В 1 год и 3 месяца (15 месяцев) у ребёнка появляются свои пищевые предпочтения. В этот период важно приучить малыша к здоровым и разнообразным блюдам в рационе. Сохраняют значение режим питания, качество продуктов, кулинарная обработка и плавный переход от протёртой до твёрдой пищи.
Начнём с тех, которые на детском столе должны появляться ежедневно.
Молоко и его производные
Источник животного белка, витаминов и .
Суммарный объём грудного молока или адаптированной смеси, кефира, йогурта и других молокопродуктов: 500 мл в сутки.
- Грудное вскармливание не отменяют. Мама может кормить малыша 1–2 раза в день рано утром и на ночь. По мере изменения потребностей детского организма количество и качественный состав грудного молока меняются. Поэтому переедание ребёнку не грозит.
- Адаптированной смеси отводят всего одно кормление, которое можно заменить 200 мл кефира или кисломолочной смеси перед сном.
- Творог (дневная норма не превышает 50 г) предлагают в чистом виде или используют для приготовления сырников на пару, пудингов, суфле.
- или йогурта дают до 200 мл в сутки. Выбирают продукцию с живыми молочнокислыми бактериями и пометкой «для детского питания» .
Каши
Источники медленных углеводов, витаминов группы B и минералов.
В рационе появляются содержащие глютен представители: пшеничная, овсяная, пшенная каша на молоке или воде (≈200 г).
Для деток с плохой прибавкой веса 1–2 раза в неделю можно готовить и манную кашку, но без фанатизма: она содержит фитины , затрудняющие всасывание кальция и витамина D.
Мясо
Мясная продукция богата белками и аминокислотами, витаминами группы B, железом.
Нежирная свинина, мясо домашней курицы, крольчатина, говядина и телятина в меню попадают 4–5 раз в неделю по 80 г на порцию в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле.
Овощи
Поставщики растительного белка, витаминов, клетчатки и минеральных веществ.
Используют для приготовления свежих салатов, тушения, добавляют в супы.
Суммарное количество в день: 200 г.
Хороший вариант - ложечка джема из домашних заготовок к творогу, сырникам или каше.
Учтите! Допустимая : 35 г в день с учётом его содержания в других продуктах (молоко, каши, фрукты, овощи и пр.).
Соль
Может навредить: провоцирует задержку жидкости и повышает нагрузку на почки.
Про нехочуху
Аппетит в детском возрасте не отличается постоянством и снижается по разным причинам:
- малоподвижность;
- калорийные перекусы;
- недомогание;
- нежелание есть предложенное.
Отказ от еды - не повод насильно кормить малыша.
Детский врач Комаровский советует:
- оставить за ребёнком право выбора;
- временно заменить нелюбимое на равноценное по калорийности, но из других продуктов (например, кашу на макаронные изделия или пюре из картофеля);
- не повторяться в течение дня и по возможности недели;
- соблюдать ритуалы: мыть ручки, расставлять тарелки, повязывать салфетку;
- предлагать вкусные и красиво оформленные блюда.
Переедание
Еще одна проблема в детском питании после года, хотя встречается реже.
Обычно переедание связано с попытками родителей добиться того, чтобы ребёнок съел больше.
- избыточный вес;
- снижение физической активности;
- сбои в работе пищеварительной системы;
- нарушение микрофлоры кишечника;
- снижение иммунитета.
Перекусы
Специалисты считают беспорядочные перекусы причиной отказа от основной еды.
Но физически активному ребёнку перерыв в 4 часа порой трудно выдержать - нужен перекус, чтобы восполнить затраты энергии.
Что предпринять:
- Для устранения чувства голода дать несколько кусочков фруктов, овощей, ломтик сыра или 1–2 детских печений с кефиром.
- Подкрепить непоседу за 1,5 часа до основного приёма пищи.
- Если малыш захотел кушать на 30–40 минут раньше установленного графика, пойдите ему навстречу.
Важно научиться понимать, действительно ли ребёнок хочет есть, или у него жажда. Предложенная вода, несладкий компот могут стать быстрым решением проблемы.
Грудное молоко
Материнское молоко после года:
- на 95 % обеспечивает витамином C;
- помогает в переваривании пищи;
- предоставляет иммунную защиту от инфекций.
Принципы приготовления пищи
Пищеварительная система ребенка к 1 году и 3 месяцам уже легко справляется со многими продуктами при условии правильной их подготовки и обработки.
Приоритетно приготовление на пару в пароварке или мультиварке. Приемлемый вариант - варка, допустимый - тушение.
Овощи для свежих салатов натирают на , а перед термической обработкой нарезают небольшими кусочками. В тушёных и первых блюдах их можно чуть размять вилкой.
Мясо пропускают через мясорубку для паровых фрикаделек, котлет, тефтелей, суфле. Отваривают для паштетов с последующим измельчением в блендере, нарезают небольшими кусочками для тушения.
Для рыбного филе подходит варка, тушение, запекание в фольге. Из него также делают фарш для тефтелей и котлет.
Яйца готовят только вкрутую, в виде без жира с добавлением молока, используют для рыбного и мясного фарша, сырников и запеканок с последующей тепловой обработкой.
Предпочтительнее каши однородной консистенции, хорошо разваренные. Можно покупать: соответствующие возрасту растворимые промышленного производства или быстроразвариваемые в хлопьях.
Сливочное и растительное масло добавляют в еду на финише приготовления, не подвергая высоким температурам.
Свежие фрукты очищают от кожицы, нарезают мелкими кусочками или предлагают малышу в ниблере как более безопасном варианте.
Для приготовления молочных каш можно использовать адаптированные смеси. Цельное коровье молоко остаётся под запретом до 3 лет из-за высоких рисков появления аллергии на молочный белок.
- выбирайте только свежие и экологически чистые продукты;
- готовьте еду непосредственно перед подачей;
- не давайте непоседе чересчур горячее или холодное.
Составляем меню
Завтрак | |
---|---|
Каши или овощные блюда | 200 г |
Творожное, рыбное, мясное или яичное блюдо | 50 г |
Чай | 100 мл |
Обед | |
Салат из свежих овощей | 30 г |
Первое | 50 г |
Второе (мясное или рыбное) | 70 г |
Гарнир (овощной или крупяной) | 70 г |
Компот или сок | 100 мл |
Полдник | |
Кефир или йогурт | 150 мл |
Печенье, сухарики или галеты | 15 г |
100 г | |
Ужин | |
Мясное с овощами, овощное, крупяное или творожное блюдо | 180 г |
Кефир или йогурт | 100 мл |
Свежие фрукты или фруктовое пюре | 50 г |
Перед сном | |
Грудное молоко или адаптированная смесь | 200 мл |
Примеры
Начало второго года жизни вашего малыша знаменуется его новыми и интересными достижениями. Совершенствуются навыки, связанные с владением собственным телом, – в первую очередь ходьба. Но самые важные изменения касаются интеллектуального развития: прошло всего 3 месяца с первого дня рождения, а сознательность ребенка за это время возросла многократно. Пожалуй, именно в начале второго года наиболее заметен переход от младенчества, когда кроха активно растет и учится управлять своим телом, к детству – времени любопытства и осмысленного освоения окружающего мира.
Физическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев
Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца согласно нормативам отечественных педиатров:
Параметр |
Мальчики |
|||
Нижняя граница |
Верхняя граница |
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|
Окружность головы, см |
Рост и вес ребенка 1 года 3 месяцев по данным ВОЗ:
Параметр |
Мальчики |
|||
Нижняя граница |
Верхняя граница |
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|
Окружность головы, см |
На вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год 3 месяца, стоматологи отвечают: примерная норма – 12 зубов. К «стандартным» для годовалых малышей 8 зубикам добавляются первые верхние, а затем и первые нижние моляры, или жевательные зубы. Разумеется, организм каждого ребенка индивидуален, поэтому сроки и темпы прорезывания зубов могут существенно отличаться.
Режим дня, сна и кормления ребенка в 1 год 3 месяца
Малыш может по-прежнему спать 2 раза днем, и это является абсолютно нормальным, но многие дети переходят в этом возрасте на 1 дневной отдых. Общая продолжительность сна составляет в этом возрасте около 13,5 часов, из них на ночной сон приходится 10-11 часов.
Питание ребенка по-прежнему 4-5-разовое, с интервалами между кормлениями 3-4 часа.
Психология и психическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев
Главное качество ребенка в возрасте 1 год 3 месяца – любопытство! Малышу интересно всё вокруг : он исследует все углы вашего дома, откроет дверцы попавшихся ему на глаза шкафов и тумбочек, вытащив их содержимое, с одинаковым восторгом будет рассматривать машины на проезжей части, других детей на игровой площадке и голубей, клюющих зернышки. Увидев что-то новое и манящее для себя, ваш первооткрыватель поспешит скорее туда – и тут уж мама должна быть начеку, чтобы предупредить возможные опасности. Но и ограждать кроху от всего подряд не нужно, ведь именно сейчас он учится и активно познает окружающее пространство.
Поведение ребенка в этом возрасте построено на инстинктах и чувствах . Он явно перенимает мимику и действия других людей: улыбается, хмурится или смеется, видя такие проявления эмоций у близкого взрослого или другого ребенка. Теперь вы можете понять выражение лица своего крохи – радостное или грустное, просящее, заинтересованное, возмущенное.
Малыш быстро отвлекается и переключает внимание , настроение может меняться очень часто. Отказ или ограничения в действиях вызывают у ребенка явный протест, выражаемый мимикой, жестами или криком. Неудачное действие, а также всё новое и неожиданное могут вызвать очевидное напряжение и даже огорчение у крохи.
Мама по-прежнему остается для малыша главным человеком . Если с близким человеком ребенок расслаблен, улыбается и смотрит ему в глаза, всячески привлекает внимание и грустит при его уходе, то незнакомец может вызвать напряженность и даже испуг.
В этом возрасте для ребенка очень важна реакция взрослого на его действия . Несмотря на возросшую самостоятельность, похвала и ободрение мамы являются для малыша главными мотиваторами. Именно поэтому он постоянно наблюдает и пытается подражать увиденным действиям взрослых – вытирает пол тряпочкой, пытается складывать вещи в стиральную машину, причесывается. Таким способом кроха старается определить свою позицию в социальном окружении.
Умения и навыки ребенка в 1 год 3 месяца
Малыш в 1 год 3 месяца уже различает формы и размеры предметов: мячики, кубики, колечки; большие и маленькие игрушки. Может сортировать их по цветам.
Ребенок уже довольно уверенно собирает пирамидку и строит башенку из 4-5 кубиков.
С интересом рисует карандашом/фломастером, зажав его в кулаке.
Игровые действия с предметами в основном подражательные – те, которым научили взрослые (кормить куклу, уложить спать плюшевого мишку).
Что касается бытовых навыков, малыш пьет из чашки, умеет набирать еду в ложку и доносить ее до рта (взрослый обычно при этом его докармливает). Пытается вытирать руки после умывания. Может начать проситься на горшок.
Речь ребенка в 1 год 3 месяца
Несмотря на то, что ребенок говорит еще совсем немного (до 20 облегченных слов), его понимание речи за последние 3 месяца значительно увеличилось. Теперь он знает названия многих бытовых предметов, игрушек, одежды, действий, ситуаций. Помнит имена близких взрослых. По просьбе малыш может показать части тела у себя и у игрушки, выполняет простые просьбы.
К этому возрасту возрастает интерес ребенка к книгам. Родителей порадует то, насколько точно кроха запоминает всё, что ему рассказывают и читают – если его попросить найти ту или иную картинку, он откроет нужную страничку книги и покажет нужное изображение.
Количество слов активной речи может отличаться у разных детей, но обычно их произнесение бывает связано с:
- моментами радости, удивления;
- увиденным знакомым явлением;
- собственным движением или игрой;
- подражанием;
- просьбой взрослого.
Первые простые слова часто связаны с подражанием звукам, издаваемым животными или предметами (му – корова, га-га – гуси, ту-ту – паровозик).
Год и три месяца – период, когда интенсивное физическое развитие крохи уже позади, и ежемесячные изменения роста и веса уже не являются важными показателями правильного развития малыша. На первый план в этом возрасте выходит психическое развитие карапуза – теперь активно познающий мир малыш радует родителей своими открытиями и достижениями. Но для того чтобы контролировать развитие крохи и при необходимости своевременно его корректировать, важно знать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца.
Согласно данным ВОЗ, при правильном физическом развитии ребенка:
- Рост мальчиков составляет 76,6–81,7 см, а рост девочек — 74,8–80,2 см;
- Вес мальчиков колеблется от 9,2 до 11,5 кг, а вес девочек – от 8,5 до 10,9 кг;
- Окружность головы у мальчиков варьируется от 45,5 до 48,1 см, а у девочек – от 44,3 до 47,0 см.
Важно: Приведенные выше показатели не учитывают наследственный фактор, поэтому если рост и вес малыша не соответствует средним данным, но ребенок, по мнению специалистов здоров, беспокоиться не нужно.
В год и три месяца малыш уже стремится к самостоятельности и обладает определенными навыками. Кроха:
- Не просто ползает на четвереньках, но и легко в этом положении преодолевает препятствия в виде ступенек. При необходимости малыш ползет как рак, попой вперед.
- Шагает по ступенькам, держась за родительскую руку, а по ровной поверхности ходит без поддержки.
- Активно перемещается по квартире, используя и совмещая все доступные ему способы передвижения.
- Взбирается на диваны, стулья и другую не очень высокую мебель.
- Прекрасно сидит на высоком детском стуле и пробует сам слазить с него.
- Открывает все незаблокированные дверцы мебели и извлекает оттуда содержимое.
- С переменным успехом пользуется расческой, зубной щеткой, ложкой и другими подобными предметами, хорошо справляется с детской чашкой.
- Способен кушать самостоятельно (качество процесса зависит от характера и пищевых пристрастий карапуза).
- Помогает себя одевать – ищет рукой рукав, ставит в обувь ножку.
- Хорошо бросает мяч руками, катает его, пробует пинать (попадания чередуются с промахами).
На детской площадке кроха пока еще не может полноценно взаимодействовать с другими детьми, поэтому малыш либо увлеченно возится со своими игрушками при участии мамы, либо наблюдает за игрой других детей и эпизодически пробует перетянуть к себе чужое имущество.
В этом возрасте ребенок уже может проситься на горшок, но так как данное умение связано с волевыми процессами, этот навык относится и к психическому развитию малыша.
Психическое развитие
После года бурными темпами развивается эмоциональная сфера – ребенок бурно реагирует на появление родителей, новые игрушки, копирует поведение взрослых и их мимику. Малыш проявляет интерес к другим детям и может «заражаться» их эмоциями (звонко хохочет или плачет за компанию). Эмоциональный фон еще очень подвижен – настроение крохи может очень быстро меняться. По сравнению с предыдущим периодом малыш в течение дня более уравновешен.
Окружающий мир познается через чувствительное и эмоциональное восприятие (что такое «горячо» или «больно» познается эмпирически). Новое вызывает у ребёнка удивление, неожиданное – пугает.
Малыш увлеченно исследует все вокруг, поскольку он уже начинает улавливать причинно-следственные связи (если что-то толкнуть, оно падает и т.д.).
Если у карапуза что-то не получилось, он расстраивается, и радуется, если достиг своей цели. В сложные моменты кроха обращается за поддержкой к взрослым.
В один год и три месяца ребенок:
- Знает две формы (шар-мяч и куб-кубики);
- Способен различать предметы по цвету и размеру;
- Умеет возводить башенку из кубиков, собирать и разбирать пирамиду;
- Воспроизводит разученные действия с игрушками (возит машинку, кормит игрушки и др.);
- Любит играть с предметами обихода, «говорить» по телефону;
- Изучает устройство предметов;
- Выкладывает из коробок предметы и складывает их обратно, накрывая крышкой;
- Может пробовать «рисовать».
В год и 3 месяца развитие речи идет стремительными темпами, поэтому кроха разговаривает с игрушками.
Речь ребенка
Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца в норме включает:
- Значительное увеличение пассивного словарного запаса (слов, которые малыш понимает, хотя не все из них произносит).
- Повторение новых слов и звуков. Слова в большинстве своем обозначают близких («ма-ма», «ба-ба» и др.) или являются звукоподражательными (собака – «ава» или «ав-ав»). Малыш может вместо слова произносить начальный слог или слог под ударением (от случайных слогов такие слова отличаются привязкой к конкретному предмету или ситуации).
- Произнесение слов, объединенных по определенному признаку (например, «ам-ам» может быть и посудой, и выражением желания поесть, и констатацией факта, что кто-то ест или это едят). Признак, по которому обобщаются разные предметы, может быть разнообразным – форма, текстура и др.
- Произнесение вопросительного слова-звука и одновременное показывание пальцем на предмет. Таким образом ребенок дает понять, что он хочет узнать название этой вещи.
- Может выборочно слушать стихи (в процессе рассматривания книжки) или короткую «сказку на ночь», но репертуар всегда ограничен («Репку», если ребенок согласен слушать сказку, можно повторять несколько раз за один день – малышам нравится, когда они узнают текст, но длинные произведения в прозе они запомнить не могут).
Развитие речи у детей зависит от того, насколько часто родители общаются с ребенком. Речь быстрее развивается у малышей, мамы и папы которых комментируют свои действия, и в ответ на указательный жест крохи или на его обозначающее предмет «слово» называют предмет или объясняют его назначение.
Способствуют развитию словарного запаса телесные ощущения и действия, которые сопровождают новое слово (листик можно потрогать, в колокольчик позвенеть).
Важно: На данном этапе развития карапуза (до 2 лет) необходимо быть очень осторожным с методиками раннего обучения. Дети в этот период действительно способны хорошо запомнить буквы, цифры и фигуры. Так как это абстрактные понятия, а абстрактное мышление в таком возрасте отсутствует, обучение приобретает характер механического заучивания и вредит развитию речи. Кроме того, обучение по разнообразным методикам не должно доминировать над живым эмоциональным общением, иначе у вас вырастет вундеркинд с нарушениями эмоциональной сферы.
Развивающие занятия и игры
Многие мамы, попав в игрушечный магазин, теряются от обилия ярких и разнообразных игрушек. С одной стороны, хочется порадовать детку новой игрушкой, а с другой стороны, поющего бегемотика ребенок игнорирует, и вместо этого возится с коробкой.
Какие игрушки нужны ребенку в 1 год, чем он действительно будет играть, и что будет способствовать развитию?
Для деток после года и трёх месяцев можно покупать:
- Каталки – фигурку животного или предмет, которые во время движения «оживают» (крутят головой, перебирают лапками и т.д.). До полуторагодовалого возраста приобретать стоит только те каталки, которые надо толкать перед собой - ребенку интереснее идти за игрушкой, которую он видит, чем тянуть ее за собой. Благодаря каталкам ходьба у малышей быстрее приобретает автоматический характер. Конечно, при выборе каталки надо обращать внимание не только на яркость и эффектность, но и на устойчивость. Игрушки, издающие резкие звуки, желательно не покупать.
- Игрушки, которые помогают осваивать действия, совершаемые с бытовыми предметами. К таким игрушкам относятся формочки и лопатки для песочницы (зимой большой лопаткой можно копать снег), кукольная посудка (должна быть достаточно прочной и не очень маленькой по размеру), игрушки, имитирующие строительный инструмент (молоточек и т.д.), удочка для ловли рыбок при помощи магнита и т.д.
- Самообучающие игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики), при игре с которыми ребенку приходится самостоятельно соотносить размер, расположение или форму частей.
- Игрушки для развития речи – сюжетные картинки или крупные пазлы, книжки для самых маленьких (в твердой обложке, с яркими картинками по типу «Где чей малыш», «Овощи» и др.).
- Мячи - от помещающегося в руке пружинящего мячика до детского мяча для фитнеса (заниматься на нем можно только с мамой!).
- Способствующие физическому развитию лесенки, коврики, обручи и т.д. (если детская позволяет, можно купить даже горку).
- Машины – грузовики для перевозки кубиков, песка и т.п. (нравятся даже девочкам), машины, на которых можно кататься при помощи ног и просто яркие машинки, которые можно возить на веревочке.
- Соответствующие возрасту интерактивные и музыкальные игрушки (например, Chicco «Ферма»). Такие игрушки стимулируют развитие речи и тренируют память.
Занятия для физического развития
В этом возрастном периоде детки не могут долго играть самостоятельно, поэтому кроме развивающих игрушек малышу нужны развивающие игры. Первый шаг уже остался позади, но не все дети одинаково ловко управляются с собственным телом. Именно для физического развития рекомендуются упражнения:
- С обручем (совместные со взрослым приседания, когда и родитель, и ребенок держатся за обруч, проползание через обруч и т.д.);
- Сгибание и разгибание туловища;
- Катание мяча;
- Приседания, при которых кроха собирает игрушки;
- Поднимание ног и др.
Важно: Любые развивающие занятия должны быть удовольствием для ребенка, игрой, поэтому принуждать малыша категорически запрещается – если ребенок противится, его нужно заинтересовать. Занятия не должны занимать много времени, так как кроха быстро устает, и должны проводиться регулярно.
Питание ребенка в 1 год и 3 месяца
Режим дня остается прежним, питание – пятиразовым или четырехразовым, с интервалом в 3–4 часа.
В рационе должно присутствовать достаточное количество молочных продуктов (количество творога можно увеличить, добавить небольшое количество нежирной сметаны), фруктов и овощей.
Ягоды с плотной кожурой желательно измельчать в пюре, мягкие плоды можно давать дольками. Экзотические фрукты можно давать только в умеренном количестве. При склонности к аллергии перед введением нового продукта желательно проконсультироваться с аллергологом.
Блюда должны подаваться в тушеном или вареном виде, а сладкое присутствовать в минимальном количестве (печенье или вафли на полдник).
Поскольку дети в этом возрасте могут перебирать, что они будут есть, а что – нет, блюда можно оригинально оформлять (в виде мордочек животных и пр.).
При этом резко возрастает стремление ребенка к самостоятельности . Еще бы – ведь он САМ уже встал на ноги и даже научился ходить. Благодаря невиданной доселе свободе действий – кроха почувствовал себя независимым от родителей. И к их удивлению: он начинает демонстрировать свое упрямство, нервозность. Неожиданно для Вас он может превратиться из спокойного и покорного ангелочка в капризного и неуправляемого чертенка. Спокойствие, только спокойствие – это и есть кризис первого года жизни – главное событие, происходящее на стыке возраста младенчества и раннего возраста детства. О том, как преодолеть кризис первого года жизни ребенка Вы можете прочитать в статье: "Кризис первого года жизни ребенка – как его преодолеть?"
Ведущие линии развития ребенка
Откликаясь на различные ситуации в окружающем его мире, ребенок проявляет любопытство, пытается сориентироваться, исследовать их. Его интересует буквально все - и падающая с крыши сосулька, разбивающаяся на мелкие льдинки, и суетливо чирикающие во дворе воробышки, трактор, разгребающий снег, и многое другое. Малыш входит в новый мир человеческих отношений, приобретает новые качества, навыки и умения, которые останутся с ним на всю его последующую жизнь - ходьба, речь и мышление . Ведущими линиями развития по-прежнему являются познавательное, социальное, речевое и моторное развитие.
В развитии речи не предвидится большого прогресса: кроха пользуется несложными коротенькими словами, порой лишь отдаленно напоминающими слова взрослых. Какое количество слов должен уметь произносить ребенок? Говорить это нет смысла, так как абсолютно здоровые и нормальные дети - все говорят по разному, в индивидуальном порядке.
Конечно же - понимает малыш гораздо больше больше слов, чем может произносить. Общаться с ребенком лучше и плодотворнее - основываясь на эмоциональной чувственной базе – показать игрушку, поиграть в «Ладушки», «Поехали-поехали», «Прятки». Помогут и фольклор для самых маленьких: потешки, песенки, стихи. Главное - пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу.
По-прежнему наибольшую роль в умственном развитии играет сенсорное развитие (действий с предметами). Особое значение от I года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка.
Рефлексы любопытства!
Ваш малыш все чаще стал напоминать «Любопытную Варвару»? Учеными доказано, что любознательность ребенка в этом возрасте исходит из врожденного рефлекса - реакции на новизну, который дан ему самой природой. Да, такова природа детства - во многом поведение крохи строится на рефлексах и инкстинктах: и он не может вести себя по другому!
Очень важно понимать и учитывать эту особенность малыша: мир манит ребенка своей неизвестностью, поэтому необходимо прививать малышу понятие осторожности.
Ваш кроха и социум
Социализация малыша, то есть, вхождение в мир людей, идет полным ходом. А входя в общество, ребенок начинает постепенно понимать себя, своё собственное «Я», ощущать своё место в социальном окружении родных и близких.
Наступило время, когда малыш начинает чувствовать себя более самостоятельным и открывает в себе «деятеля». И поэтому его трудно усидеть на месте, ему непременно нужно все потрогать, ощутить, и непременно увидеть реакцию взрослого на его действия. Общение с мамой и «деловые» контакты с ней в играх с игрушками - это необходимые условия психического и физического развития малютки.
Нетрудно заметить, что ребенок особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто и интересно играет с ним. С примерами развивающих игр с ребенком возраста 1 год – 1 год и 3 месяца – можете ознакомиться в статье «Развивающие игры с ребенком возраста 1 г.-1 г. 3 мес.».
Предметная деятельность малыша - игра
В первые три месяца второго года жизни у ребенка наблюдается нарастание двигательных умений. Он во всем подражает взрослому, постепенно овладевая все новыми и новыми действиями с предметами.
Источником развития ребенка являются игры с развивающими игрушками: шариками, кубиками, пирамидками, матершками, игрушками-вкладышами, игрушками с сюрпризом, игровыми логическими центрами.
Такие игрушки развивают его наглядно-действенный характер мышления. Причем анализ и синтез, сравнение и первые обобщения в сознании Вашего ребенка происходят пока только в практическом действии: например, соединяя и разъединяя кольца пирамидки, катая шарики, вкладывая цветные колпачк, вкладыши, матрешки.
Ваш ребенок все разбирает на части, ломает, рвет книги и бумагу? Здесь нет причин для беспокойства - это не хулиганство, на самом деле такое поведение говорит о том, что малыш ставит свои опыты – так он на практике познает их свойства.
Именно поэтому крохе необходимы игрушки, состоящие из разных частей. Разбирая и собирая их - ребенок совершенствует и подтверждает раз от раза в своей памяти эти новые знания. Прекрасный дидактический пример таких игрушек – игрушки вкладыши (подробнее – «Развивающие игрушки – вкладыши»
)..
Кроха постепенно выстраивает в своем сознании «внутренние» связи между предметами, объединяя их по каким-либо признакам. С каждым днем он развивает свой сенсомоторный интеллект, или как его еще называют - интеллект на кончиках пальцев. Абстрактное мышление ему еще недоступно, кроха реагирует лишь на то, что находится в его ладошках и перед его глазами, или, то, что он непосредственно видит в Ваших руках.
Как и раньше ребенок проявляет большой интерес к предметам, которые находятся в руках у Вас, и которые Вы обсуждаете в его присутствии. Но уже сейчас он живо интересуется и другими игрушками. Звуковые и музыкальные игрушки особенно любимы малышами начала 2-го года: это и колокольчики, и погремушки, и барабан, металлофон, бубен. Ребенок быстро начинает узнавать их тембр. Он не только находит их по просьбе взрослых, но и самостоятельно «музицирует».
Дитя второго года жизни все так же требует за собой «глаз да глаз», поэтому это очень тяжелый год в жизни родителей. Многие предметы обладают скрытыми, а порой и опасными свойствами, о которых дитя не пока ничего не догадывается. Но, как же малыш сможет узнать, что такое острое - тупое, холодное - горячее, колючее - гладкое, если не потрогает это?
О развивающем видео, методиках и проч..
А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется – об этом в статье «Развивающее детское видео – обратная сторона медали». Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.
Секреты воспитания
Это волнующее слово «Кризис». Как избежать кризиса первого года ребенка?
Рубеж первого года жизни - это важный этап в становлении личности реенка: он начинает осознавать себя самостоятельным человеком. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, никак не хочет ложиться в постель, если пора спать, чем ставит родителей в тупик. Как вести себя с малышом, чтобы избежать неприятностей первого в его жизни кризиса? Об этом читайте в статье "Кризис первого года – как его преодолеть ? "
Воспитание любовью...
Воспитывать ребенка любовью – это значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни. На основании материнской любви уже в подознание закладывается его собственная самооценка, уверенность в себе и защищенность...
Как правильно сказать ребенку «нет»
А что делать, чтобы запретов было меньше - читайте
Как правильно похвалить ребенка
Когда начинать приучение к горшку?
Союз педиатров России рекомендует родителям начинать обучение ребенка туалетным навыкам после достоверного определения у него признаков готовности к обучению, таких как моторные умения и способность управлять мышцами сфинктера. Как указывают авторитетные специалисты, эти признаки обычно становятся очевидными в возрасте около 18 месяцев.
На настоящий момент – самое большее, что Вы сможете сделать – это отказаться от подгузников в дневное время, одевая их лишь на ночь.
Физическое развитие ребенка
Закаливание
Чтобы узнать, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами – читайте в разделе: «Закаливание детей ». . Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы
В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял - чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий.
И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребёнка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.
Характер малыша в 1 год и 2 месяца
Девятый скачок роста дает ребёнку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.
Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон - у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.
Признаки скачка развития у ребёнка:
- Буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
- Плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
- Хуже ест;
- Резко меняет настроение ;
- Не даёт себя одевать;
- Стесняется окружающих;
- Внезапно может о чём-то задуматься, уставившись в пустоту.
Время принципов
Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:
- Проявляет собственничество в отношении своих вещей;
- Наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
- Проявляет инициативу;
- Делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
- Настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).
Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:
- Изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
- Дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
- Прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъём, играя с мячиком или машинками;
- Пытается осторожно обращаться с вещами.
Как помочь ребёнку?
Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он ещё маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).
Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас - нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…
Позвольте ребёнку экспериментировать в том, что для него не опасно:
- Не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
- Разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться – любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
- Пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
- Пусть он подражает другим людям. А вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.
Переговоры
В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребёнком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведёт.
Не пропустите новую статью про сон малыша |
Постепенно социальное поведение ребёнка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.
Чувство юмора
Ребёнку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.
Игры
Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:
- Будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды – всё, что делают взрослые;
- Прятки;
- Книжки-игрушки;
- Мячики;
- Песочница;
- Чаепитие с игрушками;
- Игрушки-каталки;
- Катание с горки.
Завершение скачка. Что изменилось?
После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.
Центр Детского сна и развития «BabySleep»
P.S. Расскажите, пожалуйста, в комментариях: как у вашего ребёнка прошел девятый скачок развития? Чему новому научился малыш и как это отразилось на его поведении и сне?
Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.