Традиции первой брачной ночи в разных странах. Свадебный обряд первой брачной ночи в Древнем Риме

Ближе к ночи молодая жена отправлялась в дом к мужу. Обычай требовал, чтоб она вырывалась и искала защиты у родственников. Вероятно, это память об эпохе похищений рыдающих девушек из отчих домов.

Молодую жену усаживали на колесницу, и толпа шумных друзей мужа сопровождала ее, распевая непристойные песенки и устраивая танцы прямо на улице. Во время танцев совершались движения, имитирующие половой акт, и новобрачная стыдливо закрывала лицо своим красным покрывалом.

Быт в Древнем Риме

Добравшись до своего нового дома, жена получала из рук проводившей церемонию матроны козий жир и красные шерстяные нити. Она собственноручно обмазывала дверные косяки жиром и крепила нити, что символизировало ее власть над домом и готовность трудиться для его процветания . После этого муж брал жену на руки и переносил через порог, потому рождению ребенка.

Когда молодая жена заканчивала молитвы, к ней подходил муж и развязывал пояс на тунике. Его друзья всячески подбадривали его и давали советы, как лучше всего исполнить супружеский долг. Некоторые исследователи считают, что среди племен, давших первых граждан Рима, были и такие, у которых свадебный обряд предусматривал групповое совокупление с невестой, и эти проводы на брачное ложе - трансформировавшаяся память об этом обычае.

Ранним утром жена делала первое жертвоприношение богам своего новою дома : у каждого дома имелся собственный домашний бог Лар. Таким образом, по закону Ромула, который гласил: «Жена, соединенная с мужем, должна делить с ним все имущество и все ритуалы», брак считался состоявшимся.

Положение жены в древнеримской семье

У римлян, в отличие от греков, не было обычая делить дом на мужскую и женскую половину, и женщины не жили в затворничестве. Жена богатого римлянина управляла домом и в качестве хозяйки восседала за одним столом с мужем и его гостями.

Однако ей было предписано вести себя скромно, не вступать в разговоры мужчин и ни в коем случае не пить вино. Употребление женщинами вина считалось недопустимым и служило поводом для развода, а по древним обычаям и вовсе каралось смертью.

Она могла выходить из дома, но только с разрешения мужа, надев специальное платье, которое оповещало о том, что она замужем. Часто ее сопровождала пожилая родственница или вдова одного из братьев мужа. Заговорить с замужней женщиной считалось недопустимым, ей просто молча уступали дорогу. Тем не менее, она могла посещать общественные собрания, появляться в театре или на религиозных церемониях.

Положение жены в семье было подчиненным, но она имела свою сферу влияния - домашние дела были полностью в ее ведении. Она не испытывала к мужу любви и страсти, и это только облегчало ей жизнь, ведь его многочисленные измены ее не трогали. Она желала одного - поскорее родить детей. Высшим статусом для женщины был статус матери, и первые римские матроны самолично кормили и воспитывали своих детей.

Известно, что в Риме существовал развод, но появился он не сразу . Дионисий пишет: «Сведущие люди единодушно считают, что в Риме на протяжении пятисот двадцати лет не был расторгнут ни один брак». Первым развелся некий Спурий Карвилий. Причиной развода стала неспособность его жены к деторождению. Итак, мы видим, что развод был прерогативой сильного пола. Плутарх писал, что закон Ромула гласил, что муж может оставить жену, если та бесплодна или уличена в прелюбодеянии, жена же не может оставить мужа ни при каких обстоятельствах.

Если развод случался по причине женского бесплодия, жена не считалась виновной, ведь способность к зачатию находится в ведении богов. Она возвращалась в родительский дом вместе со своим приданым, и ее статус приравнивался к вдовьему.

При совершении женой какого-то тяжкого проступка муж не мог распорядиться ее судьбой единолично , если он не был старшим в роду. Ему надлежало вынести дело на рассмотрение семейного совета, состоящего из мужчин. Иногда к делу могли подключить кого-нибудь из уважаемых друзей мужа или патриарха семейства. Если жена уличалась в неверности, то совет мог рекомендовать мужу развестись с ней, в таких случаях по закону приданое остается мужу.

По решению семейного совета, жену могли не только изгнать с позором и бесчестьем, но и предать смерти. Также, если развод оказывался невыгодным по тем или иным причинам, наказание ограничивалось поркой жены или достаточно любопытным с точки зрения морали наказанием: все присутствующие на совете совершали сексуальное насилие в отношении неверной жены. Уж не знаю, почему они считали, что подобное наказание отвадит ее от прелюбодеяния. В принципе, формальных наказаний за неверность не было, это было личное дело супругов.

Если в отношении поведения жены присутствовала строгость и некоторая суровость , то у мужа в этом плане были совершенно развязаны руки. Он мог сколь угодно распутничать и на стороне, и в доме, жена не могла предъявить к нему никаких претензий. Если он заводил любовницу среди рабынь, единственное, что жена могла себе позволить, - это заставлять ее делать самую черную работу в отсутствие мужа.

Несмотря на полновластие, мужчины крайне редко лезли в домашние дела и не позволяли себе давать своим наложницам привилегированный статус. Часто судьба такой девушки становилась предметом торга между супругами. Муж шел на какие-то уступки по отношению к жене, а жена давала любовнице статус компаньонки, и та получала отдельную комнату и красивую одежду. Не напоминает ли это вам историю Рузвельта и его жены Элеоноры, которая взяла любовницу мужа к себе в секретари, потребовав взамен право отдыхать в одиночестве в принадлежавшем ей имении?

Какие основные причины развода?

Такая неразбериха в мире богов способствовала тому, что люди с легкостью отказывались от вековых традиций жизненного укладе да. В эпоху поздней республики процедура развода упростилась настолько, что большинство знатных римлян побывали в браке не менее двух раз.

Причиной развода могло быть что угодно: например, некий гражданин развелся со своей женой потому, что она предпочитала смотреть игры в обществе незамужних подруг, а не восседая рядом с ним, как подобает матроне. Но теперь и женщины платили мужчинам той же монетой: отыскав более выгодную партию, они обвиняли мужа в уклонении от выполнения супружеского долга и небрежении в исполнении религиозных обрядов и получали вожделенный развод. Налицо были явные признаки эмансипации, хотя формально женщины оставались совершенно бесправными. Дело в том, что изменились сами мужчины.

После завоеваний обширных территорий и обложения их жителей зерновой данью среди свободных римлян практически не осталось крестьян. Ведь теперь зерно стоило дешево, и его было в избытке. Богатые же землевладельцы приобретали рабов для работы на своих усадьбах и виноградниках. Это было выгоднее, чем оплачивать труд свободных людей. Таким образом, большая часть римских граждан в мирное время не утруждала себя трудом и активно перенимала среднеазиатские нравы.

В моду вошли роскошные пиры с участием музыкантш и танцовщиц, заканчивающиеся сексуальными оргиями. Став бездельником, римлянин уже не так дорожил семьей, и женщины начали потихонечку перенимать бразды правления. Более того, они пришли к выводу, что новые обычаи сексуальной свободы в какой-то мере принадлежат и им тоже, но в первую очередь женщины добились экономической свободы.

Брак, в котором жена попадала под руку мужа, становился все менее популярным, женщины вспомнили о более древних традициях, которые пришли к римлянам от этрусков. Теперь женщина при свободном браке сохраняла всю свою собственность , за исключением приданого, которое отходило мужу. Она могла наследовать имущество своих родителей или имущество мужа.

Традиционный уклад семейства

Очень быстро в Риме появились богатые и влиятельные свободные женщины, которые не утруждали себя соблюдением старых обычаев и жили в свое удовольствие. Порядочные матроны клеймили и чернили их, но сами только и мечтали оказаться на их месте.

Традиционный уклад римского патриархального семейства рушился, и никакие законодательные акты типа налога за безбрачие и суровое наказание за супружескую неверность не могли повернуть этот процесс вспять. Римляне выслушивали пламенные речи Августа, который напоминал, что семья - основа государства и Рим никогда бы не достиг величия, если б его граждане не сочетались крепкими браками и не рожали много детей.

Не то, что все римляне враз расхотели жениться. Многие желали и сетовали на брачное законодательство, не позволяющее узаконить союз с чужестранкой. В основном это были вернувшиеся из азиатских походов военные. Проживая на оккупированных территориях, они обзавелись сожительницами и многие привезли их с собой в Рим. Такие мужчины не считались официально женатыми, а их сожительницы приравнивались к проституткам.

Те же, кто вернулся в одиночку, были очарованы покорностью азиатских женщин и их готовностью оказывать любые сексуальные услуги, и поэтому брак со спесивой римлянкой, кичащейся своим происхождением и добродетелью, не казался им привлекательным. Такие мужчины охотно хохотали над сатирами Ювенала, который клеймил беспутных женщин и призывал граждан ополчиться против них.

Но потом они шли к веселой девушке, прихватив с собой бутылку вина и каравай хлеба, рассуждая примерно так: «Зачем мне жена, которая будет постоянно ныть и жаловаться, что денег не хватает то на то, то на это. Лучше проводить часок с продажной девицей, когда есть на то охота». О детях, главной ценности в эпоху старой Империи, никто не мечтал.

Бросившие свои поля крестьяне жили в бедных кварталах Рима в огромной скученности, в маленькой темной комнатке могло проживать трое взрослых мужчин. Тут уж не до детей! Вместе с падением статуса семейных ценностей в Риме начала невиданно процветать продажная любовь на потребу обоих полов. В принципе, римские нравы никогда не отличались сдержанностью, это предписывалось лишь женщинам.

Каких только свадебных традиций не бывает! Шотландцы обливают невесту грязной жижей, у некоторых народностей Индии принято пожениться сначала с деревом, прежде чем вступить в брак с человеком, в Корее жениха бьют по пяткам рыбой. Но по части оригинальности впереди планеты всей, естественно, Африка. У них там даже во время первой брачной ночи творится какая-то вакханалия.

1. Команда репетиторов


Жених и невеста из берберских племен сразу после свадьбы никогда не остаются наедине. Первая брачная ночь у них коллективная. В большой спальне к молодоженам присоединяются несколько семейных пар. И бывалые передают молодым свой опыт и помогают молодым избавиться от стеснения. Это мероприятие продолжается до пяти дней.

2. Все нормально, я свечку держала


В Руанде, Кении и других странах, где говорят на суахили, тоже не оставляют молодоженов без присмотра. Дабы они разобрались во всех тонкостях соития, со старинных времен под богато убранным брачным ложем укладывается старшая родственница невесты. Она дает всяческие советы, а на утра свидетельствует, как все прошло.

3. Нечаянная радость


В племени шона первая брачная ночь проводится до свадьбы и оказывается полной неожиданностью для жениха. После помолвки девушка в сопровождении многочисленных родственников может в любой день нагрянуть в дом будущего мужа. Ни о чем не подозревающие родные жениха должны вовремя заметить процессию и встретить ее радостным танцем. Так проверяется умение жениха и его семьи справляться с неожиданным проблемами. Если все прошло удачно, то невеста остается на ночь.

4. Тест на вшивость




В племени баньянколе, живущем на северо-западе Уганды, важная роль при заключении брачного союза отводится тетушке невесты. Для того, чтобы удостовериться в том, что у жениха нет проблем с потенцией, она перед свадьбой проводит ночь с избранников племянницы. Само собой, тетушка присутствует в комнате и во время брачной ночи.

5. В постели с незнакомцем


Во многих африканских странах браки организуют родители, а их дети впервые видят друг друга только на свадьбе. А в Танзании все еще строже. Невеста вообще не участвует в торжествах. Пока все веселятся, она, вся такая наряженная, сидит дома в ожидании мужа. Он прибывает в ночи, и супружеская жизнь начинается.

6. Ночь юмора


У ливийских мусульман свадьба длится не менее пяти дней. Первые три жених и невеста проводят отдельно, каждый в своем доме. На четвертый день невеста организует вечеринку, куда приглашается жених в компании друзей. В течение вечера друзья просто обязаны как можно громче шуметь и отпускать сальные шуточки относительно того, что сегодня произойдет за закрытой дверью. Юмор не прекращается даже тогда, когда молодые уединяются.

7. С непокрытой головой


В суданском племени нуэр после свадебного пира друзья отвозят невесту в деревню жениха, где ей для начала наголо бреют голову, а уже потом отводят к супругу. Смысл этого ритуала не вполне понятен, но факт остается фактом: девушка с волосами не вправе лечь в постель с законным супругом.

Начнем с наших, славянских корней. Прежде всего обратимся к добрачным отношениям. Они не просто допускались в некоторых деревнях (причем вплоть до начала 20-ого века), более того - там даже имел место так называемый «пробный брак»: то есть невеста переселялась к жениху, а свадьбу вместе с венчанием справляли лишь после рождения их первого ребенка. Церковь с этим боролась, но без особого успеха, тем более что отдельные попы из глубинки и сами этим грешили. А возник подобный обычай по очень простой причине: цель брака - рождение потомства, и хорошо бы заранее проверить «дееспособность» молодожена.

Многие занятные обряды сопровождали и традиционную первую брачную ночь. Например:

  • На свадьбе каждый из приглашенных мужчин должен был «поприжимать» к себе невесту, имитируя половой акт, чтобы та знала, к чему готовиться.
  • Молодую частенько разувал и раздевал (правда, только до рубашки) отец, старший брат или дружка, то есть свидетель со стороны жениха.
  • Хотя супругов и запирали в отдельном помещении, но все родственники обязательно подслушивали, а иной раз и подглядывали в замочную скважину: не заснули ль молодые, вместо того чтобы «трудиться» на брачном ложе? Впрочем, уснуть им не давали: стучали в дверь, спрашивая, не случилось ли «самое главное», всю ночь бегали вокруг дома с криками, непристойными песнями и частушками, призывая поактивнее «мять постель».

Ясное дело, что в такой ситуации неопытный жених мог и сплоховать. И когда наутро он не мог предъявить доказательств, что лишил свою партнершу девственности (простыни, испачканные кровью лишенной девственности жены), ему давали еще две попытки. Тем женихам, кто так и не сподобился на супружеский акт, находили временную замену - или старшего родственника, или крестного, а то и самого «проверенного» и надежного из свадебных гостей или даже.. свадебного музыканта - такой обычай бытует до сих пор в глухих украинских селах.

В других деревнях поступали еще проще: подкладывали на брачное ложе к молодым кого-нибудь из деверей (старших братьев жениха) , чтобы тот в случае чего помог младшенькому «обработать» невесту. Подобное безобразие творилось задолго до нынешнего «падения нравов», порнухи и групповухи, и наши предки не видели тут ничего зазорного или неприличного. Все это явно несовместимо с христианской моралью, но Русь в своей основе так и осталась языческой. По крайней мере, так утверждают маститые ученые, составившие словарь «Славянские древности», а уж этих специалистов невозможно обвинить в отсутствии патриотизма.

Обычаи других народов:

  • В некоторых африканских племенах есть обычай: в первую брачную ночь жених выбивает невесте два верхних зуба. Это становится своего рода символом замужества. Беззубые женщина гордятся своими улыбками, свободные - стыдливо прикрывают рты.
  • На Филиппинах в первую брачную существует обычай воздержания. То есть на свадьбе можно пить и гулять вместе с гостями, не опасаясь, что ребенок, накачанный алкоголем из крови родителей, появится на свет ущербным.
  • У некоторых народов Мексики, Перу и Бразилии молодожены воздерживаются от половых контактов в течение нескольких недель - до новолуния. (С той же самой целью - помочь организму справиться с интоксикацией перед зачатием).
  • В Самоа первое ночное свидание молодые обязаны провести в кругу спящих родственников. Любить друг друга? Пожалуйста! Но только тихо. Не дай бог разбудить кого-то - поколотят жениха.
  • Увлекательным делом занимаются молодожены Македонии . Их брачная ночь проходит в борьбе за главные свадебные трофеи - шапку и ботинки. Кто ими завладеет, тот и будет главой семьи.
  • Веселее всех развлекаются в племени Бахуту , что в Центральной Африке (Руанда, Бурунди и Уганда). В брачную ночь запрещено заниматься сексом - вместо этого молодожены устраивают мордобой. Ритуальное избиение заканчивается лишь на рассвете, но повторяется в следующую ночь, и так - целую неделю. Ночные бои между супругами длятся до тех пор, пока оба не поймут: злобы на будущее друг против друга у них не осталось. Смертельные исходы бывают крайне редко, но потасовки иной раз длятся неделю. В дневное время молодожены расходятся спать по домам родителей.

Строго говоря, свадебная церемония всегда и у всех считается началом семейной безгрешной жизни. Жизни вдвоем. Единственное исключение являют собой Наяры , населяющие часть штата Керала, на юге Индии. Их церемония практически ничем не отличается от одного из видов обычной индуистской свадьбы. Но через три дня после нее муж покидает жену (за это время подразумевается возможность того, что жена будет оплодотворена его семенем). Он может гулять, где ему вздумается. Она может заниматься сексом с кем угодно и когда угодно вышвырнуть своего любовника из дому. Сейчас нигде ничего подобного нет. По словам ученых, такой обычай восходит ко временам раннего матриархата - он и сейчас понравился бы современным поклонникам бессистемных половых связей. Только у Наяр за воспитание и содержание всех детей жены и ее самой отвечает очередной любовник, а «цивилизованные» ловеласы не всегда имеют привычку не только за чужих, но и за своих детей отвечать.

Поэтому если не углубляться в седую древность, когда у славян процветало многоженство, а кое-где все мужчины одного села имели общие права на всех местных девушек и более поздние времена, когда под влиянием христианства нравы смягчились, существовали обычаи весьма далекие от романтизма и целомудренности. Похоже, мы с вами живем в самую приспособленную для семейного счастья эпоху.

Каждая религия отличается от остальных восприятием общественной и личной жизни человека. Сюда относятся и традиции бракосочетания.

Предвкушение молодоженами первой брачной ночи – волнительный момент бракосочетания. Теперь они могут познать друг друга как муж и жена. Послебрачный «ритуал» окутан множеством поверий и обычаев, закрепленных в сознании верующих.

Первая брачная ночь в христианской традиции

Христианство выстроило свою систему священных догматов, которые затрагивают вопросы брака. Хоть на Руси издавна большинство христиан лояльно относилось к безнравственности некоторых невест, всё же целомудрие девушки всегда было в почёте. Такое представление бытует и в современном христианском мире.

По-прежнему в христианстве существует традиция сразу после окончания свадебного пира отправлять молодых в дом к жениху. Там на следующий день молодая семья будет принимать гостей.

Православная вера не принуждает соблюдать устаревшие обычаи (деревянный настил с мешками вместо кровати с матрацем; проводы молодожёнов до их дома шумной толпой; поедание новобрачными хлеба и курицы в спальне), связанные с первой супружеской ночью. Большое внимание у православных уделяется подготовке места, где проведут первую ночь молодожёны.

Постель новобрачным дозволено постелить свахе, сестрам или матери жениха. Подруг невесты не допускают, так как они могут позавидовать счастью молодых. Постельное бельё должно быть новым, чистым и отглаженным. После того, как спальное место будущих супругов подготовлено, его следует окропить святой водой и перекрестить. В комнате молодоженов могут быть иконы. Их не нужно снимать или накрывать тканью, поскольку супружеская близость в браке не считается грехом.

Православная церковь признает законные и церковные союзы людей. Христианские священники говорят, что только после венчания новобрачные познают таинство супружеской близости. Поэтому его проводят сразу после официальной регистрации в ЗАГСЕ или на другой день после свадьбы. Интим вне духовного брака для глубоко верующих христиан считается блудом, потому первая брачная ночь должна произойти после венчания в храме.

Невозможен интимный контакт между супругами в первую ночь, если у невесты в этот день менструация. В такие дни тело девушки считается нечистым. Невестам нужно заранее подсчитать, не попадает ли венчание на «критические дни», так как в этот период женщине запрещено посещать церковь.

Оставшись наедине друг с другом, жена, как истинная христианка, должна продемонстрировать свою кротость и смирение. Для этого ей нужно разуть своего мужа и спросить разрешения разделить с ним брачное ложе. В эту священную ночь супруги должны быть особенно нежны и ласковы друг с другом.

Первая брачная ночь в мусульманской традиции

В исламе действуют свои традиции бракосочетания. Последний этап никаха (так называется брачный союз у мусульман) ‒ первая ночь новоиспеченных супругов. У мусульман она происходит после того, как невеста прибывает в дом супруга со своими вещами. Основную часть приданого невесты составляет бесчисленное количество подушек и одеял. Без удобного матраца и хорошего постельного белья брачная ночь невозможна.

В помещении, где находятся муж и жена, не должно быть посторонних, в том числе животных. Освещение должно быть приглушенным или совсем отсутствовать, чтобы молодожёны меньше стеснялись друг друга. Если в комнате хранится священная книга Коран, её стоит обернуть тканью или вынести. Мужчине нельзя спешить и проявлять грубость по отношению к молодой жене. Сначала мусульманину следует предложить супруге попробовать яства ‒ сладости (например, мёд или халву), фрукты или орехи, дозволенный напиток () и пряности.

Перед сношением молодожёнам нужно выполнить несколько условий для счастливой и богоугодной семейной жизни. Жениху следует положить ладонь на лоб невесте, сказать басмалу (священная общая фраза у мусульман) и произнести молитву. В ней мусульманин просит благословения у Аллаха, который должен подарить им крепкий союз, где будет много детей. Затем супругам желательно совершить намаз (совместную двухракаатную молитву) и снова обратиться к божественной силе с вопрошанием: «О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!». Во время занятия любовью муж должен быть ласков и мягок с женой, чтобы она смогла ответить ему тем же.

В исламе не запрещается переносить первую супружескую близость на другое время, но для этого должны быть весомые причины: месячные у невесты, плохое настроение или самочувствие молодожёнов, недавнее знакомство супругов.

В некоторых семьях родственники любят стоять под дверью молодых, чтобы убедиться, что девушка — девственница. Ислам требует не подсматривать и не шпионить за людьми, поскольку это нарушение предписаний Корана. В исламской вере существует ещё один обычай, связанный с девичьей честью невесты: если молодая жена была невинной девушкой, то супруг должен провести с ней семь ночей. Если новоиспечённая супруга уже была замужем, то мужчине следует пробыть с ней всего три ночи.

Первая брачная ночь в традициях других религий

Религиозные устои насчет первой брачной ночи в иных религиях мало отличаются от тех, что уже были перечислены. Но всё же есть небольшие различия.

В буддизме есть обычай роскошно и ярко украшать комнату, где жених и невеста проведут свою первую ночь. Последователи веры считают, что такая обстановка положительно влияет на настроение молодоженов и является хорошим началом их красочной и обеспеченной совместной жизни. В качестве украшений интерьера спальни молодых используются живые цветы. Супруги в первую брачную ночь должны быть откровенны и раскованны, стремиться к взаимному удовольствию от процесса.

В иудаизме принято считать, что инициатива по вступлению в сексуальную связь между молодыми супругами должна исходить только от женщины. Секс в этой религии не является простым развлечением и способом удовлетворения инстинктов, а несёт сакральный смысл единения тел и душ влюбленных. Чтобы первая брачная ночь для новоиспеченной еврейской семьи была действительно первой, все встречи молодых до свадьбы происходят только под присмотром старших родственников.

Существует обычай, который гласит, что мужчина перед исполнением супружеского долга обязан прочитать молитву. В ней он обращается к Господу с просьбой даровать ему физическую мощь и наследника — сына. Эта молитва трижды повторяется у супружеского ложа.

Общие традиции для всех религий

Существуют определенные традиции проведения первой супружеской ночи, общие для всех религий. К ним относятся:

Омовение после соития

Во всех религиях настоятельно рекомендуется сразу после интимного акта помыть половые органы или полностью ополоснуться водой. Особенно это касается мужчин. Действие принято выполнять из гигиенических соображений, и чтобы защитить тело от дурного сглаза.

Не переедать перед интимной близостью

Действует религиозный принцип «не угождай чреву своему», одобряемый во многих религиях. Новобрачные должны быть скромны в пристрастиях к еде и полны сил для священного супружеского акта.

Вот, например, наши предки девственности особого значения не придавали. Ничего стыдного в добрачных отношениях они не видели, более того, имел место так называемый пробный брак. Жених и могли пожить какое-то время вместе, что бы понять, подходят ли они друг другу. Даже девушка с ребенком могла быть невестой, в чем-то даже более желанной, чем бездетная, в этом случае доподлинно известно - женщина может родить. И эти традиции не удалось изжить даже во времена христианства.

Тем не менее, первая брачная ночь все равно считалась чем-то особенным и сопровождалась определенными обрядами. Молодых закрывали в отдельном помещении, но не оставляли в покое. Всю ночь вокруг ходили разнообразные родственники и подначивали жениха, давали советы, шутили… И естественно, что в такой обстановке жениху немудрено и сплоховать. На этот случай ему давалось еще две попытки. Если и на третий раз молодой муж не справлялся, ему находили временную замену: старшего родственника, крестного или самого почетного гостя.

Существуют и еще более удивительные традиции.

В Европе в века имело место право первой брачной ночи. Невеста проводила ее не с законным супругом, а с сюзереном. Ученые приводят разные возможные причины появления такого обычая. В частности считалось, что с лишением девственности связанна определенная опасность, что восходит к обычаю отдавать девственность божествам. И более опытный сюзерен оберегал таким образом своих подданных. Быть может, зарождался обычай именно так, но со временем он выродился в удовлетворение собственной похоти. Так от непривлекательных невест сюзерен вполне мог , а с красивыми девушками это правило выполнялось неукоснительно.

В некоторых племенах Африки жених в первую брачную ночь выбивал невесте два передних зуба. А в некоторых страна (на Филиппинах или в Мексике) в первую брачную ночь, а то и несколько ночей, новобрачные воздерживались от , так как на свадебном пиру употребляют . В других странах, кстати, в том числе на Руси, наоборот, новобрачным запрещалось принимать хмельные напитки.

А в других племенах той же Африки девочек лишали девственности еще до начала месячных, причем делать это должен был абсолютно посторонний человек. Чаще всего какой-нибудь путешественник, проходящий через деревню. Если же к первым месячным девушка оставалась девственницей, это считалось позором, и она вполне могла остаться старой девой.

В Самоа первая брачная ночь проходит в доме невесты, в окружении спящих родственников. И пройти она должна в полном молчании, чтобы никто не проснулся. Иначе страстного жениха поколотят. Мужчины, кстати, имея это ввиду, мажутся перед свиданием маслом: так и вырваться легче и побои переносить.

Интересный обычай в племени Бахту, Центральная Африка. Там вместо молодожены занимаются совсем другим делом: они вступают в схватку. И бьются до самого рассвета, после чего расходятся по родительским домам, отсыпаться. Ведь следующую ночь их снова ждет бой. И так до тех пор, пока молодые не почувствуют, что исчерпали всю злобу друг на друга на годы вперед. Иногда такие бои затягивались на неделю. И крайне редко, но все-таки случались смертельные исходы.

А самые странные обычаи, связанные со свадьбой и первой брачной ночью, у Наяров, племени в одном из штатов Индии. То есть сама свадьба и первая брачная ночь (а точнее целых три ночи) мало чем отличаются от свадеб других местных племен. Но у всех народов свадьба – это начало совместной жизни. В этом же племени на четвертый день муж покидает жену и далее каждый из них живет собственной жизнью, с кем хочет и как хочет. И меняет любовников так, как ему удобно. А за родившихся у женщины детей отвечает очередной любовник, до тех пор, пока и его не сменят.

Вот так разнообразно относятся к столь важному событию в жизни в разных странах и у разных народов.