Базовые уровни удовлетворения потребностей. Уровни удовлетворения потребностей

Потребности общества, и прежде всего экономические потребности как основа всего общественного производства, объективны . Осознанные обществом, социальными классами, группами и индивидами потребности выступают в качестве их интересов .

В зависимости от исследовательских задач применяются различные основания для деления потребностей на группы:

Основная проблема – все классификации рассматривают определенные стороны потребностей и нет полной классификации. Её пытался построить Бестужев-Лада, но…

Качественное и количественное разнообразие потребностей породило множество классификаций потребностей. Их можно классифицировать по разным признакам.

Но для начала определимся с тем, что мы понимаем под понятием «классификация». Классификация - от лат. classis разряд + facere делать:

1) система соподчинённых понятий какой-либо области знаний, используемая как средство установления связей между этими понятиями или классами объектов, а также для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектах;

2) упорядоченная совокупность понятий, распределённых по классам на основании их отношений, структура классификации обычно представляется в виде таблиц или схем;

3) процесс упорядочения или распределения понятий по классам с целью отражения отношений между ними и составления классификационной схемы.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия.

Чаще всего сейчас встречаются следующие классификации:

1. По сферам деятельности:

потребности труда

познания

2. По субъекту потребностей:

индивидуальные

коллективные

общественные

3. По объекту потребностей

материальные

духовные

4. По функциональной роли:

доминирующие/второстепенные

центральные/периферические

устойчивые/ситуативные

5. По уровню удовлетворения

потребности минимального уровня

потребности базового уровня

потребности уровня роскоши

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить».

6. По степени рациональности

потребности рациональные (разумные и нормальные)

потребности иррациональные (неразумные)

7. По степени эластичности

жесткие (потребность в пище, например)

эластичные (потребность в ювелирных украшениях, например)

Интересна классификация К.Обуховского, изложенная в книге «Психология влечений человека». Она включает в свой состав: потребность безопасности, потребность признания, потребность дружбы, потребность нового опыта.

С.Н.Паркинсон писал: «Когда Адам и Ева вкусили запретного плода, они были изгнаны из рая не затем, чтобы лишить их познания добра и зла (в этом отношении ущерб они уже понесли), а чтобы помешать им найти еще и древо жизни, вкусив плоды которого, они обрели бы бессмертие. Так что Адам и Ева оказались за вратами рая, наделенные смертностью как наследственной, родовой чертой. Кроме того, они познали целый ряд устойчивых стимулов, который с тех пор увеличился лишь на один. Нарушить запрет Адама и Еву побудило стремление к: а) еде (и крову), б) красоте, в) знанию, г) сексу и д) озорству. Эти соображения (плюс одно – забота о статусе) и есть основные потребности».

Абрахам Маслоу

А. Маслоу делил потребности по последовательности их удовлетворения , когда потребности высшего уровня появляются после удовлетворения потребностей уровнем ниже.

    Биологические (физиологические) потребности обусловлены необходимостью в поддержании жизнедеятельности. Для нормального обмена веществ человеку нужна пища, пригодные для жизни условия и возможность отдыха и сна. Эти потребности называются витальными, так как их удовлетворение существенно необходимо для жизни.

    Реализация потребности в безопасности .

    Потребность в общении, любви со стороны окружающих является психолого-социальной потребностью, реализация которой позволяет людям действовать в группах.

    Потребность в признании и самоутверждении является социальной потребностью, реализация которой позволяет определить своё место в обществе.

    Потребность в самовыражении является творческой, созидательной потребностью.

Э.Фромм выделяет две группы потребностей. Одна – утоление голода, жажды, сон и т.д. – то есть физиологически обусловленные потребности самосохранения. Они составляют такую часть натуры человека, которая требует удовлетворения при любых условиях и поэтому является первичным мотивом человеческого поведения.

Другая группа потребностей, столь же важных, хотя и не коренящихся в физиологических процессах, но составляющих самую сущность человеческого бытия – это потребность связи с окружающим миром, потребность избежать одиночества. Чувство полного одиночества ведет к психическому разрушению, также как физический голод – к смерти. Индивид может жить среди людей, но при этом испытывать чувство полной изолированности; если это переходит какую–то грань, то возникает умственное расстройство шизофренического типа.

Одна из современных концепций потребностей человека следующая:

Критерием выделения потребностей является сама структура человека, где можно выделить биофизическую, психофизиологическую и психо–социальную подсистемы индивида, оптимальное взаимосвязанное функционирование которых обеспечивает его выживание и развитие.

Следовательно, на основе фундаментальной потребности в собственном воспроизводстве и развитии выделяем три пересекающиеся и взаимодействующие группы потребностей: биофизиологические (удовлетворение которых обеспечивает выживание и развитие организма); психофизиологические (связанные с темпераментом и психическими свойствами личности); социально–психологические (продиктованные местом и ролью индивида в социальных группах и общностях).

В группе биофизиологических потребностей выделяются:

    Потребность в биологически полноценном питании, обеспечивающем воспроизводство вещественно–энергетических структур организма;

    Потребность в постоянно поступающей информации о состоянии внешней среды и самого организма;

    Потребность в безопасности

    Половой инстинкт, "прорастающий" в других измерениях человека в виде сексуальной потребности и потребности в любви.

Психофизиологический комплекс потребностей включает в свой состав:

    Потребность в материальном комфорте;

    Потребность в общении и контактах;

    Потребность в эмоциях, впечатлениях и развлечениях;

    Потребность в смене видов деятельности.

Социально–психологические потребности отражают нужду человека в принадлежности к определенной социальной группе и объединяют:

    Потребность в идентификации, или, пользуясь другой терминологией, потребность в вере, убеждениях, идеалах;

    Потребность в статусе, то есть в занимании определенного места в социальной группе;

    Потребность в персонализации, то есть в обладании возможности влиять на других людей, оставить свой след, «впечатать» себя в коллективную память;

    Потребность в новом социальном опыте, без которого невозможно жить в постоянно меняющихся условиях. (Внешне эта потребность выступает как потребность в обучении, как информационная потребность и т.д. Одной из форм выражения этой фундаментальной потребности является потребность в оперативном освоении новых способов жизнедеятельности и в регулярном обновлении уже используемых способов. Среди социальных систем, призванных удовлетворять эту потребность, самоопределяются и различные системы коммуникации, в том числе и массовой);

    Потребность в смысле жизни, которая иногда обозначается как потребность в самоуважении.

Все эти потребности взаимодействуют друг с другом, отражаются одна в другой, а иногда и превращаются одна в другую. Поэтому человек может быть искренне убежден, что он желает одного, в то время как подлинным источником его активности является совсем другая, подчас неосознаваемая потребность.

Количество фундаментальных человеческих потребностей, как было сказано выше, невелико, однако количество предметов (явлений, процессов), которые могут эти потребности удовлетворить, не поддаются никакому перечислению. И самое главное, одна и та же потребность может быть удовлетворена совершенно разными предметами и способами и наоборот, один и тот же предмет может быть использован для удовлетворения разных потребностей.

Длительное использование одного и того же предмета (или способа) удовлетворения потребности делает его настолько привычным, что возникает потребность именно в этом предмете или именно в этом способе. При этом все другие предметы или способы, даже в тысячу раз лучшие, могут просто не замечаться.

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПСИХОЛОГИЯ

Потребности. Иерархия потребностей. Значение удовлетворения потребностей для развития личности.

Выполнила :

Студентка гр. ЗМ -101 Головина Н.М.

Преподаватель :

кпн, Татаринцева Н.В.

2010 год

Введение ________________________________________________ с.3

С.4-5

С.5-8

Глава 3. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу _____ с.8-12

Глава 4. Принцип доминирования потребностей ___________ с.12-13

Заключение ______________________________________________ с . 14

Список литературы _______________________________________ с.15

Введение

Целью данного реферата является рассмотрение понятия человеческих потребностей и значение удовлетворения потребностей для развития личности, а также иерархической теории потребностей А. Маслоу.

Потребности играют исключительную роль в нашей жизни. Не будь потребностей – не было бы ничего, что нас сейчас окружает, - домов, мостов, картин, храмов, самолетов и компьютеров.

Потребности – это надобность в каком-либо благе, имеющем полезность для конкретного человека. В таком широком смысле потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук, в частности биологии, психологии, медицины.

Психология рассматривает потребности как особое психическое состояние индивида, ощущаемую им неудовлетворенность, которая отражается на психике человека как результат несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности.

Глава 1. Мир человеческих потребностей

Когда нам чего-то не хватает, мы испытываем нужду, а вместе с тем выражаем зависимость от этого чего-то. Престарелые и одинокие нуждаются в опеке, помощи, сочувствии. Голодный человек нуждается в пище. Именно поэтому считается, что потребность – состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Неживое не испытывает потребности.

Потребности – нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Когда человек не может удовлетворить какую-либо потребность, он или ее заменяет, или снижает уровень своих запросов. Удовлетворение элементарных потребностей ведет к порождению новых потребностей, и это отличает человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к окружающей среде.

У Гегеля потребности представляют собой выражение воли человека в отличие от животного, лишенного этого качества. Маркс всегда рассматривал не абстрактные потребности вообще, а конкретные. В частности, потребность выступает у него как: 1) идеальная цель; 2) побудительный мотив к действию. Целеполагающая деятельность, одной из форм которой являются труд как физическая деятельность, есть обязательно иерархия ценностей, т.е. разделение потребностей на менее и более важные. Индивид совершает трудовые действия в той конкретной форме, которая полезна не только для него, но и для других, и получает возможность удовлетворять свои потребности потому, что участвует в удовлетворении потребностей других, считал К. Маркс. Продукты конкретного труда каждого участника производства дополняют друг друга, образуя общую связь и общий интерес. Совокупный конкретный труд всех членов общества и является материальным содержанием общественного труда. Отсюда вытекает, что производственные отношения присущи не только абстрактному, но и конкретному труду. Чтобы совершить то или иное действие, человек подчиняет себя более важной на данный момент потребности, отодвигая на второй план менее ценные и насущные, т.е. совершает сознательный выбор альтернатив поведения. Так складывается механизм управления своими потребностями и поведением – основа процесса социализации и трудовой деятельности как специфически человеческой формы организации движений.

“Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату, т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей, - мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы”. (П. Хейне)

Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто признавал важность бессознательной мотивации. Он считал, что люди не всегда отдают себе отчет в том, чего они хотят; следовательно, большая часть нашего поведения определяется бессознательными мотивами или потребностями.

Глава 2. Значение удовлетворения потребностей

Потребность, осознанная субъектом, принимает форму интереса, т.е. стремления действовать определенным образом для удовлетворения потребности. Интерес – положительная эмоциональная направленность (установка, ориентация) к чему-либо или к кому-либо. Иногда в основе этой направленности лежит не то чтобы корысть, но четко выраженная прагматическая цель, выгода, желание получить выгоду. Но иногда интерес чисто эмоционален, бескорыстен. В таких случаях говорят о внимании к чему-либо, любопытстве и связанных с ними воодушевлении и оживлении.

Потребность может порождать разные интересы, может быть удовлетворена различными способами. То, какой именно интерес будет сформирован на базе определенной потребности, зависит от системы ценностей субъекта. Если интерес – это стремление действовать определенным образом, то мотив – это особое состояние субъекта, непосредственно предшествующее поведению, тот смысл, который субъект поведения придает своим поступкам, выбор способа действий для реализации интересов субъекта в конкретных условиях действия факторов внешней среды. Структура мотивов трудового поведения мобильна, подвижна, она гибко реагирует на изменение системы внешних стимулов.

Таким образом, о существовании потребностей можно судить по поведению людей, поскольку они служат своего рода “стартером” действия. Поведенческим проявлением потребности является побуждение, сконцентрированное на достижении цели. Когда человек достигает определенной цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной. Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в сходных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать того, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен, как закон результата.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение и заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение. Удовлетворение потребности – процесс возвращения организма в состояние равновесия, снятие напряжения. Купив или украв кусок хлеба, человек насыщает потребность – снимает напряжение.

Видимо, чувство неудовлетворенности выполняет туже самую функцию, что и чувство боли. Оно сообщает нашей психике о непорядке в нашем организме, его расстройстве. Не будь таких сигналов, организм давно разрушился бы. Таким образом, роль потребностей прогрессивна. Можно с уверенностью говорить, что человеческую цивилизацию, достижения культуры и общественное здание строили люди, глубоко неудовлетворенные. Потребности – движущая сила человеческой активности, причина многих наших действий и поступков. Разумеется, не единственная.

Потребность выражается в ощущении потери или лишения, недостатка чего-то важного. Дефицит может быть физиологическим (пища, питье), социальным (круг общения) или психологическим (самоуважение).

Потребности можно назвать мотивами, поскольку они побуждают нас к определенным действиям. Мотивы – индивидуальные внутренние движущие силы, которые побуждают нас вести себя по-своему.

Потребность создает напряжение. Напряжение мотивирует усилие, направленное на то, чтобы уменьшить или увеличить данное напряжение. Окружающая обстановка в прошлом и настоящем влияет на то, какие усилия будут сделаны тем или иным человеком.

Часть потребностей дается нам природой. К примеру, нам нет необходимости учиться тому, как спать или передвигаться. Другие потребности прививаются нам социальной средой, и для их выражения необходимо проходить какое-либо обучение.

Потребности – это ко всему прочему еще и экономическая категория. Хотя на нее претендуют также психологи и социологи. Но те и другие изучают не ее денежный эквивалент, а нечто другое. Для экономистов потребности – двигатель торговли. Кому нужны заводы, оптовые рынки или бюро услуг, не будь у людей потребностей? Экономика зависит от силы, объема, направленности наших потребностей. Ее отрасли, которые, кроме того, называют индустриями, например индустрия туризма, пищевая индустрия, оборонная индустрия и т.д., яростно конкурируют за карман потребителя.

Удовлетворение потребностей для психологов – это ликвидация образовавшегося дефицита, например в пище, и, следовательно, приведение организма, равно как и душевного мира человека, в более комфортабельное состояние. Для экономистов удовлетворение потребностей – это удовлетворение существующего спроса на тот или иной товар либо услугу. Измерителем степени удовлетворения служат для них не эмоциональное настроение, радость ли душевный подъем, а количество потраченных потребителем денег и выпавшая на долю производителя чистая прибыль.

При удовлетворении потребностей сталкиваются два процесса: стремление минимизировать силы, время и деньги и стремление максимизировать степень удовлетворения.

Глава 3. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу

Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу (1908-1970). Во-первых, он понял, что не сама по себе потребность движет человеком, а степень ее неудовлетворения. Во-вторых, он правильно указал критерий, благодаря которому потребности выстраиваются в иерархию. Это доминирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными. Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу впервые опубликовал свою концепцию в 1943 г. Сегодня она считается классикой и присутствует практически во всех учебниках по менеджменту, психологии, социологии и т.д.

Все человеческие потребности он подразделил на низшие биологические, “дефицитные”, продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие духовные, “бытийные”, ориентированные на развитие и рост, познание смысла бытия, а следовательно, ненасыщаемые. У него получилось пять уровней (см. рис. 1).

Потребность

В самовыражении


Потребность

в уважении и престиже

Потребность в любви,

дружбе, принадлежности к группе


Потребность в безопасности

Элементарные потребности

(в пище, одежде, жилье)

Рис. 1 “Пирамида” потребностей по А. Маслоу

1. Физиологические потребности – в половом удовлетворении, пище (растительная, белковая и минеральная), кислороде, физических движениях, жилище, сне и отдыхе, предохранении себя от неблагоприятных воздействий климата (жары, холода и т.д.). Их еще называют витальными, т.е. ответственными за сохранение жизни человека.

2. Потребности в безопасности выражают стремление сохранить и защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от вторжения, стихийных бедствий, дискомфорта. Физическая безопасность – потребность в хорошем здоровье, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. Речь идет об уверенности в завтрашнем дне, о стабильности условий жизнедеятельности, потребности в определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, например в безопасности на улицах, в отсутствии войн и конфликтов, а также о стремлении избежать несправедливого обращения. Экономическая безопасность – потребность в гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев, желание иметь постоянные средства существования (заработок).

3. Социальные потребности свидетельствуют о том, что человек – существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы жаждем дружбы, привязанности, любви, принадлежности к сообществу, общения, участия в организациях, заботы о другом и помощи близких. Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как все, быть равным другим. Их еще называют потребностью аффиляции. Брак, семья, родство, община, церковь, клубы, кампании – все это производные от потребности принадлежать коллективу.

4. Престижные потребности , или потребность в оценке, напротив, показывают, что человеку вместе с тем присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, быть не равным им, обращать на себя особое внимание и искать преимущества. Стремление выделиться движет служебным ростом, желанием сделать карьеру, получить более высокие статус, престиж, признание, оценку. Их называют еще эгоистическими, или потребностями в оценке, ибо они ориентированы на самого себя. Стремление, мотивация к успеху, достижениям, соперничеству относятся именно сюда.

5. Духовные потребности , или потребность в самореализации, - это стремление к самореализации, стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, реализовать себя. Однако духовные потребности многообразны и чрезвычайно важны в жизни человека.

Пять потребностей А. Маслоу назвал основными, или базисными потребностями, а за их роль в стимулировании человеческой деятельности – мотивационными переменными.

Первые четыре уровня – дефицитные потребности – одинаково важны для социального существования всех людей. Их роль так же огромна, как и роль инстинктов у животного. Вот почему А. Маслоу назвал их инстиктоидными – подобными инстинктам. Пятый уровень – духовные, или бытийные, потребности – стоит несколько особняком. Стремление к духовному развитию присуще далеко не всем людям, а скорее творческим. Понятно, что считать их, как и предыдущие четыре, повсеместными или всеобщими нельзя. Многие люди неплохо выживают без духовных запросов.

Первые два типа потребностей названы первичными (врожденными), три других – вторичными (приобретенными). Основные потребности, которые филогенетически, т.е. по мере взросления человека, и онтогенетически, т.е. по мере реализации их в качестве необходимых условий существования, следуют друг за другом. Новорожденный вначале испытывает физиологические потребности. Чуть позже на очередь встают потребности в безопасности, а затем – потребность в любви, участии и привязанности. И вся эта эволюция разворачивается на коротком временном отрезке – в течение первых двух лет жизни. Взрослея, человек все большее значение придает высшим потребностям. До пятого уровня доходят немногие. Таким образом, процесс духовного взросления – это процесс возвышения потребностей, т.е. замещения первичных вторичными.

Кроме них, Маслоу выделял еще две потребности – когнитивные (в приобретении новых знаний) и эстетические. Он не указал, где именно они размещаются, однако обе потребности относятся к высшим и, по мнению ряда ученых, расположены между четвертым и пятым уровнями. Они помогают становлению социально зрелой личности.

Потребности удовлетворяются в том порядке, в котором они представлены в пирамиде, - от низших к высшим. Потребности более высокого порядка не могут проявиться, пока не удовлетворены низшие. Удовлетворение всех потребностей приводит человека на вершину пирамиды – к полной самореализации. Чем сильнее не удовлетворена потребность, тем выше вероятность ее актуализации, готовности проявить себя. Отсюда вывод: потенциал потребности – это функция от степени ее неудовлетворенности. Реальный потенциал любой потребности независимо от ее уровня прямо пропорционален степени ее неудовлетворенности.

У человека с высшим образованием потребности выше, чем у человека со средним образованием. Чем выше возрастает потребность, тем выше вероятность низкого образования – уровень притязания работников.

Глава 4. Принцип доминирования потребностей

Поведение человека в данный момент определяет потребность, обладающая набольшей силой. Потребности можно расположить в виде пирамиды, а можно так, как показано на рис.2.

Рис. 2. Иерархия потребностей Маслоу

Физиологические потребности расположены наверху иерархии потому, что они обладают наивысшей силой, до тех пор, пока не удовлетворены. Это базисные для выживания человека потребности: в еде, одежде, убежище. Пока они не удовлетворены в той степени, в какой создают приемлемый комфорт для нашего тела, вся или почти вся человеческая деятельность направлена на их удовлетворение. Иначе говоря, пока человек голоден, ему холодно и нет приличного жилища, он думает только об этом и ни о чем другом.

Что случается с нашей мотивацией, когда потребности первого уровня удовлетворены? Доминировать начинают потребности следующей ступени – в безопасности. Они превращаются в мотиваторы. Как только они удовлетворены, силу обретают следующие потребности.

Потребность в безопасности важна, когда человек испытывает страх перед физической опасностью или лишения, блокирования физиологических потребностей. Другими словами, это потребность в самосохранении и уверенности в будущем. Человек хочет сохранить собственность или работу и тем самым обеспечить себя пропитанием и жильем на ближайшее будущее. Но пока он не уверен в завтрашнем дне, другие потребности для него не значимы.

Когда доминируют социальные потребности, человек стремится к общению с другими, объединению и т.д. Будучи принятым в коллектив или группу единомышленников, индивид стремится удовлетворить следующий уровень потребностей – в самооценке и признании с их стороны. Кое-кто не останавливается на том и требует больше – не только признания, но и уважения. Позже возникает потребность в чем-то еще большем, - престиже, власти и контроле за другими. Одни чувствуют свое превосходство и возросшую способность влиять на все, что происходит вокруг. Они чувствуют, как другие зависят от них. Но у других не выходит то, что получилось у первых. И вместо конструктивного поведения у них возникает деструктивное.

Потребность в самореализации – это потребность реализовать свой потенциал, все, на что способен: музыкант должен играть музыку, поэт – писать стихи, профессор – учить. Маслоу сказал: “то, чем человек может быть, этим он должен стать”.

Самореализация – воплощение того, что наиболее важно для человека. Способы реализации меняются в течение жизни.

Заключение

Потребность - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающих источником его активности. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и пр., побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности.

Потребности носят объективный, динамический характер, так как складываются под влиянием социально-экономических условий развития общественного производства и уровня материального благосостояния, меняются на каждом конкретном историческом этапе.

Иерархия потребностей Маслоу – это идеальный тип. В реальной жизни большинство людей склонны лишь частично удовлетворять каждую потребность, частично они остаются неудовлетворенными. Обычно они заботятся об удовлетворении потребностей физиологических и потребности в безопасности, нежели потребностей социальных, оценки и самореализации.

Являясь теоретической идеализацией поведения индивида, данная концепция не имеет и в принципе не может иметь эмпирически проверяемых следствий. Отчасти и сам Маслоу осознавал значительные ограничения своей теории, поскольку в реальности действия человека являются результирующей не одной, а одновременно нескольких потребностей. При этом проследить вклад каждой из них невозможно, ибо они представляют собой единое целое, а не разрозненную сумму. Такое целое – эффект новой качественной связи, которая обладает силой реальной потребности, но эмпирически не фиксируется.

Использованная литература

Кравченко А.И. Психология и педагогика: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 400 с.

Прежде чем рассматривать классификацию потребностей и их структуру, мы должны иметь в виду, что потребности носят исторический характер, т.е. постоянно изменяются с развитием общества, и что нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей и установить его практически невозможно.
Классификации потребностей уделялось внимание начиная с древних времен. По крайней мере со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста А.Маслоу. Он считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А.Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что перечисленные потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей.
Существуют и другие теории классификации потребностей, в частности теория К.Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации А. Маслоу и также имеют иерархическую структуру. Д.Мак-Юіелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти, которые не имеют иерархической структуры и их взаимодействие зависит от индивидуальной психологии человека.
В зависимости от масштабов и структуры производства потребности подразделяются на абсолютные (максимальные), действительные (подлежащие удовлетворению), фактически удовлетворяемые.
Абсолютные (максимальные) потребности-этопотребности, которые ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе.
Действительны епотребности - это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производ-ства и научно-технического прогресса. Выступают они в форме платежеспособного спроса.
Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворенного спроса.
В зависимости от роли в воспроизводстве рабочей силы потребности подразделяются на:
материальные (удовлетворение физических потребностей человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода);
духовные (удовлетворение потребностей в образовании, культуре, отдыхе, вере, творчестве и т.д.);
социальные (возможности человека реализовать свои способности, занять положение в обществе, продвинуться по службе, милосердии и т.д.).
С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся те, которые связаны с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (удовлетворение в пище, одежде, жилище и т.п.). К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это и потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т.д.
В зависимости от социальной структуры выделяют потребности общества в целом, потребности классов, социальных групп, потребности отдельных людей (личные потребности).
Потребности общества могут быть представлены в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных. Если го-ворить более конкретно, то к ним относятся потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры и традиций, охране памятников, восстановлении и охране окружающей среды, предотвращении социальных конфликтов, поддержании мира и т.д.
Потребности классов, социальных групп могут быть представлены как потребности людей, объединившихся по общим интересам. К примеру, туристы нуждаются в соответствующем снаряжении, шахматисты - в шахматном клубе, любители купания - в бассейне и т.д.
Личные (потребности отдельных людей) распространяются на одежду, обувь, пищу, бытовые услуги, оборудование, охрану здоровья и т.д. Словом, личные потребности - все то, что необходимо каждому человеку. Они делятся на насыщаемые и ненасыщаемые. К примеру, потребность в пище - насыщаемая, потребность в одежде - менее насыщаемая, потребность в деньгах - ненасыщаемая. Потреб- ность в познании вообще не имеет четко выраженного предела, недаром говорят: "Век живи - век учись". Семейные потребности по видам и структуре близки к личным, но могут возникнуть дополнительные потребности, связанные с семейной жизнью, например потребность в средствах по уходу за детьми и т.д.
С учетом очередности удовлетворения потребностей их делят на первичные (необходимые) и вторичные (избыточные). К первичным потребностям относят самые насущные потребности человека, без которых он существовать не может, причем они не могут быть заменены другими. К примеру, потребность в еде невозможно заменить потребностью во сне и наоборот, хотя одна и та же потребность может быть удовлетворена различными товарами. Например, фрукты можно заменить ягодами, мясо - грибами, животное масло - растительным. Что же касается вторичных (избыточных) потребностей, то они, во-первых, удовлетворяются после удовлетворения первичных; во-вторых, могут быть замещены одни другими. Например, вместо кино можно сходить в театр. Деление потребностей на первичные и вторичные сугубо индивидуально для каждого человека.
Потребности подразделяются на эластичные и неэластичные. Эта классификация в большей части связана с предыдущей. В самом деле, первичные потребности являются неэластичными (жесткими), так как не отменяются в течение длительного времени, но быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, способные эти потребности удовлетворить (например, потребность в питании, утолении жажды и т.д.).
Вторичные потребности эластичные, так как их удовлетворение можно временно отложить или заменить.
В зависимости от участия в воспроизводственном процессе потребности делятся на производственны е - потребление средств производства и рабочей силы в процессе производства - инепроиз- водственные - потребление происходит за пределами производства и делится на личное и общественное потребление.
Потребности бывают также экономические и неэкономические. К экономическим потребностям относят те, для которых необходимо производство, т.е. те, которые в готовом виде не встречаются. К неэкономическим потребностям относят те потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.).
И наконец, в зависимости от сроков возникновения (удовлетворения) различают текущие (краткосрочные) и перспективные (долгосрочные) потребности.
При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно соблюдаться требование полноты. Это значит, что каждый элемент структуры потребностей должен быть отнесен к той или иной группе. Безусловно, выполнение этого требования зат-руднено, так как нам пока не известен полный перечень потребностей человека.
Следует учитывать и то обстоятельство, что не всегда можно провести четкую грань между различными видами потребностей. К при- меру, прием пищи во многих религиях и духовных учениях рассматривается не только как физиологическое, но и как духовное действие; жилище является не только защитой от непогоды, но и местом общения, духовного совершенствования и т.д.
Таким образом, можно утверждать лишь то, что определенная потребность может рассматриваться исходя из сложившейся ситуации как преимущественно физиологическая, духовная или социаль-ная.
Наряду с рассмотренной общей схемой классификации потребностей могут рассматриваться и частные схемы, связанные со спецификой анализируемой проблемы. К примеру, для юриста будет естественным деление потребностей на законные и незаконные, для врача - на полезные (здоровые) и вредные и т.д.
При классификации потребностей (рис. 4.1) должны учитывать-ся не только их виды, но и уровни удовлетворения. К примеру, для материальных потребностей человека, связанных с удовлетворением его физиологических потребностей, выделяют три основных уровня: минимальный, нормальный и уровень роскоши. Минимальный обеспечивает выживание человека и возможность появления социальных и духовных потребностей. Нормальный - это оптимальный уровень удовлетворения потребностей, когда потребительский бюджет считается достаточным для гармоничного развития личности человека. Уровень роскоши - это такое удовлетворение потребностей, при котором оно становится самоцелью и(или) средством демонстрации высокого общественного положения. На этом уровне чело-век "живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить". Рассмотренные уровни не исчерпывают всех ступеней удовлетворения физиологических потребностей. Однако исторически доказано, что у большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей сущес-твенно влияет на структуру социальных и духовных потребностей.
Все великие философы и религиозные деятели призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Известны по этому поводу высказывания Сократа. Увидя выставленные на продажу предметы роскоши, он воскликнул: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны!" Многочисленными исследованиями установлено, что люди со скромными физиологическими потребностями, как правило, живут дольше и духовно активнее остальной части населения.
Потребность Социальные
в роскоши I и духовные
I потребности
Нормальные физиологические потребности Минимальные потребности
Рис. 4.1. Структура потребностей человека
Ступенчатая кривая на рис. 4.1 показывает различный уровень нормальных физиологических потребностей в зависимости от видов деятельности и социального положения людей.
Для социальных и духовных потребностей также могут быть определены уровни удовлетворения, но на них существенное влияние будут оказывать индивидуальные особенности людей.
Законы потребления. В широком смысле слова потребности человека безграничны. Они эластичны и постоянно меняются. Если у нас достаточно пищи и одежды, чтобы избавиться от голода и холода, мы стремимся удовлетворить другие потребности. Даже трудно представить, что когда-нибудь может осуществиться утопическая идея о "молочных реках в кисельных берегах", когда будут удовлетворены все потребности. Это невозможно хотя бы потому, что, во-пер- вых, ресурсы неравномерно размещены на нашей планете, во-вторых, даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. И даже когда основные (главные, первичные) потребности будут насыщены, люди перейдут к тому, чтобы изменять способы удовлетворения тех же первичных потребностей. Они будут лучше и разнообразнее питаться, чаще обновлять свой гардероб, превращая одежду в способ выражения индивидуальности, будут покупать более комфортабельные автомобили и т.д. Требования растут. Планка уровня жизни повышается. Одновременно мы хотим иметь больше хороших картин живописи, произведений литературы, музыки, больше путешествовать и пр., т.е. того, что рас-ширяет наши интеллектуальные возможности, тем более, что к человеческим потребностям относятся потребности не только индивидуальные, но и семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства.
Количество благ, товаров и услуг, в которых испытывают потребность люди, непрерывно расширяется и растет как в количественном, так и в качественном отношении. Такую тенденцию и закономер-ность в экономической теории называют законом возвышения потребностей. Его действие указывает не только на стремление к количественному возрастанию потребления, но и к изменению структуры потребностей, расширению их круга, разнообразия, смещению при-оритетов, развитию взаимозаменяемости, качественному совершенствованию.
Прогресс человечества, рост культуры и знаний, расширяющиеся возможности научно-технического прогресса неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.
Суть закона убывающей интенсивности, или закона насыщения потребности, заключается в том, что человек, испытывая множество потребностей, наиболее интенсивно потребляет какую-то часть определенного товара и по мере его потребления сначала происходит процесс уменьшения, а затем и полного насыщения потребности. Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя можно полностью удовлетворить, насытить, например потребность человека в опе- рации аппендицита вполне удовлетворяется одной операцией, или еще пример: даже самому большому любителю пива для насыщения достаточно десятка бутылок. Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они действительно не ограничены, беспредельны.

Борис Михайлович Генкин, заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии.

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны. В частности, как будет показано ниже, иерархия потребностей во многом обусловлена уровнями их удовлетворения.

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека несть числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

Наибольшее число публикаций посвящено классификации потребностей. По крайней мере, со времен Аристотеля известно их деление на телесные и духовные. Маршалл ссылается на классификации Бентама, Бенфилда, Джевонса, МакКуллоха, Германна и других авторов.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т. е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

В классификации К. Альдерфера выделяется три группы потребностей: существования, связи и роста. Потребности существования соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу, потребности связи - третьей и четвертой группам; потребности роста - пятой группе. Данная схема, как и схема Маслоу, имеет иерархическую структуру.

Д. МакКлелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти. Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальной психологии человека.

Одной из наиболее известных является двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Согласно этой теории все факторы, определяющие поведение человека на предприятии, можно разделить на две группы, гигиенические и мотивирующие. К первым Герцберг предлагал относить санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Значительное внимание уделено анализу потребностей в отечественной литературе по психологии и социологии. В частности, В. И. Тарасенко рассматривал две группы потребностей: существования и развития; В. Г. Подмарков - три группы: обеспечения, призвания и престижа.

В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

При классификации потребностей, как и при любой другой классификации, должно прежде всего соблюдаться требование полноты. Это означает, что каждый элемент анализируемого множества должен быть отнесен к той или иной группе. В рассматриваемой задаче выполнение этого условия затруднено тем, что полный перечень потребностей человека установить практически невозможно.

Во многих классификациях, в том числе наиболее известных, требование полноты не соблюдено. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности в свободе, вере, духовном совершенствовании и др.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».

Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т. д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

О силе потребности в творчестве можно судить по биографиям выдающихся ученых и художников. Многие из них, подобно П. Гогену, ради возможности творить отказывались от благополучного существования. Архимед и Дмитрий Шостакович создавали великие произведения в осажденных городах. Двадцатилетний Эварист Галуа в тюремной камере разрабатывал основы современной алгебры; накануне дуэли, которая закончилась для него трагически, он писал математическую статью.

Современная биология и психология рассматривают высшие духовные и социальные потребности (в том числе потребности в творчестве и альтруистических действиях) как результат эволюции. Эти потребности направлены на приспособление человека к окружающей среде, обеспечение преемственности поколений и устойчивости общества.

Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают: 1) всего диапазона потребностей человека; 2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей; 3) уровней удовлетворения потребностей; 4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

Чтобы учесть эти факторы, целесообразно прежде всего разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.

К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством». «...Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; ...рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, - это одна из самых важных задач практического приложения экономической науки к образу жизни людей».

Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны. С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты Германии пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 5-6 лет восстановления экономики: «der sogenannten «Fress-Welle» (так называемой «волне обжорства»), «der Kleidungs-welle» («волне одежды»), «der Wohnungswelle» («квартирной волне»). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbediirfnisse).

Страница 1

Следует разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.

К потребностям существования обычно относят физиологические и безопасности. Мы полагаем, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи). курсы макияжа JP-stream

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и/или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

Так, у Маршалла имеются следующие утверждения: «Законы, направленные против роскоши, оказывались тщетными, однако было бы огромным достижением, если бы моральный дух общества смог побудить людей избегать всех видов хвастовства индивидуальным богатством». « .Мир был бы намного совершеннее, если бы каждый покупал вещей меньше и проще, старался выбирать их с точки зрения их истинной красоты; .рассмотрение воздействия, оказываемого на общее благосостояние способом, каким каждый индивидуум тратит свой доход, - это одна из самых важных задач сервиса к образу жизни людей».

Приведенные уровни, разумеется, не исчерпывают всех ступеней удовлетворения потребностей существования. В качестве иллюстрации можно привести данные о «возвышении» потребностей в Германии после второй мировой войны. С отчетливостью, свойственной немецкому языку, экономисты Германии пишут о трех больших волнах потребностей в течение первых 5-6 лет восстановления экономики: «der sogenannten «Fress-Welle» (так называемой «волне обжорства»), «der Kleidungs-welle» («волне одежды»), «der Wohnungswelle» («квартирной волне»). После этого стали развиваться потребности в роскоши (die Luxusbediirfnisse).

У большинства людей уровень удовлетворения физиологических потребностей существенно влияет на структуру интеллектуальных, социальных и духовных потребностей. Вместе с тем с древнейших времен известно, что чем меньше человек ориентирован на материальные блага, тем больше у него свободы от жизненных обстоятельств и сильных мира сего. Все великие философы и религиозные деятели - те, кого принято называть Учителями человечества, призывали к разумному ограничению физиологических потребностей. Многочисленные высказывания на эту тему приводит А. Шопенгауэр. Например: « .Сократ, при виде выставленных к продаже предметов роскоши, воскликнул: "Сколько существует вещей, которые мне не нужны"».

Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:

1) материальные блага для индивидуума и семьи;

2) власть и слава;

3) знания и творчество;

4) духовное совершенствование.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других - к власти и славе; у третьих - к знаниям и творчеству; у четвертых - к духовному совершенствованию.

На первых страницах книг по основам сервиса обычно постулируется, что таких границ не существует. Например, во введении одного из наиболее солидных учебников США по сервису отмечается: «Основная проблема в сервисологии, с которой сталкивается любое общество, заключается в конфликте между фактически неограниченными человеческими потребностями в товарах и услугах и ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей»