Что должен малыш делать в 7 месяцев. Особенности развития в семь месяцев: что должен уметь делать ребёнок и как его дальше развивать

Семимесячный малыш, переходя во вторую половину младенческого периода, достигает больших успехов в освоении новых знаний. Заботливые родители беспокоятся за своего подрастающего кроху, боясь упустить что-то важное в его развитии, поэтому важно знать, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, что поможет правильно развивать его в дальнейшем.

Оценка физического состояния 7-ми месячного малыша

Дети в семь месяцев весят около 8400 граммов (у мальчиков и девочек есть различия), набирая за 30 дней примерно 500 грамм. Рост составляет 68,5 см, в семимесячном возрасте малыш прибавил около двух см по сравнению с шестимесячным (рекомендуем прочитать: ). К этому месяцу многие детки имеют 4 зуба (по два вверху и внизу). Изменяются пропорции тела из-за увеличения объема груди на 1,5 см, фигура их становится более пропорциональной.

У большинства малышей к 7 месяцам сформированы навыки самостоятельного сидения, но они идут дальше, быстрыми темпами приобретая новые умения -переворачивания, ползания (рекомендуем прочитать: ). Тем не менее, все изменения физического состояния зависят от индивидуальных особенностей крохи.

Эмоциональное развитие в 7 месяцев

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

В эмоциональном плане малыши семимесячного возраста чрезвычайно активны. Каждый день месяца приносит им новые впечатления, а с ними приходят и новые достижения. Они сохраняют и приумножают успехи, достигнутые на шестимесячном этапе в манипулятивной деятельности, ситуативно-деловом общении, активной речи. Надо отметить, что 7-ми месячные детки настолько энергичны, что беспрерывно учатся чему-то новому. Взрослым важно развивать их стремление к достижениям игрой, специальными занятиями.

Умения семимесячного ребенка

Родители, ответственно относящиеся к достижениям малыша, хотят знать, что должен уметь делать их семимесячный ребенок. Здоровый младенец хорошо владеет основными движениями:

  • уверенно сидит без поддержки;
  • при усаживании старается держать спинку ровно;
  • может ползать, а затем садиться, новое умение - попытка вставать, держась за опору.

В 7 месяцев малыш активно ползает без поддержки взрослых, вся его деятельность направлена на изучение окружающего мира (подробнее в статье: )

Дети в 7 месяцев проявляют активный интерес к окружающему миру. Развивается предметная деятельность, она становится основой обогащения знаний крохи. Малыш манипулирует игрушками, активно обследует новый предмет (хватает, кусает, стучит им). Семимесячный ребенок умеет:

  • собрать мелкие предметы в коробочку;
  • играть сразу несколькими игрушками;
  • использовать свойства игрушки (катает мячик, гремит погремушками, открывает коробочку);
  • сосредоточиться на определенном предмете, прерваться, а потом вновь вернуться к нему.

Надо учитывать, что детки в 7 месяцев развиваются в индивидуальном темпе, поэтому не надо беспокоиться по поводу отсутствия каких-либо действий, соревнуясь с другими детьми. Специалист при осмотре младенца подскажет, какие действия предпринять в дальнейшем. Можно посмотреть видеоотчеты других мам, которые рассказывают о своих детках и показывают их «умелки».

Речевое развитие ребенка

В семь месяцев грудничок понимает обращение к нему, эмоционально реагируя на тон речи, поэтому важно в его присутствии разговаривать в доброжелательном тоне. Речевое развитие у ребенка идет таким образом:

  • усложняется лепет;
  • он подражает различным звукам;
  • четко произносит слоги с использованием языка (ля, да);
  • произносит удвоенные слоги (да-да, ба-ба);
  • располагает слоги цепочкой (та-та-та);
  • эмоционально реагирует на свое имя;
  • цокает языком, повторяя звуки взрослого (смех, чихание).

Семимесячный малыш с удовольствие общается с родителями на «своем» языке!

Новым для семимесячного ребенка становятся успехи в социальном развитии: он хорошо знает родных людей; осторожно относится к незнакомцам; активно проявляет интерес к другим малышам.

Родителям не стоит волноваться из-за временных неудач малыша, ведь при своевременной помощи он обязательно всему научится. Важно лишь приложить время, желание и использовать уже наработанный опыт. Активно общаясь с малышом, родители сформируют у него необходимые навыки, присущие семимесячному возрасту.

Например, обучая грудничка 7 месяцев действовать с предметами, можно показать ему яркую игрушку, подняв ее повыше. Он, опираясь на ручки, дотягивается до игрушки. Или, обучая переворотам в разные стороны, можно положить игрушки слева или справа от него.

Как определить, что ребенок развивается правильно?

Чтобы знать, что созревание ребенка идет без всяких отклонений, родители могут протестировать семимесячного грудничка, определив уровень его достижений. Взрослых должны насторожить определенные возрастные несоответствия в поведении детей:

  1. Отсутствие эмоциональной связи с родителями. Если малыш радостно встречает их, выражает эмоции - значит, нет отклонений. Безразличное отношение к проявлениям родительской любви (объятиям, поцелуям) должно насторожить взрослых.
  2. При общении с крохой предложить игрушку и показать, как действовать с нею - например, бросить мяч на пол. Если грудничок с интересом наблюдает и повторяет действия, предметная деятельность развивается хорошо.
  3. При нежелании крохи играть, родители должны забеспокоиться. Возможно, это обычная усталость или его плохое настроение, но если ребенок в следующий раз будет так же пассивен, нужно пойти к специалисту.
  4. Хорошее развитие двигательных умений проявляются в том, что грудничок должен хорошо сидеть. Если взрослые обнаружили неуверенность крохи в положении сидя, а также если наблюдается пассивная реакция на помощь, есть причина для беспокойства.
  5. Семимесячные дети начинают включаться в речевую активность. Они обычно издают разнообразные звуки, при помощи которых общаются, привлекают внимание родителей к себе. Отсутствие таких действий настораживает взрослых.
  6. При попытке осторожно поместить грудничка на столик, он опирается на него ‒ хороший признак развития. Если ребенок подгибает ножки, появляется предлог обратиться к специалисту.

Навык самостоятельного сидения в этом месяце является одним из ключевых показателей, по которому оценивают темпы развития грудничка

Результаты возрастного развития в 7 месяцев

Все перечисленное помогает родителям понять, в каких случаях грудничок 7 месяцев развивается соответственно возрасту, а в каких есть необходимость обратиться за помощью к специалисту. К концу 7 месяцев у малыша должны быть сформированы следующие навыки:

  • он способен самостоятельно и без опоры сидеть;
  • стремится к активности в речевой деятельности (фыркает, произносит различные звуки);
  • может самостоятельно держать печенье, кусочки фруктов и есть их.

К семимесячному периоду ребенок может научиться:

  1. при поддержке под ручки переносить часть веса на ножки;
  2. эмоционально реагировать на действия, которыми он недоволен (пытаются забрать игрушку, быстро прекращают интересное для него действие);
  3. всеми средствами (дотянуться ручками, подползти) пытаться достать интересные предметы, которые находятся далеко;
  4. находить взглядом упавшие предметы;
  5. может перекладывать из ручки в ручку игрушки;
  6. действовать с мелкими предметами (зажимать, захватывать пальчиками);
  7. реагировать на голоса окружающих людей;
  8. произносить слоги, звуки в их соединении;
  9. играть в прятки со взрослым.

Хотя малыш еще не умеет говорить, он вовсю общается с родителями при помощи слогов и восклицаний, которые очень быстро становятся понятны близким

Возможные достижения в развитии к концу 7 месяцев

Как определить, каков уровень развития грудничка в 7 месяцев? Для этого можно ориентироваться на следующие показатели:

  • он поднимается на ножки при помощи опоры;
  • самостоятельно садится из положения, лежа на животе;
  • может заниматься пальчиковыми упражнениями «Сорока», «Ладушки» (бить в ладошки, поднимать ручки);
  • при побуждении взрослого в ответ машет на прощание ручками;
  • захватывает небольшие предметы двумя пальчиками;
  • пытается говорить слова с повторяющимися слогами (ма-ма, би-би).

Как реагировать, если семимесячный малыш чего-то не умеет?

Любящие родители понимают, что ребенок развивается индивидуально - следовательно, все сроки, которыми оценивается уровень умений семимесячного малыша, очень усредненные. Не надо расстраиваться, если кроха что-то не хочет делать, сравнивать его с другими малышами, лучше заинтересовать дитя своим примером. Известный детский доктор Комаровский в видеоуроках обращает внимание на то, что ребенку в этом возрасте необходимо проявлять попытки встать, желание познать окружающий мир, но подчеркивает, что все очень индивидуально.

Ваш ребенок

Питание и уход за малышом

Сон и безопасность

Развивающие игры

Игра, которая научит малыша ползать

Игра 1. «Партизан»

В этом возрасте малыши пытаются вставать на четвереньки, однако ползти в таком положении получается далеко не у всех. Чтобы постепенно овладеть этим навыком, ребёнку нужно научиться ползать по-пластунски. Освоив попеременную работу рук и ног и укрепив мышцы, малыш довольно скоро сможет порадовать родителей «настоящим» ползанием.

Вам понадобятся

Ковёр (игровой коврик) или манеж, игрушка на колёсах, тонкая верёвка длиной 50 см.

План игры

1Положите ребёнка на живот на пол манежа или на игровой коврик и сядьте напротив него на расстоянии 50–70 см. 2. Привяжите верёвку к игрушке на колёсах и поставьте её перед малышом таким образом, чтобы он не мог до неё дотянуться. 3. Медленно покатайте игрушку из стороны в сторону, потянув за верёвку. Когда малыш попытается дотянуться до игрушки, подкатите её к нему, а потом потяните обратно, чтобы стимулировать ползание.

Родителям на заметку

1. Будьте готовы к тому, что малыш может выражать недовольство тем, что игрушку приходится доставать самостоятельно. Не поддавайтесь на его требования и постарайтесь сделать так, чтобы он прополз хотя бы несколько сантиметров. 2. Проследите за тем, чтобы ребёнок был в одежде, удобной для ползания, и ему не мешали складки слишком широких или слишком длинных штанишек. 3. У многих детей, которые только начинают ползать, движения с одной стороны могут быть более ловкими, чем с другой. Если у малыша не получается подтянуть какую-либо ногу или вытянуть руку во время ползания, аккуратно помогите ему. Игра подготовлена Марией Баулиной – нейропсихологом, кандидатом психологических наук, специалистом по детской нейропсихологии и проблемам развития психологических функций ребенка.

Развитие: наблюдаем за малышом

В этом возрасте мальчики весят 7,4-9,2 кг при росте 65,5-69,8 см, соответствующие показатели для девочек: 6,7-8,6 кг и 65,0-69,6 см*. У большинства детей к 7 месяцам уже прорезались 2 срединных нижних резца.

Малыш сидит более уверено и может провести в таком положении большое количество времени. Ему уже не надо опираться на ручки, и он использует их для других действий. Ребенок может раскачиваться, опираясь на ручки и ножки, или ползать на животике, помогая себе руками. Самые активные дети учатся вставать на ноги, держась за опору - или даже без нее. Но вот садиться обратно из положения «стоя» малыш еще не научился, для этого ему приходится звать на помощь родителей.

Независимо от того, умеет ли малыш ползать или пока предпочитает сидеть на одном месте, он стремится досконально исследовать всю доступную ему территорию. В этом возрасте ребенок лучше ориентируется в пространстве и может оценить расстояние до предмета.

Теперь в детских играх одновременно могут участвовать несколько игрушек. Кроха сравнивает их, пытаясь понять, какие их свойства лучше использовать во время игры. Он может сосредотачивать свое внимание и решать встающие по ходу игры задачи: например, связка ключей, если ее трясти и бросать, ведет себя не так, как кубик, а значит, нужно выбрать, какой игрушкой лучше играть в данный момент.

Дети начинают осознавать, как вещи связаны между собой в трех измерениях. Если вы неожиданно появитесь рядом с ребенком, изучающим свое отражение в зеркале, скорее всего, он повернется к вам, так как уже понимает, что на самом деле вы не в зеркале, а в реальном мире. Малыш уже знает, что одна вещь может находиться на другой, и их можно разделить, хотя со стороны и кажется, что это один целый предмет. Если блюдечко положить на большую тарелку, кроха догадается, что блюдечко можно взять, а тарелку оставить на месте. Округлые предметы сейчас вызывают неизменное любопытство у ребенка: он будет вертеть в руках мячик или шарик, пытаясь понять, где же у него грани или углы, и как определить, где верх, а где низ.

С каждым днем малыш все более активно «разговаривает»: в его «словаре» появляются новые слоги, состоящие из гласного и согласного звуков. Мимика ребенка становится более выразительной.

Не беспокойтесь, если пока ваш кроха чего-то не умеет: все дети растут и развиваются с разной скоростью, скоро вы догоните своих ровесников.

*На основе данных, которые предоставили эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по результатам Многофокусного исследования по эталонам роста (МИЭР).

В нем участвовали дети, уход за которыми соответствовал правилам охраны здоровья, принятым ВОЗ, - например таким, как грудное вскармливание и отказ матери от курения. На сегодняшний день результаты МИЭР - это признанные мировые стандарты, с которыми можно и нужно сверять развитие детей независимо от их места проживания, типа вскармливания и принадлежности к разным этническим группам и культурам.

Поведение: понимаем малыша

Внимание ребенка очень быстро переключается: он с любопытством изучает окружающий мир, в том числе и реакцию взрослых на свои поступки. Например, малыш может кинуть игрушку и сразу посмотреть на родителей, ожидая их одобрения.

Кроха начинает реагировать на свое имя. Ему нравится слушать разговоры родителей, и он спокойно может играть рядом, при условии, что время от времени мама и папа будут к нему обращаться. Услышав свое имя, малыш прервет игру и посмотрит на того, кто его позвал.

Теперь ребенок сам предлагает взрослым разные игры. Он легко может «озвучить» свое желание с помощью языка жестов: например, подпрыгивая или дергая взрослого за руку, кроха хочет обратить на себя его внимание и начать игру. Любимая игра семимесячных детей - «ты мне - я тебе»: малыш приносит и отдает маме кубик, а потом протягивает руку, чтобы получить его обратно, и снова предлагает его маме. Игра будет продолжаться до тех пор, пока мама проявляет к ней интерес. Если маме игра с кубиком наскучит, ребенок принесет ей другую игрушку, чтобы возобновить «обмен».

Малыш готов заводить новых друзей - партнеров по играм, но продолжает недоверчиво относится к незнакомцам. Не всем удается завоевать расположение малыша даже после достаточно длительного общения. Дети в этом возрасте хорошо различает знакомые и незнакомые лица. Они отлично разбираются в выражениях лица и понимают интонации голоса. Услышав строгое “нет”, малыш может на несколько секунд прекратить свои действия, даже не зная значения этого слова.

Питание

Материнское молоко – основной источник необходимых ребенку питательных веществ, но с появлением первых зубов процесс кормления может стать для мамы достаточно болезненным.

Малыш уже понимает слово «нет», поэтому обязательно прервите кормление, если почувствуете укус, скажите ему, что так делать нельзя, и только после этого продолжайте кормить дальше. Возможно, слово «нет» придется повторить несколько раз прежде, чем ребенок перестанет кусаться, зато кормление и снова будет доставлять радость не только ему, но и маме.

В этом возрасте детям необходимо ежедневно получать около 500 г материнского молока (или адаптированной молочной смеси при невозможности грудного вскармливания). Две основные порции (по 180-200 г) малышу лучше получать ранним утром и поздним вечером. В течение дня нужно докармливать ребенка материнским молоком, сочетая кормление грудью с прикормом.

На завтрак семимесячному малышу можно приготовить гречневую или рисовую кашу на грудном молоке. На обед предложите ему овощное пюре из брокколи, цветной капусты или картофеля. Для полдника хорошо подходит фруктовое пюре из яблок или груш. Морковь и другие ярко окрашенные овощи можно добавлять в детское меню не чаще трех раз в неделю.

Примерное меню малыша в семь месяцев: завтрак - грудное молоко 180-200 г; второй завтрак - молочная каша 150 г, фруктовый сок 50 мл, докорм молоком; обед - овощное пюре 150 г, докорм молоком; полдник - фруктовое пюре 50 г, докорм молоком; ужин - грудное молоко 180-200 г.

Примечание:

ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые шесть месяцев. Грудное вскармливание является наилучшим способом предоставления идеального питания для здорового роста и развития детей грудного возраста; оно также является составной частью репродуктивного процесса с важными последствиями для здоровья матерей.

Уход за ребенком

Если у малыша уже прорезались зубки, пора подумать об уходе за ними, ведь ему предстоит пользоваться молочными зубами еще несколько лет. Здоровые молочные зубы – крепкая основа для крепких коренных зубов.

Посоветуйтесь со своим педиатром, какую щетку и пасту лучше выбрать для ухода. Крохе легче будет соблюдать правила гигиены, если с самого раннего возраста приучить его к ежедневному уходу за зубами и деснами.

Если в рационе вашего ребенка появились соки и кипяченая вода - пора покупать поильник. Во фруктовых соках содержится сахар, оказывающий сильное воздействие на неокрепшую эмаль детских зубов. Чтобы предотвратить появление кариеса, необходимо максимально сократить время контакта сока с зубами малыша. Когда ребенок пьет из бутылочки с соской, жидкость может долго находиться у него во рту. При питье из поильника время контакта сока с зубками сокращается.

Кроха быстрее привыкнет к новому предмету обихода, если налить в поильник сцеженное грудное молоко. Первое время лучше использовать модели с мягким силиконовым носиком. Подросшему малышу будет удобнее пользоваться поильником с твердым носиком. Модель с двумя ручками и снимающейся крышкой позволит ребенку проявить самостоятельность: держать поильник обеими руками и учиться пить «по-взрослому» (глотками через край поильника), а не всасывать воду через носик.

Обучение и общение: занимаемся с малышом

Семимесячный малыш умеет различать основные цвета и начинает интересоваться разными свойствами предметов, их размерами, формой. Помогите ему понять, что один предмет можно поместить в другой, с помощью картонных коробок или пластмассовых формочек разных размеров. В этом возрасте можно начинать играть с игрушками, предназначенными для сортировки фигур. Если ребенок уже пытается вставать, то ему будет интересно играть в разных положениях - и стоя, и сидя. Разложите игрушки на полу и на детском столике, чтобы у него был стимул играть на разных уровнях.

Малыш уже начал догадываться, что спрятанные предметы не исчезают совсем. Помогите ему в этом убедиться. Положите на ладонь маленькую игрушку, покажите ее крохе и сожмите ладонь. Пусть он поищет пропажу. Если ребенку будет трудно разобраться в происходящем, покажите, где игрушка еще раз. Не забудьте похвалить малыша, когда он справится с заданием.

Одна из любимых игр детей этого возраста – «перетягивание каната». Дайте малышу в руки один конец шарфа, возьмитесь за другой – и несильно потяните. Предоставьте ребенку возможность «перетянуть» шарф и вслух восхититесь его силой и ловкостью. Покажите крохе, как можно стучать друг о друга двумя игрушками: скоро он и сам сможет повторить эти движения. Чтобы играть было интереснее, подарите малышу маракасы или сделайте их сами, наполнив гречневой крупой или горохом две небольшие пластиковые баночки с плотно заворачивающимися крышками.

Постарайтесь использовать простые названия, когда обсуждаете с малышом его игрушки. Не стоит называть плюшевого поросенка «Хряк Иванович», пусть он пока побудет просто «Хрюшей». Ребенку проще запомнить отдельные слова, чем словосочетания.

У каждого малыша в этом возрасте обязательно должна быть книжка с картинками. Перелистывайте страницы и рассматривайте с ребенком иллюстрации, четко проговаривая названия изображенных предметов и животных. Читайте крохе стихи и пойте детские песенки: малыши хорошо запоминают повторяющиеся рифмы и мелодии, радуются знакомой музыке и словам и даже стараются «подпевать» или «читать стихи» вместе с родителями.

Сон

Малыши в семь месяцев обычно спят 15 часов в сутки*, но единой нормы сна для детей не существует. Старайтесь планировать прогулки и поездки с детьми так, чтобы они могли полноценно отдохнуть, не выбиваясь из привычного режима.

Теперь, когда кроха научился самостоятельно сидеть, переворачиваться и ползать, детский сон может стать более беспокойным. Даже крепко спящий малыш будет пытаться во сне ползти или вставать, причем, некоторые движения могут удаваться ему гораздо лучше, чем в период бодрствования.

Дайте своему ребенку возможность успокоиться самостоятельно. В полутьме и тишине ему будет легче снова заснуть. В этом возрасте дети возбуждаются очень быстро: достаточно малышу увидеть мамину улыбку – и он тут же проснется окончательно, готовый к новым играм и приключениям.

Примечание:

(*) Вышеприведенные нормы – усредненные, продолжительность и время сна зависит от темперамента малыша. Главным критерием «нормы» всегда остается хорошее самочувствие малыша, улыбки и жизнерадостность. Если у Вас всё же возникают какие-то сомнения, проконсультируйтесь с Вашим педиатром.

Безопасность

Не оставляйте малыша без присмотра, если вы не уверены в безопасности помещения.

Еще раз осмотрите комнату, где живет малыш. Уберите подальше или закрепите на месте все вещи, которые могут упасть: цветочные горшки, картины в тяжелых рамах, фотографии и постеры под стеклом и другие предметы интерьера.

Малыш, который учится стоять, обязательно будет пытаться найти себе опору, поэтому лучше убрать со столов скатерти, а пледы и покрывала заправлять под матрас или основу мебели. Проверьте, достаточно ли надежно закреплен ваш карниз для штор. По возможности вместо длинных гардин повесьте короткие занавески, до которых ребенок не сможет дотянуться.

Помните: целлофановые пакеты, веревки, шнуры, фольга и воздушные шарики очень нравятся детям, но могут стать источником опасности, поэтому играть с ними следует только под контролем родителей.

Время чтения: 7 минут

Заботливые мамы ежедневно замечают достижения своего крохи в первый год жизни и боятся упустить что-то в его развитии. Им важно понимать, что с ребенком все в порядке. Это нормальное явление. Существует примерный перечень умений для каждого возраста. Родителям нужно знать нормы веса и роста для мальчика и девочки, нет ли отклонений, что должен уметь ребенок в 7 месяцев.

Как выглядит ребенок в 7 месяцев

Родители малыша замечают изменения подрастающего крохи каждый день. Это уже не полугодовалый грудничок, а маленьким полноправный член семьи. Развитие ребенка всегда происходит индивидуально, однако определены границы показателей, отклонение от которых определяет педиатр. Основные физиологические нормы:

  • Вес семимесячного ребенка находится в пределах 7,4 – 9 кг. Во многом этот показатель зависит от наследственных факторов, поэтому опытный врач не всегда будет ориентироваться на принятые нормы.
  • Рост находится в диапазоне 67 — 69 см и зависит от того, мальчик у вас или девочка.
  • Окружность головы, в сравнении с показателем предыдущего месяца, должна увеличиться на 0, 5 см и быть в пределах 42,8 – 44 см.
  • Объем грудной клетки в среднем увеличивается на 1,4 см и находится в интервале от 44,6 до 45,5 см. Этот показатель у здоровых детей всегда должен превышать окружность головы.

Развитие ребенка в 7 месяцев

Девочка опережает мальчика, как в эмоциональном, так и в речевом развитии. Причина кроется в возникновении связи между полушариями головного мозга, которая у первых устанавливается сразу же, а у вторых только к 7-9 месяцам. Особенностей же в физическом развитии сынов и дочек не выявлено. Здесь роль играют другие факторы, например, наследственность, параметры при рождении, питание, атмосфера в доме.

Что должен уметь ребенок

Перешагнув 6-месячный рубеж, в развитии младенца происходит резкий скачок, появляются новые движения, формируются эмоциональные и социальные навыки. Бутуз уже не может лежать спокойно в кроватке, тратя время на сон, а постоянно находится в движении и что-то изучает. Сравнивая умения своего крохи и то, что должен делать ребенок в 7 месяцев, внимательные родители могут быть уверены, что с карапузом все в порядке, или же вовремя обратиться к врачу, если есть отклонения.

Речевые навыки

Бормотание крохи переходит на новую ступень, ему удается лепетать сложные комбинации звуков. Малыш экспериментирует, меняет интонацию, и прислушивается к своему голосу. Для совершенствования навыка, желательно комментировать происходящее вокруг, учить произносить слоги и прислушиваться к чужой речи. Быстрыми темпами развивается и сенсорная речь. Девочка или мальчик в состоянии понять значения некоторых слов и взглядом отыскать нужный предмет.

Двигательная активность

Достигнув 7-месячного возраста, маленькие человечки уже активно развиваются, умеют ползать в нужном направлении и легко переворачиваются. Возможность ползать открыла для них новое поле деятельности. Малыши могут самостоятельно добраться до заинтересовавшего их места. Однако техника у разных малышей отличается: одни передвигаются вперед, другие пятятся назад . Непоседы могут перемещаться на четвереньках или же упираться животом.

Малыш может продолжительное время самостоятельно передвигаться и сопровождать маму по всей квартире, если его в этом не ограничивать. Важно помнить, что сейчас велика вероятность получения травмы, поэтому старайтесь по максимуму обезопасить пространство, но не держите кроху постоянно в детском манеже. Ползанье идет на пользу всему организму, так как укрепляет вестибулярный аппарат и способствует полноценному развитию.

Дети к началу 8 месяца жизни могут самостоятельно садиться без помощи опоры и, поворачиваясь в нужном направлении, дотягиваться до игрушки. Равновесие при этом крошка уверенно держит и не падает. Особые умельцы пытаются вставать на ножки, при этом держась за бортики детской кроватки, и делать свои первые шаги. Это удается не всем, но особо расстраиваться не нужно.

Умственное развитие ребенка в 7 месяцев

Молодых мам волнует вопрос, что обязательно должен уметь ребенок в 7 месяцев. Подрастающему организму интересно все, начиная от горячей кружки на столе, мелких бусинок и, заканчивая, яркими предметами. Кругозор вашего чада постепенно расширяется и происходит развитие малыша в 7 месяцев. Бутуз начинает интересоваться развивающими играми. Положительные эмоции может вызывать приятная на ощупь иллюстрированная книга. Рассмотрите ее вместе, это способствует развитию памяти и мышления. Альтернативой книжке может послужить неваляшка или цветная пирамидка.

Психоэмоциональное развитие и восприятие мира

К этому возрасту важно полноценное общение с окружающими взрослыми. Младенец уже начинает понимать, что от его действий зависит реакция взрослых. Родители могут улыбнуться, похвалить или рассердиться на карапуза. В это время формируется отношение к людям, навыки общения и градация на своих-чужих. Малыш может заплакать от того, что дядя взял на руки, и безудержно радоваться, увидев любимую мамочку. Дети чувствуют привязанность и различают близких и незнакомых людей.

Как развивать ребенка

Позади первое полугодие жизни вашего ребенка и с каждым разом занятия и игры выходят на новую ступень и становятся интересней и сложнее. Важно уделять больше времени подрастающей крошке, обращая внимания на то, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Дети уже многое понимают, с удовольствием учатся новому и проявляют физическую активность, поэтому их легко чем-то увлечь.

Игры и игрушки

Считалочки и стишки, проговариваемые мамой, вызывают интерес у малютки. В это время ладушки становятся любимой игрой, в процессе которой малыш может потрогать свои и взрослые ручки, а также пытаться повторять за мамой слова. Карапуз начинает проявлять интерес к формочками для песка, ведь их можно разобрать и пытаться собрать обратно, что вырабатывает усидчивость и развивает мелкую моторику. Действенный способ увлечь ребенка с пользой – предоставить специальную коробочку, в которую можно положить не знакомые игрушки и интересные предметы:

  • Предметы домашнего обихода (ложки, деревянные тарелки, пластиковые стаканчики), которые можно рассматривать и сравнивать. Это очень полезно и нужно подрастающему малышу.
  • Зеркало, фотографии позволят познакомиться с собой или увидеть отражение.
  • Резиновые пищалки, нажимая на которые, будут укрепляться пальчики.
  • Большие развивающие центры научат малыша простым, но важным действиям: держать, нажимать, крутить .
  • Обычные погремушки разовьют осязание.
  • Сенсорные наборы или предметы с различной поверхностью разовьют тактильное ощущение. В дело могут пойти орехи, крупы, лоскутные мячики, ракушки, песок, пластилин.

По мнению Комаровского, в этом возрастном периоде сильна связь между младенцем и мамой, поэтому не обделяйте детишек вниманием и находите время для общения. Один из вариантов игры – повторения действий с игрушками. Взрослый показывает процесс, а малыш, в меру своих способностей, пытается повторить. Можно достать машинки, покатать их и убрать в коробку, или разложить кубики на 2 цвета. Кроха изучает противоположные действия, такие как взять-отдать, поставить-положить, поэтому с удовольствием включится в процесс.

Столь юный возраст не может быть препятствием для игры в прятки, которая поможет развить поисковые навыки ребенка в 7 месяцев и познакомит с укромными уголками квартиры. Для первого раза спрячьте яркую игрушку при ребенке, а затем попросите найти. После удачной попытки, отверните ребенка и уберите предмет так, чтобы его было чуточку видно. В конце игры будьте щедры на похвалу.

Физические упражнения

Заставить заниматься чем-либо 7-месячного младенца бесполезно, можно только заинтересовать. Чередуйте гимнастические упражнения с игровыми моментами и не забывайте хвалить маленького спортсмена за успехи, пусть даже незначительные. Положительный настрой в этом случае сделает свое дело. Комплекс физических упражнений должен включать новые и знакомые элементы.

  • Детский бокс подразумевает использование деревянных или пластиковых колец, которые малыш должен крепко взять в ручки. После захвата, разведите их в стороны так, чтобы локтевые суставы младенца распрямились. В конце руки верните в исходное положение.
  • Круговые движения ножками выполняйте, уложив малыша на спину. Ладонями зафиксируйте его голени и, приблизив коленки к животу, начинайте движения по кругу. Старайтесь делать аккуратно, не доставляя дискомфорта.
  • Доставанием игрушки можно завершить тренировку. Возьмите что-нибудь интересное в руки и покажите малышу, пусть попробует достать это из положения сидя.

На что стоит обратить внимание

Родители, зная, что умеет ребенок в 7 месяцев, внимательно должны наблюдать за поведением малыша. Как младенец реагирует на маму после разлуки, как себя чувствует, привязан или безразличен к своим близким. Покажите, например, как стучать игрушкой и дайте малышу. Если он повторяет движение, отлично, если нет – присмотритесь внимательно, может маленький человечек просто в плохом настроении или устал. В случае если младенец не понимает, не откладывайте визит в поликлинику.

На что еще нужно обратить внимание:

  • Неумение ребенка сидеть. Молодые мамы часто беспокоятся по этой причине, но педиатры уверяют, что дети индивидуальны и особого повода для беспокойства нет. Просто попробуйте научить ребенка новой технике, например, посадите малыша в детское кресло или возьмите к себе на коленки.
  • Малыш не ползает. Если при осмотре у ортопеда не выявлено отклонений, не стоит переживать. Чтобы ребенку стало понятно, пригласите в гости другого младенца или сами встаньте на четвереньки и продемонстрируйте технику и, глядя на вас, ваш малыш тоже научится ползать. Контролируйте, чтобы на полу было комфортно, а одежда не стесняла движения вашего чада.
  • Кроха не издает звуков. Однако и на этот раз специалисты уверяют, что кроха заговорит, просто еще не время. В этом случае помогают такие методы, как чтение книг, четкое проговаривание слов и описывание предметов.
  • Отказ от еды тоже имеет место быть. Ваши дети взрослеют и у них меняются вкусовые предпочтения. Огорчаться не стоит – уделите внимание режиму питания и пересмотрите продукты в рационе. Можете пойти на хитрость и добавить нелюбимую морковь или тыкву в желанный супчик. Если малыш самостоятельно держит ложку и умеет пить, не ограничивайте малыша в этом.

Видео

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Долгожданный малыш каждый день удивляет и радует своими маленькими достижениями, особенно если ему уже семь месяцев или больше. Но беспокойство за его развитие - нормальное явление для заботливых родителей. Ведь у знакомых малыш уже ползает и пытается ходить, а у родственников только учится сидеть. Все детки разные. Но все же, что дети должны уметь в 7 месяцев? Об этом и расскажет данная статья.

Физическое и эмоциональное развитие крохи

К семимесячному возрасту дети набирают в весе по пятьсот граммов дней за 30, становятся выше в среднем на пару сантиметров. У многих уже есть несколько зубов (до четырех: по два верхних и нижних резца). Но это у каждого индивидуально. Есть детки, зубки у которых начинают появляться к году. Малышу все интересно, он изучает столовые приборы (если сейчас начать приучать его кушать из ложки и пить из кружки, то будет как нельзя кстати) и все, что находится в пределах досягаемости и видимости. А вот что ребенок должен уметь делать в 7 месяцев? Кроха переворачивается во все стороны (на спинку, живот и обратно), уверенно сидит и ползает. Стоит у дивана, в кроватке, держась за них. Малыш понимает, что ему говорят и каким тоном. Он уже умеет играть в такие игры, как "Сорока" и "Ладушки". Может собрать небольшие предметы или игрушки в коробку, сосредотачивается на каком-то определенном занятии и возвращается к нему, если прервался. У малыша хорошо получается выполнить задуманное, он уже играет сразу несколькими разными игрушками. Кроха испытывает страх расставания с мамой и не хочет от нее отрываться, если предстоит разлука, так как привязанность ребенка очень велика. Конечно, не все дети развиваются одинаково. Не стоит сильно переживать, если именно ваш ребенок чему-то не научился. Визит к врачу должен успокоить. Когда со здоровьем малыша проблем нет, он непременно все освоит в ближайшее время, и вопрос о том, что дети должны уметь в 7 месяцев, не будет волновать вас.

Все ли в порядке с малышом?

Сначала хотелось бы сказать несколько слов о том, что должно насторожить в поведении крохи. Ведь как бы ни хотелось всем мамам и папам видеть своих малюток здоровенькими, есть детки, которым нужен особый уход и внимание.

  • Родители должны замечать то, как малыш реагирует на появление мамы и разлуку с ней, когда его берут на ручки, прижимают к себе. Если кроха не проявляет привязанность, безразличен к проявлениям любви родителей, это повод для беспокойства.
  • Дайте малютке игрушку и покажите, как ею стучать по какой-то поверхности. Малыш с удовольствием повторяет за вами? Все в порядке. Если ребенок не умеет этого делать (стучать игрушкой), насторожитесь и понаблюдайте за ним внимательнее. Может быть, он просто устал или не в настроении. Попробуйте повторить все снова в другой раз. Но когда малютка снова не поймет, что и как делать, непременно посетите врача.
  • Если говорить о том, что ребенок должен уметь в семь месяцев, любой опытный родитель скажет - сидеть. Это правда. Бывают дети, которые еще неуверенно сидят в этом возрасте. Но, если, протягивая раз за разом руку малышу с предложением помочь сесть, вы видите равнодушие на его личике, он не испытывает интерес к такому действию, нужно забеспокоиться.
  • В семь месяцев детки издают много звуков, разнообразных и забавных. Ими они общаются и привлекают к себе внимание взрослых. Если этого не происходит, насторожитесь.
  • Малыш не отвечает поворотом головы на голос в сторону зовущего? Еще один повод для беспокойства.
  • Возьмите кроху под ручки и попытайтесь поставить на ровную и твердую поверхность. Он опирается, перебирает ножками? Все хорошо. Просто подгибает ноги, висит на ваших руках? Нужно показать врачу.

В перечисленных случаях необходимо обязательно обратиться к специалисту за консультацией и помощью, когда потребуется. В остальном же малыш не обязан делать все, что предписывают врачи. Ведь каждый ребенок - индивидуальность и развивается по ему присущему сценарию.

Более подробно о том, что дети должны уметь в 7 месяцев

Семимесячные малыши учатся новому беспрерывно. Умственное развитие приобретает активный характер именно с этого возраста. Особенно, когда кроха уже научился передвигаться на четвереньках или ползать другим удобным ему способом. Но не стоит расстраиваться, если этого не произошло, ведь то, что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев, например, не может сравниться с тем возрастом, о котором идет сейчас речь. Дети постарше уже без труда и раздумий могут выполнить все, чему учится малютка на первом году жизни. Поэтому, наблюдая за малышом, не переживайте, когда ему не все удается из перечисленного выше. Он обязательно научится, просто помогите ему в этом. К примеру, если малышу, лежащему на животе, показать интересную игрушку, подняв ее выше головы крохи и поводив ею со стороны в сторону, он должен опереться на одну ручку, приподняться на несколько секунд, а другой попытаться дотянуться до предмета. А вот умение переворачиваться во все стороны хоть и в более раннем возрасте отслеживается, но необходимостью считается с семи месяцев. Если крошка еще не научился поворачиваться в любую сторону, а предпочитает какую-то одну, кладите игрушки или другие интересные предметы с той стороны малыша, в которую он не торопится начать переворачиваться. Стимул сделает свое дело, и кроха быстро освоит повороты.

Обязательные и не очень навыки семимесячного малыша

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев (мальчик), нужно отметить, что он может немного отставать в умениях, но иногда бывает и наоборот. Более четко навыки детей этого возраста можно представить в виде таблицы.

Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев. Таблица
Месяц Умения к концу месяца малыш
должен может научиться возможно научится
7
  • сидеть без посторонней помощи и опоры;
  • произносить звуки, издавать фырканье;
  • сам держать и кушать печенье (крекер), кусочки фруктов.
  • когда находится в вертикальном положении, переносить часть своего веса на ноги;
  • показывать недовольство и пытаться возразить, если забирают игрушку или что-то другое, интересное ребенку;
  • пытаться достать игрушку, находящуюся за пределами досягаемости, дотянуться, добраться до нее (доползти);
  • пытаться найти глазками упавший предмет;
  • перекладывать из одной ручки в другую игрушку;
  • зажимать мелкий предмет в кулаке;
  • услышав голос, поворачиваться в его сторону;
  • говорить слоги, разные сочетания звуков;
  • играть в "ку-ку".
  • вставать на ножки у опоры;
  • садиться без посторонней помощи;
  • хлопать в ладошки, играя в "Ладушки", и махать ручкой на прощание;
  • брать мелкий предмет большим и указательным пальчиками;
  • говорить слова "мама", "папа" или "баба".

Как видно из таблицы, навыки малыша семи месяцев разнообразны. Не все дети способны освоить все из перечисленного, но есть определенный минимум требований, предъявляемый ко всем крохам. Конечно, не страшно (при том, что здоровье ребенка в порядке), если он не сидит хорошо в 7 месяцев, но, возможно, за этим скрывается какая-то проблема. Взять хотя бы слабый тонус мышц. Необходимый курс массажа в этом случае поможет малышу догнать сверстников в физическом развитии и овладеть навыками, необходимыми в этом возрасте. И тогда вопрос "что ребенок должен уметь делать в 7 месяцев" не будет вызывать неловкость за недостаточное развитие крохи.

Есть ли различия в развитии мальчиков и девочек?

Такой вопрос возникает у многих родителей. Наблюдая за развитием сына и знакомой девочки одного с ним возраста, они замечают, что малышка начала ползать или ходить раньше, чем их собственный кроха. Бывает наоборот - мальчик развивается немного быстрее девочки. На самом деле пол здесь совсем не при чем. Отвечая на вопрос "что должен уметь ребенок в 7 месяцев (девочка)", следует заметить, что совсем необязательно она будет выполнять больше, чем мальчик из того, что полагается в их возрасте. Скорее всего, развитие ребенка зависит от других факторов: наследственности, веса и роста при рождении, массы тела на момент тестирования умений, мышечного тонуса, питания малыша, климата, в котором он проживает и даже от здоровья родителей на момент зачатия, а также течения беременности и родов. Поэтому, если у вас сын, и вы знаете, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, мальчик может и не уметь всего положенного в этом возрасте. Но это не значит, что у него меньше навыков, так как он мужского пола. А девочка начала ползать раньше соседского малыша не потому, что она не мальчик. Просто, возможно, у одного ребенка сыграли свою роль гены, а у другого - повышен тонус мышц. Таким образом, в вопросе "что должен уметь ребенок в 7 месяцев" девочка не лучше и не хуже мальчика. Впрочем, в плане речевого развития и эмоционального дети женского пола все же опережают сверстников. Объясняется это тем, что связь между двумя полушариями головного мозга у девочек устанавливается вскоре после рождения, а у мальчиков месяцам к 7-9. Но на практике эти различия не очень заметны.

Что делать, если кроха чего-то не умеет?

Каждый ребенок - индивидуальность, а значит общепринятые сроки развития детей очень усредненные. Если малыш в 7 месяцев еще не ползает, это не повод для паники, пока родители и врачи видят в нем другие признаки нормального развития. Ведь нет конкретного понятия о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. По Комаровскому можно отметить совершенно справедливо, что малыш никому ничего не должен. Поэтому заниматься с ребенком и развивать навыки - это, конечно, святая обязанность родителей, но мучить малыша, пытаясь заставить его, например, кушать ложкой самостоятельно, аргументируя это тем, что семимесячным деткам нужно этому учиться, смысла нет. Не стоит ждать от крохи того же самого, и 7 месяцев.

Доступные способы помочь ребенку в развитии навыков

Подойдите к вопросу умений малыша разумно. Ребенку нравится ползать на животике, добираясь до нужного предмета? Помогите ему понять, как становиться на коленочки. Постепенно малыш привыкнет стоять и будет учиться ползать, а когда он поймет, что таким образом передвигаться намного быстрее, то тут уж его будет не остановить. Ну а если кроха проявляет интерес к посуде, попробуйте посадить на стульчик для кормления, дать ему ложку и небьющуюся тарелку, например, с кашей. Конечно, чистоты в этом случае гарантировать нельзя, но можно постелить какую-нибудь клеенку под стульчик и вокруг него. Пусть карапуз пытается самостоятельно отведать блюдо. Даже когда он залезет в тарелку руками, не браните его. Ведь это и тоже. Просто имейте в виду, что малыш испачкается, поэтому посадите его за такое занятие перед тем, как собираетесь купать.

Малыш не хочет учиться определенному навыку

Не расстраивайтесь, если малютка не хочет, например, ползать, хотя вы настойчиво ему показываете, как это делать. Ведь некоторые дети просто минуют определенные навыки или делают это по-своему. Один ребенок ползает как положено - на четвереньках, а другой или совсем не делает этого, или передвигается, сидя на попе, перебирая ногами и руками по полу. А если пытаешься научить карапуза встать на коленочки, он, протестуя, начинает плакать. Согласитесь, возникает гораздо меньше вопросов о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 7 месяцев по Комаровскому, потому что к этому возрасту детки уже научились практически всему, что нужно, а остальным навыкам они постепенно обучаются. То же самое и с семимесячными малышами. Иногда бывает, что кроха в 5 месяцев переворачивался по-всякому, а после 6 перестал. Ничего страшного в этом нет, просто он переключился на освоение другого навыка, а про перевороты вспомнит позднее. Все дети вырастают и учатся одновременно. Они смотрят на родителей, запоминают, как и что делается, а потом сами пытаются все повторить. В общем, если вы уверены в здоровье малютки, не тратьте попусту нервы на лишние переживания по поводу неумения ребенка что-то делать, всему свое время. Лучше попытайтесь помочь ему освоить необходимый навык.

Способы развития навыков ребенка

Не возникнет вопроса "что дети должны уметь в 7 месяцев" у родителей опытных, знающих, что всех малышей под один шаблон не подгонишь. Отсюда и разный подход к развитию каждого ребенка. Любит кроха возиться с маленькими игрушками? На здоровье! Пусть перекладывает их, только следите, чтобы не брал в рот мелкие предметы, так как существует опасность, что карапуз какой-нибудь из них проглотит. При всем этом кроха может не любить двигаться. Схитрите, положите любимые игрушки подальше от ребенка, но на небольшое расстояние, чтобы интерес малыша не перерос в крик бессилия. Кроха будет тянуться, пытаясь достать предмет, совершать какие-то телодвижения, в итоге он переместится в нужную сторону. Так, понемногу ребенок сообразит, что и сам может достигать определенной цели. Как вы, наверное, заметили, рассказывает четко и подробно о том, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, таблица. Мальчика, если он будет отставать в эмоциональном и речевом плане, берите почаще на руки, разговаривайте, пойте песенки, играйте. Это послужит компенсацией и простимулирует развитие малыша. Не стоит говорить крохе, что он мужчина, поэтому не должен плакать, если с ним приключилась неприятность. Сочувствие и поддержку проявлять всегда нужно и никогда не вредно. Что должен уметь ребенок в 7 месяцев? Комаровский называет те же навыки: сидеть, ползать, вставать и так далее, но опять же с оговоркой на то, что не все дети умеют в этом возрасте совершать то или иное действие.

Об играх и запретах

На вопрос "что должен уметь ребенок в 7 месяцев" таблица, приведенная выше, отвечает достаточно понятно. Но ведь вместе с навыками двигательной активности малыши, кроме радости, доставляют родным беспокойство за безопасность крохи и целостность некоторых вещей (телефонов, пультов и прочего). Когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться, нужно взять за правило убирать все опасные или способные сломаться предметы подальше от детских глаз и рук. Но, если вы случайно забыли свой телефон или пульт от телевизора на а малыш добрался до них и обслюнявил, не стоит ругать кроху, ведь ему все интересно. Таким способом дети познают мир. Просто будьте внимательнее и в следующий раз во избежание неприятностей убирайте вещи повыше. Вообще, нужно привыкнуть слово "нельзя" говорить малышу лишь в том случае, когда речь заходит о действительно опасных ситуациях и вещах:

  • колющих и режущих предметах;
  • газовой плите;
  • всем, что связано с электричеством;
  • спичках.

Слишком частое "нельзя" приведет к тому, что кроха станет придавать меньше значения запретам. Про остальные вещи можно говорить "не надо", например, "трогать мамин телефон, он может сломаться". Или просто на первых порах погрозите пальцем крохе и скажите "ну-ну-ну", сопровождая свои действия доступными объяснениями.

Первый год жизни маленького человека - очень важный и значимый. Малютка переживает несколько этапов развития. В семь месяцев многие крохи начинают передвигаться и таким образом расширять свою территорию. А это очень важно для нового толчка в развитии малыша. С началом двигательной активности крохи стимулируется и формирование головного мозга. Ваш малыш начинает потихоньку вступать во взрослую жизнь. Самое начало этого пути и наступает в семимесячном возрасте. Запаситесь терпением и помогите малышу в этом! Удачи вам и побольше положительных эмоций!