Что такое ЗПР у детей: особенности развития и коррекционное лечение. Задержка физического развития

Будущие мамы всегда испытывают страх за неродившегося ребенка — а вдруг в его развитии что-то пойдет не так? И эти страхи нельзя назвать необоснованными. Современные экологические условия негативно сказываются на ребенке, когда он еще находится в материнской утробе. Но не всегда это можно определить во время беременности. В большинстве случаев нарушения проявляются после рождения чада.


Чем скорее вы обратите внимание на задержку в физическом развитии малыша, тем быстрее врачи могут назначить лечение и установить ее причину. Нередко физиологические сбои возникают из-за каких-то потрясений в жизни малышей — переезд, стресс, смена климата, искусственное кормление, недостаток витаминов и микроэлементов, обстановка в семье. Если причина кроется в этих событиях, лечить ее не нужно, так как все образуется само-собой.

Можно выделить следующие заболевания, которые влияют на задержку в прогрессе ребенка: генетические нарушения, отставание во внутриутробном формировании, анемия, отравление токсическими веществами, эндокринные нарушения, низкий уровень соматотропного гормона, синдром Ларона, сбои функционирования щитовидки или надпочечников.

Вместе с этим ищут и читают:

Как проявляется задержка


Задержка встречается у малышей, которые часто болеют, а также страдают от психоэмоционального стресса. В эту категорию можно отнести деток с низким уровнем социальной адаптации (это касается малышей, которым родители уделяют мало внимания).

Симптоматику задержки физиологического развития нельзя перепутать с недостатком веса или роста. Это серьезные сбои в формировании скелета, постоянные инфекции, дерматит и даже истощение. Малышам до годика необходимо каждый месяц посещать педиатра. Врач заполняет медицинскую карту по результатам обследования и анализирует взросление младенца.

Детям с задержкой в развитии часто не хватает молока и их приходится дополнительно кормить. Аппетит у них обычно отсутствует, состояние вялое и апатичное. Они позже ровесников начинают ходить, говорить, сидеть и стоять. Зубки прорезаются тоже намного позднее.


Помимо вышеперечисленных признаков можно выделить еще несколько:

  • Плохой сон, частые плачи и крики.
  • Подверженность инфекциям ввиду слабого иммунитета.
  • Кожные заболевания (дерматит, воспаления, повышенная чувствительность).
  • Отставание в параметрах роста и массы тела.
  • Рассеянное внимание, невозможность сосредоточиться.
  • Низкие показатели успеваемости.
  • Постоянное чувство усталости.
  • Деформация позвоночника или грудной клетки при тяжелых формах недуга.

Диагностика и лечение


Для того чтобы определить наличие заболевания врач собирает анамнез, интересуется протеканием беременности, осматривает кроху и направляет на сдачу анализов. Если существует подозрение на наличие генетической аномалии, ребенка направляют в специальный медицинский центр, чтобы исключить вероятность хромосомных сбоев.

Задержка физиологического развития лечится не всегда. От инфекций можно избавиться с помощью антибактериальных препаратов, укрепить иммунитет с помощью стимуляторов и витаминов, а эндокринные сбои лечат с помощью гормонов. Если аномалии возникли во время внутриутробного развития, процесс лечения будет намного сложнее. Тогда ребенок нуждается в основной терапии и лечении симптоматики.

Многие детские заболевания могут приводить к задержкам в физическом и половом развитии. Это хромосомные и генетические недуги, болезни эндокринной системы, а также различные поражения внутренних органов. Диагноз может быть поставлен только в условиях специализированного учреждения, там же проводят подбор необходимых коррекционных мер. При этом успешность лечения напрямую зависит от своевременного начала терапии.

У детей задержка полового и физического развития может происходить по двум типам: гормонально зависимые, и, соответственно, гормонально не зависимые.

К первым относят следующие нарушения:

Недостаток в выработке соматотропного гормона. При этом он может быть как частичным так и полным, и выражаться в нарушениях секреторной функции. Последнее характерно для семей, в которых есть предрасположенность к низкому росту. Также может развиваться из-за психосоциальных факторов.

Синдром Ларона. При этом нарушении гормон роста производится должным образом, но в организме нет рецепторов, которые его воспринимают.

Снижение функциональной деятельности щитовидной железы параллельно с развитием гипотиреоза.

Увеличение уровня гормонов, производимых надпочечниками.

Сбой в функциях половых гормонов.

К гормонально независимым относят:

Кислородное голодание, анемию, нарушения в функциональной деятельности печени или почек, сбой в поступлении разных питательных веществ в организм. Потеря белка, микроэлементов, красных кровяных телец с мочой.

Нарушения во внутриутробном развитии.

Семейную предрасположенность.

Хромосомные и генетические аномалии: Шерешевского-Тернера.

Особо тяжелый прогноз при нарушениях в работе эндокринной системы, так как подобные неполадки с трудом поддаются правильной диагностике и лечению.

К главному фактору, влияющему на задержку физического и полового развития, относят сниженную выработку соматотропина – гормона роста. Его производят специальные клетки в гипофизе, так что к такому нарушению могут привести разные состояния и заболевания, которые сопровождаются поражением головного мозга. Это приводит к отставанию в половом, физическом и психическом развитии.

Такая проблема может развиться в результате некоторых дефектов головного мозга, наличия опухолей. В некоторых случаях работа гипофиза может нарушаться из-за перенесенных внутриутробных инфекций. Диагностика проводится путем компьютерной томографии и лабораторного исследования для определения уровня гормонов. Такая патология более характерна для мальчиков, чем для девочек, ведь первые болеют в три-четыре раза чаще.

При этом заболевании дети обычно растут нормально лет до четырех, после темпы роста заметно падают, но размеры тела остаются пропорциональными. Если не начать лечение, то рост мальчиков не будет превышать 130см, а девочек – 120см. Кроме того в крови больных снижен уровень глюкозы.

Недостаток гормонов щитовидной железы сказывается не на росте длины, а на развитии костей и тканей. Это приводит к непропорциональному росту ребенка. Такие нарушения являются самыми благоприятными в плане прогноза и будущего лечения. Симптомы этой патологии: сухость кожи, запоры, малоэмоциональность, низкая частота сокращений сердца, позднее прорезывание зубов.

Для роста и развития важны также гормоны, вырабатываемые половыми органами. Они обеспечивают своевременное начало полового развития, но в случае соматических заболеваний и психических травм их синтез может снижаться. Также важную роль играет здесь и достаточное количество гормона роста.

Физическое и половое развитие во многом зависит от нормальной работы поджелудочной железы, а именно выработки инсулина, так как этот элемент необходим для синтеза белков.

Если организм не воспринимает нормально гормоны надпочечников, это также может спровоцировать недостаточную выработку гормона роста.

Итак, все нарушения в работе гормоновырабатывающих органов следует рассматривать в комплексе, так как все они взаимосвязаны и одинаково важны для роста и развития детей. При этом каждый орган имеет свой период активности.

Но чаще всего задержка в развитии как физическом, так и половом, не связана с гормонами. К ней приводит большая группа заболеваний, вызывающих нарушения в функциональной деятельности органов и систем, которые долго страдают от недостатка кислорода.

Основная разница между гормонозависимой и гормоннезависимой задержкой в развитии состоит в том, что в первом случае всегда наблюдают отставание в костном возрасте от паспортного одновременно с нарушенным гормональном статусом. Гормоннезависимая форма характеризуется тем, что отставание в развитии и росте развивается в дополнение к основному заболеванию.

Для лечения недостаточности соматоропина прибегают к приему генномодифицированного гормона роста, и курс при этом длится до окончания развития скелета. Если же наблюдается недостаток других гормонов, также используется заместительная терапия, которая может носить пожизненный характер.
Гормоннезависимые формы лечатся путем терапии основного заболевания.

Общая специфика всех патологий, приводящих к задержке роста и развития, подразумевает наибольшую эффективность лечения при условии как можно более ранней постановке диагноза.

Многие родители сравнивают физическое и психоэмоциональное развитие своего ребенка и со сверстниками. Как педиатр я часто сталкиваюсь с вопросами: когда ребенок должен начать ползать – в полгода или в девять месяцев? А ходить? А привыкнуть к горшку? Различия норм развития часто становятся предметом жарких споров во врачебном сообществе и, естественно, вызывают вопросы (а следовательно, и тревогу) у молодых родителей. Так кто же прав? Какими нормами руководствоваться родителям и педиатрам?

Поиск ответа на этот вопрос стоит начать с того, откуда вообще взялись нормы физического развития детей первого года.

В нашей стране нормы физического развития являются наследием советской педиатрии. Они начали формироваться еще до войны, в 30-е годы XX века, а окончательно оформились к середине 60-х годов, когда педиатры смогли собрать и проанализировать статистический материал.

Как формируются нормы физического развития ребенка ?

В этом сложном процессе имеются две составляющие: первая – это статистический материал (некое количество соматически и неврологически здоровых детей, измеряемое в десятках, а то и сотнях тысяч человек). На основании анализа физических параметров и параметров этих детей формируются статистические ряды, в которых видна абсолютная норма и отклонения в ту или иную сторону.

Так, собственно, и сформировались нормативы:

  • держать голову в положении на животе – к 1-1,5 месяцам;
  • переворачиваться со спины на живот – к 3 месяцам;
  • ползать – к 6 месяцам;
  • самостоятельно ходить – к 12 месяцам.

И все было просто в оценке физического развития – опросил, измерил, сопоставил, сделал мгновенный вывод: соответствует ребенок нормам развития или нет.

Для советской поточной поликлинической медицины это было выгодно и удобно: используя минимальное время, оценить соответствие или несоответствие норме большого количества детей. Но при этом наличие норм физического развития лишало развитие ребенка индивидуальности.

Однако в последние десять лет «советские» нормы стали мягко вытесняться «западными» нормами. Причем не вполне официально, так как старые нормы никто законодательно не отменял. Отказ от них происходит медленно, небольшими шажками. Так, например, лет десять назад чуть сдвинулась планка по физразвитию первого года: повороты со спины на живот – к 4 месяцам, ползание – к 7, ходьба – к 12-13 месяцам.

Логика рассуждения изменилась: пошел ребенок в 10 месяцам – хорошо, не пошел в 12 – не трагедия.

В последние 2-3 года нормы отодвинулись еще более демократично: перевороты теперь с 3 до 6 месяцев, ползание – с 6 до 9, ходьба – с 10 до 14-16 месяцев.

Однако все это меркнет на фоне той демократии и либерализма, который присутствует в нормах развития ребенка на Западе: там главенствует принцип: «никто не имеет права заставить ребенка делать то, что он не делает в данный период времени», так как это нарушение его прав. Не переворачиваешься в 6 месяцев – не страшно, не ползаешь на четвереньках – не проблема (можно вообще не ползать). Когда-нибудь все это будет, нельзя лишать ребенка детства, таскать по врачам, массажам и неврологам.

Перед современными российскими педиатрами стоит поистине глобальный вопрос: «что есть истина — «советская» норма или принятое на Западе «отсутствие норм»?

Но сегодня мы наверняка знаем, что европейцы по психомоторному развитию ничуть не хуже современных россиян. Так почему же нормы развития детей в России и странах Европы так разнятся?

Стоит отметить, что западные нормы физического развития откорректированы по сравнению с «советскими нормами» – все показатели считаются нормой, если запаздывают на 2-3 месяца. Выходит, все здоровы – надо только ждать.

Мои личные наблюдение – это вариант нормы, но ребенок нуждается в наблюдении невролога, особенно если беременность протекала патологически, были сложные или наоборот стремительные роды и длительная , перенесенные заболевания в раннем возрасте.

И все же нужно ждать как будет развиваться малыш. Часто ставятся диагнозы: темповая задержка моторного развития, заместительная гидроцефалия, ….., ……но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.

Эти дети здоровы, и не надо лишать их детства: не ползает в 7 месяцев?
– не страшно, поползет в 8 или 9 месяцев. А если не поползет, а сразу начнет вставать? Ничего, быстрее пойдет. Не ходит в год? Не страшно, подождем до 18 месяцев. Если и тогда не будет ходить, подумаем, что делать».

Но при этом вопросы отставания в физическом развитии волнуют не только врачей-педиатров, но главным образом у родителей. Они обсуждаются в семейном кругу, у песочницы, на прогулке идет «сравнительный анализ» чужих и собственных детей. И нередко сразу делается вывод: «на вашем месте я бы спросила у педиатра, почему Маша, Полина или Ванечка отстает»…

Едва став родителями, мы тут же начинаем усиленно высматривать в детях признаки опережающего развития и приходим в полный ужас, если обнаруживается малейшее отставание от статистической «нормы».

В ужасе родители отправляются к неврологу (педиатру, ортопеду) и слышит: «Не беспокойтесь, ждите, время не пришло, все дети разные», на определенное время приходит успокоение, но только до первого визита на детскую площадку, где соседский годовалый малыш активно ходит по двору, а наш кроха даже не пытается ходить за две руки. И снова одолевают сомнения: «А вдруг отстает? А вдруг невролог чего-то не увидел?» На фоне одолевающих сомнений родители приходят на консультации к другому специалисту, а может, и к третьему. И хорошо, если мнения этих троих более или менее совпадают – а если нет? Начинается тернистый путь по врачам.

Родители с опытом (2-й, 3-й ребенок) спокойнее смотрят на вещи. Но родителям первого ребенка приходится совсем тяжко.

Так кто все-таки прав? Чьи нормы развития ближе к истине? Как это ни парадоксально, в этом вопросе нет ни правых, ни виноватых. Мы не можем сейчас сказать: вот, мол, наши нормы отстали от жизни, западные нормы более современные и демократичные.

В то же время мы не можем утверждать, что западные нормы неверны.

Надо, прежде всего, оценивать свой личный опыт, без оглядок на какие -то рекомендации. В Российской (советской) педиатрии накоплен гигантский опыт наблюдения и ведения детей, поэтому по многим вопросам физического развития надо учиться именно у российской педиатрии, но при этом не исключая возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. Грубые отклонения видны и , другие неврологические или соматические патологии, влияющие на развитие ребенка можно на основании нескольких факторов.

Поэтому оценка физического развития ребенка должна основываться на тщательном изучении и динамическом наблюдении анамнеза неврологического и соматического статуса ребенка, начиная с рождения и до момента оценки.

Врач, проводящий оценку, должен четко представлять динамику развития ребенка в течение ближайшего времени (недели-месяцы). Пример: ребенок 4-х месяцев не делает самостоятельный переворот со спины на живот. Родители обеспокоены. Невролог говорит: «Подождем месяц, до пяти. Если и там поворотов не будет, будем лечить».

Врач на этом этапе должен четко знать: а оправдано ли это ожидание? Есть ли смысл подождать или уже в четыре стоит назначить терапию? А если поворот и пойдет к пяти, не повлияет ли такая задержка на дальнейшие двигательные схемы (ползание, ходьбу), вербальные схемы общения, тонкую моторику? Ждать формирования очередной схемы движения и ничего не делать просто, но врачу необходимо правильно оценить развитие мышечного тонуса и предвидеть его влияние на развитие разных сфер в ближайшие годы жизни ребенка. Важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение специалиста. При этом не вижу большой проблемы в консультации другого врача, если определяются значительные нарушения физического развития.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Отставание в физическом развитии или индивидуальная норма – что нужно знать родителям

Прочинано статью: 134

Все дети рождаются уже личностями, со своим собственным темпом роста и развития, а также обучения различным навыкам. Но, несмотря на свою индивидуальность, имеются некие стандарты, по которым и определяется нормальное развитие малыша. Очень важным фактором является выявление любых отклонений, чтобы, начав своевременное лечение, создать наиболее благоприятные условия для нормального развития и роста ребенка.

Медленное развитие малыша – это развитие вне пределов нормы или периода времени. Это может быть задержка физического развития , невозможность малышом использовать свои двигательные функции (к примеру, перевернуться на живот или схватить что-либо). Это может быть , неспособность выполнить самые элементарные действия и т.д.

Причины задержки физического развития

Причин задержки в развитии ребенка может быть несколько. Проблема может быть в генетике (например, синдром Дауна), в сложном течении беременности или преждевременных родах, в привычках беременной женщины (алкоголь, никотин, наркотики), в родовой травме, в отсутствии нормального обращения с малышом, жестокости к нему, бесконтрольности и т.д.

Диагностика задержки физического развития у ребенка

При раннем обнаружении задержки с развитием имеется достаточно высокий шанс решить проблему. Определить, нормально ли развивается малыш, может врач-педиатр, но и сами родители при помощи некоторых физических тестов имеют возможность это проверить. Кроме того, имеется и специальное компьютерное оборудование, позволяющее узнать об активности мозга малыша.

Лечение задержки физического развития

Каким будет лечение задержки физического развития у ребенка в основном предопределяется причиной данной проблемы. В некоторых случаях, в основном в генетических, решить проблему раз и навсегда не удастся. Но есть и такие генетические заболевания, избавиться от которых можно при помощи хирургического вмешательства. В любом случае, применять для лечения следует и такие методы, как физиотерапия, массаж, а также работа со специалистом по раннему развитию мозга. Не менее важно и отношение к ребенку в семье. Спокойствие родителей, уверенность в преодолении, регулярные занятия с малышом – залог положительного результата.

Задержка физического развития , как показывает практика, может быть преодолена. Более того, применяя , занимаясь с ребенком, придерживаясь советов врачей-специалистов, многие дети легко догоняют и даже перегоняют в развитии своих сверстников. Медленные темпы развития у малышей еще вовсе не означают, что так будет продвигаться и в дальнейшем. Главное – вовремя определить «врага», и начать принимать меры по его устранению, веря в собственные силы.


Просмотров: 5221 / 1005

В этой статье:

Когда врач ставит ребенку диагноз «задержка физического развития», многие родители совершенно не знают, что делать дальше. Малыш в 7 месяцев не сидит сам или слишком пассивен? В любом случае необходимо точно знать: что означает этот диагноз, как лечить малыша и сможет ли он вести нормальную жизнь?

У этих проблем могут быть разные корни: генетика, проблемы развития, неправильный уход в младенчестве. Бывает, что основную роль играет питание, лечение, наличие витаминов у детей. При правильном лечении отставание можно скорректировать. Малыш сможет вести абсолютно нормальную жизнь. Если же причина глубже, а лечение сложное - родителям необходимо вести себя правильно. Помните, малыш не виноват в том, что с ним происходит.

Этиология возникновения проблемы

В 35% случаев задержки уровня физического
развития ребенка все происходит очень быстро. Например, до 3 месяцев малыш наблюдается у врача, все идет хорошо. Мама радуется, не волнуется, пока на следующем приеме ее не огорошат. Врач ставит неожиданный диагноз . Традиционно выделяются два типа причин таких нарушений:

  • физиологические;
  • психосоматические.

Такое явление может происходить у детей разного возраста. Основная масса задержек обычно выявляется рано, в 2-3 года. Благодаря этому, можно помочь ребенку, вернуть к нормальной жизни. Чаще всего наблюдаются:


В случае тяжелых наследственных или генетических заболеваний ребенку необходимо сразу же оказать помощь. К сожалению, избежать некоторых генетических проблем невозможно .

Проблема внутриутробного развития

Первая - проблема внутриутробного развития. Повлиять на него могут многие факторы:


В любом случае очевидно, что кроха не виноват в своем недуге. Иногда ситуация легко поправима занятиями, приемом лекарств и витаминов, массажами. Одна из частых проблем - задержка роста. Адекватная терапия и питание смогут помочь ребенку. Тогда особенно опасно употребление матерью алкоголя во время беременности. Почти всегда это ведет к отставанию в росте, часто - довольно серьезному.

Перинатальные проблемы

Многие серьезные травмы , ведущие к задержке развития, происходят во время родов:

  • неправильное положение плода;
  • тяжелые, затяжные роды;
  • гипоксия;
  • фетальный дистресс.

Как следствие, возникает недостаток гормона роста, случаются сложные переломы конечностей. Сегодня проводится успешная гормональная терапия для детей, перенесших такие проблемы во время рождения.

Отставание полового созревания

К сожалению, основная причина задержки роста и полового созревания у детей пока еще не установлена. В какой-то момент времени происходят сильные изменения в половой системе , в выработке необходимых гормонов. Что-то дает этот сдвиг. Причин врачи называют много:


Это частые проблемы, но иногда изменения происходят и без них. Задержка развития половой системы впервые проявляется в возрасте 4-5 лет. Хотя в этот момент обнаружить ее трудно. Половое созревание, вступление в пубертатный период всегда связано с гормоном роста, поэтому в это время все становится очевидно. Обычно, если есть проблемы физического характера , они влекут за собой сбой половой системы у детей.

Обычные темпы роста – 5-6 сантиметров в год для детей младшего возраста. Если прирост всего 3-4 сантиметра, то можно говорить об отставании в росте.
Конечно, если оба родителя низкорослые, сами вступили в период пубертата позже, то для их детей такая ситуация станет нормальной. Это уже не задержка, а наследственная особенность. Хотя часто бывает и так, что у низких родителей дети выше на 5-10 сантиметров , чем «семейная норма».

Основные симптомы

Кроме простого отставания в росте, можно выделить и другие симптомы:

  • потеря подкожного жира;
  • облысение;
  • дерматиты;
  • потеря мышечной массы .

Многие проблемы идут от неправильного питания. Бывает
банально недостаточно питательных веществ, кальция, витаминов для нормального физического развития, и организм «оперирует» тем, что у него есть. Часто корректировка питания может привести к быстрым результатам . Детям назначают дополнительные витаминные комплексы.

Иногда отставание проявляется как потеря массы тела или ее изначально недостаточное количество. Дело тут совсем не в питании. Оно может быть здоровым, разнообразным, полным, но проблема в другом: организм не может нормально усвоить питательные вещества. Врач назначает анализы:

  • забор крови;
  • анализ мочи;
  • наличие свинца в крови.

Если эти анализы не показали никаких существенных недостатков развития, то проводятся более серьезные:

  • потовая проба;
  • функциональные нагрузки;
  • исследование щитовидной железы.

Посредством таких исследований можно выявить, где именно корень проблемы, чем вызвана задержка. Не всегда можно поправить ситуацию, но чаще всего после
адекватного лечения малыш приходит в норму.

Важно понимать, что не всякая задержка физического развития реально вредит жизни, здоровью и трудоспособности ребенка. Низкий рост, худоба, частичное облысение могут сочетаться с нормальной жизнью. Если девочка излишне худая, у нее в пубертатном периоде медленно развиваются грудные железы, а созревание произошло поздно, это еще не приговор. Совершенно не значит, что она не сможет стать мамой, родить здорового ребенка.

Кто ставит такой диагноз?

Первично родители обращаются к педиатру или детскому терапевту. Он назначает анализы. В зависимости от того, в чем именно проблема, детей направляют к специалистам :

  • андрологу;
  • детскому гинекологу-эндокринологу;
  • диетологу и т.д.

Причины разные, а значит, проблемы физического развития решают разные специалисты. Поставить такой диагноз при беглом осмотре нельзя.

Карликовость

Один из видов отставания физического развития. У подобных людей рост редко достигает 140 сантиметров. Виновниками могут быть или проблемы эндокринного характера (чаще всего то, что гипофиз вырабатывает недостаточно гормона роста), или некоторые генетические заболевания.

В зависимости от вида заболевания рост человека можно корректировать гормоном роста, но не во всех случаях это поможет.

Генетические нарушения – не единственная причина такого отклонения у детей. Структурные изменения мозга, гипоксия во время родов и другие проблемы во время беременности тоже могут стать причиной.

Всегда ли родителям стоит волноваться?

На самом деле, не всегда. Организм ребенка часто сам может скорректировать проблему. Многие мамы сильно переживают: 7-8 месяцев, а ваш кроха пассивен, еще не сидит сам… Обычно проходит всего 2-3 месяца, и он полностью вливается в нормальный график развития. Потом его абсолютно не отличить от детей, которые начали сидеть тогда, когда это положено.

В любом случае при каждом подозрении обращайтесь к врачу, проходите контрольные проверки вовремя. Это поможет выявить возможные заболевания на ранних стадиях.