Занятия лепкой в средней группе. Лепка с малышами средней группы

Ребенок пятого года жизни отличается большей выносливостью и подвижностью. Дальнейшее усложнение деятельности и обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов: развивается мышление - дети могут выделять более существенные признаки предметов, группировать их по назначению, качеству, материалу, им становится доступно понимание простейших связей и отношений; начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания; совершенствуются зрительные, слуховые, осязательные восприятия, которые приобретают более устойчивый и целенаправленный характер.
Ребенок 4 лет уже может заранее задумать, что он будет лепить, хотя этот замысел вначале еще неустойчив. У детей появляется определенный интерес к результату и процессу усвоения навыка, они начинают понимать, что от этого зависит выполнение работы, а если ребенок не смог выполнить задание, это его огорчает. Значительно возрастает работоспособность детей, возможность заниматься в коллективе, подчинять свои желания требованиям взрослых.
Основной задачей обучения лепке остается задача воспитания устойчивого интереса к пластической деятельности, ее процессу, качеству изображения предмета и результату. От детей требуется умение выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его можно было легко узнать, чтобы он был выразителен. Элементы выразительности воспитатель всегда выделяет, подчеркивает. Например, при изображении птички, цыпленка можно показать, что различные положения головы, клюва и хвоста создают новые интересные образы.
Большое внимание уделяется формированию самостоятельного замысла - лепке по замыслу отводится половина всех занятий. К этому времени творческий замысел ребенка становится более устойчивым. Дети должны лепить самостоятельно, не только используя ту тематику, над которой они работали вместе с воспитателем, но и придумывать свою, отражающую образы окружающего мира. Задачей этого года обучения является формирование у детей умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные знания и навыки.
Основное значение приобретает работа над техническими навыками лепки. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах детского сада, и овладевают новыми. Значительное внимание уделяется работе над произвольностью и качеством движения. Для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, оттягивания.
Тематика заданий становится сложнее - дети изображают животных и человека, всевозможную посуду и другие сложные предметы, форма которых представляет собой овоид (овоид - фигура в форме яйца. Этот термин детям дошкольного возраста не дается), конусы, цилиндры, шары. Создание точной формы и характерных деталей требует работы не только ладоней, но и пальцев рук. Дети овладевают такими приемами, как оттягивание, примазывание, прищипывание, сглаживание; их знакомят с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры для придания ей большей устойчивости, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится все больше (до 5-6).
В средней группе, так же как и во второй младшей, предусматривается повторность изображения одной формы на разном тематическом содержании. Это дает возможность закрепить навык изображения различных форм.
Основное содержание заданий носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Первые задания они выполняют совместно с воспитателем (дети лепят утят, воспитатель - утку, а в конце занятия составляется композиция - «Утка ведет утят купаться». Или дети лепят медвежат, а воспитатель усаживает их в кружок и дает каждому ложку - «Мишки обедают»).
Позднее ребята самостоятельно выполняют небольшие эпизоды по сказке, стихотворению, рассказу. При этом работа может иметь коллективный характер: дети объединяются по двое, по трое, воспитатель помогает определить, кто и что будет лепить. Каждый ребенок изображает своего героя, а потом всех персонажей можно собрать на общей подставке. Воспитатель помогает детям найти выразительные черты образа. Например, при лепке медвежат по сказке «Два жадных медвежонка» он говорит: «Посмотри, Наташа, как у тебя хорошо получилось: твой мишка плачет (обе лапы поднес к глазам), а у Сережи медвежонок как будто спрятал сыр за спину (лапа за спиной). Вот какой жадный!»
После чтения произведения К. Чуковского «Федорино горе» воспитатель предлагает рассказать об этом в лепке. Все вместе решают, какой сюжет изобразить: как посуда убегала от Федоры или как она вернулась назад. Все дети лепят посуду (кто какую хочет), а воспитатель - Федору. В конце занятия составляется композиция. Такое совместное творчество, совместные поиски учат создавать выразительный образ, помогают вызвать эмоциональный настрой, интерес к лепке.
В средней группе продолжается работа по формированию у детей эстетического восприятия, умения видеть и чувствовать красоту форм окружающих предметов, их пропорции. Дети учатся оценивать созданные работы, высказывать свои элементарные суждения. При изображении любого предмета может быть дано задание украсить этот предмет узором. Так, вылепленную посуду (чашки, блюдца) можно украсить, используя стеку, набор печаток или составляя узор из мелких кусочков глины. По типу дымковской росписи можно украсить птичек, козликов и т. д.
Первые занятия лепкой в средней группе направлены на закрепление, восстановление в памяти детей приемов, которые за летние месяцы частично забываются. Кроме того, в группу с начала года обычно приходят новые дети, они должны познакомиться с теми приемами работы с глиной, пластилином, которые давались в прошлом году. Поэтому в первом квартале не учат новым приемам лепки, а закрепляют старые, усложняя и уточняя ее. Такие технические операции, как раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание, дети повторяют при лепке овощей, фруктов, ягод и других предметов (колбаски, булочки, сушки и др.), а также игрушек.
Осень - очень благоприятное время для знакомства с богатством растительного мира, его красотой, его плодами, которые своими формами, красками и разнообразием вызывают у детей радостные эстетические чувства, желание изобразить их. Первым занятием по лепке может быть занятие по замыслу детей. Оно дает воспитателю возможность выяснить уровень умений детей и в соответствии с этим построить дальнейшую работу. Программа предусматривает повторение приема раскатывания, который дети закрепляют при изображении колбасок, гвоздиков, кабачков, огурчиков и т. д. Можно ввести усложнение: раскатывать глину при вертикальном положении рук (при изготовлении тонких удлиненных цилиндрических тел) или при положении рук под углом при изготовлении морковок, кабачков, ракет и т. д.; заканчивать отработку формы пальцами.
В качестве упражнения в раскатывании, свертывании и соединении дети лепят крендельки, слойки, цепочки и т. д. При этом они учатся различным приемам свертывания удлиненных цилиндрических форм.
В начале года закрепляется и прием скатывания, при этом подбирается более сложная, чем раньше, тематика - лепка орехов, апельсинов, яблок, черешен и т. д. Дети лепят не только всевозможные предметы, но им предлагается вылепить и несколько разных по величине однородных предметов - большие орешки и маленькие, большой апельсин и маленький и т. д. На некоторых занятиях дети при изображении более сложных предметов упражняются во всех ранее усвоенных приемах лепки. Например, чтобы вылепить репку, надо скатать ком глины, слегка его сплющить и оттянуть кончик, а сверху вставить приготовленные из зеленой бумаги листочки. В средней группе лепят грибы, самолеты, кошку, петушка, черепаху и т. д. Как итоговое занятие хорошо провести лепку по замыслу: «Угостим кукол ягодами», «Вкусные яблоки и апельсины», «Забавные зверюшки», «Цепочки и бусы на елку» и т. д.
Зимние месяцы связаны с радостным новогодним праздником. Дети получают много незабываемых впечатлений и эмоциональных переживаний, связанных с елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой, игрушками, которые вдруг ожили и закружились вместе с детьми в новогоднем хороводе. Это прекрасный материал для изображения в пластических образах. Но чтобы дети сумели передать свои впечатления в лепке, необходимо познакомить их с такими геометрическими формами, как овоид (его отличие от шара), конус, диск, с новыми изобразительными и техническими навыками, способами создания образа.
Хорошо познакомить детей с лепкой животных, птиц, рыб, форма туловища которых близка к овоиду. Это - еж, заяц, мышка, птичка, рыбка, кит и т. д.

Любовь Паршукова
Конспект занятия по лепке для средней группы «Медведь»

Конспект занятия по художественному творчеству (лепка ) для средней группы «Медведь » . (4-5 лет) .

Образовательная область – худ

Цель : Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление.

Задачи : Учить лепить предмет состоящий из нескольких частей, передавая характерные черты (уши, мордочку) . Закреплять знакомые приемы лепки : скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке .

Интеграция образовательных областей : познание, физическая культура, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка.

Материал : пластилин; доски для лепки ; изображения медведя ; игрушка «Медведь » .

Предварительная работа :

чтение художественной литературы «Теремок» , «Три медведя » ; «Машенька и медведь » , разговор о зимовке медведя , продуктах его питания, условиях его обитания, рассматривание иллюстраций с изображением медведя , отгадывание загадок, просмотр презентации «Дикие животные» .

Ход занятия:

Воспитатель : Ребята сегодня к нам придет гость, но прежде чем он появится, мы должны отгадать кто это. Я вам загадаю загадку, а вы назовите мне правильный ответ.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Дети : Медведь .

Воспитатель : Правильно! Послушайте, небольшой отрывок, в котором рассказывается о медведе «Кто из нас не знает медведя ? Большой, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь не такой . Он очень подвижный и маневренный. Медведь - грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Относится к семейству медвежьих . Медведь – хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазает по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые , голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – переменчив. Хотя медведь – это типичный хищник, он любит полакомиться и растительным десертом : ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешками растений», но не бойтесь, наш гость очень добрый, он попал к нам из сказочной страны.

(раздается стук в дверь. Воспитатель вносит игрушку) . Ребята, мы забыли поздороваться с нашими гостями, как мы умеем красиво приветствовать?

Дети : Здравствуйте, мы очень рады вас видеть!

Воспитатель : Мишка мне сказал, что ему одному скучно в берлоге зимой, чем мы ему можем помочь?

Дети : Давайте, мы слепим маленьких медвежат .

Воспитатель : Но прежде сыграем с вами в игру. Игра называется «Мишка косолапый» , надо выполнять движения в соответствии с текстом. Итак, пройдем на нашу полянку, встанем вкруг.

Мишка косолапый по лесу идет,

Шишки собирает и в карман кладет,

Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился и ногою топ.

«Больше я не буду шишки собирать,

Сяду на машину и поеду спать!»

Воспитатель : Рано еще Мишка спать ложиться, лучше пройдем к столу и посмотрим, как наши ребята будут лепить медвежат .

Дети : проходят к столам и садятся на свои места.

Воспитатель : Ребята, из каких частей состоит мишка?

Дети : туловища, головы, лап и хвоста.

Воспитатель : Туловище как мы будем лепить, на что оно похоже?

Дети : туловище овальное.

Воспитатель : А голову?

Дети : Круглую.

Воспитатель : Обратите внимание, что у медведя мордочка вытянута , а на голове есть ушки! Сколько ушей у медведя ? Давайте посчитаем?

Дети : 1 – 2. 2 уха

Воспитатель : Я вчера слепила мишку, хотите вам покажу?

Дети : Да.

Воспитатель : мордочку я пальчиками вытянула, а ушки сделала методом прищипывания пластилина. Как вы думаете, с какой части тела начнем работу? Объясните, почему вы так думаете?

Дети : С туловища, потому что к нему будем присоединять все части тела.

Воспитатель : А что будем лепить после того, как туловище сделали?

Дети : Будем лепить голову.

Воспитатель : Вот у нас будет туловище и голова, нам надо их?

Дети : Соединить.

Воспитатель : А чтобы наша голова держалась крепко, надо использовать прием примазывания. Что же осталось нам слепить, чтобы мишка был готов?

Дети : Лапы и хвост.

Воспитатель : Сколько лап у медведя , давайте посчитаем.

Дети : 1, 2, 3, 4 -4 лапы.

Воспитатель : Мы сделаем их из шариков, но нам понадобится 5 шариков, для чего пятый?

Дети : Для хвостика.

Воспитатель : Ребята, когда вы начнете работать, я включу вам музыку, она поможет вам раскрыть творческие способности. На наших столах лежит пластилин, надо разделить его на 3 части, одна часть должна быть чуть больше, две другие части должны быть одинаковые. Из большей части мы слепим туловище, из другой части – голову, а последнюю часть нам надо разделить еще на 5 равных частей, это будут лапы и хвост. Приступаем к работе. (включается музыка, желательно звуки природы)

Во время работы воспитатель дает детям советы, если необходимо, оказывает помощь.

Анализ :

Посмотрите, ребята, какие симпатичные медвежата у вас получились .

(Спросить детей, чьи работы им понравилась и почему, тактично обратить внимание на недостатки в некоторых работах, предложить в следующий раз постараться их не допускать).

Ребята, давайте предложим нашему гостю выбрать себе новых друзей. (Медвежонок с радостью выбирает все детские работы и благодарит детей за подарки). Дети предлагают ему прийти в гости снова.

Медвежонок угощает детей печеньем и прощается.

Конспект занятия по лепке в средней группе

ʼʼКозленокʼʼ

Программное содержание˸

Учить создавать выразительный образ козленка, передавать в лепке объёмные формы, пропорции, детали.

Учить лепить козленка конструктивным способом. Закреплять умение делить глину на неравные части, раскатывать её прямыми и круговыми движениями, дорабатывать форму пальцами. Продолжать учить соединять части путем примазывания, сглаживать поверхность пальцами.

Воспитывать аккуратность, развивать творческие способности.

Подготовка к занятию˸

Рассматривание с детьми разнообразных игрушек, иллюстраций.

Материал и оборудование˸

Сказка, козлик-игрушка (или образец), глина, стека для показа способов лепки (для педагога); глина, поворотные круги, влажные салфетки, стеки, большая полянка (для детей).

Методика проведения занятия˸

Часть

Предложить детям сесть за столы.

Послушайте, ребята, какую интересную историю я вам расскажу˸

Однажды, один грустный художник гулял по саду и увидел козленочка. Это был очень веселый, озорной козленок. Козленок резвился на зеленой травке, бегал то за бабочкой, то за стрекозой. Его звонкое ʼʼме-еʼʼ слышалось то в одной, то в другой стороне сада. Потом он отдыхал, щипал травку. Грустному художнику так понравился козленок, что он развеселился. Давно не было у него на душе так легко и хорошо, что решил он слепить себе такого же козленка, чтобы потом долгими зимними вечерами он мог вспоминать этот счастливый, летний день.

Давайте и мы с вами тоже слепим веселого козленка, вот такого (воспитатель показывает игрушку или образец). Посмотрите, какой он симпатичный. А сейчас мы козленка рассмотрим.

Какие крупные части есть у козлика?

На какую форму похожа голова, туловище? (обрисовывающий жест – сравнение с объёмной формой – шар, столбик).

- Что больше голова или туловище?

На какую форму похожи ноги у козленка?

Что есть у козленка на голове, на туловище?

Полный показ способов и приемов лепки козленка. Все свои действия воспитатель сопровождает словесным объяснением. Показ проводится сидя за столом.

Уточнить последовательность лепки. Напомнить детям, что козленок может выглядеть по-разному.

Все образцы и игрушки необходимо убрать.

Часть

Индивидуальная работа с детьми˸

а) инд. показ на материале педагога;

б) дополнительное рассматривание игрушки или образца;

в) советы, напоминания, уточнения

Часть

Предложить выставить всех козлят на зеленую лужайку (на ней цветы с именами детей - необходимо помочь детям правильно расположить фигурки. Предложить ребятам найти самых веселых и озорных козликов, а потом самых грустных.

Задание 15˸ Выписать из Программы воспитание и обучения детей в детском саду (под ред. Васильевой) основные задачи обучения лепке в старшей и подготовительной группах.

Конспект занятия по лепке в средней группе - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конспект занятия по лепке в средней группе" 2015, 2017-2018.


Особенности пластической формы, создаваемой детьми средней группы

Дети пятого года жизни по своему развитию отличаются от детей предшествующего возраста. У них в достаточной мере окрепла мышечная система, расширился словарный запас, в связи с этим повысилась регулирующая роль речи.
Дети начинают выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс изображения. Они стали внимательнее во время объяснений воспитателя и в процессе занятия, но результаты работы еще мало отличаются от того, что они делали во второй младшей группе: при изображении предметов нарушаются пропорции, нет четкости в передаче формы, непрочно скрепляются части. Происходит это потому, что дети не владеют в нужной мере способами изображения, у них нет ясного представления о предметах, их форме и строении.

Задачи обучения

Воспитатель продолжает воспитывать устойчивый интерес к занятиям лепкой, развивать активность мышления и воображения, координацию движения рук. Учит лепить всей кистью руки и пальцами. Уточняет представления о форме предметов, их строении, пропорциях и деталях, учит передавать эти представления в лепке. Например, что голова у человека круглая, что на лице есть нос, рот, глаза. На голову может быть надета шапка. Туловище у куклы может быть овальной или конусообразной формы, а руки и ноги изображаются в виде цилиндров; голова маленькая по сравнению с туловищем.
В большей мере, чем в предыдущей группе, развивается эстетическое восприятие формы, чувство ритма, симметрии, пропорций. Более высокие требования предъявляются к детям в отношении самостоятельного использования некоторых способов лепки и выбора темы на занятиях по собственному замыслу.
Повышаются требования к технике лепки: дети должны уметь лепить форму концами пальцев, плотно скреплять части путем замазывания мест скрепления, делать мелкие детали палочкой или путем прищипывания.

Прохождение программы

I квартал
На первых занятиях детям предлагают раскатывать ком глины прямыми и круговыми движениями, расплющивать полученную форму между ладонями. Повторные задания проводятся для закрепления способов лепки и более точного выполнения требований педагога. Для этого детей учат не только лепить движениями ладоней, но и передавать пальцами характерные детали формы. Кроме того, пальцами дети уточняют овальную форму моркови. Процесс этот трудный. Он требует понимания формы предмета, умения отчетливо представить себе образ, зрительного контроля за действиями пальцев. Таким образом, в начале года примерно до декабря дети изображают знакомые предметы, уточняют их форму, совершенствуют способы лепки.
II квартал
Во II квартале детям предлагают лепить предметы из целого куска (овощи, фрукты), а также фигурки, состоящие из нескольких частей. Они лепят куклу, девочку в длинной шубке, кролика, кошку, игрушечного мишку и зайца. Все эти предметы состоят из частей, созданием которых дети овладели, но передача пропорций, строения предметов, способы соединения частей вызывают затруднение.
Строение фигуры человека дети поймут быстрее, если начать с лепки снеговика. Во второй младшей группе дети лепили снеговика из двух шаров. В средней они будут лепить его из трех частей, и это явится первоначальным усвоением основных пропорций фигуры человека: внизу большой шар, в середине поменьше, а верхний шар самый маленький. Дети могут изобразить руки и другие детали: шапку, глаза, рот, нос. После этого можно лепить куклу а платье или девочку в длинной шубке. Обе фигурки создаются из отдельных плотно соединенных частей.
Постепенно задачи усложняются: дети переходят к изображению животных. Например, изображение кошки начинается с лепки овального туловища, затем головы и хвоста; передние ноги оттягиваются от общей массы (задние можно не изображать, так как у сидящей кошки их почти не бывает видно).
Продолжая совершенствовать способы лепки, воспитатель учит детей заострять и закруглять пальцами конец столбика, защипывать края диска-лепешки для создания более полной и красивой формы. Дети, пользуясь этими способами, могут вылепить морковку, пирожки, ватрушки, печенье, блюдечко.
III квартал
В этом квартале решаются новые задачи: научить детей оттягивать глину при лепке мелких частей, вдавливать ее пальцами для получения полых предметов, загибать края у расплющенной формы во время лепки посуды, прочно скреплять части путем замазывания мест скрепления.
Оттягивать глину от общей массы дети учатся при изображении цыпленка, птички и рыбы, одновременно они учатся правильной передаче формы этих предметов, сравнению частей между собой по форме и величине. Например, при лепке рыбы из целого куска сначала создается основа туловища овальной формы, а затем, немного вытягивая и закругляя одну из сторон, лепят голову, более сильно вытягивают противоположную сторону для лепки хвоста, делая его плоским по сравнению с головой. Плавники изображаются путем защипывания глины, затем по желанию дети изображают чешую, делая ее палочкой (стекой) или путем налепа (накладывание на поверхность изделия более мелких деталей).
Нужно научить детей делить глину на необходимое количество частей. Например: чтобы вылепить птичку, ком глины величиной с детский кулак нужно разделить пополам. Из одной половины делается туловище, а из другой - голова и подставка.
В III квартале дети учатся лепить посуду. Для этого им показывают два способа: вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы для получения стакана, кружки и отгибание краев у расплющенной формы для изображения тарелки, блюда и подноса. Ручку у чашки дети могут сделать, используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом - примазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика.
Посуду, одежду у кукол, столбик, на котором сидит птичка, можно украсить высоким или углубленным рельефом. Это способствует созданию более яркого образа и положительному эмоциональному настрою детей к развитию чувства ритма, симметрии, стремлению сделать свою работу красивой и законченной.
IV квартал
В летний период создаются возможности для закрепления приобретенных детьми умений. Как правило, дети лепят все предметы, которые научились делать в течение учебного года, кроме того, воспитатель предлагает другие предметы, изображение которых соответствует умениям детей, например мышку, ежика, свинью, блюдо с ягодами, корзину с грибами, посуду.
В каждом квартале все занятия носят предметный характер. Часть из них проводится по заданию воспитателя, а часть по собственному замыслу детей. В процессе занятий по замыслу ребята чаще всего повторяют то, чему научились. Основная задача этих занятий - научить детей придумывать тему для лепки, доводить работу до конца, проявлять самостоятельность в создании четкой формы предмета в дополнении его деталями, в применении знакомых способов лепки.

Методы и приемы обучения

Для успешного прохождения и закрепления программы в течение года воспитатель отбирает соответствующие приемы обучения. Используются приемы, активизирующие внимание ребят во время лепки, а также приемы, расширяющие представления детей об окружающем. В группе и во время прогулок организуется рассматривание предметов и наблюдение явлений окружающей жизни, которые могут быть предложены ребятам для изображения. Воспитатель обращает внимание детей на то, как клюет корм воробей, как плавают в аквариуме рыбки, как пьет молоко или свернулся в комок колючий ежик. При рассматривании педагог направляет внимание детей лишь на основную форму, на элементарные пропорции и строение и только на те действия, которые они могут понять, а потом изобразить. Например, при рассматривании птицы внимание детей обращается на ее овальное туловище, на круглую голову, плоский хвост, на то, что голова находится сверху туловища, ближе к краю, а хвост - с другой стороны. Особо отмечается, что клюв очень маленький по сравнению с головой.
Положение в пространстве воспитатель связывает с тем, что делает животное: если птица клюет зерна, она наклоняет голову, а если пьет, то сначала она наклоняет голову, чтобы набрать воды в клюв, а затем запрокидывает ее, чтобы проглотить воду. Ежик свернулся в комок - он испугался. Подобные объяснения воспитателя способствуют образованию у детей связи между образом животного и положением, которое оно принимает в зависимости от производимого действия.
С целью более тщательного знакомства проводится обследование, в которое включается движение рук. Сначала взрослый сам рукой охватывает туловище, голову и словами определяет форму частей, затем обращает взгляд детей на более мелкие части, проводит по ним пальцами и предлагает повторить эти действия. В результате такого обследования у детей должно сложиться представление о предмете (животном) в целом, о форме его частей и о пропорциональных соотношениях между ними. Эти предварительные обследования должны помочь во время лепки, направить детей на осознанное изображение формы. Но ограничиться лишь предварительным рассматриванием и анализом предметов в средней группе нельзя, нужно в начале занятия опять обратиться к анализу, но уже к зрительному. Воспитатель рукой обводит основные части предмета, подчеркивая и называя их форму, величину и относительные пропорции. На первых этапах обучения, чтобы детям был понятен способ лепки, при анализе формы частей можно прибегать к сравнениям с теми предметами, форму которых дети хорошо знают. Например, при лепке куклы можно сказать, что руки у нее как столбики, а туловище напоминает толстую морковку, значит, и лепить руки нужно так же, как столбики, а туловище - как морковку.
Умения детей 4 лет еще невелики, многое им еще не удается. Вначале не всегда хорошо получается у них овальная форма, плохо умеют дети соединять между собой части путем примазывания. В связи с этим воспитатель прибегает к объяснению с полным или частичным показом. В основном же детям показывают лишь незнакомые способы лепки или те, которые недостаточно усвоены. Например, при изображении ежа, поросенка может понадобиться показ лепки овального туловища. Воспитатель говорит: «Дети, мы сегодня будет изображать ежа. Форма его тела напоминает яичко. Посмотрите, как его нужно лепить: «Кладу кусок глины на ладонь правой руки, покрываю ладонью левой, вот так, сначала двигаю руками по кругу, вот так, проверяю, скатался ли ровный шар. Теперь делаю движение руками туда - обратно, вот так, проверяю, что получилось, - шар немного вытянулся. Пальцами правой руки немного вытягиваю одну из сторон, делаю ее тоньше, а другую сторону оставляю потолще. Вот и получилось туловище ежа».
Бывает так, что не все дети сразу усваивают показ и объяснение. В таких случаях для активизации внимания и памяти воспитатель может предложить тем, кто усвоил данный способ, показать его всем детям.
В средней группе нужно научить детей пользоваться некоторыми выразительными средствами: изображать не только основную форму предметов, но и характерные детали. С этой целью при рассмотрении предметов следует направлять внимание детей на такие особенности, как углубление у яблока, вытянутый черенок у кабачка и т. п. Чтобы повысить у ребят интерес к результату лепки, можно приготовить для морковок черенки из картона, а для яблока листочки. Однако к подобному приему рекомендуется прибегать лишь в самом начале, пока дети не накопили соответствующих умений для передачи этих особенностей способами ленки. Постепенно в процессе обучения дети сами начнут лепить черенки, а затем и листочки из глины.
Чтобы подвести ребят к созданию более яркого образа, кроме наблюдений за живыми объектами, можно организовать рассматривание с детьми игрушек, скульптуры малой формы или фигурок, выполненных воспитателем. Для рассматривания отбираются две однородные фигурки, но в различном положении. Например, дети могут лепить на тему «Птички клюют корм». Одна из птиц изображается в покое - ее туловище горизонтально к плоскости стола, а вторая в наклонном положении - она клюет - ее туловище расположено под углом. При выполнении другой темы - «Кролики грызут морковку» - один кролик лепится с поджатыми под себя лапками, и около него находится морковка, а другой сидит на задних лапах и в передних держит морковку.
Подобное преподнесение темы интересно детям и побуждает их думать о возможном разнообразии в изображении. Однако следует помнить, что детям трудно за одно занятие вылепить две фигуры, поэтому можно предложить для изображения один предмет в том положении, которое ребенка больше привлекло.
Другим не менее действенным приемом обучения может быть обыгрывание темы и результата работы. Так, всех вылепленных птиц дети размещают на одной подставке, называя ее кормушкой. Эту кормушку лучше всего вылепить заранее из глины, так, чтобы дети видели, как ее делает воспитатель (можно использовать для этой цели также доску или толстый картон). Тема «Лепка торта» связывается с приготовлением угощений для кукол: в начале занятия детям предлагают вылепить угощение для кукол, а в конце вылепленные изделия помещают на стол, вокруг которого сидят куклы. Если же дети изображали животных, то зайчат они могут разместить около картонных елок или зайчихи, которую слепил педагог, а поросят - около свиньи или корытца для корма.
Чтобы научить детей правильно передавать пропорции, нужно показать прием сравнения. Например, при изображении рук у куклы педагог берет заранее вылепленный столбик, делит его пополам и, сравнивая получившиеся части, устанавливает их длину. Учить детей сравнивать длину деталей можно и в процессе лепки корзиночки из колец. Детям предлагают вылепить дно-диск и 4 столбика одинаковой длины. Из трех столбиков делается сама корзинка, а четвертый используется для ручки. Уточнение длины частей проходит путем сравнения столбиков: дети прикладывают один из столбиков ко дну, и если он получился длиннее его окружности, то его укорачивают; каждый последующий столбик прикладывается к предыдущему, выравнивается по длине и плотно к нему прижимается.
Во время объяснения перед лепкой, а также в процессе любого занятия воспитатель задает ребятам вопросы о характере формы, деталей, пропорциях, способах лепки, стимулирующие их умственную активность. Например, спрашивает, как можно вылепить пятачок у свинки или как изобразить и укрепить воротник на шубке у девочки.
Чтобы вызвать у детей интерес и положительное отношение к занятию, а также яркие образные представления, можно за день до лепки или в начале занятия прочитать короткие сказки, стихи и загадки. Важно, чтобы содержание этих произведений помогло раскрытию темы предстоящей лепки (формы, строения, размера). Например, перед лепкой свинки можно загадать загадку: «Хвост крючком, нос пятачком. Кто это?»
Для создания более выразительных образов можно предлагать стеку-палочку. Детям нужно показать, как резать ею глину на части, снимать лишнюю глину, а также наносить мелкие детали, узоры на некоторые предметы. Например, чтобы изобразить глаза кролику, фигурку устанавливают на подставке, придерживают левой рукой, а правой рукой, в которой находится стека, намечают глаза.
Особого внимания требуют занятия по замыслу, которые подготавливаются всей предшествующей работой. В начале занятия воспитатель обучает ребят выбору темы и для этого просит вспомнить, что они видели на прогулке, о ком им читали и т. д. После того как дети определили тему и приступили к работе, взрослый вопросами и советами направляет их внимание на выразительность создаваемых образов: особенности ушей у зайца, свиньи, кошки, мишки, их расположение, действия персонажа. «Что делает твой зайка? - спрашивает воспитатель у ребенка. - Сделай так, чтобы всем было ясно, что он сидит». Или, заметив, что положение вылепленной ребенком птички неярко выражено, говорит: «Птичка получилась хорошая, но непонятно, что она делает. Подумай, как нужно установить птичку на подставке, чтобы все сразу догадались, что она пьет воду». Подобные вопросы активизируют мыслительную деятельность во время лепки, учат детей работать над образом.
Расширяя представление детей о форме, пропорциях предмета и способах лепки, важно во время анализа результата проводить небольшие беседы по поводу того, что получилось. В основном воспитателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы, обращая внимание на то, как получалась форма, правильно ли изображены пропорции и строение, на сколько прочно соединены части, но всегда следует активизировать детей, задавая им вопросы, которые будут их побуждать думать над тем, что у них вышло.

"Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию", под ред. Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой; М., 1979 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Занятие в средней группе. Лепка «Уточка»

Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей.
Задачи:
1. Закреплять приемы лепки: отделять части из целого куска и соблюдать их размер при лепке, скатывать тесто между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу, упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Воспитывать умение работать в коллективе вызывая положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Материалы и оборудование : соленое тесто; доски; салфетки; на каждого ребенка) ; озеро – зеркало; шапочки-маски уточек на каждого ребенка; игрушки – домашние птицы; музыкальное сопровождение; для поощрения детей мармелад «Червячки».

Ход занятия.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
(Звучат голоса домашних птиц) .
Воспитатель : Я как раз собралась покормить своих домашних птиц. А вы мне поможете?
Дети : Да

Загадки
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Дети: Курица
Воспитатель: молодцы, угадайте ещё загадку:
Красные лапки, щиплет за пятки,
Беги без оглядки!
Дети : гусь!
Воспитатель: и эту загадку вы угадали! Ну сейчас точно не отгадаете:
Под дождем она гуляет,
Щепать травку обожает!
«Кря! » кричит,

Все это шутка,
Ну, конечно, это…
Дети: Утка!
Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот еще одна загадка.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Дети : Утенок!
Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Их во дворе нет, наверно, они ушли на озеро. Пойдемте, их поищем.
Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка) .
Воспитатель : Посмотрите, ребята, уточка плавает одна, видно, детки спрятались в травке. Маме уточке стало одиноко, стала она их звать. «Кря-кря-кря! », а утята не отзываются. Мама уточка просит вас помочь найти утят. Давайте ей поможем! А как мы ей можем помочь, ребята?
Дети : … слепить можно…
Воспитатель: конечно, можно слепить утят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем.
Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) –
Кря-Кря-Кря!
Пролетел веселый жук -
Жжжжжжж! (машем руками – крыльями) .
Гуси шеи выгибают –
Га-Га-Га (круговые вращение шеей) .
Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево) .
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками,
Шарик тоже зарычал –
Ррррр (руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой) .
Зашептал в воде камыш –
Шшшшшшшш (поднять руки вверх и потянуться,
И опять настала тишь –
Шшшшшшш… (присели) .
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь за столы, мы должны помочь маме - уточке.
Воспитатель: Посмотрите, дети, из каких частей состоит уточка?
Дети : Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше. Голова круглая, а туловище овальное.
Воспитатель: Как вы думаете, а что это?
Дети: Клюв, хвостик.
Воспитатель: Молодцы! Сначала нужно разделить тесто на две части. Один кусочек теста, который побольше, будет туловищем; кусочек поменьше – головка. Чтобы нам вылепить туловище уточки, надо взять кусочек пластилина, который побольше, и скатать его в ладошках в овал. Затем также мы лепим головку, только шариком. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята, прищипыванием делаем на головке утенка клювик и немножко его оттягиваем, а на туловище, где должен находиться хвостик, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.
Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?
Дети: Крылышек.
Воспитатель : посмотрите, у вас в тарелке есть крупа (какая крупа) – гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! Где должны быть глазки, вдавите крупу.
(Звучит музыка, дети приступают к занятию) .
Воспитатель: Наша уточка в пруду очень ждет своих утят!
(Оказание индивидуальной помощи детям)
(Дети закончили работу) .
Воспитатель: А сейчас, ребята, пойдемте, посадим всех утят на озеро.
Наша уточка одна, а утят много! Давайте, ребята, их посчитаем все ли они вернулись к маме!
Дети считают: 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10.
Какие вы ребята молодцы, отлично поработали! Посмотрите, как обрадовалась мама-уточка! И утята тоже рады, они к маме вернулись! Всем весело, и нам тоже!
Воспитатель: Чтобы у наших гостей тоже было хорошее настроение, давайте станцуем для них вместе с нашей уточкой и утятами танец. Встаньте все, пожалуйста, вокруг озера, а я надену вам шапочки-маски утят. Теперь слушайте музыку и повторяйте все движения за мной.
(Звучит музыка. Дети танцуют танец маленьких утят)
Воспитатель : Какие вы молодцы! Я и уточка благодарим вас за прекрасный танец. А уточка еще и за то, что вы вернули ей деток, хочет отблагодарить вас! Она передала вам угощение. А теперь не будем беспокоить нашу уточку с утятами, пойдемте играть.