Примеры из жизни нравственного выбора дошкольников. Комментарии к посту «Совершенствование процесса нравственного воспитания дошкольников

1.2 Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании дошкольников

Прежде чем определить место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, дадим характеристику проблемно-развивающего обучения и проблемных ситуаций.

Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее уровню соответствует процесс проблемно-развивающего обучения. Теория проблемно-развивающего обучения представлена в трудах М. И. Махмутова и ряда других авторов (Ю. К. Бабанский, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер и др.). Что же представляет собой сущность проблемного обучения?

Цель проблемного обучения: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов (овладение способами познания). Проблемное обучение, по мнению Гребенюк О. С., включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер школьника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии ребенка, а не на трансляции готовых выводов науки учащимся.

Проблемно-развивающее обучение - это современный уровень развития дидактики и педагогической практики. Оно является эффективным средством общего развития учащихся. Проблемным оно называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Здесь есть и объяснение педагога, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение учащимися упражнений. Но организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем - характерный признак этого типа обучения: «Поскольку вся система методов при этом направлена на общее развитие школьника, развитие его индивидуальных способностей, проблемное обучение является подлинно развивающим обучением» .

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия учителя и учащихся ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализацию его личности.

Основными понятиями проблемного обучения являются «проблемная ситуация» и «учебная проблема».

Проблемная ситуация - это, по определению А. М. Матюшкина, “особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется таким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое требует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвестные субъекту знания или способы действия. Психологическая структура проблемной ситуации включает:

а) познавательную потребность, побуждающую человека к интеллектуальной деятельности,

б) неизвестное достигаемое знание или способ действия,

в) интеллектуальные возможности человека, включающие, его творческие способности и прошлый опыт .

Проблемная ситуация порождается учебной или практической ситуацией, которая содержит две группы элементов: данные (известные); неданные, новые (неизвестные) элементы.

«Проблемная ситуация» означает состояние интеллектуального затруднения, при котором человек испытывает потребность выйти из возникшего затруднения, разрешить его. Проблемная ситуация - это ситуация, ставящая человека в условия, требующие от него необходимости делать выбор, принимать решения: «Начало мышления - в проблемной ситуации» . Поэтому проблемная ситуация является одним из главных средств активизации учебной деятельности учащихся.

Общим правилом при создании проблемной ситуации являются противоречия в информации, способах действий, выявляются причинно-следственные связи. Назовем ряд противоречий: есть факт и существует необходимость его объяснить; противоречие между житейским представлением и научным толкованием фактов; противоречия, связанные с необходимостью применения знаний в конкретных условиях; противоречия, связанные с ограниченностью исходных данных.

Приведем основные способы создания проблемных ситуаций:

Сообщение информации (опорные знания);

Сопоставление фактов (с одной стороны... с другой...);

Анализируются факты, явления, ставятся вопросы, предъявляются задания и т.д. .

Наиболее подробно теорию проблемного обучения в начальной школе раскрывает С. И. Брызгалова . Основные понятия концепции проблемного обучения представлены в следующей последовательности: проблема, учебная проблема, проблемная ситуация, проблемная задача, проблемный вопрос, методы проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский), а также специфика, функции и место проблемного обучения в начальной школе.

Определим место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников.

С. Г. Якобсон пишет: «Работа по моральному воспитанию отличается от работы в других областях дошкольной педагогики… Для обозначения законченного смыслового отрезка такой работы мы предлагаем термин воспитательная ситуация…Они создаются воспитателем, а затем как бы передаются детям» .

Е. А. Лобанова подчеркивает: «Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предложение» .

В. Г. Нечаева, Т. А. Маркова отмечают что в «воспитании культурного поведения особенно важны действенность используемых приемов, а также возможное их сочетание, комплексное применение». Это предполагает исключение излишних словесных воздействий (назиданий, упреков, замечаний). Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.

М. Ю. Стожарова, анализируя проблемы формирования «школьной зрелости» дошкольника, отмечает: «Одним из компонентов «школьной зрелости» является познавательная и социальная мотивация, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, Л. А. Венгер, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Г. А. Урунтаева)» .

В основе любого действия или поступка лежит тот или иной мотив или их совокупность, которые направляют активность человека. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения и т. д. В структуре мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить следующие группы:

Социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника;

Учебно – познавательные мотивы: интерес к новым знаниям, желание научиться чему – то новому;

Оценочные мотивы: стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение;

Позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника;

Игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.

Для развития познавательной мотивации у дошкольников предлагается использовать несколько методов, один из которых - моделирование игровых проблемно-практических ситуаций [Там же, с. 33 – 34]. В методике моделирования проблемно-практических ситуаций, по мнению автора, должны присутствовать следующие моменты:

Специальное нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности;

«Появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления деятельности;

Свертывание репродуктивной деятельности;

Перенесение акцентов на поисковую деятельность;

Свобода детей в выборе средств и способов реализации деятельности;

Определение детьми ролевых функций участников деятельности;

Общая ответственность за результат деятельности на основе взаимопомощи и взаимоконтроля;

Введение значимой для детей мотивационной деятельности.

Схема моделирование игровых проблемно-практических ситуаций выглядит следующим образом: Название, Проблемная задача, Материал, Игровая ситуация

Р. С. Буре, анализируя формирование представлений о нормах морали у дошкольников, пишет: «Еще более сложными для ребят оказываются ситуации, в которых возникает необходимость нарушения правила. Они описаны в литературе как «ситуации морального выбора» (У. Колберг, Ж. Пиаже, Н. Н. Поддъяков, А. Д. Кошелева и др.) .

А. Д. Кошелева при организации с дошкольниками решения социально-нравственных, смысловых задач подчеркивает важность создания специальных ситуаций для проявления поступков детей: «Несмотря на разные обозначения, в этих ситуациях есть нечто общее, что делает их принципиально важными и необходимыми в воспитательном процессе, а именно: в них развертываются те проявления поведения, которые мы называем поступками. Для понимания особенностей складывающейся личности ребенка крайне важно отличать в его поведении обычные действия от поступков. Поступок человека, как положительный, так и отрицательный, есть не просто действие, а действие, соотнесенное с нравственными ценностями и идеалами и их утверждающее» .

Таким образом, мы проанализировали место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, которые могут быть использованы, на наш взгляд, и при воспитании культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет.

1.3 Выводы по первой главе

Нами был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по воспитанию культуры поведения в общественных местах у детей 5 – 6 лет на основе проблемных ситуаций.

При теоретическом обзоре проблемы культуры поведения у старших дошкольников в общественных местах на основе проблемных ситуаций нами были выполнены следующие задачи:


2. Результаты и анализ работы по воспитанию культуры поведения и отношений детей старшей дошкольной группы Опытно-практическая работа по определению влияния культуры поведения на воспитание дружеских отношений детей старшего дошкольного возраста проводилась в старшей группе МДОУ "Улыбка" пос. Идрица Себежского района. Работа проводилась в течение 3 месяцев. Детский сад работает по программе...

Крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения Подготовительная к школе группа. Сентябрь 1-я неделя. В конце занятий, предшествующего рисованию, объяснить детям правило: «Самостоятельно готовься к занятию». Напомнить...

Литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Глава 2. Описание и анализ экспериментальной работы по воспитанию культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Экспериментальная работа проводилась в МДОУ «Центр развития ребёнка - детский сад № 35» с детьми старшего дошкольного возраста в...

Формирование культуры поведения старших дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия). ГЛАВА 3 МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 3. 1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения Анализируя комплексные...

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания старших дошкольников.

Появление в дошкольной педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей дошкольного возраста .

Концептуальная идея А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни, амплификации развития ребенка за счет обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и специфически детскими видами и способами деятельности потребовала разработки особых, дошкольных путей конструирования образовательного процесса детского сада. С этой целью в рамках нашего исследования была разработана методика использования образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников.

Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).

Методика предполагает использование ситуаций, способствующих обогащению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста за счет ознакомления с нравственными качествами: щедрость, отзывчивость,честность, вежливость, аккуратность. Все эти качества актуальны для современного детского сообщества: способность оказать бескорыстную помощь, проявить заботу, щедрость, вежливость, быть честным и аккуратным привлекают детей, способствуют налаживанию положительных взаимоотношений, тогда как противоположные качества детьми порицаются. Также наша методика предполагает воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам и правилам поведения и общения, а также создание ситуаций, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации нравственного содержания.

Главным средством нравственного воспитания в нашей методике является художественная литература.

Литературное произведение позволяет показать ребенку все стадии совершения нравственного (или безнравственного) поступка - от замысла до конечных последствий, проследить причины, мотивы, выявить чувства переживания всех участников ситуации, тогда как в реальности ребенок может наблюдать только отдельные фрагменты той или иной ситуации, поэтому правильно понять и оценить ее дошкольнику гораздо сложнее. Самое сложное для дошкольника - это оценка собственного поведения. Ребенок может описать свои чувства, когда его обидят, и на этой основе оценить поступок обидчика, но с трудом соотносит чувства окружающих со своим поведением. Это позволило нам определить логику работы: от анализа поступков литературного героя к анализу нравственных проявлений в детском сообществе, к анализу собственного поведения.

Вокруг литературного произведения организуется цепочка образовательных ситуаций: беседа о прочитанном, инсценировка отрывков произведения, творческий пересказ от лица литературного героя, слушание музыки, подбор музыкальных отрывков к характерам различных персонажей, рисование эмоций, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом ребенка, организация различных реальных ситуаций нравственного содержания.

В своей методике мы использовали два типа беседы о прочитанном произведении.

В первом случае беседа направлена на выявление главной идеи произведения, анализ образа литературного героя, его нравственной позиции, установление различных связей между событиями в тексте, оценку поступков персонажей с позиции нравственности, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом детей (почему герой так поступил, что он чувствовал, что почувствовали другие герои, можно ли было поступить по-другому, «Если бы ты встретил этого героя, что ты мог бы ему посоветовать?», «А в жизни бывают такие ситуации? Приведи пример», «Если бы ты был этим героем, как бы ты поступил?» и так далее).

Целью беседы второго типа является подготовка к последующей деятельности - творческому пересказу, инсценировке. Поэтому наряду с выявлением и оценкой нравственной позиции героев в процессе беседы совместно с детьми восстанавливается логика событий в тексте относительно каждого персонажа, составляется план будущего пересказа или инсценировки. Инсценировка отрывков произведения помогает развивать умение принять на себя роль литературного героя, занять его нравственную позицию и донести его образ до зрителей.

Инсценировка - знакомая и интересная для детей деятельность, поскольку похожа на игру.

Они с удовольствием принимают в ней участие, и даже не самые активные дети хотят исполнить какую-нибудь роль. Использование различных атрибутов и элементов костюмов помогает ребенку войти в роль и почувствовать переживания своего персонажа. Этому также способствуют отсутствие необходимости дословного воспроизведения текста, возможность говорить «от себя», сохраняя только идею содержания и образ героя. Самое главное - донести до зрителей характер героя, его эмоции, поэтому в предварительной беседе особое внимание уделяется не только нравственной стороне поступков того или иного персонажа, но и его чувствам, переживаниям.

Творческий пересказ от лица литературного героя помогает детям осознать нравственную позицию персонажа, его чувства, мысли, мотивы поступков и переживания. Это более сложная для детей деятельность, так как ограничивается только речью. Ребенку необходимо донести до слушателей образ и чувства своего персонажа с помощью языковых и интонационных средств выразительности и собственных суждений, отражающих самостоятельное осмысление ребенком идеи произведения.

Инсценировка и творческий пересказ от лица литературного героя помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл их поступков и в смысл произведения. Тем самым повышается эмоциональная отзывчивость ребенка по отношению к описываемым событиям и самим героям, он активно сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

Такие игровые ситуации, как «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Портрет героя», творческие этюды на имитацию эмоциональных состояний , способствуют развитию умения определять положительные и отрицательные качества персонажа, аргументированно оценивать его поступки, с помощью вербальных и невербальных средств выразительности передавать эмоциональное состояние героя.

Обращение к личному опыту детей посредством таких игровых ситуаций, как «Я похож, я отличаюсь», «За что меня можно хвалить, за что меня можно ругать», «Кто я? Какой я?» , способствует развитию самоанализа и адекватной самооценки детей, умения определять собственные положительные и отрицательные качества или конкретные поступки и соотносить их с характером и поступками литературного героя.

Организация таких игровых ситуаций, как «Раскрасим настроение», «Музыкальные комиксы», «Волшебный художник» , способствует развитию умений отражать собственные представления, впечатления и эмоциональное состояние в цвете и изображении, понимать образ, «нарисованный» музыкой, и передавать его с помощью рисования, пониманию того, что настроение и характер можно изменить разными средствами и способами, что можно конструктивно управлять своим настроением и поведением, повышает эмоциональную отзывчивость детей.

Например, цепочка образовательных ситуаций по произведению Дж. Родари «Мышка, которая ела кошек».

Режимный момент: «Мышка, которая ела кошек».

Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным.

Режимный момент: «Хвастунишки».

Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным, развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей.

Режимный момент: творческие этюды по произведению.

Цель: развивать умение мимикой, жестами и позой передавать эмоциональные состояния и настроение человека или животного, распознавать эмоциональные состояния по невербальным признакам.

Самостоятельная деятельность: сюжетное рисование «Хвастунишки».

Цель: развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей и своем собственном, с помощью изображения передавать свои представления, впечатления, эмоции.

Наибольшее значение для нравственного воспитания детей имеют практические ситуации, в которых дети реально разрешают различные жизненные проблемы.

В организации практических ситуаций задача воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим.

Поэтому необходимо как можно чаще организовывать ситуации, в которых дети могли бы практиковаться в нравственно направленной, общественно полезной деятельности :

  • помощь дежурным,
  • помощь воспитателю в подготовке к занятиям,
  • помощь малышам,
  • изготовление открыток или поделок для поздравления близких людей с каким-либо праздником,
  • составление плей-листа для малышей (подбор музыкальных произведений, соответствующих хорошему или спокойному настроению, расслабляющей музыки),
  • сочинение рассказов или «свода правил поведения» для журнала,
  • подготовка мини-спектаклей по произведениям нравственного содержания для детей сада.

Организуя такие ситуации, важно сначала апеллировать к собственному желанию детей оказать помощь (кто хочет).

Если никто не проявляет инициативы, то можно просить о помощи (помоги, пожалуйста). Необходимо обязательно акцентировать внимание детей на положительных эмоциях, которые испытывают те, кому ребенок помогает, как важно для них, что он сам вызвался.

Пример организации цепочки образовательных ситуаций на основе сказки «Три медведя».

НООД: «Три медведя».

Цель: познакомить детей с правилами вежливого поведения в гостях, воспитывать вежливое, уважительное отношение к чужому дому, чужим вещам, формулировка правил вежливого гостя и гостеприимного хозяина.

Режимный момент: творческие этюды на передачу эмоциональных состояний.

Цель: развивать умение по внешним проявлениям (жесты, мимика, поза) определять настроение и состояние человека или животного.

Самостоятельная деятельность: «Винни-Пух в гостях у Кролика».

Цель: уточнить и обобщить представления детей о правилах вежливого поведения в гостях.

Режимный момент: «Приходите в гости к нам».

Цель: уточнять и закреплять правила вежливого поведения и общения, обобщить правила вежливого, гостеприимного хозяина, воспитывать стремление радовать окружающих и самому радоваться, когда делаешь что- о приятное для других, воспитывать вежливое, уважительное отношение к людям.

Предварительная работа:

  • распределение ролей и подготовка мини-спектакля,
  • изготовление приглашения.

Наблюдаем за тем, как дети общаются с малышами, соблюдают ли они правила гостеприимства. По мере накопления нравственного опыта дети лучше понимают нравственный смысл заданных ситуаций, постепенно начинают осознавать, что если литературный герой или реальный человек совершает плохой поступок, это еще не значит, что он совсем плохой и злой: он мог просто ошибиться по незнанию или под влиянием негативных эмоций.

Представленная в методике логика организации работы способствует развитию постепенного, более глубокого осознания нравственных качеств, пониманию поведения, эмоционального состояния, переживаний героя и обеспечивает возможность постепенного перенесения нравственной позиции литературного героя в собственное поведение. Дети проявляют интерес к произведениям нравственного содержания, стремятся давать нравственную оценку поступкам героев мультфильмов и кинофильмов, делиться своими впечатлениями от похода в кинотеатр, театр, от просмотра новых мультфильмов и чтения новых книг. Рассказывая о своих впечатлениях, дети все чаще используют оценочные характеристики, а не только описывают основные моменты сюжета, охотно делятся своими впечатлениями с воспитателем. Дети все больше проявляют инициативу и не только откликаются на призыв о помощи, но и сами ее предлагают, проявляют отзывчивость, заботу по отношению к окружающим.

Таким образом, наша методика позволяет обеспечить не эпизодическое знакомство с нравственными качествами и правилами поведения и общения, а полное погружение ребенка в проблему: и интеллектуальное, и эмоциональное, и деятельностное.

Литература:

  • Бабаева Т. И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду. Методические советы к программе «Детство». - СПб., 2002.
  • Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб., 2002.
  • Бабаева Т. И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками / Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. - СПб., 2008.

Материал предоставлен , сентябрь 2014.

Нравственное воспитание детей.

Беседа на тему: "Что такое дружба?"

Цель: Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе; учить понимать и оценивать поступки героев литературных произведений (Е. Кошевая "Мой сын", В. Осеева "До первого дождя") и своих товарищей.

Ход беседы

Ребята вам уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях и товарищах. Взрослые говорили о том, что нужно дружить друг с другом. Каких же детей мы называем хорошими друзьями?

Педагог спрашивает несколько человек. Если дети называют по имени конкретных детей, то спросить, почему именно их можно считать хорошими друзьями.

Обобщить ответы: "Хорошими друзьями можно назвать детей, которые вместе дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, заботятся друг о друге, умеют уступать друг другу и т. д.

Вопросы после чтения

Как можно назвать Олега и Гришу?

– Почему их можно назвать друзьями?

– Почему Олега можно назвать хорошим другом?

– Расскажите о том, как вы дружите в детском саду и дома?

В ходе беседы педагог помогает детям правильно оценить факты,

поступки, высказывает к ним свое отношение.

называется "До первого дождя". Подумайте, можно ли девочек, о

которых говорится в рассказе, назвать хорошими друзьями или

подругами.

Вопросы после чтения

– Почему воспитательница сказала: "Видно ваша дружба до

первого дождя!"

– Можно ли Мишу назвать хорошим другом? Почему

Нельзя?

– Как надо было поступить Маше?

Одобрив правильные ответы детей, педагог рассказывает о необходимости всегда выполнять правило поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда

выручай".

Беседа на тему: "Кто такой друг?"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о дружбе; дать представление о том, что друзья не оставляют товарища в беде; показать привлекательность дружеских отношений.

Ход беседы

Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ А. Митта "Шарик в окошке", а потом поговорим о детях, про которых говорится в рассказе.

Вопросы после чтения

– Что увидел Коля в окошке?

– Откуда появился шарик?

– Зачем ребята принесли Коле шарик?

– Как можно назвать этих ребят?

– Какие эти ребята?

– Почему их можно назвать хорошими друзьями?

– Приятно ли было Коле, что друзья позаботились о нем, не оставили

его в беде?

– Расскажите, как вы заботитесь о своих друзьях, как помогаете

Им.

– Как относятся люди к своим хорошим друзьям?

Оценивая и обобщая ответы детей, отметить, что взрослые и

дети любят хороших друзей. Дружить с ними очень приятно.

Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче жить

и работать.

Можно сказать детям, что умение дружить –

хорошее качество. Поэтому люди называют словом "Дружба" улицы и площади городов, кинотеатры и другие учреждения.

Можно вспомнить пословицу "Дружба дороже денег" и вместе с

детьми объяснить ее понятие.

Беседа на тему: "Чуткость "

Цель: Учить детей сравнивать положительные и отрицательные поступки, давать им оценку; понимать мотивы поступков детей и необходимость выполнения норм поведения; дать представление о чуткости и о необходимости заботливого, чуткого отношения к своим сверстникам; ввести в словарь детей новое слово – "чуткость"; вести правило поведения – "Не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна помощь".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам прочитаю два рассказа – "В огороде" Е. Кошевой и "Синие листья" В. Осеевой. Вы их послушайте внимательно, а потом скажите, кто из детей вам понравился, Олег или Катя?

Вопросы после чтения

– Кто из детей вам понравился?

– Почему понравился Олег?

– Как можно назвать Олега? Какой он?

Обобщить ответы детей, дать представление о чуткости. "Олег

добрый, заботливый, внимательный. Гриша его ни о чем не просил,

Олег сам заметил, что другу трудно и позаботился о нем. Поэтому

Олега можно назвать еще чутким. Чуткий человек не ждет, когда

его попросят о помощи, а сам предлагает свою помощь.

– Как вы думаете, приятно было Грише, что Олег позаботился о

нем?

– А Олегу было приятно? Как об этом говорится в книге?

Сделать вывод о том, что от хороших поступков

всегда бывает всем приятно.

– Почему вам не понравилась Катя?

– Как надо было поступить Кате? Почему?

– Приятно ли было Лене просить Катю дать ей карандаш?

– Почему нужно заботиться о друзьях, помогать им?

Обобщив ответы детей, сделать вывод о необходимости

быть всегда добрым, заботливым, чутким, помогать

сверстникам, не ожидая просьбы о помощи,

помогать так, чтобы сверстники не обиделись.

Ввести правило: "Не жди, когда тебя попросят о

помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь".

Запомните ребята это правило и выполняйте его всегда. Сейчас мы пойдем на прогулку и поучимся выполнять это правило в играх.

Примечание: на прогулке проводится подвижная игра "Ловишка", "Дай руку".

Беседа на тему: "Доброжелательность"

Цель: Закрепить и обобщить представления детей о необходимости

чуткого, доброжелательного отношения к товарищам; напомнить

правила поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не

жди, когда тебя попросят о помощи, нужно самому видеть, кому нужна помощь; закрепить в словаре детей термины "добрый", "чуткий".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам еще раз прочитаю рассказ А. Митта "Шарик в

окошке". Послушайте его внимательно.

Вопросы после чтения

– Как можно назвать детей, которые принесли шарик?

Какие они?

Обобщить ответы детей: "Да, этих детей можно

назвать хорошими друзьями, добрыми, заботливыми, чуткими и т. д.

– Почему их так можно назвать?

Обобщить ответы детей: "Дети позаботились о друге, принесли ему шарик и показали в окне, чтобы развеселить, порадовать его. Коля не просил об этом, а дети сами догадались порадовать своего друга. Поэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами".

– Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нем?

– Как в книге об этом говорится?

Если дети не вспомнят, то можно прочесть отрывок. Дать детям

высказаться, сделать обобщение: "Детям или взрослым всегда бывает

очень приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту.

Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их

об этом попросят, а помогают сами. Мы с вами об этом уже говорили,

когда читали рассказы "Мой сын" и "Синие листья".

Сейчас я вам прочту еще один рассказ. Называется он "Навестила",

написала рассказ В. Осеева. Вы послушайте рассказ, а потом

скажите, чутко ли Муся отнеслась к Вале.

Вопросы после чтения

– Как отнеслась Муся к Вале?

– Как ее можно назвать? Какая она? Почему?

– Как надо было поступить Мусе?

– Как бы вы поступили, если бы пришли к больному другу? Как бы вы помогли ему? Расскажите.

Ребята, вспомните, привила поведения, которые надо выполнять,

Чтобы быть хорошим, чутким другом.

Примечание: на прогулке или вечером можно провести игру

инсценировку сказки "Кот, петух и лиса".

Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о чуткости и скромности; развивать способность детей к дифференцировке нравственных понятий, к оценке поступков героев литературных произведений – С. Баруздин "Морской котик".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам прочитаю знакомый рассказ "Морской котик", а вы его внимательно послушайте.

Вопросы после чтения

– Кто вам понравился в этом рассказе? Почему?

– Как поступила Светлана?

– Как ее можно назвать? Какая она?

– Почему ее можно назвать доброй, находчивой, чуткой девочкой?

– Что такое чуткость?

Обобщить ответы детей: "Чуткость – это такое поведение, когда дети и взрослые делают людям добро, заботятся о других, помогают людям даже тогда, когда их об этом и не просят, но когда они видят, что людям надо помочь".

Если дети назовут Светлану скромной, нужно подтвердить это, а

после ответов детей о том, что такое чуткость, сказать: "Вы

правильно назвали Светлану скромной, потому что она спасла жизнь

моряку, но никому не говорила об этом, не хвасталась". Если дети не

укажут в числе нравственных черт Светланы скромность, то спросить у

детей: "Можно ли назвать Светлану скромной и почему?"

– Что такое скромность?

Обобщить ответы детей: "Скромность – это такое поведение, когда

дети и взрослые поступают хорошо, но не хвастают этим,

потому что хвастаться не красиво, не хорошо. Поэтому не надо

говорить о себе: "Я хороший", "Я хорошо сделал", а надо уметь

ждать, когда тебя похвалят другие".

– Чуткость и скромность – одно и то же или разное?

Обобщая ответы детей, отметить, что быть чутким

хорошо и быть скромным тоже хорошо.

Но эти черты характера разные: чуткость – это делать людям добро, заботиться, помогать другим, а скромность – это умение уметь сдержать себя, хотя и хочется сказать, что ты хороший, это значит не хвастаться.

А сейчас я вам прочитаю новый рассказ "Колин папа". Написала его Горская. Педагог читает рассказ. После прочтения вопросов не задавать. Если дети захотят сказать что–либо, дать им возможность высказаться.

Беседа на тему: "Правдивость"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о правдивости. Показать привлекательность правдивости как нормы поведения. Воспитывать отрицательное отношение к обману.

Ход беседы

Ребята, мы с вами уже много раз говорили о том, что такое дружба, чуткость. Доброта, скромность. А сегодня мы поговорим еще об одном важном качестве человека – о правдивости. Но вначале послушайте рассказ В. Осеевой "Что легче?"

Вопросы после чтения

– Кто из мальчиков вам больше понравился? Почему?

– Как можно назвать мальчика, который сказал маме правду? Какой он?

– Что такое правдивость?

Обобщить ответы детей: "Правдивость – это такое поведение

человека, когда взрослые и дети всегда говорят правду, никогда

не обманывают, говорят правду даже тогда, когда сказать ее

неприятно, трудно".

– Почему нужно быть правдивым? Почему нельзя обманывать

людей?

– Как относится к людям, которые всегда говорят правду?

Обобщить ответы детей. Объяснить детям, что нужно

всегда говорить правду, всегда быть правдивым. Это

красиво и даже очень хорошо. Правдивых людей любят. Детям и взрослым бывает приятно, радостно, когда им говорят правду. Можно привести пословицу: "Правда, светлее солнца. Правда, чище ясного неба". Обманывать не красиво, нехорошо и это неприятно людям. Им бывает обидно, когда их обманывают. Обман и ложь могут привести к беде.

Я вам сейчас прочитаю рассказ Л. Толстого "Корова". Вы его послушайте внимательно, а потом скажите, почему случилось несчастье в крестьянской семье.

Вопросы после чтения

– Почему случилась беда в этой семье?

– Как нужно было поступить Мише?

Сделать вывод: беда случилась потому, что у Миши не хватило смелости сказать правду. Если бы он не испугался и не бросил стекла в лохань, корова, осталась бы жива.

Нужно всегда смело говорить правду, даже тогда, когда сказать ее трудно, неприятно.

Беседа на тему: "Чуткость и правдивость"

Цель: Обобщить и закрепить представление детей

о необходимости доброжелательного, чуткого отношения к людям

(к старшим, сверстникам, малышам); показать взаимосвязь и

особенности таких нравственных понятий, как чуткость и правдивость;

помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.

Ход беседы

– Ребята, какие праздники отмечала недавно вся наша страна и мы с

– Вспомните, как вы поздравляли своих родителей с этими

праздниками.

Какие подарки вы для них сделали? Как их преподнесли? Что

сказали? Приятно ли было вашим родителям, что дети их

поздравили с праздником?

– Как вы думаете, что было самым хорошим, самым

приятным подарком папам и мамам?

– Как надо себя вести, чтобы доставить радость

родителям, не огорчать их?

Сделать обобщение о том, как нужно вести себя и почему. В процессе обобщения отметить, что к родителям и другим членам семьи нужно относиться заботливо, чутко, нельзя обманывать их.

– Что такое, по–вашему чуткость?

– Что такое правдивость?

– Чуткость и правдивость – это одинаковые или разные качества? Сказать детям, что это разные качества. Чуткость – это такое поведение, когда люди заботятся о других, помогают друг другу, а правдивость – это такое поведение, когда люди всегда говорят правду, не обманывают других. Значит, чуткость и правдивость – это разные качества. Эти качества – самые главные у человека и их нужно воспитывать в себе с самого детства.

Беседа на тему: "Скромность"

Цель: Обобщить и закрепить признаки понятия "скромность" – скромный человек делает хорошее, но не хвастает, умеет сдержать себя;

уточнить знания детей о необходимости и смысле скромного

поведения; помочь детям осознать свое поведение в свете данной

нравственной нормы; воспитывать положительное отношение к

скромности как к норме поведения.

Ход беседы

Ребята, мы с вами уже много раз говорили о скромности, читали

рассказы о скромных людях, как взрослых, так и о детях.

– Вспомните, какие рассказы и про кого мы читали. Как называется

рассказ о Светлане, которая спасла жизнь моряку? Кто написал этот

рассказ?

– Почему Светлану можно назвать скромной? Как еще ее можно

назвать (чуткой, находчивой, смелой). Почему?

– Скромность и чуткость – это одно и то же или

разное?

– Как называется рассказ про Колю и его папу? Кто

написал этот рассказ?

– Почему Колю и его папу можно назвать скромными?

– Про какого скромного человека мы еще читали? (С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"). Почему никто не узнал имени героя? Почему он остался неизвестным?

– Что такое скромность? Скромность – это такое поведение человека, когда он делает хорошее, но не хвастается этим, умеет сдерживать себя. Он не говорит: "Это я", "Я лучше сделал", хотя иногда и хочется сказать об этом. Хвастаться некрасиво, нехорошо. Это неприятно другим людям. Нескромных людей, хвастунов не любят. Это вы поймете, когда мы с вами прочитаем рассказ В. Осеевой "Заячья шапка".

Вопросы после чтения

– На ком же из вас бывает "заячья шапка"?

– Как же нужно вести себя, чтобы тебя любили, с тобой играли сверстники?

Обобщить высказывания детей.



«Человек»… Слово не только звучит гордо, но и для общества, коллектива имеет большое значение. Воспитательная роль отводится (по достижению ребенком возраста 3 - 4 лет) педагогу детского сада, хотя приоритетную роль семьи никто не отрицает.
Главное - правильно подобрать способы. Лучшими давно признаны игровые ситуации, обсуждение поведения героев сказок, разыгранные задания. Ведущая позиция, хоть и кажущаяся отстраненной, принадлежит воспитателю.
Задача номер один - научить детей принимать решения, правильные и самостоятельные. Кроме этого, опираться нужно на основные критерии подготовки мероприятия (воспитательного часа, урока, занятия, «пятиминутки»). Лучше, если педагог составит себе «памятку» произошедшего между детьми разногласия. В ней будут отмечены несколько пунктов.

  • Возраст детей . То, что Петя забрал понравившуюся игрушку у Вани, когда им по 3 года, выглядит катастрофой Вселенского масштаба. Но в возрасте 5-6 лет мальчики могут поссориться из-за того, с кем Лена пойдет кататься на роликах.
  • Дата «происшествия» . Если спор случился осенью, а о нем вспоминают весной, - это может быть неактуально. Но иногда запись даты позволяет освежить воспоминания детей, можно узнать, что они чувствовали тогда и теперь.
  • Суть проблемы (конфликта) . Чем старше становятся его участники, тем глубже может быть проблема (к просто не поделенной игрушке добавляются неразделенные чувства, обида, злость).
  • Итоги ситуации. К чему пришли дети тогда и как они общаются сегодня, как поступили бы раньше, не жалеют ли о чем.

«Игровизор» лучше телевизора

Можно вырезать (распечатать, создать коллаж) тематические картинки к заданиям. Ребята и девочки пусть, опираясь на них, отвечают на вопросы. К каждому заданию должны быть подготовлены изображения - разные овощи, фрукты, грибы, виды транспорта, чтобы коллектив дошкольников смог осуществить выбор.
Дети обязательно будут проговаривать, отстаивать свое мнение. Сразу же выделится лидер, кто-то будет его поддерживать, кто-то - нет. Если кто-либо из детей остался в стороне, воспитателю нужно будет деликатно ввести его в процесс обсуждения.
Если группа большая, можно разделить детей на маленькие команды. Не буде лишним придумывание им названий, девизов. Капитан может быть, а может, это будет просто озвучивающий решение команды ребенок.

  1. На сказочной поляне много грибов. Какие собрать в лукошко, чтобы Баба Яга ими не смогла отравить своих гостей? (Картинок можно взять побольше, пусть они будут красочными, яркими). В случае с грибной тематикой важен еще один момент - дети учатся отличать съедобные грибы от несъедобных. Изображения должны быть натуралистичными.
  2. Маша и Медведь собрали ведро яблок. К ним пришли в гости белочка, ежик и зайчик. Нужно разделить фрукты между ними всеми.
  3. Доктор Айболит летит в гости к сестре Варваре в далекую Африку. Чем ему добраться? Можно использовать даже карту или глобус. Пусть дети доказывают, почему, к примеру, на самолете поездка будет более быстрой и эффективной, чем на велосипеде.
  4. Мама собралась готовить окрошку. Она идет в магазин, какие продукты ей понадобятся?

Эта игра хороша тем, что все показывается наглядно. Дети учатся систематизировать, каждый ответ обсуждается, есть право голоса, но результат формируется на основе общих мнений.
Малыши и сами не замечают, как учатся строить беседу, вступать в конфликты и пытаться выходить из них. Пусть и не получится что-то - опытному взгляду воспитателя будет заметно, когда спор выходит за рамки обычного столкновения мнений и превращается чуть ли ни в ссору. В этом - одна из задач такой игры: воспитание одного целого - коллектива.

НЕпростая ситуация…

Даже без особой подготовки и материальной базы можно разыграть привычную во многих социальных группах ситуацию. Главное - наблюдать за коллективом какое-то время, чтобы успеть ознакомиться с проблемой, и выделить общую, актуальную.

Под термином «гендер» подразумевается социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности. Он заключает в себе соц...

Дети с удивлением сами заметят, что идеальных людей не существует, но мнение о человеке складывается по тому, чего больше он сделал - доброго или дурного. Может даже оказаться, что и Кощей Бессмертный - вовсе не злой. Просто его никто не любит, и родители его далеко, и друзья ему давно не звонят.
Развитие милосердия - то, на что всегда большой спрос.

Твое или мое?

Странное дело - с одной стороны, ребенок должен беспокоиться о своих интересах и желаниях (иначе он вырастет «неуспешным»). С другой - ему нужно учиться делиться с другими, уметь жертвовать, сопереживать. Непосильная задача и для взрослого человека, куда уж детям. Но это - ошибочное мнение. Если научить ребенка думать, анализировать, сопоставлять, в зрелом возрасте он не поддастся искушению таких чувств, как зависть и эгоизм.
Нужно создать искусственную ситуацию конфликта. Например, принести интересные книги, фрукты или игрушки (можно из соседней группы, если разрешит другой воспитатель). Но не просто отдать их детям, а придумать интригующую предысторию.

Например, Дед Мороз не довез зимой самым послушным детям посылку, прислала их Алиса из Зазеркалья или Кот в сапогах выслал их дошкольникам, чтобы они присмотрели за игрушками, пока он будет путешествовать.
Высыпав все содержимое «посылки» в центр комнаты, нужно понаблюдать несколько минут за поведением ребят и девочек. Окажется, что некоторые малыши одновременно захотят одну и ту же игрушку или книгу.
Вот теперь, пока у кукол и плюшевых медвежат еще на месте руки-ноги, в игру вступает «третейский судья», воспитатель. Его задача - дать ребенку возможность высказаться (объяснить), почему именно он должен обладать игрушкой.
Потом задание усложняется - придется высказаться и в пользу маленького «оппонента», сказав, почему другому малышу тоже важно играть именно с этой куклой.
Никто не запрещает на доске рисовать «плюсы» и «минусы» (за себя и за соперника), класть в шапки по спичке - у кого больше окажется, тот и получит игрушку.
В конце нужно будет детям пожать друг другу руки, а воспитателю - сказать доброе мудрое слово о том, что делиться, уступать - это нормально.

В 40-е годы прошлого века психологию воспитания детей стали относить к наукам. Она нацелена на поиск решений проблем, которые возникают при воспитании...

Педагогу нелегко…

Это на первый взгляд такие игры и ситуации кажутся обычными, спонтанными способами занять дошкольника и сказать потом, что воспитательная работа была проведена. В этом и заключается «высший пилотаж» мастера, когда все происходит будто само собой. Но за всем этим стоит сложная подготовительная работа.
Воспитателю приходится решать многие задачи и учитывать различные факторы:

Проблемные ситуации для дошкольников разрабатываются не только с целью научить, но, изначально, продиагностировать. Рассказывать о семье и малыши, и их мамы, папы могут одно, но на самом деле все оказывается куда печальнее. В поставленной ситуации ребенок не играет, а переживает жизнь - ту, которая есть.
Иногда, как показывают это сами дошкольники, родители ведут себя с ними доброжелательно, но подрастающее поколение этого не понимает. Задача воспитателя - «адаптировать» для детей то, что им еще не понять (через такое проигрывание ситуаций, в том числе). Более благородного призвания, чем воспитатель, просто не существует.

4 0