День мертвых в мексике история. Самые известные праздники мертвых

Представьте: приходит к вам гость и дарит коробочку. Вы её открываете - а в коробочке череп. На черепе - ваше имя, и сам он такой весёленький, разукрашен цветочками и звёздочками. А в это время ваши детишки вовсю уплетают сахарные гробики и шоколадных мертвецов… В этом нет ничего странного: наверное, ваш гость мексиканец или недавно вернулся из Мексики с целой кучей сувениров.

Смерть приручённая, смерть своя

Крылатые песочные часы в костлявой руке обозначают, что время летит слишком быстро. Вот и смерть пришла

В Европе со смертью не шутят. Это смерть шутит со всеми, пляшет на погостах, скалит зубы и машет костлявыми руками. Смерть в Европе неопрятна, ходит в истлевшем саване или, в лучшем случае, в чёрном балахоне. Она может разъезжать на коне или в телеге, стреляя в людей из лука. Она правит бал, она триумфатор. В руках у Смерти меч, коса, песочные часы, иногда гроб.

В каждой стране смерть представляют по-своему. Влияют на это и традиции, и язык. Так, в Англии и Германии смерть мужского рода - Мрачный Жнец, скелет, всадник, победитель. Он не прочь позаигрывать с красавицей-девицей, но шутки его грубы и холодны. Да и незачем мертвецу думать о делах амурных, у него другие интересы. Он пришёл из страны, где нет ни времени, ни любви, ни радости, ни покаяния - всё это остаётся на земле. Мрачный Жнец приходит внезапно - и скашивает людей, как колосья, вырывает их из привычной жизни, тащит плясать с собой, несмотря на слёзы, мольбы, отчаяние.

В России, Испании, Франции и Италии смерть женского рода. Впрочем, суть всё та же: форма черепа ничуть не смягчается, кости не становятся привлекательнее.

Ужас перед смертью давил на европейскую культуру не всегда. Когда-то смерть была неотъемлемой частью жизни. Всякий родившийся должен вырасти и умереть, это так же нормально, как зима после осени. Человек прощался с домашними, складывал с себя обязанности и засыпал до пробуждения в конце времён. Такую мирную кончину историк Филипп Арьес в своём труде «Человек перед лицом смерти» называет «приручённая смерть».

Всё меняется в XII веке. На могилах появляются эпитафии, заказываются заупокойные мессы, умирающий подробно объясняет, как и где его хоронить. Арьес называет этот период «смерть своя». Благодушие прежних веков подошло к концу, грешные души нуждаются в искуплении. Человек уже не покоится в ожидании воскресения, когда все, кроме отъявленных злодеев, отправятся в рай. Он со смертного одра приходит на неизбежный и справедливый суд к Богу. Есть от чего прийти в панику и заранее умолять о снисхождении, есть от чего просить помощи у живых. Пусть родные и друзья молятся усерднее за того, кто сам молить о милосердии уже не сможет.

Скорбное шествие. Впрочем, скелеты не выглядят печальными

Но настоящий смертный ужас Европа узнала в 1347 году, когда в средиземноморские порты прибыли с Востока заражённые чумой корабли. Эпидемия распространялась с огромной скоростью, люди умирали за считанные дни. Чума двинулась в победное шествие по Европе, а за ней следовали голод, война и смерть - всадники Апокалипсиса не ездят поодиночке. Истощённые люди были бессильны перед болезнью, масштабы бедствия росли. Деревни горели, города не вмещали всех нуждающихся в укрытии. Трупы по много дней валялись непогребёнными - некому было хоронить.

В живописи и словесности того времени царит один сюжет: пляска смерти. Её называли Totentanz в Германии, danse macabre во Франции, danza de la muerte в Испании. Вереницу людей ведут весёлые скелеты, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, из гробов поднимаются всё новые жуткие плясуны в развевающихся саванах. За смертью следуют плачущие дети, женщины, короли, законники, кардиналы и сам папа, уличные музыканты, бродячие торговцы, благородные дамы и рыцари - никто не может избежать участия в мрачном карнавале.

Первые картинки с вереницами плясунов пришли из немецкого города Вюрцбурга в 1350 году и с тех пор кружили по всем странам. Популярность этого сюжета связана с его универсальностью и некоторой садистской справедливостью: ты мог жить богато или бедно, быть красавцем или уродцем, но конец твой неотвратим. Картинки охотно раскупали, ими украшали рукописи, фрески с вереницами плясунов сохранились на зданиях. Иногда рисунки сопровождались стихами: покойники жаловались, что их надежды и мечты пошли прахом, им уже не исправиться, смерть подсекла их косой, и впереди только Страшный Суд. А Смерть либо дула в дудку и колотила в барабан, либо невозмутимо возглавляла процессию. Её посланники-скелеты смиряли сопротивляющихся, вовлекая их в строй.

Не вполне понятно, откуда пошло слово «макабр». Возводят его то к арабскому maqabir (гробы), то к ветхозаветным воинам Маккавеям. Крестоносцы завезли слово или ещё какими путями оно пришло в Европу - уже неважно. Оно прижилось - и понеслись сплошные «данс макабры». Кстати, слово danse в Средние века означало, помимо танца, ещё драку и бойню.

Итак, смерть перестала быть чистой и честной. На смену строгим каменным гробницам и благообразным статуям пришло отвратительное месиво обнажённых тел, вздутых, лопнувших, истекающих сукровицей и гноем, с разверстыми внутренностями, где кишат черви. Такова она, смерть, которой не избегнет никто.

Нельзя сказать, что средневековье прежде не видало трупов. На кладбищах в те времена было людно, тут жили, гуляли, торговали, в том числе собственным телом, и даже пекли хлеб. Никого не смущали груды костей из разрытых могил, тяжёлый запах и трупы, ожидающие погребенья. Но именно во времена чумных пандемий человечество по-новому увидело страшную картину пляшущей и хохочущей смерти - и с тех пор так и не оправилось от шока. Тут уж не до смеха - ты жалок и бессилен перед всесокрушающей поступью Смерти, и куда она поведёт грешников - это уж её дело.

Смерть перевёрнутая

Вот так веселятся скелеты

Войны и катаклизмы ХХ века научили человека новому отношению к смерти. По выражению Арьеса, человечество вступило в новую фазу - «Смерть перевёрнутая», смерть, которую прячут, словно бы стыдясь. Ещё в XIX веке смерть была делом социальным, публичным, сопровождалась тщательно прописанными ритуалами типа посещения умирающего, похорон, поминок, траура. Теперь же общество старается скрыть факт смерти. Как пишет Арьес, «смерть больше не вносит в ритм жизни общества паузу. Человек исчезает мгновенно. В городах всё происходит так, словно никто больше не умирает».

Общество не желает помнить о смерти, она - грубая, грязная, безобразная и физиологичная - скрыта. Это проявляется даже на языковом уровне. Интересно, что в русском языке слова «покойник» и «мертвец» относятся к категории одушевлённых, а более новое слово «труп» - нет. Язык ставит чёткую границу: труп - это не «кто», даже не «бывший кто». Труп - это «что», это вещь. К жизни он не имеет никакого отношения. Смерть становится неприличной темой, как до недавнего прошлого - секс. Мир Запада отказывается иметь перед глазами назойливое свидетельство того, что все смертны. Если кончина известного человека хоть как-то удостаивается внимания общественности, то смерть обывателя касается лишь его родственников, коллег и знакомых, а соседи по подъезду могут и не узнать, что жилец 25-й квартиры переселился в мир иной. Носить траур уже не принято, избыточно предаваться скорби - тоже. Смерть в XIV веке бросалась в глаза, хватала людей за подол, напоминая о себе. Смерть в ХХ–ХХI веках решительно изгоняется из домов. Всё больше народу умирает не в своей постели, а в больницах и домах престарелых.

При этом мы живём в мире, где смерть повсюду. В кино и играх мы встречаем самые жуткие её облики - куда там средневековью против современных «живых мертвецов». Оживший труп - это враг, он приходит, чтобы убить тебя, ну или хотя бы внести разлад и хаос в нормальное течение жизни. Но реальной смерти при этом как будто не видно. Она спрятана, стёрта, табуирована. Её убрали, выгнали, как пытались выгонять из городов в Средние века, сжигая чучело Смерти.

Даже вспоминая о трагических страницах истории - например, о Великой Отечественной войне, - на первый план выносят подвиги героев. О жертвах войны говорят редко, среди радостного праздника предаваться скорби как-то неловко. Смерть как бы остаётся за кадром. Этому способствуют и её масштабы - человеку просто не под силу осмыслить чудовищность потерь, а раз так, то и осмыслять нечего. Это не политика, а недопущение смерти в свой мир. Её смакуют в фильмах, играх, книгах - где угодно, но вне обыденности.

Наши любимые мертвецы

Афиша праздника мёртвых. Ни намёка, что будет грустно

Мексика - не Европа. Это другое духовное пространство из совсем иного мира. И хотя мексиканцы говорят по-испански, культура Мексики питается не от испанских корней. Европа тут словно бы и ни при чём: перед нами Мезоамерика. Стоит ли удивляться, что мы настолько не схожи?

Все, кто был в Мексике или знаком с мексиканцами, в один голос говорят: это очень весёлый и открытый народ. Несколько непунктуальный, шумный, яркий. Но при этом мексиканец может быть очень чопорным, особенно с иностранцем. Мексиканцы страстно преданы семье, мать для мексиканца - святое. Привилегированным классом в Мексике считаются дети - с точки зрения европейца они здесь очень избалованы. Детей в семьях много - это католическая страна, где аборты и гормональная контрацепция запрещены. Жизнь в Мексике привольная, радушная, в Международном индексе счастья Мексика находится на 23-м месте (для справки: Россия, увы, на 172-м).

При этом смерть в Мексике не постыдная семейная проблема, не болезнь, которую прячут от посторонних глаз. Филологи насчитали в мексиканском испанском 20 000 слов и выражений, обозначающих смерть. Со смертью мексиканец давно свыкся, идея смерти накрепко прописана в языковой картине его мира, и никакого дискомфорта он по этому поводу не испытывает.

Смерть прекрасна и разнообразна (Larry Lamsa / Flickr | CC BY)

Особенно это видно во время традиционного мексиканского праздника - Дня мёртвых (Dia de los Muertos). 1 и 2 ноября вся Мексика расцветает и вскипает бесчисленными процессиями, жутковатыми и едва ли не шокирующими на вкус заезжего гринго. Красотки в пышных платьях кокетливо выглядывают из-под огромных шляп; всюду рассыпаны ярко-оранжевые цветы - бархатцы (да-да, они родом из Мексики); продают лакомства; играет музыка; прямо на мостовых создаются чудесные насыпные картины из фасоли, крашеного песка, цветных опилок, гороха и соли. Столики уличных торговцев буквально ломятся от сластей, сувениров и разнообразной праздничной символики. Продаётся всё, что только может понадобиться на весёлом карнавале. Горят свечи - целые вереницы свечей. Гуляют нарядные дамы и щеголеватые кабальеро. Всё это посвящено мертвецам. Лица красоток загримированы: белые, с чёрными впадинами вокруг глаз. Сласти тоже весьма характерны - сахарные черепа, сладкие гробики из цветной помадки и могилки с марципановыми цветочками и червячками, особый круглый «хлеб мёртвых». А музыканты - весёлые скелеты в национальной одежде. И все хохочут, веселятся, лакомятся, танцуют. А что до бархатцев - то это признанные цветы мёртвых: их высаживают на кладбищах, ими украшают памятные алтари в честь умерших членов семьи. Интересно, думают ли об этом наши садовники, высаживая их где попало?..

Ну и что? Наши петушки на палочке тоже могут показаться странными (Razi Marysol Machay / Flickr / CC BY)

Первый день этого праздника, 1 ноября, - День Ангелочков. Поминают мёртвых детей. Для нас словосочетание «мёртвый ребёнок» буквально кричит, это что-то кощунственное, неправильное, невозможная трагедия. А в Мексике города и села в этот день засыпают игрушками, сластями, одеждой-обувью - всем, что может порадовать малыша (мы же помним: радовать детей в Мексике умеют). День Ангелочков - это и вправду праздник для детей, и не так уж важно, на том или на этом свете они пребывают. Что с того, что эти дети умерли? Им тоже полагаются вкусности и маленькие детские радости. А на следующий день приходит черёд взрослых - и тут карнавал бушует вовсю.

Надо сказать, что в Мексике отношение к смерти не просто будничное. Мексиканец с ней запанибрата. Его можно понять - он слишком часто с ней сталкивался в прошлом, он сделан из другого теста, его не пугает скелет, стучащий в окошко. Мексиканцы, народ приветливый и вежливый, скорее всего, спросят, чем они могут помочь уважаемому костлявому кабальеро. Ну или спровадят гостя восвояси, если тот окажется слишком уж назойлив.

Типичная для Мексики картина. То есть для Мексики в самом начале ноября Miguel Tejada-Flores / Flickr / CC BY)

В городе Гуанахуато, например, есть музей мумий. Вход в него недорогой - около 50 песо. История этого музея показательна: в XIX веке власти города ввели налог на захоронения. Власти можно понять: в это время в Мексике шла ожесточённая гражданская война, мятежников массово расстреливали. Умирали люди и от голода, и от болезней. Место на кладбище стоило дорого, и старые заброшенные могилы огорчали городское руководство. Родственники умерших, конечно, в эти времена существенно пополнили казну города, но, как всегда, нашлись злостные неплательщики. Часть мертвецов оказалась не востребована, а за кого-то родня не пожелала платить. Так что отцы города распорядились очистить кладбище от должников и передать их могилы платёжеспособным мертвецам. И тут выяснилась интересная деталь. Вместо праха, остатков костей и волос на поверхность из могил подняли почти нетленные останки. Поверить, что все эти люди при жизни поголовно были святыми, горожане не могли. А уничтожать отлично сохранившиеся трупы рука ни у кого не поднялась. Их просто сложили в помещение при кладбище, и туда, прознав про это чудо, потянулись любопытные. За несколько песо зевак стали пускать осмотреть коллекцию и насладиться необычным зрелищем. Так родился музей мумий, одна из видных городских достопримечательностей.

Фото может показаться шокирующим

Гуанахуатский музей мумий. Покой этих людей был недолгим (Russ Bowling / Flickr / CC BY)

Разгадка чуда оказалась проста: химический состав почвы Гуанахуато и особенности местного климата способствовали мумификации покойников. Не разлагались даже одежда и обувь. Налог на похороны действовал почти 100 лет, с 1865 по 1958 год, и за это время в коллекции музея собралось 111 мумий. Здесь есть дети, люди, умершие насильственной смертью, есть даже одна женщина, похороненная заживо во время летаргического сна, и одна беременная. Она умерла на позднем сроке, и её нерожденный ребёнок стал самой маленькой мумией в мире - он выставлен в одной витрине с мамой. Дети одеты в свои лучшие одежды, по моде сентиментального XIX века: девочки - в белых платьицах, мальчики - в костюмчиках. Их тоже называют «Ангелочками», и мексиканцы считают, что малыши выглядят очень трогательно. Там же на стенах развешаны фотографии: члены семьи фотографировались со своими покойниками. На снимках братья и сёстры окружают мёртвого младенчика. Что делать, жизнь такова. Никто не падает в обморок перед входом в этот музей. Ну мумии, ну мёртвые… Все там будем.

Не стоит искать в этом ожесточение души, цинизм, пренебрежение к смерти. Уникальность мексиканского подхода в том, что, несмотря на горечь разлуки с дорогим и любимым существом, несмотря на скорбь, которую испытывает каждый человек, смерть не считается чем-то конечным, навсегда отрезающим покойного от живых. Семья любит своего мёртвого брата, сына, отца так же, как любила его живым. Удивительным образом для мексиканцев не существует ужаса и позора «перевёрнутой смерти». Покойный остаётся родственником, а не врагом, не кошмарным выходцем с того света.

Свечи, бархатцы, фрукты, сахарные черепа и фотография покойного родственника - типично мексиканский натюрморт. Наша традиционная поминальная рюмка водки, накрытая хлебушком, кажется особенно аскетичной на фоне этого буйства красок (Ute / Flickr / CC BY)

Так как же не устроить праздник родным, как не порадовать их вкусной едой, цветами и подарками, алтарём, на котором лежат их тщательно сохранённые любимые вещи? Как не провести дорожку из свечей от кладбища до дома, чтобы они не заблудились? Так же почитают мексиканцы и тех, кем они по праву гордятся. Великие мексиканские художники Фрида Кало и Диего Ривера - почётные гости на празднике мёртвых. Да и не только они. Порой здесь можно встретить самых неожиданных гостей.

Королева бала

Самая шикарная и обворожительная дама на мексиканском карнавале мёртвых - Катрина Калавера. Катрина вовсе не производное от Екатерины. В переводе с испанского её имя означает «Череп-щеголиха». Катрина - хозяйка бала мёртвых, её изображения так распространены, что стали одной из визитных карточек Мексики.

Весёлая красотка в затейливой шляпе - воплощение праздника смерти

Происхождение Катрины самое будничное: в 1913 году гравер и художник Хосе Гваделупе Посада вырезал гравюру с весёлой нарядной дамой-скелетом. Незатейливая картинка свела с ума Мексику, образ щеголихи Калаверы попал в самую точку. Позже великий Диего Ривера (самый известный художник Мексики после Фриды Кало) увековечил Катрину на своём полотне «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». А в недавнем мультфильме Гильермо Дель Торо «Книга Жизни» именно нарядная Катрина Калавера управляет страной мёртвых.

Жертвы великому солнцу

Это, конечно, имитация. Но в Средние века головы были настоящими

Если посмотреть повнимательнее, то мы увидим: начало ноября практически во всём католическом мире - время памяти об умерших, и здесь католическая Мексика не выделяется среди прочих стран. Но именно Мексика поминает своих мертвецов настолько уникальным способом, что в 2003 году ЮНЕСКО включило его в список нематериального культурного наследия человечества. Это вам не превращённый в детский утренник Хэллоуин с его традиционными ведьмами и тыквами. Но это и не кельтский Самайн - когда накануне зимы мир мёртвых проносится через мир живых, и не дай бог оказаться у него на пути. На самом деле этот день не имеет отношения к христианству - он намного древнее, чем первый миссионер на мексиканской земле, - и к европейской мифологии (в самом деле, с чего бы?). Только под влиянием церкви День Мёртвых перенесли на 1 ноября, как и во всём католическом мире.

Изначально праздник отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, с 24 июля по 12 августа. Смерть сопровождала ацтеков постоянно, поэтому с ней надо было поддерживать хорошие отношения. Праздники продолжались весь месяц, сопровождались играми, множеством ритуалов и, конечно, жертвоприношениями. Кровь была необходима богам, чтобы двигаться дальше; таким образом, жертва поддерживала жизнь Вселенной. В жертву приносили животных, птиц, насекомых. Иногда ацтек добровольно жертвовал богам свою кровь, нанося себе раны, или свои страдания, уязвляя тело шипами.

Но высшей формой жертвоприношения было человеческое. Кожу жертвы красили синим мелом. На верхней площадке огромной пирамиды располагалась каменная плита, на которую укладывали жертву, и начинался ритуал. Живот жертвы разрезали ритуальным ножом из обсидиана (грудную клетку сложно вскрыть каменным ножом, а мягкие ткани живота - вполне), после чего жрец погружал руки внутрь ещё живого человека, вынимал его сердце и показывал Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу. Череп, отполированный до блеска, занимал своё место в цомпантле - «башне черепов».

В жертву могли приносить и другими способами: пытать до смерти, топить, расстреливать. Всё зависело от того, кому из богов предназначалась энергетическая помощь. Правда, учёные не могут поверить в заявленный размах этих обрядов: очевидно, число жертв завышали ради пропаганды. Но даже если их были не сотни тысяч, а тысячи, кровавые обряды не становятся менее кошмарными.

В жертву обычно приносили военнопленных, но случалось, что ацтек предлагал себя в жертву добровольно. Как это объяснить? Лучшее посмертие в суровом мире ацтеков ожидало воина, павшего на поле брани, и человека, который окончил жизнь на алтаре под ножом жреца. Ещё бы, ведь его кровью напитались боги! Даже враг, принесённый в жертву, на равных входил в это боевое братство.

В Восточном Раю, в Доме Солнца, эти счастливцы жили в садах, наполненных цветами, состязаясь друг с другом в силе и ловкости. На них была возложена почётная обязанность: они сопровождали Солнце в его пути по небу, от рассвета и до середины пути, несли его на носилках из драгоценных перьев птицы кетцаль. В зените их встречали женщины, умершие при родах. Они окружались не меньшим почтением, чем жертвы и воины. Женщины эти жили в Западном Раю, в Доме Зерна, и сопровождали Солнце от середины пути до горизонта. Там Солнце отправлялось в подземный мир, а на следующий день всё повторялось. Таких женщин называли сиуапипилътин. Их изображали с черепом вместо головы и с когтями на руках и ногах. Прядь волос и средний палец левой руки женщины, умершей при родах, делали воина непобедимым - достаточно было прикрепить их к щиту.

Южный Рай находился под юрисдикцией бога дождя, грома, воды и сельского хозяйства. Бога звали Тлалок, а его страну - Тлалокан. Он забирал к себе убитых молнией, утопленников, самоубийц, а также умерших от водянки, ревматизма или проказы. Ему приносили в жертву рабов и детей, которых для этого топили. Южный Рай был страной вечной весны. Там всегда цвели цветы, там всегда можно было есть досыта, что при жизни удавалось далеко не всем. Судя по сохранившимся кодексам, души в Тлалокане веселились и предавались развлечениям: плавали в реке, ловили бабочек и пели песни.

На мексиканском карнавале богиня Миктлансиуатль вполне сошла бы за свою

Души возвращались на землю через четыре года. Они могли стать колибри или яркими бабочками. Те же, кто не умер героической смертью и не попал в руки Тлалока, обречены были отправляться на Север, в Миктлан, где их ждали Миктлантекутли (Хозяин Миктлана) и его супруга Миктлансиуатль с лицом-черепом и в юбке из гремучих змей. Дорога в Миктлан занимала четыре дня, была трудна и опасна, да и жить в Северной Преисподней было далеко не так весело и почётно, как в Домах Солнца и Зерна и в Тлалокане. Души в Миктлане проводили дни в отчаянии, скуке, холоде и голоде. В течение четырёх лет в праздник Мёртвых душам приносились дары: табак, куропатки, благовония, лепёшки - всё, что могло бы их порадовать и поддержать. Через четыре года душа должна была окончательно упокоиться в Миктлане - и жертвоприношения прекращались.

Когда испанские солдаты Кортеса увидели статуи богов и осознали, как именно поклоняются этим чудовищам, то признали их дьяволами, чем глубоко оскорбили ацтекского правителя Монтесуму. В 2006 году на раскопках в селении Текуак, недалеко от Мехико, были найдены кости одного из последних ацтекских массовых жертвоприношений - 550 человек из каравана Кортеса. В караван входили как конкистадоры, так и дружественные им индейцы, в том числе женщины и дети. Их приносили в жертву, вспарывая грудную клетку и вырывая сердце (по крайней мере, именно такие повреждения были у найденных скелетов). При этом на оставшихся костях есть следы зубов и ножей. Эти находки - ещё одно подтверждение, что ацтеки практиковали ритуальный каннибализм.

Смерть не остановила лучадора Хуана из игры Guacamelee! - он сам упокоил немало живых мертвецов, чтобы спасти дочь Эль Президенте

Да, белым людям, пришедшим из-за моря, приведшим с собой страшных невиданных животных - собак и лошадей, - многое в размеренной и упорядоченной жизни ацтеков могло показаться невыносимым и отвратительным. Два мира оказались столь несхожими, что на полюбовное согласие рассчитывать не приходилось. На стороне конкистадоров были ружья, пули, пушки и невиданная пассионарность. Победа осталась за ними. Но через несколько веков в огромном плавильном котле, именуемом Мексикой, образовалась новая культура, соединившая ацтеков и европейцев.

Святая Смерть неизменно находит своих поклонников

Культ Святой Смерти (Санта-Муэрте) в последнее время набирает популярность как в Мексике, так и за её пределами. В этом образе слились Дева Мария Гваделупская, покровительница Мексики и всей Латинской Америки, и древние ацтекские божества мёртвых - персонификации Смерти, помогающей живым. Католическая церковь этот культ не одобряет: поклонников Санта Муэрте обвиняют в чёрной магии или причисляют к сатанистам. Сами же они считают себя добрыми христианами: разве может Святая Смерть нарушить волю Господа, её создавшего?

Культ зародился в середине ХХ века в самых тёмных низах общества. К Святой Смерти обращаются с теми просьбами, с которыми не пойдёшь в церковь. В самом деле, неловко просить Деву Марию об устранении конкурента, благополучной продаже партии наркотиков или успехе в работе на панели. А Святая Смерть поможет: ей не привыкать, для неё все равны - и проститутка, и наркобарон, и подросток-оборванец, удравший из дома. Святая Смерть не спросит, как тебе не стыдно просить о таких нехороших вещах. Святая Смерть не поставит никаких условий, не потребует от тебя исправиться. У Святой Смерти множество имён - от Тощей до Невесты. Подарить ей можно что угодно - яблоко, конфеты, пулю, деньги или сигары. Любая жертва будет милостиво принята. По всей Латинской Америке можно встретить фигурку скелета в просторном одеянии. В руках у скелета глобус, песочные часы или коса. Наряд Святой Смерти может быть самых разных цветов - в зависимости от того, что ты просишь.

(Maurice Marcellin / Wikimedia | CC BY)

Святая Смерть неприхотлива. Только не надо с ней ссориться - и всё будет отлично

Традиционный цвет накидки - белый, ведь самые популярные имена Святой Смерти - Белая Девочка и Белая Сестра. Но накидка может быть и красной, и золотой, и зелёной - в зависимости от просьбы, с которой пришёл почитатель. Медальоны с изображением Святой Смерти, картинки, специальные листочки с молитвами и самое главное - цветные обетные свечи - продаются повсюду. Обетные свечи покупают особенно охотно: они бывают любого размера, на них может быть написана просьба к Крёстной (ещё одно имя Святой Смерти), а может быть украшение из черепов. Самая распространённая свеча - белая, это угодная жертва Белой Девочке, она означает чистоту, обещание, защиту и покровительство. В проведении публичных ритуалов белые свечи используют чаще всего. Ну а для каждого конкретного случая пользуются особенными свечами. Символика цветов, как правило, понятна, но опытный продавец всегда даст подсказку начинающему адепту. Если надо помочь в делах сердечных, свечи для Сантиссимы (так её тоже называют) выбирают цвета крови - чем красней, тем лучше. Фиолетовые (лавандовые) свечи помогают исцелиться, свечи кофейного цвета служат для обретения нового знания (их используют студенты, желающие преуспеть во время экзамена). Зелёный уладит проблемы с законом, восстановит справедливость, золотой или жёлтый принесёт финансовое благополучие, а чёрный поможет в трудных жизненных ситуациях, особенно таких, что относятся к «тёмной стороне» культа. Сантиссима в радужной накидке - её ещё называют «Санта Муэрте Семи Королевств» - означает «хочу всё сразу». В радужной свече отражены все аспекты - и любовь, и справедливость, и исцеление, и богатство. Но семицветная свеча, кроме того, зачастую носит название «На погибель моим врагам» - и это очень сильное колдовство. На время Чемпионатов мира по футболу Святую Смерть наряжают в зелёный, белый и красный - цвета мексиканского флага, а в руки ей вкладывают футбольный мяч: пусть Белая Девочка принесёт удачу сборной.

Алтарь для Святой Смерти делается очень просто: в середине ставят фигурку Санта Муэрте, вокруг раскладывают дары для неё, зажигают свечи нужных цветов - и готово, можно приступать. Впрочем, стоит помнить: Санта Муэрте ревнива, ничьих изображений, кроме её собственного, рядом быть не должно. Ну разве что икона апостола Иуды Фаддея, которому молятся во всех сложных случаях, - он тоже крайне популярен в Мексике.

Статуэтки Санта Муэрте - от крохотных, в ладонь величиной, и до огромных, которые и не поднимешь, - продаются в «недобрых» кварталах практически везде. Ведь чем хуже живётся, тем больше нужна надежда. И Святая Смерть охотно выручает своих почитателей.

* * *

Поэт, писатель, нобелевский лауреат Октавио Пас недаром писал: «Слово “смерть” непроизносимо в НьюЙорке, Париже, Лондоне; оно обжигает губы. А мексиканец со смертью знаком близко; он шутит о ней, ласкает её, прославляет, спит с ней; это одна из его любимых игрушек и самых крепких привязанностей». Современные мексиканцы - наследники испанских конкистадоров и индейцев. Их отношение к смерти, шокирующее европейцев, во многом обусловлено слиянием воззрений ацтеков и католиков. Весёлый праздник мёртвых с его особым хлебом и дорожками из свечей, «скелетные святые», помогающие живым изза незримой черты во всех делах, не различая доброго и недоброго, обетные свечи на алтаре и молитвы к Святой Смерти, прямо повторяющие формы католических новенн (молитв, читающихся в течение девяти дней подряд), - всё это очень похоже на обрядовую сторону католического христианства, по крайней мере, на его «народную» разновидность. Но ведь и у нас, навещая мёртвых в урочные дни Радоницы, православные христиане оставляют на могилах не только цветы, но и крашеные яйца, конфеты, различную снедь, чтобы побаловать своих покойников. В России память о дохристианских богах забылась, стёрлась, а в Мексике - жива. И ацтекские боги до сих пор нет-нет, да и промелькнут на общем празднике жизни, то есть смерти.

Что и говорить - смерть для мексиканцев и вправду своя. Не приручённая, не спрятанная за семью засовами, не конец всех путей - но родная, привычная, как порог собственного дома. Там, где мы скажем «я - тёртый калач», мексиканец улыбнётся: «Я уже умирал и теперь знаю, что такое вечность».

Праздник мертвых в Мексике. Исторический экскурс.

Желаете провести отпуск феерично и незабываемо? Хочется ощутить прилив бодрости и адреналина? Тогда вам обязательно стоит посетить Лос Муэртос или в Мексике — одно из самых эффектных и фееричных торжеств страны. Это ошеломляющее действие проводится ежегодно в первые два дня ноября и собирает множество туристов, соскучившихся по грандиозным зрелищам. 1 ноября приурочено памяти умерших младенцев и деток – маленьких ангелочков, 2-е – взрослым.

Казалось бы, довольно странно отмечать подобный праздник и радоваться такому событию, но если углубиться в исторические традиции мексиканского народа, то кладбищенские вечеринки обретут свой сакральный смысл. Около трех тысяч лет назад, во времена древних народов, скальпы умерших родственников хранили в жилищах как защитные амулеты , а День мертвых почитали целый месяц.

Для мексиканцев смерть – это всего лишь конец земного существования, которое продолжается в ином загробном мире — Миктлане . Именно поэтому на лицах людей в этот день нельзя увидеть печали, слез и скорби, ведь они готовятся к встрече с усопшими родственниками. Коренные народы считают, что связь с упокоившимися предками неразрывна в течение всего существования рода и их души всегда возвращаются в свои жилища, чтобы погостить у родных.
Даже церковные иерархи разрешили ежегодно отмечать День смерти , переместив церковные торжества.

Особенности празднования , основные символы и атрибуты.

К празднику смерти в Мексике готовятся очень тщательно, в этот день могилы родственников украшают фотографиями и символическими вещами, приносят их любимые блюда, фрукты, сладости, ленточки, цветы и даже алкогольные напитки. Существует поверье, что души умерших обязательно явятся к живым в это время. При этом, возле надгробия никто не скучает и не плачет, даже наоборот: посетители радуются и вспоминают веселые рассказы, связанные с усопшими, истории из их жизни.

Существует еще два обязательные атрибуты, с которыми нужно встречать мертвых: это вода, в которой души нуждаются после долгого странствования, и особый хлеб, выпеченный в круглой форме, щедро усыпанный сахаром и декорирован полосками, внешне похожими на кости.

При этом на могиле можно появляться только после захода солнца, а необычный пикник может продолжаться всю ночь. Праздники Мексики фото свидетельствуют о шикарных пиршествах, устроенных в честь покойных, с преобладанием национальных блюд, и украшений кладбищ специальными цветами – оранжевыми бархатцами . Именно их считают притягательным символом усопших.

Отличительные черты парада веселых мертвецов в различных регионах страны

В отдельных районах страны на могилы даже приносят магнитофоны и радиоприемники, чтобы разбавить атмосферу радужным пением и подарить умиротворение покойнику.
В этом грандиозном веселье не остаются в стороне даже отдаленные поселки: в одних из них устраиваются своеобычные факельные процессии и оригинальные шествия, в других же – фольклорные пения, самобытные пляски и танцы.
В домах сооружают алтари, на которых размещают вещи, собранные в течение всего года, которые принадлежали предкам и могут побудить их душу придти на встречу. Многие семейства даже готовят кровати, на которых призрачные гости смогут отдохнуть после долгого пути.

Праздник мертвецов в Мексике официально включен в реестр ЮНЕСКО .
Эти дни олицетворяет огромный карнавал и различные уличные фестивали , на которых готовят специальные сладости в виде скелетов и черепов, похожих на богиню смерти Катрину. Не обходится это веселье и без особых символических напитков, которые делают атмосферу еще более непринужденной. Ассортимент праздничных сувениров в магазинах представлен громадным выбором фонариков, мрачных и отпугивающих костюмов, фигурок-скелетов.
Еще одним примечательным фактом является привлечение детей к празднованию. Им дарят всевозможные сувениры и статуэтки в виде мини-гробов, шоколадные скелеты, декоративные черепа.

В некоторых регионах дети в этот день ходят по улицам и выпрашивают у взрослых подарки в виде скелетиков или маленьких черепов.
Это торжество можно сопоставить с европейским Хэллоуином, ведь их неотъемлемыми атрибутами являются неординарные костюмы, дикие раскраски, специальные гастрономические приготовления и традиционные развлечения. Но, если в случае с Хэллоуином большинство персонажей – отрицательные и веселье основано на страхе, то День смерти олицетворяют положительные эмоции, чувства радости, любви и поклонения пред умершими родственниками.

Ежегодно после праздника мертвых в Мексике фото украшают печатные здания и множественные интернет-площадки. Забавные люди в костюмах зомби, скелетов и мертвецов, тематические многоликие наряды, маски и сувениры в виде черепов, крестов, гробов – средь разноцветных и завораживающих персонажей двух одинаковых не сыскать.

День мертвых считается официальным государственным праздником: в этот день не работают учебные заведения, правительственные и банковские учреждения, коммерческие предприятия. Более того, в каждом заведении сооружают алтарь, на который каждый желающий может возложить пожертвования.

Друзья! Если у Вас возникнут вопросы - !не стесняйтесь! - задавайте их в комментариях ниже или же пишите мне в соц.сетях!

– самый значимый народный праздник в мексиканской культуре. Его отмечают в течение двух дней: 1-го ноября вспоминают ушедшие детские души, 2 ноября – день памяти взрослых. Календарно событие совпадает с католическим Днем Всех Святых, а также с Хэллоуином, отмечаемым в ночь на 31 октября, который, как и День Мертвых, имеет символическую нагрузку, касающуюся смерти. Однако кельтское празднование подразумевает, что смерть является тем, чего следует опасаться, а по мексиканскому верованию, имеющему древнее доиспанское происхождение, в этот день души умерших родственников возвращаются домой.

Истоки праздника дня Мертвых

Исторически истоки Дня Мертвых относятся к обычаям ацтеков, пурепеча, майя и тотонаков, и, следуя ацтекскому солнечному циклу, праздник приходился на девятый месяц календаря, август, когда почиталась богиня всех умерших Миктлансиуатль и ее супруг, бог Миктлантекутли – властитель подземного мира. Так, культ смерти был в почитании на мексиканской земле и во всей Мезамерике, а с приходом европейцев и католической религии в колониальную эпоху трансформировался в уникальную традицию, богатую обрядами и церемониями, составившими часть мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Календарь празднования дня Мертвых

Особенности празднования Дня Мертвых варьируются от региона к региону, в некоторых поселениях мероприятия стартуют 18-го октября и заканчиваются 5-го ноября, но в большинстве случаев торжества сокращаются до двух дней, которым предшествуют некоторые обычаи:

— 27-го октября необходимо предложить кувшин воды и хлеб тем душам, у которых на земле не осталось живых родственников;
— 28-го октября вода и хлеб предлагаются грешным душам, совершившим преступления в прошлом, грабежи или убийства. При этом подношение делается вне дома или в храме;
— 30-го октября поминаются безымянные младенцы и все те, кто не принял обряд крещения;
— 31-го октября поминаются крещеные дети, души которых возвращаются в этот день в родной дом.

Семейный праздник

День Мертвых – в первую очередь, семейный праздник, и подготовка к торжествам начинается за несколько недель. С середины октября в продаже появляются бархатцы, жуткие игрушки в виде скелетов, гробов и костей, а также выпекаются специальные сахарные черепа, пирожные и хлеб, которые используются для украшения алтарей, предназначенных для приветствия духов. Для устройства алтаря в доме отодвигается мебель, над устланным скатертью столом сооружается цветочная арка, символизирующая переход между жизнью и смертью. В центре помещается фотография человека, которому посвящено событие, вокруг расставляются свечи, цветы, кувшин с водой, фрукты и другая еда, а также любимые вещи или игрушки усопшего – оставлять дар на алтаре является одной из главных традиций праздника.

Ночь перед праздником

В ночь перед праздником люди приходят на кладбище, где молятся, вспоминают умерших родственников, оставляют закуски, мясные ассорти, пироги с текилой и ставят сотни зажженных свечей – считается, что необходимо осветить путь домой для душ. Кроме свеч и лампад могилы украшаются лепестками бархатцев, желтый цвет и сильный запах которых символизирует дух смерти и помогает найти дорогу домой.

Рифмы дня Мертвых

Накануне Дня Мертвых пишутся аллегорические стихотворные композиции, высмеивающие некоторых людей так, как если бы они были мертвы. Как правило, рифмы сопровождаются сатирическими рисунками черепов, олицетворяющими юмористическое отношение к смерти. Наиболее известная карикатура – гравюра «Катрина» Хосе Гуадалупе Посады, изображающая присутствие смерти во всех социальных слоях общества, даже самых высоких. Традиция писать рифмы появилась в XIX веке как способ обойти цензуру и показать недовольство политикой или конкретным человеком, а в современных празднованиях этот обычай выражается в проведении конкурсов между лучшими сатирическими композициями.

Хлеб мертвецов

На ужин во время Дня Мертвых подается пан-де-муэрто – особый тип хлеба, выпекающегося исключительно по случаю торжества. Существует несколько видов этой выпечки, засахаренные, с кунжутом, цедрой апельсина, покрытые шоколадом, но все они декорируются выпеченными четырьмя или шестью полосками, имитирующими кости. Самый популярный пан-де-муэрто – круглой формы с красноватой сахарной посыпкой, символизирующей кровь. (больше о мексиканской кухне, читай )


Мексиканский праздник «День Мертвых» – один из самых шокирующих, и в то же время, захватывающих и самобытных праздников мира. «Dia de los Muertos», как его дословно называют в Мексике, - время, когда тысячи мертвецов оживают и выходят на улицы городов, празднуя и веселясь, вместе с живыми. В это время, в Мексике все словно переворачивается «с ног на голову»: ночь превращается в день, кладбище - становится наиболее популярным местом отдыха в городе, живые надевают личину мертвых, усопшие - оживают. Об этом аутентичном мексиканском празднике, посвященном мертвым, мы и расскажем в нашей статье.

Стоит сразу отметить, что в Мексике практикуется совершенно иное отношение к смерти, нежели у нас и в Европе. Смерть для мексиканцев не является концом всему, а лишь продолжением жизни, но уже в ином, более лучшем мире. Поэтому, мертвых тут принято не поминать, как у нас, а встречать с радостью и весельем. Ведь, мексиканский «День мертвых» - это действительно праздник, так как, только в это время, любимые мертвые родственники, имеют возможность навестить своих близких, оставленных в этом мире.

История этого праздника уходит во времена языческих верований коренных народов Мексики, и связана с традициями древних ацтеков и майя, практиковавших различные ритуалы смерти и воскрешения мертвых. До того, как Мексику завоевали испанцы, у ацтеков было принято хранить в доме черепа своих родственников и использовать их, в разного рода, церемониях. В течение одного летнего месяца у них устраивались кровавые жертвоприношения, чтобы таким образом отдать дань уважения своим мертвым предкам, всему загробному миру и покровительнице того мира - богине Миктлансиуатль. Первые завоеватели Мексики, увидев такие обряды, были шокированы, ведь проводя их, ацтеки словно смеялись над смертью, индейские ритуалы были, самым настоящим кощунством, в глазах, просвещенных европейцев. Испанцы начали срочное обращение коренного населения Центральной Америки в католическую веру, хотя искоренить, прижившиеся здесь веками традиции было очень сложно. Им удалось отменить принесение кровавых жертв, а также сократить этот праздник до пары дней в году. Тем не менее, подмена радости на скорбь и черепа - главного символа мексиканского праздника «Dia de los Muertos», на крест - не удалась.

До сих пор, для впервые попавших на этот праздник туристов, он кажется весьма экстравагантным, и это, наверное, мягкое определение переживаний по этому поводу. Традиционно, праздник «День мертвых» в , отмечают первого и второго ноября. Причем празднование идет на территории всей Мексики. Мексиканцы утверждают, что в те дни загробный мир оживает, а души ждут в их земных жилищах, украшая их фотографиями почивших родственников и друзей, готовя им самые любимые сладости, везде размещают символы праздника - яркие черепа. Еще одним символом «Дня Мертвых», является «Катрина» - это женский скелет, наряженный в яркое платье и широкую шляпу. Он олицетворяет ацтекскую богиню смерти Миктлансиуатль.

Что самое интересное, так это то, что зловещим теперь остается лишь название праздника, но сам он, вызывает лишь положительные эмоции. По улицам гуляют тысячи переодетых и загримированных под мертвецов людей, везде работают ярмарки, где продаются праздничные атрибуты на эту тему: фигурки-скелеты, черепа из керамики, свечи, различные сладости, в форме гробов, скелетов, черепов. На всех крупных площадях, основных улицах городов, устанавливаются громадные черепа, а также сооружаются яркие инсталляции, на тему загробной жизни. Очень интересно в эти дни оказаться на главной площади столицы Мексики – города Мехико, которая называется - Площадь Соккало или Площадь Конституции. На этой площади, занимающей двести сорок квадратных метров, и являющейся символом города, стоят старинные строения, оставшиеся со времен нахождения тут древней столицы ацтеков – Теночтитлана, а также, невероятно красивые здания, в колониальном стиле, построенные европейцами. Недалеко от площади находится пирамида, на ее вершине века назад был Храм бога Солнца и бога Дождя. И именно на этой площади, в «День мертвых», традиции мексиканцев вырисовываются очень наглядно. Но стоит сказать, что в разных частях Мексики, во время празднования «Дня мертвых», есть некие различия: если в долине Мехико, основное внимание уделяется украшению алтарей и домов усопших людей, то в городе Оахака-де-Хуарес, праздник «Dia de los Muertos» идет с грандиозным размахом: тут стартует настоящий карнавал и город заполняют «танцующие скелеты», которые веселятся под музыку духовых оркестров и песни мариачи. Пустынные улицы днем, ближе к ночи заполняют толпы танцоров, оркестры, за которыми шагают ряженые и зеваки-туристы. Такие шествия возникают совершенно спонтанно, без маршрута и расписания. Любой человек со стороны, имеет возможность присоединиться к этой беснующейся толпе и бродить за ней улицам города. Карнавальное настроение охватывает всех и каждого, и длится оно до первых лучей солнца третьего ноября. А вот в мексиканском городке Помучь до сих пор чтят традиции индейцев, существовавшие еще до вступления европейцев на этот материк: в «День мертвых» здесь извлекают из земли останки близких, очищают их от сгнившей плоти или тщательно полируют, уже очищенные в прошлые годы кости. Поэтому, слабонервным туристам, ехать в тот город и ходить на кладбище в те дни, не рекомендуем. То есть, как вы уже поняли, в традициях празднования «Дня мертвых» в Мексике, имеются некоторые региональные отличия. Но везде, праздничный размах этих дней в Мексике, затмевает празднование Рождества. Порой, мексиканцы настолько жаждут наступления «Дня мертвых», что начинают его отмечать, даже чуть раньше – с тридцать первого октября. «Dia de los Muertos» - официальный национальный праздник Мексики, дни которого являются выходными, в этот период не работают ни школы, ни предприятия.

Праздничные дни можно подразделить по смысловой нагрузке. Первого ноября в Мексике празднуют «День маленьких ангелов» - «Día de Angelitos», он посвящается почтению памяти усопших детей или младенцев. Второго ноября, начинается «Día de los Muertos» - почтение взрослых умерших. Но этому, предшествует многомесячная подготовка, когда в школах, в институтах, других сообществах начинается изготовление масок, костюмов, ростовых кукол, идут ежедневные репетиции музыкантов, создаются дизайны торжественных алтарей. Непосредственно перед праздником создаются эти алтари, которые украшают цветами - желтыми бархатцами. Считается, что таким образом можно создать символическую дверь между мирами, через которую души могут вернуться домой. Недаром бархатцы называют «цветком мертвых» - «flor del muerto». Такой алтарь должен быть в каждом мексиканском доме, а также их создают на площадях, в местных школах, магазинах, ресторанах, больницах, отелях, аэропортах. К алтарям возлагают не только цветы, но и прочие подношения: свечи, тамале - мексиканское блюдо, приготовленное из кукурузной муки, фрукты, игрушки - для маленьких умерших детей, алкоголь - для взрослых умерших. Обязательными атрибутами каждого алтаря на «День мертвых» является вода, потому что, мексиканцы считают, что духи страдают от жажды после путешествия между мирами и от голода, который может утолить только специальный сладкий хлеб – «pan de muertos», дословно «хлеб для мертвых». Женщины-мексиканки готовят блюда, которые очень любили мертвые при жизни, в каждом доме специально заправляют кровать, на которой пришедшие мертвые могли бы отдохнуть. В домах принято собираться родным и близким, чтобы радостно встретить покойных.

В дни перед праздником, на всех прилавках магазинов, лавочек продают символы праздника – гробики, черепа, скелетики, - они могут быть изготовлены из шоколада, из глины, из картона. Вообще, черепа и скелеты в это время можно увидеть повсюду: их рисуют на дверях и окнах домов, на асфальте и стенах, на одежде тоже должны быть эти символы. Но желательно, чтобы черепа были нарисованы яркими цветами и улыбались, ведь «День мертвых» в Мексике - праздник радости и веселья, а не скорби и тоски. Поэтому, если в эти дни вам подарят символический череп или гробик, где написано ваше имя, то не будьте шокированы: это сделали от всей души, потому что так принято в Мексике. Такие подарки делают всем родным и близким, а также друзьям. Кроме того, на витринах магазинов, можно часто увидеть пирамидки - ацтекские «цомпантли», которые индейцы воздвигали из черепов поверженных врагов. Это мексиканский символ неразрывной связи жизни и смерти.

В течение празднования «Дня мертвых», принято ночью посещать кладбища, но это, опять-таки, не грустное событие, а настоящая кульминация праздника и долгожданная встреча с родственниками, ушедшими в другой мир, возможность провести с ними время, выпить и поесть в кругу родных и близких. Стоит предупредить, если вдруг вы тоже решите съездить на кладбище в эти дни, чтобы посмотреть на традиции празднования мексиканцев, что парковка будет занята, а машины местных жителей заполонят несколько кварталов вокруг. Люди стекаются сюда плотным потоком. Они убирают могилы, посыпают их лепестками цветов, ставят венки и букеты из желтых бархатцев, украшают свечками, приносят сюда самую любимую еду, напитки их покойного, а также его фотографии. Потом устраивают на могиле пикники и танцы, под веселую музыку музыкантов-мариачи. Европейцев это вводит в ступор и кажется кощунством, а для мексиканцев – это возможность создать семейную идиллию у каждой могилы. Тут все как на наших семейных праздниках: женщины суетятся, накрывая стол, мужчины общаются и рассказывают интересные истории о жизни покойного, нарядные дети играют и бегают, а младенцы спокойно дремлют в колясках. Но стоит сказать, что чаще всего, традиции задушевных посиделок на кладбище, поддерживаются теперь в маленьких городках и селах, а жители крупных городов предпочитают устраивать веселые карнавалы.

В любом случае, для европейцев, знакомство с традициями празднования «Дня умерших» в Мексике, станет ударом по привычным стереотипам и раскроет совершенно иную и противоположную точку зрения на смерть. Поэтому, если у вас будет возможность побывать на этом мексиканском празднике, то очень вам рекомендуем это сделать.

День Мертвых является одним из наиболее известных мексиканских праздников в мире. Скелеты из папье-маше и сладкие черепа - такие же узнаваемые символы, как тыква-фонарь во время празднования Хэллоуина. Для непосвященных, День мертвых в Мексике прочно ассоциируется со скелетами и несет на себе оттенок скорби и печали. В действительности, этот праздник отмечают с радостью, ведь смерть для мексиканцев - не конец жизни, а ее продолжение в ином мире. Мексиканцы убеждены, что раз в году усопшие навещают их, поэтому этот праздник не несет грусти. Мертвых в Мексике не поминают, их здесь встречают.

Истоки праздника

Празднование Дня мертвых в Мексике своими корнями уходит в древние традиции коренных народов. Ритуалы, связанные со смертью предков, коренные народы отмечали 2500-3000 лет. Система верований ацтеков прочно связывалась с ритуалами смерти и воскрешения, считалось очень важным воздать почести тем, кто умер раньше. Еще до испанского завоевания Мексики в 16 веке, черепа предков ацтеки хранили у себя дома и использовали их в символических церемониях.

Когда испанские конкистадоры высадились на территории Центральной Америки, они впервые познакомились с ритуалами, которые, казалось бы, насмехались над смертью. Завоеватели посчитали ритуал кощунственным, а коренное население варварским и языческим.

Испания огнем и мечом завоевала народы Центральной Америки и обратила их в католицизм. Хотя испанцев потрясла традиция празднования мертвых, она настолько сильно пустила корни в их культуру, что завоеватели будут не в состоянии ее искоренить. Практиковавшиеся тысячи лет ритуалы были слишком важны для коренных народов, чтобы от них так просто отказаться. Поэтому у церкви не было другого выбора, как разрешить продолжать эту традицию. Торжества, ранее отмечавшиеся на девятом месяце календаря ацтеков (24 июля-12 августа), перенесли на 1-е и 2-е ноября, что календарно совпало с двумя католическими праздниками - Днем всех Святых и Днём всех усопших. Так этот праздник и отмечается сегодня.

Суть праздника

День Мертвых празднуют два дня, 1 и 2 ноября, иногда торжества охватывают 31 октября и 2 ноября. В большинстве регионов Мексики, 1 ноября почитают усопших детей и младенцев (Día de Angelitos, День маленьких ангелов), 2 ноября поминают умерших взрослых (Día de los Muertos, День мертвых).

В системе веры, унаследованной мексиканцами от ацтеков, мертвые продолжают жить в Миктлане (загробном мире). Смерть является лишь переходом от одной жизни к другой, и связь между живыми и мертвыми существует, она не прерывается. С Миктлана усопшие возвращаются в свои дома спустя год после смерти, чтобы вновь насладиться радостями жизни, повидать родственников, друзей, получить то, что они любили при жизни. Помочь душам умерших побывать дома призвана арка (алтарь) из желтых бархатцев, этакая символическая дверь между этим и потусторонним мирами. К ней возлагают подарки и угощения для невидимых посетителей: цветы, свечи, тамале (блюдо из кукурузной муки), фрукты, игрушки (для детей и младенцев), бутылки текилы и мескаля (для взрослых). Два обязательных атрибута - вода, потому как духи испытывают жажду после длинного путешествия, и pan de muertos (хлеб мертвых). Хлеб пекут в круглых буханках с полосками сверху (напоминающие по форме кости), и обычно посыпают сахаром. Часто сверху выпекают хлебный шарик, символизирующий череп. Женщины целый день готовят любимую еду усопшего, друзья и родственники собираются вместе для встречи с призрачными посетителями. В домах заправляют кровати, на которых умершие могут отдохнуть после долгого путешествия.

Кульминация праздника - посещение кладбища. Семьи приводят в порядок могилы, устраивают пикники и танцы под живую музыку мариачи, возлагают любимые блюда, напитки, фотографии и памятные вещи покойного, украшают их свечами и оранжевыми бархатцами. В современной Мексике, оранжевые бархатцы часто называют flor del muerto (цветок мертвых). Полагают, эти цветы привлекают души умерших. Все это делается для того, чтобы души услышали молитвы и разговоры.

В преддверии праздника, магазины и рынки заполняются миниатюрными гробами, черепами и скелетами, сделанными из шоколада, бумаги, картона или глины. Общим символом праздника является череп (на испанском языке calavera). Скелетные изображения появились на улицах мексиканских городов и деревень в начале 20 века, когда художник-график Хосе Гваделупе Посада создал знаменитую цинковую гравюру La Calavera de la Catrina (Череп богатой женщины). Знаменитый мексиканский художник акцентировал внимание на том, что богатые и успешные такие же смертные, как и все остальные. Образ женщины со скелетом в богатом убранстве стал ассоциироваться с Днем мертвых, и с того времени Калавера Катрина является неотъемлемой частью современных обрядов Дня мертвых.

В северо-западной и центральной Мексике (особенно в крупных городах), дети в костюмах бродят по улицам и выпрашивают calaverita (подарок в виде шоколадного или сахарного черепа). Этот относительно недавний обычай похож на выпрашивание сладостей во время празднования Хэллоуина.

День Мертвых признан национальным праздником Мексики, школы, предприятия, банки и другие коммерческие заведения не работают. В учебных заведениях всех уровней, правительственных учреждениях, как правило, возводят небольшой алтарь с пожертвованиями - еще одно свидетельство того, какое значение этот праздник занимает в мексиканской культурной традиции.

Какая разница между Хэллоуин и Днем мертвых?

На первый взгляд, мексиканский обычай празднования Дня Мертвых имеет немало общего с традициями Хэллоуина. Оба произошли от ранних культур и позднее смешались с христианством. Оба основаны на том, что духи возвращаются в это время года (Хэллоуин отмечается 31 октября). Общими являются атрибуты черепов, праздники тесно связаны с понятиями смерти и загробной жизни, но на этом параллели заканчиваются.
Идея празднования Хеллоуина основана на страхе смерти, праздник изобилует демонами, ведьмами и другими фигурами из мира ужасов - все отрицательные персонажи. День Мертвых заметно отличается в этом отношении, демонстрируя сильное чувство любви и уважения к своим предкам, посвящен семье, родным и близким, о которых помнят - все положительные понятия.

Традиции Хэллоуина связаны с понятием, что духи злонамеренны (дети одевают маски, и им тогда не будет причинен вред), а в День мертвых духов радостно встречают их родственники, которые не видели их целый год.

Еще одно принципиальное различие - отношение к смерти. В Хэллоуин, смерть - это то, чего нужно бояться. В Дне мертвых, смерть - это то, что надо отметить.

Региональные отличия

Сегодня, в некоторых районах Мексики размах празднования Дня Мертвых затмевает даже Рождество. Но традиции празднования не универсальны и часто варьируются от региона к региону. Например, в южном штате Чьяпас большой акцент делается на шествиях и общественных мероприятиях, в долине Мехико доминирует украшения алтарей в домах умерших. Для юга и сельской местности праздник имеет гораздо большее социальное и культурное значение, чем на севере и в крупных городах. День мертвых широко отмечают по всей стране, но душой праздника остается Южная Мексика, где культура коренных народов сильнее. О том, как празднуют День мертвых в Помуч, Окотепек и Сан Андрес Мишкик читайте ниже.

Помуч

Если хотите увидеть, как доколумбовые культуры отмечали День мертвых, отправьтесь в город майя Помуч (Pomuch) на полуострове Юкатан, штат Кампече. Жители Помуча придерживаются традиций, которых можно увидеть только в фильме ужасов. Каждый год, в канун празднования Дня мертвых, члены семьи усопших эксгумируют останки своих близких (спустя три года после их смерти). Затем кости тщательно очищают, кладут в ящик, покрытый вышитой тканью с именем покойного, и выставляют на всеобщее обозрение на кладбище. По окончании праздника останки кладут в оссуарии – места для хранения скелетированных останков.

На следующий год очистка, которую здесь проводят с 26 по 31 октября, повторяется. Ящики с останками достают из оссуарий, кости очищают, старую ткань заменяют новой.

Ритуал связан с верой в то, что если не проявлять заботу о костях, души усопших будут беспокоить своих живых родственников во сне и в День мертвых не побывают дома.

Даже многие мексиканцы поражены такими архаичными традициями. Но для жителей Помуча в этом нет ничего ужасного - для них очистить кости усопших – то же самое, что помыть любимого человека при жизни.

Кладбище в Помуч видео

Сан Андрес Мишкик

В 20 веке, Сан Андрес Мишкик (San Andres Mixquic) поглотила быстро растущая столица Мексики . Ныне это часть Тлахуак (Tláhuac), одного из 16 районов Мехико , но при этом Мишкик сохранил атмосферу сельской местности с сильными народными традициями. Больше всего Сан Андрес Мишкик известен празднованием Дня мертвых. Кульминация праздника - церемония alumbrada, когда кладбище вокруг главной церкви светится тысячами свечей и наполняется дымом благовоний.

Сан Андрес Мишкик хорошо известен в столице, а его кладбище считается единственным, сохранившимся в Мехико возле церкви (все остальные были закрыты или перемещены в "гигиенических целях"). Ритуалы и церемонии праздника собирают возле кладбища тысячи мексиканских и иностранных туристов.

В дополнение к традиционным атрибутам праздника (возведение алтарей, уборка могил) здесь проводят игры, шествия, концерты и народные танцы. Вечером 1 ноября инсценируют похоронную процессию. Шествие по городу с картонным гробом направляется на кладбище, где "мертвец" выпрыгивает из гроба и скрывается из виду под всеобщий смех толпы.

С утра 2 ноября кладбище готовят к церемонии alumbrada. В восемь часов вечера кладбище вокруг храма озаряется тысячами горящих свечей, воздух наполняется запахом горящего копала (используется в Мексике как благовоние в религиозных церемониях). Сплошное море света тысяч свечей, аромат благовоний и цветов помогает душам найти свой путь в земной мир.

В 2011 году, Сан Андрес Мишкик включили в список "Barrio Mágico" Мехико (Магических окрестностей Мехико). Список состоит из двадцати одного предместья Мехико, названых "магическими окрестностями" с целью развития туризма. Программа создана по образцу "Магических городов Мексики" (Pueblo Mágico).

Окотепек

Окотепек (Ocotepec) - небольшой городок в нескольких минутах езды от Куэрнавака (штат Морелос). Главной особенностью Дня мертвых в Окотепек является огромное количество жертвоприношений. Семьи, потерявшие близкого человека в течение предыдущих 12 месяцев, делают алтари, занимающие иногда целые комнаты. Алтари украшены цветами, свечами, к ним сложены фрукты, хлеб, текила, сигареты, любимые блюда усопших.

Дома, недавно потерявшие своих родственников, легко определить по дорожке, выложенной цветами и горящими свечами. Цветы и свечи служит не только указателем для души усопшего, куда идти, но и приглашение живим войти в дом и полюбоваться алтарем с богатыми приношениями. С наступлением сумерек и примерно до полуночи идет сплошной поток гостей, они возлагают у алтаря принесенные с собой оранжевые бархатцы и длинные свечи, дань уважения к усопшим. По древнему обычаю, их угощают тамале (традиционное блюдо Мексиканской кухни из кукурузной муки) и атоле (традиционный горячий напиток из кукурузной муки). Такие угощения готовятся только в тех домах, где кто-то умер в последние 12 месяцев.

Вторая особенность празднования Дня мертвых в Окотепек – ночные шествия в ночь на 1 и 2 ноября. Все жители городка отправляются на кладбище, и проводят ночь рядом с могилами.

Интересной достопримечательностью Окотепека считается само кладбище. На многих могилах стоят маленькие церкви и соборы, покрытые керамической плиткой.

Умение без страха встретить смерть всегда была важнейшей целью человеческого существования. Празднование Дня Мертвых в Мексике дает представление о том, как мексиканцы с этим справляются.

Статья