Детские страхи и их преодоление. Избавляемся от «чудовищ»: детские страхи и их преодоление

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу затронуть проблему, которая волнует многих родителей: детские страхи. Откуда они берутся и что с этим делать?

Мало на свете людей, которые бы совсем ничего не боялись. Кто-то боится змей, насекомых, а кто-то темноты и зубных врачей. Одни ни за что на свете не полетят на самолёте, а другие с криком кидаются прочь от тараканов или лягушек.

Иногда причиной страха становятся не объекты, а целые ситуации: темнота, замкнутое пространство, одиночество, неизвестность.

Но детские страхи - дело особое. Они возникают постепенно или вдруг в жизни ребёнка, вызванные какими-либо травмирующими психику переживаниями, а иногда сознательно сформированы взрослыми. Как часто приходиться слышать на детской площадке от мамы:" Вот не будешь слушаться, отдам тебя чужому дяде или вызову полицию, чтобы тебя забрали!", или "Сейчас вызову скорую помощь, чтобы врач поставил тебе укол огромным шприцом!" А как часто взрослые пугают детей "бабайкой" или "бабой Ягой".

Основные страхи детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1. боязнь собак (или кошек), насекомых, пресмыкающихся.
2.Ночные страхи (боязнь вымышленных чудовищ, темноты)
3.Боязнь чужих людей (в том числе врачей и милиционеров)
4.Боязнь оставаться одному дома (или в комнате).

Эта проблема не обошла стороной и нашу семью. Старший сын в дошкольном возрасте боялся собак и кошек. Начался этот страх после того, когда его легонько укусила маленькая домашняя собачка, во время игры с ней. А когда его поцарапала бабушкина кошка, стал бояться и всех кошек. В этом случае сын сам приобрёл психотравмирующий опыт.

А бывают случаи, когда родители, желая оградить ребёнка от опасности, часто преувеличивают: "Отойди от собаки, а то укусит!" Именно по этой причине, мне кажется младший сын боится собак, потому что во время прогулок, папа всегда пытался уберечь ребёнка от "агрессии собак".

Как реагировать родителям на страхи детей и как помочь их преодолеть

Самое главное попытаться понять вашего ребёнка, на слёзы и истерики реагировать спокойно, не обзывать трусом или слабаком, а попробовать отвлечь и успокоить.

Если ребёнок боится темноты, лучше в комнате оставить горящим ночник, посидеть с ним рядом, пока не уснёт.

Можно попросить нарисовать малыша свой страх на бумаге, а потом этот рисунок разорвать на кусочки или разрезать ножницами или сжечь, тем самым символизируя, что страх ушёл.

Попробовать использовать сказкотерапию, игротерапию (рассмотреть ситуацию в игровой форме).

Ещё помогает юмор: предложите ребёнку нарисовать чудовище, привидение или собаку в вычурном образе, с нелепыми и смешными чертами, чтобы это было весело. Поощряйте идеи малыша, смеясь и радуясь вместе с ним.

Обычно детские страхи проходят сами к восьми-девяти годам. Но если страх превратился в фобию и с возрастом не проходит, то лучше показать ребёнка психологу.

Сегодня я рассказала, какие основные детские страхи существуют, и как помочь ребёнку их преодолеть.
Я желаю всем родителям, чтобы они не сталкивались с этой проблемой. Ваша чуткость, внимательность, любовь и поддержка помогут преодолеть малышу его ужасные страхи.

Занимаясь воспитанием ребёнка, большинство родителей выполняют привитые обществом функции: играют с ним, учат, хвалят, ругают за провинность, отдают в детский сад, потом в школу, ну а затем отпускают во взрослую жизнь, надеясь что сделали всё, для того чтобы вырастить сильную и уверенную в своих силах личность.

К сожалению, не все родители обладают мудростью помочь ребёнку в моральном плане. Дети, которые привыкли самостоятельно решать все свои психологические проблемы, вырастают недоверчивыми и хладнокровными людьми.

Близость с родителями играет главную роль в становлении личности ребёнка. Особенно её не хватает тем детям, которые страдают от чувства страха и тревоги. В жизни ребёнка страх появляется с самого раннего детства и даже может остаться с ним навсегда. Чтобы не дать страху пустить корни и прочно обосноваться в детской психике, необходимо ознакомиться с его причинами и понять, как с ними бороться.Рассмотрим самые частые страхи у малышей.

1.Боязнь одиночества

Не нужно воспринимать недавно родившегося ребёнка так, будто он неспособен что-либо понять. Примерно с 3 месяцев младенец отлично осознает, что рядом находятся родные люди. Громкий плач после ухода матери является самым явным тому подтверждением. Ребёнок начинает плакать и беспокоится именно из-за страха перед одиночеством. Когда мама рядом ему ничего не страшно, но стоит ей отойти на какое-то время малыш изводится криком.

Наверняка многим мамочкам знакома подобная ситуация. Если младенца не успокаивать нежным голосом и не брать на руки, это травмирует его, а в дальнейшем спровоцирует к появлению других страхов.

2.Страх перед чужими людьми.

По достижению ребёнком 6 месяцев заботливые родители могут обнаружить у него страх к незнакомым людям. Сидя на руках у матери, малыш может крепко сжимать её своими руками, при появлении незнакомца. Ребёнок будет всячески отворачиваться от него, и пытаться спрятаться. Если незнакомый человек попытается взять его на руки он станет сопротивляться и даже может заплакать.

Обуславливается этот страх инстинктом самосохранения. Малыш опасается вреда от постороннего человека. Большинство родителей игнорируют этот фактор и не придают значения такому беспокойству. Однако если боязнь не проходит до трёхлетнего возраста она может плохо повлиять на дальнейшее поведение ребёнка в социуме. Необходимо дать понять ребенку, что окружающие не желают ему зла и привить здоровое отношение ко всем людям.

Малыши до трёх лёт могут испытывать страхи, провоцируемые инстинктами. Дети в возрасте от трёх до шести лет начинают бояться уже вполне конкретных вещей.Давайте обратим внимание на самые известные страхи детей дошколят:

1.Выдуманные персонажи

Магия, чудовища, волшебники и злодеи – всё это становится реальным в воображении маленького фантазёра. Родители любят поощрять это и с радостью пускают в ход всяческие страшилки, которыми можно мотивировать ребёнка на определённое поведение. Говоря о каком-либо злодее, родители имитируют испуганный голос, а ребёнок, ещё не до конца осознавая свой страх, копирует его у взрослых. По мере взросления его страх может увеличиваться, а далее и вовсе переключиться с выдуманного персонажа на реальный типаж определённого человека.

Чтобы не дать пострадать детской психике, необходимо обозначить рамки выдуманного и реального мира . Напуганному ребёнку нужно дать понять, что он любим и находится под защитой своих родителей. Отличным способом для борьбы с подобным страхом считается рисование. Нужно мягко предложить ребёнку нарисовать того, кого он боится, а затем в юмористической форме обсудить готового персонажа. Выраженный на бумаге страх уже не будет казаться таким пугающим, а добродушная семейная атмосфера поможет с лёгкостью забыть о страшном чудище.

Также следует попросить ребёнка нарисовать его будущее. Задумываясь о том, кем бы ему хотелось стать, малыш обязательно нарисует себя в одиночестве или же рядом с близкими людьми. В любом случае, пугающего объекта на рисунке не будет и это поможет ему осознать то, что в реальности этого персонажа не существует.

2.Боязнь смерти

Когда ребёнок взрослеет и начинает больше понимать окружающий мир, в его сознание врывается страх смерти. Чаще всего он бывает замаскирован под другими видами страха: боязнь животных, людей, сказочных существ, стихий или болезней. Ребёнок может не понимать того как он появился на свет, но тот факт, что все рано или поздно умирают становиться для него ясным очень рано. Причиной возникновения такого страха нередко бывает и мнительность родителей. Дети склонны подражать поведению отца или матери, а также беспрекословно верить их наставлениям. Чрезмерная опека ребёнка от всего, что может хоть как-то навредить, вместо защищённости подарит ему лишь новые страхи и предрассудки.

Чтобы помочь ребёнку преодолеть страх смерти необходимо создать внутри семьи более крепкие и доверительные отношения. Родители не должны ругаться друг с другом перед малышом или использовать в разговорах повышенные тона. Важно показать ребёнку, что его любят и понимают. Ребёнок не должен видеть похорон в таком маленьком возрасте. Однако если семья пережила смерть одного из родственников, не нужно переставать говорить о нём перед малышом. Таким образом, ребёнок поймёт, что после смерти человек не пропадает бесследно, а остаётся в сердцах любящих его людей. Это понимание уменьшит страх ужасающего факта смерти. Обычно этот страх исчезает, после того как ребёнок начинает ходить в школу.

3.Страх ошибок

Невинный страх не оправдать ожидания родителей может повлиять на характер будущей личности. Взрослые часто не осознают всю силу своих замечаний и могут ранить ими ребёнка. Если в семье любая оплошность или проступок всегда сопровождается язвительным комментарием или даже оскорблением ребёнок всю жизнь будет испытывать страх перед ошибкой. Это может сильно затормозить его развитие и привить ощущение дискомфорта в общении с людьми.

К счастью, пока ребёнок маленький этот страх можно устранить. Нужно перестать ругать малыша за ошибки и позволить ему самостоятельно разрешать ситуации, которые возникают из-за них. Таким образом, ребёнок не только прекратит бояться неудач, но и наберётся смелости решать мелкие, но крупные для его мира проблемы. Самостоятельность в некоторых вопросах позволит ему обрести уверенность в себе, а также покажет что ошибки – это естественный процесс жизненного пути.

Родители не должны оставлять без внимания детские страхи. Ведь они исполняют роль сигналов, которые ребёнок неосознанно посылает во взрослый мир, чувствуя себя нелюбимым или расстроенным.

Детские страхи – это чувство беспокойства или тревожности, ощущаемое детьми в качестве ответного реагирования на реальную или существующую в воображении угрозу для их жизнедеятельности или благополучия. Чаще возникновение таких страхов у детей наступает вследствие воздействия психологического характера взрослых лиц, в основном, родителей или самовнушения. Однако не стоит воспринимать детские страхи однозначно как нездоровые эмоции. Ведь любая эмоция играет определенную роль и способствует индивидам ориентироваться в социальной и предметной среде, которая их окружает. Так, например, защищает от чрезмерного риска в горном походе. Эта эмоция управляет деятельностью, поведенческими реакциями, уводит индивида от опасных ситуаций, возможности травмирования. Именно в этом и выражается защитный механизм страхов. Они принимают участие в инстинктивных поведенческих реакциях индивида, обеспечивая при этом ему самосохранение.

Причины детских страхов

Любой индивид испытывал в своей жизни чувство страха хотя бы раз. Страх выступает в качестве сильнейшей эмоции и является результатом инстинкта самосохранения.

Факторами, способствующими появлению страха, могут выступать разнообразные явления: от громкого стука до угроз физической расправы. Страх считается естественным чувством при возникновении опасной ситуации. Однако многие малыши ощущают страхи различного характера более часто, чем для этого существуют основания.

Детские страхи и их психология лежит в причинах, провоцирующих негативные эмоции. В младенческом возрасте страхи, прежде всего, взаимосвязаны с ощущением одиночества, вследствие чего ребенок плачет и жаждет присутствия матери. Малышей могут испугать резкие звуки, внезапное появление незнакомого человека и др. Если к младенцу приближается крупный предмет, то он демонстрирует страх. К двум-трем годам малышу могут сниться страшные сны, что может повлечь за собой боязнь засыпать. Главным образом, страхи в данном возрастном периоде обусловлены инстинктами. Такие страхи носят охранительный характер.

Период жизни малышей от трех до пяти лет характеризуется опасением темноты, некоторых сказочных персонажей, замкнутого пространства. Их страшит одиночество, поэтому они не хотят оставаться одни. Взрослея, дети начинают испытывать страхи, связанные, по большей части, со смертью. Они могут опасаться за собственную жизнь, своих родителей.

В младшем школьном возрастном периоде страхи приобретают социальную окраску. Здесь ведущим чувством может стать страх несоответствия. Приходя в школу, родительское чадо попадает в совершенно новую среду для него и меняет собственную социальную позицию, что ведет к приобретению им множества социальных ролей и, следовательно, вместе с ними приходит множество страхов. Кроме этого, в данном возрастном периоде возникают страхи мистической направленности. Дети расширяют свой кругозор за счет заинтересованности всем потусторонним. Они увлекаются просмотром мистических фильмов, закрывая глаза во время показа особо страшных моментов. Малыши пугают друг друга «ужастиками» или страшилками по типу историй про черную руку.

По мере взросления у детей расширяется и область страхов. В пубертатном периоде возрастает число страхов несоответствия. Подростки опасаются непризнания со стороны ровесников и взрослых, страшатся физических изменений, происходящих с ними. Для них характерным становится неуверенность в себе, занижение самооценки. Поэтому подростки нуждаются в защите психологической направленности более других, так как в пубертатном периоде на фоне невротических состояний возникшие продолжительные неразрешимые переживания ведут к появлению новых или усугублению уже имеющихся страхов. Травматический опыт ребенка также способствует этому. Так, например, дети могут являться свидетелями реального насилия, ощутить сами физическую боль. Подростки боятся потерять контроль над собственными чувствами и действиями. Такие страхи можно назвать невротическими.

Однако наиболее опасной формой страхов являются патологические страхи. Результатом их возникновения может быть приобретение детьми некоторых опасных последствий, таких как невротические тики, расстройство сна, навязчивые движения, сложности общения с окружающими, или тревожность, недостаток внимания и др. Именно эта форма страхов может спровоцировать возникновение довольно серьезных психических заболеваний.

Исходя из вышесказанного, следует сделать вывод, что различные опасения, боязни и переживания являются неотъемлемой частью жизни детей. Поэтому проблема детских страхов должна решаться родителями путем овладения необходимыми умениями, которые помогают справляться с естественными опасениями детей. Для этой цели необходимо понимать основные факторы, провоцирующие возникновение страха. Все они имеют связь с воспитанием в семье, так как становление детской личности совершается в семье. Поэтому именно из нее дети выносят собственные страхи.

Первый и самый главный фактор тесно связан с поведением родителей. Мама и папа малыша неосознанно или сознательно формируют у него боязнь через свое отношение к окружающей реальности и поведение. Так, например, ситуации, когда родители неизменно стремятся отгородить свое дитя от мира и его негативного воздействия, способствуют только тому, что ребенок постоянно находится в условиях стресса. Своим поведением родители вырабатывают у крохи чувство устойчивой опасности, исходящей от мира. А так как пока малыш маленький он во всем стремится подражать значимым взрослым, следовательно, если члены его семьи характеризуются постоянной тревожностью, то и он усвоит ее.

Второй фактор имеет связь с традициями и устоями, господствующими в семье. Любые семейные конфликты пугают ребенка. Ведь рождаясь, малыш несет с собой гармонию. Поэтому он ожидает от самых родных гармоничных отношений. Если конфликтные ситуации носят агрессивный характер, то дети могут довольно сильно испугаться, что впоследствии приведет к появлению неврозов в случае возникновения аналогичных ситуаций. рождаются также вследствие предъявления родителями чрезмерно высоких требований. Им постоянно приходится оправдывать завышенные родительские ожидания, что ведет к повышенной тревожности детей.

В случаях, когда в семье главенствует авторитарный стиль поведения, ребенок будет постоянно удерживаться в системе незначительных и серьезных страхов. В жизни такого малыша все сдвигается в одну сторону – правильности или неправильности его действий с точки зрения желаний родителей. Такие дети более нервные в сравнении со сверстниками и пугливые. Устойчивое состояние тревожности ведет к образованию новых страхов. В случаях, когда к малышам применяются насильственные воздействия, у детей будет наблюдаться появление целого букета из страхов. Третий фактор взаимосвязан с нарушенным, негармоничным общением с ровесниками. Дети в процессе коммуникационного взаимодействия нередко обижают друг друга, выставляют чрезмерные требования к сверстникам. Это формирует атмосферу повышенной нервозности и является условием, провоцирующим возникновение страхов у некоторых детей.

Диагностика детских страхов

С целью диагностирования страхов нужно понимать, что существуют различные виды детских страхов. Страх может быть реальным, когда проявляется врожденный инстинкт самосохранения вследствие воздействия внешней опасности.

Страх бывает невротического характера. Данный вид связан с расстройством функций психики. Состояние постоянного боязливого ожидания, появляющееся в разные моменты, которые не связаны с конкретной ситуацией или объектом, носит название свободный страх. Это сегодня проблема детских страхов тревожит практически каждого родителя. Поэтому немаловажным фактором в работе психолога является диагностирование детских страхов и выявление причин. Абсолютно любой метод диагностики страхов у детей ставит цель обнаружить не столько разновидности психологического заболевания, но и причину, вызвавшую его.

Некоторые психологи для решения задачи диагностики детских страхов используют рисование, другие могут применять лепку, а третьи выбирают беседы с детьми. Довольно сложно определить наилучшую методику для диагностики страхов, ведь все эти методы дают в равной степени эффективные результаты. При выборе методики следует учитывать целый комплекс индивидуально-психологических особенностей и возрастных черт каждого крохи.

В классификации детских страхов можно выделить две основные формы: немые и страхи «невидимки». Немые страхи заключаются в отрицании малышом наличия у него страхов, но для родителей существование таких страхов является очевидным. К ним следует отнести боязнь животных, незнакомых людей, непривычной обстановки или громких звуков.

Страхи – «невидимки» являются полной противоположностью немых страхов. Здесь ребенок полностью осознает собственные страхи, а вот его родители не видят никаких симптомов их наличия у малыша. Невидимые страхи считаются более распространенными. Ниже приведены наиболее распространенные. Многие дети страшатся наказания вследствие свершения какого-либо проступка. При этом их промах может быть совершенно незначительным и родители даже не обратят внимания на него. Присутствие такого страха у детей говорит о наличии серьезных проблем в коммуникативном взаимодействии с родителями, нарушениях во взаимоотношениях с ними. Такие опасения нередко могут быть следствием чересчур строгого обращения с детьми. Если у ребенка диагностируется данная форма страха, то это повод для родителей серьезно задуматься о собственной модели воспитания и своего поведения с ребенком, в противном случае подобное воспитание может привести к тяжелым последствиям.

Нередко дети опасаются вида крови. Часто малыши испытывают панический ужас при виде малюсенькой капли крови. Не стоит смеяться над подобной реакцией. Ужас испытуемых детей перед кровью чаще всего обусловлен обычной неосведомленностью в части физиологии. Ребенок думает, что у него может вытечь вся кровь, вследствие чего он умрет. Еще одним частым детским страхом является боязнь смерти родителей. Нередко данный страх порожден родителями.

Детские страхи и их психология такова, что даже если дети не выказывают тревожность или родители не замечают наличие таковых у малышей, то это не означает отсутствие у них страхов различной этиологии и формы.

Диагностировать также страхи можно и при помощи специально разработанных методик, таких как тест определения школьной тревожности Филлипса или Тэмла, различные проективные методы, методика Спилбергера и др. Существуют методики, позволяющие определить количество страхов, например, тест под названием «страхи в домиках», разработанный Панфиловой.

Детская смелость и страх

Преодоление страха считается одним из наиболее значимых вызовов, которые когда-либо стояли перед детьми. Страх является одним из наибольших врагов детской психики. А смелость представляет собой качество характера, которое можно выработать. Необходимость страха определяется инстинктом самосохранения. Однако большинство детских страхов постепенно фактически выходит за границы простого самосохранения. Дети боятся что-то изменить, выглядеть нелепыми, быть не такими, как все. Другими словами постепенно данная эмоция подчиняет себе жизнь детей. Она из качества, изначально призванная приносить пользу индивиду, трансформируется в балласт, мешающий движению и успешной жизни.

Страх является источником беспокойства. Нередко он в качестве эмоции по глубине и масштабу становится намного больше в сравнении с самой опасностью. Дети чего-то боятся, что впоследствии оказывается менее вредоносным, чем ощущение страха.

Каждый индивид на земле чего-то боится, однако это не означает, что не существует храбрых людей. Ведь храбрость не проявляется в отсутствии страха, она выражается в способности брать над ним контроль. Поэтому проблема не заключается только в самом страхе, она содержится в понимании того, что способствует его преодолению и контролю над ним. Ребенок, обладающий смелостью, способен преодолеть собственные боязни.

Страх не зависит от возраста и половой принадлежности. Многочисленные исследования, свидетельствуют, что в дошкольном периоде страхи наиболее эффективно подвергаются психологической коррекции, так как они в большинстве своем носят переходящий характер. Страхи в этом возрасте обусловлены эмоциями в большей степени, чем характером.

Многие опасения в пубертатном периоде являются результатом предшествующих страхов и тревожности. Вследствие чего, чем раньше начать трудиться в направлении предупреждения страхов, тем будет больше вероятность отсутствия их в пубертатном периоде. Если психологическая коррекция будет проведена в дошкольном возрастном периоде, то результатом будет предупреждение формирования психастенических особенностей характера и неврозов у подростков.

Детские страхи часто исчезают бесследно при условии правильного отношения к ним и понимания причин, провоцирующих их возникновение. В случаях, когда они болезненно акцентированы или сохраняются продолжительное время, можно говорить о физическом ослаблении и нервном истощении малыша, неверном поведении родителей и наличии конфликтных взаимоотношений в семье.

С целью оказания помощи при детских страхах следует проработать ближайшее окружение ребенка – как только ликвидируются внешние фрустрирующие факторы, его эмоциональное состояние автоматически нормализуется. Поэтому работа с родителями считается наиболее эффективным начальным приемом коррекционной работы со страхами. Ведь часто взрослые сами чего-то боятся, тем самым прививая свои страхи детям.

Смелость и страх – это две реакции ребенка, которые могут ими контролироваться. Смелость считается довольно важной и необходимой чертой характера. Ведь именно смелость способствует принятию верного решения, в то время как страх советует сделать все другим образом. Смелость помогает не страшиться будущего, не боятся перемен и спокойно смотреть в глаза правде. Смелые дети способны двигать горы. Выработать и воспитать в малыше смелость – это первостепенная задача родителей.

Для формирования у малышей смелости не следует постоянно ругать их по всяким пустякам. Нужно стараться находить моменты, за которые их стоит хвалить. Нельзя ребенка называть трусом. Необходимо постараться как можно более просто и доходчиво растолковать крохе, что страх является нормальной человеческой реакцией. Чтобы научить детей перестать бояться, следует научить их бороться со своими опасениями. А для этого нужно посеять в детях уверенность в том, что в их борьбе родители всегда поддержат. Наилучшим оружием против страхов является смех. Поэтому родителям нужно представить пугающее их явление в смешном образе. Например, можно придумать сказочный юмористический рассказ о малыше, который смог побороть страх. Не рекомендуется детям поручать то, что они в силу своего возраста или особенностей просто не в состоянии выполнить. Чрезмерная опека может способствовать выработке у детей боязливости, пугливости и даже трусости.

Коррекция детских страхов

Работа с детскими страхами характеризуется специфичностью, так как дети редко могут самостоятельно сформулировать свою просьбу о помощи, когда чего-то бояться, они не в состоянии четко объяснить, что их пугает. Поэтому для успешного психокоррекционного воздействия детских страхов следует вначале понять, что конкретно пугает ребенка – придуманная баба Яга или боязнь темноты, страх одиночества. С этой целью можно предложить малышу нарисовать то, что его пугает. Рисунок может показать многое из того, что тревожит или пугает малыша. Однако не всегда такой способ будет актуальным, так как дети просто могут отказаться рисовать. Отказ их может быть связан с тем, что он не хочет именно в данный момент рисовать или просто не готов открыться. Также дети могут бояться, что над ними будут смеяться. К отказу нужно быть готовым. В таких случаях можно родителям попробовать нарисовать свои детские страхи и рассказать о них детям. Это будет хорошим примером для малышей. Однако если все же ребенок не захочет, не следует настаивать. Ведь целью данного метода является вытащить страхи на поверхность, а не заставить ребенка закрыться и остаться наедине с собственными опасениями и страхами. Главной задачей в коррекции любых страхов является извлечение их на свет.

Если все же малыш нарисовал свой страх, то нужно научить его как с ним разделаться. И в этом случае наилучшим будет осмеяние страха. Ведь любые страхи боятся осмеяния. Можно пририсовать ему смешные ушки, усы, косички, нос крючком, цветочки и другое. Самое главное, чтобы сам ребенок это сделал. Пусть он сам предложит, что следует сделать. Также можно постараться как-то обыграть страх. Например, ребенок нарисовал очень страшную бабу Ягу, можно предложить ему рядом нарисовать, как она упала в лужу. То есть нужно сделать так, чтобы пугающий образ оказался в нелепой или смешной ситуации.

Работа с детскими страхами может включать в себя , групповую и шепчущую терапию.

Главное помнить, что нельзя насмехаться над детьми, не следует отмахиваться от их страхов, не стоит называть детей трусишками. Малышу нужно помочь понять, что страх – это естественная реакция организма, что взрослые тоже порой чего-то страшатся, просто они научились брать контроль над страхами.

Также не рекомендуется устраивать тренировки смелости для детей, особенно совсем маленьких. Так, например, если дети боятся темноты, то на ночь нужно оставить включенным ночник или приоткрытую дверь в соседнее освещенное помещение. Ведь природа страха иррациональна, часто человек понимает, что боятся нечего, но когда попадает в пугающую его ситуацию, у него начинается паника.

Всевозможные виды детских страхов довольно успешно поддаются коррекции при условии понимания родителями проблемы, их грамотной поддержке малышей и присутствия рядом с ребенком, когда он чего-то боится.

Как бороться с детскими страхами

Естественным и наиболее результативным способом преодоления и борьбы с детскими страхами считается игра. Психологами был установлен факт, что дети меньше испытывают страхи, находясь больше в окружении ровесников. Ведь это так естественно, когда малыша окружает целая куча ребятни. А когда дети находятся вместе, то чем они занимаются? Конечно, играют. Наблюдения психологов показали, что игровой процесс может оказывать серьезную поддержку в борьбе с детскими страхами. Детям необходимо иметь возможность открыто и свободно проявлять собственные чувства. Ведь очень часто в жизни существуют социальные ограничения, определенные нормы поведения, правила приличия и множество других предписаний, которым необходимо следовать. Результатом этого становится то, что малыш не имеет возможности для самовыражения, следствием чего может стать появление страхов. Конечно, существуют и другие факторы, провоцирующие зарождение детских страхов, однако чаще все же страхи возникают вследствие родительских внушений и их неправильных действий.

Итак, на чем же должны базироваться детские игры для ликвидации боязни? В первый черед, это зависит от специфики страхов, ощущаемых ребенком. Однако существуют рекомендации общего характера, которые могут помочь детям с любыми видами страхов. Игры должны обучать детей адекватному восприятию собственных эмоций, их осознанию, снятию излишней напряженности, эмоциональной разрядке и выбросу выделяемых во время страха гормонов. Игровая терапия должна проводиться с другими методами в комплексе. Она должна способствовать активизации психологических процессов и создавать позитивный настрой. В процессе игр детей следует хвалить.

Подвижные игры также направлены на преодоление детских страхов. Так, например, боязнь одиночества успешно поддается коррекции при помощи коллективной игры в прятки. Если же малыш страшится темноты, то можно применять игры по типу поиска клада или сокровищ, главной составляющей которых будет темнота. Свет можно не выключать полностью, а немного приглушить.

Также психологи советуют родителям стать «волшебниками». Это означает, что взрослым рекомендуется придумать какой-нибудь набор фраз, который будет означать заклинание, прогоняющее или устраняющее пугающий объект.

Однако все же борьбе со страхами лучше предпочитать профилактику их возникновения. Профилактика детских страхов представляет собой соблюдение ряда нехитрых правил родителями. Нельзя пугать детей специально. Также нельзя разрешать другим пугать малышей. Если не рассказывать детям о бабайке, который их заберет в случае плохого поведения, то они никогда не узнают о нем. Не следует пугать врачом, который сделает укол, если ребенок не съест кашу. Нужно понимать, что слова, даже брошенные вскользь, могут в скором времени перерасти в настоящий страх.

Также не рекомендуется рассказывать при детях или обсуждать при них различные страшные истории. Ведь они часто не поймут большую часть из рассказанного, но сложат картинку из кусочков, которая в дальнейшем станет источником их страхов.

Родителям следует контролировать время просмотра телепередач ребенком. Телевизор не должен работать как фон в течение дня, так как ребенок может акцентировать внимание на вещах абсолютно ненужных для него.

Не нужно навязывать малышам собственные страхи. Детям совершенно не обязательно знать, что вы боитесь мышей, пауков или других насекомых. Даже, если случайно увидев мышь, родитель испытывает панический ужас и ему хочется громко завизжать, то при ребенке всеми силами нужно постараться сдержаться.

Семья для малыша – это надежный тыл и защита. Поэтому он должен чувствовать себя в семейных отношениях защищенным. Он должен понимать и ощущать, что его родители являются сильными личностями, уверенными в себе, способными защитить себя и его. Малышу важно понимать, что его любят и даже если он совершит какой-нибудь проступок, его не отдадут какому-нибудь дяде (например, полицейскому или бабайке).

Лучшим средством профилактики страхов для детей является взаимопонимание между родителями и их малышами. Так как для спокойствия ребенка существенную роль играет выработка единых правил поведения всеми взрослыми, участвующими в воспитании. Иначе малыш не сможет разобраться в том, какие поступки можно совершать, а какие нельзя.

Идеальным вариантом в профилактике страхов является участие папы в играх, его присутствие, например, когда малыш делает первые шаги. Ведь, как правило, папы более спокойно реагируют на неизбежные падения.

Чтобы ребенок не страшился темноты, следует до 5 лет быть рядом с ним, когда он засыпает. Укладывать спать рекомендуется не позже 10 часов вечера.

Не следует запрещать детям бояться или ругать их, если они чего-то испугались. Родители должны понимать, что детский страх не является проявлением слабости, вредности или упрямства. Также не рекомендуется игнорировать страхи. Так как вряд ли они исчезнут сами по себе.

Как правило, если малыша окружают уверенные в себе взрослые, спокойно-стабильная обстановка и в семье царит гармония, то детские страхи проходят с возрастом без каких-либо последствий.

Профилактика детских страхов должна вестись с того момента, как будущая мать узнала о беременности. Ведь малыш переживает совместно с матерью все стрессовые ситуации. Именно поэтому очень важным является нахождение беременной в благостной и гармоничной атмосфере, где нет места тревожности и страхам.

Методическое пособие подготовлено для родителей дошкольников, а также родителей детей младшего школьного возраста. В нем затрагиваются вопросы, связанные с причинами возникновения детских страхов и путями их преодоления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ»

педагог-психолог МОУ «Гимназия №58»

г. Саратов, ул. Пономарева, д. 11/11, кВ. 36,

тел. 893724441310

е-mail: [email protected]

Методическое пособие подготовлено для родителей дошкольников, а также родителей детей младшего школьного возраста. В нем затрагиваются вопросы, связанные с причинами возникновения детских страхов и путями их преодоления.

Рецензент: кандидат педагогических наук О.С. Ежеватова

Методическое пособие подготовлено педагогом-психологом МОУ «Гимназия № 58» Е.В.Соковниной.

Вступление………………………………………………… стр. 4

Детские страхи и причины их появления…………………стр. 5

Проявление страхов. Их разновидности………………….. стр. 7

Зависимость характера детских страхов от возраста ребенка………………………………………………………. стр. 9

Как помочь ребенку преодолеть страхи? Советы родителям………………………………………………….. стр. 11

Заключение………………………………………………… стр. 15

Список литературы………………………………………... стр. 16

Вступление

А вы знаете, что под кроватью живет чудище, в шкафу прячется скелет, а злобная баба Яга так и норовит похитить зазевавшегося ребенка? Нет? Тогда поинтересуйтесь у детей – они вам и не такое расскажут.

Страхи – нормальное для детской психики явление, обратная сторона инстинкта самосохранения. Многие из них проходят со временем и вызывают во взрослом возрасте лишь улыбку.

Есть даже понятие возрастных страхов – типичных для определенного этапа развития и отражающих познания детей об окружающем мире. По их наличию можно судить о соответствии психического и умственного развития ребенка своим годам.

Но есть и такие, что мешают нормальной деятельности ребенка, его адаптации в коллективе и накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Как с ними бороться, мы расскажем в данном методическом пособии.

Детские страхи и причины их появления

Каждый из нас прямо или косвенно встречался с проявлениями детских страхов, будь это страх темноты или боязнь людей в белых халатах, страх одиночества или чего-то неизвестного, а значит непременно страшного. Как правило, реакция взрослых на детские страхи бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать ребенку успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребенка, считая со временем, это пройдет само собой, третьи же начинают ругать, и даже наказывать ребенка, полагая, что все страхи ребенок выдумал с целью получить определенные послабления в дисциплине и дополнительные привилегии. С поступлением в школу количество детских страхов может увеличится, поскольку в период адаптации к новым условиям увеличивается общий уровень тревожности ребенка. В этот момент очень важно вовремя обратить на это внимание и предпринять ряд мер по предупреждению возникновения детских страхов.

Детские страхи - весьма распространенное неблагополучие в воспитании ребенка. Проявления детских страхов очень разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей. Иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Кто-то отказывается кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, кто-то убегает от приближающейся собаки, не остается один, не идет к врачу...

Причины детских страхов также разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительности, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуверенности, Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения. Большинство из них обусловлено возрастными особенностями развития и носит временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают без следа.

Однако наряду с такими страхами существуют другие - устойчивые невротические страхи. Это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый. Они служат сигналом неблагополучия, говорят о нервной и физической ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психологических и возрастных особенностей, о наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье. Они болезненно заострены или сохраняются длительное время, искажая личность ребенка, отрицательно влияя на развитие его эмоционально-волевой сферы и мышления. Это тот случай, когда ребенок нуждается в профессиональной помощи психолога.

Существует несколько причин возникновения страха.

Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай , который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.). А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: "Не будешь спать – заберет Баба-яга!".

Самые распространенные – это внушенные страхи . Их источник – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: "Не ходи – упадешь", "Не бери – обожжешься". Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия . Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов . Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.

Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками . Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают, то малыш не хочет идти в детский сад, школу вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.

Хочется отметить еще одну немаловажную причину, влияющую на проявления страхов - это неправильное воспитание и деструктивное отношение к ребенку. Я, как психолог, наблюдаю это в своей практике почти каждый день. Недостаток внимания и наоборот гиперопека могут стать почвой для возникновения страхов у детей. Из своих собственных наблюдений, могу сказать, что «кумиры семьи» имеют гораздо выше степень тревожности, а значит и количество страхов, чем дети, которым не достает внимания родителей.

Причина последняя – наличие более серьезного расстройства – невроза , которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.

На патологический страх указывают его крайние, драматические стороны выражения (ужас, эмоциональный шок, потрясения) или затяжное навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны

Проявления страхов. Их разновидности

Иногда выражения страха у детей так очевидны, что не передаются в комментариях, например ужас, оцепенение, растерянность, плач и т.д. О других же страхах можно судить лишь по ряду косвенных признаков: стремление избегать определенных мест, разговоров и книг на определенную тему, смущение и застенчивость.

Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. В состоянии беспокойства с преобладанием тревожности отмечаются двигательные возбуждения, непоследовательность в поступках, нередко чрезмерное любопытство и стремление занять себя любой, даже ненужной, деятельностью. Характерна непереносимость ожидания, которая выражается спешкой и нетерпением. Темп речи ускорен, иногда в виде трудно управляемого потока слов. У более старших детей, подростков, типичны многословность, излишняя обстоятельность в разъяснениях, беспрерывные звуки, что создает видимость занятости, ощущение ненужности, устраняющие в ряде случаев страх одиночества.

Для состояния беспокойства с преобладанием боязни типичны: медлительность, скованность и «топтание на одном месте». Речь невыразительна, мышление вязкое, настроение временами мрачное и подавленное.

При состоянии хронического беспокойства и боязни человек находится в напряженном ожидании, легко пугается, редко улыбается, всегда серьезен и озабочен. Излишне устает, ему свойственны приходящие головные боли и спазмы в различных участках тела. Сон беспокойный, часто бывают сноговорения, шумное дыхание. Постоянно преследуют кошмарные сновидения. Общение избирательно, затруднительны контакты с незнакомыми людьми.

Самые распространенные проявления страхов, те которые непосредственно связаны с ситуацией, в которой возник этот страх. Например, ко мне обратилась бабушка 3-х летнего малыша, который боялся пожара в доме. Все, что было связано с огнем, приводило мальчика в ужас. Дело дошло до того, что родителям пришлось поменять плиту с газовыми горелками на электрическую плиту. Как только ребенок слышал звук пожарной машины, он начинал сильно плакать. Никто не мог понять, откуда это?! Из разговора с мальчиком выяснилось, что однажды, когда они гуляли с бабушкой, где-то неподалеку случился пожар и бабушкино любопытство, стало впоследствии причиной проявления страхов у ребенка. В моей практике было немало случаев, когда дети боялись поднимать руку на уроках, зная материал, из-за страха сказать что-нибудь не то. Естественно, что потом их спрашивали в самый неподходящий момент и тогда страх просто парализовывал ребенка, И так было из раза в раз, как следствие этого, падала успеваемость. Мне приходилось работать с девочкой, которая ужасно боялась отказать своим друзьям и подружкам из-за страха потерять их уважение к себе. В итоге состояние девочки переросло в глубокую депрессию, так как дети очень быстро научились пользоваться ее слабостью. Таких примеров очень много и все они имеют разные причины, но итог один - страх, который живет рядом, по-разному проявляется и по-разному влияет на жизнь. Чем больше родители знают о причинах, приведших к страху, его проявлениях, тем быстрее и легче от него можно избавиться.

Психологи условно разделили страхи на 3 вида, в основе этого разделения лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения.

Итак, навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др.

Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации.

Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.

К детскому сверхценному страху можно отнести страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.

Зависимость характера детских страхов от возраста ребенка

Каким бы странным это не казалось, но дети первого года жизни также подвержены детским страхам:

Страх перед новой обстановкой. Наверняка, любая мама замечала, как меняется малыш, стоит ему попасть в незнакомую обстановку.

Страх потерять маму. Этот страх настолько распространен, что его описывать просто не имеет смысла. Однако, к сожалению, очень часто подобный страх принимается за избалованность.

Страх перед незнакомыми людьми.

Однако, в большинстве случаев, страхи таких крох абсолютно естественны и по мере взросления ребёнка исчезают бесследно.

В возрасте от одного до трёх лет появляются новые детские страхи, невольными виновниками которых становятся родители крохи:

Детский страх темноты является наиболее распространённым. Очень часто родители сами провоцируют подобные страхи, пугая ребёнка «бабайкой» и прочими мифическими персонажами.

Страх остаться одному хотя бы на одну минуту. Как правило, этот страх возникает именно из-за того, что потребность малыша первого года жизни родители сочли за обычную избалованность и малыш был лишён постоянного тесного контакта с мамой.

Ночные страхи. В большинстве случаев они являются продолжение страха темноты. Помните о том, что просмотр некоторых современных мультиков способен значительно усугубить ситуацию.

Для возрастной категории трёх – пяти лет наиболее характерны такие страхи, как:

Панический страх перед одиночеством.

Детские страхи темноты.

Также в этом возрасте некоторые родители с удивлением замечают, что у их крохи появился страх замкнутого пространства, например, ребёнок может вдруг начать отказываться заходить в лифт или начать требовать оставить открытой дверь в спальню. Психокоррекция такого детского страха обязательна, в противном случае этот страх может всплыть во взрослом возрасте, обернувшись клаустрофобией.

Детский ночной страх в этом возрасте вызываются сказочными персонажами, так ребёнок в этом возрасте отожествляет их с вполне реальными людьми.

В возрасте 5 – 7 лет синдромы детских патологических страхов становятся гораздо разнообразнее. Кругозор ребёнка расширяется, а вместе с ним в жизни ребёнка могут появиться новые страхи.

Ночные страхи у детей 7 лет приобретаю новую форму – ребёнок начинает бояться засыпать, так как во сне он видит страшные сны. А это является весьма серьёзной нагрузкой на нервную систему ребёнка, поэтому коррекция ночных страхов 7 лет просто обязательна.

Появляется боязнь перед наказанием. Как уже говорилось, это весьма тревожный сигнал о том, что с отношениями между родителями и детьми не всё в порядке. Психокоррекция детских страхов перед наказанием должна начинаться с изменения подхода родителей к процессу воспитания ребёнка. Давно признан тот факт, что физическое воздействие на ребёнка не приносит ничего, кроме вреда.

Под воздействием разговоров взрослых людей, просмотров телепередач у ребёнка может возникнуть непреодолимый страх перед животными, чаще всего собаками. Кстати, зачастую взрослые усиливают сей страх, излишне опекая ребёнка.

В этом возрасте ребёнок сталкивается с таким печальным явлением человеческой жизни, как смерть. Однако осознать до конца этого ребёнок ещё не может, и поэтому у малыша появляется детский страх перед собственной смертью, смертью родителей.

Кроме того, детский страх смерти, как следствие, влечёт за собой возникновение страха перед всевозможными пожарами, стихийными бедствиями, ДТП и прочее.

У детей в возрастном промежутке от 7 до 11 лет появляются новые страхи, связанные с новым этапом в их жизни.

Страх перед школой.

Страх коллектива, вызванный сложной адаптацией.

Страхи перед получением плохой оценки.

Возраст детей от 11 до 16 лет самый сложный период в становлении психики. Поэтому, к проявлениям страхов у подростков родители должны относиться с особым вниманием и пониманием

Страх быть не самим собой (физиологические и физические изменения: не удовлетворенность ими)

Страх связанный с инстинктом самосохранения (смерть родителей, себя, страх войны, страх нападения, болезни, страх замкнутого пространства и т.д)

Зная все это, родители должны отнестись к своему ребенку с пониманием и участием в любом возрасте.

Как помочь ребенку преодолеть страхи?

Советы родителям

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного и школьного возраста давно являются объёктом пристального изучения психологов всего мира. На данное время для выявления детских страхов и их коррекции пользуются несколькими основными методами, которые описаны ниже.

Рисуем страхи. Рисование является отличным способом того, как можно избавиться от детского страха. Для рисования лучше всего использовать листы ватмана и краски. Попросите ребёнка нарисовать то, что его пугает. Рисуйте вместе с ним, изобразите свою версию событий. После того, как рисунок будет завершён, попросите ребёнка описать рисунок. Обязательно задавайте малышу уточняющие вопросы. Если малыш нарисовал волка, спросите у него, мальчик это или девочка. Если на рисунке изображён пожар, попросите ребёнка назвать причину его возникновения. Активно поддерживайте беседу, хвалите ребёнка.

После этого расскажите малышу на понятном ему языке, почему его опасения напрасны, если необходимо, подкрепите свои слова рисунками. После того, как вы убедитесь, что ребёнок вас понял, вы можете устроить «ритуальное сожжение» негативных рисунков. Однако не забывайте о правилах противопожарной безопасности – для этих целей как нельзя лучше подойдёт ванная комната.

Имейте в виду, что одного такого сеанса для избавления ребёнка от страха не достаточно. Вполне возможно, что вам для достижения успеха понадобится как минимум две недели. Подобные сеансы должны проводиться регулярно, так как побороть детский страх возможно только при систематических занятиях.

Как правило, подобные рисунки помогают побороть страхи, которые возникают в результате игры богатого детского воображения, то есть вымышленные им, а не происходившие в реальности. Немного реже рисование помогает освободить ребёнка от страхов, причиной которых стало какое – либо реальное событие, например, укус собаки или падение с высоты. Однако подобное средство недопустимо применять в том случае, если с момента происшествия прошло совсем немного времени – это значительно усугубит ситуацию.

Для того чтобы избавить ребёнка от страхов, связанных с проблемами социальной адаптации, боязни родительского наказания, замкнутого пространства, психологи советуют использовать предметно – ролевые игры.

«Пятнашки». Смысл игры заключается в следующем: вы должны обозначить игровую площадку, на которой находятся игроки. Ведущий должен догонять участников. Тот, кого догнали, становится ведущим. Атмосфера во время игры должны быть как можно более дружеской и весёлой. Обязательно сами принимайте участие в игре, периодически поддаваясь ребёнку.

Эта игра помогает ребёнку избавиться от страха перед наказанием. Кроме того, она прекрасно помогает восстановлению утраченных доверительных отношений между родителями и детьми.

Всем известная и с детства любимая игра «прятки» так же является отличным средством для преодоления ребёнком страха темноты, замкнутого пространства и чувства одиночества. Для достижения наилучшего результата позвольте ребёнку быть ведущим. Заранее обговорите те места, где прятаться нельзя, после чего погасите верхний свет, оставив лишь ночник или работающий телевизор.

Что касается старших детей, подростков основным моментов в преодолении страхов и тягостных душевных переживаний является доверительная беседа. Расскажите ребенку о своих страхах и переживаниях в этом возрасте, обсудите его проблемы, поделитесь опытом как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил подобную ситуацию и сумел преодолеть страх.

Важно предложить ребенку помощь, когда он просит о ней и поставить перед ним цель, когда он психически готов принять ее и следовать ей.

Однако помните о том, что, если ребёнок проявляет признаки страха, или вообще отказывается от игры, ни в коем случае не принуждайте его, чтобы не усугубить проблему ещё больше.

В том же случае, если у вас не получается самостоятельно справиться с детскими страхами, и вы не знаете, как бороться с их последствиями, вы всегда можете обратиться за помощью к детскому психологу, который подскажет вам, как избавиться от детских страхов. Как правило, проблему можно устранить в любом, даже самом тяжёлом и запущенном случае, однако желательно не тянуть время, чтобы не травмировать детскую психику.

А теперь настало время дать несколько крайне полезных рекомендаций родителям. Ведь научно доказан тот факт, что в 95% всех случаев возникновения детских страхов прямым или косвенным образом к этому причастны родители.

Заботиться о психологическом здоровье ребёнке необходимо начинать ещё до его рождения. Детские психологи отмечают интересную закономерность – чем спокойнее проходила беременность, тем реже у детей в последующем возникают какие – либо детские страхи. Так что постарайтесь, как бы банально это не звучало, меньше нервничать во время беременности.

Рекомендация для мамы: какую бы высокую должность не занимали на работе, помните, что ребёнок – это не ваш подчинённый, ему нужен не строгий руководитель, а нежная и любящая мама. Замечено, что у детей властных, строгих матерей детские страхи встречаются гораздо чаще, и в более тяжёлой форме. Лечение детских страхов очень сложное и зачастую требует применения фармакологических препаратов.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок ощущал себя заброшенным и ненужным. Даже если вы почти всё время проводите на работе, или же у вас родился младший ребёнок, или по каким – либо иным причинам у вас совсем не остаётся сил, необходимо превозмогая себя, уделять ребёнку внимание. При отсутствии адекватного лечения детских страхов, вызванных ощущением собственной «ненужности», в подростковом возрасте эта проблема может привести к возникновению у ребёнка суицидальных наклонностей.

Однако и прививать ребёнку чувства собственной исключительности также не стоит. Эгоистическое мышление также зачастую приводит к появлению страха потерять своё исключительное положение, носящему характер навязчивой идеи.

Постарайтесь не ограничивать ребёнка в общении со сверстниками – это привёдёт к появлению страхов перед школьной жизнью.

Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Ни в коем случае нельзя приводить в пример малышу те успехи, которых добились его сверстники. Это с большой долей вероятности приведёт к снижению у ребёнка самооценки.

Ни в коем случае не пугайте ребёнка собаками, врачами или милиционерами. Ребёнок подобные угрозы воспринимает очень серьёзно.

Говоря о том, как побороть детские страхи, хотелось бы отметить тот приятный факт, что, к счастью, почти все детские страхи носят временный характер и прекрасно поддаются коррекции. Однако для этого необходимо, чтобы родители со всей серьёзностью отнеслись к данному вопросу. И еще несколько пожеланий.

Не стоит заниматься "закаливанием", т. е. если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате, "чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны: неврозы, заикания, отклонения в развитии.

Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".

Не принижайте значение страха для самого ребенка, не игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно невозможно.

Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.

Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей – понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.

Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше разговаривайте с ребенком!

Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание успокоит малыша, но не избавит его от страха.

Заключение

Из всего выше сказанного делаем вывод, изменения, происходящие с ребенком, требуют перестройки взаимоотношений взрослого с ребенком, изменения самих родителей. Поэтому, дорогие родители, пожалуйста, помогите своему ребенку! Сделайте его жизнь яркой, интересной, насыщенной, научите его радоваться и сами удивляйтесь и радуйтесь вместе с ним, цените каждое мгновенье жизни.

Помните, что на борьбу со страхом может уйти от пары минут до нескольких недель или даже месяцев. Какой бы способ Вы самостоятельно или вместе с психологом не выбрали, успех победы над детским страхом в первую очередь зависит от того, насколько искренне и доброжелательно Вы протянули руку помощи своему чаду и готовности измениться самому, чтобы помочь ребенку.

Мы твердо уверены в том, что человечек, который растет в атмосфере любви и уважения, в окружении жизнерадостных, гибких и чутких родителей, наименее подвержен страхам, уверен в себе, любим другими и способен на многое в этой жизни.

Список литературы:

Захаров А.И. «Как предупредить отклонения в поведении ребенка» – М., «Просвещение», 1993.

Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей» - Изд-во «Союз», СПб, 2000.

Аллан Фромм «Азбука для родителей или как помочь ребенку в трудной ситуации», Томас Гордон «Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности». – Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД.,1997.

Алла Спиваковская «Психотерапия: игра, детство, семья» / Том 2 – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000.

Прихожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика» - Москва-Воронеж, 2000.

Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» - СПб: Изд-во «Речь», 2000.