Проблемы социализации ребенка в семье кратко. О роли семьи в социализации личности ребёнка

Доклад на педсовете: Роль семьи в социализации личности ребёнка

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй».
Вильгельм Гумбольдт.

Под этими строчками может подписаться, пожалуй, любой человек. Однако и по сегодняшний день умы многих людей занимает вопрос места и роли семьи в обществе, её значение в социализации подрастающего поколения.
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена.
Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов.
Личность – это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Известно, что человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществ-ляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Одним из основных звеньев социализации личности является семья как первичная ячейка общества. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. Ребенок растет в семье, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей. В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения. Так семья остается ведущим институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности ребенка, его социализации.
Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
С момента рождения, человек попадает в социальное окружение. Только благодаря заботам близких ему людей, прежде всего, матери, он сохраняет свою жизнь и получает возможности для развития. Вырастая, человек постепенно усваивает опыт человечества, воплощённый в понятиях, трудовых навыках, правилах поведения.
Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.
Первый опыт социального общения человек осваивает ещё до того, как начинает говорить. Будучи частью социума, человек приобретает определённый субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью личности. Одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.
Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.
Социализация- это процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. В содержание понятия «социализация» входит:
- усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
- формирование социальных установок и убеждений;
- вхождение индивида в социальную среду;
- приобщение индивида к системе социальных связей;
- самоактуализация личности;
- усвоение индивидом социальных влияний;
- социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.
Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.
Процесс социализации может осуществляться в различных социальных институтах. Но ведущим социальным институтом для социализации личности ребёнка является семья.Семья это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка.
В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.
Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе.
В последнее время отмечается некоторое падение воспитательной роли семьи; в стране происходят серьезные изменения условий формирования личности, наблюдаются сложные условия экономической и политической нестабильности, происходит ломка традиционных ценностей, и поэтому проблема влияния семьи на процесс становления личности носит актуальный характер.
Сегодня мы сталкиваемся с разными стилями семейного воспитания, которые во многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных особенностей. Несмотря на это в целом наше обращение с детьми является значительно более авторитарным, чем мы думаем.
Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге детипредоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «уличных» компаний.
Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате дети становятся нерешительными, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя. Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны к нему. Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любит больше. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.
Авторитарный стиль , подразумевающий жестокое руководство, подавление инициативы и принуждения, находит себе оправдание в необходимости подчинить ребенка школьной дисциплине. Окрики и физические наказания являются типичной формой, выражающей власть взрослого над ребенком. При этом не исключается любовь к ребенку, которая может выражаться достаточно экспрессивно. В таких семьях вырастают или неуверенные в себе, невротизированные люди, или агрессивные и авторитарные – подобие своих родителей. В школе эти черты личности проявляются уже в отношениях со сверстниками.
Либерально – попустительский стиль , подразумевает общение с ребенком на принципе вседозволенности. Такой ребенок не знает иных отношений, кроме утверждения себя через требования «Дай!», «Мне!», «Хочу!», капризы, демонстрируемые обиды и т.п. Попустительство приводит к тому, что он не может развиваться в социально зрелую личность. Здесь отсутствует самое главное, что необходимо для правильного социального развития ребенка, - понимание слова «надо». В подобной семье формируется недовольный окружающими людьми эгоист, который не умеет вступать в нормальные взаимоотношения с другими людьми, - он конфликтен и труден. В школе ребенок из такой семьи обречен на провал в общении – ведь он не приучен уступать, подчинять свои желания общим целям. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с окружающими.
Ценностное отношение к ребенку с высокой рефлексией и ответственностью за него – наиболее эффективный стиль воспитания. Здесь ребенку выражают любовь и доброжелательность, с ним играют и разговаривают на интересующие его темы. При этом его не сажают себе на голову и не заставляют считаться с другими. Он знает что такое «надо», и умеет дисциплинировать себя. В такой семье растет полноценный человек с чувством собственного достоинства и ответственностью за близких. В школе ребенок из такой семьи быстро обретает самостоятельность, он умеет строить отношения с одноклассниками, сохраняя чувство собственного достоинства, и знает что такое дисциплина.
Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира семьи, в обстановке некритичности и рано осознают свою исключительность. В семьях, где растут дети с высокой, но не завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетается с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной (необязательно очень низкой) самооценкой пользуются дома большей свободой, но это свобода, по сути,- бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг другу. Родители таких детей включаются в их жизнь тогда, когда возникают конкретные проблемы, в частности с успеваемостью, а обычно мало интересуются их занятиями и переживаниями.
Перечисленные стили общения в семье при всех их различиях имеют общее - родители не равнодушны к своим детям. Они любят своих детей, а стиль воспитания часто является преемственным, передаваемым в семье из поколения в поколение. Лишь семья, обладающая способностью к рефлексии на особенности ребенка, сознательно ищет наиболее эффективный стиль его индивидуального воспитания.
Семейная обстановка и опыт, полученный в семье, способствуют степени когнитивного, эмоционального и социального развития, компетентности и благополучию.
Если человек является членом семьи, то гордость за свою семью переполняет душу ребёнка. Ещё Л.Н. Толстой писал, что стать личностью ребёнок может только в той среде, в которой чтят традиции и обычаи поколений, где есть преемственность между прошлым, настоящим и будущим.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именнов семье человекполучаетпервыйопытсоциальноговзаимодействия. На протяжении определенного времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Подводя итоги надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.
Список литературы
1. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 2003
2. Кон И. С. Ребенок и общество. – М.,2003
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2007
5. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. - СПб, 2003
6. Социология семьи / под ред. Антонова А.И. – М., 2005
7. Сухомлинский В. А. «О воспитании» М„ 1984
8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998
9. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1987
10. Кульчинская Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983
11. Костицына Е.А. Влияние типов семейного воспитания на образ Я дошкольника и его отношение к родителям/ Психологическая наука и образование. - №1, 2001
12. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. - М., 1981
13. Саготовская С.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск, 1971
14. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991

В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка? Социализация -- это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей». У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми(традиционно женская роль), так и их защите (традиционно мужская). Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка.

Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа -- прямая функция родителей.

Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции - главное, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциональная функция)

и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и д.р. - все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически приходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Воспитание детей в семье -- сложный социально-педагогический процесс.

Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на него заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Личный пример родителей -- важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров - все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения. Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей. Семья - это самая важная среда формирования личности и институт воспитания. Семья отвечает за население в целом и за своих детей в частности. Существуют, конечно, и еще факторы влияющие на развитие и становление личности - это и среда обитания, и среда обучения и даже среда отдыха. Но семья несет главенствующую в этом функцию. «Все хорошее и все плохое человек получает из семьи!» - известная педагогическая мудрость.

Семья приобщает детей к социуму, к жизненным ценностям.

Знакомит с окружающей средой и людьми. Так же приобщает индивидуума к труду, приобщая тем самым к будущей общественной жизнедеятельности.

И, наконец, прививает духовные ценности, в которые входят - вера, правила поведения человека в обществе, уважение к окружающим его людям и. т.д.

Но воспитательный процесс происходит не только тогда, когда родитель (воспитатель) разговаривает с ребенком, объясняет ему что-либо, поучает его, отнюдь нет. Воспитательный процесс происходит каждую секунду, каждый момент вашего с ребенком совместного времяпровождения.

Всегда вспоминайте слова Макаренко «Ваше собственное поведение - для ребенка самая решающая вещь». Ребенок - это чистый лист бумаги, готовый к заполнению. Ребенок ежесекундно смотрит на вас, впитывает в себя ту информацию, которую вы даете своим поведением. Важно все - ваша речь, манеры, ваш стиль в одежде, способы общения с незнакомыми людьми, с друзьями, врагами, и конечно их наличие вообще. Как вы сидите, смеетесь,

как качаете ногой, как отзываетесь от том, или другом человеке, выражение при этом вашего лица - все это и многое другое очень важно и значимо для вашего ребенка. Дети, словно губки - воду, впитывают в себя всю информацию вашего поведения. По мимо всего прочего, ребенок очень чувствителен к вашему настроению, не смотря на свой маленький возраст. Он очень наблюдателен, и любую, маломальскую перемену в вашем поведении, настроении, тоне, ребенок, чувствует с полной силой. Любое ваше недостойное поведение отразится на воспитании ребенка - распитие спиртных напитков при нем, курение, не цензурная брань, драки и оскорбления и подобные вещи - все воспринимается малышом и формирует его мировоззрение. Если в ваших отношения с супругом (супругой) не будет доверия, теплоты, любви, гармонии, души, спокойствия, то и ребенку не чего будет взять и вынести из своей школы семейной жизни. Если в ваших отношениях с ребенком не будет того же самого, то не удивляйтесь, что в вашей семье вырос трудный ребенок. Жизнь ребенка в большинстве своем происходит в семье. Семья - это естественная среда воспитательного процесса. Семья - это его первая культурная и образовательная ниша. Она информирует ребенка о том,что происходит за ее границей, учит позиционировать себя, как личность, развивает духовные творческие и даже профессиональные возможности, способности и навыки. Не менее важную роль играет и среда обитания - гигиенические условия, питание, интерьер, домашняя библиотека - способствует не только развитию и воспитанию ребенка, но и положительно или отрицательно воздействуют на его психику. Например - если убрать все острые, колющие, режущие, мелкие и другие не желательные для малыша предметы, тем самым создав безопасность в его передвижении, вы исключаете из вашего общения - крики, одергивания, шлепки, порицания и пр. негатив - тем самым не сковываете активность ребенка, не зажимаете его, не делаете нерешительным, а воспитываете свободную и спокойную личность. Вся жизнь в семье - это образовательный процесс для ребенка и педагогический для родителя. Учите своим примером! Важны любые ситуации - как вы кормите, как вы его укладываете спать, как вы его будете, как провожаете в детский садик, школу, как расстаетесь с ним, как встречаетесь, что при этом рассказываете друг другу.

Как проводите время дома. Так же не менее важен и словесный контакт общайтесь с ребенком с пеленок, рассказывайте ему об окружающем мире, о нем самом, о себе, о пространстве вокруг него. Наши пра-пра-пра-пра…бабушки пели повествовательные песни, без рифмы, где просто перечислялось кто и что делает, кто за что отвечает, что происходит в данный момент, именно для знакомства малыша с миром, с социумом и т.д. когда ребенок подрастет, не ленитесь спрашивать у него о каждой минуте его времяпровождения без вас как он провел его в детском саду, школе.

Как и что кушал, как спал, что делал, как себя вел. Кто и что ему сказал и многое другое. Ребенок с радостью поддержит разговор с вами. И будет рассказывать вам целые истории о том как они нашли божью коровку и как отпустили ее на небо, о том, как пролил на себя компот, а сосед его смеялся….

Семья первая, кто приобщает ребенка к разным видам деятельности - познавательной предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья поддерживает ребенка, стимулирует и развивает в нем все то что находится зачаточном состоянии, организовывает его. Самое главное в этом - не забывайте поощрять своего малыша, хвалить, даже награждать за то или иное действие, поступок. Старайтесь как можно меньше ругать его, тем более не делайте это публично.

  • 1. Болен.
  • 2. Перед и после сна (или во время, когда ребенок просыпается и никак не хочет укладываться снова).
  • 3. Когда ребенок кушает. Вместе с приемом пищи ребенок поглощает и все происходящее. т.е. негативная информация поступает напрямую и впитывается, что не очень хорошо сказывается на нежной психике.
  • 4. Когда ребенок чем-то очень занят.
  • 5. Когда у вас у самих слишком плохое настроение.
  • 6. Когда ребенок по возрасту не справляется с поставленной задачей.

Никогда нельзя забывать о том, что семья - первая и самая важная школа, основа основ, для маленького, но уже - человека.

Елена Володченкова
Роль семьи в социализации ребёнка

Семья – это маленький коллектив, который основан на принципах сотрудничества и взаимопомощи. Дети понимают, что их благополучие зависит от отцов и матерей, а родители счастливы, когда их сыновья и дочери успешны в учебе и работе.

Семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. .

Семья является частью более широкой социальной сети и подвержена воздействию различных сил со стороны среды, в которой она существует, и со стороны людей, с которыми приходится иметь дело. Если мы хотим правильно понять, почему семьи ведут себя так , а не иначе, следует оценить подобные воздействия. Анализ причин социального и психологического благополучия/неблагополучия семьи требует изучения не только личностных качеств членов семьи , но и факторов социального окружения , правил и норм поведения, оказывающих решающее влияние на всю семейную систему.

Семья и общество - это модели одной и той же системы, но разного масштаба. Обе включают людей, которые должны работать и жить вместе, чьи судьбы тесно переплетены друг с другом. И в обществе и в семье есть много общего : руководитель играет свою роль и обращен при этом к подчиненным, молодой - к старому, мужчина - к женщине, и каждый участвует в принятии решений, использует свой авторитет и стремится к общим целям.

В каждой благополучной семье детей учат , как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким образом строить свои отношения с противоположным полом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устраивать свои дела, как следует относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо. Познание мира для детей сводится к тому, что они узнали от старших и что им помогли увидеть.

Семья является идеальным типом социальной структуры . Роль семьи в жизни ребенка неизмеримо велика. Ребенок не может жить вне семьи , и даже в самой наихудшей из них вырабатывается нечто незаменимое для ребенка.

С точки зрения социологии семья - это часть общества, своеобразный воспитательный коллектив. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями : нравственными, социально-биологическими , хозяйственно-экономическими, психологическими.

На семью как социальный институт оказывают влияние все социально -экономические и культурные процессы, происходящие в обществе.

Семья выполняет ряд важнейших социальных функций (классификация М. С. Мацковского) .

Таблица 1.

Сфера семейной

Деятельности Общественные

Функции Индивидуальные

Репродуктивная Биологическое воспроизводство общества Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная Социализация молодого поколения

Поддержание культурной непрерывности общества Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях

Хозяйственно –

Бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми Получение хозяйственно -

Бытовых услуг одними от других

Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных

Средств одними членами семьи от других

Сфера первичного

Социального

Контроля Моральная регламентация поведения членов семьи , ответственность и обязательства в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за не должное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи

Социально –

Статусная Представление определенного социального статуса членам семьи . Воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребности в социальном продвижении

Сфера духовного

Общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение членов семьи . Укрепление дружеских основ брачного союза

Досуговая Организация рационального досуга

Социальный контроль в сфере досуга Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов

Эмоциональная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Поручение психологической защиты, эмоциональной поддержки

Удовлетворение потребности в личном счастье и любви

Семья образует некую социальную единицу - все за одного и один за всех. Новый смысл существования семье дают дети , источник радости и сил. Любовь к детям часто дает силы родителям переносить все невзгоды жизни.

Вместе с тем и чрезвычайно трудно воспитывать детей в семье . Одна из причин этого в том, что родителям очень трудно понимать своих детей и свободно относиться к ним. Очень часто родители не понимают своих детей, хотя уверенны, что они их знают. Жить своей семьей «в полноте ее задач» достаточно трудно. Сама по себе семья обладает огромным воспитательным потенциалом. Разрушение же семьи не только не реализует ее воспитательной возможности, но и влечет за собой чрезвычайные осложнения для души ребенка.

Современная семья все более и более не справляется с выполнением своих прежних функций. Изложенные обстоятельства можно охарактеризовать как кризис современной семьи . Однако наименьшее значение здесь следует приписывать экономическим трудностям. Как бы ни тяжелы были они, крепкая семья переносит их как единое целое; муж, жена, дети становятся при этом только ближе друг другу. Все основные трудности семейной жизни, приведшие ныне к кризису семьи , лежат, как правило, не вне ее, а в ней самой - в личности людей, образовавших семью .

семья семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Таким образом, в определение понятия «неполная семья » ложится количественная характеристика, которая заключается в следующем : неполными считаются семьи , в которых одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность.

Итак, семья – общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

В каждой благополучной семье детей учат , как жить в обществе, как быть дисциплинированными, каким образом строить свои отношения с противоположным полом, как обращаться с деньгами, с кем дружить, как устраивать свои дела, как следует относиться к несправедливости и другим негативным явлениям, нередко диктуют, каким должно быть жизненное кредо.

Нельзя сказать, что любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи.

Семья -- важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения та-кого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важ-нейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренин-га личности. В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности. В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей. Воспитание детей обогащает личность взрослого человека, усиливает его социальный опыт. Чаще всего это происходит у родителей бессознательно, но в последнее время стали встречаться молодые родители, сознательно воспитывающие также и себя. К сожалению, эта позиция родителей не стала популярной, несмотря на то, что она заслуживает самого пристального внимания. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль. Они дают ребенку новые образцы поведения, с их помощью он познает окружающий мир, им он подражает во всех своих действиях. Эта тенденция все более усиливается благодаря позитивным эмоциональным связям ребенка с родителями и его стремлением быть похожим на мать и отца. Когда родители осознают эту закономерность и понимают, что от них во многом зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Психолог Кон И.С. указывал, что: « такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, т.к. постоянный контроль за своим поведением, за отношением к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию».1 Щербаков С.А. считал: « Все этапы развития требуют от человека адаптации к новым социальным условиям, помогающим индивиду обогащаться новым опытом, становиться социально более зрелым. Многие этапы развития семьи можно предвидеть и даже подготовиться к ним. Однако в жизни бывают такие ситуации, которые не поддаются предвидению, т.к. возникают мгновенно, как бы стихийно, например, тяжелая болезнь кого-то из членов семьи, рождение больного ребенка, смерть близкого человека, неприятности на работе и т.п. Подобные явления также требуют от членов семьи адаптации, т.к. им приходится изыскивать новые методы взаимоотношений. Преодоление кризисной ситуации чаще всего усиливает сплоченность людей. Однако бывает, что такая ситуация становится поворотным пунктом в жизни семьи, приводит к ее распаду, дезорганизует ее жизнь»2.Семья имеет огромное значение для развития личности. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, многое теряют. Особенно это заметно у маленьких детей, живущих вне семьи - в детдомах и других учреждениях этого типа. Развитие личности этих детей нередко протекает иным путем, чем у детей, воспитывающихся в семье. Умственное и социальное развитие этих детей порой запаздывает, а эмоциональное -затормаживает

То же самое может происходить со взрослым человеком, т.к. недостаток постоянных личных контактов является сутью одиночества, становится источником многих отрицательных явлений и служит причиной серьезных личностных нарушений. Известно, что на поведение многих людей влияет присутствие других лиц. Многие индивиды ведут себя в присутствии других людей иначе, чем тогда, когда остаются одни. Причем если человек ощущает благожелательное, доброе отношение присутствующих, то у него чаще всего появляется определенный стимул к таким действиям, которые вызовут одобрение окружающих его людей и помогут ему предстать в лучшем свете. Если же человек ощущает недоброжелательное отношение, то у него появляется сопротивление, проявляющееся самыми разными способами. Хорошо воспитанный человек преодолевает этот протест осознанным усилием. В малой группе, где царят дружеские взаимоотношения, коллектив оказывает весьма сильное влияние на индивида. Это особенно проявляется в формировании духовных ценностей, норм и образцов поведения, стиля взаимоотношений между людьми. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает своим членам такие условия для эмоциональных потребностей, которые, помогая человеку ощущать свою принадлежность к обществу, усиливают чувство его безопасности и покоя, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. Семья имеет свою структуру, определенную социальными ролями ее членов: мужа и жены, отца и матери, сына и дочери, сестры и брата, дедушки и бабушки. На основе этих ролей складываются межличностные отношения в семье. Степень участия человека в жизни семьи может быть самой разнообразной, и в зависимости от этого семья может оказывать на человека большее или меньшее влияние. Каждый человек на протяжении своей жизни, как правило, является членом двух семей: родительской, из которой он происходит, и семьи, которую он создает сам. На жизнь в семье родителей приходятся периоды приблизительно до юношеского возраста. В период возмужания человек постепенно обретает самостоятельность. Чем дальше, тем больше жизненного, профессионального и социального опыта накапливает человек, и все большую роль для него начинает играть семья.Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного “Я”. Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что - плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему. Характер эмоционального отношения родителей к ребенку можно назвать родительской позицией. Это один из важнейших факторов, формирующих личность ребенка. Существует несколько вариаций этого фактора, от доминирования до полного безразличия. И постоянное навязывание контактов, и полное их отсутствие вредно ребенку. Очень важно наладить контакт с ребенком, чтобы впоследствии можно было говорить об отдаче со стороны ребенка. К ребенку прежде всего нужно подходить без преувеличенной сосредоточенности внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции, т.е. необходим контакт свободный, а не напряженный или слишком слабый и случайный. Речь идет о таком подходе, который можно охарактеризовать как уравновешенный, свободный, направленный к уму и сердцу ребенка, ориентированный на его действительные потребности. Это должен быть подход, основанный на определенной независимости, в меру категоричный и настойчивый, являющийся для ребенка опорой и авторитетом, а не властным, командным приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Нарушения контакта с ребенком проявляются в нескольких характерных формах, например, излишней агрессивности или стремлении корректировать поведение ребенка. С самого раннего возраста правильный процесс развития ребенка осуществляется в первую очередь благодаря заботам родителей. Маленький ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Благодаря личностным образцам, каковыми являются для него родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Как указывала Токарева Т.Н. : « Семья готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества. Направляющие, согласованные воспитательные методы родителей учат ребенка раскованности, в то же время он учится управлять своими действиями и поступками согласно нравственным нормам. У ребенка формируется мир ценностей. В этом многостороннем развитии родители своим поведением и собственным примером оказывают ребенку большую помощь. Однако некоторые родители могут затруднять, тормозить, даже нарушать поведение своих детей, способствуя проявлению у него патологических черт личности

Ребенок, воспитывающийся в семье, где личностными образцами для него являются родители, получает подготовку к последующим социальным ролям: женщины или мужчины, жены или мужа, матери или отца. Таким образом, необходимо сказать, что с момента рождения человек начинает усваивать опыт окружающего многообразного мира, т.е. социализироваться и этот процесс происходит с помощью института семьи.

Семья для ребенка-дошкольника - первый и основной фактор социализации. Проблеме социализирующего влияния семьи на ребенка посвящены исследования Е. П. Арнаутовой, В. В. Бойко, И. В. Гребенникова, Л. В. Загик, В. М. Ивановой, В. К. Котырло, 3. Матейчек, Т. А. Репиной, Н. А. Стародубовой, Г. Т. Хоментаускаса и др.

В 20-х гг. XX в. в западной социологии, а позднее и в России, утвердилось понимание социализации как составной части процесса становления личности. В ходе социализации формируются ее наиболее распространенные, устойчивые черты, проявляющиеся в социальноорганизованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Понятие «личность» содержит в себе социально значимое в человеке, который является, с одной стороны, частью природы, а с другой - социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, развивающаяся только вместе с обществом или только на его основе. Успешно социализированная личность характеризуется способностью к изменению своих ценностных ориентаций, умением находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям; ориентацией на понимание универсальных моральных человеческих ценностей.

Социализация - процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качестве личности. Содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация), стали субъектами экономической жизни (профессиональная социализация), создали семью (семейная социализация), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д.

Человек становится полноценным членом общества, будучи субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией. Главным критерием социализированности личности Д. И. Фельдштейн считает не степень ее приспособленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, проявляющиеся в реализации социального в индивидуальное, что и обеспечивает реальное социокультурное воспроизводство человека и общества. В исследованиях подчеркивается, что ребенок в процессе социализации выступает не только как объект разнообразных влияний среды, но и как субъект собственного развития в тех или иных обстоятельствах в результате интериоризации, освоения этих влияний.

Таким образом, процесс социализации представляет собой единство и одновременно постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон. Исследователи полагают, что правильнее говорить не просто о процессе социализации, а о процессе социализации-индивидуализации (Б. 3. Вульфов, Д. И. Фельдштейн и др.). Они рассматривают этот процесс не как пассивные действия присвоения, а как сложный динамичный процесс. Социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта.

Итогом процесса социализации-индивидуализации становится социальная адаптация - способность личности сохранять и активно развивать свою индивидуальность в любых существующих или возникающих (ожидаемых) условиях жизнедеятельности (Б. 3. Вульфов).

Исследователи выделяют агентов социализации - людей и учреждения, ответственных за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей, и факторы социализации, влияющие на процесс социализации личности.

Факторы социализации условно разделены на четыре группы (А. В. Мудрик):

  • мегафакторы - мировые планетарные процессы (экологические, демографические, экономические, военно-политические), оказывающие влияние на жизнь всех людей, следовательно, на цели и содержание воспитания;
  • макрофакторы - условия социализации всех или очень многих людей: космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство;
  • мезофакторы - этнос, тип населения, город или село, в котором живет человек;
  • микрофакторы - институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует: семья, школа, общество сверстников, трудовой или воинский коллектив.

В качестве социальных образований, способствующих процессу взаимодействия личности и общества, рассматриваются институты социализации. Под ними понимается система специально созданных или естественно сложившихся учреждений и органов, функционирование которых направлено на социальное становление человека, формирование его сущности.

Важнейший институт социализации раннего детства - семья. Общая задача социализации в семье заключается в приобщении ребенка к нормам и ценностям социальных общностей и групп, в формировании социально компетентной, зрелой личности (Р. Ф. Валиева). Кроме того, под семейной социализацией также понимается подготовка к будущим семейным ролям мужа, жены, матери и отца (А. И. Антонов,

А. В. Мудрик и др.).

В семье закладываются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным, политическим и культурным ценностям. В ней происходит формирование основных черт будущего общественного поведения ребенка: старшие передают ему определенные взгляды, образцы поведения; от родителей он получает пример участия или уклонения от участия в общественной жизни, первые рациональные и эмоциональные оценки. Все это непосредственная социализация в семье. Косвенная социализация заключается в том, что авторитет родителей формирует отношение к другим (большим) авторитетам.

Исследователи А. В. Петровский, А. С. Спиваковская характеризуют семью как первое зеркало человеческого общения, условие и источник развития будущей личности, как мощнейший фактор становления социальной стороны личности ребенка, формирующий жизненную позицию ребенка, влияющий на установление им взаимоотношений с окружающими, на формирование мотивов поведения и ценностных установок.

Внутрисемейные отношения для ребенка - первый опыт общественных отношений. В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

Процесс социализации ребенка в семье начинается с первых месяцев его жизни. Семья - микросреда, влияющая на младенца; с возрастом это влияние в значительной степени ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. Ошибки и просчеты воспитания в самом раннем возрасте могут оказаться непоправимыми и проявиться позднее в асоциальном поведении. Поэтому в обществе нет такого института, который мог бы заменить семью и ее функции первоначальной социализации детей.

Процесс социализации многогранен и постоянен, он происходит постепенно, но неукоснительно, а в семье наиболее естественно и безболезненно. Здесь ребенок получает не просто уроки абстрактной социальности, но и оказывается включенным в социальные отношения, которые определяют содержание будущей личности (И. В. Дубровина).

В широком смысле слова социализация может длиться всю жизнь, в узком смысле - ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Социализация понимается двояко: с одной стороны, - как подготовка к будущим семейным ролям, с другой - как влияние, оказываемое семьей на формирование компетентной зрелой личности.

Влияние семьи на формирование личности ребенка намного превышает воспитательное воздействие других факторов. Только в семье идет становление определенных качеств и психических новообразований личности.

Семейное воспитание сочетает в себе целенаправленные действия родителей с объективным стихийным влиянием жизнедеятельности семьи. К группе специальных воспитательных воздействий относятся целенаправленные действия и поступки взрослых, смысл которых - научить ребенка, дать ему образец, побудить к подражанию, объяснить и пр. Но воспитание не сводится только к специально организованным формам педагогического воздействия. Оно осуществляется в ходе всей жизнедеятельности семьи. Часто родители не уделяют должного внимания стихийным факторам воспитания.

Стихийные влияния - неосознанные, неконтролируемые, повторяющиеся ежедневно воздействия на ребенка, например, манеры поведения взрослых, укоренившиеся привычки, их распорядок дня и др. Первоначальные представления о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, его поступкам становится для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит и свои отношения с людьми. Маленькие дети подражательны. Они считают, что их родители поступают всегда правильно, поэтому копируют их поведение. Педагоги дошкольных учреждений признаются, что невольно многое о семье воспитанников узнают из их игр. Они приводят многочисленные примеры, как дети играют в «пьяных», «сдают» бутылки, сквернословят, неуважительно относятся к старшим или, наоборот, ребенок, играющий роль папы, заботится о малыше, ласков с «женой», выполняет трудовые поручения, вежлив.

По мнению ученых, помимо сознательного, целенаправленного воспитания, на ребенка воздействует вся семейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности (И. С. Кон). Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка или юноши, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. Семейные условия, включая социальное положение родителей, вид их занятости, материальный уровень и уровень образования в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Некоторые родители понимают воспитательное воздействие на ребенка лишь как непосредственное обучение чему-либо (рисованию, счету, компьютерной грамотности и др.).

Например, одна мать говорит: «Муж, наконец, взялся за воспитание дочери. Каждую субботу, а иногда по вечерам в будние дни задачки решают». Заблуждение родителей в области воспитания можно подкрепить и таким примером. Один папа кричал на ребенка. На замечание педагога он ответил: «Тихо, я воспитываю». Родители часто не способны оценить воздействие личности на другую личность.

Наряду с готовностью исполнить роль воспитателя некоторые родители сознательно стремятся переложить свои воспитательные функции на других людей, например воспитателя детского сада или неработающего члена семьи. Они убеждены, что воспитание требует особого времени и усилий, которыми не располагает занятый на работе человек. Многие родители заботятся о том, чтобы обеспечить ребенка материально, но уклоняются от участия в его занятиях, отказываются от руководства деятельностью. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, совместной эмоционально окрашенной и значимой деятельности, приводит к задержке социализации личности и даже формированию асоциального поведения.

По мнению ученых, чем сплоченнее семья, тем эффективнее ее воздействие на ребенка. Сплоченность семьи предполагает ценностное единство, приоритеты семьи, подчинение интереса индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, формируется конформистское поведение, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи. Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи, по мнению А. И. Антонова, открывает двери для внесемейных влияний.

В семье действует ряд механизмов социализации: воспитание, подражание, идентификация, понимание (И. С. Кон).

Основным механизмом социализации ребенка в семье является воспитание.

Ценностные ориентации в семьях отличаются. Разные цели воспитания Т. А. Куликова называет субъективизмом воспитания. Так, в одних семьях взрослые стараются привить ребенку такие качества, как аккуратность, дисциплинированность, бережливость, чуткость и т. п., в других семьях на это не обращается внимания. В одних семьях ребенка наказывают за ложь, проявление нечестности, в других скажут: «Сейчас без обмана не прожить». В одних семьях акцент ставится на интеллектуальное развитие, в других - физическое, в третьих - воспитание пускается на самотек. Некоторые родители недооценивают значение дошкольного периода развития ребенка, они считают, что воспитание будут осуществлять, когда он пойдет в школу.

Подражание - произвольное или непроизвольное следование примерам и образцам поведения. За хорошие поступки ребенка хвалят, поощряют, а за отрицательные - наказывают. В его сознание внедряют систему норм, правил, формируют представления. Естественно, все взрослые члены семьи должны быть едины в своем воздействии на детей. Без единства требований невозможно добиться уважения к старшим, веры в их авторитет. Когда ребенок ощущает постоянство и единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка послушания. В противоположном случае дети начинают хитрить и приспосабливаться.

Идентификация. Свою половую принадлежность ребенок в семье устанавливает рано. На протяжении дошкольного детства он присваивает многие поведенческие формы, интересы и ценности своего пола. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола.

В психологии существуют три теории, объясняющие, как формируется половая идентификация.

Первая теория развивалась в рамках психоанализа. Принятие половой роли - внутренний глубинный процесс, осуществляющийся путем идентификации с родителями. Сначала дети обоих полов идентифицируют себя с матерью, так как мать - фигура, в наибольшей степени наделенная силой и любовью из всего окружения ребенка. У девочек эта идентификация сохраняется и дальше. Для мальчика отец воспринимается как обладающий большим статусом и силой, и это служит противовесом привлекательным женским чертам.

Вторая теория - теория социального научения представляет собой комбинацию традиционной теории научения (поведение, соответствующее половой роли, поощряется, несоответствующее - наказывается), и теории научения через наблюдение. Наблюдая, дети могут подражать, игнорировать и контрподражать модели. Дети не вырабатывают исключительно женский или мужской вариант поведения, но баланс обычно склоняется в одну из сторон и в огромном числе случаев соответствует биологическому полу ребенка.

Третья теория, объясняющая механизм полоролевой социализации, - когнитивно-генетическая. Ребенок сначала определяет свою половую идентичность и потом пытается сообразовать свое поведение с представлениями о собственной половой роли. Эти теории рассматривают процесс половой социализации с разных сторон и описывают разные механизмы этого процесса.

По мнению Т. И. Дымновой, девочки, не знавшие отца, воспитанные матерями в обиде и недоверии к мужчинам, боятся создавать семью. Они испытывают определенные трудности при знакомстве с молодыми людьми, видимость мужских качеств не отличают от сущности, нередко становятся жертвами обмана, еще более укрепляясь в негативном отношении к мужчинам. В замужестве им труднее выстраивать отношения в семье, так как в детстве они не получили такого опыта. Наконец, они пополняют ряды феминисток - борцов за особые женские права, которые якобы ущемляются мужчинами, захватившими ключевые места в обществе.

Понимание предполагает знание родителями своих детей, их внутреннего мира, интересов, потребностей.

Понимание предполагает, что родители знают индивидуальные особенности своего ребенка, внимательны к его переживаниям, эмоциональным проявлениям, умеют «считывать» эмоции с его лица. Родители встают на позицию ребенка, умеют ее истолковать, исходя из его личного опыта пытаются понять мотивы поступков ребенка и не спешат с наказаниями. Понимание предполагает также, что родители знают сильные и слабые стороны своего ребенка, предвидят его реакцию на те или воспитательные воздействия, гибко используют методы воспитания. Понимание ребенка помогает родителям установлению контакта с ним, решения проблем «демократичным путем».

Отсутствие влияния семьи в каком-то направлении уже само по себе часто перерастает в отрицательный фактор воздействия. Роль семьи в социализации ребенка особенно важна при сравнении с воспитанием вне семьи, в учреждениях закрытого типа. Там психическая депривация детей проявляется в различных отклонениях психического развития, среди которых особое место занимают дефекты эмоциональной сферы, что негативно сказывается на культуре чувств, поведении, межличностных отношениях воспитанников и в будущем может стать причиной неблагоприятно складывающихся семейных, супружеских отношений.

В детском доме ребенок является объектом ухода, воспитания и обучения, но частая сменяемость взрослых разрывает непрерывность отношений и опыта ребенка, «дробит» его жизнь на кусочки. Преимущественно групповой подход, отсутствие индивидуальных контактов затрудняет осознание ребенком своего «я». В детском доме даже самые хорошие воспитатели - лишь носители знаний, образцов поведения, поощрения и наказания, но они не становятся источником жизненного смысла самого ребенка, не порождают его собственных стремлений и осознанных переживаний. В семье все воздействия на ребенка осуществляются индивидуально, обращены именно к нему.

Дети раннего возраста, воспитывающиеся в семье, активны, инициативны, доброжелательны, доверчивы к окружающим людям, проявляют высокий уровень любознательности, жизнерадостны, что свидетельствует о его положительном самоощущении (С. Ю. Мещерякова).

Аналогичные выводы сделал чешский педагог 3. Матейчек. Он приводит примеры изучения поведения детей из Дома малютки и из семьи в «ситуации опасности». Перед ребенком ставили огромного игрушечного медведя. Малыш, сидя на коленях у мамы, на одну минуту терял чувство уверенности, потом начинал изучать игрушку и играть с нею. Ребенок из Дома малютки так и не обретал равновесия, впадал в панику. Автор делает вывод: изначальная неуверенность одних и уверенность других, очевидно, будет проявляться в дальнейшем и в отношении к людям.

Дети, воспитывающиеся в Доме ребенка, хотя и проявляют по отношению к взрослым положительные эмоции, показывают сниженную инициативность, любознательность, жизнерадостность, у них очень бедны положительные эмоции. У этих детей наблюдается однообразие в поведении, общении. Как отмечает В. С. Мухина, дети совершают много так называемых тупиковых движений: ребенок раскачивается, сосет пальцы, воспроизводит одно и то же действие без видимого смысла. Эта разница в поведении детей, растущих в семье и вне ее, объясняется отсутствием материнской любви, ласки. Установлена следующая закономерность: чем быстрее мать отвечает в первые месяцы жизни младенца на его сигналы о дискомфорте, тем разнообразнее и длительнее он играет с игрушками во втором полугодии жизни. В Доме ребенка организован единый режим кормления, сна, бодрствования детей. У персонала не хватает физических сил и времени на то, чтобы осуществлять индивидуальный подход к каждому из детей, воспитатели ориентируются на предписания, а не на инициативу ребенка.

У детей вне семьи недостаточно развита игра, так как у них ограниченный социальный опыт. Нам приходилось наблюдать, как ребенок 3 лет берет в руки игрушечный телефон (традиционный, с трубкой и шнуром) и, держась за трубку, везет его по полу. Он не использует его как предмет-заместитель, а просто не знает, что с ним делать. Игры старших дошкольников примитивны и сводятся к однообразным действиям без развернутого сюжета. Они отражают то, что часто видят в своей жизни: наливают куклам чай из чайника, ругают их, «выясняют» отношения. Девочка хочет играть с куклой, но не знает как. Она кое-как запеленала куклу, неумело прижимает ее к себе.

Рассматривая особенности развития личности ребенка вне семьи через структуру самосознания, В. С. Мухина выделяет некоторые из них у детей в учреждениях закрытого типа:

  • развитие особого чувства «мы» в связи с отсутствием свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один;
  • иждивенческой позиции, отсутствие бережливости и ответственности.

Нередко в детском доме к детям обращаются по фамилии, имя почти никогда не используется для выражения любви и приязни. Это специфическая групповая нормативность. «Мы» закрытого учреждения подчас не соответствует социальным нормативам. По мнению В. С. Мухиной здесь кроется колоссальная проблема - специфика притязаний на признание детей детских домов.

В учреждениях закрытого типа нарушена половая идентификация: мальчики лишены идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. Иногда они говорят о себе в женском роде. Если в детском доме есть сотрудник мужчина, то мальчики его обожают, наблюдают за его действиями, подражают ему, испытывают потребность в общении с ним. В силу группового «мы» девочки заимствуют агрессивные формы поведения в целях выживания, самоутверждения.

Еще одно звено самосознания - звено психологического времени личности, т. е. способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем. Это важнейшее позитивное образование развивающейся личности, которое обеспечивает ее полноценное существование. Человек, по мнению психологов, не может нормально существовать, развиваться, если у него нет личного прошлого, настоящего и будущего. Дети из детских домов развиваются в этом отношении крайне убого. Прожитые годы остаются в памяти ребенка лишь как знание, но не как события его личной жизни. Причина этого феномена - в отношениях ребенка со взрослым.

Индивидуального прошлого дети-детдомовцы очень часто не имеют, потому что прошлое обычно дает семья. В семье ребенку говорят: «Когда ты был маленьким, ты делал то-то и то-то», рассматривают детские фотографии, игрушки, предметы быта и т. п. И он как бы включает в свою индивидуальную память истории, которые ему предоставили любящие его люди. Дети, лишенные семьи, часто ничего не помнят или помнят свой ужас от того, что потеряли опору в жизни.

Последнее звено самосознания - социальное пространство личности, ее права и обязанности. Дети в детских домах и интернатах, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр. В этих условиях затруднено формирование у детей представлений о «мужественности» и «женственности», воспитание необходимых семейнобытовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства, приготовлением пищи, умением со вкусом одеваться и др.

Сравнительные исследования психического и личностного развития детей, растущих вне семьи, показывают, что, несмотря на возрастные и индивидуальные отличия, они имеют ряд общих черт: отсутствие избыточной привязанности к людям, инициативы в различных видах деятельности, недостаточная познавательная активность, ситу- ативность поведения и мышления. У таких детей нарушена трансформация объективного в субъективное, познаваемое эмоционально не переживается ребенком, а общественно значимое не превращается в личностно-значимое. Это приводит к тому, что у детей оказывается неразвитым или деформированным пристрастное отношение к миру, окружающим людям и себе. Как следствие, у них отсутствуют привязанности, имеет место дефицит любви и ласки, снижены познавательные процессы и др. В результате опыт их собственной жизни не усвоен и не осознан, а потому не накапливается и не ведет к развитию личности и сознания.

Вопросы и задания

  • 1. Что такое социализация?
  • 2. Раскройте механизмы социализации ребенка в семье.
  • 3. В чем заключается роль семьи в социализации ребенка-дошкольника?
  • 4. Назовите известные вам социальные институты. Как они влияют на становление личности?
  • 5. В периодической печати подберите материал о детях вне семьи, о социальном сиротстве. Приведите статистические данные. Подчеркните педагогический аспект проблемы.