заботе, не боятся предательства и одиночества, поскольку получали максимум внимания и положительных эмоций.

Когда же ребенок растет в тревожной атмосфере, он перенимает ряд негативных программ, которые мешают ему чувствовать себя комфортно в романтических отношениях. Такие люди не уверены в своих силах, поступках, мнении и живут с оглядкой на других. Им свойственно недоверие к людям, боязнь разочарования и боли от эмоциональной привязки.

7 стандартных моделей построения семьи

В зависимости от того, в каком климате человек рос, он будет доволен своими семейными отношениями во взрослом возрасте или же наоборот – не удовлетворен. Мы перенимаем не только модель построения семьи из детства, но и эмоции, поведение, мировоззрение и ощущения, присущие тому или ному формату. Различают несколько рабочих моделей супружеских отношений.

1. Модель: ребенок и взрослый

В таком союзе один из супругов занимает позицию несмышленого подростка, который не привык брать на себя ответственность, следовать правилам, выполнять обязанности, самостоятельно принимать решения. Он может позволить себе капризы и легкомыслие, бунт, обиды, нежелание воспринимать действительность.

Другой же супруг вынужден стать единственным взрослым в этих отношениях, взвалив на себя все трудные решения, обязанность обеспечивать семью финансово, оказывать партнеру эмоциональную поддержку, учить его и делиться опытом.

Подобную модель отношений можно наблюдать в неравных браках, когда жена намного старше мужа или же наоборот.

2. Модель: диктатура

В семьях такого типа существует только одна главная личность (супруг или супруга), которая устанавливает правила для всех домочадцев. Именно диктатор диктует, как кому себя вести, что делать, что есть, на что тратить деньги, как одеваться и с кем общаться. Этому авторитету беспрекословно подчиняются все члены семьи. Семейный бюджет также находится в его распоряжении.

3. Модель: спасатель-утопающий

Подобная модель характерна для семей, в которых один из супругов имеет зависимость (от наркотиков, алкоголя, азартных игр, еды). Все семейные ресурсы (финансовые и эмоциональные) направлены на решение проблем, вызванных проблемой зависимого человека. Деньги тратятся на его долги, лечение, особые потребности. Домочадцы объединены одной общей бедой и стремлением спасти несчастного.

4. Модель: садо-мазо

Очень часто в семьях один из супругов намеренно или неосознанно терпит различные виды насилия. Это касается не только женщин, но и мужчин, поскольку насилие имеет различные формы: психологическое, сексуальное, финансовое и пр. Если в детстве один из партнеров видел, как в семье родителей имело место насилие, они могут копировать модель поведения жертвы, выбирая для себя такую роль сознательно. Таких примеров множество: жена гнобит мужа и отбирает все деньги, муж колотит жену за проступки или из-за ревности, супруга удовлетворяет сексуальные потребности мужа даже против своей воли и т.д. Спасти таких жертв невозможно, пока они сами не решатся на такой шаг.

5. Модель: друзья

Со стороны эти семьи выглядят идеально: муж и жена понимают друг друга с полуслова, имеют общие взгляды на жизнь, схожие интересы и увлечения. В этом браке есть все, кроме истинной сексуальной страсти. Таких супругов можно расценивать скорее как брата и сестру, нежели влюбленную пару. Дружеский брак может распасться, как только кто-то из партнеров испытает влечение к другому объекту.

6. Модель: свободные отношения

Нередко супруги живут по строго установленным правилам, когда каждый из них имеет право на свободу, т.е. даже в выборе сексуального партнера. В целом, их союз выглядит как полноценная семья, ведущая совместный быт и воспитывающая детей, но при этом у каждого есть своя жизнь, на которую не в праве посягать партнер.

7. Модель: партнеры

К этой модели осознанно стремятся почти все супружеские пары. В ней оба супруга равноправны и готовы подставить плечо супругу, разделить его ношу и обязанности. Такой союз основан на полном взаимопонимании и уважении, но добиться этого в реальности крайне сложно и удается далеко не всем.

Особенности стилей воспитания детей

Различают несколько основных стилей воспитания детей, основанных на модели взаимоотношений и поведения родителей: авторитарный, демократический, с преобладанием гиперопеки и безразличия.
  • Родители-диктаторы склонны воспитывать своих детей в авторитарном стиле, предусматривающем полное и беспрекословное подчинение. В такой модели родительское слово – закон и не подлежит обсуждению. Желания и мнение самого ребенка в расчет не принимаются. Дети, получившие авторитарное воспитание, вырастают замкнутыми, иногда жестокими, не умеющими ладить с окружающими. Они всегда испытывают огромную потребность в любви.
  • Демократический стиль воспитания делает из ребенка сильную, организованную и самостоятельную личность, поскольку родители с ранних лет считаются с мнением детей, позволяют им принимать решения и требуют нести ответственность за слова и поступки.

  • Неблагоприятной считается стиль воспитания на основе бесконтрольности детей, т.е. полного равнодушия и безразличия со стороны родителей. Часто процесс развития ребенка и становления его как личности выходит из-под контроля, поскольку отсутствует элемент самого воспитания, учения, назидательства. Дети делают, что хотят, а это редко заканчивается чем-то хорошим.
  • Не приносит положительных плодов и гиперопека над ребенком, поскольку он растет в условиях полного контроля, заботы и отстранения от окружающего мира. Пытаясь оградить свое чадо от ошибок и негатива, родители взращивают в нем пассивность, апатию, несостоятельность и асоциальность. Яркий пример – маминькины сынки, которым трудно во взрослой жизни построить свою семью и полноценные отношения.

Видимо, правду говорят, что корень всех наших взрослых проблем кроется в глубоком детстве. Теперь вы можете взглянуть на свои семейные отношения, с учетом знаний о моделях и стилях воспитания. Возможно, это поможет вам скорректировать свое поведение и мировоззрение, а также манеру воспитания собственных детей.